Структура налоговой системы курсовая

Опубликовано: 17.05.2024

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.


Наименование:

Информация:

Описание (план):

Регистрационный номер______________________
«___»__________________2006 г.

По дисциплине: Финансовое право

Тема: Налоговая система Российской Федерации

Выполнила студентка ___________ группы
Специальность «Правоведение»
Котова Елена Александровна
Домашний адрес:______________________
__________________________ ___________
__________________________ ___________
Телефон: ____________________________

Преподаватель_____________ ___________
__________________________ ___________
__________________________ ___________
Оценка____________________ __________
«___»_________ _______2006 г.
Подпись___________________ __________


Рубцовск 2006 г.
Содержание

Введение 3
1. Понятие и основные элементы налоговой системы России 4
2. Правовая основа налоговой системы 6
3. Структура российской налоговой системы 8
Заключение 10
Список литературы

Данная тема - «Налоговая система Российской Федерации» - сложна, интересна и в то же время важна, потому что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.
Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Экономические преобразования в современной России и реформирование отношений собственности существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.
В своей работе автор раскрывает понятие налоговой системы, говорит о целевых установках налоговой системы, о классификации налогов, о функциях и роле налогообложения в экономической системе общества.
Цель данной работы - раскрыть налоговую систему России, её сущность, проблемы и перспективы развития.

    Понятие и основные элементы налоговой системы России

Действующая в настоящее время в России налоговая система имеет относительно короткую историю. Она начала складываться только в 1992 г., а основные законы, регулирующие вопросы налогообложения, были приняты парламентом России в декабре 1991 г. На протяжении прошедших лет российская налоговая система подвергалась множеству изменений, уточнений и модификаций, однако основные элементы и принципы построения этой системы в целом сохранились и поныне.
Налоговая система России включает следующие элементы:
      взаимосогласованная совокупность налогов, сборов и платежей, используемых в той или иной стране для финансирования государственного бюджета и внебюджетных фондов;
      система законов, указов и подзаконных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты в бюджет различных налогов, сборов и иных налоговых платежей.
В зависимости от характера государственного устройства налоговая система может включать федеральные (центральные) налоги, налоги административно- территориальных образований (или налоги субъектов Федерации) и местные налоги и сборы. Как правило, в рамках второй и третьей категорий налогов выделяются налоги, носящие обязательный характер, и налоги, которые могут быть введены по решению региональных и местных органов власти.
Налоги административно- территориальных образований и местные налоги и сборы зачисляются в соответствующие бюджеты, а из числа федеральных налогов могут выделяться те, которые распределяются между бюджетами различных уровней для балансирования бюджетной системы и дотирования местных бюджетов (группа регулирующих налогов).
Налоговая система Российской Федерации состоит из трех групп налогов: федеральные налоги; региональные налоги (налоги республик в составе Российской Федерации, налоги краев, областей, автономной области, автономных округов) и местные налоги и сборы.
К федеральным налогам Российской Федерации в настоящее время относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы на отдельные виды и группы товаров, налог на операции с ценными бумагами, таможенная пошлина, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, платежи за пользование природными ресурсами, подоходный налог (налог на прибыль) предприятий, подоходный налог с физических лиц, налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, государственная пошлина, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, налог на покупку валюты.
К республиканским налогам относятся налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц.
К местным налогам и сборам относятся налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, составляющие группу общеобязательных налогов, а также целый ряд других налогов и сборов (курортный сбор, лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями, налог на содержание жилого фонда и объектов социальной сферы и ряд других налогов и др.).

    Правовая основа налоговой системы

Законодательство, регулирующее взаимоотношения по поводу исчисления и уплаты налогов в бюджет, в настоящее время включает три категории нормативных актов различного статуса.
Во-первых, это группа законов, регулирующих основные положения в процессе взаимодействия налогоплательщиков и государства (в лице налоговых органов) по поводу уплаты налогов. Центральным элементом в этой группе является «НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ, в котором определены основные принципы налогообложения, приведен перечень налогов, действующих на территории Российской Федерации, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, штрафные санкции за нарушение налогового законодательства и ряд других положений. В эту же категорию нормативных актов включаются также указы президента, регулирующие отдельные элементы режима налогообложения, и законодательные акты, посвященные каждому из действующих на всей территории России налогов. В эту группу нормативных актов могут быть отнесены и ежегодно принимаемые законы о федеральном бюджете РФ, поскольку в них устанавливаются элементы распределения налоговых доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации.
Во-вторых, это группа законов субъектов Российской Федерации, которые регулируют режимы исчисления и уплаты налогов на территории каждого из субъектов, а также те нормативные акты, которые устанавливают специфические льготы и ставки по федеральным налогам в части, предусмотренной федеральным законодательством (например, ставки налога на прибыль в части, зачисляемой в доход бюджета субъекта Федерации, и дополнительные льготы по данному налогу).
В-третьих, это группа подзаконных нормативных актов. В первую очередь эта группа включает инструкции налоговой службы и Министерства финансов, детально описывающие предусмотренный законодательством порядок исчисления и уплаты в бюджет отдельных налогов. В эту же группу входят инструкции, издаваемые финансовыми органами субъектов Федерации, определяющие режимы исчисления и уплаты этих налогов.
В 1998 году правительством разработан проект Налогового кодекса, который направлен на упорядочение налоговой системы, унификацию отношений в рамках налогообложения, детальную регламентацию процедурных вопросов, связанных с налоговыми правонарушениями.

    Структура российской налоговой системы
Структура налоговой системы может рассматриваться с точки зрения:
      соотношения прямых и косвенных налогов;
      распределения налоговой нагрузки на физических и юридических лиц;
      роли отдельных налогов в формировании общей величины доходов бюджетной системы;
      распределения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы (налоговые доходы федерального бюджета, налоговые доходы бюджетов субъектов Федерации, налоговые доходы местных бюджетов).
С точки зрения проблем макроэкономического регулирования роль прямых и косвенных налогов различается весьма существенно. Так, прямые налоги могут использоваться в качестве встроенных стабилизаторов, они достаточно чутко реагируют на смену фаз экономической конъюнктуры и, таким образом, представляют собой циклически нестабильный источник налоговых доходов. В отличие от них косвенные налоги, в целом также следуя за фазами экономического цикла, тем не менее более устойчивы к колебаниям конъюнктуры. В фазах экономического спада объем прибыли снижается весьма существенно (вплоть до нуля), в то время как товарооборот, который также может снижаться, никогда не достигает нулевой отметки.
Кроме того, косвенные налоги обладают свойством прямого индексирования по темпам инфляции. Темпы инфляции автоматически переносятся на объемы поступлений косвенных налогов в доходы бюджетной системы. Динамика же поступлений прямых налогов прямо не связана с темпами инфляции -- поступления налога на прибыль и подоходного налога могут как отставать от темпов инфляции, так и опережать их в зависимости от динамики объектов обложения и характера установленных ставок (прогрессивное или пропорциональное налогообложение).
Следует также отметить, что доминирование тех или иных типов налогообложения (в первую очередь это относится к роли прямых и косвенных налогов) отражает и общую политическую ориентацию государства. Принято считать, что чем выше уровень демократичности того или иного государства, тем выше роль прямых налогов в формировании доходов бюджетной системы. Повышение роли косвенных налогов в ущерб прямым свидетельствует о снижении уровня демократичности в обществе. Это обстоятельство отражает тот факт, что в случае с прямыми налогами граждане непосредственно взаимодействуют с государством (в лице налоговых служб) при уплате налогов. При этом формируется их более активная позиция относительно контроля над государством по поводу использования им полученных средств. Когда же поступление налогов обезличено (как в случае с косвенными налогами) и граждане более индифферентны в вопросах использования бюджетных средств, государственные чиновники, чувствуя бесконтрольность со стороны общества, ведут себя более безответственно.
В рамках российской налоговой системы в целом хотя и не просматривается однозначного доминирования косвенных налогов, тем не менее их роль очень велика. Причем основную роль в формировании доходов федерального бюджета играют косвенные налоги. Это обстоятельство, с одной стороны, ведет к относительной стабилизации доходов бюджетной системы (и федерального бюджета в первую очередь), а с другой, объективно понижает уровень контроля над использованием этих средств со стороны общества в целом и его отдельных граждан.
Таким образом, в рамках российской налоговой системы активно задействуются как основные известные мировой практике косвенные налоги (НДС, акцизы и таможенные пошлины), так и группа прямых налогов (на прибыль, подоходный налог с физиче ских лиц, налоги на имущество). При этом основную роль в формировании федерального бюджета играют косвенные налоги, а в формировании бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов -- прямые.
и т.д.

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 23:57, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение и изучение налоговой системы Российской Федерации.
Задачи:
Изучить понятие «налоговая система», её функции и виды;
Рассмотреть принципы построения налоговой системы;
Разобрать виды государственно-политических режимов;
Дать общую характеристику налоговой системы Российской Федерации;
Определить основные направления налоговой политики РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Налоговая система……………………………………………………….4
Понятие налоговой системы и её функции………………………4
Принципы построения налоговой системы………………………5
Налоговая система Российской Федерации……………………………..7
Общая характеристика налоговой системы России…………….7
Основные направления налоговой политики РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов………………………………………….10
Заключение………………………………………………………………………16
Список литературы………………………………………………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Microsoft Office Word.docx

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Ю. ВИТТЕ

Дисциплина «Налоговое право»

Тема: «Состав и структура налоговой системы Российской Федерации»

Студентки ЗДтв формы обучения

Ф.И.О. Постоенко Анастасия Валериевна

  1. Налоговая система……………………………………………………….4
    1. Понятие налоговой системы и её функции………………………4
    2. Принципы построения налоговой системы………………………5
  2. Налоговая система Российской Федерации……………………………..7
    1. Общая характеристика налоговой системы России…………….7
    2. Основные направления налоговой политики РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов………………………………………….10

Исторически сложилось так, что не одно государство не может существовать без налоговой системы. Для того, чтобы государство могло выполнять свои основные функции по удовлетворению потребностей общества, ему требуются денежные средства, которые могут собраны только путем сборов налогов. Таким образом, неизбежность существования налоговой системы в истории человеческой цивилизации является признанием того, что без неё государство просто не сможет функционировать. Но с другой стороны всё зависит от того, какая налоговая система. Налоговая система, которая нацелена на стимулирование налогоплательщиков к оплате налогов или налоговая система, которая провоцирует уклоняться от выплаты налогов. В свою очередь, первая система даёт возможность развиваться государству на основе справедливости и равенства, вторая – погрязнуть в воровстве и коррупции.

Целью данной работы является рассмотрение и изучение налоговой системы Российской Федерации.

  1. Изучить понятие «налоговая система», её функции и виды;
  2. Рассмотреть принципы построения налоговой системы;
  3. Разобрать виды государственно-политических режимов;
  4. Дать общую характеристику налоговой системы Российской Федерации
  5. Определить основные направления налоговой политики РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов

Данная работа состоит из двух глав. В первой главе мы изучим понятие «налоговая система», её основные функции, принципы построения. Во второй главе изучим налоговую систему Российской Федерации, определим основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.

      1. Налоговая система
    1. Понятие налоговой системы, её функции и виды

Налоговая система — основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов.[9]

Нынешнее налоговое законодательство не содержит определения понятия налоговой системы. Однако действовавший в прошлом Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» содержал указанное выше понятие. Это понятие используется в теории и на сегодняшний день, с тем лишь отличием, что ранее самостоятельным компонентом налоговой системы считались пошлины — но в соответствии с вступившими в силу главами Налогового кодекса России государственная пошлина отнесена к сборам; что же касается таможенных пошлин, в прежние времена считавшихся институтом, общим для налоговой системы и для таможенного регулирования, — то по мере совершенствования налогового и таможенного законодательства законодатель и исследователи постепенно пришли к мнению о принадлежности их сугубо к отрасли таможенного права.[9]

Основой налоговой системы являются налоги и сборы. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.[9]

Система налогового права, впрочем, как и любого другого, — это его внутреннее строение.

Основными функциями налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:

фискальная, суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций;

распределительная, суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально- административными образованиями;

регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.

контрольная, суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.[9]

Существует два основных вида налоговой системы: шедулярная и глобальная.

В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части – шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.

В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей.

Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах.

    1. Принципы построения налоговой системы

Принципы построения налоговой системы государства обсуждаются практически с тех пор, как возникло государство. Ещё Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 г. сформулировал четыре правила («максимы»):

налоги должны уплачиваться в соответствии со способностями и силами подданных;

размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены до начала налогового периода;

время взимания налогов устанавливается удобным для налогоплательщика;

каждый налог должен быть задуман и разработан так, чтобы он брал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.[9]

В современных условиях могут быть сформулированы следующие принципы построения налоговой системы:

Обязательность. Этот принцип означает, что все налогоплательщики обязаны своевременно и полно уплатить налоги.

Справедливость. Принцип справедливости означает, что, с одной стороны, все налогоплательщики, находящиеся в равных условиях по объектам налогообложения, платят одинаковые налоги, а, с другой стороны, справедливым должны быть налоги, которые платят разные по доходам налогоплательщики. Богатые платят больше, чем бедные.

Определённость. Нормативные акты до начала налогового периода должны определить правила исполнения обязанностей налогоплательщиком.

Удобство (привилегированность) для налогоплательщика. Процедура уплаты налогов должна быть удобной прежде всего для налогоплательщика, а не для налоговых служб.

Экономичность. Издержки по собиранию налогов не должны превышать сумму собираемых налогов, а должны быть минимальны.

Пропорциональность. Предполагает установление ограничения (лимита) налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.

Эластичность. Подразумевает быструю адаптацию к изменяющейся ситуации

Однократность налогообложения. Один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом за установленный период один раз.

Стабильность. Изменение налоговой системы не должно производиться часто и очень резко.

Оптимальность. Цель взимания налога, например, фискальная, или природоохранная и т. д., должна достигаться наилучшим образом с точки выбора источника и объекта налогообложения.

Стоимостное выражение. Налоги должны уплачиваться в денежной форме.

Единство. Налоговая система действует на всей территории страны для всех типов налогоплательщиков.

Реализация принципов налогообложения в разных странах осуществляется с учётом особенностей развития, существующей социально-экономической ситуации.

Наличие собственной, независимой от других государств налоговой системы является одним из признаков суверенного государства.

2. Налоговая система Российской Федерации

2.1 Общая характеристика налоговой системы России

Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией и Налоговым кодексом. В России действует трехуровневая налоговая система, состоящая из федеральных, региональных и местных налогов, что соответствует мировому опыту федеративных государств.

На сегодняшний день основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации, состоящий из двух частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов. Первая часть Налогового кодекса вступила в действие 1 января 1999 года, вторая — двумя годами позже.

Система налогов и сборов является неотъемлемой частью налоговой системы Российской Федерации и представляет собой совокупность отдельных видов налогов и сборов. Она представлена тремя уровнями: федеральные, региональные и местные налоги.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

3) налог на доходы физических лиц;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

10) государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Специальные налоговые режимы:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

5) патентная система налогообложения.

Предусмотренные Налоговым Кодексом РФ налоговые проверки:

  1. камеральная налоговая проверка;
  2. выездная налоговая проверка.[5]

Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации сформулированы в части I Налогового кодекса, третья статья которого устанавливает основные начала законодательства о налогах и сборах:

каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;

налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;

не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитал;

налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;

ее допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 20:48, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является создание более полного представления об налоги как инструмент рыночного регулирования. Для достижения данной цели мы выполним ряд задач: во-первых, определим общие положения о налогах; во-вторых, дадим характеристику налоговой системе; в-третьих, проанализируем проблемы и перспективы развития налоговой системы в РФ.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность, функции и виды налогов
Глава 2. Налоговая система РФ, ее структура и основные принципы построения
Глава 3. Проблемы и перспективы развития налоговой системы в РФ
Заключение
Список использованной литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

налоги и налогооблажение.docx

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

по дисциплине «НАЛОГИ И НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ»

Выполнила: Михальцова М.О

Специальность: бухгалтерский учет, анализ и аудит

№ личного дела 09 УБД 43801

г. Краснодар 2013г.

Глава 1. Сущность, функции и виды налогов

Глава 2. Налоговая система РФ, ее структура и основные принципы построения

Глава 3. Проблемы и перспективы развития налоговой системы в РФ

Список использованной литературы

В России не ругает налоги только ленивый. Слова подбирают хлесткие, достаточно прочитать только заголовки соответствующих публикаций. Редко встретишь мнение, что российская налоговая система не так плоха, как кажется. Активно обсуждается вопрос о реформировании налоговой системы.

Безусловно, налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. К тому же в России система налогообложения находится в стадии становления, как и ее рыночное хозяйство и политическая система, направленная на развитие свободы предпринимательской деятельности. Поиск путей повышения эффективности российской системы налогов просто необходим.

В этом отношении объективно необходимым и чрезвычайно важным для совершенствования налоговой системы России является изучение опыта организации налоговых систем и организационных структур налоговых служб зарубежных стран - США, Германии, Дании и ряда других государств. Изучение опыта организации налоговых систем других стран будет способствовать и искоренению следов крайней идеологизации в отечественной науке, объединявшей изучение фактов, закономерностей развития государства и налогового права и овладения богатым историческим опытом по рассматриваемому вопросу.

На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

В этом свете в курсовой работе «Налоги и налоговая система Российской Федерации» наиболее подробно рассмотрены основные понятия, связанные с налогами и особенности функционирования налоговой системы в России.

Целью данной работы является создание более полного представления об налоги как инструмент рыночного регулирования. Для достижения данной цели мы выполним ряд задач: во-первых, определим общие положения о налогах; во-вторых, дадим характеристику налоговой системе; в-третьих, проанализируем проблемы и перспективы развития налоговой системы в РФ.

На наш взгляд, это поможет, во-первых, сформировать понятия о налогах, а во-вторых, позволит увидеть, какие проблемы существуют на сегодняшний день в налоговой системе и какие мероприятия проводятся по их устранению. На сегодняшний день, предложения и меры, предпринимаемые Правительством, Президентом и другими государственными органами России, направлены как раз на достижение поставленных целей и решение соответствующих задач. Надеемся, что данная политика даст позитивный результат и будет способствовать укреплению положения России на мировой арене.

Таким образом, в курсовой работе была предпринята попытка представить налоги как единую гиперсистему, охватывающую все сферы жизни общества. Это позволяет, с одной стороны, развить у читателей системное мышление, расширить его кругозор, а с другой, сосредоточиться, глубже изучить методику и практику функционирования данных категорий.

Глава 1. Сущность, функции и виды налогов

Налоги являются одним из важнейших признаков государства. В любом обществе они служат материальной основой исполнения общих дел по защите от внешнего врага и поддержанию порядка внутри государства, реализации программ социально-экономического, культурного и политического развития, содержанию управленческого аппарата и др.

Налоги как общественная категория отражают историко-экономические условия жизни людей и государства.

Налоги как экономическая категория представляют собой совокупность отношений перераспределения реально созданного в обществе дохода. В качестве материальной базы налогов выступает национальный доход — вновь созданная в производстве и приращенная в обращении стоимость. Налоговые отношения, формирующиеся при перераспределении национального дохода — это отношения между двумя субъектами: налогоплательщиком и государством. Налоговые платежи — это движение стоимости в денежной форме от налогоплательщика к государству на безвозмездной основе в соответствии с принципами налогообложения.

Налоги — финансовая категория. Финансы выполняют две основополагающие функции: распределительную и контрольную. Налоги опосредуют часть этих отношений — отношения перераспределения. Следовательно, система налогообложения несет в себе часть функционального предназначения финансов.

В налогах отражаются отношения собственности, та сфера производственных отношений, где сталкиваются и так или иначе разрешаются различные экономические интересы: государственные, коллективные и индивидуальные. Формирование концепции рациональной налоговой системы позволяет найти точку взаимного сочетания этих интересов, сгладить антагонизм между ними.

Налоги - обязательные платежи в бюджет, осуществляемые

юридическими и физическими лицами.

Налоги вводятся законами Верховного Совета. Каждый закон должен конкретизировать следующие элементы налога:

1) объект налога - это имущество или доход, подлежащие обложению;

2) субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

3) источник налога - т.е. доход из которого выплачивается налог;

4) ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;

5) налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Налоги могут взиматься следующими способами:

1) кадастровый - (от слова кадастр - таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

2) на основе декларации

Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход.

Примером может служить налог на прибыль.

Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.

Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

Итак, функции любой экономической категории должны раскрывать ее сущность и внутреннее содержание, а также выражать общественное назначение данной категории. Функции налогов должны раскрывать сущностные свойства и внутреннее содержание налога как экономической категории, а также выражать общественное назначение налогообложения как основы перераспределительных отношений в процессе создания общественного богатства и способа мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства.

Отстаивая позицию множественности функций налогов, тем не менее нельзя не заметить достаточную условность любой попытки разбиения всей гаммы проявления свойств налога по отдельным составным элементам.

Все дело в том, что функции налогов не проявляются независимо одна от другой, они взаимосвязаны и взаимозависимы, представляя собой неразрывное единство. Вместе с тем это единство не исключает их взаимной и внутренней противоречивости, возможности приоритетной реализации одной функции в ущерб другим, что лишний раз оттеняет определенную самостоятельность каждой функции и перспективность изучения всего их многообразия.

Выделяют четыре основные функций налога, представленные на рис. 1.

Рис. 1. Функции налогов.

Фискальная функция (от лат. fiscus — государственная казна) является основной функцией налогов. Данная функция отражает фундаментальное предназначение налогообложения — изъятие посредством налогов части доходов организаций и граждан в пользу государственного бюджета с целью создания материальной основы для реализации государством своих функциональных обязанностей. Фискальная функция присутствует во всех без исключения налогах в любой налоговой системе. Она была единственной на ранних периодах налогообложения, со временем ее значение не только не ослабло, но и продолжает в условиях развитых рыночных отношений возрастать. Более того, усиление позиций государства в экономике, социальной, правоохранительной и других сферах ведет к объективному возрастанию государственных расходов, а следовательно, и доли перераспределяемого посредством налогов общественного продукта. Справедливости ради следует отметить, что в отдельных исторических промежутках действие фискальной функции ослабевало, но в более значительных временных периодах неизбежно сказывалось ее усиление.

Традиционно считается, что все остальные функции налогов являются в большей или меньшей степени производными от фискальной, и это действительно так. Однако многообразие эффектов регулирующего, распределительного характера, достигаемых посредством грамотно построенной и выверенной налоговой системы, свидетельствует о том, что хотя фискальная функция является самой существенной и во многом определяющей другие, но при этом отнюдь не исключительной.

Распределительная (социальная) функция выражает социально- экономическую сущность налога как особого инструмента распределительных отношений. Эта функция обеспечивает решение ряда социально-экономических задач, находящихся за пределами рыночного саморегулирования. Средством решения этих задач, позволяющим перераспределять общественный продукт между различными категориями населения с целью снижения социального неравенства и поддержания социальной стабильности в обществе, являются налоги и налоговая система.

Распределительная функция реализуется также через индивидуальную безвозмездность налогов. Наименее обеспеченные слои населения могут платить самый минимум налогов или вообще их не платить на законных основаниях, но при этом пользоваться значительным объемом услуг (образования, здравоохранения, социальной зашиты), финансируемых государством за счет налоговых поступлений от организаций и более обеспеченных граждан. Таким образом, распределительная (социальная) функция обеспечивает не только регулирование фактической величины налоговой нагрузки исходя из уровня доходов различных слоев населения, но и позволяет в определенной мере компенсировать низкие доходы государственными трансфертами и услугами.

Контрольная функция налогов заключается в обеспечении государственного контроля, с одной стороны, за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов, их легитимностью и направлениями расходов. С другой стороны, сущность этого контроля заключается в оценке соответствия размеров налоговых обязательств и налоговых поступлений, т.е. своевременности и полноты исполнения налогоплательщиками своих обязанностей. Государственный контроль является важным фактором, препятствующим уклонению от уплаты налогов и развитию теневого сектора экономики. Кроме того, данная функция способствует повышению эффективности реализации других функций налогов, в первую очередь — через сопоставление налоговых доходов с финансовыми потребностями государства — их фискальной функции. Через эту функцию обеспечивается контроль над финансовыми потоками, определяется необходимость реформирования налоговой и бюджетной систем.

Особенности налоговой системы РФ [08.11.15]

Тема: Особенности налоговой системы РФ

Тип: Курсовая работа | Размер: 87.22K | Скачано: 129 | Добавлен 08.11.15 в 09:46 | Рейтинг: 0 | Еще Курсовые работы

Оглавление

Глава 1 .Понятие налоговой системы.. 5

1.1 Сущность и понятие налогообложения. 5

1.2 Элементы налогообложения и способы взимания налогов. 8

1.3 Функции налоговой системы. 9

Глава 2. Система налогообложения в России. 12

2.1 Сущность налоговой системы в России. 12

2.2 Классификация налогов в Российской Федерации. 13

Глава 3. Особенности налоговой системы РФ.. 18

3.1 Специальные налоговые режимы. 18

3.2 Достоинства и недостатки налоговой системы РФ. 19

Список используемой литературы. 25

Электронные ресурсы. 26

Приложение №1. 27

Приложение №2. 28

Введение.

Налоги - это неотъемлемая часть финансирования бюджета любого государства. Они появились одновременно с созданием государства и не представляют своего существования без него. Но на протяжении всего периода существования налогов, население не довольно системой налогообложения, поэтому экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения до сих пор. Эта тема не теряет своей актуальности на протяжении уже нескольких тысячелетий, и вряд ли когда-нибудь будет не интересна сознательным гражданам любой страны.

Большинство людей считают, что эта тема их не касается, для них слово налоги это что-то неприятное, принудительное и непонятное по своей структуре. Но это не так. Налоговая система затрагивает интересы каждого гражданина нашей страны, вне зависимости является он налогоплательщиком или нет. Выплата пенсий, пособий, стипендий, бесплатные медицина и образование и т.д. являются проявлением распределительной функцией налогов. Даже цены на товары в продуктовых магазинах формируются под воздействием налогов, но мало кто из обычных покупателей это понимает.

В связи с вопросом Украины и предъявляемыми Росси санкциями, проблема налогообложения в Российской Федерации встала наиболее остро. Государство еще не успела «залатать дыры» в бюджете страны, «пробитые» Зимней Олимпиадой 2014 в Сочи. Присоединение Крыма вызвало появление новых расходных статей , к чему налоговая система России не готова.

Санкции в свою очередь могут в скором будущем дестабилизировать экономику страны. Из-за высоких налогов на юридических лиц в России сейчас нечем покрыть дефицит импортных товаров. Российские предприятия не готовы к такому объему выпуска отечественной продукции, как бы не убеждали нас в обратном СМИ. Стабилизировать ситуацию сможет только грамотная налоговая политика нашего государства.

Проявляя свои важнейшие функции стимулирования и регулирования рыночной экономики, налоговая система должна в ближайшем будущем выровнять дисбаланс на рынке.

Большинство современных иностранных специалистов утверждает, что реформирование налоговой системы – один из важнейших способов противостояния экономическому давлению со стороны Европейских стран и США.

Однако, налоговая система РФ отличается от налоговых систем других стран и какую налоговую политику будет вести наше государство в ближайшем будущем пока не ясно. Именно поэтому данная тема является весьма актуальной, так как правильный (оптимальный) выбор налоговой системы служит залогом успешного решения проблем стоящих перед страной.

Главная цель моей работы – раскрыть суть и значение налогообложения для государства и общества в целом, а также показать особенности налоговой системы в России.

В связи с этим можно выделить следующие задачи:

- выявить основное понятие налогов, виды, функции и их классификацию

- рассмотреть систему налогообложения конкретно в РФ;

- выделить достоинства и недостатки налоговой системы России;

Список используемой литературы.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Читайте также: