В какой срок инспекторы должны составить акт после окончания налоговой проверки

Опубликовано: 16.04.2024

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ статья 100 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2007 г.

Статья 100. Оформление результатов налоговой проверки

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 100 НК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 16 ноября 2011 г. N 321-ФЗ в пункт 1 статьи 100 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

1. По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

По результатам выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков в течение трех месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 16 ноября 2011 г. N 321-ФЗ пункт 2 статьи 100 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2012 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

2. Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем). При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и ответственным участником этой группы (его представителем).

Об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя (ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков) подписать акт делается соответствующая запись в акте налоговой проверки.

3. В акте налоговой проверки указываются:

1) дата акта налоговой проверки. Под указанной датой понимается дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 16 ноября 2011 г. N 321-ФЗ в подпункт 2 пункта 3 статьи 100 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

2) полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица (участников консолидированной группы налогоплательщиков). В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения помимо наименования организации указываются полное и сокращенное наименования проверяемого обособленного подразделения и место его нахождения;

3) фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;

4) дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (для выездной налоговой проверки);

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в подпункт 5 пункта 3 статьи 100 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

5) дата представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) и иных документов (для камеральной налоговой проверки);

6) перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;

7) период, за который проведена проверка;

8) наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;

9) даты начала и окончания налоговой проверки;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 16 ноября 2011 г. N 321-ФЗ в подпункт 10 пункта 3 статьи 100 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

10) адрес места нахождения организации (участников консолидированной группы налогоплательщиков) или места жительства физического лица;

11) сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;

12) документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;

13) выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи настоящего Кодекса в случае, если настоящим Кодексом предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ статья 100 настоящего Кодекса дополнена пунктом 3.1, вступающим в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

3.1. К акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.

4. Форма и требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 244-ФЗ в пункт 5 статьи 100 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

5. Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.

При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков акт налоговой проверки в течение 10 дней с даты этого акта вручается ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков в порядке, установленном настоящим пунктом.

Акт налоговой проверки направляется иностранной организации (за исключением международной организации, дипломатического представительства, иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса), не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через обособленное подразделение, по почте заказным письмом по адресу, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков. Датой вручения этого акта считается двадцатый день, считая с даты отправки заказного письма.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в пункт 6 статьи 100 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

6. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Письменные возражения по акту налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков представляются ответственным участником этой группы в течение 30 дней со дня получения указанного акта. При этом ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.


  • Ст. 100 НК РФ: официальный текст
  • Ст. 100 НК РФ: вопросы и ответы
  • В каких случаях статья 100 НК РФ обязывает налоговиков составлять акт проверки?
  • Если акт КНП не составлен, как узнать о ее завершении?
  • В какие сроки инспекция должна составить и вручить акт проверки?
  • Что будет, если срок вручения акта нарушен?
  • Кто подписывает акт проверки?
  • Какие сведения должны быть в акте проверки?
  • Можно ли оспорить акт проверки?

Ст. 100 НК РФ: официальный текст

Статья 100 НК РФ

Ст. 100 НК РФ: вопросы и ответы

В каких случаях статья 100 НК РФ обязывает налоговиков составлять акт проверки?

Акт всегда является итогом выездной налоговой проверки (ВНП) и составляется независимо от того, обнаружены нарушения или нет (см. письмо ФНС России от 16.04.2009 № ШТ-22-2/299).

По результатам камеральной налоговой проверки (КНП) акт составляется только в том случае, если в ходе проверки были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.

При положительном исходе КНП информировать налогоплательщика о ее завершении инспекция не обязана (письмо УФНС России по г. Москве от 21.05.2009 № 20-14/4/051403). Исключение — проверка декларации по НДС с применением заявительного порядка возмещения налога. О ее завершении без нарушений инспекция должна сообщить в течение 7 дней после окончания (п. 12 ст. 176.1 НК РФ).

Подробнее о процедуре заявительного порядка возмещения читайте в статье «Особенности и сроки при общем и заявительном порядке возмещения НДС».

Если акт КНП не составлен, как узнать о ее завершении?

Если 3 месяца с момента подачи декларации истекли, а инспекция не запросила у вас документы или пояснения, не потребовала внести исправления в отчетность, считайте, что камеральная проверка закончилась удачно.

Если вам нужна точная информация, обратитесь в ИФНС с просьбой проинформировать вас о результатах КНП. Тот факт, что данная обязанность у налоговиков отсутствует, не дает им права проигнорировать запрос налогоплательщика (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 18.02.2009 № А55-10190/2008).

В какие сроки инспекция должна составить и вручить акт проверки?

Акт выездной проверки инспекция должна подготовить в течение 2 месяцев со дня составления справки о проведенной проверке, а если проверялась консолидированная группа налогоплательщиков — в течение 3 месяцев.

На составление акта камеральной проверки ст. 100 НК РФ отводит 10 дней с момента завершения КНП.

Вручить акт налогоплательщику проверяющие должны в течение 5 дней с даты составления.

О последствиях невручения акта налоговой проверки рассказали эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Что будет, если срок вручения акта нарушен?

Ничего. Использовать нарушение налоговиками срока вручения акта проверки, чтобы обернуть ее результаты в свою пользу, не получится. Сама по себе просрочка вручения акта не является основанием для отмены решения по проверке, поскольку не относится к существенным нарушениям процедуры рассмотрения ее материалов (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Это подтверждают и суды (см. постановление 9-го арбитражного апелляционного суда от 16.12.2013 № 09АП-40446/2013 по делу № А40-76732/13, которое оставлено в силе постановлением ФАС Московского округа от 09.04.2014 № Ф05-2601/2014).

Кто подписывает акт проверки?

Акт должен быть подписан 2 сторонами: сотрудниками ИФНС, проводившими проверку, а также проверяемым лицом или его представителем.

Заметим, что иногда налоговики нарушают порядок подписания акта. Например, его может завизировать сотрудник, который не был указан в решении о проведении ВНП и в ней не участвовал. Или наоборот, в акте будет отсутствовать подпись кого-то из тех, кто проводил проверку.

Ни то, ни другое, скорее всего, не повлияет на итоги проверки и не поможет оспорить ее результаты. Об этом свидетельствует арбитражная практика (см., например, постановления президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12181/11, ФАС Московского округа от 27.06.2014 № Ф05-6192/2014 по делу № А40-188140/13, ФАС Западно-Сибирского округа от 12.09.2013 по делу № А81-2308/2012 и др.).

Какие сведения должны быть в акте проверки?

Требования к содержанию акта проверки установлены п. 3 ст. 100 НК РФ. Так, в нем указываются:

  • дата акта (дата его подписания проверяющими);
  • полное и сокращенное наименование либо фамилия, имя и отчество проверяемого лица; если проверялось обособленное подразделение, дополнительно указывается его полное и сокращенное наименование, а также место нахождения;
  • фамилии, имена и отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;
  • дата и номер решения о проведении выездной проверки (для ВНП) или дата представления декларации и иных документов (для КНП);
  • перечень документов, представленных в ходе проверки проверяемым лицом;
  • период, за который проведена проверка;
  • наименование проверенного налога;
  • даты начала и окончания проверки;
  • адрес места нахождения организации (участников консолидированной группы налогоплательщиков) или места жительства физлица;
  • сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при проверке;
  • документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, если они были выявлены, или запись об отсутствии таковых;
  • выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений, обоснованные ссылками на нормы НК РФ.

В настоящее время применяется форма акта проверки и требования к его составлению, утвержденные приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@.

Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте все ли требования к акту налоговой проверки соблюдены. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.

Больше информации об актах ВНП и КНП можно найти на нашем сайте в статьях:

Можно ли оспорить акт проверки?

Акт проверки не является ее итоговым документом. Он лишь фиксирует позицию проверяющих и информирует налогоплательщика о выводах контролеров. Никаких требований к проверяемому лицу он не устанавливает и никаких правовых последствий для него не порождает. Так что его нельзя обжаловать в вышестоящем налоговом органе или суде (см. определение Конституционного суда РФ от 27.05.2010 № 766-О-О).

Обжалованию подлежат только итоговые решения по проверкам.

Единственное, что в случае несогласия с актом может сделать налогоплательщик, — составить и подать возражения на него. Такое право предусмотрено п. 6 ст. 100 НК РФ.

Пренебрегать им не стоит. Возражения вместе с актом исследуются руководителем инспекции (его заместителем) в ходе рассмотрения материалов проверки и могут повлиять на ее результаты.

На подачу возражений отводится 1 месяц со дня получения акта.

А составить их вам помогут наши статьи:

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые проверки
Фото Бориса Мальцева

По итогам выездной проверки всегда оформляется акт (даже если нарушения не выявлены). В противном случае решение, вынесенное при отсутствии акта, является незаконным. Процедурные моменты, связанные с актом проверки, определены положениями ст. 100 НК РФ. На практике положения названной налоговой нормы вызывают немало вопросов, ответы на некоторые из них представлены в данном материале.

В начале напомним основные процедурные моменты, связанные с оформлением акта по результатам выездной проверки и его вручением проверяемому лицу.

Общая схема оформления и вручения акта налоговой проверки

В настоящее время применяется форма акта налоговой проверки, утвержденная Приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. Данным приказом утверждены также Требования к составлению акта налоговой проверки (далее – Требования).

Акт налоговой проверки по установленной форме должен быть составлен в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной проверке (п. 1 ст. 100 НК РФ). Причем дата окончания проверки совпадает именно с датой составления справки. В дальнейшем сроки оформления результатов налоговой проверки исчисляются с даты составления справки, а не ее вручения, следовательно, иной срок вручения справки не влечет для налогоплательщика никаких последствий (п. 3 Письма ФНС России от 29.12.2012 № АС-4-2/22690).

Что нужно учесть при получении акта проверки

Подпунктом 9 п. 1 ст. 21 НК РФ определено право налогоплательщика на получение копии акта налоговой проверки. Данному положению корреспондирует норма пп. 9 п. 1 ст. 32 НК РФ, которой установлена обязанность налогового органа направлять налогоплательщику копию акта налоговой проверки.

В свою очередь, в п. 5 ст. 100 НК РФ, в котором говорится об обязанности налоговых инспекторов вручить акт проверки в течение пяти дней с даты составления этого акта, не содержится оговорки о том, что налогоплательщику должен быть вручен именно оригинал.

ФНС со ссылкой на названный пункт в Письме от 27.08.2007 № 06‑1‑02/558 также пояснила, что проверяемому лицу подлежит вручению копия указанного акта.

Однако если обратиться к п. 5 Требований, то станет понятно, что акт выездной проверки должен быть изготовлен в двух экземплярах: один остается у инспекторов, другой – вручается проверяемому лицу.

Выходит, что налогоплательщику в равной степени может быть вручен и оригинал, и копия акта налоговой проверки. Судебная практика также соглашается с обозначенным подходом (см., например, постановления ФАС ЦО от 28.04.2014 по делу № А35-4665/2013, ФАС ДВО от 23.12.2013 № Ф03-6129/2013 по делу № А51-16532/2013).

Выводы судей обусловлены в том числе п. 14 ст. 101 НК РФ, из которого следует, что факт вручения налогоплательщику копии акта вместо оригинала сам по себе не является безусловным основанием для отмены решения по результатам проверки. В рассматриваемой ситуации права налогоплательщика не нарушены, так как он не лишен возможности представить свои возражения на акт и участвовать при рассмотрении материалов налоговой проверки (см. Письмо Минфина России от 22.05.2013 № 03‑02‑07/1/18189).

Инспекция не вправе по своему усмотрению выбрать способ вручения акта

В пункте 5 ст. 100 НК РФ сказано, что акт должен быть вручен проверяемому лицу (или его представителю) под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено данным пунктом.

Из содержания приведенной нормы следует, что передача акта проверки иным способом – это, по сути, альтернативный по отношению к основному способ вручения акта под расписку. Причем иным способом передачи акта проверки может быть, например, направление его по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

Арбитры высказывают мнение, что возможность направления акта проверки почтовым отправлением предусмотрена п. 5 ст. 100 НК РФ только в случае уклонения проверяемого лица от получения акта, что должно быть отражено в акте налоговой проверки (см. постановления ФАС МО от 20.01.2014 № Ф05-16692/2013 по делу № А41-11771/10, ФАС УО от 09.11.2011 № Ф09-7185/11 по делу № А76-3222/2011).

Причем они подчеркивают: факт неполучения проверяемым лицом акта сам по себе не может служить основанием для вывода, что данное лицо уклонялось от получения акта проверки (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2013 № 09АП-7038/2013, 09АП-8501/2013 по делу № А40-95693/12‑90‑491 (Постановлением ФАС МО от 07.08.2013 оставлено в силе).

Между тем Налоговым кодексом не определено понятие «уклонение от получения акта налоговой проверки». Арбитры, в свою очередь, под данным понятием подразумевают сознательные и преднамеренные действия налогоплательщика, направленные на неполучение указанного акта. Подобные действия они расценивают как злоупотребление правами, предоставленными налогоплательщику Налоговым кодексом.

Например, действия общества, сообщавшего налоговому органу различные адреса своего места нахождения, но фактически отсутствовавшего по ним и не получавшего по указанным адресам корреспонденцию, а также указавшего на возможность получения акта и иных документов представителем общества, но не направившего своего представителя для их получения, ФАС СКО оценил как злоупотребление правами налогоплательщика (Постановление от 20.06.2012 по делу № А53-15872/2011).

Приложения к акту налоговой проверки

В соответствии с п. 3.1 ст. 100 НК РФ к акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются.

Словом, Налоговый кодекс возлагает на налоговый орган обязанность приложить к акту документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. Такой вывод сделан в частности, в постановлениях АС ВСО от 22.09.2015 № Ф02-5056/2015 по делу № А19-17587/2014, АС МО от 17.07.2015 № Ф05-8680/2015 по делу № А41-46433/14.

Отсутствие документов, которые подтверждают факты нарушений законодательства о налогах и сборах, лишает налогоплательщика (налогового агента) полной информации, необходимой для подготовки обоснованных возражений. В свою очередь, это влечет ограничение его прав на полноценное участие в рассмотрении материалов проверки, которое можно квалифицировать как нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки (Постановление ФАС СКО от 25.10.2013 по делу № А53-28519/2012).

Однако если в акте проверки и в решении достаточно полно изложены обстоятельства допущенных налогоплательщиком правонарушений, в них имеются ссылки на документы, полученные в ходе проверки и явившиеся основанием для выводов, сделанных налоговым органом, а налогоплательщик реализовал свое право на ознакомление с результатом проверки, представил возражения на акт проверки и участвовал в рассмотрении материалов проверки, то ссылку налогоплательщика на отсутствие приложений к акту как на существенное нарушение процедуры вынесения решения по проверке арбитры, скорее всего, отклонят (см., например, Постановление АС УО от 06.11.2015 № Ф09-7960/15 по делу № А47-5192/2014).

Если акт проверки не был вручен до рассмотрения материалов проверки

Признается ли указанное обстоятельство нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ)? Напомним, таковыми являются:

  • возможность проверяемого лица участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично или через своего представителя;
  • возможность налогоплательщика представить объяснения.
В ситуации, когда налогоплательщик не представил свои возражения на акт, однако принимал участие в рассмотрении материалов дела, для отмены решения в судебном порядке ему нужно доказать, что он не смог надлежаще подготовиться к рассмотрению материалов дела и привести обстоятельные объяснения. Как отмечено в Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.11.2011 № 15726/10 по делу № А32-44414/2009‑51/796, для признания факта нарушения существенных условий процедуры налоговой проверки, выразившегося в отсутствии у налогоплательщика возможности возражения, недостаточно указания лишь на наличие у него такого права.

Таким образом, если акт проверки не был вручен налогоплательщику до рассмотрения материалов проверки и налогоплательщик не присутствовал при рассмотрении (не был извещен о дате), суд, скорее всего, отменит итоговое решение о проверке. Ведь в данной ситуации нарушены законные права налогоплательщика (см., например, Постановление ФАС ПО от 01.04.2010 по делу № А55-6130/2009).

Внесение изменений в акт проверки

О праве инспекторов внести изменения в акт проверки после его вручения проверяемому лицу ни в Налоговом кодексе, ни в Требованиях не сказано ни слова. В то же время справедливости ради надо признать, что и прямого запрета на подобные действия контролеров не установлено.

Кроме того, в п. 2 Требований сказано, что в акте не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями проверяющего (руководителя проверяющей группы (бригады)) и проверяемого лица (его представителя). При этом исправление ошибок в акте с помощью корректирующего или иного аналогичного средства не допускается.

Из сказанного следует, что налоговое законодательство не предоставляет налоговому органу право самостоятельно вносить какие‑либо изменения и дополнения в принимаемые акты налоговых проверок и решения. Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС ПО от 01.11.2011 по делу № А55-3313/2011, ФАС ВСО от 31.10.2008 № А78-6071/07‑С3-8/317‑Ф02-5344/08 по делу № А78-6071/07‑С3-8/317.

Вместе с тем по смыслу п. 2 Требований изменения в акт проверки все же могут быть внесены. Речь здесь идет о так называемых технических ошибках, допущенных самими контролерами при оформлении акта. Ведь исправление подобных ошибок не связано с установлением новых обстоятельств выявленных правонарушений. Соответственно, такие действия контролеров не нарушают права налогоплательщика и не могут привести к принятию неправомерного решения по результатам проверки (см. постановления ФАС ПО от 28.03.2012 по делу № А12-3551/2011, ФАС ВСО от 07.09.2010 по делу № А33-14891/2009 [1] ). Но в любом случае внесение изменений в акт налоговой проверки (в том числе в целях исправления технических ошибок) должно быть согласовано с проверяемым лицом (п. 2 Требований).

Увеличивается ли срок для подготовки возражений, если в акт проверки вносятся изменения?

В соответствии с п. 6 ст. 100 НК РФ налогоплательщик в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Срок (10 дней), отведенный п. 1 ст. 101 НК РФ для вынесения решения по результатам проведенной проверки, начинает исчисляться после истечения одного месяца, установленного п. 6 ст. 100 НК РФ.

При этом Налоговым кодексом не оговорены последствия внесения налоговым органом изменений в акт налоговой проверки.

По мнению арбитров, вследствие внесения изменений в акт выездной проверки после вручения его налогоплательщику срок представления возражений на него должен исчисляться заново. Если решение по итогам проверки вынесено до истечения заново исчисленного месячного срока и без учета возражений лица, в отношении которого проводилась проверка, это нарушает требования ст. 101 НК РФ (см. Постановление ФАС УО от 02.02.2010 № Ф09-19/10‑С2 по делу № А76-11291/2009‑37‑142 [2] ).

Следует обратить внимание и на Постановление ФАС ПО от 25.06.2012 по делу № А12-23020/2011. В нем сказано, что в ситуации, когда инспекция уведомила проверяемое лицо об изменениях в акте непосредственно в день рассмотрения материалов проверки, налогоплательщик лишен возможности представить соответствующие возражения. Данное обстоятельство является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ), влекущим за собой отмену принятого по результатам проверки решения.

Какие недостатки в акте проверки могут привести к отмене итогового решения

Того же требует и форма акта. Согласно п. 3.2 Требований в описательной части акта проверки должно содержаться подробное описание совершенных проверяемым лицом правонарушений. То есть по каждому отраженному в акте факту нарушения налогового законодательства должны быть четко изложены: вид нарушения, способ и иные обстоятельства его совершения, налоговый период, к которому нарушение законодательства о налогах и сборах относится.

По мнению Минфина, полное отражение в акте налоговой проверки выявленных нарушений наравне с участием налогоплательщика в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки служит гарантией соблюдения прав налогоплательщика (Письмо от 22.05.2013 № 03‑02‑07/1/18189).

Информацию о некоторых возможных недостатках в актах проверки и их последствиях для удобства представим в таблице.

Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем) (п. 2 ст. 100 НК РФ).

Неподписание экземпляра акта, врученного налогоплательщику, всеми лицами, участвующими

в проведении проверки, само по себе не может свидетельствовать о нарушении существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, которые привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения согласно п. 14 ст. 101 НК РФ (Постановление ФАС ЗСО от 18.06.2014 по делу № А03-6805/2013)

В пункте 3.3 Требований нет указаний об обязательном отражении в итоговой части акта как точной суммы доначислений по каждому налогу, так и общих сумм, выявленных при проведении проверки неуплаченных (не полностью уплаченных (неудержанных и неперечисленных)) налогов (сборов).

Поэтому отсутствие в резолютивной части акта проверки точной суммы начислений по конкретному налогу само по себе не является нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки, если в описательной части подробно изложены обстоятельства выявленного налогового правонарушения и сделаны выводы инспекторов относительно него (см. Постановление ФАС ЗСО от 05.02.2014 по делу № А75-3593/2013)

В акте выездной проверки, должны быть указаны обстоятельства, выявленные налоговым органом при проведении контрольных мероприятий, сделаны ссылки на первичные документы и иные сведения, подтверждающие данные обстоятельства, приведены причины возникновения недоимки (п. 3 ст. 100 НК РФ). Если в акте проверки и принятом на его основании решении такая информация отражена не полно, это указывает на нарушение процедуры проведения налоговой проверки, что, в свою очередь, является основанием для признания решения по проверке незаконным (Постановление ФАС ПО от 13.02.2014 по делу № А65-9516/2013)

НК РФ установлена четкая процедура оформления результатов проверки, которая, помимо системного изложения в акте документально подтвержденных фактов выявленных нарушений, выводов и предложений

контролеров по их устранению (п. 3 ст. 100 НК РФ), также включает в себя предоставление права проверяемому лицу заявлять письменные возражения на акт проверки (Постановления ФАС ВСО от 24.06.2013 по делу № А78-8013/2012).

Если акт составлен с нарушением указанных требований (в нем не содержится ясно выраженного описания вменяемого налогоплательщику нарушения со ссылками на соответствующие нормы НК РФ), проверяемое лицо лишено возможности эффективно защищать свои права при рассмотрении результатов выездной проверки, в том числе представлять мотивированные возражения и подтверждающие их документы с учетом доводов проверяющих (Постановление ФАС МО от 31.10.2013 по делу № А40-115085/12‑115‑830)

[1] Определением ВАС РФ от 30.12.2010 № ВАС-16742/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

[2] Определением ВАС РФ от 24.05.2010 № ВАС-6175/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

Мораторий на налоговые проверки, который ввели из-за коронавируса, закончился, и уже проводятся выездные проверки. Рассказываем, о процедуре и о том, как вести себя, если у вас планируется проверка.

Перед каждой налоговой проверкой инспекторы заранее собирают информацию о налогоплательщике и проводят предпроверочный анализ. Основной документ, которым пользуются налоговики — концепция системы планирования выездных налоговых проверок. В ней выделено 12 критериев, по которым каждый налогоплательщик может сам проанализировать свою финансово-хозяйственную деятельность и определить риск попасть под проверку. Чем больше налоговики найдут совпадений, тем выше вероятность проверки.

Критерии выездной налоговой проверки

Низкая налоговая нагрузка

  • Для всех организаций и ИП;
  • Общая налоговая нагрузка — соотношение суммы уплаченных налогов к выручке в пределах одного года. Если это соотношение ниже среднего уровня по отрасли, это вызовет подозрение у налоговиков.

Убыточная деятельность на протяжении двух и более лет

  • Для всех организаций и ИП;
  • Налоговиков заинтересуют убытки, как в бухгалтерской, так и в налоговой отчетности.

Значительные суммы вычетов по НДС

  • Для организаций и ИП на общей системе налогообложения;
  • Если вычет по НДС за 12 месяцев превышает 89% от суммы начисленного налога, это может стать поводом для налоговой проверки. 89% – это общий показатель. Дополнительно по каждому субъекту РФ рассчитывают отдельные средние показатели, отклоняться от которых опасно.

Расходы растут быстрее, чем доходы

  • Для организаций на общей системе налогообложения;
  • Нужно сравнить темпы роста расходов и доходов от реализации по данным налоговой и бухгалтерской отчетности. Сюда же относятся ситуации, когда доходы падают быстрее, чем расходы, или если доходы падают, а расходы растут.

Среднемесячная зарплата на одного сотрудника меньше отраслевого показателя в регионе

  • Для всех организаций и ИП;
  • Информацию о среднем уровне зарплаты по региону можно найти на сайтах территориальных отделений Росстата.

При спецрежиме — неоднократное приближение к предельным значениям

  • Для организаций и ИП на спецрежимах;
  • У инспекторов вызовет подозрение, если два или более раза за год вы приблизились к лимиту дохода по спецрежиму, и разница между вашим фактическим доходом и лимитом составляет менее 5%. Проверяющие могут посчитать, что вы специально занижаете показатели, чтобы «не слететь» со спецрежима.

Доходы ИП почти равны расходам

  • Для ИП на общей системе налогообложения
  • Также предпринимателя могут заподозрить в махинациях, если вычеты по НДФЛ будут выше 83% от доходов.

Деятельность через цепочку контрагентов

  • Для всех организаций и ИП;
  • Работа с перекупщиками, посредниками без обоснованных экономических причин, привлечение фирм-однодневок, работников-инвалидов и прочее.

Игнорирование запросов ФНС

  • Для всех организаций и ИП;
  • Внимание налоговиков вызывают случаи, когда компания не дает пояснений об ошибках, выявленных при камеральных проверках, а также не сохранила документы, необходимые для расчета и уплаты налогов.

Деятельность с высоким налоговым риском

  • Для всех организаций и ИП;
  • Работа с фирмами-однодневками, вывод части средств в офшоры, обналичивание денег — эти действия приведут к тому, что инспекторы будут подозревать вас в получении необоснованной налоговой выгоды.

Миграция между налоговыми инспекциями

  • Для всех организаций и ИП;
  • Инспекторы обратят внимание на налогоплательщика, который два и более раза после регистрации менял адрес местонахождения. Возможно, бизнесмен старается избежать внимания налоговой и уклониться от проверок.

Низкий уровень рентабельности

  • Для организаций на общей системе налогообложения;
  • Для сравнения инспекторы возьмут два показателя: рентабельность продаж и активов по данным бухгалтерского учета.

Готовимся к проверке

Цель выездной налоговой проверки (ВНП) — контроль за правильностью расчета и уплаты в бюджет налогов, взносов или сборов. Проверку могут провести как по одному налогу, так и по всем видам. Предмет проверки можно узнать из решения о проведении ВНП. Менять его по ходу проверки или выходить за его рамки инспектор не может.

Если вы понимаете, что выездная проверка неизбежна, следует подготовиться.

Проверьте первичные документы

Конкретного перечня документов, который могут запросить налоговики, нет. Все зависит от того, какой налог они проверяют. Поэтому, тщательно пересмотрите документы:

  • кассовые документы на предмет того, куда и на что расходуется наличность из кассы, правильно ли оформлены приходно-расходные документы, в каком размере деньги сдаются в банк;
  • счета-фактуры на правильность оформления в соответствии с законодательством;
  • накладные — проверьте их на наличие необходимых реквизитов, печатей и подписей;
  • акты приема-передачи. Если они подписаны неуполномоченными сотрудниками (водителями-экспедиторами, приемщиками товаров, кассирами), поменяйте. Документы должны быть подписаны руководителем, представителем бухгалтерии, заведующим складом или другими уполномоченными лицами;
  • авансовые отчеты и товаросопроводительные документы проверьте на правильность оформления;
  • если компания пользуется налоговыми льготами, проверьте наличие документов, которые подтверждают право на их применение;

Помните, что все расходы должны иметь деловую цель, быть направлены на получение прибыли, быть разумными, экономически обоснованными и соответствовать рыночным ценам. При утере или порче документов, обязательно свяжитесь с контрагентами и возьмите дубликат.

Документы должны быть подписаны «живой» подписью и уполномоченными лицами. Если во время пандемии организация экстренно перешла на электронный документооборот, не забудьте внести эти изменения в учетную политику.

Все документы передавайте налоговикам по акту приема-передачи и под роспись. Документы нужно прошить и пронумеровать.

Проверьте штатное расписание, приказы о назначении, доверенности, должностные инструкции персонала

Если руководитель организации – внешний совместитель и трудится в рамках неполного рабочего времени, то документы, подписанные им, должны содержать именно те даты, когда руководитель официально выполнял свои должностные обязанности. То же самое – с отпуском руководителя или должностного лица, уполномоченного подписывать документы.

Пересмотрите документы с подрядчиками и контрагентами

Одна из целей проверки — разобраться, не участвует ли проверяемая организация в схемах незаконной оптимизации налогов и не работает ли с фирмами-однодневками. Важно подтвердить, что при выборе делового партнера вы проявили должную осмотрительность и собрали весь пакет документов. Это нужно сделать до проверки.

Cмотрите на будущего партнера глазами налогового инспектора и собирайте как можно больше документов.

В их число могут войти:

  • устав и учредительные документы компании;
  • свидетельство о госрегистрации и о постановке на налоговый учет;
  • решение о назначении руководителя, вторая и третья страницы паспорта;
  • сданная бухгалтерская отчетность за последний отчетный период.

Обязательно проверьте компанию-контрагента:

  • зарегистрирована ли фирма в ЕГРЮЛ;
  • есть ли у нее налоговая задолженность и сдает ли она отчетность;
  • является ли фирма действующей;
  • как часто она судится и по каким вопросам;
  • есть ли у фирмы долги по исполнительным документам.

Если вы вели переписку с контрагентом по крупному договору, включите ее в досье. По возможности, сохраните фотографии его складских помещений, протоколы совещаний, докладные записки и прочее. Все это станет весомым доказательством того, что вы действовали осмотрительно и при заключении сделки полностью проверили добросовестность делового партнера.

Проведите инструктаж сотрудников

Обязательно объясните сотрудникам, что если проверяющий попросил дать доступ к бухгалтерской базе, показать список поставщиков и контрагентов или показать кассовые документы, предъявить их можно только по официальному запросу, а не по личной просьбе.

Найдите помещение для проверяющих

Желательно разместить налоговиков в отдельном помещении, куда сотрудник будет приносить документы для проверки по требованию.

Назначьте сотрудника, который будет общаться с налоговиками

Лучше, если это будет главный бухгалтер компании или его помощник. Во-первых, он знает все о финансово-хозяйственной деятельности организации и может аргументировать, ссылаясь на законы. Во-вторых, готов к проверкам и имеет опыт общения с контролерами.

Как проходит выездная налоговая проверка

Проходит она обычно на территории налогоплательщика. Если компания или ИП не могут предоставить помещения, то проверка будет проведена в здании налоговой службы.

Инспектор при выездной проверке обладает широким кругом полномочий и имеет право:

  • истребовать документы у вас (п. 12 ст. 89, ст. 93 НК РФ);
  • требовать документы и информацию у ваших контрагентов или у третьих лиц в рамках встречных проверок (ст. 93.1 НК РФ);
  • допрашивать свидетелей, в том числе, ваших работников (ст. 90 НК РФ);
  • осматривать ваши помещения, территорию, предметы (п. 13 ст. 89, ст. 92 НК РФ);
  • изымать документы и предметы (п. 14 ст. 89, ст. 94 НК РФ);
  • проводить экспертизу (ст. 95 НК РФ);
  • привлекать к участию специалиста (ст. 96 НК РФ).

Правила поведения во время выездной проверки

  • Уточните полномочия ревизоров

Проверяющие должны предоставить решение о проведении проверки и служебное удостоверение. Зафиксируйте эти данные в журнале проверок. Запишите ФИО, № удостоверения, должность, кем и когда оно выдано.

Обращайте внимание, какие налоги и за какой период проверяют инспекторы, смотрите на дату начала и окончания проверки и перечисленные мероприятия по контролю. Если в решении не указан кто-то из проверяющих, вы имеете право не допускать его к проверке. Проверяющие не могут выходить за пределы полномочий, указанных в распоряжении на проведение проверки.

  • Ведите себя уверенно и доброжелательно

Инспектор может запросить практически любой документ, относящийся к проверяемому налогу и позволяющий установить правильность его исчисления. В запросе проверяющий обязан указать конкретный перечень требуемых документов — наименование, реквизиты, индивидуальные признаки и сроки, в течение которых их нужно предоставить.

  • Обеспечьте юридическое сопровождение

Контроль переписки, осмотра, выемки, экспертизы, сопровождение свидетелей желательно проводить в присутствии юриста. Каждая из процедур имеет определенный законом порядок. Например, перед выемкой документов инспекторы должны объявить, какие документы они хотят получить и предложить выдать их добровольно.

Выемка производится только в присутствии проверяемого, под протокол, с полной переписью изъятых документов и в присутствии понятых. Выемку нельзя делать ночью — с 22 до 6 часов по местному времени (п. 2 ст. 94 НК РФ).

  • Предлагайте помощь в проверке

Предлагайте своих свидетелей и экспертов. Если вы понимаете, что какая-то сделка заинтересовала контролеров, проявите инициативу и предложите кандидатуры сотрудников, представителей контрагентов, которые могут предоставить объективную информацию без лишних деталей.

Если налоговики решили проверить ваши складские помещения, предложите им помощь вашего кладовщика. Пусть он покажет нужные склады. Инспекторы, конечно, могут отказаться от помощи, но такое поведение налогоплательщика будет безусловным плюсом — вы не препятствовали проверке, а предлагали помощь в поиске доказательств и свидетелей.

Результаты проверки

По итогам налоговой проверки инспекторы составляют справку о проведенной ВНП и вручают налогоплательщику. Два месяца займет оформление акта проверки. После вручения акта у вас есть месяц, чтобы подготовить возражения. Как только истечет срок на подачу возражений, налоговый орган может приступить к рассмотрению материалов проверки и принять итоговое решение. Его принимает начальник налогового органа или его заместитель после того, как рассмотрит материалы проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Срок на вынесение решения — 10 рабочих дней.

Выездная налоговая проверка является мероприятием налогового контроля, проводимым ФНС. В ходе любого мероприятия налогового контроля проводится проверка соблюдения организацией законодательства о налогах и сборах. Предмет контроля – исчисление и уплата налогов и сборов. При этом, выездная проверка является особым порядком проверки организации.

Содержание статьи:

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по налоговым проверкам в Екатеринбурге поможет Вам: профессионально, на выгодной основе, а также в кротчайший срок. Запишитесь на прием к налоговому юристу АБ «Кацайлиди и партнеры» уже сегодня.

Основания для проведения выездной налоговой проверки

Основанием для проведения мероприятий налогового контроля в отношении какой-либо организации в порядке выездной налоговой проверки является решение руководителя ИФНС. Данное решение должно быть оформлено в соответствующем порядке – по форме Приложения № 5 к приказу ФНС России от 07.11.2018№ ММВ-7-2/628@. Решение должно бьть подписано руководителем налоговой по месту нахождения организации или месту жительства ИП.

Решение является надлежащим основанием для проведения проверки если содержит:

  1. Полное и сокращенное наименование организации, в отношении которой будет проводится проверка
  2. Информацию о предмете проверки, к примеру – правильность исчисления и уплаты налога на имущество организации. Предметом проверки может быть не один налог. Если в решение о проведении налоговой проверки указан причина – реорганизация организации, предмет проверки может быть любым.
  3. Проверяемые периоды. В соответствии с п. 4 ст. 89 Налогового Кодекса РФ, налоговая не может проверять отчетность за период свыше трех лет. Срок «налоговой давности» исчисляется с 1 января года вынесения решения о проведении проверки.
  4. Информацию о должностных лицах ИНФНС, которые будут проводить проверку
  5. Основанием для проведения выездной проверки не может являться добровольное декларирование физлицами активов и счетов

Решение о проведении проверки не является надлежащим основанием для ее проведения, если:

выездная проверка по указанным налогам в данном периоде уже проводилась

выездная проверка уже проводилась в текущем календарном году

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

ПОЛЕЗНО: читайте также про защиту себя при налоговой проверке по ссылке

Порядок выездной налоговой проверки

Порядок выездной налоговой проверки определяется соответствующими нормами Налогового Кодекса, однако существуют и общие положения о налоговом контроле, которые должны соблюдаться инспекторами при проведении любой процедуры:

  1. Налоговые орган и его должностные лица не могут для проведения налогового контроля собирать, хранить, использовать и распространять информацию о налогоплательщике полученной в нарушении положений законодательства о конфиденциальности профессиональной тайны (к примеру, адвоката, аудитора и т. д.)
  2. Налоговый орган в целях проверки может получить информацию от аудиторской организации только на основании решения органа исполнительной власти.
  3. Доказывание обстоятельств умышленного занижения налоговой базы или подписания документов первичного бухгалтерского учета неуправомоченным на то лицом доказывается при проведении мероприятий проверки.

Выездная налоговая проверка является особым порядком проведения мероприятий налогового контроля.

Место проведения проверки – на территории налогоплательщика. Однако возможны исключения. Если у проверяемого нет возможности выделить помещение для проведения проверки, то она может проводиться в налоговой.

Во время проверки должностные лица налогового органа изучают, анализирует, оценивает и сопоставляет документы бухучета, налогового учета.

В рамках выездном проверки могут быть назначено проведение дополнительных мер налогового контроля. Возможно проведение процедур:

  • Инвентаризация – проводится для проверки достоверности данных учета.
  • Осмотр – осматриваются помещения, связанные с объектом налогообложения.
  • Истребование документов или информации.
  • Выемка – в целях сбора доказательств нарушения закона о налогах и сборах.
  • Экспертиза – привлечение эксперта для формирования определенных выводов, если деятельность проверяемого ЮЛ специфична или в иных случаях.
  • Допрос – проведение опроса свидетелей с целью выявления фактов, имеющих значение для проверки.
  • Вызов в качестве свидетеля – вызов для дачи показания дл выявления имеющих значение для проверки доказательств.
  • Получение экспертного заключения — включение экспертом в заключение выводов по вопросам, которые не были перед ним поставлены.
  • Привлечение переводчика

Срок проверки – 2 месяца – может быть продлен до 4 месяцев и до полугода. Основания и порядок продления срока установлен Приказом ФНС 07.11.2018№ ММВ-7-2/628@. При этом, срок проверки исчисляется с даты решения налоговой о ее проведении до последнего дня.

Проведение проверки, а именно процесса исследования документов приостанавливается на срок не более 6 месяцев (общий срок по всем приостановления) на основании руководителя налоговой инспекции по причинам:

  1. Необходимости истребования документов
  2. Проведения экспертиз
  3. Перевода документов

Возобновление проверки после приостановления возможно только на основании решения. Выездная налоговая проверка, если она проводится за тот же период по тем-же налогам, является повторной.

Налогоплательщик в ходе проверки предоставляет все документы, связанные с предметом проверки. Выемка документов проводится инспекторами для предотвращений их сокрытия.

Инспекторы, проводя проверку, могут осуществлять инвентаризацию о осмотр помещений и территорий. Результаты налоговой проверки оформляются в справке в последний день.

ВАЖНО: необходимо подготовиться к налоговой проверке, чтобы все прошло с наименьшими рисками для Вашего бизнеса, читайте подробнее по ссылке

Письменные возражения на акт выездной налоговой проверки

В течение двух месяцев со дня составления справки по итогам выездном проверки, налоговым органом составляется акт налоговой проверки.

Возражение на акт выездной проверки может быть представлено в налоговый орган любой организацией в случаях:

  1. Несогласия с выводами, фактами, предложениями, изложенными в акте на основании п. 6 ст. 100 НК РФ.
  2. Несогласия с выводами, предложениями и фактами, изложенными в акте об обнаружении фактов (п. 5 ст. 101.4 НК РФ).
  3. Несогласия с выводами, предложениями и фактами, изложенными в дополнении к акту.

Возражения на акт проверки подаются в срок не более 1 месяца со дня получения акта в проверяющую налоговую. К возражениям могут быть приложены документальные подтверждения информации, на которую ссылается организация.

Возражения на дополнение к акту подаются в течение 15 дней в проверяющую налоговую.

НК РФ устанавливает, что возражения должны подаваться в письменной форме, с указанием на оспариваемый акт налоговой. В акте должны содержаться опровержения налоговых претензий с обязательной мотивировкой.

АКЦИЯ: мы составим Вам возражение за 24 часа или вернем деньги, подробнее смотрите ВИДЕО

Возражение подается разными способами:

  1. на бумажном носителе почтой;
  2. в электронной форме через госуслуги или иного оператора документооборота;
  3. лично или через представителя налоговой инспекции

Возражения рассматриваются в ходе процедуры рассмотрения результатов налоговой проверки. Прежде, чем приступить к рассмотрению по существу материалов проверки, руководитель инспекции:

Объявляет, кто рассматривает дело и какие материалы рассматриваются

Устанавливает факт явки. В случае неявки устанавливается извещение лица о дате и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. Если лицо уведомлено, отсутствует, его присутствие является обязательным, рассмотрение откладывается. Если уведомлено, отсутствует, но его присутствие не является обязательным, то рассмотрение проходит в его отсутствие. Если лицо не извещено, рассмотрение откладывается.

  • Проверяет полномочия лиц
  • Выносит решение об отложении, если это необходимо

Досудебное оспаривание выездной налоговой проверки

Налоговое законодательство устанавливает обязательный досудебный порядок для оспаривания решения налоговой любого уровня.

Оспаривание организацией акта по результатам проверки проходит в порядке обжалование ненормативных актов налоговой в соответствии с АПК РФ.

В ходе обжалование акта налоговой по итогам проверки, который в силу не вступил, организацией может быть подана апелляционная жалоба. Она адресуется в течение 2 месяцев с даты получения акта в вышестоящий налоговый орган через инспекцию, вынесшую решение. В жалобе в обязательном порядке указываются реквизиты оспариваемого решения и причины, по которым решение не является законным. Вышестоящим налоговым.

Жалоба на вступивший в силу ненормативный акт налоговой не имеет специального названия, подается в течение года. Рассматривается без участия лица, которое обжалует акт.

Порядок рассмотрения апелляционной жалобы и жалобы не имеет отличий. В ходе рассмотрения можно заявить дополнительные доводы.

Жалобы рассматриваются в течение 15 дней. По итогам рассмотрения вышестоящим налоговым органом выносят следующие решения:

  1. Оставить без удовлетворения
  2. Отменить ненормативный акт налоговой
  3. Отменить решение налоговой полностью или в части
  4. Отменить и принять новое

Обжалование выездной налоговой проверки в суде

Дело рассматривается арбитражным судом по месту нахождения налоговой инспекции на основании искового заявления организации об оспаривании ненормативного правового акта. Порядок рассмотрения соответствует порядку рассмотрения дел искового производства.

АПК предъявляется требования к содержанию иска об оспаривании ненормативного акта:

  1. Наименование инспекции и акта
  2. Реквизиты акта, который оспаривается
  3. Законные основания
  4. Доказательства

Не забудьте: необходимо приложить текст оспариваемого акта.

Дело рассматривается в трехмесячный срок с даты принятия искового. В процессе вызываются истец, ответчик и иные лица.

По итогам рассмотрения дела судом выносится решения о:

  • решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
  • об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Обжалование решения налоговых органов, выносимых по результатам выездной проверки, являются необходимым шагом организации. Наш адвокат по налоговым спорам участвует в налоговой проверке организации, оспаривает решение налоговой в любой доступной форме, в т. ч. в судебном порядке.


Автор статьи:

© адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры"

Читайте также: