Налог на мусор с 2017

Опубликовано: 05.05.2024

Минстрой РФ занялся разработкой проекта Постановления Правительства РФ, который предполагает, что с 1 января 2017 года в квитанциях вместо платежа за сбор и вывоз отходов появится отдельная строка новой коммунальной услуги. Уведомление о начале разработки данного документа можно прочитать на Федеральном портале нормативно-правовых актов.

ТКО по-новому

Разрабатываемый проект Постановления Правительства РФ называется “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами”. Сейчас документ находится на стадии проведения публичного обсуждения о его подготовке. Публичное обсуждение продлится с 1 по 12 февраля 2016 года.

Планируется, что после принятия и одобрения документ вступит в силу в январе 2017 года. Всю информацию по проекту можно посмотреть здесь. По сообщению Минстроя РФ, документ разрабатывается в связи с принятием ФЗ №458 от 29 декабря 2014 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

Оспаривание ОСС, банкротство и установка ПУ: семинар от МКА «Арбат»

Напомним, что 458-ФЗ переквалифицирует твёрдые бытовые отходы в твёрдые коммунальные и устанавливает новую систему обращения с ними. Новые механизмы обращения и регулирования ТКО помогут региональному оператору по вывозу мусора производить корректные расчёты с конечными потребителями коммунальных услуг.

Проект правительственного постановления относится к вступившим в силу 1 января 2016 года поправкам в 458-ФЗ, согласно которым услуга по сбору и вывозу ТКО перешла из жилищной в коммунальную и будет выставляться отдельной строкой в квитанции. Тариф на новую коммунальную услугу определят региональные власти.

Кроме того, на Федеральном портале нормативно-правовых актов есть ещё один проект Постановления Правительства РФ “Об утверждении правил обращения с твердыми коммунальными отходами и формы типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами”. На данный момент документ находится на стадии независимой антикоррупционной экспертизы. Всю информацию по нему вы можете посмотреть здесь.

Как сказано в пояснительной записке к проекту, документ устанавливает требования к сбору, транспортировке, обработке, обезвреживанию и захоронению ТКО. Кроме того, в проекте также определён порядок и существенные условия заключения договоров в сфере обращения с ТКО.

Новый регламент

В документе определены основные понятия сферы обращения с твёрдыми коммунальными отходами. В частности даются определения “контейнера”, “контейнерной площадки”, “бункера”, “мусоровоза”.

Отдельная часть посвящена определению ТКО как объекта права собственности. В этой части говорится, что твёрдые коммунальные отходы переходят в собственность регионального оператора по обращению с ними с момента размещения и приёма ТКО в определённых для этого местах.

Согласно документу, региональный оператор по обращению с ТКО должен заключить договор на оказание соответствующей услуги с собственниками помещений в МКД или с лицом, осуществляющим управление домом (УК, ТСЖ, ТСН, ЖСК).

Региональный оператор не имеет права отказаться заключать договор на оказание услуг по обращению с ТКО, если места сбора и накопления отходов находятся в его зоне деятельности. Аналогичные требования предъявляются к управляющим компаниям и собственникам помещений в МКД. В отношении каждого МКД заключается отдельный договор на оказание услуг по обращению с ТКО.

Порядок заключения договора

Для заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО потребитель должен подать письменную заявку с указанием своих ФИО, паспортных данных, адреса, прочих реквизитов и контактных данных. Для УК потребуется также указать наименование и местонахождение объектов потребителей, в отношении которых заключается договор на оказание услуг по обращению с ТКО, и сведения о виде деятельности.

К заявке также нужно приложить копию права собственности на объект или земельный участок потребителя, договор управления для МКД, решение общего собрания собственников или другие документы, подтверждающие деятельность заявителя по управлению многоквартирным домом. Понадобится и схема размещения мест сбора и накопления ТКО с подъездными путями к ним.

Для представителя, действующего от имени потребителей, понадобится доверенность или иные документы, подтверждающие его полномочия. Помимо этого необходимо приложить документы, обязательные при заключении УК или товариществом договоров с РСО (ПП РФ №124 от 14.02.2012).

Заявка с прилагаемыми документами рассматривается региональным оператором в течение 15 дней со дня их поступления. После одобрения заявки региональный оператор в течение 5 рабочих дней направляет потребителю 2 экземпляра проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключаются на срок, прописанный в нём, но не превышающий срок, на который избран региональный оператор. Типовая форма договора на оказание услуг по сбору и вывозу мусора также приложена к проекту Постановления Правительства РФ. Посмотреть её можно здесь.

Расчёт оплаты за ТКО

Документ предполагает, что расчёт оплаты будет производиться не как раньше по площади помещения, а теперь по базовому тарифу на услугу по обращению с ТКО и норматива мусора на одного собственника. Платежи будут взиматься по фактическому числу и объему контейнеров в целях расчёта платы за вывоз мусора при раздельном сборе отходов.

При этом, предполагается сортировка и раздельное хранение ТКО. Например, мусорные контейнеры зелёного цвета будут предназначены для сбора стекла, чёрного - для пищевых отходов, синего - для бумаги, серого - для несортированных отходов. За сортированные ТКО собственники будут платить по более низкому тарифу, чем за несортированные. Также отмечается, что тариф на вывоз мусора будет снижен, если потребители создадут отходы, не подлежащие захоронению и сжиганию.

Сортированные отходы региональный оператор может перепродавать по рыночным ценам заинтересованным переработчикам. В качестве альтернативы предлагается создать специализированные площадки по сбору отходов. Например, крупные магазины электроники могут принимать к утилизации старую технику или заключать соответствующие договоры с местными муниципальными властями.

Этот проект правительственного постановления должен стать итоговым в реформировании системы по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Вся реформа призвана урегулировать сферу сбора и вывоза мусора и сделать ценообразование в данной области прозрачным.

До вступивших в силу изменений стоимость сбора и транспортировки отходов устанавливали управляющие компании. Собственники постоянно жаловались на необоснованно завышенные цены и неубранные контейнерные площадки. Региональные операторы, избранные на конкурсной основе, будут управлять всем процессом обращения с ТКО на своей территории: от сбора до вывоза на полигон.

Чиновники обещают, что сумма в квитанции не вырастет. Просто платёж за сбор и вывоз мусора уберут из состава платы за содержание и ремонт общего имущества и выделят в отдельную строчку как коммунальную услугу.

Переходный период растянется на весь 2016 год, чтобы регионы страны в течение этого времени смогли в любое время запустить и протестировать новую систему по обращению с ТКО. Для этого до 1 января 2017 года им предстоит утвердить схему в своём субъекте РФ, выбрать регионального оператора, заключить с ним договор и перейти на коммунальную услугу.

Теперь за каждого собственника оплата будет выставляться по нормативу, который будет рассчитывается, исходя из среднестатистического «производства» мусора гражданином. Новая коммунальная услуга по обращению с ТКО автоматически подпадёт под государственный контроль, в том числе, в рамках формирования тарифов и ограничения платы за КУ.


С 1 января 2019 года начнется “мусорная” реформа. Это значит, что после новогодних праздников отдохнувшие россияне в квитанциях по коммунальным платежам получат новый пункт ежемесячных расходов. За вывоз отходов теперь будет установлен платеж, схожий с ежемесячными сборами для капитального ремонта.

Плата за мусор будет обязательной, и рассчитываться на каждого человека в семье. За кажущимися благими намерениями кроется очередной налог, на котором будут наживаться региональный оператор, различные управляющие компании и ТСЖ и субподрядчики, вывозящие мусор. Каждый будет отстаивать свою маржу, а платить за все будет конечный потребитель. И отказаться от этой дополнительной платы за свои отходы возможности не будет. По аналогии с платами за капремонт будет выноситься пени.


В нескольких регионах плата за вывоз мусора может увеличиться примерно в 50 раз, если Минприроды и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не предпримут соответствующие меры. Тонкость в том, что по вступающим в силу с начала следующего года изменениям вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО) из коммунальной услуги становиться жилищной. Следовательно, тарифы на вывоз будут устанавливать собственники или управляющие компании. Причем зависит эта сумма на каждого члена семьи (или работника для организации) от расстояния, на которое подрядчики обязаны будут вывозить мусор. Соль ситуации в том, что с нового года возить отходы будут только на те полигоны, которые вошли в реестр. Из-за этого для ряда населенных пунктов увеличится километраж до ближайшей разрешенной мусорной свалки. С прогнозируемым ростом цен на бензин и обязательной маржой тариф уже выходит повышенный. И оплачивать все эти грандиозные планы правительства по улучшению нашей жизни будут не чиновники, а люди.

На федеральном уровне мало того, что открестились от проблемы утилизации отходов, спустив все в регионы на плечи самих конечных потребителей, но даже не хотят (или не готовы) обсуждать эти проблемы.


На заседании президента Владимира Путина с правительством внимания этой теме было уделено мало, или не уделено вовсе. Хотя ранее анонсировалось президентом, что глава Минприроды Дмитрий Кобылкин доложит по вопросам, связанным с работой с твердыми коммунальными отходами. Но либо министр оказался не готов озвучивать, либо на самом деле цели в этом не было. Говорить-то здесь особо не о чем. Дело в том, что нет никаких расчетов о том, сколько должно будет приходится на одного человека мусора, тарифы не установлены. Никакие схемы пока тоже не утверждены.

Сами регионы к такой “мусорной” реформе оказались не готовы. Сегодня в “Парламентской газете” вышло интервью главы Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимира Бурматова, который заявил, что только 12 регионов перешли на новую систему работы с мусором. Более того, в 9 регионах сегодня только идут конкурсные процедуры по выбору оператора, который будет курировать весь процесс и заключать соглашения с подрядчиками и собственниками жилья. Это при том, что определиться с региональным оператором регионы должны были успеть к лету этого года. Но что-то пошло не так. Со слов парламентария, “это все рядовые процедуры”.

В большинстве регионов не установлены тарифы, нормативы по накоплению мусора. Даже в первоочередной Москве они будут известны только к концу года. Крупным городам придется теперь по новым правилам создавать свои полигоны в сельской местности. Самое парадоксальное в этой экологической “хотелке” правительства то, что для тех городов, у которых, казалось бы, эта проблема с хранением мусора назрела, придумали отсрочку. Федеральные столицы, такие как Москва, Санкт-Петербург и Севастополь, попали под отсрочку. Как заявил сегодня еще один депутат Госдумы Дмитрий Белик, у городов федерального значения нет своих разделений на сельскую и городскую зоны. А создавать мусорные полигоны в так называемых городских зонах с 1 января 2019 года нельзя. Три столицы теперь волей-неволей должны создавать современные комплексы обращения с отходами, когда жители российской периферии вынуждены будут жить рядом с мусорными полигонами городов-миллионников. Или платить втридорога, чтобы их мусор возили на 50 км хранить куда-то туда, в соседнюю деревню.

Федеральные чиновники придумали как за счет населения победить экологическую проблему, но даже не стали продумывать каким именно образом. Такие вопросы, как раздельный мусор и оборудование мусорных баков тоже осталось в стороне обсуждения реформы.


Из закона понятно, что в функции регионального оператора вошли сбор, транспортировка и сдача опасных отходо утилизирующим компаниям, в том числе люминесцентных ламп. Кто будет разбирать этот мусор? Каким образом полигоны будут принимать этот мусор, если за одну завалившуюся батарейку может быть выставлен миллионный штраф. Кто будет покрывать эти расходы?

Ясно что перевозчики точно не будут заниматься этим разбором, потому что их зона ответственности распределяется от контейнера к контейнеру и не более. Следовательно, отвечать за раздельный сбор будут собственники. Но каким образом непонятно, потому что ничего не определено.

Когда все говорят о том, что в мусорный тариф войдет только стоимость доставки мусора на полигон почему-то никто не задумывается об установке мусорных баков, что тоже нужно будет покрывать из чего-то кармана. И что-то подсказывает, что это будут деньги потребителей. Региональные операторы могут по необходимости обустроить контейнерные площадки, для которых тоже есть свои стандарты между прочим. Во-первых мусорная площадка должна быть на былиже 20 метров от жилых объектов, должно быть бетонное основание и металлическое ограждение. Если речь о раздельном сборе, то еще для каждого отдельного вида мусора должен полагаться свой контейнер. И это не такое уж дешевое удовольствие, если оборудовать каждый двор.


Еще никто в правительстве, как обычно, не думает про жителей деревень и сел. Там живут люди, где большинство домов — частный сектор. Люди тут привыкли утилизировать мусор своими силами, сжигая часть в банях, а остальным сдабривая свое какое-никакое хозяйство. Старую мебель в деревнях не выкидывают, а отвозят на дачу или разбирают для топки, переколачивают в какой-нибудь сарай. Это частенько многодетные семьи, в которых по пятеро детей, рожденных или усыновленных ради пособия для многодетных матерей. Теперь представьте, что ждет эти семейства с 1 января 2019 года.

Выглядеть это будет как одна-две оборудованные мусорки во всей деревне. Хорошо еще, если полигон будет рядом, хотя бы возить мусор далеко не придется. Только тут вопрос станет в экологии, потому что несколько сотен человек в деревне вынуждены будут дышать ароматами городских отходов. Сами они столько мусора произвести не могли, так им теперь решили его весь свести. Еще возникает вопрос, какой здравомыслящий селянин готов будет пройти через всю деревню, чтобы выкинуть мусор в специальный контейнер, причем еще разделив все на мешочки. Парадокс в том, будет он это делать или нет, ему все равно придется платить тариф за каждого члена семьи. Никто не будет брать с него плату с каждого выкинутого мешка.

И самое обидное, что вся эта канитель с вывозом мусора превратиться по сути в оплачиваемое из наших карманов катание воздуха. Если бы предполагалось, что мусор на стадии сбора будут прессовать, тогда бы это не выглядело как плата за воздух. А так мы будем со следующего года платить за отходы с воздухом. Полупустые машины перевозчиков будут мотаться до нового полигона, а у россиян даже выбора не будет и придется платить за их бензин, человекочасы, оборудованные мусорки и прочее. И все это под благовидным предлогом борьбы с несанкционированными свалками и защитой экологии.

Правда ли, что в России появится «налог на мусор»?

Правда. Только речь идет не о введении нового налога в бюджет, а об изменении схемы оплаты услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

Что такое «обращение с твердыми коммунальными отходами»?

Это сбор, транспортировка, обезвреживание и захоронение мусора.

Как мы платим за вывоз мусора сейчас?

Отдельной графы за вывоз мусора в квитанции на оплату коммуналки нет. Стоимость работ по обеспечению вывоза бытовых отходов включена в плату за содержание жилого помещения. Тариф за содержание утверждается общим собранием собственников квартир в доме. Сумма платы за содержание равна тарифу, умноженному на площадь вашей квартиры. Услуги по вывозу мусора управляющей компании или ТСЖ оказывает привлеченная по договору организация или ИП.

Что меняется?

  1. Услуга по вывозу мусора становится коммунальной. То есть в вашей квитанции на оплату услуг ЖКХ появится отдельная строка про вывоз бытовых отходов.
  2. Плата за вывоз мусора рассчитывается не по площади квартиры, а по нормативу мусора на 1 человека и тарифу на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Тариф и нормативы будут утверждаться на уровне региона.
  3. В регионах на специальном конкурсе будет отобран региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. УК, ТСЖ, ЖК и собственники жилых домов будут обязаны заключать с этим оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО, собирать с жильцов плату за вывоз мусора и перечислять деньги оператору.
  4. По решению общего собрания собственников жильцы могут вносить плату за услугу по обращению с ТКО напрямую региональному оператору.
  5. Ряд многоквартирных домов временно исключается из зоны ответственности регионального оператора ТКО и не заключает с ним договор. Это касается тех домов, по которым услуги вывоза мусора оказываются на основании госконтракта. Если по вашему дому до 1 января 2016 года был заключен такой контракт сроком более 10 лет, услуги по вывозу мусора будет оказывать подрядчик по этому контракту в течение всего срока действия договора. В этом случае стоимость вывоза мусора будет по-прежнему включаться в плату за содержание, т.е. отдельной строки в квитанции не будет.

А если мы не хотим заключать договор с региональным оператором?

Увы, при новой схеме альтернативы нет. В ч.12 ст. 161 Жилищного кодекса РФ сказано, что управляющие компании, ТСЖ, жилищные кооперативы не вправе отказываться от заключения договоров с региональным оператором по обращению с ТКО. То же самое и у собственников жилых домов: согласно ч.5 ст.30 ЖК РФ, вы обязаны обеспечить обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором.

Когда мы начнем платить за вывоз мусора по-новому?

К 2019 году схему распространят на всю Россию, но некоторые регионы уже начали переходить на новый порядок в 2017 году. Конкретный срок зависит от двух событий в вашем регионе:

  • Утверждение единого тарифа на услугу по обращению с ТКО (постановление о порядке расчета такого тарифа должно принять Правительство РФ).
  • Проведение конкурса на выбор регионального оператора по обращению с ТКО и заключение специального соглашения между ним и уполномоченным региональным органом.

Что почитать про новую схему платы за вывоз мусора?

  • Жилищный кодекс РФ
  • Федеральный закон №89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления»
  • Федеральный закон от 29.12.2014 №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»
Статья с сайта Паритет — защита прав потребителей. Образцы претензий.
  • Об авторе
  • Недавние публикации

Paritet.guru

Paritet.guru

  • Куда жаловаться на микрофинансовые организации (МФО)? - 01 февраля 2019 г.
  • Какие технически сложные товары не подлежат обмену в 14 дней? - 14 ноября 2018 г.
  • Что делать, если отравился в кафе? - 30 августа 2018 г.

Комментарии:

10 комментариев на «“Налог на мусор: к 2017 за вывоз бытовых отходов будем платить по-новому”»

Мария, а если с 1 человека берут, не прописан и никто не проживает как могут начислять, в месте проживания начисляется же тоже. Один человек-два начисления?

Добрый вечер! Если никто не проживает, тогда могут быть нулевые начисления, исходя из формулы расчета платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами: = число проживающих * (норматив/12) * тариф. Но у исполнителя коммунальной услуги есть право устанавливать число фактически проживающих граждан и составлять об этом акт.

Здравствуйте. Я живу в частном доме, где речное отопление. Меня обязывают заключить договор на вывоз мусора. У меня бумага сжигается в печке, металл сдаётся .Нет у меня никакого мусора. Как быть.

Добрый день! К сожалению, исключений для тех, кто перерабатывает мусор сам, в законе нет.

А как рассчитывается количестао мусора на одного человека? И почему я должна платить за тех, кто прописан, но не проживает. Давайте будем взвештвать и сдавать мусор по квитанции. У меня мусора три кило в неделю×4=12 кило. А за сколько я буду платить?

Добрый вечер! Плата за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами зависит от количества проживающих в квартире граждан, норматива накопления твердых коммунальных отходов и тарифа. По решению органов государственной власти конкретного субъекта федерации в регионе могут утвердить другой порядок расчета платы — в зависимости от общей площади жилого помещения. Возможность оплаты услуги по обращению с ТКО в зависимости от веса мусора, к сожалению, не предусмотрена.

Добрый день. Проживаю в частном доме в сельской местности. В нашем регионе оператор по сбору мусора приступил к работе с 1 июля с.г. 4-го сентября я пришла в офис компании заключить договор, Мне сказали, что договор должен быть заключен с даты начала предоставления услуг, т.е. с 1-го июля, и я должна заплатить за июль и август, в противном случае за мной будет числиться задолженность. Я с этим не согласна, т.к. подписывать договор задним числом противозаконно. К тому же за июль и август у меня не накопился мусор согласно норме (до этого мы сами вывозили мусор на свалку)и я их услугой не пользовалась. Правомерны ли их требования ?

Добрый день! У собственников частных домов теперь есть обязанность заключать договор на обращение с ТКО. Обязанность появляется после утверждения тарифов на уровне региона + выбора регионального оператора по ТКО. Самостоятельные уничтожение и вывоз мусора, к сожалению, не разрешены. Начисление платы производится по утвержденным тарифам и нормативам, если у вас не организован раздельный сбор мусора (в этом случае плата рассчитывается по фактическому количеству контейнеров). Можно попробовать заключить договор с 1 июля, но написать претензию об отмене платы за те два месяца, в течение которых вам не оказывались по факту никакие услуги.
Подробнее о новой схеме обращения ТКО можно почитать в нашей статье:
https://paritet.guru/stati/faq-vivoz-musora-tko.html?from=vkapi

Здравствуйте.
В квартире1 прописано 3 человека. 1 человек из числа 3 прописан временно в другом городе в квартире2 и является ее собственником. Исходя их статьи этот человек будет платить за мусор в своей квартире2 как собственник. Можно ли уменьшить оплату в квартире1? Что будет являться доказательством для УК (т.е. какие документы надо предъявить) ?

Добрый вечер! По правилам (постановление Правительства РФ №354 от 06.05.2011) плата за обращение с ТКО начисляется с учетом числа постоянно и временно проживающих граждан. Такими с точки зрения закона являются те, кто фактически проживает в квартире больше 5 дней подряд. Поэтому если в вашем случае этот человек фактически живет в квартире1, он все равно будет обязан платить за вывоз мусора по обоим адресам. В тех квартирах, где никто не прописан и не живет, плата начисляется по числу собственников.

Действительно, существует перерасчет платы за коммунальные услуги для тех, кто временно отсутствует в жилом помещении более 5 календарных дней подряд. Однако сама по себе временная регистрация права на такой перерасчет не дает. Перечень документов, которые нужно предоставить для перерасчета, дан в п.93 постановления №354. К ним, в том числе, относятся командировочные документы, билеты на транспорт, гостиничные счета, справки консульских учреждений, о нахождении на лечении (в т.ч. санаторно-курортном) и т.п. По возможности нужно предоставить прямо поименованные в этом перечне документы. Так будет проще отстаивать свое право на перерасчет, если УК откажется его предоставить. Подробнее о получении перерасчета читайте в нашей заметке: Как снизить платежи по ЖКХ, если не живёшь в квартире?

С новым налогом, господа! Генпрокуратура проверит законность мусорной реформы

«Справедливая Россия» требует проверить законность взимания платы за утилизацию бытовых отходов. Госдума по поручению эсеров отправит соответствующие запросы в Генпрокуратуру и Правительство.

С 1 января 2019 года страна перешла на новую систему обращения с мусором. Теперь бытовые отходы будут собирать, обрабатывать и утилизировать отходы, но за счет россиян. Это будет делать региональный оператор – в каждом субъекте свой. Кроме того, тариф за вывоз мусора вывели из строчки «содержание и ремонт жилья» в отдельную строку в платежной квитанции. Раньше за эту услугу жители платили в зависимости от площади квартиры. Теперь размер платежа зависит от количества проживающих в квартире. Это значит, что одинокие люди, проживающие в огромных квартирах, будут платить меньше, а многодетные семьи в маленьких – больше.

Регионам дали право самим утверждать нормативы накопления мусора и предельный тариф за его вывоз. В итоге где-то плата повысились в 2,5 раза, а где-то в 50 раз! Похоже, рост цен зависел исключительно от жадности местных чиновников. О самодурстве при определении тарифов красноречиво свидетельствует пример Красноярска. Жителям разных районов чиновники установили разные тарифы. Разница – 30%, хотя объем работ одинаковый. И только после массовых возмущений местных жителей и красноярского отделения «Справедливой России», тариф уравняли.

Телега впереди лошади

По замыслу реформы, мусор теперь должны не просто вывозить на полигоны. Все отходы региональные операторы должны перерабатывать и утилизировать. Именно за это россияне платят в разы больше, чем раньше. Только вот незадача: деньги с жителей начнут собирать уже с конца января, а ни новых полигонов, ни мусороперерабатывающих заводов, ни четкого понимания самой технологии раздельного сбора и переработки бытовых отходов в регионах до сих пор нет! То есть по факту – ничего не изменилось. Кроме цены. Это и вызывает возмущение: опять обманули!

– Давайте не будем ставить телегу впереди лошади! Давайте сначала профинансируем строительство инфраструктуры, потом с этой готовой инфраструктурой выйдем к людям, и будем обсуждать новые правила игры по вывозу мусора. Появится инфраструктура, тогда и мусор не будет скидывается в ближайшем лесу, а действительно будет перерабатывается и идти на пользу, – заявил член Комитета Госдумы по транспорту и строительству, депутат фракции «Справедливой России» Дмитрий Ионин.

На деле мусорная реформа провалилась. А ведь «Справедливая Россия» предупреждала! Утро 1 января россияне встретили в горах бытовых отходов. Вся страна превратилась в одну большую помойку. Регионы признались, что не готовы к такому объему работы. Так, например, настоящий мусорный коллапс произошел в Волгограде. Возмущенные жители неоднократно жаловались на бездействие ООО «Управление отходами – Волгоград». Мусор так никто и не вывозил. Тогда люди не выдержали и завалили офис операторы пакетами с объедками. После скандала фирмой заинтересовалась прокуратура региона.


Фото из соцсетей

Но и в тех регионах, где отходы все-таки вывозят – тоже не все так гладко. Отсортированный мусор из разных контейнеров – бумагу, пластик, стекло скидывают вместе с бытовыми отходами в один мусоровоз. Так и произошло в ЖК «Зеленые Аллеи» в подмосковном городе Видное.

Более того, эти отходы поедут не на мусороперебатывающий завод, а прямиком на ближайшую свалку, где будут годами лежать и гнить. Так в чем же тогда смысл мусорной реформы?

Мусор – это новый налог

В Госдуме вообще считают, что плата за вывоз ТКО в текущем виде – это скрытый налог «за негативное воздействие на окружающую среду». Назвать коммунальной эту услугу нельзя – любая услуга индивидуальна. Некачественное ее предоставление влияет только на одного собственника (или группу собственников – например, жильцов одного многоквартирника). Так, например, отсутствие света в одной квартире не повлияет на права соседей. А вот обезвреживание и захоронение отходов – а именно за это обязали платить россиян с 2019 года – индивидуальными услугами не являются.

– За нарушение правил захоронения отходов наступает административная ответственность - то есть всю эту деятельность контролирует государство. Ни проконтролировать качество предоставления этой услуги, ни потребовать уменьшения цены собственники не смогут! Получается, что это не плата за коммунальную услугу, а обязательный платеж. То есть налог! – говорит Ионин.

В связи с этим, депутаты фракции «Справедливой России» Дмитрий Ионин и Олег Николаев внесли протокольное поручение Комитету Госдумы по экологии и охране окружающей среды запросить у Генпрокуратуры и Правительства информацию о законности срытого налогообложения граждан.

– Получается, мусорная реформа ввела дополнительный налог. По закону вводить дополнительные налоги можно только через изменения в Налоговый кодекс. Были по мусору изменения в Налоговый кодекс? Не было. Мы говорили об этом в декабре с этой трибуны? Говорили. Нас услышали? Не услышали, – возмущается Ионин.

Эсеры требуют проверить правомерность включения в состав коммунальной услуги работы по обезвреживанию и захоронению отходов и возложения обязанности оплаты этих работ на собственников. Госдума поддержала поручение справедливороссов.

Нормативы накопления отходов во многих регионах не менялись с советских времен. Фото: Сергей Куксин/ РГ

Сейчас плата за вывоз мусора не нормируется. В среднем она составляет 2,5 рубля с квадратного метра жилья, но может быть и больше, так как тариф устанавливает управляющая компания. И руководствоваться она может чем угодно, например, тарифами транспортной компании или мусоропереработчика, или просто возить "задешево" на нелегальную свалку, а денежки жильцов прятать себе в карман.

С нового года тарифы должны устанавливать региональные операторы по обращению с ТКО. Такой оператор выбирается один на регион, а значит, и плата будет одинаковой для всех жителей.

Правда, не во всех регионах утверждены территориальные схемы обращения с отходами, а без них не выбрать и оператора. Так что есть вполне реальный шанс встретить первый день нового года среди гор мусора.

Грозит ли нам мусорный коллапс, "Российской газете" рассказал министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской.

Сергей Ефимович, до 26 сентября регионы должны были утвердить территориальные схемы в области обращения с отходами. Все ли успели?

Сергей Донской: К сожалению, нет. Согласовано всего 48 территориальных схем.

Хочу сразу оговориться, это не формальная процедура, а важный элемент всей реформы в сфере обращения с отходами. Он выстраивает всю логистику движения отходов от момента их образования до места переработки или захоронения и все маршруты этой цепочки. Требования к составу, содержанию схем и сроки установлены правительством еще в марте. Потому на сжатые сроки списать проволочку с разработкой не получится. Просто не все регионы своевременно начали эту работу. В последние недели Росприроднадзор вынужден практически круглосуточно заниматься приемом и анализом схем.

В разной степени готовности территориальные схемы у 61 региона. В 23 регионах ведется пока только подготовительная работа по формированию территориальных схем. Не приступили к разработке в Крыму. Очень плохая ситуация у Тывы, Тверской, Вологодской областей - они только готовятся к проведению конкурса. Еще не разработана схема в Северной Осетии.

Что будет с теми, кто не согласовал схемы?

Сергей Донской: Времени было достаточно, потому разбор полетов будем проводить уже совместно с прокуратурой. Схема - это не формальность. Это обязательное условие для выбора регионального оператора. А без него может возникнуть ситуация, что после 1 января вывозить мусор будет некому. Надеюсь, региональные власти такой новогодний сюрприз жителям не преподнесут, а начнут максимально быстро выправлять ситуацию. Очень не хотелось бы получить в каком бы то ни было российском регионе ситуацию с мусорным коллапсом, как это было, например, в Неаполе. Но такая опасность, увы, существует.

То есть нам надо готовиться к худшему?

Сергей Донской: Надеюсь, те меры, которые мы приняли, обеспечат максимально цивилизованную, скажем так, работу коммунальных предприятий. Мы вернули лицензирование всех видов работ с отходами, сегодня утверждаем территориальные схемы. Дальше в регионах пройдут тендеры по выбору региональных операторов. В итоге мы получаем прозрачное тарифообразование, развиваем систему переработки отходов и снижаем число захоронений.

Региональный оператор - один или несколько - выбирается на 10 лет, а значит, придет в регион всерьез и надолго, не как временщик. Он сможет планировать свою работу и предлагать минимальные тарифы. А ФАС работает над тем, как экономически стимулировать переработку отходов, чтобы захоронение их стало невыгодно.


Сколько же мы будем платить за вывоз мусора с 1 января?

Сергей Донской: Об этом можно будет говорить после выбора региональных операторов. Процедура выборов открытая - побеждает тот, кто предлагает наилучшие условия. А регионам дано право устанавливать предельные тарифы на обращение с ТКО. Мы исходим из того, что плата за вывоз мусора не должна увеличиться.

Не слишком ли надолго выбирают оператора? Не приведет ли это к злоупотреблениям?

Сергей Донской: Мы считаем, что долгосрочное планирование необходимое условие работы в этой сфере. Что касается возможных злоупотреблений, то мы вышли в правительство с инициативой дополнить КоАП статьей об ответственности операторов за неисполнение своих обязанностей по госконтрактам, повлекшее угрозу компонентам природной среды. Так что, думаю, все опасения мы снимем.

В большинстве регионов остро стоит проблема несанкционированных свалок. Сегодня в муниципальных бюджетах есть статья, которая позволяет свалки устранять. С 2017 года статьи не будет. Что делать?

Сергей Донской: К сожалению, сегодня количество несанкционированных свалок в 20 раз превышает количество легальных объектов размещения отходов. Причин много. Одна из них - низкие нормативы накопления ТКО на душу населения. Во многих регионах нормы действуют с советских времен. Это приводит к тому, что расчет, сколько нужно контейнеров, площадок временного размещения и т.д., оказывается заниженным.

Фото: Александр Корольков/РГ

Фото: Александр Корольков/РГ

Современное регулирование для решения этой проблемы сформировано. Сейчас требуется максимально эффективное взаимодействие федеральных и региональных органов власти, общественных структур, участвующих в этой работе. Собственно, один из шагов для решения - территориальные схемы. Ситуация в области обращения с отходами должна поменяться коренным образом: от захоронения - к переработке отходов, созданию целой современной индустрии.

Даже если не брать качество работы с отходами, планируется вообще увеличивать количество пунктов раздельного сбора мусора? В шаговой доступности их практически нет.

Сергей Донской: В территориальных схемах должно быть предусмотрено оборудование контейнерных площадок с антивандальными конструкциями для раздельного сбора отходов.

Те, кто занимается раздельным сбором мусора, уверяют, что сырья как раз хватает, не хватает мусороперерабатывающих предприятий.

Сергей Донской: Согласен, не во всех регионах хватает таких мощностей. С другой стороны, мы знаем, что есть мусороперерабатывающие предприятия, которые недозагружены.

Есть планы по созданию мусороперерабатывающих предприятий, которые смогут принимать отходы из нескольких регионов. Сегодня Росприроднадзор рекомендует всем регионам представлять на согласование территориальные схемы в электронном виде. В ближайшем будущем на их основе мы создадим интегрированную схему обращения с отходами всей страны. И сможем подсказать возможные варианты межрегионального взаимодействия по переработке отходов.

Читайте также: