В ходе аудиторской проверки организации выявлены существенные нарушения по уплате налогов

Опубликовано: 16.05.2024

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2014 в 10:54, контрольная работа

Краткое описание

Ситуация 1.
Проводя аудит, старший аудитор дал поручение рядовому аудитору сделать проверку расчетов налогообложения организации в соответствии с российским законодательством. По окончании проверки рядовой аудитор сообщил, что никаких ошибок обнаружено не было. Через неделю после этого отчетность была подготовлена.
Спустя два месяца налоговая инспекция провела проверку за отчетный год и обнаружила ряд ошибок в налоговых расчетах организации. Теперь клиент фирмы должен доплачивать налоги и уплатить штрафы. Клиент закономерно спрашивает, почему эти ошибки не были обнаружены в ходе проверки.
Что послужило причиной этой ситуации?

Вложенные файлы: 1 файл

контр.аудит - копия.doc

Федеральное агентство связи

Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики

Межрегиональный центр переподготовки специалистов

По дисциплине: «Аудит»

Проводя аудит, старший аудитор дал поручение рядовому аудитору сделать проверку расчетов налогообложения организации в соответствии с российским законодательством. По окончании проверки рядовой аудитор сообщил, что никаких ошибок обнаружено не было. Через неделю после этого отчетность была подготовлена.

Спустя два месяца налоговая инспекция провела проверку за отчетный год и обнаружила ряд ошибок в налоговых расчетах организации. Теперь клиент фирмы должен доплачивать налоги и уплатить штрафы. Клиент закономерно спрашивает, почему эти ошибки не были обнаружены в ходе проверки.

Что послужило причиной этой ситуации?

Старший аудитор должен знать, что расчеты по налогам очень важны, поскольку, при многочисленных ошибках и нарушениях возможны штрафы. Поэтому эту работу следует поручить, только опытным работникам. Старшему аудитору следовало также не полагаться на слова работника, самому проверить проделанную работу.

В ходе аудита предприятия К выявлены нарушения по уплате налогов. Директор предприятия преподнес каждому аудитору путевки для отдыха и попросил дать положительное аудиторское заключение.

Объяснить действия аудиторов в данной ситуации.

Аудитор должен действовать открыто и честно во всех профессиональных и деловых отношениях. Принцип честности также предполагает честное ведение дел и правдивость.

Аудитор должен соблюдать законы и нормативные акты и избегать любых действий, которые дискредитируют и могут дискредитировать профессию либо являются действиями, которые хорошо осведомленное стороннее лицо, обладающее всей необходимой информацией, расценит как отрицательно влияющее на хорошую репутацию профессии.

Если при оценке значимости указанной угрозы она не может рассматриваться как явно не существенная, необходимо предусмотреть и по мере необходимости принят меры предосторожности для устранения этой угрозы или сведения её до приемлемого уровня, Если при принятии таких мер не возможно устранить угрозу или свести её до приемлемого уровня, то аудитор не должен принимать предложенный ему подарок или знак внимания.

Составление заведомо ложного аудиторского заключения влечёт ответственность, в виде аннулирования у индивидуального аудитора или аудиторской организации лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, предписавшего такое заключение, так же аннулирование квалификационного аттестата и привлечение его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Фирма К в декабре 1996 г. обратилась в аудиторскую фирму с предложением заключить договор о предоставлении услуг по восстановлению аналитического учета за 1996 г. Договор был заключен, услуги оказаны и оплачены в декабре 1996 г. В феврале 1997 г. фирма К обратилась в аудиторскую фирму с предложением заключить договор на предоставление услуг по подтверждению бухгалтерской отчетности за 1996 г.

  1. Установить, примет ли данное предложение аудиторская фирма.
  2. Может ли аудиторская фирма заключить договор на оказание услуг по подтверждению бухгалтерской отчетности фирмы К за 1997 г.

1. Аудиторская фирма не имеет права заключать договоры на предоставление услуг по подтверждению бухгалтерской отчетности, так как оказывает услуги по восстановлению аналитического учета.

2. Аудиторская фирма имеет право заключить договор на подтверждение бухгалтерской отчетности за 2006 год.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Аудит

В соответствии с нормами действующего законодательства в области бухгалтерского учета все организации, попадающие под критерии проведения обязательных аудитов, до 30 марта каждого отчетного года обязаны провести аудиторскую проверку и представить в налоговый орган в составе годовой бухгалтерской отчетности аудиторское заключение. В этом году у российских бухгалтеров и аудиторов год особый, юбилейный - в конце 2010 года Минфин России фундаментально пересмотрел и утвердил новый формат годовой бухгалтерской отчетности, ранее комплект годовой бухгалтерской отчетности столь существенно пересматривался регулирующим органом только в 2003 году.

После нововведений годовой формат отчетных бухгалтерских форм стал гораздо более объемным по содержанию и детальным в аналитике и раскрытиях. Однако в подавляющей части используемых в российских бухгалтериях программных бухгалтерских модулях отсутствовали аналитические признаки, позволяющие заполнить новый комплект отчетности, приведя отчетные данные в необходимом формате за три календарных года. Кроме того, с отчетности 2011 года регулирующим органом введены в действие ряд новых Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), а именно: ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств» и др. Поэтому большая часть ошибок и нарушений, выявленных по результатам проведенных аудиторских проверок текущего сезона, была связана именно с некорректным и неполным заполнением форм годовой бухгалтерской отчетности и неисполнением требований новых ПБУ. К их числу можно отнести следующие:

- в бухгалтерском учете не проведена инвентаризации расходов будущих периодов с последующим ретроспективным списанием на финансовые результаты или капитализацией таких расходов при формировании годовой бухгалтерской отчетности (после 01.01.11 - расходы, ранее учитываемые как РБП отражаются по принадлежности в составе дебиторской задолженности, нематериальных активов и пр. либо списываются на финансовый результат в текущем отчетном периоде );

- в бухгалтерском учете не произведено определение учетных признаков денежных эквивалентов и не осуществлена необходимая реклассификация при формировании годовой бухгалтерской отчетности (до 01.01.11 данная учетная категория, к которой относятся ценные бумаги и депозитные вклады в банке, выдаваемые по требованию, со сроком погашения три месяца или менее и др. при формировании годовой бухгалтерской отчетности отражалась в составе краткосрочных финансовых вложений, после 01.01.11 - такие денежные эквиваленты отражаются в составе денежных средств);

- в бухгалтерском учете и отчетности не сформированы оценочные обязательства - резервы предстоящих расходов (как минимум - резервы на оплату отпусков (включая платежи на социальное страхование и обеспечение) работникам организации; резервы на выплату вознаграждений персоналу;

- при формировании показателей Отчета о движении денежных средств не исключены суммы налога на добавленную стоимость и внутренние обороты;

- в пояснительной записке в годовой бухгалтерской отчетности не полностью раскрыта информация по операциям по связанными сторонами, выплатам основному управленческому персоналу, не приведены раскрытия по операционным и географическим учетным сегментам;

- переоценка основных средств отражена в бухгалтерском учете и отчетности без учета изменений, внесенных в ПБУ 6 «Основные средства» Приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н;

Кроме того, к ежегодно встречающимся, типовым нарушениям можно отнести следующие:

- некорректное формирование отложенных налогов, квалификация и списание временных и постоянных налоговых разниц. Несмотря на то, что ПБУ 18 «Учет расчетов по налогу на прибыль» введено в действие около 10 лет назад, вплоть до настоящего момента у российских бухгалтером вызывают затруднения разделы учета, связанные с определением временных и постоянных налоговых разниц, особенно при исправлении различного рода ошибок либо изменениях в квалификации ранее отраженных хозяйственных операций;

- непроведение (или неполное проведение) инвентаризации активов и обязательств. До настоящего момента почти в каждом своем отчете аудиторы указывают аудируемым обществам, что ко времени проведения аудиторской проверки годовая инвентаризация активов и обязательств не завершена и/или не оформлена в установленном законодательством порядке - не получены акты сверки взаиморасчетов по основным контрагентам, не урегулированы расхождения по актам сверки, не произведена и не оформлена сверка с бюджетом, обслуживающими банками, арендодателями и др. по состоянию на отчетную дату. Как следствие, аудиторы зачастую указывают на отсутствие сформированного бухгалтерском учете и отчетности резерва по сомнительным долгам, на несвоевременное закрытие авансов по отгруженной продукции, оказанным услугам и выполненным работам, на несвоевременное списание просроченной дебиторской задолженности и на отсутствие 5-ти летнего забалансового учета по списанной дебиторской задолженности.

- некорректное отнесение основных средств к амортизационным группам при принятии к бухгалтерскому учету и, как следствие, неверное определение сроков их полезного использования и сумм амортизационных отчислений. Также достаточно часто на практике встречаются нарушения, связанные с несвоевременностью принятия к зачету налога на добавленную стоимость при приобретении основных средств, несвоевременном списании сумм переоценки при выбытии основных средств. Кроме того, у многих бухгалтеров возникают сложности при учете и квалификации неотделимых улучшений в арендованные основные средства капитального или текущего характера.

Выявляемые нарушения в бухгалтерском учете и отчетности очень часто зависят и от специфики деятельности проверяемой организации. Например, при аудите компаний розничной торговли наиболее часто встречаются нарушения, связанные с некорректным учетом полученных и предоставленных поставщикам ретроспективных скидок, неправомерностью отнесения капитализируемых затрат на ремонт помещений при открытии торговых точек в состав коммерческих расходов, несоблюдением кассовой дисциплины при проведении различных акций в торговых сетях с использованием различных купонов, предоставлением скидок и многие другие.

К сожалению, в рамках данной статьи невозможно рассмотреть все возможные типовые нарушения - бухгалтерии каждой аудируемой компании ошибаются по своему в зависимости от специфики осуществляемой ими деятельности, видов производимых хозяйственных операций, квалификации сотрудников финансово-бухгалтерских служб, а также привлекаемых сторонних экспертов, консультантов и аудиторов.

Фирма планирует заключить договор об оказании аудиторских услуг с аудиторской компанией. Стороны договорились о цене услуг, прописали в договоре сроки их выполнения и другие существенные условия. На первый взгляд, такой договор не таит в себе никаких подводных камней. Но не все так просто, как кажется. На что следует обратить внимание, чтобы избежать «особо опасных» моментов? Наши рекомендации заказчику.

Взаимоотношения аудитора с клиентом оформляются аудиторским договором*. До того как стороны его заключат, аудитор вправе ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью проверяемой фирмы. Сторона-заказчик, в свою очередь, имеет полное право изучить условия договора. Ведь заранее следует знать, под чем подписываешься.

На аудитора надейся, а сам не плошай

Частенько руководство проверяемой организации считает, что аудитор нужен исключительно для того, чтобы подтвердить достоверность сведений в налоговых декларациях. А если после того, как аудитор подтвердит достоверность бухгалтерской отчетности, в ней обнаружатся ошибки, он должен будет возместить все понесенные убытки в виде штрафных санкций и пеней. Однако это не так.

В рамках проверки аудитор не анализирует правильность исчисления и уплаты налогов. Он выражает свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях (федеральное правило (стандарт) № 1, утвержденное постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696). Поэтому возлагать на аудитора какую-либо ответственность в случае, если налоговая предъявит претензии, проверяемая организация не вправе.

На момент заключения аудиторского договора заказчик должен четко представлять, что по результатам аудиторской проверки он получит аудиторское заключение, в котором аудитор выразит мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности. В его аналитической части должны быть рассмотрены существенные упущения в системе ведения бухгалтерского учета, если они есть, и даны рекомендации по их устранению. Бухгалтер организации заказчика обязан проанализировать хозяйственные операции и внести исправления в отчетность за все отчетные периоды.

внимание

Чтобы условия договора были поняты правильно, стоит составить и согласовать с аудитором предварительное письмо о проведении аудита. Это лучше сделать перед тем, как заключить договор.

Такое письмо может являться и сопроводительным к самому аудиторскому договору. Согласно федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности, оно должно содержать следующие обязательные реквизиты:

  • объект и цель аудиторской проверки;
  • законодательные и нормативные акты, на основании которых будет проводиться аудит;
  • форма отчетности аудиторской организации;
  • ответственность аудиторской организации;
  • наличие аудиторского риска;
  • обязательства экономического субъекта по предоставлению аудиторам свободного доступа к информации и неоказанию на них давления.

С целями аудита определились. Теперь перейдем к самому договору.

«Сканируем» договор

Независимо от вида аудита, необходимо заключить договор на оказание аудиторских услуг. Его сторонами являются исполнитель и заказчик. При этом исполнителем становится аудиторская организация или аудитор, а заказчиком — аудируемое лицо (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), которое заключает данный договор.

Его существенными условиями являются предмет договора (суть оказываемой услуги), порядок и сроки оплаты. В него также должны быть включены:

  • условия оказания услуг (цель их оказания; объект аудита; этапы и сроки проведения проверки; документы, составляемые аудитором по результатам проверки (отчет, аудиторское заключение); порядок и сроки их передачи заказчику);
  • права и обязанности аудитора;
  • права и обязанности заказчика;
  • ответственность сторон и порядок разрешения споров.

Теперь рассмотрим подробнее, что должно быть раскрыто по каждому из условий.

Предмет договора. По договору на проведение аудиторской проверки, который является договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязуется оказать аудиторские услуги, а заказчик обязуется их оплатить (п. 1 ст. 779 ГК РФ). Предметом договора является проведение аудиторской проверки и оказание сопутствующих услуг. К таким услугам относятся постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, налоговое, бухгалтерское, правовое и управленческое консультирование и т. д. (п. 6 ст. 1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», далее — Закон об аудите). Весь перечень этих услуг стоит оговорить еще при заключении договора.

Сроки выполнения работ. Что касается сроков оказания аудиторских услуг, то здесь существует лишь один нюанс, который заказчик и аудитор могут предусмотреть при обоюдном согласии. Так, сроки аудиторского договора стороны должны оговорить при его заключении и отдельно прописать в акте приемки-передачи (приложении) к аудиторскому договору.

Если аудиторский договор рассчитан «на долгосрочную перспективу», т. е. заключен на срок до двух и более месяцев, то заказчику стоит настоять на том, чтобы аудитор представлял и подписывал акт приемки-передачи ежемесячно. Это условие также необходимо указать в договоре.

Права и обязанности сторон. Основные права и обязанности сторон аудиторского договора установлены Законом об аудите — в том числе то, что аудитор обязуется осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Кроме того, он обязан в срок, установленный аудиторским договором, передать заказчику аудиторское заключение, а также обеспечивать сохранность документов, полученных и составленных в ходе аудиторской проверки. Не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица или лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, — также обязанность исполнителя (ст. 5 Закона об аудите).

Аудитор вправе самостоятельно определять формы и методы проведения аудита, проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью заказчика.

При этом аудитор имеет право отказаться от проведения проверки. Это возможно в случаях, если:

  • заказчик не представил всю необходимую документацию;
  • в ходе проверки выявлены обстоятельства, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на его мнение о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности.

В свою очередь вы, как заказчик по аудиторскому договору, обязуетесь создавать аудитору условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки. Подразумевается, что вы должны представлять ему информацию и документацию, необходимую для осуществления аудита, давать исчерпывающие разъяснения и подтверждения, а также запрашивать у третьих лиц сведения, необходимые для проведения аудиторской проверки. Конечно, ваша обязанность — своевременно оплачивать услуги аудитора, не пытаться ограничить круг вопросов, которые должны быть выяснены в ходе проверки, а также устранять выявленные исполнителем нарушения.

Вы как заказчик вправе получить от аудитора в том числе информацию о законодательных и нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются его выводы, и естественно, аудиторское заключение (п. 1 ст. 6 Закона об аудите).

Договор — это соглашение двух сторон. А значит, достичь договоренностей и оформить их в письменном виде, придав им вид официального документа, заказчик и аудитор могут при любом объеме, сроках, правах и обязанностях каждой стороны. Здесь только одно условие — важно, чтобы эти договоренности не противоречили нормам действующего законодательства РФ. Иначе ответственность (причины которой мы изложили ниже) может «пасть» на плечи не только аудитора, но и заказчика, если его действия, например, признают неправомерными.

Стоимость работ и порядок расчетов — это еще одно существенное условие аудиторского договора. В нем стороны должны прописать четкую цену оплаты аудиторских услуг либо четкую цену плюс оплату дополнительных расходов.

Здесь стоит учесть следующее. В ходе проверки аудитор может привлекать сторонних специалистов, например, экспертов или оценщиков. Дополнительные расходы на их услуги он вправе производить лишь с вашего согласия.

В договоре может быть зафиксирована ориентировочная стоимость аудиторской проверки или стоимость человеко-дня работы. В данном случае предполагается, что окончательная цена будет установлена в дополнительном протоколе, который является неотъемлемой частью договора.

Сразу оговоримся, что для заказчика предпочтительным является первый вариант, не связанный с дополнительными расходами или увеличением договорной цены.

В этом же пункте договора стоит отметить условия оплаты:

  • 100%-ная предоплата;
  • частичная предоплата с оплатой оставшейся части по окончании работ;
  • оплата по окончании работ.

Вам как заказчику удобнее последний вариант — по окончании работ. Его необходимо согласовать с аудитором.

Порядок приемки работ. Результатом аудиторской проверки является заключение аудитора. Кроме того, работы практически по любому договору оказания услуг, к которым относится и аудиторский договор, принимаются по акту приемки-передачи услуг. Этот акт является неотъемлемой частью договора. В нем предусматриваются срок приемки услуг, может быть дополнительно указана цена договора (впрочем, как и в самом договоре), а также по соглашению сторон поэтапно расписывается вся деятельность аудитора за определенный период. Главный же пункт акта — это указание на то, что аудитор передал, а заказчик принял результат оказанных услуг, т. е. аудиторское заключение.

комментарий специалиста

А. Скворцов, юрист компании «ГАРАНТ»:

«В процессе аудита могут быть оказаны заранее определенные в договоре сопутствующие услуги. Их перечень является открытым. Поэтому весьма странно выглядит рекомендуемый в приложение к Стандарту № 12 «Пример письма о проведении аудита». Ведь оно фактически содержит отказ от гражданско-правовой ответственности аудитора в следующей формулировке: «Напоминаем, что в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за подготовку финансовой (бухгалтерской) отчетности, в том числе за раскрытие в ней необходимой информации, несет руководство Вашей организации». Такая формулировка может указывать на попытку свести аудиторские услуги к простой информационной услуге или на не основанную на федеральном законе попытку ограничить правоспособность аудируемого лица самостоятельно требовать некоторую степень качества соответствующей услуги. В отношении обязательного аудита это положение умаляет его право требовать страховое возмещение, предусмотренного статьей 13 Закона об аудите. Указанное выше «письмо», по сути, не является ни офертой, ни приглашением делать оферты, ни каким-либо добровольно принимаемым на себя потенциальным аудируемым лицом обязательством, отказом от своих прав. Ведь письмо не содержит условий о предмете гражданско-правового обязательства и не может служить основанием для ограничения или исключения ответственности аудитора за некачественную аудиторскую услугу или за дополнительную, указанную в предмете будущего договора, иную консультационную услугу. Вместе с тем это «письмо» рекомендуется аудиторам отсылать на подпись потенциальным клиентам до заключения соответствующего договора и воспринимается как составная часть еще не заключенного договора».

Ответственность сторон. Теперь о степени ответственности аудитора при заключении аудиторского договора (ст. 21 Закона об аудите). Если «псевдо-аудитор» ведет предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, ему грозит административная ответственность. То же касается и организаций, которые работают без государственной регистрации в качестве юридического лица. Однако штраф таким нарушителям не столь велик — от 500 до 2000 рублей (п. 1 ст. 14.1 КоАП РФ).

А если аудитор использует свои полномочия вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц? В таком случае ему грозит уголовная ответственность, и штраф будет «пострашнее» — от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет. Как альтернатива — арест на срок от трех до шести месяцев либо лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет (п. 1 ст. 202 УК РФ). Да, перспектива не из лучших.

Уголовная ответственность также предусмотрена за составление заведомо ложного аудиторского заключения.

Если любая из сторон договора оказания аудиторских услуг не исполнила его условий или исполнила их ненадлежащим образом, наступает гражданско-правовая ответственность.

При этом лицо, права которого нарушены, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков или уплаты неустойки, если законом или аудиторским договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Учтите следующий момент. Заключая аудиторский договор, заказчик может настоять на том, чтобы в раздел «Ответственность сторон» был включен пункт об обязанности аудитора возместить понесенные заказчиком убытки (штрафы, обоснованно начисленные налоговой инспекцией, обнаружившей существенные ошибки и нарушения в проверенном аудитором периоде), возникшие по вине аудитора.

Данный пункт дает заказчику право потребовать от аудитора возместить ущерб в случае неквалифицированной проверки (если налоговые декларации будут составлены неправильно или неточно, налоги исчислены и уплачены неправильно и т. д.). Правда, будьте готовы к тому, что «некачественность» проверки придется доказывать в суде.

Условия соблюдения коммерческой тайны. Аудитор получает от заказчика массу документов. Возникает вопрос относительно конфиденциальности доверенной ему информации. Вы как заказчик должны подстраховаться.

В договоре должен быть четко определен объем информации, которую вы представляете аудиторам, в том числе необходимо особо оговорить, какие сведения составляют коммерческую тайну, т. е. являются конфиденциальными.

Письменная информация может быть передана только лицу, подписавшему договор на аудит, лицу, которое значится в договоре как получатель такой информации, либо любому другому лицу, если есть письменное указание лица, подписавшего договор.

это важно

В договоре оказания аудиторских услуг необходимо особо оговорить, какие сведения составляют коммерческую тайну заказчика, т. е. являются конфиденциальными.

Порядок разрешения споров. Рекомендуем прописать в договоре последствия «недостижения согласия» сторон. Текст этого пункта может быть таким:

2. В случае если стороны не пришли к соглашению путем проведения переговоров, споры разрешаются в судебном порядке (в суде — в зависимости от подсудности спора — по месту нахождения ответчика) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации».

Реквизиты и подписи сторон. Без этого пункта не обойтись. В нем обязательно должны быть указаны юридические адреса, ОГРН, ИНН и КПП, а также расчетные счета сторон и реквизиты банка. Иначе договор не может быть заключен.

Подведем итог. Для того чтобы аудитор более точно и полно вынес аудиторское заключение, стоит учесть вышеперечисленные условия, касающиеся формы и содержания аудиторского договора. Ведь порой секрет любого договора — элементарная внимательность.

Ж. Подкопалова,
ведущий юрист отдела налогового консультирования юридического управления ООО «БРК»

* Здесь и далее по тексту статьи под аудитором подразумевается аудиторская организация либо индивидуальный аудитор, в зависимости от исполнителя.


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Составление аудиторского отчета и аудиторского заключения является заключительным этапом работы аудитора.

НСАД №70 дает четкое определение понятию аудиторский отчет и аудиторское заключение, согласно которому:

Аудиторский отчет – документ, адресованный руководителю, собственнику, общему собранию участников (акционеров) хозяйствующего субъекта, содержащий подробные сведения о ходе аудиторской проверки, выявленных отклонениях от установленного порядка ведения бухгалтерского учета, нарушениях в финансовой отчетности, а также другую информацию, полученную в результате проведения аудиторской проверки и являющийся основанием для составления аудиторского заключения.

Аудиторское заключение – документ, содержащий выраженное в письменной форме мнение аудиторской организации о достоверности финансовой отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета требованиям, установленным законодательством, и доступный для пользователей финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.

Аудиторский отчет должен содержать:

  • а) название («Аудиторский отчет» или « Отчет аудиторской организации»: оба названия равнозначны);
  • б) наименование адресата;
  • в) вводную часть;
  • г) аналитическую часть;
  • д) итоговую часть.

Аудиторский отчет должен быть подписан постранично аудитором (аудиторами), осуществлявшим аудиторскую проверку финансовой отчетности.

Аудиторский отчет направляется заказчику аудиторской проверки с указанием всех необходимых реквизитов заказчика.

В водной части аудиторского отчета содержатся реквизиты аудиторской организации, в том числе номер и дата лицензии на осуществление аудиторской деятельности, сведения об аудиторах и других лицах, участвовавших в аудиторской проверке, а также основание для проведения аудиторской проверки и общая характеристика деятельности хозяйствующего субъекта.

В аналитическую часть аудиторского отчета должны быть включены:

  • результаты проверки состояния бухгалтерского учета и финансовой отчетности;
  • результаты проверки соблюдения законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;
  • результаты проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;
  • результаты проверки сохранности активов.

Информация о результатах проверки состояния внутреннего контроля хозяйствующего субъекта должна включать:

  • общую оценку соответствия системы внутреннего контроля масштабам и характеру деятельности хозяйствующего субъекта;
  • описание выявленных в ходе аудиторской проверки существенных несоответствий системы внутреннего контроля масштабам и характеру деятельности хозяйствующего субъекта.

Информация о результатах проверки состояния бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта должна включать:

  • оценку соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;
  • описание выявленных в ходе аудиторской проверки существенных нарушений установленного порядка, ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой отчетности.

Информация о результатах проверки соблюдения хозяйствующим субъектом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций должна включать:

  • оценку соответствия совершенных хозяйствующим субъектом финансово-хозяйственных операций законодательству;
  • описание выявленных в ходе аудиторской проверки существенных несоответствий совершенных хозяйствующим субъектом финансово-хозяйственных операций законодательству.

Информация о результатах проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей должна включать:

  • оценку правильности составленных и представленных в соответствующие органы расчетов налогов и других обязательных платежей;
  • описание фактов нарушения установленного порядка исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей, отклонений при определении налогооблагаемой базы.

Результаты проверки сохранности активов должны основываться на инвентаризации активов и включать сведения об их фактическом наличии и сохранности.

Итоговая часть аудиторского отчета должна содержать рекомендации аудиторской организации по устранению выявленных отклонений и нарушений, а также предложения и консультации по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта.

Аудиторская организация несет ответственность за составление аудиторского отчета в соответствии с законодательством.

Информация, содержащая в аудиторском отчете, является конфиденциальной и не подлежит разглашению. За разглашение информации лица, получившие доступ к этой информации, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством.

Аудиторское заключение включает следующие элементы:

  • а) название («Аудиторское заключение» или «Заключение аудиторской организации»: оба названия равнозначны);
  • б) наименование адресата;
  • в) вводную часть;
  • г) констатирующую часть;
  • д) итоговую часть;
  • е) дату выдачи аудиторского заключения;
  • ж) адрес аудиторской организации;
  • з) подписи аудиторов и руководителя аудиторской организации.

Аудиторское заключение должно быть заверено печатью аудиторской организации.

Аудиторская организация должна соблюдать единообразие формы аудиторского заключения.

Аудиторское заключение должно быть адресовано заказчику аудиторской проверки с указанием всех необходимых реквизитов заказчика.

Вводная часть аудиторского заключения включает в себя следующие реквизиты аудиторской организации:

  • юридический адрес и телефоны аудиторской организации;
  • номер лицензии на право осуществления аудиторской деятельности, дату выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию;
  • номер свидетельства о государственной регистрации аудиторской организации;
  • номер расчетного счета аудиторской организации;
  • фамилию, имя и отчество аудиторов, принимавших участие в аудиторской проверке, а также руководителя аудиторской организации.

Вводная часть должна содержать перечень проверенной финансовой отчетности с указанием даты и отчетного периода.

В данной части должно указываться, что:

  • хозяйствующий субъект несет ответственность за подготовку и достоверность финансовой отчетности, подлежащей аудиторской проверке;
  • аудиторская организация несет ответственность за соответствие аудиторского заключения результатам финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта.

В аудиторском заключении должно констатироваться, что аудиторская проверка проведена в соответствии с национальными стандартами аудиторской деятельности.

Констатирующая часть должна указывать, что аудиторская проверка заключается в оценке достоверности и соответствия финансовой отчетности и иной финансовой информации законодательству, а также фактическому состоянию финансово-хозяйственной деятельности.

Констатирующая часть должна содержать подтверждение аудиторской организации, что аудиторская проверка предоставляет достаточные основания для выражения мнения.

В итоговой части аудиторского заключения должно быть четко изложено мнение аудиторской организации по поводу того, дает ли проверенная финансовая отчетность достоверную картину о фактическом состоянии финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта и соответствует ли финансовая отчетность законодательству.

Аудитор должен датировать аудиторское заключение числом, когда была завершена аудиторская проверка.

Аудитор не должен датировать аудиторское заключение числом, предшествующим дате подписания или утверждения финансовой отчетности руководством хозяйствующего субъекта.

Аудиторское заключение должно быть подписано аудитором (аудиторами), руководителем аудиторской организации и заверено печатью аудиторской организации.

В соответствии с данным стандартом существуют следующие виды аудиторских заключений:

  • а) положительное аудиторское заключение;
  • б) отрицательное аудиторское заключение.

Положительное аудиторское заключение должно быть составлено только тогда, когда аудиторская организация приходит к мнению, что финансовая отчетность хозяйствующего субъекта достоверно отражает его финансовое положение и совершенные хозяйствующим субъектом финансовые и хозяйственные операции соответствуют требованиям законодательства Республики Узбекистан.

Отрицательное аудиторское заключение должно быть составлено тогда, когда аудиторская организация приходит к мнению, что финансовая отчетность хозяйствующего субъекта содержит искажения, которые в случае их неустранения хозяйствующим субъектом могут ввести в заблуждение пользователя финансовой отчетности.

Отрицательное аудиторское заключение составляется также в случаях, когда совершенные хозяйствующим субъектом финансовые и хозяйственные операции достоверно отражены в финансовой отчетности, но не соответствую требованиям законодательства.

Причиной составления отрицательного аудиторского заключения, как правило, является несогласие руководства хозяйствующего субъекта с мнением аудиторской организации о внесении поправок в финансовую отчетность в целях устранения выявленных искажений.

Отрицательное аудиторское заключение не составляется в случае устранения хозяйствующим субъектом искажений, выявленных в ходе аудиторской проверки.

Аудиторское заключение составляется не менее чем в трех экземплярах, из которых два представляются заказчику аудиторской проверки.

Аудиторское заключение должно быть понятным пользователям финансовой отчетности, содержать указания на ограничения, вызванные неуверенностью и (или) несогласием аудитора.

Аудиторское заключение является открытой информацией, которая должна быть доступна всем пользователям финансовой отчетности.

Аудиторское заключение вместе с соответствующими финансовыми отчетами может быть опубликовано хозяйствующим субъектом.

Аудиторская организация может отказаться от составления аудиторского заключения тогда, когда аудиторская организация из-за ограничения объема аудиторской проверки не может получить достаточные аудиторские доказательства для выражения мнения о финансовой отчетности.

Ограничение объема аудиторской проверки – это явные действия или бездействие представителей хозяйствующего субъекта либо третьих лиц, направленные на воспрепятствование проведению уже начавшейся аудиторской проверки в том объеме, который аудитор считает необходимым для подготовки аудиторского заключения.

Отказ от составления аудиторского заключения должен быть в форме заявления и иметь название «Заявление об отказе аудиторской организации от составления аудиторского заключения».

Аудиторский отчет и аудиторское заключение, составленные без проведения аудиторской проверки, либо по результатам аудиторской проверки, но не соответствующие содержанию документов хозяйствующего субъекта, полученных аудитором (аудиторами) в ходе аудиторской проверки, считаются заведомо ложными.

Составление заведомо ложного аудиторского отчета и аудиторского заключения влечет за собой ответственность в установленном законодательством порядке.

Самошкина (Лебедь) Е. А.

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»

B соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» существуют категории хозяйствующих субъектов, для которых аудит является обязательным. Аудит предполагает независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Налоговый аудит как отдельный вид аудита этим Законом не выделяется, но он является составной частью аудита. Кроме того, экономические субъекты часто заинтересованы проверять налоговый учёт и налоговую отчетность перед очередной проверкой со стороны ФНС. Поэтому для снижения налоговых рисков организации проведение налогового аудита представляется актуальным[1].

Аудит налогов может проводиться аудиторской организацией в рамках специального задания по рассмотрению налоговых отчетов с целью выражения независимого мнения о степени достоверности и соответствия нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды.

Аудит налоговой отчетности необходим в целях определения:

  • правильности исчисления применимых к деятельности компании налогов;
  • состояния обязательных выплат на текущий период;
  • правомерности использования налоговых льгот;
  • степени соответствия системы ведения налогового учета требованиям законодательства.

Проведение налогового аудита предполагает несколько этапов:

1) экспертизу системы налогообложения;

2) экспертизу учетной политики для целей налогообложения;

3) проверку правильности исчисления налогов и осуществления выплат;

4) составление отчета с описанием ошибок, выявленных в ходе проверки, и формулировка предложений по их устранению.

Налоговый аудит осуществляется системой как внутреннего контроля, так и внешнего аудита.

Внутренний контроль и аудит на предприятиях являются важнейшей частью современной системы управления ими.

Каждое предприятие должно самостоятельно организовывать систему налогового учета, закрепив ее положения в учетной политике для целей налогообложения.

Предварительная оценка существующей системы налогообложения включает:

  • общий анализ и рассмотрение элементов системы налогообложения экономического субъекта;
  • определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;
  • проверку методики исчисления налоговых платежей;
  • правовую и налоговую экспертизу системы хозяйственных взаимоотношений;
  • оценку документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;
  • предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.

Выполнение данных процедур позволит рассмотреть такие существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций в организации и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценка уровня налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений экономического субъекта.

Проверка и доказательство верности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды при внешнем аудите может проводиться как по всем налогам и сборам, так и по отдельным их видам. Налоговая отчетность, которая предоставляется по установленным формам (налоговые декларации, расчеты по налогам, справки об авансовых платежах), и правомерность использования налоговых льгот должны проверяться при проведении аудита.

Сведения, содержащиеся в налоговой отчетности, проверяются и анализируются путем их сопоставления с данными синтетических и аналитических регистров бухгалтерского учета и отчетности. Аудиторская организация имеет право проверять первичные документы проверяемого экономического субъекта, получать разъяснения от руководства о показателях и методиках, положенных в основу налогового расчета, а также наблюдать за процессом проведения инвентаризации и участвовать в осмотре объектов, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода или являющихся объектом налогообложения.

В рамках аудиторской проверки часть информации по налогам аудитор получает при проверке затрат, расчетов с поставщиками и покупателями, финансовых результатов. При анализе системы налогового учета аудитору необходимо установить правильность определения налоговых баз и составления налоговых деклараций, точность расчетов сумм налогов, подлежащих к уплате. А для этого необходимо проверить наличие всех необходимых первичных документов, договоров по различным финансово-хозяйственным операциям, а также соответствие указанных в расчетах данных данным бухгалтерского учета и подтвердить соответствие финансовых и хозяйственных операций действующему налоговому законодательству[2].

С целью избежать арифметических погрешностей рекомендовано проводить по каждому расчету сверку данных бухгалтерского учета, на основании которых составлен расчет. И еще проверяется оперативность представления налоговых деклараций и расчетов, своевременность уплаты налогов.

Полученную в процессе выяснения информацию аудитор регистрирует в собственных рабочих документах, выявляет значимость погрешностей и их воздействие на правдивость отчетности, при надобности корректирует план проверки.

Предварительно ознакомившись, аудитор должен составить мнение об особенностях системы налогообложения экономического субъекта, и поэтому он начинает с аудита налоговой отчетности. Целью такой проверки является выражение мнения о достоверности налоговой отчетности и соответствия во всех существенных аспектах законодательным нормам. А вот что касается задачи, то здесь необходимо подобрать достаточные аудиторские подтверждения о достоверности налоговой отчетности.

Руководство аудируемого лица несет ответственность за соблюдение действующего налогового законодательства, полноту, точность отражения налогооблагаемых показателей и налогов, а также за полноту и своевременность уплаты налогов в бюджет.

При подготовке рекомендаций и предложений аудиторская организация должна соблюдать принцип осторожности суждений и выводов сообщая о налоговых рисках которые могут возникнуть у аудируемого лица при решении вопросов, недостаточно освещенных в действующем законодательстве. Любыерекомендации и расчеты, сделанные аудиторской организацией, должны содержать ссылки на действующие нормативные документы.

При проведения налогового аудита следует рассматривать сначала, осуществляется ли деятельность клиента в соответствии с установленными нормативными актами, пока не получены доказательства противного. Вместе с тем аудиторская организация должна проявить некоторый профессиональный скептицизм в отношении рассматриваемых документов, учитывая вероятность нарушений налогового законодательства экономическим субъектом[3].

Аудитору необходимо установить какие полномочия предоставлены руководителю проверяемой организации собственниками по распределениюприбыли остающейся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль, ознакомиться с приказами, касающимися данноговопроса.

Результатом аудита налогового учета является:

  • подтверждение правильности и обоснованности расчетов по налоговымобязательствам организации за определенныйпериод;
  • оценка методов, в расчете налогов вспорныхситуациях;
  • анализ существующей методики оценки остатковнезавершенного производства и готовойпродукции;
  • анализ ведения и организации раздельного учета по НДС иразработка методик по оптимизацииналогообложения НДС;
  • подготовка рекомендаций по разделению рекламных расходов нанормируемые и ненормируемые и др.

Обязанность уплачивать установленные налоги и сборызакреплена в Конституции Российской Федерации. Право на взимание налогов и сборов с населения является признаком каждого государствадругими словами, главнымусловием для существования и выполнения социально-значимых функций самого государства.

Налоговый аудит представляет собой проведение контрольной работы за своевременностью уплаты и правильностью исчисления налогов в бюджет, вне зависимости от проверяющего субъекта, его целевой направленности и характера отношений с проверяемой организацией.

К сожалению, следует отметить, что экономические субъекты предпринимают недостаточно мер для сокращения нарушений в сфере налогов и налогообложения. Об этом свидетельствуют результаты проверок налоговых органов (см. таблицу).

Сведения об организации и проведении камеральных
и выездных налоговых проверок за 2015 год

Всего по России

Дополнительно начислено платежей (включая
налоговые санкции и пени), тыс. рублей

Читайте также: