В период спада наблюдается рост сбережений инвестиций государственных расходов налоговых поступлений

Опубликовано: 02.05.2024

2. Дефицит и профицит бюджета

Между государственным бюджетом и величиной ВВП существует тесная взаимосвязь. Если представить, что сумма государственных закупок товаров и услуг – постоянная величина, не зависящая от уровня доходов, то при низком уровне доходов будет наблюдаться дефицит, а при высоком – излишек бюджета.

Если бюджет сбалансирован, то величина налоговых поступлений совпадает с суммой правительственных закупок. Если в экономике наблюдается экономический спад, то сумма налоговых поступлений в бюджет при неизменном уровне государственных закупок сокращается, возникает бюджетный дефицит. На фазе экономического подъема величина налоговых поступлений выше уровня правительственных закупок, возникает бюджетный избыток (профицит). При данном уровне государственных расходов и данном уровне налоговой ставки размер бюджетного дефицита или излишка зависит от величины доходов.


Рис.8.1. Циклическое балансирование госбюджета

Профицит – превышение доходов над расходами. Если обнаружен профицит, то он сокращается путем: уменьшения доходов от продажи государственной или муниципальной собственности, доходов от реализации государственных запасов и ресурсов; направлением бюджетных средств на погашение долговых обязательств; передачей части доходов бюджетам других уровней.

Если правительственные расходы превышают доходы, то возникает дефицит государственного бюджета. При превышении доходов над расходами государство имеет положительное сальдо бюджета.

Бюджетный дефицит = Расходы – Доходы.

Чистые налоги = Налоговые поступления – Социальные выплаты.

В этом случае бюджетный дефицит можно представить следующим образом:

Бюджетный дефицит = Закупки товаров и услуг – Чистые налоги.

На размер бюджетного дефицита оказывают влияние колебания объема национального выпуска. В периоды депрессии, когда ВВП снижается, бюджет, как правило, сводится с дефицитом, в то время как в периоды подъема наблюдается положительное сальдо бюджета.

Причины этих изменений сальдо бюджета кроются в том, что во время спадов налоговые поступления от подоходного налога и других прямых налогов снижаются, так как снижается налогооблагаемая база. В то же время в периоды спадов некоторые виды государственных расходов увеличиваются (пособия по безработице и другие социальные выплаты).

Предположим, что государственные расходы составляют 200 денежных единиц, а налоговая ставка t = 0,2. Следовательно, при Y = 0 налоговые поступления Т = 0. Когда расходы возрастают до 1000 единиц, то налоговые поступления становятся равными государственным расходам (200 единиц). При доходах 1500 единиц государственные расходы составят 300 единиц и т.д.

Таким образом, при низком уровне доходов возникает дефицит государственного бюджета, при высоком – избыток бюджета.

Исследования экономистов показывают, что рост государственных расходов приводя к увеличению доходов, не обеспечивает такого прироста налогов, который «окупал бы» возросшие расходы. Это значит, что сумма налоговых поступлений будет всегда меньше, чем прирост государственных расходов.

Если в государственном бюджете имеется избыток, т.е. если государство изымает с помощью налогов больше, чем отдает, то это означает, что изъятий из макроэкономического оборота становится больше, чем инъекций. В результате происходит сокращение ВВП.

Напротив, если госбюджет испытывает дефицит, т.е. его расходы превышают доходы, инъекции становятся больше, чем изъятия. Это означает, что покупательная способность возрастает и ВВП увеличивается.

Таким образом, бюджетный дефицит – это не показатель плохого хозяйствования. Еще в 30-е годы Дж. Кейнс и шведские экономисты Г. Мюрдаль и Б. Улин предложили отступить от традиционного представления о том, что государственный бюджет должен быть сбалансированным, и пойти на некоторое превышение расходов над доходами для стимулирования экономического роста, особенно в периоды кризисов.

Действительно, если государство выплачивает денег больше, чем получает, то это повышает покупательную способность в обществе – люди больше покупают, предприятия больше продают, увеличивая занятость ресурсов.

Поэтому дефицит полезен в период безработицы, но в фазе подъема он опасен, так как приводит к инфляции, поскольку рост покупательной способности не сопровождается адекватным увеличением производства из-за исчерпания ресурсов.

Для анализа источников образования дефицита госбюджета выделяют:

1) структурный дефицит;

2) циклический дефицит.

Структурный дефицит бюджета возникает в периоды коренной ломки отраслевых структур экономик, которые повторяются с периодичностью в 45-55 лет. Он рассчитывается как разность между текущими государственными расходами (G) и доходами, которые могли бы поступить в бюджет при условии полной занятости при существующей системе налогообложения:

где Встр – структурный дефицит государственного бюджета;

Yf – ВВП при условии полной занятости;

t – ставка подоходного налога.

Циклический дефицит представляет собой разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом:

где Вцикл – циклический дефицит госбюджета;

Y – фактический ВВП за данный год.

В период экономического спада государство проводит политику инъекций в национальную экономику и вынуждено увеличивать размер государственных расходов. Первоначально уровень возросших государственных расходов увеличивает объем бюджетного дефицита. Но уровень государственных расходов и ставка налогообложения могут воздействовать не только на величину бюджетного дефицита, но и на уровень совокупного спроса, следовательно, на объем ВВП. Возросший объем государственных закупок увеличивает объем доходов, тем самым увеличивает общий объем налоговых поступлений в казну, следовательно, уровень бюджетного дефицита должен, наоборот, сократиться.

Однако налоги влияют на величину совокупного спроса через мультипликатор. Поэтому изменение равновесных доходов (D’-D) равно изменению государственных расходов (G’-G), умноженному на величину мультипликатора (МРС). Так как изменение уровня доходов может быть записано как изменение величины ВВП (Y’-Y), то:

Известно, что изменение бюджетного дефицита (B’-B) равно изменению уровня государственных расходов минус изменения суммы налоговых поступлений t (Y’-Y), которое имело место в результате изменения уровня доходов:

Таким образом, прирост государственных расходов будет способен вызвать оживление экономической активности, при котором сумма взимаемых налогов превысит данный прирост государственных расходов. При сбалансированном бюджете сумма всех сбережений (S) и чистых налогов (Т) равна сумме правительственных закупок (G) и инвестиций (I), а мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1:

В период экономических спадов государство допускает увеличение дефицита государственного бюджета. При анализе зарубежными экономистами стабилизационных фискальных мероприятий было обнаружено, что прирост дефицита государственного бюджета на равную величину оказывает разное влияние на совокупный спрос в стране – в зависимости от того, финансировался прирост дефицита бюджета за счет снижения налогов либо за счет изменения государственных закупок. При снижении налогов домашние хозяйства часть увеличившегося располагаемого дохода направляют на сбережения, поэтому первоначальный прирост потребления оказывается меньше величины снижения налогов. В результате прирост дефицита госбюджета, финансируемый за счет налогов, оказывает большее влияние на прирост совокупного спроса. Это явление открыл лауреат Нобелевской премии Т.
Хаавельмо. Оно получило название теоремы Хаавельмо. Суть его состоит в следующем.

Если рост государственных расходов финансируется за счет роста подоходных налогов, то конечный прирост национального дохода равен первоначальному приросту государственных расходов. Мультипликатор сбалансированного бюджета при этом равен 1.

В механизме действия изменения налогов на уровень ВВП налоговый мультипликатор показывает чистое влияние на величину ВВП роста налоговых сборов на 1 доллар. Тем не менее, изменение налогов сопровождается обычно изменением величины государственных расходов. Такое комбинированное влияние на ВВП отражает мультипликатор государственных расходов.

Мультипликатор устанавливает, что прирост правительственных расходов d(G), сопровождаемый равным по величине приростом налоговых поступлений d(Т), имеет своим результатом рост выпуска продукции (ВВП). Такое явление возникает при одновременном действии встречных эффектов:

1. Прирост правительственных расходов (dG) ведет к увеличению совокупного спроса (dAD) на такую же величину;

2. Прирост налогов (dT) сокращает уровень потребительского спроса на гораздо меньшую величину ( с учетом МРС), падение совокупного спроса с учетом располагаемого дохода будет равно МРС (Y-dT) + a = MPC * Y(1 – t) + a.

Попробуем вывести значение мультипликатора математическим способом.
Представим функцию совокупного спроса в виде

AD = Y = MPC * Y + a + I.

Введем в ее формулу математические значения G, T, TR, характеризующие степень вмешательства государства в экономику страны. При этом чистые налоги равны T – TR (налоговые поступления минус социальные бюджетные выплаты), а государственные закупки G равны государственным расходам минус транcфертные платежи TR:

Y = MPC (Y – T + TR) + G + a + I.

Раскроем скобки и представим налоговые поступления в бюджет как

Т = Y*t, при условии, что это – пропорциональные налоги:

Y = MPC*Y – MPC*t*Y + MPC*TR + G + a + I.

Соберем вместе слагаемые функции, не зависящие от Y, обозначим их А
(автономное потребление в экономике):

Y – MPC*Y + MPC*Y*t = A + I, где А = МРС * TR + a + I;

Выражение 1/1-МРС(1-t) и есть мультипликатор государственных расходов.

Мультипликатор государственных расходов давно применяется в макроэкономическом моделировании, в частности в модели делового цикла Хикса–Самуэльсона. Смысл этой модели состоит в выравнивании «волн» циклических колебаний экономики с помощью регулирования величины государственных расходов путем варьирования налоговой ставкой пропорционального налога и изменения величины государственных расходов
(неокейнсианский подход).

Существует три способа для финансирования бюджетного дефицита:

1) путем дополнительной эмиссии денег;

2) за счет кредитов ЦБ;

3) посредством заимствований у населения и фирм.

Каждый из этих способов имеет свои плюсы и минусы. Преимущества первых двух заключаются в том, что их использование дает возможность избежать вытеснения частных инвестиций государственными, поэтому расходы бизнеса и личное потребление не будут уменьшаться. Однако их применение чревато увеличением инфляции.

Существуют три концепции балансирования бюджета:

1. Концепция ежегодного балансирования (рикардианство). Экономические субъекты исходят из убеждения, что любые долги надо рано или поздно отдавать. Они прирост задолженности государства воспринимают как прирост налогов в будущем, т.к. другого, кроме налогов, источника доходов у государства нет. Государственное бюджетное ограничение:

Тнаст. + Тбуд./ (1 + i) = Gнаст. + Gбуд./ (1 + i).

Концепция отрицает положительные эффекты стабилизационной фискальной политики. Так, рост госрасходов не приводит к стимулированию совокупного спроса вследствие эффекта вытеснения инвестиций. Снижение налогов не приводит к росту потребительских расходов, а приводит к росту сбережений, так как субъекты должны быть готовы к повышению налогов в будущем.

2. Концепция циклического балансирования. Утверждается допустимость балансирования бюджета в ходе экономического цикла. Дефициты в периоды спада позволяют стимулировать совокупный спрос, а излишки в периоды подъемов – сдерживать «перегрев» экономики. Такая политика позволяет сгладить амплитуду колебаний цикла на 30 – 35%.

3. Концепция функциональных финансов. Проблема сбалансированности бюджета рассматривается как второстепенная, на первый план выдвигается задача стабилизации экономического развития. Поддержание высокой занятости имеет приоритет. Рост госдолга не приведет к угрозе банкротства государства при условии хорошо отлаженной финансовой системы и высокой степени доверия к государственным институтам.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния госбюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса, экономического роста при производстве неинфляционного ВВП (ВНП).

Основными инструментами осуществления бюджетно-налоговой политики являются налоговые и бюджетные регуляторы. К налоговым регуляторам относятся устанавливаемые виды налогов и платежей, их структура, объекты обложения, субъекты платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения и др. В качестве бюджетных регуляторов выделяют уровень централизации средств государством, соотношение между федеральным или республиканским и местными бюджетами, дефицит бюджета, соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами, бюджетную классификацию статей доходов и расходов и др.

Фискальная политика в зависимости от механизма реагирования на изменения экономической ситуации подразделяется на дискреционную и недискреционную (автоматическую), в соответствии с чем определяется механизм ее функционирования, конкретизируются формы и методы регулирования.

Дискреционная фискальная политика – целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса.

Недискреционная (автоматическая) фискальная политика – автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.

Чистые налоговые поступления представляют собой разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов.

При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения госрасходов (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов. Соответственно, в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек.

Дискреционная политика правительства связана со значительными внутренними временными лагами, так как изменение структуры государственных расходов или ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте.

При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.

«Встроенный» (автоматический) стабилизатор – экономический механизм, работающий в режиме саморегулирования и позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов, в том числе страхование по безработице и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы «включаются» без непосредственного вмешательства парламента.

Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических «амортизаторов» колебаний совокупного спроса.

Циклический дефицит (излишек) – дефицит (излишек) государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне спада (подъема) деловой активности. Действие «встроенных стабилизаторов» объясняется следующим образом. В фазе циклического подъема налоговые отчисления автоматически возрастают, а трансфертные платежи автоматически снижаются. В результате возрастает бюджетный излишек и инфляционный бум сдерживается. В период же циклического спада налоги автоматически падают, а трансферты растут. В итоге увеличивается бюджетный дефицит на фоне относительного роста совокупного спроса и объема производства, что ограничивает глубину спада.

Степень стабилизационного воздействия бюджетного дефицита зависит от способов его финансирования, в качестве которых могут использоваться: увеличение налоговых поступлений в госбюджет, выпуск займов, денежная эмиссия.

Если дефицит госбюджета финансируется за счет выпуска государственных займов, то это ведет к росту рыночной ставки банковского процента. А рост последней приводит к удорожанию кредитов и к уменьшению объема инвестиций, что снижает стимулирующий эффект фискальной политики.

В случае финансирования дефицита госбюджета за счет денежной эмиссии государство получает особый доход (доход от печатания денег), который называется сеньораж. Сеньораж возникает при превышении прироста денежной массы над приростом реального ВНП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате этого все экономические агенты платят своеобразный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через механизм повышения цен.

Однако, следует отметить, что встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний. На основании данных о циклических бюджетных дефицитах и излишках нельзя оценивать эффективность мер фискальной политики, так как наличие циклически несбалансированного бюджета не приближает экономику к состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь место при любом уровне выпуска. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов.

Дискреционная фискальная политика в зависимости от фазы экономического цикла может быть стимулирующей или сдерживающей.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной денежно-кредитной политикой Центрального (Национального) банка и оптимизацией структуры государственных расходов.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более продолжительном периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создаёт предпосылки для разрушения экономического потенциала.

Стабилизационное воздействие налогов и государственных расходов на экономическое развитие обусловлено тем, что они обладают мультипликационным эффектом и оказывают прямое влияние на совокупный спрос, объем национального производства, занятость населения. Так, в период спада правительства, стимулируя государственные расходы, вызывают мультипликационный рост потребительских расходов и множительный эффект инвестиций.

Мультипликатор государственных расходов (МРг) рассчитывается по формуле:


,

где МРС – предельная склонность к потреблению.

Он показывает приращение ВВП в результате роста государственных расходов на закупку товаров и услуг.

При значительном уровне безработицы государство проводит стимулирующую политику в форме сокращения налогов. Более низкие налоги вызывают увеличение доходов домашних хозяйств, что ведет к увеличению расходов и к росту совокупного спроса, цен, расширению объема производства и совокупного предложения. В результате повышается реальный ВВП. Низкие налоги также стимулируют рост сбережений домашних хозяйств и увеличение прибыльности предпринимательских инвестиций. Это способствует повышению нормы накопления капитала, расширению производства, снижению безработицы и увеличению национального продукта. Следовательно, налоги также приводят к мультипликационному эффекту.

Мультипликатор чистых налогов – это отношение величины изменения совокупного спроса к величине заданного изменения реальных чистых налогов. Его абсолютная величина определяется по формуле:

МР налогов = МРг – 1.

Если в эту формулу подставить значение мультипликатора расходов, то получится:

МР налогов = МРС (1 – МРС).

Налоги по сравнению с государственными расходами в меньшей степени воздействуют на изменение национального продукта. Налоговый мультипликатор меньше мультипликатора государственных расходов на величину предельной склонности к потреблению. Это объясняется тем, что государственные расходы являются составляющей совокупных расходов, а налоги выступают фактором, влияющим только на потребление – одну из переменных совокупных расходов. Кроме того, если каждая денежная единица, использованная на закупку товаров и услуг, оказывает прямое воздействие на прирост ВВП, то при сокращении налогов только одна часть доходов семейных хозяйств идет на рост потребления, поскольку другая часть уходит на сбережения.

Выбор правительством форм и методов стабилизационной фискальной политики зависит и от используемой концептуальной модели государственного регулирования. В теории и практике государств с рыночной экономикой выделяются две концептуальные модели – неокейнсианская и неоклассическая.

Неокейнсианская модель государственного регулирования экономики базируется на теории Дж. Кейнса. Он придавал особое значение недискреционной бюджетно-налоговой политике, которая, по его мнению, способна амортизировать кризис. Встроенная стабильность возникает вследствие существования функциональной зависимости между налогами и национальным доходом. Так, величина собираемого чистого налога варьирует пропорционально величине чистого национального продукта (ЧНП). Следовательно, по мере изменения уровня ЧНП возможны автоматические колебания (увеличение или уменьшение) размеров налоговых поступлений и возникающих бюджетных дефицитов и профицитов.

Антиинфляционный эффект заключается в том, что по мере роста ЧНП растут доходы производителей и происходит автоматическое повышение налоговых поступлений, которое со временем обусловливает сокращение потребления, сдерживает избыточный инфляционный рост цен, а в итоге вызывает понижение ЧНП и занятости. Следствием этого является замедление экономического подъема и формирование тенденции к ликвидации дефицита государственного бюджета и образованию профицита.

Неоклассическая модель налогового регулирования основывается на теории «экономики предложения», в которой одним из условий, обеспечивающих рост сбережений и расширение инвестиционной деятельности, выступает низкий уровень налогов. Для этого используется бюджетная концепция А. Лаффера, где главной переменной величиной являются предельные ставки налогов. Так, если предельные ставки достигают достаточно высокого уровня, то ликвидируются стимулы для предпринимательской инициативы и расширения производства, падают прибыли, усиливается процесс уклонения от уплаты налогов, следовательно, снижаются и общие налоговые поступления. Сокращение предельных налоговых ставок вызывает противоположный эффект.

Таким образом, неокейнсианцы строят механизм налогового регулирования на основе изменений уровня налогов как средства проведения антициклической политики, снижения их в периоды спада экономики, повышения в годы оживления и подъема с целью сдерживания деловой активности, а неоклассики – на основе широкомасштабного и целенаправленного снижения общего уровня налогов для поддержания высокого уровня сбережений и инвестиций, а также расширения общих налоговых поступлений.

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №13 «Бюджетно-налоговая политика»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Понятие бюджетно-налоговой (фискальной) политики.
  • Цели фискальной политики.
  • Прямые и косвенные методы регулирования экономики.
  • Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.
  • Дискреционная и автоматическая формы фискальной политики.
  • Фискальная политика как кратковременная мера регулирования экономики государства.

Глоссарий по теме: бюджетно-налоговая (фискальная) политика, дискреционная фискальная политика, автоматическая (недискреционная) фискальная политика, стимулирующая фискальная политика, сдерживающая фискальная политика.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Латинское слово «fiscus» имеет несколько значений и переводится как корзина, касса, казна, финансы. Следовательно, деятельность, касающуюся сбора финансов в кассу, корзину, т.е. в бюджет, можно считать фискальной или бюджетно-налоговой. Безусловно, эта деятельность – прерогатива государства, его политика.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) – это деятельность государства по регулированию налогов и государственных расходов в целях воздействия на экономику.

Цели фискальной политики совпадают с целями монетарной политики. Такими целями являются:

  1. экономический рост;
  2. полная занятость;
  3. стабильность цен.

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования экономики. Прямые методы – это бюджетное финансирование чётко определённых направлений (например, содержание военно-промышленного комплекса, развитие социальной инфраструктуры, развитие науки т.д.).

Косвенные методы – это воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение, используя систему налогообложения. При помощи системы налогообложения государство воздействует на совокупный спрос. В экономике его принято обозначать как AD (от англ. aggregate demand). Совокупный спрос – это средства, которые готовы потратить все субъекты хозяйственной деятельности страны (потребители, фирмы, правительство).

Помимо совокупного спроса, государство при помощи системы налогообложения воздействует и на совокупное предложение. Совокупное предложение (от англ. aggregate supply, AS) – вся конечная продукция (в стоимостном выражении), произведённая (предложенная) в обществе. Всё, что предприятия страны готовы предложить.

Именно манипулирование налогами (изменение налоговых ставок на различные виды доходов, предоставление налоговых льгот и т.п.) позволяет государству добиваться более устойчивых темпов экономического роста.

Для реализации фискальной политики в процессе достижения макроэкономического равновесия государство использует два основных инструмента:

  1. изменение ставок налогообложения;
  2. изменение государственных расходов.

В зависимости от целей, стоящих перед правительством, различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада экономической активности и предполагает:

  • снижение налогов на граждан и фирмы (снижение налога на физические лица ведёт к тому, что у людей будет увеличиваться часть дохода за счёт его сохранения, а у фирм снижение налога на прибыль приведёт к тому, что эта самая прибыль будет увеличиваться);
  • увеличение государственных расходов (повышение зарплаты гражданам, трудящимся в бюджетных организациях, пенсий, пособий, строительство различных учреждений социальной инфраструктуры);
  • увеличение трансфертов (финансовой помощи в виде пенсий, пособий, стипендий, дотаций, выплат по социальному обеспечению).

Применение данных мер, как правило, приводит к росту совокупного спроса, расширению производства, снижению безработицы, т.е. спад будет приостановлен за счёт использования стимулирующих фискальных мер.

Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции, когда наблюдается так называемый экономический «бум», и предполагает:

  • увеличение налогов;
  • сокращение правительственных расходов;
  • сокращение трансфертов (финансовой помощи).

Применение данных мер приведёт к снижению совокупного спроса и будет сдерживать рост цен.

По характеру действий фискальных инструментов различают дискреционную (активную) и недискреционную (автоматическую, пассивную) формы фискальной политики.

Фискальная дискреционная политика – это определённые действия государства, в рамках которых оно вводит особые экономические меры, направленные на коррекцию финансового положения внутри страны с целью его стабилизации. Основные действия в рамках данной политики ориентированы на изменение доходной и расходной частей бюджета. Именно поэтому фискальную политику называют бюджетно-налоговой.

Дискреционная форма предполагает маневрирование налогами и государственными расходами для того, чтобы повлиять, изменить объём национального производства, а также контролировать темпы инфляции и уровень безработицы.

Автоматическая форма фискальной политики ориентируется на так называемую «встроенную стабильность», определённый «автоматизм», опирающийся на то, что стабилизаторы уже встроены в систему, и чтобы привести их в действие, не требуется властных решений (принятий законов), и они автоматически стабилизируют экономику, стимулируя её при спаде и сдерживая в период «разогрева».

К встроенным стабилизаторам относят: подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности.

Например, если экономика находится в стадии спада, будет происходить естественное уменьшение налоговых поступлений и рост государственных расходов, а в условиях подъёма будет наблюдаться обратная картина.

Фискальная политика может служить действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но лишь как временная мера, поскольку имеет и некоторые негативные черты, снижающие её эффективность:

  • изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимые для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, могут не совпадать с другими государственными целевыми расходами, например, с необходимостью укреплять обороноспособность страны, охранять окружающую среду, финансировать научные исследования и т.п.;
  • для фискальной политики характерно некоторое «торможение», поскольку, во-первых, парламентёрам необходимо обсудить существующую ситуацию, законодательно её закрепить, и только после этого начнется процесс реализации принятых мер. Во-вторых, нужно время на то, чтобы изменение величины налогов и государственных расходов оказали желаемое воздействие на экономику, и на то, чтобы она начала откликаться. Если процесс будет затянут, то фискальная политика в таких случаях будет играть дестабилизирующую роль.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с соответствующей денежно-кредитной политикой и опирается на стабильно высокий авторитет государственной власти, распространяющийся на управляемость всех звеньев экономики.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В представленном перечне только три элемента являются характеристиками бюджетно-налоговой политики. Вычеркните лишний элемент.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

Для того чтобы выполнить предложенное задание, предлагаем следовать следующему алгоритму:

  • актуализировать понятия «прогрессивный налог» (налог, характеризующийся повышением ставки пропорционально доходу) и «трансфертные платежи» (безвозмездная выплата гражданам со стороны государства: пенсии, пособия, стипендии, дотации, выплаты по социальному обеспечению других видов, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходовграждан) – утверждение верное;
  • перечислить все основные инструменты фискальной политики (изменение ставок налогообложения и государственные расходы) – утверждение верное;
  • назвать цели монетарной политики и сравнить их с целями фискальной (экономический рост, полная занятость и стабильность цен – цели монетарной политики, они же цели фискальной) – значит, это утверждение неверное;
  • раскрыть сущность выражения «встроенная стабильность» (обеспечение налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности за счёт встроенных в систему стабилизаторов) – утверждение верное.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

2. Добавление подписей к изображениям.

Вашему вниманию представлены различные последствия действий правительства. Подберите к каждому элементу соответствующий тип деятельности (политики) правительства, который он реализует в рамках бюджетно-налоговой (фискальной) политики.


Рисунок 1 – Пример задания практического модуля

Для того чтобы корректно выполнить данное задание, вам необходимо:

  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия стимулирующая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период спада экономической активности, состоит в расширении совокупного спроса путём увеличения государственных расходов, снижения налогов, способствующего росту частных расходов, или некоторого сочетания этих мер);
  • вспомнить, когда реализация этого вида политики целесообразна (проводится в период спада экономической активности);
  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия сдерживающая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период экономического бума, направленный на сокращение правительственных закупок или на рост чистых налогов, проводимый для борьбы с инфляцией). Из определения следует, что данный вид фискальной политики целесообразно проводить, когда в стране экономический бум;
  • определить понятия, которые актуальны для реализации анализируемых видов фискальной политики.

Ответ: на рисунке 2.


Рисунок 2 – Пример решения задания практического модуля

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 142–144.
  2. Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2009. – 145 с. – С. 77–81.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Вопрос 55. Инфляция: сущность, формы, причины, последствия

Вопрос 56. Финансовые системы: экономическая природа, функции, структура. Государственный бюджет и государственный долг

Вопрос 58. Доходы населения и их перераспределение. Социальная политика государства)

I. ТЕСТЫ И СИТУАЦИИ 1.

Верны ли следующие утверждения:

а) открытая инфляция проявляется в росте цен (да, нет);

б) подавленная инфляция проявляется в затоваривании (да, нет);

в) при подавленной инфляции рост спроса на товар повышает его цену (да, нет);

г) при сбалансированной инфляции цены различных товаров относительно друг друга остаются неизменными (да, нет);

д) рост инфляции спроса провоцирует увеличение объема заработной платы (да, нет);

е) инфляция предложения стимулируется снижением издержек (да, нет);

ж) снижение уровня безработицы вызывает рост цен, заработной платы и поэтому снижает инфляцию (да, нет);

з) в длительном периоде (5-10 лет) низкий уровень занятости не спасает от роста инфляции (да, нет)?

Выберите правильные ответы.

а) индексация доходов;

б) экономический спад;

в) контроль за уровнем цен;

г) рост безработицы.

3. Кто из нижеперечисленных субъектов скорее всего выиграет в условиях инфляции:

а) гражданин, имеющий фиксированный доход;

б) правительство, взимающее прогрессивную ставку налога на прибыль;

в) гражданин, положивший на срочный счет деньги в банк;

г) банкир, одолживший деньги?

4. В экономике отмечается полная занятость, но высокая инфляция.

а) увеличение государственных расходов и продажа государственных облигаций;

б) сокращение государственных расходов и продажа государственных облигаций на открытом рынке;

в) снижение налогов и покупка государственных облигаций на открытом рынке;

г) увеличение налогов и покупка государственных облигаций на открытом рынке?

5. Если правительство Германии объявило о снижении курса марки по отношению к курсу американского доллара, то оно провело:

Выберите верные ответы.

6. Дефицит государственного бюджета существует, если:

а) государственные расходы превышают доходы;

б) увеличиваются государственные расходы;

в) сокращается государственный долг;

г) уменьшаются налоги.

7. Дефицит государственного бюджета может финансироваться за счет:

а) дополнительных налоговых поступлений;

б) прибылей государственных предприятий;

в) эмиссии денег и обязательств;

г) изъятия средств из золотого запаса.

8. Если государство выбросит на открытый рынок государственные краткосрочные обязательства (ГКО), то это приведет к:

а) снижению уровня инфляции через короткое время;

б) оживлению государственных инвестиций в промышленности;

в) снижению скорости роста дефицита госбюджета;

г) погашению внешней задолженности государства.

9. Облигация государственного займа — это:

а) ценная бумага, выпускаемая для создания основного капитала государственных предприятий;

б) ценная бумага, выпускаемая для создания оборотного капитала предприятия;

в) ценная бумага, выпускаемая для погашения государственного долга;

г) ценная бумага, создающая государственный долг.

10. Какая из нижеперечисленных монетарных политик способна увеличить совокупный спрос:

а) повышение резервных требований к коммерческим банкам;

б) повышение требования маржи (гарантированного взноса) при приобретении акций;

в) приобретение государственных облигаций на открытом рынке?

а) это значительно увеличивает поступления в государственный бюджет;

б) нельзя допустить слишком большого разрыва в доходах, поскольку он может вызвать социальный взрыв;

в) этим чиновники пытаются уравнять свои фиксированные заработки с растущими предпринимательскими доходами.

12. Функции налогов заключаются в:

а) сокращении объема средств, находящихся в распоряжении фирм и домашних хозяйств;

б) увеличении объема средств, которыми распоряжается государство;

в) увеличении объема средств, направляемых на финансирование государственных расходов.

13. Налог на добавленную стоимость относится к:

а) прогрессивным подоходным налогам;

б) потоварным налогам;

в) налогам на имущество;

г) налогам на доход корпораций.

14. К прямым налогам относится налог:

а) на прибыль предприятия;

б) на добавленную стоимость;

в) на золотые изделия;

г) государственная пошлина.

15. К косвенным налогам относится:

а) налог с оборота;

б) подоходный с населения;

в) с наследства и дарений;

г) на прирост капитала.

16. К целевым налогам относится:

а) налог на создание дорожных фондов;

б) налог на операции с ценными бумагами;

в) таможенная пошлина;

г) налог с наследства и дарений.

17. Бюджет семьи — это:

а) общая сумма денежных доходов, которыми располагает семья;

б) общая сумма расходов, которые произведет семья за определенный период времени;

в) структура всех доходов и расходов за определенный период времени.

18. В странах с развитой рыночной экономикой в структуре доходов семьи наибольший удельный вес занимают:

а) заработная плата и жалованье;

б) доходы от владения собственностью;

в) доходы от ценных бумаг.

19.. Увеличение степени неравенства в распределении доходов в обществе отразится на кривой Лоренца:

а) совпадением кривой распределения доходов со срединной линией;

б) движением кривой распределения доходов вверх;

в) движением кривой распределения доходов вниз;

г) кривая останется в прежнем положении.

21. Если заработки выросли в 2 раза, а цены — в 2,5, то:

а) реальный доход вырос;

б) реальный доход упал;

в) номинальный доход упал;

г) реальный доход не изменился.

22. Выберите наиболее точный показатель уровня жизни:

а) денежный доход населения;

б) реальный доход на душу населения;

в) уровень безработицы;

г) темпы инфляции.

23. Что из нижеперечисленного обычно приводит к сокращению потребительских расходов:

а) снижение потребительских доходов;

б) снижение уровня подоходного налога;

в) ожидание скорого роста цен;

г) увеличение государственных выплат населению?

24. Разберитесь в ситуации.

В 1995 г. в России значительно снизились темпы инфляции (с 17,8% в январе до 3,2% в декабре 1995 г.). В большинстве других стран сокращение темпов инфляции приводило к стабилизации и даже росту реального потребления населения. В России же в 1995 г. произошло резкое снижение большинства показателей уровня жизни: реальная зарплата упала на 26%, реальные располагаемые денежные ходы — на 13,1%, реальные расходы населения — на 9,7%, сбережения — на 21,7%. (См.: Вопросы экономики, — 1996, № 3. — С. 101.)

Почему это произошло ? (Свяжите свои размышления с динамикой произведенного и использованного ВВП, а также с политикой ЦБ по отношению к установлению курса рубля.)

II. СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ, ГРАФИКИ, ФОРМУЛЫ

В третьем разделе Задания № 17 предусмотрено решение задач, касающихся проблем инфляции, госбюджета, налогов и доходов населения.

БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ - ПРЕВЫШЕНИЕ РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВА НАД ЕГО ДОХОДАМИ.

Одним из источников пополнения государственного бюджета являются налоги

Одним из показателей благополучия общества являются доходы населения.

НОМИНАЛЬНЫЙ ДОХОД - ВЕЛИЧИНА ДОХОДА, ОЦЕНИВАЕМАЯ В ДЕНЬГАХ.

РЕАЛЬНЫЙ ДОХОД - СУММА ТОВАРОВ И УСЛУГ, КОТОРЫЕ МОЖНО ПРИОБРЕСТИ НА ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ.

Различие между номинальным и реальным доходом образуется за счет налогов, натуральных трансфертов и инфляции.

Для отражения неравенства в распределении доходов используется кривая Лоренца (см. рис.

КРИВАЯ ЛОРЕНЦА - ВЫРАЖЕННАЯ ГРАФИЧЕСКИ ЗАВИСИМОСТЬ МЕЖДУ ОТНОСИТЕЛЬНЫМИ ВЕЛИЧИНАМИ ДОХОДА И ЧИСЛОМ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ.

ОСА — кривая Лоренца.

Уровень неравенства определяется коэффициентом (индексом) Джини.

Чем больше коэффициент Джини, тем больше неравенство в доходах населения.

25. Имеются следующие данные о московском индексе розничных цен и количестве обращающихся бумажных денег в 1922 г.:

Таблица 34 Месяцы Индекс (январь — 1) Триллионы рублей бумажных денег Январь 1,0 17 Февраль 2,1 29 Март 4,4 47 Апрель 7,9 79 Май 10,9 125 Июнь 12,6 210 Июль 12,9 316 Август 14,3 470 Сентябрь 15,5 691 (См.: Колокольников П. Статистика. — М.: ГИЗ, 19S6. - С. 198.)

Составьте диаграмму с общей абсциссой, на которой параллельными кривыми (для каждой с особым масштабом для ординаты) обозначьте московский индекс розничных цен и количество обращающихся бумажных денег. Проанализируйте диаграмму.

26. Сравните динамику денежной массы, потребительских цен и валового внутреннего продукта, приведенных в табл. 35 (1994 г. к 1993 г., в процентах):

Таблица 35 Страна Объем денег в обращении (индекс) Индекс потребительских цен Индекс ВВП Коэффициент опережения денежной массы 1 : 2 1 :3 США 11 2,5 4,1 4,4 ; 2,7 Япония 3,7 0,7 0,6 5,2 6,2 Германия 6,6 3,0 2,3 2,2 2,9 Китай 24,4 20,0 11,8 1,2 2,1 (См.: Деньги и кредит. - 1996. № 9. - С. 40.)

Чем Вы объясните ситуацию, когда рост денежной массы не сопровождается пропорциональным ростом цен (имеется в виду формула MV = PQ)?

Подсказка: вспомните кейнсианскую теорию спроса на деньги, главным образом обращая внимание на компоненты этого спроса.

27. Определите, дефицитен ли бюджет, если государственные закупки составляют 50 денежных единиц, трансфертные платежи равны 10 денежным единицам, процентные выплаты — 10% годовых по государственному долгу, равному 20 денежным единицам, налоговые поступления составляют 40 денежных единиц.

28. Рассчитайте на основе данных табл.

Таблица 36 Доход Налог Средняя налоговая ставка 0 0 50 5 100 15 150 30 200 50 250 75

Каким является данный налог? Почему налоговые системы большинства стран носят прогрессивный характер?

29. Проведите межстрановое сопоставление налоговых ставок (в процентах).

Таблица 37 Страна Налог на доходы корпораций Налог на добавленную стоимость Подоходный налог, ставка минимальная максимальная Россия 35 20 12 30 США 30 нет 15 39,6 Япония 3,7 3 10 50 Франция 34 14 12 56,8 Великобритания 25-35 17,5 20 40 Германия 50 15 19 53 Австрия 20 20 10 50 Бельгия 39 19 25 55 Дания 34-40 24,5 40 60 Италия 36 19 10 50 Нидерланды 40-35 18,5 35,1 60 Норвегия 23,1 22 26 53,5 Финляндия 25 22 25,8 57,8 Люксембург 10 18,5 10,5 58,8 Швеция 30 23,5 33 65

30. Дайте анализ структуры потребительских расходов населения России, составленной по данным обследования бюджетов домашних хозяйств, в процентах к общим расходам на покупку товаров и оплату услуг.

Таблица 38 Годы Расходы на покупку Расходы на оплату услуг продуктов питания непродовольственных товаров алкогольных напитков 1991 38,4 47,7 4,2 9,7 1992 47,6 40,6 4,0 7,8 1993 46,3 42,4 3,1 8,2 1994 46,8 40,2 2,9 10,1 1995 (9месяцев) 52,4 31,4 2,4 13,8 (См. Общество и экономика — 1996. № 5. — С. 189.)

31. Известно, что около 80% мирового народонаселения проживает в развивающихся странах, однако на них приходится лишь 16% мирового дохода, тогда как на 20% самых богатых приходится около 84% мирового дохода. По имеющимся данным вычертите кривую Лоренца и определите значение коэффициента Джини. Является ли это значение верхней или нижней границей по сравнению с ситуацией, когда мы обладаем более полной информацией о распределении доходов?

32. В апреле 1996 г. уровень денежных доходов в расчете надушу населения составил по России 773,1 тыс. руб. (расходы — 529,2 тыс. руб.), в том числе по областям соответственно:

Таблица 39 Области Доходы Расходы Псковская 465,2 273,9 Саратовская 448,5 265,0 Мурманская 1134,5 690,5 Москва 2539,0 2033,0 Тамбовская 873,4 553,4 Тюменская 1634,0 922,5 (См. Экономист. - 1996. № 11. - С. 6.)

Проанализируйте представленные данные.

IV. ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЮ № 17

1. а) — да; б) — нет; в) — нет; г) — да; д) — да; е) — нет; ж) — нет; з) — да.

2. Адаптационные меры: а), в); ликвидационные: б), г).

3. б). 4. б). 5. в). 6. а). 7. в). 8. в). 9. г). 10. в). 11. б).. 12. б). 13. б). 14. а). 15. а). 16. а). 17. в). 18. а). 19. в). 20. - Да. 21. б). 22. б). 23. а). 25. Диаграмма

Диаграмма показывает, что обе кривые быстро поднимаются вверх, но полного соответствия между их движениями нет: московский индекс рост быстрее в зимне-весенние, чем в летне-осенние месяцы; наоборот, количество бумажных денег особенно возросло летом. Это значит, во-первых, что выбрасываемые в обращении бумажные деньги не всегда сразу вели к переоценке товаров и, во-вторых, что на рост цен влияли и другие слагаемые и факторы рыночной конъюнктуры.

26. Увеличение предложения денег может и не привести к пропорциональному росту цен, так как значительная часть денежной массы может быть «связана» с тем, что деньги обслуживают прежде всего производственный и технологический циклы в реальном секторе экономики, где оборачиваемость денег меньше, чем в торговле и в сфере финансово-банковских услуг.

Компоненты спроса на деньги:

Мd = Мтрансакц.+ М спек

где Мd — спрос на деньги;

Мтрансакц.— трансакционный спрос;

М спек – спекулятивный спрос.

27. Расходы госбюджета = 50 + 10 + (20 х 0,1) = 62 денежные единицы.

40 - 62 = -22 денежные единицы — дефицит бюджета.

Таблица 40 Доход Налог Средняя налоговая ставка 0 0 — 50 5 10 100 15 15 Г50 30 20 200 50 25 250 75 30

29. Сравнение показывает, что Россия имеет не самую высокую ставку налога на доходы предприятий. Следует отметить, что сравнение не совсем корректно, так как существует два межстрановых различия:

• различная широта налоговой базы;

• принадлежность к той или иной системе обложения прибыли в руках предприятий и акционеров (двойное налогообложение).

30. Согласно закону, сформулированному в свое время Энгелем, повышение доли расходов на питание является признаком ухудшения материального положения семей. В России она повышалась с 38,4 до 52,4%.

31. Строим по имеющимся данным кривую Лоренца (см. рис. 27).

Площадь фигуры под кривой Лоренца = 0,5 х 16 х 80 + 0,5 х (16 + 100) х 20 = 640 + 1160 = 1800.

Коэффициент Джини = (5000 - 1800) : 5000 = 0,64. Это минимальное значение, которое не учитывает весьма вероятного неравенства в распределении дохода внутренних двух больших групп.

32. Наблюдаются региональные различия в денежных доходах и денежных расходах населения, приводящие к социальной дифференциации, которую следует учитывать в процессе горизонтального выравнивания бюджетной обеспеченности.

Б62.В период подъема наблюдается:

а) снижение уровня занятости;

б) сокращение потребительских расходов на покупку товаров длительного пользования;

в) рост дефицита государственного бюджета;

г) рост дефицита торгового баланса;

д) нет верного ответа.

БбЗ.В фазе циклического подъема:

а) товарно-материальные запасы фирм и налоговые платежи увеличиваются;

б) товарно-материальные запасы фирм сокращаются, а налоговые платежи увеличи
ваются;

в) товарно-материальные запасы фирм увеличиваются, а налоговые платежи сокра
щаются;

г) товарно-материальные запасы фирм и налоговые платежи сокращаются.

Б64.Во время циклического подъема:

а) фактический ВВП растет, а потенциальный остается без изменения;

б) потенциальный ВВП растет, а фактический остается без изменения;

в) растут и фактический, и потенциальный ВВП;

г) фактический ВВП растет, а потенциальный может расти или оставаться без изме
нения.

Б65.Характерной чертой рецессии является:

а) снижение уровня безработицы;

б) рост популярности президента;

в) снижение доходов;

г) рост уровня инфляции

д) снижение экспорта.

Ббб.Фазе подъема не соответствует:

а) рост инвестиционных расходов;

б) рост прибыли фирм;

в) сокращение налоговых поступлений;

г) уменьшение объема пособий по безработице

Б67.В период спада всегда наблюдается рост:

а) частных инвестиций;

в) товарно-материальных запасов фирм;

г) заработной платы

д) потребительских расходов.

Б68.В период спада сокращается:

а) профицит государственного бюджета;

б) дефицит государственного бюджета;

в) дефицит торгового баланса;

г) профицит торгового баланса;

д) верны ответы айв.

Б69.В период рецессии в наибольшей степени сокращается:

а) величина расходов на текущее потребление;

б) ставка заработной платы;

в) величина прибыли;

г) величина государственных закупок;

д) все ответы верны.

Б70. Во время циклического спада имеет место снижение:

а) фактического ВВП;

б) потенциального ВВП;

в) и фактического, и потенциального ВВП;

г) ни фактического, т: потенциального ВВП.

Б71.В фазе циклического спада:

а) величина трансфертных выплат и прибыли фирм сокращаются;

б) величина трансфертных выплат сокращается, а прибыли фирм увеличиваются;

в) величина трансфертных выплат увеличивается, а прибыли фирм сокращаются;

г) величина трансфертных выплат и прибыли фирм увеличиваются.

Б72.Какой из показателей является контрциклическим:

а) объем розничных продаж;

б) уровень безработицы;

в) загрузка производственных мощностей;

г) величина прибыли фирм.

Б73. Какой из показателей является проциклическим:

а) величина товарных запасов фирм;

б) величина чистого экспорта;

в) курсы ценных бумаг;

г) дефицит государственного бюджета.

Б74.Какой из показателей является ациклическим:

а) уровень потребительских расходов на покупку товаров длительного пользования;

б) объем импорта;

в) величина ВВП;

г) объем экспорта;

д) нет верного ответа.

Б75.Автором теории "длинных волн экономической конъюнктуры" является:

б) Н.Д. Кондратьев;

Б76.Если реальный ВВП в 1995 г. составлял 18 073 млн дол., а в 1996^г. — 18 635 млн дол., то темп экономического роста за этот период равен:

В. Выполните задания

В1.Укажите, какие процессы относятся: а) к фазе спада; б) к фазе подъема.

1. Рост частных инвестиций. 2. Сокращение объема розничных продаж. 3. Сокращение прибылей. 4. Рост товарно-материальных запасов фирм. 5. Рост налоговых поступлений. 6. Рост сбережений. 7. Рост уровня цен. 8. Сокращение объема производства 9. Увеличение спроса на труд. 10. Падение курса акций 11. Рост уровня безработицы. 12. Рост уровня занятости. 13. Увеличение суммы выплат пособий по безработице. 14. Сокращение дефицита государственного бюджета. 15. Рост профицита торгового баланса.

В2.Укажите, какие показатели являются: а) проциклическими; б) контрциклическими; в) ациклическими:

1. Величина совокупного дохода. 2. Уровень деловой активности. 3. Объем экспорта. 4. Курс ценных бумаг. 5. Уровень цен. 6. Объем производства. 7. Величина расходов на покупку товаров длительного пользования. 8. Величина товарно-материальных запасов фирм. 9. Прибыль фирм. 10. Уровень безработицы. 11. Величина инвестиционных расходов. 12. Объем импорта. 13. Величина налоговых поступлений. 14. Дефицит государственного бюджета. 15. Спрос на труд. 16. Величина пособия по безработице. 17. Дефицит торгового баланса. 18. Величина расходов на текущее потребление. 19. Уровень сбережений. 20. Величина чистого экспорта. 21. Сумма выплат пособий по безработице. 22. Сумма пенсионных выплат.

Г. Решите задачи

П. Реальный ВВП 1999 г. составил 2400 млрд дол. Номинальный ВВП 2000 г. равен 2214 млрд дол., а дефлятор ВВП - 0,9. Определите темп изменения ВВП и фазу цикла.

Г2. В 2000 г. в экономике страны начался спад. Номинальный ВВП 2000 г. был равен 3078 млрд франков, темп инфляции составлял 20%, а темп изменения ВВП по сравнению с 1999 г. был равен 5%. Определите ВВП 1999 г. (базового) и причину спада.

ГЗ. В результате роста совокупных расходов номинальный ВВП страны в 1999 г. стал равен 1690 млрд марок, и темп изменения ВВП по сравнению с 1998 г. составил 4%. Известно, что в 1998 г. номинальный ВВП был равен 1495 млрд марок, а дефлятор ВВП — 1,15. Определите фазу цикла и темп инфляции 1999 г.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)

Читайте также: