В государстве существует одноуровневая налоговая система

Опубликовано: 01.05.2024

Конспект урока

Обществознание, 11 класс

Урок № 22. Налоговая система в РФ

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Налоговая система в РФ.
  2. Виды налогов.
  3. Функции налогов.
  4. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Косвенные налоги — налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоговая система России – это совокупность налогов, пошлин, сборов и всех иных обязательных платежей, взимаемых в установленном законом порядке с плательщиков (физических и юридических лиц) на территории Российской Федерации.

Прогрессивное налогообложение - система, при которой налоговые ставки увеличиваются по мере роста дохода налогоплательщика.

Пропорциональное налогообложение — система налогообложения, при которой налоговые ставки устанавливаются в едином проценте к доходу налогоплательщика независимо от величины дохода;

Прямые налоги — это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или с имущества налогоплательщика.

Регрессивное налогообложение – система, при которой ставка налога снижается при увеличении доходов и растет при их уменьшении.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Специальные налоговые режимы - особый порядок определения элементов налогов, а также освобождение от уплаты налогов и сборов при определенных условиях.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Белявский А. В. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю., Телюкиной М. В. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2016 г. – С.80-91

Налоги и налоговая система Российской Федерации : учебник и практикум для академического бакалавриата / под науч. ред. Л. И. Гончаренко. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — С. 541

Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение. Практикум : учебное пособие для вузов / В. Г. Пансков, Т. А. Левочкина. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — С.319

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Налоговая система России – это совокупность налогов, пошлин, сборов и всех иных обязательных платежей, взимаемых в установленном законом порядке с плательщиков (физических и юридических лиц) на территории Российской Федерации.

Налоговая система Российской Федерации включает в себя налоги (в которых еще заключаются акцизы) и сборы (с государственными пошлинами в составе).

Необходимо отметить, что таможенные пошлины относятся к сфере таможенного регулирования и не входят в состав налоговой системы России.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Различают иды налогов по объекту: прямые и косвенные.

Налоги, которые взимаются непосредственно с физических и юридических лиц называются прямыми. К ним относят налог на прибыль, на имущество, подоходный налог.

Товары и услуги, ресурсы и виды деятельности облагаются косвенным налогом.

Налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж, импортные пошлины – это основные косвенные налоги.

Существуют следующие виды налогов по субъекту: центральные и местные.

В России существует трехуровневая система налогообложения:

- федеральные налоги, которые устанавливаются федеральным правительством и идут в федеральный бюджет;

- региональные налоги, находящиеся в сфере полномочий субъектов Российской Федерации;

- местные налоги, устанавливаются и собираются органами местного самоуправления.

По характеру налогообложения различают виды налогов:

пропорциональные (ставка налога с ростом или уменьшением доходов не меняется);

прогрессивные (доля налога увеличивается с ростом дохода);

регрессивные (доля налога в доходе падает с ростом дохода).

Прогрессивными обычно бывают подоходные налоги. Налогоплательщик вынужден платить государству больше денег, если его доходы растут

Регрессивные налоги, как правило, падают на плечи бедной части населения.

Особый порядок установления элементов налогов устанавливают специальные налоговые режимы. Особым порядком налогообложения также может быть предусмотрено освобождение от уплаты налогов, если существуют установленные законом определенные условия.

Специальные режимы налогообложения в России представлены четырьмя системами:

система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

упрощенная система налогообложения;

система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Фискальная, регулирующая, распределительная, контролирующая. Это было перечисление четырех основных функций налогов.

Фискальная функция налогообложения является основной. Так как из налогов состоит большая часть государственного бюджета.

С помощью распределительной функции государство перераспределяют общественные доходы.

Регулирующая функция призвана обеспечить государству возможность посредством налоговых сборов проводить экономическую политику.

Налоги также помогают государству контролировать пополнение бюджета и измерять состояния финансовых ресурсов. Эта функция налогов называется контрольной.

Налоги, которые уплачивает предприятие.

На величину прибыли предприятия оказывают влияние не только издержки производства, но и сумма уплачиваемых им налогов.

При организации своего дела предпринимателю необходимо учитывать не только издержки производства, но и налоги, которые придется платить, а это значительная статья расходов.

Список налогов, уплачиваемых предприятиями:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы на отдельные группы и виды товаров;

- налог на прибыль;

- налог на операции с ценными бумагами;

- отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

- платежи за пользование природными ресурсами и др.

- налог на имущество предприятий;

- плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;

- сбор на нужды образовательных учреждений;

-налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

-целевые сборы с предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, благоустройство территорий и др.

Налоги – это один из признаков государства. Без регулярного пополнения бюджета государство не сможет выполнять свои функции. Поэтому каждый член общества должен осознавать, что налоги - это вклад в общее дело, на свое благо и благо общества.

Основные принципы налогообложения

  • Справедливость
  • Четкая определенность и точность налогов
  • Удобство взимания налогов
  • Эффективность
  • Обязательность

Пример и разбор решения заданий

1. Запишите слово, пропущенное в таблице

Обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Правильный вариант/варианты: сбор.

2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Основным источником__________ (А) бюджета являются налоги. __________ (Б) налоги взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков, __________ (В) налоги – это налоги на потребление товаров и услуг, устанавливаемые в виде надбавок к __________ (Г) и тарифам товаров и услуг. В зависимости от порядка установления различают __________ (Д) налоги, которые обязательны к уплате на всей территории страны и все элементы которых установлены центральной властью, __________ (Е) и местные налоги, которые обязательны к уплате на соответствующих территориях, и некоторые элементы налогов могут устанавливаться субъектами РФ и местным самоуправлением.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

1) прямой 4) унитарный 7) косвенный

2) расход 5) доход 8) региональный

3) федеральный 6) акциз 9) цена.

Правильный вариант: доход, прямой, косвенный, цена, федеральный, региональный.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины
Фото Всеволода Альшанского, Кублог

К экономическим принципам налогообложения относят принцип справедливости, принцип соразмерности налогообложения, принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков, принцип экономической эффективности налогообложения, принцип рентабельности налоговых мероприятий. Второй уровень — юридические принципы налогообложения. Рассмотрим выделяемые в настоящее время принципы налогообложения.

Впервые принципы налогообложения были сформулированы в XVIII в. великим шотландским исследователем экономики и естественного права Адамом Смитом (1725-1793) в его знаменитом труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) Сегодня эти постулаты называют классическими принципами налогообложения. Назовем важнейшие из них.

1. Мировая история

Известно, что справедливость — категория чрезвычайно тонкая, сложная для определения. Недаром это распространенное в повседневной риторике понятие юридически не определено. С точки зрения права «справедливость» — чистая абстракция, ей нет мерила, определения, эталона. Справедливо то, что справедливо в каждом конкретном случае. Поэтому понимание справедливости зависит от исторического этапа развития, экономического устройства общества, социального и правового статуса лица, его политических взглядов и пристрастий.

Смит выступал за всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами «…соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства». Таким образом, по Смиту, справедливость налогообложения — это равная обязанность всех платить налоги, но исходя из реальной платежеспособности фискально обязанных лиц.

При этом проблема справедливости налогообложения напрямую увязывалась с вопросами равенства налогового бремени (равенства при изъятии части доходов) и переложения налоговых тягот. Ведь на практике абсолютное равенство невозможно в первую очередь в силу различий в доходах и в имущественном положении налогоплательщиков.

Вместе с тем справедливость налогообложения на практике обретает одну из двух крайностей. В налоговых системах со слабо развитыми механизмами налогового администрирования (например, в России) налоги платят в основном экономически слабые хозяйствующие субъекты. В государствах с сильным налоговым администрированием налогообложение «наказывает» экономически эффективные предприятия.

2. Принцип определенности налогообложения. Смит так формулирует содержание этого принципа: «Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица», ибо неопределенность налогообложения — большее зло, чем неравномерность налогообложения.

3. Принцип удобства налогообложения. Смысл этого принципа заключается в том, налогообложение должно осуществляться тогда и так (тем способом), когда и как плательщику удобнее всего платить его.

4. Принцип экономии. Сегодня данный принцип рассматривается как чисто технический принцип построения налога. Трактуется он обычно следующим образом: расходы по взиманию налога должны быть минимальными по сравнению с доходом, который приносит данный налог.

По Смиту, содержание указанного принципа сводится к тому, что «каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству».

Приведенные классические принципы дополнил немецкий экономист Адольф Вагнер (1835-1917):

1. Финансовые принципы организации налогообложения:

  • достаточность налогообложения;
  • эластичность (подвижность) налогообложения.
2. Народнохозяйственные принципы:

  • надлежащий выбор источника налогообложения, т.е. решение вопроса о том, должен ли налог падать только на доход или капитал отдельного лица либо населения в целом;
  • правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая считалась бы с последствиями и условиями их предложения.
3. Этические принципы, принципы справедливости:

  • всеобщность налогообложения;
  • равномерность налогообложения.
4. Административно-технические правила или принципы налогового управления:

  • определенность налогообложения;
  • удобство уплаты налога;
  • максимальное уменьшение издержек взимания.
Исторически принципы налогообложения первоначально формировались как элемент налоговой идеологии на доктринальном уровне. Впоследствии, в конце XIX — начале XX в., они были положены в основу первых построенных «по науке» налоговых систем (в первую очередь в европейских государствах) и получили свою практическую реализацию.

2. Российская современность

  1. Принцип законности налогообложения;
  2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения;
  3. Принцип справедливости налогообложения;
  4. Принцип публичности налогообложения;
  5. Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре;
  6. Принцип экономической обоснованности налогообложения;
  7. Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах;
  8. Принцип определенности налоговой обязанности;
  9. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики;
  10. Принцип единства системы налогов и сборов.
Основные критерии выявления и включения принципов налогообложения в вышеприведенную систему следующие:

  • Во-первых, принципы налоговых правоотношений должны иметь социально-экономическое основание (т.е. быть экономически обоснованными для целей развития налоговой системы страны).
  • Во-вторых, указанный принцип должен реализовываться в процессе функционирования и развития налоговой системы Российской Федерации (т.е. он должен быть закреплен в российском налоговом законодательстве).
  • В-третьих, представляется, что в силу трансграничности налоговой науки дополнительным подтверждением обоснованности включения какого-либо принципа в выше приведенную систему может выступать то, что этот принцип не чужд налоговым правоотношениям в государствах, которые, как и Российская Федерация, стремятся к демократическому политическому режиму и построению правового государства.
Рассмотрим выделяемые в настоящее время принципы налогообложения.

1. Принцип законности налогообложения. Данный принцип общеправовой и опирается на конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе чем федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Налогообложение — это ограничение права собственности, закрепленного в ст. 35 Конституции РФ, но ограничение законное, т. е. основанное на законе, в широком смысле, направлено на реализацию права (через финансирование государственных нужд по реализации государством и его органами норм права). НК РФ также указывает на то, что каждое лицо должно уплачивать лишь законно установленные налоги и сборы (п. 1 ст. 3 НК РФ).

2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения. Принцип всеобщности налогообложения конституционный и закреплен в ст. 57 Конституции Российской Федерации, согласно новелле этой статьи «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Кроме того, ч. 2 ст. 6 Конституции РФ устанавливается, что каждый гражданин несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Указанные положения Конституции развиваются в налоговом законодательстве (п. 1 и п. 5 ст. 3 НК РФ).

В соответствии с этим принципом каждый член общества обязан участвовать в финансировании публичных затрат государства и общества наравне с другими. Всеобщность налогообложения состоит в том, что определенные налоговые обязанности устанавливаются, по общему правилу, для всего круга лиц, соответствующего конкретным родовым требованиям (например, земельный налог, по общему правилу, уплачивают все владельцы земельных участков), при этом налогообложение строится на единых принципах.

Равенство налогообложения вытекает из конституционного принципа равенства всех граждан перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации). Конституционные положения рассматриваемого принципа развиваются в абз. 1 п. 2 ст. 3 НК РФ: налоги или сборы не могут не только устанавливаться, но и фактически взиматься различно, исходя из социальных (принадлежность или не принадлежность к тому или иному классу, социальной группе), расовых или национальных (принадлежность либо не принадлежность к определенной расе, нации, народности, этнической группе), религиозных и иных различий между налогоплательщиками.

В развитие этих положений в абз. 2 п. 2 ст. 3 НК запрещено устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, а также налоговые льготы в зависимости от формы собственности (государственная — федеральная и субъектов РФ, муниципальная, частная), гражданства физических лиц (граждане РФ, граждане иностранных государств, лица без гражданства, лица с двойным гражданством) или места происхождения капитала.

3. Принцип справедливости налогообложения. В Российской Федерации до принятия первой части НК РФ данный принцип первоначально был сформулирован в п. 5 постановления Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П: «В целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией Российской Федерации принцип равенства требует фактической способности к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы (часть 2 ст. 6 и ст. 57 Конституции Российской Федерации) предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов».

Впоследствии данный принцип был закреплен в п. 1 ст. 3 НК РФ, правда, в несколько ином виде (без упоминания о справедливом распределении собранных налогов): «…При установлении налогов учитывается фактически способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости», т. е. налоги должны быть справедливыми. При этом, как видим, справедливость налогов и налогообложения понимается через призму догмы «с каждого налогоплательщика по его возможностям».

4. Принцип публичности налогообложения. Публичность цели взимания налогов обосновывается доктриной финансового (Япония, Корея, Бирма), налогового (США) и (или) экономического (Франция) права многих зарубежных стран, прямо или косвенно закреплена в конституциях многих стран мира. Принцип публичной цели предполагает поиск баланса интересов отдельных лиц — налогоплательщиков и общества в целом. «Поэтому государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества» (Пункт 3 постановления КС РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. Ст. 197.).

5. Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре. Данный принцип закреплен и реализуется, в частности, через конституционный запрет на установление налогов иначе как законом (установление его в ином порядке противоречит ст. 57, ч. 3 ст. 75 Конституции Российской Федерации), а в ряде государств — специальной (более жесткой) процедурой внесения в парламент законопроектов о налогах. В России такое правило содержится в ч. 3 ст. 104 Конституции Российской Федерации.

6. Принцип экономической обоснованности налогообложения. Налоги и сборы не только не должны быть чрезмерно обременительными для налогоплательщиков, но и должны обязательно иметь экономическое основание (другими словами, не должны быть произвольными). В соответствии с п. 3 ст. 3 НК РФ «Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными».

7. Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах. Этот принцип закреплен в п. 7 ст. 3 НК РФ. В соответствии с указанной нормой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны трактоваться в пользу налогоплательщика.

8. Принцип определенности налоговой обязанности. Он закреплен в п. 6 ст.3 НК РФ. В соответствии с указанным принципом акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

9. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики.Данный принцип конституционный, закреплен в ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации, п. 3 ст. 1 ГК РФ и п. 4 ст. 3 НК РФ. В соответствии с рассматриваемым принципом не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, в частности прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств.

10. Принцип единства системы налогов и сборов. Правовое значение необходимости существования рассматриваемого принципа налогового права продиктовано задачей унифицировать налоговые изъятия собственности. Как указано в абз. 4 п. 4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 1997 г. № 5-П, такая унификация необходима для достижения равновесия между правом субъектов Федерации устанавливать налоги, с одной стороны, и соблюдением основных прав человека и гражданина, закрепленных в ст. 34 и 35 Конституции Российской Федерации, обеспечением принципа единства экономического пространства — с другой. Поэтому закрепленный налоговым законодательством Российской Федерации перечень региональных и местных налогов носит закрытый, а значит, исчерпывающий характер.

Для рассмотрения налоговых систем государств с федеративным и унитарным типом устройства, а также конфедерации, прежде всего необходимо выяснить, чем они отличаются между собой и чем похожи. В таблице ниже, приведены основные черты трёх типов государств, которые чётко показывают все различия и сходства.

Таблица показывает далеко не все характеристики типов государственных образований, а только те, которые помогут разобраться в том, как происходит формирование налоговой системы в таких государствах и как они действую на практике.

Налоговые полномочия

Одним из ключевых элементов построения налоговой системы всех без исключения государств являются налоговые полномочия.

Суть построения налоговой системы заключается в распределении налоговых полномочий среди составляющими этого государства: центральным правительственным аппаратом и местными органами власти в унитарных государствах, федерацией и субъектами федерации при федеративном устройстве.

Налоговые полномочия – это законодательно оформленные права того или иного уровня бюджетной системы вводить налоги, получать доходы от налогов и администрировать налоги.

Опираясь на определение налоговых полномочий, можно выделить три аспекта или три составляющих налоговых полномочий:

  • Законодательные полномочия.
  • Доходные полномочия.
  • Административные полномочия.

Законодательные полномочия позволяют вводить те или иные налоги, устанавливать и фиксировать налоговые ставки, регулировать налоговую базу и вносить корректировки в элементы законов о налогах.

Доходные полномочия призваны формировать доходы бюджета за счёт тех или иных налогов. Важно отметить, что это будут не обязательно доходы в бюджет какого-то уровня будут поступать только те налоги, в отношении которых данный уровень власти имеет законодательные полномочия.

Суть административных полномочий заключается в администрировании полномочий и сборе налогов.

Определяется характер налоговых полномочий благодаря государственному устройству. Характер зависит от того, является ли та или иная страна федеративным государством или унитарным.

Федеративными государствами являются США, Канада, Германия, Австрия, Швейцария, Россия, Австралия, Нигерия, Бельгия, Бразилия, Мексика, Аргентина, Индия и некоторые другие.

Унитарное государство – это такое государство, в состав которого входят субнациональные государственные образования, а также административно-территориальные единицы.

Одновременно с тем определение унитарного государства не исключает того, что в состав него могут быть включены автономные образования, так, например, происходит в Испании. Главное отличие унитарного государства от федерации заключается в наличии единой конституции, единых органов власти для всей страны, единое гражданство и единая правовая система.

Из чего можно сделать вывод, что при федеративном характере государственного устройства налоговая система состоит из трёх уровней: федерального, регионального, местного. Для государств с унитарным характером государственного устройства свойственная двухуровневая налоговая система, которая состоит из национальных налогов и местных. Однако стоит отметить, что группа местных налогов не всегда однородная и может включать в себя различные подуровни местного уровня.

Федеральные налоги – это налоги, вводимые органами законодательной власти федерации, которые действуют на всей территории страны и администрируются федеральными налоговыми службами.

Важно отметить, что в отношении администрирования налогов иногда наблюдаются некоторые отклонения от традиций.

По такой же аналогии национальные, или, государственные налоги в унитарном государстве вводятся органами законодательной власти государства, действую на всей территории страны и администрируются налоговой службой. Основная часть федеральных налогов в федерациях и государственных налогов в унитарных государствах поступает в доход федерального и государственного соответственно бюджетов.

Посредством законодательных актов соответствующих субъектов федерации устанавливаются и вводятся в действие налоги субъектов федерации и действуют они на территории всего субъекта федерации.

Под субъектом федерации подразумевается штат, провинция или земля.

Администрируются налоги субъектов федерации на собственном субфедеральном уровне налоговой службой или федеральной налоговой службой на общефедеральном уровне. Ситуация с налоговым администрированием серьёзно отличается в разных странах. Налоги, которые поступают в бюджет субъектов федерации поступают в доход субъектов федерации или перечисляются полностью, или частично в доход местных бюджетов.

Местные налоги и сборы чаще всего контролируются на федеральном или национальном уровнях. Их устанавливают и вводят в действие национальные или субфедеральные власти и местные органы представительной власти. Они действуют на территории соответствующих муниципальных образований. Администрирует эти налоги национальная или федеральная, региональная или местная налоговая служба. Это зависит от того, какая принята модель налогового администрирования. Поступления от местных налогов уходят в бюджет местных органов власти.

Распределяя налоги, необходимо сразу установить налоговые полномочия в соответствии с тем, как действует налоговая система. Каждый налог действующей налоговой системы должен получить своё назначение и место в системе уровней государственной власти. Логично закрепить тот или иной доходный источник и соответствующий налог. Для этого были созданы критерии и принципы действия. Они заключаются в следующем:

  • Первый критерий – степень мобильности облагаемой базы. Обычно считают, что менее мобильная налоговая база именно та, где на более низком уровне государственной власти она может облагаться, поскольку относительное повышение уровня налогообложения подобной базы не влечёт за собой её миграцию за границы отведённой субнациональной юрисдикции. Это обстоятельство обуславливается предпочтительностью закрепления такого налогового источника, как имущество или недвижимость, или земля при её наличии, если она рассматривается в качестве самостоятельного объекта налогообложения за субнациональным уровнем – бюджетами субъектов федерации и далее местными бюджетами. Более мобильная налоговая база, которая получает доходы от капитала, даёт возможность на более высоком уровне её облагать необходимыми налогами.

Принято думать, что достаточно высокий уровень активности и мобильности свойственен труду и капиталу, естественно в денежной форме, а самый низкий уровень характерен имуществу в виде недвижимости и природных ресурсов, которые практически не мобильны. Учитывая этот факт, необходимо понимать, что весьма логично закрепить такие объекты налогообложения, как доходы юридических и физических лиц за общенациональным уровнем, на имущество – за субнациональным.

Важно понимать, что иногда теория и практика не полностью соответствуют друг другу. На практике степень мобильности и труда и капитала может сильно варьироваться в разных категориях. К таким категориям относится поли и возраст, профессиональная принадлежность и отраслевая, а также форма капитала.

Капитал, который пребывает в форме основных средств производственного характера, не такой мобильный, как собственно финансовый капитал в высоколиквидной форме.

  • Второй критерий – степень равномерности распределения налоговой базы по территории государства или межрегиональной дифференциации налоговой базы. Суть этого критерия заключается в тождестве между распределением налоговых источников или налоговой базы по территории страны. Чем более неравномерно распределён налоговый источник или налоговая база, тем более высокий уровень свойственен государственной власти в отношении осуществления его налогообложения.

Такое требование полностью отвечает необходимости регулярно выравнивать финансовую базы субнациональных образований в пределах федеративного государства.

В случае, когда неравномерно распределяется налогообложение на общенациональном уровне, тогда это не становится причиной усиления дифференциации субнациональных бюджетов по уровню доходов в расчёте на душу населения. Даже наоборот, те виды налоговых баз, которые размещаются относительно равномерно по территории страны, могут облагаться на региональном уровне. Это относится в розничной торговле.

Однако реализовать на практике данный принцип иногда бывает достаточно сложно из-за некоторых препятствий. Наибольшая неравномерность характерна для размещения по территории природных ресурсов, т.к. эта сфера в целом не может никак экономически быть оформлена и урегулирована в силу прямой зависимости от природных, географических и геологических факторов. Боле того, неравномерность размещения природных ресурсов увеличивается по мере того, как увеличивается редкость какого-нибудь из ресурсов.

На первый взгляд может показаться, что логично облагать налогами природные ресурсы на общенациональном уровне, кроме тех, которые распределены наиболее равномерно, такими могут быть песчаники. Однако применение этого критерия может противоречить первому критерию, который выдвигает требование об обложении налогами немобильной налоговой базы, куда входят именно природные ресурсы, на региональном уровне.

Более того, важно отметить, что для федеративных государств характерна острая проблема, которая заключается в собственности федерации и её субъектов на те или иные объекты природных ресурсов. Из этой проблемы вытекает вопрос о том, кто имеет право на их налогообложение и получение доходов с них. Обычно к решению таких вопросов подключается и ещё и политическая сторона.

  • Третий критерий – критерий экономической эффективности, согласно которому отдельные виды активов или облагаемой базы более целесообразно облагать общенациональным или региональным налогом. В некоторых ситуациях могут возникнуть явления, которые характеризуются повышением эффективности как ответ на результат масштабных мероприятий или наоборот, экономии на приближении уровня обложения к объекту обложения.

При других равных условиях можно говорить о соотношении, которое предполагает, что больший масштаб налоговой базы, является ответом на более высокий уровень государственной власти и величину налога. Таким образом, существенно снижаются прямые и косвенные удельные административные издержки налогообложения. Чем на более мелкие кусочки раздроблена система налогообложения, тем более низкий административно-государственный уровень получает доходы от налогов. Это напрямую зависит от того, что развёртывание общенационального учёта объектов налогообложения, количество которых ничтожно мало или существует множество различных их типов и видов, серьёзно увеличивает прямые административные издержки обложения. Такие издержки иногда могут превысить полученные по данной статье суммы налоговых платежей.

Принято считать, что самой трудоёмкой для учёта является налоговая база имущества населения, размеров и качества земельных угодий. Таким образом, можно говорить о целесообразности её обложения на региональном или на местном уровне. Учёт такого вида налоговой базы как доходы юридических лиц, может быть отрегулирован и запущен на общенациональном уровне в силу того, что здесь напрочь отсутствует местная или региональная специфика. Как итог, эти объекты можно облагать на общенациональном уровне.

  • Четвёртый критерий – необходимость макроэкономического регулирования, требующая объективного закрепления за федеральным уровнем основных налогов посредством осуществления государственного регулирования экономики. В первую очередь это затрагивает все категории подоходных налогов: на прибыль, с доходов физических лиц или личных подоходных, а также те, которые исчисляются в зависимости от размера заработной платы и имеют целевой социально-пенсионный характер.

Учитывая эти факты, необходимо указать на то, что циклически устойчивые налоги более целесообразно использовать на субнациональном уровне. Это могут быть налоги на имущество, налоги на природные ресурсы, в меньшей степени различные косвенные налоги, в том числе с продаж. Те объекты, которые не имеют устойчивую циклическую систему, более того, которые могут выступать в качестве основы для построения встроенных стабилизаторов, логичнее всего облагать общенациональным налогом. Таким образом, на общенациональном уровне в теории остаётся шанс оказать влияние на экономический цикл.

  • Пятый критерий – необходимость корректировать посредством налоговой системы объективные возникающие финансовые дисбалансы в бюджетной системе. Финансовый дисбаланс представляет собой следствие объективного несовпадения функций, в соответствии с которым формируются с одной стороны доходы бюджетной системы, а с другой – потребности в расходах в части предоставления государственных услуг. Предположим, что потребность в расходах на стандартный объём государственных услуг в значительной мере представляет собой функцию переменной населения, то можно с уверенностью сказать, что объём доходов соответствующих бюджетов имеет более сложную зависимость. При всех равных условиях большая доля в доходах бюджетной системы приходится на поступления с налогов населения, тогда дисбаланс будет меньшего размера. В такой ситуации относительно меньшими будут расходы федерального бюджета на финансовую помощь регионам.
  • Шестой критерий – соблюдение границ юрисдикции. Это критерий предполагает, что во время решения вопросов о закреплении того или иного налогового источника за национальным и субнациональным уровнем важно принимать во внимание факт возможного переноса налогового бремени за границы конкретной юрисдикции. Важно понимать, что любой уровень государственной власти имеет право в отношении субнациональных образований вводить налоги только в границах собственной юрисдикции.

Субъекты федерации могут устанавливать налоги только для физических и юридических лиц, которые имеют имущество или проживаю, осуществляют предпринимательскую или хозяйственную деятельность и т.п. на территории конкретного региона. Одновременно с тем национальное правительство имеет право вводить налоги на территории собственной юрисдикции, иными словами, на территории всего государства как единого целого.

Предположим, что допустили введение НДС на субнациональном уровне, это станет причиной того, что частично будет перенесён налоговый платёж за пределы этого образования. Данный НДС обязаны будут выплачивать не только жители конкретного региона, но и все, кто связаны с ним по технологической цепочке.

Подобные проблемы появляются при использовании налога на наследство и процедур дарения под видом регионального налога. Тогда, когда он используется как налог на субъект федерации, то его плательщик может быть житель и другого региона, иначе говоря, происходит перенос налогового бремени за пределы юрисдикции одного субъекта федерации.

  • Седьмой критерий – закрепление налоговых полномочий посредством обязательств. Закрепление налоговых обязательств происходит таким образом, чтобы ни при каких обстоятельствах не возникали налоговые барьеры по пути перемещения товаров, труда, капитала или финансовых ресурсов между различными субнациональными образованиями в границах одного государства. Согласно положению данного критерия, субъекты федерации не могут быть наделены правом, которое позволит им вводить ввозные и вывозные пошлины, а также любые другие, которые аналогичны им, т.к. это противоречит правилу единства экономического пространства страны.

Мировая практика показывает, что три основные модели взаимодействия центра и субъектов федерации применяются достаточно активно в области реализации налоговых полномочий посредством:

  • Распределения налоговый источников и их разграничение при использовании.
  • Последующего разграничения или расщепления на мелкие элементы, полученные федеральным бюджетом от раздельного применения данный источников доходов.
  • Совместного использования одной и той же налоговой базы.

Для разных стран свойственно использование различных моделей и комбинаций. К примеру, германская модель бюджетного федерализма показывает, что в ней преобладает разделение получаемых налоговых доходов между бюджетом федерации и бюджетами различных земель, а в США не происходит разделение налоговых доходов вовсе. Канада определяет только по одному налогу и только в некоторых провинциях. Эти страны выстраивают налоговые системы федераций и субнациональных образования вне зависимости друг от друга и применяют модели распределения налоговых источников и совместного использования налоговых баз. Таблица ниже показывает, как в некоторых моделях распределяются налоговые полномочия по ключевым категориям налоговых платежей в разных странах.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие унитарного государства

В современном мире есть близкие понятия – страна и государство. Часто они используются как синонимы. Но эти понятия имеют существенное различие. Термином «страна» обозначают какую-либо территорию. А термин «государство» обозначает политическую систему.

Государство – это совокупность форм, методов и систем органов управления экономической и общественной жизнью на территории определенной страны.

Возникали государственные образования как система власти. Она служила для подчинения одних слоев населения другим. Далее сформировалась функция управления определенной территорией. Она сводилась к сбору всевозможных податей и обеспечению обороны в случае нападения врагов. Позже государство начало регулировать и экономические отношения на данной территории.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Налоговая система унитарного государства 420 руб.
  • Реферат Налоговая система унитарного государства 230 руб.
  • Контрольная работа Налоговая система унитарного государства 230 руб.

В процессе развития человеческого общества сформировалось несколько типов государственных образований. Одним из них является унитарное государство.

Унитарным государством называется такая форма государственного устройства, когда составные территориальные части являются административно-территориальными единицами инее имеют статуса государственного образования, по всей стране действует единая конституция, единая правовая система и единая для всей страны структура органов власти.

Примерами унитарных государств могут быть Франция, Финляндия, Норвегия, Венгрия.

Сущность и задачи налогов и налоговой системы

С момента возникновения государств, в любом обществе возникает система взимания платежей в пользу государства. Эти средства расходуются руководством государства (правителями) для различных нужд – обороны, содержание аппарата власти и пр. У разных народов и в разные времена эти платежи носили различные наименования. В современном словаре они обозначены термином «налоги».

Налогами называют обязательные безвозмездные платежи, взимаемые принудительно государством (государственными органами различного уровня), для содержания государственного аппарата и финансирования выполнения государством своих функций.

Перечень установленных в государстве налогов, принципы, формы и методы их установления и сбора, способы их коррекции (изменения, отмены), методы и органы контроля за уплатой налогов и соответствующая законодательная база образуют налоговую систему государства.

От сборов и пошлин налоги отличаются безвозмездным характером уплат. Сборы и пошлины же носят характер соглашения и разрешения совершать определенные действия плательщиками или в отношении таковых. Налоговые сборы – это обязательный элемент экономических отношений. Они изменяются с изменением государственности или с ее развитием. Благодаря выполняемым ими функциям, налоги являются инструментом государственной политики. В государстве и обществе налоги выполняют следующие функции:

  • фискальную;
  • распределительную;
  • регуляторную;
  • функцию контроля.

Наиболее древней и, в то же время, самой главной является фискальная функция. Она заключается в сборе денежных средств для формирования приходной части государственного бюджета. Перераспределение собранных средств в соответствии с проводимой государством политикой является проявлением распределительной функции налоговой системы.

Применяя различные налоговые ставки или освобождая отдельные отрасли или предприятия от уплаты налогов или же наоборот, повышая налоговую ставку для отдельных товаров или предприятий осуществляется регулирующая функция налогов. Роме того она предусматривает сбор средств на восстановление использованных ресурсов. Контроль заключается в отслеживании степени полноты денежных поступлений и их своевременности. Эта функция необходима для дальнейшего планирования развития государства (как экономики, так и общества).

Особенности налоговой системы унитарного государства

Как уже говорилось выше, унитарные государства – это цельные образования. Территории, входящие в их состав являются административно-территориальными единицами, не имеющими суверенных прав. Они всецело подчиняются центральным органам власти. Это касается и вопросов налогообложения и формирования бюджетов всех уровней.

Аппарат государственной власти унитарного государства – это единая структура по всей территории страны. Права высших органов власти не ограничены полномочиями местных органов самоуправления. В пределах унитарного государства действует единая конституция и единая правовая система.

Налоговая система унитарного государства представляет собой одноканальную структуру. Все налоги, собираемые на местах поступают в единый центр. А уже центральные органы власти осуществляют перераспределение собранных средств по регионам и отраслям.

В качестве примера классической формы налоговой системы унитарного государства часто приводят современную налоговую систему Великобритании. В унитарном государстве используют центральные и местные налоги. В категорию центральных налогов входят:

  • подоходный налог с населения;
  • подоходный налог с предприятий, фирм, корпораций и т.п.;
  • налог на доходы от нефти;
  • налог с наследства;
  • налог на добавленную стоимость;
  • всевозможные гербовые, акцизные и пошлинные сборы.

Собранные средства поступают в центральный (государственный) бюджет. Взимание средств может происходить либо через специальные органы, либо перечислением плательщиком через банковские учреждения. Согласно конституции государства платеж может производиться как в наличной, так и в безналичной форме (банковским чеком, банковской картой и пр.).

Для финансирования нужд местных бюджетов применяют систему местных налогов. В их перечень входят поимущественные налоги. В зависимости от особенностей государственного законодательства ( налогового кодекса По данной теме мы уже выполнили реферат Основы налогового контроля подробнее ) определяется ставка налогов и система их начислений (пропорциональная, прогрессивная и т.д). Эти же законы определяют круг лиц и случаи применения льготного налогообложения или освобождения т уплаты налогов.

Avatar

Список вопросов теста

Вопрос 1

Выберите верные суждения о государстве и его функциях и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • Принцип разделения властей является обязательным для любого государства.
  • Стабилизационная функция государства обеспечивает организацию и регулирование хозяйственной деятельности субъектов экономики.
  • Функции государства — главные направления и виды деятельности государства, обусловленные его задачами и целями и характеризующие его сущность
  • Основные правовые формы осуществления функций государства — это правотворческая, правоприменительная, правоохранительная, учредительная, контрольно-надзорная.
  • Государственный суверенитет выражает верховную власть над всеми проживающими на определённой территории гражданами, их институтами и организациями.
Вопрос 2

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Выделите это слово (словосочетание).

Монархия; федерация; форма государства; республика; форма правления.

  • монархия
  • федерация
  • форма государства
  • республика
  • форма правления
Вопрос 3

Выберите верные суждения о государстве и его функциях и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • К внешним функциям государства относится определение общего направления экономического развития страны.
  • Государство обладает монопольным правом законно применять принуждение силами армии, органов охраны порядка и безопасности
  • Требования, устанавливаемые государством по вопросам экологической политики, составляют основу экологической безопасности страны.
  • Государство создаёт нормативную и организационную основу деятельности государственных органов.
  • Основополагающим признаком государства любого типа является реализация принципа разделения властей.
Вопрос 4

Выберите верные суждения о государстве и его функциях и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • Государством называют совокупность институтов публичной власти и механизмов их функционирования.
  • Государство призвано уравновешивать различные социальные интересы.
  • К основным признакам государства относится унитарное устройство, территория, на которую распространяется власть.
  • Государство отличается от политической партии тем, что оно является политическим институтом.
  • Государство создаёт нормативную и организационную основу для эффективной и качественной деятельности государственных органов.
Вопрос 5

После смерти короля страны Z главой государства стал его старший сын. Какие дополнительные признаки позволят сделать вывод, что государство Z — парламентская монархия? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  • В государстве действует Конституция, которой обязаны подчиняться все без исключения граждане страны, включая монарха.
  • В руках монарха сосредоточена исполнительная, законодательная и судебная власть.
  • Монарх назначает министров.
  • В стране отсутствует государственная религия.
  • В стране отсутствует государственная религия.
  • Монарх выполняет свои функции номинально
Вопрос 6

Государство Z объединяет несколько штатов, имеющих свои парламенты, правительства и законодательство. В Z периодически проводятся свободные выборы в парламент государства, который формирует правительство из представителей победивших политических партий. Депутаты парламента избирают президента, выполняющего представительные функции. Выберите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • президентская республика
  • демократическое государство
  • парламентская республика
  • авторитарное правление
  • федеративное государство
  • унитарное государство
Вопрос 7

Найдите в приведенном списке характеристики конституционной монархии. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  • глава государства — наследственный монарх, обладающий представительскими функциями
  • высшую судебную власть осуществляет монарх
  • законодательную власть осуществляет выборный парламент
  • исполнительная власть принадлежит правительству
  • представительские функции осуществляет председатель верхней палаты парламента
Вопрос 8

Согласно Конституции государство Х является демократической унитарной парламентской республикой. Какие из приведённых ниже признаков характеризуют политический режим государства Х? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  • В Конституции закреплено положение о суверенитете народа.
  • В государстве существует одноуровневая налоговая система.
  • Президент имеет право роспуска парламента.
  • Административно-территориальные единицы государства не обладают собственными уставами и конституциями.
  • Парламентские выборы в государстве проходят на реальной альтернативной основе.
  • Парламентские выборы в государстве проходят на реальной альтернативной основе.
Вопрос 9

Субъекты федерации, имеющие автономию, объединены в государство Z. Согласно Конституции этого государства, регулярно, на альтернативной основе проходят состязательные выборы законодательных и исполнительных органов власти. Всенародно избранный президент под контролем парламента формирует правительство. Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • унитарное государство
  • федеративное государство
  • президентская республика
  • парламентская республика
  • демократическое государство
  • социальное государство
Вопрос 10

Конституция провозглашает Z демократическим федеративным государством с республиканской формой правления. Какие из приведённых признаков характеризуют форму государственного (территориального) устройства Z? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  • регулярные выборы главы государства и парламента на альтернативной основе
  • гарантия соблюдения политических и социальных прав и свобод граждан
  • политический плюрализм
  • двухпалатная структура парламента, обеспечивающая представительство регионов
  • включение в состав нескольких государственных образований, каждое из которых обладает определённой собственной компетенцией
  • действие конституций субъектов при верховенстве общей конституции
Вопрос 11

Найдите в приведенном списке положения, характеризующие парламентскую республику. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  • формирование правительства парламентом
  • прямое всенародное избрание президента
  • отсутствие у президента права роспуска парламента
  • ответственность правительства перед парламентом
  • наделение президента представительскими полномочиями
Вопрос 12

Раскрывая роль государства в жизни общества, учёные-политологи характеризуют его как центральный институт политической системы. Какие из перечисленных признаков подтверждают это суждение?

  • обладает наивысшей концентрацией власти
  • устанавливает общеобязательные нормы
  • его деятельность регулируется определёнными нормами
  • выполняет определённые общественные функции
  • регулирует деятельность граждан и организаций на определённой территории
  • возникло раньше других социальных институтов
Вопрос 13

В государстве Z принята новая конституция, с определенной периодичностью проводятся выборы. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что в государстве Z существует тоталитарный режим? Выберите верные ответы и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • Основные высшие органы власти формируются на основе выборов.
  • Ветви власти конституционно разделены.
  • Отдельные статьи конституции посвящены правам и свободам граждан.
  • Существует единая обязательная политическая идеология.
  • Установлен полный контроль государства над всеми аспектами жизни общества и человека.
  • Глава государства пользуется авторитетом.
Вопрос 14

В государстве Z существует частичный запрет на деятельность оппозиции. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что в государстве установился авторитарный политический режим? Запишите цифры, под которыми она указана.

  • власть носит публичный характер
  • сложилась система правоохранительных органов
  • все стороны жизни подчинены единой идеологии
  • существующая в стране оппозиция подконтрольна властям
  • для удержания власти используются силовые структуры
  • контроль над экономикой полностью централизован
Вопрос 15

Ниже приведён ряд признаков. Все они, за исключением двух, относятся к признакам любого государства.

1) наличие аппарата власти и управления; 2) легальное право на применение силы; 3) суверенитет; 4) монопольное право издавать законы; 5) плюрализм; 6) парламентаризм

Читайте также: