Ушур это налог который платили

Опубликовано: 14.05.2024

Исламские налоги - различные формы платежей или иных податей, взимаемые с населения исламских стран.

"Система исламского налогообложения сложилась в процессе арабских завоеваний в VII - VII веках и формирования финансовой структуры Арабского халифата".

"Первоначально одни налоги взимались только с мусульман закят, ушр, другие джизья, харадж - с иноверцев. В современных концепциях исламской экономики налоги играют роль средств обеспечения социальной справедливости путём перераспределения доходов в обществе. В некоторых мусульманских странах закят и ушр имеют статус государственных налогов".

1.1. Налоги с мусульман Закят

Закят араб. زكاة ‎ - обязательный годовой налог в пользу бедных, нуждающихся, а также на развитие проектов, способствующих распространению ислама и истинных знаний о нём и так далее. Закят является важным социально-экономическим институтом, призванным утвердить в обществе принципы справедливости, и затрагивающий многие аспекты жизнедеятельности общества. Сегодня к услугам мусульман открыты благотворительные организации по сбору и распространению закята.

Закят выплачивается со следующих категорий имущества:

  • Имущество, добытое из земли, недр, морей и морского шельфа: так с золота и серебра, извлекаемых из рудников уплачивают 1/40, а с найденного клада - 1/5 часть.
  • Скот: только с молочного, племенного и пастбищного, а его численность должна достигать облагаемого минимума. Например, со стада 5-9 голов верблюдов взимается одна овца; а облагаемый минимум овец - 40 голов, с которых также взимается одна овца;
  • Урожай: зерно и плоды.
  • Товары имущество, предназначенное для продажи: закят в размере 2.5 % выплачивается с товаров, если цена их достигает размера, установленного для золота 84.8 г и со времени последней выплаты закята с такого имущества прошёл уже полный лунный год;
  • Ценности: золото, серебро, денежные единицы, акции

Категорий получателей закята:

  • На дела во имя Аллаха - эти средства раздаются воинам, ведущим джихад, то есть идущим по пути Аллаха. В том числе людям, способствующим распространению ислама и истинных знаний о нём фи сабилил-лях и т. д.
  • Бедняки - это нуждающиеся люди, которые ничего не имеют.
  • Неимущие - это также нуждающиеся люди, однако их положение лучше, чем положение первых, то есть они не имеют достаточно.
  • Должники а) которые взяли в долг для достижения целей, разрешенных шариатом, в том числе на личные расходы б) которые взяли в долг в интересах другого человека.
  • Путники - "дети дорог" - люди, оставшиеся в чужой стране без средств к существованию.
  • На выкуп рабов и пленников-мусульман для дарования им свободы.
  • Тем, кто занимается сбором закята, назначенные имамом или его заместителями для сбора, хранения, учёта или распределения закята.
  • Тем, чьи сердца хотят завоевать, - это люди, веру которых хотят укрепить.

1.2. Налоги с мусульман Ушр

Ушр мн. ч. ушур; "десятая часть" - налог или сбор в размере 1/10, десятина. Налог с продуктов земледелия, выплачиваемый мусульманами с земель, которые не подлежат обложению хараджем; торговая пошлина с ахль аль-харб в размере 1/10 цены товара; всякие торговые сборы с мусульман сверх законного закята. Необходимость выплаты ушра закреплена Кораном, Сунной и единогласным решением исламских богословов иджмой.

Налог с продуктов земледелия выплачивался мусульманами с тех земель, которые по праву завоевания, окультуривания или дарения правителем не подлежат обложению хараджем. Обычно ушр дается с урожая зерновых и фруктов, а огородные культуры обычно не облагаются ушром. Это общее положение лишь приблизительно отражает существовавшую в Арабском халифате практику: так, с одной стороны, с ушровых земель, орошаемых с помощью технических приспособлений, бралась 1/20 урожая, а с другой - харадж с малодоходных богарных земель составлял 1/10 урожая. Право выплаты ушра вместо хараджа со временем превратилось в персональную привилегию. Теоретически ушр представляет собой обязательную милостыню закят с продуктов земледелия, и поэтому, некоторые факихи считали, что мусульманин - владелец хараджной земли должен платить ушр сверх хараджа, то есть ушр равен закат. В действительности крупные землевладельцы, платившие ушр, получали с арендаторов харадж и платили из него ушр, оставляя себе разницу.

1.3. Налоги с мусульман Хумс

Хумс или хумус, мн. ч. ахмас; "пятая часть" - отчисление с различных видов добычи в размере 1/5 части. Введен пророком Мухаммадом как выделявшаяся ему доля военной добычи; заменил традиционную четверть, которая отчислялась вождю.

В последующее время хумсом называлось:

  • доля добычи ганима, каторая отчислялась в распоряжение главы государства халифа;
  • пошлина государству при продаже мусульманином земли иноверцу;
  • налог с добытых продуктов моря ;
  • отчисление доли найденного кладакафиру.

Не всякий налог в размере 1/5 считался хумсом. Так, христиане-таглибиты платили не джизию, а ушр, но в двойном размере. Данный налог назывался двойной десятиной.

2.1. Налоги с иноверцев Джизья

Джизья араб. جزْية ‎ - подушная подать с иноверцев зимми в мусульманских государствах. Исламские правоведы рассматривают джизью как выкуп за сохранение жизни при завоевании. От выплаты подати освобождались женщины, старики, инвалиды, нищие, рабы, монахи до начала VIII века и христиане, воевавшие в мусульманской армии.

Термин джизья встречается в 29 аяте суры Ат-Тауба. Средневековые правоведы сомневались в том, что в этом аяте под ним разумеется определённый налог, а не просто "воздаяние". В VII веке джизья смешивалась с хараджем, так как весь налог с завоеванной области рассматривался как выкуп иноверцев. В первой четверти VIII века джизья выделилась в особый налог с индивидуальной ответственностью. Из-за увеличения общей суммы налогов по податным округам и исчезновения помощи круговой поруки произошло ухудшение положения податного населения.

Джизьей облагались мужчины, достигшие зрелости. В зависимости от имущественного положения налогоплательщика, джизья равнялась 12, 24 или 48 дирхамам, а в странах с золотым обращением - 1.2.4 динара. Эти ставки сохранялись до XV века, однако из-за постоянного падения достоинства монеты в Османской империи время от времени размер джизьи изменялся. Теоретически джизья должна была выплачиваться единовременно по истечении налогового года, однако на практике она взималась частями. В XI - XIII веках в большинство исламских стран перешло к системе коллективной ответственности. В зависимости от численности иноверцев каждой общине устанавливалась общая сумма джизьи. За её сбор и своевременную сдачу государству отвечал глава общины. В Османской империи в разное время применялись обе формы выплаты джизьи. Иногда джизью выплачивали женщины, получившие в наследство землю. От джизьи освобождались христиане, воевавшие в мусульманской армии. В норманнской Сицилии джизьей называлась также подушная подать с мусульман.

2.2. Налоги с иноверцев Харадж

Харадж араб. خراج ‎ - в исламе - государственный налог, который взимается за пользование землей. Харадж брался с иноверцев кафиров с земель, которые были завоеваны мусульманами. Принявшие ислам иноверцы освобождались от выплаты джизьи, но продолжали платить харадж. Система обложения хараджем в большинстве областей Халифата восходит к византийским нормам.

Увеличение числа новообращенных мусульман грозило серьёзным сокращением поступлений в бюджет государства, поэтому утвердилось представление о том, что статус хараджных земель неизменен и не зависит от религии землевладельца или арендатора. В конце VIII - IX веке факихи толковали харадж как плату фай, взимаемую с жителей завоеванных областей за пользование его землями.

Первый земельный кадастр в Сирии и Ираке был проведён при омейядском халифе Муавии, в Египте - в 724-25 годах. В Ираке и многих других областях Ирана харадж был коллективным налогом, лежавшим на земледельцах каждого населённого пункта, связанных круговой порукой. С IX века харадж был индивидуальным налогом в Египте. Харадж взимался как деньгам Египет, так и натурой либо в смешанной форме. Ханафитский правовед Абу Юусуф считал наиболее справедливой смешанную форму. Денежный налог собирался в течение всего года, иногда даже месячными долями.

По ханафитскому мазхабу, мусульманин, купивший земли немусульман, должен продолжать платить с этих земель не ушр, а харадж, то есть один вид налога. В трёх других суннитских правовых школах харадж и ушр может выплачиваться с одной и той же земли. Хараджные земли могут быть переданы в аренду.

Харадж бывает трёх видов:

  • аль-Мукасама, выплачиваемый с урожая земель, с которых брали харадж. Размер мукасамы зависел от количества собранного урожая и колебался в размере от четверти до половины урожая. Харадж был установлен пророком Мухаммадом, который после завоевания мусульманами оазисов Хайбар и Фадак, обязал иудеев выплачивать половину собранного ими урожая.
  • аль-Муваззафа мукатаа, мунаджиза, предусмотренный для пригодных для земледелия территорий. В период правления халифа Умара ибн аль-Хаттаба, муваззафа была в размере 18 килограмм и 1 дирхема с территории 1600 квадратных метров. В зависимости от объективных условий эта цифра могла меняться.
  • аль-Мисаха муфадана, взимавшийся в твердых ставках с единицы обработанной площади.

(Абу Йусуф 2 – из «Книги о харадже»)

Абу Йусуф сказал: Что касается ушура, то я думаю, что его взимание ты 3 должен поручить людям благочестивым и религиозным, которым ты прикажешь, чтобы они не нарушали закона в обращении с народом, не чинили несправед­ливости, не брали больше положенного, и приноравливались к правилам, которые мы им предписали. Потом ты осведо­мишься об их делах, об их обращении с теми, кто проходил мимо них, не нарушили ли они того, что им было приказано.

1 Ушур – налог, уплачиваемый в пользу государства с имущества, предназначенного для продажи. Ушр (мн. числю ушур) – десятая часть, десятина.

2 Абу Йусуф – арабский законовед (731 – 798 гг.).

3 Абу Йусуф обращается к халифу Харуну ар-Рашиду (786 – 809 гг.).

Если они совершили это, ты устранишь их, накажешь и взы­щешь с них сумму, определяемую по твоему усмотрению в пользу тех, с которыми они поступили несправедливо или у которых взяли больше положенного. И, напротив, если они будут сообразовываться с тем, что им было приказано, и устранять несправедливость по отношению к муслимам и со­юзникам, ты оставишь их на местах и окажешь им благо­деяния.

Таким образом, если ты оставишь одних за их хорошие поступки и честность, накажешь других за их несправедли­вость и нарушение того, что им было приказано в обращении с народом, то благодаря этому первые будут совершенство­ваться в своем обращении с народом и в честности, а вторые будут воздерживаться от повторения несправедливости и на­рушения закона.

Прикажи им, чтобы они определили общую стоимость то­вара и взыскивали с муслима четверть ушра, с людей зим-мы – пол-ушра, а с людей харб 1 ушр. С любого предмета стоимостью 200 дирхемов и выше, пронесенного мимо сбор­щика ушура и предназначенного для продажи, взимается ушур, а предмет стоимостью менее 200 дирхемов обложению не подлежит.

Таким же образом, когда стоимость предмета достигает 20 мискалов, с него берут ушур, а предмет стоимостью менее 20 мискалов никакому обложению не подлежит. Если с од­ними и теми же предметами мимо сборщика проходят не­сколько раз, и стоимость этих предметов не будет достигать 200 дирхемов, то в таком случае они обложению не подле­жат; если сборщик ушура даже будет складывать их стои­мость, и она достигнет 1000 дирхемов, то все равно эти пред­меты не подлежат никакому обложению, так как такое сло­жение не полагается.

Когда мимо сборщика ушура проносят 200 дирхемов в виде монет, или 20 мискалов в виде слитков или 200 дирхемов в виде слитков и 20 мискалов в виде монет, то взимается: смус-лимов – четверть ушра, с людей зиммы – пол-ушра, с людей харб – ушр. После этого до соответствующего времени буду­щего года с этих предметов не взыскивается ничего, если их проносят даже несколько раз.

1 Люди харб – народы, не входившие в состав халифата.

Так же бывает и тогда, когда мимо сборщика проносят предметы, купленные с целью перепродажи. Если стоимость этих предметов достигает 200 дирхемов или 20 мискалов, ушур взимается, а предметы стоимостью менее 200 дирхемов или 20 мискалов обложению не подлежат.

В этом отношении люди харб представляют исключение. Когда с них взыщут ушур и после этого они возвращаются и вступают в страну харб, а через месяц после взимания с них ушура выезжают из этой страны и проходят мимо сборщика ушура, он взимает с них ушур, если стоимость предметов до­стигает 200 дирхемов или 20 мискалов. Это по той причине, что с их возвращением в страну харб, мусульманский закон теряет силу. Но если у них будут предметы стоимостью менее 200 дирхемов или 20 мискалов, в таком случае они обложе­нию не подлежат, так как по сунне взимается лишь с пред­метов стоимостью от 200 дирхемов или 20 мискалов.

Таким образом, с муслимов взимают с 200 дирхемов 5 дир­хемов, с людей зиммы – с 200 дирхемов 10 дирхемов, а с лю­дей харб – с 200 дирхемов 20 дирхемов. Такое же соотноше­ние, которое я тебе описал, остается и тогда, когда по необ­ходимости ушур берется золотом: с муслимов – пол-мискала, с людей зиммы – мискал, а с людей харб – 2 мискала.

В то же время, когда мимо сборщика ушура проносят иму­щество, не предназначенное для продажи, то с него ушур не взимается. Когда мимо сборщика ушура люди зиммы проно­сят вино или свинью, последние оцениваются кем-либо из зиммиев и потом взимается пол-ушра.

В таком же положении люди харб, когда они проносят такие же предметы: после оценки этих предметов с людей харб взимают ушур.

Когда мимо сборщика ушура проходит муслим с крупным рогатым скотом, или овцами, или верблюдами, и скажет, что они не предназначены для продажи, то он должен в этом поклясться, и если он это сделает, то с него достаточно.

Так же бывает и тогда, когда муслим, пронося мимо сбор­щика продукты, скажет: «Это из моих посевов», и тогда, ко­гда он, пронося финики, скажет: «Они с моих финиковых пальм», – с них не взимается ушур. Он взимается только с предметов, приобретенных с целью продажи. Люди зиммы в таком же положении, а что касается людей харб, то их клятва не принимается.

Сказал: Зиммий из племени бану таглиб и из жителей Неджрана, как и все люди зиммы, имеющие священное писа­ние, платят пол-ушра. В таком же положении шаманы и мно-гобожники.

Сказал: Когда мимо сборщика ушура пройдет купец со скотом или другим имуществом и скажет, что закат за нихуплачен и поклянется в этом, клятва его принимается и это с него достаточно. Но такая клятва не принимается от людей зиммы и харб, так как на них нет заката, чтобы они могли сказать: «Мы уже уплатили его».

Если кто-либо проходит мимо сборщика ушура с имуще­ством мударабат 1 или частью имущества, предназначенной для путевых расходов, после того как он даст клятву в этом, с него ушур не взимается. В таком же положении находится раб. Проходит ли он мимо сборщика ушура с имуществом сво­его господина или собственным имуществом – это все рав­но – и при этом присутствует его господин, с него ушур не взимается. В таком же положении находятся мукатабы 2 : с их имущества ушур не взимается.

Когда мимо сборщика ушура проходит купец с виногра­дом, финиками или прочими свежими фруктами, купленными с целью перепродажи, то в этом случае, если их стоимость 200 дирхемов и выше, взимается четверть ушра, если он му­слим, пол-ушра, если он из людей зиммы, ушр, если он из лю­дей харб. Если стоимость этих предметов менее 200 дирхемов, никакого ушура не взимают.

Ушур не берется и в том случае, если с этими же предме­тами мимо сборщика ушура проходят несколько раз, и стои­мость этих предметов не будет достигать 200 дирхемов, если даже сборщик ушура будет складывать их стоимость, и она достигнет 1000 дирхемов, так как такое сложение не пола­гается.

Абу йусуф сказал: Умар ибн ал-Хаттаб ввел несколько видов ушура, и в его взимании нет никакого зла, если только при этом не нарушают закона в обращении с людьми и не берут с них больше, чем положено.

Все, что взимается в виде ушура с муслимов, следует по пути садаки, а все, что взимается с людей зиммы и харб, сле­дует по пути хараджа.

Таким же образом все, что взимают с людей зиммы в виде джизьи и что берут со скота у племени бану таглиб, путь всего этого – путь хараджа. Все это делится между теми, между которыми делится харадж. Следовательно, это не то, что салака. Для садаки Аллах установил правило, согласно которому она делится. Он же установил правило дележа хумса, и тот делится по этому правилу.

Таково назначение садаки со скота и с другого имущества, таков наш опыт, хотя Аллах знает лучше.

1 Мударабат – договор о предоставлении имущества с целью про­дажи: вырученная сумма делилась между сторонами, согласно условию.

2 Мукатаб – раб, заключивший со своим господином договор об уплате определенной суммы; после уплаты этой суммы раб получал свободу.

Абу Йусуф сказал: Мне передали со слов Исма’ила ибн Ибрахима ибн Мухаджира, со слов его отца, со слов Зийада ибн Худайра, который сказал; «Я был первым, кого Умар ибн ал-Хаттаб, да будет им доволен Аллах всевышний, послал сборщиком ушура». Сказал: «Он приказал, чтобы я не обыски­вал никого и со всего, что пронесут мимо меня, взимал со­гласно следующему исчислению: у муслимов с 40 дирхемов – один дирхем, у людей зиммы с 20 дирхемов – один дирхем, а у кого нет зиммы – ушр». Сказал: «Он приказал мне с христианами бану таглиб обращаться сурово, говоря: «Они тоже арабы, не принадлежат к народам, имеющим священ­ное писание, и, быть может, они перейдут в ислам»». Сказал: «Умар им поставил условия, чтобы они не крестили своих детей».

Сказал: Нам передал Абу Ханифа со слов ал-Касима, со слов Анаса ибн Сирина, со слов Анаса ибн Малика, который сказал: «Умар ибн ал-Хаттаб, да будет доволен им Аллах всевышний, меня послал взимать ушур и предписал, чтобы у муслимов взимал с того, что они будут проносить для про­дажи, четверть ушра, у людей зиммы–пол-ушра, а у людей харб – ушр».

Сказал: Нам передал Асим ибн Сулайман со слов ал-Ха-сана, который сказал: «Абу Муса ал-Ашсари написал письмо Умару ибн ал-Хаттабу о том, что купцы-муслимы из наших подданных вступили на территорию харб и с них взяли ушур». Сказал: Умар ему ответил: «Взыскивай с них таким же обра­зом, как они взыскали с купцов-муслимов, а с людей зиммы бери пол-ушра, с муслимов с каждых 40 дирхемов – дирхем и не взыскивай с 5 дирхемов, а свыше этой суммы будешь взимать по этому исчислению».

Сказал: Нам рассказал Абд ал-Малик ибн Джурайджи со слов Амра ибн Шуайба, что народ манбидж, а это народ из людей харб, населяющий территорию за морем, написал Ума­ру ибн ал-Хаттабу, да будет доволен им Аллах всевышний: «Разреши нам вступить в вашу страну для торговли и бери с нас ушур». Сказал: Умар посоветовался с подвижниками посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да привет­ствует, и они дали совет Умару, чтобы он принял это пред­ложение. Они были первыми из людей харб, с которых взяли ушур.

Сказал: Нам передал ас-Сари ибн Исмачіл со слов Амира ибн Ша’би, со слов Зийада ибн Худайра ал-Асади, что Умар ибн ал-Хаттаб, да будет доволен им Аллах все­вышний, послал Зийада ибн Худайра для взимания ушура в Ираке и Сирии, и приказал взыскивать с муслимов чет­верть ушра, с людей зиммы – пол-ушра, а с людей харб – ушр. И вот проходит мимо него человек из племени бану таглиб из христиан-арабов, с лошадью. Эта последняя была оценена в 20 тыс. дирхемов. Зийад ему говорит: «Дай мне лошадь и бери у меня 19 тыс. дирхемов или оставь себе лошадь и дай мне 1000 дирхемов». Сказал: Он отдал 1000 дирхемов и таким образом сохранил себе лошадь. Сказал: В том же году он, возвращаясь обратно, прошел мимо Зийада, и он сказал ему: «Дай мне другую тысячу». И таглибит сказал: «Ты что, каждый раз, как я ни пройду мимо тебя, будешь брать у меня тысячу?» Тот ответил: «Да». Сказал: И вернулся таглибит к Умару и застал его в Мекке, в его доме. Он спросил разрешения войти. Умар спрашивает: «Кто ты?» «Человек из арабов-христиан», – ответил он и рас­сказал все, что с ним случилось. Умар говорит: «С тебя до­статочно»,– и не прибавил к своим словам ничего. Вернулся таглибит к Зийаду ибн Худайру и заранее свыкся с мыслью, что у него возьмут другую тысячу. Но у Зийада он застал письмо Умара, которое опередило его и в котором говорилось: «У всякого, кто пройдет мимо тебя и с которого ты взыщешь ушур, не бери ничего до соответствующего дня будущего года, если только ты не найдешь излишки». Сказал: Таглибит вос­кликнул: «Клянусь Аллахом, я уже собирался дать тебе дру­гую тысячу. Призываю Аллаха в свидетели, что я отрекаюсь от христианства и принимаю веру человека, написавшего тебе это письмо».

Сказал: Передал нам Абд ар-Рахман ибн Абдаллах ал-Массуди со слов Джама’а ибн Шаддада, со слов Зийада ибн Худайра, что этот последний протянул веревку через Евфрат. Один из христиан прошел мимо него, и он взял с него ушур. Потом тот удалился и продал свой товар. Когда тот на обрат­ном пути опять проходил мимо него, Зийад хотел еще раз взять с него ушур. Тот ему сказал: «Ты что, каждый раз, как я ни пройду мимо тебя, будешь брать с меня ушур?» Он отве­тил: «Да». Этот человек отправился к Умару ибн ал-Хаттабу и нашел его в Мекке, обращающимся к народу с пропове­дью: «Мы назначили этот дом в сборище и убежище лю­дям» 1 , я не знаю, чтобы кто-нибудь ог убежища Аллаха до своего дома потерпел убыток».

Сказал: «Тогда я ему говорю: «О повелитель правовер­ных, я христианин, прохожу мимо Зийада ибн Худайра, и он взял с меня ушур. Потом удаляюсь и продаю свой товар, после этого он хотел еще раз взять с меня ушур». Умар сказал»На это он не имеет права, он не имеет права больше одного раза в год взять с твоего имущества ушур». Потом он сошел с минбара и написал сборщику письмо. Я задержался там несколько дней, а потом прихожу к Умару и говорю: «Я тот старец-христианин, который говорил с тобой о Зийаде». «А я тот истинно верующий старец, – ответил он, – который ре­шил твое дело».

1 Коран, гл. 2, стих 119.

Сказал: Передал мне йахийа ибн Сагид со слов Зурайка ибн Хаийана, а он был сборщиком ушура в Мисре, что Умар ибн Абд ал-Азиз, да будет доволен им Аллах всевышний, ему писал: «Осматривай всех, кто проходит мимо тебя из мусли-мов, и со всего, что заметно глазу из их имущества и что предназначено для продажи стоимостью в 40 динаров, взы­скивай динар, а если не достает до 40 динаров, такое соот­ношение остается в силе до 20 динаров», а когда она менее 20 динаров, то оставь и не бери ничего. Когда мимо тебя про­ходят люди зиммы с предметами, предназначенными для про­дажи, то взимай с каждых 20 динаров динар. Но если стои­мость предмета не достает до этой суммы, то такое соотноше­ние остается в силе до 10 динаров. Потом оставь и не бери ничего с предметов стоимостью менее 10 динаров, и напиши им расписку в том, что с них взято, которая остается в силе до соответствующего времени будущего года».

Сказал: Передал нам Амр ибн Маймун ибн Михран со слов своего отца, со слов его матери, которая сказала: «Я вме­сте с ал-Силслой проходила мимо Масрука. Она была мука-таба с большим количеством товара. Масрук спросил ее: «Кто ты?» Она ответила: «Мукатаба». Она была персиянка, и с ней говорил переводчик. Она ему «мукатаба» сказала по-персидски. Он об этом сообщил Масруку, который сказал: «С имущества рабыни не взимается закат», – и дал ей дорогу». Сказал: Передал нам Абу Ханифа со слов Хаммада, со слов Ибрахима о том, что, когда проходили люди зиммы с вином для продажи, у них взимали с его стоимости пол-ушра, но не верили их словам о стоимости вина, пока они не приво­дили двух человек из людей зиммы, которые оценивали его, и после этого согласно его цене взимали пол-ушра.

Сказал: Передал нам Кайс ибн Раби’а со слов Абу Фа-зара, со слов йазида ибн ал-Асамма, со слов Ибн аз-Зубайра о том, что этот последний сказал: «Эти преграды и верев­ки– дело нехорошее и незаконное». Он послал сборщиков в Йемен и приказал, чтобы они ничего не взимали, прибегая к преградам и веревкам, перекинутым через дороги и реки. Когда ему привезли собранный ушур, он нашел, что его стало меньше. Они сказали: «Ведь ты нам запретил. » Он сказал: «Взимайте так же, как взимали раньше».

Нам рассказал Мухаммад ибн Абдаллах со слов Анаса ибн Сирина, который сказал: «Меня хотели назначить сбор­щиком ушура в Оболе, но я отказался. Со мной встречается Анас ибн Малик и спрашивает: «Что тебе мешает занять эту должность?» Я отвечаю: «Взимание ушура – это наихудшееиз занятий человека». Сказал: «Не говори так, – ответил Анас, – он ведь учрежден Умаром, который предписал взи­мать с людей ислама – четверть ушра, с людей зиммы – пол-ушра, а с многобожников, у которых нет зиммы, – ушр».

Абу Йусуф Йа’куб ибн Ибрахим, «Китаб ал-ха-радж», Каир, 1928, стр. 158–164 (арабск.).

571. Кража скота и имущества по законам Тауке хана относилась к тяжким преступлениям. Как наказывали вора?
А) Закидывали камнями.
В) Приговаривали к повешению.
+С) Били плетьми.
D) Сажали в яму.
Е) Изгоняли из аула.

572. Кто платил налоги: ушур, бадж, харадж?
А) Кочевники-скотоводы.
В) Земледельцы и скотоводы.
С) Ремесленники и торговцы.
D) Земледельцы и ремесленники.
+Е) Все перечисленные.

573. Укажите свадебный головной убор девушки:
А) Кимешек.
В) Кундик.
+С) Саукеле.
D) Жаулык.
Е) Желек.

574. Какой целебный напиток изготавливали из верблюжьего молока?
А) Айран.
В) Катык.
С) Кумыс.
+D) Шубат.
Е) Ряженка.

575. На торжествах проводились разнообразные игры. Что означало состязание кокпар?
А) Борьба силачей.
В) Скачки.
С) Песенное состязание акынов.
+D) Скачки с тушей козы.
Е) Стрельба из лука.

576. Как называлась спортивная игра, в которой вместо золотых слитков надо было сбить слитки из серебра стрелой из лука?
А) Алтын какак ату.
В) Балуан курес.
+С) Жамбы ату.
D) Сайыс.
Е) Байга.

577. Какой подарок матери невесты делал жених?
А) Тарту.
В) Калым.
С) Тоймал.
D) Каде.
+Е) Сут акы.

578. Кочевники-скотоводы верили в то, что у каждого вида скота свой хранитель. Укажите хранителя коровы?
А) Шопан-ата.
+В) Зенги-баба.
С) Камбар-ата.
D) Ойсыл-кара.
Е) Жер-ана.

579. Среди казахов сохранился обычай, когда злой дух изгоняют огнем. Укажите его?
А) Урын.
В) Калындак ойнау.
С) Беташар.
+D) Отпен аластау.
E) Балуан курес.

580. Что означало, когда в народе говорили: «Если появится Сириус, то вода станет холодной»?
+А) Нельзя купаться.
В) Нельзя поить скот.
С) Нельзя поливать растения.
D) Нельзя перегонять скот.
Е) Все перечисленное.

581. Как скотоводы определяли: восток, запад, юг и север?
А) Глядя на луну.
B) С помощью компаса.
С) Наблюдая положение «Большой медведицы».
+D) Глядя на солнце.
Е) Наблюдая за положением созвездия «Близнецы».

582. Что являлось зеркалом всех сторон жизни казахов?
А) Состязания джигитов.
+В) Устное народное творчество.
С) Обычаи.
D) Традиции.
Е) Религиозные верования.

583. Выделите из перечисленных дастанов, относящихся к героическому эпосу.
А) «Макпал-кыз».
В) «Кыз Жибек».
С) «Кулше-кыз».
D) «Козы-Корпеш и Баян-Сулу».
+Е) «Ер-Косай».

584. Укажите музыкальный инструмент, сделанный из камыша и дерева, на котором играли казахские музыканты:
А) Домбра.
В) Кобыз.
С) Сырпай.
+D) Свирель.
Е) Все перечисленное.

585. Назовите одного из знаменитых жырау Казахского ханства, жившего в 16 веке:
А) Жиембет-жырау.
В) Асан-кайгы.
С) Бухар-жырау.
D) Есен-Берди.
+Е) Доспамбет-жырау.

586. В окрестностях Сыгнака располагался некрополь степных ханов Шайбана. В одном из мавзолеев этого некрополя, вероятно был захоронен хан Абулхаир. Укажите этот мавзолей:
+А) Кок-Кесене.
В) Даут-бека.
C) Сарлы-там.
D) Мавзолей Ахмеда Яссауи.
Е) Мавзолей Карахана.

587. Какой графикой пользовались казахи в 15-17 веках?
+А) Арабской.
В) Китайской.
С) Иранской.
D) Русской.
Е) Тюркской.

588. В каком году на территории Казахстана была заложена Семипалатинская крепость?
А) 1716 год.
В) 1717 год.
+С) 1718 год.
D) 1719 год.
Е) 1720 год.

589. Кто вел переговоры в 1595 году в Казахстане с ханом Тауекелем?
А) Чубуков.
В) Тевкелев.
+С) Степанов.
D) Строганов.
Е) Беляков.

590. Какие племена, переселившиеся в Поволжье в 17 веке, стали называть калмыками?
+А) Ойратов.
В) Ногайцев.
С) Кочевых узбеков.
D) Кыпчаков.
E) Все перечисленное.

591. На кого опирался джунгарский хунтайджи в управлении государством?
+А) На ноянов и жайсанов.
В) На султанов.
С) На темников и ноянов.
D) На манапов.
Е) На жайсанов и жужаней.

592. В каком году началось освоение целинных и залежных земель в Казахстане?
А) В 1946 г.
В) В 1949 г.
С) В 1951 г.
+D) В 1954 г.
Е) В 1959 г.

593. В годы освоения целины какое количество земель было разработано в Казахстане?
А)15 млн.га.
В)20 млн.га.
+С) 25 млн.га.
D)30 млн.га.
Е)35 млн.га.

594. За труды в какой области науки К.Сатпаев получил Государственную премию?
А) За новый вид вооружения.
В) За руководство Казахской Академией Наук.
С) Исследование обширного региона Восточного Казахстана
+D) За исследование Джезказганского медного месторождения
E) За бескорыстную помощь фронту.

595. Кто из казахстанских ученых подвергся репрессиям в послевоенные годы и был приговорен к 25 годам лишения свободы?
А) К.Жумалиев.
B) К.Сатпаев.
+С) Е. Бекмаханов.
D) М.Ауэзов.
Е) С.Муканов.

596. Когда была открыта Академия Наук КазССР?
А) 1939 г.
В) 1943 г.
+С) 1946 г.
D) 1949 г.
Е) 1953 г.

597. Какое место занимал Казахстан в Союзе по выпуску продукции к 1960г.?
А) Первое.
+В) Третье.
С) Пятое.
D) Седьмое.
Е) Девятое.

598. Кому принадлежала идея освоения целинных и залежных земель?
А) Ученым Академии наук СССР.
В) Ученым Академии наук Каз. СССР.
C) Сельскохозяйственным специалистам на местах.
D) Идея зарубежных ученых.
+Е) Высшим звеньям государственной власти.

599. Сколько человек переехало в Казахстан в годы освоения целины?
А) 10 млн.
В) 5 млн.
+С) 2 млн.
D) 1 млн.
Е) 0,5 млн.

600. Какой вид транспорта в Казахстане 1950-х годах развивался ускоренными темпами?
А) Воздушный.
В) Морской.
С) Автотранспортный.
+D) Железнодорожный.
Е) Речной.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

"Устав о сибирских киргизах” 1822 г. и ликвидация ханской власти. Крестьянские восстания в конце

XVIII в. показали царской власти слабость ханского правления. Маловлиятельные ханы не только но обеспечивали проведение политики царизма, но и сами просили защиты у царя. Поэтому царское правительство стало искать для себя поддержку и опору среди многочисленной родовой знати.

Ханство и в Среднем жузе показало свою несостоятельность. После смерти в 1781 г. Абылай хана власть перешла к его старшему сыну султану Вали. Жестокость хана вызывала недовольство подданных, и казахи обратились к императрице Екатерине II с жалобой на хана и с ходатайством о его низложении. Царская власть сменила жестокого Вали хана на мягкого, безвольного, во всем соглашавшегося с русски­ми султана Бокея. После его смерти в 1817 г. русское правительство решает вообще ликвидировать институт ханской власти.

Упразднить ханское правление в Среднем жузе было предложено сибирскому генерал-губернатору М.М. Сперанскому. Он разработал "Устав о сибирских киргизах”, принятый в 1822 г. По этому Уставу в Среднем жузе вводились новая структура правления и избиратель- I иш система. Устав делил Сибирь на две части: Восточную и Западную. В Западную Сибирь вошли Тобольская, Томская и Омская области. Омская область включала территории кочевий Среднего жуза и неко­торые части Старшего жуза. Эта часть стала называться "Областью сибирских киргизов (казахов)”, для нее и был разработан "Устав о сибирских киргизах”.

По Уставу, "Область сибирских киргизов (казахов)” делилась на внешние и внутренние округа. Во внешние округа были отнесены казахи, кочевавшие в Заиртышье. По параграфу 5 Устава, округ делился на волости и аулы. В каждом округе должно было быть 15— 20 волостей. По параграфу 9, переезжать из одного округа в другой без разрешения местного начальства казахам запрещалось. Параграф 15 гласил: "Аулом руководит аульный старшина, волостью — султан, а округом — старший султан”. Однако при создании волостей возник ли трудности, ибо при делении на различные структуры было сложно соблюсти равноправие различных родов и племен, разделение хозяйств. Округа подчинялись Омскому областному правлению. Округами руководили окружные приказы, а председателем становился старший султан. В приказ входили два назначенных российских заседателя и два избранных почетных казаха. По приказу, при рассмотрении основных вопросов командир казачьего отряда, расквартированный при ставке старшего султана, наделялся особыми правами. Поэтому старший султан управлял округом формально. Старший султан дол­жен был содействовать развитию хозяйства, решать вопросы образования и просвещения, искоренять барымту, в случаях нару­шения вести судебные дела, во время волнений использовать поли­цейские силы. Старший султан избирался только султанами. Ему присваивался чин майора, и он считался чиновником, поставленным руководить местными властями. За десятилетнюю работу старший султан получал дворянское звание. В случае отставки или перемены должности за ним сохранялось звание почетного султана.

Волостями руководили волостные султаны. Должность волостного султана передавалась по наследству от старшего к младшему по праву старшинства. Казахское общество имело право переизбирать их. Но при этом требовалось разрешение Омского областного правления. По этим фактам можно было предположить, что и областного руково­дителя назначали по указанию сверху. Если у султана не было наслед­ника, то это место он передавал брату или близкому родственнику, по выбору власти и с утверждением областным управлением. Султаны, не управлявшие волостями, сохраняли за собой звания султанов, но в дела управления вмешиваться не могли.

Аульные старшины избирались сроком на три года. Их утверж­дали окружным приказом. В этих выборах султаны не принимали участия. Права аульных старшин были приравнены к сельским головам в России. Они подчинялись волостным султанам и отчиты­вались перед ними о положении в ауле.

Параграф 220 Устава ограничивал права судов биев. Это говорит о том, что царская Россия усилила контроль за казахским населением. Суд не отделялся от местной администрации. Местная власть наделя­лась и полицейскими функциями.

По Уставу, все судебные дела в соответствии с параграфом 205 делились на три вида: 1) уголовные; 2) спорные; 3) жалобы на злоупотребление властью.

К уголовным делам относились: государственная измена, убийства, грабежи, барымта и неподчинение государственной власти. Другие нарушения прав, в том числе кража скота, считались исковыми. Уго­ловные дела рассматривались на основании общих законов империи в окружных приказах. Дела по барымте рассматривались в официальном порядке под контролем чиновников, прибывших из окружного приказа.

С 40-х годов XIX в. усиливается роль военных судов и областного руководства. Людей, подозревавшихся в неблагонадежности и участии в бунтах, приговаривали к смертной казни, отправляли на принуди­тельные работы, ссылали в Сибирь. Начиная с 1842 г. все уголовные дела казахов, подозреваемых в убийстве, грабеже или барымте, рассма­тривались только военным судом. "Устав о сибирских киргизах” упо­рядочил систему управления Казахской степью.

"Устав об оренбургских киргизах”. В 1822 г. был разработан проект "Устава об оренбургских киргизах”. По проекту, с 1824 г. упразднялась ханская власть в Младшем жузе. Жуз был разделен на Восточную, Центральную и Западную части, которыми руководили султаны. Султаны-правители являлись фактически чиновниками Оренбургской Пограничной комиссии. В состав Пограничной комиссии входили: председатель, четыре советника, из зажиточных казахов назначались четыре заседателя. Комиссия должна была следить за соблюдением порядка в степи, наблюдать за действиями местных чиновников и попечителей, за сбором налогов, судебным делом, : <дравоохранением.

В местную администрацию входили султаны-правители местных отделений жуза, начальники дистанций и местные руководители. Султанов-правителей назначал оренбургский военный губернатор, а остальных чиновников — Пограничная комиссия. При каждом султане- иравителе находилось от 100 до 200 человек военных.

С 1831 г. казахи трех чаетей разделились на дистанционные отделения. Это были участки между двумя крепостями — военными укреплениями, расположенными недалеко от границы с Россией. Такое административное устройство постепенно распространилось и в степные глубинные районы. Дистанционная система в Младшем жузе просуществовала с 1831 по 1868 г. Дистанционное руководство ограничивало власть руководителей родов в аулах.

Одной из особенностей организации власти в Младшем жузе было нведение должности попечителя прилинейных казахов. На эту должность назначались только царские чиновники. Официально они (•читались попечителями казахов на линии. Однако они проводили политику царизма, управляли казахами.

Административно-политические реформы царского правитель­ства 1867—1868 гг. по управлению казахскими землями. К середине 60-х годов XIX в. с присоединением земель Южного Казахстана и (Семиречья через кровопролитные бои завершилось слияние всех земель казахов с Россией. В это время в России развивались капиталисти­ческие отношения и принимались буржуазные реформы.

Относительно быстрое развитие в России капиталистической промышленности усилило роль Казахстана как богатого рынка для сбыта продукции и добычи дешевого сырья. Поэтому, чтобы освоить богатства Казахстана, надо было его подчинить царской власти. Для этих целей царское правительство создало проект единой системы руководства страной. В июле 1867 г. было утверждено "Временное положение об управлении Семиреченской и Сырдарьинской областя­ми”, а 21 октября 1868 г. — "Временное положение об управлении Оренбургским и Западно-Сибирским генерал-губернаторствами”.

В соответствии с реформой территория Казахстана делилась на три части: Туркестанское, Оренбургское и Западно-Сибирское генерал- губернаторства. Каждое генерал-губернаторство состояло из областей. В Оренбургское генерал-губернаторство входили: Уральская и Тургайская области; в Западно-Сибирское генерал-губернаторство — Акмолинская и Семипалатинская области; в Туркестанское генерал- губернаторство—Семиреченская и Сырдарьинская области. Областями руководили военные губернаторы, наделенные гражданскими и военными правами. Они же назначались и атаманами войск, находив шихся на территории области. В военном губернаторстве было три отдела: информационный, хозяйственный и судебный. Каждым отделом руководил старший советник. Обязанности председателя областного управления исполнял вице-губернатор.

Области делились на уезды. В Семиреченскую область входили: Казалинский, Капальский, Верненский, Иссык-Кульский, Токмакский и Жаркентский уезды; в Сырдарьинскую область — Казалинский, Перовский, Туркестанский, Чимкентский, Аулие-атинский, Ташкентский, Ходжентский и Эмбинский (Темирский) уезды; в Тургайскую область — Елекский (Актобинский), Николаевский (Кустанайский), Иргизский и Тургайский уезды; в Акмолинскую — Акмолинский, Кокчетавский, Омский и Петропавловский уезды.

Уездные руководители назначались из офицеров по представлению военных губернаторов и утверждались генерал-губернатором области. У каждого уездного начальника было по два помощника: старший и младший. Полицейская власть тоже принадлежала ему. Учреждения и крепости на территории уезда тоже были во владении уездного начальника. Уезды состояли из территориальных волостей, волости — из административных аулов, которые объединяли несколько сельско­хозяйственных аулов.

Переезд из одного аула в другой разрешался только с ведома стар­шин этих аулов и волостных начальников. Волостными правителями и аульными старшинами назначались люди, выдвигавшиеся баями. Выборы проходили в волостных съездах и аульных собраниях. Кандидаты в волостные правители и аульные старшины избирались один раз в три года. Получившие большинство голосов кандидаты в волостные правители приступали к работе только после утверждения военным губернатором области, а старшины — после утверждения волостными правителями. Волостные и областные руководители имели право утверждать итоги голосования, а также объявлять их недействительными.

По реформам 1867—1868 гг., были созданы военно-судебные комиссии и уездные суды. Они в основном действовали на основании общеимперской системы законов и приспосабливались к целям колони­зации края. В аулах сохранились суды биев, которые руководили нормами обычного права и шариата, в Сырдарьинской области на зимовках — суды казиев. При разрешении споров они руководство­вались только правилами шариата. В каждой волости выбирались от четырех до восьми биев. Их утверждали военные губернаторы. Жало­ванье им не платили. Они получали штраф с обвиняемых по решению судей. Гражданские и уголовные дела, не подлежавшие рассмотрению военными и уездными судьями, рассматривались в областном правле­нии. Решение уездного судьи считалось окончательным по граждан­скому иску на сумму до 100 руб. и до 2 тыс. руб. — по решению общего присутствия областного правления.

В "Положениях” особое внимание было уделено сбору налогов и исполнению обязательств. Каждые три года проверялось число юрт. Мели обнаруживалось утаивание, то с волостных управителей и пр. брали штраф, в два раза превышавший число юрт. Туркестанское генерал-губернаторство устанавливало налог в размере 2 руб. 75 коп. с юрты, а Оренбургское и Западно-Сибирское — по 3 руб.

С оседлых, зерновых хозяйств Сырдарьинской области брали налоги: харадж и танап. Харадж составлял 1/10 часть полученного урожая натурой или деньгами. Танап — 1/8 десятины, и его размер определял генерал-губернатор.

Казахские земледельцы несли тяжелейшую земскую повинность. Они кормили районные и областные администрации, выделяли средства на строительство и ремонт мостов, почтовых трактов, дорог, чиновников должны были обеспечивать дровами, воинские части — транспортом. Народ платил налоги ушур, питир казне и мечетям. Налог на непредвиденные расходы, называвшийся кара ишгын, вконец разорял простых людей.

По "Положениям”, в каждом уездном городе предусматривалось открыть одну общую школу для всех без учета национальностей. Казахским детям разрешалось учиться бесплатно или за незначитель­ную плату в школах казачьих станиц или селах переселенцев. Для оказания медицинской помощи предусматривалось в каждом уездном городе открыть врачебный пункт с одним врачом и одной медсестрой. Таким образом, по "Положениям”, усиливалась власть центральных государственных органов, укреплялись права высших слоев общества и баев. Образовался мощный бюрократический аппарат для того, чтобы держать народ в подчинении.

Изменения, внесенные в административную и судебную струк­туры по реформам 1886—1891 гг. Царское правительство "Поло­жения” 1867—1868 гг. вводило "временно”. Однако, опасаясь недо­вольства народа, правительство сохраняло силу этих "Положений” до конца 80-х годов. В "Положения” постоянно вносились поправки. Изменения собирались, учитывались, и в 80—90-х годах сбор закончил­ся, а царское правительство начало вводить новые реформы, которые позволяли ему проводить политику безраздельного господства. 2 июня 1886 г. было принято "Положение об управлении Туркестанским краем”, 25 марта 1891 г. — "Положение об управлении Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской областями”.

Теперь в Туркестанский край стали входить Ферганская, Самар­кандская и Сырдарьинская области. По "Положению”, вместо Орен­бургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторств образовалось Степное генерал-губернаторство с центром в городе Омске. В его состав вошли Акмолинская, Семипалатинская, Уральская, Тургайская и Семиреченская области. Однако в 1897 г. последняя область вновь была передана Туркестанскому генерал-губернаторству.

Все областные правления, все аппараты управления безоговорочно подчинялись генерал-губернаторам. Областные правления были приравнены к губернским правлениям центральных районов империи.

Все руководство уездами сосредоточилось в руках уездных начальников. В таких крупных городах, как Верный, Уральск, Петропавловск и Семипалатинск, были учреждены городские полицейские управления, а в маленьких городах ограничивались назначением городских приставов.

Выборные начала для управления коренным населением носили формальный характер. Вышестоящие органы царской администрации были вправе назначать волостных правителей и аульных старшин без выборов. Военные губернаторы имели право назначать новые выборы.

В органы местной власти избирались представители крупной феодальной знати и баи. Во время выборов широко практиковались подкупы и взятки. Баи, желавшие стать волостными правителями, выкладывали на подкуп и угощение приверженцев до 15 тыс. руб.

По новым правилам, сельское оседлое и кочевое население прирав­нивалось в отношении административного устройства к сельским и городским обывателям. Представители местного народа удостаивались привилегий на общих основаниях. В оседлых районах внутри уездов Степного края образовались сельские общины, которыми руководили сельские старшины. В Туркестанском крае их называли аксакалами, а общества — аксакальскими.

Вопросы о земле в казахском обществе были сложными. И хотя царская власть объявила казахские земли собственностью Российского государства, но уничтожить собственность казахских феодалов на землю не смогла. При наделе пастбищ в казахских аулах в общем был сохранен порядок распределения земельных угодий, но кое-какие конкретные ограничения были установлены. Казахи платили налоги деньгами. Если, по "Положению” 1844 г., с кибитки брали 1,5 руб., то в "Положении” 1891 г. налог увеличился до 4 руб.

В судебное устройство, по "Положениям” 1886—1891 гг., были внесены новые нормы по управлению Туркестанским и Степным генерал-губернаторствами. Однако опыт прежнего судебного руковод­ства сохранился, и последние нормативные документы их окончательно закрепили. Особенно ценным в новых "Положениях” было то, что они учитывали цели и интересы царского правительства в проведении колониальной политики.

По "Положению об управлении Туркестанским краем”, были соз­даны суды имперского типа; кроме того, работали и местные, так называемые народные суды. Однако интерес колониальных властей ставился выше, поэтому с их стороны постоянно оказывалось давление на "народные суды”. А имперские суды были законодательно усилены и их решения утверждались своевременно. Многие преступления, ранее рассматривавшиеся народными судами, теперь передавались имперским судам. Такая очевидная несправедливость была замечена во время претворения в жизнь новых правил.

Согласно "Положениям” об управлении Туркестанским и Степным краями, имперские суды были созданы из таких звеньев, как мировые судьи, областные суды и сенат. Созданные по "Положению” 1867 г.

военные суды были упразднены и заменены областными судами и мировыми судьями. По новым "Положениям”, областные суды учреж­дались в пределах областей, а в уездах и крупных городах назначались мировые судьи. Следствие вели специальные судебные следователи и помощники мировых судей. Прокурорский надзор осуществлялся областным прокурором, а также его заместителями, состоявшими при областных судах.

Имперские суды имели право рассматривать как гражданские, так и уголовные дела. Если местные жители совершали особо опасные преступления, то их дела рассматривали имперские суды.

В регионах с мусульманским оседлым и кочевым населением учреждались особые народные суды, рассматривавшие дела на осно­вании существовавших местных традиций и обычаев казахов. Предста­вители других народов, имевшие споры с местным населением, также могли обращаться в народный суд. В подобных случаях истцы лиша­лись права обращаться с этим иском к мировому судье.

Таким образом, если мировые судьи и областные суды были такого же типа, что и имперские суды, то народные суды, т. е. суды биев, по своей сути являлись феодальными. Судебное устройство, закрепленное в "Положениях” 1886—1891 гг. с внесением некоторых поправок, сохранялось вплоть до 1917 г.

В общем реформы царского правительства были направлены на усиление колониальной политики. Время от времени они изменялись и способствовали усилению эксплуатации коренного населения. Последствия реформ, проведенных на земле Казахстана, были очень тяжелыми.

? Вопросы и задания

1. В чем цель принятия "Устава о сибирских киргизах (казахах)" 1822 г.? Кто участвовал в подготовке его проекта?

2. На какие части были поделены земли Казахстана царским правительством? Какие при этом возникали трудности?

3. Каковы положительные и отрицательные стороны упразднения ханской власти в Младшем жузе?

4. С какой целью царское правительство проводило на казахской земле новые реформы?

5. Какие существуют различия между областью и уездом?

6. Какие произошли изменения в военных судах по реформам 1867—1868 гг.?

7. Какие изменения внесли реформы в вопросы о налогах и земле?

8. Какие новшества внесли реформы 1886—1891 гг.?

9. В чем разница между имперскими судами и народными судами?

Считаются ли налоги государству закятом?

Вопрос: Можно ли ежегодный налог государству расценивать как выплаченный обязательный закят (пожертвование)?

Ответ: Нельзя расценивать ежегодный государственный налог в качестве закята, потому что, как бы они не смотрелись одинаково, но все же, государственный налог это – одно, а закят – другое.

Сегодня налоги взымаются со всего, с чего их можно взять. И если так будет продолжаться, тогда возможно, что в будущем мы будем платить налог и за воздух. По закону, государство со своих граждан взымает налоги, чтобы содержать страну. Но государство должно развиваться не на налогах со своих граждан, а на росте деятельности со своих собственных государственных фабрик и заводов.

Повторю еще раз. Государство должно богатеть не от наших налогов, а от работы и производства своих собственных, государственных фабрик и заводов. Ни один частный завод или фабрика, не могут дать государству то нужное развитие и рост, которое может дать своя государственная фабрика и завод. Поэтому все предприятия на территории определенной страны, должны принадлежать только этому государству, а не частным лицам и организациям. А граждане той страны обязаны работать на этих фабриках и заводах во благо страны и поощряться государством такой зарплатой, чтобы общество было обеспеченным и счастливым…

А вот, когда государство отдает все свои предприятия в частные руки, тогда рушится вся экономика, а в обществе воцаряется несправедливость, отчего появляются слишком богатые и слишком бедные. Иначе говоря, в государстве меняется настоящий демократический строй на капиталистический, когда одни, богатеют за счет других. Поэтому, если государство держало бы всё в своих руках и справедливо распределяло бы все государственные ресурсы между гражданами своей страны, тогда в этом обществе было бы счастье и достаток, в таком случае ни налоги не нужны, ни закят.

Но в реальном мире, все происходит не так, как мы хотели бы. Развитие государства в капиталистическом русле, означает появление новых налогов и их повышение с каждым этапом экономических колебаний, что приводит за собой инфляцию. В таком случае государство повышает налоги на все, за счет чего растут цены. Большие налоги, высокие цены и низкие зарплаты, это первые признаки несправедливости в обществе.

Все прекрасно знают, что в таких случаях, все частные компании начинают устанавливать свои тарифы и цены на любые импортируемые производственные товары, которые само государство уже давно не производит. Рынок товаров и услуг пополняется за счет частных компаний, которые многое импортируют из-за границы. А теперь представьте, сколько налогов берет государство за ввозимый товар и сырье с частников, начиная с таможни и до прилавка. Производитель выплачивает различные налоги, отсюда и высокий рост цен, что сказывается на потребительской корзине.

Низкие зарплаты не позволяют многим людям покупать то, что им хотелось бы. Постепенно возрастает бедность, которая переходит в нищету и люди становятся нуждающимися в милостыне (садака) и пожертвовании (закяте). Но от налога никто не может убежать, ни богатый, ни бедный, все должны его выплачивать. А интересно то, что крупные предприниматели, всегда платят в государственную казну налоги меньше всех, нежели другие. Поэтому богатые – богатеют, бедные – беднеют!

А народ, это такая прослойка между властью и олигархами, которая никому не нужна, и которую постоянно кормят демократическими сказками и патриотическими байками, чтобы никто не восстал против системы. Но сказка о демократии – это всего лишь обман общества, чтобы овладеть богатствами страны. Ни странно, что люди в лживом демократическом обществе нуждаются в закяте и садака больше, чем в любом другом обществе. Поэтому, чтобы закят не обогащал нуждающихся и они всегда были зависимы от лжедемократии, людей обложили налогами и процентным кредитом, чтобы они трудились, не покладая рук и не поднимая головы…

А теперь, после этого короткого вступления вернемся к нашему основному вопросу, можно ли считать государственный налог за закят? Предлагаю вначале рассмотреть информацию о том, что такое государственный налог, чтобы потом правильно оценить суть и его функции:

«Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платёж в общую государственную казну, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований (учреждений). Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Взимание налогов регулируется налоговым кодексом. Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства. Под налогом понимается принудительное изъятие государственными налоговыми структурами денежных средств с физических и юридических лиц, необходимое для осуществления государством своих функций» (см.: https://ru.wikipedia.org/wiki/Налог).

А для понимания разницы между налогом и закятом, предлагаю вам следующую информацию:

Закят (араб. زكاة, устар. زكوة) – это один из пяти столпов ислама. Словарное значение – это очистить и приумножить. Закят – это обязательный ежегодный налог в исламском праве, выплачиваемый с различного вида доходов и имущества (движимого и недвижимого) всеми самостоятельными, свободными, дееспособными и взрослыми мусульманами в пользу нуждающихся единоверцев. Закят является важным социально-экономическим институтом, призванным утвердить в обществе принципы справедливости.

В теме закята важно знать и разделять два понятия: «закят» и «садака». Закят – это обязательное пожертвование, которое мусульмане выплачивают раз в году при определённых условиях. А садака – это добровольное пожертвование, которое человек выплачивает по собственному усмотрению и желанию в неограниченном количестве. Садака и закят выплачиваются определенной категории людей, которые указаны в суре Тавба 9/60.

А категории имущества, с которого выплачивается закят состоят из следующих ценностей – это золото, серебро, денежные единицы (в том числе наличные деньги, арендная плата, вклады в банках), акции.

  1. Если золото достигло веса, равного 84,8 г (1 Нисаб), а серебро – 591 г (и хранилось в течение года), тогда с них выплачивается 2,5 %.
  2. 2,5 % с денежных единиц (в том числе валюты и банковских вкладов) и 4 % акций (других ценных бумаг) при достижении ими стоимости, равной 1 нисаб = приблизительно 84,8 г золота (с учётом стоимости золота на мировых рынках).
  3. Со скота: только с молочного, племенного и пастбищного, а его численность должна достигать облагаемого минимума. Например, со стада 5-9 голов верблюдов взимается одна овца; а облагаемый минимум овец – 40 голов, с которых также взимается одна овца.
  4. С урожая (ушур): зерно и плоды. Размер налога зависит от наличия ирригационных сооружений и способа обработки земли. Если земля обрабатывается и орошается искусственным образом с использованием механизмов, то выплачивается 1/20 собранного урожая, а в случае отсутствия искусственного орошения – 1/10.

Также закят выдается с товаров и имущества:

  1. Товары (имущество, предназначенное для продажи): закят в размере 2,5 % выплачивается с товаров, если цена их достигает размера 1 нисаб, установленного для золота (84,8 г), и со времени последней выплаты закята с такого имущества прошёл уже полный лунный год.
  2. Имущество, добытое из земли, недр, морей и морского шельфа: так, с золота и серебра, извлекаемых из рудников, уплачивают 1/40, а с найденного клада – 1/5 часть» (см.: https://ru.wikipedia.org/wiki/Закят).

К слову, здесь нужно сказать о том, о чем нужно говорить всегда. Все поклонения, которые предписаны нам верующим людям в Коране – являются универсальными, то есть они не запатентованы только Кораном. Всё, что есть сегодня в Коране, это было предписано всем людям и это есть во всех Ниспосланиях Аллаха. Но люди со временем изменить религию Аллаха в свою сторону и внесли свое слово в Писания от Аллаха.

Поэтому сегодня люди не понимают друг друга и враждуют между собой, потому что, когда-то кучка знающих Писание ученых скрыли истину от всех людей, переписали Книги, изменили их содержание, и на этом построили свою религию, которая обогащает только их, а все остальные страдают в нищете. Люди перестали должным образом следовать основе и фундаменту единой религиозной системы, которую Аллах установил в своих Писаниях. Ученые придумали свою религию, а обычный народ живет по своим принципам, и каждый из них думает, что находится на верном пути. Аллах говорит так:

«О, обладатели Писания (знающие его)! К вам направлен наш Посланник, который открыто доносит (раскрывает) вам многое из того, что вы скрываете из Писания, и многое не трогает. Ниспослано вам от Аллаха ясное Писание и свет. Этим Писанием (Кораном) Аллах ведет прямым путем тех, кто следует за его благоволением, и по своему соизволению выводит из мрака на свет и направляет их на верный путь» (Маида 5/15-16).

«Скажи: «О, обладатели Писания (знающие его)! У вас нет (твердой) основы до тех пор, пока вы не станете должным образом практиковать Таврат, Инджиль и ниспосланное вам вашим Господом (Коран)! Ниспосланное тебе от твоего Господа приумножает во многих из них несправедливость и неверие (куфр). Не печалься же о неверующих людях» (Маида 5/68).

Итак, а теперь поговорим о том, на кого положено расходовать закят. В Коране есть аят, в котором приводится восемь категорий людей на кого нужно расходовать средства, собранные в качестве закята. Аллах перечисляет их в следующем порядке:

«اِنَّمَا الصَّدَقَاتُ لِلْفُقَرَٓاءِ وَالْمَسَاك۪ينِ وَالْعَامِل۪ينَ عَلَيْهَا وَالْمُؤَ۬لَّفَةِ قُلُوبُهُمْ وَفِي الرِّقَابِ وَالْغَارِم۪ينَ وَف۪ي سَب۪يلِ اللّٰهِ وَابْنِ السَّب۪يلِۜ فَر۪يضَةً مِنَ اللّٰهِۜ وَاللّٰهُ عَل۪يمٌ حَك۪يمٌ»

«Пожертвования (садакат, закят) предназначены для нищих и бедных. Для тех, кто занимается их сбором и распределением. Для тех, чьи сердца хотят завоевать (для ислама), для выкупа рабов (и пленных), для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах знающий, мудрый» (Тавба 9/60).

Эти категории в аяте перечисляются в следующем порядке:

  1. Лиль-фукара – это нищие люди, которые ничего не имеют.
  2. Валь-месакин – это бедняки, которые тоже ничего не имеют, но их положение чуть лучше, чем положение нищих.
  3. Валь-амилина алейха – это те, кто занимаются сбором закята и его распределением.
  4. Валь-муалляфеи-кулюбухум – это те, чьи сердца хотят завоевать для ислама и укрепить их на пути Аллаха.
  5. Вафир-рикаб – это категория мусульман рабов и пленников, которых нужно освободить из рабства и плена.
  6. Валь-гаримин – это мусульманские должники, которые по известным причинам не смогли выплатить свой долг.
  7. Вафи-сабилиллях – это те, которые сражаются на пути Аллаха, ведут джихад, распространяют ислам и т. д.
  8. Вабнисс-сабиль – это путники, оставшиеся без средств к существованию и передвижению.

А теперь хотелось бы задать несколько вопросов для сравнения:

  1. Разве сегодня налоги распределяются в том порядке, о котором говорится в аяте? Конечно же, нет! И это первая причина, по которой можно считать, что налог не может быть закятом.
  2. Разве сегодня, наряду с обычными налогами, не берутся налоги с игорного бизнеса, с публичных домов, с алкогольной продукции, и других направлений легального бизнеса по государственным меркам, но недозволенного – по религиозным? Конечно, берутся! В исламе всё это считается харамом. Поэтому такие налоги являются второй причиной, по которой можно считать, что налог не может быть закятом.
  3. Разве налоги не должны выплачиваться на поддержку нуждающихся, инвалидов, и прочих? Конечно, должны! Но чаще всего налоги не доходят до нуждающихся и инвалидов, потому что их поедают чиновники. А это уже третья причина, по которой можно считать, что налог не может быть закятом.

Таких причин очень много, поэтому их можно перечислять и перечислять…

Читайте также: