Увеличение добычи нефти рост акцизов на бензин начало сезона

Опубликовано: 15.05.2024

В России продолжается рост цен на топливо. С начала 2021 года бензин в стране подорожал более чем на 3%. В отчете за 2020 год Счетная палата России сообщила о существовании рисков повторения ситуации весны 2018 года, когда правительству пришлось идти на экстренные меры, чтобы сдержать рост цен на топливо и остановить протесты в регионах.
В интервью Anews директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин объясняет, почему цены на топливо все время растут, из чего складывается цена, и почему заправкам, несмотря на дорогой бензин, приходится работать себе в убыток.
Текст представляет собой резюме видеоинтервью. Полную версию смотрите ниже.

О том, почему цены на бензин все время растут

На самом деле бензин подорожал уже больше чем на 3%. Началось всё с того, что подорожала нефть, при этом она подорожала не просто в долларах, она подорожала ещё и в рублях. Рубль не укрепился, доллар не снизился, и получается, что баррель нефти стал стоит около пяти тысяч рублей. А это означает, что поставлять нефтепродукты за рубеж стало выгоднее, чем продавать их внутри страны.
Что делают нормальные производитель нефтепродуктов? Естественно, продают всё это больше за рубеж. Поэтому с внутреннего рынка товарные запасы бензина уходят за рубеж, внутри страны топлива остаётся меньше, и всё это толкает стоимость вверх. Это не дефицит, а классический способ спроса и предложения: чем меньше предложения при стабильно высоком спросе, тем цена выше. Это мы видели и в начале года, в январе, видели и в конце прошлого года, когда тоже было повышение стоимости нефти, и видели сейчас в феврале-марте. Причины одни и те же.
Если бы сейчас не было сдерживающих механизмов, то, наверное, цена по отдельным маркам бензина была бы процентов на десять дороже, чем сейчас. Но есть правительственные механизмы, которые были созданы ещё несколько лет назад, после кризиса 2018 года. Вот они и позволяют сдерживать рост стоимости топлива.

Почему бензин не дешевеет, когда падает цена на нефть?

Дело в том, что доля сырой нефти в стоимости бензина - около 10%. А около 70% - различные налоги: акцизы, налог на добычу полезных ископаемых и так далее. Налоги – это основная часть. И если мы вспомним 2018 год, когда топливо росло на рубль, на два, то правительство экстренно снизило акцизы, и топливо перестало расти. Потом, в течение нескольких месяцев, не поднимало акцизы на топливо. Тем самым правительство сдержало рост цен. Плюс были ещё соглашения с нефтяными компаниями. То есть налоговая составляющая и определяет текущую стоимость.
В этом году акциз вырос на 4%. Это осознанная политика государства, потому что это понятный налог, который понятно администрируют. Заправляетесь и с каждого литра вы платите налоги, которые автоматически через кассовые аппараты идут напрямую в казну. Это так называемые косвенные налоги: табак, алкоголь, бензин. Они очень просто администрируются, потому что у них есть очень хорошо налаженная система учёта.
Никто не будет отменять, потому что эти налоги наполняют бюджет. Наполняют, в первую очередь, дорожные фонды, которые питаются за счёт этих налогов. Ремонты дорог происходят за счёт того, что автолюбители покупают топливо, в котором есть стоимость ремонта дорог, в том числе. Без этих налогов не будет хоть какого-то ремонта дорог. Можно много говорить о том, что они плохо ремонтируются. В том числе акцизы тоже очень важны для того, чтобы были хоть какие-то деньги на ремонт. Без них было бы ещё хуже.

«Многие думают, что владельцы АЗС шикуют»

Кстати, пока последние месяцы идёт рост стоимости топлива, особенно на оптовом рынке, ведь розничные АЗС покупают топливо на оптовом рынке, так вот за счёт того, что цена растёт слишком высоко, и не на 3%, а на 10%-15%, маржи между оптовой и розничной ценой практически уже не существует.
Некоторые АЗС работают с отрицательной динамикой. Они наверстают летом, когда будет больше спрос. Но это не какая-то колоссальная величина, хотя многие думают, что владельцы АЗС шикуют и мультимиллионеры. Нет. Некоторые периоды времени они даже субсидируют, и если бы не продажа всяких напитков, чипсов… Порой сектор с сопутствующими товарами вытягивает АЗС, чтобы она просто не разорилась.

«Мы можем рассчитывать только на то, что топливо будет расти»

У нас такая модель ценообразования, что именно налоговая составляющая определяет стоимость топлива. Были периоды, когда снижалась стоимость. Но если мы посмотрим за всю историю с нулевых годов, то снижение всегда происходило на какие-то копейки. Никогда не было такого, чтобы мы видели снижение на рубль или полтора. Да, на какие-то 5-10 копеек цена падала, но не на рубли. Поэтому мы можем рассчитывать только на то, что топливо будет расти в пределах инфляции, о чём нам и говорит правительство.
Оно [правительство] ввело механизм, который регулирует маржу между внешним рынком и внутренним. Условно, представим, что 92-й бензин сейчас стоит 45 рублей за литр. А если бы не было определённых механизмов, то он бы стоил, в соответствии с внешним рынком, под 50 рублей. [Это делается]чтобы не продавали за рубеж. За рубежом, учитывая всю логистику, такой же 92-й бензин можно продать за 50 рублей.
Так вот, чтобы весь бензин туда не ушёл, государство доплачивает разницу между внешней и внутренней ценой. Так называемый демпфер или обратный акциз. Доплачивает, конечно, не полным рублём, а какой-то процент. Поэтому у нас рост идёт в рознице, но не как на оптовом рынке, там по 10%-15%. То есть вот эти 3% роста в рознице - это недоплата нефтяным компаниям. И с первого мая правительство решило ввести механизм, который бы увеличил доплату нефтяным компаниям, чтобы те были более стимулированы оставлять большее количество топлива в стране.

Почему солярка стоит почти как бензин?

Потому что с точки зрения затрат - всё тоже самое. Да, технология там несколько другая, но с точки зрения стоимости создания солярки, цена такая же, как и у бензина. Различается только по стоимости класс бензина, потому что где-то нужна большая очистка, добавлять более дорогие ингредиенты. У премиальных сортов бензина тоже есть добавки, литр такого бензина будет стоить дороже.

О том, почему государство не будет снижать стоимость топлива

У государства нет политики по снижению цен на топливо. У государства есть политика, чтобы цены на топливо росли не выше инфляции. Это аксиома, которую задаёт правительство. А чтобы снижать цены на топливо, нужно или снижать налоги, что невозможно, ведь никто не заменит компенсирующими доходами, либо должна быть жёсткая конкуренция.
Прошлый год показал, в прошлом году стоимость топлива снижалась. Что делало правительство? Чтобы не допустить сильного снижения стоимости топлива, запретили импорт топлива из Китая на Дальнем Востоке. Потому что дешёвое китайское топливо могло обрушить котировки и поставить в невыгодное положение наших производителей. Запретили импорт, и топливо на Дальнем Востоке снизилось не так, как могло. У государства нет задач по снижению цен на топливо, а есть задача, чтобы оно не сильно росло.

На сколько лет хватит российской нефти?

При данной системе налогообложения, при той стоимости, которую мы сейчас имеем, порядка $60-70 за баррель, это порядка 19 лет. На самом деле всё меняется каждый год. Если бы цена была, скажем, $120 за баррель, то нефти бы хватило на гораздо больший срок. Нефти в земле очень много, и есть такая теория, что нефть - это возобновляемый ресурс. Но добывать нефть в отдельных регионах мира просто экономически невыгодно. В том числе, в России есть огромные пласты нефти, но добывать её очень дорого, и текущая цена не покроет добычу, поэтому эта нефть останется лежать в закромах природы.
Но и другая теория есть, что количество потребления нефти со временем будет уменьшаться. Даже по прогнозам Министерства энергетики России, 10-15 лет будет продолжаться текущий уровень потребления нефти, а потом мы увидим снижение. Соответственно, столько и российской нефти не будет требоваться.
По развитым странам, я считаю, что пик потребления прошёл в 2019 году. Пандемия расставила свои точки, плюс сейчас покупается всё больше электромобилей. И грузовики начинают производиться на электрической тяге, водородные автобусы и локомотивы уже существуют.

Россия в мире зеленой энергетики

У нас есть стратегия, и в этом году должна быть принята водородная стратегия, в которой постулируется, что мы можем занять аж до 25% мирового рынка водорода после 30-х годов. Но тут вопрос, как считать, каков объём этого рынка будет и каков будет водород? Потому что он бывает, условно говоря, более чистый или более грязный, есть разделение на зелёный и серый водород.
Масса нюансов, поэтому сейчас нам нужно определяться, что мы будем продавать в ближайшие 10 лет. Потому что это окно возможностей и по углю, по которому вообще происходит закрытие станций, и потребление его снизиться ещё быстрее, чем нефти. А зелёная повестка есть у всех. Китай, например, к 2060 году должен стать полностью углеродно-нейтральным.
Да, развивающиеся страны пару десятилетий ещё будут наращивать потребление, но не все. Африка, Индия, Китай ещё наращивают объёмы потребления энергоресурсов. Но есть определённый максимум, на котором они остановятся. Китай сейчас будет больше всех в мире зелёной генерации, причём больше всего мира вместе взятого. И всё идёт к этому, поэтому через несколько десятилетий у Китая зелёная энергосистема будет больше, чем вся наша вместе взятая. Это то, к чему мы идём, и это некоторое ограничение нашего развития.

Сколько будет стоить бензин к концу 2021 года?

Мы берём цифры в среднем по стране, потому что в некоторых регионах цены могут отличаться, особенно Дальний Восток, где постоянная кризисная ситуация и монополисты. В среднем, я думаю, мы уложимся в пределы инфляции, правда, в этом году она будет явно выше 5%.
Поэтому если посмотреть по 95 бензину, особенно по премиальным его сортам, мы видим уже 50 рублей в среднем по АЗС в Москве. По более простым сортам 95 - 49 рублей и ниже. В районе 50 рублей за литр 95 мы увидим в конце года.
Мы, конечно, большую часть роста прошли, 1 мая заработают дополнительные стимулирующие меры, будет продаваться больший объём топлива на оптовой бирже. Механизм разницы между внешней и внутренней ценой будут лучше компенсировать нефтяным компаниям, чтобы они больше топлива оставляли внутри страны. Но задача стоит - именно сохранить темпы роста цен на бензин в районе инфляции.

«Налоговый маневр» может довести Россию до европейских цен на АЗС

Чем ближе начало нового, 2019 года, тем больше аналитиков и просто неглупых людей начинают опасаться скачка цен на топливо — похлеще того, который произошел прошлой весной. Тогда горючее на АЗС подорожало, в среднем, на 8%, а сейчас цены могут взлететь намного выше.

«Налоговый маневр» может довести Россию до европейских цен на АЗС

Нынешней осенью, в отличие от весны-2018, даже Счетная палата нашла необходимым официально сообщить о своих опасениях по поводу грядущего повышения цен — в своем заключении на проект федерального бюджета на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов. Уже после этого заявления правительство собрало представителей нефтекомпаний на очередное совещание по ситуации на внутреннем рынке автотоплива. Прорывных решений по итогам принято не было. Вице-премьер Дмитрий Козак признал, что ситуация неустойчивая, но правительству удается удерживать ее под контролем. Обсуждает правительство и дополнительные меры стабилизации ситуации, но решение еще окончательно не выработано, сказал Козак. На поиск выхода из ситуации остается не так уж много времени. Уже через два месяца может произойти скачок цен на АЗС, и причиной этому будут не только внешние факторы, а еще и те решения, которые ранее приняло правительство.

Дело в том, что 1 января 2019 года власти намерены поднять акцизы на бензин с 8 213 до 12 374 рублей за тонну, на дизельное топливо — с 5 665 до 8 541 рубля за тонну — практически в полтора раза. Сейчас в цене литра бензина доля налогов, включая акцизы, составляет порядка 65%, а с 2019 года государство будет получать уже около 71%. Разумеется, этот рост немедленно «перельется» в ценники на АЗС. Столь резкий подъем акциза — «отрыжка» весеннего скачка стоимости топлива. Тогда правительство, пытаясь «в ручном режиме» остановить стремительный рост его розничных цен, уменьшило величину этого вида сборов и отменило планировавшийся ранее на начало лета очередной его подъем. В результате цены на топливо тогда практически перестали расти и находятся примерно на том же уровне по сей день — с минимальными колебаниями вверх-вниз.

Но, скорее всего, эти экономические методы никак не исправили бы ситуацию, если б параллельно власти не применили (в очередной раз) «ручное управление» — весной представителей крупнейших нефтяных компаний страны не раз созывали на совещания с вице-премьерами и, видимо, требовали «не раскачивать лодку» российской экономики своим повышением розничных цен на топливо. Ведь стоимость бензина и дизеля заложена в стоимость каждого батона хлеба в магазине, не говоря уж о прочих товарах и услугах. Таким образом, ручной метод управления нефтяной отраслью сработал в очередной раз.

Но с 1 января 2019 года власти собираются отыграться по полной программе — выполнить все свои прежние намерения в смысле наращивания величины акциза на топливо. В общем, очередной скачок цен на бензин запланирован и, скорее всего, состоится.

— Мне кажется, что нужно было бы правительству поступиться своими интересами немного и отказаться полностью от акциза на бензин и дизельное топливо. Тогда рынок восстановит свою ликвидность и будет работать по обычным рыночным механизмам. Соответственно, и оптовые цены перестанут расти так, как они растут сейчас, ситуация должна успокоиться, — считает советник председателя Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев.

Заметим, что руководитель Счетной палаты Алексей Кудрин пообещал уже, что правительство попытается как-то смягчить рост цен на топливо:

— У нас повышение акцизов может повысить цены. Но, насколько я понимаю, правительство сейчас думает над тем, как смягчить такой рост,— заявил по этому поводу он пару дней назад прессе.

Экономист Никита Кричевский подсчитал, что только за этот год с учетом того, что цены на нефть сильно не снижаются и не собираются снижаться в обозримой перспективе, только за один год правительство может дополнительно получить от налогового маневра порядка 3 трлн рублей. «Вот говорят, бюджет захлебывается от денег. И одновременно мы сталкиваемся с тем, что увеличиваются акцизы, а что такое увеличение акциза? Это прямой рикошет на все розничные цены», — сказал эксперт.

Суть этого «маневра» сводится к следующему: чиновники решили, что будет гораздо удобней собирать деньги с нефтяной отрасли, если повысить налог на добычу полезных ископаемых. А взамен за несколько лет надо убрать все пошлины на экспорт нефтепродуктов. По сути, нефтяные компании поставили в положение: «за выкачанную нефть — плати, а потом продавай бензин куда хочешь и как хочешь». Денег в бюджет подобная схема, вроде как, стала приносить больше, чем существовавшая раньше. Но «внезапно» для ее идеологов обнаружился замечательный нюанс: бензин на АЗС в Европе (ну кто бы мог такое предположить, правда же?!), оказывается, продается в разы дороже, чем в России!

Не вдаваясь в дебри коллизии биржевых оптовых цен на топливо, скажем, что у нас сейчас литр АИ-95 стоит около 45 рублей за литр. А в европейских странах, в пересчете на наши деньги — 100–120 рублей за литр. Не нужно иметь вообще никакого образования, чтобы немедленно сообразить: российским нефтяникам продавать бензин и дизтопливо в Европе гораздо выгоднее, чем на Родине. А тут еще курс рубля упал ниже 75 за доллар. За это отдельное спасибо санкциям заокеанских «партнеров» и родному Центробанку, миллиардами долларов скупающему валюту с отечественного рынка. Параллельно нефть в мире неуклонно прет к 80 долларам за баррель — соответственно, взвинчивая цены и на продуты ее переработки, в том числе и на бензин. То есть, экспорт того же бензина в пересчет на рубли становится просто баснословно прибыльным.

В такой ситуации любой вменяемый человек, оказавшись на месте топ-менеджмента нефтяной компании, будет стараться всеми правдами и неправдами гнать бензин и дизтопливо за рубеж, а не на внутренний рынок.

При этом государственные нефтекомпании исполняют обязательства по поставкам топлива на российский внутренний рынок, но частным никто запретить не может. В погоне за прибылью отправляют они на экспорт максимум топлива, что производят. По данным ЦДУ ТЭК, наименьшая доля экспорта от общего объема производства бензинов у «Роснефти» — 2,6% (это поставки топлива по долгосрочным контрактам со странами ближнего зарубежья, а также в рамках межправительственных соглашений).

В то же время с начала года существенно выросли экспортные поставки у «Лукойла» на 67% и «Газпрома» (с учетом «Газпром нефтехим Салават») на 52% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Кроме того, со второго квартала 2018 года на экспорт бензин «Евро-5» стали поставлять «Сургутнефтегаз» и Антипинский НПЗ, принадлежащий компании «Новый Поток».

И остановить этот процесс естественным путем может только выравнивание розничных цен на российских АЗС и европейских — то есть, когда в России литр бензина будет стоить не менее 100 рублей. Правда, при этом половина автопарка, скорее всего, встанет на прикол и продукты в магазинах хором и резко подорожают. Про «безумную радость» по этому поводу миллионов автовладельцев и пенсионеров можно и не упоминать. Чтобы в принципе не допустить ничего подобного, нужно было не много: всего лишь не заваривать этот «улучшайзинг» налогообложения нефтяной отрасли. Или хотя бы попытаться заранее увидеть его последствия не только у себя под носом.

Но это все лирика, что сделано (а верней — «как сделано») — то сделано, и сейчас придется как-то выходить из сложившейся ситуации. На самом деле никаких «биномов Ньютона» тут нет, все более чем прозрачно. Чтобы остановить запущенный российскими экономическими властями маховик роста внутрироссийских цен на бензин до уровня европейских, у правительства имеются все инструменты. Среди них можно назвать отказ от дальнейшего увеличения акцизов на топливо, сокращение размеров налога на добычу полезных ископаемых, то есть нефти, и увеличение экспортных пошлин. Все эти меры вполне реализуемы при нынешнем, профицитном бюджете. Зачем увеличивать акцизы и подстегивать рост цен на АЗС, если доходы государства превышают расходы?

«У нас одновременно поднимается сразу три вида налогов, которые точно входят в цену бензина, и правительство, похоже, стремится отвлечь внимание населения от этого при помощи обвинений в адрес нефтяников», — сказал Рустам Танкаев. Он добавил, что налоговая нагрузка на нефтяные компании в России — самая высокая в мире, и при такой налоговой нагрузке говорить о том, что компании повышают цены ради получения сверхприбылей, никак нельзя.

Время идет, а с российского экономического Олимпа о разработке эффективных мер по сдерживанию роста цен на автотопливо пока ничего вразумительного не слыхать. Только традиционные мантры чиновников, что бензин, скорее всего, «подорожает, но не выше размера инфляции». Перед весенним скачком цен те же самые «ответственные пиджаки» выражались примерно в том же духе. Придется ждать 1 января 2019 года, лелея слабую надежду, что не станем свидетелями очередного судорожного акта «ручного управления отраслью».


Фото Gleb Garanich / Reuters
Фото Gleb Garanich / Reuters

На этой неделе премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил профильным министерствам подготовить документы по налоговому маневру в нефтяной отрасли. Завершить этот маневр правительство планирует к 2024 году.

В обмен на повышение налога на добычу природных ископаемых (НДПИ) в течение шести ближайших лет экспортные пошлины на нефть с нынешних 30% будут ежегодно сокращаться на 5 процентных пунктов. При этом участники отрасли смогут воспользоваться обратным акцизом: при поставке нефти на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) компании будут выставлять акциз, который НПЗ будут уплачивать в бюджет, а после этого получать налоговый вычет.

Налог на добычу платят все участники отрасли вне зависимости от объемов экспорта, поэтому такой компромисс позволит правительству расширить фискальную базу. Компаниям он поможет поддержать на плаву нефтепереработку, рентабельность которой уменьшится из-за снижения пошлин, к которым привязана стоимость закупки сырья для НПЗ.

Обратный акциз также должен будет компенсировать переработчикам ликвидацию таможенной субсидии. Сегодня она образуется из-за разницы между более высокими пошлинами на нефть и более низкими на нефтепродукты. Согласно оценке Минфина, в 2017 году таможенная субсидия только для НПЗ составила 600 млрд рублей. В случае ее изъятия у компаний будет меньше возможностей зарабатывать на экспорте нефтепродуктов с низкой добавленной стоимостью.

Это видно на примере мазута, пошлины на который с 2017 года уравняли с пошлинами на экспорт нефти. Как следствие, по итогам прошлого года экспорт мазута снизился на 6,1%, до 39,5 млн тонн, подсчитали в Центральном диспетчерском управлении топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК).

Как Россия экспериментирует с налогами

В случае введения обратный акциз станет очередным компромиссом, на который пойдет правительство в попытках отрегулировать налогообложение нефтяной отрасли. В последнее время подобных компромиссов было немало.

К примеру, в октябре Минфин согласился снизить для «Роснефти» отчисления по НДПИ с нефти высокообводненного Самотлорского месторождения — в течение десяти лет компания будет ежегодно получать вычет на 35 млрд рублей. Льготы для собственных обводненных месторождений просили также «Лукойл», «Газпромнефть» и «Сургутнефтегаз». Минфин ответил им отказом, однако эти компании примут участие в пилотном проекте по внедрению налога на добавленный доход (НДД), законопроект о котором в апреле в первом чтении приняла Дума.

В отличие от НДПИ налог на добавленный доход будет взиматься не с количества добытой нефти, а с доходов от ее продажи за вычетом расходов на добычу и транспортировку. Это призвано позволить адаптировать налоговую нагрузку к рентабельности добычи на том или ином месторождении без применения точечных налоговых льгот. Тем самым применение НДД должно будет упростить налогообложение нефтедобычи, в структуре которой доля льготируемых месторождений, по подсчетам VYGON Consulting, увеличилась с 1% в 2006 году до 39,5% в 2016-м (до 197,9 млн тонн без учета добычи, ведущейся в рамках соглашений о разделе продукции).

Однако на практике это приведет к сосуществованию двух налоговых режимов, один из которых влечет риски для устойчивости государственных финансов. При администрировании налога на добавленный доход регуляторы могут столкнуться со стремлением компаний раздувать издержки, занижая тем самым прибыль, модифицированным налогом на которую и является НДД.

С таким риском еще в восьмидесятые и девяностые годы прошлого века столкнулись налоговые органы стран, ведущих нефтедобычу в Северном море, в частности Великобритании. Там процесс получил название Gold plating — в наиболее близком приближении это можно перевести как «экономия на налогах».

Нивелировать новый риск может лишь усиленный контроль со стороны акционеров. В в России он ослаблен даже в случае госкомпаний — «Роснефти», которую правительство не может заставить платить дивиденды напрямую в бюджет, и «Газпромнефти», которая по итогам 2017 года направит на дивиденды 28,1% чистой прибыли по МСФО (71,1 млрд рублей), а не 50%, как того требует Минфин. Поэтому регуляторам придется не один раз взвесить все «за» и «против», прежде чем увеличивать зону применения НДД. Согласно последним планам Минэнерго, этот налог должен действовать на участках, в 2016 году обеспечивших 2,7% добычи (14,7 млн из 547,3 млн тонн).

Дилемма плавающих акцизов

На вынужденные налоговые компромиссы регуляторы идут и в отношении нефтепереработки. В конце мая правительство согласилось снизить акцизы на бензин и дизель 5-го класса на 3000 и 2000 рублей соответственно (до 8 213 и 5 665 рублей). Одновременно правительство отказалось от их планового повышения с 1 июля.

Такое решение приняли спустя неделю после того, как замминистра финансов Илья Трунин публично выразил несогласие с инициативой ввести плавающие акцизы на бензин, которую озвучил руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев. В середине мая он предложил привязать топливные акцизы к ценам на нефть, в зависимости от которых сейчас варьируются ставки НДПИ и экспортных пошлин.

Идею плавающих акцизов поддержало Минэнерго, однако Минфин выступил категорически против: их внедрение обернулось бы нестабильностью акцизных сборов, 57,1% которых сейчас поступает в региональные бюджеты, а 42,9% — в федеральный.

Однако сразу за этим последовало снижение акцизов. Из-за которого консолидированный бюджет в нынешнем году, по оценке министра финансов Антона Силуанова, недополучит 140 млрд рублей. Выпадающие доходы регионов Минфин собирается компенсировать за счет передачи им 85% сборов по акцизам на нефтепродукты. Однако такой порядок будет действовать лишь до начала следующего года, когда акцизы должны будут вернуться на прежний уровень. В результате правительству придется вновь задумываться над балансом акцизных поступлений между регионами и федеральным центром.

Что происходит с пошлинами

Подобная нестабильность характерна не только для решений по акцизам, экстренно сниженным из-за быстрого роста цен на бензин. Схожим, пусть и обратным по направлению, было решение отказаться в 2016 году от снижения экспортной пошлины на нефть с 42% до 36%, которое планировалось произвести в обмен на повышение базовой ставки НДПИ.

Такой «размен» должен был стать частью налогового маневра, начатого в 2015 году с понижения экспортных пошлин с 59% до 42% и повышения базовой ставки НДПИ с 493 до 766 рублей за тонну. В 2016 году базовую ставку НДПИ увеличили до 857 рублей за тонну, тогда как пошлины остались на уровне 42% — фактический рост налоговой нагрузки правительство обосновало девальвацией, увеличившей рублевые доходы нефтяников, получающих валютную экспортную выручку. Однако решение, целесообразное с фискальной точки зрения, не поспособствовало стабильности налоговых условий.

Риск налоговой нестабильности присущ и механизму обратного акциза, который, согласно предложению Минэнерго, должны будут получать НПЗ с глубиной переработки свыше 65%. Этому критерию не отвечают, к примеру, Куйбышевский НПЗ «Роснефти» с глубиной переработки в 60,2% (по данным самой компании) и Киришский НПЗ «Сургутнефтегаза» с 54,8% (согласно данным Минэнерго).

Регуляторы с неизбежностью столкнутся с недовольством участников отрасли при администрировании обратного акциза, конфигурация которого, скорее всего, год от года будет меняться. Результатом станет все та же фискальная неопределенность.

Чтобы снизить неопределенность, регуляторам нужно перестать балансировать между желанием собрать побольше налогов, простимулировать модернизацию НПЗ и удержать цены на рынке нефтепродуктов. Именно попытка угнаться за двумя зайцами (а то и тремя) и вынуждает правительство год от года менять налоговые условия для нефтяной отрасли.

Стабилизировать ситуацию поможет использование инструментов, которые были бы нейтральны и применимы для всех игроков. В этой связи действительно целесообразно отменить экспортные пошлины на нефть и повысить НДПИ: ликвидация таможенной субсидии заставит компании обновлять перерабатывающие мощности, а расширение налоговой базы позволит снизить фискальные риски, связанные с реализацией пилотного проекта по НДД.

К внедрению же обратного акциза прибегать не стоит, иначе споров вокруг условий его получения будет не избежать. Поддержать НПЗ лучше через дальнейшее снижение топливных акцизов и определение их плавающих границ, которые бы ежемесячно менялись в зависимости от цен на нефть. Такой шаг мог бы стать компромиссом, который правительству придется искать, когда истечет срок экстренного снижения акцизов на бензин и дизель. Компромиссом, который, хочется верить, станет последним.

Бензиновый кризис: к чему приведет рост цен на топливо в России

В последнее время в России сложилась парадоксальная ситуация. Если раньше была четко видна зависимость курса рубля от стоимости нефти, то сейчас эта прочная связь пропала: рост цен на нефть не приводит к укреплению российской валюты.

Из-за этого крупным нефтедобывающим компаниям стало невыгодно продавать топливо на отечественный рынок – сейчас они больше ориентированы на экспорт. Это один из тех факторов, из-за которых цены на бензин в стране в последние месяцы стремительно растут вверх. Однако эксперты уверены, в этой ситуации страдают только простые граждане.

«Ситуация, которую мы наблюдаем сейчас, говорит о том, что Центробанк целенаправленно действует на понижение курса рубля. Это выгодно крупным нефтяным компаниям и правительству.

В бюджете страны на текущий год заложена стоимость барреля в размере $40, при курсе 64 руб. за 1$. Нетрудно посчитать, насколько больше получит бюджет, при сегодняшних ценах», – отметил руководитель регионального «Союза владельцев независимых АЗС» Михаил Кичайкин.

Еще один фактор – постоянное повышение акцизов и налогов на топливо. По словам экспертов, сейчас 70% стоимости топлива составляют именно они. И выгодны они так же – только государству.

«Увеличивая акцизы, довели до того, что когда наша страна проигрывала на внешнеэкономическом рынке при продаже нефти за границу, у нас увеличивали акцизы для того, чтобы эти потери компенсировать за счет нас.

Загнали до того, что на сегодняшний момент при условии, что нефть растет, курс валют тоже большой, наше государство выигрывает на рынках продажи за границу, но стоимость топлива у нас на сегодняшний момент растет каждый день вместе с курсом валют», – рассказал координатор ФАР в Красноярске Егор Фролов.

В итоге сейчас даже при снижении цен на нефть ждать уменьшения стоимости бензина не нужно. По мнению экспертов, политика государства сегодня показывает, что цены на топливо в России могут достигнут и уровня Европы. А это в среднем – 100 руб. за 1 л.

«Цены на бензин на внутреннем рынке больше не поддаются рыночным механизмам. Рынок нефтепродуктов в России за последние годы окончательно монополизировался. Сейчас нефтяные компании-производители могут устанавливать любые цены, какие им захочется.

К сожалению, в России отсутствуют законодательные инструменты, которые позволили бы сдержать рост цен. Судя по комментариям правительства и регулирующих органов, нас готовят морально к среднеевропейским ценам. Снижение мировых цен может лишь сдержать темпы роста цен внутренних», – подчеркнул Михаил Кичайкин.

Единственное, что сейчас предложило правительство, – снизить акцизы с 1 июля. Но даже сами чиновники не обольщаются, что это приведет к снижению цен. В правительстве четко заявляют: это поможет лишь притормозить их рост.

«Нужно пересматривать всю политику акцизов на топливо, разделить внешнюю и внутреннюю торговлю топлива, не загибая акцизы. А также пересмотреть все налоги на добычу полезных ископаемых и продажу на внутренний рынок», – сообщил Егор Фролов.

Но на это потребуются годы, а, может, и десятилетия. Поэтому эксперты предлагают и другие пути решения проблемы.

«В краткосрочной перспективе возможны следующие (неэффективные) меры:

– полная отмена акцизов (при этом цены с начала года выросли более чем на их размер и продолжают рост),
– увеличение минимальных норм продаж нефтепродуктов на бирже (но нефтяные компании зачастую покупают на бирже товар сами у себя, взвинчивая цены),
– введение заградительных пошлин на экспорт (это всего лишь перекладывание денег из одного кармана в другой. К тому же, доля экспорта мала).

Единственной эффективной мерой, в данной ситуации, является прямое указание первого лица государства об остановке роста цен», – рассказал Михаил Кичайкин.

Из-за повышения роста цен на топливо в Бразилии возник дефицит базовых товаров: бензина, дизельного топлива, продуктов питания, сообщает ТАСС. Но у нас такого пока не ожидается, говорят эксперты.

«Нехватка топлива не возникнет, потому что есть резерв, нельзя продавать больше имеющихся запасов. Все-таки это стратегический продукт», – отметил Егор Фролов.

Дефицит топлива может быть связан лишь с сезонными проблемами НПЗ.

«Нехватка топлива в России уже наблюдается. Но это мало связано с экспортом. На самом деле, готовых нефтепродуктов из России экспортируется не так много – в среднем, не более 15% от произведенного.

Дефицит на внутреннем рынке – это ежегодная ситуация, связанная с сезонностью спроса, ремонтом нефтеперерабатывающих заводов, нежеланием компаний вкладываться в увеличение производственных мощностей», – рассказал Михаил Кичайкин.

Однако что, скорее всего, произойдет в ближайшее время из-за роста цен на топливо – рост инфляции. Хотя ЦБ ее пока не видит и говорит, что цены на бензин растут, потому что растут цены и акцизы на топливо на мировом уровне.

«Наша страна имеет второе место по добыче нефти. Наша страна не должна реагировать на продажи заграницы, что там что-то увеличилось, поэтому мы тоже увеличиваем. Мы должны быть независимы в отношении внешней торговли и внутренней торговли топлива в нашей стране», – отметил Егор Фролов.

«В России две инфляции – официальная и та, что мы видим в магазинах. Официально, с начала года инфляция не превысила 3%. Фактически, оптовые цены на топливо выросли более чем на 20%», – добавил Михаил Кичайкин.

Растущий протест населения против повышения цен на бензин в России уже заметен. Например, в Новосибирске перевозчики собрались на пикет. В Красноярске распространяется смс-рассылка с призывом бойкотировать АЗС. Но эта мера неэффективна, уверены эксперты.

«С тем же успехом можно попробовать дышать через раз, что бы сэкономить кислород на планете», – отметил Михаил Кичайкин.


Также эксперты не исключают, что в Красноярске может вырасти спрос на электромобили и автомобили на газовом топливе, ведь сейчас это общемировая тенденция. А при покупке авто на бензиновом двигателе определяющим критерием теперь может стать лишь его объем.

«Увеличится спрос. Причем при этом увеличится и цена на электромобили, на гибридные автомобили. Все развитые страны изначально приобретают маленькие машины для того, чтобы экономить на том же топливе. А у нас неизвестно, куда будут девать те джипы, которые уже понабрали», – отметил Егор Фролов.


Есть ли предел роста цен на бензин? Как мы уже отмечали, правительство может сравнять наши цены с европейскими. Но и это, уверены эксперты, не финальная точка.

«Это самый грустный вопрос. В какой то момент роста мы упремся в психологический и экономический барьер, когда внутренние цены сравняются с ценами соседних стран, а затем преодолеем и его.

Рано или поздно (в ближайшие 5 лет) наступит ситуация, когда топливо для внутреннего рынка дешевле станет импортировать. Чтобы этого не происходило, правительство, вероятно, введет заградительные пошлины на импорт, и рост цен продолжится», – рассказал Михаил Кичайкин.

Напомним, за май в Красноярске повышение цен на бензин было зафиксировано 6 раз. Так же стремительно стоимость топлива росла и в апреле.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины


Когда власти хотят повысить акциз на топливо, любимое прикрытие — отмена транспортного налога. Мы это не проходили в 2013 году, и вот опять.

Отменить транспортный налог с 2021 года предложил депутат Госдумы Андрей Барышев. Это уже третья инициатива, касающаяся реформирования этого налога, высказанная в ГД за минувшее лето, и одна из самых живучих идей за последние десять лет — аналогичные предложения возникают наверху каждый год, однако ситуация не меняется. Якобы в наших интересах: в случае его отмены нам придется платить еще больше. Но так ли это?

Как считается транспортный налог?

В России под обложение транспортным налогом попадают автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, машины на гусеничном ходу, морские, речные и воздушные суда. Некоторые категории транспортных средств освобождаются от уплаты этого налога. Например, это легковые автомобили, оборудованные для использования инвалидами, или же сельхозтехника.

Ставка налога зависит от мощности двигателя: чем он мощнее, тем больше приходится платить за каждую лошадиную силу. Например, базовая ставка на легковые автомобили в Москве начинается с 12 рублей за л. с. для двигателей мощностью до 100 л. с. и доходит до 150 рублей за каждую.

Как потопали, так и полопали?

«Полная замена транспортного налога доходами от продажи топлива (акцизом) приведет к более справедливому распределению бремени покрытия расходов, связанных с развитием дорожной инфраструктуры в стране», — пишет депутат-единорос Барышев в пояснительной записке к законопроекту.

«Расходы» — болезненное слово в эпоху коронавируса. Из-за пандемии доходы граждан и компаний резко упали, личный транспорт используется реже, чем в предыдущие годы: отчасти из-за локдауна, отчасти опять-таки из-за падения доходов. А транспортный налог, будь добр, уплати.

В такой ситуации более справедливой выглядит схема платить государству не за факт владения имуществом, а за интенсивность его использования: чаще пользуешься машиной — больше покупаешь бензина — больше платишь государству. Именно в этом логика отказа от транспортного налога в пользу повышения акциза на топливо. Почему же власть так держится за транспортный налог?

Так ли важен для бюджета транспортный налог?

Транспортный налог — региональный, то есть поступает в бюджет региона. Регион вправе решать, кому предоставлять льготы на уплату налогов, обычно, например, это многодетные семьи и/или индивидуальные предприниматели.

В бюджете региона транспортный налог занимает не очень много места. В прошлом году транспортный налог принес 1,6% от всех региональных налогов, или 175 млрд рублей, подсчитал аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс» Александр Осин. Конечно, от региона к региону эта цифра отличается, но, в любом случае, вряд ли можно говорить о критически большой потере в случае отмены налога. Тем более в условиях, когда поступления от акцизов в местные бюджеты растут уже сегодня.

Акцизы на топливо поступают и в федеральный, и в региональные бюджеты, причем с каждым годом пропорция распределения все больше меняется в пользу региональных бюджетов. В этом году регионы получат 66,6% топливных акцизов, в 2023-м — уже 91,6%, приводит пример Осин. Доля акцизов на топливо в доходах региональных бюджетов составила в прошлом году около 6,75%, добавляет аналитик.

Акциз на топливо: цена для государства и потребителя

Акцизы на топливо были введены в России в 1994 году. Вначале они брались исходя из октанового числа, а с 2011 года — исходя из класса экологической безопасности. Чем ниже этот показатель, тем выше акциз.

В 2020 году акциз на бензин Евро-5 составляет 12 752 рубля за тонну, а на дизельное топливо Евро-5 — 8 835 рублей за тонну. «Исходя из оценки потребления бензина в РФ в 2020 году на уровне 35,5 миллиона тонн, а дизтоплива — в 76 миллионов тонн, получим, что консолидированные доходы от акцизов на бензин и дизтопливо составляют 1,13 триллиона рублей в год», — подсчитал Александр Осин.

А что значат акцизы для нас с вами?

Помните эту шутку? «Нефть дорожает — бензин дорожает. Нефть дешевеет — бензин дорожает. Будь как бензин!» А секрет бензина — в акцизах. Они постоянно растут. И именно поэтому мы видим удивительную ситуацию, что и цена на бензин в России идет вверх, вне зависимости от того, растет или падает цена на нефть на мировых рынках. «За последние четыре года ставка акциза выросла на 39%, что увеличило цену на бензин на 8%», — говорит руководитель департамента финансовых услуг сети автосалонов Fresh Auto Дарья Тимченко.

В розничной цене бензина АИ-92 доля акциза составляет в среднем 17,6%, а в цене «дизеля» — 12,5%, это расчеты на основе данных Росстата за 2018 год.

Сколько нефти в бензине?

Акциз — далеко не единственный налог, который заложен в розничную цену бензина. Есть еще НДС (вместе с акцизом он составляет примерно 30,5% от розничной цены бензина АИ-92) и налог на добычу полезных ископаемых. Сейчас фискальная доля в розничной цене бензина в России составляет, по различным расчетам, от 70% до 80%. Остальные 20–30% делят между собой АЗС и нефтяные компании.

Каждый год мы с друзьями.

О том, что надо отказываться от транспортного налога в пользу акцизов, активно говорили еще в 2010 году. О том, что налог надо отменить, заявлял в 2012 году сам Владимир Путин, как только был в очередной раз избран президентом. Было даже решено, что транспортный налог будет отменен с 2016 года, и с этой целью с 2013 года начали повышать акциз на топливо. 2016 год наступил, а транспортный налог никуда не делся. Почему?

«В 2016-м тогдашний премьер Дмитрий Медведев заявил, что отмена „сильно ударит по интересам наших регионов“, — вспоминает генеральный директор федерального агрегатора техпомощи и эвакуации МЭТР Виталий Овчинников. — Потери он оценил в 145 миллиардов рублей, отметив, что „если мы лишимся такого источника, то у нас просто дорог нормальных не будет“. В том же 2016 году Госдума приняла закон о частичной отмене налога для большегрузных автомобилей».

Поводом сохранить транспортный налог стал шок на рынке деривативов на сырье и товарном рынке и последовавший кризис, считает Александр Осин. «Причина же в том, что любое снижение налогов фактически противоречило бы основному тренду в политике финансово-экономических властей РФ по крайней мере последних восемь лет».

Ловкость рук

На самом деле Дмитрий Медведев немного лукавил. На росте акцизов власти хорошо заработали, по крайней мере в тот год.

В 2016 году акцизы повышались дважды — в январе и апреле. Причем в тот период власти намеревались понизить акциз на топливо 5-го класса. Предполагалось, что акциз на бензин Евро-5 поднимется в январе 2016 года до 7 530 рублей за тонну, зато в 2017 году снизится до 5 830 рублей. Но потом в правительстве передумали. В феврале 2016 года было решено поднять цены второй раз за год, в итоге с апреля акциз на бензин Евро-5 вырос на треть, до 10 130 рублей, а ставка на 2017 год увеличилась до 7 430 рублей. Только за счет апрельского повышения правительство рассчитывало получить в бюджет дополнительные 89,3 млрд рублей.

Интересно, что тогда, в феврале 2016 года, комментируя повышение акцизов, министр финансов Антон Силуанов заявлял: «Это не должно привести к росту цен. Рублевая цена нефти снижается, на опте цена на бензин определяется методом net back, соответственно, и цена на бензин должна снижаться. Поэтому мы считаем, что автолюбители не должны почувствовать этого изменения».

К слову сказать, сейчас нефтяные цены тоже низкие. Нефть марки Urals подешевела за восемь месяцев 2020 года на треть и сегодня стоит на 25% ниже, чем годом ранее (август 2020-го к августу 2019 года). Но сейчас почему-то повышение акцизов стало угрожать инфляцией.


* Акцизы на 2021–2022 годы приводятся на основании закона об акцизах на топливо, подписанного Владимиром Путиным в сентябре 2019 года.

Старая песня о главном

Идея о реформировании транспортного налога вплоть до его отмены в счет акциза продолжает, тем не менее, звучать практически каждый год. Только этим летом в Госдуме родилось целых три предложения. Помимо Барышева с такой инициативой выступили и другие депутаты.

Евгений Федоров, депутат от «Единой России» и член комитета Госдумы по налогам, предложил освободить от уплаты транспортного налога тех, кто редко пользуется своим автомобилем. Его инициатива состоит в том, чтобы дать право не платить налог тем, кто не использует автомобиль больше шести месяцев. Правда, чтобы воспользоваться этим правом, придется сдать регистрационные номера на машину в автоинспекцию.

Василий Власов, депутат от ЛДПР, предложил отменить транспортный налог на автомобили российских марок, чтобы поддержать отечественный автопром, а также тех, кто вынужден пользоваться его продукцией. «Такие автомобили приобретают граждане с невысоким уровнем благосостояния», — объяснил свою позицию депутат.

Есть ли у депутатов шанс реализовать свои идеи? Что думают об этом эксперты?

Три причины сказать «нет»

«Наиболее эффективный вариант — полная отмена транспортного налога и перевод этой платы на акциз, тем более что рост акцизов — это и есть те самые деньги, заменяющие налог, — говорит Виталий Овчинников. — Частичные послабления, будь то отмена налога для „пассивных“ автовладельцев или скидки, ничего не дадут». Дарья Тимченко полагает, что отмена налога на авто российского производства действительно станет хорошим стимулом для роста продаж отечественных моделей.

Но есть и мнение, что отменять налог в текущей ситуации не следует. Аргументы противников сводятся к следующим пунктам:

1. Нельзя лишать региональные бюджеты дохода

Пусть это и меньше 2% всех доходов местного бюджета, но курочка по зернышку.

«В условиях падения нефтегазовых доходов бюджеты всех уровней, в том числе региональные, находятся в сложной ситуации, — обращает внимание управляющий партнер консалтинговой компании „ЮКЕЙ“, генеральный директор „Юкей-Аудит“ Евгений Южанинов. — Любые действия по отмене налогов еще более усугубят их положение».

Ряд экспертов использовали традиционный аргумент: отмена транспортного налога сократит размеры региональных дорожных фондов, что грозит неотремонтированными дорогами.

2. Цена на бензин вырастет

«По данным Минфина РФ, по итогам 2019 года поступление акцизов в региональные бюджеты составило 632 миллиарда рублей, а доходы от транспортного налога — 175,1 миллиарда рублей, — говорит Евгений Южанинов. — То есть, чтобы компенсировать региональным бюджетам потерю транспортного налога, поступления от акцизов придется увеличить почти на 30%».

В какой-то степени увеличение произойдет за счет уже запланированного увеличения доли регионов в распределении собранных акцизов (как мы писали выше, если в этом году в регионы направляется 66,6% всех собранных акцизов, то в 2021 году это будет уже 74,9%). Однако без увеличения суммы самих акцизов не обойтись.

«Спрогнозировать, насколько поднимется цена на бензин в результате такого роста акцизов, достаточно сложно», — говорит Южанинов. Но в том, что цена на бензин и «дизель» вырастет, можно не сомневаться.

3. Это вызовет инфляцию

Да, акциз на топливо можно рассматривать как косвенный налог на владение или пользование автомобилем. И действительно, в некотором смысле это более справедливый налог, ведь плата привязана к потреблению. Однако рост акцизов на топливо гораздо больше влияет на рост инфляции, чем рост транспортного налога. Остановимся на этом моменте подробнее.

Почему акцизы разгоняют инфляцию?

Повышение акцизов приведет к росту цен практически на все группы товаров, заявил Минфин. «Топливо так или иначе используется в транспортировке сырья, материалов, товаров. Поэтому затраты на него учитываются в себестоимости практически любого товара или услуги», — поясняет Евгений Южанинов.

Суть в том, что транспортный налог платит конечный пользователь — гражданин или компания, и в случае его повышения это станет нагрузкой только для владельца авто. Если же повысить акциз на топливо, то он будет учитываться при каждом производственном переделе — точно так же, как НДС.

«То есть при повышении акцизов возникнет мультиплицирующий эффект, который будет разгонять цены по всей цепи взаимодействующих друг с другом экономических агентов, — объясняет Александр Осин. — Каждый экономический агент будет учитывать и сам налог, и эффект от этого налога на ценах смежников и в условиях отсутствия объективных данных о таких ценах будет повышать налог с запасом, стимулируя инфляцию».

Насколько вырастет инфляция? На 20–30%, считает Осин.

«Для примера, повышение НДС всего на 2 процентных пункта до 20% с 1 января 2019 года, судя по статистике аналогичных мер в других странах и исходя из параметров администрирования этого налога в РФ, должно быть в среднесрочном периоде оценочно отыграно ускорением инфляции в РФ в размере от нескольких десятых до нескольких процентов в годовом исчислении, — продолжает эксперт. — Этого не происходит по причине кризисного шока и жесткой политики регулятора, а также на фоне общего ужесточения налогово-регулятивных условий в РФ в последние годы, несмотря на застой последних восьми лет».

Как решают вопрос за рубежом?

По-разному. Сказать, что транспортный налог — пережиток прошлого и в цивилизованном мире не применяется, уж точно нельзя.

Транспортный налог применяется в Германии, Франции, Италии, Великобритании. Только если в России величина налога рассчитывается, исходя из объема двигателя, а также стоимости автомобиля и его возраста, то в странах ЕС учитывается, помимо объема двигателя, также и объем выбросов СО2. Неслучайно иногда этот налог называют экологическим.

В некоторых странах, в их числе Франция и США, налог уплачивается при покупке автомобиля или же при постановке его на учет. Но редко в какой стране этим дело и ограничивается. Посмотрим на некоторые цифры на примере экологического налога во Франции.

В конце 2019 года во Франции повысили налог на автомобили, которые выбрасывают более 212 граммов СO2 на километр. Если раньше владельцы таких машин платили по 12 500 евро в год, то теперь они платят по 20 000 евро. О каких машинах идет речь? Вот пара примеров. Mercedes-AMG GLC 43 (390 л. с.) выбрасы­вает 234 грамма углекислого газа на километр, Jaguar F-Type R (575 л. с.) — 269 граммов, а 1500-сильный Bugatti Chiron — 516 граммов.

По подсчетам министерства финансов Франции, увеличение налога должно приносить в казну дополнительные 50 млн евро в год, которые власти хотят пустить на развитие экологически чистого транспорта.

А в США как раз реализована идея с акцизами: уплатив при покупке от 1% до 7% от стоимости автомобиля, последующие платежи в казну автовладелец делает, расплачиваясь за топливо на бензоколонке.

Так отменят ли транспортный налог с 2021 года?

Минфин уже выступил против отмены налога — как он выступал против все предыдущие годы. Ровно с той же аргументацией: региональные бюджеты и дорожные фонды лишатся денег, а «значительное увеличение ставки акциза на топливо приведет к росту цен практически на все товары». Удастся ли ведомству отстоять свою позицию и в этот раз? Ведь в пояснительной записке к законопроекту депутат Андрей Барышев отметил, что ранее сам Владимир Путин высказался за отмену транспортного налога. И это действительно так.

Но, несмотря на это, большинство экспертов считает, что традиция отклонять законопроекты об отмене транспортного налога будет продолжена. Так, Евгений Южанинов напомнил, что в 2017 году в Госдуму было внесено аж пять аналогичных законопроектов и все они были отклонены. Тем более после очередной негативной резолюции Минфина.

Максимум, на что можно рассчитывать, — это на то, что «в связи с тяжелой экономической обстановкой и снижением уровня доходов населения в текущем году в связи с пандемией возможна временная отмена транспортного налога, например, за 2020 год», предполагает Дарья Тимченко.

«В существующих условиях я считаю более эффективным сохранение налоговой стабильности, — говорит Евгений Южанинов. — На мой взгляд, сейчас важнее не допустить роста или введения новых налогов».

Чтобы поддержать пострадавшие от «коронакризиса» отрасли, компании или группы населения, российское правительство выбрало путь адресной помощи, которая для бюджета более выгодна, чем снижение налога для всей группы налогоплательщиков, считает Евгений Южанинов.

Правда, вот ведь какое дело. Объяснение, что повышение акцизов вызовет инфляцию, вовсе не означает, что акцизы не будут повышаться. Исторический опыт подсказывает: будут. Но не ради компенсации транспортного налога, а просто так.

Читайте также: