Налоговый контроль актуальность темы

Опубликовано: 02.05.2024


Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 01.01.2019 2019-01-01

Статья просмотрена: 2362 раза

Библиографическое описание:

Каитова, Д. Х. Актуальные проблемы налогового контроля в Российской Федерации / Д. Х. Каитова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 1 (239). — С. 106-107. — URL: https://moluch.ru/archive/239/55289/ (дата обращения: 21.05.2021).

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействуют на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной̆ экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги являются мощным инструментом управления экономикой̆ в условиях рынка.

Развитие рыночных отношений в России по-новому поставило проблемы налогового контроля. Налоговый̆ контроль — это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной̆ государственной финансовой̆ политики, экономическую безопасность России и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов. Объектами налогового контроля являются: движения денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков. Предметами налогового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т. д.

Ключевые слова: налоговый контроль, финансовая система, ответственность, налоговые правонарушения.

Актуальность темы статьи обусловлена важностью налогового контроля для финансовой системы Российского государства и наличием проблем в сфере правового регулирования налогового контроля, требующих разрешения.

Значение налогового контроля состоит в следующем:

– во-первых, налоговый контроль обеспечивает поступление налоговых доходов в бюджеты всех уровней;

– во-вторых, налоговый контроль способствует укреплению налоговой дисциплины и финансового правопорядка;

– в-третьих, важность выполняемых налоговым контролем функций (налоговый контроль выполняет охранительную функцию, в результате чего происходит привлечение к ответственности за налоговые правонарушения и превентивную функцию, которая способствует предупреждению новых налоговых правонарушений).

Основная проблема правового регулирования данной сферы — это определение налогового контроля.

В литературе можно встретить различные определения налогового контроля [1].

Е. В. Поролло подходит к характеристике налогового контроля с двух точек зрения: «Сущность налогового контроля можно рассматривать с двух позиций: во-первых, как функцию или элемент государственного управления экономикой, во-вторых, как особую деятельность по исполнению налогового законодательства. Эти стороны налогового контроля находятся в неразрывном единстве, что позволяет представить налоговый контроль в виде классической кибернетической системы, сочетающих в себе разнообразие статических элементов и их динамическое взаимодействие, непрерывное развитие и совершенствование» [2].

Д. В. Тютин считает, что налоговый контроль — вид деятельности налоговых органов, урегулированный НК РФ, целями которой является получение информации об исполнении частными субъектами налоговых правоотношений своих обязанностей, установление оснований для их принудительного исполнения и привлечения к налоговой ответственности [3].

Указанные авторы сходятся в том, что налоговому контролю присущ юридический аспект, и подчеркивают то, что он действует

на основании норм российского законодательства, а также имеет однородную цель в виде своевременности уплаты налогов, сборов и взносов, неотвратимости наступления ответственности за налоговые правонарушения, а также соблюдении налогового законодательства [4].

Статья 82 Налогового кодекса Российской Федерации [5] (далее — НК РФ) определяет налоговый контроль, как деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом.

Определение, данное в пункте 1 статьи 82 НК РФ, не отражает всех признаков налогового контроля. В частности, определение любой деятельности предусматривает следующие элементы: субъект, объект, цель, результат.

Приведённое законодателем определение не содержит указание на цель налогового контроля и его результат.

Цель налогового контроля состоит в своевременной и полной уплате налогов и сборов.

Результатом является устранение выявленных нарушений, привлечение к ответственности виновных лиц.

Кроме этого, нормы о налоговом контроле содержат ряд других неточностей. Так, абзац 2 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации среди форм налогового контроля называет получение объяснений налогоплательщиков. Данное действие при этом не регламентировано в НК РФ, не урегулирован его процессуальный порядок [6]. Поэтому следует внести изменения в Налоговый кодекс РФ, урегулировав порядок получения объяснений налогоплательщиков.

Законодатель среди форм называет налоговые проверки, получение объяснений налогоплательщиков, проверки данных учёта и отчётности, осмотр помещений и территорий, тем самым смешивая понятия форм и методов налогового контроля. Среди указанного перечня необходимо выделить формы налогового контроля: камеральные и выездные проверки, а также методы налогового контроля.

Формулировка методов налогового контроля в виде открытого перечня может обусловить превышение полномочий сотрудниками налоговых органов и чрезмерное вмешательство в деятельность подконтрольных субъектов, поэтому в статье 82 НК РФ следует предусмотреть закрытый перечень методов налогового контроля.

Таким образом, изменение норм, посвященных сущности и формам налогового контроля, позволит сделать данный процесс более эффективным.

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 27 ноября 2018 г.) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824; 2018. № 49 (часть I). Ст. 7496.
  2. Миланко А. М. Применение зарубежного опыта в решении проблем налогового контроля // Эпомен. 2018. № 14. С. 75–82.
  3. Передернин А. В. Правовые проблемы исполнения налоговыми органами государственных функций по контролю и надзору // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2018. № 1 (10). С. 127–134.
  4. Попов В. В., Тришина Е. Г. Об особенностях налогово-контрольных мероприятий в рамках защиты интересов публичных образований в сфере налогообложения // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2014. № 2 (97). С. 233–236.
  5. Поролло Е. В. Налоговый контроль: принципы и методы проведения / Е. В. Поролло. М.: Гардарика. 1996. 402 с.
  6. Тютин Д. В. Налоговое право: курс лекций // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения: 17.12.2018).

Библиографическая ссылка на статью:
Шантрукова Н.М. Налоговый контроль в системе финансового контроля: сущность, элементы // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/05/67349 (дата обращения: 20.05.2021).

Актуальность исследования обусловлена усиливающимся экономическим кризисом и падением доходности бизнеса в современных условиях. Статистика правонарушений и преступлений свидетельствует об учащении случаев уклонения от исполнения налоговых обязательств. Сказанное свидетельствует о необходимости повышения эффективности налогового администрирования путем совершенствования как форм, так и методов налогового контроля.

Для определения места налогового контроля в системе финансового контроля, воспользуемся классификацией видов финансового контроля в зависимости от сферы осуществления финансовой деятельности, предложенной Химичевой Н.И. [1] (рисунок 1).


Рисунок 1 – Виды финансового контроля в зависимости от сферы осуществления финансовой деятельности [1]

Таким образом, отметим, что налоговый контроль является видом финансового контроля.

Легальное определение налогового контроля содержится в Налоговом кодексе. Согласно ст. 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах. Для понимания природы налогового контроля как правовой категории, следует дать оценку научным взглядам на данное юридическое явление. Отметим, что в науке отсутствует единообразное понимание налогового контроля (таблица 1).

ФИО автора Формулировка налогового контроля
Нестеров Н.Н. [2] …охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов, а также сферы деятельности контролируемых субъектов, связанные с уплатой налогов.
Ильин А.Ю. [3], Курбатов Т.Ю. [4] …контроль государства за соблюдением налогового законодательства…
Брызгалин А.В.[5] … установленная законодательством совокупность приемов и способов руководства компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства…
Кучеров И.И. [6] … деятельность обладающих соответствующей компетенцией субъектов нацеленную на создание совершенной системы налогообложения…
Ногина О.Н. [7] … собой особый вид деятельности специально уполномоченных государственных органов, в результате которой обеспечивается установленное нормами налогового права исполнение обязанностей лиц в сфере налогообложения…
Поролло Е. В.[8] как функция или элемент государственного управления экономикой, как особая деятельность по исполнению налогового законодательства…
Грачева Е. Ю., Соколова Э. Д.[9] …регламентированная нормами налогового права деятельность компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства…
Макарова О. А. [10] …деятельность должностных лиц налоговых органов с целью проверки правильности исчисления и уплаты налогов и сборов…

Отметим, что большинство ученых формулирует понятие исследуемой категории через «деятельность уполномоченных органов», однако используя при этом различный перечень действий. Согласимся с учеными, трактующими «налоговый контроль» как деятельность уполномоченных органов по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах [6].

Таким образом, основываясь на проведенном анализе научных подходов к понятию налогового контроля, в широком смысле эта категория включает в себя всю совокупность действий, направленных на соблюдение налогового законодательства, в узком смысле непосредственную деятельность уполномоченных лиц по проведению налоговых проверок.

Отметим, что исследуемая категория может рассматриваться только как совокупность составляющих ее элементов, т.е. как система, включающая в себя субъекты, предмет, объект, методы и формы налогового контроля:

  • субъектами налогового контроля являются контролирующий уполномоченный налоговый орган, а также подконтрольные лица;
  • предметом налогового контроля является определенный вид налоговых правоотношений (например, налоговый контроль при применении упрощённой системы налогообложения);
  • объектом налогового контроля являются действия (бездействие) налогоплательщиков;
  • методы налогового контроля включают в себя совокупность приемов и способов, применяемых управомоченными субъектами для установления объективных данных по выполнению налоговых обязательств субъектами налоговой проверки;
  • формы налогового контроля установлены ст. 82 НК РФ и представляют собой установленную законодательством совокупность способов осуществления и формального закрепления результатов мероприятий налогового контроля [11].

Отметим, что синтезированная нами совокупность элементов налогового контроля подвергается в науке сомнению и дискуссиям. В частности, по прежнему спорной остается категория «объекта налогового контроля». Ряд авторов под объектом налогового контроля понимает проверяемые организации, другие считают, что это действия конкретных должностных лиц по выполнению своих должностных обязанностей, третьи считают объектом процессы формирования и использования денежных фондов. В контексте данного исследования, присоединимся к точке зрения Кормилицына А.С. [12] считающего объектом налогового контроля действия (бездействие) подконтрольных лиц.

Также отсутствует единообразие взглядов по поводу форм и методов налогового контроля. Подчеркнем, что даже принятие Бюджетного и Налогового кодексов, урегулировавших формы финансового и налогового контроля, не привело к единым взглядам на соотношение форм и методов. Отметим, что ст. 82 НК РФ установила конкретные формы проведения налогового контроля, при этом не указав на это прямо:

  • налоговые проверки;
  • получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
  • проверка данных учета и отчетности;
  • осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
  • другие формы в частности, учет организаций (ст. 83 НК РФ); обязанности органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков (ст. 85 НК РФ); обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков (ст. 86 НК РФ) и др.

В подтверждение высказанной точки зрения укажем на Письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 “О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками”, где вышеперечисленные действия названы формами в рамках мероприятий налогового контроля.

Таким образом, проведенный анализ теоретических подходов к понятию и элементам налогового контроля в системе финансового контроля позволил обнаружить ряд теоретико-методологических проблем, требующих законодательного закрепления:

В реалиях настоящего времени на пути развития налоговой системы имеется большое количество проблем, которые вызваны как внешними, так и внутренними факторами: двоякое трактование положений статей Налогового кодекса Российской Федерации, противоречивая практика разбирательств идентичных дел в судах субъектов Российской Федерации, несовершенство налогового администрирования и т.п. Именно поэтому, в настоящее время существует проблема обеспечения стабильного развития налоговой системы, среди которой одно из самых важных значений имеет совершенствование налогового контроля. Налоговый контроль в Российской Федерации осуществляется с помощью разнообразных методов, приемов и способов, путем обобщения теоретических положений в области бухгалтерского и налогового законодательства, оценки практической деятельности налоговых и других контролирующих органов, анализа динамики правонарушений в сфере бухгалтерского учета и налогообложения.

В современных условиях круг полномочий в отношении обеспечения экономической безопасности не достаточно четко распределен между органами налогового контроля и другими контролирующими органами, которые имеют общие задачи по защите экономических интересов и противодействию экономических преступлений в налоговой сферы. При этом особого внимания требует совершенствование правоохранительных механизмов противодействия налоговой и экономической преступности, криминализации налоговой сферы, разрешения спорных вопросов и конфликтных ситуаций при организации налоговых проверок.

Исходя из этого, актуальным становится изучение проблемы организации налогового контроля в целях обеспечения экономической безопасности РФ на основе оценки форм и методов налогового контроля. В соответствии со статьей 82 Налогового кодекса Российской Федерации под налоговым контролем понимают деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.

В рамках налогового контроля Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:

1. Камеральные налоговые проверки;

2. Выездные налоговые проверки;

3. Повторные налоговые проверки.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами, создает условия для эффективного функционирования налоговой системы, содействуя тем самым реализации налоговой политики государства путем своевременного и полного формирования его финансовой базы.

Именно поэтому необходимо постоянно совершенствовать деятельность налоговых органов в рамках проводимых мероприятий, связанных с осуществлением налогового контроля.

Для целей совершенствования взаимодействия налоговых органов с другими государственными структурами по вопросам, касающимся налогового контроля, необходимо:

1. Интегрировать взаимодействие налоговых органов с органами, осуществляющими регистрационные действия с налогоплательщиками-физическими лицами в частях, касающихся сбора данных об объектах налогообложения по таким налогам, как земельный налог и налог на имущество физических лиц, в связи с непрекращающимися случаями представления в налоговые органы ошибочных данных об объектах налогообложения, которые приводит к увеличению количества перерасчетов и направлению повторных налоговых уведомлений.

2. Проводить более либеральную налоговую политику в части, касающейся штрафных санкций, т.к. фискальная направленность нынешней налоговой системы неизбежно приведет к уклонению от налогообложения.

Практика показывает, что чем строже карательные меры, тем больше стремление налогоплательщиков скрыть свои доходы. Поэтому штрафные санкции должны быть дифференцированы в зависимости от тяжести правонарушения и наличия умысла. Необходимо более четкое и подробное классификации налоговых правонарушений.

3. Совершенствовать методологию налоговых проверок с целью совершенствования работы налоговых органов и исключения двоякого трактования положений и статей Налогового кодекса Российской Федерации.

4. Для функционирования в полном объеме фискальной функции налогов необходимо совершенствовать работу судебной системы, бороться с коррупцией в налоговых органах, повышать их техническую оснащенность и квалификацию работников, охранять от посягательств криминализированного бизнеса.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что для повышения эффективности налогового контроля в целях обеспечения экономической безопасности РФ, необходимо совершенствование организации контрольной работы налоговых органов, повышение ее эффективности, улучшение методики их работы. В целях совершенствования налогового законодательства Автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» была разработана дорожная карта проекта «Совершенствование налогового администрирования» Национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации.

Дорожная карта нацелена на совершенствование и оптимизацию системы налогового администрирования с созданием комфортных условий взаимодействия бизнеса (предпринимателей) и органов государственной власти в части процедур подачи и формирования налоговой отчетности, а также усовершенствования принципов документооборота.

В качестве основных целей в дорожной карты указаны следующие направления деятельности, требующие совершенствования:

• Сокращение временных и материальных затрат предпринимателей на подготовку и представление налоговой отчетности, уплату налогов;

• Улучшение взаимоотношений между налогоплательщиками в лице предпринимательского сообщества и налоговыми органами с учетом лучших международных практик;

• Сближение правил налогового и бухгалтерского учета;

• Повышение эффективности механизмов администрирования НДС;

• Стимулирование перехода налогоплательщиков и налоговых органов на электронный документооборот;

• Совершенствование администрирования специальных налоговых режимов, применяемых отдельными категориями налогоплательщиков.

Также в дорожной карте указаны результаты к которым необходимо стремиться по окончании реализации вышеуказанных направлений деятельности:

- Сокращение времени взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов;

- Упрощение правил ведения учета и повышению прозрачности правоприменения;

- Достижение ключевых показателей эффективности, разработанных в дорожной карте.

1. Автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.asi.ru. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 20.12.2014).

2. Аристархова, М.К. Совершенствование управления реализацией налоговых проверок/ М.К. Аристархова, А.Н. Воронина // Экономика региона. - 2011. - № 3 (27). - С.147-155: табл. - Библиогр. с. 154.

3. Безверхова, И.А. Основные аспекты системы налогового контроля и направления ее совершенствования/ И.А. Безверхова //Управленческий учет. - 2011. - № 7. - С. 56 - 60: схемы. - Библиогр.: с. 60.

4. Горлов, В.В. Налоговый контроль в Российской Федерации: формы и направления совершенствования/ В. В. Горлов // Все о налогах. - 2011. - № 4. - С. 3 – 8.

5. Дуброва, М. Особенности функционирования налогового контроля в системе государственного финансового контроля/ М. Дуброва // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2011. - № 1, Ч. 2. - С. 559 - 562: рис. - Библиогр.: с. 562.

Никонова Ольга Петровна
Выжитович Александр Михайлович
1. студент. Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»
2. научный руководитель кафедры общественных финансов, доцент, к.э.н.

Nikonova Olga Petrovna
Vyzhitovich Alexander Mikhailovich

1. student. Novosibirsk State University of Economics and Management "NINH"
2. Scientific Director of the Department of Public Finance, Associate Professor, Ph.D.

Аннотация: Данная статья посвящена определению теоретических и организационных основ налогового контроля. В современных условиях большое значение в общей системе ведения государственного финансового контроля имеет налоговый контроль, так как налоги являются главными фискально-регулирующими мерами рыночного хозяйства. В работе применяются специальные методы научного познания: анализ литературы, методы табличного отображения данных.

Abstract: This article is devoted to the definition of theoretical and organizational bases of tax control. In modern conditions, tax control is of great importance in the General system of state financial control, since taxes are the main fiscal and regulatory measures of the market economy. The paper uses special methods of scientific knowledge: literature analysis, methods of tabular data display.

Ключевые слова: камеральная проверка, налоговый контроль, выездные проверки, налогоплательщики

Keywords: cameral check, tax control, exit checks, taxpayers.

В современных условиях большое значение в общей системе ведения государственного финансового контроля имеет налоговый контроль, так как налоги являются главными фискально-регулирующими мерами рыночного хозяйства.

Ведущей и самой результативной формой налогового контроля становятся налоговые проверки, которые могут проводиться как в налоговом органе (камеральная проверка), так и по фактическому месту нахождения налогоплательщиков (выездная проверка). Камеральная проверка является процедурой, проводимой налоговыми органами относительно определенного лица и состоит из несколько последовательных операций.

Вопросы, которые касаются осуществления налоговых проверок становятся весьма значительными, так как на сегодняшний день ни один налогоплательщик не застрахован от налоговых проверок. Налоговый контроль гарантирует обратную связь налогоплательщиков с органами государственной власти, поэтому от его эффективности зависит благополучие и экономическая безопасность страны [8].

Для юридической науки актуальным является проведение систематизации накопленных теоретических и практических знаний в области организации налоговых проверок и формулировка предложений по повышению результативности их проведения.

Изучение нормативного регламентирования налоговых проверок стало относительно новой темой для отечественной правовой науки. Совокупных исследований, которые были бы связаны с данным вопросом, в российской юридической науке за последние 5 лет не осуществлялось. Ученые разных направлений юридической науки всегда уделяли большое внимание институту налогового контроля. В последние годы исследованием вопросов налогового контроля занимались авторы Бельский К. С., Брызгалин А. В., Винницкий Д. В., Гаджиев Г. А., Горбунова О. Н., Захарова Р. Ф. и др.

Однако, в результате внесения в Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ изменений в Налоговый кодекс, работы данных авторов в существенной мере утратили свою актуальность. Постоянное изменение в налоговом законодательстве требует непрерывного научного исследования [2].

Ученые рассматривают налоговый контроль с 3-ех точек зрения, например, как: специфическую деятельность представительных государственных органов по соблюдению налогового законодательства; совокупность мероприятий, способов проверки соблюдения налогового законодательства; систему организационно-методических и технических точек зрения.

Сравнительный анализ понятий «налоговый контроль» представлен в таблице 1.

Сравнительный анализ понятий «налоговый контроль»

АвторОпределение
Подунай О. А. [11]Налоговый контроль рассматривает как функцию или звено государственного управления экономикой, как специфическую работу по выполнению налогового законодательства
Булатов С. Р. [3]Налоговый контроль является специализированным (лишь относительно налогов и сборов) надведомственным (вне рамок ведомств) государственным контролем
Макаренко О. [9]Подразумевает под налоговым контролем «работу должностных лиц налоговых органов в границах своей компетенции и формах, которые предусмотрены НК РФ, с целью проведения проверки точности исчисления и уплаты налогов и сборов, а также установления и устранения налоговых правонарушений и причин, которые их порождают, выполнения законодательства о налогах и сборах».
НК РФ (ст. 82) [1]Характеризует налоговый контроль как деятельность представительных органов по контролю за выполнением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, который установлен НК РФ
Нестеренко А. С. [10]Полагает налоговый контроль как составную часть формируемого страной организационно-правового механизма управления, который представляет собой особый вид деятельности специально представительных органов, в ходе которой гарантируются установленное нормами налогового права выполнение должностных обязанностей лиц в области налогообложения, анализ и выявление основ для проведения принудительного налогового изъятия в бюджетную систему, а также определение оснований для применения мер ответственности за совершение налоговых правонарушений
Кочкаров А. А. [5]Налоговый контроль — это установленная законодательством совокупность мер и инструментов руководства компетентных органов, которые обеспечивают выполнение налогового законодательства и точность определения, полноту и уместность внесения налогов в бюджет или внебюджетные фонды
Чеканова В. И. [12]Характеризуют налоговый контроль как обеспечение полноты и своевременности уплаты юридическими и физическими лицами налогов и иных обязательных платежей

Изучение основных понятий и сущности налогового контроля позволило определить, что под налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ [7].

Налоговыми органами используется несколько форм налогового контроля, среди которых основополагающими являются налоговые проверки, которые подразделяются на выездные и камеральные. Разница и сходство выездных и камеральных проверок представлена в таблице 2.

Разница и сходство выездных и камеральных проверок [6]

Выездные проверкиКамеральные проверки
Сходство
Проводятся одним и тем же государственным ведомством
Изучаются документы
Разница
Осуществляется на территории проверяемого предприятияОсуществляются по месту работы государственных инспекторов
Исследуется значительный перечень документов, а также содержание разных хозяйственных операцийИсследуются только отчетные документы

Камеральная проверка не так безобидна, как кажется на первый взгляд. С ее помощью налоговый орган может делать определенные выводы о налогоплательщике, которые могут стать основанием для более серьезной проверки – выездной.

В ходе налогового контроля необходимо проверять вопросы обоснованной налоговой выгоды при изменении моделей бизнеса юридических лиц, в связи с чем важно учитывать доказательную базу экономической обоснованности произведенных расходов для целей налогообложения [4].

Внедрение современных информационных компьютерных технологий, способствующих реализации реформы цифровой экономики, в деятельность государственных органов позволяет: ускорить и оптимизировать процесс принятия управленческих решений; упростить процедуры подачи и получения необходимой информации и документов гражданами и организациями; оптимизировать деятельность государственных органов, снизить численность работников и сократить бюджетные расходы на государственный аппарат.

На основе изложенного можно сделать вывод о том, что налоговые проверки в системе налогового контроля, представляют собой комплекс процессуальных действий налоговых органов по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов и сборов с соблюдением налогового законодательства. Таким образом, налоговые проверки призваны способствовать формированию налоговых доходов государства, а также соблюдению законодательства о налогах и сборах. В процессе развития общества необходим постоянный процесс совершенствования организации налоговых проверок.

Пока рано подводить итоги работы налоговых органов за 2020 год. Но на основании данных за 9 месяцев текущего года уже сейчас можно на «языке цифр» обрисовать истинную картину налогового контроля — 2020.

1. Камеральные проверки

По стране

За 9 месяцев 2020 года по России в целом проведено 46,1 млн. проверок, из них результативных — 1, 7 млн. проверок с доначислениями на общую сумму (налог, пени, штраф) 26, 1 млрд.руб. (в т.ч. налоги — 15, 5 млрд. руб.).

За аналогичный период 2019 года налоговыми органами было проведено — 47, 2 млн. проверок, из них результативных — 1,8 млн. с доначислениями (налог, пени, штраф) 27,3 млрд. руб. (налоги — 15,7 млрд. руб.).


По России в целом доначисления на 1 камеральную проверку (за 9 мес.2020 года) составили 15,3 тыс.руб. (налог, пени, штраф). За аналогичный период 2019 года на 1 камеральную проверку по РФ приходилось — 15,4 тыс. руб. (налог, пени, штраф).


Москва

За 9 месяцев 2020 года по Москве проведено всего 5,7 млн. проверок, из которых результативных — 0,2 млн. руб. проверок на общую сумму доначислений (налог, пени, штраф) 4,6 млрд. руб. (в т.ч. налогов — 2,5 млрд. руб.).

За аналогичный период 2019 года по Москве было проведено 5, 7 млн. проверок всего, результативных — 0,2 млн. руб. проверки с доначислениями (налог, пени, штраф) в сумме почти 6 млрд. руб. (в т.ч. налогов — 3, 5 млрд. руб.).

Общее количество проверок, а также результативных в 2019 и 2020 году совпадает:


Что касается суммы доначислений по Москве на 1 камеральную проверку за 9 мес.2020 года, то ее размер — 22,9 тыс.руб. (налог, пени, штраф), а в 2019 году (за 9 мес.) этот показатель составлял — 30.7 тыс. руб. на 1 проверку.

Результативность 1 камеральной проверки в 2020 году, по сравнению с 2019 годом снизилась на 7,8 тыс. руб. (на 9,5%).


2. Выездные проверки

По РФ в целом

За 9 месяцев 2020 года проведено по России всего 4 017 проверок, из них результативных — 3 878 проверок на общую сумму доначислений (налог, пени, штраф) 126,3 млрд. руб. (из них налогов — 87,7 млрд. руб.), или в среднем 32,6 млн.руб. (в т.ч. налогов — 22,6 млн. руб.) доначислений на 1 проверку.

В 2019 году за 9 месяцев проведено 6 949 проверок, из них результативных — 6 728 на общую сумму доначислений (налог, пени, штраф) 249,7 млрд. руб. (из них налогов — 176 млрд. руб.), или в среднем 37,1 млн. руб. (в т.ч. налогов — 26,2 млн. руб.) доначислений на 1 проверку.


В 2019 году доначислений на 1 выездную проверку было больше на 4,5 млн. руб. Снижение количества выездных проверок и общих доначислений вполне объяснимо, т.к. во II квартале 2020 года действовал мораторий на выездной контроль (постановления Правительства от 02.04.2020 года № 409, от 30.05.2020 года № 792).

Москва

За 9 месяцев 2020 года по Москве проведено всего — 736 проверок, из них результативных — 698 проверок на общую сумму доначислений (налог, пени, штраф) 29,8 млрд. руб. (из них налогов — 20,5 млрд. руб.).

В 2019 году за 9 месяцев в Москве проведено 1 155 проверок, из них результативных — 1 086 на общую сумму доначислений (налог, пени, штраф) 36,3 млрд. руб. (из них налогов — 25, 8 млрд. руб.)


По Москве средние доначисления на 1 выездную проверку за 9 мес. 2020 года составили 42,7 млн.руб. (налог, пени, штраф), а в 2019 — 33,4 млн.руб.

Таким образом, за 9 месяцев 2020 года средняя сумма доначислений по московским выездным проверкам увеличилась с 33,4 млн. руб. до 42,7 млн. руб., т.е. на 28%. Мораторий и пандемия не мешают инспекторам ставить свои рекорды по доначислениям.


3. Споры по ст. 54.1 НК РФ

ФНС России не один год констатирует свой успех в судебных делах. Так, в 2019 году 85,4 % дел по налоговым спорам рассмотрены судами в пользу налоговых органов (в 2018 году — 82,6%.). Итогов 2020 года пока нет, но с учетом практики можно смело предположить, что они будут мало отличаться от предыдущих лет.

Наметившиеся еще в 2019 году рост количества решений с применением знаменитой статьи 54.1 НК РФ и расхождение в подходах судов и налоговой службы к ее применению способствуют увеличению количества обращений налогоплательщиков за судебной защитой от налоговых претензий. Так, по состоянию на 06.11.2020 года было вынесено 862 решения с применением ст. 54.1 НК РФ, из них 683 налогоплательщики оспаривали в судебном порядке, т.е почти 80% решений. Итоги обжалований решений инспекций неутешительны: только 2,5% требований удовлетворено в полном объеме (24 решения) и 6,4% — удовлетворены частично (44 решения).


Тем не менее, хочется радоваться этим победам и надеяться на изменение картины на более радужную для налогоплательщиков. Тем более, что в текущем году отмечены новые подходы судов к некоторым нюансам применения ст. 54.1 НК РФ. Например, суды соглашаются с возможностью налоговой реконструкции действительных обязательств компании, когда реальность расходов не оспаривается, но сделки не соответствуют положениям ст.54.1 НК РФ, наметились правила оценки судами проявления налогоплательщиками коммерческой осмотрительности при выборе контрагентов (например, Определение ВС РФ от 14.05.2020 № 305-ЭС19-27597, Определение ВС РФ от 28.05.2020 № 305-ЭС19-16064, Постановления АС Западно — Сибирского округа от 02.07.2020 Ф04-611/2020, от 22.10.2020 по делу № А27-14675/2019, АС Московского округа от 11.09.2020 № А76-25957/2018).

Кстати, ФНС скоро выпустит в свет Обзор судебной практики с рекомендациями для налоговых органов по применению положений столь «скользкой» статьи Налогового кодекса и хочется верить, что некоторые правила игры станут более понятными для компаний и возможно, формализма и перегибов «на местах» будет гораздо меньше.

4. «Добровольное» уточнение налоговых обязательств

Приоритетной в деятельности налоговых органов становится именно аналитическая, превентивная работа.

Курс ФНС на развитее и совершенствование методов побуждения налогоплательщиков к добровольному исполнению налоговых обязательств явно дает неплохие результаты, так:

за 8 месяцев 2020 года поступления по аналитической работе достигли 64 млрд.руб., из них 48 % были уплачены вне рамок налоговых проверок — плательщики уточнились добровольно;

в Московской области за 9 месяцев 2020 года сумма поступивших в бюджет платежей по результатам контрольно-аналитической работы составила 5,9 млрд. руб., что на 23,3% выше аналогичного показателя прошлого года. Налогоплательщики увеличили свои налоговые обязательства на 7,1 млрд. руб., уменьшили сумму убытка, заявленного в целях налогообложения, на 4,2 млрд. руб. и уменьшили сумму заявленного к возмещению НДС на 1,2 млрд. руб.;

в Санкт-Петербурге сумма дополнительных поступлений по результатам контрольно-аналитической работы за 9 месяцев 2020 года составила 8 млрд. руб., что в 2,6 раза больше, чем за аналогичный период 2019 года.

5. Послаблений в сборе налогов не будет!

В июле был опубликован проект Плана деятельности Минфина РФ на 2020-2025 годы: собрать налогов не менее 99 %.

К такому показателю обещают идти плавно. Так, в 2020 году план собираемости — 98,72%, в 2021 — 98,79%, 2022 — 98,86% и в 2023 — 98,93%.


Похоже, это еще один «звонок», свидетельствующий об усилении налогового контроля, а значит, бизнесу пора всерьез задуматься о порядке в учете и отчетности в своих компаниях и принять срочные меры по снижению налоговых рисков.

6. Налоговые преступления

За 9 месяцев 2020 года в суд направлено 695 уголовных дел о налоговых преступлениях. За время следствия по ним возмещено недоимки на сумму почти 20 млрд.руб. Такие данные озвучил председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин на оперативном совещании с руководителями подразделений центрального аппарата и региональных отделений ведомства (Xисточник — Российская газета — Федеральный выпуск. 2020. № 239 (8293)).

В 2019 году за неуплату налогов было осужден 541 чел., причем 47 из них получили реальный срок лишения свободы.

Даже не имея данных за весь 2020 год, вполне можно предположить, что количество дел по налоговым преступлениям будет не ниже уровня прошлого года.

Цифры говорят сами за себя, не требуя излишних комментарий. Они дают «пищу» для размышлений о серьезности последствий налоговых «оптимизаций» и ошибок, поскольку «на кону» может оказаться весь бизнес и личная свобода.

Чтобы не стать участниками налоговой статистики по доначислениям рекомендуем постоянно держать под контролем налоговый учет компании. В этом может помочь проведение системного комплексного аудита в компании «Правовест Аудит», предоставляющего поддержку аудиторов, налоговых консультантов и юристов, а также дополнительную страховку в случае доначисления налогов за проверенный аудиторами период.

Читайте также: