В какой учетной системе интересы налоговых органов выведены за рамки финансовой отчетности

Опубликовано: 29.04.2024

Положения учетной политики — ориентир компании, закрепленные правила ведения бухгалтерского и налогового учета в рамках, оговоренных законодательством.

Расскажем, из чего должна состоять учетная политика на 2021 год и убедимся, что все новшества «нормативки» по бухгалтерскому учету зафиксированы в учетной политике на 2020 год.

Почему учетная политика не может быть неизменной и что в ней должно содержаться

Бухгалтерский учет предполагает наличие Учетной политики. Этот документ актуализируется и утверждается ежегодно. Зачастую корректировка прошлогодней УП неизбежна и обусловлена (п. 10 ПБУ 1/2008):

  • переменами в нормативной базе;

Еще с 2019 года наметилась модификация в бухгалтерском учете, вытекающая из постепенного внедрения норм МСФО в систему бухгалтерского учета РФ. Уже изданы ФСБУ, которые компании вправе брать на вооружение с 2021 года добровольно, а ФСБУ 5/2019 вообще неизбежен. Помимо этого, с 1 января 2021 года стали действовать многочисленные корректировки в НК РФ.

  • внедрением компанией ранее не используемых способов бухучета;
  • значительным преобразованием условий хозяйствования (реорганизация, изменение вида деятельности организации и т.п.).

Обособленного раскрытия в бухгалтерской отчетности требуют существенные корректировки в УП.

Что требуется отобразить в учетной политике?

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, включающий синтетические и аналитические счета, которые используются для осуществления полного и своевременного бухгалтерского учета + для оформления надлежащей с точки зрения законодательства отчетности;
  • бланки «первички», регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности;
  • процедуру осуществления инвентаризации активов и обязательств компании;
  • способы оценки активов и обязательств;
  • график оборота документов;
  • процедуру надзора за хозяйственными операциями;
  • ответы на другие вопросы, которые нужны для функционирования бухгалтерского учета.

Перечисленное — «костяк» учетной политики, но это — только база. Помимо нее нужны правила, регламентирующие операции, осуществляемые определенной компанией.

Чем необходимо руководствоваться?

При формулировании положений УП для заданного объекта бухучета следует выбирать из ряда способов, предлагаемых ФСБУ. В ситуациях, когда есть нехватка нормативного регулирования в ФСБУ — нужно самостоятельно разработать способ, учитывая действующую «нормативку» о бухгалтерском учете.

Важно не забыть про последовательность (приоритетность) актов:

  • МСФО;
  • положения федеральных/отраслевых стандартов бухучета по аналогичным и связанным вопросам;
  • рекомендации в области бухучета.

Проверяем учетную политику 2020

Учетной политике нужно придать надлежащий вид, тем более, если предстоит аудиторская проверка. Не редкость, когда фирмы забывают оформить юридически (закрепить в учетной политике) то, что активно применяют в практике бухучета. Напомним о важнейших вопросах, которые нужно было оговорить в УП на 2020 год.

1. ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи»

Изменения УП 2020 обусловлены поправками в ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи». Учетная политика в 2020 году должна содержать:

  • выбор свернутого или развернутого порядка раскрытия информации о доходах, связанных с пришедшими бюджетными средствами на оплату капитальных и текущих трат;
  • способ представления в бухгалтерском балансе доходов будущих периодов, которые признаны в связи с полученными бюджетными средствами на финансирование капитальных затрат:
    • в качестве обособленной статьи в составе долгосрочных обязательств;
    • в качестве регулирующей величины, снижающую балансовую стоимость внеоборотных активов.

Это не потеряло своей актуальности для учетной политики на 2021 год.

2. ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»

Корректировки в ПБУ 16/02 (Приказ Минфина России от 5 апреля 2019 г. № 54н) нужно иметь в виду при составлении УП на 2020 год. Перенести их придется и в учетную политику этого года.

Суть перемен: возник вид активов компании — долгосрочные активы к продаже (ДАП):

  • объекты основных средств или прочих внеоборотных активов (кроме финансовых вложений), которыми не пользуются (их решили продать) и снова с ними работать не будут (последнее должно подтверждаться);
  • материальные ценности для продажи, которые образовались от выбытия внеоборотных активов или появились при текущем содержании, ремонте, модернизации, реконструкции внеоборотных активов. Кроме ситуаций, в которых ценности стали материалами, запасными частями или другими запасами, которые в дальнейшем будут пущены в производство продукции, выполнение работ, оказание услуг.

Корректировки потребовались для того, чтобы раскрытие информации о прекращаемой деятельности в бухотчетности не противоречило Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 5 «Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность».

В учетной политике с 1 января 2020 года обязана присутствовать процедура отображения ДАП в учете и отчетности. Это обеспечит унификацию учетных процедур и систематизацию действий специалиста, который ведет операции с ДАП.

3. Новая редакция ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»

Поправки в ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (Приказ Минфина России от 20.11.2018 № 236н), надлежало применить в учетной политике на 2020 год. Если это сделано, то в учетной политике на 2021 год по данному вопросу корректировать ничего не придется. Новшества ПБУ 18/02, которые неизбежны с 2020 года:

метод учета разниц:

  • метод отсрочки (пооперационный);

  • порядок учета постоянных разниц;
  • порядок учета временных разниц и регистр временных разниц.

Для корректного учета налога на прибыль юридическому лицу надлежит создать и провести утверждение в учетной политике формы регистра налогового учета «регистр учета временных разниц». Это список признаваемых в бухгалтерском балансе активов и обязательств и объектов налогового учета.

Чтобы надлежащим образом соблюсти нормы свежей редакции ПБУ 18/02 необходимо определить подходы к квалификации разниц и соотнести методику расчета отложенных налогов с применяемой в компании. Выбранные подходы следует включить в учетную политику.

В учетной политике уже на 2020 год требовалось отобразить все используемые корреспонденции счетов при использовании свежего ПБУ 18/02: — учет ОНА, ОНО, учет операций при переоценке основных средств и т.д.

Организации каждый год в марте составляют и сдают в налоговую бухгалтерскую финансовую отчетность. Она представляет собой таблицы, в которых отражено финансовое положение компании, а также движение ее имущества и обязательств. Расскажем, какие формы включает финотчетность, какие требования к ней предъявляются и какова роль отчетности в системе управления организацией.

Что такое финансовая отчетность

Финансовая или бухгалтерская отчетность — это отчетные формы, которые содержат информацию о том, каково финансовое положение экономического субъекта, куда он тратит и откуда получает деньги, прибыльна или убыточна его деятельность.

Финансовая отчетность формируется по итогам отчетного периода на отчетную дату. Отчетный период — календарный год, а отчетная дата — 31 декабря. Основа для подготовки финансовой отчетности — данные бухгалтерского или управленческого учета, а также ФЗ «О бухгалтерском учете» и ПБУ 4/99.

Бухгалтеры организаций должны ежегодно представлять финансовую отчетность в налоговую. Но грамотно подготовленная отчетность также помогает эффективно управлять организацией.

Как финансовая отчетность помогает в управлении организацией

Финансовая отчетность — основа для принятия управленческих решений. Чтобы руководитель мог понять, в каком направлении лучше развивать организацию и как скорректировать текущую стратегию, у него должна быть актуальная и достоверная информация о результатах ее деятельности и финансовом положении. Такая информация в течение года собирается в регистрах бухгалтерского учета и впоследствии отражается в финансовой отчетности.

Так как для управленческих решений важна оперативность, некоторые компании предпочитают составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность или вводят дополнительные формы из управленческого учета.

У финансовой отчетности есть внутренние и внешние пользователи. Внутренние — это сотрудники организации: экономист, бухгалтер, менеджер, гендиректор и пр. Они опираются на отчетность и учетную информацию, чтобы улучшить финансовые результаты компании.

Внешние пользователи — это кредиторы, инвесторы, контрагенты, акционеры, налоговые инспекторы и пр. По отчетности они отслеживают финансовое положение фирмы, оценивают ее надежность и платежеспособность, полноту исполнения обязательств перед бюджетом и контрагентами.

Требования к финансовой отчетности

Все требования к бухгалтерской финансовой отчетности перечислены в ПБУ 4/99. Они направлены на то, чтобы бухгалтеры составляли отчетность, которая будет давать полную и достоверную информацию об организации всем пользователям. Можно выделить шесть основных требований:

  1. Достоверность. Финансовая отчетность должна содержать только правдивую информацию и помогать пользователям узнать о реальном финансовом положении организации, ее финансовых результатах и движении денежных средств. Для обеспечения достоверности организации ежегодно проводят инвентаризацию активов и обязательства.
  2. Полезность. Вся информация в отчетности должна быть полезной. Категория полезности включает в себя уместность, своевременность, надежность и сравнимость. То есть в отчетности не должно быть ошибок, она должна удовлетворять потребности пользователей, помогать принимать управленческие решения и отслеживать динамику показателей.
  3. Полнота. Отчетность должна быть составлена и передана пользователям в полном составе, а все моменты, которые требуют пояснений, должны сопровождаться дополнительными данными.
  4. Существенность. Все показатели, нераскрытие которых может привести к неправильным управленческим решениям, должны быть отражены в отчетности.
  5. Нейтральность. Информация в отчетности должна удовлетворять интересам всех групп пользователей. Нельзя считать нейтральной информацию, которая влияет на решения и оценки пользователей так, как задумано составителем.
  6. Последовательность. Организация должна придерживаться применяемых содержания и форм отчетности последовательно от одного отчетного периода к другому.

Также нужно соблюдать требования к оформлению: составлять отчетность на русском языке, в валюте РФ, соблюдать отчетные периоды и проставлять подпись руководителя, главбуха или иного лица, которое отвечает за подготовку отчетов.

Состав и формы финансовой отчетности

Состав и формы финансовой отчетности организации зависят от суммы доходов, количества сотрудников, а также наличия коммерческой составляющей в деятельности организации.

Финансовая отчетность коммерческой организации

Годовая финансовая отчетность коммерческой организации включает пять составляющих.

Отчет Форма отчета
Бухгалтерский баланс Утверждена приложением № 1 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н
Отчет о финансовых результатах Утверждена приложением № 1 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н
Отчет об изменениях капитала Утверждена приложением № 2 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н
Отчет о движении денежных средств Утверждена приложением № 2 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н
Пояснения к отчетности Утверждена приложением № 3 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н

Статьи баланса и отчета о финрезультатах, к которым даются пояснения, должны иметь указание на раскрытие информации в графе «Пояснения».

Некоторые компании должны проходить обязательный аудит. Это нужно акционерным обществам, организациям, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам, и тем, чей объем выручки за предыдущий год превысил 400 млн рублей или сумма активов на конец предыдущего года превысила 60 млн рублей.

Аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности, но его тоже нужно представлять в налоговую и публиковать вместе с отчетностью.

Финансовая отчетность некоммерческой организации

У некоммерческих организаций список обязательной отчетности меньше. Они сдают две формы и пояснения:

Отчет Форма отчета
Бухгалтерский баланс Утверждена приложением № 1 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н
Отчет о целевом использовании средств Утверждена приложением № 2.1 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н
Отчет о финансовых результатах Утверждена приложением № 1 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н
Пояснения к отчетности (в форме текста или таблиц) Утверждена приложением № 2 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н

НКО должны сдавать отчет о финрезультатах в ситуациях, когда в отчетном периоде получен существенный доход от предпринимательской деятельности, а данных из отчета о целевом финансировании недостаточно для формирования полной картины.

Финансовая отчетность по упрощенной системе

Составлять финансовую отчетность по упрощенной схеме могут все, кто имеет право вести бухгалтерский учет в упрощенном порядке: субъекты малого предпринимательства и «сколковцы». К СМП относятся коммерческие организации, соответствующие следующим условиям:

  • среднесписочная численность работников за предыдущий год не превышает 100 человек;
  • доход за предыдущий календарный год не превышает 800 млн рублей;
  • выполняется одно из условий, предусмотренных п. 1 ч. 1.1 ст. 4 ФЗ от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

Упрощенная отчетность — право, а не обязанность. От нее можно отказаться и представлять отчетность в стандартном порядке.

Упрощенная отчетность включает в себя бухбаланс и отчет о финансовых результатах по форме, утвержденной в приложении № 5 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н. Они отличаются от стандартных форм тем, что некоторые статьи объединены в группы.

Отчеты об изменениях капитала и денежных средств включать в состав упрощенной отчетности нужно тогда, когда они имеют важное значение для оценки финансового положения и результатов деятельности. Заполнять эти формы можно только самой важной информацией.

Периодичность составления финансовой отчетности

Все организации обязаны составлять годовую бухгалтерскую отчетность. Она включает показатели за полный календарный год работы — с 1 января по 31 декабря. Сдавать такую отчетность в ИФНС необходимо только в электронной форме до 31 марта года, следующего за отчетным.

Для случаев создания, реорганизации и ликвидации юрлица предусмотрены другие правила. Так, организации, которые зарегистрированы 1 октября или позднее, могут самостоятельно выбрать период, по итогам которого будет подготовлена и сдана первая финансовая отчетность:

  • с даты регистрации до 31 декабря года, в котором она проводилась;
  • с даты регистрации до 31 декабря года, следующего за годом регистрации.

Срок сдачи отчета не меняется — до 31 марта.

Некоторые организации также составляют промежуточную финансовую отчетность — нарастающим итогом ежемесячно или ежеквартально. Это обязательно только в том случае, когда прописано в законе, учредительных документах или решении собственника организации. Сдавать промежуточную отчетность в налоговую не нужно, достаточно передать собственникам, учредителям или акционерам по требованию.

Подготовка финансовой отчетности с Экстерном

С 2020 года организации должны сдавать финансовую отчетность только в электронном виде. Это можно сделать через официальный сайт ФНС, но все цифры придется вбивать вручную, что нередко приводит к ошибкам. К тому же все равно придется потратиться на выпуск электронной подписи.

Бесплатно сдать отчетность через интернет могут все новые пользователи Экстерна, пока действует акция «Тест-драйв». Для этого понадобится только регистрация в сервисе и электронная подпись. Экстерн позволяет отчитываться в ФНС, ПФР, ФСС, ФСРАР, РПН и ЦБ РФ.

За рубежом принято подразделять бухгалтерский учет на финансовый и управленческий.

В России традиционно не существовало деления на финансовый и управленческий учет. Бухгалтерский учет понимался как единое целое и являлся информационной базой и для анализа хозяйственной деятельности, и для составления отчетности, принятия управленческих решений.

Финансовый учет представляет собой систему сбора учетной ин-формации, обеспечивающей регистрацию хозяйственных операций и их бухгалтерское оформление.

Управленческий учет, являясь составной частью бухгалтерского учета, предназначен для сбора учетной информации, которая используется внутри организации руководителями различных уровней.

Любая организация нуждается в оперативной, достоверной и полной информации, позволяющей адекватно реагировать на изменения, происходящие как во внешней, так и во внутренней среде. Зарубежный опыт показывает, что данные управленческого учета являются тем фундаментом, на основании которого принимаются обоснованные управленческие решения как в текущей деятельности, так и на перспективу.

Управленческий учет предназначен для подготовки информации, необходимой для осуществления деятельности управленческого характера — принятия решений, планирования, контроля и регулирования. Для принятия управленческий решений не хватает финансового учета, а требуется еще и управленческий. Эта необходимость вытекает из различных целей ведения финансового и управленческого учета.

В общем случае финансовый учет нужен для исчисления налогов и контроля за деятельностью организаций, а также для создания единого информационного пространства для инвесторов.

Между управленческим и финансовым учетом существуют следующие различия:

1. Данные финансового учета используются внутри организации руководителями различных уровней и внешними пользователями (инвесторами, кредиторами, банками, налоговыми и финансовыми органами и Финансовый учет аккумулирует информацию об имуществе и обязательствах организации. Управленческий учет предназначен для подготовки информации, необходимой для осу-ществления деятельности управленческого характера - принятия решения, планирования, контроля и регулирования. Для принятия управленческий решений не хватает финансового учета, а требуется еще и управленческий. Этот вид учета предназначен только для внутреннего пользователя.

Финансовые учет ориентирован на периодическое представление обязательной отчетности регламентированного вида. Управленческая отчетность представляется по необходимости, формы отчетов не регламентированы и могут различаться на разных предприятиях. Управленческая отчетность составляется только при условии, что выгода от ее использования больше затрат на ее сбор.

Информация для принятия управленческих решений требует быстрого сбора данных, поэтому может быть неполной. Приблизительной информации может быть достаточно для оперативного принятия управленческих решений, в отличие от информации финансового учета, которая должна быть предельно точной.

Управленческий учет может быть подробнее финансового на-столько, насколько это необходимо для принятия управленческих решений.

Финансовые отчеты должны быть составлены в соответствии с правилами учета, определенными государством, либо исходя из общепринятых норм учета.

Финансовые отчеты составляются на основе уже совершен-ных фактов хозяйственной деятельности предприятия. А управленческие могут содержать прогнозные или еще не свершившиеся факты. Кроме того, управленческие отчеты содержат плановые показатели.

Управленческий учет не регламентируется государственными нормативными документами, и его данные являются конфиденци-альными.

Данные финансового учета не являются конфиденциальными, а в ряде случаев законодательство предусматривает обязательную публикацию финансовой отчетности в средствах массовой информации.

Для ведения управленческого учета в целях управления предприятием требуются системы: планирования бюджетов;

планирования сметы движения денежных средств;

планирования управленческого баланса;

накопления информации на основе фактов хозяйственной деятельности в разрезе статей бюджетов, статей плана движения денежных средств и управленческого баланса;

Система управленческого учета предполагает группирование информации об издержках производства по видам, месту возникновения, носителям затрат.

Между финансовым и управленческим учетом много общего. Можно сказать, что больше общего, чем различий, т.е. граница между ними весьма условна. Отсутствие в организации обособленного управленческого учета вовсе не означает, что он там не ведется. В этом случае функции управленческого учета выполняет финансовый учет. Это подтверждается многолетней практикой работы отечественных организаций.

Постановка и ведение финансового учета в зарубежных западных странах в большинстве случаев относятся к компетенции самой организации. Общепринятые нормы или правила лишь Определяют рамки, в пределах которых организации предоставляется широкая свобода выбора.

Элементы свободы выбора для организаций в финансовом учете существуют и в российском законодательстве, хотя и в ограниченном виде.

Необходимость определения общепринятых правил и норм для западных компаний обусловлена потребностью в объективной и содержательной информации для принятия обоснованных решений различными группами пользователей: собственников компании, кредиторов, инвесторов, государственных организаций, работников организации и т.д. Для этой цели в различных странах разрабатываются так называемые стандарты учета. Например, в США это Общепринятые принципы учета, в Великобритании — Положения о стандартах ве-дения учета. Национальные правила, регулирующие ведение учета, существенно отличаются. Однако можно выделить группы стран,

придерживающихся однотипных подходов к построению систем учета. Причем не существует двух стран, где правила учета были бы абсолютно тождественны.

Одной из самых распространенных является трехмодельная классификация учетных систем, которая включает:

Британо-американская система учета охватывает Австралию, Великобританию, Гонконг, Израиль, Ирландию, Исландию, Индию, Канаду, Кипр, Мексику, Нидерланды, Центральную Америку и другие страны.

Для этой модели характерны финансовые основы учета:

ориентация учета на нужды инвесторов и кредиторов;

наличие развитого рынка ценных бумаг;

высокий уровень профессиональной бухгалтерской подго-товки;

наличие в этих странах большого количества транснациональных корпораций и объединений.

Континентальная система учета применяется в Австрии, Бельгии, Греции, Египте, Италии, Норвегии, Португалии, Франции, Федеративной Республике Германии, Швейцарии, Швеции, Японии и ряде других стран.

Эта система учитывает сильную зависимость от банковской системы и государства:

тесные производственные связи с банками;

подробный юридический регламент учета и отчетности;

ориентация учета и отчетности и на интересы государственного управления налогообложением;

макроэкономическое планирование, обусловленное сильным влиянием Европейского экономического сообщества (ЕЭС).

Южноамериканская система учета применяется в Аргентине, Бразилии, Перу, Чили, Эквадоре и ряде других стран.

Она характерна такими чертами:

высокий и колеблющийся уровень инфляции;

жесткие требования государства по учету и контролю доходов фирм и населения;

унификация принципов учета (нет свободы выбора системы и порядка учета, т.е.

1. Назовите виды хозяйственного учета.

Дайте характеристику бухгалтерского учета.

Дайте характеристику управленческого учета.

Перечислите и охарактеризуйте основные задачи бухгалтерского учета.

Почему бухгалтерский учет является составной частью управленческой и информационной систем организации?

Назовите группы пользователей бухгалтерской информации.

Перечислите функции бухгалтерского учета.

Дайте характеристику южноамериканской модели системы учета.

В чем отличия финансового и управленческого учета?

В каких странах используется континентальная модель системы учета?

Назовите первый учетный стандарт России.

Регламентируется ли управленческий учет государственными нормативными актами?

Дайте характеристику финансового учета.

В каких странах используется британо-американская модель системы учета?

Чем объясняется необходимость принятия общих правил и норм учета для западных компаний?

Какая система учета предусматривает жесткие требования государства по учету и контролю доходов фирм и населения?

На основе каких фактов хозяйственной деятельности составля-ются финансовые отчеты?

Какая система учета функционирует в условиях развитого рынка ценных бумаг?

Кто относится к внешним пользователям финансовой отчетности?

Кто относится к внутренним пользователям финансовой отчетности?

Оперативный учет 2. Какие измерители применяются в хозяйственном учете для отражения имущества организаций? 1. Денежные и трудовые

Натуральные и денежные

Трудовые и натуральные

Натуральные, трудовые и денежные 3. Какие виды хозяйственного учета вы знаете? 1. Текущий, финансовый, оперативный учет

Оперативный, статистический, бухгалтерский, налоговый учет

Бухгалтерский, оперативный и финансовый учет 4. В чем состоят задачи бухгал-терского учета на этапе перехода к рыночным отношениям? 1. Обеспечение информацией внут-ренних и внешних пользователей бух-галтерской отчетности

Формирование, обеспечение инфор-мацией, своевременное предотвращение негативных явлений, выявление внутрихозяйственных резервов и про-гнозирование результатов деятельно - сти организации на текущий период и на перспективу

Содействие конкуренции на рынке с целью получения максимальной прибыли

Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации за отчетные периоды 5. Назовите пользователей бух-галтерской информации: 1. Внутренние и внешние пользователи

Лица, непосредственно занятые в управ-лении

Лица, не работающие в организации, но имеющие прямой финансовый интерес к деятельности организации

Лица, непосредственно не работающие в организации, но имеющие косвенный финансовый интерес, и различные финансовые институты б. По каким направлениям спе-циализируются бухгалтеры в со-временных условиях хозяйство-вания? 1. Управленческий и финансовый учет

Финансовый учет и педагогическая деятельность

Аудиторская деятельность и учет в бюджетных организациях

Управленческий и финансовый учет, независимая бухгалтерская и педаго-гическая деятельность 7. В хозяйственном учете используют: 1. Натуральные измерители

Стоимостные, натуральные и трудовые измерители

Натуральные и стоимостные измерители 1 2 8. Данные управленческого учета являются: 1. Конфиденциальными

Конфиденциальными только по вопросам, раскрывающим структуру источников образования имущества 9. Бухгалтерский учет является частью: 2. 1 Финансового учета

Хозяйственного учета 10. Может ли организация не следовать общеустановленным правилам учета и методам оценки учитываемых объектов? 1. Не может

Может по усмотрению руководителя предприятия

Может, если в нормативных документах отсутствует необходимая информация

по результатам тестирования для программированного контроля

1 -2; 2 - 4; 3 - 2; 4 - 2; 5 - 1; 6 - 4; 7 - 2; 8 - 1; 9 - 3; 10 - 3.

image_pdf
image_print

С 2018 года Россия вступает в систему обмена финансовой информацией между государствами. Какие данные будут передаваться и в каком порядке? Что это значит для лиц, которые имеют счета за границей, а также иностранцев, обслуживающихся в российских банках?

О чем речь

Международное сотрудничество ведется в рамках принятой в середине 2015 года Конвенции об административной помощи по налоговым делам. На ее основе были разработаны многосторонние соглашения компетентных органов разных стран, а также единый стандарт отчетности по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах.

На основании этих документов налоговые органы разных стран могут в автоматическом порядке обмениваться информацией о счетах лиц, которые не являются резидентами. Передаче подлежат сведения о наличии таких счетов, суммах остатков на них и оборотах за прошедший год.

Надо сказать, что такими данными налоговые органы разных стран могут обмениваться и сегодня. Однако для этого должны быть сделаны соответствующие запросы. Но уже с 2018 года обмен может происходить автоматически.

Однако это не значит, что ФНС РФ будет слать сведения о нерезидентах всем странам-участницам Конвенции по умолчанию, как и получать аналогичные сведения о своих гражданах. Дело в том, что в рамках Конвенции сторонам следует заключить двухсторонние соглашения — только после этого информация будет направляться в автоматическом режиме, то есть без запросов. Причем в таком соглашении можно определить разнообразные правила — это зависит от того, как договорятся страны между собой. Например, такое соглашение может предусматривать, что одна из сторон передает другой полную информацию, а вторая — лишь по определенным видам счетов.

На конец 2017 года Россия не заключила ни одного двустороннего соглашения в рамках Конвенции административной помощи по налоговым делам. Пока ведутся переговоры. В частности, в 2019 году такое соглашение может заработать между Россией и Швейцарией.

Какие данные будут передаваться

Страны-участницы собираются обмениваться информацией о счетах, предусматривающих оказание финансовых услуг. Сюда относятся договоры банковского вклада или счета, добровольного страхования жизни, брокерского обслуживания, доверительного управления, депозитарного обслуживания, пенсионные и некоторые другие виды договоров. Кроме того, договором финансового обслуживания может быть признано любое соглашение, в рамках которого организация финансового рынка принимает от клиента денежные средства или финансовые активы и осуществляет их хранение, управление, сделки с ним в интересах клиента либо за его счет.

Соответственно, данные о счетах в налоговые органы должны предоставлять организации, которые эти счета обслуживают: банки, страховые компании, пенсионные фонды, управляющие компании, брокеры и так далее.

Цель обмена такой информацией заключается в том, чтобы контролирующие органы государства имели данные в отношении своих граждан о доходах, которые они получают в других странах.

Какие сведения организации будут передавать в ФНС

В налоговую службу России организации должны будут передавать информацию:

  1. О нерезидентах:
    • в отношении физических лиц — ФИО, гражданство, дата и место рождения, фактический адрес, номер налогоплательщика (аналог ИНН);
    • в отношении юридических лиц — наименование, адрес регистрации, страна налогового резидентства, номер налогоплательщика.
  2. О договоре финансовых услуг, а именно номер и дата договора, номер счета либо его аналог, сумму договора или остатка средств на счете.
  3. О прекращенных договорах, закрытых счетах, в том числе дату закрытия.

Если сумма средств на счете меньше нуля (договор носит кредитный характер), то она признается равной нулю, и данные о ней также передаются в Налоговую службу.

CRS

Аналогичную информацию в отношении нерезидентов будут собирать и налоговые органы других стран, поддержавших Конвенцию.
CRS — Единый стандарт отчетности по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах (Common Reporting Standard), разработанный на основе Конвенции

Что должны делать финансовые организации

В связи с этим изменением, финансовые организации России приобретают ряд новых обязанностей, которые введены законом № 340-ФЗ, а именно:

  • выявлять среди клиентов и их бенефициаров иностранных налоговых резидентов;
  • определять, подлежит ли информация об их счетах или договорах передаче;
  • ежегодно направлять сведения, подлежащее передаче, в ФНС России.

Конкретный порядок передачи информации — ее состав, сроки и так далее — должно определить правительство. Пока такой порядок существует лишь в проекте постановления.

В Налоговом кодексе не сказано, что финансовые организации должны направлять в ФНС сведения о резидентах только тех государств, с которыми у России заключены двусторонние соглашения. Информация должна передаваться в отношении всех нерезидентов и лиц, чье резидентство не установлено. Если таких не выявлено, об этом также следует уведомить ФНС.

Финансовые организации должны отчитываться перед ФНС по каждому физическому лицу, которое является нерезидентом. Известно, что если договор с таким лицом или остаток на его счете превышает 1 млн USD, то внимание к нему будет повышено.

Что же касается лиц юридических, то есть исключения. Так, в отношении нижеперечисленных ЮЛ информация в ФНС не передается:

  • ведущих активную деятельность (определить активность следует из публично доступной информации);
  • имеющих остаток средств на счетах меньше 250000 USD;
  • входящих в утвержденный перечень освобожденных финансовых организаций.

К освобожденным финансовым организациям относятся ЦБ РФ, Пенсионный, Медицинский и Социальный фонды, Агентство по ипотечному жилищному кредитованию, АО Российская венчурная корпорация, Государственная корпорация по страхованию вкладов, Фонд содействия реформированию ЖКХ, а также организации из списка, который утвержден совместно МИД и Минфином.

Начало представления данных в ФНС

Несмотря на то что международных соглашений в рамках конвенции России пока не заключила, данные о нерезидентах финансовые организации начнут представлять в ФНС уже со следующего года. Первые отчеты в отношении счетов (договоров), открытых (заключенных) до 2018 года, должны поступить в Налоговую службу до 31 июля 2018 года. Далее данные будут направляться ежегодно до 31 мая следующего года.

Если финансовые организации проигнорируют это требование, к ним будут применены штрафы. Однако за правонарушения, допущенные в части передачи сведений в 2017—2019 годах, штрафовать не будут.

Выводы

Итак, уже со следующего года банки, страховые компании, брокеры, пенсионные фонды и прочие финансовые организации будут передавать в ФНС информацию о нерезидентах. Это касается и физических, и юридических лиц. То же самое в отношении своих нерезидентов, в том числе граждан РФ, будут делать и финансовые организации других стран.

Таким образом, в иностранные контролирующие органы поступят сведения о счетах российских граждан и компаний, которые они имеют в этих государствах. А после того, как будут заключены двусторонние соглашения, эта информация будет автоматически передаваться в ФНС России.

Соблюдение порядка составления бухгалтерской отчетности – залог достоверных сведений о деятельности фирмы. Его нарушение может повлечь за собой материальную ответственность, поэтому перед подготовкой отчетов важно изучить все нюансы этой работы и ознакомиться с нововведениями, которые ежегодно появляются в бухгалтерской сфере.

Общие правила составления бухгалтерской отчётности

В основе БО лежит набор показателей, индикаторов и обобщенных сведений, отражающих результаты работы предприятия за определенный период. Процесс формирования документов производится с учетом рекомендаций, предусмотренных стандартами ПБУ и ФЗ N №402. При подготовке отчетов бухгалтер должен соблюдать учетную политику оценки имущества и отражения хозяйственных операций, обеспечивать достоверное предоставление данных, а также принимать во внимание, насколько эти показатели являются существенными.

Прежде чем рассмотреть порядок составления отчетности, нужно упомянуть общие правила подготовки отчетов, а именно:

  • документы составляются на русском языке в валюте РФ;
  • указываемые данные должны быть сопоставимыми с информацией за предшествующий период;
  • все цифровые показатели приводятся в тысячах руб. без использования десятичных знаков;
  • недопустим зачет между статьями пассивов и активов, убытка и прибыли, за исключением ситуаций, когда такой зачет предусматривается ПБУ;
  • в предоставленных бумагах не должно быть помарок и подчисток;
  • при отсутствии какого-нибудь значения в соответствующей графе проставляется прочерк;
  • показатели с отрицательными значениями указываются в круглых скобках.

БО должна предоставлять актуальные данные о работе предприятия, включая деятельность филиалов и прочих подразделений. На бумагах в обязательном порядке ставятся подписи директора и главного бухгалтера (либо соответствующего специалиста, если учет производится сторонней организацией).

Порядок составления бухгалтерской отчётности

Чтобы документы отвечали предъявляемым требованиям, порядок составления бухгалтерской финансовой отчетности предусматривает отображение абсолютно всех проведенных операций и итогов инвентаризационной проверки за конкретный период. Формирование документации предваряет кропотливая подготовительная работа, которая выполняется в несколько этапов:

  1. Подготовка первичных бухгалтерских документов.
  2. Сверка показателей по синтетическому и аналитическому учету, проверка сведений в счетах.
  3. Проведение инвентаризации с формированием инвентаризационной ведомости.
  4. Корректирование записей, если при проверке были обнаружены неточные данные.
  5. Закрытие бухгалтерских счетов.
  6. Определение промежуточных финансовых результатов от продажи товаров или услуг и других операций, которые не являются основными для предприятия.
  7. Расчет чистой прибыли.
  8. Реформация баланса.

В завершение приступают непосредственно к процессу подготовки документации. Немаловажно, что порядок составления отчетности предполагает использование только актуальных бланков бухгалтерии, которые утверждены на данный момент.

Требования к составлению бухгалтерской отчётности

Формы бухотчетности составляются по рекомендациям, принятым Госкомстатом и Министерством финансов РФ. Впоследствии данные в них могут использоваться как для анализа внутри фирмы, так и для оценивания эффективности ее работы сторонними пользователями. Поэтому отчеты должны быть доподлинными, своевременными и отвечать таким требованиям:

  • содержать последовательную, нейтральную и непрерывную информацию;
  • не допускается создание скрытых резервов;
  • заполнять следует только графы и бланки документации, непосредственно касающиеся работы компании;
  • при недостаточности данных, необходимых для получения представления о деятельности фирмы, это указывается в отчетах в форме дополнительных пояснений;
  • важно соблюдать отчетный период;
  • в документах должны присутствовать сведения, которые позволяют сравнить представленные данные с этими же показателями за минувшие периоды.

Чтобы полностью соблюсти порядок составления бухгалтерской отчетности, все существенные показатели следует приводить обособленно. В отдельных случаях их можно указывать общей суммой, но раскрывая в пояснениях по балансу и прибыли/убыткам.

Порядок и сроки

Согласно законодательству, все предприятия, за исключением бюджетных, должны предоставлять годовые отчеты налоговым органам, Госстату, учредителям, собственникам и участникам организации. Документация в налоговую инспекцию и органы Госстатистики предъявляется в течение 90 дней после того, как закончился отчетный год. Кроме того, БО сдается ежеквартально (на протяжении 30 дней по завершению квартала), если иное не предусмотрено законом.

Годовым отчетным периодом является промежуток с 1.01 по 31.12. Если компания была создана в середине года, то отчетный период отсчитывается от дня ее внесения в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Датой предъявления документов считается день их фактической сдачи или дата отправления, указанная на заказном письме – если они передаются по почте. В том случае, когда передача производится в выходной, сроком предъявления считают день, следующий за нерабочим. Нужно учитывать, что несоблюдение сроков предоставления отчетов в ИФСН может повлечь за собой штрафные санкции.

Если предприятие владеет зависимыми или дочерними фирмами, помимо обычного отчета, необходимо предоставить сводную БО, иллюстрирующую результаты деятельности этих подразделений. Для унитарных предприятий и акционерных обществ, акций которых частично находятся в федеральной собственности, предусмотрены следующие сроки сдачи годовой сводной документации:

  • до 25.04 – для унитарных организаций;
  • до 1.08 – для АО.

Отдельные виды компаний, такие как банковские учреждения, страховые организации, фондовые биржи, обязаны опубликовать БО в открытых источниках информации не позже 1 июня того года, который идет за отчетным периодом. Согласно порядку составления отчетности, предусмотренному Приказом Минфина №101, отчеты акционерных обществ публикуются только после проведения аудиторской проверки и утверждения документов на собрании акционеров.

Публичность бухгалтерских данных – критерий, который является актуальным для многих заинтересованных пользователей, например:

  • спонсоров;
  • банков, которые предоставляют кредит фирме;
  • инвесторов;
  • партнеров и других контрагентов, с которыми организация тесно сотрудничает;
  • представителей городской или районной администрации.

На основании опубликованных сведений все вышеуказанные пользователи могут адекватно оценить финансовую деятельность компании, целесообразность покупки ее активов, а также принять во внимание возможные риски, которые могут возникнуть при осуществлении инвестиций.

Особенности для ИП, ООО, АО

Подготовка и формирование документов может несколько различаться исходя из организационно-правовой формы компании. С основными различиями ИП, АО и ООО можно ознакомиться в представленной ниже таблице.

Характеристики для сравнения ИП ООО АО
Ответственность по обязательствам собственным имуществом имуществом общества имуществом АО
Система налогообложения ТНС, УСН, ЕНВД, патент все, помимо патентной все
Ведение бухучета необязательно на УСН обязательно (упрощенное на УСН) обязательно, в том числе на УСН
Формирование резервного фонда нет нет обязательно
Отражение в отчетах средств, снятых с расчетного счета нет да да
Взносы в пенсионный фонд всегда только при наличии деятельности при наличии деятельности
Кассовая дисциплина нет да (РКО, ПКО и журнал кассира) да

Бухгалтерская отчетность для предприятий с УСН

Рассматривая порядок составления бухгалтерской отчетности, стоит отметить, что ООО и некоммерческие организации на УСН могут вести упрощенный учет с подготовкой только годового баланса и отчета о финансовых результатах. Если к этим бумагам требуются пояснения, то они отражаются в дополнительных приложениях.

Чтобы вести учет на «упрощенке», компании надо разработать учетную политику, в которой указано, что она:

  • работает на УСН;
  • использует бланки форм, установленных приказом Минфина N 106н;
  • применяет сокращенный рабочий план счетов;
  • определяет порядок документооборота, правила учета и обработки документации.

При формировании упрощенного баланса в документ включаются пассивы и активы предприятия, а также информация за отчетный период и 2 предыдущих года. Отчет о результатах предъявляется за 2 года и состоит из нескольких пунктов – доходов, издержек, налогов и чистой прибыли, остающейся в распоряжении фирмы.

При формировании упрощенного баланса в документ включаются пассивы и активы предприятия, а также информация за отчетный период и 2 предыдущих года. Отчет о результатах предъявляется за 2 года и состоит из нескольких пунктов – доходов, издержек, налогов и чистой прибыли, остающейся в распоряжении фирмы.

Порядок составления бухгалтерской финансовой отчётности самостоятельно

Последовательность действия и требования при самостоятельной подготовке документации ничем не отличаются от процесса, выполняемого бухгалтером. Предприниматель должен подготовить годовой баланс и отчет о результатах своей деятельности, а затем передать бумаги в соответствующие органы.

Сдача документов может производиться в электронном или бумажном виде. Первый вариант предполагает следующие способы отправки:

  • Через интернет-ресурс ИФНС. Для сдачи документации через сайт налоговой службы необходимо зарегистрироваться и получить ключ ЭЦП, а также установить на компьютер специальную программу для отправления документов.
  • Средствами телекоммуникационной связи. Каналы ЭДО представляют собой современные системы, позволяющие отправлять отчеты в налоговую без отражения информации на бумажных носителях. Как и в случае с ФНС, предпринимателю потребуется установка ПО и получение цифровой подписи. Система имеет ряд существенных преимуществ. В частности, она контролирует порядок составления отчетности и сводит к нулю вероятность ошибок. Также ТКС оперативно обновляется при внедрении новых бланков и гарантированно доставляет БО по назначению.

Что касается сдачи документов в бумажном виде, то такой вариант предусматривает их отсылку заказным письмом через почту или предоставление в контролирующие инстанции путем личного посещения ФНС и Госстата. Кроме того, предприниматель всегда может воспользоваться услугами сторонних организаций, которые возьмут на себя все вопросы не только по отправке документации, но и по ее формированию с учетом деятельности организации.

Составление бухгалтерской отчетности компанией «АКРУС»

Если вы не готовы составлять документы самостоятельно или не уверены, что сможете точно соблюсти весь порядок подготовки и составления отчетности, доверьте эту работу опытным специалистам компании «АКРУСкрус». Наши сотрудники – это настоящие профессионалы, обладающие необходимыми знаниями и навыками для грамотного формирования документации.

Воспользовавшись нашей услугой, вы сможете избежать штрафных санкций за ошибки или несвоевременную сдачу документов, а также освободите свое личное время для решения более важных задач. Вся информация, которая станет доступной нашим бухгалтерам, расценивается как конфиденциальная и не разглашается третьим лицам. Обращайтесь – мы поможем вам подготовить отчеты недорого, оперативно и качественно!

Читайте также: