Налоги и финансовые стандарты

Опубликовано: 18.05.2024

Глобализация коммерческой деятельности и стремительное развитие международных финансовых рынков предопределили новый подход к финансовой отчетности. В центре такого подхода – сопоставимость отчетной информации, понятной инвесторам всего мира, независимо от их национальной принадлежности.

В настоящее время в международном деловом обороте превалируют две системы – МСФО (международные стандарты финансовой отчетности (IFRS)) и ОПБУ США (общепринятые принципы бухгалтерского учета США (US GAAP)), пришедшие на смену большому количеству разрозненных национальных систем подготовки финансовой отчетности.

В отличие от МСФО, основанных на принципах, ОПБУ США построены на четко прописанных правилах, детально регулирующих порядок учета тех или иных хозяйственных ситуаций. В ряде случаев в ОПБУ США основной акцент делается на юридической форме сделки, а не на ее экономическом содержании. В МСФО, напротив, приоритет отдается экономическому смыслу операции и применению профессионального суждения.

Вопросы сближения двух систем нашли отражение в совместном принятии разработчиками МСФО и ОПБУ США в 2006 году Меморандума о взаимопонимании, в котором стороны формально оформили намерение о создании единых стандартов с целью их использования на международных рынках капитала. С тех пор работа над большинством проектов, как, н-р, приобретение бизнесов, признание выручки, учет финансовых инструментов, договоров аренды, ведется совместными усилиями участников Меморандума.

На сегодняшний день большая часть стран использует МСФО в том или ином виде в качестве основы подготовки финансовой отчетности.

Расширение мирохозяйственных связей и выход отечественных эмитентов на международные рынки капитала предопределили неизбежное появление МСФО и в нашей стране. В 1998 году Правительством РФ была утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета, согласно которой национальная учетная система должна быть приведена в соответствие с требованиями рыночной экономики и международных стандартов для обеспечения сопоставимости информации, формируемой российскими и зарубежными хозяйствующими субъектами.

В 2010 г. с принятием закона о консолидированной отчетности МСФО получили в России официальный статус. Первый пакет стандартов был введен в действие в конце 2011 г.

Перед признанием на государственном уровне каждый документ МСФО проходит определенную процедуру, которую курирует Министерство финансов РФ. На первом этапе министерство получает официально от разработчика документ МСФО в переводе на русский язык и передает его на экспертизу Фонду «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности» (Фонд НСФО). После прохождения экспертизы применимости на территории РФ документ МСФО возвращается в Министерство финансов РФ, которое по согласованию с Центральным банком РФ и на основе заключения экспертного органа принимает решение о введении документа МСФО в действие на территории РФ.

Официально документ вступает в силу с момента его первого опубликования в журнале «Бухгалтерский учет» или с момента его первого размещения на сайте Минфина РФ. При этом обязательное применение документа МСФО может быть отложено во времени, и до срока, указанного в этом документе, подготовка финансовой отчетности с учетом его требований осуществляется в добровольном порядке.

В целом стандарты МСФО, действующие на территории РФ, не имеют каких-либо существенных различий с оригинальной версией.

Для одних организаций составление финансовой отчетности в международном формате закреплено законом, другие применяют МСФО добровольно. Первая финансовая отчетность по МСФО была выпущена рядом публичных российских компаний, попавших в сферу обязательного применения МСФО, за период, заканчивающийся 31.12.2012 г.

Перечень российских организаций, для которых отчетность по МСФО является обязательной, утвержден Федеральным законом от 27.07.2010 №208-ФЗ О консолидированной отчетности. В соответствии с законом консолидированную отчетность готовят:

кредитные организации;
страховые организации, за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования;
негосударственные пенсионные фонды (НПФ);
управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов (ПИФ) и негосударственных пенсионных фондов (НПФ);
клиринговые организации;
федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУП) по списку, утвержденному Правительством РФ;
открытые акционерные общества (ОАО), акции которых находятся в федеральной собственности и перечень которых утверждается Правительством РФ;
компании, в отношении которых федеральными законами или учредительными документами предусмотрена обязанность по составлению и публикации консолидированной (или сводной) финансовой отчетности;
иные организации, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам путем включения их в котировальный список.

МСФО и сопутствующие им документы – продукт труда негосударственной организации – Фонда МСФО (IFRS Foundation). Собственно разработкой стандартов занимается Совет по МСФО (IASB), входящий в структуру Фонда.

В состав МСФО и сопутствующих им документов, выпускаемым Фондом, входят:

Каждый из указанных документов имеет собственное значение, но, являясь элементом единой системы, не может применяться отдельно от остальных ее составляющих.

В Предисловии (Preface to IFRS) определяется порядок разработки и применения стандартов, а также устанавливаются цели и задачи Совета по МСФО. Предисловие служит руководством при рассмотрении приглашений к представлению комментариев, обсуждаемых документов, проектов документов для общественного обсуждения, а также стандартов, утвержденных и опубликованных Советом по МСФО.

Концептуальные основы (Conceptual Framework) представляют собой совокупность принципов, лежащих в основе всех стандартов и интерпретаций. Этот документ не является стандартом, однако играет значительную роль в процессе разработки международных стандартов и гармонизации подходов к составлению финансовой отчетности. Совет по МСФО руководствуется ими при разработке новых стандартов и совершенствовании существующих, составители отчетности – при применении МСФО и рассмотрении вопросов, не урегулированных конкретным стандартом, пользователи отчетности – при интерпретации отчетной информации, подготовленной в соответствии с МСФО.

В Концептуальных основах формулируется цель финансовой отчетности и указываются ее основные пользователи, устанавливаются качественные характеристики финансовой информации, приводятся определения, принципы признания и подходы к оценке элементов финансовой отчетности, рассматриваются концепции капитала и поддержания его величины.

Концептуальные основы не устанавливают нормы по конкретным вопросам оценки или раскрытия информации. Ни одно из положений Концептуальных основ не имеет преимущественной силы над положениями конкретных МСФО. Если между Концептуальными основами и каким-либо МСФО существуют противоречия, то требования МСФО имеют приоритет над Концептуальными основами. В то же время, если правила учета какой-либо ситуации не урегулированы МСФО, следует обратиться к Концептуальным основам.

МСФО и интерпретации определяют принципы раскрытия отдельных хозяйственных операций в финансовой отчетности.

Международные стандарты финансовой отчетности (International Financial Reporting Standards) – это унифицированный набор положений, построенных на базовых принципах признания и оценки основных элементов финансовой отчетности с учетом отраслевой специфики и структуры компании, а также представления финансовой информации.

Каждый из стандартов имеет определенную структуру, включающую в большинстве случаев следующие элементы:

Интерпретации (International Financial Reporting Interpretations) разъясняют и уточняют отдельные положения стандартов с учетом практики их применения и регулируют порядок применения соответствующих стандартов по вопросам, недостаточно раскрытым либо вообще не упомянутым в самом стандарте.

Аббревиатура, используемая для обозначения стандартов и интерпретаций, различается в зависимости от периода публикации каждого документа.

Выпущенные с 1973 по 2001 год стандарты носят название Международные стандарты бухгалтерского учета (IAS), поскольку их разработкой занимался предшественник Совета по МСФО – Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (IASC). Начиная с 2001 года, когда Комитет был преобразован в Совет по МСФО, вновь создаваемые стандарты выпускаются под названием Международные стандарты финансовой отчетности (IFRS).

Интерпретации, опубликованные до 2001 г., в русскоязычном варианте сокращенно именуются ПКИ – по названию Постоянного комитета по интерпретациям (SIC). В 2001 г. в результате реорганизации Постоянный комитет по интерпретациям сменил название на КМСФО – Комитет по интерпретациям МСФО (IFRIC).

Финансовая отчетность – обязательная документация для любой предпринимательской деятельности. Когда предприятия сотрудничают, им необходимо знакомиться с отчетностью друг друга. Именно на основании ее изучения и принимаются решения относительно возможности и формы сотрудничества с предприятием.

С прогрессирующей глобализацией нарастает взаимодействие не только между предприятиями, но и между странами, в том числе и с отличающимися финансовыми системами. Чтобы предоставляемая контрагентам финансовая информация была более полной и прозрачной, она должна подаваться в относительно унифицированной форме.

Иными словами, финансисты разных стран должны «разговаривать на одном языке». Именно это и стало причиной создания комитета по МСФО – международным стандартам финансовой отчетности.

Рассмотрим, какова цель этого собрания документов, что именно входит в его состав, а также проследим особенности применения в экономике нашей страны, особенно в свете современных реформ.

Что такое МСФО: как объяснить российскому предпринимателю

Международные стандарты финансовой отчетности – свод документов, содержащих регламент для ведения финансовой отчетности, необходимой для внешнего предоставления, по единым принципам. Данное словосочетание сокращается в аббревиатуру МСФО (избегайте часто встречающегося ошибочного употребления МФСО).

Собрание текстов и интерпретаций к ним представляет собой официальный перевод оригинальных англоязычных документов, изданных Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) со штаб-квартирой в Великобритании. Этот Комитет – автономная организация частного характера, целью которой является объединение правил финансового учета и их унификация для международного применения.

На сегодняшний день данным стандартам добровольно подчиняются 105 стран мира. Из экономически ведущих государств этой системы не придерживаются только 3:

  • Соединенные Штаты Америки;
  • Канада;
  • Япония.

Еще ряд государств, преимущественно в Латинской Америке и в Азии, находятся в состоянии выбора, принять ли им МСФО или американскую систему GAAP.

СПРАВКА! До начала 21 века свод правил и разъяснений по ведению учета обозначался другой аббревиатурой — IAS (International Accounting Standards, «международные бухгалтерские стандарты»). Современное обозначение МСФО в англоязычной литературе значится как IFRS (International Financial Reporting Standards).

Отличие МСФО от ПБУ

Приближенным аналогом для российского предпринимателя может служить термин «стандарты бухгалтерского учета». Но главное отличие ПБУ от МСФО состоит в том, что в последних отсутствует первичная документация. Если ПБУ диктует правила ведения учета, то МСФО провозглашает его принципы. Можно сказать, что МСФО – итоговый показатель бухгалтерского учета, в который уже не нужно включать:

  • план счетов;
  • бухгалтерские проводки;
  • учетные регистры;
  • документальное сопровождение тех или иных финансовых операций;
  • другую «первичку».

Отсюда следует, что сами принципы счетоводства каждая страна может применять по своему разумению. А вот конечный результат учета, который и создает финансовый «портрет» компании, должен быть оформлен по единым стандартам.

Главный принцип МСФО

Смысл МСФО как единого регламента денежного учета состоит в том, что на него не влияют международные различия: культурные реалии, традиции, финансовые модели, законодательные нормы разных государств. Экономические законы объективны независимо от способов их применения. Поэтому основополагающим принципом МСФО является преобладание экономического содержания над формой.

Такой принцип позволяет предпринимателям в спорных случаях следовать его духу, базовым положениям, а не искать способы обойти жестко прописанные правила.

Дополнительные принципы, регламентирующие составление финансовых отчетов по МСФО:

  • принцип начисления;
  • принцип непрерывности деятельности;
  • принцип уместности и др.

Как определяется дата перехода на МСФО в целях сдачи первой отчетности?

Что входит в МСФО

На сегодняшний день МСФО представляет собой объединение из 44 документов и 25 разъяснений к ним. В этих текстах содержатся рекомендации:

  • по составу финансовой отчетности;
  • каким способом учитывать конкретные объекты внимания бухгалтеров;
  • какую информацию, где и как именно отражать.

Стандарты периодически меняются и обновляются, поэтому в них регулярно вносятся поправки и изменения. По иерархии документы в составе МСФО можно разделить на 4 степени.

  1. Действующие IFRS и IAS вместе со стандартными приложениями к ним.
  2. Разъяснения Комитета по МСФО (IFRIC и SIC).
  3. Приложения к Международным стандартам, не входящие в официальную версию.
  4. Рекомендации по внедрению в конкретной стране.

Кто в России должен придерживаться МСФО

В практике отечественного предпринимательства составление отчетов по требованиям МСФО регулируется Федеральным законом РФ №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» от 27 июля 2010 года.

Согласно тексту этого акта нужно предоставлять систематизированные данные относительно динамики и финансового результата деятельности организаций, или, как они обозначаются в международной терминологии, групп. К таким группам закон РФ относит:

  • банковские организации;
  • страховые компании (кроме предприятий по обязательному медстрахованию);
  • ипотечные фирмы;
  • коммерческие пенсионные фонды;
  • инвестиционные компании;
  • акционерные общества с акциями, принадлежащими государству (по перечню Правительства РФ);
  • компании, чьи ценные бумаги значатся в официальных котировках.

КРОМЕ ТОГО, знание стандартов МСФО обязательно для следующих категорий:

  • бухгалтеры;
  • аудиторы;
  • экономические консультанты;
  • преподаватели экономических дисциплин высших учебных заведений.

Для кого МСФО не обязательны

Под действие ФЗ о консолидированной отчетности не подпадают, поскольку их их деятельность не выходит на международный рынок:

  • государственные компании;
  • сводные отчеты муниципальных заведений;
  • сводная отчетность бюджетных организаций.

Отечественные проблемы при внедрении МСФО

С 1998 года в России действует программа по реформированию бухучета, приведении его в соответствие с МСФО.

Закон, принятый в 2010 году, обязал переработку бухгалтерской отчетности по МСФО приведенных в нем категорий организаций, начиная с 2012 года. Принятие или приостановка действия того или иного стандарта на территории Российской Федерации принимается Министерством Финансов РФ. Именно на сайте Минфина тексты МСФО на русском языке доступны для широкого изучения.

Некоторые трудности, связанные с внедрением МСФО в РФ, выявились с началом практической работы по их применению, главным образом, аудиторской практики. Можно скомпоновать их по нескольким направлениям:

  1. Трудности перевода. Текст на русском языке, приведенный на сайте МинФина, к сожалению, не вполне совершенен в качестве перевода. Чтобы перевести стандарт с официального английского на русский, нужна работа представителей Комитета по МСФО, после чего сделанный перевод должен пройти процедуру обсуждения экспертами. Поэтому изменения в МСФО в переводе появляются с большой задержкой.
  2. Несоответствие основного принципа де-факто. Несмотря на то что в российских стандартах отчетности также провозглашен приоритет содержания над формой, на практике он далеко не всегда соблюдается. В отечественной документации крайне жестко регламентированы сами способы документального сопровождения финансовых операций. Это делает затруднительным трансформацию отечественных результатов учета в требующиеся по нормам МСФО.
  3. Разный подход к активам и обязательствам. В нашей стране имущественные активы классифицируются немного не так, как это принято по международным стандартам. Кроме того, при формировании финансового показателя нужна рыночная оценка актива, что далеко не всегда будет справедливо в современных российских реалиях.
  4. Юридические разночтения. Бухучет любого государства всегда входит в его законодательную базу, он не может находиться в противоречии с нормативными документами. Также нельзя пользоваться иной терминологией, нежели предусмотренная, к примеру, в Налоговом кодексе и других законах. Это создает некоторые сложности при взаимодействии с иными нормами. Корректировать такой законодательный «пат» на данном этапе крайне затруднительно, если вообще возможно.
  5. Расширение круга информации. Стандарты МСФО предусматривают больший объем обнародуемой информации, в том числе и о лицах, от которых зависят финансовые показатели, нежели это принято в РФ.

11 284 просмотров

Любое предприятие, независимо от его размера, отрасли, географии, специфики бизнеса и модели управленческого учета – платит налоги. Налоговая нагрузка существует во всех странах и любых типах экономик, являясь одним из важнейших разделов финансовой отчетности фирм.

Среди разных видов налогов, исчисляемых в зависимости от особенностей конкретной компании, налог на прибыль компании – это не только один из основных уплачиваемых с бизнеса видов налоговых отчислений, но и определенный метрический индикатор эффективности, работая с которым компании могут существенно влиять на свое операционное финансовое положение. Налог на прибыль возникает в тот момент, когда финансово-экономическая модель работы компании результативна, а ее бизнес может быть признан в достаточной мере эффективным.

Эта тема крайне обширна, и вопрос формирования корректной налоговой отчетности по разделу финансового профита является сложным многоступенчатым процессом, в который вовлечен сразу и финансовый и высший управленческий менеджмент компании. В зависимости от таланта финансового менеджмента и стратегических целей, которые поставлены перед компанией, работа по данному вопросу может проводиться с использованием различных и не всегда «чистых» методик.

Чтобы финансовая отчетность по разделу налогов на прибыль отражала реальные данные и была максимально стандартизирована в соответствии с современной международной практикой, советом по МСФО был разработан специальный стандарт IAS 12, целью которого стало упорядочение подходов компаний к операциям учета данной группировки сведений. Сегодня мы рассмотрим основные положения, практику применения и проблематику, которую содержит в себе специальный стандарт МСФО IAS 12.

МСФО Налоги на прибыль – Общие сведения

Стандарт МСФО 12 применяется вне зависимости от управленческих и факторных отличий бизнеса, использующего в работе международные стандарты отчетности. Он применяется любыми коммерческими компаниями на всех рынках в отношении всех местных/национальных и зарубежных налогов, которые исчисляются компанией в отношении размеров ее финансового профита. В рассматриваемую группировку агрегированной налоговой нагрузки компании включаются также все налоги по разделу прибыли связанные с взаимоотношениями материнских и дочерних компаний, в сотрудничестве совместных и ассоциированных предприятий по суммам, причитающимся в пользу рассматриваемого в отчетности предприятия.

В учетной политике компании на основании регламента рассматриваемого стандарта расшифровываются и закрепляются понятия, согласно которым происходит управленческая аналитика налогового раздела прибыли компании и последующее использование обобщенных данных для формирования данного раздела отчетности:

  • Каждый актив и обязательство компании приобретают характеристику налоговой базы в виде размера суммы, которая закреплена на активе/обязательстве в налоговых целях.
  • Бух. прибыль рассматривается в качестве суммы прибыли или убытка до применения суммы расхода по налогу в периоде.
  • Текущие налоги – суммарная величина налоговой нагрузки, исчисленная в отношении облагаемой налогами прибыли компании в текущем периоде отчетности.
  • Отложенные налоги – прогнозируемые величины налоговых платежей будущих периодов с учетом временной разницы.
  • Сумма денежного расхода по налогу – агрегированная сумма, учитываемая в периоде по прибыли/убытку, состоящая из размера текущих и отложенных налогов.

МСФО IAS 12 – особенности применения

Регламентом стандарта закреплена логика и практика учета по всем признанным активам и обязательствам отчитывающегося предприятия, включая текущие и прогнозируемые. Поэтому налоговой базой для активов будет считаться сумма, на которую уменьшается совокупность облагаемых налогом экономических выгод, которые получило бы предприятие при возмещении балансовой стоимости актива. При этом если такие выгоды не облагаемы платежами, то размер базы и размер балансовой стоимости будут равны.

При учете обязательства налоговая база рассчитывается как сумма балансовой стоимости уменьшенной на любые суммы, на которые необходимо в налоговых целях уменьшить само рассматриваемое обязательство в периодах в будущем. Если рассматривается, например, авансированная компании выручка, тогда налоговая база по обязательству будет равна его балансовой стоимости за исключением суммы выручки, не облагаемой налогом в будущих периодах.

Когда компания признает актив, она одновременно принимает факт того, что балансовая стоимость актива будет получена через экономические выгоды будущих периодов. Когда размер суммы балансовой стоимости выше размера суммарной базы, тогда сумма облагаемых экономических выгод превышает верхнее значение вычитаемой в налоговых целях суммы. Такая сумма и представляет собой временную разницу, которая облагается налогом, а обязательство по уплате налогов на прибыль – самим отложенным обязательством.

В течение времени, при котором постепенно возмещается балансовая стоимость актива – восстанавливается облагаемая налогом временная разница и в итоге формируется облагаемая прибыль. Это приводит к последующему сокращению экономических выгод на размер платежей по налогам и сборам, а стандарт IAS 12 регулирует изначальное признание всех налоговых обязательств.

Ряд статей в учете предприятия имеют возникающую и изменяющуюся базу исчисления налога, но фактически не являются активами/обязательствами согласно консолидированному отчету о финансовом положении. Фактически понесенные по таким статьям материальные затраты признаются в размере бухгалтерской прибыли в периоде их возникновения, но при определении налогооблагаемой прибыли их использование возможно только в будущих периодах. При возникновении такой неочевидной ситуации, или тогда, когда реальная база актива/обязательства не очевидна – компаниям рекомендовано с учетом управленческих исключений признавать отложенное налоговое обязательство.

В случае возникновения неоплаченной части налога за текущий или истекшие периоды (долга тела суммы, пени, штрафа), такая сумма признается как обязательство в размере непогашенной суммы. Напротив, переплата по налогу на прибыль (сумма превышения), которая уже была уплачена в текущем или прошлых периодах сверх суммы реально образовавшейся с учетом уменьшения рассматриваемой базы – признается активом предприятиях. Любые возникающие у предприятия выгоды, связанные с налоговыми убытками, признаются в качестве актива в периоде возникновения убытка.

Стандарт не определяет конкретного алгоритма работы финансового менеджмента и составителей отчетности. Будет уместным сказать, что регламентом стандарта закреплены правила и логика, с которой необходимо подходить к учету налогов на прибыль фирмы. Такая методологическая основа для формирования системы финансово-экономического учета, основанного на одних принципах у разных компаний, в конечном счете благоприятствует оздоровлению всей финансовой системы мировой экономики за счет повышения общего уровня финансовой грамотности и внедрения на уровне частного бизнеса самых продуктивных методик работы с корпоративной финансовой отчетностью.

Оценка налоговых обязательств и активов всегда производятся с использованием налогового законодательства, методик и ставок, которые актуальны для данного рынка и имеют законную силу на конец отчетного периода. В этом смысле стандарт не устанавливает никаких базовых значений и требует ориентироваться на реальное действующее финансовое законодательство. Если существует различие между уровнями облагаемой налогом прибыли в размере ставок налогов, то при оценке используются прогнозируемые средние ставки налога. Размер балансовой стоимости отложенного актива пересматривается финансовой командой предприятия в каждом отчетном периоде по его завершении. При этом отложенные активы и обязательства не подлежат дисконтированию согласно требованиям стандарта «МСФО 12 Налоги на прибыль».

Согласно требованиям «МСФО IAS 12 Налоги на прибыль» предприятие должно разделять дополнительную информацию в разрезе доходов и расходов по налогу на прибыль, раскрывая эти вопросы по отдельности. Консолидированные сведения, которые в совокупности дают больший аналитический и управленческий эффект, могут суммироваться в группы показателей для того, чтобы предоставить пользователям отчетности более простой в работе инструмент. Например, в группу детализирующих показателей составители отчетности могут включить данные по корректировкам между налоговыми периодами и сведения, объясняющие установленные фирмой метрики налоговых данных.

Второй группой могут стать сведения, раскрывающие особенности отраженных в отчетности данных, демонстрирующих, например, взаимосвязи дохода(расхода) по налогу на прибыль и суммы бухгалтерской прибыли в целом. Для того чтобы наиболее полным образом отразить все метрики, данные и условия, которые компания считает целесообразно отразить для достижения цели по достоверному раскрытию своих текущих и прогнозируемых налоговых обязательств – компания дополняет отчетность любой существенной информацией на свое усмотрение.

Выводы и заключение по МСФО IAS 12 Налоги на прибыль

Налог на прибыль является одним из ключевых и в тоже время сложных финансовых показателей компании и экономического состояния рассматриваемого бизнеса. Стандарт «IAS 12 Налоги на прибыль» помогает компаниям, ведущим свою деятельность согласно международным стандартам финансовой отчетности, разработать на базе указанных рекомендаций собственную систему учета налога на прибыль вне зависимости от периодов учета и общего сложного состава этого многоуровневого показателя.

Применение комплекса рекомендаций, изложенных в стандарте, позволяет провести правильную оценку и обоснованное признание всех составляющих, связанных с темой налога на прибыль в текущем и будущем периодах, деятельности компании. Такой подход способствует оздоровлению финансовой системы предприятия и формированию налоговой политики, отвечающей современным реалиям, что в свою очередь поднимает финансовую устойчивость и конкурентоспособность.

Кто направляет отчетность


Согласно статье 142.2 Налогового кодекса Российской Федерации к организациям финансового рынка относятся:

  • кредитная организация;
  • страховая компания;
  • участник рынка ценных бумаг;
  • управляющий по договору доверительного управления имуществом;
  • негосударственный пенсионный фонд;
  • акционерный инвестиционный фонд;
  • управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, центральный контрагент;
  • управляющий товарищ инвестиционного товарищества;
  • иная организация или структура без образования юридического лица, которая в рамках своей деятельности принимает от клиентов денежные средства или иные финансовые активы для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах клиента либо прямо или косвенно за счет клиента.

Для отдельных видов организаций вы можете уточнить их статус в качестве организаций финансового рынка в соответствующем Перечне.

Что именно необходимо делать


О каких договорах (счетах) необходимо представлять информацию и в какие сроки

Отчетный период - календарный год, начиная с 01.01.2017 года и по 31.12.2017.

Отчетность представляется в отношении клиентов (выгодоприобретателей и контролирующих лиц, в случаях если клиент (выгодоприобретатель) является пассивной нефинансовой организацией), не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, и договоров с ними.

Информация о правилах определения резидентства

Информация о правилах определения резидентства и структуре идентификационного номера налогоплательщика в различных юрисдикциях, а также иная полезная информация размещена на официальном сайте ОЭСР в разделе «CRS Implementation and Assistance».

Резидентство/гражданство в обмен на инвестиции

На сегодняшний день некоторые юрисдикции представляют гражданство или статус налогового резидента в обмен на инвестиции или за плату на законных основаниях. При этом данные инструменты по привлечению инвестиций могут быть использованы отдельными лицами для целей сокрытия своих активов и непредставления информации, запрашиваемой организацией финансового рынка для отчетности в рамках международного автоматического обмена финансовой информацией. В частности, удостоверения личности и другие документы, полученные в рамках программы «резидентство/гражданство в обмен на инвестиции», могут быть использованы клиентами для представления ложных сведений о юрисдикции своего налогового резидентства, что в свою очередь подвергнет риску надлежащую работу организации финансового рынка по анализу своих клиентов на предмет выявления их достоверного иностранного налогового резидентства.

С точки зрения отчётности по международному автоматического обмену финансовой информацией, наибольший риск вызывают те программы, которые представляют инвестору низкую ставку по налогообложению прибыли зарубежных активов (в том числе находящихся в оффшорных юрисдикциях), при этом не требующих от инвестора-физического лица находиться в юрисдикции, представляющей такую программу, значительную часть времени.

Организациям финансового рынка при подготовке отчётности по клиентам – иностранным налоговым резидентам следует принимать во внимание риски, связанные с такими программами.

ОЭСР изучила более 100 таких программ, которые представляются юрисдикциями-участниками международного автоматического обмена финансовой информацией, и подготовила ответы на часто задаваемые вопросы по данной теме, с которыми можно ознакомиться в специальном разделе официального сайта ОЭСР (Residence/Citizenship by investment schemes).

Информация о структуре идентификационного номера налогоплательщика некоторых стран - членов СНГ

Сведения об используемых налоговых идентификаторах некоторых стран членов СНГ

Открытые официальные источники данных о юридических лицах –нерезидентах,
раскрываемые местными органами власти

Автоматическая проверка структуры TIN, присвоенного государством
–членом Европейского союза

Более подробная информация о том, в каких документах Европейского союза
можно найти номер TIN

Какую отчетность направлять в 2021 году


Требования, установленные в отношении организаций финансового рынка постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2018 № 693 (далее - Постановление), применяются, начиная с 20.07.2018.

Стоимость договоров для целей отнесения их к категориям, предусмотренным положением, определяется на конец операционного дня, который заканчивается в день вступления в силу Постановления. Для организаций финансового рынка, не использующих понятие операционный день (его аналог), стоимость договоров для указанных целей определяется с учетом событий, произошедших в течение дня вступления в силу Постановления.

Стоимость договоров для целей отнесения их к категориям, предусмотренным положением, определяется на конец операционного дня, который заканчивается в день вступления в силу Постановления.

Для организаций финансового рынка, не использующих понятие операционный день (его аналог), стоимость договоров для указанных целей определяется с учетом событий, произошедших в течение дня вступления в силу Постановления.

Уведомление об использовании права не представлять информацию по ранее заключенным договорам с клиентами-юридическими лицами, стоимость которых составляет 250 тысяч долларов США или менее, за 2017 отчетный период рекомендуется направлять в адрес ФНС России до 31.07.2018.

За 2018 отчётный период соответствующее уведомление рекомендуется направлять в адрес ФНС России до 31.05.2019.

Порядок направления отчетности

Для целей представления отчетности об иностранных клиентах ФНС России разработан электронный сервис «Отчет об иностранных клиентах по Стандарту ОЭСР». Доступ к данному сервису осуществляется с обязательным использованием квалифицированной электронной подписи.

Отчетность формируется организациями финансового рынка в электронной форме по установленным ФНС России форматам. Для формирования отчетности организация финансового рынка может использовать стандартное ПО Налогоплательщик ЮЛ или воспользоваться решением сторонних разработчиков.

- В подразделе «Информация» опубликован чеклист для проведения организациями финансового рынка самостоятельного анализа на предмет надлежащего исполнения российских требований в области CRS.

С чеклистом можно ознакомиться здесь.

Процесс взаимодействия между организацией финансового рынка и ФНС России может также осуществляться в автоматическом режиме. Такая возможность предусматривается Протоколом информационного взаимодействия, который позволяет реализовать взаимодействие непосредственного на уровне информационных систем организации финансового рынка и ФНС России.

- С учетом результатов публичного обсуждения ФНС России утвердила финальную редакцию формата отчета о клиентах - налоговых резидентах иностранных государств версии 5.04, которая будет использоваться в отчётной кампании 2021 года.

С форматом версии 5.04 можно ознакомиться здесь.

Возникли вопросы? Задайте их специалисту налоговой службы.

Вы также можете подписаться на обновление информации в данном разделе.

Контакт-центр ФНС России:
8 800 222-22-22
Все контакты

Отчетность - это зеркало финансового состояния компании. С ее помощью оценивают, насколько бизнес стабилен и как он будет развиваться дальше. Как правильно инвестору использовать в своей деятельности отчетность публичных компаний – разбираем подробно в этой статье.

Зачем инвестору изучать показатели компании

Финансовые показатели отражают все результаты работы компании, которые влияют на котировки ее ценных бумаг. Если компания получила за квартал убыток, то вы увидите это в отчете. Так же просто увидеть, что увеличились долги, а от операционной деятельности нет дохода. По подобным сигналам решают, стоит вкладывать деньги в этот бизнес или нет.

Три основные причины изучать финансовые показатели:

  1. Это поможет правильно выбрать подходящую компанию для инвестиций. Оценку показателей делают до покупки акций. Мы уже рассказывали, как правильно рассчитать доходность акции.
  2. Это позволит контролировать ситуацию и понимать, как идут дела у компании, ценные бумаги которой вы уже купили. Для этого анализируют финансовые потоки, прибыль, потери. Все это влияет на рыночную стоимость компании и на цену акций: их падение равно потере ваших денег.
  3. Это важно, чтобы понимать, сколько дивидендов вам должны выплатить и будут ли они. Размер этих выплат зависит чаще всего от прибыли компании. Этот показатель будет в отчетности, а точные условия - в уставе предприятия.

Разные стандарты составления отчетов

Чаще всего российским инвесторам встречаются такие виды стандартов финансовых отчетов:

  • МСФО (IFRS) - Международный стандарт финансовой отчетности;
  • РСБУ - Российский стандарт бухгалтерского учета;
  • US GAAP - US Generally Accepted Accounting Principles (Общепринятые стандарты бухгалтерского учета США).

По каким правилам формировать отчетность для публикации зависит от страны эмитента и ряда дополнительных условий и факторов. Российские компании ведут учет по стандартам МСФО и РСБУ. Публичные компании, ценные бумаги, которых котируются на бирже обязаны предоставлять отчетность по стандартам МСФО. Ведущие эмитенты, как правило, публикуют отчетность в двух вариантах, иногда с разной периодичностью. Отчет по РСБУ, например, сдают чаще, чем по МСФО.

Между стандартами есть существенные различия. Поэтому сравнивать компании из разных стран по отчетам разного формата - ошибка.

Многие страны ведут учет по национальным стандартам, которые также отличаются друг от друга. Причем российские (немецкие, польские и т. п.) отчеты имеют не такой формат, как международные. МСФО также не совпадает с US GAAP. Чтобы правильно оценивать предприятия, на западе даже популярна практика по приведению отчетов по стандартам US GAAP к стандартам МСФО и наоборот.

МСФО

МСФО (IFRS) - это набор международных стандартов бухучета. В них указано, как правильно отражать в отчетности финансовые операции. Они используются в странах Европы, Азии и Южной Америки (всего около 120 стран).

Основы МСФО включают:

  1. Основные отчеты:
  • о финансовом положении (баланс);
  • о движении денежных средств;
  • о совокупном доходе;
  • об изменении капитала (о нераспределенной прибыли).
  1. Принципы IFRS: начисления и непрерывности.
  2. Элементы финансовой отчетности: активы, обязательства, капитал, доходы и расходы.

Отчеты по IFRS российские компании делают для акционеров и инвесторов. В основном для привлечения иностранного капитала: чтобы можно было сравнить данные с другими зарубежными компаниями.

Отличия от GAAP:

  • Проще определение выручки: компании сообщают быстрее о доходах, и поток доходов в балансе бывает выше;
  • Другие требования к расходам: затраты на разработки или инвестиции не обязательно показывать как расход, их можно капитализировать;
  • Порядок учета запасов: в МСФО допустимо только FIFO.

IFRS оформляют в той валюте, в которой ведется деятельность.

РСБУ

Российские компании обязательно составляют отчетность по РСБУ. Она нужна для налоговой службы. Но если вы выбираете из двух отечественных предприятий, то по РСБУ их тоже можно сравнивать. Согласно требованиям законодательства РФ, отчитываются по этим стандартам ежеквартально и ежегодно.

US GAAP

Компании, чьи акции торгуются на американском рынке, формируют отчеты по US GAAP. Если вы хотите туда вложиться, то придется познакомиться с ними.

Где найти отчетность компаний

Если акции компании торгуются на фондовой бирже, то это публичная компания. Поэтому она обязана публиковать свою финансовую отчетность в открытом доступе, например, на официальном сайте. Как правило, сведения публикуются в разделах для акционеров.

Существуют также специальные сайты, где раскрывается информацию о деятельности компаний. Они тоже публикуют отчеты предприятий.

Когда выйдет отчет, известно заранее, об этом также есть сведения в разделе для акционеров. Многие компании в связи с выходом отчетности специально проводят встречи с инвесторами, на которых дают необходимые пояснения к опубликованным данным и рассказывают о своих дальнейших планах по развитию бизнеса.

Рассчитываем мультипликаторы

С помощью мультипликаторов определяют относительные характеристики компании. Это помогает сравнить деятельность и инвестиционную привлекательность предприятий разных размеров.

По своей сути мультипликаторы - это производные финансовые показатели для оценки бизнеса. Их используют приверженцы системного подхода к выбору компаний для вложений. По этой стратегии инвестор покупает акции предприятий, которые недооценены. В этом случае больше шансов получить высокий доход на инвестированный капитал. А риск, что стоимость таких бумаг сильно снизится, соответственно, ниже.

EV/EBITDA

Мультипликатор отражает соотношение стоимости предприятия (Enterprise Value, EV) и заработанной прибыли. Причем прибыль берут до вычета амортизации, износа, процентов и налога на прибыль EBITDA (Earnings before interest, taxes, depreciation and amortization).

Значение EV/EBITDA показывает:

  • Насколько по сравнению с другими недооценена или переоценена акция;
  • За какой срок приобретение компании окупится прибылью, если ее не тратить на амортизацию, проценты и налоги.

Необходимо учитывать, что сложные методы дисконтирования дают более точный результат оценки, но этот способ – легче и быстрее. Он помогает сравнить бизнесы с разной налоговой и долговой нагрузкой и наиболее эффективен при оценке предприятий, у которых значительная амортизация.

В публичной отчетности EV и EBITDA указывают только иногда, поэтому их вычисляют по формулам:

  • EBITDA = прибыль (или убыток) до налогообложения + (проценты к уплате + амортизация основных средств и нематериальных активов);
  • EV (Enterprise Value)= рыночная стоимость капитала (рыночная капитализация) + рыночная стоимость долга компании - денежные средства и их эквиваленты.

Долг при расчете EV берут именно финансовый: долгосрочная задолженность, финансовый лизинг, и краткосрочные долги, которые нужно вернуть в течение года. Для расчета рыночной капитализации компании умножают цены акций на количество акций в обращении.

Для примера рассмотрим данные отчетности за 2019 г. Сбербанка и "Детского мира":

  • Капитализация:
    • Сбербанк - 5 709 855 млн рублей;
    • "Детский мир" - 74728 млн рублей.
  • Обязательства:
    • Сбербанк - 25 472 200 млн рублей;
    • "Детский мир" - 94328 млн рублей.
  • Денежные средства:
    • Сбербанк - 2 083 200 млн рублей;
    • "Детский мир" - 1769 млн рублей.
  • Значение EV:
    • Сбербанк - 28 511 778, 063 млн рублей;
    • "Детский мир" - 167 287 млн рублей.
  • Значение EBITDA:
    • Сбербанк -1 990 700 млн рублей;
    • "Детский мир" - 22774 млн рублей.
  • EV/EBITDA:
    • Сбербанк - 14,32;
    • "Детский мир" - 7,34.

Несмотря на то что рыночная капитализация выше у Сбербанка, мультипликатор лучше все-таки у ПАО "Детский мир": его приобретение окупится почти в два раза быстрее (за 7 с небольшим лет), чем банка (за 14 лет). То есть акции Сбербанка по сравнению с бумагами "Детского мира" переоценены.

Долг/EBITDA

Мультипликатор показывает, за сколько лет компании может своей прибылью погасить все долги. Чем меньше показатель, тем, конечно, лучше.

Сравним компании "Черногорнефть" и "Татнефть".

  • "Черногорнефть":
    • долг - -1,08 млн рублей;
    • EBITDA - -79,56 млн рублей;
    • Долг/EBITDA - не вычисляется.
  • "Татнефть":
    • долг - 21700 млн рублей;
    • EBITDA - 280405 млн рублей;
    • долг/EBITDA - 0,23.

Компании из одного сектора показывают сходные результаты и почти одинаково привлекательны по мультипликатору. "Татнефть" справится с погашением долгов примерно за квартал, а у "Черногорнефти" и долгов нет.

ROE

Мультипликатор показывает рентабельность капитала или доходность в процентах за год. По сути, это оценка эффективности предприятия.

Сравним Сбербанк с "Черногорнефтью":

  • Сбербанк:
    • прибыль за год - 655300 млн рублей;
    • собственный капитал - 4827600 млн рублей;
    • ROE -13,6 %.
  • "Черногорнефть":
    • прибыль за год - 38,27;
    • собственный капитал - 2775 млн рублей;
    • ROE - 1,38 %.

Вывод: Сбербанк показывает более высокую рентабельность активов.

P/E

Price to earnings - отношение капитализации к прибыли или рыночной цены предприятия к чистой прибыли на одну акцию. Этот мультипликатор позволяет сравнить компании из различных сфер деятельности. Он показывает, за сколько лет предприятие себя окупает.

Значение P/E от 0 до 5 говорит, что компания недооценена. Если оно больше - скорее всего, переоценена. А если показатель меньше 0 - компания принесла убыток.

Но не стоит сравнивать компании только по P/E. Они могут быть на разных стадиях развития. Молодые компании иногда показывают мультипликатор хуже, так как имеют большие капитальные расходы, которые уменьшают прибыль. А у некоторых при невысокой прибыли низкие капитальные расходы улучшают P/E.

Сравним уже рассмотренные нами Сбербанк и "Черногорнефть".

На конец второго квартала 2020:

  • Капитализация:
    • Сбербанк - 4 585 404 млн рублей;
    • "Черногорнефть" - 915,58 млн рублей.
  • Прибыль на акцию:
    • Сбербанк - 7.38 млн рублей;
    • "Черногорнефть" - 0,2433 млн рублей.
  • Значение P/E:
    • Сбербанк - 7,93;
    • "Черногорнефть" - -39,32.

Видно, что акции Сбербанка немного переоценены. Но все равно банк привлекательнее для инвестиций, чем "Черногорнефть".

P/BV

Показатель отражает отношение рыночной цены акции к стоимости активов, приходящихся на одну акцию. Мультипликатор хорошо подходит, чтобы сравнивать банки, так как их активы и пассивы почти всегда близки их рыночной стоимости.

P/BV дает понимание, не переплачивает ли акционер за то, что сохранит акции компании, если она обанкротится.

Хорошо, если P/BV меньше единицы. Это значит, что на 1 рубль рыночной капитализации у компании есть больше рубля активов. Если при банкротстве акционерам разрешат вернуть их вложения, то будет что возвращать.

P/BV больше - плохой показатель. На 1 рубль рыночной стоимости приходится менее одного рубля реальной стоимости компании. Если акционерам разрешат вернуть доли, то их просто всем не хватит.

Снова сравним Сбербанк и "Черногорнефть":

  • Сбербанк:
    • капитализация - 4 585 404 млн рублей;
    • стоимость активов - 32383400 млн рублей;
    • P/BV - 0,1416.
  • "Черногорнефть":
    • капитализация рыночная - 915,58 млн рублей;
    • активы - 2804 млн рублей;
    • P/BV - 0,3265.

У обоих предприятий мультипликатор меньше единицы. Но мы видим, что в случае несостоятельности предприятия, у акционеров Сбербанка будет больше шансов остаться при своих деньгах.

P/S

Мультипликатор P/S - это отношение капитализации компании к выручке, или рыночной цены акции к выручке на одну акцию. С его помощью сравнивают компании из одной отрасли, у которых приблизительно одинаковая маржинальность.

Нормальное значение мультипликатора меньше 2. Если он меньше 1, то компании недооценена.

Удобно, что рассчитать P/S можно для каждой компании, ведь выручка всегда больше нуля, и значение его будет положительным.

Посмотрим, как обстоят дела в нашей паре компаний: Сбербанк и "Черногорнефть".

На конец второго квартала 2020:

  • Капитализация:
    • Сбербанк - 4 585 404 млн рублей;
    • "Черногорнефть" - 915,58 млн рублей.
  • Выручка:
    • Сбербанк - 1863985 млн рублей;
    • "Черногорнефть" - 13,61 млн рублей.
  • Значение мультипликатора P/S:
    • Сбербанк - 2,46;
    • "Черногорнефть" - 15,96.

Ближе к норме мультипликатор у банка, в то время как акции "Черногорнефти" переоценены.

EV

Enterprise Value - показатель справедливой стоимости предприятия. Мультипликатор рассчитывают так: EV = рыночная капитализация + рыночная стоимость долга компании (все долги) - все деньги и их эквиваленты. Долг при расчете EV берут именно финансовый: долгосрочная задолженность, финансовый лизинг и тот, который вернуть нужно в течение года.

Сравним компании "Газпром" и "Яндекс".

  • капитализация - 4191351 млн рублей;
  • долги - 7791763 млн рублей;
  • денежные средства - 772924 млн рублей;
  • EV - 11210190 млн рублей.

  • капитализация - 1 089 688 млн рублей;
  • долги - 131739 млн рублей;
  • денежные средства - 57582 млн рублей;
  • EV - 1163845 млн рублей.

Рыночная капитализация показывает, что дороже "Газпром". И EV это подтверждает. Только вот по цене рынка стоимость первой компании выше всего раза в 4, чем второй. А если посмотреть на EV, то видно, что "Газпром" покупателю обойдется существенно дороже.

Необходимо следить за отчетностью компаний, в которые вы уже инвестировали ли планируете вкладывать деньги. Это поможет принимать правильные инвестиционные решения. При этом сам анализ отчетности – не такой уж сложный процесс, при некоторой подготовке инвестор может провести его самостоятельно на приемлемом уровне. Даже экспресс-оценка бизнеса по ключевым мультипликаторам позволит составит представление о том, как идут дела компании и избежать ненужных ошибок или, наоборот, найти интересную инвестиционную идею.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Читайте также: