В древних афинах говорили свободный гражданин отличается тем что не платит прямых налогов

Опубликовано: 16.05.2024

\u0414\u0435\u0439\u0441\u0442\u0432\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e, \u0432 \u0434\u0440\u0435\u0432\u043d\u0438\u0445 \u0410\u0444\u0438\u043d\u0430\u0445 \u0443\u043f\u043b\u0430\u0442\u0430 \u043f\u0440\u044f\u043c\u044b\u0445 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u0432 \u0441\u0447\u0438\u0442\u0430\u043b\u0430\u0441\u044c \u043e\u0441\u043a\u043e\u0440\u0431\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0439 \u0434\u043b\u044f \u0433\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d. \u0412\u043e\u0437\u043c\u043e\u0436\u043d\u043e, \u0442\u0430\u043a \u0431\u044b\u043b\u043e, \u043f\u043e\u0442\u043e\u043c\u0443 \u0447\u0442\u043e \u043e\u0431\u044f\u0437\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u043c \u043f\u043e\u0434\u0443\u0448\u043d\u044b\u043c \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u043c \u043e\u0431\u043b\u0430\u0433\u0430\u043b\u0438\u0441\u044c \u043c\u0435\u0442\u0435\u043a\u0438. \u042d\u0442\u043e \u0431\u044b\u043b \u043d\u0438\u0437\u0448\u0438\u0439 \u0441\u043b\u043e\u0439 \u043d\u0430\u0441\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f, \u0441\u043e\u0441\u0442\u043e\u044f\u0432\u0448\u0438\u0439\u0441\u044f \u0438\u0437 \u0447\u0443\u0436\u0435\u0437\u0435\u043c\u043d\u044b\u0445 \u043f\u0435\u0440\u0435\u0441\u0435\u043b\u0435\u043d\u0446\u0435\u0432 \u0438 \u043e\u0441\u0432\u043e\u0431\u043e\u0436\u0434\u0451\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0432. \u041e\u043d\u0438 \u043d\u0435 \u0438\u043c\u0435\u043b\u0438 \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430 \u0432\u043b\u0430\u0434\u0435\u0442\u044c \u043d\u0435\u0434\u0432\u0438\u0436\u0438\u043c\u043e\u0441\u0442\u044c\u044e, \u043f\u0440\u0438\u043d\u0438\u043c\u0430\u0442\u044c \u0443\u0447\u0430\u0441\u0442\u0438\u0435 \u0432 \u0433\u043e\u043b\u043e\u0441\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u044f\u0445, \u0432\u0441\u0442\u0443\u043f\u0430\u0442\u044c \u0432 \u0431\u0440\u0430\u043a \u0441 \u0433\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d\u0430\u043c\u0438 \u0410\u0444\u0438\u043d. \u041f\u043e \u0441\u0443\u0442\u0438, \u0438\u0445 \u043b\u0435\u0433\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0435 \u043f\u0440\u0438\u0441\u0443\u0442\u0441\u0442\u0432\u0438\u0435 \u0432 \u0410\u0444\u0438\u043d\u0430\u0445 \u0431\u044b\u043b\u043e \u043e\u0431\u0443\u0441\u043b\u043e\u0432\u043b\u0435\u043d\u043e \u0443\u043f\u043b\u0430\u0442\u043e\u0439 \u043f\u0440\u044f\u043c\u043e\u0433\u043e \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u0430. \u041c\u0443\u0436\u0447\u0438\u043d\u044b-\u043c\u0435\u0442\u0435\u043a\u0438 \u043f\u043b\u0430\u0442\u0438\u043b\u0438 \u0435\u0436\u0435\u0433\u043e\u0434\u043d\u043e \u0434\u0432\u0435\u043d\u0430\u0434\u0446\u0430\u0442\u044c \u0434\u0440\u0430\u0445\u043c, \u0430 \u0436\u0435\u043d\u0449\u0438\u043d\u044b - \u0448\u0435\u0441\u0442\u044c. \u041f\u0440\u044f\u043c\u044b\u0435 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u0438 \u0432\u0437\u0438\u043c\u0430\u0435\u043c\u044b\u0435 \u0441 \u0433\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d \u0410\u0444\u0438\u043d, \u0443\u043f\u043e\u0434\u043e\u0431\u043b\u044f\u043b\u0438 \u0431\u044b \u0438\u0445 \u043d\u0435 \u0433\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d\u0430\u043c, \u0442\u0435\u043c \u0441\u0430\u043c\u044b\u043c \u0443\u043d\u0438\u0436\u0430\u044f \u0438\u0445, \u0441\u0442\u0430\u0432\u044f \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u0443 \u0441\u0442\u0443\u043f\u0435\u043d\u044c \u0441 \u043c\u0435\u0442\u0435\u043a\u0430\u043c\u0438. \u00a0

\u0414\u043b\u044f \u0441\u043e\u0441\u0442\u043e\u044f\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u0445 \u0436\u0438\u0442\u0435\u043b\u0435\u0439 \u0410\u0444\u0438\u043d \u0431\u044b\u043b\u0430 \u043f\u0440\u0438\u0434\u0443\u043c\u0430\u043d\u0430 \u0434\u0440\u0443\u0433\u0430\u044f \u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u0430 \u0441\u0431\u043e\u0440\u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u0432. \u041e\u043d\u0430 \u043d\u043e\u0441\u0438\u043b\u0430 \u0441\u043a\u043e\u0440\u0435\u0435 \u0445\u0430\u0440\u0430\u043a\u0442\u0435\u0440 \u0434\u043e\u0431\u0440\u043e\u0432\u043e\u043b\u044c\u043d\u044b\u0445 \u043f\u043e\u0436\u0435\u0440\u0442\u0432\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0439. \u041d\u0430\u043f\u0440\u0438\u043c\u0435\u0440, \u043b\u0438\u0442\u0443\u0440\u0433\u0438\u044f, \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u043e\u0439 \u044f\u0432\u043b\u044f\u043b\u043e\u0441\u044c \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u043e\u0439 \u0447\u0435\u0441\u0442\u044c\u044e, \u043e\u043a\u0430\u0437\u0430\u043d\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u043e\u043c. \u0422\u0430\u043a\u0436\u0435 \u0431\u044b\u043b\u0438 \u0438 \u0434\u0440\u0443\u0433\u0438\u0435: \u0445\u043e\u0440\u0435\u0433\u0438\u044f- \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u0438\u0437\u0430\u0446\u0438\u044f \u0438 \u043e\u043f\u043b\u0430\u0442\u0430 \u0445\u043e\u0440\u0430 \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0430\u0442\u0440\u0430, \u0433\u0438\u043f\u043e\u0442\u0440\u043e\u0444\u0438\u044f \u2013 \u0441\u043e\u0434\u0435\u0440\u0436\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0432\u043e\u0435\u043d\u043d\u043e\u0439 \u043a\u043e\u043d\u043d\u0438\u0446\u044b, \u0430\u0440\u0445\u0438\u0442\u0435\u043e\u0440\u0438\u044f \u2013 \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0434\u0435\u043b\u0435\u0433\u0430\u0446\u0438\u0435\u0439 \u043e\u0442 \u0410\u0444\u0438\u043d, \u0433\u0435\u0441\u0442\u0438\u0430\u0441\u0438\u0441 \u2013 \u044d\u0442\u043e \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u0438\u0437\u0430\u0446\u0438\u044f \u043f\u0438\u0440\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432 \u0434\u043b\u044f \u0432\u0441\u0435\u0439 \u043e\u0431\u0449\u0438\u043d\u044b. \u0423\u043f\u043b\u0430\u0442\u0443 \u044d\u0442\u0438\u0445 \u0432\u0437\u043d\u043e\u0441\u043e\u0432 \u0433\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d\u0435 \u0441\u0447\u0438\u0442\u0430\u043b\u0438 \u043e\u0431\u044f\u0437\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0439 \u0434\u043b\u044f \u0441\u0435\u0431\u044f. \u0422\u0430\u043a\u0438\u043c \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043e\u043c, \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u043e \u0444\u0430\u043a\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438 \u0441\u043e\u0431\u0438\u0440\u0430\u043b\u043e \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u0438, \u043d\u043e \u043f\u0440\u0438 \u044d\u0442\u043e\u043c \u043d\u0435 \u043e\u0441\u043a\u043e\u0440\u0431\u043b\u044f\u043b\u043e \u0434\u043e\u0441\u0442\u043e\u0438\u043d\u0441\u0442\u0432\u043e \u0430\u0444\u0438\u043d\u0446\u0435\u0432. \u00a0 ">]" data-test="answer-box-list">

briochetina

Ответ:

Действительно, в древних Афинах уплата прямых налогов считалась оскорбительной для граждан. Возможно, так было, потому что обязательным подушным налогом облагались метеки. Это был низший слой населения, состоявшийся из чужеземных переселенцев и освобождённых рабов. Они не имели права владеть недвижимостью, принимать участие в голосованиях, вступать в брак с гражданами Афин. По сути, их легальное присутствие в Афинах было обусловлено уплатой прямого налога. Мужчины-метеки платили ежегодно двенадцать драхм, а женщины - шесть. Прямые налоги взимаемые с граждан Афин, уподобляли бы их не гражданам, тем самым унижая их, ставя на одну ступень с метеками.

Объяснение:

Для состоятельных жителей Афин была придумана другая система сбора средств. Она носила скорее характер добровольных пожертвований. Например, литургия, финансирование которой являлось большой честью, оказанной государством. Также были и другие: хорегия- организация и оплата хора для театра, гипотрофия – содержание военной конницы, архитеория – финансирование делегацией от Афин, гестиасис – это организация пиршеств для всей общины. Уплату этих взносов граждане считали обязательной для себя. Таким образом, государство фактически собирало налоги, но при этом не оскорбляло достоинство афинцев.


Налоги в те времена платили либо очень бедные крестьяне, либо рабы, так что не платить налоги было своего рода- успехом

Другие вопросы из категории

Своими широчайшими перспективами и возможностями демократия как будто бы вызвала ожидания, которых она не в силах удовлетворить. А своим духом терпимости и прияти я всех мнений, всех путей она открыла простор и для таких направлений, которые стремятся ее ниспровергнуть. Она не могла быть иною, ибо в этом ее природа, ее преимущество. Но этой своей природой и этим своим преимуществом она могла удовлетворить лишь некоторых, а не всех. у людей всегда остается потребность продолжать любую действительность до бесконечности абсолютного идеала, и никаким устройством государства их нельзя удовлетворить. Демократия обещала быть выражением общей воли, осуществлением равенства и свободы. Но принцип общей воли оказался загадочным и проблематическим, а начало равенства и свободы - сложным и противоречивым. Поэтому осуществление демократической идеи всегда остается лишь приблизительным инеточным.

Вопросы и задания

1. Какие ожидания не может удовлетворить дeмокpaтия? Каким образом эта мысль отражена в тексте параграфа?
2. Как вы думаете, какие политические движения в наши дни стремятся ниспровергнуть дeмокpaтию?
3. Почему демократия не может удовлетворить всех? Объясните.
4. Почему людей нельзя удовлетворить никаким устройством государства?
5. Какие преимущества демократии называет автор? Каковы возможности демократии?
6. Почему осуществление дeмокpaтической идеи всегда остается приблизительным? кaкой вывод вытекает из этого утверждения?

исключительном ведении Российской Федерации.

1)обеспечение соответствия конституции и законов республик Конституции РФ и федеральным законам

2) внешнеэкономические отношения Российской Федерации

3) кадры судебных и правоохранительных органов

4)координация вопросов здравоохранения

думаете,будет ли зарегистрирован этот брак?свой ответ поясните.2.супруги после 15 лет совместной жизни подписали брачный договор об изменении законного режима совместной собственности.правомерны ли действия супругов?ответ поясните.3.подберите в периодической печати примеры,иллюстрирующие правонарушения в россии.определите виды этих правонарушений.4.согласны ли вы с мнением французского юриста ж.карбонье:"если человек обладает развитым правосознанием,то так ли уж нужна flo информация о законе?при таком правосознании гражданин сумеет понять,что яв-ся законным?"

приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.




Большое
распространение в _______________(1) получила классификация, выделяющая в
зависимости от оснований и условий приобретения _______________(2) кадровые и
_______________(3) партии. Первые
отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических
_______________(4), а основой их строения является комитет активистов.
Кадровые партии формируются обычно «сверху» на базе различных парламентских
фракций, объединений партийной бюрократии. Такие партии обычно активизируют
свою деятельность только во время _______________(5). Другие партии
представляют собой централизованные, хорошо дисциплинированные организации.
Большое значение в них придается _______________(6) единству членов партии. Такие партии чаще
всего формируются «снизу», на основе профсоюзных и иных общественных
движений, отражающих интересы различных социальных групп.

объясни своими словами смысл высказывание Карла Маркса "Самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем , что , прежде чем строить ячейку из воска , он уже построил её в своей голове" .

. создание органа, в котором кон­фликтующие стороны регулярно встречаются с целью веде­ния переговоров по всем острым темам, связанным с кон­фликтом, и принятия решения установленными способами, соответствующими обстоятельствам (большинством, квали­фицированным большинством, большинством с правом вето, единогласно). Однако редко бывает достаточно только этой возможности: переговоры могут остаться безрезультатными. В такой ситуации рекомендуется привлечение третьей сто­роны, т. е. не участвующих в конфликте лиц или инстан­ций. 2. Наиболее мягкой формой участия третьей стороны является посредничество, т. е. соглашение сторон от случая к случаю выслушивать посредника и рассматривать его предложения. Несмотря на кажущуюся необязательность

этого образа действий, посредничество (например, Генераль­ного секретаря ООН, федерального канцлера и т. д.) часто оказывается в высшей степени эффективным инструментом регулирования. 3. Тем не менее часто необходимо сделать следующий шаг к арбитражу, т. е. к тому, что либо обра­щение к третьей стороне, либо в случае такого обращения исполнение ее решения является обязательным. Эта ситуа­ция характеризует положение правовых институтов в неко­торых (в частности, международных) конфликтах. 4. В слу­чае если для участников обязательно как обращение к третьей стороне, так и принятие ее решения, обязательный арбитраж находится на границе между регулированием и подавлением конфликта.

Этот метод может иногда быть необходим (для сохране­ния формы государственного правления, возможно, также для обеспечения мира в международной области), но при его использовании регулирование конфликтов как контроль их форм остается сомнительным.

Нужно подчеркнуть еще раз, что конфликты не исчеза­ют путем их регулирования. Там, где существует общество, существуют также конфликты. Однако формы регулирова­ния воздействуют на насильственность конфликтов. Регули­руемый конфликт является в известной степени смягчен­ным: хотя он продолжается и может быть чрезвычайно интенсивным, он протекает в формах, совместимых с непре­рывно изменяющейся социальной структурой. Возможно, конфликт является отцом всех вещей, т. е. движущей си­лой изменений, но конфликт не должен быть войной и не должен быть гражданской войной. Пожалуй, в рациональ­ном обуздании социальных конфликтов заключается одна из центральных задач политики.

Вопросы и задания к источнику. 1) Какую из двух позиций в оценке общественного конфликта разделяет автор? Подтвердите свое мнение словами из документа. 2) Какова роль посредничества в урегулировании конфликта? Почему автор называет его мягкой формой участия третьей стороны? В чем состоит отличие арбитра­жа от посредничества? 3) Почему обязательный арбитраж рассмат­ривается как форма, находящаяся на границе между регулирова­нием и подавлением конфликта? 4) Как вы думаете, что дает автору основание утверждать, что конфликты не исчезают путем их регулирования? Согласны ли вы с этим утверждением? На чем основана ваша точка зрения?


Налоги в те времена платили либо очень бедные крестьяне, либо рабы, так что не платить налоги было своего рода- успехом

Другие вопросы из категории

Своими широчайшими перспективами и возможностями демократия как будто бы вызвала ожидания, которых она не в силах удовлетворить. А своим духом терпимости и прияти я всех мнений, всех путей она открыла простор и для таких направлений, которые стремятся ее ниспровергнуть. Она не могла быть иною, ибо в этом ее природа, ее преимущество. Но этой своей природой и этим своим преимуществом она могла удовлетворить лишь некоторых, а не всех. у людей всегда остается потребность продолжать любую действительность до бесконечности абсолютного идеала, и никаким устройством государства их нельзя удовлетворить. Демократия обещала быть выражением общей воли, осуществлением равенства и свободы. Но принцип общей воли оказался загадочным и проблематическим, а начало равенства и свободы - сложным и противоречивым. Поэтому осуществление демократической идеи всегда остается лишь приблизительным инеточным.

Вопросы и задания

1. Какие ожидания не может удовлетворить дeмокpaтия? Каким образом эта мысль отражена в тексте параграфа?
2. Как вы думаете, какие политические движения в наши дни стремятся ниспровергнуть дeмокpaтию?
3. Почему демократия не может удовлетворить всех? Объясните.
4. Почему людей нельзя удовлетворить никаким устройством государства?
5. Какие преимущества демократии называет автор? Каковы возможности демократии?
6. Почему осуществление дeмокpaтической идеи всегда остается приблизительным? кaкой вывод вытекает из этого утверждения?

исключительном ведении Российской Федерации.

1)обеспечение соответствия конституции и законов республик Конституции РФ и федеральным законам

2) внешнеэкономические отношения Российской Федерации

3) кадры судебных и правоохранительных органов

4)координация вопросов здравоохранения

думаете,будет ли зарегистрирован этот брак?свой ответ поясните.2.супруги после 15 лет совместной жизни подписали брачный договор об изменении законного режима совместной собственности.правомерны ли действия супругов?ответ поясните.3.подберите в периодической печати примеры,иллюстрирующие правонарушения в россии.определите виды этих правонарушений.4.согласны ли вы с мнением французского юриста ж.карбонье:"если человек обладает развитым правосознанием,то так ли уж нужна flo информация о законе?при таком правосознании гражданин сумеет понять,что яв-ся законным?"

приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.




Большое
распространение в _______________(1) получила классификация, выделяющая в
зависимости от оснований и условий приобретения _______________(2) кадровые и
_______________(3) партии. Первые
отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических
_______________(4), а основой их строения является комитет активистов.
Кадровые партии формируются обычно «сверху» на базе различных парламентских
фракций, объединений партийной бюрократии. Такие партии обычно активизируют
свою деятельность только во время _______________(5). Другие партии
представляют собой централизованные, хорошо дисциплинированные организации.
Большое значение в них придается _______________(6) единству членов партии. Такие партии чаще
всего формируются «снизу», на основе профсоюзных и иных общественных
движений, отражающих интересы различных социальных групп.

объясни своими словами смысл высказывание Карла Маркса "Самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем , что , прежде чем строить ячейку из воска , он уже построил её в своей голове" .

. создание органа, в котором кон­фликтующие стороны регулярно встречаются с целью веде­ния переговоров по всем острым темам, связанным с кон­фликтом, и принятия решения установленными способами, соответствующими обстоятельствам (большинством, квали­фицированным большинством, большинством с правом вето, единогласно). Однако редко бывает достаточно только этой возможности: переговоры могут остаться безрезультатными. В такой ситуации рекомендуется привлечение третьей сто­роны, т. е. не участвующих в конфликте лиц или инстан­ций. 2. Наиболее мягкой формой участия третьей стороны является посредничество, т. е. соглашение сторон от случая к случаю выслушивать посредника и рассматривать его предложения. Несмотря на кажущуюся необязательность

этого образа действий, посредничество (например, Генераль­ного секретаря ООН, федерального канцлера и т. д.) часто оказывается в высшей степени эффективным инструментом регулирования. 3. Тем не менее часто необходимо сделать следующий шаг к арбитражу, т. е. к тому, что либо обра­щение к третьей стороне, либо в случае такого обращения исполнение ее решения является обязательным. Эта ситуа­ция характеризует положение правовых институтов в неко­торых (в частности, международных) конфликтах. 4. В слу­чае если для участников обязательно как обращение к третьей стороне, так и принятие ее решения, обязательный арбитраж находится на границе между регулированием и подавлением конфликта.

Этот метод может иногда быть необходим (для сохране­ния формы государственного правления, возможно, также для обеспечения мира в международной области), но при его использовании регулирование конфликтов как контроль их форм остается сомнительным.

Нужно подчеркнуть еще раз, что конфликты не исчеза­ют путем их регулирования. Там, где существует общество, существуют также конфликты. Однако формы регулирова­ния воздействуют на насильственность конфликтов. Регули­руемый конфликт является в известной степени смягчен­ным: хотя он продолжается и может быть чрезвычайно интенсивным, он протекает в формах, совместимых с непре­рывно изменяющейся социальной структурой. Возможно, конфликт является отцом всех вещей, т. е. движущей си­лой изменений, но конфликт не должен быть войной и не должен быть гражданской войной. Пожалуй, в рациональ­ном обуздании социальных конфликтов заключается одна из центральных задач политики.

Вопросы и задания к источнику. 1) Какую из двух позиций в оценке общественного конфликта разделяет автор? Подтвердите свое мнение словами из документа. 2) Какова роль посредничества в урегулировании конфликта? Почему автор называет его мягкой формой участия третьей стороны? В чем состоит отличие арбитра­жа от посредничества? 3) Почему обязательный арбитраж рассмат­ривается как форма, находящаяся на границе между регулирова­нием и подавлением конфликта? 4) Как вы думаете, что дает автору основание утверждать, что конфликты не исчезают путем их регулирования? Согласны ли вы с этим утверждением? На чем основана ваша точка зрения?

На Крите налоги, судя по всему, взимались начиная с Минойского и Микенского периодов. Вероятно, они представляли собой определенную долю произведенной продукции или некоторый объем принудительного труда. Впрочем, поскольку имеющиеся у нас свидетельства неточны, они постоянно оспариваются. До начала архаической эпохи мы, по сути дела, не располагаем больше никакими свидетельствами о систематическом сборе налогов. С введением монетных систем и усложнением экономических операций в греческих городах- государствах налоги стали взиматься на регулярной основе. Хотя некоторые тираны устанавливали высокие налоги, которые затем пускали на содержание наемных войск, в общем и целом налоги вплоть до начала греко-персидских войн (начало V века до н.э.), судя по всему, были сравнительно низкими.

В эпоху классики налогообложение становится главным методом получения средств городами-государствами. Большая часть свидетельств дошла до нас из Афин. Прямое налогообложение граждан и постоянные налоги на их собственность считались оскорбительными, хотя подобные налоги и вводились некоторыми тиранами. При этом, однако, считалось вполне разумным облагать налогами неграждан. Так, ежегодный подушный налог, взимавшийся с метеков, — метойкион (metoikion) составлял 12 драхм с мужчины и 6 драхм с женщины без работающего мужа или сына.

Продукты и товары, продававшиеся на рынке, облагались рыночным сбором, который ложился тяжелым бременем на метеков. На некоторые виды сделок, особенно заключаемых на агоре, накладывался акцизный сбор — эпония (eponia), который, по сути дела, представлял собой налог с продаж. Размер налога варьировался в зависимости от продаваемого товара. Средний уровень данного вида налогообложения составлял около 1% от стоимости товаров, хотя некоторые из них облагались более высоким налогом. Свидетельства из других городов- государств указывают, что налогами облагались также иностранцы, торговавшие на агоре. Существовали налоги на право разгрузки, рыбной ловли и якорной стоянки. Города также часто взимали воротные пошлины на въезд. Содержатели публичных домов платили особый акцизный сбор, который назывался «порникос тэлос» (pornikos telos).

Хотя прямое налогообложение граждан в Афинах не одобрялось, некоторые прямые налоги все же существовали. Одним из путей повышения государственного дохода была литургия (leitourgia)— весьма обременительная общественная повинность, которую богатые граждане отправляли полностью за свой счет. Подобных общественных обязанностей было много, и связаны они были в основном с различными празднествами. К этим обязанностям относилась хорегия (khoregia) — составление и оплата хора на театральных представлениях, гиппотрофия (hippotrophia) — содержание лошадей для военных нужд, архитеория (arkhitheoria) — от-правка делегаций своего государства на празднества в других областях и странах и гестиасис (hestiasis) — организация всеобщего пира для всей филы. Литургия для нужд военного флота называлась триерархией и предполагала службу в качестве триерарха в течение года. Изначально литургии были добровольными и рассматривались как оказанная гражданину честь, однако к началу IV в. до н.э. они, по сути дела, стали принудительной обязанностью.

Эйсфорой (eisphora) назывался прямой налог на собственность, налагавшийся на граждан и метеков в трудные для государства времена — например в случае войны. В 378—377 гг. до н.э. была проведена реформа этого налога, в результате которой для всех жителей, за исключением самых бедных граждан, была установлена фиксированная ставка. С перерывами эйсфора просуществовала вплоть до Эллинистического периода.

Эпидосис (epidosis) представлял собой добровольный взнос в государственную казну, прежде всего — во время войны. Обычно он осуществлялся вслед за призывом пополнить казну деньгами. Богатые граждане считали своим долгом делать эти взносы, и скорее всего в V в. до н.э. подобные взносы были действительно добровольными, однако в IV в. до н.э. они по сути дела стали принудительными.

В Эллинистический период, с образованием держав наследников Александра Великого, основным источником государственных доходов становится подать с городов и других политических структур внутри государства. Появились и новые налоги — например налог на соль, торговля которой была государственной монополией как в державе Селевкидов, так и в государстве Птолемеев, а также налоги на другие товары — кожи, пряности и благовония. Что касается греческих городов, то в рассматриваемое время произошло мало изменений в их системах налогообложения, лишь расширилось использование литургий. Хорегия была заменена ситонией (sitonia), которая требовала от богатых граждан закупать зерно для города. Если город был недостаточно богат, чтобы литургии работали эффективно, деньги на зерно, оливковое масло и рыбу приходилось собирать путем пожертвований, которые назывались «эпидосисами» (epidoseis). Формально добровольные, эти взносы на деле представляли собой обязательный налог.

Налоги обычно собирались откупщиками. Право собирать налог получал давший за это наибольшую цену на торгах. Государство устанавливало сумму налога на фиксированном уровне или в виде процента от стоимости договора с откупщиком. Доход откупщика складывался из той суммы, которую он был в состоянии собрать с налогоплательщиков за вычетом заплаченного на аукционе и собственных издержек. Данная система была открыта для коррупции и злоупотреблений, а откупщиков обычно боялись и ненавидели.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 216-217.


А вы хорошо знаете историю? Слышали, что в древних Афинах только самые богатые люди платили прямые налоги, и они шли на финансирование самых важных национальных расходов города-государства: флота и почестей богам. Хотя сегодня это может показаться удивительным, большинство из этих крупнейших налогоплательщиков не только были полностью всем довольны, но и хвастались тем, сколько они заплатили.

Деньги были так же важны для древних афинян, как и для большинства людей сегодня, так что же объясняет эту восторженную реакцию на большой налоговый счет? Афинская финансовая элита чувствовала себя так, потому что заслужила общественное уважение со стороны других граждан своего полиса.


Современные потребности, современные финансы

Афины в пятом и четвертом веках до нашей эры имели население, состоявшее из свободных и порабощенных людей, превышающее 300 000 человек. Экономика в основном была сосредоточена на международной торговле, и Афинам приходилось тратить большие суммы денег, чтобы поддерживать порядок – от национальной обороны до бесчисленных общественных фонтанов, постоянно изливающих питьевую воду по всему городу.


Налогов на богатство не существовало

Большая часть этих доходов поступала от государственных сельскохозяйственных угодий и серебряных рудников, которые сдавались в аренду наиболее выгодным покупателям, но Афины также облагали налогами импорт и экспорт и взимали пошлины с иммигрантов и проституток, а также штрафы, налагаемые на проигравших во многих судебных делах. В общем, прямых налогов на доходы и богатство не существовало.

По мере того как Афины становились международной державой, строился большой и дорогостоящий флот, состоящий из нескольких сотен деревянных военных кораблей, называемых триремами (буквально это означает "трехрядные корабли"). Триремы стоили огромных денег, дорого их было построить, оборудовать и экипировать, и афинская финансовая элита оплачивала это.

Поддержка спасения Афин

Топ-1 % владельцев недвижимости мужского пола отвечали за безопасность Афин, а также поддерживали "сотерии" путем выполнения особого вида государственной службы, называемой "лейтургия", или литургия. Они брали на себя обязанности командира триремы или "триерарха", который лично финансировал эксплуатационные расходы в течение целого года и даже руководил экипажем во время миссий.

Эта общественная услуга была недешевой. Чтобы финансировать свою литургию в качестве триерарха, богатый налогоплательщик тратил то, что квалифицированный рабочий зарабатывал за 10-20 лет постоянной оплаты. Вместо того чтобы уклоняться от этой ответственности, большинство принимало ее.


Финансирование гражданской милиции

Управление военными кораблями было не единственной обязанностью богачей по отношению к национальной обороне. Когда Афины были в состоянии войны, а это было большую часть времени, богатые должны были платить взносы наличными, называемые "эйсфораи", чтобы финансировать гражданскую милицию. Эти взносы основывались на стоимости их собственности, а не на их доходах, что делало их в некотором смысле прямым налогом на богатство.

Служение богам

Для древних афинян физическая военная мощь была лишь частью уравнения. Они также верили, что спасение государства от внешних угроз зависит от менее ощутимого, но столь же важного и дорогостоящего источника защиты - милости богов.

Чтобы удержать на своей стороне этих могущественных, но непостоянных божественных покровителей, афиняне строили сложные храмы, совершали большие жертвоприношения и устраивали оживленные публичные религиозные праздники. Эти грандиозные зрелища включали в себя музыкальные феерии и театральные представления, которые посещали десятки тысяч людей, и были чрезвычайно дорогими для проведения.


Как и в случае с триремом, самые богатые афиняне платили за эти праздники исполнением праздничных литургий. Например, работа в качестве руководителя хора означала оплату обучения, костюмов и расходов на проживание для больших групп исполнителей в течение нескольких месяцев подряд.

Горжусь тем, что плачу

Никто из финансовой элиты древних Афин не гордился тем, что мошенничал с афинским эквивалентом налоговой службы. Как раз наоборот: они платили и даже хвастались публично, что часто платили больше, чем требовалось, когда служили триерархом или хормейстером.

Конечно, не каждый представитель сверхбогатых Афин вел себя как патриотический чемпион. Некоторые уклонисты пытались избежать своих богослужений, утверждая, что другие люди с большим имуществом должны нести расходы вместо них, но эта попытка уклониться от государственной службы никогда не становилась нормой.

Так что же стояло за этой гражданской, налоговой гордостью?

Древние афиняне открывали свои кошельки не только ради общего блага. Они рассчитывали получить высокий доход в общественном мнении от инвестиций в их общину, которые представляли собой их налоги.

Этот социальный капитал был так важен, потому что афинская культура высоко ценила гражданский долг. Если богатый афинянин копил свое богатство, его высмеивали и называли жадным человеком, который берет взаймы у гостей, живущих в его доме, и когда он продает вино другу, то продает его разбавленным!


Социальное, а не денежное богатство

Социальные выплаты, которые получали богатые, приносили им долгую жизнь. Литургист, финансировавший хор, получивший премию, мог построить себе впечатляющий монумент на видном месте в центре города, чтобы объявить о своем превосходстве всем желающим на все времена.

Прежде всего афинские богачи платили налоги, потому что они жаждали социального успеха, который исходил от их соотечественников, публично идентифицирующих их как граждан, которые хороши, потому что они полезны. Получение почетного звания полезного гражданина может показаться сегодня банальным.

Быть богатым налогоплательщиком, который был добр и полезен своим согражданам, значило даже больше, чем деньги в банке. И эта неоценимая государственная служба приносила пользу всем афинянам, поддерживая их демократию век за веком.

Читайте также: