В конфликтной ситуации налоговый инспектор должен

Опубликовано: 14.05.2024

Налоговая служба разъяснила, какими правилами должны руководствоваться сотрудники налоговых инспекций при общении с налогоплательщиками и ответе на их обращения (письмо ФНС России от 14 июня 2016 г. № ОА-4-17/10527 "О повышении качества предоставления государственных услуг"). Документ направлен в регионы.

Все требования объединены в несколько групп:

Основные принципы общения при личном приеме налогоплательщиков

Инспектор обязан быть вежливым, внимательным, тактичным, обращаться к налогоплательщику по имени и отчеству на "Вы". Объяснения должны быть изложены в понятной форме, исключающей возможность их ошибочного или двоякого понимания, а если потребуется, сотруднику предписано спокойно, без раздражения повторить и разъяснить смысл сказанного.

Кроме того, недопустимо в ходе личного приема вести "параллельные" разговоры с окружающими или долго общаться по телефону. Под запретом и высокомерный тон, грубость, заносчивость, некорректность замечаний, а также споры, дискуссии и действия, препятствующие вежливому общению.

Отмечается, что ведущие прием должностные лица должны проявлять выдержку и быть готовы к неадекватному поведению со стороны посетителей, в том числе к проявлению агрессии. В случае, когда налогоплательщик ведет себя агрессивно и позволяет себе грубые и нецензурные высказывания в адрес сотрудника или налоговой службы в целом, допускается отказать ему в приеме – но в вежливой форме и пригласив начальство.

Основные принципы телефонного информирования

Установлено, что инспектору следует представиться, назвав в том числе наименование налогового органа, в который позвонил налогоплательщик, и свою должность. Запрещено предоставлять по телефону сведения, составляющие налоговую тайну и требующие подтверждения личности налогоплательщика (состояние расчетов по налогам и сборам, а также полные перечни налогооблагаемого имущества налогоплательщика и т. д.).

В случае если работнику требуется время для выяснения нужной налогоплательщику информации, необходимо извиниться перед ним, записать номер и в обязательном порядке перезвонить ему, выяснив удобное для звонка время.

В конце беседы сотрудник должен кратко подвести итоги и перечислить меры, которые необходимо принять для того, чтобы устранить возникшую проблему (кто именно, когда и что должен сделать).

Установлено, что письмо не должно быть слишком длинным (оптимальный вариант – 1-2 страницы формата А4). Кроме того, ответ должен быть четким и понятным для восприятия. Рекомендовано использовать короткие предложения, а также избегать непонятных и сложных слов и сложной профессиональной лексики. Это же относится к словам, не имеющим юридически зафиксированного значения, которые могут создать проблему понимания в конфликтной ситуации.

Нельзя помимо этого обращаться к налогоплательщику в третьем лице. Например, "Управление рассмотрело обращение Иванова И.И. и сообщает следующее".

Отдельно подчеркивается, что в случае обоснованных претензий налогоплательщика на действия налоговых органов необходимо принести извинения от имени руководителя налогового органа.

Основные требования к внешнему виду должностных лиц, осуществляющих прием налогоплательщиков

Должностным лицам, осуществляющим прием налогоплательщиков, рекомендуется носить форменную одежду, а при ее отсутствии – костюмы и платья спокойных тонов и обувь строгого делового стиля. Рекомендовано соблюдать скромность и умеренность в использовании аксессуаров (в том числе ювелирных украшений и бижутерии). А сотрудникам-женщинам ФНС России посоветовала наносить легкий макияж (тональный крем, пудра, тушь для ресниц).

Основные требования к помещениям для приема налогоплательщиков

Закреплено, в частности, что рабочее место налогового инспектора, осуществляющего прием граждан, должно содержаться в образцовом состоянии. На столе не должны присутствовать посторонние предметы, отвлекающие инспектора и налогоплательщика от сути беседы.

Заявления властных структур о снижении давления на бизнес, уменьшении количества контрольных мероприятий в отношении фирм не отменяют возможности налоговой проверки конкретной организации или ИП.

Статья рассказывает о том, какие виды проверок могут быть со стороны ФНС, кто рискует повстречаться с ревизором больше других и как подготовиться к такой проверке. Советы от специалистов-практиков помогут пройти проверку с наименьшими потерями финансов и нервов, а при необходимости – отстоять свои права и уменьшить бремя санкций по результатам проверки.

Как подготовиться

Прежде всего, нужно знать, по каким признакам фирма может попасть у налоговиков «под подозрение». Концепция планирования проверок отражена в документе, утвержденном приказом №ММ-3-06/333 от 30/05/07 г. налоговой службы.

Риск проверки возрастает, если:

  • уровень оплаты труда ниже минимума по региону или едва его покрывает, а в среднем показатель ниже отраслевого на 10%;
  • фирма показала убытки по итогам года;
  • фирма меняет юридические адреса, регистрируется в разных ФНС;
  • процент начисленных (уплаченных) налогов ниже средних показателей в этом регионе (экономическом секторе);
  • в декларации по НДС отражена большая сумма вычетов;
  • данные налоговых деклараций резко различаются с данными движения денежных средств по расчетному счету (оплата покупки, поступления за реализацию) и др.

На практике достаточно одного из поименованных в документе факторов, чтобы ФНС нашла основание проверить фирму.

Далее имеет смысл просмотреть на сайте ФНС заранее информацию о готовящихся проверках перед началом нового календарного года. Не исключена и внеплановая проверка, например, по информации от иных госорганов, по информации в налоговую от конкурентов фирмы, при выявлении уже названых факторов риска в текущем году.

До проведения любых проверок полезно изучить налоговый кодекс. Налоговые проверки, согласно ст. ст. 87, 88, 89 НК РФ, бывают двух видов: выездные и камеральные. Первые проводятся на территории проверяемой фирмы, а во втором случае может последовать требование переслать в ФНС определенный в извещении пакет документов. «Камералка» не может быть внеплановой, поскольку проводится обычно после подачи декларации налогоплательщиком. Кроме того, есть еще понятие встречной проверки, официально именующееся «истребованием документов» или информации о контрагенте, деловом партнере фирмы.

Камеральная проверка проводится без дополнительных решений. И если в течение 3 месяцев после подачи декларации никаких сигналов от ИФНС не поступало, значит, она закончилась успешно. Подготовиться к такой проверке в общепризнанном смысле налогоплательщик не может.

Выездная проверка предполагает обязательное истребование документов. К этому надо быть готовым. Чиновники могут потребовать любые документы, относящиеся к области проверки. Сама выездная проверка длится 2 месяца, однако может приостанавливаться (возобновляться), продлеваться по причинам, указанным в НК РФ. Общая продолжительность такого вида контроля – не более полугода.

До начала нужно успеть:

  • проверить идентичность первичной документации фирмы и контрагентов;
  • известить партнеров по бизнесу о проверке фирмы, чтобы они могли подтвердить при необходимости все данные;
  • оставить в офисе только те документы, которые оформлены правильно и юридически законны;
  • снять при необходимости несоответствия юридического адреса, почтового адреса с фактическим местонахождением фирмы;
  • проинструктировать персонал о поведении во время проверки, о необходимости внятно и по существу, без лишних сведений, отвечать инспектору на его вопросы;
  • если есть возможность – предоставить сотруднику ИФНС отдельный кабинет и приносить требуемые документы туда.

Как действовать в ходе проверки

В ходе проверки, например, если при «камералке» в декларации обнаружились недочеты, налоговая может затребовать пакет документов в виде их копий.

Документы следует предоставить в течение 10 дней с момента получения требования. При истребовании документов у иностранной организации срок представления – 30 дней, если речь идет о консолидированной группе налогоплательщиков — 20 дней.

Оформлять пакет с этого года нужно согласно приказу №ММВ-7-2/628 от 07/11/18 г. ФНС, с 04/01/19 г. – по новым правилам:

  1. Толщина сшива – не более 150 листов. Если один документ составляет более 150 листов, его не разделяют. Нумерация страниц сплошная, начиная с 1.
  2. Прошивка должна обеспечивать беспрепятственное чтение, копирование документов без нарушения целостности тома. Концы прошивки должны оказаться с оборотной стороны тома, прикрытые бумажной наклейкой. Размеры наклейки не оговариваются.
  3. Заверяющая подпись должна стоять только на наклейке. Каждый лист заверять не нужно. Она состоит из наименования должности (или указания, что это ИП) и фамилии ответственного лица с инициалами, количества листов, даты.
  4. Сопроводительный документ (письмо) присовокупляется к сшиву. В нем пишется дата и номер требования от налоговой и число листов передаваемых копий. Опись документов оформляется отдельным листом либо включается в текст письма.

Передача документов в ходе встречной проверки оформляется как указано выше. Налогоплательщик в течение 5-ти дней должен передать копии «первички» (счета-фактуры, акты, накладные и пр.) в налоговую или письменно подтвердить, что таких сведений у него нет (ст. 93.1-5).

На заметку! Если налоговая проверяет сделку с партнером вне рамок общей проверки, документы предоставляются в течение 10-ти дней (ст. 93.1-5).

Выездная проверка из всех перечисленных наиболее серьезная. От того, как поведет себя руководство фирмы и сотрудники, во многом зависят ее результаты. Вначале поговорим о том, чего при выездной проверке делать не стоит:

  1. Не препятствуйте инспекторам проходить на территорию фирмы. Ситуация может привести к вмешательству полиции и дополнительным санкциям.
  2. Не стоит идти на открытый конфликт с чиновниками, выполняющими свою работу, надеясь, что они «быстрее уйдут». Это приведет лишь к выводу, что компании «есть что скрывать» и проверка будет проводиться еще более тщательно.
  3. Не подавайте в спешке уточненные декларации, если в них есть ошибки. Проверяющие могут не заметить их (человеческий фактор никто не отменял). Время на проведение проверки ограничено законом. Даже если обнаружатся именно эти недочеты, их оформление займет определенный срок, а значит, на обнаружение иных нарушений его может не остаться.
  4. Не озвучивайте сведений, о которых инспектор не задает вопросов. Любые информационные нестыковки могут быть использованы против компании точно так же, как откровенно ложные сведения.

На заметку! Если налоговая запрашивает одни и те же документы повторно, их можно не предоставлять. При этом обязательно известить ФНС о том, что такие документы уже направлялись, в течение 10 рабочих дней.

Правильные действия в ходе налоговой проверки выездного типа – залог ее скорого и успешного окончания для компании. О них необходимо сказать более подробно.

Выездная проверка: 10 правил успеха

После окончания

По итогам налоговой проверки могут быть доначислены налоги, рассчитаны штрафы и пени. Если налогоплательщик не согласен с решением фискальных органов, он вправе обратиться с иском в суд. Практика судебных решений свидетельствует о том, что около 50% таких исков удовлетворяются.

Активная защита собственных интересов (например, оценка альтернативными экспертами сделки, по которой ИФНС доначислила налоги) эффективнее пассивного ожидания судебного решения.

У налогоплательщика есть все шансы заявить протест результатам фискальной проверки, если проверяющие хотя бы в одном из пунктов нарушили законодательство. Например, один из чиновников не вписан в решение о проведении проверки, либо чиновники нарушили ее сроки.

Вежливость в общении с налогоплательщиками – часть обязанностей контролеров. О том, что ревизоры не могут грубить, игнорировать или, что хуже, угрожать представителям компании, сказано сразу в нескольких законах и документах ФНС. Ирина Михеева, ведущий юрисконсульт ООО «КСК аудит» по просьбе редакции журнала «Расчет» изучила кодекс этики ревизоров и рассказала, что делать, если вы все-таки столкнулись с проявлением грубости.

Налоговым кодексом закреплено основополагающее правило: должностные лица ФНС должны корректно и внимательно относиться к плательщикам, не унижать их честь и достоинство. Об этом прямо говорится в пункте 3 статьи 33 НК РФ.

Кроме этого, существует Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы, документу почти 10 лет. Кодекс был утвержден приказом ФНС России от 11 апреля 2011 года № ММВ-7-4/260@. Этот свод правил служит основой для формирования должной морали в налоговых органах и уважительного отношения к Службе в целом в общественном сознании. В Кодексе закреплено, что ревизоры должны быть вежливыми, толерантными, беспристрастными и неподкупными.

Кроме прочего, Кодекс обязывает инспекторов воздерживаются от любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений.

Обязывает отказаться от грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений; не использовать угрозы, оскорбительные выражения или реплики, действия, препятствующие нормальному общению или провоцирующие противоправное поведение. Кодекс также запрещает контролерам курение во время служебных совещаний, бесед, иного профессионального общения.

Но на этом список документов, регулирующих правила общения ревизоров с плательщиками налогов, не заканчивается. В ФНС действует также и Регламент вежливости для налоговых служащих, правила которого изложены в письме ФНС России от 14 июня 2016 года № ОА-4-17/10527 «О повышении качества предоставления государственных услуг». С этим документом нелишним будет ознакомиться всем представителям бизнеса, кто по роду своих служебных обязанностей встречается с налоговыми инспекторами.

Основные правила общения сотрудника налоговой

Предлагаю внимательно изучить письмо, которое упоминалось выше.

Так, например, документ устанавливает следующие основные принципы:

  • общение и разговор по телефону необходимо начинать с приветствия,
  • инспектор должен предложить налогоплательщику представиться и в дальнейшем обращаться к нему исключительно по имени и отчеству,
  • ревизоры должны проявлять вежливость, внимательность, тактичность, доброжелательность и объективность.

Ответ инспектора должен быть максимально информативным, подробным и понятным представителю компании.

Какие бы то ни было параллельные разговоры инспектора с окружающими людьми во время общения с представителем предприятия запрещены и допускаются только в случае крайней необходимости и максимально оперативно.

Запрещаются высказывания и действия дискриминационного характера в отношении пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений, сотрудникам налоговых инспекций при общении с налогоплательщиками нельзя допускать высокомерный тон, грубить, проявлять заносчивость, некорректность замечаний.

Запрещены различные споры, дискуссии и действия, препятствующие вежливому общению с налогоплательщиками.

В случае конфликтного поведения со стороны налогоплательщика должностным лицам, ведущим прием, необходимо принять меры для того, чтобы снять эмоциональное напряжение собеседника, а затем спокойно разъяснить ему порядок решения вопроса.

Все это касается не только личных встреч, но и разговоров по телефону. Если для ответа требуется время на подготовку, то инспектор обязан взять номер телефона, извиниться и перезвонить позже с ответом вопрос.

Грубое поведение работника ИФНС

За время существования Налоговой службы, несомненно, качество сервиса, предоставляемого ФНС, значительно улучшилось. Возможность предварительно записаться на прием, наличие просторных операционных залов с автоматической выдачей талонов электронной очереди, переход на электронные сервисы. Эти новации облегчают жизнь бизнеса.

Однако, как и любая бюрократическая машина, работа инспекций время от времени дает сбой и случаются ошибки. Вот неполный список наиболее некорректных действий со стороны налоговиков:

  • не отвечают на телефонные звонки;
  • теряют документы;
  • направляют заявление или исполнительный лист на взыскание налога после того, как компания добровольно уплатила налог;
  • ведут себя грубо;
  • предъявляют незаконные требования по предоставлению сведений и документов, которые не требуются для оказания государственной услуги или иного решения вопроса;
  • отказываются от выполнения должностных обязанностей;
  • требуют оплатить бесплатные услуги и др.

Что делать бухгалтеру, столкнувшему с грубостью налогового инспектора

Есть ли механизмы воздействия на невежливого инспектора?

Начнем с того, чего делать не надо:

  • рекомендуем не проявлять эмоции,
  • не стоит повышать голос,
  • воздержитесь от оскорблений,
  • старайтесь себя контролировать.

Зафиксируйте факт нарушения любым удобным способом.

Сегодня почти у всех есть смартфоны, а аудиозапись и видеосъемка некорректного поведения инспектора не запрещены. Если не получилось снять видео или записать диалог на диктофон, привлекайте свидетелей, если вы находитесь в инспекции, наверняка рядом с вами есть другие посетители.

Куда и как жаловаться

Одним из методов воздействия будет являться подача письменного заявления или жалобы на поведение сотрудника-грубияна.

Не забывайте, что в своем заявлении нужно избегать высказываний оценочного и оскорбительного характера. Ссылайтесь на пункт 3 статьи 33 НК РФ и письмо ФНС, о котором говорилось выше.

Излагайте только факты, которые должны быть правдивыми.

Какого ответа на жалобу ждать от ИФНС

Налоговая служба должна отреагировать на вашу жалобу письменно и принести извинения за действия ревизора, который вел себя грубо.

Если и это не поможет, обратитесь за справедливостью в суд с заявлением о неправомерном действии либо бездействии налоговых органов.

В случае если инспектор требует оплату за бесплатные государственные услуги, необходимо сообщить об этом в правоохранительные органы:

  • прокуратуру,
  • полицию или
  • ФСБ (по делам о взяточничестве со стороны должностных лиц).

Однако для возбуждения дела нужно иметь прямые доказательства:

  • письменные показания свидетелей,
  • аудио- или видеозаписи,
  • копии письменного требования,
  • другие факты.

Штраф за грубость: сколько?

В настоящее время административный штраф за оскорбление чиновником гражданина по статье 5.61 КОАП РФ составляет от 10 000 до 30 000 рублей.

Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично показанном произведении или средствах массовой информации, влечет наложение административного штрафа от 30 000 до 50 000 рублей.

Законопроект «антивежливости»

12 сентября 2019 года в Госдуму был внесен законопроект № 792837-7, предусматривающий появление в Уголовном кодексе новой статьи – 286.2. Эта норма закрепляет уголовную ответственность должностных лиц за оскорбление граждан.

Необходимым признаком рассматриваемого состава преступления является совершение преступных действий в момент нахождения чиновника на службе. Наказание за простой состав преступления: штраф от 500 000 до 800 000 рублей (или в размере заработка чиновника за период от одного года до двух лет); принудительные работы на срок до двух лет; арест на срок до шести месяцев. В качестве дополнительного наказания к штрафу может применяться также запрет занимать определенные должности (или даже заниматься определенной деятельностью) на срок до трех лет.

За квалифицированный состав предусмотрено более тяжелое наказание. Так, например, если чиновник, оскорбивший гражданина, применил в отношении потерпевшего физическую силу, его ожидает лишение свободы на срок от трех до пяти лет, виновное лицо лишится права занимать свою должность на срок до пяти лет.

На момент подготовки к публикации этой статьи законопроект все еще находился на рассмотрении в нижней палате парламента.

РАСЧЕТ
Журнал для современного бухгалтера

Самый любимый бухгалтерский журнал, который всегда на вашей стороне.

98% подписчиков всегда продлевают подписку на журнал.

Выбор читателей

Responsive image

Разъяснения ФСС: как получить Сведения о застрахованном лице

Responsive image

Бесплатная КЭП с 1 июля 2021 года: кому и как ее получить

Responsive image

С 1 июля новые правила блокировки расчетных счетов

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

ФНС России постоянно проводит работу по совершенствованию методов налоговых проверок и обучает своих сотрудников - в связи с этим налогоплательщикам просто необходимо понимать, каким образом следует реагировать на действия сотрудников налоговых органов и как надо себя вести, чтобы не совершать типовых ошибок, приводящих к ухудшению отношений с проверяющими и в результате - к увеличению придирок и претензий с их стороны, на которые в других случаях налоговики могли бы закрыть глаза.

Причины ошибок

Одной из причин являются простой стресс, психологическая неподготовленность или психологический страх перед проверкой. В сознании людей укреплен стереотип о том, что проверка - это плохо, что невиновных людей не бывает. Когда к компании приходят проверяющие, взрослые люди подчас теряются и начинают суетиться, снижается их концентрация на рабочих вопросах, они боятся.

Изначально негативный настрой представляет собой еще одну причину, приводящую к ухудшению отношений с сотрудниками налоговых органов. Сотрудники бухгалтерии, финансовых служб и иных отделов организации сразу настроены воспринимать пришедших государственных служащих как врагов. Это не совсем правильно, так как, конечно, у них хотя и есть цели доначисления налогов, но если на предприятии все деловые процессы настроены и отсутствует теневая бухгалтерия, то не так просто вменить какие-либо нарушения.

При нормальном и деловом общении с налоговиками практически всегда можно отделаться “малой кровью” или вообще свести результаты проверки к «нулю». При этом если общаться с ними как со злейшими врагами, это приводит к такому же отношению с их стороны, постоянным придиркам, затягиванию сроков и т.д.

Слишком легкое отношение к проверке также может стать причиной проблем в дальнейшем. Несерьезный настрой приводит к тому, что ослабевает контроль за тем, какие материалы подаются сотрудникам налоговых органов; за словами, произносимыми на допросах.

Бывает, что инспекторам выделяют помещения, где хранятся документы, которые лучше бы не попадали к ним в руки. Налоговые инспектора - люди любопытные и вряд ли устоят перед искушением пролистать папки, стоящие рядом.

Незнание законодательства является одной из основных причин, приводящих к потерям финансов, времени, и других значимых ресурсов.

  • в какие сроки проходит процесс проверки,
  • какими документами он оформляется,
  • какие права и обязанности есть у инспекторов и проверяемой организации и др.

Незнание этих базовых моментов может привести к серьезным сложностям (например, пропуску сроков обжалования и т.д.).

Подробнее о выездной проверке (что ждать и как готовиться) читайте в статье.

Основные ошибки и пути их предотвращения

Рассмотрим те ошибки, которые, как представляется, приводят или с большой вероятностью могут привести к финансовым потерям организации.

До проверки или в начале проверки

  1. Плохая организация взаимодействия с налоговыми органами в целом

Большой ошибкой является отсутствие повседневной коммуникации с сотрудниками налоговой инспекции, в которой организация стоит на учете. Разумеется, никто не имеет в виду ежедневные встречи/звонки или деловые ужины, которые могут быть неправильно восприняты. Однако законодательством не запрещено поддерживать нормальные человеческие отношения со своими инспекторами:

  • заехать и поздравить с профессиональным праздником, с государственными праздниками;
  • в непринципиальных ситуациях предоставлять не очень важные документы и информацию - и т.д.

Подобные действия позволяют сформировать практически дружелюбные отношения со “своими” инспекторами, которые впоследствии могут предупредить вас заранее об открытии проверки, выставлении требования и т.д.

  1. Предоставление излишней информации и документов вне рамок налоговой проверки

Многие сотрудники бухгалтерий и финансовых служб зачастую проявляют слишком большое усердие в своем стремлении угодить налоговой, поэтому предоставляют всю информацию и документы, которые у них запрашивают. Однако порой такие данные фактически запрашиваются незаконно. При этом, если их предоставить, то впоследствии нельзя что-либо предъявить налоговым органам, так как они всегда могут сослаться на статью 21 НК РФ. Согласно этой статье налогоплательщики имеют право предоставлять пояснения в рамках проверок, а также обладают другими правами (то есть могут обращаться с заявлением в налоговые органы).

Соответственно, в подобной ситуации важно помнить о п. 2 ст. 93.1 НК РФ: вне рамок проверки информация и документы могут быть запрошены только по конкретной сделке. Иными словами, не требуется предоставлять все имеющиеся данные по вашему контрагенту.

  1. Плохая организация процесса проверки - отсутствие подготовки персонала.

Правильная логистика проверки и настрой персонала - это очень важные аспекты успешного прохождения проверки.

Какие могут быть ошибки в данном случае:

  • кабинет для проверяющих находится в самом центре событий - среди других кабинетов сотрудников;
  • для проверяющих не выделен сотрудник, который будет ненавязчиво контролировать их перемещение и следить за тем, все ли необходимые документы и т.д. предоставляются;
  • сотрудники проверяемой организации не проинструктированы на тему того, как общаться с инспекторами. В данном случае имеется в виду не запугивание персонала, а именно скорее выделение тех людей от каждого подразделения, которые смогут отвечать на обычные вопросы, не выдавая лишней информации. Также необходим инструктаж, как вести себя в рамках допросов и отвечать на неудобные вопросы. Если не учитывать этот пункт, то, как правило, происходит утечка информации.

В ходе проверки

  1. Предоставление данных сверх выставленных инспекторами в ходе проверки требований

Налоговые инспекторы обязаны соблюдать определенный порядок запроса и получения информации и документов в рамках любой налоговой проверки. Так, любой запрос должен быть оформлен через требование или через поручение, направляемое в другую налоговую инспекцию. Каждое требование должно содержать конкретные реквизиты (например, основание выставления требования), конкретный перечень запрашиваемых документов и т.д. (абз.2 п.1 и абз.6 п.2 ст. 93 НК РФ, Приложение № 15 к приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@).

Зачастую сотрудники проверяемой организации не осведомлены о том, какие обязательные элементы должно содержать требование, и выполняют его даже в тех ситуациях, когда у них нет такой обязанности. С одной стороны, это не дает ухудшить отношения с проверяющими. Однако с другой стороны, организация несет потери времени (на подготовку документов) и предоставляет налоговой инспекции дополнительные потенциальные основания для предъявления претензий. Официальный обоснованный отказ выполнять требование может дать при этом организации как минимум дополнительное время на подготовку/восстановление документов.

Применительно к любому требованию необходимо тщательно изучать его на соответствие законодательству.

  1. Отсутствие понимания, как себя вести на допросе.

Налоговые инспекторы в рамках налоговых проверок любят использовать такой инструмент как допрос, особенно задавая одинаковые вопросы по конкретной сделке различным сотрудникам. Протоколы проведенных допросов часто используются впоследствии как доказательства наличия налоговых правонарушений.

Учитывая, что за сообщение ложных сведений или за отказ от дачи показаний в законодательстве предусмотрена ответственность (ст. 128 НК РФ, в дальнейшем может быть применена ст. 307 УК РФ), поэтому сотрудники организации обязаны отвечать на вопросы. Однако следует отметить, что излишняя откровенность или даже неправильная формулировка ответа на вопрос зачастую дают основания как минимум для формальных претензий.

При наличии понимания, какие вопросы разрабатываются налоговиками, рекомендуем проработать позицию организации по ним и провести инструктаж сотрудников, задействованных в какой-либо сделке:

  • как себя надо вести на допросе,
  • какие у них есть права,
  • как отвечать на вопросы, по которым они не знают ответа и т.д.

Подробнее о допросах в налоговой и не только читайте в статье.

  1. Неиспользование права обращения за отсрочкой в предоставлении документов.

Налоговые инспекторы в ходе проверок как камеральных, так и выездных часто запрашивают значительные объемы документов, процесс подготовки которых может парализовать работу бухгалтерии и других подразделений организации. При этом стандартные сроки (10, 20 и 30 рабочих дней - в зависимости от вида налогоплательщика) предоставления запрошенных данных прописаны в законодательстве (пункт 3 статьи 93 НК РФ) и должны выполняться, в противном случае организацию и ее должностных лиц могут привлечь к налоговой (126 НК РФ) и административной ответственности (ст. 19.4 КоАП РФ).

  1. Отсутствие подтверждения получения документов налоговым органом.

Это очень важно, так как официальное подтверждение в приеме документов будет являться свидетельством выполнения налогоплательщиком своих обязанностей. Соответственно, важно, чтобы курьеры, отвозящие документы в налоговые органы, получали такое подтверждение в канцелярии. Также необходимо сохранять все почтовые документы (извещения и т.д.).

По итогам проверки

  1. Неполное использование или неиспользование всех возможностей при оспаривании результатов проверки.

Налоговый Кодекс РФ подробно регламентирует процедуру оспаривания результатов как камеральной, так и выездной налоговой проверки. Более того, данная процедура является обязательной для налогоплательщика, если он хочет впоследствии пойти в суд (пункт 2 статьи 138 НК РФ).

Любой организации необходимо тщательно соблюдать порядок обжалования.

При этом совсем нелишним будет принятие непосредственного участия по возможности на всех стадиях досудебного обжалования: рассмотрении возражений и результатов проверки, а также апелляционной или простой жалобы.

Такое участие позволит:

  • Донести свою позицию до налогового органа, максимально подкрепленную аргументами, что порой позволяет избежать включения вопроса в решение по результатам проверки или рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом;
  • Предоставить максимальные доказательства на стадии досудебного урегулирования, чтобы избежать впоследствии позиции налогового органа в суде, основанной на том, что не все обстоятельства были заявлены в рамках обязательной досудебной стадии;
  • Познакомиться более детально с позицией налогового органа и заранее подготовиться к аргументам, которые будут заявлены в суде.

Компаниям, которые ранее не сталкивались с налоговыми проверками, либо у которых обнаружено множество нарушений, рекомендуем обращаться за помощью при обжаловании к специалистам. Это может здорово улучшить результат. Так, например, удалось оспорить налоговые претензии по «проблемным» контрагентам на сумму более 9 млн руб.

  1. Недооценка важности дополнительных мероприятиям налогового контроля.

Такие мероприятия зачастую назначаются налоговым органом, когда его сотрудники видят, что какой-либо важный аспект проверки недоработан либо получены не все доказательства (например, могут быть назначены допросы, специальные экспертизы, выставлены новые требования о предоставлении документов).

Поэтому часто дополнительные мероприятия налогового контроля назначаются в ходе рассмотрения возражений и результатов проверки и могут привести к появлению у налогового органа новых аргументов, с которыми налогоплательщик, проигнорировавший или не придавший значения таким мероприятиям, будет не знаком.

Необходимо быть готовым анализировать и писать возражения на дополнение к акту проверки.

  1. Игнорирование процессуальных нарушений со стороны налогового органа.

Сотрудники налоговых инспекций не всегда отслеживают все изменения профильного законодательства и контролируют все процессуальные аспекты налоговых проверок. Часто у них просто не хватает времени на корректное выполнение всех обязательных действий. Так, например, требования на предоставления документов и информации выставляются с нарушениями; происходит пропуск сроков на составление документов по результатам проверки, на направление их налогоплательщику и т.д.

В некоторых случаях подобные действия сотрудников налоговых органов позволяют налогоплательщику заявить о нарушении его прав и необходимости отмены решения налоговой инспекции.

Особенно результативно заявить подобную претензию в рамках апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган.

Подводя итоги, можно отметить одно - знание своих возможностей, предоставленных законодательством, и полноценное их использование, а также сохранение спокойствия позволяет в большинстве случаев эффективно защитить свою организацию в процессе любой налоговой проверки. В абсолютном большинстве случаев продуманная позиция - это залог успеха.

Налоговая вызывает на допрос, когда ищет доказательства работы с фирмами-однодневками. Еще допрашивают, если подозревают, что сотрудники получают зарплату в конвертах или компания использует другие схемы, чтобы не платить налоги.

Еще о налоговой:

Кира Гин

Налоговая может вызвать на допрос любого

Налоговая вместе со Следственным комитетом разработали методичку для допросов. В ней 80 рекомендуемых вопросов. Эта методичка придумана, чтобы налоговая и Следственный комитет работали в одном направлении: доказывали, что компания недоплатила налоги умышленно.

Обычно налоговики вызывают на допрос, когда ищут доказательства работы с фирмами-однодневками. Еще допрашивают, если подозревают, что сотрудники получают зарплату в конвертах или компания использует другие схемы ухода от уплаты налогов.

Что проверить у контрагента

Повестку на допрос налоговая вправе вручить любому человеку, если считает, что у него есть информация, которая поможет в налоговой проверке. Вызывают нынешних и бывших сотрудников компании, директора, основных поставщиков.


Есть заблуждение: допрашивать будут директора, руководителя или главного бухгалтера, а остальных допросы не касаются. Это не так. Поиск доказательств налоговая начинает с допроса рядовых, а иногда уже уволенных сотрудников, которые как-то общались с подозрительным контрагентом.

Например, по документам компания закупила товар, а по факту сделка фиктивная. Налоговая вызвала на допрос кладовщика и спрашивала: «Доставляло ли ООО «Лосось» товар на склад?», «Как вы его принимали и списывали в производство?», «Какой объем расходных материалов поступает на склад ежемесячно?»

В моей практике была история. Во время проверки налоговая не смогла доказать, что компания работала с неблагонадежным контрагентом, и решила допросить водителя. Директор компании предупредил водителя: на допрос лучше прийти с налоговым юристом или адвокатом.

Инспектор приехал к водителю домой в субботу в десять вечера. Сказал, что отказаться от допроса водитель не может, якобы за это его ждет уголовная ответственность. Водитель растерялся, и инспектор допросил его в ближайшем кафе. Показания были не в пользу компании.

Протокол допроса водителя налоговая использовала в суде, на нём было построено всё доказательство. В итоге компания проиграла дело.

В другой компании налоговая допрашивала кладовщика. Так часто делают, потому что рядовым сотрудникам нет выгоды выгораживать компанию и они расскажут, как всё было на самом деле.

Вызовом на допрос считается только повестка

Вызывать на допрос могут только повесткой. Если налоговая звонит по телефону и просит прийти на допрос, ей можно отказать: «Пришлите, пожалуйста, повестку». То же самое, если инспектор пришел домой к сотруднику или директору компании.


Мне встречались случаи, когда повестку налоговая просто бросала в почтовый ящик по прописке сотрудника. Ходить на допрос по такой повестке или нет, зависит от тактики, которую выбрала компания. И от того, готов ли сам сотрудник идти на допрос.

Но когда налоговики оставляют повестку в почтовом ящике, у них нет доказательств, что человек ее получил.

Допрос проходит в налоговой инспекции. Это может быть та инспекция, что проводит проверку, или инспекция по прописке свидетеля. Второй вариант — допрос в офисе компании, если об этом попросила компания.

Инспектор не вправе допрашивать свидетеля в кафе, у него дома или в подъезде. Но в налоговом кодексе есть исключения, когда допрос разрешается провести по месту жительства свидетеля:

  • свидетель из-за возраста, болезни или инвалидности не может прийти в налоговую;
  • в других случаях на усмотрение налогового инспектора.

Списка других случаев из второго пункта в законе нет, но даже если инспектор считает, что сейчас другой случай, все равно можно отказаться от допроса по двум основаниям: право не свидетельствовать против себя и право на юридическую помощь.

Штраф 1000 рублей, если не пойти на допрос

С допросами налоговой есть два штрафа, их размер зависит от причины:

  • 1000 рублей за неявку или уклонение от допроса без уважительной причины. Уважительными причинами считаются, например болезнь или командировка;
  • 3000 рублей за ложные показания и неправомерный отказ от показаний. Например, неправомерным отказом будет, если человек получил повестку, пришел в инспекцию и сказал: «Я не буду давать показания!»

Иногда проще заплатить тысячу рублей, чем наговорить на себя под запись в протокол. Бывает и наоборот. Например, идет налоговая проверка, и сотрудник может дать показания в пользу компании — тогда стоит идти. Но только не одному: ходить лучше с адвокатом, потому что не всегда очевидно, зачем налоговая задает те или иные вопросы.

У каждого есть право не давать показания против себя, супругов и близких родственников, даже если уже пришли на допрос по повестке. Право не свидетельствовать дает статья 51 Конституции России.

80 вопросов налоговой для допроса

Налоговая обычно использует методичку Следственного комитета, когда у компании есть недоимка по налогам в крупном или особо крупном размере. В законе прописан критерий крупности:


В методичке 80 вопросов, которые рекомендуется задавать налогоплательщику. Но налоговики необязательно будут допрашивать по методичке, могут задавать и другие вопросы.

По итогам выездных проверок по крупным недоимкам налоговая передает материалы допроса и проверки документов Cледственному комитету. Иногда налоговая и Следственный комитет проводят проверки вместе.


Каждый вопрос задается не просто так, а с целью получить больше информации, найти противоречия, выявить преступление или понять, кто виноват. Разберем часть вопросов.

1. Кто занимается подбором поставщиков и подрядчиков для вашей компании?

Этот вопрос налоговая задает, чтобы понять, кого еще нужно допросить. Подбором поставщиков в компании может заниматься один человек, а может целый отдел. Во втором случае допросят всех сотрудников отдела, чтобы найти противоречия.

2. Как происходит поиск контрагентов, какими источниками информации вы пользуетесь?

Цель вопроса — понять, проявляла ли компания должную осмотрительность. Если ответить: «Да в Яндексе поискал, позвонил первому попавшемуся, и начали работать», налоговая посчитает, что должной осмотрительности компания не проявила.

Как правильно отвечать, мы рассказывали в статье о должной осмотрительности. Если кратко: проверили контрагента на сайте налоговой, в системе «За честный бизнес» и в архиве судебных дел. Изучили его сайт, прочитали отзывы и спросили у коллег. Были уверены, что у контрагента есть все ресурсы, чтобы выполнить свою часть договора.


Проявить должную осмотрительность

3. Вам попадались недобросовестные поставщики товаров, какие действия вы предпринимали?

Провокационный вопрос. Налоговая не конкретизирует, что значит недобросовестный поставщик. Вы можете думать, что это тот, кто привозит испорченные арбузы или хамит кладовщику. И скажете: да, попадались! А налоговая посчитает, что вы признаетесь в работе с недобросовестными поставщиками.

На этот вопрос лучше не отвечать или ответить так: смысл вопроса мне неясен; нет, мне неизвестно; нет, и точка.

4. Кто выступает инициатором заключения договора с поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?

Подвох здесь в том, что налоговая ищет всех сотрудников, которые взаимодействовали с контрагентами. И пытается понять, кто за что отвечает. Чем четче обязанности у сотрудников, тем меньше противоречий в показаниях.

Когда речь о настоящих поставщиках, опасности нет. Отвечаете: маркетолог инициировал, маркетолог говорит то же самое. Налоговая проверяет поставщика, и сходится: поставщик подтверждает, что так всё и было. Проблемы будут, если договор с фирмой-однодневкой, а ее директор говорит: «Я вообще не директор, дал только паспорт, чтобы зарегистрировали фирму, а мне за это заплатили».

5. Что входит в ваши должностные обязанности? Кем и когда вы работали?

На этот вопрос важно ответить. Если в начале допроса сотрудник говорит, что в его обязанности не входил поиск поставщиков и согласование сделок, тогда на все вопросы о поставщиках можно отвечать: «Не знаю, потому что это не входит в мои обязанности».

Бывает наоборот. Менеджер по закупкам говорит: «В мои обязанности входит поиск поставщиков». А оказывается, что генеральный директор какого-нибудь поставщика нашел сам и не сказал менеджеру. Менеджера спрашивают: «А вот ООО «Лосось» вы подбирали?», он говорит: «Нет!»

Потом при допросе директора налоговая будет спрашивать: «А вот в допросе менеджер по закупкам сказал, что в его обязанности входит поиск поставщиков, а он «Лосось» не искал. Как так? Всех остальных искал, а «Лосось» нет. Так кто его искал тогда?»

Все вопросы налоговой из методички

В методичке для допросов налоговой две части: вопросы для сотрудников и для руководителей. Некоторые вопросы одинаковые, поэтому на самом деле их не 80, а 68.

1. Когда вы приступили к исполнению обязанностей в вашей должности?

2. Ваше образование, специальность?

3. Что входит в ваши должностные обязанности?

4. Вы исполняли аналогичные обязанности ранее?

5. Где и кем вы работали до ООО «Компания»?

6. Кто занимается подбором поставщиков, субподрядчиков для ООО «Компания»?

7. Как происходит поиск контрагентов, какими источниками информации вы пользуетесь при выборе контрагентов?

8. Кто выступает инициатором заключения договора с поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?

9. Одобрение того или иного контрагента — это ваше единоличное решение или коллегиальное?

10. Есть в организации лица или отдел, которые несут ответственность за выбор того или иного контрагента? Укажите их.

11. Какая ответственность предусмотрена в вашей организации при установлении поставщика?

12. Знаком ли вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда вы познакомились?

13. Какие взаимоотношения — дружеские, деловые — вас объединяют?

14. Какие работы выполняла организация-контрагент для вас, какие товары поставляла?

15. Ранее эта организация оказывала для вас подобные услуги, выполняла работы, поставляла товары?

16. Какие действия вы предпринимали для установления деловой репутации организации-контрагента?

17. Кто дает указание для подготовки проектов договоров?

18. Кто в вашей организации отвечает за подготовку проекта договора, или вы используете типовые договоры?

19. Вы лично общаетесь с предполагаемыми партнерами, на чьей территории?

20. Какие вопросы задаете при встрече, с какими документами знакомитесь?

21. В случае если контрагент находится не в Москве или Московской области, как вы взаимодействуете?

22. В случае необходимости у кого спрашиваете контактные данные партнера?

23. Кто согласовывает проекты договоров для последующего подписания вами?

24. В организации существуют какие-либо регламентирующие документы по документообороту?

25. Кто несет ответственность за качество поставляемых товаров, услуг, работ?

26. Назовите программу, которая используется для учета товаров.

27. Как у вас в компании организован документооборот с момента поступления документа от поставщика до момента принятия товаров к бухгалтерскому учету и отражения в бухгалтерской программе?

28. Кто имеет доступ к базам 1С-Бухгалтерия, 1С-Торговля, 1С-Склад?

29. У вас попадались недобросовестные поставщики товаров, какие действия вы предпринимали в подобных случаях?

30. Кто в ООО «Компания» отвечает за сохранность товаров, кто ведет учет, какими внутренними документами происходит списание товаров для своих подразделений для производства работ?

31. Есть ли склад и где он находится?

32. Кто контролирует качество и количество поставляемых товаров, работ, услуг?

33. В случае выполнения работ субподрядчиками кто занимается бытовыми вопросами рабочих и инженерно-технических работников на месте проведения работ?

34. Вы лично присутствуете при принятии работ от субподрядчика, какие документы подписываете?

35. В случае брака или нарушения технологии строительства по работам, выполненным субподрядчиком, кто несет ответственность за допущенные нарушения перед заказчиком, перед ООО «Компания»?

36. Есть ли в ООО «Компания» служба безопасности или сотрудник, который занимается экономической безопасностью организации? Укажите имя, его обязанности и ответственность.

37. Укажите должностное лицо, визирующее документы, которые вы оформляете.

38. Перечислите наименования документов, которые вы оформляете.

39. Кем, в какой должности вы работаете в ООО «Компания»?

40. Когда вы приступили к исполнению обязанностей в вашей должности?

Я прошла допрос в налоговой

41. Кто назначил вас на эту должность?

42. Вы исполняли аналогичные обязанности ранее или работа в ООО «Компания» — это новые профессиональные навыки?

43. Вмешиваются ли учредители непосредственно в финансово-хозяйственную деятельность ООО «Компания»?

44. Если учредители вмешиваются в финансово-хозяйственную деятельность ООО «Компания», то каким образом это происходит?

45. Вы представляете отчеты о результатах финансово-хозяйственной деятельности ООО «Компания» учредителям?

46. Вы согласовываете выбор контрагентов или расходы, которые необходимо произвести, с учредителями?

47. Кто в вашей организации отвечает за подготовку договоров к подписанию сторонами?

48. Как происходит поиск контрагентов?

49. Какими источниками информации вы пользуетесь при выборе контрагентов?

50. Сколько человек в вашем отделе занимается поиском поставщиков?

51. Как обычно происходит общение с поставщиком: по почте, лично, через посредника?

52. Опишите процесс подготовки договора внутри организации при установлении поставщика.

53. Если решение коллегиальное, назовите лиц, принимающих решение.

54. Если решение принимается единолично, вы выступаете инициатором заключения договора именно с этим поставщиком?

55. Есть в организации лица или отдел, которые несут ответственность за выбор того или иного контрагента? Укажите их.

56. Какая ответственность предусмотрена в вашей организации при установлении поставщика?

57. Кто определяет, кого из поставщиков выбрать?

58. Кто дает указание для подготовки проектов договоров?

59. Кто выступает инициатором заключения договора с поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?

60. Знаком ли вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда вы познакомились?

61. Какие работы выполняла организация-контрагент для вас, какие товары поставляла?

62. Ранее эта организация оказывала для вас подобные услуги, выполняла работы, поставляла товары?

63. Какие действия вы предпринимали для установления деловой репутации организации-контрагента?

64. Кто принимает первичные документы от поставщика: ТН, ТН, ТОРГ-12, акты, кто расписывается в документе, где происходит принятие товаров, работ, услуг по документу?

65. Кто должен присутствовать при принятии товаров в обязательном порядке?

66. Если при принятии работ от субподрядчика присутствуют представители заказчика, кто именно присутствует, какие документы подписывает?

67. Кто составляет претензии от ООО «Компания» в адрес субподрядчика в случае выявления брака или нарушения технологии, кто подписывает такие документы?

68. На компьютере какого должностного лица установлены базы 1С-Бухгалтерия, 1С-Торговля, 1С-Склад?

Инспектор обязан вручить копию протокола

С сентября 2018 года налоговый инспектор обязан выдать свидетелю копию протокола после допроса. Раньше этого можно было не делать.

Копию выдают сразу же после допроса под расписку. Если инспектор не выдал копию, можно написать жалобу на незаконные действия должностных лиц и потребовать ее выдать.

Протокол — доказательство, и если получится найти в нем нарушения, есть шанс оспорить допрос в суде. Но сейчас налоговая редко заполняет протоколы с нарушениями.

ЗАО «Капитал-лизинг» купило башенные краны, чтобы сдавать в аренду. Компания оформила все документы и получила вычет по НДС. Но налоговая решила, что компания работала с фирмой-однодневкой, и по итогам проверки доначислила 2,5 миллиона рублей НДС, штраф и пени.

Компания не согласилась и обратилась в суд. Основным доказательством налоговой был протокол допроса свидетеля, но компания смогла его оспорить, потому что:

  • протокол был заполнен без проведения мероприятий налогового контроля;
  • свидетелю не рассказали о его праве не давать показания против себя и праве на юридическую помощь;
  • протоколы оформлены не по форме;
  • нет пометки «с моих слов записано верно».

Суд посчитал, что такой протокол допроса не может считаться доказательством.

Мой совет: не ходите на допрос в налоговую без адвоката или налогового юриста. Протокол допроса — ключевое доказательство налоговой, поэтому лучше не давать показания без юриста.

Короче

Допросить могут всех, кроме:

аудиторов, адвокатов и нотариусов, если допрос касается их клиентов;

детей до 14 лет;

Что запомнить:

ходите на допрос в налоговую с адвокатом;

пользуйтесь правом не давать показания против себя — статья 51 Конституции России;

игнорируйте вызовы по телефону: налоговая должна вызвать на допрос повесткой

Читайте также: