В 2006 году в стране х собрали налогов в размере 35

Опубликовано: 23.04.2024

Тема 2. Государственное регулирование экономики

Практическая работа 1

Целью данного практикума является закрепление вопросов формирования бюджетного дефицита (профицита), определение влияния государственного долга на экономику, усвоение теории А. Лаффера.

Задачами практикума являются:

Оглавление

Задачи на определение бюджетного дефицита (профицита)

Задача 1

Постановка задачи: Государственные расходы на экономику составляют 5000 ден. ед., налоги поступили в размере 7000 ден. ед. Трансферты населению составляют 1100 ден. ед. Государственные долг составляет 9000 ден. ед., по нему государство выплачивает ежегодно 10 %. Определите состояние государственного бюджета.

Технология решения задачи: Государственный бюджет – это свод доходов и расходов в экономике. Основу доходов составляют налоги (7000), расходы включают государственные расходы на экономику, трансферты, выплату процентов по государственному долгу (5000 + 1100 + 0,1 * 9000 = 7000). Состояние бюджета характеризует сальдо (разница между доходами и расходами). В данном случае расходы равны доходам.

Ответ: бюджет сбалансирован.

Задача 2

Постановка задачи: В 2006 году в стране Х собрали налогов в размере 35 млн у. е., таможенные сборы составили 12 млн у. е., неналоговые поступления в бюджет составили 20 млн у. е. В этом же году государственные закупки товаров и услуг составили 38,4 млн у. е., трансферты 14,7 млн у. е., проценты по государственному долгу 17,6 млн у. е. Определите состояние государственного бюджета.

Технология решения задачи: Сначала определяются доходы бюджета: 35 + 12 + 20 = 67 млн у. е. Затем подсчитываются расходы бюджета: 38,4 + 9,7 + 17,6 = 65,7 млн у. е. Доходы больше расходов на 67 – 65,7 = 1,3 млн у. е.

Ответ: существует бюджетный профицит в размере 1,3 млн у. е.

Задача 3

Постановка задачи: Государственные расходы на ВНП равны 500 у. е., налоги составляют 0,4 Y, трансферты – 0,2Y. Государственный долг страны 1000 у. е., ставка процента по государственному долгу 10 % годовых. Определите сальдо бюджета, если в стране создан ВНП в размере 2000 у. е.

Технология решения задачи: сначала определяются поступления в бюджет, в данном случае высчитываются налоги: 0,4 * 2000 = 800 у. е. Затем рассчитываются расходы бюджета:

500 + 0,2 * 2000 + 0,1 * 1000 = 1000 у. е. Расходы превышают доходы, следовательно, создается бюджетный дефицит в размере 800 – 1000 = 200 у. е.

Ответ: бюджетный дефицит в размере 200 у. е.

Задача 4

Постановка задачи: Государственные расходы на ВНП равны 7000 у. е., налоги составляют 0,6Y, трансферты – 0,25Y. Государственный долг страны 10 000 у. е., ставка процента по государственному долгу 15 % годовых. Определите структурный и циклический дефицит, если в стране создан ВНП в размере 20 000 у. е., потенциальный ВНП составляет 25 000 у. е.

Технология решения задачи: Сначала определяется фактический дефицит:

Структурный дефицит определяется по формуле

, где T* – налоги в условиях полной занятости ресурсов, Tr* – трансферты в условиях полной занятости. Подставив значения, получаем:

Циклический дефицит – это разница между фактическим и структурным бюджетным дефицитом: 2000 – 250 = 1750 у. е.

Ответ: структурный равен 250 у. е., циклический – 1750 у. е.

Задачи на взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга

Задача 5

Постановка задачи: Государственный долг страны на начало года составлял 2000 у. е., ставка уплачиваемого процента по гос. долгу составляет 8 % годовых. Расходы государства на ВНП за текущий год равнялись 1500 ден. ед., трансферты – 20 % ВНП. Доходы государственного бюджета равны 40 % ВНП. Определите бремя долга на конец года, если созданный в стране ВНП составляет 5000 у. е.

Технология решения задачи: Сначала определяется государственный долг на конец года. Для этого государственный долг на начало года складывается с бюджетным дефицитом.

Бюджетный дефицит составил: 0,4 * 5000 – (1500 + 0,2 * 5000 + 0,08 * 2000) = 2000 – 2660 = –660 у. е.

Следовательно, государственный долг возрастет на 660 у. е. и составит 2660 у. е.

Затем определяется бремя долга – отношение долга к ВНП.

Бремя долга = 2660: 5000 *100 % = 53,2 %.

Задача 6

Постановка задачи: Функция налогов имеет вид: Т = 300 + 0,1Y, трансферты населению , государственные закупки составляют 400. Потенциальный объем производства Y* = 3000 у. е. Что произойдет с государственным долгом, если фактический объем национального производства соответствует потенциальному?

Технология решения задачи: Чтобы ответить на вопрос, надо определить состояние государственного бюджета, для чего надо сосчитать доходы и расходы бюджета. Доходы в данном случае равны налоговым поступлениям: Т = 300 + 0,1 * 3000 = 600 у. е. Расходы включают государственные закупки и трансферты:

400 + 400 – 0,2 * (3000 – 3000) = 800 у. е. Таким образом, расходы больше доходов, т. е. существует бюджетный дефицит в размере 200 у. е. На эту сумму увеличится государственный долг.

Ответ: государственный долг вырастет на 200 у. е.

Задачи на расчет налоговых мультипликаторов

Задача 7

Постановка задачи: Потребление определяется формулой С = 0,75у v + 400. Каким будет налоговый мультипликатор?

Технология решения задачи: Мультипликатор определяется по формуле: Предельная склонность к потреблению: (1 – Предельная склонность к потреблению). При этом мультипликатор имеет знак минус. Подставив значения, получим:

Задача 8

Постановка задачи: Потребление задано функцией С = 0,75 Y v + 300, государственные расходы 200 у. е., налоги равны 0,4 Y, инвестиции равны 600. Определите национальный доход, потребление и налоговые платежи. Подсчитайте налоговый мультипликатор.

Технология решения задачи: Определим национальный доход: ;

0,55 Y = 1100, отсюда Y = 2000,

потребление С = 0,75 (2000 – 0,4 * 2000) + 300 = 1200;

налоги равны 0,4 * 2000 = 800. Чтобы определить налоговый мультипликатор, надо учесть пропорциональное налогообложение:

. Подставим значения в формулу

mналог = 0,75: [(1 – 0,75)* (1 – 0,4)] = 0,75: 0,15 = –5.

Ответ: Y = 2000, C = 1200, T = 800, mналог = –5.

Задача 9

Постановка задачи: На основе данных таблицы определите, какое налогообложение в данном случае действует (пропорциональное, прогрессивное, регрессивное). Вычислите налоговый мультипликатор, если потребляется 80 % дохода.

Общественный сектор экономики и государственная макроэкономическая политика

1. Обоснование государственного вмешательства в экономику.

2. Роль государства в установлении рамочных условий функционирования рыночной экономики.

3. Макроэкономическая политика государства: сущность, цели, инструменты, основные направления.

4. Финансовая система государства и её особенности.

5. Бюджет и его функциональная роль в регулировании экономики.

6. Бюджетно-налоговая политика государства: цели, основные направления, инструменты.

7. Равновесие на денежном рынке. Спрос на деньги. Количественная теория денег.

8. Предложение кредитных денег коммерческими банками. Банковские резервы и их виды. Банковский (депозитный) мультипликатор.

9. Предложение денег центральным банком. Денежная база. Денежный мультипликатор.

10. Равновесие денежного рынка и механизм его установления.

11. Кредитно-денежная политика государства: сущность, цели, инструменты, результаты.

12. Кредитно-денежный трансмиссионный (передаточный) механизм: теоретические представления, цепочка последствий.

Задача 1

Постановка задачи: Государственные расходы на экономику составляют 5000 ден. ед., налоги поступили в размере 7000 ден. ед. Трансферты населению составляют 1100 ден. ед. Государственные долг составляет 9000 ден. ед., по нему государство выплачивает ежегодно 10 %. Определите состояние государственного бюджета.

Технология решения задачи: Государственный бюджет – это свод доходов и расходов в экономике. Основу доходов составляют налоги (7000), расходы включают государственные расходы на экономику, трансферты, выплату процентов по государственному долгу (5000 + 1100 + 0,1 * 9000 = 7000). Состояние бюджета характеризует сальдо (разница между доходами и расходами). В данном случае расходы равны доходам.

Ответ: бюджет сбалансирован.

Задача 2

Постановка задачи: В 2006 году в стране Х собрали налогов в размере 35 млн у. е., таможенные сборы составили 12 млн у. е., неналоговые поступления в бюджет составили 20 млн у. е. В этом же году государственные закупки товаров и услуг составили 38,4 млн у. е., трансферты 14,7 млн у. е., проценты по государственному долгу 17,6 млн у. е. Определите состояние государственного бюджета.

Технология решения задачи: Сначала определяются доходы бюджета: 35 + 12 + 20 = 67 млн у. е. Затем подсчитываются расходы бюджета: 38,4 + 9,7 + 17,6 = 65,7 млн у. е. Доходы больше расходов на 67 – 65,7 = 1,3 млн у. е.

Ответ: существует бюджетный профицит в размере 1,3 млн у. е.

Задача 3

Постановка задачи: Государственные расходы на ВНП равны 500 у. е., налоги составляют 0,4 Y, трансферты – 0,2Y. Государственный долг страны 1000 у. е., ставка процента по государственному долгу 10 % годовых. Определите сальдо бюджета, если в стране создан ВНП в размере 2000 у. е.

Технология решения задачи: сначала определяются поступления в бюджет, в данном случае высчитываются налоги: 0,4 * 2000 = 800 у. е. Затем рассчитываются расходы бюджета:

500 + 0,2 * 2000 + 0,1 * 1000 = 1000 у. е. Расходы превышают доходы, следовательно, создается бюджетный дефицит в размере 800 – 1000 = 200 у. е.

Ответ: бюджетный дефицит в размере 200 у. е.

Задача 4

Постановка задачи: Государственные расходы на ВНП равны 7000 у. е., налоги составляют 0,6Y, трансферты – 0,25Y. Государственный долг страны 10 000 у. е., ставка процента по государственному долгу 15 % годовых. Определите структурный и циклический дефицит, если в стране создан ВНП в размере 20 000 у. е., потенциальный ВНП составляет 25 000 у. е.

Технология решения задачи: Сначала определяется фактический дефицит:

Структурный дефицит определяется по формуле

, где T* – налоги в условиях полной занятости ресурсов, Tr* – трансферты в условиях полной занятости. Подставив значения, получаем:

Циклический дефицит – это разница между фактическим и структурным бюджетным дефицитом: 2000 – 250 = 1750 у. е.

Ответ: структурный равен 250 у. е., циклический – 1750 у. е.

1. Что из перечисленного ниже не является общественным благом:

г) защита от наводнения.

2. Государственная политика, направленная на макроэкономическую стабилизацию в фазе спада – это:

а) рост процентных ставок по ссудам банка;

б) сокращение государственных расходов для снижения безработицы;

в) сдерживание дополнительного кредитования;

г) снижение налоговых ставок.

3. Широкое применение экономических методов государственного регулирования:

а) может ослабить эффект рыночных механизмов;

б) оставляет нейтральным рыночный механизм;

в) не влияет на рыночный механизм;

г) может укрепить действие рыночных механизмов.

4. Антимонопольное законодательство нацелено в первую очередь на обеспечение:

а) потребителей общественными товарами и услугами;

б) условий конкуренции;

в) полной занятости;

г) экономической свободы.

5. Кейнсианство как экономическая теория утверждает, что:

а) рыночная экономика сама по себе не обеспечивает полного использования своих ресурсов;

б) полное удовлетворение потребностей общества в товарах и услугах есть стихийный процесс;

в) экономика станет более эффективной при отсутствии ее регулирования государством;

г) только самовоспроизводящее развитие частного сектора экономики дает наибольший эффект.

6. Особенности функций государства в российской экономике обусловлены, прежде всего:

а) чрезмерной развитостью рыночного механизма;

б) отсутствием необходимой базы для их реализации;

в) недоразвитостью личного потребления населения;

г) диспропорциональностью в народном хозяйстве.

7. Что из перечисленного ниже лучше всего отражает понятие «государство в экономике»?

а) совокупность законодательных, исполнительных и судебных органов, действующих на всех территориальных уровнях управления;

б) совокупность законодательных, исполнительных и судебных органов, действующих на федеральном уровне управления;

в) совокупность природных, трудовых и капитальных ресурсов, имеющихся на территории данной страны;

г) совокупность природных, трудовых и капитальных ресурсов, принадлежащих жителям данной страны.

8. Выделите пункт, где административные методы государственного регулирования не являются основными:

а) фискальная политика;

б) разработка национальной системы стандартизации и сертификации;

в) антимонопольное регулирование;

г) создание государственных заказников.

9. Основными экономическими функциями государства являются:

1. Обеспечение правовой основы функционирование экономики;
2. Регулирование общего уровня цен;
3. Защита конкуренции;
4. Перераспределение доходов;
5. Организация и стимулирование НТП;
6. Политика снижения издержек производства;
7. Воздействие на размещение ресурсов;
8. Создание рыночной инфраструктуры;
9. Распределение общественного продукта;
10. Политика макроэкономической стабилизации. -

10. К «провалам рынка» относят такие процессы как:

а) производство общественных благ;

б) побочные эффекты от перелива ресурсов;

в) эффективность использования ресурсов.

1. Одним из проявлений «провалов рынка» является наличие:

а) внешних эффектов;

б) внутренних эффектов;

в) смешанных эффектов;

2. Производство общественных благ убыточно, так как:

а) цена предложения больше цены спроса;

б) цена спроса больше цены предложения;

в) цена спроса = 0;

г) цена предложения = 0.

3. Первым принципы смешанной экономики сформулировал:

4. Общественный сектор – это часть экономического пространства, где:

а) рынок не срабатывает;

б) осуществляется производство общественных благ;

в) действуют некоммерческие организации;

г) все перечисленное.

5. Неконкурентность общественного блага означает, что:

а) благо неделимо;

б) благо не может быть продано поштучно;

в) благо потребляется совместно;

г) все перечисленное.

6. Внешние эффекты – это:

а) побочное воздействие производства или потребления какого-либо блага на производство или потребление другого блага

б) увеличение полезности потребителя в результате воздействия производства какого-либо блага

в) воздействие производства одного блага на рыночное равновесие в целом

7. Доминирующее место в общественном секторе занимают:

а) добровольные организации

б) коммерческие предприятия

в) государственные предприятия и организации

г) политические партии

8. «Провалами рынка» называются:

а) ситуации в экономике, где рынок не срабатывает или срабатывает частично;

б) когда рынок не справляется со своими функциями и не может обеспечить эффективное производство благ;

в) верно все перечисленное;

г) наличие «внешних эффектов».

9. Государственное регулирование рыночной экономики:

а) порождено исключительно интересами бюрократического государственного аппарата;

б) служит экономическим целям национального финансового хозяйства;

в) вызвано, прежде всего, интересами военно-промышленного комплекса;

г) призвано служить укреплению существующего строя, адаптации его к меняющимся условиям путем постановки и решения задач, которые не может решать рыночный механизм.

10. Особенности функций государства в российской экономике обусловлены, прежде всего:

а) чрезмерной развитостью рыночного механизма;

б) отсутствием необходимой базы для их реализации;

в) недоразвитостью личного потребления населения;

г) диспропорциональностью в народном хозяйстве.

1. Несостоятельность рынка может заключаться…

а) только в перепроизводстве некоторых товаров;

б) только в недопроизводстве некоторых товаров;

в) как в перепроизводстве, так и в недопроизводстве некоторых товаров;

г) только в возникновении нехватки товаров.

2. Проявление несостоятельности рынка – это:

а) повышение темпа инфляции;

б) уменьшение маржинальной отдачи;

в) внешние (побочные) эффекты;

3. К функциям государства в рыночной экономике относятся:

а) законотворческая деятельность;

б) обеспечение распределения ресурсов;

в) формирование рыночных цен;

4. Антициклическое регулирование экономики направлено:

а) на сокращение кризисного падения производства;

б) на ускорение экономического роста;

в) на стабилизацию экономического развития;

5 Государственная политика, направленная на макроэкономическую стабилизацию в фазе спада – это:

а) рост процентных ставок по ссудам банка;

б) сокращение государственных расходов для снижения безработицы;

в) сдерживание дополнительного кредитования;

г) снижение налоговых ставок.

6 Широкое применение экономических методов государственного регулирования:

а) может ослабить эффект рыночных механизмов;

б) оставляет нейтральным рыночный механизм;

в) не влияет на рыночный механизм;

г) может укрепить действие рыночных механизмов.

7 Антимонопольное законодательство нацелено в первую очередь на обеспечение:

а) потребителей общественными товарами и услугами;

б) условий конкуренции;

в) полной занятости;

г) экономической свободы.

8 Кейнсианство как экономическая теория утверждает, что:

а) рыночная экономика сама по себе не обеспечивает полного использования своих ресурсов;

б) полное удовлетворение потребностей общества в товарах и услугах есть стихийный процесс;

в) экономика станет более эффективной при отсутствии ее регулирования государством;

г) только самовоспроизводящее развитие частного сектора экономики дает наибольший эффект.

9 Производство общественных благ убыточно, так как:

а) цена предложения больше цены спроса;

б) цена спроса больше цены предложения;

в) цена спроса = 0;

г) цена предложения = 0.

10 Первым принципы смешанной экономики сформулировал:

\u041f\u043e\u0441\u0442\u0430\u043d\u043e\u0432\u043a\u0430 \u0437\u0430\u0434\u0430\u0447\u0438:\u00a0\u0413\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0435 \u0440\u0430\u0441\u0445\u043e\u0434\u044b \u043d\u0430 \u044d\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u043a\u0443 \u0441\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u043b\u044f\u044e\u0442 5000 \u0434\u0435\u043d. \u0435\u0434., \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u0438 \u043f\u043e\u0441\u0442\u0443\u043f\u0438\u043b\u0438 \u0432 \u0440\u0430\u0437\u043c\u0435\u0440\u0435 7000 \u0434\u0435\u043d. \u0435\u0434. \u0422\u0440\u0430\u043d\u0441\u0444\u0435\u0440\u0442\u044b \u043d\u0430\u0441\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u044e \u0441\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u043b\u044f\u044e\u0442 1100 \u0434\u0435\u043d. \u0435\u0434. \u0413\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u043b\u0433 \u0441\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442 9000 \u0434\u0435\u043d. \u0435\u0434., \u043f\u043e \u043d\u0435\u043c\u0443 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u043e \u0432\u044b\u043f\u043b\u0430\u0447\u0438\u0432\u0430\u0435\u0442 \u0435\u0436\u0435\u0433\u043e\u0434\u043d\u043e 10 %. \u041e\u043f\u0440\u0435\u0434\u0435\u043b\u0438\u0442\u0435 \u0441\u043e\u0441\u0442\u043e\u044f\u043d\u0438\u0435 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u0431\u044e\u0434\u0436\u0435\u0442\u0430.

\u0422\u0435\u0445\u043d\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u044f \u0440\u0435\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f \u0437\u0430\u0434\u0430\u0447\u0438:\u00a0\u0413\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0431\u044e\u0434\u0436\u0435\u0442 \u2013 \u044d\u0442\u043e \u0441\u0432\u043e\u0434 \u0434\u043e\u0445\u043e\u0434\u043e\u0432 \u0438 \u0440\u0430\u0441\u0445\u043e\u0434\u043e\u0432 \u0432 \u044d\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u043a\u0435. \u041e\u0441\u043d\u043e\u0432\u0443 \u0434\u043e\u0445\u043e\u0434\u043e\u0432 \u0441\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u043b\u044f\u044e\u0442 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u0438 (7000), \u0440\u0430\u0441\u0445\u043e\u0434\u044b \u0432\u043a\u043b\u044e\u0447\u0430\u044e\u0442 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0435 \u0440\u0430\u0441\u0445\u043e\u0434\u044b \u043d\u0430 \u044d\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u043a\u0443, \u0442\u0440\u0430\u043d\u0441\u0444\u0435\u0440\u0442\u044b, \u0432\u044b\u043f\u043b\u0430\u0442\u0443 \u043f\u0440\u043e\u0446\u0435\u043d\u0442\u043e\u0432 \u043f\u043e \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u043c\u0443 \u0434\u043e\u043b\u0433\u0443 (5000 + 1100 + 0,1 * 9000 = 7000). \u0421\u043e\u0441\u0442\u043e\u044f\u043d\u0438\u0435 \u0431\u044e\u0434\u0436\u0435\u0442\u0430 \u0445\u0430\u0440\u0430\u043a\u0442\u0435\u0440\u0438\u0437\u0443\u0435\u0442 \u0441\u0430\u043b\u044c\u0434\u043e (\u0440\u0430\u0437\u043d\u0438\u0446\u0430 \u043c\u0435\u0436\u0434\u0443 \u0434\u043e\u0445\u043e\u0434\u0430\u043c\u0438 \u0438 \u0440\u0430\u0441\u0445\u043e\u0434\u0430\u043c\u0438). \u0412 \u0434\u0430\u043d\u043d\u043e\u043c \u0441\u043b\u0443\u0447\u0430\u0435 \u0440\u0430\u0441\u0445\u043e\u0434\u044b \u0440\u0430\u0432\u043d\u044b \u0434\u043e\u0445\u043e\u0434\u0430\u043c.

\u041f\u043e\u0441\u0442\u0430\u043d\u043e\u0432\u043a\u0430 \u0437\u0430\u0434\u0430\u0447\u0438:\u00a0\u0412 2006 \u0433\u043e\u0434\u0443 \u0432 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u0435 \u0425 \u0441\u043e\u0431\u0440\u0430\u043b\u0438 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u0432 \u0432 \u0440\u0430\u0437\u043c\u0435\u0440\u0435 35 \u043c\u043b\u043d \u0443. \u0435., \u0442\u0430\u043c\u043e\u0436\u0435\u043d\u043d\u044b\u0435 \u0441\u0431\u043e\u0440\u044b \u0441\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u0438\u043b\u0438 12 \u043c\u043b\u043d \u0443. \u0435., \u043d\u0435\u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u0432\u044b\u0435 \u043f\u043e\u0441\u0442\u0443\u043f\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f \u0432 \u0431\u044e\u0434\u0436\u0435\u0442 \u0441\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u0438\u043b\u0438 20 \u043c\u043b\u043d \u0443. \u0435. \u0412 \u044d\u0442\u043e\u043c \u0436\u0435 \u0433\u043e\u0434\u0443 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0435 \u0437\u0430\u043a\u0443\u043f\u043a\u0438 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440\u043e\u0432 \u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433 \u0441\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u0438\u043b\u0438 38,4 \u043c\u043b\u043d \u0443. \u0435., \u0442\u0440\u0430\u043d\u0441\u0444\u0435\u0440\u0442\u044b 14,7 \u043c\u043b\u043d \u0443. \u0435., \u043f\u0440\u043e\u0446\u0435\u043d\u0442\u044b \u043f\u043e \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u043c\u0443 \u0434\u043e\u043b\u0433\u0443 17,6 \u043c\u043b\u043d \u0443. \u0435. \u041e\u043f\u0440\u0435\u0434\u0435\u043b\u0438\u0442\u0435 \u0441\u043e\u0441\u0442\u043e\u044f\u043d\u0438\u0435 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u0431\u044e\u0434\u0436\u0435\u0442\u0430.

\u0422\u0435\u0445\u043d\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u044f \u0440\u0435\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f \u0437\u0430\u0434\u0430\u0447\u0438:\u00a0\u0421\u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0430 \u043e\u043f\u0440\u0435\u0434\u0435\u043b\u044f\u044e\u0442\u0441\u044f \u0434\u043e\u0445\u043e\u0434\u044b \u0431\u044e\u0434\u0436\u0435\u0442\u0430: 35 + 12 + 20 = 67 \u043c\u043b\u043d \u0443. \u0435. \u0417\u0430\u0442\u0435\u043c \u043f\u043e\u0434\u0441\u0447\u0438\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442\u0441\u044f \u0440\u0430\u0441\u0445\u043e\u0434\u044b \u0431\u044e\u0434\u0436\u0435\u0442\u0430: 38,4 + 9,7 + 17,6 = 65,7 \u043c\u043b\u043d \u0443. \u0435. \u0414\u043e\u0445\u043e\u0434\u044b \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0435 \u0440\u0430\u0441\u0445\u043e\u0434\u043e\u0432 \u043d\u0430 67 \u2013 65,7 = 1,3 \u043c\u043b\u043d \u0443. \u0435.

\u041e\u0442\u0432\u0435\u0442:\u00a0\u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0443\u0435\u0442 \u0431\u044e\u0434\u0436\u0435\u0442\u043d\u044b\u0439 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0438\u0446\u0438\u0442 \u0432 \u0440\u0430\u0437\u043c\u0435\u0440\u0435 1,3 \u043c\u043b\u043d \u0443. \u0435.

В России предложили ввести единый оборотный налог
Ai825 / Depositphotos.com

Минэкономразвития России ежегодно формирует проект плана проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов (п. 5-6 Правил проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, утв. постановлением Правительства РФ от 30 января 2015 г. № 83). Соответствующий проект на 2021 год 1 ведомство представило на обсуждение вчера.

При формировании проекта указанного плана были рассмотрены все предложения заинтересованных лиц независимо от формы их представления. Одним из предложений, включенных в план, предусмотрено внесение поправок в Налоговый кодекс – в главы 21, 23, 25, 30 и 34 НК РФ. Рассмотрим его подробнее.

Предпосылки внесения поправок

Разработку инициативы ее авторы связывают с проблемами реализации в правоприменительной практике принципа равенства налогообложения, закрепленного в п. 1 ст. 3 НК РФ. Он означает, что хозяйствующие субъекты, юридически признаваемые плательщиками одного налога и осуществляющие одинаковые облагаемые налогом операции, не должны подвергаться различному налогообложению.

Как отметил Конституционный суд Российской Федерации в своем Постановлении от 22 июня 2009 г. № 10-П, в налогообложении равенство понимается, прежде всего, как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. "Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенной категории налогоплательщиков предоставляются иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование", – подчеркивается в документе.

Может ли решение налогового органа стать основанием для уплаты налога в большем размере, чем установлено законом? С правовыми позициями судов по данному вопросу ознакомьтесь в "Энциклопедии судебной практики" системы ГАРАНТ . Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Разработчики инициативы указывают, что в соответствии с главами 21, 23, 25, 30 и 34 НК РФ налогоплательщики на общеустановленной системе налогообложения при прочих равных условиях начисляют и уплачивают следующие дифференцированные налоги и взносы: НДС (по ставке 20% к выручке), налог на прибыль (20% к прибыли), НДФЛ (13% к фонду оплаты труда), страховые взносы в фонды (30% к фонду оплаты труда), налог на имущество (не более 2,2% от среднегодовой стоимости имущества). Причем в зависимости от функционала, определяемого с учетом долей фонда оплаты труда, материальных затрат и налога на имущество в выручке, налоговая нагрузка организаций из сфер строительства, транспорта, ЖКХ, сельского хозяйства и машиностроения составляет примерно 24-27% к выручке, а аналогичный показатель для организаций из ТЭК и ритейла в 2-4 раза меньше (6-14% к выручке).

Это подтверждается не только анализом функционала, но и тем, что в соответствии с приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ налоговые нагрузки отраслей (без учета НДПИ и акцизов), находящихся на общеустановленной системе налогообложения, варьируют в пределах от 5% до 30%. Такое соотношение нагрузок приводит к неравенству, возникающему из-за различного соотношения материальных и трудовых затрат в себестоимости продукции различных отраслей. Кроме того, материало- и фондоемкие отрасли получают экономию по НДС, страховым взносам и НДФЛ, а трудо- и наукоемкие отрасли имеют сверхвысокую нагрузку по тем же налогам, отмечается в обосновании инициативы.

"В результате сегодняшняя дифференцированная система налогообложения (пять налогов и сборов), установленная в главах 21, 23, 25, 30 и 34 НК РФ, превращается в преференциально-дискриминационную. Она дает в скрытой, ползучей форме односторонние налоговые преимущества (преференции) одним отраслям (нефть, газ, энергетика, металлургия, химия, ритейл) за счет остальных отраслей, подвергающихся, также в завуалированной форме, налоговой дискриминации, то есть фактически попадающих в налоговое рабство (машиностроение, строительство, ЖКХ, сельское хозяйство, транспорт)", – считают авторы предложения. В связи с этим они предлагают кардинально перестроить систему налогообложения в России.

Суть инициированных поправок сводится к введению единого оборотного налога, исчисляемого в процентах к выручке, вместо четырех основных налогов и сборов – НДС, налога на прибыль, страховых взносов и НДФЛ. По замыслу разработчиков, признаки и элементы нового налога будут выглядеть следующим образом:

  • налогоплательщик – организация или ИП, на чей расчетный счет поступают доходы от реализации товаров (работ, услуг) покупателям;
  • объект налогообложения – реализация товаров, работ или услуг организацией или ИП путем передачи на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ, возмездное оказание услуг;
  • налоговая база – выручка организации от реализации;
  • налоговый период – каждое событие, связанное с реализацией;
  • налоговая ставка – 6,2%;
  • порядок исчисления налога – произведение налоговой ставки на налоговую базу.

Предусмотрены и особенности уплаты налога, а именно – безакцептное изъятие суммы налога при каждом поступлении на расчетный счет денежных средств от покупателей. То есть безналичное списание суммы налога при каждом поступлении денег на расчетный счет организации или ИП от покупателей, заказчиков или при инкассации наличных денег в ритейле. По мнению авторов идеи, упрощенному сбору данного налога будут способствовать современные банковские технологии.

В числе предполагаемых результатов введения единого оборотного налога указаны следующие:

  • оптимизация системы налогообложения за счет замены одним налогом четырех других – НДС, налога на прибыль, страховых взносов и НДФЛ;
  • обеспечение реализации принципа равенства налогообложения;
  • устранение налоговой дискриминации;
  • избавление от такого явления, как теневая зарплата;
  • обеспечение максимальной простоты налогового администрирования и защиты от уклонения от уплаты налогов;
  • построение профицитного пенсионного бюджета, который позволит снять с повестки дня вопрос повышения пенсионного возраста;
  • восстановление инвестиционной активности и построение гармоничной отраслевой структуры экономики.

Реализация предлагаемой инициативы, по мнению ее авторов, будет способствовать экономическому росту во всех отраслях.

Позиция заинтересованных органов

Стоит отметить, что идея введения единого оборотного налога выдвигалась уже давно. Так, позиция Минфина России по этому вопросу была озвучена еще в 2006 году в ответах на вопросы интернет-конференции Президента России Владимира Путина. Тогда в целях упрощения налоговой системы России предлагалось оптимизировать налоговую систему, исключив из нее лишние налоги. Речь шла о сохранении только двух налогов (НДФЛ и налога на прибыль) и введении третьего – единого оборотного налога при условии корректировки порядка распределения между бюджетами разных уровней доходов от их уплаты. Минфин России отметил, что налоговая система РФ включает в себя совокупность налогов, применяемых во многих странах мира с развитой экономикой, и предлагаемый переход на три налога может создать неоправданные трудности с наполнением доходными источниками бюджетов различных уровней. А значительные различия в налогооблагаемой базе по субъектам и муниципалитетам потребуют применения более сложного механизма перераспределения между ними собираемых налоговых доходов, подчеркнули в ведомстве. "Кроме того, произойдет неоправданное выпадение из налоговой системы имущественных и других видов налогов", – отмечалось в ответе.

Что касается ФНС России, то она не высказала свою позицию по рассматриваемому вопросу, подчеркнув в своем письме от 17 мая 2019 г. № СД-3-3/4898@ "О рассмотрении обращения", что служба не наделена правом законодательной инициативы, которым обладает Минфин России.

НК РФ находится в числе лидеров среди федеральных законодательных актов по числу ежегодно вносимых в него поправок. Помимо корректировки норм, касающихся конкретных налогов и сборов, совершенствуется и сама налоговая система страны. Так, если в момент принятия НК РФ в 1998 году было установлено 16 федеральных, 7 региональных и 5 местных налогов и сборов, то в настоящее время их насчитывается 9, 3 и 3 соответственно (ст. 13-15 НК РФ). Однако заданный курс на оптимизацию системы налогообложения не означает, что государство готово к таким радикальным мерам, как исключение традиционных и устоявшихся в российской системе НДС, налога на прибыль, страховых взносов, НДФЛ и замена их единым оборотным налогом. Даже если законодатель посчитает такую корректировку целесообразной и возможной к осуществлению, потребуется немало времени для подготовки необходимых законодательных решений и анализа всех возможных последствий их принятия.

Согласно проекту плана проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов на 2021 год рассматривать возможность внесения предлагаемых поправок в НК РФ будет Минфин России. Обсуждение проекта плана продлится до 26 августа.

1 С текстом Проекта Плана проведения ОФВ НПА на 2021 год и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 05/16/07-20/00106559).

Подоходный налог


Подоходный налог — это основной вид прямых налоговых платежей. Он взимается как с юридических, так и с физических лиц. Исчисляется в процентах от годового дохода человека.

Во многих странах подоходный налог взимается исключительно с физических лиц, то есть людей, которые работают по найму, а не являются индивидуальными предпринимателями или акционерами компаний. В таких государствах юридические лица ежегодно вносят налог на прибыль, который также исчисляется в процентах от годовой прибыли предприятия или организации.

В экономике считается, что высокие налоговые ставки в государстве уменьшают конкурентоспособность страны по сравнению с другими государствами.

Таблица стран с самыми низкими налогами в 2021 году

Страны с самыми низкими налогами на прибыль для юридических лиц

С новыми поправками в налоговом кодексе Вы можете ознакомиться посмотрев видео, представленном ниже.

Самые низкие подоходные налоги в разных странах мира для физлиц

C самыми странными налогами в мире Вы можете ознакомиться, посмотрев видео.

Таблица стран с самыми высокими налогами

Страны с самыми высокими налогами в мире

Таблица со средней налоговой ставкой в мире

Список стран с самыми высокими подоходными налогами:

  1. Аруба. Налоговая ставка равна 58,95 %. В данную ставку входит социальный налог, который, в свою очередь, включает:
  • Пенсионный взнос. Выплачивается как работодателем, так и рабочим. Работник обязан отчислять 4 %, а работодатель выплачивает 9,5 %.
  • Страховой взнос. Выплачивается также работодателем в сумме 8,9 % и наемным рабочим в сумме 2,6 %.
  1. Швеция. Ставка подоходного налогового платежа равна 56,6 %, из которых 7 % — это социальный взнос.
  2. Дания. Ставка — 55,4 %. До 2008 года на территории Дании действовала ставка подоходного налога в размере 62,3 %, но правительство приняло решение уменьшить размер налога. В стране уклониться от выплаты налоговых платежей практически невозможно. Налогами облагается даже церковь, которая отчисляет до 1,5 % от дохода.
  3. Нидерланды. Ставка подоходного налогового платежа равна 52 % (ранее данный налог достигал 72 %). Помимо подоходного налогового платежа, граждане страны обязаны отчислять налог на пользование землей в размере 6 % и налог при получении наследства в размере 40 %.
  4. Бельгия. Налоговые ставки:
  • Подоходный — 50 %.
  • Социальный взнос — 13 %.
  • Муниципальный — 11 %.
  1. Австрия и Япония. Сумма подоходного налога в этих странах равна 50 %.
  2. Финляндия. Ранее фиксированная ставка равнялась 53,5 %, но в 2004 году по решению правительства налогообложение физических лиц снизилось до 49,2 %.
  3. Ирландия является одной из стран с самой высокой ставкой подоходного налога, которая равна 48 %. Напомним, что данная ставка намного выше среднего подоходного налога на всей территории северной части Европы, который равняется на сегодняшний день 40 %.

Зависимость размеров налогов от доходов в Ирландии

Зависимость размеров налогов от доходов в Ирландии

  1. Великобритания. Правительством страны в 2010 году было принято решение об увеличении ставки подоходного налогового платежа на 10 % (в 2010 году ставка с учетом повышения равнялась 50 %). Но повышение себя не оправдало, и с 2013 года она равняется 45 %, то есть стала ниже на 5 %.

Подоходный налог в разных государствах

Данный вид налогового платежа в разных странах исчисляется по-разному.

Есть государства с единой фиксированной ставкой, а есть и такие, где сумма отчисляемых средств напрямую зависит от годового дохода гражданина.

Подоходные налоги в странах мира с фиксированной ставкой:

  1. Беларусь — 13 %.
  2. Болгария — 10 %.
  3. Латвия — 25 %.
  4. Литва — 15 %.
  5. Эстония –— 20 %.
  6. Россия — 13 %.

Налоги в разных странах мира с «плавающей» налоговой ставкой в зависимости от годового дохода гражданина:

  1. Австралийский Союз. При доходе до 4600 USD взнос не платится. Если прибыль больше 4600 USD, но меньше 28 800 USD, налог равен 9 %. При прибыли свыше 140 000 USD ставка варьируется от 30,3 до 44,9 %.

Налогообложение в Австрилии

Налогообложение в Австрилии

Размер подоходного налога в разных странах

Страна Размер подоходного налога (в %)
Португалия 56,50
Зимбабве 45,00
Франция 50,30
Израиль 50,00
Словения 50,00
Ирландия 48,00
Греция 46,00
Республике Конго 45,00
Люксембург 43,60
Папуа — Новая Гвинея 42,00
ЮАР 40,00
Чили 40,00
Гвинея 40,00
Сенегал 40,00
Швейцария 40,00
Тайвань 40,00
Уганда 40,00
Соединенные Штаты Америки 39,60
Норвегия 40,00
Марокко 38,00
Южная Корея 38,00
Суринам 38,00
Намибия 37,00
Алжир 35,00
Аргентина 35,00
Барбадос 35,00
Камерун 35,00
Кипр 35,00
Эквадор 35,00
Экваториальная Гвинея 35,00
Эфиопия 35,00
Габон 35,00
Мальта 35,00
Таиланд 35,00
Тунис 35,00
Турция 35,00
Вьетнам 35,00
Замбия 35,00
Венесуэла 34,00
Индия 33,99
Колумбия 33,00
Мавритания 33,00
Новая Зеландия 33,00
Пуэрто-Рико 33,00
Свазиленд 33,00
Мозамбик 32,00
Филиппины 32,00
Польша 32,00
Конго 30,00
Сальвадор 30,00
Индонезия 30,00
Кения 30,00
Лесото 35,00
Малави 30,00
Мексика 30,00
Никарагуа 30,00
Перу 30,00
Руанда 30,00
Сьерра-Леоне 30,00
Танзания 30,00
Бразилия 27,50
Самоа 27,00
Армения 25,00
Малайзия 26,00
Азербайджан 25,00
Бангладеш 25,00
Доминиканская Республика 25,00
Египет 25,00
Гана 25,00
Гондурас 25,00
Ямайка 25,00
Панама 25,00
Тринидад и Тобаго 25,00
Лаос 24,00
Нигерия 24,00
Шри-Ланка 24,00
Албания 10,00
Чешская Республика 22,00
Сирия 22,00
Узбекистан 22,00
Эстония 21,00
Лихтенштейн 21,00
Афганистан 20,00
Камбоджа 20,00
Фиджи 20,00
Грузия 20,00
Остров Мэн 20,00
Ливан 20,00
Мадагаскар 20,00
Мьянма 20,00
Пакистан 20,00
Сингапур 20,00
Молдова 18,00
Ангола 17,00
Украина 17,00
Румыния 16,00
Коста-Рика 15,00
Венгрия 16,00
Ирак 15,00
Сербии 15,00
Сейшельские острова 15,00
Судан 15,00
Йемен 15,00
Иордания 14,00
Боливия 13,00
Таджикистан 13,00
Макао 12,00
Казахстан 10,00
Косово 10,00
Ливия 10,00
Монголия 10,00
Гватемала 31,00

Государства без подоходного налога

В мире есть ряд государств, в которых отсутствует подоходный налог, то есть физические лица не обязаны ничего выплачивать со своей заработной платы в государственный бюджет.

Страны, в которых отсутствует данный вид платежа, являются весьма богатыми и экономически развитыми. Большая часть из таких государств богата природными ресурсами, в частности, нефтью и природным газом. Благодаря добыче полезных ископаемых и весьма развитой экономике государство не нуждается во взыскании подоходного налога с граждан своей страны.

Список государств, где жители не платят подоходный налоговый платеж:

  1. Андорра.
  2. Багамские острова. Вся экономика страны построена на туризме. Багамы — один из самых посещаемых курортов мира.
  3. Бахрейн.
  4. Бермуды.
  5. Бурунди.
  6. Кувейт.
  7. Оман.
  8. Катар. Самая богатая страна в мире по показателю ВВП. Данное государство приобрело капитал благодаря добыче и экспорту нефти.
  9. Сомали.
  10. Объединенные Арабские Эмираты.
  11. Уругвай.
  12. Вануату.
  13. Виргинские острова.
  14. Острова Кайман.
  15. Монако.
  16. Саудовская Аравия.

Читайте также: