В чем состояла историческая необходимость налогов

Опубликовано: 14.05.2024

Глава 2.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ.

§ 6. Налоги – главный источник государственного бюджета. Историческая эволюция налогообложения.

Налоги – один из наиболее давних финансовых инструментов государства. Известно, что в Древней Греции и Риме существовало около 200 видов налогов, в том числе налог на рабов, а также арендные платежи за использование рабов (в Древней Греции, в частности в Спарте, рабы не находились в частной собственности, а являлись собственностью государства и сдавались в аренду гражданам). В Древнем Риме по́дать (пошлину) собирали с каждой провинции, а также с некоторых городов. Сборщики подати назывались мытарями и считались обманщиками и ворами.

Одним из первых ввёл систему государственных податей царь Дарий – правитель Древней Персии. Все сатрапии должны были платить строго фиксированные денежные пошлины серебром с учётом площади обрабатываемой земли и степени её плодородности. В труде Геродота сохранился подробный перечень этих податей. Согласно этому свидетельству нам известно, что подвластные персидским царям народы платили в общей сложности около 2322 кг серебра, не считая сатрапии, которая вносила пошлину золотым песком. Кроме денежных налогов необходимо было платить подать натурой: зерном, фруктами, вином, скотом, коврами, одеждой, золотыми или серебряными сосудами.

В Месопотамии податями облагалось использование оросительных сооружений, а с купцов брали налог за торговлю товарами. Граждане Рима в мирное время налоги не платили, а в военное платили с учётом их достатка. Сумму налога (ценза) каждые пять лет определяли чиновники-цензоры согласно заявлениям граждан о своём имущественном состоянии и семейном положении. Это заявление – прообраз современной декларации о доходах. По мере превращения в метрополию Рим вводил в колониях коммунальные (местные) налоги, также зависящие от размеров состояния жителей. Римские граждане, проживающие вне Рима, облагались государственными и местными налогами. В случае победных войн налоги уменьшались, а иногда государственный налог полностью отменялся. Необходимые расходы компенсировались взиманием контрибуций с завоёванных земель. Местные налоги всегда взимались регулярно. Во время правления Августа Октавиана (63 до н. э. – 14 н. э.) во всех провинциях огромной Римской империи была проведена реформа налогообложения.

В Византии (Восточная Римская империя) в ранний период (до VIII в.) существовал 21 вид налогов. Основные налоги: подушная подать; поземельный налог; сборы на оснащение армии и рекрутов (для освобождения от воинской службы), покупку лошадей; пошлины на продажу товаров (10–12,5%), выдачу государственных актов; налог «на воздух» (штраф, взимаемый, если размеры построенного здания превышали установленные); сбор за повышение в должности (для сенаторов, чиновников, военных); чрезвычайные налоги (на строительство флота, содержание воинских частей) и др. Налоги разделялись на прямые и косвенные. В Риме к прямым относили поземельный налог (десятина), налог на число фруктовых деревьев, включая виноградные лозы, налоги на недвижимость, «живой инвентарь» (рабы, крупный рогатый скот), ценности. Помимо этого, жителям провинций нужно было платить подушную подать. К косвенным налогам относились налог с оборота (10%), особый налог с оборота при торговле рабами (4%), налог на освобождение рабов (5% рыночной стоимости), налог с наследства (5%) – только для граждан Рима (полученные от него средства направлялись на выплату пенсий профессиональным солдатам).

Во Франции в период правления Филиппа IV (1268–1314) были заложены основы государственной налоговой системы. Филипп обложил налогами всех подданных. Бароны платили налоги в размере1/50 доли своего имущества; мирская знать (включая членов Ордена тамплиеров) – 1/100 доли, а также десятичную пошлину; города – налог с торгового оборота (в виде пошлины «с очага» – 0,33 ливра); итальянские купцы – ломбардийскии налог. Введённый королём косвенный налог с продававшихся в стране товаров назывался в народе «дурным». Непомерно высокие налоги привели к народным волнениям в стране и в подвластной Фландрии.

Когда появились первые налоги на Руси, точно неизвестно. В первом дошедшем до нас литературном памятнике «Повести временных лет» о дани говорится как о чём-то традиционном. Историки считают, что пополнение княжеской казны за счёт сбора налога (дани) с членов племенных союзов (общин) стало систематическим начиная с VIII в.

Князь Олег дань с подвластных племён «мира для» стал собирать после своего утверждения в Киеве. Новгородцы должны были платить Олегу 300 слитков серебра массой по 200 г каждый. Затем Олег обложил данью древлян, которые ранее платили подати хазарам.

Экономическая сущность налогов. Налоги – обязательный индивидуальный безвозмездный платёж, взимаемый с физических лиц и организаций в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, а также экономические отношения между государством и налогоплательщиком в виде отчуждения налогоплательщиком части получаемого дохода в пользу государства. Налог выражает экономические отношения между государством и налогоплательщиком (физическим или юридическим лицом) по поводу отчуждения части полученного налогоплательщиком дохода в пользу государства. Целью изъятия является формирование государственного бюджета для обеспечения государственных расходов. Уплата налога всегда рассматривалась как проявление добродетели граждан. Так, во времена Великой французской революции люди, уплатившие налог в размере трёхдневного заработка, приобретали политические права и обеспечивали себе гарантии от гильотины.

Налоги выполняют важную социально-экономическую роль. Во-первых, они являются главным источником формирования доходов государственного бюджета, во-вторых, влияют на развитие производства, способствуя его росту или, наоборот, сокращению, и, в-третьих, могут влиять на уровень цен и рост инфляции. Кроме того, налоги выполняют активные социальные функции – определяют степень социальной справедливости, влияя на доходы различных слоёв населения. Таким образом, налоги выполняют фискальную, экономическую и социальную функции. Фискальная функция налогов предполагает образование государственных денежных доходов для функционирования государства; экономическая – их использование для воздействия на экономику; перераспределительная позволяет в определённой степени выравнять условия жизни населения – богатые платят больше, бедные – меньше.

Социальные налоги – это отчисления в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости, фонд медицинского страхования (табл. 2). Величина социальных налогов жёстко увязана с расходами на заработную плату физическим лицам предприятия, поддаётся количественному измерению и включается в себестоимость продукции в качестве самостоятельной статьи затрат – отчисления на социальные нужды. Необходимость социальных налогов в настоящее время никем не оспаривается, а перспектива их применения зависит от политики государства в области социального страхования и пенсионного обеспечения. Спорной является величина ставки налога (процент от дохода).

Таблица 2

Фонд Какие выплаты осуществляет фонд
Пенсионный Пенсия по старости, по инвалидности, по потере кормильца и др.
Социального страхования Оплата «больничного листа» (пособия по временной нетрудоспособности)
Занятости Пособие по безработице, оплата обучения новой профессии
Обязательного страхования (ОМС) Медицинские услуги, прописанные в особом перечне, например, обслуживание детей в поликлиниках, прививки, профилактические осмотры и др.

Налоговая система объединяет две органично связанные составляющие: систему налоговых платежей и налоговый механизм.

Система налоговых платежей – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других приравненных к налогам платежей, взимаемых на всей территории государства либо на её отдельных территориальных образованиях (субъектах федерации, муниципалитетах) в порядке, утверждённом налоговым законодательством.

Налоговый механизм объединяет совокупность всех средств и методов начисления, взимания и распределения налоговых доходов по бюджетным уровням в соответствии с действующим налоговым законодательством.

С позиции экономической теории налоговая система представляет собой систему экономических отношений между государством, с одной стороны, и его гражданами и хозяйствующими субъектами, с другой стороны, по поводу перераспределения части ВВП в пользу государства.

Использование государством налоговой системы с целью изменения или стабилизации экономической, социальной, политической, экологической, демографической или какой-либо иной ситуации в стране или её внешнеэкономических отношений называется налоговой политикой государства. Посредством изменения системы налоговых платежей и налогового механизма государство формирует новые направления налоговой политики. Благодаря введению новых налогов или отмены действующих, изменению величины налоговых ставок, снятию или расширению налоговых льгот, отсрочке налоговых платежей государство может влиять на развитие процесса инвестиционной предпринимательской активности, стимулировать или ослаблять покупательную способность населения, ограничивать или поощрять ввоз в страну зарубежных товаров. Всё это будет проявлением определённых направлений государственной налоговой политики.

Изменения в государственной налоговой политике реализуются посредством осуществления налоговых реформ – изменения налогового законодательства. В современной мировой практике изменения налоговых ставок и налоговых льгот являются наиболее распространёнными направлениями налоговых реформ.

В основе налоговой политики лежат три главных принципа. Она должна быть нейтральной, справедливой и эффективной. Однако трудно назвать хотя бы одну систему, которая соответствовала бы этим критериям. Нейтральность системы налогообложения проявляется в том, что теоретически налоги носят разумный, логически обоснованный и соразмерный характер.

• фискальная, экономическая, социальная и распределительная функции налогов

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. В чём состояла историческая необходимость налогов?

2. Приведите примеры налогов в разных странах в различные исторические эпохи.

3. Какие функции выполняют налоги?

4. Какие принципы лежат в основе налоговой политики государства?

Налоги и сборы - основной источник формирования бюджета. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы, содержатся структуры, обеспечивающие существование и функционирование самого государства. Взаимосвязь бюджета и налогов обусловлена фискальным характером налогов.

Современное налоговое законодательство трактует понятие «налог» и другие платежи как средство, обеспечивающее доход бюджета. Однако налог, опосредуя экономические отношения между государством и плательщиком, призван не только обеспечить доходы государства. Это фискальная, с одной стороны, и регулирующая, воспроизводственная и стимулирующая экономику функция налога, с другой стороны.

Налог должен способствовать достижению равновесия между общественными, корпоративными и личными интересами и тем самым обеспечить общественный прогресс.

Налогообложение - определенная совокупность экономических (финансовых) и организационно-правовых отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения преимущественно денежной формы стоимости и выражающих собой одностороннее, безэквивалентное, принудительно-властное изъятие части доходов корпоративных и индивидуальных собственников в общегосударственное пользование.

Важнейшие теоретические положения и принципы налогообложения получали законодательное, а зачастую и конституционное закрепление.

«Налоги и налогообложение» представляет собой научную дисциплину, которая исследует правовые принципы и концепцию налогооб-ложения, определяет состав элементов налогового механизма, условия их взаимодействия между собой и внешней средой.

Предметом изучения данного курса являются налоговые отношения между государством и плательщиками налога.

В основе предмета лежат нормы Налогового кодекса Российской Федерации, части I и II. Этот документ регламентирует важнейшие положения налоговой системы Российской Федерации, в частности перечень действующих налогов и сборов, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами, вопросы конкретного применения федеральных, региональных, местных налогов и сборов и специальных режимов налогообложения.

Налоги появились одновременно с товарными производствами, они являются экономической основой государства. В разные времена они назывались по-разному: «жертва», «подать», «выход», «оброк», «мыт», «десятина». Сегодня это «сбор», «пошлина», «акциз» и т. д.

Из древности до нас дошли указы о налогах, устанавливающие ставки, порядок исчисления и сроки уплаты. Например, надпись на мраморной плите гласит: «Царь Аспург, друг римлян, желает здравствовать. Горгоппианам я даю освобождение от налогов: с вина, пшеницы и ячменя одну одиннадцатую, а с проса одну двадцатую часть. Пишу вам с тем, чтобы вы все устроили согласно моему решению. Будьте здоровы». Такие плиты выставлялись в людных местах для общего сведения.

Этот указ был принят 1980 лет назад. Он найден при раскопках в Анапе, которая в те времена называлась Горгоппией. А вот средневековый русский сборник наставлений на все случаи жизни «Домострой», написанный в XVI в., советует: «. и пошлины, и всякого оброку, и всяких даней, и всяких государственных податей на себе не задерживати, копити не вдруг. А платить ранее до сроку: и ты за просрочку да за поручительство денег не платишь, взяток не носишь и сам не таскаешься».

За многие века существования налогообложения накопилось множество любопытных высказываний, порой неожиданных, таких как парадоксальная фраза Фомы Аквинского: «Налог - «дозволенная форма грабежа», но это «грабеж без греха».

Классическим трудом, не потерявшим и сейчас своего значения, является книга английского экономиста А.

подданные государства должны по возможности, соответственно своей способности и силам, участвовать в содержа-нии правительства, т.е. соответственно доходу, которым они пользуются под покровительством и защитой государства;

налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа - все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица;

каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее платить

неразумный налог создает большое искушение для контрабанды, а кары за контрабанду должны усиливаться в соответствии с искушением;

каждый налог должен быть задуман и разработан так, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

Финансовая и налоговая политика Российского государства начала складываться при Петре I. Но многочисленные войны, грандиозное строительство, крупномасштабные государственные преобразования были связаны с постоянной нехваткой финансовых ресурсов. Для пополнения казны требовалось изыскивать средства. Петр учредил особую должность - прибыльщиков, в обязанность которых входило «сидеть и чинить государю прибыль», т. е. изобретать новые источники доходов. Плодом такого «налоготворчества» стали налоги с постоялых дворов, печей, плавных судов, арбузов, орехов, продажи съестного, ледокольный, знаменитый налог на усы и бороды, а также на церковные верования - раскольники-староверы должны были уплачивать двойную подать.

В то же время Петр старался по возможности обеспечивать справедливость налогообложения и равномерное распределение налоговых тягот. Были снижены некоторые прошлые налоги, особенно для людей малоимущих, введена подушная подать, чтобы устранить злоупотребления при переписи дворов.

Первый крупный труд в области теории налогообложения - «Опыт теории налогов» Н. Тургенева - появился в России в 1818 г., а в 1845 г. в Казани вышла книга И. Горелова «Теория финансов», посвященная общей теории налогообложения, монопольным доходам и государственному кредиту.

Отлаженная система финансовых поступлений, в которой преобладали прямые и косвенные налоги, политика правительства, направленная на поддержку отечественных производителей, отразившаяся в системе акцизов и таможенных пошлин, привели к тому, что накануне первой мировой войны Россия занимала достаточно прочное финансовое положение. Значительную часть государственных доходов по-прежнему составляли налоги.

Мировая война, в которую Россия вступила 1 сентября 1914 г., самым губительным образом сказалась на финансовом благополучии государства. Для покрытия военных расходов правительству пришлось повышать налоги и сборы, вводить новые акцизы, прибегать к внутренним займам. Резко возросла бумажноденежная эмиссия, соответственно усилились темпы инфляции, покупательная способность рубля падала, уменьшался и золотой запас России, которым она обеспечивала внешние займы.

Очередной финансовый спад наступил после Октября 1917 г. Основным источником доходов центральных органов советской власти стала денежная эмиссия, а местные органы существовали за счет контрибуции. Ни то, ни другое налаживанию хозяйства не способствовало. От полного краха государство спасло введение в 1921 г. новой экономической политики (нэп), которая пришла на смену политике «военного коммунизма». Были сняты запреты на частную торговлю, местный кустарный промысел. Продразверстку заменил продналог, появились иностранные концессии. Была разработана система налогов, займов, кредитных операций, приняты меры по укреплению денежной единицы.

Финансовая система нэпа отталкивалась от налоговой системы дореволюционной России, но стремление государства поставить все под свой контроль делало идею «государственного капитализма» бесперспективной. Опыт 20- х гг. прошлого века доказал, что только хозяйственная самостоя-тельность предприятий, их правовая обособленность от государственного аппарата управления дают возможность создать условия для формирования рынка капиталов и создания правильной системы налогообложения.

К сожалению, финансовая система Советского государства развивалась совсем в другом русле. На смену налогам пришли административные методы изъятия прибыли предприятий и перераспределение финансовых ресурсов через бюджет страны. Предприятия лишались хозяйственной инициативы и не могли контролировать рынки сбыта своей продукции, изучать спрос населения. Все вопросы решались путем государственного планирования.

Отчисления государству от прибыли предприятий составляли от 66 до 93 %. Налоговые выплаты подавляющего большинства граждан составляли положенные 13 % подоходного налога, которые бухгалтерии автоматически вычитали из их зарплаты, причем с минимальной зарплаты (70 руб.) налоги не взимались вовсе. Повышенные ставки налогов существовали для небольшой категории высоко по тем временам оплачиваемых граждан - писателей, артистов, музыкантов, художников, спортсменов-чемпионов и лиц, имевших разрешение на частную практику: зубных врачей и техников, портных, парикмахеров, фотографов и др.

Полная централизация денежных средств и отсутствие какой-либо самостоятельности предприятий в решении финансовых вопросов лишали хозяйственных руководителей всякой инициативы. Это стало одной из важнейших причин финансового кризиса, который разразился в стране на рубеже 80 - 90-х гг. XX в.

Путь к выходу из этого кризиса был один - переход к рыночной экономике. Новое направление экономического развития страны вызвало бурный рост числа предприятий различных форм собственности - кооперативов, индивидуальных частных предприятий, акционерных обществ и товариществ, совместных предприятий.

В новых экономических условиях гарантом стабильных поступлений в бюджет могла стать только отлаженная система налогообложения. Создание Государственной налоговой службы как контрольного органа, ведающего пополнением государственной казны, стало первоочередной задачей правительства

24.01.1990 г. Постановлением Совета Министров СССР в системе союзного Министерства финансов была создана Государственная налоговая служба в составе Государственной налоговой инспекции Минфина СССР, государственных налоговых инспекций министерств финансов союзных республик и государственных налоговых инспекций по автономным республикам, краям и областям, округам, городам, районам и районам в городах.

В обязанности новой структуры входили регистрация всех налогоплательщиков, контроль за соблюдением налогового законодательства, взимание налогов и перечисление их в бюджет государства, сбор недоимок и штрафов с нарушивших налоговое законодательство предприятий. Положе-ние осложнялось тем, что в стране по сути дела не было соответствующе налаженного, действующего законодательства. Налоговая политика тоже только начинала формироваться, и в первые годы существования службы не раз менялись налоговые ставки, льготы, экономические санкции (налог на добавочную стоимость, акцизы, налог с оборота, продаж и др.).

1991 г. стал годом значительных политических перемен. 31.12.1991 г. Указом Президента России Б. Н. Ельцина было утверждено Положение о Государственной налоговой службе Российской Федерации, в соответствии с которым Государственная налоговая служба России перешла в подчинение Президента и Правительства. Также в 1991 г. были приняты законы «О Государственной налоговой службе РСФСР» и «Об основах налоговой системы РФ». С января 1992 г. начала действовать новая налоговая система, которая свидетельствовала о том, что государство взяло четкий курс на установление в стране рыночных отношений. В основу федеральных доходов был положен налог на добавочную стоимость, а также акцизы. К федеральным доходам отнесены налог на прибыль предприятий, подоходный налог, та-моженные пошлины, экологические налоги, сбор за использование государственной символики и ряд других. Была определена также система обязательных платежей по внебюджетные социальные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения).

Наряду с федеральными, введены региональные и местные налоги и сборы, к которым в числе прочих отнесены: налог на имущество предприятий, налог, связанный с использованием инфраструктуры региона, лесной налог, транспортный налог, налог на землю, на имущество физичес-ких лиц, на недвижимость, на рекламу, сбор на нужды образовательных учреждений, налог на содержание жилого фонда и объектов социальной сферы, сборы за использование региональной и местной символики.

Для совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти, деятельность которых направлена на реализацию налоговой политики, усиление государственного контроля за своевременным поступлением в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей в полном объеме, а также за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции, Указом Президента РФ от 23.12.98 г. № 1635 Государственная налоговая служба Российской Федерации была преобразована в Министерство РФ по налогам и сборам.

С 02.08.2004 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.06.2004 № 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления», который оставил в прошлом Министерство по налогам и сборам и передал его функции Федеральной налоговой службе Министерства финансов РФ.

На Федеральную налоговую службу (ФНС) возлагаются функции по обеспечению контроля за соблюдением налогового законодательства и правильного расчета налогов.

ФНС также является уполномоченным органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских и фермерских хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

Только в стране с отлаженной системой налогообложения возможны щедрые отчисления на здравоохранение, культуру, образование, различные экологические программы. В сознании людей должна утвердиться мысль, что налоги - это не только отчисления из заработанных ими сумм, но и залог будущего процветания государства.

История налогообложения

1. История налогообложения в мире

История налогов уходит корнями в глубокую древность. Во всяком случае, документальные подтверждения их существования обнаруживаются примерно 2500 лет назад. Например, в Древнем Египте, где власть принадлежала мощной бюрократии, потребность в деньгах для содержания такого государственного аппарата оказалась столь велика, что породила множество разнообразных налогов. Налоговые чиновники (их функции в то время выполняли писцы — самые грамотные члены общества) сопровождали египтян даже в загробную жизнь: в гробницах фараонов среди статуэток прочих слуг, призванных сопровождать владыку после смерти, обнаруживаются и статуэтки писцов-налоговиков. Они должны были и на том свете помогать фараону наполнять государственную казну.

Основные проблемы, которые несколько тысяч лет определяли развитие способов налогообложения, можно сформулировать в виде двух простых вопросов: кто должен платить налоги с чего следует взимать налоги?

Ответ на первый вопрос на протяжении большей части известной нам истории человечества был один и тот же: платить налоги должно основное население - "неблагородные", т. е. крестьяне, ремесленники, торговцы, жители колоний. Это их обязанность, поскольку своими деньгами они должны обеспечивать доходы правителей страны и их придворных. Идея налогообложения как обязанности свободного гражданина страны родилась относительно недавно — после того как в Англии, США, а затем и странах Западной Европы возникли конституции и демократические государственные механизмы.

Что касается второго вопроса (с чего следует взимать налоги), то ответ на него человечество искало особенно долго, пытаясь определить способы взимания налогов, а точнее, ту базу, исходя из которой можно определять размер налоговых платежей для граждан и предприятий. Пример римской системы налогообложения - один из этапов таких поисков. Здесь с граждан разных провинций Империи взимались, например, такие налоги и сборы:

  • Портовые пошлины при погрузке и выгрузке
  • Дорожная пошлина
  • Налог за закрепление сделки (налог с продаж)
  • Сбор за ярлык для ослов
  • Налог на наследство
  • Сбор за обмен и размен денег
  • Сбор при уплате налога за выписку квитанции и прикладывание печати
  • Сбор со скота
  • Налог на владение рабами
  • Налог в продовольственный фонд столицы
  • Земельный налог
  • Специальный налог на огороды
  • Налог на вино
  • Налог на пшеницу
  • Налог на огурцы и др.

Эта реформа несколько улучшила ситуацию, но затем налоговое бремя римлян вновь стало возрастать, что в конце концов, возможно, и стало одной из причин краха экономики, а затем и гибели великой Римской империи.

Увы, печальный опыт римского "налоготворчества" мало чему научил последующих правителей. Правда, во времена Средневековья налоги были мало распространены. Они были важнейшим источником доходов преимущественно для католической церкви. Содержание же короля, его двора, армии, равно как и благосостояние дворянства обеспечивались не столько за счет налогов, сколько за счет платы, которая взималась с крестьян, живших и работавших на землях этих феодалов. И о каких-либо принципах налоговой справедливости и рациональности в то время даже и говорить не приходится.

Развитие европейской государственности объективно требовало замены «случайных» налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения.

В этот период происходит формирование первых налоговых систем , включающих в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимаемые, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

Проблемы теории и практики налогообложения начали разрабатываться в Европе в последней трети ХVIII века. Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит(1723 - 1790 гг.). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.

Постепенно наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на налогообложение. Во второй половине XIX века многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике.

Главным источником государственных доходов стали налоги на доходы физических лиц и организаций. Впервые прообраз современного налога на доходы был введен в Англии в 1799 году в связи с необходимостью найти деньги для войны с Наполеоном.

После Первой мировой войны были проведены научно обоснованные налоговые реформы и заложен фундамент современной налоговой системы, в которой прямые налоги и, прежде всего, индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.

Великая депрессия 1929 - 1933 годов заставила рассматривать государственные финансы как инструмент макроэкономической стабилизации, и после Второй мировой войны налоги использовались как средство государственного регулирования экономики.

В 50–70-е годы XX века в ведущих странах мира проводится стимулирование частного предпринимательства путем применения универсальных налоговых рычагов, в том числе путем предоставления налоговых льгот инвесторам, предприятиям добывающих отраслей, транспорту, авиастроению, при экспорте продукции и услуг, на проведение НИОКР.

Практика показала, что реальное снижение налогов возможно лишь в государстве с прочной экономической базой. Только тогда снижение ставки налогообложения приведет к росту производства, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение налоговых поступлений.

На таком принципе строят свою налоговую политику ведущие страны мира. Суть налоговых реформ, проведенных здесь в 80 - 90-е годы XXвека, основывается на совершенствовании систем прямых и косвенных налогов, ускорении накопления капитала и стимулировании деловой активности.

В результате проведенных налоговых реформ наметились две важные тенденции фискального реформирования: одна группа стран (США, Австралия, Япония и другие) сделала акцент на преобразовании прямого налогообложения, в то время как страны - члены ЕЭС основные усилия направили на повышение значения косвенного налогообложения.

Налоги являются главным финансовым источником. С незапамятных времен присутствуют обязательные платежи части общественного продукта. Налогообложение имеют рыночные и нерыночные хозяйства.

История возникновения налогов длится тысячелетиями. Это основное звено экономики в отношениях государства и общества.

Первым периодом развития налогов был неразвит и имел случайный характер. Это было в древнем мире и средних веках.

Налоги появились с образованием государств, товарного производства и государственного аппарата: чиновников, армии и судов. Они были необходимы для содержания государства и институтов.

С начала это были бессистемные платежи в натуральной форме. Граждане выполняли повинности личного характера: участвовали в походах, барщина. Так же принимались продуты, снаряжение для армии и фураж. Римская империя и Афины вводили налоги только в военное время. Царь Дарий в качестве налогов брал евнухов. Так что общественная потребность определяла форму налогов.

Развитие товара-денежных отношений ввели денежную форму сбора налогов. Если ранее они шли на содержание армии и дворцов, строительство дорог и храмов, то потом налоги оказались главным доходом государства.

В древнем мире налоги отличались от современных. Их можно назвать квазиналогами, которые были дополнением к другим источникам госдохода: добыча на войне, государственное имущества – домены, регалии. Квазиналогами стали переходной ступенью к налогам.

Первая организованная налоговая система появилась в Древнем Риме.

Строительство зданий компенсировалось арендной платой с земель. Во время военных действий налоги платили со своих доходов. Сумма бралась от заявленного имущества и положения каждые пять лет – зарождение декларации о доходах.

Римская империя росла и завоевывала новые колонии. В них вводились коммунальные налоги и другие повинности. Сумма рассчитывалась так же, как и в Риме. При победе налоги могли уменьшить или отменить, исключением был коммунальный налог, который платили жители вне Рима постоянно.

Долгое время римские провинции не имели финансовых органов для установления и сбора налогов. Пользовались услугами откупщиков, которых трудно было контролировать. В результате развивались злоупотребление властью и коррупция. Начался экономический кризис.

Август Октавиан решил изменить систему налогообложения: отменены откупа, переоценили провинции, появились кадастры, переписали население, ввели декларации и преемственность налоговой службы. В Древнем Риме основными платежами были единая подушная и поземельная подать, а косвенными – налог с оборота, наследственный налог и др. Налоги начали регулировать экономические отношения. Многие налоги перешли в Византию.

В 16-18 века в Европе налоговая система отсутствовала. Налоги были в виде единовременных поборов. Собирали налоги откупщики, внося в казну государства сумму налога полностью. Получив право на сбор налога с населения, они собирали не только откуп, но и свою прибыль.

Развитие государств требовала обоснованной и рациональной системы налогообложения.

В 17-18 века начался новый период развития системы налогов. Сформированы налоговые системы с прямыми и косвенными налогами. Появились акцизы, подоходный и подушный налог.

Развитие демократии так же повлияла на налоги. В 1215 в Англии в «Хартии вольностей» указано, что налог можно ввести с одобрения нации.

После Великой французской революции правительство Франции начало утверждать бюджет.

Налоги становились причиной многих конфликтов в мире: Нидерланды и Испания, Швейцария и Австрия, казаки и Польша, Англия и ее колонии и т.д.

Примером налогового послабления может быть «Бостонское чаепитие» в 1773 году. Англия разрешила Ост-Индийской компании ввозить чай без пошлин в североамериканские колонии. Это значительно повысило ее конкуренцию.

Государственное налогообложение привело к возникновению теории налогообложения. Адам Смит сформулировал основные принципы налоговой системы.

В 19 веке количество налогов уменьшилось, а права при их назначении увеличились. Начали изучать природу, методики и проблемы налогообложения.

Подъем и концентрация производства и рост экономики вывели его на новый этап. Основными объектами стал переход ценностей от одного владельца к другому.

После Первой Мировой войны прошли налоговые реформы. В современной налоговой системе прямые налоги и подоходно-прогрессивный заняли ведущее место.

Налоги стали дифференцировать:
•принцип платежеспособности;
•принцип получаемой выгоды.

Сегодня хорошо развиты аудиторские, инвестиционные и консультационные компании. На возмездной основе работают частные и государственные институты: пенсионный фонд, благотворительные организации и т.д.

date image
2020-01-14 views image
280

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА I. НАЛОГИ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ…………………………………………….5

1.1 Налоги – как инструмент регулирования экономики………………………5

1.2 Налоги как инструмент государственного воздействия на решения хозяйствующих субъектов……………………………………………………….9

1.3 Функции налогов в экономической системе……………………………….10

1.4 Теоретические основы построения налоговой системы…………………13

1.5 Виды налоговых систем……………………………………………………15

ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ…………………………………………………………17

2.1 Формы государственного регулирования налоговых отношений………17

2.2 Методы государственного регулирования налоговых отношений ……23

2.3 Недостатки российской системы налогообложения и стратегии ее развития…………………………………………………………………………26

ВВЕДЕНИЕ

«Налоги как инструмент государственного регулирования экономики» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

Тема данной работы актуальна, потому что налоги представляют собой один из важнейших финансовых рычагов, с помощью которых государство воздействует на экономику в стране. Налоговая система представляет собой мощнейший экономический регулятор, который активно воздействует на рынок и на другие экономические сферы. Налоговое регулирование обеспечивает взаимосвязь общегосударственных интересов и интересов предпринимателей, организаций независимо от их ведомственной подчиненности, формы собственности, организационно-правовой формы и т.д.

В настоящее время важность наличия стабильной налоговой системы, создания и применения эффективных методов налогового регулирования и контроля осознает каждый человек. Однако на лицо несовершенность и нестабильность системы налогообложения в России, она содержит множество пробелов.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Важное место отводится налогам, как экономическому рычагу, при помощи которого государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Цель работы – раскрыть сущность налога как одного из элементов государственного регулирования в рыночной экономике. Для этого необходимо решить следующие задачи: рассмотреть возникновение и необходимость налогов, рассмотреть налоги как экономическую и финансовую категорию, рассмотреть функции налогов, теоретические основы построения налоговой системы и их виды. А поскольку мы живем в Российской Федерации, то необходимо также рассмотреть основы построения налоговой системы РФ, рассмотреть налоги как элемент бюджетного регулирования и недостатки российской системы налогообложения, и стратегии ее развития.

Объект исследования налоги в современной экономике государства.
Предмет исследования функции налогов в экономике.

Данная проблема нашла свое отражение в работах таких известных экономистов как: Бобоев М.Р. (К.э.н), Наумчев Д.В, Герасименко Н.В., Колчин С.П., Миронова Г.И., Алиева Б.Х., Новосельский В., Окунева Л.П., Пансков В.Г., Чиченов М.В.




Структура курсовой работы выражается в ее содержании.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав заключения, списка использованной литературы. Название глав отображает их содержание.

ГЛАВА I. НАЛОГИ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Возникновение и необходимость налогов

Налогообложение является одной из важнейших проблем современности. Оно затрагивает все социально – экономические сферы жизни общества. Ни одно государство не может обойтись без налоговых доходов. Налоги как общественная категория отражают конкретно-экономические условия жизни людей и государства.

Издавна ученые экономисты, исследуя налогообложение, давали налогам различные определения, но все они сходились в одном:

· тесная связь налогов с государственной властью, для которой они являются важнейшим источником доходов;

· принудительный характер платежей, осуществляемых на основе законодательства;

· участие в экономических процессах общества.

Исторически налоги возникли с разделением общества на социальные группы и появлением государства. Социально – экономическая сущность, функции и роль определяются экономическим и политическим строем общества, природой и задачами государства. [9]

Налоги - одна из древнейших финансовых категорий.

Обязательные платежи государству носили разные названия, причем они часто менялись в соответствии с экономическими и социальными условиями развития общества. В немецком языке налоги рассматривались как помощь граждан государству, и сегодня сохранилось их название – stauer (поддержка). В Великобритании некоторые налоги до сих пор называются duty – долг, обязанность. Современный термин – tax вытекает из определения ставки налога (таксы). Во Франции термин – import означает принудительный платеж. В русском языке государственные сборы называли подати, т.е. принудительный платеж.

Первое упоминание о налогах относится к IV в. до н.э. В условиях господства натурального хозяйства налоги выступали в виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям свободного населения (позже крепостных крестьян), а также дани с покоренных народов. По мере развития товарно-денежных отношений налог приобретает денежную форму. В период политической раздробленности налоги в форме различных поборов становятся доходами крупных землевладельцев – феодалов, а с образованием централизованного государства – казны государства.

Одним из первых денежных налогов был общепоимущественный налог с граждан Римской империи во II в. н.э. – трибут. Все граждане Римской империи сообщали цензору о размерах своего имущества. При отсутствии такого сообщения налог не оплачивался, но гражданин терял все права и становился банкротом. С ростом государственной потребности в средствах в Риме на смену трибуту приходит высокий налог с наследства, введенный императором Августом. Этот налог охватывал все имущество и просуществовал в течение двух – трех поколений. На Руси упоминание о налогах (тягостях) относится к XII в. н.э.

В эпоху первоначального накопления капитала формируются национальный рынок и централизованное государство, что положило начало финансовой и денежно – кредитной системам. Налоги становятся, с одной стороны, средством эксплуатации мелких производителей и крестьянства, превращая их в наемных работников, а с другой стороны, через систему перераспределения национального дохода (налоги – расходы) обеспечивают концентрацию капитала у предпринимателей – промышленников и торговцев – купцов. Этому способствовал также откуп налогов, т.е. передача права сбора налогов частным лицам с предварительной их оплатой государству.

Необходимость налогов вытекает из функций и задач государства. Оно выполняет разнообразную деятельность (политическую, экономическую, социальную), требующую средств. В докапиталистическую эпоху значительная часть государственных потребностей покрывались доменами – доходами от недвижимости, главным образом земли, находящиеся в собственности главы государства – короля, императора, монарх, и регалиями – доходами от монопольного права на занятие определенной хозяйственной деятельностью.

По мере развития товарно-денежных отношений государственная собственность постепенно сокращается (продается, дарится) и доход от нее сводится к минимуму. Одновременно расширяются старые и появляются новые функции государства, а значит, возрастают расходы. Сокращение собственных доходов государства (регалий и доменов) приводит к тому, что налоги становятся главным видом доходов государства.

Кроме налогов у государства по существу нет иных методов мобилизации средств в казну. Оно может использовать для покрытия расходов государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных поступлений. При особых обстоятельствах власть прибегает к выпуску денег в обращение, однако это связано с тяжелыми экономическими последствиями для страны – инфляцией. В результате остается главный доход государства – налоги; других более приемлемых методов в условиях рынка оно не изобрело.

От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность принимаемых экономических решений. Почти все методы воздействия государства на развитие экономики прямо или косвенно включают и налоговое регулирование. Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и сдерживает ее в других исходя из общенациональных интересов. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность принимаемых экономических решений.

Возможности использования налогов в качестве инструмента регулирования вытекают из самой их природы, сущности и функций. Практическое содержание налогового регулирования предопределено именно регулирующей функцией налога.

Налоговое регулирование охватывает не только отдельные отрасли, но и экономику в целом. Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения ВВП и национального дохода страны, воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Налоговое регулирование призвано активно, влиять на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство может создавать необходимые условия для ускоренного привлечения капитала в наиболее перспективные отрасли, а также в малорентабельные, но жизненно необходимые сферы производства и услуг. [17].

Таким образом, налоги являются одной из древнейших финансовых категорий. Тесная связь налогов с государственной властью объясняется тем, что они являются для неё важнейшим источником доходов. Необходимость налогов вытекает из функций и задач государства. Оно выполняет разнообразную деятельность (политическую, экономическую, социальную), требующую средств. Налоги носят принудительный характер и осуществляются на основании законодательства. Налоговый механизм применяется для снятия социальной напряженности, выравнивания уровня доходов налогоплательщиков, обеспечения политической стабильности и создания условий, благоприятных для экономического роста.

Читайте также: