В древнем риме этих служащих ценили так высоко что даже освобождали от налогов

Опубликовано: 16.05.2024

Данная презентация разработа к открытому мероприятию, посвященному неделе специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет" с целью формирования интереса к процессу обучения будущей профессии, развития эрудиции, умения работать в команде. Содержит разноплановые вопросы по экономике и бухгалтерскому учету.

ВложениеРазмер
prezentaciya_po_igre_chto_gde_kogda1.pptx 2.57 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Итальянский ученый Д. Манчини разделил все счета на «живые» и «мертвые». Эта классификация сохранилась до начала XX в, под названием счетов персональных и материальных. Какие счета «живые», а какие «мертвые»?

«Живые» счета – счета расчетов с физическими лицами, «мертвые» счета – счета материальных и денежных ценностей.

Кого более чем 500 лет назад Лука Пачоли сравнивал с петухом, извещающим, что в хозяйственных делах имеются неполадки?

Эту книгу известный американский фантаст Дэвид Брин называет одним из величайших научно-фантастических произведений всех времен и утверждает, что она смогла реформировать систему, которую автор книги полагал абсолютно нереформируемой . Назовите эту книгу.

Григорий Явлинский сказал, что это приводит к коммунизму и педикулезу. Жан Поль считал, что это «есть мать порока, но также и мать величайших изобретений». Перикл говорил, что «не избавиться от этого трудом постыдно». Что же это такое?

Что А.Смит считал единственным источником богатства нации, а свидетельством процветания любой страны – возрастание спроса на него?

Что такое gross domestic product ?

ВНУТРЕННИЙ ВАЛОВОЙ ПРОДУКТ

ВНИМАНИЕ ЧЕРНЫЙ ЯЩИК!

Аристотель указывал на то, что это является результатом соглашения между людьми. Меркантилисты, выражая интересы купеческого капитала, рассматривали это в качестве абсолютной формы богатства. Маркс считал это товаром особого рода. Что лежит в черном ящике?

Появление дробей было связано с жизненной необходимостью справедливого раздела имущества. Как вы думаете, с чем связано появление в математике отрицательных чисел?

Они возникли для записи долга

В Древнем Риме этих служащих ценили так высоко, что даже освобождали от налогов. Главным орудием их труда были крепкие зубы. Чем занимались эти люди?

Выявляли фальшивые деньги «на зуб»

Где происходит «вечная битва» между «медведями» и «быками»

1) Этот термин с латинского языка переводится как выкрикивать; 2) Что хотели забрать их Колхиды Аргонавты? ; 3) Какие бобы ацтекам во времена Монтесумы служили деньгами?

Доход, который приносит земля или другой ограниченный природный объект

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Экономика организации, для специальности Экономика и бухгалтерский учет

Методические рекомендации предназначены для специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет".


РП и ККОС ПМ 01 "Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского чета имущества организации" специальность "Экономика и бухгалтерский учет"

МДК 01.01 и ДК 01.02 по специальности "Экономика и бухгалтерский учет".


РП и ККОС ПМ 02 "Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" специальность "Экономика и бухгалтерский учет"

МДК 02.01 и МДК 02.02 по специальности "Экономика и бухгалтерский учет".


РП и ККОС ПМ 04 "Составление и использование бухгалтерской отчетности" специальность "Экономика и бухгалтерский учет"

МДК 04.01 и МДК 04.02 по специальности "Экономика и бухгалтерский учет".


Учебно-методическое пособие по предмету "МДК 04.02 Основы анализа бухгалтерской отчетности" по специальности "Экономика и бухгалтерский учет"

Анализ бухгалтерской отчетности предприятия.


Учебно-методическое пособие по предмету "ОП.08 Основы бухгалтерского учета" по специальности "Экономика и бухгалтерский учет"

ИСТОРИЯ ДЕНЕГ

 Назовите прозвище богини Юноны, в храме которой чеканились деньги .

( Монета . Первый монетный двор был учреждён в Древнем Риме при храме Юноны-Монети. Отсюда термин « монета ».)

 Древнеримский медяк – это.

 Какая птица изображалась на монетах Древних Афин, а также была символом самой богини Афины?

 Какие бобы ацтекам во времена Монтесумы служили деньгами?

 В Древней Спарте деньгами служили железные прутья, которые при изготовлении закаливали в уксусе. Для чего это делали?

(Чтобы не копили богатств, ведь закалка в уксусе делает железо хрупким.)

 Первый известный закон о борьбе с этими финансовыми преступниками приняли в Древнем Риме в IV веке до н.э. Назовите их.

( Фальшивомонетчики .)

 В Древнем Риме этих служащих ценили так высоко, что даже освобождали от налогов. Главным орудием их труда были крепкие зубы. Чем же занимались эти люди?

(Выявляли фальшивые деньги , проверяя их «на зуб». Название профессии – «аргироскоп».)

 По словам Аристотеля, в 480 году до нашей эры олимпионик Анаксилас впервые в истории Олимпиад приказал изготовить именно такие монеты. Какие?

( Монеты , посвящённые Олимпийским играм.)

 Назовите то, что мы вносим в общее дело, а греки вносили в свой бюджет.

( Лепта . Лептамелкая медная монета Древней Греции.)

 Где и когда были отпечатаны самые первые бумажные деньги ?

(В Китае примерно две тысячи лет тому назад.)

 Какую золотую монету впервые отчеканили в Венеции?

( Дукат , в 1140 г. Позже чеканилась во многих западно-европейских странах.)

 В XII веке в Европе чеканились два вида монет : просто динары, denarius , и большие динары, denarius grossus . Во что превратились со временем denarius grossus ?

(С годами denarius grossus обесценились, а с их названием произошли видоизменения. Первая часть словосочетания совсем пропала, а из « grossus » образовалось слово «грош»самая мелкая монета.)

 Вспомните денежную единицу одной островной европейской страны и скажите, как считали деньги в древности?

(Взвешивали, отсюда фунт стерлингов .)

 Какие исландские « деньги » XV века и пахли недурно, и на вкус были ничуть не хуже?

 За эту мелкую монету в Венеции XVI века можно было узнать из рукописной сводки последние городские новости. Её название и сейчас у всех нас на слуху. Что это за монета ?

( Gazzettaгазета, давшая название печатному периодическому изданиюгазете.)

 От какого числительного происходит название денежной единицы сентаво ?

(От латинского «сто». Это разменная монета Аргентины, Мексики, Кубы и ряда других стран.)

 Назовите английскую монету , одолжившую своё имя у африканской страны.

( Гинея . Она впервые была отчеканена в 1663 г. из золота, привезенного из Гвинеи, — отсюда ее название.)

 Какое государственное предприятие Англии возглавлял долгие годы учёный Исаак Ньютон?

( Монетный двор.)

 Не только ручное автоматическое огнестрельное оружие с коротким стволом, но и старинная испанская золотая монета 16-18 веков.

( Пистоль , то же, что и пистолет.)

 Как называлась итальянская монета с изображённой на ней лилией?

( Флорин .)

 Название какой самой популярной сегодня во всем мире денежной единицы происходит от западноевропейского слова «талер»?

( Доллар .)

 Кто из этих богов изображался на древнеримских монетах ?

а) Велес; б) М а рдук;

в) Янус ; г) Кришна.

 Как называлась монета древнегреческого города Ольвия?

Нажмите, чтобы скачать публикацию
в формате MS WORD (*.DOC)

УРОК ВИКТОРИНА «ЗНАТОКИ ЭКОНОМИКИ»

Предметный конкурс - викторина по дисциплине «Экономика» проводится между студентами первого курса социально-экономического профиля в форме интеллектуальной игры «Знатоки экономики»

Цели проведения конкурса:

привития студентам интереса к избранной специальности, умения ориентироваться в экономических вопросах, самостоятельно мыслить и делать выводы;

разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста со средним профессиональным образованием, обладающего высокой общей культурой, социальной активностью, качествам и гражданина – патриота России.

В игре участвуют две команды по 5-6 человек.

Количество болельщиков не ограничено.

При подготовке к конкурсу должна быть проделана подготовительная работа. Каждая команда должна иметь название, эмблему, приветствовать жюри, участников и болельщиков.

Игра «Знатоки экономики» проходит в 2 тура:

1-ый тур - приветствие команд

2-ой тур - сама игра, включающая 2 этапа или раунда, финальный этап или раунд.

Каждый вопрос игры имеет балльную оценку «10», «20», «30», «40» и «50» очков.

Право ответа имеет та команда, которая первая подняла флажок, тем самым обозначив готовность к ответу.

Все очки за правильные ответы суммируются.

Жюри оценивает приветствие команд, эмблему и команды болельщиков по 5-ти балльной системе. Общий результат этого этапа плюсуется к количеству баллов, набранных в этапах игры.

Для этого этапа необходимо:

вопросы по предметам, которые выносятся для проведения игры (по 5 вопросов в каждом туре плюс финальный вопрос);

написать на доске или ватмане все предметы с разбивкой по стоимости вопросов;

карточки красные: 10, 20, 30, 40, 50 по каждой теме или предмету;

карточки синие: 10, 20, 30, 40, 50 по каждой теме или предмету;

флажки – имеет каждая команда, взмах которым определяет ее готовность;

листы бумаги для финального вопроса;

карточки с указанием команд.

В помощь ведущему выделяется 2 студента:

- для учета балов по карточкам команд;

-для удаления стоимости вопросов, по указанию команд.

Порядок проведения туров игры.

На доске, на плакате, при использовании ТСО – на экране – указываются наименования тем, предметов, по 5-ти вопросам, соответствующие стоимости вопросов - 10, 20, 30, 40, 50. Право начать игру первому определяется по жребию.

Первая команда выбирает тему и вопрос, называя его стоимость. Ведущий зачитывает вопрос, если команда отвечает первая и правильно, то получает карточку (красную) со стоимостью вопроса. Если команда отвечает неправильно, то получает синюю карточку со стоимостью вопроса, только уже со знаком минус. При положительном ответе команда продолжает выбирать темы и отвечает на вопросы. Готовность команды к ответу определяется взмахом флажка, который есть у участников. Кто первый взмахнет флажком, тот отвечает на вопрос.

Время проведения каждого тура – 10 мин., потом по истечению этого времени, подводится итог: сколько балов набрала каждая команда и записывается на табличках, стоящих на столах у участников. Ведущий озвучивает количество балов, набранных каждой командой. Право начать второй тур предоставляется команде, набравшей большее количество балов. Игра продолжается аналогично первого тура.

Финальный тур: на доске записывается 5 тем или предметов, команды выбирают темы, с которыми работать не хотят, в результате отбора остается одна тема для всех четырех команд. Делаются ставки которые записываются каждой командой на отдельном листе. Ставка может быть разной: равна сумме набранных балов (ва-банк), или часть набранных балов.

Размер ставки – право каждой команды. Ставки сделаны, записывается финальный вопрос, ответ, на который записывает каждая команда. По истечению команды поочередно показывают свои ответы. Ставка прибавляется к балам, набранным в трех турах; чей ответ неправильный – ставка вычитается из суммы набранных балов.

Победителем выявляется команда, набравшая большее количество балов. Определяются 1, 2, 3 места, победители награждаются грамотами, подарками. Занявшие 4-ое место получают утешительные призы.

ЗНАТОКИ ЭКОНОМИКИ

Оценки жюри

Представление команды

ВОПРОСЫ КОМАНДАМ

конкуренция

10 Какой тип рынка наиболее выгоден для покупателя, а какой – для продавца?

Для покупателя – рынок свободной конкуренции, для продавца – монополия.

20 Назовите функцию, показывающую, сколько единиц товара покупатели готовы купить по данной цене Функция спроса

30 Могут ли некоммерческие организации заниматься предпринимательской деятельностью (выпускать продукцию, оказывать услуги, выполнять работы), получая при этом экономическую выгоду – прибыль? Да, могут. Например, религиозные организации производят и продают предметы культа, оказывают платные религиозные услуги, но целью их создания не является извлечение прибыли.

40 В чем заключается необходимость антимонопольной политики? Государственная антимонопольная политика проводится в целях ограничения диктатуры цен монополистов, развития НТП, конкуренции и расширения свободного выбора покупателя.

50 Что такое естественная монополия? В каких отраслях она наблюдается? Ситуация, при которой отрасль, производящая (реализующая) товары и услуги, эффективно удовлетворяет спрос в условиях отсутствия конкуренции в силу технологических особенностей производства. Ее товары (услуги) имеют устойчивый спрос независимо от значительного изменения цены, поскольку их оказывается невозможным заменить другими товарами (пример: система электроснабжения города).

Типы экономических систем

10 При какой экономической системе решение вопросов общества осуществляется на основе первоначальных инстинктов выживания и обычаев? Традиционная экономическая система.

20 Какая экономическая система характеризуется тем, что вопросы производства, распределения ресурсов и доходов решаются государством? Командная (плановая, социалистическая) экономика.

30 Какая экономическая система основана на частной собственности и решении экономических проблем, исходя из интересов производителя? Рыночная экономика

40 При какой экономической системе решение экономических вопросов на уровне частных производителей осуществляется через рынок? Смешанная экономика

50 Какая экономическая система в стране, если товары и услуги производятся одним и тем же способом с незапамятных времен? Традиционная экономическая система

Собственность

10 Назовите виды собственности Конституция РФ и Гражданский кодекс РФ признают и гарантируют любые формы собственности, при этом нормативно установлены три формы: государственная (федеральная и субъектов РФ), муниципальная и частная собственность.

20 Как называются вещи, произведенные для продажи? Товарная продукция

30 Приведите примеры объектов и субъектов собственности. Объекты: дом, мебель, автомобиль. Субъекты: физические лица (граждане), юридические лица (предприятия, организации, учреждения), государство.

40 В чем заключается право собственности? В российском гражданском праве традиционным является представление о субъективном праве собственности как о совокупности, «триаде» трех правомочий: владения, пользования, распоряжения.]

50 СОБЕРИТЕ СЛОВА: ЕЛЛИНТУАЛЕКТЯЬНА ЕННСОБОСТЬСТВ Интеллектуальная собственность

Семейный бюджет

10 прочитайте пословицу: Копейка рубль бережет

20 В чем разница между номинальными и реальными доходами семьи? Номинальные доходы – сумма всех поступлений в семейный бюджет, реальные – количество товаров и услуг, которые можно приобрести на эту сумму.

30 Из чего состоит расходная часть семейного бюджета? Оплата услуг ЖКХ, проезда, питания, лекарств, одежды и пр.

40 Что включается в понятие «предпринимательский доход»? часть прибыли от предпринимательской деятельности, которую получают сами предприниматели.

50 Что такое потребительский кредит? Каковы его особенности?

Это кредит, предоставляемый населению для покупки потребительских товаров или оплаты бытовых услуг. Его не могут взять юридические лица для развития производства или на другие нужды. Потребительский кредит дается только частным лицам.

10 За что, по уверению пословицы, денег не берут?

а) За лечение; б) За спрос;

в) За обучение; г) За рекламу.

20 Что известная пословица предлагает взамен ста рублей ?

а) Сто долларов; б) Сто евро;

в) Сто друзей; г) Сто лет одиночества.

30 Чем должен обладать денежный знак?

40 Как говорят о больших деньгах ?

а) Куры не клюют;

б) Мыши не грызут;

в) Волки не дерут;

г) Глаза не смотрят.

50 На что обычно откладывают деньги предусмотрительные граждане?

а) На чёрный день;

б) На полярную ночь;

в) На високосный год;

г) На золотой век.

Деньги и география

10 С каким городом можно познакомиться с помощью российской купюры достоинством в 10 рублей ? Красноярск

20 С каким городом можно познакомиться с помощью российской купюры достоинством в 100 рублей ? Москва

30 Виды какого города можно увидеть на российской купюре достоинством в 500 рублей ? Архангельск

40 Виды и герб какого города можно увидеть на российской купюре достоинством в 1000 рублей ? Какой киевский князь изображён на этих купюрах? Ярославль, Ярослав мудрый

50 Кто изображен на купюре достоинством 5000 рублей? Чем знаменит этот человек? Памятник Муравьёву-Амурскому в городе Хабаровске. Никола́й Никола́евич Муравьёв-Аму́рский (11/23 августа 1809 — 18/30 ноября 1881, Париж) — граф, русский государственный деятель, с 1847 по 1861 год был генерал-губернатором Восточной Сибири.

10 Что считать в чужом кармане нехорошо, но очень интересно? Деньги

20 Какое животное всегда при деньгах ? Свинья - у нее пятачок

30 Как называется ожерелье из моне т? Монисто

40 Из скольких цифр состоит номер на любой современной российской купюре ? Из семи

50 Назовите русского художника-иконописца с валютной фамилией. Андрей Рублев

История денег

10 Вспомните денежную единицу одной островной европейской страны и скажите, как считали деньги в древности? Взвешивали, отсюда - фунт стерлингов .

20 Первый известный закон о борьбе с этими финансовыми преступниками приняли

в Древнем Риме в IV веке до н.э. Назовите этих людей. ( Фальшивомонетчики .)

30 Название какой самой популярной сегодня во всем мире денежной единицы происходит от западноевропейского слова «талер»? Доллар

40 В Древнем Риме этих служащих ценили так высоко, что даже освобождали от налогов.

Главным орудием их труда были крепкие зубы. Чем же занимались эти люди?

(Выявляли фальшивые деньги , проверяя их «на зуб». Название профессии – «аргироскоп».)

50 Почему первую 100-рублевую купюру в России народ ласково называл «Катенькой»?

На ней был изображен портрет Екатерины II, которая ввела в обращение бумажные день ги

Рассмотрим вопрос о налогах как главном источнике доходов Древнего Рима.

Во времена ранней республики римские граждане не уплачивали постоянного налога с поземельной собственности. Однако за пользование общественной землей они должны были платить налоги в денежной и натуральной форме.

Союзники (италийские общины) тоже не платили налогов, но они были обязаны за свой счет содержать пехоту и конницу, которые выставлялись по требованию Рима. Освобождение италиков от необходимости уплаты поземельного налога в государственную казну (зародилось во времена республики) они понимали как своё право.

В Древнем Риме для реализации военных нужд римские граждане были обязаны платить так называемый трибут (согласно спискам по трибам). Подобный платеж можно рассматривать как своеобразный заем государства, который впоследствии возвращался с прибылью в связи с захватом земель, имущества и рабов у поверженного соперника.

В период империи отмечается усиливающееся взыскание прямых налогов в натуральной форме. Император Максимин (235-238 гг. н.э.) определил для северной части Италии обязанность поставлять для его двора в Милане припасы (аннону). Остальные области передавали Риму дерево, известь, овощи, вино.

Провинциалы уплачивали так называемый стипендиум, под которым понималась подать, налагаемая сенатом на всю провинцию. Данная поголовная подать фактически представляла собой продолжающуюся военную контрибуцию. Они также платили декуму, под которой понималась поземельная подать в размере 1/10 части от земельного продукта.

Указанный платеж следует рассматривать как своеобразную арендную плату владельцев земли её собственнику, т.е. Риму.

Денежные налоги с крестьян-ремесленников подкреплялись натуральными повинностями: строительство мостов, прокладка и ремонт дорог, строительство и ремонт императорских дворцов. Особенную тяжесть для населения имела квартирная и постойная повинность.

Кроме прямых налогов имелись и косвенные налоги, которые взимались с предметов потребления. К косвенным налогам периода республики следует отнести таможенные пошлины. К ним также относилась пошлина за отпускаемых на волю рабов (размером 5% их стоимости).

При императоре Августе стали облагать налогом наследство (в размере 1/20 части с каждого наследства). Этот налог уплачивал наследник при получении и принятии имущества.

В Древнем Риме ряд категорий населения имели определенные государственные повинности. Например, корабельщики были обязаны перевозить морем в Рим определенное количество хлеба. Купцы и торговцы уплачивали пошлину за получение права на торговлю.

Специального аппарата для сбора налогов в Древнем Риме не было. Они взимались путем применения откупной системы. Её суть состояла в том, что так называемые публиканы (откупщики), объединённые товариществом, заблаговременно вносили в государственную казну некую сумму денег, а потом взимали её с населения. Подобные права откупщики приобретали на аукционах, которые проводились цензорами в Древнем Риме.

Крупные откупные компании привлекали некоторое количество служащих: писцов, агентов. Они имели свои корабли и провинциальные конторы.

В период консульства Цезаря (59 год до н.э.) налоговая система Древнего Рима продолжает совершенствоваться. В результате происходит ограничение деятельности и доходов откупщиков-публиканов. Отныне данная система подвергается серьезному контролю. При этом откуп на косвенные налоги сохраняется, но прямые налоги в некоторых провинциях начинают поступать в казну напрямую от самих общин. В Галлии подать (трибут) собирают не публиканы, а вожди соответствующих племён, что облегчает положение налогоплательщика.

При императоре Августе откупа не были окончательно упразднены, но удельный вес откупов существенно сократился, поскольку многие налоги начали собирать непосредственно прокураторы.

В городах или муниципиях финансовые доходы поступали благодаря сдаче городских земель в аренду. Вторым источником доходов стали пожертвования местных магистратов (декурионов), которые после своего избрания осуществляли те или иные затраты в знак благодарности за оказанное им доверие. Отмечалась постоянная тенденция на усиление императорского контроля над городскими финансами и доходами.

При императоре Константине фискальная политика была отражена в изданных эдиктах (316-325 гг. н.э.), которые закрепостили куриалов (городскую верхушку). Куриалы были обязаны исполнять муниципальные повинности до своей смерти и даже передавать данную обязанность по наследству.

В Древнем Риме лишь небольшая часть городских общин была освобождена от налогов и не подчинялась власти руководителя провинции.

При императорах из династии Антонинов – Нерве и Траяне вводится должность городского куратора, который должен был контролировать состояние городских финансов и доходов. Правительство нацелилось на то, чтобы сделать города полностью ответственными за все сборы. Ещё в начале империи городам передается обязательство по сбору прямых налогов и формированию доходов.

В итоге правительство возлагает материальную ответственность за взимание налогов в каждом городе и округе на декурионов, а точнее на десять высших членов совета. В Древнем Риме провинциальные города уплачивали прямой налог, который назывался стипендией либо трибутом.

Ряд городов, которые считались союзными для Рима, не платили налогов. Правители провинций (проконсулы и пропреторы) реализовывали фискальные функции на местах.

Жители провинций подвергались жестоким поборам правителями, которых туда посылал Рим. Вымогательства данных правителей нередко их полностью разоряло. Иногда императоры великодушно прощали недоимки в отдельных провинциях. Однако это происходило в тех случаях, когда недоимки уже было невозможно взыскать.

НАСТРОЙКИ.

Необходима регистрация

Необходима регистрация



СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ


  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 81

10 000 вопросов для очень умных

Эта книга предназначена для школьников-эрудитов, желающих научиться нестандартно думать, для тех, кому не хватает пищи для ума, а также для начинающих знатоков. Несомненно, она будет полезна и взрослым для проверки своих знаний в той или иной сфере.

Вы спросите: почему вопросов именно столько? Исключительно потому, что круглые числа традиционно вызывают недоверие. А если вас это смущает, то добавьте к этим вопросам те, которые у вас возникли в процессе работы с книгой, и получите искомое кругленькое число.

Подавляющее большинство вопросов составлено по принципам классической игры «Что? Где? Когда?», согласно которой ответить на них можно, опираясь на уровень знаний школьной либо вузовской программы. В некоторых случаях информация для ответа заключена в формулировке самого вопроса, поэтому читать вопросы рекомендуется очень внимательно.

В книге, помимо авторских, использованы вопросы банка великолукского клуба интеллектуальных игр «ВО!», различных российских и зарубежных турниров по «Что? Где? Когда?», «Брэйн-рингу», международной газеты знатоков и кавээнщиков «Игра» и Интернет-базы вопросов Олега Степанова.

Материалы можно использовать как тематически (для школьных олимпиад и турниров), так и комплексно (по 1—2 из каждого раздела). Оптимальное количество вопросов «на один присест» 15—25, в зависимости от возраста и подготовленности.

Несмотря на все мои старания, дотошные знатоки, несомненно, обнаружат множество неточностей, некорректных вопросов и просто ошибок. Буду благодарен всем замечаниям. При этом, правда, прошу учесть, что игровой характер жанра не обязательно требует строгого научного подхода при работе с источниками получения информации. Ведь специфика игры «Что? Где? Когда?» требует не столько энциклопедических знаний, сколько способности мыслить.

Автор и составитель

1. Согласно космогоническим представлениям, у Земли есть свое имя, которое несет закодированную информацию. Его Вы произнесете, сказав по-древнеарийски: «3-я планета от Солнца». Попробуйте.

2. Самая низкая температура на Земле за всю историю метеорологических измерений составляет –82,9°С и была зарегистрирована в 1983 г. в Антарктиде. Самая низкая температура, зарегистрированная в Верхоянске, –67,8°С и Оймяконе –67,7°С (1885 и 1933 гг.). Тем не менее полюсом холода планеты считается район Верхоянска – Оймякона. Почему?

3. Примерно на высоте 50 км над Землей молекулы свободного кислорода встречаются с ультрафиолетовой частью солнечного излучения и распадаются на отдельные атомы, которые, присоединяясь к вновь поступающим молекулам кислорода, образуют молекулы озона. Этот слой и защищает все живое от космической радиации. А что спасает Землю от космического холода?

4. На какой географический объект можно попасть, если идти по магнитной стрелке строго на север?

5. Чему равна одна десятимиллионная часть четверти длины земного меридиана?

6. В каком месте земного шара скоплены самые большие запасы пресной воды?

7. Еще в XVI в. к этой идее одобрительно отнесся король Испании Филипп II, но, вняв аргументам одного епископа, решил, что людям не стоит соединять то, что разъединил Бог. Что же хотели соединить еще в XVI в.?

8. Вероятность этого события, произошедшего крайне давно, сравнивается с вероятностью сборки полностью исправного «Боинга-747» в результате урагана, пролетевшего над мусорной свалкой. Но, если бы это событие не произошло, никто не смог бы оспаривать его возможность. Какое событие?

9. Что, по мнению древних римлян, уравнивало земной шар?

10. Ежесуточно Земля прибавляет в весе 400 тонн. За счет чего?

11. По расчетам О. Х. Муна, 5 июня 8499 г. до н. э. на Земле произошел взрыв, в 30 000 раз превосходивший по мощности взрыв в Хиросиме. В результате водяной столб высотой 10 км смыл все живое, над планетой установилась мгла на 2000 лет. В памяти человечества это запечатлено как хаос, единство неба и земли. Именно с этой даты начинается календарь майя. Что послужило причиной взрыва?

12. В XVIII в. потребовались две экспедиции, в разные концы земного шара, чтобы решить спор между сторонниками апельсина и лимона. Какой научный факт был установлен в их результате?

13. В 1909 г. некий американец, совершив длительное путешествие, приблизился к центру Земли на такое расстояние, как никто другой до него. Назовите его фамилию.

14. На сколько миль западнее вы окажетесь, если проплывете 20 миль по Панамскому каналу из Атлантического океана в Тихий?

15. Нелепо спрашивать что больше: метр или секунда, но, тем не менее, вопрос: «Сколько миль в секунде?» вполне уместен. Попытайтесь дать на него обоснованный ответ.

16. В 1912 г. ученый А. Вегенер обратил внимание, что каменный уголь залегает во всем Северном полушарии, хотя получается из растений, растущих в тропических лесах. Сопоставив это еще с одним наблюдением на географической карте, он пришел к грандиозному выводу. Какому?

17. 22 июня на параллели 66° 33 ? северной широты солнце не заходит за линию горизонта, а на параллели 66° 33 ? южной широты вообще не освещает поверхность. Как называются эти параллели?

18. По какому временному поясу (Гринвич, Москва, Нью-Йорк) можно определить время на Северном полюсе?

19. В Закарпатье, неподалеку от села Деловое, стоит каменный столб с полустершейся надписью по латыни: «Вечное место, старательнейшим образом определенное по приборам измерением градусов меридиана и параллели». Чем замечательно это столь тщательно выверенное место?

20. «Южная», «Закатная», «Пенная», «Восходящая», «Противомедвежья»… Назовите шестую.

21. Как в древнегреческих мифах называется река, обтекающая всю землю?

22. Изобретение китайца Чжан Хэна революционизировало картографию, но Том Сойер жаловался, что не различает этого с высоты полета воздушного шара. Что это?

23. Однажды, склонившись над географическим атласом, немецкий геофизик Альфред Вегенер вспомнил о детской игре puzzle – картинках-головоломках. Какое открытие помогли совершить ему очертания берегов Южной Америки и Западной Африки?

24. В каком месте земного шара строят только два типа жилищ: либо на сваях, либо на глубине 5—6 м?

25. Эта точка находится на равном удалении от Европы, Азии, Африки и Америки. Как она называется?

26. В уральском городе Златоуст установлен столб с табличкой, на разных сторонах которой написано по одному слову. Какие это слова?

27. Древние вавилоняне ориентировались по десяти сторонам света: С, Ю, В, З, СЗ, СВ, ЮЗ, ЮВ… Назовите две оставшиеся.

28. Геофизики подсчитали, что температура Земли от поверхности в глубину увеличивается на 1° через каждые 33 м. Таким образом, на глубине 40 км она должна достичь 1200 °, при которой большинство горных пород находится в расплавленном состоянии. Тем не менее, ученые утверждают, что они, вероятнее всего, находятся в твердом состоянии. Почему?

29. В 1898 г. во время прокладки телеграфного кабеля из Европы в Америку тот оборвался и утонул. Его конец искали металлическими кошками, которые часто поднимали на поверхность с глубины 3000 м аморфные куски затвердевшей стекловидной лавы. Французский геолог Термье выступил в парижском Океанографическом институте с утверждением, что лава в таком виде могла затвердеть только на воздухе. Какие он привел при этом аргументы?

30. Один раз в 285 млн лет Солнечная система делает один оборот в Галактике. Что изменяется в результате на Земле?

31. Если мысленно прочертить орбиту вращения Земли вокруг Солнца, то у нас очень мало шансов обнаружить ее там в действительности. Почему?

32. Как называется меридиан, лежащий по другую сторону Земли от Гринвичского?

33. Согласно мифам, Зевс полюбил красавицу Ио, и, чтобы укрыть ее от посторонних глаз, превратил в белоснежную корову. Жена Зевса Гера, догадавшись обо всем, напустила на Ио свирепого овода, убегая от которого, та перебралась из Европы в Азию. В каком месте ей это удалось?

34. Город Турин лежит на 45-ом градусе северной широты. К чему он ближе: к северу или экватору?

35. В 1552 г. последний корабль Магеллана «Виктория» завершил кругосветное путешествие. По возвращении в Испанию, вдруг выяснилось, что, несмотря на тщательные записи, путешественники потеряли нечто очень важное. За это все члены экипажа были подвергнуты унизительному церковному наказанию и публичному покаянию. Что же они потеряли?

36. Известно, что благодаря Луне, в Мировом океане дважды в сутки происходят приливы и отливы. Но Луна так же ответственна за так называемые «твердые приливы». Что это такое?

37. Как называется геологический период, во время которого уровень Мирового океана был ниже уровня нынешнего на 135 м?

38. Геофизики утверждают, что последнее большое перемещение частей суши было связано с тем, что от Антарктиды откололась часть материка и, в результате дрейфа на север, столкнулась с находящимся здесь основным массивом. Что явилось самым наглядным свидетельством этого столкновения?

39. Каким образом маятник Фуко объясняет нам крутизну берегов любой реки?

40. 19% солнечной энергии принимает на себя Земная атмосфера, 47% – поглощает сама Земля. А куда деваются оставшиеся 34?

1. Тер (три) ра (бог солнца).

2. Антарктическая станция «Восток» находится на высоте 3488 м над уровнем моря. Как известно, с увеличением высоты на 1 км, температура понижается в среднем на 6,5 °. Таким образом, для чистоты сравнения от арктической температуры необходимо отнять как минимум 22,5 °.

3. Да все тот же озоновый слой: подвергаясь бомбардировке космических лучей, озон нагревается до температуры +100 ° (см. тему «Воздух», вопрос 14).

4. На Северный магнитный полюс (на расстоянии 1600 км от географического).

5. Одному метру (именно так и был рассчитан его эталон).

6. На полюсах (в качестве правильного ответа засчитывается упоминание любого из них).

7. Тихий и Атлантический океан (имеется в виду Панамский канал).

8. Возникновение жизни на Земле.

9. Экватор (по-латински– «уравниватель»).

10. За счет космической пыли.

11. Столкновение с астероидом.

12. Что Земля имеет форму апельсина, т. е. сплюснута с полюсов.

Читайте также: