Кейнсианская теория налогообложения кратко

Опубликовано: 05.09.2024

date image
2014-02-12 views image
4539

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Классическая теория налогообложения

Длительное время преобладала классическая теория налогообложения, в соответствие с которой налогам отводилась чисто фискальная роль пополнения доходов государства.

Основоположником научной теории налогообложения принято считать А. Смита. В своей монографии «Исследование о природе и причинах богатства народов», вышедшей в свет более двух столетий назад, А. Смит дал определение понятия налоговой системы, установил необходимые условия для ее формирования и выдвинул основные четыре принципа налогообложения: равномерность, определенность, удобство уплаты и дешевизна налогового администрирования.

Дальнейшее развитие учение А. Смита получило в трудах виднейших западных экономистов того времени: Д. Рикардо, Дж. Милля, У. Петти и некоторых др. Вместе с тем, все теоретические рассуждения и научная полемика тех лет сводилась, как правило, лишь к тому, чтобы выполнение налогами их основного предначертания – пополнение государственной казны осуществлялось на принципах равенства и справедливости. Естественно, что подобное теоретическое обоснование роли и места налогов не могло не измениться в силу происходившего в течении многих десятилетий усложнения экономических отношений и связанной с этим необходимостью усиления регулирующей роли государства. Вследствие этого появились новые научные теории налогообложения, среди которых наиболее существенную роль в формировании налоговой политики стран с развитой рыночной экономикой сыграли два основных направления экономической мысли: кейнсианское и неоклассическое.

Основоположником кейнсианской теории налогообложения является английский экономист Дж. М. Кейнс 1883-1946 гг.), изложивший ее основные положения в книге «Общая теория занятости, процента и денег». Дж. М. Кейнс в своем труде обосновал необходимость вмешательства государства в процессы регулирования экономики, основанной на рыночных отношениях.

В отличие от своих предшественников, считавших основой национального богатства одну бережливость, Дж. М. Кейнс обосновал важную роль в достижении этой цели еще и предприимчивость. По его теории экономический рост зависит от наличия достаточных сбережений, но только в условиях полной занятости. В противном случае даже наличие достаточных сбережений не гарантирует рост производства, поскольку они в этом случае являются пассивным доходом и не используются в качестве инвестиционного источника.

Серьезная роль, по Дж. М. Кейнсу отводится налогам. Чтобы сбережения стали генератором экономического роста, их надо изымать с помощью налогов и через бюджетную систему использовать в качестве ресурса для инвестиций. Исходя из этого постулата, он обосновал необходимость достаточно высоких и прогрессивных ставок налогов. По его мнению, прогрессивная налоговая система должна стимулировать производителя для принятия рисковых решений в области инвестиций.

Экономическая теория Дж. М. Кейнса имела большое прикладное значение. В частности, она использовалась английским правительством в первой половине двадцатого столетия, особенно перед первой мировой войной.

Неоклассическая модель налогообложения

В противоположность, кейнсианской теории разработанная рядом экономистов, прежде всего Дж. Мутом, А. Лаффером, Дж. Гилдером, Р. Лукасом и некоторыми другими, неоклассическая модельпо иному рассматривает роль государства в регулировании рыночной экономики. Неоклассическая теория исходит их того, что государство должно обеспечивать устранение препятствий, мешающих действию законов свободной рыночной конкуренции. По мнению авторов, рынок может и должен сам себя регулировать без вмешательства извне и достигать экономического равновесия. Таким образом, указанная теория, в отличие от кейнсианской отводит государству достаточно пассивную роль в регулировании экономических процессов. Исходя из этого, должна строится и налоговая политика. Налоги должны быть минимальны и одновременно корпорациям должны предоставляться значительные налоговые льготы. Сдерживающая налоговая политика позволит рынку самостоятельно обеспечить высокие темпы развития и соответственно значительное расширение налоговой базы, и увеличение доходов государства.




Значительный вклад в развитие неоклассической теории внес профессор А. Лаффер, который установил количественную зависимость между прогрессивностью налогообложения и доходами бюджета. Он построил параболическую кривую, получившую в дальнейшем название «кривая Лаффера» (см. рис.3.) Из рисунка отчетливо видно, что рост налоговых ставок только до определенного предела ведет к соответствующему увеличению бюджетных доходов. Превышая этот предел, налоговая ставка становиться тормозом для предпринимательской деятельности. В данной ситуации ликвидируются стимулы развития экономики, а доходы бюджета начинают сокращаться, поскольку сужается налоговая база.


Рис. 2.2. Кривая Лаффера

Научные теории налогов сыграли свою положительную роль в развитии и подъеме экономики многих стран. Достаточно сказать, что, проводя налоговую политику, построенную на отдельных аспектах неоклассической теории, правительство США сумело преодолеть кризисные явления в экономике в 80-е годы XX века.

Вместе с тем, нельзя слепо принимать налоговую теорию без привязки к сложившейся социально-экономической ситуации в конкретном государстве. Поэтому налоговую реформу необходимо проводить, согласуясь с целями и задачами экономического развития на современном этапе. Необходимо увязывать отдельные аспекты налоговой теории с практикой. В противном случае неизбежны негативные последствия воздействия налоговой системы на развитие экономики.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 18:00, доклад

Краткое описание

Основоположником кейнсианской теории налогообложения является английский экономист Дж.М. Кейнс (1883 - 1946 гг.), изложивший ее основные положения в книге «Общая теория занятости, процента и денег». Дж.М. Кейнс в своем труде обосновал необходимость вмешательства государства в процессы регулирования экономики, основанной на рыночных отношениях.

Вложенные файлы: 1 файл

Кейнсианская теория налогообложения.doc

Кейнсианская теория налогообложения

Основоположником кейнсианской теории налогообложения является английский экономист Дж.М. Кейнс (1883 - 1946 гг.), изложивший ее основные положения в книге «Общая теория занятости, процента и денег». Дж.М. Кейнс в своем труде обосновал необходимость вмешательства государства в процессы регулирования экономики, основанной на рыночных отношениях.

Концепция Дж.М. Кейнса исходит из того, что высокие темпы развития экономики должны базироваться на расширении емкости рынка и связанном с ним увеличении массового потребления. Исходя из этого, вмешательство государства осуществляется по линии достижения эффективного спроса. В отличие от своих предшественников, считавших основой национального богатства одну лишь бережливость, Дж.М. Кейнс обосновал важную роль в достижении этой цели еще и предприимчивости. По его теории, экономический рост зависит от наличия достаточных сбережений, но только в условиях полной занятости. В противном случае даже наличие достаточных сбережений не гарантирует роста производства, поскольку они в этом случае являются пассивным доходным источником и не используются в качестве инвестиционного источника. Серьезная роль, по Дж.М. Кейнсу, в регулировании этих процессов отводится налогам. Чтобы сбережения стали генератором экономического роста, их надо изымать с помощью налогов и через бюджетную систему использовать в качестве ресурса для инвестиций. Исходя из этого постулата, основоположник кейнсианства обосновал необходимость достаточно высоких и прогрессивных ставок налогообложения. По его мнению, прогрессивная налоговая система должна стимулировать производителя для принятия рисковых решений в области инвестиций. Кроме того, низкие налоги уменьшают поступления в государственную казну и обостряют тем самым экономическую неустойчивость.

Таким образом, согласно теории Дж.М. Кейнса налоги должны играть в системе государственного регулирования важнейшую роль. Высокие налоги стимулируют экономическую активность, влияют на сбалансированность в экономике, являясь «встроенными механизмами гибкости».

Экономическая теория Дж.М. Кейнса имела большое прикладное значение. В частности, она использовалась английским правительством в первой половине двадцатого столетия, особенно перед первой мировой войной.

Разработанная в 1912 г. профессором Чикагского университета М. Фридманом теория монетаризма предлагает ограничить роль государства только той деятельностью, которую кроме него никто не может осуществить, регулированием денежной массы в обращении. Кроме того, монетаристы допускают возможность государственного регулирования процентных банковских ставок и ставок налогов (в сторону их снижения). В остальном они предлагают не допускать государство к созданию национального богатства, регулированию объемов производства, занятости и цен, поскольку оно (государство) с каждым годом, как правило, увеличивает свои расходу влекущие дополнительный рост инфляции.

Регулирование денежной массы в обращении в сочетании со снижением налогов и регулированием процентной ставки позволяет создать стабильностьность только на макроэкономическом уровне; но и на уровне предприятий и организаций« В отличие от монетаристов сторонники теории предложения считают главными причинами непредвиденной инфляции высокие налоговые ставки и полностью отвергают бюджетный дефицит Им удалось основательно разобраться в механизме его отрицательного воздействия на расширенное воспроизводстве> особенно при таком методе покрытия, как долговые обязательства В этом случае государство, стараясь не допустить ускорения инфляции, вынуждено размещать на финансовых рынках основную массу своих ценных бумаг и превращается в конкурента частных фирм, изымая у частного сектора кредитные ресурсы Последние перенаправляются в сферу государственного потребление где используются главным образом непроизводительно Приверженцы этой теории советуют государству полностью « перекрыть» бюджетный канал непредвиденной инфляции и изменить предложение денег иными путями, избегая дефицита бюджета».

Исследование проблем налогообложения. "Общая теория занятости, процента и денег" Дж.М. Кейнса. Сравнительный анализ классической и кейнсианской теории. Роль налогов в системе государственного регулирования. Теория экономики предложения и монетаризм.

Рубрика Экономика и экономическая теория
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 26.11.2012
Размер файла 22,0 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Департамент научно-технологической политики и образования РФ

Кафедра экономики АПК

Кейнсианская теория налогооблажения

Выполнила: студ. 3 курса

Проверила: Иванова Е.А.

Основоположником кейнсианской теории налогообложения является английский экономист Дж.М. Кейнс (1883-1946 гг.), изложивший ее основные положения в книге «Общая теория занятости, процента и денег». Дж.М. Кейнс в своем труде обосновал необходимость вмешательства государства в процессы регулирования экономики, основанной на рыночных отношениях.

Проблемы налогообложения исследовал Дж.М. Кейнс в знаменитой работе «Общая теория занятости, процента и денег», опубликованной в 1936 г. В отличие от классической теории, основанной на свободном от государственного вмешательства рынке, кейнсианская теория основана на исследовании зависимостей и пропорций между совокупными народно-хозяйственными величинами: национальным доходом, инвестициями, потреблениями др. Теория Дж.М. Кейнса основана на необходимости создания эффективного спроса в виде условия для обеспечения реализации произведенной продукции посредством воздействия различных методов государственного регулирования. При этом эффективный спрос должен складываться из двух компонентов: ожидаемого уровня потребления и капиталовложений. Только в условиях оптимального соотношения этих двух компонентов может наступить состояние полной занятости. Макроэкономический метод Дж.М. Кейнса предполагает, что условия процветания отдельной фирмы вовсе не идентичны условиям процветания экономики в целом. Между ними могут возникать противоречия, решение которых следует искать на путях восстановления общенациональных экономических пропорций, и прежде всего, соответствия между спросом и предложением. Он считал, что решение жизненно важных проблем развитого капиталистического общества нужно искать не в методах предложения ресурсов (их редкости, ценности, наиболее эффективного их сочетания для получения максимума экономической выгоды), а в методах создания эффективного спроса, позволяющих наилучшим образом реализовать предлагаемые ресурсы. Критикуя позицию Ж.Б. Сея, который говорил о том, что предложение автоматически рождает спрос, Дж.М. Кейнс выдвинул на первый план проблему формирования эффективного спроса и его формирующих компонентов -- потребительского и инвестиционного спроса, факторов, определяющих их динамику, среди которых важное значение имеет налогообложение (манипулирование уровнем налогообложения) Отвергая представление всей предшествующей буржуазной политэкономии о том, что основой роста капиталистической экономики является только бережливость, Дж.М. Кейнс дополнил это представление еще и таким качеством, как предприимчивость, поскольку эффект от бережливости возможен только в сочетании с предприимчивостью. Поэтому на макроэкономическом уровне немалую роль в достижении притока инвестиций должно сыграть государство с его кредитно-денежной, бюджетной и налоговой политикой, оказывающее влияние на склонность к потреблению путем фиксирования нормы процента, манипулирования уровнем налогообложения, предоставления разного рода налоговых льгот и т.п.

В области налогов Дж.М. Кейнс предлагал использование прогрессивного налогообложения, поскольку налоги, как он считал, могут быть использованы в экономической системе как « встроенные механизмы гибкости». Налоги как экономическая категория влияют на сбалансированность в экономике. Снижение уровня налогообложения, по мнению Дж.М. Кейнса, уменьшает доходы бюджета и обостряет экономическую неустойчивость. А использование прогрессивного метода налогообложения способствует сглаживанию этого процесса. Таким образом, прогрессивное налогообложение действует как «встроенный стабилизатор», принцип работы которого заключается в том, что во время экономического подъема облагаемые доходы растут медленнее, чем налоговые доходы, а при кризисе налог уменьшается быстрее, чем падают доходы, тем самым достигается относительно стабильное социальное положение в обществе. Теория Дж.М. Кейнса успешно применялась в предвоенные годы; она способствовала выводу из состояния депрессии экономик ведущих капиталистических стран и была использована правительствами как эффективное средство, способствующее развитию военно-промышленного производства. В послевоенные годы, в условиях мирного развития и научно-технического подъема, в странах Запада все чаще проявлялась цикличность развития экономик. Положение усугублялось и тем, что в условиях интеграции национальных экономик поражающее воздействие кризиса переносилось на национальные экономики гораздо быстрее. В этих условиях теория вмешательства государства, предложенная Дж.М. Кейнсом для достижения «эффективного спроса», перестала отвечать требованиям экономического развития. Поэтому на смену кейнсианской концепции «эффективного спроса»пришла неоклассическая теория эффективного предложения. Теория Дж.М. Кейнса не только опровергала, а чаще всего дополняла «классиков» новыми научными познаниями в области экономического развития общества. Об этом свидетельствует доказанная им необходимость создания системы государственного регулирования и серьезные коррективы, внесенные им в налогообложение, которое прежде рассматривалось как исключительно фискальный инструмент, используемый государством корректировки , внесенной Дж.М. Кейнсом, заключалась в том, что налоги нужно рассматривать как сознательно используемый регулятор нормы потребления, накопления и формирования оптимальной структуры воспроизводства.

Приверженцы кейнсианства А. Лернер, Э. Хансен и др. предлагали жесткую налоговую политику, предусматривавшую «систему повышенного налогообложения крупных доходов и наследства и льготного обложения низких доходов, стимулируя склонность к сбережениям». Как Дж.М. Кейнс, так и его последователи считали, что именно такая налоговая политика способна обеспечить экономическую целесообразность и социальную справедливость при налогообложении.

Концепция Дж.М. Кейнса исходит из того, что высокие темпы развития экономики должны базироваться на расширении емкости рынка и связанном с ним увеличении массового потребления. Исходя из этого, вмешательство государства осуществляется по линии достижения эффективного спроса. В отличие от своих предшественников, считавших основой национального богатства одну лишь бережливость, Дж.М. Кейнс обосновал важную роль в достижении этой цели еще и предприимчивости. По его теории, экономический рост зависит от наличия достаточных сбережений, но только в условиях полной занятости. В противном случае даже наличие достаточных сбережений не гарантирует роста производства, поскольку они в этом случае являются пассивным доходным источником и не используются в качестве инвестиционного источника. Серьезная роль, по Дж.М. Кейнсу, в регулировании этих процессов отводится налогам. Чтобы сбережения стали генератором экономического роста, их надо изымать с помощью налогов и через бюджетную систему использовать в качестве ресурса для инвестиций. Исходя из этого постулата, основоположник кейнсианства обосновал необходимость достаточно высоких и прогрессивных ставок налогообложения. По его мнению, прогрессивная налоговая система должна стимулировать производителя для принятия рисковых решений в области инвестиций. Кроме того, низкие налоги уменьшают поступления в государственную казну и обостряют тем самым экономическую неустойчивость.

Таким образом, согласно теории Дж.М. Кейнса налоги должны играть в системе государственного регулирования важнейшую роль. Высокие налоги стимулируют экономическую активность, влияют на сбалансированность в экономике, являясь «встроенными механизмами гибкости».

Экономическая теория Дж.М. Кейнса имела большое прикладное значение. В частности, она использовалась английским правительством в первой половине двадцатого столетия, особенно перед первой мировой войной.

Неоклассическая теория налогообложения

Неоклассическая теория, одним из основоположников которой считается Альфред Маршалл, основывается на преимуществе свободной конкуренции и естественности, устойчивости экономических, в частности производственных, процессов. Различие в этих основных концепциях заключается в неодинаковом подходе к методам государственного регулирования. Согласно неоклассическому направлению внешние корректирующие меры должны быть направлены лишь на то, чтобы устранить препятствия, мешающие действию законов свободной конкуренции, поэтому государственное вмешательство не должно ограничивать рынок с его естественными саморегулирующими законами, способными без какой-либо помощи извне достигнуть экономического равновесия. В этом заключается отличие неоклассической теории от кейнсианской концепции, утверждающей, что динамическое равновесие неустойчиво, и делающей выводы о необходимости прямого вмешательства государства в экономические процессы.

Маршалл, построивший неоклассическую модель, отводил государству лишь косвенную роль в регулировании экономических процессов, считая государство дестабилизирующим фактором с безграничным ростом его расходов. Отдавая предпочтение лишь кредитно-денежной политике Центрального банка, не учитывая бюджетной и налоговой политики, неоклассицисты полагают, что таким образом будет создан эффективный механизм перераспределения дохода, обеспечивающий полную занятость и устойчивый рост национального богатства.

В неоклассической теории, в свою очередь, широкое развитие получили два направления: теория экономики предложения и монетаризм.

Развитие неокейнсианской теории налогообложения было продиктовано необходимостью сочетания элементов кейнсианской концепции государственного регулирования с концепцией неоклассического направления, базирующейся в основном на государственном невмешательстве в экономику. Неокейнсианцы достаточно убедительно ответили на поставленные хозяйственной практикой вопросы и предложили конструктивные варианты решения многих проблем экономик 1970-х гг. Они считают вредными, расстраивающими механизмы рынка и порождающими хозяйственные трудности такие формы государственного вмешательства в экономику, как кейнсианское антициклическое регулирование, бюджетное перераспределение доходов, подавление инфляции, а причиной роста безработицы считают систему государственного социального обеспечения. Кроме того, расчет граждан на финансовую помощь со стороны государства в пенсионный период приводит к увеличению доли текущего потребления, по скольку государственные затраты на социальные цели изменяют соотношение между расходуемой и сберегательной частями денежных доходов. Это приводит к снижению доли сбережений в совокупном доходе, уменьшаются обьемы кредитных ресурсов и источников накопления, что в целом вызывает замедление экономического роста.

Значительное место в неокейнсианской теории отведено налоговым проблемам. Английские экономисты И. Фишер и Н. Калдор, являющиеся представителями неокейнсианства, предлагали разделить объекты налогообложения исходя из потребления, облагая при этом конечную стоимость потребляемого продукта. Отсюда возникла идея налога на потребление, который представляет собой одновременно метод поощрения сбережений и средство для борьбы с инфляцией. Деньги, предназначенные ранее на покупку потребительских товаров, могли теперь быть направлены либо в инвестиции, либо в сбережения, которые превратились бы в капиталовложения с помощью той же самой бюджетной политики «изьятия излишних сбережений». Долгосрочные сбережения уже сами по себе служат фактором будущего экономического роста. Во время спада производства расходы на рынке потребления сокращаются меденнее, чем снижаются доходы, вызывая тем самым ажиотажный спрос, поэтому поступления от налога на потребление являются достаточно высокими, чем при обложении подоходным налогом. И как следствие, налоговая система не сможет играть роль «встроенного стабилизатора». Однако Н. Калдор считал, что налог на потребление, введенный по прогрессивным ставкам с применением льгот и скидок для отдельных видов товаров (например, на предметы повседневного пользования), более справедлив для людей с низкими доходами, чем фиксированный налог с продаж. Кроме того, при сравнении с подоходным налогом этот налог не облагает сбережения, необходимые для будущего инвестирования, стимулирует их рост.

Современное состояние теории налогообложения

Современное состояние налогообложения показывает, что не существует какой-либо одной теории, которая стала бы рецептом для всех государств в деле строительства налоговых систем. Однако практика показывает и то, что во многих странах применяется в качестве методологии налогообложения вариант взаимопроникновения всех трех основных концепций: кейнсианства с различными вариациями, теории экономики предложения и монетаризма.

Совмещение кейнсианских и классических взглядов на проблемы государственного регулирования и налогообложения наблюдается не только у известных ученых-экономистов, но и у государственных деятелей, занимающихся конкретно данными проблемами.

Правительства, используя различные виды налогов, сборов и пошлин, применяют разные методы налогообложения (равное, пропорциональное, прогрессивное, регрессивное). На нынешнем этапе развития налогообложения невозможно отдать предпочтение какому-нибудь одному виду налога ,одному методу налогообложения, поскольку налоговые системы государств в современном мире не существуют обособленно, они должны учитывать специфику общемировых тенденций развития налогообложения, не забывая также о проблеме двойного налогообложения, отрицательном воздействии переложения налогов и т.д. Государство в этих условиях должно вести обоснованную, взвешенную налоговую политику.

Теоретические споры велись по вопросу о сущности налогов как о экономической категории, с объективным существованием и необходимостью которой все были согласны, сколько об роли в экономике.

В дореволюционной (до 1917 г.) России вопросами теории налогов занимались такие ученые-экономисты, как Н. Тургенев, В. Твердохлебов, И. Озеров, А.Тривус, А. Исаев, А. Соколов, труды которых представляют собой неоценимый вклад в теорию налогов. В основном их исследования были посвящены сущности налогов, их формам, видам, выполняемым им функциям. Многие их предложения и рекомендации использовались при проведении финансовых реформ и после революции 1917 г.

Однако при административно-командной системе хотя и использовалось нормативное распределение доходов и имущества субъектов экономических отношений, но как подтвердила историческая практика, советское государство не смогло обойтись без налогов. Целью проводившихся в это период теоретических исследований было обоснование сущности налогов как экономической категории, не соответствующей социалистическому государственному строю, произошла идеологизация налогообложения. Организации вносили в бюджет государства отчисления от прибыли, налог с оборота, платежи за производственные фонды, граждане уплачивали подоходный налог, квартплату за наем государственного помещения (квартиры) и другие различные сборы.

Начиная с 1991 г. в области налоговых отношений складываются благоприятные условия, способствующие применению в Российской Федерации теоретических разработок и передового практического опыта ведущих стран мира. Предпосылками для их появления стали переход экономики от командно-административной системы к рыночной системе хозяйствования, принятие ряда основополагающих законов по налогам и др.

Проведенные учеными экономистами, такими как Д.Г. Черник, Л.П. Павлова, А.З. Дадашев, С.Т. Шаталов и другими, исследования в области налогообложения за 15-летний период действия новой налоговой системы РФ (с 1992 по 2007 г.) показывают, что благодаря разработкам этих ученых осуществляется постоянное совершенствование налоговой системы. Многие положения теоретических разработок ученых были включены как основополагающие в Налоговый кодекс Российской Федерации.

Несмотря на успешные результаты теоретических исследований по налогообложению на практике остается много проблем, связанных с применением теоретических рекомендаций ученых-экономистов. Правительство РФ сталкивается с такими проблемами, как максимальное использование всех функций налогов; использование прямого и косвенного налогообложения; применение различных форм налогообложения (пропорционального, прогрессивного); сокращение числа объектов налогообложения; переложение налогов и т.д.

анализ кейнсианский теория налогообложение

1. Конституция Российской Федерации. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.constitution.ru

3. Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций/С.А. Бартенев. М.: Изд-во БЕК, 2001. - 352 с.

4. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе/ М. Блауг. - 4-е изд. - М.: Дело ЛТД, 2006. - 720 с.

5. Гуреев В.И. Налоговое право/В.И. Гуреев. - М.: Экономика, 2008. - 253 с.

6. Левина Л. Основы экономической теории и экономических учений/Л. Левина//Российский экономический журнал. - № 4. - С. 90-101.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Экономическая теория Д.М. Кейнса - концепция "Общей теории занятости, процента и денег". Становление кейнсианства как теоретической доктрины. Особенности развития нео- и посткейнсианской теории. Кейнсианская теория и практика во второй половине ХХ века.

курсовая работа [93,2 K], добавлен 30.03.2008

Методологические концепции английского экономиста Дж. М. Кейнса, его учение о безработице и государственном регулировании экономики. Основные положения труда "Общая теория занятости, процента и денег". Изучение кейнсианской теории на современном этапе.

курсовая работа [88,5 K], добавлен 06.12.2012

Инструментарий кейнсианской теории занятости. Роль инвестиций в экономической теории Кейнса. Альтернативные концепции государственного регулирования экономики. Взаимозависимость доход - потребление и доход – сбережения. Кривая спроса на инвестиции.

курсовая работа [465,5 K], добавлен 06.01.2011

Кейнсианская теория и практика государственного регулирования во второй половине XX века. Особенности развития нео- и посткейнсианской теорий. Основные положения "Общей теории занятости, процента, денег и деловых циклов". Причины инфляции и безработицы.

курсовая работа [77,3 K], добавлен 18.12.2016

Теория эффективности спроса. Кейсианское равновесие при неполной занятости. Основное уравнением кейнсианской теории. Теория занятости и безработицы. Цена и инфляция в теории Кейнса. Экономическая программа Кейнса.

реферат [21,5 K], добавлен 13.12.2002

Выдающийся вклад в развитие экономической теории вообще и теории налогов в частности внес английский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883-1946). Впоследствии учение Кейнса развили его последователи (А.Хансен - в США, Дж.Робинсон - в Великобритании, Х.Халлер и Ф.

Учение Кейнса, наиболее полно изложенное в его основном труде «Общая теория занятости, процента и денег» (1936), нельзя назвать собственно налоговой теорией. Это комплексная теория, в которой вопросы налогообложения исследуются в контексте гораздо более широкой проблемы анализа общего функционирования экономики и обоснования направлений макроэкономического государственного регулирования. Поэтому иначе теорию Кейнса называют комплексной теорией встроенного бюджетного регулятора.

Кейнс рассматривал вопросы государственного регулирования экономики на базе анализа макроэкономических величин (национальный доход, капитальные вложения, занятость, потребление, сбережения и т.д.) с точки зрения количественных закономерностей в соотношениях между ними. Основными задачами своих исследований Кейнс провозгласил поддержание эффективного спроса и полной занятости. Его экономическая программа включала: всемерное увеличение расходов государства, расширение общественных работ, инфляционную и циклическую налоговую политику, циклическое балансирование бюджета, ограничение роста зарплаты, регулирование занятости.

Центральная идея теории Кейнса, заключалась в том, что стихийное развитие рыночной экономики не является идеальной системой саморегулирования, механизм обратных связей которой обеспечивает полное и рациональное использование материальных и человеческих ресурсов, а также беспрепятственные условия непрерывного роста экономики. Отрицание у экономики способности стихийно обеспечивать наиболее полное и рациональное использование ресурсов - основной критерий, разделяющий экономистов кейнсианского направления от сторонников экономики свободного предпринимательства.

После приведенной общей характеристики концепции Кейнса остановимся на объекте нашего непосредственного интереса - кейнсианского учения о налогообложении.

Кейнс считал, что экономический рост зависит от денежных сбережений только в условиях полной занятости. Но ее практически невозможно достичь. В этих условиях большие сбережения тормозят экономический рост, так как они не направляются в производство и представляют собой пассивный источник дохода. Избежать негативные последствия можно изымая излишние сбережения посредством налогов. А для этого требуется государственное вмешательство, направленное на изъятие с помощью налогов доходов, помещенных в сбережения, и финансирование за счет этих средств инвестиций, а также текущих государственных расходов.

В кейнсианской теории налогов важное место занимают вопросы подоходного обложения. Кейнс настаивал на прогрессивном обложении доходов. По его мнению, излишние сбережения возможно и необходимо изымать при помощи налогов. Он утверждал, что роль подоходного налога, особенно когда им устанавливается дискриминация в отношении «незаработанных» доходов, налога на прибыль от капитала, налога с наследств и т. п. не меньше, чем роль нормы процента.

Кейнс был сторонником прогрессивности в налогообложении и по другой причине: прогрессивная налоговая система, по его мнению, стимулирует принятие риска производителя относительно капитальных вложений.

Настаивая на особом месте налогов в регулировании пропорций воспроизводства, Кейнс называл налоги «встроенными механизмами гибкости». Исследуя значение налогов как регулятора экономики, он отмечал позитивное влияние относительно высоких налогов, аргументируя это тем, что снижение их ставок ведет к сокращению бюджетных доходов, что порождает экономическую неустойчивость. Прогрессивные ставки налогов оказывают оздоравливающее влияние на бюджет, через него и на общую экономическую сбалансированность.

Проблемы с реализацией товаров, рост безработицы, относительный избыток капитала (ни что иное как невозможность полного использование имеющихся производственных мощностей) складываются как следствие колебаний в «эффективном спросе». Низкий потребительский спрос - это результат «основного психологического закона»: индивидуум «склонен к сбережению». Следствием этого является падение спроса на производимые товары, что в свою очередь влечет сокращение их производства.

Налоги, выполняя функции встроенного стабилизатора сглаживают этот процесс: при подъеме экономики налогооблагаемые доходы растут медленнее, чем сами налоги, стало быть и бюджет; при спаде - напротив, они уменьшаются быстрее, чем снижаются доходы. В результате стабилизируется социальная обстановка. Иными словами, бюджетные поступления зависят не только от уровня ставок налогов, но и связаны с изменениями величины прогрессивно облагаемых доходов. Причем эти колебания носят автоматический характер. При этом амплитуда колебаний налоговых поступлений превышает уровень колебаний доходов.

Проще говоря, государство, будучи заинтересовано в ликвидации приведенных выше негативных последствий, прибегает к методам активного регулирования экономическими процессами, в том числе посредством увеличения или, напротив, уменьшения налогового бремени через налоговые ставки и налоговые льготы. Это приводит к возрастанию платежеспособного спроса населения и устранению тем самым дисбаланса между спросом и предложением (объемом производства). Государство восполняет недостающий спрос населения увеличивая свой собственный спрос (свои расходы) за счет налогов. Одновременно происходит стимулирование различными средствами роста инвестиций частного сектора.

Спрос со стороны государства, обеспеченный налогами и государственными займами, должен по Кейнсу мультиплицировать (умножать) производство, обмен и занятость.

Государство на каждом цикле экономического развития прибегает к различным приемам реагирования. Так, при подъеме экономики оно увеличивает налоги, изымая излишние деньги из обращения и оберегая тем самым экономику от перепроизводства. При экономическом спаде, напротив, налоговое бремя уменьшают; в результате - повышается платежеспособный спрос населения и возрастают инвестиционные возможности компаний, а это неизбежно приводит к разрешению кризиса и подъему экономики.

В рамках кейнсианского учения налогообложению отводится роль не только канала поступления средств от населения и компаний в бюджет, но и роль инструмента, используемого государством для целенаправленного регулирования нормы потребления, накопления и формирования оптимальной структуры воспроизводства.

Кейнс и его последователи обосновывали проведение жесткой налоговой политики, имеющую целью через жесткий режим обложения по отношению к крупным доходам и наследствам и льготного обложения низких доходов, мотивировать склонность к сбережениям. Они считали, что это одновременно экономически целесообразно и справедливо с социальной точки зрения, поскольку устраняет несправедливое распределение богатства и доходов и одновременно благоприятствует росту капитала. Хрестоматийным стал тезис кейнсианства: «Если налоговая политика преднамеренно используется в качестве инструмента, с помощью которого должно быть достигнуто более справедливое распределение доходов, она будет, конечно, оказывать еще более сильное влияние на увеличение склонности к потреблению».

Практическое использование кейнсианских рекомендаций приводило в некоторых странах Запада к положительным результатам. Так, в частности, произошло на родине самого основоположника учения - в Великобритании накануне второй мировой войны, когда все силы государства были мобилизованы на развитие военного промышленного производства.

Мир основан на том, что в нем ничто не вечно.

Однако, возникнув как некий заказ в одних исторических условиях, оно неизбежно должно было уйти, как только изменился характер экономических отношений. Кейнсианство разрешило многие проблемы Великой депрессии, периода, когда наличествующие ресурсы использовались крайне слабо и непродуктивно, и существовала возможность для искусственного увеличения совокупного спроса. Рекомендации этой теории были довольно успешно использованы президентом США Рузвельтом для нейтрализации последствий Великой депрессии, а также в послевоенный период. Кейнсианские рецепты приносили оздоровление в условиях стагнации, когда производство почти не росло. Государственная политика, основанная на этих предписаниях имела результаты текущего характера (успешно преодолевали безработицу, недогрузку производственных мощностей и др.), ибо все модели в рамках кейнсианской концепции были моделями статичными, объяснявшими и дававшими рекомендации в границах краткосрочного периода.

Положительный эффект использования на практике кейнсианства достигался далеко не всегда и не везде. Ограниченность этой концепции обнаружилась вскоре. Политика государства на достижение эффективного спроса путем прямого вмешательства в хозяйственную жизнь перестала отвечать требованиям экономического развития. Среди причин этого фиаско обычно указывают на следующее: •

на хронический характер инфляции, вызванной превышением спроса над предложением.

на развитие в современном мире интеграционных процессов

и, соответственно, на серьезную зависимости национальной экономики от внешнего рынка. Как следствие, эффект государственного стимулирования спроса нередко перемещался за границу, собственная же экономика не получала от этой политики намечаемого результата.

Итак, в 1970-х годах кейнсианство пережило серьезный кризис, уступив передовые позиции сторонникам обновленной неоклассической доктрины (концепции монетаризма, теории рациональных ожиданий, теории предложения и т.д.), которые вновь главное внимание обратили на поддержание автоматизма рынка, свободу частного предпринимательства. В то же время на смену ортодоксальному кейнсианству пришли разработки новых версий кейнсианства, образовавшие не- окейнсианское направление экономической мысли.

Завершая рассмотрение кейнсианской доктрины налогообложения, отметим следующее. Ранее, характеризуя классическую теория, мы привели ее постулат: «Меньше государства - меньше налогов». Кейнсианство же основывалось на противоположном посылке: «Сильное государство, активно использующее налоги как средство воздействия на экономику, - сильная и развивающаяся экономика». Заметим также, что кейнсианские теории применяются в той модели рыночной экономики, которую, как мы ранее отмечали, принято называть «социальноориентированная модель».

Великая депрессия, охватившая в 1929-1933 годах экономику США и других промышленно развитых стран, потребовала иначе взглянуть на, казалось бы, неисчерпаемые возможности рыночного механизма.

В кейнсианской теории практически не содержится рекомендаций в отношении использования конкретных налогов, ставок, льгот и т.д. Но это нисколько не уменьшает значимости разработанной им теории для налогообложения. Сформулированные Кейнсом методологические положения стали теоретической основой налогово-бюджетной политики ряда государств на протяжении четырех десятилетий.

Чрезвычайно важным с точки зрения теории налогообложения является разработанное Кейнсом положение о том, что любое приращение дохода – это сумма прироста потребления и сбережений, причем последние, т.е. сбережения, с ростом дохода начинают доминировать и играть все большую роль в распределении получаемого дохода.

Инвестиции и те сбережения, которыми располагают экономические агенты – фирмы и граждане, – как это было открыто Кейнсом, по своей сути являются функциями разных аргументов. Сбережения зависят в первую очередь от получаемого дохода, а инвестиции во многом зависят от процентной ставки. При этом полезно вспомнить, что именно доходы являются объектом налогообложения, но снижая налоги на доходы, мы ожидаем, что возрастет поток инвестиций. Так ли это? Ведь по Кейнсу инвестиции будут зависеть от уровня их доходности, т.е. процентной ставки.

В процессе анализа причин, вызвавших кризис, и поиска путей выхода из него, Дж.М. Кейнс оперирует новыми экономическими категориями и показателями, позволяющими анализировать происходящие процессы на макроэкономическом уровне.

Экономический анализ, проведенный одновременно на макро- и микроуровнях, исследование взаимосвязи товарного и денежного рынков позволили Кейнсу сформулировать основные направления и методы государственного воздействия на экономику:

Налогово-бюджетная политика, предполагает манипулирование налогами, формирующими доходную часть бюджета, и государственными расходами.

Увеличение государственных расходов (а именно эта мера предусматривается кейнсианской теорией для обеспечения полной занятости и экономического роста) при снижении налоговых поступлений при прочих равных условиях приводит к инфляции. Налоги, оказывают непосредственное влияние на цены товаров и услуг, усугубляя инфляционные процессы, спровоцированные ростом государственных расходов и эмиссией денег. Поэтому разработка налоговой политики не может осуществляться изолированно от денежного рынка и используемых государством мер для его регулирования.

Дж.М. Кейнс предполагал, что меры государственного регулирования экономики используются скорее эпизодически, чем регулярно, в основном в период проявления кризисных явлений. Однако, стимулирующее, мультиплицирующее воздействие роста государственных расходов вызвало такой интерес в экономической теории и на практике, что в экономической науке стало развиваться новое направление в учении Кейнса, получившее название неокейнсианства (Р. Харрод, Э. Хансен и др.).

Неокейнсианцы рассматривали государственное регулирование не как эпизодическое вмешательство в работу рыночных механизмов, а как постоянный и все возрастающий фактор устойчивого экономического роста. Постоянный рост совокупного спроса за счет возрастания государственных расходов и частных инвестиций превратился в ведущее направление экономической политики в развитых странах в период после второй мировой войны.

Господство неокейнсианских идей продолжалось в теории и на практике вплоть до конца семидесятых годов ХХ века, пока одновременный рост инфляции и безработицы в развитых странах не заставил усомниться, что с инфляцией можно бороться расширением числа рабочих мест и сокращением безработицы.

Макроэкономическое равновесие – точка пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения. Рост может обеспечиваться за счет не только факторов совокупного спроса, но и факторов, воздействующих на совокупное предложение.

Высокие налоговые ставки, по мнению теоретиков экономики предложения, оказывают подавляющее воздействие на экономическую активность и, в конечном итоге, вызывают спад производства, низкий уровень сбережений. Низкие предельные налоговые ставки – это мощное средство активизации хозяйственной деятельности и долгосрочного экономического роста.

В большинстве стран с развитой рыночной экономикой центральное правительство вынуждено балансировать. Если в качестве приоритетной цели является увеличение доходов государственного бюджета и сокращение его дефицита, налоговое бремя повышается в ущерб экономическому росту, снижая возможности предложения факторов производства и деловую активность. Таким образом, выигрыш в настоящем может обернуться проблемами в будущем.

В случае, когда государственная политика направлена на экономический подъем посредством ослабления налогового бремени, бюджет страны теряет часть доходов, что отрицательно сказывается на реализации социальных целей государства. Однако ожидаемый в будущем рост производства может расширить налоговую базу и доходы, недополучаемые бюджетом, будут с лихвой компенсированы. Общий объем налоговых поступлений может возрасти.

Американский экономист А. Лаффер предложил некую гипотетическую кривую, позднее названную его именем. Некоторые говорят о кривой Лаффера как иллюстрации параболической зависимости заинтересованности предприятия в расширении производства от ставки налога в координатной плоскости «ставка налога на доход – стимул к росту производства». Существуют и другого рода интерпретации этой зависимости.

Указанные варианты интерпретации отражают взгляды сторонников теории экономики предложения, которая лежит в основе предположений, высказанных А. Лаффером. Согласно взглядам сторонников этой теории, в период спада целесообразно снижение налоговых ставок, так как это будет способствовать росту предложения факторов производства (труда, земли, капитала) и, следовательно, выходу экономики из кризисного состояния.

Предельно допустимая ставка налоговых изъятий, по мнению А. Лаффера, не должна превышать 30% суммы дохода. Превышение этого уровня (до 40-50%) снижает заинтересованность в предпринимательстве, тормозит инвестиционную активность (заметим, однако, что выводы экономиста не подтверждаются фискальной практикой скандинавских стран, где уровень налогового бремени достигает 50% и более.

Кривая Лаффера стала научно-идейным обоснованием налоговой реформы США 80-х годов, проводимой администрацией Р. Рейгана с целью сокращения бюджетного дефицита, унаследованного от правления президента Дж. Картера.

В США были приведены две реформы в налоговом законодательстве (в 1981 и 1986 гг.), в соответствии с которыми максимальная ставка индивидуального подоходного налога была снижена поэтапно с 70% в 1980 г. до 50% в 1981-1984 гг. и до 28% к 1988 г. Такой шаг можно охарактеризовать более чем радикальный, учитывая, что в структуре доходов федерального бюджета США 80-х годов доля поступлений от индивидуального подоходного налога составляла примерно 45%.

Исторически налоговые реформы Рейгана не достигли поставленных целей, концепции Лаффера не удалось подтвердить свою работоспособность. В США в 80-е годы росла бюджетная несбалансированность, на фоне которой был резко (почти в два раза за пять лет) увеличен военный бюджет. Администрации Р. Рейгана не удалось сократить в запланированных объемах и социальные расходы. В результате спустя 10 лет после кумулятивного нарастания относительных и абсолютных объемов дефицитного финансирования, администрация президента Дж. Буша (старшего) летом 1990 г. была вынуждена пойти на повышение предельных ставок подоходного налога и налога на прибыль корпораций.

Читайте также: