Уведомление о постановке на учет в налоговом органе обособленного подразделения

Опубликовано: 24.04.2024

Сообщение об обособленном подразделении (форма № С-09-3-1) (КНД 1111053)

Применяется - с 25 декабря 2020 года
Утверждена - Приказом ФНС России от 04.09.2020 № ЕД-7-14/632@

Налогоплательщики – организации обязаны сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях:

в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;
в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации.

  • Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (п. 4 ст. 83 НК РФ).


  • это часть документа, скачайте документ полностью.


    Порядок заполнения формы "Сообщение о создании на территории Российской Федерации обособленных подразделений (за исключением филиалов и представительств) российской организации и об изменениях в ранее сообщенные сведения о таких обособленных подразделениях"

    Утвержден приказом от 4 сентября 2020 г. № ед-7-14/632@ об утверждении форм и форматов документов, предусмотренных статьями 23, 83 НК РФ, а также порядка заполнения этих форм, признании утратившими силу отдельных положений и приложений к приказам ФНС.

    Приложение № 9 к приказу ФНС России от 04.09.2020 N ЕД-7-14/632@

    I. Общие положения

    1. Настоящий Порядок заполнения формы "Сообщение о создании на территории Российской Федерации обособленных подразделений (за исключением филиалов и представительств) российской организации и об изменениях в ранее сообщенные сведения о таких обособленных подразделениях" (далее - Сообщение) разработан в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 и пунктом 7 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

    2. Форма Сообщения заполняется рукописным способом чернилами черного цвета или с использованием соответствующего программного обеспечения в одном экземпляре.
    Все разделы и поля Сообщения подлежат обязательному заполнению, за исключением случаев, установленных настоящим Порядком.
    Не допускается исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства, двусторонняя печать документа на бумажном носителе, скрепление листов документов, приводящее к порче бумажного носителя.
    Каждому показателю соответствует одно поле, состоящее из определенного количества знакомест. В каждом поле указывается только один показатель.
    Исключение составляют показатели, одним из значений которых является дата.
    Для даты предусмотрены три поля: день, месяц и год, разделенные знаком "." (точка).
    Пример заполнения даты: 01.05.2018.

    3. Страницы Сообщения имеют сквозную нумерацию, начиная с первого листа. Показатель номера страницы Сообщения (поле "Стр."), имеющий три знакоместа, записывается в определенном для нумерации поле, слева направо, начиная с первого (левого) знакоместа.
    Например, для первой страницы - "001"; для десятой страницы - "010".

    4. Особенности рукописного способа заполнения Сообщения:

    1) заполнение полей значениями текстовых, числовых, кодовых показателей осуществляется слева направо, начиная с первого (левого) знакоместа;

    2) заполнение текстовых полей осуществляется заглавными печатными буквами;

    3) в случае отсутствия данных для заполнения показателя или неполного заполнения знакомест ставится прочерк. При этом прочерк представляет собой прямую линию, проведенную посередине незаполненных знакомест по всей длине строки.

    5. При заполнении Сообщения с использованием соответствующего программного обеспечения допускается отсутствие обрамления знакомест и прочерков для незаполненных знакомест, расположение и размеры зон значений показателей не должны изменяться. Печать знаков должна выполняться шрифтом Courier New высотой 16 - 18 пунктов.

    II. Заполнение страницы 0001 Сообщения

    6. В полях "ИНН" и "КПП" организацией указываются идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП), присвоенные ей при постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения.

    7. В поле "Код налогового органа" указывается код налогового органа по месту нахождения организации, в который представляется сообщение.

    8. При заполнении поля "Российская организация" указывается полное наименование организации, соответствующее наименованию, указанному в ее учредительных документах.

    9. В поле "ОГРН" указывается основной государственный регистрационный номер организации (ОГРН).

    10. В поле "Количество обособленных подразделений" указывается количество обособленных подразделений, в отношении которых представляется сообщение.
    Например, в случае, если количество обособленных подразделений "2", то в поле, состоящем из четырех знакомест, проставляется соответствующая цифра следующим образом: "2---".

    11. При указании вида сообщения в поле, состоящем из одного знакоместа, проставляется соответствующая цифра:
    "1" - о создании обособленного подразделения;
    "2" - о внесении изменений в ранее сообщенные сведения об обособленном подразделении.

    12. В поле "Настоящее сообщение составлено на" указывается количество страниц сообщения.
    Например, в случае, если сообщение составлено на трех страницах, то в поле, состоящем из четырех знакомест, проставляется соответствующая цифра следующим образом: "3---".

    13. В поле "с приложением копии документа на" указывается количество листов копий документов, подтверждающих полномочия представителя.

    14. В разделе "Достоверность и полноту сведений, указанных в настоящем сообщении, подтверждаю":

    1) при указании лица, подтверждающего достоверность и полноту сведений, указанных в сообщении, в поле, состоящем из одного знакоместа, проставляется соответствующая цифра:
    "1" - руководитель организации;
    "2" - представитель организации;

    2) в поле "фамилия, имя, отчество руководителя организации либо представителя организации полностью" указываются построчно фамилия, имя и отчество (при наличии) руководителя организации либо представителя организации, подтверждающего достоверность и полноту сведений, указанных в сообщении;

    3) в поле "ИНН" указывается ИНН физического лица, указанного в подпункте 2 настоящего пункта, при наличии у него документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе (Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, отметки в паспорте гражданина Российской Федерации), и использующего ИНН наряду с персональными данными;

    4) в поле "Номер контактного телефона" указывается номер контактного телефона, по которому можно связаться с лицом, подтверждающим достоверность и полноту сведений в сообщении (с указанием телефонных кодов, требующихся для обеспечения телефонной связи). Номер телефона указывается без пробелов и прочерков;

    5) в месте, отведенном для подписи, проставляются подпись лица, подтверждающего достоверность и полноту сведений, указанных в сообщении;

    6) указывается дата подписания сообщения;

    7) в поле "Наименование и реквизиты документа, подтверждающего полномочия представителя организации" указывается наименование и реквизиты документа, подтверждающего полномочия представителя организации.

    15. Раздел "Заполняется работником налогового органа" содержит сведения о коде способа представления Сообщения (согласно Приложению N 1 к настоящему Порядку), количестве страниц Сообщения, количестве листов копии документа, подтверждающего полномочия представителя, приложенных к Сообщению, дате его представления, фамилии и инициалах имени и отчества (при наличии) работника налогового органа, принявшего Сообщение, его подпись.

    III. Заполнение страниц "Сведения об обособленном подразделении"

    16. В случае, если в сообщении одновременно указывается о создании нескольких обособленных подразделений или об изменении сведений о нескольких обособленных подразделениях российской организации, по каждому из них заполняются отдельные страницы, содержащие сведения об обособленном подразделении.

    17. В полях "ИНН" и "КПП" указываются ИНН и КПП организации, присвоенные ей при постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения.

    18. В поле "Стр." указывается номер страницы.

    19. При указании вида сообщения в поле, состоящем из одного знакоместа, проставляется соответствующая цифра:
    "1" - об изменении места нахождения;
    "2" - об изменении наименования;
    "3" - об изменении места нахождения и наименования.
    Поле заполняется при внесении изменений в ранее сообщенные сведения об обособленном подразделении.

    20. В поле "КПП" в случае внесения изменений в ранее сообщенные сведения об обособленном подразделении указывается КПП, присвоенный налоговым органом по месту нахождения обособленного подразделения, при этом поле является обязательным для заполнения при внесении изменений в ранее сообщенные сведения и не может быть заполнено в случае сообщения о создании обособленного подразделения.

    21. В поле "Наименование обособленного подразделения (при наличии)" указывается наименование обособленного подразделения при наличии.
    При сообщении сведений об изменении наименования обособленного подразделения указывается новое наименование обособленного подразделения.

    22. В поле "Дата создания (внесения изменений в ранее сообщенные сведения)" указывается дата создания обособленного подразделения или дата внесения изменений в ранее сообщенные сведения о нем.

    23. При сообщении сведений об изменении места нахождения обособленного подразделения указывается адрес нового места нахождения.

    24. Заполнение сведений об адресе осуществляется в структурированном виде. Структура адреса, последовательность адресообразующих элементов установлена Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 N 1221 "Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 48, ст. 6861; 2018, N 53, ст. 8666). Сведения об адресе вносятся только при внесении сведений об изменении места нахождения или об изменении места нахождения и наименования.
    При написании адреса используются сокращенные наименования видов населенных пунктов и типов адресообразующих элементов в соответствии с Правилами сокращенного наименования адресообразующих элементов, утвержденными приказом Минфина России от 05.11.2015 N 171н "Об утверждении Перечня элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, элементов объектов адресации, типов зданий (сооружений), помещений, используемых в качестве реквизитов адреса, и Правил сокращенного наименования адресообразующих элементов" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10.12.2015, регистрационный номер 40069) с изменениями, внесенными приказом Минфином России от 16.10.2018 N 207н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 5 ноября 2015 г. N 171н "Об утверждении Перечня элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, элементов объектов адресации, типов зданий (сооружений), помещений, используемых в качестве реквизитов адреса, и Правил сокращенного наименования адресообразующих элементов" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 08.11.2018, регистрационный номер 52649), приказом Минфина России от 17.06.2019 N 97н "О внесении изменения в Перечень сокращенных наименований видов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, населенных пунктов, элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети и идентификационных элементов объекта адресации, являющийся приложением к Правилам сокращенного наименования адресообразующих элементов, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 ноября 2015 г. N 171н" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10.07.2019, регистрационный номер 55197), приказом Минфина России от 10.03.2020 N 38н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 5 ноября 2015 г. N 171н "Об утверждении Перечня элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, элементов объектов адресации, типов зданий (сооружений), помещений, используемых в качестве реквизитов адреса, и Правил сокращенного наименования адресообразующих элементов" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16.04.2020, регистрационный номер 58121).
    При заполнении сведений об адресе обособленного подразделения указываются следующие адресообразующие элементы:

    1) субъект Российской Федерации (согласно Приложению N 2 к настоящему Порядку);

    2) муниципальный район - 1/городской округ - 2/внутригородская территория города федерального значения - 3/муниципальный округ - 4;
    В поле "вид" проставляется соответствующее цифровое значение.
    В поле "наименование" указывается наименование соответствующего вида муниципального образования;

    3) городское поселение - 1/сельское поселение - 2/межселенная территория в составе муниципального образования - 3/внутригородской район городского округа - 4;
    В поле "вид" проставляется соответствующее цифровое значение.
    В поле "наименование" указывается наименование соответствующего вида муниципального образования.
    В случае указания в поле "вид" значения 3 поле "наименование" заполняется при наличии наименования межселенной территории в составе муниципального района;

    4) населенный пункт (город, деревня, село и прочее).
    В поле "вид" указывается сокращенное наименование вида населенного пункта.
    В поле "наименование" указывается наименование соответствующего населенного пункта;

    5) элемент планировочной структуры.
    В поле "тип" указывается сокращенное наименование типа элемента планировочной структуры.
    В поле "наименование" указывается наименование соответствующего типа элемента планировочной структуры.

    6) Элемент улично-дорожной сети.
    В поле "тип" указывается сокращенное наименование типа элемента улично-дорожной сети.
    В поле "наименование" указывается наименование соответствующего типа элемента улично-дорожной сети;

    7) здание/сооружение.
    В поле "тип" указывается сокращенное наименование типа элемента объекта адресации.
    В поле "номер" указывается номер соответствующего типа элемента объекта адресации.
    При наличии в структуре адреса объекта адресации одновременно нескольких типов элементов объектов адресации (строение, сооружение, корпус, литер и прочее) последовательно указываются тип и наименование всех имеющихся элементов данного адреса;

    8) помещение в пределах здания, сооружения.
    В поле "тип" указывается сокращенное наименование типа элемента объекта адресации.
    В поле "номер" указывается номер соответствующего типа элемента объекта адресации;

    9) помещение в пределах квартиры.
    В поле "тип" указывается сокращенное наименование типа элемента объекта адресации.
    В поле "номер" указывается номер соответствующего элемента объекта адресации.

    25. Адресообразующие элементы, указанные в подпунктах 1 - 2 пункта 24 настоящего Порядка, при заполнении адреса указываются обязательно.
    Иные адресообразующие элементы указываются при написании адреса при их наличии в структуре данного адреса.

    26. В поле "Достоверность и полноту сведений, указанных на данной странице, подтверждаю" проставляется подпись лица, подтверждающего достоверность и полноту сведений и дата подтверждения сведений, указанных в сообщении.

    Обособленные подразделения должны уплачивать взносы на страхование и сдавать отчеты в налоговую только в том случае, если их сотрудники-физлица получали вознаграждения. Раньше обязанность возникала, если ОП имели собственные банковские счета и отдельный баланс. Но это уже в прошлом — теперь только при наличии вознаграждений.

    Головные организации должны сообщать в налоговую службу по месту своего нахождения о том, что их ОП могут выплачивать зарплату сотрудникам и вознаграждения физическим лицам или, наоборот, этого права теперь лишены. На сообщение ИФНС дает месяц со дня изменений.

    Небольшая справка об обособленных подразделениях


    Обособленное подразделение бывает только у организаций. Это помещение, здание или другой объект, который находится по адресу, отличному от адреса организации в ЕГРЮЛ.

    Необходимость в регистрации ОП появляется, если возникает хотя бы одно дополнительное рабочее место, которое организация оборудовала для сотрудника. При условии, что оно находится на отдельном от головной компании адресе и открыто на срок более 1 месяца.

    Обособленным может стать склад, дополнительный офис, переговорная комната и пр. ОП открывается отдельно от головного офиса и платит налоги уже по месту своей регистрации. Согласно российскому законодательству, любая компания может открыть столько обособленных подразделений, сколько захочет.

    Как зарегистрировать обособленное подразделение

    Чтобы создать филиал или представительство, понадобится решение участников организации и внесение изменений в ЕГРЮЛ. Другие виды ОП могут быть открыты только по приказу руководителя организации.

    Об открытии ОП нужно уведомить налоговую (по месту постановки на учет головной компании) в течение 30 дней после открытия сообщением по форме С-09-03-1. Если ОП будет начислять и перечислять выплаты работникам со своего банковского счета, дополнительно нужно в течение месяца со дня наделения его такими полномочиями подать в инспекцию отдельное сообщение по форме КНД 1112536 (ст. 23 НК РФ).

    В ПФР регистрировать ОП не надо. Всю информацию в фонд передаст ИФНС, а он уже поставит на учет ОП, которые платят зарплату и имеют банковский счет.

    В ФСС ставить ОП на учет придется самостоятельно. Это также касается только ОП со счетом, которые платят вознаграждения работникам. Сделать это нужно не позднее 30 календарных дней со дня создания подразделения. В отделение ФСС по месту нахождения ОП представьте заявление о регистрации, справку об открытии счета и приказ, подтверждающий право ОП платить зарплату самостоятельно.

    Отличие ОП от филиала или представительства:

    Ошибка, которую допускают многие, — считать филиалы и представительства обособленными подразделениями. Это не так.

    • Наличие ОП нужно отражать в Уставе организации. Филиал или представительство — не нужно.
    • О создании ОП нужно уведомить налоговую инспекцию, о создании филиалов и представительств — нет.
    • Сведения о филиалах и представительствах указываются в ЕГРЮЛ, по остальным ОП — не указываются.
    • Предприятия с ОП могут применять упрощенку, а с филиалом и представительством — нет.

    Различия по налогам и отчетности между головной компанией и ОП

    Различия есть. Обособленные подразделения платят не все налоги и сдают не все отчеты, которые необходимо сдавать головной компании.

    • По доходам работников ОП надо платить НДФЛ и сдавать 6-НДФЛ и 2-НДФЛ в инспекцию по месту учета ОП, но только в том случае, если ОП само начисляет и выплачивает им вознаграждения.
    • Страховые взносы платят и сдают отчетность по ним только по месту учета того ОП, которое само начисляет и выплачивает деньги работникам со своего расчетного счета.
    • Транспортный налог по месту учета ОП платится за автомобили, зарегистрированные на ОП.
    • Налоги на землю и имущество уплачиваются по месту нахождения земли или недвижимости. Платить налог и отчитываться по месту нахождения ОП нужно только если оно совпадает с местом нахождения недвижимости. Если у ОП есть свой расчетный счет, то его оплата налога не станет нарушением.
    • Региональная часть налога на прибыль ОП перечисляется по месту его учета. Если ОП в том же регионе, можно платить налог по месту учета головной организации.
    • НДС рассчитывается в целом по организации без разбивки по ОП. Декларации подавать отдельно тоже не надо.

    В обособленных подразделениях, которые проводят операции с наличными, имеются собственные кассовые книги. Все эти книги передаются в головную организацию. В кассовой книге головной организации сведения по операциям с наличкой ОП не отражаются, если только ОП не сдает наличные в кассу организации по ПКО.

    С января 2020 года в силу вступила новая редакция п. 2 ст. 230 НК РФ. Этот пункт установил, что если организация и ее обособленные подразделения или только подразделения находятся в одном муниципальном образовании, расчет 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ по ним можно сдавать в налоговую по месту учета одного из ОП или по месту нахождения организации. Чтобы воспользоваться этим правом, обособленным подразделениям нужно не позднее 1-го числа налогового периода уведомить о своем выборе все налоговые органы, где они в настоящее время стоят на учете.

    Что касается страховых взносов, то сообщать о наделении полномочиями начислять и платить зарплату или лишении таких полномочий юрлицу-страхователю нужно будет только если у филиала или другого обособленного подразделения есть расчетный счет в банке. Без счета подразделение не сможет взаимодействовать с ФСС, например получать возмещение средств на оплату больничных. Наделение подразделений такими полномочиями — право, а не обязанность.

    Кроме того, законодатели уточнили, что отчитываться и перечислять взносы необходимо именно по месту нахождения такого наделенного полномочиями подразделения. Раньше, если у подразделения не было расчетного счета, взносы платили по месту нахождения головного офиса.

    Штраф за незарегистрированные ОП увеличат в 2021 году

    За опоздание с подачей сообщения о создании ОП предусмотрен штраф 200 рублей для организации и 300-500 рублей для директора. Нарушение срока постановки ОП на учет в ФСС грозит штрафом 5 000 рублей при просрочке до 90 дней и 10 000 рублей при просрочке более 90 дней.

    Также за несдачу отчетности по незарегистрированному подразделению налоговики вправе оштрафовать организацию. Штраф составит 5% от подлежащей уплате суммы по декларации за каждый месяц просрочки, но не больше 30% и не меньше 1 000 рублей.

    Вам нужно вести удобный учет по предприятию с обособленными подразделениями? Попробуйте бухгалтерский онлайн-сервис Контур.Бухгалтерия. В нем удобно начислять зарплату, отправлять отчетность, готовить и уплачивать налоги. Первые 14 дней работы в сервисе бесплатны для всех новых пользователей!

    Часто организации фактически ведут свою деятельность в разных местах, отличных от юридического адреса. В связи с этим у них возникает вопрос: нужно ли по месту ведения деятельности вне адреса государственной регистрации вставать на налоговый учёт? В настоящей статье мы разберём, в каких случаях необходимо вставать на налоговый учёт и что грозит организации, если она этого не сделает.

    Понятие обособленного подразделения

    Налоговый кодекс возлагает на налогоплательщиков-организации обязанность вставать на налоговый учёт по месту нахождения их обособленных подразделений. Таким образом, организации, ведущей деятельность за пределами юридического адреса, в первую очередь, необходимо ответить на вопрос: образуется ли у неё обособленное подразделение?

    В соответствии со ст. 11 НК РФ обособленное подразделение организации - это “любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца”.

    Таким образом, обособленное подразделение организации должно одновременно обладать следующими признаками:

    1. Территориальная обособленность подразделения от юридического адреса организации;
    2. Наличие по месту нахождения обособленного подразделения оборудованных стационарных рабочих мест. Понятие рабочего места определено в ст. 209 Трудового кодекса РФ, согласно которой рабочим местом признается «место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя».
    3. Рабочие места должны быть созданы на срок более одного месяца.

    Если все эти признаки присутствуют, у организации образовалось обособленное подразделение. Обращаем внимание на то, что понятие обособленного подразделения в Налоговом кодексе РФ не идентично понятиям филиала или представительства. Так, филиал и представительство - формы обособленных подразделений, предусмотренные гражданским законодательством, наделённые определенными функциями.

    Сведения о них отражаются в ЕГРЮЛ. Для целей налогового законодательства обособленное подразделение не обязательно должно быть филиалом или представительством. Сведения о нём необязательно должны отражаться в учредительных документах. Главное – оно должно соответствовать признакам обособленного подразделения юридического лица, указанным выше.

    Кроме этого, в отношении филиала и представительства предусмотрена постановка на учёт организации по месту нахождения соответствующих филиала, представительства на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (п. 3 ст. 83 НК РФ).

    Постановка на налоговый учёт

    Если организация установила у себя все признаки обособленного подразделения юридического лица, ей необходимо встать на налоговый учёт по месту нахождения этого обособленного подразделения. Для этого нужно в налоговую инспекцию, в которой организация стоит на учёте, подать сообщение о создании обособленного подразделения.

    Форма такого сообщения утверждена приказом ФНС России от 09.06.2011 №ММВ-7-6/362.

    Отметим, что в отличие от обособленного подразделения постановка на учёт филиала и представительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (п. 3 ст. 83 НК РФ).

    При этом может возникнуть ситуация, когда у организации несколько обособленных подразделений находятся в одном муниципальном образовании или в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе, но на территориях, подведомственных разным налоговым органам. В этом случае организация вправе встать на налоговый учёт по месту нахождения одного обособленного подразделения. Место постановки организация выбирает самостоятельно из территорий, на которых находятся обособленные подразделения.

    В соответствии с п. 4 ст. 83 НК РФ «постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно».

    Отметим, что данное правило действует только в отношении нескольких обособленных подразделений, но не основного места нахождения организации и её обособленного подразделения (такая позиция в частности нашла отражение в письме ФНС России от 27.02.2014 № СА-4-14/3404).

    Ответственность за непостановку на налоговый учёт

    Что же грозит организации, если она не встанет своевременно на учёт по месту нахождения обособленного подразделения? Часто налоговые органы, привлекая организацию к ответственности за непостановку на учёт по месту нахождения обособленного подразделения, применяют п. 2 ст. 116 НК РФ.

    Указанная норма предполагает взыскание штрафа за «ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом». Размер штрафа составляет 10 процентов от доходов, полученных в течение времени ведения деятельности без постановки на налоговый учёт. Фактически зачастую указанный процент считается от доходов организации в целом.

    В то же время сложившаяся правоприменительная практика, опираясь на буквальное толкование норм налогового законодательства, приходит к выводу, что п. 2 ст. 116 НК РФ не применяется в отношении непостановки на налоговый учёт по месту нахождения обособленных подразделений. Так, дело в том, что организация уже стоит на налоговом учете. Вместе с этим статьей 23 НК РФ предусмотрена обязанность организации сообщать налоговому органу об открытых обособленных подразделениях.

    Таким образом, в рассматриваемой ситуации речь идёт о невыполненении организацией обязанности по представлению сообщения об открытии обособленного подразделении. А это состав иного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 126 НК РФ. В частности в 2017 году такой вывод сделал Верховный суд РФ, сформировав единую позицию по данному вопросу, и тем самым внес определенность в существующую судебную практику.

    В Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ №303-КГ17-2377 от 26.06.2017 Верховный суд РФ пришёл к выводу, что организацию нельзя привлечь к ответственности за несообщение налоговому органу об открытии обособленного подразделения как за непостановку на налоговой учёт согласно п. 2 ст. 116 НК РФ. Нарушение, выразившееся в непостановке на учёт обособленного подразделения, квалифицируется как непредставление сведений налоговому органу (ст. 126 НК РФ).

    Следует отметить, что ранее ФНС России в отдельных письмах также формулировала аналогичную позицию. К примеру, в письме от 27.02.2014 №СА-4-14/3404 ФНС России указала, что если организация не представила сведения о создании обособленного подразделения, к ней применяются санкции предусмотренные ст. 126 НК РФ. При этом налоговая служба отметила, что ответственность, предусмотренная п. 2 ст. 116 НК РФ, применяется только если сам налогоплательщик ведет свою деятельность без постановки на учет.

    Организация находится в городе N . В марте открыли обособленное подразделение в том же городе, но на территории, подведомственной другой налоговой инспекции. Какую отчетность надо сдавать в эту налоговую инспекцию и какие налоги платить?

    Чтобы не платить налог на имущество по месту нахождения обособленного подразделения, в локальном документе организации, например, в положении об обособленном подразделении или в приказе о его создании, надо написать: «обособленное подразделение бухгалтерский учет не ведет, отдельного баланса не имеет».

    В отношении НДФЛ надо учитывать следующее.

    С одной стороны, согласно п.7 ст. 226 НК РФ налоговые агенты – российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы НДФЛ как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы облагаемого дохода, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения.

    С другой стороны, согласно ст. 13 НК РФ налог на доходы физических лиц – это федеральный налог. Он перечисляется на единый казначейский счет, с которого соответствующий орган Федерального казначейства производит перераспределение налоговых доходов по бюджетам. В местные бюджеты попадает часть НДФЛ по нормативам, установленным ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ. В платежном поручении на перечисление налога налоговый агент указывает код ОКАТО муниципального образования, в котором налоговый агент осуществляет деятельность и в который поступает перечисленный налог. В принципе, если головная организация и обособленное подразделение имеют одинаковый ОКАТО, то можно предположить, что достаточно сделать одно платежное поручение на уплату НДФЛ по организации в целом, так как налог попадет туда, куда следует. Однако, в официальных письмах Минфин и ФНС указывают на возможность уплаты налога одним платежным поручением только в случаях, когда совпадают КПП и ОКАТО обособленных подразделений, то есть когда обособленные подразделения находятся на территории одного муниципального образования и стоят на учете в одном налоговом органе. Если же у обособленных подразделений организации разные КПП, то по каждому КПП должно быть составлено отдельное платежное поручение. При этом, как следует из официальной позиции, указанное положение не распространяется на головную организацию и ее обособленное подразделение даже с одним ОКАТО.

    См. письма Минфина РФ от 21.09.2011 № 03-04-06/3-230, от 03.07.2009 № 03-04-06-01/153, от 09.12.2010 № 03-04-06/3-295, от 01.07.2010 № 03-04-06/8-238, письмо ФНС России от 03.08.2011 № АС-4-3/12547.

    В отношении подачи сведений 2-НДФЛ официальная позиция заключается в следующем: сведения о доходах физических лиц – сотрудников обособленного подразделений надо предоставлять в налоговый орган по месту учета обособленного подразделения, в который производится перечисление НДФЛ. См. письма Минфина РФ от 21.09.2011 № 03-04-06/3-229, № 03-04-06/3-230, ФНС России от 28.03.2011 № КЕ-4-3/4817.

    Что касается страховых взносов, то здесь следует руководствоваться нормами Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Согласно п.11 ст. 15 закона встать на учет в территориальных органах ПФР и ФСС, сдавать туда отчетность и перечислять на их реквизиты страховые взносы должны обособленные подразделения, которые:

    - имеют отдельный баланс;

    - (и) имеют свой расчетный счет;

    - (и) начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

    Если обособленное подразделение не соответствует хотя бы одному из вышеперечисленных признаков, то:

    а) такое подразделение не надо ставить на учет в фондах по месту его нахождения;

    б) уплату страховых взносов и предоставление отчетности в целом по организации должна осуществлять головная организация в территориальные органы ПФР и ФСС, в которых она состоит на учете.


    Что такое обособленное подразделение

    У компаний, которые приняли решение о расширении своих коммерческих интересов, может возникнуть необходимость в ведении деятельности через новые подразделения — филиалы или представительства (согласно ст. 55 ГК РФ), к примеру, в другом регионе нашей страны. Они будут преследовать те же цели, выполнять те же задачи, что и головная организация. Также обособленные подразделения наделяются всеми функциями главной компании либо их частью. Это позиция ГК РФ.

    Позиция налогового законодательства отличается от гражданского. НК РФ выделяет как филиалы и представительства, так и просто обособленные подразделения. Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ компания обязана поставить на учет каждое новое подразделение по месту его нахождения. Понятие обособленного подразделения можно найти в п. 2 ст. 11 НК РФ. Это отделение компании, фактическое местопребывание которого отличается от основного юридического адреса. Обособленное подразделение может быть образовано в другом регионе, городе или районе городского округа, то есть в другом муниципальном образовании. Одним из главных условий признания подразделения как обособленного выступает наличие в нем хотя бы одного стационарного рабочего места. При этом место должно быть организовано на срок больше 1 месяца (ст. 11 НК РФ).

    В качестве примера можно привести такие структуры, имеющие подразделения, находящиеся в разных регионах страны и разных районах одного города, как:

    • торговые розничные сети;
    • банковские организации.

    Обособленные подразделения могут быть разными и создаваться в силу разных причин. При этом регистрация по ГК РФ и НК РФ отличается. По ГК РФ регистрируются только филиалы или представительства, а по НК РФ — любое обособленное подразделение (по месту нахождения имущества, по месту установки ККМ). Для налоговой инспекции достаточно уведомления о том, что на ее территории находится, к примеру, ККМ или объект недвижимости. Это необходимо для контроля за налогообложением. Если ваше предприятие решило регистрировать обособленное подразделение по ГК РФ (как филиал или представительство), приготовьтесь к полномасштабной регистрации по всем правилам. И здесь вам понадобится подробная пошаговая инструкция по регистрации обособленного подразделения в 2020-2021 годах.

    О том, возможно ли наличие обособленного подразделения у «упрощенца», читайте в статье «Открываем обособленное подразделение при УСН».

    Пакет документов для регистрации

    Итак, компанией было принято решение о создании обособленного подразделения. Прежде чем его зарегистрировать, ей нужно будет подготовить пакет определенных документов.

    На этом этапе действия организации заключаются в следующем:

    1. Решение о создании обособленного подразделения выносит орган управления предприятием — совет директоров, наблюдательный совет, собрание акционеров.
    2. На основании этого решения органа управления, представленного в виде протокола, издается приказ о создании подразделения.

    В приказе должно быть отражено:

      • название нового подразделения;
      • основание для его создания, например, протокол общего собрания акционеров (номер и дата);
      • местонахождение подразделения;
      • руководитель, который назначается и снимается с должности решением органа управления головного предприятия, например, решением наблюдательного совета, общего собрания акционеров;
      • в какой срок подразделение должно быть поставлено на учет.

    Пример приказа подготовили эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

    Документ подписывается руководителем головной компании.

    1. На основании приказа разрабатывается внутренний локальный акт — Положение об обособленном подразделении (филиале или представительстве). Оно закрепляет:
      • степень правоспособности и полномочия нового подразделения;
      • виды деятельности;
      • функции;
      • структуру управленческого аппарата;
      • другие аспекты, которые касаются деятельности и действий подразделения.
    2. Также приказ является основанием для внесения изменений в учредительные документы, если речь идет о филиале или представительстве. Их можно оформить в виде:
      • отдельного документа, который прилагается к действующему уставу либо учредительному договору, например, изменения № 1;
      • новой редакции учредительного документа.

    После того как необходимая документация была собрана, переходим к следующему этапу.

    На юридическое лицо возложена обязанность сообщить о создании обособленного подразделения в налоговую инспекцию в течение месяца после принятия решения об этом, например после даты протокола общего собрания акционеров. Согласно п. 3 ст. 83 НК РФ новое подразделение предприятия должно пройти процедуру постановки на налоговый учет и включения в ЕГРЮЛ.

    Регистрацию обособленного подразделения проводят налоговые органы. Для этого предприятию необходимо обратиться в ту налоговую инспекцию, в ведении которой будет находиться подразделение по территориальному признаку (муниципальному образованию).

    Для регистрации филиала или представительства в налоговые органы необходимо подать документы по следующему перечню:

    • копия решения органа управления о создании обособленного подразделения;
    • копия утвержденного положения об обособленном подразделении;
    • копия учредительной документации и ее изменений (отдельным документом или в виде новой редакции);
    • копия свидетельства о государственной регистрации главного предприятия;
    • копия приказов о назначении на должности руководителя и главного бухгалтера нового подразделения;
    • копия платежного поручения или банковской выписки об оплате пошлины за государственную регистрацию, заверенную печатью и подписью руководителя кредитной организации;

    На нашем сайте вы можете скачать образец платежного поручения для уплаты госпошлины «Платежное поручение на уплату госпошлины - образец».

    • выписка из ЕГРЮЛ для головной компании;
    • заявление о регистрации изменений по формам Р13001 (для изменений в уставе) и Р13002 (для изменений в ЕГРЮЛ).

    Все копии должны быть заверены в нотариальном порядке. Если обособленное подразделение будет вести свою деятельность в арендованном помещении, то необходимо наличие копии договора аренды площади. Документы можно подать и в электронной форме по соответствующим каналам связи в виде сканов. В этом случае они будут заверены электронной цифровой подписью.

    При регистрации обособленному подразделению не присваивается ИНН, а только код причины постановки (КПП). В своей документации подразделение будет применять ИНН головной компании. При этом оно не является самостоятельным юридическим лицом.

    ВНИМАНИЕ! КПП подразделения будет отличаться от кода головной организации на 5-ю и 6-ю цифру: 43 - филлиал, 44 - представительство, 45 - иное ОП. Как узнать КПП обособленного подразделения? В ЕГРЮЛ эти сведения регистрируются только если ОП зарегистрировано как филиал или представительство. Сведения об иных ОП в ЕГРЮЛ отсутствуют. Следовательно узнать КПП подразделения можно только в свидетельстве о постановке ОП на учет.

    Для прочих обособленных подразделений специального пакета документов не требуется. В этом случае достаточно представить в налоговый орган сообщение по форме С-09-3-1. До 25.12.2020 сообщение подается по форме, утв. приказом ФНС от 09.06.2011 № ММВ-7-6-36@. С 25.12.2020 сообщение С-09-3-1 оформляйте на новом бланке, утв. приказом ФНС от 04.09.2020 № ЕД-7-14-632@.

    Рассмотрим порядок заполнения документа более детально.

    Заявление на регистрацию иного обособленного подразделения по форме С-09-3-1

    Само заявление представляет собой бланк на 1 листе. С его заполнением у предприятия не должно возникнуть сложностей.

    В заявлении указываются:

    • ИНН/КПП головной компании;
    • ее полное наименование;
    • код налоговой инспекции;
    • ОГРН головного предприятия;
    • количество новых подразделений;
    • Ф. И. О. руководителя компании, его ИНН;
    • контактные сведения (телефон, адрес электронной почты);
    • круглая печать предприятия.

    Бланк, действующий с 25.12.2020, можно скачать по ссылке ниже:

    Как заполнить сообщение о создании ОП пошагово, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Оформите пробный доступ к К+ и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.

    Если заявление подается не лично руководителем, а представителем, то в документе заполняются его данные. При этом его полномочия должны быть подтверждены документально. Обычно для этих целей применяется типовая форма доверенности.

    Заявление подается в 2 экземплярах. Можно также в качестве второго экземпляра предоставить копию заявления. Это необходимо для отметки на нем о дате принятия специалистом налоговой инспекции.

    Бухгалтерский учет в филиале и представительстве

    Обособленное подразделение осуществляет деятельность в соответствии с целями и задачами головной компании. Функции, виды деятельности, уровень правоспособности и полномочий определяются головной организацией и закрепляются в положении об обособленном подразделении. В т. ч. и ведение бухгалтерского учета возможно в двух вариантах.

    • Вариант 1: подразделение не имеет собственного баланса.

    В этом случае отделение не имеет собственного бухгалтерского отдела и расчетного счета. Все расчеты с контрагентами, в том числе с персоналом по заработной плате, осуществляет бухгалтерия головного офиса. При этом подразделение имеет право выписывать, к примеру, товарно-сопроводительные документы, но приниматься к учету они будут в головной бухгалтерии.

    • Вариант 2: подразделение находится на самостоятельном балансе.

    Этот вариант предполагает создание бухгалтерской службы и ведение учета внутри подразделения. Оно имеет расчетный счет в кредитной организации и расчеты с контрагентами может осуществлять самостоятельно. Данные из бухгалтерской отчетности подразделения учитываются в общем своде по предприятию. Обособленное подразделение осуществляет учет по правилам учетной политики головной компании.

    Как правильно составить учетную политику для своего предприятия, вы узнаете из нашего материала «Как составить учетную политику организации?».

    Закрытие обособленного подразделения в 2020 - 2021 годах: пошаговая инструкция

    Порядок закрытия филиала или представительства отличается от закрытия иного обособленного подразделения. Согласно подп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ предприятие обязано уведомить налоговый орган о закрытии филиала, представительства или иного обособленного подразделения в течение 3 дней со дня прекращения деятельности.

    Порядок закрытия филиала и представительства похож на порядок открытия. Такие обособленные подразделения снимаются с налогового учета с полным пакетом документов: заверенная копия распорядительного документа о закрытии подразделения (например, протокол собрания совета директоров), изменения в устав и ЕГРЮЛ, заявление по форме Р13002.

    Для закрытия иного обособленного подразделения достаточно подать в налоговый орган заявление по форме С-09-3-2. До 25.12.2020 сообщение подается по форме, утв. приказом ФНС от 09.06.2011 № ММВ-7-6-36@. С 25.12.2020 сообщение С-09-3-2 оформляйте на новом бланке, утв. приказом ФНС от 04.09.2020 № ЕД-7-14-632@.

    Бланк, действующий с 25.12.2020, можно скачать по ссылке ниже:

    В заявлении так как и раньше указываются:

    • ИНН и КПП головной организации;
    • полное наименование;
    • код налогового органа;
    • ОГРН головной организации;
    • количество закрывающихся подразделений;
    • Ф. И. О. руководителя предприятия, его личный ИНН;
    • контактные сведения (номер телефона, адрес электронной почты);
    • печать предприятия.

    Образец заполнения заявления о закрытии ОП вы можете увидеть в системе К+, получив бесплатный доступ к системе.

    При этом заявления на постановку и снятие с учета подразделения практически идентичны. Отличие состоит только в самом названии документа. Заявление также составляется в 2 экземплярах. Можно предоставить оригинал документа и его копию, на которой специалист налоговой инспекции проставит отметку о принятии.

    Подробности см. здесь.

    Итоги

    Обособленное подразделение не является самостоятельным юридическим лицом. Решение о создании нового подразделения выносит орган управления предприятием. После этого предприятию необходимо обратиться в налоговый орган по месту нахождения подразделение и предоставить необходимый пакет документов в течение месяца после принятия решения (для филиала или представительства). Для регистрации иного обособленного подразделения по налоговому законодательству достаточно уведомить налоговую инспекцию в форме заявления.

    После регистрации подразделение получает собственный КПП, а ИНН применяет относящийся к головной организации.

    Читайте также: