В разделе комментарии законодательства содержится путеводитель по налогам

Опубликовано: 15.05.2024

Анализ судебной практики и разъяснения по практическим вопросам (договоры, корпоративные и трудовые споры, госуслуги, корпоративные процедуры, закупки и др.), изменения в регулировании договоров, постатейные комментарии к законам и кодексам, книги и учебники по актуальным вопросам законодательства, юридические консультации, пресса.

  • Информационный банк "Путеводитель по договорной работе"

Рекомендации по составлению договоров: особенности условий для каждой стороны, примеры формулировок, возможные риски. Приводится судебная практика, с помощью которой сторона сможет обосновать свою позицию при наступлении риска.

Рассмотрены наиболее распространенные договоры:
• поставки;
• аренды;
• подряда;
• возмездного оказания услуг и др.

  • Информационный банк "Путеводитель по судебной практике (ГК РФ)"

Анализ судебной практики по актуальным и сложным вопросам применения части второй Гражданского кодекса РФ. Представлены позиции судов и выводы из судебной практики.

Содержит информацию о наиболее востребованных гражданско-правовых договорах:
• купли-продажи;
• поставки;
• аренды;
• подряда и др.

  • Информационный банк "Путеводитель по корпоративным процедурам"

Пошаговые рекомендации о порядке проведения корпоративных процедур АО и ООО и подготовки документов для них. Нормативное регулирование, способы и сроки проведения процедуры, оформление документов и возможные последствия.

  • Информационный банк "Путеводитель по корпоративным спорам"

Анализ судебной практики по вопросам применения норм корпоративного права (законы об ООО, АО и др.) - позиции и выводы судов, реквизиты решений.

Рассмотрены темы:
• создание, реорганизация, ликвидация хозяйственных обществ;
• различные аспекты текущей деятельности организаций (формирование органов общества, дополнительный выпуск акций, крупные сделки и пр.);
• сделки с акциями (долями) и др.

  • Информационный банк "Путеводитель по трудовым спорам"

Анализ судебной практики по спорам, возникающим при увольнении работников по различным основаниям. Приведены позиции судов разных регионов, точки зрения экспертов в области трудового права.

Специальный раздел Путеводителя посвящен описанию последствий, которые возникают для работодателя в зависимости от решения суда.

  • Информационный банк "Путеводитель по госуслугам для юридических лиц"

Пошаговый порядок получения разрешений, лицензий и аккредитаций, а также подачи в госорганы уведомительных документов, предусмотренных федеральным законодательством.

  • Информационный банк "Путеводитель по контрактной системе в сфере закупок"

Пошаговые рекомендации о процедурах проведения закупок по правилам Федерального закона N 44-ФЗ. Разъяснения по всем этапам, образцы документов, практические примеры и другая полезная информация.

  • Информационный банк "Путеводитель по спорам в сфере закупок"

Анализ практики госорганов и судов по решению спорных вопросов в сфере закупок (законы N 44-ФЗ и N 223-ФЗ). По каждому спорному вопросу - подборка позиций арбитражных судов и госорганов (ФАС России, Минэкономразвития России).

  • Информационный банк "Изменения в регулировании договоров"

Изменения законодательства, судебной практики и налогообложения по различным видам гражданско-правовых договоров за определенный период.

Варианты поставки:
• Поставляется отдельно

  • Информационный банк "Изменения в регулировании корпоративных процедур"

Изменения законодательства по всем основным корпоративным процедурам для ООО, АО, ИП, НКО.

Варианты поставки:
• Поставляется отдельно

  • Информационный банк "Изменения в судебно-претензионной работе"

Изменения по наиболее распространенным вопросам арбитражного и гражданского процесса, административного и исполнительного производства.

Варианты поставки:
• Поставляется отдельно

  • Информационный банк "Изменения в регулировании госзакупок"

Изменения в регулировании госзакупок по закону N 44-ФЗ.

Варианты поставки:
• Поставляется отдельно

  • Информационный банк "Изменения в проверках органами власти"

Изменения законодательства по процедурам проведения наиболее массовых проверок организаций органами власти.

Варианты поставки:
• Поставляется отдельно

  • Информационный банк "Проверки и штрафы"

Информация по всем основным проверкам (Роспотребнадзора, ГИТ, ФНС, ФСС, ПФР, прокуратуры, Роскомнадзора). Готовые решения с порядком действий по проверкам и штрафам. Актуальные образцы заполнения форм (ответы органам власти, возражения, заявления и др.).

Варианты поставки:
• Поставляется отдельно

  • Информационный банк "Ответственность за нарушение часто применяемых норм"

Последствия нарушения часто применяемых статей законов и кодексов. Список нарушений, все виды ответственности по каждому, ссылки на статьи правовых актов.

Варианты поставки:
• Поставляется отдельно

  • Информационный банк "Постатейные комментарии и книги"

Постатейные комментарии к законам и кодексам, монографии, книги и учебники по актуальным вопросам законодательства от ведущих издательств юридической литературы.

  • Информационный банк "Юридическая пресса"

Готовые решения, статьи из специализированных журналов и газет на правовые темы, консультации по юридическим вопросам, ответы на повседневные правовые вопросы.

Все варианты поставки информационных банков можно уточнить в региональном информационном центре КонсультантПлюс.

  • Новогоднее поздравление генерального директора компании "КонсультантПлюс"
  • Раздел "Комментарии законодательства" - максимум информации для юристов
  • Что ждет налогоплательщиков в 2012 году?
  • А вы знаете, как правильно. Обратитесь к Путеводителям. Как оформить личную карточку работника (форма N Т-2) в случае переноса отпуска?
  • Разбираемся в спорной ситуации
  • Новое в системе. "Справочная информация: Структура и функции органов исполнительной власти и управления"
  • Как списать безнадежную налоговую задолженность

генеральный директор компании
Дорогие друзья!

Наступает самый долгожданный и радостный праздник. От всей души поздравляю вас, наших пользователей, с Новым годом и Рождеством! Желаю крепкого здоровья, бодрости, оптимизма, семейного благополучия, творческих успехов и процветания! Пусть у каждого из нас будет возможность реализовать свои личные планы и воплотить в жизнь заветные мечты.

Для компании "КонсультантПлюс" 2011 г. стал важным этапом. Мы продолжили развитие системы, чтобы сделать вашу работу еще легче. Осенью вышла обновленная Технология ПРОФ 2012, которая обеспечивает более удобную работу и простой поиск документов. Стали доступны новые онлайн-сервисы: "Онлайн-заказ документов" и "Горячие документы".

Для бухгалтеров государственных (муниципальных) учреждений подготовлены новые практические пособия, которые вошли в "Путеводитель по бюджетному учету и налогам". Теперь, используя этот Путеводитель, специалисты смогут еще быстрее принимать верные решения. Новые полезные материалы для бухгалтеров и юристов были добавлены и в другие Путеводители в системе.

Впереди у нас c вами немало интересных дел, новых достижений. В следующем году мы постараемся в очередной раз приятно удивить вас новинками, чтобы КонсультантПлюс всегда оставался вашим надежным помощником.

С наступающим Новым годом!

С уважением
Дмитрий Новиков,
генеральный директор компании "КонсультантПлюс"

Раздел "Комментарии законодательства" - максимум информации для юристов

Уникальные Путеводители, авторитетные комментарии, вопросы-ответы, профессиональная пресса помогают разобраться во всех нюансах применения законодательства. В разделе представлено большое количество монографий и учебников. Все эти материалы существенно облегчают ежедневную работу специалистов юридического профиля

Раздел "Комментарии законодательства" (см. схему) регулярно пополняется новыми книгами, комментариями к правовым актам, публикациями прессы.

Путеводители в помощь юристу

Раздел
В раздел "Комментарии законодательства" входят три Путеводителя КонсультантПлюс для юристов: "Путеводитель по корпоративным спорам", "Путеводитель по судебной практике (ГК РФ)" и "Путеводитель по договорной работе". В Путеводителях КонсультантПлюс специалисты найдут все необходимое для решения сложных, неоднозначных вопросов, смогут оценить ситуацию со всех сторон и принять правильное решение с учетом возможных рисков.

Важно отметить, что информация в Путеводителях регулярно обновляется с учетом последних изменений законодательства. Все последние изменения можно посмотреть, воспользовавшись специальной ссылкой "См. изменения за последний месяц", размещенной в начале каждого материала.

Книжные новинки

Раздел
Среди недавно включенных в информационный банк "Постатейные комментарии и книги" материалов можно выделить интересные книжные новинки этого года. Они наверняка окажутся полезными для юристов различных областей деятельности:

  • "Упрощенное производство в арбитражном процессе: Монография", автор Н.В. Сивак ("Проспект", 2011);
  • "Борьба за признание судебного правотворчества в европейском и американском праве", автор А.Г. Карапетов ("Статут", 2011);
  • "Научно-практический комментарий к Федеральному закону "О третейских судах в Российской Федерации" с обзором судебно-арбитражной практики", под ред. А.Н. Лысенко, А.А. Хорошева ("Деловой двор", 2011).

Юридическая пресса и книги

Работа юриста немыслима без знакомства с периодикой. Информационный банк "Юридическая пресса" содержит материалы популярных отраслевых изданий "ЭЖ-Юрист", "Адвокат", "Законодательство и экономика", "Журнал российского права", "Финансовое право", "Право и экономика" и др. Всего в банк включено более 55 тысяч материалов из более чем 80 изданий.

Отметим, что только в систему КонсультантПлюс включаются журналы Издательской группы "Юрист": "Арбитражный и гражданский процесс", "Российский судья", "Юрист", "Адвокатская практика" и др.

Консультации в форме "вопрос-ответ"

Структура раздела

Что ждет налогоплательщиков в 2012 году?

С 1 января 2012 г. вступит в силу ряд поправок, внесенных в налоговое законодательство. В частности, будут действовать новые правила признания расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). Значимым событием 2012 г. является введение в часть первую Налогового кодекса РФ нового раздела о порядке определения рыночных цен и правовом регулировании сделок между взаимозависимыми лицами*

Часть первая Налогового кодекса РФ

В отношении сделок, по которым доходы и расходы будут учтены начиная с 1 января 2012 г., должен применяться новый порядок определения цен для целей налогообложения.

Для некоторых из новых норм предусмотрены переходные положения. Старые правила (ст. 20 и ст. 40 НК РФ) фактически утрачивают силу, поскольку их можно применять в отношении только тех сделок, доходы и расходы по которым в целях налога на прибыль признаются до 1 января 2012 г.

Коротко о новшествах:

  • налогоплательщики будут обязаны уведомлять налоговый орган по месту своего нахождения о контролируемых сделках;
  • если налогоплательщик при совершении контролируемых сделок в целях налогообложения использовал не соответствующие рыночным цены, по окончании календарного года суммы перечисленных авансовых платежей и налогов он сможет доплатить самостоятельно, исходя из рыночных цен;
  • крупнейшие налогоплательщики смогут заключить соглашение о ценообразовании. Оно обезопасит их от доначисления налогов, пеней и штрафов по контролируемым сделкам;
  • участники контролируемых сделок будут вправе проводить симметричные корректировки налоговых обязательств исходя из сумм налогов, доначисленных одному из участников сделки в связи с применением цен, не соответствующих рыночным.

НДФЛ

О поправках в налоговое законодательство
В гл. 23 НК РФ скорректирован перечень выплат, не облагаемых НДФЛ. В него, в частности, включена компенсация добровольцам, безвозмездно выполняющим работы (оказывающим услуги) по гражданско-правовым договорам, расходов, которые связаны с исполнением таких договоров, а также расходов на наем жилого помещения, на проезд к месту осуществления благотворительной деятельности и обратно, на питание и т.п. С 1 января 2012 г. физлица смогут получить социальный вычет при перечислении из своего дохода пожертвований благотворительным организациям и иным социально ориентированным некоммерческим организациям, а также некоммерческим организациям на формирование или пополнение целевого капитала.

Налог на прибыль

С 1 января 2012 г. налогоплательщики смогут включать в прочие расходы затраты, связанные с безвозмездным оказанием услуг по изготовлению или распространению социальной рекламы. Нововведением является то, что некоммерческие организации будут вправе формировать резерв предстоящих расходов, которые осуществляются в рамках предпринимательской деятельности и учитываются для целей налогообложения прибыли. Кроме того, налогоплательщики смогут формировать резерв предстоящих расходов на НИОКР. Вообще порядок учета расходов на НИОКР с 1 января 2012 г. значительно изменится, и тем самым разрешится множество спорных вопросов, возникающих в настоящее время.

___________
* Информация приведена по состоянию на 5 ноября 2011 г.

Путеводители КонсультантПлюс
А вы знаете, как правильно. Обратитесь к Путеводителям

Как оформить личную карточку работника (форма N Т-2) в случае переноса отпуска?

Важно учесть, что порядок внесения изменений в личную карточку различен в случае переноса всего отпуска и его части.

Распространенная ситуация

Дата ухода сотрудника организации в основной отпуск, указанная в графике отпусков, была изменена по семейным обстоятельствам. Как в этом случае оформить личную карточку работника (форма N Т-2), чтобы правильно отразить в ней перенос отпуска?

Разберемся с помощью "Путеводителя по кадровым вопросам"

Вся информация об отпусках, предоставляемых сотруднику в период работы в организации, учитывается в личной карточке (форма N Т-2). В "Путеводителе по кадровым вопросам" отмечено, что, если отпуск переносится уже после издания приказа и заполнения соответствующего раздела личной карточки, то внесенная информация требует корректировки. Это необходимо для правильного подсчета неиспользованных дней отпуска в будущем. Другими словами, в форму N Т-2 нужно внести информацию о фактически использованных днях отпуска.

При этом в Путеводителе указывается, что порядок внесения таких изменений не установлен, поэтому на практике могут быть применены несколько способов изменения. Это зависит от того, был ли перенесен отпуск целиком или только его часть. Для обоих случаев в "Путеводителе по кадровым вопросам" подробно изложен порядок внесения исправлений и приведены образцы заполнения личной карточки.

Вся информация по кадровым вопросам

"Путеводитель по кадровым вопросам" содержит всю необходимую информацию по вопросам взаимоотношений работодателя и работника. В нем найдутся практические рекомендации по вопросам трудового законодательства, формы документов и образцы их заполнения. Тематика Путеводителя обширна: прием на работу, аттестация, материальная ответственность, установление зарплаты, изменение условий трудового договора и его расторжение (в том числе коллективного договора), перевод на другую должность, дисциплинарные взыскания, командировки, отпуска и многие другие вопросы.

В помощь кадровикам, бухгалтерам и менеджерам по персоналу в "Путеводителе по кадровым вопросам" представлены не только официальные бланки документов (утвержденных Госкомстатом и другими ведомствами), но и образцы их заполнения. Причем приведены образцы как официальные, так и произвольные: акты, приказы, соглашения, уведомления и другие документы, необходимые для организации кадрового делопроизводства. Образцы содержат конкретные формулировки (в т. ч. для записей в трудовые книжки и др.).

Разбираемся в спорной ситуации
Разбираемся в спорной ситуации

У специалистов нередко возникает вопрос: нужно ли исчислять НДС с аванса, если он получен в периоде отгрузки? Разобраться в ситуации поможет "Путеводитель по налогам"

Суть проблемы

Нередко аванс в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг) продавец получает от покупателя в том же периоде, в котором отгружает товары (или выполняет работы, оказывает услуги).

По общему правилу при получении предоплаты продавец должен определить налоговую базу, исчислить НДС и выставить покупателю счет-фактуру. Впоследствии, при отгрузке, сумму налога продавец может принять к вычету (пп. 2 п. 1 ст. 167, абз. 2 п. 1 ст. 168, п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ). Однако, если перечисление аванса и отгрузка происходят в одном и том же периоде, то и НДС с суммы предоплаты начисляется и принимается к вычету в одном периоде. То есть в случае, если товары (работы, услуги) отгружаются на сумму, равную или большую, чем предоплата, величина НДС к уплате по итогам налогового периода не зависит от того, был ли исчислен налог с аванса или сразу со стоимости отгруженных товаров (работ, услуг).

Шаг 1. В Быстром поиске задайте: АВАНС В ПЕРИОДЕ ОТГРУЗКИ НДС.

Шаг 2. В результатах поиска выберите вкладку "Путеводители". Первым в списке будет "Путеводитель по налогам. Практическое пособие по НДС". Откройте его.

Результат. Сразу попадаем в раздел 22.2.1.1.1 "Если аванс получен в периоде отгрузки", где подробно рассмотрен интересующий вопрос.

Точки зрения по ситуации

По мнению контролирующих органов, если предоплата поступает в периоде отгрузки, НДС нужно исчислять как с аванса, так и с выручки от реализации товаров (работ, услуг) (письма Минфина России от 12.10.2011 N 03-07-14/99, ФНС России от 20.07.2011 N ЕД-4-3/11684, от 10.03.2011 N КЕ-4-3/3790, от 15.02.2011 N КЕ-3-3/354@, УФНС России по г. Москве от 02.06.2005 N 19-11/39279, от 31.01.2005 N 19-11/5754).

В то же время судьи, как правило, придерживаются иной точки зрения. По их мнению, платеж, полученный в периоде отгрузки, вообще не является авансовым. Поэтому и НДС в таком случае исчислять не нужно (Определение ВАС РФ от 19.09.2008 N 11691/08, постановления ФАС Московского округа от 23.04.2010 N КА-А40/3908-10, ФАС Северо-Кавказского округа от 11.03.2011 N А32-3034/2009, от 03.06.2010 N А53-22275/2009)*.

Подробно разбираемся в вопросе

Вопрос-ответ
Авторы практического пособия полагают, что исчислять НДС с аванса необходимо независимо от того, в каком периоде произошла отгрузка, поскольку при получении аванса у продавца возникает обязанность выставить покупателю "авансовый" счет-фактуру (п. 3 ст. 168 НК РФ).

Отметим, что в некоторых своих разъяснениях контролирующие органы делают исключение из этого правила. Так, они полагают, что, если между предоплатой и отгрузкой прошло не более пяти календарных дней, "авансовый" счет-фактуру можно не выставлять (письма Минфина России от 06.03.2009 N 03-07-15/39 (п. 1), УФНС России по г. Москве от 26.05.2009 N 16-15/052780).

Однако ФНС России с этим не соглашается и настаивает на необходимости оформления счета-фактуры на сумму аванса, независимо от того, сколько дней прошло с момента его получения до фактической отгрузки (письма ФНС России от 10.03.2011 N КЕ-4-3/3790, от 15.02.2011 N КЕ-3-3/354@).

В то же время, учитывая арбитражную практику, в случае возникновения споров с проверяющими у налогоплательщиков есть возможность отстоять противоположную точку зрения в суде.

___________
* Подробнее о судебной практике по этому вопросу можно узнать в другом материале "Путеводителя по налогам" - "Энциклопедии спорных ситуаций по НДС".

Новое в системе
"Справочная информация: Структура и функции органов исполнительной власти и управления"

В раздел "Справочная информация" включен материал "Структура и функции органов исполнительной власти и управления", подготовленный специалистами КонсультантПлюс. С помощью этой информации можно легко определить, куда (в какой орган) обращаться за разъяснением норм законодательства, а также найти документы в системе, регламентирующие полномочия и компетенцию каждого органа.

Документ представляет собой пособие по поиску следующей информации:

  • период функционирования органов исполнительной власти и управления;
  • их функции и полномочия в ретроспективе и в настоящий момент;
  • подведомственность органов исполнительной власти и управления;
  • правопреемство функций упраздненных или преобразованных органов исполнительной власти и управления.

При подготовке материала было проанализировано более 500 нормативных документов.

Как искать
Воспользуйтесь вкладкой "Справочная информация" или ссылкой в Стартовом окне и выберите рубрику "Другая информация" в разделе "Иная справочная информация".

Главная книга
Как списать безнадежную налоговую задолженность

Прошло более года с тех пор, как в первую часть Налогового кодекса РФ была внесена поправка о списании с налогоплательщиков безнадежных налоговых долгов, взыскать которые инспекция не может. И налоговая служба оперативно утвердила порядок их списания.

Но проблема заключается в том, что организации или предприниматели не знают, как правильно заявить требования в суде. А ведь списать долг можно только на основании судебного акта. Мы проанализировали сложившуюся за год практику. В первой и апелляционной инстанциях было принято достаточно много решений в пользу организаций. Из статьи в свежем номере журнала "Главная книга" (N 23, 2011) вы узнаете, что же нужно сделать, чтобы суд вынес справедливое решение с нужной формулировкой и как отразить списание задолженности в бухгалтерском и налоговом учете.

20-основа.jpg


У налогоплательщика есть право получать информацию и разъяснения от налоговых и финансовых органов. Порядку получения разъяснений и последствиям их исполнения посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

Одним из способов снижения налоговых рисков является обращение налогоплательщика за разъяснениями в налоговый или финансовый орган…

Да, это так. В налоговом законодательстве достаточно много положений, которые могут по-разному пониматься налогоплательщиками и налоговыми органами. Эффект неопределенности усиливается от ежегодных поправок. Так, в 2018 году в первую часть НК РФ изменения были внесены шестнадцатью законами. Вторая часть НК РФ правилась сорок одним законом. Продолжается практика принятия законов в конце года.

Конечно, содержащиеся в нормах законодательства о налогах и сборах неясности, противоречия, пробелы, сомнения толкуются в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 НК РФ). Но являются ли они неустранимыми, решается только судебными органами при рассмотрении конкретного дела.

Поэтому налогоплательщикам можно рекомендовать активно пользоваться своими правами на получение информации и разъяснений.

Как распределены обязанности по разъяснению и информированию между финансовыми и налоговыми органами?

Разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах налогоплательщик вправе получать от Минфина России, финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Разъяснения должны представляться по вопросам соответственно законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах (статья 34.2 НК РФ). Это своего рода толкование содержащихся в законодательстве положений.

На налоговые органы возложена обязанность по информированию налогоплательщиков (подпункт 4 пункта 1 статьи 32 НК РФ).

В чем отличие информирования от разъяснений?

Информирование в рассматриваемом случае может пониматься как доведение до сведения налогоплательщика или воспроизведение информации, содержащейся в законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах.

Механизм проведения налоговыми органами информационной работы отражен в регламентах, утвержденных приказом ФНС от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ и приказом Минфина от 02.07.2012 № 99н.

Вместе с тем смысловые отличия информирования и разъяснения фактически неразличимы.

Большинство писем УФНС, а особенно ФНС, по своему содержанию представляют разъяснение методологических вопросов.

Максимальный срок предоставления финансовыми органами разъяснений составляет два месяца со дня поступления запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (пункт 3 статьи 34.2 НК РФ).

Обязан ли финансовый орган предоставить ответ на полученный вопрос по существу?

Минфин не предоставляет разъяснения по вопросам заполнения налоговой отчетности. Такие вопросы направляются для рассмотрения в ФНС.

В ФНС может направляться обращение, относящееся к вопросам правоприменительной практики (пункт 9.20 Регламента Минфина, утвержденного приказом Минфина от 15.06.2012 № 82н, апелляционное определение Верховного суда от 18.01.2018 № АПЛ17-494).

Следует иметь в виду, что к обязанностям налоговых и финансовых органов не относится консультирование – предоставление советов и рекомендаций по выбору наиболее оптимального для налогоплательщика порядка уплаты налога (письмо ФНС от 27.12.2018 № ГД-4-19/25766@).

Кроме того, не проводится оценка конкретных хозяйственных ситуаций, экспертиза договоров, учредительных, иных документов организаций.

Таким образом, в предоставлении письменных разъяснений может быть отказано, если финансовый орган сочтет, что в запросе содержится просьба не о разъяснении законодательства, а о проведении консультации или экспертизы, например, на предмет применения того или иного режима налогообложения.

Как избежать отказа в предоставлении разъяснений?

Налогоплательщик, который руководствовался разъяснениями уполномоченных органов, при возникновении спора должен будет представить подтверждение полноты и достоверности информации, указанной им в запросе.

Но изложение информации, скажем, о видах выплат в пользу работников для целей получения разъяснения о порядке их налогообложения, не должно подменяться приложением трудовых договоров или локальных актов организации.

Обращение должно содержать вопрос методологического характера по применению НК РФ. Помимо полноты и достоверности изложенной информации, может быть приведено нормативное обоснование позиции налогоплательщика по рассматриваемому вопросу.

Какие основания отказать в предоставлении информации есть у налогового органа?

Не следует формулировать запрос как просьбу подтвердить правильность применения законодательства (подпункт 2 пункта 30 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина от 02.07.2012 № 99н, письмо ФНС от 30.01.2018 № СД-4-3/1642).

Как и финансовый орган, налоговый орган вправе отказать в предоставлении информации, если речь идет о смоделированной ситуации (решение ФНС от 27.12.2017 № АС-3-9/8743@).

Отдельно отметим, что НК РФ предусмотрены специальные основания для рассмотрения налоговым органом заявлений налогоплательщика о предварительной оценке налоговых последствий (в рамках соглашений о ценообразовании и налоговом мониторинге).

Если запрос подписывает не директор общества, нужно ли прикладывать доверенность на представителя?

В принципе, нужно. Но на практике проверка полномочий лица, подписавшего запрос, осуществляется не всегда.

Другое дело, когда налоговый или финансовый орган с учетом статуса организации, направившей запрос, и содержания запроса делает вывод, что заданный вопрос относится к деятельности третьего лица. В этом случае в ответе на запрос будет предложено представить документы, подтверждающие полномочия представителя налогоплательщика, о котором идет речь в запросе (письмо Минфина от 16.11.2018 № 03-03-06//1/82682).

Например, если вопрос касался ставки дивидендов в пользу иностранного учредителя, при том, что в составе участников организации, направившей запрос, таковой отсутствует. Иной распространенный случай – это запросы от аудиторских, консалтинговых компаний.

Что может поменяться в практике получения разъяснений?

В связи с принятием постановления Конституционного суда от 28.11.2017 № 34-П налогоплательщику можно посоветовать обращаться в Минфин или в налоговый орган, в том числе в случаях, если вопрос по налогообложению касается применения законодательства, не относящегося к законодательству о налогах и сборах.

Обязан ли налоговый или финансовый орган запрашивать другой государственный орган, если полученный запрос касается не налогового законодательства?

С другой стороны, в разъяснениях, подготовленных после постановления Конституционного суда от 28.11.2017 № 34-П, по прежнему содержатся положения, предлагающие налогоплательщику обратиться за получением разъяснений в иные государственные органы, или о том, что письмо налогоплательщика направлено для рассмотрения и ответа в иной госорган.

Обязан ли налогоплательщик исполнять полученное письмо Минфина или налогового органа?

Полученное в порядке статей 32, 34.2 НК РФ разъяснение не носит для налогоплательщика обязательного характера. Иными словами, он вправе его проигнорировать и занимать иную позицию.

Если налогоплательщик совершил правонарушение вследствие исполнения разъяснения, он освобождается от ответственности и выплаты пени?

Выполнение письменных разъяснений финансовых органов по вопросам применения законодательства о налогах и сборах признается обстоятельством, исключающим вину лица в совершении любого налогового правонарушения. Также это признается основанием, при наличии которого на сумму недоимки, возникшей у налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), не начисляются пени (подпункт 3 пункта 1 статьи 111, пункт 8 статьи 75 НК РФ).

Причем смысл приведенных законоположений связывает возможность получения освобождения от начисления пени и от штрафа с выполнением налогоплательщиком письменных разъяснений любого финансового органа публичной власти, включая разъяснения финансового органа муниципального образования, а не только финансового органа государственной власти.

Но следует иметь в виду, что полномочия финансовых органов разных уровней власти ограничены толкованием правовых норм, принятых на соответствующем уровне. Скажем, органов местного самоуправления – нормами, принятыми на уровне муниципального образования. Их компетенция не охватывает нормы федерального налогового законодательства и налогового законодательства субъекта Российской Федерации (определение Конституционного суда от 08.11.2018 № 2725-О). Выполнение разъяснений финансового органа, которые предоставлены по вопросам, не относящимся к его компетенции, от пени и штрафа не освобождает.

Освобождает ли от ответственности и пени разъяснение налогового органа?

Да. Тем самым налогоплательщику можно рекомендовать обращаться с запросом как в финансовый, так и в налоговый орган.

Причем отсутствие ответа налогового органа на запрос налогоплательщика о применении законодательства может стать дополнительным фактором для признания последующего решения налогового органа по проверке недействительным: налоговый орган отказался предоставить информацию по существу запроса, а выразил свое мнение по спорной ситуации в решении по результатам проверки.

Такая позиция отражена в определении Верховного суда от 16.02.2018 № 302-КГ17-16602.

Освобождает ли от ответственности разъяснение, размещенное в справочно-правовых системах?

Да, но с оговорками. Это разъяснения, которые изначально были размещены на сайте налоговых и финансовых органов.

Согласно приказу Минфина от 12.11.2015 № 435 публикация разъяснения осуществляется путем размещения извлечения из указанного разъяснения на официальном сайте Минфина России. При этом указываются: номер и дата разъяснения, краткое содержание вопроса, ответ на который содержит разъяснение, изложенный в разъяснении ответ на вопрос; фамилия, имя, отчество должностного лица Минфина, подписавшего разъяснение.

Разъяснения Минфина размещаются также в рубрике «Письма ФНС России, направленные в адрес территориальных налоговых органов» официального сайта Федеральной налоговой службы. Также на сайте размещаются письма самой ФНС. Это разъяснения, обязательные для применения территориальными налоговыми органами.

Кроме того, речь может идти о применении писем массового характера, адресованных неопределенному кругу лиц. В них используется словосочетание «доведите указанные разъяснения до налоговых органов и налогоплательщиков» или аналогичные словосочетания.

К подобным разъяснениям для «неопределенного круга лиц» также относятся письма, содержание которых носит универсальный характер, не зависящий от специфики конкретного налогоплательщика.
Обращаю внимание, что в подавляющем большинстве случаев размещаемые разъяснения налоговых и финансовых органов являются адресными, то есть подготовленными по запросу конкретной организации (физического лица).

При поиске разъяснений в интернете следует убедиться в корректности источников публикации (помимо официальных сайтов, средств массовой информации, учредителем которых выступает госорган, такими источниками могут являться справочно–правовые системы, средства массовой информации, специализирующиеся в сфере учета и налогообложения).

Является ли размещение писем госорганов в справочно–правовых системах официальной публикацией?

Данное понятие в отношении писем неприменимо. Как правило, справочно–правовые системы осуществляют взаимодействие с госорганами в рамках заключенных соглашений. Но это все равно не превращает размещение в подобных системах писем госорганов в их официальное опубликование. Однако данное обстоятельство само по себе не опровергает наличие собственно официального разъяснения.

При возникновении спора у налогоплательщика должны иметься доказательства: распечатанное письмо с указанием источника его размещения или соответствующая копия страницы сайта, заверенные подписью должностного лица налогоплательщика (с расшифровкой подписи), с указанием даты и времени получения информации. Такая распечатка («скриншот») может быть доказательством, в том числе в суде. Не лишним будет сохранить файл, содержащий снимок с экрана, на компьютере или ином носителе информации.

Налоговый орган или суд могут обратиться к тому же самому источнику информации, которым пользовался налогоплательщик, или иным образом удостовериться в наличии разъяснения (направив запрос в орган, издавший разъяснение).

Как поступать, если по конкретному вопросу существует несколько мнений, высказанных Минфином?

Нередко вывод об изменении позиции министерства не всегда справедлив. При наличии «разных» писем Минфина не учитывается трактовка тех или иных положений разъяснений, содержание вопроса, в ответ на который подготовлено разъяснение, произошедшие изменения в законодательстве за истекший период.
Разъяснения не являются нормативными актами, они не подлежат обязательному официальному опубликованию. Поэтому очень редко в последующих разъяснениях говорится о неприменении ранее изданных разъяснений.

Если налогоплательщик пользуется официальными интернет–сайтами государственных органов, справочными правовыми системами и отслеживает размещаемые разъяснения, то следует учитывать последнее по времени разъяснение.

При наличии в периоде совершения операции более позднего разъяснения, относящегося к той же самой ситуации, с иной позицией, налоговый орган или суд может не признать предшествующее разъяснение обстоятельством, освобождающим от ответственности и пени, если в результате его применения в последующем налоговом периоде налогоплательщик неправильно исчислил налог.

Как поступать при наличии расхождений в разъяснениях Минфина и ФНС?

Налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина по вопросам применения законодательства о налогах и сборах (подпункт 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ).

В настоящее время существование разных позиций Минфина и ФНС, как правило, носит очень непродолжительный характер. Поэтому налогоплательщику рекомендуется дождаться согласованной позиции, в том числе направив свой запрос.

Может ли позиция налогового органа отличаться от позиции, изложенной в письме ФНС?

Налоговые органы порою игнорируют разъяснения ФНС, изданные, что называется «в пользу налогоплательщика». Сюда входят те разъяснения, которые размещены в разделе интернет-сайта ФНС как обязательные для применения налоговыми органами.

В случае возникновения такой ситуации в процессе рассмотрения материалов дела о налоговом правонарушении налогоплательщику как можно раньше следует сообщить об этом факте в ФНС (а если речь идет уже о принятом решении инспекции, то обжаловать его в ФНС).

Иначе, как иногда происходит, арбитражные суды вполне могут занять позицию не в пользу налогоплательщика, несмотря на положительные для него разъяснения Минфина и ФНС.

Как реализуются положения НК РФ об освобождении от ответственности?

Обстоятельства, освобождающие от ответственности, устанавливаются при наличии соответствующих документов, по смыслу и содержанию относящихся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов.

Выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений (причина) должно предшествовать совершению правонарушения (следствие).

По смыслу и содержанию разъяснение должно в полной мере соотноситься с условиями деятельности налогоплательщика в налоговом (отчетном, расчетном) периоде.

Если налогоплательщик в качестве возражений к акту проверки прикладывает разъяснение, то налоговым органом должно приниматься решение об отказе в привлечении к ответственности?

В акте налоговой проверки указываются документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых.
Лицо не может быть привлечено к ответственности при отсутствии вины в совершении налогового правонарушения. Наличие (отсутствие) обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, непосредственно влияет на возможность применения ответственности.

Проверка данных обстоятельств является обязанностью налоговых органов и суда.

В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа. В случае применения подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ указывается на выполнение налогоплательщиком разъяснений и приводятся их реквизиты.

Решение об отказе в привлечении лица к ответственности выносится руководителем (заместителем руководителя) налогового органа или судом.

1. «Постатейные комментарии и книги»

Информационный банк содержит постатейные комментарии к законам и кодексам, дающие развернутое толкование правовых норм, монографии, книги и учебники по актуальным вопросам законодательства и права.

2. «Путеводитель по договорной работе»

Путеводитель содержит информацию, необходимую юристу для составления договоров, - особенности условий для каждой стороны, примеры формулировок условий, возможные риски. Рассмотрены наиболее распространенные договоры: поставки, аренды, подряда, возмездного оказания услуг. По каждому виду договора в Путеводителе представлено три документа:

  • рекомендации по заключению договора;
  • риски одной стороны договора;
  • риски другой стороны договора.

3. «Путеводитель по судебной практике (ГК РФ)»

Информационный банк содержит анализ решений судов по наиболее актуальным и сложным вопросам применения части второй Гражданского кодекса РФ за последние три года.
Информационный банк содержит подробную информацию о 16 наиболее востребованных гражданско-правовых договорах (договорах купли-продажи, поставки, аренды зданий и сооружений, подряда, займа, кредита, комиссии и другие).

4. «Путеводитель по корпоративным спорам»

Информационный банк содержит анализ судебной практики по вопросам применения норм корпоративного законодательства (законы об ООО, АО и др.) за последние три года.
Тематика материалов информационного банка:

  • создание, реорганизация, ликвидация хозяйственных обществ;
  • различные аспекты текущей деятельности организаций (формирование органов общества, дополнительный выпуск акций, крупные сделки и пр.);
  • сделки с акциями (долями);
  • административная ответственность эмитентов, регистраторов и пр.
  • антимонопольное регулирование.

5. «Путеводитель по госуслугам для юридических лиц»

«Путеводитель по госуслугам для юридических лиц» содержит пошаговые рекомендации о порядке получения лицензий, разрешений и аккредитаций, а также подачи в госорганы уведомительных документов, предусмотренных федеральным законодательством.

Информационный банк содержит подробную информацию о получении лицензий для медицинской, образовательной деятельности, для перевозок пассажиров автотранспортом (оборудованным для перевозок более восьми человек) и др. Также рассмотрен порядок регистрации ККТ, СМИ, транспортных средств, подачи уведомлений о намерении осуществлять обработку персональных данных, получения выписок из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и другие темы.

6. «Путеводитель по корпоративным процедурам»

«Путеводитель по корпоративным процедурам» содержит все необходимые сведения (пошаговые рекомендации) о порядке проведения корпоративных процедур и подготовки документов для них.

Информационный банк содержит подробную информацию о создании ООО и АО, увеличении и уменьшении уставного капитала ООО, заключении сделки по отчуждению доли третьему лицу, внеочередном общем собрании акционеров, выплате дивидендов в АО и др.

7. «Юридическая пресса»

Информационный банк содержит аналитические статьи из более чем 80 специализированных журналов и газет на актуальные темы законодательства и права, а также консультации в форме «вопрос-ответ» по сложным и спорным юридическим вопросам, которые часто возникают в деятельности юристов, не имеют однозначного или очевидного решения.

Раздел «Комментарии законодательства»

Постатейные комментарии к законам и кодексам с анализом правовых норм; книги и монографии ведущих юристов.

Содержит информацию, необходимую юристу для составления договоров, - особенности условий для каждой стороны, примеры формулировок условий, возможные риски.

Содержит анализ судебной практики по наиболее актуальным и сложным вопросам применения части второй Гражданского кодекса РФ за последние три года

Содержит анализ судебной практики по вопросам применения норм корпоративного права за последние три года

Содержит пошаговые рекомендации о порядке получения лицензий, разрешений и аккредитаций, а также подачи в госорганы различных уведомлений.

Содержит все необходимые сведения о порядке проведения корпоративных процедур и подготовки документов для них

Содержит подробные пошаговые инструкции по основным этапам проведения закупок (согласно Федеральному закону N 44-ФЗ)

Содержит информацию о спорных ситуациях и подходах госорганов и судов к их решению

Аналитические статьи из более чем 80 специализированных журналов и газет на актуальные темы законодательства и права, а также консультации в форме "вопрос-ответ" по сложным и спорным юридическим вопросам.

Содержит пошаговые рекомендации о порядке получения лицензий, разрешений и аккредитаций, а также подачи в госорганы различных уведомлений

Содержит практические пособия и энциклопедии спорных ситуаций по налогам и взносам, бухотчетности, налоговым проверкам и другим вопросам части I НК РФ:

  • Практическое пособие по НДС
  • Энциклопедия спорных ситуаций по НДС
  • Практическое пособие по налогу на прибыль
  • Энциклопедия спорных ситуаций по налогу на прибыль
  • Практическое пособие по бухгалтерской отчетности
  • Другие материалы

Практические пособия в "Путеводителе по налогам"

Практическое пособие отражает порядок действий бухгалтера по важнейшим вопросам налогообложения и бухгалтерского учета.

В практических пособиях собрана и удобно структурирована вся необходимая информация из Налогового кодекса РФ и сотен документов, регулирующих порядок действий по тому или иному налогу, взносу. Таким образом, снижается риск пропустить важное и не заметить изменения в законодательстве.

В первую очередь практические пособия будут интересны рядовым бухгалтерам, главным бухгалтерам мелких и средних организаций. Пособия существенно облегчат погружение в новые вопросы. Пособия можно использовать как руководство к действию.

Начинающие бухгалтеры могут применять материал как обучающее пособие.

Высококвалифицированные бухгалтеры, финансовые специалисты, главные бухгалтеры крупных организаций, аудиторы и юристы, занимающиеся налоговой тематикой, могут использовать практические пособия в качестве точки входа в проблему для изучения общей картины и перехода к энциклопедиям спорных ситуаций для анализа всех точек зрения и возможных последствий различных вариантов действий. В крупных организациях главный бухгалтер может применять практические пособия в работе со своими сотрудниками.


Практическое пособие содержит:

  • Подробные инструкции о порядке исчисления и уплаты налогов и страховых взносов
  • Для каждой ситуации даны:
    - числовые примеры с расчетами для каждой ситуации
    - образцы бухгалтерских проводок
    - примеры заполнения форм отчетности и других документов
    - наглядные схемы. Например, схемы налоговых проверок или порядок зачета и возврата излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов, пеней и штрафов и т.п.
  • Каждый налог описан в следующей структуре: общие положения и ситуации из практики
  • Разобраны наиболее типичные и распространенные вопросы, в том числе не имеющие однозначного решения
  • Даны различные варианты с учетом сложившейся практики и судебных решений
  • Ссылки на правовые акты, письма профильных ведомств (Минфина России и др.), судебные акты.

Темы практических пособий:

  • по заполнению отчета о целевом использовании средств
  • по годовой бухгалтерской отчетности
  • по уплате налогов. Взыскание недоимки, пеней, штрафов
  • по зачету и возврату налогов (пеней, штрафов)
  • по налоговым проверкам
  • по НДС
  • по налогу на прибыль
  • по страховым взносам на обязательное социальное страхование
  • по НДФ/1
  • по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний
  • по налогу на имущество организаций
  • по УСН
  • по ЕНВД.

Энциклопедии спорных ситуаций в "Путеводителе по налогам"

В Энциклопедии спорных ситуаций представлены различные точки зрения по спорным вопросам, которые не урегулированы Налоговым кодексом РФ.

Главным бухгалтерам и их заместителям, которые в процессе работы так или иначе сталкиваются со спорными ситуациями, по которым существуют противоположные позиции, энциклопедии существенно облегчат погружение в вопросы, представят весь спектр мнений, а также список документов в подтверждение позиции. Это поможет оценить риски разных вариантов действий и принять самостоятельное решение по сложным вопросам.

Финансовым директорам, аудиторам, налоговым юристам и экспертам в области налогообложения важно, что по каждой ситуации проработана вся сложившаяся арбитражная практика, которая есть в системе. На самостоятельный анализ такой арбитражной практики у пользователей ушло бы очень много времени.

Рядовым бухгалтерам, отвечающим только за какой-то узкий участок работ, энциклопедии будут интересны в меньшей степени, чем предыдущим группам. Они могут обращаться к ним для того, чтобы самим немного разобраться в ситуации прежде, чем обращаться к своему начальнику с этим вопросом.


Свойства Энциклопедий спорных ситуаций:

  • Выявлены спорные ситуации по конкретному налогу
  • По каждой ситуации даны все существующие точки зрения и возможные варианты действий:
    - приводится официальная позиция Минфина России, ФНС России, судебных органов, а также мнения специалистов этих ведомств и независимых экспертов
    - если по спорной ситуации пока отсутствует официальная позиция органов, она законодательно не урегулирована, то будут приведены судебные решения по ней, отражающие различные исходы
    - в случае, когда по такой ситуации нет также и сложившейся арбитражной практики, то может содержаться только позиция экспертов. Как только появятся другие точки зрения, они с очередным обновлением попадут в энциклопедию
  • Каждая позиция обоснована подборкой документов
  • По ссылкам можно быстро перейти к полным текстам этих документов (правовым актам, судебной практике, консультациям, публикациям прессы)

Темы энциклопедии спорных ситуаций:

  • по части первой Налогового кодекса РФ
  • по НДС
  • по налогу на прибыль
  • по НДФ/1 и взносам во внебюджетные фонды
  • по ЕСН и пенсионным взносам (до 2010 г.).

Куда включается

ИБ «Путеводитель по налогам» включен в раздел «Финансовые и кадровые консультации» в комплектах КонсультантПлюс:

Читайте также: