В чьем ведении согласно конституции рф находится налоговое регулирование

Опубликовано: 16.05.2024

В ведении Российской Федерации находятся:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

Информация об изменениях:

Пункт "г" изменен с 4 июля 2020 г. - Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ

г) организация публичной власти; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти*;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

Информация об изменениях:

Пункт "е" изменен с 4 июля 2020 г. - Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, научно-технологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; установление единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования, в том числе непрерывного образования*;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

Информация об изменениях:

Пункт "и" изменен с 4 июля 2020 г. - Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация, информационные технологии и связь; космическая деятельность*;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Пункт "м" изменен с 4 июля 2020 г. - Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных*;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Пункт "о" изменен с 6 февраля 2014 г. - Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ

о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности*(14);

п) федеральное коллизионное право;

Информация об изменениях:

Пункт "р" изменен с 4 июля 2020 г. - Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ

р) метрологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; метеорологическая служба; официальный статистический и бухгалтерский учет*;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Пункт "т" изменен с 4 июля 2020 г. - Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ

т) федеральная государственная служба; установление ограничений для замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, в том числе ограничений, связанных с наличием гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, а также ограничений, связанных с открытием и наличием счетов (вкладов), хранением наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации*.

1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика, Республика Калмыкия, Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чувашия;

Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;

Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;

Москва, , Севастополь - города федерального значения;

Еврейская автономная область;

Ненецкий автономный округ, автономный округ – Югра, Чукотский автономный округ, автономный округ.

2. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

1. Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики.

2. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.

4. Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области.

5. Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

1. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

2. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

3. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.

1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

З. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

1. Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.

2. Столицей Российской Федерации является город Москва. Статус столицы устанавливается федеральным законом.

В ведении Российской Федерации находятся:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

1. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

2. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

2. Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

3. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

4. Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе.

1. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

2. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

3. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

4. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

5. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

6. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

1. Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

2. В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

1. Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

2. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.

4. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации обеспечивают в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.

Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

В ведении Российской Федерации находятся:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) организация публичной власти; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти ;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, научно-технологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; установление единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования, в том числе непрерывного образования ;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация, информационные технологии и связь; космическая деятельность ;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных ;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности ;

п) федеральное коллизионное право;

р) метрологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; метеорологическая служба; официальный статистический и бухгалтерский учет ;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба; установление ограничений для замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, в том числе ограничений, связанных с наличием гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, а также ограничений, связанных с открытием и наличием счетов (вкладов), хранением наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации .

Редакция пункта "о" приведена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", вступившим в силу со дня его официального опубликования 6 февраля 2014 г. (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2014, 6 февраля, N 0001201402060001).

Полагая, что указанные нормы Правил противоречат положениям статьи 71 Конституции Российской Федерации, статьи 210 Гражданского кодекса, части 4 статьи 7 и статьи 16 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Между тем судом первой инстанции не учтено, что регулирование прав и свобод человека и гражданина составляет исключительное ведение Российской Федерации (статья 71, пункт «в» Конституции Российской Федерации), в совместном ведении находятся вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина (статья 72, пункт «б» части 1), следовательно субъекты Российской Федерации, реализуя свои полномочия в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, не могут посредством введения административной ответственности регулировать права и свободы гражданина в конкретных сферах общественных отношений.

При этом нормы, регламентирующие параметры данных вывесок порядок их размещения на зданиях, строениях, сооружениях, состав элементов вывесок (текстовые и декоративно-художественные части федеральное законодательство не содержит. В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.



  • Главное
  • Документы
  • Эксперты
  • Финансы ❯
    • Банки и кредитование
    • Страхование
    • Финансовые рынки
  • Экономика ❯
    • Экономика и бюджет
    • Торговля
    • Рынок труда
  • Государство ❯
    • Бизнес
    • Право
    • Налоги
    • Транспорт
  • Недвижимость ❯
    • Жилая
    • Коммерческая
    • Ипотека
  • Общество ❯
    • Туризм
    • Образование
    • Медицина
    • Технологии
    • Спорт
  • Политика ❯
    • Внутренняя
    • Внешняя
  • Пресс-релизы
  • Законодательство
  • Типовые бланки
  • Судебная практика
  • Разъяснения
  • Фактура
  • Архив
  • Финансы ❯
    • Банки и кредитование
    • Страхование
    • Финансовые рынки
  • Экономика ❯
    • Экономика и бюджет
    • Торговля
    • Рынок труда
  • Государство ❯
    • Бизнес
    • Право
    • Налоги
    • Транспорт
  • Недвижимость ❯
    • Жилая
    • Коммерческая
    • Ипотека
  • Общество ❯
    • Туризм
    • Образование
    • Медицина
    • Технологии
    • Спорт
  • Политика ❯
    • Внутренняя
    • Внешняя

Статья 71 конституции рф относит к исключительному ведению российской федерации правовое регулирование федеральных налогов и сборов. вправе ли федеральный законодатель регулировать региональные и местные налоги и сборы, и если да, то в какой степени? конституционный суд в постановлении от 04.04.96 г. n 9-п указал, что, регулируя налогообложение, субъекты рф в полной мере должны руководствоваться требованиями статьи 18 конституции рф о том, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов. при этом субъекты рф не вправе определять налоговые изъятия произвольно, в нарушение принципов, закрепленных конституцией рф и федеральными законами. установление налогов и сборов в отсутствие каких-либо ограничений противоречило бы провозглашенным в статье 7 конституции рф целям социального государства, политика которого должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. недопустимость установления законами субъектов рф произвольных налоговых изъятий вытекает также из принципа единой финансовой, в том числе налоговой, политики, закрепленного в статье 114 (пункт "б" части 1) конституции рф.. поскольку налогообложение всегда предполагает определенное ограничение прав и свобод человека, федеральный законодатель вправе согласно пункту 3 статьи 55 конституции рф устанавливать общие пределы такого ограничения, в том числе и на региональном (местном) уровне. в целях обеспечения справедливости, всеобщности, формально - юридического равенства, единства экономического пространства и других конституционных принципов федеральный законодатель вправе не только формулировать общие принципы налогообложения и исчерпывающий перечень региональных (местных) налогов и сборов, но и прямо устанавливать общие (стандартные) для всей территории российской федерации элементы региональных (местных) налогов и сборов. разумеется, такое федеральное вмешательство должно носить "рамочный характер" и не может быть произвольным. "федеральный законодатель не вправе определять существенные условия взимания конкретных региональных налогов, если только это не продиктовано необходимостью реализовать те или иные общие принципы налогообложения, не обосновано с позиции достижения равновесия между правами субъектов федерации - с одной стороны, и основными правами человека и гражданина, принципом единства экономического пространства - с другой".

--------------------------------
Налоговое право: Учебное пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2000. С. 321.
Конституционным Судом сформирована позиция, согласно которой перечень региональных налогов, внесение в него изменений и дополнений, круг налогоплательщиков, а также существенные элементы каждого регионального налога (в том числе объект налогообложения, налоговая база, предельная ставка налога) должны регулироваться федеральным законом, с тем чтобы не допускать излишнего обременения налогоплательщиков обязанностями по уплате налогов, устанавливаемыми законами субъектов РФ о региональных налогах, формирования доходной части бюджетов одних субъектов РФ за счет других, нарушения конституционных положений о единстве экономического пространства, равенстве прав человека и гражданина, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств.
--------------------------------
См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 30.01.2001 г. N 2-П.
В практике Конституционного Суда возник вопрос о толковании такого положения, как "установление налогов и сборов" применительно к полномочиям Российской Федерации и ее субъектов. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 21.03.97 г. N 5-П Конституционный Суд указал: федеральный законодатель устанавливает федеральные налоги и сборы в соответствии с Конституцией РФ, самостоятельно определяет не только их перечень, но и все элементы налоговых обязательств. Что касается установления налогов и сборов органами государственной власти субъектов РФ, то оно должно осуществляться в соответствии с имеющей прямое действие Конституцией РФ и с общими принципами налогообложения и сборов, содержащимися в федеральном законодательстве. Право субъектов РФ на установление налогов всегда носит производный характер, поскольку субъекты РФ связаны этими общими принципами. Указанные выводы полностью применимы и к органам местного самоуправления.
Компетенция субъектов РФ и муниципальных образований в налоговой сфере складывается из трех составляющих:
- по введению региональных (местных) налогов и сборов;
- по установлению региональных (местных) налогов и сборов;
- по реализации делегированных полномочий в сфере налогообложения.
Первая группа полномочий предполагает, что субъекты РФ и муниципальные образования самостоятельно решают, вводить или не вводить на своей территории региональные (местные) налоги и сборы, "поскольку исчерпывающий перечень региональных налогов порождает только право, но не обязанность установить налог". Как указал Конституционный Суд РФ, принятие федерального закона о региональном налоге порождает право субъекта РФ своим законом установить и ввести в действие данный налог независимо от того, вводят ли его на своей территории другие субъекты РФ.
--------------------------------
См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 21.03.97 г. N 5-П.
См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 30.01.2001 г. N 2-П.
Вторая группа полномочий включает в себя "конкретизацию общих правовых положений, в том числе детальное определение субъектов и объектов налогообложения, порядка и сроков уплаты налогов, правил предоставления льгот, способов исчисления конкретных ставок (дифференцированные, прогрессивные или регрессивные) и т.д.". В Постановлении от 30.01.2001 г. N 2-П Конституционный Суд пояснил, что регулирование федеральными законами региональных налогов носит рамочный характер и предполагает, что наполнение соответствующих правовых институтов конкретным юридическим содержанием осуществляется законодателем субъекта РФ. При этом законодатель субъекта РФ может осуществлять правовое регулирование регионального налога при условии, что такое регулирование не увеличивает налоговое бремя и не ухудшает положение налогоплательщиков по сравнению с тем, как это определяется федеральным законом.
--------------------------------
Постановление Конституционного Суда РФ от 21.03.97 г. N 5-П.
Думается, правовая позиция Конституционного Суда слишком расширяет полномочия субъектов РФ и органов местного самоуправления по установлению налогов и сборов на своей территории. Во всяком случае, НК достаточно четко определяет границы регионального и местного нормотворчества в сфере налогообложения. Согласно пунктам 3 и 4 статьи 12 НК при установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ определяются налоговые ставки в пределах, установленных НК, порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности по данному региональному налогу, а также могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Все иные элементы налогообложения устанавливаются НК. Аналогичные полномочия отнесены к ведению представительных органов местного самоуправления.
Третья группа так называемых "делегированных полномочий" возникает в случае передачи отдельных полномочий в сфере налогообложения с одного федеративного уровня управления на другой. Следует заметить: из положения, что представительные органы местного самоуправления устанавливают местные налоги и сборы (часть 4 статьи 12 НК), не следует вывод о том, что органы местного самоуправления не могут наделяться отдельными нормотворческими полномочиями в сфере регулирования региональных и федеральных налогов и сборов. Точно так же из посылки о том, что субъекты РФ устанавливают региональные налоги и сборы (часть 3 статьи 12 НК), не следует вывод о том, что последние не могут наделяться отдельными нормотворческими полномочиями в сфере регулирования федеральных или местных налогов и сборов. То есть жестко - императивная привязка: местные органы - исключительно местные налоги и сборы, субъекты РФ - исключительно региональные налоги и сборы - в налоговом законодательстве отсутствует.
Так, налог на прибыль организаций относится к федеральным налогам. Однако согласно статье 5 Федерального закона "О налоге на прибыль предприятий и организаций" законодательные (представительные) органы субъектов РФ и представительные органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают ставку налога на прибыль предприятий и организаций (в том числе иностранных юридических лиц), зачисляемого соответственно в региональные и местные бюджеты. Единственным ограничением здесь выступает максимальный размер ставки, установленный федеральным законодателем: для бюджетов субъектов РФ - не выше 19%, а для предприятий по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, страховщиков, бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций, - не свыше 27%; для местных бюджетов - не выше 5%.
Согласно пункту 5 статьи 6 Закона РФ от 18.10.91 г. N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" увеличение (уменьшение) ставки налога с владельцев транспортных средств относительно ставок, установленных федеральным законодателем, или полное освобождение отдельных категорий физических лиц и организаций от уплаты налога с владельцев транспортных средств осуществляется законами субъектов Российской Федерации. При этом речь идет о федеральном налоге, установление которого находится в компетенции федерального законодателя.
Статья 222 НК предоставляет законодательным (представительным) органам субъектов РФ право дифференцировать размеры социальных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц с учетом своих региональных особенностей и в пределах, установленных Налоговым кодексом. Можно привести и другие примеры делегирования субъектам РФ и органам местного самоуправления отдельных полномочий в сфере установления федеральных налогов и сборов.
Вправе ли субъекты РФ наделять органы местного самоуправления полномочиями устанавливать отдельные элементы региональных налогов и сборов, отнесенные к их ведению федеральным законодательством? Предлагаем следующую позицию по данному вопросу. Региональные налоги и сборы устанавливаются одновременно федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ, то есть находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Совместное ведение предполагает издание федеральных законов и соответствующих им законов субъектов РФ. Главное здесь - разграничение компетенции федеральных и региональных органов государственной власти. Статья 73 Конституции РФ устанавливает, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Следовательно, по вопросам установления региональных налогов и сборов, не отнесенным к ведению Российской Федерации, субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Последнее должно включать и правомочие наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в части регулирования отдельных вопросов региональных налогов и сборов. При любом ином выводе речь следовало бы вести уже не о полных, а об усеченных полномочиях региональных органов государственной власти.
Указанное наделение должно осуществляться на основе действующего законодательства. Речь прежде всего идет о части 2 статьи 132 Конституции РФ, согласно которой органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В любом случае пределы делегирования не могут быть слишком широкими и означать подмену компетенции регионального уровня местным. Нельзя, например, наделить органы местного самоуправления полномочием в полном объеме устанавливать все или большинство элементов единого налога на вмененный доход, налога с продаж или иного регионального налога. Кроме того, передавать можно лишь полномочия, принадлежащие непосредственно делегирующему субъекту, но не третьему лицу. В данном случае речь идет о налоговых полномочиях, находящихся в ведении субъектов РФ. Верховный Суд РФ признал незаконной статью 4 Закона Республики Коми от 09.04.99 г. N 14-РЗ "О порядке предоставления льгот по уплате государственной пошлины", предусматривавшую возможность передачи главам администрации муниципальных образований полномочий по установлению для отдельных плательщиков дополнительных льгот по уплате государственной пошлины, относящейся к федеральным налогам и сборам. При этом Суд указал, что данный Закон противоречит федеральному законодательству, поскольку незаконно расширяет права органов местного самоуправления Республики

В ведении Российской Федерации находятся:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

О толковании пункта «г» статьи 71 Конституции РФ см. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.01.1999 №2-П.

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

По вопросу о применении отдельных положений статьи 72 см. определение Конституционного Суда РФ от 06.12.2001 №250-О.

Статья 27. Законный представитель налогоплательщика Статья 28. Действия (бездействие) законных представителей организации Статья 29. Уполномоченный представитель налогоплательщика

Статья 27. Законный представитель налогоплательщика Статья 28. Действия (бездействие) законных представителей организации Статья 29. Уполномоченный представитель налогоплательщика 1. Законодательные и иные нормативные

Статья 34.1. Утратила силу. — Федеральный закон от 29.06.2004 N 58-ФЗ. Статья 34.2. Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов (введена Федеральным законом от 29.06.2004 N 58-ФЗ) Статья 35. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, а также их должностных лиц (в ред. Федера

Статья 34.1. Утратила силу. — Федеральный закон от 29.06.2004 N 58-ФЗ. Статья 34.2. Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов (введена Федеральным законом от 29.06.2004 N 58-ФЗ) Статья 35. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, а также их должностных лиц (в

Статья 51. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов безвестно отсутствующего или недееспособного физического лица Статья 52. Порядок исчисления налога Статья 53.[5] Налоговая база и налоговая ставка (в ред. Федерального закона от 02.11.2004 N 127-ФЗ) Статья 54. Общие вопросы исчисления нало

Статья 51. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов безвестно отсутствующего или недееспособного физического лица Статья 52. Порядок исчисления налога Статья 53.[5] Налоговая база и налоговая ставка (в ред. Федерального закона от 02.11.2004 N 127-ФЗ) Статья 54. Общие

Статья 55. Налоговый период Статья 56. Установление и использование льгот по налогам и сборам

Статья 55. Налоговый период Статья 56. Установление и использование льгот по налогам и сборам 1. Судебная практика1. Освобождение от обязанности платить законно установленные налоги является льготой. Решение вопроса об установлении налоговых льгот, о расширении или

Статья 62. Обстоятельства, исключающие изменение срока уплаты налога Статья 63. Органы, уполномоченные принимать решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ) Статья 64. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога

Статья 62. Обстоятельства, исключающие изменение срока уплаты налога Статья 63. Органы, уполномоченные принимать решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ) Статья 64. Порядок и условия предоставления отсрочки или

Статья 72. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов Статья 73. Залог имущества

Статья 72. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов Статья 73. Залог имущества 1. Судебная практика1. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15.01.1998г. N 26 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением арбитражными судами норм

Статья 87.1. Утратила силу. — Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ. Статья 88. Камеральная налоговая проверка

Статья 87.1. Утратила силу. — Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ. Статья 88. Камеральная налоговая проверка 1. Судебная практика1. Контроль за соблюдением сроков представления налогоплательщиком документов в налоговый орган не является камеральной проверкой.Днем

Статья 91. Доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки Статья 92. Осмотр Статья 93. Истребование документов

Статья 91. Доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки Статья 92. Осмотр Статья 93. Истребование документов 1. Нормативные акты министерств и ведомств, официальные разъяснения<59>2.

Статья 121. Исключена. — Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ. Статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога

Статья 121. Исключена. — Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ. Статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога 1. Судебная практика1. При применении положений п.3 и 4 ст.81 НК РФ, предусматривающих освобождение налогоплательщика от ответственности в случае самостоятельного

Статья 127. Исключена. — Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ. Статья 128. Ответственность свидетеля

Статья 127. Исключена. — Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ. Статья 128. Ответственность свидетеля 1.

Статья 141. Последствия подачи жалобы Статья 142. Рассмотрение жалоб, поданных в суд

Статья 141. Последствия подачи жалобы Статья 142. Рассмотрение жалоб, поданных в суд 1. Законодательные и иные нормативные акты<84>2. Судебная практика1. Акционерные общества (закрытые или открытые), общества с ограниченной ответственностью и иные хозяйственные товарищества и

Статья 147. Утратила силу с 1 сентября 2008 года Статья 148. Права детей, находящихся под опекой (попечительством)

Статья 147. Утратила силу с 1 сентября 2008 года Статья 148. Права детей, находящихся под опекой (попечительством) 1. Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на:воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним

Статья 151. Утратила силу с 1 сентября 2008 года Статья 152. Приемная семья

Статья 151. Утратила силу с 1 сентября 2008 года Статья 152. Приемная семья 1. Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными

Статья 7. Утратила силу Статья 8. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права

Статья 7. Утратила силу Статья 8. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права Работодатели, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы

Статья 7. Утратила силу Статья 8. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права

Статья 7. Утратила силу Статья 8. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права Работодатели, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы

Читайте также: