Возврат акциза на нефтяное сырье

Опубликовано: 16.05.2024

ФОНД «НАЦИОНАЛЬНЫЙ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ
РЕГУЛЯТОР БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА
«БУХГАЛТЕРСКИЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

(ФОНД «НРБУ «БМЦ»)

Приложение №1 к протоколу ОК Нефтегаз/ГДП №1 от 2020-01-20

РЕКОМЕНДАЦИЯ Р-Х/2020-ОК НЕФТЕГАЗ
«ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ АКЦИЗ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ»

ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ

Организция, совершающая операции по переработке нефтяного сырья, продала продукцию нефтепереработки (автомобильное топливо, моторное масло и т.д.) на территории РФ.

В связи с этой операцией организация должна начислить акциз к уплате с проданной продукции и акциз к вычету по сырью, использованному при производстве этой продукции.

Итоговая сумма акциза является отрицательной, то есть имеет место зачет/возмещение акциза (далее – отрицательный акциз).

В этой связи возникает вопрос: каков ПОРЯДОК УЧЕТА ОТРИЦАТЕЛЬНОГО АКЦИЗА?

ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ

1. Отрицательный акциз учитывается в качестве отдельного актива (Д 19 счета) в момент понесения затрат, с которыми будет увязываться последующий расчет размера акциза к вычету.

2. Отрицательный акциз увеличивает выручку.

3. Отрицательный акциз уменьшает себестоимость продаж.

ОСНОВА ДЛЯ ВЫВОДОВ

В 2018 году завершен «налоговый маневр» в нефтегазовой отрасли. Маневр реализован посредством внесения изменений в Закон «О таможенном тарифе» (Закон 1) и в НК РФ (Закон 2).

Изменениями в Закон 1 установлено постепенное снижение вывозной таможенной пошлины на нефть в течение 6 лет, начиная с 2019 года, путем умножения текущей ставки таможенной пошлины на корректирующий коэффициент (Ккорр.) для достижения полного обнуления ставки вывозной таможенной пошлины на нефть с начала 2024 года.

Так как ставка вывозной таможенной пошлины на нефть является базисом для расчета таможенных пошлин на нефтепродукты, то экспорт произведенных из нефти товаров не будет облагаться таможенной пошлиной с 2024 г.

В связи со снижением ставки вывозной таможенной пошлины на нефть с целью компенсации выпадающих доходов государства, повышена ставка НДПИ на нефть.

По своей экономической сути отрицательный акциз – это компенсация государством роста себестоимости нефтепродуктов в результате роста НДПИ (например, в результате роста цен на международном рынке), транспортных расходов и в случае роста объемов переработки и сбыта на внутреннем рынке вместо экспорта сырого сырья.

Таким образом, под формой акциза введен принципиально новый механизм косвенного регулирования цен и стимулирования переработки и сбыта на внутреннем рынке.

Так, вычетам подлежат суммы акциза, умноженные на величину 2 («отрицательный акциз»), и увеличенные на величину Кдемп («демпфирующий коэффициент»), при предоставлении установленных документов.

В настоящее время цена на нефть на внутреннем рынке формируется по формуле: «мировая котировка минус вывозная таможенная пошлина минус стоимость транспортировки» (экспортный «нетбэка»). Соответственно, в связи с обнулением вывозной таможенной пошлины на нефть, произойдет увеличение внутренних цен на сырье, что повлечет рост расходов нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).

С целью поддержки НПЗ Законом 2 вводится новый подакцизный товар – нефтяное сырье (пп.13.1, п.1, ст.181) , механизм расчета акциза на нефтяное сырье (пп.34, п.1, ст.182) , порядок применения вычета с использованием повышающего коэффициента (п. 27, ст.200).

Закон 2 – это Федеральный закон от 03.08.2018 №301-ФЗ, вносящий изменения в часть вторую Налогового кодекса РФ. В соответствии с данным Законом список подакцизных товаров дополнен позицией «Нефтяное сырье» - смесь углеводородов (нефть, стабильный конденсат, вакуумный газойль, гудрон, мазут).

В соответствии НК РФ:

Статья 182. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения признаются следующие операции:

34) направление нефтяного сырья, принадлежащего организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, на праве собственности, на переработку на производственных мощностях, принадлежащих такой организации либо организации, непосредственно оказывающей такой организации услуги по переработке нефтяного сырья;

Статья 200. Налоговые вычеты

27. Вычетам подлежат суммы акциза, умноженные на коэффициент 2, исчисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, в период действия указанного свидетельства при совершении им операций, указанных в подпункте 34 пункта 1 статьи 18 2 настоящего Кодекса, и увеличенные на величину КДЕМП, определяемую в соответствии с настоящим пунктом, при условии представления документов, предусмотренных пунктом 28 статьи 201 настоящего Кодекса.

Статья 202. Сумма акциза, подлежащая уплате

5. Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает сумму акциза, исчисленную по реализованным подакцизным товарам, налогоплательщик в этом налоговом периоде акциз не уплачивает.

Сумма превышения налоговых вычетов над суммой акциза, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, подлежит зачету в счет текущих и (или) предстоящих в следующем налоговом периоде платежей по акцизу.

Статья 203. Сумма акциза, подлежащая возврату

4. При отсутствии у налогоплательщика недоимки по акцизу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, сумма акциза, подлежащая возмещению по решению налогового органа, подлежит возврату налогоплательщику…

Право на вычет организации получают при условии реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке.

В случае получения права на вычет, организация признает актив (или уменьшение обязательства) по расчетам с бюджетом в момент реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке .

24.01.2020, 10:35 | 3249 просмотров | 784 загрузок

из Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая)

Статья 200. Налоговые вычеты

21. Вычетам подлежат умноженные на коэффициент, установленный настоящим пунктом, суммы акциза, начисленные при получении авиационного керосина налогоплательщиком, включенным в Реестр эксплуатантов гражданской авиации Российской Федерации и имеющим сертификат (свидетельство) эксплуатанта, и увеличенные на величину ВАВИА, определяемую в соответствии с настоящим пунктом, при условии представления документов в соответствии с пунктом 21 статьи 201 настоящего Кодекса.

При использовании полученного авиационного керосина самим налогоплательщиком и (или) лицом, с которым налогоплательщиком заключен договор на оказание услуг по заправке воздушных судов авиационным керосином, для заправки воздушных судов, эксплуатируемых налогоплательщиком, коэффициент применяется в следующих размерах:

с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно - 2;

с 1 января по 31 декабря 2016 года включительно - 1,84;

с 1 января 2017 года - 2,08.

В иных случаях выбытия (использования) полученного авиационного керосина коэффициент принимается равным 1.

Величина ВАВИА определяется налогоплательщиком самостоятельно по следующей формуле:

где VКЕР - объем (в тоннах) полученного авиационного керосина, использованного в налоговом периоде самим налогоплательщиком и (или) лицом, с которым налогоплательщиком заключен договор на оказание услуг по заправке воздушных судов авиационным керосином, для заправки воздушных судов, эксплуатируемых налогоплательщиком;

КДТ_КОМП - коэффициент, определяемый в порядке, установленном пунктом 27 настоящей статьи;

где ЦКЕРэксп - средняя цена экспортной альтернативы для авиационного керосина, рассчитанная в морских портах Российской Федерации, расположенных в Северо-Западном федеральном округе, которая определяется по следующей формуле:

где ЦКЕРрт - средняя (среднеарифметическое значение за все дни торгов) за налоговый период цена на авиационный керосин на роттердамском рынке нефтяного сырья в долларах США за 1 тонну;

ТДТм - величина, определяемая в порядке, установленном пунктом 27 настоящей статьи;

ЭПКЕР - ставка вывозной таможенной пошлины в отношении авиационного керосина, действовавшая в налоговом периоде, в долларах США за 1 тонну;

Р - среднее значение курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, определяемое налогоплательщиком самостоятельно как среднеарифметическое значение курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, за все дни в налоговом периоде;

СНДС - ставка налога на добавленную стоимость, действовавшая в налоговом периоде и указанная в пункте 3 статьи 164 настоящего Кодекса;

ЦКЕРвр - условное значение средней оптовой цены реализации авиационного керосина на территории Российской Федерации, принимаемое равным 48 300 рублям за 1 тонну на период с 1 августа по 31 декабря 2019 года включительно, 50 700 рублям за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно, 53 250 рублям за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно, 55 900 рублям за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно, 58 700 рублям за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно, 61 600 рублям за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2024 года включительно.

Порядок расчета величины ЦКЕРрт определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы. Указанный порядок подлежит размещению на официальном сайте указанного федерального органа исполнительной власти в сети "Интернет". При этом, если на 15-е число месяца, непосредственно следующего за налоговым периодом, порядок расчета величины ЦКЕРрт не определен, то для такого налогового периода величина ЦКЕРрт принимается равной нулю.

Значения показателей ДКЕР и ЦКЕРэксп округляются до целых значений в соответствии с действующим порядком округления.

Показатель ЦКЕРэксп рассчитывается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы, в порядке , установленном настоящим пунктом, и публикуется на официальном сайте указанного федерального органа исполнительной власти в сети "Интернет" до истечения 15 дней, следующих за днем окончания налогового периода.

В случае, если величина ЦКЕРвр не установлена для налогового периода, в таком налоговом периоде величина ДКЕР принимается равной нулю.

Если значение величины ДКЕР, определенное налогоплательщиком самостоятельно в порядке, установленном настоящим пунктом, оказалось менее нуля, то в таком налоговом периоде величина ДКЕР принимается равной нулю.

27. Вычетам подлежат суммы акциза, умноженные на коэффициент 2, исчисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, в период действия указанного свидетельства при совершении им операций, указанных в подпункте 34 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, и увеличенные на величину КДЕМП, определяемую в соответствии с настоящим пунктом, при условии представления документов, предусмотренных пунктом 28 статьи 201 настоящего Кодекса.

Если иное не указано в настоящем пункте, величина КДЕМП определяется налогоплательщиком самостоятельно в следующем порядке:

где VАБ и VДТ - объем (в тоннах) высокооктанового (по исследовательскому методу 92 и более) автомобильного бензина класса 5 и дизельного топлива класса 5 соответственно, произведенных из направленного на переработку нефтяного сырья, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, и иного сырья (в том числе многофункциональных присадок, иных компонентов, не являющихся нефтяным сырьем), реализованных или использованных на собственные нужды налогоплательщиком в налоговом периоде на территории Российской Федерации, в отношении которых налогоплательщиком или организацией, осуществляющей переработку нефтяного сырья по договору об оказании налогоплательщику услуг по переработке нефтяного сырья, исчислены суммы акциза в текущем или в предыдущих налоговых периодах. При этом объем (в тоннах) иного сырья (в том числе многофункциональных присадок, иных компонентов, не являющихся нефтяным сырьем), использованного для производства VАБ и VДТ, не должен превышать 10 процентов от общего объема VАБ и VДТ (в тоннах). В случае, если объем иного сырья (в том числе многофункциональных присадок, иных компонентов, не являющихся нефтяным сырьем) превысил значение 10 процентов от общего объема VАБ и VДТ (в тоннах), значения показателей VАБ и VДТ подлежат уменьшению на соответствующий объем высокооктанового (по исследовательскому методу 92 и более) автомобильного бензина класса 5 и дизельного топлива класса 5, произведенных из иного сырья (в том числе многофункциональных присадок, иных компонентов, не являющихся нефтяным сырьем) в объеме, превышающем 10 процентов. Для целей настоящего абзаца при определении объема иного сырья, использованного для производства VАБ и VДТ, не учитываются объемы газа горючего природного, попутного нефтяного газа, использованные при производстве указанных нефтепродуктов;

КАБ_КОМП принимается равным 0,75 на период с 1 июля по 31 декабря 2019 года включительно, 0,68 - начиная с 1 января 2020 года;

КДТ_КОМП принимается равным 0,7 на период с 1 июля по 31 декабря 2019 года включительно, 0,65 - начиная с 1 января 2020 года;

VДВ_АБ и VДВ_ДТ - объем (в тоннах) высокооктанового (по исследовательскому методу 92 и более) автомобильного бензина класса 5 и дизельного топлива класса 5 соответственно, произведенных из направленного на переработку нефтяного сырья, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, и иного сырья (в том числе многофункциональных присадок, иных компонентов, не являющихся нефтяным сырьем) и реализованных в налоговом периоде в базисах поставки, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа, по перечню таких базисов поставки, устанавливаемому Правительством Российской Федерации;

ДДВ_АБ и ДДВ_ДТ - дальневосточные надбавки, определяемые в рублях за 1 тонну, рассчитываются налогоплательщиком самостоятельно как сумма величин 2 000 рублей и ДАБ или ДДТ, если иное не установлено настоящим пунктом. При этом, если величина ДДВ_АБ или ДДВ_ДТ оказалась более 2 000 или менее 0, для целей настоящего пункта величина ДДВ_АБ или ДДВ_ДТ принимается равной 2 000 или 0 соответственно. В случае, если средняя за налоговый период оптовая цена реализации на указанных базисах поставки, расположенных в Дальневосточном федеральном округе, автомобильного бензина АИ-92 класса 5 или дизельного топлива класса 5 отклоняется в большую сторону более чем на 20 процентов от средней за налоговый период оптовой цены реализации в Российской Федерации автомобильного бензина АИ-92 класса 5 или дизельного топлива класса 5 соответственно, величина ДДВ_АБ или ДДВ_ДТ соответственно в таком налоговом периоде принимается равной 0. Порядок расчета средней за налоговый период оптовой цены реализации на указанных базисах поставки, расположенных в Дальневосточном федеральном округе, автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5 определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы. Указанный порядок подлежит размещению на официальном сайте указанного органа исполнительной власти в сети "Интернет". При этом средние за налоговый период оптовые цены реализации на указанных базисах поставки, расположенных в Дальневосточном федеральном округе, автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5 рассчитываются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы, в порядке, установленном настоящим пунктом, и подлежат размещению на официальном сайте указанного федерального органа исполнительной власти в сети "Интернет" до истечения 15 дней, следующих за днем окончания налогового периода;

где ЦАБэксп - средняя цена экспортной альтернативы для автомобильного бензина АИ-92 класса 5, рассчитанная в морских портах Северо-Западного федерального округа, которая определяется по следующей формуле:

где ЦАБрт - средняя (среднеарифметическое значение за все дни торгов) за налоговый период цена на автомобильный бензин АИ-92 класса 5 на роттердамском рынке нефтяного сырья в долларах США за 1 тонну;

ТАБм - средние за налоговый период затраты на транспортировку морем и перевалку в портах 1 тонны автомобильного бензина АИ-92 класса 5 из морских портов Российской Федерации, расположенных в Северо-Западном федеральном округе, до роттердамского рынка нефтяного сырья в долларах США за 1 тонну;

ЭПАБ - ставка вывозной таможенной пошлины в отношении автомобильного бензина АИ-92 класса 5, действовавшая в налоговом периоде, в долларах США за 1 тонну;

Р - среднее значение курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, определяемое налогоплательщиком самостоятельно как среднеарифметическое значение курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, за все дни в налоговом периоде;

ААБ - ставка акциза, действовавшая в налоговом периоде для автомобильного бензина класса 5;

СНДС - ставка налога на добавленную стоимость, действовавшая в налоговом периоде и указанная в пункте 3 статьи 164 настоящего Кодекса;

ЦАБвр - условное значение средней оптовой цены реализации автомобильного бензина АИ-92 класса 5 на территории Российской Федерации, принимаемое равным 51 000 рублей за 1 тонну на период с 1 июля по 31 декабря 2019 года включительно, 53 600 рублям за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно, 56 300 рублям за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно, 59 000 рублей за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно, 62 000 рублей за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно, 65 000 рублей за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2024 года включительно;

ЦДТэксп - средняя цена экспортной альтернативы для дизельного топлива класса 5, рассчитанная в морских портах Северо-Западного федерального округа, которая определяется по следующей формуле:

где ЦДТрт - средняя (среднеарифметическое значение за все дни торгов) за налоговый период цена на дизельное топливо класса 5 на роттердамском рынке нефтяного сырья в долларах США за 1 тонну;

ТДТм - средние за налоговый период затраты на транспортировку морем и перевалку в портах 1 тонны дизельного топлива класса 5 из морских портов Российской Федерации, расположенных в Северо-Западном федеральном округе, до роттердамского рынка нефтяного сырья в долларах США за 1 тонну;

ЭПДТ - ставка вывозной таможенной пошлины в отношении дизельного топлива класса 5, действовавшая в налоговом периоде, в долларах США за 1 тонну;

АДТ - ставка акциза, действовавшая в налоговом периоде для дизельного топлива класса 5;

ЦДТвр - условное значение средней оптовой цены реализации дизельного топлива класса 5 на территории Российской Федерации, принимаемое равным 46 000 рублей за 1 тонну на период с 1 июля по 31 декабря 2019 года включительно, 48 300 рублям за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно, 50 700 рублям за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно, 53 250 рублям за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно, 56 000 рублей за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно, 58 700 рублям за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2024 года включительно;

абзацы двадцать седьмой - тридцать второй утратили силу. - Федеральный закон от 30.07.2019 N 255-ФЗ.

Порядок расчета показателей ЦАБрт, ЦДТрт, ТАБм, ТДТм определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы. Указанный порядок подлежит размещению на официальном сайте указанного федерального органа исполнительной власти в сети "Интернет".

Значения показателей КДЕМП, ЦАБэксп, ЦДТэксп округляются до целых значений в соответствии с действующим порядком округления.

Показатели ЦАБэксп и ЦДТэксп рассчитываются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы, в порядке, установленном настоящим пунктом, и публикуются на официальном сайте указанного федерального органа исполнительной власти в сети "Интернет" до истечения 10 дней, следующих за днем окончания налогового периода.

В случае, если средняя за налоговый период оптовая цена реализации в Российской Федерации автомобильного бензина АИ-92 класса 5 или дизельного топлива класса 5 отклоняется в большую сторону более чем на 10 процентов по автомобильному бензину АИ-92 класса 5 или на 20 процентов по дизельному топливу класса 5 от величин ЦАБвр и ЦДТвр соответственно, величина КДЕМП в таком налоговом периоде принимается равной нулю.

Порядок расчета средних за налоговый период оптовых цен реализации в Российской Федерации автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5 определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы, и подлежит размещению на его официальном сайте в сети "Интернет", на котором также публикуется информация об указанных оптовых ценах до истечения 10 календарных дней, следующих за последним днем налогового периода.

В случае возврата высокооктанового (по исследовательскому методу 92 и более) автомобильного бензина класса 5 и (или) дизельного топлива класса 5, произведенных из направленных на переработку нефтяного сырья и иного сырья, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, и ранее реализованных налогоплательщиком на территории Российской Федерации, значения показателей VАБ и (или) VДТ за налоговый период, в котором произведен такой возврат, уменьшаются на объем (в тоннах) возврата соответствующего товара.

В случае, если величины ЦАБвр и (или) ЦДТвр не установлены для налогового периода, величина КДЕМП в таком налоговом периоде принимается равной нулю.

  • Открытые данные
  • Общественная приемная
  • Обязательные требования

Вы здесь

Москва, 8 июля. - Правительство Российской Федерации поддержало и внесло в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части введения обратного акциза на этан, сжиженные углеводородные газы и инвестиционного коэффициента, применяемого при определении размера обратного акциза на нефтяное сырье)», разработанный Минфином России и Минэнерго России.

Законопроект направлен на развитие нефтегазохимического комплекса Российской Федерации путем создания стимулирующих налоговых условий для сжиженных углеводородных газов в целях производства товаров нефтегазохимии, а также для выделения и переработки этана в нефтегазохимическую продукцию. Кроме того, в целях стимулирования глубокой переработки нефти законопроектом предусмотрена возможность применения дополнительного инвестиционного коэффициента, увеличивающего размер «обратного акциза» на нефтяное сырье при строительстве новых установок вторичной переработки.

Законопроектом предлагается установить в отношении переработчиков этана или СУГ применение с 1 января 2022 года права на налоговый вычет по акцизам с повышающим коэффициентом 2 при условии введения ими новых производственных мощностей по переработке этана или СУГ в эксплуатацию после 1 января 2022 года (проектной мощностью по сырью не менее 300 тысяч тонн этана в год) или обязательного осуществления новых инвестиций в объекты основных средств, вводимых в эксплуатацию в период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2027 года, в размере не менее 65 млрд рублей, по заключенному до 1 января 2023 года с Минэнерго России соглашению о создании новых мощностей и (или) модернизации (реконструкции) действующих мощностей по производству товаров, являющихся продукцией нефтехимии.

С 1 января 2022 г. этан признается подакцизным товаром со ставкой акциза в размере 9000 рублей за тонну, а также СУГ со ставкой акциза в размере 4500 рублей за тонну с правом предоставления двойного налогового вычета на них в случае переработки этана и СУГ в нефтегазохимическую продукцию. При этом в случае осуществления инвестиций в производственные мощности по переработке СУГ в размере более 110 млрд рублей законопроектом предусмотрена ежегодная равномерная индексация ставки акциза на СУГ АО 100 руб. в год с 1 января 2024 года с 4500 руб./т до 7500 руб./т к 2027 году.

Нефтегазохимия является одной из наиболее быстрорастущих отраслей в мировой экономике. В то время как Россия, являясь страной с крупнейшими запасами природного газа, обладает уникальной сырьевой базой для развития нефтегазохимии.

С учетом потенциальных проектов российских компаний инвестиции в нефтегазохимические проекты в 2020‒2030 гг. могут суммарно составить около 3,1 трлн руб., из которых проекты на СУГ ‒ 570 млрд руб., на этане – около 1600 млрд руб. Реализация предлагаемых мер стимулирования также позволит обеспечить 12 млн тонн дополнительной нефтехимической продукции с высокой добавленной стоимостью. Сверх того, это означает снижение импорта полимеров и более 14,5 тыс. новых высокотехнологичных рабочих мест.

В целях стимулирования увеличения глубины переработки нефти и выработки светлых нефтепродуктов законопроектом предусмотрено применение дополнительного инвестиционного коэффициента, увеличивающего размер «обратного акциза» на нефтяное сырье, для нефтепереработчиков, заключивших до 1 июля 2021 года с Минэнерго России соглашение о создании новых мощностей (увеличению мощности действующих мощностей не менее чем на 15% по сырью) по глубокой переработке нефтяного сырья и (или) новых объектов основных средств, согласно которому налогоплательщик обязан осуществить начиная с 1 января 2019 года по любую дату после 1 января 2023 года капитальные вложения в объекты основных средств нефтеперерабатывающего завода в размере свыше 30 млрд рублей или осуществить с 1 января 2020 года по 31 декабря 2026 года введение в эксплуатацию на таких предприятиях объектов основных средств, указанных в инвестиционном соглашении, в размере, не менее 50 млрд рублей.

Такая мера позволит дополнительно инвестировать около 0,8 ‑ 1 трлн рублей в строительство около 30 установок глубокой переработки нефти в следующие 6‒10 лет.

Письмо Министерства финансов РФ №03-13-08/94841 от 06.12.2019

С 1 апреля 2020 года НК РФ причисляет все темные нефтепродукты, в том числе мазут, к средним дистиллятам и признает их подакцизным товаром. Поэтому с этой даты потребители мазута смогут получить двойной налоговый вычет по акцизу на средние дистилляты, если оформят свидетельство плательщика акциза и подтвердят его целевое использование в качестве топлива - котельного или бункерного.

Что относят к средним дистиллятам

Средние дистилляты - это некоторые виды нефтепродуктов, которые получаются в результате перегонки углеводородов. В частности, к ним относят печное и судовое топливо. Они являются подакцизными товарами (подп. 11 п. 1 ст. 181 НК РФ).

Средние дистилляты - это смеси углеводородов в жидком состоянии, одновременно соответствующие двум показателям:

плотность 750 - 930 кг/куб. м при температуре 20°C;

температура конца перегонки 215 - 360°C (это температура, при которой перегоняется не менее 90 процентов смеси при атмосферном давлении 760 мм ртутного столба).

Такие характеристики средних дистиллятов приведены в подпункте 11 пункта 1 статьи 181 НК РФ и действуют до 01.04.2020.

При проверке налоговая инспекция может потребовать подтверждение того, что топливо относится к средним дистиллятам. Документы, которые надо предоставить в этом случае, НК РФ не установлены. Главное, чтобы из них было видно, что топливо, с которым совершены операции, имеет физико-химические характеристики, соответствующие средним дистиллятам.

Как платит акциз получатель

Российская организация, которая получила (приобрела) cредние дистилляты, обязана начислить акциз, если:

у нее есть свидетельство о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами;

она приобрела средние дистилляты в собственность по договору с российской организацией (подп. 29 п. 1 ст. 182 НК РФ).

Приобретение средних дистиллятов в собственность можно подтвердить договором купли-продажи, товарной накладной, другими документами.

Начислить акциз надо на дату получения средних дистиллятов (абз. 8 ст. 195 НК РФ).

Сумму акциза рассчитывают по формуле (п. 11 ст.187, п. 1 ст.194 НК РФ):

Объем полученных средних дистиллятов (в тоннах)

Действующая ставка акциза за 1 тонну средних дистиллятов

Вычет акциза

Сумма акциза, который начислен при получении средних дистиллятов, в стоимость этих подакцизных товаров не включается (подп. 6 п. 4 ст. 199 НК РФ). Данную сумму акциза можно принять к вычету с коэффициентом 2 или 1.

Вычет с коэффициентом 2 возможен, если средние дистилляты использованы для бункеровки (заправки) объектов, по которым получено свидетельство. Это водные суда, установки и сооружения, указанные в пункте 1 статьи 179.5 НК РФ.

Начислить акциз при получении средних дистиллятов нужно, если у покупателя есть свидетельство о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами (подп. 29 п. 1 ст. 182 НК РФ).

Этот акциз можно принять к вычету с коэффициентом 2, если выполнены требования пункта 22 статьи 200 НК РФ. Главное требование – средние дистилляты использованы для бункеровки (заправки), в частности, объектов, которые:

используются для судоходства или торгового мореплавания;

ходят под Государственным флагом РФ;

принадлежат организации на праве собственности или праве владения, пользования или распоряжения.

Вычет возможен, если есть документы, перечисленные в пункте 22 статьи 201 НК РФ.

Вычет с коэффициентом 1 применяют, если полученные средние дистилляты использованы не для бункеровки объектов, а для других целей. Например, при перепродаже.

Документы на вычет

Чтобы получить вычет, нужно приложить к декларации по акцизу за период, в котором он заявлен, подтверждающие документы.

Для вычета с коэффициентом 1 нужно иметь:

копию свидетельства о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами;

копию договора поставки (купли-продажи) топлива, которое относится к cредним дистиллятам, с российской организацией - поставщиком.

Эти документы понадобятся и для вычета с коэффициентом 2. Но кроме них для двойного вычета нужно подтверждение того, что средние дистилляты использованы для бункеровки объектов, перечисленных в статье 179.5 НК РФ.

Поправки в определение средних дистиллятов

Федеральным законом от 30.07.2019 № 255-ФЗ (далее – Закон № 255-ФЗ) с этой даты введены поправки в НК РФ, согласно которым с 01.04.2020 года средними дистиллятами признаются смеси углеводородов в жидком или твердом состоянии (при температуре 20°C и атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба), полученные в результате первичной или вторичной переработки нефти, значения показателя плотности которых не превышают 1.015 кг/куб. м.

К средним дистиллятам будут относиться все темные нефтепродукты, часть из которых пока не признается подакцизными товарами или выделена в самостоятельную категорию, в том числе мазут.

Напомним, до 01.04.2020 верхняя граница плотности в определении понятия средние дистилляты составляет 930 кг/куб. м, а это меньше характерной плотности мазута.

Понятие «темное судовое топливо» и, соответственно, связанные с ним объект налогообложения и вычет, исключаются.

Поправки в порядок вычета

Закон № 255-ФЗ в целях сдерживания налоговой нагрузки на тепло- и электроснабжающие организации предусматривает для покупателей, использующих средние дистилляты в качестве топлива для производства тепла и электроэнергии, вычеты с коэффициентом 2.

Потребители мазута также смогут получить налоговый вычет по акцизу на средние дистилляты, если оформят свидетельство плательщика акциза и докажут его целевое использование в качестве котельного или бункерного топлива. Чтобы поставить к вычету начисленный продавцом акциз, они должны будут второй раз начислить акциз, после чего смогут получить вычет в двойном размере. В итоге стоимость топлива будет возвращена к исходному значению до начисления акциза продавцом.

Напомним, что сейчас коэффициент 2 применяется только при использовании для бункеровки судов.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

1883

(Рейтер) Российские нефтепереработчики намерены продолжить производство и реализацию на внутреннем рынке РФ суррогатного дизтоплива, по-прежнему избегая уплаты акциза на средние дистилляты, несмотря на ужесточение налогового законодательства с 1 апреля, говорят источники в отрасли.

Лазейкой для небольших и средних независимых НПЗ с простой схемой переработки станут существующие исключения в статье 181 пункт 11 Налогового кодекса, согласно которым не признаются средними дистиллятами смеси, содержащие более 30% ароматических соединений, а также авиационный керосин.

Между тем правительство уже готовит новые поправки в Налоговый кодекс, которые ставят производителей суррогата перед выбором: продолжать уходить от акциза на средние дистилляты или сохранить субсидию от государства, которая очень поддерживает НПЗ с простой схемой переработки.

Источники в отрасли оценивают годовой объем рынка суррогатного дизтоплива России от 6 до 8 миллионов тонн.

С прошлого года и до начала апреля производители суррогатного дизтоплива преимущественно избегали начисления акциза на средние дистилляты, паспортизируя свои продукты как высоковязкие или низкозастывающие (пункт 11 статьи 181 Налогового кодекса).

Акциз в 2019 году составлял 9.241 рубль за тонну, в первом квартале 2020 года - 9.535 рублей за тонну.

Согласно редакции Налогового кодекса, вступившей в силу с 1 апреля этого года, недостаточно просто указать в паспорте параметры застывания, вязкости и температуры вспышки. Теперь, чтобы признать средний дистиллят безакцизным высоковязким и низкозастывающим, требуется доказать применение для его производства специфических технологических процессов: каталитической депарафинизации, гидроизодепарафинизации, депарафинизации селективными растворителями, деасфальтизации пропаном, селективной очистки.

Такие процессы применяются для производства масел и, как правило, отсутствуют на НПЗ с простой схемой переработки, или мощности таких установок значительно ниже объемов производства средних дистиллятов.

ДЕМПФЕР В АКЦИЗЕ

Дополнительным барьером на пути средних дистиллятов к российскому потребителю в новой редакции Налогового кодекса стало формульное определение акциза для средних дистиллятов.

С 1 апреля по 31 декабря 2020 года акциз определяется как сумма 9.585 рублей за тонну и абсолютного значения демпфирующей надбавки для дизтоплива, если она имеет отрицательное значение, как сейчас.

Если демпфер для дизтоплива за апрель вычислялся бы по сегодняшним котировкам, он составил бы минус 11.000 рублей за тонну, в этом случае полный акциз для средних дистиллятов достиг 20.500 рублей.

Неизбежность начисления такого акциза делает поставки на внутренний рынок неинтересными для производителей суррогатного дизтоплива.

Новый способ ухода от акциза с использованием предусмотренного Налоговым кодексом исключения для смесей, содержащих более 30% ароматики, уже анонсировали отдельные независимые НПЗ с простой схемой переработки.

Другие НПЗ, реализующие средние дистилляты российским потребителям, пока не определились, и приостановили отпуск топлива, желая изучить опыт коллег.

По словам нефтепереработчиков, в дизельных фракциях, получаемых из большинства сортов российской нефти, содержание ароматических соединения значительно ниже 30%. Поэтому для того, чтобы честно обойти акциз, потребуется добавить недостающее количество ароматических соединений. Источником таких веществ, по словам специалистов, могут быть: ксилольная фракция, газойли коксования и каткрекинга, смола пиролизная. Однако все эти добавки ухудшат основные параметры дизтоплива, пусть даже суррогатного.

"В дизеле ароматики 15%-16% в лучшем случае. Можно влить ксилол, смолу пиролизную, например. Но все это испортит продукт. Разве только какой-нибудь трактор может быть не заметит", - считает инженер-технолог одного из российских НПЗ.

Вместе с тем, полагают источники в отрасли, реальное содержание ароматики доводить до 30% может и не потребоваться.

"Думаете в низкозастывающих вспышка была 81 градус и застывание минус 35 на самом деле? Сейчас так же будет - только на бумаге 30% (ароматики)", - уверяет трейдер на рынке суррогатов.

Вместе с тем другие источники на рынке говорят о том, что налоговые органы последнее время стали намного внимательнее проверять обоснованность ухода в безакцизные продукты.

"Несколько проверок в 19 году было с проведением анализа образцов. Суды были. Всё заканчивалось доначислением огромных сумм по акцизам", - рассказал источник в отрасли.

По его мнению, долго приписывать обычному суррогатному дизтопливу 30% ароматики для ухода от акциза не получится, так как подготовлены новые поправки в Налоговый кодекс, не позволяющие НПЗ со свидетельством переработчика нефтяного сырья уходить от акциза на средние дистилляты через ароматику.

"Или все средние с акцизом, или отказывайся от свидетельства, но тогда не получишь субсидию в виде обратного акциза на нефтяное сырье", - пояснил источник.

Пока возможность продавать средние дистилляты на внутреннем рынке РФ без акциза сохраняется, обеспечивая мини-НПЗ очень хорошую маржу и позволяя им оставаться на плаву, когда более оснащенные НПЗ нефтяных компаний начинают работать в убыток.

Экспортная альтернатива для средних дистиллятов производства небольших и средних простых НПЗ сегодня, по расчетам трейдеров, ниже 16.000 рублей за тонну, однако на внутреннем рынке топливо продается по 39.000-41.000 рублей за тонну.

Цены на дизельные фракции таких производств традиционно определяет не экспортная альтернатива, а текущая стоимость товарного дизтоплива Евро-5 ближайших НПЗ, уменьшенная на скидку 1.500-2.000 рублей за тонну.

Сегодня высокая премиальность внутреннего рынка возникла за счет того, что производители дизтоплива, соответствующего техническому регламенту, поддерживают его стоимость значительно выше экспортной альтернативы, так как вынуждены закладывать в цену продукции помимо акциза еще демпфирующую надбавку , ставшую отрицательной из-за обвала мировых котировок и подлежащую уплате государству.

Абсолютная величина демпфера для дизтоплива за март превысила 7.000 рублей за тонну, а по текущим котировкам апреля составляет около 11.000 рублей, показали расчеты Рейтер.

Таким образом, акциз (8.835 рублей за тонну) и демпфер (11.000 рублей за тонну) с учетом НДС составляют сегодня в сумме почти 24.000 рублей в цене товарного дизтоплива, являясь основой заработка изготовителей безакцизного суррогатного дизтоплива.

По информации источников, некоторые производители в апреле решили не искать новые лазейки в Налоговом кодексе и не оставлять средние дистилляты для внутреннего рынка, направив все апрельские объемы на экспорт и уступив место другим изготовителям суррогатов или товарного дизтоплива.

Так, по данным источников, Новошахтинский ЗНП уведомил трейдеров о том, что в апреле, после вступления в силу поправок в Налоговый кодекс, не планирует продавать средние дистилляты на внутреннем рынке.

Эта информация перед началом полевых работ обеспокоила многих потребителей, которые в последние дни марта устремились за топливом на соседние НПЗ - Ильский и Славянск-ЭКО, чтобы сделать запасы на период неопределенности с новыми безакцизными технологиями для суррогатов.

"С Новошахтинского не будет дизеля в апреле, а колхозникам сейчас уже надо. На Ильский все поехали - там очереди на два дня" - рассказал трейдер.

В случае потери выгоды от эффекта отрицательного демпфера в перспективе за счет роста мировых цен и ожидаемой корректировки Налогового кодекса, производители прямогонного дизтоплива могут окончательно покинуть внутренний рынок. Товарное подакцизное дизтопливо будет вытеснять безакцизный суррогат на экспорт, занимая его место на внутреннем рынке и принося российской казне дополнительный доход. (редактор Людмила Зараменских)

Читайте также: