Устав об оренбургских киргизах налоги

Опубликовано: 03.05.2024

1. Почему оренбургский генерал-губернатор Эссен не признавал Арынгазы ханом Младшего жуза? Опасался его усиления

2. Присырдарьинские казахи в начале XIX века признавали ханом:Арынгазы

3. Место ссылки хана Арынгазы: Калуга

4. В 1821 г. хан Младшего жуза Арынгазы был вызван в Петербург, по пути пленен и сослан в Калугу, в каком году он умер? В 1833г.

5. К моменту принятия «Устава об оренбургских киргизах» Младшим жузом управлял хан:Шергазы

6. Последним ханом Младшего жуза был: Шергазы.

7. Пожизненное ежемесячное жалование было назначено последнему хану Младшего жуза:Шергазы

8. Последний хан Младшего жуза Шергазы:был принят на службу в Оренбурге (с жалованьем в 150 рублей серебром)

9. Одна из причин «Устава 1824 г.»:междоусобицы сулатнов Младшего жуза

10. Год ликвидации ханской власти в Младшем жузе: 1824 г.

11. По «Уставу об оренбургских киргизах» 1824 г. ханская власть была ликвидирована: В Младшем жузе

12. «Устав об оренбургских киргизах» разработанный П.К. Эссеном, после рассмотрения в Азиатском комитете, был принят в: 1824 г.

13. Устав об оренбургских киргизах 1824г. разрабатывал правительственный чиновник: Эссен

14. Реформа 1824г. в Младшем жузе определила его административный центр: Оренбург

15. Кто назначал все должностные лица в Младшем жузе по «Уставу об Оренбургских киргизах» 1824 г.? Оренбургский генерал-губернатор.

16. По уставу 1824 года Младший жуз был поделен на три части. Кто находился во главе этих частей? Султаны-правители

17. Какое количество дистанций было создано на территории Младшего жуза по «Уставу об оренбургских киргизах» 1824 года? 54

18. Самый обременительный вид налога, взимавшегося с населения Оренбургского ведомства по «Уставу об оренбургских киргизах» 1824 г.: кибиточная подать

19. Оппозицию реформе царизма в Младшем жузе (1824 гг.) возглавил султан: Каратай.

20. Административным центром «Области сибирских киргизов» последовательно являлись города: Тобольск, Омск

Реформы 1967-1968 гг.

1. Перестройку управления Казахстаном на началах народного самоуправления, предложил Шокан Уалиханов в период подготовки реформ:1867-1868 гг.

2. При подготовке реформ 1867 - 1868 гг. перестройку управления Казахстаном на началах народного самоуправления предлагал:Шокан Уалиханов.

3. Шокан Уалиханов, участвуя в разработке реформы управления казахским краем в 60 годы XIX века, предлагал:Перестроить управление Казахстана на началах народного самоуправления.

4. На какие области предложил разделить казахскую степь И.И.Бутков в 60-е годы XIX века?Западная и Восточная.

5. На сколько областей предложила разделить казахские земли комиссия И.Бутакова в 60-е гг. Х1Хв.: 2 области

6. Кто 5 июня 1865 г. приказал готовить вопросы для изучения казахской степи: царь Александр II

7. Степная комиссия для подготовки проекта Положения об управлении Казахской степью была образована в:1865 г.

8. Кто возглавил комиссию по составлению проекта реформы 1867-1868 гг.? член Совета Министров внутренних дел А.Гирс

9. Уставы 1822 и 1824 годов были заменены:Положением 1868 года

10. Основная цель реформ 1867-1868 гг. в Казахстане заключалась в:Коренной ломке системы управление чингизидов.

11. Основная цель реформ 1867-1868 гг. в Казахстане заключалась в:изменения системы управления Казахстаном

12. Время проведения реформы 1867-1868 гг. в Казахстане совпало с периодом:Отмены крепостного права в России

13. Отмена крепостного права в России совпала со временем проведения в Казахстане реформ:1867-1868 гг.

14. Положения о реформе по управлению Казахстаном (1867-1868 гг.) утвердил император России:Александр II.

15. «Положение об управлении Семиреченской и Сырдарьинской областями» Александр II утвердил в:1867г.

16. «Временное положение об управлении в Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областях» Александр II утвердил:

Октября 1868 г.

17. «Временное положение об управлении в степных областях Оренбурского и Западно-Сибирского генерал-губернаторствах» было утверждено в:1868 г.

18. По реформе 1867-1868 годов в Казахстане была создана система управления:Пятизвенная.

19. Согласно реформам 1867-1868 гг. в крае была введена новая система административного управления:аул – волость – уезд – область – генерал-губернаторство

20. На сколько генерал-губернаторств делилась казахская степь до реформ 1867-1868гг.? 2

21. На сколько генерал-губернаторств делилась территория Казахстана по реформе 1867-1868 гг.?3

22. Вся территория Казахстана делилась на 3 генерал-губернаторства по реформе:1867-1868 гг.

23. Кто назначался во главе областей Казахстана согласно реформ 1867-1868 гг.?военные генерал-губернаторы

24. По реформе 1867-1868 гг. военная и гражданская власть в Казахстане сосредотачиваюсь в руках: Генерал-губернатора.

25. Во главе области по реформе 1867-1868 годов стоял:Военный губернатор.

26. Область по «Положению 1868 г.» делились на: уезды

27. Основной принцип административного устройства казахской степи по реформе 1867-1868 гг.:Неразделенность военной и гражданской властей.

28. Суть реформ 1867-68 гг.: сосредоточение военной и гражданской власти в руках генерал-губернатора

29. По новой реформе 1867-1868 гг. контроль над деятельностью областного управления осуществлял:Вице-губернатор.

30. По реформе 1867-1868 гг. области делились на административные единицы:Уезды.

31. Кто назначал уездного начальника? Генерал-губернатор

32. Назовите положение реформы 1867-1868гг., которое более всего подрывало родовое устройство казахов: административные аулы

33. Полиция, воинские части, учреждения уезда и укрепления по реформе 1867-1868 года подчинялись:Уездному начальнику

34. По реформе 1867-1868 гг. уезды делились на:Волости.

35. В Западно-Сибирское генерал-губернаторство по реформе 1867-1868 гг. вошли области:Акмолинская, Семипалатинская

36. Какому генерал-губернаторетву подчинялась Акмолинская область по реформе 1867-1868гг.? Западно-Сибирскому

37. Какие области были открыты в Казахстане согласно реформам 1867-1868 гг.? Семиреченская и Сырдарьинская.

38. Какие области были учреждены в Казахстане по реформе 1867-1968гг.? Уральская, Тургайская, Акмолинская, Семиреченская

39. В Оренбургское генерал-губернаторство по реформе 1867-1868 гг. вошли области:Уральская и Тургайская.

40. Согласно реформе 1867-1868 гг. Уральская и Тургайская области вошли в состав генерал-губернаторства:Оренбургского

41. Согласно реформе 1867-1868 гг. Семиреченская и Сырдарьинская области вошли в состав генерал-губернаторства:Туркестанского.

42. Какие области вошли в Туркестанское генерал-губернаторство по реформе 1867-1868гг.? Сырдарьинская и Семиречеснская

43. После завершения присоединения Казахстана к России было образовано Туркестанское генерал-губернаторство с центром в:Ташкенте

44. Казахские земли, ранее зависимые от Коканда, в 1867 году вошли:В Туркестанское генерал-губернаторство.

45. Куда вошла территория бывшего Букеевского ханства в результате реформ 1867-1868 гг.?в Астраханскую губернию

46. По реформе 1867-1868 г. г. в Закаспийскую область вошла территория:Мангыстау.

47. Область, в состав которой по реформе 1867-1868 гг. вошел Верненский уезд.Семиреченская.

48. Согласно реформе 1867-1868 гг. в Казахстане полицейская и распорядительная власть была поручена выборным аксакалам на территории области:Сырдарьинской.

49. По реформам 1867-1868 гг., отстраненные от власти султаны-правители:обеспечивались пожизненной пенсией

50. По реформе 1867-1868 гг. низшим звеном колониальной судебной системы являлся:Суд биев и казиев

51. В середине XIX века на юге Казахстана народный суд находился под влиянием мусульманских судей:казиев

52. Совокупность юридических и религиозных норм, основанных на Коране, действовала на юге Казахстана в середине XIX века:адат

53. По реформе 1867-1868 гг. от налогов в Российскую казну были освобождены:Потомки Чингисхана

54. При областных правлениях по реформе 1867-1868 гг. были созданы отделы:Хозяйственный, судебный, распорядительный.

55. По реформе 1867-1868 гг. Туркестанскому губернатору предоставлялось право проведения дипломатических переговоров со странами:Китай, Иран.

56. Государство, с которым имел право вести дипломатические переговоры Туркестанский генерал-губернатор.Китай.

57. Согласно реформе 1867-1868 гг., право ведения дипломатических переговоров с Китаем и Ираном было предоставлено генерал-губернатору:Туркестанского генерал-губернаторства.

58. Для борьбы с распростарнением исламской религии в Казахстане правительством были наложены ограничения на получение образования в:мектебах и медресе

59. До административно-территориальной реформы 1867-1868 гг. мектебы и медресе функционировали:Без ограничений

60. Реформы 1867-1868 гг. были введены временно в виде опыты на два года. Фактически на сколько лет затянулся этот «опыт»?20 лет

61. По реформе 1867-68 гг. был значительно увеличен: покибиточиый сбор

62. Одна из специфических для казахской степи форм налогообложения, существовавшая в период реформ 1867-1868 гг. :кибиточная подать

63. Назовите самое тяжелое последствие реформы 1867-1868гг. для казахов: объявление казахских земель государственной собственностью Российской империи

64. Самый главный результат реформ 1867-1868 гг. для казахов: Объявление казахских земель государственной собственностью Российской империи

65. После реформ 1960-х годов XIX века отношение между родами особенно обострило починпние кочевий:административно-территоиальным органам

66. Реформы 1867-1868 годов создали условия для:постепенного перехода от скотоводческого хозяйства к земледельческому

67. Реформы 1867-1868 гг. не могли разрешить всех противоречий казахского общества, но оказали положительное влияние на: социально-экономическое развитие Казахстана

68. Одной из причин административных реформ 60-х гг. XIX века является:присоединение к Российской империи Южного Казахстана и Семиречья

69. Абай Кунанбайулы и Ыбырай Алтынсарулы подвергли критике отрицательные последствия для Казахстана реформы:1867-1868 гг.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

В начале XIX в. стало четко вырисовываться огромное стратегическое значение Казахстана, расположенного между Россией, среднеазиатскими ханствами и Китаем. Для дальнейшего продвижения в Азию России требовалось укрепиться, прежде всего, в казахских степях. Активизация колониальной политики объяснялась также экономическими интересами растущей русской буржуазии. Казахстан привлекал русских купцов как источник животноводческого сырья и рынок сбыта промышленных товаров, неконкурентоспособных на западном рынке.
Пользуясь арестом Арынгазы и смертью Уали хана, колониальная администрация решила перейти в наступление на степь. Опираясь на часть султанов, преданных русским властям, царизм создал в Северном и Западном Казахстане новую систему управления, основанную на "Уставе о сибирских киргизах" и "Уставе об оренбургских киргизах".
"Устав об оренбургских киргизах 1824 г.". Разработанный в 1822 г. Оренбургским генерал-губернатором П. Эссеном проект аналогичного устава для Младшего жуза был принят Азиатским комитетом в 1824 г. В этой связи сразу же было принято решение об отмене ханской власти. Последний хан Младшего жуза Сергазы был вызван в Оренбург и оставлен там на постоянное жительство с жалованием в 150 рублей серебром в месяц. Ему присвоено звание "первоприсутствующего в Оренбургской пограничной комиссии".
Младший жуз был разделен на три части: западную - из родов байулы; среднюю - жетыру и отчасти алимулы: восточную - из алимулы, а также кипчаков и аргынов. Султаны-правители, поставленые во главе частей, по сути являлись чиновниками Оренбургской пограничной комиссии, куда вошли председатель, по четыре советника и заседателя из состоятельных казахов. По своим обязанностям комиссия выполняла функции губернского правления.
При каждом султане-правителе находился казачий отряд под командованием офицера. Ставки их находились в казачьих станицах и укреплениях. Как султаны-правители, так и их помощники ставились из среды сословия султанов.
Все должностные лица в Младшем жузе, начиная от аульного старшины и кончая султаном-правителем, назначались Оренбургским генерал-губернатором по рекомендации пограничной комиссии. Здесь не было выборной системы.
Проведение в жизнь положений этих документов означало колониальное закабаление Казахстана, что, естественно, вызвало взрыв негодования в степи. Начались локальные выступления, которые впоследствии слились в освободительную войну против России.

№ 38 Восстание Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова (1836-38гг)

Восстание казахов Бокеевского ханства. Постоянные притеснения царских чиновников и их прислужников-родственников Жангир хана привели к нарастанию стихийного возмущения казахов Бокеевского ханства, вылившееся в 1837 г. в вооруженное восстание, возглавленное батыром Исатаем Тайманулы, Махамбетом Отемисулы и султаном Каипкали Есимулы.
Крупные силы повстанцев несколькими отрядами стали приближаться к ставке Жангира, по пути уничтожая дома ханских чиновников. Осенью началась осада ханской ставки. Из русских крепостей, из Астрахани, Уральска и Оренбурга вышли войска для подавления восстания. 30 октября Исатай был вынужден снять осаду и отступить. Однако оторваться от преследования ему не удалось. 15 ноября в урочище Тас тобе произошло сражение с карателями, закончившееся поражением казахов.
В декабре Исатай и Махамбет с небольшим отрядом прорвались через пограничную линию и ушли на территорию Младшего жуза. Связавшись с Жоламаном и Каипкали, они начали собирать новую армию. Весной 1838 г. на маслихате Младшего жуза было решено заключить союз с Хивой и объявить войну "газават" против России. К концу 1838 г. казахские отряды насчитывали около 2 тысяч человек.
Придавая большое значение военным приготовлениям Каипкали, Исатая и Махамбета, боясь их объединения с Кенесары, царское правительство выделило специальные войска во главе с подполковником Геке. Последнее сражение состоялось в районе Илецкой защиты. Султану Каипкали удалось уйти от преследователей, а Исатай погиб. Многие батыры после этого присоединились к Жоламану и Кенесары, а Махамбет отправился в Хиву и стал совместно с Каипкали готовить новое восстание в Бокеевском ханстве.
Таким образом, на первом этапе в 1824-1832 гг. народно-освободительная война носит характер локальных военных выступлений. В Младшем жузе они были возглавлены Жоламаном Тленшиулы, в Бокеевском ханстве - Исатаем и Махамбетом, в Среднем жузе - султаном Саржаном Касымулы. И только с приходом к руководству движением султана Кенесары Касымулы разрозненные силы казахов объединяются, и война входит в новый этап.

Процесс ликвидации государственной независимости в ходе российской колонизации края проявился в целенаправленном реформировании системы управления в Казахстане. Уже в 80-е годы XVIII века губернатором Оренбургской губернии О. Игельстром были приняты попытки ликвидировать ханскую власть в Младшем жузе, известные как «реформы Игельстрома».Но в 19 веке эта политика стала более последовательной и вылилась в конкретные результаты. Так, в целях реформирования системы управления краем, приближения ее к общероссийской, в частности в Среднем жузе, генерал-губернатором Сибири М. М. Сперанским был разработан «Устав о сибирских киргизах», принятый в 1822г. Согласно «реформам Сперанского» Сибирь была разделена на две части- Восточную с управлением в Иркутске, и западную с центром в Тобольске, а с 1839г. –в Омске. Эта часть получила название «Область сибирских киргизов», для нее был разработан Устав 1822г. Согласно Уставу ,«область сибирских казахов» была разделена на округа, округа делились на волости, волости на аулы. В округ входили от 15 до 20 волостей, в волость- от 10 до 12 аулов, в аул –от 50 до 70 кибиток. При организации округов за основу брались зимние кочевья. При этом ханская власть была отменена. Реформы касались и суда, они преследовали цель- распространить на Казахстана общеимперские законы. Традиционный суд биев сохранялся на уровне исковых дел –родовых, под родовых, аульных. Вот некоторые наиболее показательные положения « Устава о сибирских казахов».Устав гласит: «Старший султан есть земский чиновник, которому по избранию его вверяется от российского правительства местное управление. Все дела производит он через окружной приказ».Данным уставом устанавливалась «Сборы и повинности», и частности, «Ясак скотом, со ста голов одну. Сбор с казахов делать по волостям. Сборы делать один раз в году, в летнее время».Приняв «Устав о сибирских киргизах» означало ликвидацию ханской власти в Среднем жузе и фактическое его включение в состав Российской империи. 8 февраля 1824г. царскими властями был основан первый Каркалинский приказ, во главе которого стал старший султан, подполковник Турсун Чингисов. В том же году был создан Кокчетавский приказ. Эти приказы стали аванпостами царизма в закабалении Казахстана. В 1824г. правительством России был принят «Устав об оренбургских киргизах», разработанный оренбургским генерал-губернатором П.К. Эссеном. Так же как и в Среднем жузе, в Младшем отменялась ханская власть. Жуз делился на части во главе с султаном – правителем части жуза , который назначался оренбургским губернатором. Судебная система, как и по «Уставу о сибирских киргизах», предусматривовала ведение всех крупных дел военным судом или Пограничной комиссией. Так была ликвидирована ханская власть в Младшем и Среднем жузах.

Социально-экономическое и политическое положение Казахстана в первой половине XIX в

Ликвидация ханской власти в Казахстане

В первой половине XIX века в экономической, по­литической и общественной жизни Казахстана произошли глубокие изменения. Основным занятием населения оставалось кочевое скотоводство, но в это время уже развиваются местная промышленность и крепнут промыслы (лов рыбы, добыча соли).

В восточных и центральных районах Казахстана стали осваиваться месторождения цветных металлов и каменного угля. В середине XIX века в Казахстане было построено 57 водяных и ветряных мельниц, 34 кузницы, 11 рудоплавильных, салотопенных и кожевенных заводов.

Рас­ширялась торговля с Россией, Китаем. Для обеспечения безопас­ности торговых караванов правительство в мае 1803 г. разре­шило купцам содержать вооруженные отряды. Особое значение для развития казахско-русской торговли имели: Петропавловск (Кызылжар), Акмолинск (Акмола), Уральск (Теке), Семипалатинск (Семей), Бух­тарма (Буктырма), 0ренбург (Орынбор), Омск (Омбы). В 1822 г. в Урде (ханс­кой ставке) была открыта первая официальная ярмарка. В 1855 г. в Семипалатинске открылись две городские ярмарки. В торговле со Средней Азией из городов, контролиру­емых Россией, не было равных Петропавловску.

Учас­тие казахов в крестьянской войне Е. Пугачева, восстание Сырыма Датова показали слабость ханской власти. С 1781 по 1819 в Среднем жузе правил хан Вали (Уали), прави­тельство назначило в 1815 году второго хана – Букея (Бокей). После смерти Букея в 1817 г. и Вали в 1819 г. новые ханы в Среднем жузе не были утверждены.

«Устав о сибирских киргизах» 1822 года был раз­работан под руководством генерал-губернатора Сибири М.М.Сперанского. В работе активное участие при­нял будущий декабрист Г.С. Батеньков. «Устав» имел ряд прогрессив­ных положений (отмена рабства, мероприятия по здравоохранению и образованию). Главная цель «Устава»- лик­видация традиционной казахской политической системы, изменение административного, судебного, территориально­го управления на северо-востоке Казахстана.

Средний жуз был разделен на административные единицы: округа (15- 20 волостей), волости (10-12 аулов), аулы (50-70 кибиток). Округа казахов Среднего жуза составляли «Область сибирских киргизов», которая относилась к Омской области. Омская область входили в 3ападно-Сибирское ге­нерал-губернаторство с центром в Тобольске, а с 1839 года - в Омске.

«Область сибирских киргизов» делилась на внешние («за Иртышем») и внутренние округа. Основные казахские кочевья отошли к внешним округам. Округа подчинялись Омскому областному правлению, а руководство ими возлагалось на окружные приказы. Формально округом руководил старший султан, он избирался султанами на 3 года, его призна­вали в чине майора российской службы, а через 9 лет службы (3 срока) он мог просить дворянское звание.

Срок пребывания в должности волостного султана не ограничивался. Волостные султаны передавали власть по наследству, но обязательно утверждались в должности областным правлением. Волостные султаны имели звание чиновников 12-го класса. Аульные старшины избирались каж­дые три года, но могли переизби­раться на последующие сроки. В должности аульный старшина утверждался окружным приказом. Аульные старшины подчинялись волостным султанам.

Судебные дела делились на три катего­рии: уголовные, исковые, жалобы на управление. Уголовные дела рассматривали окружные приказы по законам империи. Предварительное следствие проводилось казахским бием с участием российского чи­новника. По требованию казахов рассматриваемые дела решались на основании местных старых законов. Но ок­ружной приказ имел право пересмотра решений биев.

Когда в 1838 году упразднили Омскую область, для территории «сибирских казахов» ­создается отдельное пограничное управление в Омске. Прак­тически неограниченные полномочия приобретал погранич­ный начальник, имевший чин генерал-майора. Это было шагом по дальнейшему понижению полити­ческого статуса казахских земель и усилению колониаль­ной политики.

«Устав» 1822 года создавал условия для расширения торговли между Россией и Казахстаном. Казахи могли сбывать свои изделия и пригонять на российский рынок стада. Продажа вина в казахской степи запрещалась. Караванная торговля не облагалась пошлиной, султан мог отправлять караваны за границу.

Большинство казахов нижнего течения Сырдарьи, относившихся к Младшему жузу, в 1816-1821 годах признавали ханом Арынгазы Абылгазы-улы. В 1821 году Арынгазы был вызван в Петербург, пленен и сослан в Калугу. Умер в ссылке в 1833 году.

По «Устав об оренбургских киргизах» разработан П.К. Эссеном в 1822 и принят в 1824 году. Последний хан младшего жуза Ширгазы (Сергазы) был вызван в Оренбург и назначен на службу, а ханская власть упразднена. Младший жуз был разделен на три части: ­Восточную, Среднюю и Западную - во главе с султанами-правителями. Султаны-правители являлись чиновниками Оренбургской пограничной ко­миссии, назначались оренбургским военным губерна­тором. До 1831 года казахи делились на близлинейных и степных. С 1831 года создаются административные единицы – 54 дистанции, которые делятся на старшинства (аулы), во главе стояли дистанционные начальники. Все должностные лица в Младшем жузе назначались оренбургским генерал-губер­натором, выборная система отсутствовала.

До 1845 года лишь во Внутренней Орде или Букеев­ском ханстве в междуречье Волги и Яика сохранялась ханская власть.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Вопрос №13

Улусы найманов и кереитов. В XII в. конфедерация найманов представляла собой крупное центральноазиатское государственное объединение. Вопрос о происхождении и ранней истории найманов достаточно сложен. Новейшие сведения в научной литературе подтверждают мнение об их тюркоязычности. По мнению ученых, значение термина «найман» раскрывается с позиции монгольского языка и означает «восемь», по числу племен, входивших в конфедерацию.

Соседями найманов на западе были канглы и кыпчаки, обитавшие в верховьях Иртыша, на севере - енисейские кыргызы, на востоке - кереиты, жившие в Восточной Монголии, а на юге - уйгуры, находившиеся, как и большинство народов и племен Центральной Азии, в вассальной зависимости от киданей. Тесные этнополитические и культурные связи отмечались у найманов с окружающими их кочевьми и оседло-земледельческими этносами, в особенности с канглы. Отдельные группы канглы и кыпчаков расселялись во владениях найманов.

Наиболее ранние сведения о кереитах в письменных источниках относятся к началу X в. Этнический состав конфедерации кереитов был неоднороден. Он состоял из тюркоязычных и монголоязычных компонентов. На западе от кереитов жили найманы, на севере - меркиты, на востоке - татары, на юге - тангуты, с которыми кереиты поддерживали тесные политические и этнокультурные отношения. При пышном дворе Тогрул-хана воспитывались будущие правители и вожди степных племен, в частности, Темучин (Чингисхан), Чжамуха, приобщаясь к политической и дипломатической жизни.

Кереиты и найманы находились на одном уровне социально-политического развития. Они оформились в самостоятельные государственные объединения - улусы, стоявшие над родоплеменными институтами и вбиравшими весь этнос с династийным ханским родом во главе. Каждый улус имел свою территорию. Важные участки его границ охранялись. Ханы имели личные летовки и зимние пастбища. В улусах функционировал аппарат управления, представленный ханской ставкой, войсками и дружиной.

Исключительное место в государстве кереитов и найманов занимала ханская ставка (орда), она ведала ханским имуществом и армией. У найманов и кереитов действовало обычное право. В ханствах имело распространение делопроизводство. Приобщение кереитов и найманов в 1007 г. к христианству несторианского толка указывает на достаточно высокий уровень их социального и культурного развития.

Найманы (8 племен) и кереиты. Монгольские племена, кочевали между Орхоном (здесь была ставка кереитов) и Иртышем. В 1007 г. приняли христианство. В 1203-06 гг. вытеснены из Монголии Чингиз-Ханом. В госаппарате было налажено делопроизводство. При дворе кереитов воспитывались будущие правители и вожди племен. Со вре-менем тюркизировались. Хан найманов Кучлук преследовал мусульман, что вызывало их возмущение.

Найманы: 1204г – Чингиз хан разгромил улус найманов, часть подчинилась ему, а остальные бежали с Кучлук ханом в р-н Черного Иртыша и Алтая.1208 – Чингиз хан вторично разбивает найманов, уцелевшие бежали в Семиречье. 1211-Захватили власть в Семиречье и образовали свое ханство во главе с Кучлук ханом. 1218- ханство пало под натиском монгольского войска под командованием Жебе-нойона. После монгольского нашествия найманы вошли в улус Джучи, а позднее в состав Среднего жуза.

Кереиты: 1203 – В результате завоеваний Чингиз хана гос-во кереитов пало. Часть кереитов подчинилась монголам, часть ушла в Сев Каз-н и поселились в р-нах рек Ишима, Тобола и Иртыша, др часть ушла в пределы Зап Сибири.В XII в кереиты объединив тюрков Зап Сибири образовали новое гос-во – Сибирское ханство. Столица – Чимги-тура (Тюмень). Основатель – Тайбуга хан.

Около 1007 или 1008 года хан кереитов направляет посольство мервскому митрополиту и вместе со своим народом принимает христианство, приняв имя Маргуз (т.е. Маркус - Марк). Вместе с кереитами христианами становятся найманы, онгуты, часть монгольских племен. В VII-VIII вв. в городах Юж. Каз-на и Семиречья было распространено хрйстианство-несторианство. Оно как ересь зародилось в V в. в Вост - Римской империи. Сохранились кайраки.- надгробные камни с несторианскими надписями. О христианах Илийской долины и церкви в Коялыке будет сообщать в XIII в. В.Рубрук. Государство кереитов окончательно пало под натиском монголов и вошло также в состав улуса Джучи, а позднее в Средний жуз.

№38) Политика царизма в Казахстане в первой половине XIX века. Уставы 1822-1824 гг.

В 20-х годах XIX в. Россия нач. крупномасштабное наступление на Казахстан с целью окончательного его подчинения и превращения в колонию. Это наступление велось по 3 основным направлениям:

1. Военоое закрепление – строительство новых укрепленых линий, увеличение гарнизонов, создание казачих поселений.

2. Политическое закрепление – проведения административных мероприятий, ограничивающих права казахов.

3. Экономическое закрепление – массовый захват казахских земель, введение многочисленных налогов

Совокупность этих мероприятий и сост. Содержание колониальной политики царизма в Казахстане. В ответ на это казахи всех жузов поднялись на борьбу с агрессией, и колониальное завоевание затянулось на 40 лет.

Уставы 1822 – 1824 гг.

Устав о сибирских киргизах 1822г.

Восстание Срыма Датова показало, что ханская власть не обеспечивала проведение царской политики. С целью реформирования системы управления краем, приближения ее к общероссийской, и в частности в Среднем жузе, генерал-губернатором Сибири М. М. Сперанским был разработан "Устав о сибирских киргизах (казахах)", принятый в 1822 году. Этот документ был разработан в 1822г. под руководством М.Сперанского. После разделения Сибири на две части (1822г.) территория казахской степи был причислена к Западной Сибири, главное управление которой до 1839г. находилось в Тоюольске, с 1839г. – в Омске. По «Уставу» Область Сибирских киргизов разделялась на внешние и внутренние округа. С 1822г. по 1838г. было образовано 7 округов: Каркаралинский, Кокчетавский, Кокпектинский, Аягузский, Кушмурунский, Акмолинский, Баянаульский. Управлял султан – он избирался на 3 года и приравнивался к чиновнику 12 класса. Ему присваивалось звание майора. В округ входило от 15 до 20 волостей. Каждая волость состояла из 10 – 12 аулов. Аульные старшины избирались каждые 3 года, утверждались окружным приказом. Аул обьединял от 50 до 70 юрт. Судебные дела делились на уголовные и гражданские. Устав ввел налоговую систему – каждое хозяйство должно платить правительству ясак в размере одной головы со 100 голов скота. У казахов были различные обязанности: Охрана караванов, Почта, Наблюдение за путями сообщения. Первые 5 лет казахи принявшие «Устав» освобождались от налогов. Устав о Сибирских киргизах должен был содействовать колонизации Северо-Центрального Казахстана, это способствовало завершению присоединения Казахстана к России. « Устав об оренбургских киргизах 1824г.» Разработан в 1822г. Оренбургским генерал губернатором П. Эссеном, устав для Младшего жуза был принят Азиатским комитетом в 1824 году. Было принято решение об отмене ханской власти. Последний хан Сергазы был вызван в Оренбург и оставлен там на постоянное жительство с жалованием 150р. серебром в месяц. Ему было присвоено звание дворянина. Младший жуз был разделен на 3 части: западную, среднюю и восточную. Управляли Султаны – правители, которые фактически были чиновники из Оренбургской пограничной комиссии, которые фактически выполняли функции генерал губернатора. При каждом султане – правителе находился казачий отряд. Все должностные лица, начиная от аульного старшины и заканчиваясултаном - правителем, назначались Оренбургским генерал – губернатором по рекомендации пограничной комиссии. Здесь не было выборной системы. Из-за недовольства казахов этим уставом начались локальные выступления, которые в последствии выллились в освободительную борьбу против колонизации Россией.

Подготовил учитель СШ №27

Валл Юрий Генадьевич

Тема: « Национально-освободительная борьба казахского народа 1824-1864 гг

В 20-х годах XIX в. Россия начинает крупномасштабное наступление на Казахстан с целью окончательного его подчине­ния и превращения в колонию. Это наступление велось по трем основным направлениям:

1. Военное закрепление - строительство новых укрепленных линий, увеличение гарнизонов, создание казачьих поселений.

2. Политическое закрепление - проведение административных мероприятий, ограничивающих права казахов.

3. Экономическое закрепление - массовый захват казахских земель, введение многочисленных налогов.

Совокупность этих мероприятий и составила содержание коло­ниальной политики царизма в Казахстане. В ответ на это казахи всех жузов поднялись на борьбу с агрессией, и колониальное завое­вание затянулось на целых 40 лет.

Колониальные мероприятия в Младшем и Среднем жузе 1822-1814 гг.

В начале XIX в. стало четко вырисовываться огромное стра­тегическое значение Казахстана, расположенного между Россией, среднеазиатскими ханствами и Китаем. Для дальнейшего продви­жения в Азию России требовалось укрепиться, прежде всего, в казахских степях. Активизация колониальной политики объяснялась также экономическими интересами растущей русской буржуазии. Казахстан привлекал русских купцов как источник животно­водческого сырья и рынок сбыта промышленных товаров, некон­курентоспособных на западном рынке.

Пользуясь арестом Арынгазы и смертью Уали хана, коло­ниальная администрация решила перейти в наступление на степь. Опираясь на часть султанов, преданных русским властям, царизм создал в Северном и Западном Казахстане новую систему управ­ления, основанную на «Уставе о сибирских киргизах» и «Уставе об оренбургских киргизах».

Устав о сибирских киргизах 1822 г

. Этот документ был разработан в 1822 г. под руководством М. Сперанского. После разделения Сибири на две части (1822 г.) территория Казахской степи была причислена к Западной Сибири, главное управление которой до 1839 г. находилось в Тобольске, с 1839 г. - в Омске.

По Уставу, Область сибирских киргизов разделялась на внеш­ние и внутренние округа. Во внешние округа вошли казахи, коче­вавшие за р. Иртыш. С 1822 г. по 1838 г. было образовано 7 округов -Каркаралинский, Кокчетавский, Аягузский, Акмолинский, Баянаульский, Кушмурунский, Кокпектинский. Во главе округов стояли окружные приказы «дуан», где сосредоточивались администрация, полиция, суд. Приказы возглавляли ага-султаны, при них работали четыре заседателя, два русских чиновника, назначаемых губерна­тором и два казаха, выбираемых на два года почетными биями, старшинами. Старший султан избирался по положениям Устава на собрании султанов на три года. Ему присваивалось на время службы звание майора. Успешно выдержавшие три выбора могли претендовать на диплом дворянина.

В округ входило от 15 до 20 волостей. Во главе волостей стояли волостные султаны, правда, за неимением их во многих родах на эту должность выбирали представителей «черной кости». По своему положению они приравнивались к чиновникам 12 класса, их власть была исполнительного характера, выполнение приказов и поста­новлений дуана и исполнение судебных приговоров.

Каждая волость составлялась из 10-12 аулов. Аульные стар­шины избирались каждые три года, утверждались окружным при­казом. Каждый из таких административных аулов объединял от 50 до 70 юрт-шаныраков. При организации округов и волостей учи­тывалось родовое деление, с этим сочетались и территориальные признаки. Каждый округ получал определенную территорию.

По Уставу, судебные дела делились на уголовные и граж­данские. Наиболее серьезные дела изымались из ведения бийского суда. Но даже при рассмотрении менее важных вопросов решения суда биев могли быть обжалованы в окружные приказы. Устав ввел налоговую систему - каждое хозяйство должно платить прави­тельству ясак в размере одной головы со 100 голов скота. В это число не входят верблюды - основное вьючное животное, необ­ходимое для развития торговли. Первые пять лет казахи, принявшие Устав, освобождались от налогов. Документом предусматривались и другие виды повинностей - охрана караванов, гужевая повин­ность, почта, наблюдения за путями сообщения.

«Устав о сибирских киргизах» должен был содействовать граж­данской и военной колонизации Северо-Центрального Казахстана, закреплению казахских аулов на определенной территории, орга­низации нового политико-административного управления, что спо­собствовало завершению присоединения Казахстана к России.

«Устав об оренбургских киргизах 1824 г.».

Разработанный в 1822 г. Оренбургским генерал-губернатором П. Эссеном проект аналогичного устава для Младшего жуза был принят Азиатским комитетом в 1824 г. В этой связи сразу же было принято решение об отмене ханской власти. Последний хан Младшего жуза Сергазы был вызван в Оренбург и оставлен там на постоянное жительство с жалованием в 150 рублей серебром в месяц. Ему присвоено звание «первоприсутствующего в Оренбургской погра­ничной комиссии».

Младший жуз был разделен на три части: западную - из родов байулы; среднюю - жетыру и отчасти алимулы: восточную - из алимулы, а также кипчаков и аргынов. Султаны-правители, поставленые во главе частей, по сути являлись чиновниками Оренбургской пограничной комиссии, куда вошли председатель, по четыре советника и заседателя из состоятельных казахов. По своим обязанностям комиссия выполняла функции губернского прав­ления.

При каждом султане-правителе находился казачий отряд под командованием офицера. Ставки их находились в казачьих станицах и укреплениях. Как султаны-правители, так и их помощники ставились из среды сословия султанов.

Все должностные лица в Младшем жузе, начиная от аульного старшины и кончая султаном-правителем, назначались Оренбург­ским генерал-губернатором по рекомендации пограничной комис­сии. Здесь не было выборной системы.

Проведение в жизнь положений этих документов означало коло­ниальное закабаление Казахстана, что, естественно, вызвало взрыв негодования в степи. Начались локальные выступления, которые впоследствии слились в освободительную войну против России.

Читайте также: