В правовом государстве существует разделение властей в любом государстве существует налогообложение

Опубликовано: 18.09.2024

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.

Глава II.
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

§ 13. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей

Верховенство (главенство, примат) закона – понятие сложное. В нем необходимо разобраться.

Над кем и над чем должен главенствовать закон? В первую очередь над государством с его мощным аппаратом и исключительными полномочиями, над предприятиями и организациями, общественными и политическими. Организаций, стоящих над законом, быть не должно. И конечно, закон должен главенствовать над гражданами, регулировать их действия, напоминать о себе тогда, когда эти действия противоречат его предписаниям.

Что имеют в виду политики и ученые, говоря о верховенстве закона? Что означает понятие «закон должен главенствовать над государством, организациями, гражданами»? Ответ прост. Закон необходимо соблюдать всем, он должен беспрекословно исполняться всеми гражданами.

Государство, таким образом, не только использует право как орудие власти, но и само подчиняется его нормам, требуя и от граждан строгого его соблюдения. Закон реально обладает верховенством только там, где он имеет большой авторитет в обществе. И этот авторитет, утверждают ученые, необходимо выращивать так же упорно и тщательно, как англичане выращивают свои знаменитые газоны.

Принцип равного подчинения закону как государства, так и граждан выражается, в частности, в том, что в правовом государстве иск может быть предъявлен любому органу власти и управления, любому должностному лицу. Гражданин должен быть уверен, что не понесет ущерба, вступив в тяжбу, например, с управлением инспекции по безопасности дорожного движения или министерством, не обеспечившим своевременную выдачу заработной платы работникам подведомственных предприятий. В правовом государстве закон реально верховенствует, обладает высшей юридической силой и не может быть обесценен с помощью разъясняющих и конкретизирующих инструкций.

В правовом государстве власть связана правом, что, как ни странно, делает государство здоровым, сильным, защищает граждан от жестокости, злоупотреблений, своевластия. В демократическом государстве законы в конечном счете выражают волю большинства народа. Наиболее важные законы принимаются на основе всенародного обсуждения и всенародного голосования.

Принцип верховенства закона означает, что закон признает всех людей равными, не делает никаких различий между ними. С точки зрения закона тот, кто посвятил жизнь служению народу, и тот, кто озабочен лишь собственными проблемами и проблемами своей семьи, равны. Закон признает цели жизнедеятельности людей их частным делом и не карает за намерения. Он вмешивается только тогда, когда действия или бездействие человека противоречат его требованиям, «букве закона», как говорят юристы. Закон определяет правовое пространство, в котором живут и действуют люди, но не предписывает цели, направления, средства их деятельности.

В то же время законы должны соответствовать реальной жизни, воплощать принципы справедливости. Они должны быть приняты по установленной процедуре и не противоречить Конституции РФ и международным правовым актам.

Закон с уважением относится к способности человека самостоятельно выбирать цели деятельности. Всё это точно сформулировано в важнейшем принципе правового государства: «Что не запрещено, то разрешено». Там, где власти предписывают человеку, что ему делать, правового государства не существует.

Итак, верховенство закона означает, что закон:

• признается обществом одной из важнейших его ценностей;

• обязательно и в полном объеме исполняется, вне зависимости от тех целей, которые ставят перед собой государство, организации, граждане;

• определяет правовое пространство, в котором действуют участники общественной жизни.

Верховенство закона должны отстаивать правоохранительные органы, органы правосудия. Особое положение в системе судебной власти занимает Конституционный Суд РФ. В его компетенцию входят вопросы соблюдения законности, соответствия нормам Конституции решений и актов, принятых высшей законодательной или исполнительной властью. В соответствии с мировой практикой все решения, принимаемые Конституционным Судом РФ, являются окончательными, утверждая верховенство Конституции РФ.

Большое значение имеют районные и городские суды, а также мировые судьи. Суд должен быть гарантом защиты права и законности. В этом заключались цели судебной реформы, проводимой в Российской Федерации. Именно суды призваны обеспечивать законность и правопорядок, без которых немыслимо правовое государство.

Законность – это точное и неуклонное соблюдение правовых норм. Всякое отклонение от того, что предусмотрено правовыми нормами, является нарушением законности. Единство законности обеспечивается всей силой правового государства, прокурорским надзором, единой судебной практикой. Законность подразумевает также последовательную и эффективную борьбу с преступностью, неотвратимость юридической ответственности, проведение профилактических мер, направленных на снижение уровня преступности.

Правопорядок – воплощенная в действительность законность, система общественных отношений, которые эффективно регулируются правом.

Между законностью и правопорядком, таким образом, существует неразрывная связь. Любое нарушение законности непременно влечет за собой нарушение правопорядка, что свидетельствует о недостаточно последовательной реализации законности. Говоря иначе, законность представляет собой то, что в полном объеме должно быть с точки зрения реализации требований закона, а правопорядок – то, что есть на самом деле.

Разделение властей – следующий признак правового государства. Вопрос о разделении государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную является весьма важным. Последовательное осуществление этого принципа свидетельствует о высоком уровне развития государства и права. Нельзя говорить о правовом государстве как о реальности, если ветви власти, например исполнительная и законодательная, конфликтуют, находятся в постоянном противоборстве. Причинами чаще всего являются неоправданно широкие полномочия исполнительной власти.

Каждая из трех ветвей власти выполняет свою роль и является относительно самостоятельной. В то же время они служат в известном смысле противовесом друг другу, сдерживают одна другую. Действительно, сильная судебная власть, воплощенная в системе независимых судов, подчиняющихся только закону, является силой, сдерживающей злоупотребления исполнительной и даже законодательной власти. Злоупотреблениям властью препятствуют такие меры, как отрешение от должности, ограничение срока пребывания в должности и др.

Вопросы для самоконтроля

1. Объясните, в чем выражается верховенство закона в правовом государстве? Приведите примеры.

2. Охарактеризуйте основные положения верховенства закона.

3. Систематизируйте в таблице требования, которым должны соответствовать законы, принимаемые в правовом государстве

4. Определите, что такое законность.

5. Сформулируйте собственное определение понятия «правопорядок». Приведите примеры из жизни.

6*. Аргументируйте своё мнение, почему разделение властей так важно для правового государства. В чём состоит его значение?

Исследуем документы и материалы

Иногда в жизни, на практике возникает сомнение: не лучше ли в данном случае все же руководствоваться не законом, а целесообразностью? Бывают же случаи, когда законодатель допускает известные ошибки или закон устарел, отстал от быстро текущей жизни. Тогда и начинают мучить дилеммы, как поступить: «по закону или по совести», что предпочесть: «законность или полезность», «инструкцию или эффективность». И, к сожалению, отдельные, не знакомые с проблемами законности люди решают эти дилеммы в пользу второго: да, полагают они, если юридические нормы устарели или неэффективны, то нужно решать юридические дела по совести, в соответствии с началами полезности и эффективности. Глубоко ошибочное мнение!

Информация к размышлению

Для того чтобы предупредить злоупотребления властью, необходимо… чтобы одна власть сдерживала другую… Когда законодательная и исполнительная власть объединяются в одном и том же органе… не может быть свободы…С другой стороны, не может быть свободы, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнительной… и наступает конец всему, если одно и тоже лицо или орган… станет осуществлять все три вида власти.

Всегда ли концентрация власти может привести к злоупотреблению ею? Почему это происходит? Обоснуйте своё мнение и приведите примеры из истории, современной жизни.

Темы для проектов и рефератов

1. Что мешает торжеству законности?

2. Достоинства и недостатки принципа разделения властей.

правовое государство

Правовое государство — немного об элементах этого понятия

Вопрос, идущий под порядковым номером два в списке подготовки для экзамена на судью. В первом рассматривается соотношение понятий «правовое государство» и «верховенство права». Здесь же предлагается дать лишь наиболее общую характеристику и выделить элементы, которые следует считать основными.

Правовое государство

В общем смысле, правовое государство (ПГ) — это общественная система, обладающая рядом признаков. Основным признаком является воздействие гос-ва на общество преимущественно законом. Тут важны три обстоятельства.

Первое — создающие законы не получают к этим законам никаких преференций. Т.е., та ветвь власти, что ответственна за разработку закона, не может быть выше его. Она (ветвь) и её элементы точно также подчиняются созданным ей нормам. Власть как бы демонстрирует пример поведения для граждан. Это и есть равенство всех перед законом.

Второе — отмежевание личности от управления обществом. Т.е., общественные отношения регулируются законом. А лица, облечённые властью лишь претворяют закон в жизнь. Следовательно, личность в этом случае значения не имеет. Лицо может попасть на самую вершину власти, но должно руководствоваться нормой, а не личными соображениями. И, принимая тот или иной закон, обслуживать и балансировать общественные интересы.

Третье — защита личности законом и судом. Связка закона и суда в данном случае неслучайна. Именно суд является, по сути, единственным официальным толкователем норм. Поэтому суд в правовом государстве максимально независим и беспристрастен. Отсюда вытекает постулат о равенстве всех не только перед законом, но и перед судом.

Элементы правового государства

Три аспекта, выделенных выше, содержат и основные элементы ПГ. Элемент — это, по общему правилу, некая часть, обычно составная. Набор разного рода элементов даёт в результате некую работоспособную схему. Под схемой в данном случае следует понимать как раз ПГ. Следовательно, элементы ПГ — это те части, без которых государство нельзя признать правовым.

Таким образом, среди элементов можно выделить:

Верховенство права

Право и только право должно определять вектор развития общества. Право меняется и трансформируется вместе с обществом, т.е., точно также подвержено эволюции. Механизм эволюции права (ЭП) отличается от природного тем, что подвержен иным законам, нежели физические. ЭП зиждется на законах развития общества и личности, ка элемента общества. Развитие же общества предполагает достижение обществом некой общей цели. Достигнута эта цель может быть лишь правовыми методами.

Разделение властных ветвей

Чёткое разделение и разграничение ветвей власти (ВВ), недопустимость их пересечения. Почему это важно? Смешение ВВ может приводить к нарушению баланса. Система сдержек и противовесов не должна склоняться в какую-либо определённую сторону.

Ветви должны иметь «одинаковый вес». Только такое положение дел в состоянии обеспечить устойчивое развитие. В ином случае, ветвь, получившая преимущество, будет «подгребать под себя» остальные. Говорить о правовом государстве в этих обстоятельствах будет преждевременно.

Развитие личности

Развитие общества в целом невозможно без развития личности в частности. Сложно представить развитое общество, все члены которого остановились на некоей ступени развития. Остановка в развитии противоречит человеческой сущности. В обществе, где основная масса личностей остановилась в развитии рано или поздно разовьётся диктатура или что-либо похуже. В любом случае, это будет движения в сторону, противоположную понятию ПГ.

Стало быть, одним из элементов правового государства является стремление общества к развитию личности.

Защита права

Защита права должна быть абсолютной и беспрекословной. Право, существующее в ПГ, выверено и гармонично. Поскольку в самом широком смысле право одного — это обязанность другого. Следовательно, право одного не должно умалять право другого. Но, будучи нарушенным, право подлежит безусловному восстановлению.

Этому способствует упомянутый уже беспристрастный и совершенно независимый суд. Независимый ни от мнения общества, ни от влияния других элементов государства, ни от личности. Какой бы высокий пост в государстве эта личность не занимала.

Взаимная ответственность государства и личности

Как уже указывалось выше, в ПГ перед законом все равны. Такая ответственность ставит перед собой основную задачу — не допустить произвол. Произвол как со стороны государства, так и со стороны личности. С личностью вопрос решается довольно просто — с помощью органов принуждения. С государством же несколько сложнее. В ПГ должны существовать механизмы, которыми государство наделяет общество и личность в целях контроля. Это может быть конституционный контроль и возможность свободных выборов.

Вместо резюме

Приведённый список элементов ПГ не стоит считать исчерпывающим. Поскольку в мире существуют разные правопорядки, обусловленные этносом, местностью и другими факторами. Так или иначе, они могут влиять на наличие/отсутствие дополнительных элементов. Однако, полагаем, что базой являются приведённые выше.

Отсутствие одного из элементов базы серьёзно снижает возможность называть государство правовым. Вот что говорит о ПГ Википедия. Ещё по теме «Правовое государство: общая характеристика, основные элементы»:

Происшедшие в России с 90-х годов XX столетия реформы в политической и социально-экономических сферах привели к развитию новых рыночных отношений, предусматривающих демонополизацию государственной и устанавливающих множественность форм собственности, свободу предпринимательства и иной экономической деятельности [10, с. 664], свободу в личных, политических, социально-экономических и культурных правах. Данный процесс оказался не только сложным и экономически нестабильным, повлекшим негативные последствия в социально-экономическом плане [2, с. 314], но и потребовавший существенного изменения организации и осуществления государственной власти в Российской Федерации (далее – РФ, Россия).

На современном этапе развития Российского государства, перед ее обществом, как и в целом перед мировым сообществом, достаточно остро встают проблемы [3, с. 222] внутренней организации и совершенствования деятельности органов государственной власти с учетом формы государственного устройства, принципов правового и социального государства, государственного суверенитета, разделения властей и др.

В юридической литературе вопросам анализа реализации принципа разделения властей, посвящено много научных работ [8], что ни в коей мере исключает возможности продолжить исследование данных проблем. Предметом нашего рассмотрения будут некоторые вопросы о значении принципа разделения властей в деятельности государственных органов России.

Закономерны вопросы: что понимается под принципом разделения ветвей власти; в каких конституционных нормах нашел отражение данный принцип; как реализуется принцип разделения ветвей власти в деятельности органов государственной власти; какие особенности, характерны для реализации этого принципа в деятельности государственных органов; какое значение имеет принцип разделения властей в деятельности государственных органов России? На многие из указанных вопросов имеются научные публикации, что не мешает автору высказать свое мнение [1, с. 507].

Общепризнано, что на организацию и деятельность органов государственной власти оказывает воздействие опыт накопленный человечеством, а также содержащийся в общепризнанных принципах и нормах международного права, как суверенное равенство государств, уважение прав и свобод человека [4, с. 359], разделение властей и т.д.

Принцип разделения властей – один из важнейших принципов организации и деятельности государства. Он состоит в распределении суверенной государственной власти между тремя вполне самостоятельными ветвями государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной.

Данный принцип имеет достаточно давнюю историю. Впервые идея о соотношении властей в государстве выдвинул древнегреческий философ Аристотелем (384-322 гг. до н.э.), затем она была возрождена английским философом Д. Локком (1632-1704). В дальнейшем идея разделения властей развивалась в период феодального абсолютизма, во время борьбы в Европе против абсолютных монархий французским просветителем Ш. Монтескье (1689-1755), который сформулировал ее в 1748 г. следующим образом: «Когда законодательные и исполнительные силы объединены в одном и том же человеке или в одном и том же органе магистратуры, то свобода невозможна, так как могут возникнуть опасения, что тот же самый монарх или сенат сможет ввести тиранические законы, использовать их тираническим образом. Опять же свободы быть не может, если судебная власть не разделена с законодательной и исполнительной. Если она объединена с законодательной властью, жизнь и свобода субъекта будут подвержены произвольному контролю, судья тогда превращается в законодателя. Если она объединена с исполнительной властью, судья может поступать со всей ожесточенностью угнетателя» [6, с. 294]. Как известно впервые принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную был закреплен в Конституции США 1787 года. Что касается России, то он отвергался, как в дореволюционный период, так и в советское время, когда власть формально закреплялась за советами народных депутатов.

Разделение властей – это не просто принцип определяющий разделение органов государственной власти, но и предусматривающий систему сдержек и противовесов. Джеймсом Мэдисоном – главным «архитектором» Конституции США – было сказано, что пока органы государственной власти «не будут связаны и переплетены до такой степени, чтобы предоставить каждому из органов конституционный контроль над другими, максимально требуемый уровень разделения, как сущность свободного правительства, никогда на практике не сможет быть организован надлежащим образом» [7, с. 204].

Реализация принципа разделения властей препятствует концентрации властных полномочий в руках только одного государственного органа, и тем самым является, необходимым дополнением принципа народовластия. При этом имеет место «разделение труда» внутри единой государственной власти, а реализация принципа разделения властей обеспечивает наибольшую эффективность ее осуществления, своевременное и надлежащее выполнение полномочий и функций, закрепленных за ними.

Принцип разделения властей в современном понимании включает в себя: 1) разделение всей системы органов государственной власти на виды в зависимости от принадлежности к основным ветвям власти: законодательной, исполнительной и судебной; 2) формальную независимость их друг от друга по источнику формирования (избранию или назначению), по предметам ведения; 3) каждый орган государства реализует свои полномочия и функции в рамках задач соответствующей ветви власти, не вмешиваясь в полномочия других ветвей; 4) возможность органов государства каждой из ветвей власти ограничивать действия других ветвей в случае их выхода за пределы предполагаемых полномочий (система сдержек и противовесов).

Реализуется система сдержек и противовесов, например, путем закрепления за главой государства возможности налагать «вето» на законы и распускать в определенных случаях парламент либо путем закрепления за законодательным органом права выразить недоверие правительству и требовать его отставки, а также добиться отстранения от должности главы государства путем «импичмента». Или за судебной властью закрепляется право объявления недействительный любого нормативного акта власти, если таковой противоречит Основному закону (конституции) страны или другим актам, обладающим высшей юридической силой [9].

В России рассматриваемый принцип также нашел свое закрепление. В Конституции РФ принцип разделения властей определяется следующим образом, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом указанные органы власти самостоятельны (ст. 10) [5, с. 7].

В ч. 1 ст. 11 Конституции РФ указывается, что государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды РФ [5, с. 7].

Федеральное Собрание РФ принимает законы, участвует в формировании Правительства РФ, влияет на деятельность исполнительной власти (например, имеет право решения вопроса о доверии Правительству РФ), принимает участие в создании судебных органов России. Этот орган власти воздействует на исполнительную власть путем принятие законов и других нормативных актов, которые обязательны для последней.

Согласно ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ [5, с. 36]. Правительство РФ возглавляет согласованную деятельность системы органов исполнительной власти, которая состоит из федеральных министерств и ведомств, многие из которых образуют в субъектах РФ свои территориальные органы. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ разрабатывает федеральный бюджет и организует его исполнение; обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет иные полномочия [5, с. 37]. На основании ст. 104 Конституции РФ оно также оказывает влияние на законотворческий процесс, а именно: имеет право законодательной инициативы; представляет свои заключения на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств и т.д. [5, с. 34].

Правосудие в РФ осуществляется только судами. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Эти положения закреплены в ст. 118 Конституции РФ [5, с. 39], а другие основы судебной власти более подробно рассматриваются в главе 7 «Судебная власть и прокуратура» [5, с. 39-42].

Особо следует отметить, что ст. 11 Конституции РФ обеспечивает принцип разделения властей, как на федеральном, так и на региональном уровнях, а также устанавливает принцип разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами.

Необходимо также подчеркнуть, что принцип разделения властей – один из главных принципов демократической политической системы. Он является одним из главных критериев уровня демократичности государств. Его сущность предполагает относительно самостоятельное функционирование ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной, а также разграничение полномочий между центром федерации и ее субъектами (в федеративных государствах). Каждая из ветвей власти является своеобразным противовесом другой и неким правовым средством воздействия на другие ветви. Общепризнано, что принцип разделения властей позволяет осуществлять органам государственной власти свою деятельность на правовых основах, регулировать их действия и не допускать сосредоточения власти в одних руках. В этом случае, ни одному из государственных органов власть не принадлежит полностью, однако вместе с тем этот принцип предполагает единство, согласованность действий всех ветвей на основе общих принципов, а также предусматривает, что все споры и разногласия между ветвями власти должны разрешаться только правовыми средствами и с соблюдением установленной законом правовой процедуры.

Так какое же значение имеет принцип разделения властей в деятельности государственных органов России?

По мнению автора, принцип разделения властей в деятельности государственных органов России предусматривает разграничение компетенции и взаимный контроль между соответствующими государственными органами, а также систему сдержек и противовесов, и направлен на пресечение превышения полномочий со стороны тех или иных органов государственной власти. Без разделения властей невозможно построение правового государства, которое представляет собой организацию политической власти, создающую условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений. Более того именно принцип разделения властей препятствует возникновению злоупотреблений в деятельности органов государственной власти.

Список литературы

1. Жадан В.Н. Актуальные вопросы о системе коррупционных преступлений // Молодой ученый. – 2015. – № 13. – С. 507-513.

2. Жадан В.Н. Актуальные вопросы уголовно-правовой характеристики мошенничества // Молодой ученый. – 2014. – № 10. – С. 313-319.

3. Жадан В.Н. Криминогенная ситуация в России, ее значение для безопасности граждан // Проблемы современной науки: сборник научных трудов: выпуск 8. Часть 1. – Ставрополь: Логос, 2013. – С. 221-227.

4. Жадан В.Н. Международное право и его значение при изучение в вузах // Молодой ученый. – 2013. – № 2.– С. 359-362.

5. Конституция Российской Федерации. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 63 с.

6. Монтескье Ш. Избранные произведения. – М.: Госполитиздат, 1955. – 799 с.

7. Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001. – 520 с.

8. См.: Голубева Л.А. Особенности реализации принципа разделения властей в Российской Федерации // Известия Рос. государ. педагог. уни-та им. А.И. Герцена. Выпуск № 40. Том 16. 2007. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-realizatsii-printsipa-razdeleniya-vlastey-v- rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 29.10.2015); Мандрыка Е.В. Реализация принципа разделения властей в России и в Украине: сравнительно-правовое исследование: дис. . канд. юрид. наук. – Санкт-Петербург, 2006. – 230 с.; Мартьянова Г.В. Принцип разделения властей и его реализация в субъектах Российской Федерации: дис. . канд. юрид. наук. – М., 2007. – 195 с.; Карелин А.В. Конституционно-правовой механизм реализации принципа разделения властей в условиях российского федерализма: дис. . канд. юрид. наук. – М., 2010. – 193 с. и др.

9. Теория государства и права: учебник / кол. авторов; отв. ред. А.В. Малько. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008. – 400 с.


О понятии разделение властей заговорили еще в XVII-XVIII столетиях англичанин Джон Локк и философ, уроженец Франции, Шарль де Монтескье. Они утверждали, что жажда безгранично обладать властью, порождает злоупотребления ею.

Поэтому деятели предложили принцип разделения властей на «ветви», аргументируя это тем, что в государстве возникнет несколько взаимно контролирующих центров, препятствующих единоличному захвату власти.

Что означает понятие «разделение властей»?

Он предполагает наличие трех «ветвей» власти:

  • законодательной;
  • исполнительной;
  • судебной.

Они являются независимыми друг от друга (в рамках компетенции). При разделении властей, исполнительные, законодательные и судебные институты взаимно контролируют, сдерживают друг друга, препятствуя концентрации (сосредоточения) всей полноты политической власти в одних руках. Тем самым, исключается злоупотребление властью, диктатура и, вытекающие из нее, последствия - деспотизм, насилие и бесправие, подавление прав и свобод человека.

В системе разделения властей, главенствующие позиции занимает парламент. Высший законодательный орган представляет интересы граждан страны и издает законопроекты. На этапе разработки, парламент согласовывает правовые акты с правительственными инстанциями.

В президентских республиках глава государства обладает правом «вето» (запрета). Он может заблокировать принятие того или иного решения, отклонить законодательные акты и требовать их доработки. В свою очередь, парламент в компетенции отменить, приостановить решения исполнительного института власти.

Нынешняя демократия требует, чтобы, хотя бы одну из палат парламента, избирало население. Выборы в парламент - это, своего рода, индикатор настроений в социуме. Они выражаются в разнонаправленных политических партиях. Партия или коалиция, набравшая большинство голосов, формирует правительство.

Выборы могут проходить:

  • по пропорциональной системе (выбирают партии);
  • по мажоритарной системе (депутатов выбирают от избирательных округов).

Выборы проводятся регулярно, раз на четырех-, пятилетний период, посредством тайного голосования населения, наделенного избирательными правами.

Исполнительная власть - один из видов самостоятельной, независимой государственной власти. Она является проводником государственной политики в жизнь, а ее деятельность носит исполнительно-распорядительный, постоянный и непрерывный характер. Данная «ветвь» политической власти представляет собой совокупность функционально-организационных механизмов, используемых для реализации, закрепленных на законодательном уровне, задач и целей государственной политики.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Вышеупомянутый институт подчиняется президенту и премьер-министру (главе исполнительной власти). Под понятием «судебной власти» подразумевается самостоятельная, независимая «ветвь» государственной власти, осуществляемая судами.

Ее главные функции заключаются в:

  • разрешении, урегулировании, согласно закону, социальных конфликтов между государством и гражданами, между физическими, а также юридическими лицами;
  • контроле за конституционностью законов.

Что такое государственная власть?

Понятия «государственная власть» и «политическая власть» являются тождественными.

Источником государственной власти является народ. Она обеспечивает объективный государственный контроль, путем установленных в стране законодательных форм, задействуя правительственные структуры. Чиновник не имеет права одновременно занимать должности в разных «ветвях» власти.

Каждому институту государственной власти соответствуют та или иная система государственных органов, а также присущи специфические признаки, организационные принципы, нормативно-правовая база.

Что такое механизм государства?

В каждом демократическом государстве создан свой механизм реализации принципа разделения властей.

Признаками государственного аппарата являются:

  • целостность и иерархичность;
  • особый состав и специальные цели деятельности;
  • материальная и техническая обеспеченность.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Структура механизма государства включает:

  • государственные органы, наделенные властными полномочиями;
  • государственные предприятия и организации, не имеющие власть распоряжаться чем-либо;
  • служащих государственных органов или учреждений, не обладающих властными полномочиями;
  • материальные средства;
  • государственный аппарат, в который входят глава страны, органы трех «ветвей» власти (законодательной, исполнительной, судебной), органы принудительного исполнения (в том числе прокуратура) и вооруженные силы.

К основным принципам организации, деятельности государственного аппарата относятся - представительство интересов людей, гласность, открытость к диалогу, компетентность, высокий уровень профессионализма, законность, субординация.

Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

Мы отбираем только надёжных исполнителей – профессионалов в своей области. Все они имеют высшее образование с оценками в дипломе «хорошо» и «отлично».

computer

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

guarantees

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

guarantees_shield

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы

417 175 оценок star
star
star
star
star
ГДЗ по обществознанию◄ ГДЗ обществознание 9 кл. Боголюбов◄
§ 4. Правовое государство
§ 4. Правовое государство
Вспомним Что такое политическая власть?

Политическая власть – это предоставленная человеку или группе людей способность и возможность осуществлять управление.

Политическая власть – власть, состоящая в определении направлений по руководству обществом посредством политики.

Политическая власть – это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью социального субъекта (личности, группы, класса, нации, партии и т.д.) побуждать других социальных субъектов к действиям, обеспечивающим его личные политические интересы.

Политическая власть – полномочия и деятельность по управлению обществом и государством. (Энциклопедический словарь конституционного права)

Как понимать слова «связанность государства правом»?

Государство связанно правом, так как деятельность государственных органов напрямую зависит от законодательства. Конституция Российской Федерации закрепляет права и обязанности граждан, которые государство в лице государственных органов, не имеет права нарушать.

Что выше — право или власть?

Выше, конечно же, право. Дело в том, что каждое право итак ограничено законодательно и запрещает противоправные деяния. Государство лишь направляет граждан, регулирует их деятельность посредством законодательных актов, но и само должно подчиняться закону.

Зачем соединять силу и справедливость?

Силу и справедливость необходимо соединять потому, что без справедливости сила будет иметь разрушающий характер. Она не пойдет на пользу и будет только во вред. Сила закона должна иметь место, но справедливость – прежде всего.

Зачем разделять единую власть?

Разделять единую власть необходимо для независимости звеньев власти друг от друга в принятии справедливых решений, самостоятельная деятельность, не зависимо от другой ветви власти обеспечит законное их функционирование. Это необходимо для того, чтобы каждая ветвь власти контролировала и «сдерживала» другую.

Вопросы «?» Как ты понимаешь утверждение о том, что в правовом государстве «власти положены известные границы»?

Власти положены границы, и эти границы – закон. Любая власть в своем управлении должна подчиняться закону и не нарушать права и законные интересы граждан.

Каждое государство имеет закон. В соответствии с законодательством обязанности имеются и у государственных органах. Они обязаны соблюдать их.

Какие границы имеет в виду автор?

Именно поэтому автор именует власть «подзаконной», то есть «подчиняющейся закону». От произвола государства и государственных органов человека защищает закон, который каждый обязан знать, чтобы грамотно защищать свои законные интересы и права.

Вопросы «?» Сравни мысль М. М. Сперанского с идеями Ш. Монтескьё. Сделай выводы.

Мысли данных авторов взаимодополняют друг друга.
М. М. Сперанский говорит о том, государством управляют три силы — судебная, законодательная и исполнительная власть, а их источник – это народ.
Ш. Монтескьё дополняет его фразу и говорит о том, что эти три ветви власти не должны зависеть друг от друга, но они контролируют и «сдерживают» друг друга.
Речь идет о том, что если в руках одного человека сосредоточится вся власть, то это ведет к произволу.

Вопросы «?» А как ты думаешь, о чём свидетельствуют эти факты?

Дело в том, что как в СССР, так и на данный момент юристов очень много. Однако эта профессия очень востребована, но для этого нужно быть высококлассным специалистом.

Естественно, что опыт приобретается с годами, но чтобы стать хорошим юристом, нужно хорошо учиться, быть очень внимательным.

Ведь во всех отраслях сейчас нужны квалифицированные юристы, а таких мало. Зачастую, получение диплома – чисто символическое явление для студентов. Они халатно относятся к знаниям, которые им дают, сдают экзамены «на авось». Именно поэтому востребованность в юридической сфере -это очень актуальный вопрос.

1. В чём сущность правового государства?

В правовом государстве, государство признает, защищает и охраняет права и законные интересы гражданина.

Оно создает законодательные акты, которые обеспечивают гарантию реализации и защиту прав. Государство напрямую связано с правом. Оно подчиняется законам. Можно сделать вывод, что ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО – это государство, котором защищаются и охраняются законные интересы и права граждан, а государство связано с правом, подчиняется ему, чтобы избежать злоупотребления.

2. Почему мысль о необходимости соединения силы государства и справедливости права относят к числу великих гуманистических идей?

Силу и справедливость необходимо соединять потому, что без справедливости сила будет иметь разрушающий характер. Она не пойдет на пользу и будет только во вред. Сила закона должна иметь место, но справедливость – прежде всего.

Это правило относится к числу великих гуманистических идей, ведь согласно Конституции РФ «человек и его жизнь — высшая ценность».
Соответственно, и государство и право должны быть не только сильными, но и справедливыми по отношению к гражданам.

3. Как ты понимаешь смысл суждения, высказанного Цицероном: «Право выше власти»?

Я понимаю данное суждение так: Право, выраженное в законе, всегда выше власти, так как государство обязано подчиняться праву.
Это и есть смысл существования правового государства.
Государство обязано защищать и охранять права и законные интересы граждан, поэтому его воля не может быть выше норм, которые данные права предписывают гражданам.

Власти положены границы, и эти границы – закон. Любая власть в своем управлении должна подчиняться закону и не нарушать права и законные интересы граждан. Каждое государство имеет закон. В соответствии с законодательством обязанности имеются и у государственных органах. Они обязаны соблюдать их. Именно поэтому власть именуется «подзаконной», то есть «подчиняющейся закону».

4. Каково содержание важнейших признаков правового государства?

Основные признаки правового государства:

  • Первый – это верховенство власти.
  • Второй – незыблемость законных интересов и прав гражданина.
  • Третий – разделение властей.
  1. Принцип верховенства власти гласит, что никто не имеет право не подчиняться решением государственной власти и закона.
  2. Незыблемость законных интересов заключается в том, что права и законные интересы каждого гражданина охраняются законом. Они должны гарантироваться, охраняться, а в случае нарушения – защищаться государством.
  3. Принцип разделения властей гласит о том, что власть разделена на независимые ветви, которые функционирует отдельно друг от друга, но «контролируют и сдерживают друг друга» . (Ш.Монтескьё) В РФ три ветви власти: исполнительная, законодательная, судебная.

5. Дай характеристику трёх ветвей власти — законодательной, исполнительной, судебной.

Исполнительная власть — самостоятельная ветвь власти.
Обязана действовать на основе принятых представительной властью законов и опираться на них, принимая правительственные решения. Сама же исполнительная власть законов не принимает и не избирается, а назначается. В РФ — исполнительная власть — Правительство РФ. Деятельность исполнительной власти направлена на исполнение принятых парламентом решений.

Судебная власть — самостоятельная и независимая ветвь власти.
Ее деятельность основана на защите прав путем осуществления правосудия в рамках судебного заседания. В РФ осуществляется конституционное, гражданское, уголовное и административное судопроизводство.

Судебная система в нашей стране состоит из трёх видов судов — конституционных судов (Конституционный Суд РФ; конституционные (или уставные) суды субъектов Федерации); судов общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов Федерации, а также районные (городские) суды, мировые суды, сюда же входят военные суды); арбитражных судов (арбитражные суды округов; арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды субъектов Федерации).

Законодательная власть — парламент. Российский парламент именуется Федеральным собранием, которое включает в себя Государственную Думу и Совет Федерации. Деятельность парламента основывается на создании правовых законов, которые признают, гарантируют и защищают права человека. Законодательная власть должна избираться всем народом, выражать его волю и представлять его интересы. Поэтому её ещё называют представительной властью.

В КЛАССЕ И ДОМА

  1. В своей книге «Закон» Платон утверждал: «Мы признаём, что там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идёт не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях, и то, что считается там справедливостью, носит напрасно это имя». Раскрой смысл этого утверждения.

Смысл заключается в том, что если бы все не были равны перед законом и судом, начались бы внутренние конфликты, так как не было бы справедливости. В истории очень много случаев, когда несправедливость поднимала людей на революции.

В Российской Федерации все равны перед законом и судом, и права всех граждан, независимо от пола, расы, национальности, охраняются законом. Решения государственных органов и закон распространяется на всех граждан, а не в интересах нескольких человек. Самое важное, что может сделать гражданин, это знать свои права и уметь их защищать законным способов. В этом ему поможет правовое государство.

2. Ш. Монтескьё много размышлял о справедливом устройстве государства. Он, например, считал, что:
  • а) в правильно устроенном государстве нет единой власти;
  • б) соединение власти в руках одного органа означает « ужасный деспотизм»;
  • в) если судья будет не только судить, но и законодательствовать, то сама жизнь человека может оказаться жертвой произвола.

Раскрой смысл каждого из приведённых положений.

A) Государственная власть должна быть разделена на ветви.
Прицнип разделения властей гласит о том, что власть разделена на независимые ветви, которые функционирует отдельно друг от друга, но «контролируют и сдерживают друг друга» . (Ш.Монтескьё) Дело в том, что если власть сосредоточиться в руках одного человека, то начнется злоупотребление.

Б) Эта фраза оправдана, ведь если власть сосредоточена в руках одного человека – это тоталитарный режим. При тоталитарном режиме у граждан нет прав, есть только обязанности, которые заключаются в подчинении граждан государству.

B) Законодательную и судебную власть нельзя смешивать. Это может породить коррупцию и произвол. Ведь тогда, законы могут быть приняты в интересах определенного круга лиц, нельзя будет говорить о принципе СПРАВЕДЛИВОСТИ при осуществлении правосудия.

3. Среди принципов правового государства (помимо тех, с которыми ты познакомился) специалисты указывают и на такой: принцип взаимной ответственности государства и гражданина. Объясни, как ты понимаешь: в чём состоит ответственность государства перед гражданином? В чём состоит ответственность гражданина перед государством?

Для того чтобы понять данную фразу, можно привести конкретный пример. Всем известно, что государство обязано предоставлять бесплатную медицинскую помощь и основное общее образование. Однако для того, чтобы обеспечить граждан общественным благом, необходимы финансы. Из данного права на получение бесплатной медицинской помощи и бесплатное образование, вытекает обязанность по уплате налогов.

Иначе говоря, права государства – это обязанность граждан, права граждан – это обязанность государства. В правовом государстве каждая сторона (государство и граждане) должна выполнять свои обязанности и тем самым осуществлять права другой стороны.

Гражданин имеет право на образование, обязанность государства обеспечить это право. Гражданин обязан защищать Отечество (служить в армии (срочная служба)), право государства – призвать призывника на военную службу, чтобы обеспечить свою обязанность – защиту общества и государства.

Читайте также: