Установление налогов и сборов государственная дума

Опубликовано: 14.05.2024

Налоговое законодательство включает совокупность нормативных актов, действующих на территории РФ и регулирующих налоговые отношения. В его состав входят: международное законодательство, действующее на территории РФ; законодательство о налогах и сборах и иные нормативные акты (в том числе и органов исполнительной власти), которые регулируют отношения в сфере налогообложения.

Законодательство о налогах и сборах является составным элементом налогового законодательства.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения (п. 1 ст. 2 НК):

– по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации;

– возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В отношении таможенных платежей законодательство о налогах и сборах не применяется, за исключением случаев, прямо предусмотренных НК.

Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК).

В состав законодательства о налогах и сборах входят:

– законодательство РФ о налогах и сборах;

– законодательство субъектов РФ о налогах и сборах;

– нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах.

Введение в текст НК понятия «законодательство о налогах и сборах» и определение его трехуровневой системы было обусловлено федеральным устройством Российской Федерации.

Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, принятые до введения в действие НК и не отмененные в связи с его принятием, продолжают действовать в части, не противоречащей части первой НК.

Действующие в настоящее время законы федерального уровня, регулирующие вопросы налогообложения, можно разделить на следующие категории:

1) специализированные федеральные законы, содержащие текст НК. Сюда же следует отнести законы федерального уровня, которые были приняты до 1 января 1999 г., но не утратили силу к настоящему моменту;

2) законы, вносящие изменения или дополнения в текст действовавших законодательных актов, регулировавших порядок налогообложения;

3) федеральные законы о ратификации международных налоговых соглашений и иных международных актов в этой сфере;

4) федеральные законы об утверждении, уточнении или исполнении государственного бюджета или образовании внебюджетных фондов;

5) отраслевые законы федерального уровня, содержащие отдельные предписания, касающиеся процедуры налогообложения.

К актам законодательства о налогах и сборах не относятся любые приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, изданные органами исполнительной власти (налоговыми органами, Минфином России и т. д.).

Законодательство РФ о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК) состоит: из НК и федеральных законов о налогах и сборах, принятых в соответствии с НК.

Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах (п. 4 ст. 1 НК) состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК.

Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК.

В НК подтвержден приоритет норм международного законодательства, признанного Российской Федерацией, над ее национальным законодательством (ст. 7 НК). Правила и нормы международных договоров РФ являются источниками национального налогового права и подлежат применению в случаях, если:

– они содержат положения, касающиеся налогообложения и сборов;

– в них установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах.

Наиболее распространенными формами международных договоров РФ, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, являются:

– соглашения (договоры) об избежании двойного налогообложения;

– соглашения о борьбе с налоговыми правонарушениями.

Отдельные положения, касающиеся вопросов налогообложения, могут содержаться в заключенных РФ консульских конвенциях.

Налоговый кодекс РФ – это кодифицированный нормативный правовой акт, определяющий основные положения действующего механизма налогообложения.

Задачи НК. НК (п. 2 ст. 1 НК) устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Структура НК. Действующий НК состоит из двух частей. В части первой определены общие принципы налогообложения в Российской Федерации. Часть вторая посвящена правовому регулированию уплаты отдельных налогов и сборов и специальным налоговым режимам.

В первоначальном проекте, внесенном 30 апреля 1997 г. Правительством РФ в Государственную Думу РФ, предполагалось, что НК будет состоять из четырех частей: первая – общая, вторая – федеральные налоги, третья и четвертая – соответственно региональные и местные налоги. В ходе законотворческой деятельности такая структура была признана нецелесообразной, и главы, посвященные региональным и местным налогам, было решено включить в состав части второй НК.

Структура части первой НК. По состоянию на 1 января 2008 г. часть первая НК состоит из семи разделов, включающих 20 глав.

В разд. I определено понятие и правовой статус законодательства о налогах и сборах и его соотношение с иными нормативными актами о налогах и сборах, а также определена система налогов и сборов в Российской Федерации.

Раздел II посвящен правовой характеристике налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, а также институту представительства в налоговых правоотношениях.

В разд. III включены нормы, посвященные деятельности органов национальной налоговой администрации. В состав налоговой администрации России входят налоговые органы, а также отдельные структуры финансовых органов, таможенных органов, органов внутренних дел.

Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов содержит разд. IV.

В разд. V определен порядок подачи налоговой декларации и определены правила налогового контроля.

Раздел VI содержит правовую характеристику налогового правонарушения и виды ответственности за их совершение.

Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц производится в соответствии с нормами разд. VII.

Вступление в силу и изменения части первой НК. Часть первая НК была принята 31 июля 1998 г. (Федеральный закон от 31.08.1998 № 147-ФЗ) и введена в действие с 1 января 1999 г. С момента вступления в силу части первой НК в текст многократно вносились изменения.

Наиболее существенные изменения были внесены следующими федеральными законами:

– от 09.07.1999 № 154-ФЗ (изменения большинства статей были связаны с исправлениями допущенных при принятии НК ошибок и пробелов и носили в основном технический характер);

– от 30.12.2001 № 196-ФЗ (изменения вызваны вступлением в силу с 1 июля 2002 г. КоАП);

– от 28.05.2003 № 61-ФЗ (изменения вызваны вступлением в силу с 1 января 2004 г. ТК);

– от 23.12.2003 № 185-ФЗ (изменения и дополнения внесены с целью совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);

– от 29.06.2004 № 58-ФЗ (изменения и дополнения обусловлены перераспределением в результате административной реформы полномочий между органами государственной налоговой администрации);

– от 27.07.2006 № 137-Ф3 (в целях совершенствования системы налогового администрирования внесены изменения и уточнения, направленные в том числе на повышение эффективности налогового контроля, уточнение прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов).

Структура части второй НК. По состоянию на 1 января 2008 г. часть вторая состоит из четырех разделов, включающих 18 глав, одна из которых, гл. 27 «Налог с продаж» с 1 января 2004 г. утратила силу в связи с отменой этого налога.

К разделам части второй НК относятся:

– разд. VIII «Федеральные налоги» (гл. 21 «Налог на добавленную стоимость», гл. 22 «Акцизы», гл. 23 «Налог на доходы физических лиц», гл. 24 «Единый социальный налог», гл. 25 «Налог на прибыль организаций», гл. 25.1 «Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов», гл. 25.2 «Водный налог», гл. 25.3 «Государственная пошлина», гл. 26 «Налог на добычу полезных ископаемых»);

– разд. VIII.1 «Специальные налоговые режимы» (гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)», гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения», гл. 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности», гл. 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции»);

– разд. IХ «Региональные налоги и сборы» (гл. 27 «Налог с продаж» (утратила силу), гл. 28 «Транспортный налог», гл. 29 «Налог на игорный бизнес», гл. 30 «Налог на имущество организаций»);

– разд. X «Местные налоги» (гл. 31 «Земельный налог»).

Следует учесть, что работа над частью второй НК не завершена и ее структура будет дополняться.

Вступление в силу и изменения части второй НК. В отличие от части первой НК, все разделы и главы которой были приняты одновременно, при подготовке части второй законодатель предпочел вводить в действие ее отдельные главы по мере их подготовки. Первыми в составе части второй были приняты главы «Налог на добавленную стоимость», «Акцизы», «Налог на доходы физических лиц» и «Единый социальный налог (взнос)». В результате датой принятия части второй НК считается дата принятия первых входящих в ее состав глав, при этом до настоящего времени работа над второй частью, как уже отмечалось, не завершена, и ее текст продолжает дополняться новыми главами.

Часть вторая НК была принята 5 августа 2000 г. (Федеральный закон № 117-ФЗ).

Считается, что часть вторая НК введена в действие с 1 января 2001 г. При этом даты вступления в силу ее отдельных глав различаются:

– гл. 21–24 – с 1 января 2001 г.;

– гл. 25–26.1 – с 1 января 2002 г.;

– гл. 27 – с 1 января 2002 г. по 1 января 2004 г.;

– гл. 28 – с 1 сентября 2002 г.;

– гл. 26.2-26.3 – с 1 января 2003 г.;

– гл. 26.4 – с 1 августа 2003 г.;

– гл. 25.1; 29 и 30 – с 1 января 2004 г.;

– гл. 25.2; 25.3 и 31 – с 1 января 2005 г.

Терминология НК. Если НК не вводит собственного определения для института, понятия или термина гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, то они применяются в том значении, в каком используются в этих отраслях законодательства (п. 1 ст. 11 НК).

Перечень терминов, применяемых в НК в ином значении, установлен в п. 2 ст. 11 НК.

Акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (п. 1 ст. 4 НК).

Состав органов исполнительной власти, издающих нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами. В предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, могут издавать (п. 1 ст. 4 НК):

– федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела;

– органы исполнительной власти субъектов РФ;

– исполнительные органы местного самоуправления.

Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.

Изданные до введения в действие части первой НК нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ по вопросам, которые согласно этой части НК могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

\u041f\u043e\u043b\u043d\u043e\u043c\u043e\u0447\u0438\u044f \u0421\u043e\u0432\u0435\u0442\u0430 \u0424\u0435\u0434\u0435\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438: 1)\u0443\u0442\u0432\u0435\u0440\u0436\u0434\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u0437\u043c\u0435\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f \u0433\u0440\u0430\u043d\u0438\u0446 \u043c\u0435\u0436\u0434\u0443 \u0441\u0443\u0431\u044a\u0435\u043a\u0442\u0430\u043c\u0438 \u0420\u0424; 2)\u0443\u0442\u0432\u0435\u0440\u0436\u0434\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0443\u043a\u0430\u0437\u043e\u0432 \u041f\u0440\u0435\u0437\u0438\u0434\u0435\u043d\u0442\u0443 \u0420\u0424 \u043e \u0432\u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u0438\u0438 \u0432\u043e\u0435\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u0438 \u0447\u0440\u0435\u0437\u0432\u044b\u0447\u0430\u0439\u043d\u043e\u0433\u043e \u043f\u043e\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d\u0438\u044f; 3) \u0440\u0435\u0448\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0432\u043e\u043f\u0440\u043e\u0441\u0430 \u043e \u0432\u043e\u0437\u043c\u043e\u0436\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0441\u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0412\u043e\u043e\u0440\u0443\u0436\u0435\u043d\u043d\u044b\u0435 \u0441\u0438\u043b\u044b \u0420\u0424 \u0437\u0430 \u043f\u0440\u0435\u0434\u0435\u043b\u0430\u043c\u0438 \u0442\u0435\u0440\u0440\u0438\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438 \u0420\u043e\u0441\u0441\u0438\u0438; 4)\u043d\u0430\u0437\u043d\u0430\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0432\u044b\u0431\u043e\u0440\u043e\u0432 \u041f\u0440\u0435\u0437\u0438\u0434\u0435\u043d\u0442\u0430 \u0420\u0424; 5)\u043e\u0442\u0440\u0435\u0448\u0435\u043d\u0438\u0435 \u041f\u0440\u0435\u0437\u0438\u0434\u0435\u043d\u0442\u0430 \u0420\u0424 \u043e\u0442 \u0434\u043e\u043b\u0436\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438; 6) \u043d\u0430\u0437\u043d\u0430\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0434\u043e\u043b\u0436\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0441\u0443\u0434\u0435\u0439 \u041a\u043e\u043d\u0441\u0442\u0438\u0442\u0443\u0446\u0438\u043e\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e, \u0412\u0435\u0440\u0445\u043e\u0432\u043d\u043e\u0433\u043e \u0441\u0443\u0434\u043e\u0432 \u0420\u0424; 7)\u043d\u0430\u0437\u043d\u0430\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0434\u043e\u043b\u0436\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u0438 \u043e\u0441\u0432\u043e\u0431\u043e\u0436\u0434\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043e\u0442 \u0434\u043e\u043b\u0436\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438: 1.\u0413\u0435\u043d\u0435\u0440\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0433\u043e \u043f\u0440\u043e\u043a\u0443\u0440\u043e\u0440\u0430 \u0420\u0424; 2.\u0437\u0430\u043c\u0435\u0441\u0442\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u041f\u0440\u0435\u0434\u0441\u0435\u0434\u0430\u0442\u0435\u043b\u044f \u0421\u0447\u0435\u0442\u043d\u043e\u0439 \u043f\u0430\u043b\u0430\u0442\u044b \u0438 \u043f\u043e\u043b\u043e\u0432\u0438\u043d\u044b \u0441\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u0430 \u0435\u0451 \u0430\u0443\u0434\u0438\u0442\u043e\u0440\u043e\u0432.

\u041e\u0431\u0449\u0438\u0435 \u043f\u043e\u043b\u043d\u043e\u043c\u043e\u0447\u0438\u044f \u0413\u043e\u0441. \u0414\u0443\u043c\u044b \u0438 \u0421\u043e\u0432\u0435\u0442\u0430 \u0424\u0435\u0434\u0435\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438: 1)\u043e\u0431\u0441\u0443\u0436\u0434\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438 \u043f\u0440\u0438\u043d\u044f\u0442\u0438\u0435 \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u043e\u0432; 2)\u043e\u0431\u0441\u0443\u0436\u0434\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438 \u043f\u0440\u0438\u043d\u044f\u0442\u0438\u0435 \u0444\u0435\u0434\u0435\u0440\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0433\u043e \u0431\u044e\u0434\u0436\u0435\u0442\u0430; 3)\u0443\u0441\u0442\u0430\u043d\u043e\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u0432 \u0438 \u0441\u0431\u043e\u0440\u043e\u0432, \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u043e\u0432\u043e\u0435 \u0443\u0440\u0435\u0433\u0443\u043b\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435; 4)\u0440\u0430\u0442\u0438\u0444\u0438\u043a\u0430\u0446\u0438\u044f \u043c\u0435\u0436\u0434\u0443\u043d\u0430\u0440\u043e\u0434\u043d\u044b\u0445 \u0434\u043e\u0433\u043e\u0432\u043e\u0440\u043e\u0432, \u0432\u043e\u043f\u0440\u043e\u0441\u044b \u0432\u043e\u0439\u043d\u044b \u0438 \u043c\u0438\u0440\u0430; 5)\u0432\u043e\u043f\u0440\u043e\u0441\u044b \u0441\u0442\u0430\u0442\u0443\u0441\u0430 \u0438 \u0437\u0430\u0449\u0438\u0442\u044b \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0433\u0440\u0430\u043d\u0438\u0446.">]" data-test="answer-box-list">

ChildProdigy

Полномочия Гос. Думы: 1)выражение согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; 2)решение вопроса о доверии (недоверии) Правительству РФ; 3)объявление амнистии; 4)выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности; 5)назначение на должность и освобождение от должности: 1.Председателя Центрального банка РФ; 2. Председателя Счетной палаты и половины состава её аудиторов; 3.уполномоченного по правам человека в РФ.

Полномочия Совета Федерации: 1)утверждение изменения границ между субъектами РФ; 2)утверждение указов Президенту РФ о введении военного и чрезвычайного положения; 3) решение вопроса о возможности использовать Вооруженные силы РФ за пределами территории России; 4)назначение выборов Президента РФ; 5)отрешение Президента РФ от должности; 6) назначение на должности судей Конституционного, Верховного судов РФ; 7)назначение на должность и освобождение от должности: 1.Генерального прокурора РФ; 2.заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава её аудиторов.

Общие полномочия Гос. Думы и Совета Федерации: 1)обсуждение и принятие законов; 2)обсуждение и принятие федерального бюджета; 3)установление налогов и сборов, финансовое урегулирование; 4)ратификация международных договоров, вопросы войны и мира; 5)вопросы статуса и защиты государственных границ.

Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов

(в ред. Федерального закона от 29.07.2004 №95-ФЗ)

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

2. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

3. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

4. Местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Абзац третий пункта 4 статьи 12 со дня вступления в силу Федерального закона от 29.07.2004 №95-ФЗ и до 1 января 2006 года применяется исключительно в части полномочий представительных органов поселений (муниципальных районов) и городских округов, вновь образованных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ, по установлению земельного налога и налога на имущество физических лиц и принятию указанными представительными органами решений о введении в действие этих налогов, которые вводятся в действие не ранее 1 января 2006 года (пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 29.07.2004 №95-ФЗ).

Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.

Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

5. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом.

6. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

7. Настоящим Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 настоящего Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 – 15 настоящего Кодекса.

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ Статья 9. Полномочия Президента Российской

Статья 58. Полномочия субъектов Российской Федерации по установлению нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в местные бюджеты

Статья 58. Полномочия субъектов Российской Федерации по установлению нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в местные бюджеты 1. Законом субъекта Российской Федерации (за исключением закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 6. Полномочия органов государственной власти

Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности

Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся:1) подготовка

Статья 1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах

Статья 1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах 1. Законодательство Российской

Статья 4. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах

Статья 4. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах 1. Правительство

Статья 12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов

Статья 12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов 1. В Российской

Статья 222. Полномочия законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации по установлению социальных и имущественных вычетов

Статья 222. Полномочия законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации по установлению социальных и имущественных вычетов В пределах размеров социальных налоговых вычетов, установленных статьей 219 настоящего Кодекса, и имущественных

Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования

Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования 1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся:1) разработка и реализация региональных программ

Статья 7. Участие прокуроров в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления

Статья 7. Участие прокуроров в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления 1. Генеральный прокурор Российской

Раздел II. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Раздел II. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004

СТАТЬЯ 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации

СТАТЬЯ 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся:(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)1) принятие

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ПЕСТИЦИДАМИ И АГРОХИМИКАТАМИ

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ПЕСТИЦИДАМИ И АГРОХИМИКАТАМИ СТАТЬЯ 4. Полномочия органов

СТАТЬЯ 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации

СТАТЬЯ 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации 1. К полномочиям органов государственной власти Российской

Статья 12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов

Статья 12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов (в ред.

Статья 12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов

Статья 12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов (в ред.

Комментируемая статья устанавливает виды налогов в Российской Федерации. К ним относятся: федеральные, региональные и местные.

Федеральными признаются налоги и сборы, установленные НК РФ (статья 13 НК РФ). Федеральные налоги и сборы можно устанавливать и вводить только при внесении изменений в НК РФ. Федеральный законодатель, устанавливая федеральные налоги и сборы, обязан определить не только их перечень, но и все элементы налоговых обязательств.

Применительно к налогам субъектов Российской Федерации, с учетом конституционных положений, законно установленными считаются те налоги, которые вводятся законодательными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов, определенными федеральным законом.

Перечень региональных налогов и сборов установлен статьей 14 НК РФ. Региональными признаются налоги и сборы, которые устанавливаются только в соответствии с нормами НК РФ и обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации всеми плательщиками налогов и сборов.

Местные налоги (статья 15 НК РФ) устанавливаются и вводятся нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Региональные и местные власти, издавая соответствующие законы должны придерживаться рамок НК РФ в части порядка и сроков уплаты налогов. Это же касается и налоговых льгот - региональные и местные власти смогут их устанавливать в пределах и порядке, определенном НК РФ.

Кроме того, власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований не вправе определять круг налогоплательщиков и формы налоговой отчетности по установленным ими налогам - это стало прерогативой федерального законодателя. В связи с этим у налогоплательщиков всех регионов будут единообразные налоговые декларации.

В комментируемой статье уточнен юридический статус актов субъектов Российской Федерации о налогах - это могут быть только законы.

О полномочиях местных властей по введению новых налогов.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения:

- в поселениях - относятся: установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;

- в муниципальных районах - относятся: установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального района; органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях и в сельских населенных пунктах, в том числе полномочиями органов местного самоуправления поселения по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

- в городских округах - относятся: установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа.

К исключительной компетенции представительного органа муниципального образования относится: установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.

Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с НК РФ.

Перечень местных налогов и сборов и полномочия органов местного самоуправления по их установлению, изменению и отмене устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

При этом местные налоги не могут быть введены в действие ранее 1 января 2006 года (пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 29 июля 2004 года №95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах») (Приложение №15).

К пункту 7 комментируемой статьи - о специальных налоговых режимах.

При установлении специальных налоговых режимов (смотрите Раздел VIII.I «Специальные налоговые режимы» части 2 НК РФ), законодатель допускает введение иных федеральных налогов, не указанных в статье 13 НК РФ. При этом, порядок установления таких федеральных налогов, а также порядок введения в действие и применение специальных налоговых режимов определяется Федеральными законами в соответствии с правилами НК РФ.

Предусматривая введение специальных налоговых режимов, НК РФ (часть 2 пункта 7 комментируемой статьи) допускает возможность законодательного установления освобождения налогоплательщиков от обязанностей по уплате отдельных видов налогов и сборов как федеральных, так и региональных и местных.

Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.

Отметим, также, что федеральные, региональные и местные налоги отменяются НК РФ, то есть путем внесения изменений в НК РФ.

Также, смотрите статью 18 НК РФ и комментарий к ней.

В комментируемой статье законодатель указывает перечень основных федеральных налогов и сборов. К ним относятся:

- налог на добавленную стоимость;

- налог на доходы физических лиц;

- единый социальный налог;

- налог на прибыль организаций;

- налог на добычу полезных ископаемых;

- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

НК РФ устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в комментируемой статье. Порядок установления таких федеральных налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов предусмотрен в соответствующих статьях НК РФ (смотрите пункт 7 статьи 12 НК РФ).

Федеральные налоги, размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются НК РФ и взимаются на всей территории России.

Также, смотрите комментарий к статье 12 НК РФ.

Более подробно с вопросами, касающимися федеральных налогов и сборов, Вы можете ознакомиться в книгах авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Налог на добавленную стоимость», «Акцизы», «Налог на доходы физических лиц», «Единый социальный налог», «Налог на прибыль организаций», «Налоги и сборы за пользование природными ресурсами».

В комментируемой статье законодатель указывает перечень основных региональных налогов.

К региональным налогам относятся:

- налог на имущество организаций;

Согласно статье 372 НК РФ (Приложение №4) налог на имущество организаций устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Статьей 374 НК РФ (Приложение №4) установлено, что объектом налогообложения по налогу на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств.

Под игорным бизнесом понимается предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг (статья 364 НК РФ (Приложение №4)).

Объектами налогообложения признаются:

- касса букмекерской конторы.

Согласно статье 356 НК РФ (Приложение №4) транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Вводя налог, законодательные органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Налогоплательщики, а также конкретные элементы налогообложения, такие, как объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и порядок исчисления налога, установлены непосредственно главой 28 «Транспортный налог» НК РФ.

Законодательные (представительные) органы власти субъекта Российской Федерации в своих законодательных актах должны определить только те элементы транспортного налога, право на определение которых им прямо предоставлено НК РФ, а также могут предусмотреть налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Таким образом, при осуществлении контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты транспортного налога необходимо руководствоваться НК РФ и законодательными актами субъектов Российской Федерации в части, предусмотренной НК РФ.

Также, смотрите комментарий к статье 12 НК РФ.

Более подробно с вопросами, касающимися региональных налогов, Вы можете ознакомиться в книгах авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Налог на имущество организаций», «Игорный бизнес. Лотереи», «Транспортный налог».

В комментируемой статье законодатель указывает перечень основных местных налогов.

В соответствии с пунктом 5 статьи 1 НК РФ, местные налоги и сборы устанавливаются нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами муниципальных образований в пределах, установленных НК РФ.

К местным налогам относятся:

- налог на имущество физических лиц.

Порядок установления, исчисления и взимания земельного налога регулируется главой 31 части второй НК РФ.

Земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (статья 389 НК РФ (Приложение №4)).

Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с уплатой налога на имущество физических лиц, осуществляется Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 года №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (Приложение №31).

Объектами налогообложения налога на имущество физических лиц признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения;

Плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Также, смотрите комментарий к статье 12 НК РФ.

Положение статьи 16 НК РФ установлено законодателем, в целях контроля за законностью принимаемых нормативных правовых актов по региональным и местным налогам и сборам.

Передача информации о налогах допускается с использованием электронных носителей информации.

К органам государственной власти субъектов Российской Федерации относятся:

- законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации;

- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

Органы местного самоуправления - это представительные органы власти (Советы, собрания и так далее) муниципальных образований. Органам местного самоуправления предоставлено право принимать нормативные правовые акты о налогах и сборах в пределах, предусмотренных НК РФ (статьи 1, 3, 5, 12, 15 НК РФ).

К финансовым органам относятся Министерство финансов Российской Федерации, министерства финансов республик в составе Российской Федерации, финансовые управления (департаменты, отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов, иные уполномоченные органы (статьи 9, 63 НК РФ).

При установлении, изменении и прекращении действия региональных и местных налогов передаваемые информационные сведения должны содержать основные положения, например, о налоговой ставке, о льготах, о порядке и сроках уплаты налогов и сборов, о форме отчетности, о порядке и сроке введения в действие соответствующего акта законодательства о налогах и сборах, о том, имеют ли они обратную силу или нет.

В рамках реализации статьи 16 НК РФ в качестве источника публикации сведений о действующих региональных налогах и сборах и об их основных положениях выступает журнал «Российский налоговый курьер» (Письмо МНС Российской Федерации от 2 августа 2000 года №БГ-6-01/584@) (Приложение №120).

Законодатель указывает исчерпывающий перечень критериев признания налога установленным и обязательным для налогоплательщиков.

Основными элементами налогообложения являются:

- объект налогообложения (смотрите статью 38 НК РФ);

- налоговая база (смотрите статью 53 НК РФ);

- налоговый период (смотрите статью 55 НК РФ);

- налоговая ставка (смотрите статью 53 НК РФ);

- порядок исчисления налога (смотрите статью 52 НК РФ);

- порядок и сроки уплаты налога (смотрите статью 58 НК РФ).

Кроме того, обязательно должен быть определен круг налогоплательщиков.

Пункт 2 статьи 17 НК РФ предусматривает возможность установления налоговых льгот.

Налоговые льготы - это некоторые, предусмотренные законодательством, преимущества по уплате налогов (в том числе, возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере), предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков. По общему правилу не допускается установление льгот, имеющих индивидуальный характер;

Основаниями для установления налоговых льгот являются различные обстоятельства, в связи с которыми НК РФ и другие нормативные правовые акты допускают возможность их предоставления отдельным категориям налогоплательщиков. Налоговые льготы могут быть предоставлены при установлении федеральных налогов, региональных и местных налогов (статья 12 НК РФ).

О сборах. При установлении конкретного вида сбора, в нормативном правовом акте в обязательном порядке должны быть определены конкретные элементы обложения (то есть плательщик сборов, ставка сборов, порядок исчисления сборов, порядок и сроки их уплаты и так далее).

Также, смотрите комментарий к статье 12 НК РФ.

В комментируемой статье законодатель указывает общее определение и содержание понятия «специальный налоговый режим», используемого в налоговом законодательстве.

Порядок определения элементов налогообложения, а также налоговых льгот, при установлении специальных налоговых режимов, определяется в соответствии НК РФ.

Законодатель признает специальными и указывает исчерпывающий перечень таких налоговых режимов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, установленных НК РФ.

Также, смотрите комментарий к пункту 7 статьи 12 НК РФ.

В настоящее время установлены следующие специальные налоговые режимы:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Более подробно с вопросами, касающимися применения специальных налоговых режимов, Вы можете ознакомиться в книгах авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Предприятия агропромышленного комплекса», «Упрощенная система налогообложения», «Единый налог на вмененный доход», «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Глава 26.4 НК РФ».

С более подробным постатейным комментарием к части первой Налогового кодекса Российской Федерации, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (часть первая)».

Во-первых, как уже отмечено, федеральные налоги и сборы должны быть установлены федеральным законодательным органом, а региональные и местные налоги и сборы — соответствующими представительными органами субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

Во-вторых, они должны быть установлены в надлежащей форме — федеральным законом, законом субъекта Федерации, актом представительного органа местного самоуправления.

Помимо законов представительные органы власти полномочны принимать и другие акты: постановления, декларации, заявления. Однако нормативные акты о налогах и сборах на федеральном и региональном уровнях могут иметь только форму законов. На местном уровне, где принятие законов не предусмотрено, акты о налогообложении облекаются, как правило, в форму решений.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом Российской Федерации. Кодекс также определяет, что налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с Кодексом (п.

В-третьих, закон (акт) о налоге должен быть принят с соблюдением установленного Конституцией РФ и законодательством порядка принятия таких актов.

К законам о налогах и сборах применяются общие процедуры принятия законов. Однако имеется ряд специфических требований, закрепленных Конституцией РФ. Федеральные законы принимаются Государственной Думой, одной из двух палат Федерального Собрания — представительного и законодательного органа РФ. Законопроекты о введении и отмене налогов, освобождении от их уплаты могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства РФ (ч. 3 ст. 104 Конституции РФ). Это и понятно, поскольку на Правительство РФ возложено исполнение государственного бюджета (ст. 114 Конституции РФ), а реальность его исполнения зависит и от наличия необходимых средств. Однако Конституция РФ не устанавливает, что заключение Правительства РФ обязательно должно быть положительным. Фактически эта норма означает, что Правительство РФ должно быть проинформировано о внесенном законопроекте и имеет возможность высказать свои замечания и предложения. На практике заключение Правительства РФ в виде отдельного документа часто не составляется, а представители Правительства РФ высказывают официальное мнение непосредственно в ходе обсуждения законопроекта в комитетах Государственной Думы.

Круг субъектов, способных выступить с законодательной инициативой о налогах и сборах, в РФ не отличается от общеустановленного. Однако в некоторых государствах в целях исключения популистских влияний на бюджет страны существуют ограничения. Например, Конституция Португальской Республики устанавливает, что «депутаты, парламентские группы и областные законодательные ассамблеи не могут вносить законопроекты, законопредложения и предложения о поправках, которые предусматривают в текущем финансовом году увеличение расходов или уменьшение доходов государства, предписанных бюджетом»1.

В Великобритании право законодательной инициативы по финансовым вопросам традиционно принадлежит правительству. Исторически парламент созывался для того, чтобы давать разрешение королю взимать тот или иной налог. Парламент не мог быть более «алчным», чем монарх, поэтому не мог и самостоятельно предлагать введение каких-либо финансовых обременении. Это ограничение права законодательной инициативы по финансовым вопросам унаследовали и некоторые страны Британского Содружества, например Канада.

В противоположность этому в США с законодательной инициативой о налогах может выступить только Палата представителей (разд. 7 ст. 1 Конституции США).

Во многих странах, как и в России, в отношении законопроектов о налогах и сборах допускается смешанная инициатива (правительственная и парламентская).

Смешанная инициатива объясняет и то, что Конституция РФ не предусматривает никаких ограничений права депутатов, парламентских комиссий и парламента в целом на внесение поправок в законопроекты о налогах и сборах.

Принятие Думой закона по вопросам федеральных налогов и сборов подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации—другой палате Федерального Собрания (ст. 106 Конституции РФ). По общему правилу, закрепленному в ст. 105 Конституции РФ, Совет Федерации вправе определять, будет ли он или не будет рассматривать по существу закон, принятый Государственной Думой. В отношении законов о федеральных налогах и сборах это правило не действует. Совет Федерации обязан их рассматривать. Рассмотрение законов о налогах и сборах в Совете Федерации — обязательная стадия законотворческого процесса.

1 Конституции государств Европейского Союза.— М.: Издательская группа ИНФРА-М— Норма, 1997—С. 566.

Взимание налога согласовывается с парламентом как представительным органом всего народа, но не согласовывается с каждым конкретным членом общества. Во многих странах установлены конституционные запреты на решение вопросов о налогообложении референдумом. Так, ст. 75 Конституции Итальянской Республики установила, что референдум не допускается в отношении законов о налогах и бюджете1. Согласно ч. 3 ст. 118 Конституции Португальской Республики исключаются из числа вопросов, выносимых на референдум, вопросы и акты бюджетного, налогового и финансового содержания2.

В тех случаях, когда отсутствует конституционное ограничение, запрет может быть установлен законом о референдуме. Например, федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» предусматривает, что на референдум Российской Федерации не могут выноситься вопросы введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты (ст. З)3.

Вопросы референдума субъекта Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»4. Этот Закон прямо не запрещает вынесение на референдум субъекта Федерации вопросов о налогах и сборах, однако предусматривает, что на референдум не могут быть вынесены вопросы, находящиеся^ совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, за некоторым исключением (п. 4 ст. 13), что эти вопросы не должны противоречить законодательству РФ (п. 7 ст. 13). К совместному ведению относится установление общих принципов налогообложения и сборов (ст. 72 Конституции РФ). Налоговый кодекс Российской Федерации установил, что к основным началам законодательства о налогах и сборах относится установление налогов и сборов всех уровней актами соответствующих представительных органов (п. 5 ст. 3). Таким образом, запрет проводить референдумы по вопросам регионального и местного налогообложения вытекает из положений Налогового кодекса Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации обосновал запрет референдума субъекта Федерации по вопросам налогообложения по-другому.

1 Конституции государств Европейского Союза.— М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997—С. 435.

3 Собрание законодательства Российской Федерации.— 1995.— № 42.— Ст. 3921. * Собрание законодательства Российской Федерации.— 1997.— № 38.— Ст. 4339.

Следует отметить, что Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 3 ст. 7) предусматривает, что население муници-пального образования может непосредственно принимать решения о разовых добровольных сборах средств граждан (самообложение)1.

Такие добровольные сборы не являются сборами в значении, определенном ст. 8 НК РФ, поскольку их уплата не является условием совершения в отношении их плательщиков юридически значимых действий. Их нельзя отнести и к категории налогов. Поэтому проведение местного референдума по вопросам самообложения не нарушает норм федерального законодательства2.

Читайте также: