В чем заключается проблема снижения налога

Опубликовано: 17.05.2024

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) - это прямой федеральный налог, который взимается с доходов граждан в денежном виде за отчетный период [4]. Иными словами, можно сказать, что данный налог представляет собой изъятие определенной части дохода каждого трудоспособного гражданина в бюджетную систему РФ для последующего перераспределения.

НДФЛ является одним из самых продуктивных и перспективных видов налога в силу того, что уклониться от его уплаты практически невозможно. Методы исчисления налога достаточно просты и понятны. Ставки налога фиксированы, объекты - конкретны, а налоговая база определяется четко. Все это делает его достаточно простым для налогообложения, но в то же время для России данный налог является предметом острых дискуссий и споров.

Так же как и любой другой налог, НДФЛ является одним из важных экономических рычагов государства, так как выполняет три основные функции: фискальную, социальную и регулирующую. Рассмотрим данные функции в реализации общественного процесса.

Посредством фискальной функции реализуется основное общественное назначение данного налога, т.е. формирование финансовых ресурсов государства, а именно денежных поступлений в бюджеты регионального и местного уровней. За счет этих поступлений обеспечивается финансирование общественных расходов, в первую очередь государственных.

Социальная функция выражается в поддержании равновесия. Ее основное предназначение заключается в обеспечении и защите конституционных прав граждан. Социальная функция НДФЛ осуществляется за счет сокращения неравенств в распределении доходов, воздействия на их уровень, структуру внутреннего спроса, демографические и другие показатели, связанные с социальной сферой. С помощью налога на доходы физических лиц государство обеспечивает справедливость и социальную стабильность. Конечно, на практике в российской налоговой системе данная функция налогов, взимаемых с населения, реализуется не в полной мере. Прежде всего это связано с несовершенством налогового законодательства.

Основное назначение регулирующей функции - это влияние на процесс общественного воспроизводства через системы льгот и налоговых ставок. За счет данной функции можно регулировать доходы разных групп населения.

С помощью реализации функций приведенного налога достигаются основные цели НДФЛ, а именно пополнение бюджета государства и равномерное распределение экономических средств между населением [2].

Так как данный налог является экономическим рычагом государства, то с помощью него должны решаться вопросы регулирующего характера, но это не отвечает реальности настоящего времени.

Для хорошего функционирования налоговой системы предполагается использование основных принципов налогообложения:

1) принципа справедливости - распределение налогового бремени должно быть равным в зависимости от дохода. Соблюдение этого положения приведет к так называемому равенству, а пренебрежение, соответственно, к неравенству;

2) принципа определенности - уплачиваемый налог должен быть прежде всего точно определен, а не произволен. Время, сумма и способ уплаты должны быть заранее известны и понятны;

3) принципа удобности - налогоплательщику должен быть удобен способ взимания налога;

4) принципа экономии - должна быть обеспечена максимальная эффективность всех налогов, которая выражается в пониженных издержках государства на сбор всех налогов и содержание налогового аппарата в целом.

Данным принципам должен соответствовать каждый налог, установленный, а также взимаемый государством в целях финансового обеспечения своей деятельности. НДФЛ относится к числу таких налогов [1].

На сегодняшний день НДФЛ регламентируется главой 23 НК РФ. Единая ставка, утвержденная 1 января 2001 г., составляла 13%, действует она и по сегодняшний день [4].

НДФЛ по значимости источников государственных доходов стоит в приоритете по сравнению с другими налогами. Так, поступления от подоходного налога занимают наибольший удельный вес в структуре доходов бюджетов разных уровней. Рассмотрим удельный вес НДФЛ в доходах консолидированного бюджета и бюджетов субъектов Федерации за 2012-2014 гг. (табл. 1).

Удельный вес доходов от НДФЛ в бюджеты за 2012-2014 гг.

Консолидированный бюджет РФ, %

Консолидированный бюджет субъекта федерации, %

Как мы видим, доля поступлений по налогу на доходы физических лиц имеет стабильный характер, показатели по бюджету субъекта Федерации с каждым годом возрастают на некоторую долю процентов. По указанным в таблице данным можно сделать вывод, что НДФЛ является одним из основных налогов, образующих бюджет. Объем поступлений зависит от заработной платы и роста доходов населения.

Рассмотрим основные проблемы налога на доходы физических лиц, которые существуют в настоящее время.

1. Достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Он прежде связан с потреблением, и в той или иной мере он может его стимулировать либо минимизировать. Данная проблема наиболее сложна, так как на общих этапах развития экономики ставится выбор приоритета между социальной справедливостью и экономической эффективностью налога, в соответствии с чем и выбирается шкала налогообложения.

2. Низкий уровень доходов населения нашей страны по сравнению с развитыми странами. Особенно остро стоит проблема в периоды экономического кризиса, когда заработную плату уменьшили у большинства граждан до прожиточного минимума.

3. Применяемые вычеты по НДФЛ. Для налогоплательщика они играют значимую роль в минимизации облагаемых доходов и уменьшении сумм уплачиваемых налогов. Вычет - это часть дохода, которая не облагается налогом. Проблема заключается в том, что не выполняется их основная функция - регулирующая. Большинство граждан не знают о том, что имеют право на ежегодный возврат денежных средств из бюджета государства, а достигается это путем предоставления им налоговых вычетов.

4. Система контроля налоговых органов за чрезмерными доходами физических лиц практически отсутствует. Налоговые органы РФ не могут обеспечить 100%-ю собираемость налогов, так как сама налоговая система недостаточно развита и требует реформирования.

5. В российской практике наблюдается массовое укрывательство от налогов людей, имеющих достаток выше среднего, особенно при сдаче в аренду собственного имущества, незарегистрированной частной практике по образовательной деятельности.

6. Проблема выбора ставок налога на доходы физических лиц. Актуальность решения этой проблемы можно объяснить тем, что именно подоходный налог в основном определяет величину налогового бремени граждан. В данное время активно ведутся дискуссии по вопросу, связанному со справедливостью принятых ставок по НДФЛ. В настоящий момент в России действует 13%-ная плоская ставка, введенная еще в 2001 г. Государственной Думой Федерального Собрания РФ был предложен законопроект, где рассматривается прогрессивная ставка налогообложения, которая существовала до 1 января 2001 г. Прогрессивная ставка налогообложения - это налоговая ставка, которая возрастает прежде всего по мере роста дохода.

Несмотря на то что в России ставки по НДФЛ являются самыми низкими относительно других стран, все же это не считается показателем эффективности налогообложения физических лиц. Возьмем как пример Японию. НДФЛ там уплачивается по прогрессивной шкале, которая в свою очередь имеет 5 налоговых ставок: 10%, 20%, 30%, 40%, 50%. Помимо этого, есть дополнительные местные подоходные налоги и налог на каждого жителя, который составляет 3200 йен в год. Казалось бы, что подоходные налоги слишком высоки, но при всем этом есть много положительных моментов в данной системе обложения физических лиц: существует необлагаемый минимум, который учитывает прежде всего семейное положение человека; также от уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение, плюс имеются дополнительные налоговые льготы [5].

Реформа по налогообложению, которая проводилась, в России в течение нескольких лет, безусловно, сыграла важную роль в реформировании налоговой системы. В основном изменению были подвержены суммы налоговых вычетов и порядок их представления, менялись некоторые ставки и виды доходов, расширился круг налогоплательщиков, также были введены налоговые льготы для физических лиц. Но вместе с тем нельзя сказать, что сложившаяся система в настоящее время совершенна, поэтому требуется тщательно продуманная комплексная программа по совершенствованию налогообложения физических лиц Российской Федерации [3].

К основным предложениям по совершенствованию налога на доходы физических лиц можно отнести следующее.

1. Введение прогрессивной ставки налога. В настоящее время обсуждается много вариантов по данному вопросу. Законопроект предлагает установить прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц в зависимости от размера доходов гражданина за год. Действующую ставку в 13% предлагают сохранить только для дохода до 2 млн рублей в месяц, либо до 24 млн рублей в год. С дохода, превышающего 24 млн рублей, предлагается взимать налог со ставкой 25%. В отношении доходов от 100 млн рублей до 200 млн рублей - 35%, а от 200 млн рублей - 50%. В свою очередь правительство дает отрицательное заключение на депутатские инициативы, ссылаясь на стабильность собираемости данного налога в настоящее время. Счетная палата и правовое управление Президента также против введения прогрессивных ставок, так как, по их мнению, установление прогрессивной шкалы приведет к недополучению доходов в бюджет.

2. Введение необлагаемого минимума. Целесообразно установить необлагаемый минимум в размере 9000 рублей, который ежегодно будет корректироваться на 10% (учитывая средний уровень инфляции). Улучшится качество жизни граждан с невысокими доходами, что приведет к уменьшению разрыва уровня жизни между различными слоями населения. Принцип равенства будет реализован в полной мере.

3. Увеличение размера налоговых вычетов на основании прожиточного минимума и средней заработной платы. Как следствие, применяемые налоговые вычеты практически не выполняют свою стимулирующую роль, потому что они не учитывают региональных особенностей ценообразования. Размер стандартных налоговых вычетов целесообразнее привязать к прожиточному минимуму либо к минимальному размеру оплаты труда.

4. Ужесточение контроля по собираемости налога на доходы, в первую очередь с тех лиц, у которых доход превышает средний уровень.

5. Применение программы по созданию общегосударственного информационного комплекса с целью организации контроля по движению наличных денег (так как в нашей стране он значительно ослаблен, что в итоге позволяет обналичивать денежные средства сверх установленной нормы, вследствие чего создаются условия для выплаты заработной платы в конвертах).

6. Совершенствование системы ответственности за налоговые правонарушения, повышение эффективности деятельности органов налогового контроля, что в первую очередь позитивно скажется на собираемости налога.

Подводя итог по изложенной теме, можно констатировать, что система подоходного налогообложения граждан несовершенна в качественном преобразовании. Все вышеперечисленные меры по совершенствованию налога на доходы физических лиц помогут повысить уровень поступлений налога в бюджеты разных уровней, а также послужат достижению социальной справедливости при налогообложении доходов граждан. Рассмотренные предложения по совершенствованию направлены на упрощение механизма исчисления и уплаты НДФЛ и, как следствие, на повышение роли НДФЛ в налоговых доходах бюджетов.

Рецензенты:

Ворожбит О.Ю., д.э.н., зав. кафедрой Международного бизнеса и финансов Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г. Владивосток;

Латкин А.П., д.э.н., профессор, Владивостокский государственный университета экономики и сервиса, г. Владивосток.

Марина Крицкая

Человеку, который открывает свое дело, следует внимательнее считать деньги еще с момента принятия решения о регистрации ИП. Потому что даже выбор системы налогообложения может дорого обойтись, если не изучить все предлагаемые варианты.

Так, например, сейчас многие предприниматели, оценив свои доходы, стали переходить на самозанятость, то есть регистрироваться в качестве плательщиков налога на профессиональный доход. Но есть и другие способы сэкономить на налогах.

С умом подойдите к выбору выгодной для вас системы налогообложения

Для этого нужно понять условия, основные ограничения, минусы и плюсы каждого налогового режима. Важно обратить внимание на налоговые ставки, периодичность уплаты налогов, отчетность, налоговые базы в каждом случае.

Так, если ИП выбирает общий режим налогообложения, то ставка налога для него — 13 % по НДФЛ, налоговая база в этом случае — доходы, уменьшенные на величину расходов. ИП придется вести книгу учета доходов, расходы и хозяйственные операции. Отчетность подается в виде декларации раз в год. Уплата налога производится в виде авансовых платежей ежеквартально. ИП на общем режиме налогообложения признаются плательщиками НДС.

Плюс этого режима налогообложения для ИП заключается в отсутствии ограничений.

Если ИП выбирает упрощенную систему налогообложения, а именно УСН «доходы», то налоговая ставка для него будет составлять 6 %, при этом законами субъектов РФ она может быть снижена до 1 % в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Но, в отличие от общего режима налогообложения, для «упрощенцев» предусмотрены ограничения — во-первых, по количеству работников (не более 100 человек), а во-вторых, по доходам за год (не более 150 млн руб. в год). Тоже придется вести книгу учета доходов и расходов и представлять декларацию раз в год. Хотя от декларации часть ИП на УСН «доходы» скоро избавят. Этот вопрос сейчас активно обсуждается чиновниками, даже принят в первом чтении соответствующий законопроект. Но отмена коснется тех, кто применяет онлайн-кассы. Таким «упрощенцам» предложат перейти на систему УСН-онлайн, в рамках которого налоговый орган будет исчислять налог самостоятельно, с учетом данных, полученных от онлайн-касс.

Подготовьте документы для регистрации бизнеса и откройте расчетный счет в одном месте

Выбрать оптимальный режим налогообложения можно в интерактивном режиме с помощью специального сервиса ФНС «Выбор подходящего режима налогообложения».

Для этого отметьте ключевые параметры:

  • категорию налогоплательщика;
  • предполагаемый размер дохода и количество наемных работников;
  • особенности.

Система предложит подходящие налоговые режимы: УСН, патент, налог на профессиональный доход (НПД), общий режим. По каждому режиму можно прочитать краткую справку и порядок перехода.

А если вам подходит налог на профессиональный доход?

Возможно, после изучения всех режимов налогообложения вы убедитесь в том, что лучше всего вам подходит специальный налоговый режим для самозанятых граждан. Это выгодно тем, кто не планирует нанимать работников и рассчитывает на невысокий доход (у НПД есть ограничение по доходам — не более 2,4 млн руб. в год).

Один из существенных плюсов специального налогового режима для самозанятых граждан — отсутствие необходимости сдавать отчетность, невысокая налоговая ставка: 4 % при реализации товаров физлицам и 6 % при реализации товаров юрлицам и ИП. И главное удобство — регистрация самозанятого и вся его деятельность осуществляется через мобильное приложение «Мой налог».

Если НПД вам интересен, то прежде всего нужно убедиться в том, что он действует в вашем регионе. Пока это только 23 региона. Подробности читайте в статье «ИП или самозанятость: что выгоднее и проще?».

Если вы уже находитесь в статусе действующего предпринимателя, то проверьте, насколько выгодна вам та система налогообложения, которую вы применяете. Вполне возможно, что, применяя другую систему налогообложения, вы бы значительно экономили.

Воспользуйтесь налоговыми каникулами

В 2020 году еще можно успеть воспользоваться налоговыми каникулами. Потому что с 2021 года впервые зарегистрированные ИП на УСН или ПСН уже не смогут применять нулевые налоговые ставки.

Поэтому, если вы планируете открыть ИП, проверьте, насколько вы соответствуете требованиям, которые нужно соблюдать для использования налоговых каникул:

  1. ИП зарегистрирован впервые.
  2. Он использует либо УСН, либо ПСН.
  3. Его деятельность связана с производственной, социальной, научной сферой, бытовыми услугами (виды деятельности внутри каждой сферы субъекты могут устанавливать по своему усмотрению, нужно уточнять). В 2020 году налоговые каникулы распространили на предпринимателей, предоставляющих помещения во временное пользование, то есть отели и гостиницы (п. 4 ст. 346.20 НК РФ). Известно, что воспользоваться этой преференцией с 1 января 2020 года могут малые отели и гостевые дома Крыма.
  4. Доля услуг, работ или товаров, на которые распространяется налоговая ставка 0 %, составляет не менее 70 % от общего дохода.

Более подробно на эту тему мы писали в статье «Налоговые каникулы ИП в 2020 году».

Налоговые каникулы действуют не во всех регионах. Решение о введении такой преференции, в том числе о сроках ее действия, принимают региональные власти. Они же вправе установить дополнительные ограничения на применение налоговой ставки в размере 0 %.

В некоторых регионах каникулы были, но уже закончились. Поэтому обо всех особенностях нужно узнавать конкретно по субъекту.

Так, если вы вновь зарегистрированный ИП, найдите по своему субъекту закон, позволяющий применять налоговые каникулы по конкретным видам деятельности.

Если вы найдете свой вид деятельности и будете соответствовать всем требованиям, то вам гарантировано освобождение от уплаты налогов. Останутся только страховые взносы.

ИП узнал о налоговых каникулах с опозданием. Может ли он вернуть деньги?

Бывает так, что ИП зарегистрировался, платит налоги и страховые взносы и вдруг узнает о том, что все это время мог находиться на налоговых каникулах. Возникает вопрос: может ли он вернуть деньги?

Ответ такой: если ИП соответствует требованиям регионального законодательства для использования налоговых каникул, то в ситуации, когда о наличии преференций он узнал с опозданием и по ошибке уплатил налог, у ИП есть возможность, в соответствии со ст. 78 НК РФ, вернуть излишне уплаченный налог.

Для этого в налоговую инспекцию представляются следующие документы:

  • уточненная декларация по УСН с нулевыми показателями по уплате налога;
  • заявление о возврате излишне уплаченного налога по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 14.02.2017 N ММВ-7-8/182@ (Приложение № 8)
  • документы, подтверждающие право на использование налоговых каникул (выписка из ЕГРИП с указанием льготного вида деятельности и копия текста регионального закона, из которого следует, что данный вид деятельности относится к льготным).

Также ознакомьтесь с ответами на вопросы:

Не забывайте о профессиональном налоговом вычете

Этот способ экономии на налогах подойдет ИП на общей системе налогообложения, так как они являются плательщиками НДФЛ.

Под профессиональным налоговым вычетом подразумевается сумма фактически произведенных и документально подтвержденных расходов. С них предприниматель не будет платить НДФЛ (ст. 221 НК РФ).

Чтобы подтвердить доходы, нужно подать декларацию 3-НДФЛ в налоговую вместе с документами, подтверждающими расходы. Это нужно успеть сделать (за прошедший налоговый период) до 30 апреля. Если вы планируете оформить профессиональный вычет за этот год, то подать декларацию надо до конца апреля 2020 года.

В декларации можно учитывать вычет — уменьшить на него налог. Заплатить налоги надо будет до 15 июля.

Обратите внимание, что в исключительных случаях, вместо учета фактически произведенных расходов, ИП на общей системе налогообложения могут получить вычет в размере 20 % от общей суммы полученного ими дохода. Речь идет о ситуации, когда ИП не может документально подтвердить произведенные расходы. В этой ситуации он все равно имеет право использовать профессиональный налоговый вычет.

Компенсируйте сотруднику проценты по ипотечному договору

Если у вас есть наемные сотрудники и кто-то из них приобрел в ипотеку квартиру, предоставив вам соответствующие документы и график уплаты процентов, то вы можете компенсировать этому сотруднику проценты.

Суммы компенсированных затрат по уплате процентов по займам и кредитам, которые взяты работниками на приобретение или строительство жилья, плательщики налога на прибыль могут учесть в налоговых расходах в качестве расходов на оплату труда. Но есть ограничение по таким расходам: если сумма этой компенсации не превышает 3 % от фонда оплаты труда (ФОТ). Для расчета предельной суммы надо брать расходы на оплату труда в целом по организации.

Снижайте налог за счет страховых взносов

Этот способ будет интересен ИП на УСН «доходы» и ИП на ЕНВД.

В 2020 году размер фиксированных страховых взносов ИП составляет 40 874 руб., из них:

  • 32 448 руб. идут на обязательное пенсионное страхование (ОПС);
  • 8 426 руб. – сумма взносов на обязательное медицинское страхование (ОМС).

Страховые взносы уплачивают все ИП, независимо от вида деятельности и уровня дохода. Но для ИП на УСН или ИП на ЕНВД есть возможность сэкономить. То есть они вправе уменьшить свой налог на сумму страховых взносов.

Если у ИП нет работников, то уменьшить налог можно на всю сумму страховых взносов.

При УСН «доходы» взносы уменьшают величину налога.

ИП с работниками вправе уменьшить налог на страховые взносы за себя и сотрудников. В случае с УСН «доходы» уменьшить налог можно только на половину взносов.

Помните о том, что ИП могут уменьшать налог не только на фиксированную часть взносов, но и на 1 % от доходов свыше 300 000 руб.

Чтобы уменьшить налог, нужно платить страховые взносы в том же периоде, за который налог считается.

Привлекайте к работе самозанятых

Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ предоставил возможность самозанятым (плательщикам налога на профессиональный доход) оказывать услуги, выполнять работы и продавать товары как ИП, так и юрлицам. Правда, есть одно жесткое условие: заказчиками услуг не должны выступать их работодатели или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад.

Сами ИП должны пользоваться этой возможностью честно и не пытаться оптимизировать налогообложение за счет хитрых схем. Налоговая, в частности, неоднократно обращала внимание на то, что недобросовестные работодатели заменяют штатных работников, по которым нужно платить страховые взносы и налоги, самозанятыми. В будущем таких работодателей будут выявлять с помощью специального программного продукта на основе больших данных.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Неотъемлемой частью экономики любого государства являются налоги. И именно налоги для многих предприятий, а также физических лиц становятся камнем преткновения, ведь налог – это принудительный платеж, неуплата которого преследуется по закону. Принудительность таких платежей вызывает естественное желание снизить, а в лучшем случае и вовсе не платить сумму налоговых сборов. Разумеется, большое некоторые граждане и предприятия выбирают для себя незаконные схемы ухода от уплаты налогов, однако есть ряд законных и вполне реальных схем. О них и пойдет речь в данной работе. Стоит, тем не менее, начать с определения. Налог – это платеж, связанный с переходом права собственности от частного субъекта к публичному. [1]

Налогообложение – это совокупность денежных отношений, одним из участников которых непременно является государство или муниципальное образование, посредством которых осуществляются формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для выполнения государством принятых на себя конституционных функций по решению экономических, социальных, политических и иных задач [3]. Одним из главных принципов налогообложения является справедливость.

Идея справедливости призвана носить всеобщий характер и определять структуру налогового законодательства. Данный принцип говорит о равномерном распределении налогов между гражданами в соответствии с их доходами. Налогоплательщики должны принимать участие в финансировании определённой деятельности государства, а государство, в свою очередь, должно взимать налоги в соответствии с возможностями гражданина. Другим принципом является принцип определенности, в основу которого заложено условие, о том, что сумма, время уплаты, а также способ осуществления платежа должны быть известны налогоплательщику заранее. Также следует сказать о принципе удобности, то есть налог должен взиматься так, как удобно налогоплательщику. И последний принцип – принцип экономии гласит, что система налогообложения должна быть рационализированы. [7]

Как уже было сказано выше, налоги – это принудительные сборы, а значит, многие лица, как физические, так и юридические будут стараться уменьшить их суммы. Разумеется, существует множество незаконных способов уменьшения суммы налогов, такие как, например, занижение уровня доходов, размера прибыли т.д. Однако законом предусмотрены легальные способы, какими можно снизить размеры налоговых отчислений. Налогообложение – это уменьшение размеров налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех представленных законодательством налоговых льгот и других законных приемов и способов. [2]

Исходя из определения, можно понять, чем отличается оптимизация налогообложения от уклонения от уплаты налогов. Оптимизация не несет в себе состава преступления, а значит, не влечет неблагоприятных для налогоплательщика.

Рассмотрим методы налоговой оптимизации (налоговой минимизации). Как уже было упомянуто выше, можно снизить размер уплачиваемых налогов путем разработки приказа об учетной налоговой политике. Это один из наиболее распространенных способов налоговой минимизации. Грамотная разработка учетной политики позволит предприятию выбрать наиболее оптимальный вариант учета, которой являлся бы наиболее эффективным с точки зрения налогообложения. В данном случае следует обратить внимание на ряд положений. С 1 января 2002 года в соответствии с гл. 5 НК РФ большинство предприятий должно применять метод признания доходов и расходов в целях налогообложения по начислению. Что касается НДС, то наиболее оптимальным вариантом является использование метода признания выручки в целях налогообложения по оплате. Эти пункты следует прописать в учетной налоговой политике предприятия. Также важным моментом при определении учетной политики является выбор способа начисления амортизации. Компании следует решить, какой способ амортизации наиболее пригоден для имеющихся у нее активов – линейный или нелинейный. В зависимости от срока полезного использования и типа актива следует выбрать наиболее подходящий. [5]

Самый известный и знакомый многим способ оптимизации налогообложения – использование налоговых льгот и освобождений, предусмотренных законом. Здесь все зависит от знания налогового законодательства, ведь на предприятии просто могут не знать, о том, что им полагаются льготы. Выделяют четыре типа налоговых льгот: по объекту (изъятия, скидки), по ставкам (понижение ставки), по срокам уплаты (налоговый кредит, более поздние сроки уплаты), а также льготы, которые предоставляются отдельным субъектам [4]. Налоговые льготы предоставляются в различных формах. Это как освобождение от уплаты налога, так и изъятие определенных частей объекта налога из налогооблагаемой базы, установление необлагаемого минимума, вычет определенных сумм, понижение налоговых ставок, вычет из налогового оклада, отсрочка или рассрочка уплаты налога, а также возврат ранее уплаченного налога.

Среди специальных методов также присутствует метод, позволяющий рассчитаться по налоговым обязательствам позже. Он, соответственно, называется метод отсрочки налогового платежа. Данный метод позволяет перенести момент возникновения объекта налогообложения (от которого и зависит срок уплаты налога) на последующий налоговый период. Существует несколько способов отсрочить срок уплаты налогов, например, перечисление денежных средств в последний день отчетного периода. Продавец, получая от покупателя, перечислившего деньги в последний день, платеж в следующем отчетном периоде (так как период поступления денег на счет составляет от одного до трех дней) получает возможность отсрочить уплату НДС на один месяц. Есть также много других способов отсрочить уплату налогов, знание которых позволит оптимизировать налогообложение.

Одним из самых радикальных методов оптимизации налогообложения является метод прямого сокращения объекта налогообложения. В данном методе преследуется цель избавления от ряда налогооблагаемых операций или налогооблагаемого имущества, не оказывая при этом негативного влияния на хозяйственную деятельность предпринимателя. Сократить объект налогообложения можно путем его разукрупнения (например, покупая какой-либо объект частями, ведь имущество, стоимостью до 10 тысяч включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию), путем проведения инвентаризации (особенно для крупных предприятий), а также путем продления нормативного срока строительства, так как в этом случае капитальные затраты не подлежат включению в налоговую базу (желательно производить это через корректировку договора).

Последним методом в классе специальных является метод оффшоров [6]. Данный метод очень популярен среди бизнесменов уже довольно долгое время. Он позволяет значительно экономить на налогах (или даже не платить определенные виды налогов) не противореча с законодательством. Его суть заключается в переносе объекта налогообложения под юрисдикцию более мягкого режима налогообложения в специальные офшорные зоны (Кипр, Панама, ОАЭ и т.д.). Законодательство этих и многих других территорий снижает налоговые ставки нерезидентам на определенных условиях (например, при ведении бизнеса только на других территориях). Для того, чтобы выбрать наиболее подходящую офшорную зону, необходимо ознакомиться с законодательными требованиями, минимальным уставным капиталом, а также самими налоговыми ставками.

Одной из наиболее серьезных проблем в вопросе оптимизации налогообложения, как для физических, так и для юридических лиц, является незнание законодательства. Кроме того, законодательство для многих звучит непонятно, а некоторые противоречивые вещи только усугубляют положение. Это приводит к тому, что многие не утруждают себя изучением своих прав и обязанностей. Все эти факторы создают проблемы при оптимизации налогообложения. Необходима большая информированность граждан, ведь подобные статьи в законе созданы для того, чтобы ими пользовались, ведь налогообложение должно соответствовать принципам справедливости, определенности, удобства и экономии.

1. Миляков Н.В. Налоговое право: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 383 с.

2. Управление ФНС по Краснодарскому краю Автор: Начальник отделаконтрольной работы Д.В. Мокроусо - Основные направления оптимизации налогообложения 2008

3. Брызгалин А.В. Практическая налоговая энциклопедия. Том1. Налоговая оптимизация – М.: Гарант, 2006 – 162 с.

4. Джаарбеков С.М. МЕТОДЫ И СХЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. - Книги Издательского Дома "МЦФЭР", 2002

5. Крохина Ю. А. Налоговое право в России – М.: Норма, 2004 – 720 с.

6. Еналеева И.Д. Сальникова Л.В. Налоговое право России. Учебник. 2006 -314с.

7. Демин А.В. Налоговое право России. Учебное пособие – М.: Юрлитинформ, 2006

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые схемы


Несмотря на повсеместные и возрастающие риски бизнеса в части налогового администрирования, в основном связанные с признанием получения необоснованной налоговой выгоды, законное снижение налоговой нагрузки должно оставаться для бизнеса одной из приоритетных задач. Но важно понимать, что задача по повышению налоговой эффективности может быть успешно реализована исключительно в условиях, когда вопрос налоговой безопасности бизнесом решен и находится в режиме мониторинга.

1. Применение специальных налоговых режимов

Вместе с тем важно обратить внимание на необходимость осмысленного и мотивированного применения данного рода оптимизации. Налоговые органы в 2017-2018 гг. вернулись к активному мониторингу деловой цели применения специальных режимов, доказыванию искусственного «дробления» бизнеса. Так, одним из негативных для налогоплательщиков стало дело Бунеева С.П. (Определение Конституционного Суда № 1440-О от 04.07.2017 г.), дополнительно подтвердившее вернувшийся интерес налоговых органов к «дроблению» бизнеса.

Закрепило результат подробное письмо ФНС от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@.

Как следствие, перед внедрением какого-либо специального режима (особенно в отношении уже функционирующего бизнеса) необходимо оценить наличие деловой цели, а также сопутствующих налоговых рисков, в том числе на основании указанной правоприменительной практики.

2. Специальные территории, предоставляющие налоговые льготы

Похожие льготы также предлагают различные региональные инвестиционные программы взамен на гарантированные инвестиции в соответствующем регионе. Как и в случае с технопарками, важно помнить, что предоставление льгот происходит при соблюдении налогоплательщиками ряда требований (ограничения по видам деятельности, обеспечение определенного объема инвестиций, достижение определенных показателей, ведение научных разработок и их коммерческая эксплуатация). Если условия не будут выполнены, компания будет лишена льгот, а налоги за соответствующий налоговый период – пересчитаны.

В целях развития определенных регионов вводятся особые и специальные экономические зоны (ОЭЗ и СЭЗ). Также в настоящее время обсуждается создание так называемой «офшорной» зоны на территории Республики Крым. По предварительным оценкам, из-за отсутствия единого понимания механизма реализации подобного инструмента в ближайшее время такой режим введен не будет.

3. Взаимодействие с иностранным капиталом

Применение подобных структур должно быть оценено предварительно и весьма скрупулезно на предмет всех последующих операций и их налоговых последствий. Целесообразность применения таких структур также должна быть оценена на предмет применимых налоговых рисков, а также на предмет необходимости соблюдения требований о контролируемых иностранных компаниях, международном автоматическом обмене финансовой информацией, трансфертном ценообразовании, правиле «тонкой капитализации» и иных правилах, направленных на предотвращение размывания налоговой базы.

4. Изменение географии бизнеса

Здесь же следует отметить использование региональных льгот в части налога на имущество организаций. Отдельно стоит напомнить, что, начиная с 2019 года, такие льготы применимы только в отношении недвижимого имущества, поскольку именно оно будет признаваться объектом налогообложения.

5. Использование льгот

Вместе с тем и классическим льготам (применение пониженной ставки, амортизационная премия, льготы в отношении доходов, имущества, не подлежащего налогообложению) налогоплательщики незаслуженно уделяют недостаточно внимания, тогда как это возможность уменьшить налоговую нагрузку, не выискивая пробелы в законодательстве и судебных решениях, а руководствуясь четким указанием закона.

Основной причиной неприменения льгот является: а) незнание закона; б) страх перед отказом контролирующими органами в последующем применении таких льгот. Следует отметить, что обе причины при должном подходе легко устранимы.

6. Корпоративные процедуры

Также в результате корпоративных процедур налогоплательщик может получить убытки, которые впоследствии сможет использовать для целей налогообложения. Однако, как и в случае с передачей активов, налогоплательщик не вправе использовать реорганизацию с единственной целью получить налоговую экономию.

7. Профессиональные посредники

Здесь же следует отметить незаслуженно редко используемое (в основном ввиду сложностей учета) простое товарищество, которое может быть весьма эффективно для определенных проектов. Так, большим преимуществом при отсутствии необходимости регистрировать отдельное юридическое лицо является возможность «делить» в простом товариществе не только расходы, но и прибыль. Как следствие, отсутствуют риски по признанию в учете расходов на выплату доли прибыли другим товарищам.

8. НДС

9. Не только сколько, но и когда

10. Паевые инвестиционные фонды

11. Настройка прямых и косвенных расходов

12. Рассрочка

13. Пени вместо кредита

14. Зарплатные налоги и сборы

Также стоит учитывать, что некоторые расходы компании не подлежат зарплатному налогообложению либо в силу прямого указания закона (компенсации и материальная помощь, расходы, связанные с увольнением и переводами сотрудников) либо, наоборот, в силу того, что законом не отнесены к доходам работника, хотя и представляют для последних определенную ценность (аренда авто, страхование, корпоративный фитнес, ученический договор).

15. Имущественные налоги

До 2018 г. удобным инструментом налоговой оптимизации был лизинг. Однако начиная с 2019 года, когда налогом на имущество организаций будет облагаться только недвижимое имущество, актуальность лизинга уменьшится, но не исчезнет вовсе, так как лизинг недвижимого имущества также возможен. Целесообразность данного инструмента заключается в возможности списания в расходы стоимости лизингового платежа, не увеличивая таким образом стоимость основного средства, списываемого через амортизационные отчисления. На практике возможны споры с налоговыми органами в части распределения лизингового платежа на платеж за пользование предметом лизинга и его выкупной стоимостью.

Резюме

Причем, принятие решения всегда требует взвешенного подхода, учитывающего все аспекты бизнеса – от технического внедрения и документооборота, обсчета финансовой модели и рентабельности, выверки юридических и иных сопутствующих рисков реализации решения внутри компании и при взаимодействии вовне, в том числе с контролирующими органами, до стратегического планирования и моделирования бизнеса в долгосрочной перспективе.

Преимущества минимизации налогов

Начнем с анализа доводов за выбор стратегии на минимизацию обязательных платежей. Прежде всего, оптимальная налоговая нагрузка на бизнес стимулирует деловую активность, производство продукции, инвестирование в новые проекты, развитие наукоемких производств. Продукция предприятия становится более конкурентно-способной на рынке за счет сокращения издержек производства. Производитель получает возможность продавать продукцию по более низкой цене.

От снижения цены выигрывает конечный потребитель. И не только в том, что повышается его покупательская способность, но и в том, что он, как фактический плательщик косвенных налогов, сокращает свои расходы.

В работе коммерческих организаций возникают самые разнообразные расходы. В бухгалтерском учете они учитываются в полном объеме. Однако для того чтобы уменьшить налогооблагаемую прибыль организации нужно выполнить массу условий: доказать, что расходы являются экономически обоснованными; документально подтвердить расходы; продемонстрировать прямую связь расходов с приносящей доход деятельностью.

Выполнить эти условия удается далеко не каждой компании. Как показывает практика, одной из любимых претензий налоговиков является упрек в экономической необоснованности тех или иных расходов фирмы. В итоге часть затрат бизнес несет за счет чистой прибыли.

Такая ситуация экономически не выгодна для бизнеса, поскольку приводит к тому, что прибыль для целей бухгалтерского учета становится меньше, чем прибыль для целей налогового учета. Акционеры получают дивиденды из расчета бухгалтерской прибыли, а государство получает налог на прибыль исходя из налоговой прибыли. Выходит, что база для исчисления платежей в пользу казны превышает базу для расчета дивидендов собственникам бизнеса.

С учетом изложенного включение в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, реальных затрат бизнеса позволит сбалансировать показатели чистой прибыли для целей выплаты дивидендов и налогов.

Недостатки минимизации налогов

Теперь рассмотрим негативные стороны налоговой оптимизации. Сразу скажем, что участие в схемах минимизации налогов может повлечь включение организации в план выездных налоговых проверок. Это следует из Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.

По итогам проверки налоговые органы могут не согласиться с правомерностью применения налоговых преференций и начислить организации сумму налогов, пеней и штрафов. Как следствие, после ревизии у компании возникнет крупная сумма непредвиденных расходов. Если компания своевременно не исполнит требование об уплате налогов, инспекция заблокирует ее банковские счета.

В том случае если организация не рассчитается с бюджетом по налоговым платежам, инспекторы передадут информацию следователям. В отношении руководства компании будет возбуждено уголовное дело по статье 199 Уголовного кодекса, которая предусматривает ответственность за уклонение от уплаты налогов. Для подозрений в совершении преступления организации достаточно задолжать бюджету сумму свыше 15 млн рублей.

Кроме того, директор фирмы рискует стать ответчиком по гражданскому иску, который вправе предъявить налоговый орган в рамках уголовного процесса. По одному из дел суд установил, что генеральный директор организации совершал противоправные действия, направленные на уклонение от уплаты налогов, в результате чего причинен ущерб бюджету. Суд решил, что ущерб казне в виде неуплаченных налогов причинен по вине руководителя организации, который и должен отвечать за возмещение причиненного ущерба (Апелляционное определение Московского городского суда от 16.06.2020 по делу N 33-21214/2020).

Когда налогоплательщик использует не противоречащие закону механизмы уменьшения налоговых платежей или допускает неуплату налога по неосторожности об уголовной ответственности не может быть и речи. Закон предусматривает уголовную ответственность лишь за такие деяния, которые совершаются умышленно и направлены непосредственно на избежание уплаты налога в нарушение правовых правил (Постановление Конституционного Суда РФ от 27.05.2003 N 9-П).

Топ-менеджеры и акционеры принимают на себя риски персональной финансовой ответственности в случае признания предприятия банкротом. Такое развитие событий вполне вероятно при крупной сумме налоговых начислений по итогам мероприятий налогового контроля. Например, суд привлек контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, поскольку они в целях минимизации налоговых платежей создали фиктивный документооборот и привели предприятие к банкротству (Определение Верховного Суда РФ от 01.09.2020 N 304-ЭС20-10986 по делу N А03-4188/2018).

Схемы дробления бизнеса применяют лица, которые стараются минимизировать налоговые платежи за счет работы на специальных режимах. Подобные схемы распространены, в частности, в розничной торговле, при оказании бытовых услуг и услуг общественного питания. Налоговые преимущества в форме специальных режимов предусмотрены только для малого бизнеса и призваны создать равные конкурентные условия для всех участников рынка. Злоупотребление ими нивелирует налоговую поддержку малого бизнеса. Налоговые органы выработали методику выявления искусственных реорганизаций бизнеса и привлечения к ответственности налогоплательщиков за создание подобных налоговых схем.

В обычаях делового оборота широко укоренилась практика регистрации бизнеса в офшорах юрисдикциях. Многие годы офшоры привлекали зарубежных инвесторов низкими налоговыми ставками, простотой регистрации компаний и возможностью оставить в тени реальных бенефициаров.

Однако сегодня международное сообщество объединило усилия в борьбе с размыванием налоговой базы и смещением доходов в низконалоговые юрисдикции. Происходит обмен информацией между налоговыми службами различных государств. Повышаются налоговые ставки в международных налоговых договорах. Поэтому в современных условиях прежние схемы налоговой минимизации выглядят устаревшими и неэффективными.

Пределы налоговой оптимизации

Налоговый кодекс построен на императивных нормах, устанавливающих строгие правила уплаты налогов. И тут организации не остается ничего другого, как исполнять предписания закона. Между тем некоторые статьи закона сформулированы так, что позволяют компании выбирать наиболее удобный для себя вариант исчисления и уплаты налогов. Важно при этом правильно оформить принятое решение – закрепить его в учетной политике. Это поможет отстоять свою правоту в судебных спорах с налоговыми органами.

Учетная политика является, пожалуй, единственным документом, в котором организация может сама определять правила игры в налоговых правоотношениях. Поэтому положения этого документа нужно тщательно продумывать, ведь разработанная фирмой учетная политика утверждается приказом руководителя и последовательно применяется из года в год.

Пределы налогового планирования установлены в ст. 54.1 Налогового кодекса, согласно которой основной целью совершения сделки не может являться неуплата или возврат налога.

В этой связи основной целью сделки должна быть конкретная разумная хозяйственная (деловая) цель, а не налоговая экономия. Примером такой сделки может служить бизнес-решение, не свойственное деловому обороту, например, присоединение компании с накопленным убытком без актива при отсутствии экономического обоснования.

Итак, основной целью финансово-хозяйственной операции не может являться налоговая оптимизация. Вместе с тем недопустима ответственность за такие действия налогоплательщика, которые, хотя и имеют своим следствием неуплату налога, но заключаются в использовании предоставленных налогоплательщику законом прав, связанных с освобождением от уплаты налога или с выбором наиболее выгодных для него форм предпринимательской деятельности и соответственно – оптимального вида платежа. На это обращено внимание в Постановлении Конституционного Суда РФ от 27.05.2003 N 9-П.

Как выявить направления налоговой оптимизации

Коммерческие компании регулярно проверяются самыми различными организациями как государственного, так и частного сектора.

Между тем, налоговые органы обращают внимание только на случаи неуплаты налогов, оставляя без внимания ситуации, когда налогоплательщик не воспользовался своими правами и не уменьшил налоговую базу по конкретному налогу. При этом налоговые органы стараются истолковать закон в пользу бюджета.

Аудиторские фирмы проверяют правильность составления бухгалтерской отчетности. Налогам уделяется крайне мало внимания. При этом правила налогового учета имеют существенные отличия от положений по бухгалтерскому учету. К тому же стандарты бухгалтерского учета нацеливают организации на большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов.

Отчет аудиторской фирмы с хорошей репутацией может помочь подтвердить достоверность финансовой отчетности организации и обеспечить получение кредита в банке. Однако в отчете о проведенном аудите вряд ли будут содержаться указания на выявленные в ходе проверки налоговые резервы.

Для выявления налоговых резервов оптимизации необходимо провести отдельную проверку – налоговый аудит. В компаниях, у которых создана служба внутреннего налогового контроля, можно поручить проведение налогового аудита работникам этой службы. В тех случаях, когда подобной штатной структуры нет, для проведения налогового аудита целесообразно обратиться к внешним консультантам.

Выявление скрытых налоговых резервов позволит вернуть из бюджета излишне уплаченные налоги и пополнить оборотные средства организации. Здесь важно не пропустить срок для подачи заявления о возврате налога – 3 года с момента уплаты налога.

В отношении прошедших налоговых периодов риски финансовых потерь минимальны. Дело в том, что компания уже уплатила все налоги и сейчас пытается переосмыслить правильность произведенных расчетов. Если по итогам налогового аудита будут выявлены налоговые резервы, организация произведет перерасчет налоговой базы и представит уточненные налоговые декларации.

При согласии инспекторов с новыми расчетами компания вернет свои деньги. При несогласии проверяющих с расчетами организации ничего доплачивать в бюджет не придется, поскольку налоги уже давно и полностью уплачены. В случае необходимости спорные вопросы можно передать на рассмотрение суда.

Читайте также: