В каких случаях допускается перечисление средств на расчетные счета в банк заработной платы налогов

Опубликовано: 16.05.2024

Статья 8.3. Режим использования отдельного счета

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 8.3 настоящего Федерального закона

1. Режим использования отдельного счета предусматривает:

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 11 мая 2021 г. - Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 133-ФЗ

Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июля 2015 г.

1) списание денежных средств только при указании в распоряжении идентификатора государственного контракта, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

2) списание денежных средств только на отдельный счет, за исключением списания денежных средств с такого счета на иные банковские счета в целях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 317-ФЗ в подпункт "а" пункта 2 статьи 8.3 настоящего Федерального закона внесены изменения

а) уплаты налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации;

б) оплаты расходов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию. Перечень таких товаров, работ, услуг утверждается Правительством Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Пункт 2 дополнен подпунктом "б.1" с 30 июля 2018 г. - Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 263-ФЗ

б.1) оплаты расходов на электрическую энергию (мощность), поставляемую по ценам, рассчитанным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

в) перечисления прибыли в размере, согласованном сторонами при заключении контракта и предусмотренном его условиями, после исполнения контракта и представления в уполномоченный банк акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг);

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 317-ФЗ подпункт "г" пункта 2 статьи 8.3 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

г) перечисления головным исполнителем денежных средств при частичном исполнении им государственного контракта, если результатом такого частичного исполнения является принятая государственным заказчиком продукция, в размере, согласованном с государственным заказчиком и не превышающем размера прибыли, подлежащего применению государственным заказчиком в составе цены продукции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для определения начальной (максимальной) цены государственного контракта или цены государственного контракта, заключаемого с единственным головным исполнителем. О согласованном размере прибыли, подлежащем перечислению головным исполнителем при частичном исполнении им государственного контракта, государственный заказчик уведомляет уполномоченный банк. Порядок уведомления определяется государственным заказчиком;

д) расчетов с иностранными исполнителями, участвующими в поставках продукции по государственному оборонному заказу и входящими в кооперацию в рамках сопровождаемой сделки. Перечень таких иностранных исполнителей по каждой сопровождаемой сделке составляется головным исполнителем, согласуется и представляется государственным заказчиком в уполномоченный банк, в котором открыт отдельный счет головным исполнителем. Порядок составления, утверждения и представления в уполномоченный банк указанного перечня определяется государственным заказчиком;

Информация об изменениях:

Подпункт "е" изменен с 30 июня 2021 г. - Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 132-ФЗ

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 317-ФЗ подпункт "е" пункта 2 статьи 8.3 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

е) перечисления денежных средств в размере, согласованном сторонами при заключении государственного контракта и предусмотренном его условиями, направленных на возмещение (компенсацию) в пределах цены государственного контракта понесенных головным исполнителем за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения головным исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса;

Информация об изменениях:

Подпункт "е.1" изменен с 30 июня 2021 г. - Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 132-ФЗ

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 317-ФЗ пункт 2 статьи 8.3 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом "е.1"

е.1) перечисления денежных средств в размере, согласованном сторонами при заключении контракта и предусмотренном его условиями, направленных на возмещение (компенсацию) после исполнения контракта в пределах цены контракта понесенных исполнителем за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса, после исполнения контракта и представления исполнителем в уполномоченный банк акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг);

Информация об изменениях:

Подпункт "е".2 изменен с 30 июня 2021 г. - Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 132-ФЗ

Подпункт "е.2" изменен с 30 июля 2018 г. - Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 263-ФЗ

е.2) перечисления денежных средств в размере, согласованном сторонами при заключении контракта и предусмотренном его условиями, направленных на возмещение (компенсацию) в пределах цены контракта понесенных исполнителем за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для изготовления продукции с длительным технологическим циклом производства в целях выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса;

ж) совершения разрешенных операций в соответствии с пунктами 2, 3, 9 и 10 статьи 8.4 настоящего Федерального закона;

Информация об изменениях:

Подпункт "з" изменен с 30 июля 2017 г. - Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 237-ФЗ

з) оплаты головным исполнителем расходов на сумму не более пяти миллионов рублей в месяц и оплаты исполнителем расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц;

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 2.1 с 30 июля 2018 г. - Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 263-ФЗ

2.1) единовременное списание денежных средств при закрытии отдельного счета, открытого по государственному контракту, контракту, относящемуся к сопровождаемой сделке, переводимой в иной уполномоченный банк в установленном настоящим Федеральным законом порядке, на отдельный счет, открытый в ином уполномоченном банке по такому государственному контракту, контракту;

3) запрет совершения операций, предусмотренных статьей 8.4 настоящего Федерального закона.

2. Отдельные счета головного исполнителя, исполнителей, предусмотренные настоящим Федеральным законом, подлежат закрытию головным исполнителем, исполнителями после получения уполномоченным банком от государственного заказчика уведомления об исполнении государственного контракта. На операции по списанию денежных средств с отдельного счета при его закрытии не распространяются требования, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Статья 8.3 дополнена частью 3 с 29 февраля 2020 г. - Федеральный закон от 18 февраля 2020 г. N 20-ФЗ

3. Сумма процентов за пользование денежными средствами, находящимися на отдельном счете, зачисляется уполномоченным банком только на тот же отдельный счет.

Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. № 345-ФЗ уточнил очередность удовлетворения требований при нехватке денег на счете в банке с учетом предписаний Конституционного суда РФ. Теперь выплата зарплаты и уплата налогов отнесены к одной очереди.

Банк, исполняя решения ИФНС о взыскании с должника налога, сбора, пеней и штрафа, может приостановить операции по его счетам и переводы электронных денег

Вместе с тем блокировка счета не распространяется на определенные платежи. В частности, на те, очередность совершения которых предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денег в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджет РФ (ст. 76 НК РФ).

Очередность списания денег с банковского счета должника устанавливается законодательством, а именно пунктом 2 статьи 855 Гражданского кодекса.

С 14 декабря 2013 года указанная законодательная норма действует в редакции Федерального закона от 2 декабря 2013 г. № 345-ФЗ (далее – Закон № 345-ФЗ).

Прежний порядок списания

До 14 декабря 2013 года при нехватке у клиента денег на счете банк их списывал в следующей последовательности:

  • в первую очередь – по исполнительным документам, которые предусматривают перечисление или выдачу денег со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов (абз. 2 п. 2 ст. 855 ГК РФ);
  • во вторую очередь – по исполнительным документам, которые предусматривают перечисление или выдачу денег для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности (абз. 3 п. 2 ст. 855 ГК РФ);
  • в третью очередь – по платежным документам, которые предусматривают перечисление или выдачу денег для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд РФ, ФСС России и ФОМС (абз. 4 п. 2 ст. 855 ГК РФ);
  • в четвертую очередь – по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди (абз. 5 п. 2 ст. 855 ГК РФ);
  • в пятую очередь – по исполнительным документам, которые предусматривают удовлетворение других денежных требований (абз. 6 п. 2 ст. 855 ГК РФ);
  • в шестую очередь – по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Равный приоритет

Однако правомерность нормы об очередности списания денежных средств была поставлена под сомнение Конституционным судом. Делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса посвящено постановление Конституционного суда РФ от 23 декабря 1997 г. № 21-П. В нем указано, что обязанности выплачивать вознаграждения за труд и платить налоги и сборы не должны противопоставляться друг другу. Ведь установление жесткого приоритета для одной из них означает невозможность реализации, а, следовательно, умаление равно защищаемых прав и законных интересов тех или других групп граждан. Поэтому суд признал не соответствующим Конституции РФ положение абзаца 4 пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса.

Таким образом, Конституционный суд указал, что денежные суммы, которые списываются на выплату зарплаты и на уплату налогов, имеют равный приоритет. То есть они относятся к одной, в частности, третьей очереди. Причем списание должно происходить в зависимости от даты поступления документов в банк.

С 1 января 2014 года при приостановке операций по счету налогоплательщика в одном банке другим банкам запрещено открывать новые счета данному лицу (п. 12 ст. 76 НК РФ). Ранее такой запрет касался лишь того банка, в котором был открыт заблокированный счет.

Данный порядок списания средств упоминается в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов». Здесь указано, что до внесения изменений в статью 855 Гражданского кодекса платежи в бюджетную систему и перечисление денег для расчетов по оплате труда производятся в порядке календарной очередности поступления соответствующих требований после перечисления платежей первой и второй очередей.

Согласен с таким порядком и Минфин России. В своем письме от 11 июля 2013 г. № 03- 02-07/1/26955 финансовое министерство указало, что очередность списания банком денег со счета клиента при их недостаточности для удовлетворения всех предъявленных к нему требований установлена статьей 855 Гражданского кодекса и частью 1 статьи 5 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 216-ФЗ.

Поэтому, если у банка есть решение налоговой службы о приостановлении операций по счету налогоплательщика и отсутствуют поручения ИФНС на перечисление налогов (пеней, штрафов) в бюджетную систему РФ, а также платежные документы на списание денежных средств в счет уплаты платежей, относящихся к первой и второй очереди, тогда банк вправе исполнить расчетные документы клиента банка по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору. Значит, если расчетные документы по выплате зарплаты поступили раньше поручения о списании налогов, банк может выдать средства на зарплату.

Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минфина России от 26 ноября 2013 г. № 03-02-07/1/51137, № 03-02-07/ 1/ 51133 и № 03-02-07/1/51123.

Новый порядок списания

С 14 января 2013 года пункт 2 статьи 855 Гражданского кодекса действует в редакции Закона № 345-ФЗ. Теперь при недостаточности денег на банковском счете банк удовлетворит все предъявленные к клиенту требования в пять приемов, а не в шесть, как было ранее.

В первую очередь он совершит списание по исполнительным документам, которые предусматривают перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов

Во вторую очередь – по исполнительным документам, которые предусматривают перечисление или выдачу денег для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

Списание денег с банковского счета должника по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в календарной последовательности поступления документов.

В третью очередь банк удовлетворит требования:

  • по платежным документам, которые предусматривают перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту);
  • поручениям налоговых служб на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты РФ;
  • поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.

В четвертую очередь банк совершит списания по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований.

В пятую – по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Таким образом, Закон № 345-ФЗ уточнил очередность удовлетворения требований при недостаточности денежных средств на банковском счете с учетом предписаний Конституционного суда РФ.

Причины блокировки счета

Как уже было сказано выше, банк может приостановить клиенту операции по его счетам и переводы электронных денег для исполнения решения ИФНС о взыскании налога (сбора, пеней, штрафа).

Такое решение принимает руководитель (его заместитель) налоговой службы, которая направила соответствующему налогоплательщику требование об уплате налога, пеней или штрафа в случае неисполнения им этого требования (п. 2 ст. 76 НК РФ).

Решение о приостановлении операций фирмы по ее счетам в банке и переводов ее электронных денежных средств налоговая служба может также принять в случае непредставления этим налогоплательщиком декларации в ИФНС в течение 10 дней после окончания установленного срока представления налоговой отчетности (п. 3 ст. 76 НК РФ).

Третьей причиной блокировки счета является использование налоговой службой обеспечительных мер после того, как закончилась проверка, и по ее результатам принято решение о привлечении фирмы к ответственности (подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ).

На деньги и иные ценности фирмы, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, а также на остаток электронных денежных средств судом (арбитражным судом, судьей, а также по постановлению органов предварительного следствия при наличии судебного решения) может быть наложен арест. Это указано в статье 27 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1. Следовательно, банк может получить от судебного пристава-исполнителя постановление о наложении ареста на денежные средства клиента.

Согласно разъяснениям Минфина России в письме от 11 мая 2012 г. № 03-02-07/1-118, арест денежных средств должника не может нарушить очередности списания денег со счета, установленного законодательством РФ.

Допустим, судебный пристав-исполнитель наложил арест на денежные средства для того, чтобы обратить на них взыскание в рамках исполнительного производства по принудительному совершению платежей, списание которых в соответствии с пунктом 2 статьи 855 Гражданского кодекса производится в пятую очередь. В этом случае расчетные документы по перечислению платежей, относящихся к первой, второй, третьей и четвертой очереди, исполняются в первоочередном порядке по мере поступления денежных средств на счет клиента банка.

Нюансы соблюдения очередности

Согласно разъяснениям Минфина России в письме от 12 января 2011 г. № 03-02-07/1-1, приостановление операций по счету в банке не распространяется на денежные средства, которые подлежат списанию

  • со счетов налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) в счет уплаты (взыскания) штрафов, предусмотренных Налоговым кодексом;
  • со счетов плательщиков в счет уплаты штрафов, предусмотренных законодательством РФ о страховых взносах.

Административные штрафы, налагаемые на должностных лиц фирм за административные правонарушения в области налогов и сборов, не подлежат списанию со счетов этих организаций.

Таможенные пошлины, исполнительский сбор, штрафы, налагаемые судебными приставами, не относятся к платежам, списание которых со счетов в банках совершается в первую и вторую очередь на основании пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса. На них распространяется приостановление операций по счетам в банках.

Что касается компенсационных выплат при направлении работника в служебные командировки, то, по мнению Минфина России в письме от 3 февраля 2011 г. № 03- 02-07/ 1-37, они производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в первую и вторую очередь.

Допустим, банк получил решение налоговой службы о приостановлении операций по счетам клиента. Однако, несмотря на это, он исполнил поручение последнего на перечисление денежных средств, которое не имеет преимущества в очередности исполнения перед платежами в бюджет РФ. Тогда банк подлежит привлечению к ответственности в виде штрафа в размере 20 процентов от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, но не более суммы задолженности. А при отсутствии задолженности – в сумме 20 тысяч рублей. Это предусмотрено статьей 134 Налогового кодекса.

Анатолий Фокин, налоговый консультант



Если на бизнес заводят дело

Что делать, если что-то пошло не так и на бизнес заводят дело? Или как сделать так, чтобы этого никогда не случилось? Найдите инструменты защиты себя и своей компании в бераторе «Если на бизнес заводят дело».
Узнайте больше >>


Е.М. Тараненко,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

ВОПРОС

Какой НПА регулирует возможность перечисления заработной платы на сберегательный счет? Это введено примерно в 2014 г.

ОТВЕТ

Возможность перечисления заработной платы работника на счет (любой) в кредитной организации (банке), указанной в заявлении работника, установлена частью 3 статьи 136 Трудового кодекса РФ.

Заработная плата может перечисляться на любой счет работника (ограничений трудовым законодательством не установлено), включая счета по вкладам (сберегательным), если условия договора работника с банком допускают возможность пополнения вклада (статья 841 ГК РФ).

Также перечисление заработной платы работникам государственных и муниципальных органов, учреждений, государственных внебюджетных фондов на банковские счета ограничено статьей 30.5 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О национальной платежной системе". Согласно указанной статье заработная плата таких работников может перечисляться на банковские счета с использованием банковской карты, только в случае если это банковская карта «Мир» (национальный платежный инструмент). При этом не установлено запрета перечислять заработную плату таких работников на счета, не предполагающие использования банковской карты.

ОБОСНОВАНИЕ

В соответствии с частью 3 статьи 136 ТК РФ (в ред. Федеральных законов от 04.11.2014 N 333-ФЗ, от 26.07.2019 N 231-ФЗ) заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором. Работник вправе заменить кредитную организацию, в которую должна быть переведена заработная плата, сообщив в письменной форме работодателю об изменении реквизитов для перевода заработной платы не позднее чем за пятнадцать календарных дней до дня выплаты заработной платы.

Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности").

Из анализа правоприменительной практики следует, что денежные средства на выплату заработной платы безналичным путем можно перечислять на счета работников по открытым для них вкладам в банках (иных кредитных организациях), на счета работников, предназначенные для расчета банковскими картами, и на текущие счета физических лиц.

Согласно Роструда от 25.03.2019 "Роструд дал разъяснения в части применения работодателями положений статьи 136 Трудового кодекса" при заключении трудового договора целесообразно предлагать работнику сообщить реквизиты банковского счета, на который он хотел бы переводить свою заработную плату.

Если работник не сообщил работодателю реквизиты банковского счета при заключении трудового договора, не запрещено предлагать ему другие банки для перечисления заработной платы. Работодатель вправе оказывать содействие работнику по передаче личной информации в выбранный им банк для открытия банковского счета для последующего зачисления заработной платы. Не допускается навязывать работнику конкретные банки, в том числе под угрозой расторжения трудового договора или иных неблагоприятных последствий. Возникшая у работодателя необходимость выбрать банк не может рассматриваться как единственная для работника возможность получения заработной платы. Запрещается вводить работника в заблуждении относительно порядка получения заработной платы посредством сообщений о единственном банке, в который может быть переведена его заработная плата.

Согласно статьи 841 ГК РФ если договором банковского вклада не предусмотрено иное, на счет по вкладу зачисляются денежные средства, поступившие в банк на имя вкладчика от третьих лиц с указанием необходимых данных о его счете по вкладу. При этом предполагается, что вкладчик выразил согласие на получение денежных средств от таких лиц, предоставив им необходимые данные о счете по вкладу.

Пункт 2 части 5.5 статьи 30.5 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О национальной платежной системе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2019) предусматривает, что обязанности кредитных организаций, установленные частями 5 и 5.1 настоящей статьи, возникают при осуществлении операций с оплатой труда работников (персонала) государственных и муниципальных органов, учреждений, государственных внебюджетных фондов.

Согласно части 5 статьи 30.5 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О национальной платежной системе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2019) кредитные организации при осуществлении операций с предусмотренными частями 5.5 и 5.6 настоящей статьи выплатами за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее - выплаты) обязаны (за исключением случаев, предусмотренных частью 5.4 настоящей статьи) в сроки, установленные частями 5.3 и 5.6 настоящей статьи:

  1. предоставлять клиентам - физическим лицам только национальные платежные инструменты в случае, если банковский счет предусматривает осуществление операций с использованием платежных карт. Кредитная организация, предоставляющая национальные платежные инструменты, определяет не менее чем один вид платежной карты (тип продукта в зависимости от предоставляемых клиенту - физическому лицу услуг), которая является национальным платежным инструментом и за предоставление, годовое обслуживание которой, за выдачу наличных денежных средств по которой в указанной кредитной организации, а также в ее банкоматах не взимается плата с клиентов - физических лиц, получающих выплаты, предусмотренные пунктом 4 части 5.5 настоящей статьи;
  2. зачислять выплаты на банковские счета клиентов - физических лиц, операции по которым осуществляются с использованием национальных платежных инструментов.

Согласно части 5.1 статьи 30.5 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О национальной платежной системе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2019) кредитные организации обязаны осуществлять на территории Российской Федерации операции с использованием платежных карт по банковским счетам, на которые зачисляются получаемые клиентами - физическими лицами выплаты, только с использованием национальных платежных инструментов. Положения настоящей части не ограничивают право владельца счета осуществлять операции по такому банковскому счету без использования платежной карты.


Е.М. Тараненко,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Зарплата

Начислена зарплата, рассчитаны «зарплатные» налоги, осталось совсем немного: оформить платежки и выдать зарплату или перечислить ее на карточки работников. Когда наступает обязанность по перечислению данных налогов? В чем особенности оформления платежных поручений на перечисление налогов на зарплату? Какие опасности подстерегают бухгалтера?

Какие налоги предусмотрены при выплате зарплаты?

При общем режиме налогообложения на суммы зарплаты начисляются следующие налоги: НДФЛ, ЕСН, взносы на ОПС и страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. ЕСН состоит из платежей в федеральный бюджет, в ФСС, фонды обязательного медицинского страхования (ФФОМС и ТФОМС). Вероятно, когда-нибудь сбудется мечта всех бухгалтеров и ЕСН станет действительно единым платежом.

Обратите внимание: в случае применения специальных режимов (в виде ЕСХН, ЕНВД, УСНО) при выплате зарплаты уплачиваются НДФЛ, взносы в ПФР (страховая и накопительная части) и страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Сроки уплаты «зарплатных» налогов

Налог на доходы физических лиц

В соответствии со ст. 226 НК РФ предприятия, выплачивающие доходы физическим лицам, обязаны исчислить, удержать и перечислить в бюджет сумму НДФЛ согласно ст. 224 НК РФ . Исчисленные и удержанные суммы НДФЛ налоговый агент должен перечислить не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств или перечисления заработной платы на пластиковые карты. Если доходы получены в натуральной форме, то налог в бюджет уплачивается не позднее дня, следующего за днем фактического удержания НДФЛ. Общая сумма налога уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе. Если общая сумма удержанного налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет менее 100 руб., она добавляется к сумме налога, подлежащей перечислению в бюджет в следующем месяце, но не позднее декабря текущего года. Пунктом 9 ст. 226 НК РФ уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускается (Письмо Минфина РФ от 05.06.200 7 № 03-11-04 /1/16 ).

В соответствии с ТК РФ заработная плата выплачивается два раза в месяц: сроки выплат устанавливаются в соответствии с коллективным, трудовым договорами. Когда следует уплачивать НДФЛ?

Пунктом 2 ст. 223 НК РФ определено, что при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом). Налоговый агент исчисляет, удерживает и перечисляет в бюджет НДФЛ с заработной платы (в том числе за первую половину месяца) один раз в месяц при окончательном расчете дохода сотрудника по итогам каждого месяца, за который ему был начислен доход, в сроки, установленные п. 6 ст. 226 НК РФ: не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств или перечисления заработной платы напластиковые карты (Письмо УФНС пог. Москве от 29.03.2006 №28-11/24199) . Следовательно, исчислять и перечислять НДФЛ с сумм аванса, выплачиваемого в середине месяца, не требуется. НДФЛ в этом случае удерживается и уплачивается в полном объеме в момент выдачи заработной платы за вторую половину месяца.

Единый социальный налог

В соответствии со ст. 243 НК РФ сумма ЕСН исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики рассчитывают ежемесячные авансовые платежи по налогу исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Ежемесячные авансовые платежи вносятся не позднее 15-го числа следующего месяца. Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в федеральный бюджет, ФСС РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, рассчитанных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Согласно его ст. 24 страхователи ежемесячно исчисляют сумму авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, определенной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного ст. 22 указанного закона. Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам. Следовательно, исчисление и уплата страховых взносов производятся один раз по истечении каждого месяца. Обязанность уплаты страховых взносов с каждой промежуточной выплаты законодательством не установлена (Письмо УФНС по г. Москве от 29.03.2006 № 28-11/24199). Для организаций, применяющих спецрежимы, порядок уплаты страховых взносов в ПФР аналогичный (Письмо УФНС по г. Москве от 06.07.2005 № 18-11/3/47804).

Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Согласно п. 4 ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» суммы страховых взносов перечисляются страхователем, заключившим трудовой договор с работником, ежемесячно в срок, установленный для получения (перечисления) в банках (иных кредитных организациях) средств на выплату заработной платы за истекший месяц.

Если зарплата выдана, но уплачены не все налоги

Зарплата начислена, и, естественно, все хотят получить ее в срок. Но существует обязанность по уплате налогов. Часто на практике руководители идут на то, чтобы зарплату выдать в срок, а налоги уплатить потом, когда будут деньги. К их радости, сегодня не надо указывать на чеке «Задолженности по налогам в бюджет нет», а банки не отслеживают уплату налогов предприятиями, хотя это требование действовало совсем недавно. Отсутствие денег на расчетном счете – одна из причин того, что бюджет не получит в срок платежи. Но существует еще одна: в платежные документы закрадывается ошибка. Что происходит в этом случае?

Ошибка бухгалтера при заполнении платежных документов на перечисление налогов влечет несвоевременное отражение в карточках лицевых счетов оплаченных налогов, и возникает недоимка, а затем осуществляются мероприятия, направленные на ее взыскание, то есть выставляются требования об уплате налогов на расчетный счет.

Кроме того, за их несвоевременное перечисление в бюджет организацию ждут пени в размере 1/ 300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем окончания срока уплаты. Согласно ст. 75 НК РФпеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае внесения причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Они также могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 46 – 48 НК РФ. Данные правила распространяются также на плательщиков сборов и налоговых агентов.

Порядок заполнения платежных поручений на уплату налогов на зарплату

Безналичные расчеты между юридическими лицами в валюте РФ и на ее территории в формах, предусмотренных законодательством, форматы, порядок заполнения и оформления используемых расчетных документов, а также правила проведения расчетных операций по корреспондентским счетам (субсчетам) кредитных организаций (филиалов), в том числе открытых в Банке России, и счетам межфилиальных расчетов устанавливаются ЦБ РФ Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации от 03.10.2002 № 2-П (далее – Положение ЦБ РФ № 2-П). Заплатить налоги в бюджет организация может только через расчетный счет в банке, открытый на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета. Только физические лица могут заплатить налоги наличными деньгами.

Согласно п. 2.3Положения ЦБ РФ № 2-П при осуществлении безналичных расчетов используются платежные поручения. Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежными поручениями могут производиться в том числе перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды. Платежное поручение составляется на бланке формы 0401060. Описание полей платежного поручения содержится в Положении ЦБ РФ № 2-П.

Правила указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации утверждены Приказом Минфина РФ от 24.11.2004 № 106н (далее – Правила).

Оформление одного расчетного документа допускается только по одному налогу (сбору) согласно классификации доходов бюджетов РФ. В одном расчетном документе по одному коду бюджетной классификации РФ не может быть указано более одного показателя основания платежа и типа платежа. Наличие в платежке незаполненных полей не допускается.

В соответствии с п. 5 ст. 8 Федерального закона от 01.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается, поэтому бухгалтер должен очень внимательно относиться к оформлению платежного поручения особенно на уплату налогов в бюджет. Остановимся на отдельных моментах в заполнении платежек на зарплату, которые часто вызывают вопросы у бухгалтеров.

С 1 января 2006 года при перечислении платежей применяют Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные Приказом Минфина РФ от 21.12.2005 № 152н. Рассмотрим основные требования к составлению расчетных документов, при этом остановимся особо на заполнении налоговых полей.

Поле 101 «Статус плательщика средств»

Данное поле обязательно для заполнения при осуществлении налоговых платежей, так как эта информация идентифицирует непосредственно плательщика, вносящего платеж. Поле 101 расположено в правом верхнем углу платежного поручения. Поля 104 – 110 заполняются в случае перечисления налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ (налоги, сборы, штрафы, пени), если заполнено поле 101 «Статус плательщика средств». В соответствии с Приложением № 5 к Правилам поле 101 оформляется следующим образом:

Код статуса

Статус лица, оформляющего платеж

Налогоплательщик (плательщик сборов) – юридическое лицо

Нет. Зачисление денежных средств в рамках зарплатного проекта возможно только на счета, открытые в Сбербанке.

В соответствии с условиями договора.

Если у вас есть счёт в филиале, где вы заключали зарплатный договор и есть согласие на списание платы за услуги банка, комиссия списывается с вашего счёта автоматически в день формирования банком указанной платы.

В остальных случаях комиссия оплачивается на основании счёта, выставленного банком. Сроки оплаты определены условиями договора.

В рабочие дни: в регионе, где был заключён договор, ежедневно (в т.ч. по выходным и
праздничным дням) с 7:00 до 23:30, в других банках — с 7:00 до 22:30. Подробнее можно узнать по ссылке.

С помощью Сбербанк Бизнес Онлайн. Создайте зарплатный реестр — укажите информацию о выплате, добавьте сотрудников и суммы зачислений. Затем подпишите реестр и отправьте в банк. Пошаговая инструкция — в разделе Помощь по Сбербанк Бизнес Онлайн.

Нет, нельзя. Один реестр — одно платёжное поручение.

Мы составили 7 основных рекомендаций по оформлению реестров и расчётных документов к ним.

Основные рекомендации по оформлению реестров и расчётных документов к ним

1. Используйте средства на расчётном счёте в Сбербанке

Вы можете дать разрешение банку на списание с расчётного счёта сумм по реестрам. Тогда вам не придется самостоятельно формировать платёжные поручения — банк оперативно сделает это за вас.

2. Указывайте вид выплаты в реестре

При формировании реестра в Сбербанк Бизнес Онлайн вам необходимо выбрать Вид зачисления (заработная плата, пособие на детей или другое). Тогда в выписке по расчётному счёту организации будет указан вид выплаты, получатель получит соответствующее СМС‐уведомление, а в выписке по своему счёту он увидит сумму с соответствующим пояснением.

Выплаты по зарплате положительно влияют на кредитный потенциал получателя. От вида выплаты зависит также стоимость операции зачисления.

! Если с получателя выплаты по исполнительному производству должна быть взыскана определенная сумма, то размер взыскания напрямую зависит от того, какие именно средства поступили на счёт получателя. Поэтому важно указать, что производится выплата алиментов или других иммунитетных средств, в соответствии с требованиями Федерального закона Об исполнительном производстве.

! Если выплата осуществляется на номинальный счёт (см. ст. 37 ГК), то по условиям такого счёта некоторые виды выплат не могут быть на него зачислены.

! Для некоторых видов выплат при проведении валютной операции по реестру могут потребоваться дополнительные подтверждающие документы, поэтому использование их в валютных операциях по реестрам не предусмотрено.

3. Обратите внимание на реквизиты получателя

Получателем средств для распределения по реестру является банк. В платёжном поручении к реестру в реквизите Счёт получателя должен быть указан корреспондентский счёт банка, который можно найти на сайте банка или в договоре. В наименовании получателя указывается название подразделения банка, с которым заключён зарплатный или социальный договор.

4. Обратите внимание на суммы документов

Суммы платёжного поручения к реестру и самого реестра должны совпадать.

5. Обратите внимание на номера реестра и договора

Важно корректно указать вид выплаты, номер реестра должен быть указан вместе с ключевым словом. Банк быстро разберётся, какой именно реестр соответствует этому платёжному поручению. Номер действующего договора нужно указать без пробелов и в форме, понятной любому человеку или компьютерой программе.

Рассмотрим правильный пример для реестра №123 по заработной плате, где зелёным цветом выделен текст, на который нужно обратить особое внимание.

Выплата зарплаты за февраль 2019 по реестру 123 по договору 12345678 от 12.12.12 на банковские счета работников

6. Используйте (скобки)

Если вам необходимо, чтобы при возврате частично не зачисленной суммы по реестру (при наличии расхождений ФИО получателей, закрытых счетов и т.п.) в расчётном документе сохранилась часть текста исходного документа, то укажите нужную информацию в круглых скобках в начале текста назначения платежа:
(л/c 12345678910) Выплата зарплаты за февраль 2019 по реестру 123 по договору 12345678

Возврат в этом случае будет выглядеть так:
(л/c 12345678910) Возврат по реестру 123 по договору 12345678

7. Оформляйте валютные операции правильно

Если ваша организация осуществляет выплаты на счета физических лиц-нерезидентов или является нерезидентом, то при составлении платёжных поручений в назначении платежа перед текстом должен быть указан код вида операции в формате , где на месте пробела указывается код вида операции (подробнее — см. Приложение 1 к Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И).

Например, назначение платежа при выплате заработной платы может выглядеть так:
Заработная плата по реестру 12 согласно договору 12345678

Перед обработкой реестра банк проверяет код вида операции. Если он соответствует виду выплаты (зачисления), указанному в реестре, то зачисление на счета получателей будет проведено успешно. В ином случае потребуются исправления в назначение платежа или указание другого вида выплаты в реестре и повторное отправление их в банк.
Если по договору за вас формирует платёжные поручения к реестрам банк, то в выписке по счёту организации списание средств по реестру будет отражено с указанием в назначении платежа такого кода вида операции, который соответствует выбранному вами виду зачисления в реестре. Не все виды выплат в этом случае допускается выбирать в реестрах.
Если ваша организация не является бюджетной или кредитной, получатели-резиденты и нерезиденты должны быть указаны в разных реестрах.

Читайте также: