Уровень экономических ограничений создаваемых отчислением средств на уплату налогов

Опубликовано: 17.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины
Иллюстрация: Ирина Григорьева / Клерк.ру

Налоговая нагрузка — один из главных показателей, по которым вычисляется определенный минимум по уплате взносов в бюджет. Если предприятие по результатам деятельности не «дотянуло» до минимума в своей сфере, то это может стать поводом для выездной проверки налоговиками. ФНС на своем сайте опубликовала новые значения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за 2019 год. Татьяна Амелина, генеральный директор компании «Невская Перспектива», рассказывает, что поменялось и как вычислить свою налоговую нагрузку.

Что такое налоговая нагрузка

Этот термин обозначает долю выручки, уплаченную предприятием в бюджет. Зачастую по значению данного коэффициента налоговая инспекция понимает, достаточно ли честно ведется бизнес. ФНС рассчитывает средние значения нагрузки по каждому виду деятельности и публикует таблицы с коэффициентами.

Также значение налоговой нагрузки используют банки, когда принимают решение о выдаче кредита или обслуживании компании. Если размер выплат в бюджет от общего оборота по счету меньше, чем установленный законом, то бизнес считается недобросовестным.

Безопасные значения налоговой нагрузки в 2020 году

Данные значения меняются каждый год и публикуются ФНС в соответствии с данными статистической отчетности. Ниже представлена таблица с коэффициентами, которыми руководствуются налоговики в 2020 году:

Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2)

2019 год

Налоговая нагрузка, %

Справочно: фискальная нагрузка по СВ, %

Всего

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство — всего

4,5

5,2

растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях

лесоводство и лесозаготовки

Добыча полезных ископаемых — всего

41,4

1,7

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых — всего

добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

Обрабатывающие производства — всего

7,6

2,1

производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий

производство текстильных изделий, одежды

производство кожи и изделий из кожи

обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения

производство бумаги и бумажных изделий

деятельность полиграфическая и копирование носителей информации

производство кокса и нефтепродуктов

производство химических веществ и химических продуктов

производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях

производство резиновых и пластмассовых изделий

производство прочей неметаллической минеральной продукции

производство металлургическое и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования

производство машин и оборудования, не включенные в другие группировки

производство компьютеров, электронных и оптических изделий

производство электрического оборудования

производство прочих транспортных средств и оборудования

производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха — всего

7,1

2,4

производство, передача и распределение электроэнергии

производство и распределение газообразного топлива

производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха

Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность и ликвидация загрязнений — всего

9,9

5,1

Строительство

11,9

4,7

Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов — всего

2,8

1,1

торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт

торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания — всего

10,5

6,2

Транспортировка и хранение — всего

6,4

4,6

деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские и грузовые перевозки

деятельность трубопроводного транспорта

деятельность водного транспорта

деятельность почтовой связи и курьерская деятельность

Деятельность в области информации и связи — всего

17,2

5,5

Деятельность по операциям с недвижимым имуществом

25,0

6,0

Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги

17,9

10,0

Если предприятие занимается несколькими видами деятельности, то нужно ориентироваться на значения налоговой нагрузки для того, который указан основным. В случае, когда компания перешла на работу в другой отрасли, необходимо своевременно вносить данные об этом в ЕГРЮЛ. Если деятельность предприятия не попадает ни под один из видов, указанных в списке выше, то нужно искать значения для ближайшего по своей отрасли.

Как посчитать налоговую нагрузку

В первую очередь нужно понимать, что именно брать для расчета. Согласно последним указаниям налоговиков:

  • выручка берется без акцизных сборов и НДС;
  • страховые взносы исключаются из расчета;
  • доход берется из строки 2110 годового отчета о финансовых результатах;
  • в сумму налогов включается уплаченный НДФЛ.

Коэффициент налоговой нагрузки вычисляется по формуле:

Налоговая нагрузка = Сумма уплаченных налогов ÷ Доходы × 100.

Пример расчета

Из налоговой декларации машиностроительного предприятия следует, что компания за прошлый год выплатила налоги на сумму 850 000 рублей. При этом страховые взносы составили 330 000 рублей. Выручка компании — 9,5 миллиона рублей (без НДС). Рассчитаем имеющуюся налоговую нагрузку:

850 000 ÷ 9 500 000 × 100 = 8,94.

Нагрузка по страховым взносам равна:

330 000 ÷ 9 500 000 × 100 = 3,47.

Теперь нужно сравнить полученные величины со средними отраслевыми за 2019 год. Для машиностроения общая нагрузка равна 9,9, а по страховым взносам — 4,4. Можно подвести итог, что данное предприятие платит меньше налогов, чем компании в среднем в этой отрасли предпринимательства. Поэтому бизнес находится под пристальным вниманием фискалов — предприятие может быть включено в план выездных проверок налоговой или потребуется объяснение с ФНС.

Формулы расчетов для разных видов налогообложения

Налоговая инспекция рассчитывает нагрузку для каждого предприятия отдельно, в зависимости от типа налогообложения и разновидности налогов. Рассмотрим подробнее методы вычисления для каждого частного случая.

Для организаций на ОСНО

Налоговая нагрузка = (Сумма НДС к уплате в бюджет Сумма налога на прибыль, посчитанная к уплате) ÷ Выручка × 100, где:

  • сумма НДС берется из строки 40, раздел 1 декларации НДС;
  • величина налога — из строки 180, лист 2 декларации на прибыль;
  • выручка — из строки 2110 бухгалтерской отчетности.

Для индивидуальных предпринимателей на ОСНО

Налоговая нагрузка = НДФЛ ÷ Общая сумма налогооблагаемого дохода × 100, где:

  • НДФЛ берется из строки 40, раздел 1 декларации 3-НДФЛ;
  • величина дохода — из строки 60, раздел 2 декларации 3-НДФЛ.

Для индивидуальных предпринимателей и организаций на УСН

Налоговая нагрузка = Сумма перечисленного налога ÷ Сумма полученного дохода × 100, где:

  • сумма налога берется из строки 133, разделов 2.1.1, 2.1.2 и страницы 273, 280, раздела 2.2 декларации по УСН;
  • сумма доходов — из строки 113, разделов 2.1.1, 2.1.2 и страницы 213, раздела 2.2 декларации по УСН.

Для индивидуальных предпринимателей и организаций на ЕСХН

Налоговая нагрузка = Сумма исчисленного налога ÷ Сумма полученных доходов × 100, где:

  • величина налога берется из строки 50, раздел 2 декларации по ЕСХН;
  • сумма дохода берется из строки 10, раздел 2 декларации по ЕСХН.

Если у предприятия есть обязанности по уплате транспортного, водного и земельного налогов, акцизным сборам, НДПИ, пользованию ресурсами, то они тоже включаются в подсчет.

Нагрузка по НДС

Для компаний, использующих этот вид налога, фискальная служба рассчитывает также удельный вес вычетов по следующей формуле:

Удельный вес вычетов = Общая сумма вычетов ÷ Общая сумма начисленного НДС × 100%, где:

  • сумма вычетов берется из строки 190, раздел 3 декларации НДС;
  • сумма НДС — из строки 118, раздел 3 декларации НДС.

Если результат вычислений больше 89%, то предприятие будет отнесено к группе риска, поэтому стоит перед каждой подачей декларации проверять удельный вес вычетов по НДС. В случае превышения лучше перенести часть вычетов на будущее либо оставить как есть и подготовить ответы на вопросы налоговиков и подтверждающие документы.

Нагрузка по НДФЛ

Вычисление налоговой нагрузки по НДФЛ определяется по формуле:

Налоговая нагрузка по НДФЛ = Исчисленный НДФЛ ÷ Общая сумма доходов от этой деятельности × 100%.

Налоговая инспекция потребует объяснений, если полученное значение будет слишком низким. Для юридических лиц важным показателем здесь будет динамика выплат, ФСН обратит пристальное внимание на компанию, если:

  • Суммы НДФЛ уменьшились относительно прошлых периодов более чем на 10% по итогам квартала или года.
  • По размеру НДФЛ было выявлено, что на предприятии выплачиваются заработные платы ниже среднего уровня по региону.

Также просматриваются суммы страховых взносов — не снизились ли они при том же самом количестве сотрудников.

Как контролировать налоговую нагрузку

Налоговики при составлении плановых проверок в первую очередь включают в нее компании:

  • работающие с отрицательными показателями доходности;
  • с большой долей вычетов по НДФЛ или НДС;
  • с заниженным уровнем нагрузки по основным взносам, соответствующим выбранной системе налогообложения;
  • с долгами по оплате налогов;
  • с уменьшенными относительно прошлых годов объемами взносов в бюджет;
  • применяющие необоснованные льготы на уплату налогов.

Все эти факторы ведут к тому, что фискальная служба начинает сомневаться в «добросовестности» предприятия и на имя руководителя отправляется официальный запрос с требованием объяснить несоответствия. Если ответ будет невнятным или не соответствующим реальному положению дел, то не избежать проверки.

С другой стороны, анализ обязан проводиться и внутри предприятия для своевременного обнаружения проблем с налоговой политикой и выявления ее нерациональности. В этом случае можно будет выполнять ряд мер, корректирующих налогооблагаемую базу с планированием налоговой нагрузки. Этим может заниматься лично руководитель или главный бухгалтер под контролем владельца бизнеса.

Нужно будет внимательно следить, чтобы налоговая нагрузка не была меньше более чем на 1% среднестатистической по отрасли. Коэффициент может быть больше указанного ФНС, но это будет означать, что предприятие переплачивает налоги. Чтобы спланировать нагрузку по взносам в бюджет, нужно:

  • проверить текущий требуемый уровень налоговой нагрузки;
  • спланировать нагрузку по каждому виду налогов и по предприятию в целом;
  • определить методы, которыми можно будет достигнуть намеченный результат;
  • контролировать выполнение задания и периодически самостоятельно делать расчеты.

Своевременная смена налоговой политики позволит избежать выездной проверки налоговиками.

Как объяснить низкую налоговую нагрузку

Практически у каждого недавно открывшегося предприятия уровень будет ниже требуемого по законодательству. Обычно фискальные службы учитывают дату создания компании при каждой проверке документов, но может понадобиться дополнительно предоставить разъяснения в ФНС.

  • сменить основной ОКВЭД и сообщить в фискальную службу, что и раньше работали по нему — законодательно это не запрещено;
  • самостоятельно посчитать налоговую нагрузку отдельно по каждому виду деятельности компании.

Пересчет нагрузки может быть полезен и в плане проверки — включили ли в расчет налоговой нагрузки НДФЛ. Об этом налоге в ФНС нередко забывают, и в итоге получается завышенный показатель.

Если все значения рассчитаны правильно, то предприятие может объяснить свой заниженный коэффициент налоговой нагрузки так:

  • осуществляется не только производственная деятельность, но есть и инвестиционные вложения;
  • много усилий направлено на развитие производственной (или торговой) сети;
  • началось осваивание нового вида деятельности (подойдет для компаний, работающих уже несколько лет).

Можно также указать налоговикам данные из статистики по конкретному региону и отрасли, что за данный период были объективные причины ухудшения дел. Это может быть упадок в сфере деятельности бизнеса или в смежной сфере, где находятся главные покупатели и так далее. Например, часто указываются такие объективные обстоятельства уменьшения налоговой нагрузки:

  • снижение объемов продаж продукции;
  • сильное повышение стоимости сырья у поставщиков;
  • рост административных расходов, заработных плат сотрудников, других издержек.

Все данные необходимо подкреплять отчетами из прошлых периодов, где все было в порядке и налоговая нагрузка была выше. Тогда будет видно, что компания действительно в данное время столкнулась с проблемами, которые потянули за собой уменьшение перечислений в бюджет.

Некоторые послабления для клиентов банков

До конца сентября 2020 года предусмотрены некоторые послабления для юридических лиц в качестве меры поддержки бизнеса в посткарантинный период. Они касаются клиентов банков — теперь организации с налоговой нагрузкой менее 0,9% от оборота не будут считаться подозрительными, как это было раньше. Предельная граница доли налоговых платежей от суммы оборота по счету может составлять минимум 0,5%.

Главными критериями, по которым банки определяют благонадежность своих клиентов, теперь являются:

  • Минимальная налоговая нагрузка — временно от 0,5%, с начала октября вернется к докризисным 0,9%.
  • Отсутствие в списке у компании-клиента банка покупателей или поставщиков из списков 550-П и 639-П, уличенных в нарушении законодательства.
  • Наличие платежей, которые свидетельствуют о реальности деятельности бизнеса. Например, оплата со счета предприятия за воду, интернет, канцтовары, аренду офиса, телефон, зарплаты и других социальных взносов сотрудникам, страховых взносов, НДФЛ и так далее.
  • Достаточно частые снятия наличности или вывод средств с корпоративной карты через займы физическим лицам, в том числе руководителю.

Все эти меры направлены на отслеживание компаний, которые занимаются «отмыванием» денег. Поэтому чем реальнее траты и поступления на счет предприятия, тем благонадежнее бизнес в глазах банков.

Определение налогового бремени как меры, степени, уровня экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов, отвлечением их от других возможных направлений использования. Оценка принципа комплексного расчета экономии и потерь.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 14.05.2016
Размер файла 19,0 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования Республики Беларусь

«Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

Кафедра конституционного права

Специальность 1-24 01 02 Правоведение

Управляемая самостоятельная работа студентов

по теме «Налоговое бремя»

Студента 4 курса 3 группы дневной формы обучения

Прокопика Ивана Викторовича

Доцент, кандидат юридических наук -

Абрамчик Лилия Ярославовна

Налоговое бремя - это мера, степень, уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов, отвлечением их от других возможных направлений использования. Количественно налоговая нагрузка может быть измерена отношением общей суммы налоговых изъятий за определенный период к сумме доходов субъекта налогообложения за тот же период.

В широком смысле слова - бремя, налагаемое любым платежом А.В. Брызгалин дает следующее определение: На макроэкономическом уровне налоговое бремя (налоговый гнет) - это обобщающий показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества и определяемый как отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту.

Под налоговым бременем понимается для страны в целом отношение общей суммы взимаемых налогов к величине совокупного национального продукта, а для конкретного налогоплательщика - отношение суммы всех начисленных налогов и налоговых платежей к объему реализации.

Налоговое бремя представляет собой показатель совокупного воздействия налогов на экономику страны в целом, на отдельный хозяйствующий субъект или на иного плательщика, определяемый как доля их доходов, уплачиваемая государству в форме налогов и платежей налогового характера.

Налоговое бремя является одним из экономических показателей, характеризующих налоговую систему государства. В.Г. Пансков называет этот показатель налоговой нагрузкой, указывая при этом на то, что он является «достаточно серьезным измерителем качества налоговой системы страны».

В современных исследованиях, посвященных рассматриваемому вопросу, можно выделить следующие уровни классификации налогового бремени:

Налоговое бремя на макроуровне:

Налоговое бремя на микроуровне (уровне субъекта хозяйствования):

уровень организации, учреждения;

уровень физического лица (индивидуума).

Показатель налогового бремени конкретного налогоплательщика отражает долю его совокупного дохода (выручки от реализации продукции, услуг и прочей реализации), изымаемую в бюджет.

Данный показатель дифференцирован по предприятиям различных отраслей производства. Так, на предприятиях по производству винно-водочных изделий и в транспортных организациях этот показатель выше, чем на предприятиях строительной индустрии, и много выше, чем на предприятиях сельского хозяйства.

Основные направления применения налогового бремени:

Данный показатель необходим государству для разработки налоговой политики.

Исчисление налогового бремени на общегосударственном уровне необходимо для сравнительного анализа налоговой нагрузки в разных странах и принятия решений хозяйствующими субъектами о размещении производства, распределении инвестиций.

Показатель налогового бремени необходим для анализа влияния налоговой системы страны на формирование социальной политики государства.

Показатель налогового бремени используется в качестве индикатора экономического поведения хозяйствующих субъектов.

Кроме того, именно показатель налогового бремени концентрирует в себе факторы и международного налогового планирования, и элементы учетной, договорной политики и налоговые льготы.

Показатель налогового бремени целесообразно относить к системе показателей, характеризующих финансовое состояние хозяйствующего субъекта, и именно на его основе возможно производить расчеты эффективности процесса налогового планирования.

На уровне предприятия налоговое бремя может быть определено как:

- отношение суммы выплаченных (начисленных) налогов и сборов к сумме выручки-нетто, операционных и внереализационных доходов предприятия;

- отношение суммы выплаченных (начисленных) налогов и сборов к сумме добавленной стоимости. Данный показатель структурно сопоставим с показателями налогового бремени по экономике в целом. Его расчет возможен несмотря на отсутствие прямых данных о произведенной предприятием добавленной стоимости в обязательной отчетности.

Снижение ставок налогов (налогового бремени) дозволяет увеличивать инвестиции в производство и повышать заработную плату (усиливать мотивацию труда и повышать покупательную способность населения), что в совокупности приводит к повышению эффективности производства, увеличению доходов предприятия и росту товарооборота, а, следовательно, к росту налоговой базы.

Повышение ставок налогов при неизменном значении налоговой базы ведет к увеличению суммы налоговых поступлений пропорционально росту ставок. Однако повышение ставок приводит к уменьшению налоговой базы на последующих этапах налогообложения в силу чего сумма налоговых поступлений сначала растет с замедлением темпов роста, а по достижению некоторого порогового значения налогового бремени -- уменьшается. Соответственно снижается сумма доходов, остающаяся у налогоплательщика после уплаты налогов вследствие чего, неизбежно уменьшаются инвестиции в производство и снижается заработная плата производственного персонала.

Следует также отметить, что тяжелое налоговое бремя понуждает многих предпринимателей скрывать свои доходы (занижать величину декларируемых доходов) и переводить капиталы в теневую экономику.

При реализации конкретного способа минимизации налогового бремени необходимо придерживаться следующих принципов:

Принципа разумности. Применение грубых и необдуманных приемов будет иметь только одно последствие - государство таких действий не прощает. Схема налоговой оптимизации должна быть продумана до мелочей; нельзя упускать из виду ни одной малейшей детали.

Не целесообразно, строить метод налоговой оптимизации на использовании зарубежного опыта налогового планирования и исключительно на пробелах в законодательстве. Так же нельзя без оглядки ссылаться на зарубежный опыт при осуществлении конкретных операций. Подобные ссылки не являются аргументом.

Нельзя строить способ оптимизации налогообложения только на смежных с налоговым, отраслях права (гражданском, банковском, бухгалтерском и т.д.).

Принцип комплексного расчета экономии и потерь.

При формировании того или иного способа налоговой оптимизации должны быть проанализированы все существенные аспекты операции, а также деятельности предприятия в целом.

При осуществлении налоговой оптимизации уделяется пристальное внимание документальному оформлению операций. Небрежность в оформлении или отсутствие необходимых документов может послужить формальным основанием для переквалификации налоговыми органами всей операции и, как следствие, привести к применению более обременительного для предприятия порядка налогообложения.

Принцип комплексной налоговой экономии (принцип многообразия применяемых способов минимизации налогов).

При планировании метода налоговой оптимизации, ключевым моментом которого является несистематический характер деятельности, следует подчеркивать разовый характер операций. Так, необходимо учитывать, что существенно повышает риск усиленного налогового контроля многочисленное проведение однотипных операций, результатом которого выступает налоговая экономия.

Коэффициент эластичности налогов - показывает, на сколько процентов изменяются налоговые поступления (группы налогов или отдельный налог) при изменении определяющего фактора на 1%.

Данный коэффициент может быть больше, равен или меньше единицы. Если он равен единице, то доля налоговых доходов государства в ВНП остается стабильной. Так, в ФРГ коэффициент эластичности всех налогов на протяжении двух десятилетий равен единице. Если коэффициент больше единицы, то налоговые доходы увеличиваются более быстрыми темпами, чем возрастает ВНП, и удельный вес налоговых доходов в ВНП возрастает. При коэффициенте меньше единицы доля налоговых поступлений в ВНП снижается.

Исследование эластичности отдельных видов налогов при проектировании налоговой системы позволяет найти ее оптимальный вариант, обеспечивающий максимизацию поступлений налогов при заданном налоговом бремени или минимизацию налогового бремени при заданном уровне налоговых поступлений (например, в частности, выявление оптимального соотношения налога на прибыль и налога на пользование недрами). Такие исследования позволят также находить оптимальные с точки зрения роста налоговых поступлений направления экономического развития в сферах производства и потребления (например, повышение конкурентоспособности товара на основе улучшения его качества и расширения границ товарного рынка дает возможность увеличить сбор налога с продаж).

экономический налог уплата отчисление

Самые высокие ставки косвенных налогов (2016г.)

- уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов, отвлечением их от других возможных направлений использования. Распределение Н.б. между налогоплательщиками опирается на два принципа: а) увязка налога с получаемыми за счет него благами, например, дорожный налог платят владельцы транспортных средств. Такой подход весьма ограничен, так как отдельные виды государственных расходов (скажем, пособие по безработице) невозможно переложить на пользователей; б) принцип платежеспособности, согласно которому чем выше доходы лица, тем более высоким должен быть налог, которым облагается лицо.

Смотреть значение Налоговое Бремя в других словарях

Бремя — бременить и пр. см. беремя.
Толковый словарь Даля

Бремя — род. и дат. бремени, бременем, бремени, мн. (редко) бремена, бремен, бременам, ср. (книжн. поэт.). Тяжелая ноша, обычно перен. - тяжесть. забот. Непосильное бремя. Лечь бременем.
Толковый словарь Ушакова

Бремя Ср. — 1. устар. Ноша, груз. 2. перен. Что-л. обременительное, тягостное.
Толковый словарь Ефремовой

Бремя — -мени; ср.
1. Устар. Тяжёлая ноша, груз. Сгибаться под бременем тяжёлой ноши.
2. О чём-л. тяжёлом, трудном, обременительном. Принимать на себя б. расходов. Под бременем.
Толковый словарь Кузнецова

Амортизационное Налоговое Прикрытие — Стоимость налогов, списанных на амортизацию предприятия и оборудования.
Экономический словарь

Бремя — - нечто трудное, требующее затрат.
Экономический словарь

Бремя Доказывания — - при производстве по уголовным или гражданским делам - правило распределения между участниками
процесса
обязанности обосновывать наличие тех или иных обстоятельств.
Экономический словарь

Бремя Налоговое Избыточное — потери для общественной выгоды из-за введения обременительных налогов, в результате чего происходит падение уровня производства и потребления товаров.
Экономический словарь

Бремя Содержания Имущества — затраты на содержание имущества, которые несет собственник имущества.
Экономический словарь

Бремя, Избыточное Налоговое — - потеря для общества чистой выгоды вследствие падения уровня производства и потребления товаров ниже оптимального, вызванного введением налогов.
Экономический словарь

Бремя, Налоговое — - степень,
уровень экономических ограничений, налагаемых на налогоплательщиков, вызванных отчислением средств на уплату налогов, отвлечением их от других возможных.
Экономический словарь

Долговое Бремя — DEBT BURDENБремя, ответственность или обязательство в связи с нац. или гос. долгом. В `Основах экон. мысли` под редакцией Джона Криди (John Creedy, `Foundation of Economic Thought`) приводится объяснение.
Экономический словарь

Законодательство Налоговое — совокупность законов, устанавливающих виды налогов в государстве,
порядок их взимания и регулирующих отношения, связанные с возникновением,
изменением и
.
Экономический словарь

Законодательство, Налоговое — -
совокупность юридических норм, устанавливающих виды налогов в данном государстве,
порядок взимания и регулирующих отношения, связанные с возникновением.
Экономический словарь

Избыточное Налоговое Бремя — потеря для общества чистой выгоды, обусловленная введением или увеличением налогов, приводящих к снижению уровня производства и потребления товаров ниже оптимального, рационального.
Экономический словарь

Корпоративное Налоговое Планирование — -
налоговое планирование для юридических лиц и групп граждан (организаций).
Экономический словарь

Международное Налоговое Право — -
совокупность международно-правовых, а в широком
смысле и национальных норм, регулирующих отношения по налогообложению, в которых присутствует иностранный.
Экономический словарь

Многократное Налоговое Обложение — обложение одного и того же
объекта налогообложения разными налогами по одному поводу.
Экономический словарь

Налоговое Бремя — 1) мера, степень,
уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов, отвлечением их от других возможных направлений использования.
Экономический словарь

Налоговое Законодательство — совокупность юридических, правовых норм, устанавливающих виды налогов, действующих в стране, налоговые ставки,
порядок взимания налогов, налоговые
льготы. Налоговое.
Экономический словарь

Налоговое Обложение — TAX INCIDENCEГруппы населения, к-рые в конечном итоге несут налоговое бремя. Напр., бремя налогов на спиртные напитки несет сам потребитель. Налоги на торговца теми или иными.
Экономический словарь

Налоговое Планирование — -
выбор между различными вариантами осуществления деятельности юридического лица и размещения его активов, направленный на достижение возможно низкого уровня.
Экономический словарь

Налоговое Право — совокупность официально принятых, законодательно закрепленных юридических норм, устанавливающих виды налогов,
порядок их взимания, а также отношения, связанные.
Экономический словарь

Налоговое Правонарушение — - виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (
действие или бездействие)
налогоплательщика, налогового
агента.
Экономический словарь

Налоговое Правонарушение, Совершенное По Неосторожности — Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия).
Экономический словарь

Налоговое Правонарушение, Совершенное Умышленно — Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо.
Экономический словарь

Налоговое Регулирование — меры косвенного воздействия на экономику, экономические и социальные
процессы путем изменения вида налогов, налоговых ставок, установления налоговых льгот, понижения.
Экономический словарь

Налоговое Резидентсво — -
понятие, определяющее налоговую юрисдикцию, на территории которой осуществляется конечная налоговая
ответственность
налогоплательщика, т.е. налогоплательщик-
.
Экономический словарь

Налоговое Соответствие — TAX COMPLIANCEПредставление правильно заполненной налоговой декларации в должный срок. Обычно для обеспечения Н.с. требуется планирование налогов
Экономический словарь

1. Тип налоговой политики, оптимальный для создания в государстве благоприятного налогового климата:
а. максимальных налогов
б. разумных налогов
в. высоких налогов и социальной защиты

2. Субъекты налоговой политики
а. Российская Федерация, субъекты РФ, муниципалитеты и хозяйствующие субъекты
б. Российская Федерация, субъекты РФ и муниципалитеты
в. Хозяйствующие субъекты

3. Сочетание нескольких типов налоговой политики в одном государстве …
а. возможно
б. не возможно

4. Отношения в налоговой сфере регулируются …
а. национальным законодательством
б. национальным законодательством и международными договорами
в. международными договорами

5. Сбалансированность фискальной и регулирующей функций налогообложения является задачей налоговой политики.
а. да
б. нет

6. Налоговый механизм – это …
а. система экономических мер, оперативного вмешательства в налоговой части бюджета
б. совокупность всех средств и методов организационно-правового характера, направленных на выполнение налогового законодательства
в. зачисление средств на счета бюджета или внебюджетных фондов

7. Способы налогового регулирования в РФ
а. льготы и санкции
б. инвестиционные налоговые кредиты и отсрочка платежа
в. кратное освобождение, налоговые вычеты

8. Объекты налогового контроля
а. финансово-хозяйственные операции хозяйствующих субъектов
б. ФНС РФ
в. ГТК
г. аудиторская служба ход выполнения

9. Мероприятия по осуществлению тактической налоговой политики в РФ ежегодно устанавливаются …
а. Приказом Президента РФ
б. Постановлениями Правительства РФ
в. Решениями Государственной Думы РФ
г. Законом о федеральном бюджете РФ на текущий год
д. Письмами Министерства финансов РФ

10. Налоговый федерализм подразумевает _____________ отношения между федеральным центром и субъектами РФ при формировании доходов бюджетов всех уровней:
а. независимые
б. равноправные
в. подчинённые

11. Налоговое бремя зависит от размеров доходов налогоплательщика.
а. да
б. нет

12. Норма отношений между федеральным центром и субъектами РФ в виде «налогового федерализма» закреплена в …
а. Конституции РФ
б. Бюджетном Кодексе РФ
в. Налоговом Кодексе РФ

13. Основные задачи управления в области налогообложения — образование бюджетных и внебюджетных фондов, мобилизация налоговых платежей.
а. да
б. нет

14. Внутри регионов решения о распределении налоговых доходов между региональным и местными бюджетами принимаются …
а. Министерством финансов РФ
б. органами представительной власти субъектов Федерации
в. Полномочным представителем президента РФ

15. Понятие «управление налогообложением» включает в себя:
а. управление процессами формирования бюджетных и внебюджетных денежных фондов путем мобилизации налоговых поступлений и контроль за этими процессами
б. управление финансово-налоговым аппаратом
в. управление субъектами налогообложения и взаимоотношениями между ними
г. управление элементами налога

1. Система экономических мер, оперативного вмешательства в ход выполнения налоговой части бюджета – налоговое …
регулирование

2. Координация экономических процессов со стороны государства в соответствии с целевой направленностью развития общественного производства путем расчета сумм налогов и сборов на предстоящий год и (или) перспективу — налоговое …
прогнозирование

3. Совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов – налоговая …
политика

4. Совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода настроечных инструментов — налоговый …
механизм

5. Совокупность практических действий соответствующих органов власти и управления при выработке общих вопросов налогообложения на предстоящий год — налоговая …
тактика




6. Уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов, отвлечением их от других возможных направлений использования — налоговое …
бремя

7. Основой «пропорций» налогового федерализма является…
а. Равное разграничение налогов и сборов между бюджетами разного уровня
б. Соотношение налоговых доходов федерального бюджета и бюджетов субъекта РФ
в. Расчленение ставки федерального налога между центром и регионом (квотирование)




Главная цель капитала – не добыть как можно больше денег, а добиться, чтобы деньги вели к улучшению жизни». Генри Форд «Деньги — это свобода, выкованная из золота». (Э.М. Ремарк) «Торговля не разорила еще ни одного народа». (Б. Франклин) Тема эссе: “Считаете ли Вы, что в Российской Федерации налоговое бремя чрезмерно?”

Введение

Ни для кого не секрет, что, для того, чтобы в полной мере выполнять свои функции, любое государство вынуждено формировать фонды денежных средств. Кроме того, очевидно, что нужны некие источники пополнений государственной казны. Таковым источниками финансовых ресурсов государства являются средства, которые правительство собирает со своих «подданных» в виде физических и юридических лиц – налоги

Итак, осуществляемые государством сборы, обуют всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Именно поэтому, налоги и являются главной составляющей финансовой политики государства на современном этапе.

Экономическая теория заинтересована в поисках принципов оптимального налогообложения с тех пор, как появились налоги, то есть с момента появления государства. И сегодня поиски этих принципов не заканчиваются.

Общая сумма всех уплачиваемых налогов, в широком смысле, называется налоговым бременем. Налоговое бремя – в узком смысле – уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов и отвлечением их от других возможных направлений использования. Государство на протяжении всей своей истории старается выйти на оптимальный уровень налогового бремени, прийти к некому консенсусу. То есть, старается учесть не только не только свои интересы, но также и общественные, частные.

Чрезмерно высокий уровень налогового бремени «угнетает» рыночную экономику. Не дает возможности адекватно предприятиям, снижает жизненный уровень основной массы населения, но и что немало важно – увеличивает уровень недовольство среди общественных масс. Но и чрезмерно низкий уровень налогового бремени не является лучшим вариантом. Так как не дает шанс государству выполнять свои функции по обеспечению населения и хозяйствующих субъектов необходимыми общественными благами в полной мере.

Налоговая система в России давно подвержена критике. Мнения экспертов по поводу чрезмерности налогового бремени колеблются. Кто-то утверждает, что проблема российской экономики вовсе не в налогах и что их давление не столь велико. Однако другие имеют диаметрально противоположенное мнение. Некоторые и вовсе говорят, что Налоговое бремя в РФ чрезмерно для бизнеса, но для населения – недостаточно.

По моему мнению, на современном этапе уровень налоговой нагрузки в России все же велик для развивающихся стран. Оно выше и в сравнении с членами БРИКС, а также выше, чем в государствах Восточной Европы и превышает тождественные показатели основных конкурентов.

Налоговое бремя в России

В последние годы российскую налоговую систему критикуют все, кому не лень, что, в принципе, справедливо. На мой взгляд, у налоговой системы РФ много недостатков. Из первых, пришедших на ум, можно отметить высокое налоговое бремя, нерациональность распределения налогового бремени, а также сложность и запутанность налогового законодательства.

В первую очередь налоговую нагрузку на себе ощущают малые и средние по масштабу организации. Дмитрий Медведев в начале года заявил, что их доля в ВВП РФ составила порядка 20 % занятых в экономике. При этом перед Правительством РФ поставлена цель увеличить долю малого и среднего предпринимательства в ВВП РФ до 60 % к 2020 году, выйдя на уровень Китая и Японии.

Исходя из объемов налоговых доходов федерального бюджета, снижение ставки налога на прибыль организаций на 6 % может быть компенсировано увеличением ставки НДС на 1 %, что психологически окажет значительный эффект, стимулируя активность экономических субъектов, а именно рост удельной доли малого и среднего бизнеса в национальной экономике.

Уровень теневой экономики — один из тех показателей, отражающих уклоняемость от уплаты налогов. По оценке министра финансов РФ Силуанова А. Г., российский теневой сектор составляет примерно 15–20 % от ВВП РФ. Несложно подсчитать, сколько налоговых доходов недополучают бюджеты.

По мнению экспертов, российская налоговая системы развивается, основываясь на принципе «шаг вперед, два назад». Такие суждения, по моему мнению, складываются из-за того, что налоговое бремя в России по некоторым направлениям снижается (например, новые технологии), но в то же время происходит движение в обратном направлении. И это не просто разговоры о восстановлении налога или введении новых налогов, которые тревожат бизнесменов и инвесторов, а конкретные действия.

Очевидно, что налогоплательщикам всегда будет выгодно снижение налогового давления. Но и также очевидно, что в условиях нынешней ситуации, в условиях санкций, низких темпах экономического развития, катящихся вниз ценах на нефть, государство просо вынужденно выравнивать платежный баланс. Направления политики Банка России направлены на борьбу с дефицитом федерального бюджета, который в свою очередь более чем на одну треть зависимого от нефтегазовых доходов. То есть, снижая налоговое бремя, мы спровоцируем дефицит бюджетов, и, таким образом, будем еще больше подвержены критической ситуации.

С инициативами о введении новых или повышении ставок уже существующих налогов выступают действующие министры федерального правительства. По некоторым налогам – транспортному, налогу на недвижимость – власти уже перешли от слов к делу. Это и не удивляет. Темпы экономического роста в стране почти достигли отметки ноль, цены на нефть, а, вследствие, и нефтегазовые доходы бюджета снижаются с невероятной скоростью. И, таким образом, встает актуальный вопрос о наполнении казны.

Так, например, закон, в соответствии с которым ставка налога на доходы физических лиц по дивидендам увеличивается с 9 до 13%. Такие действия, конечно, не сказать, что полностью ухудшают, но все-таки просматривается достаточно негативное влияние на предпринимательский климат в стране. Почему это происходит? Каждый блок правительства тянет «одеяло» в свою сторону. Так, социальный блок выиграл ряд фискальных битв – за ликвидацию накопительной пенсионной системы, за изменение совокупных отчислений в социальные фонды. В свою очередь, экономический блок, наоборот, борется за интересы предпринимателей, которые обеспечивают рост ВВП. В конечном итоге, Минфин заявляет, что не хватает денег, потому что слишком большие расходы, и начинает выигрывать по своим темам, таким как НДФЛ.

Такая ситуация указывает на отсутствие единого стержня – то есть, жесткой налоговой стратегии, которая была бы принята всеми элементами правительства. Но так как правительственная команда сформирована из разных блоков и каждый из них отстаивает какие-то свои решения, реализует свои задачи и лоббирует собственный курс, не имея единого стратегического плана, то в результате получается рост налогового бремени.

Методы снижения налогового бремени

Итак, мы выяснили, что в России существует проблема тяжелого налогового бремени. Далее, рассмотрим некоторые методы, как можно решить эту проблему, уменьшить налоговое бремя с минимальными угрозами.

В результате, дела у бизнес-сектора пошли хорошо и, вследствие, увеличились темпы экономического роста. Но помимо положительных результатов, действие имело и минусы. К сожалению, после 2004 года, когда произошел приток денежных средств, в виде доходов от высокой цены на нефть, на интересы бизнеса перестали обращать должное внимание. И шаг за шагом ситуация вернулась: не налоговое бремя снижается ради общего роста налоговой базы, а просто повышаются налоги ради того, чтобы сбор получился большим. Но никто не думает, зачем взимать больше по различным налогам. Почему бы просто не оставить все как есть, тем самым поощрить бизнес, может быть тогда и развитие пойдет уверенными темпами.

Мы получаем, что, для того, чтобы снизить пресс налогового бремени, нашему государству придется искать другие источники покрытия дефицита бюджета.

Далее, рассмотрим, какие методы пи потенциальные источники покрытия бюджета существуют:

1) Если государственные доходы включают в себя налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные поступления, то, логично, нужно снижать налоговый пресс за счет источников неналогового характера. Под таковыми подразумевается, например, более эффективное использование государственной собственности, ее реализация; привлечение заимствований на внутреннем и внешнем финансовых рынках. Кроме того, возможно сокращение бюджетных расходов, уменьшая при этом расходы на социальные программы, культуру, науку и прочие незащищенные статьи. Но такие действия могут привести к резкому скачку недовольства в обществе. И, следовательно, предпринять это – последнее из всего, что можно сделать.

2) Вторым возможным методом снижения налогового бремени, как не парадоксально, – минимизация за счет налоговых методов. Ни для кого не секрет, что означает временная стоимость денег. То есть, рубль, который мы получили сегодня, дороже, чем рубль которым мы получим завтра. Это происходит не только вследствие инфляции, но и потому, что сегодня инвестированный рубль способен завтра принести прибыль.

В нынешнее время российская экономика замедлила темпы своего развития — 0,5 % ожидаемый прирост ВВП за 2014 год. Разумеется, это напрямую связано с введением в отношении России ряда экономических санкций. Основными задачами в ближайшей перспективе являются повышение конкурентоспособности российских компаний и проведение политики импортозамещения с опорой на российский промышленный сектор. Поэтому необходимы стимулирующие меры и взвешенный подход при принятии решений касательно уровня нагрузки на бизнес.

Беря во внимание сложившуюся геополитическую ситуацию, нужно активизировать политику по снижению нагрузки на бизнес, стимулируя инвестиционную деятельность, чтобы осуществить качественный рывок для перехода от стагнации к экономическому росту, решая задачи повышения конкурентоспособности российский компаний и импортозамещения. У граждан же нужно формировать психологию добросовестных налогоплательщиков, повышая налоговую культуру в стране, а возможно это осуществить посредством реформирования налоговой системы, включающее рациональное распределение налогового бремени.

Дата добавления: 2019-01-14 ; просмотров: 2230 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Читайте также: