Уплата налогов права или обязанности охрана природы

Опубликовано: 16.05.2024

6. Обязанности каждого по охране природы и бережному отношению к природным богатствам

Структура юридической обязанности соответствует структуре субъективного права и тоже включает в себя четыре компонента: необходимость совершать определенные действия либо воздержаться от них; необходимость для правообязанного лица отреагировать на обращенные к нему законные требования управомоченного; необходимость нести ответственность за неисполнение этих требований; необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, в отношении которого он имеет право .
--------------------------------
КонсультантПлюс: примечание.
Учебник Н.И. Матузова, А.В. Малько "Теория государства и права" включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2004.
См.: Матузов Н.И. Правовые отношения // Теория государства и права: Курс лекции. Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2000. С. 527.

Очевидно, что мы можем рассчитывать на соблюдение принадлежащего нам от рождения права на благоприятную окружающую среду, лишь если сами будем охранять природу и беречь ее богатства. Без соответствующих обязанностей права и свободы "зависают", не будучи обеспечены должными действиями других лиц, организаций, государства, от которых зависит нормальная реализация этих прав и свобод. Принимая на себя обязательства по обеспечению прав граждан, государство вправе требовать от них правомерного поведения, которое соответствовало бы эталонам, зафиксированным в юридических нормах .
--------------------------------
Общая теория прав человека / Отв. ред. д.ю.н. Е.А. Лукашева. М.: Норма, 1996. С. 28, 37.

Если субъективные экологические права - новое явление российского экологического законодательства, то регламентация обязанностей является традиционным требованием этого законодательства. В ст. 58 Конституции России установлена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам. Примерно в такой форме эта обязанность была выражена в предыдущей Конституции России.
Обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам можно рассматривать как правовую и как моральную. Каждый человек и гражданин, если его жизнедеятельность связана с вредным воздействием на окружающую среду и использованием природных богатств, обязан соблюдать соответствующие адресованные им требования законодательства, нарушение которых влечет правовые последствия. Юридическая ответственность выполняет функцию гарантии исполнения гражданами возложенных на них обязанностей. В то же время в цивилизованном обществе забота о природе, охрана окружающей среды являются проявлением культуры этого общества и нравственным долгом его членов. Забота о природе - моральный долг каждого и по отношению к экологическим интересам последующих поколений.
Юридическим критерием соблюдения обязанностей сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам служит осуществление человеком деятельности, связанной с вредным воздействием на окружающую природную среду и природопользованием, в соответствии с требованиями экологического законодательства.
Конституционные обязанности сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам развиты в действующем законодательстве РФ. Статья 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" устанавливает обязанности граждан сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства. Обратим внимание на то, что в Конституции субъектом обязанности является "каждый", а в Законе - граждане. Юридическое понятие "каждый" более широкое.
Наиболее полно обязанности граждан по охране природы и бережному использованию природных богатств как природопользователей определены в природоресурсном законодательстве.
Так, в соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков, а также лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вреда окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; своевременно приступить к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом и федеральными законами.
Обязанности пользователей других природных ресурсов определены Законом Российской Федерации "О недрах" (ст. 22), Водным кодексом РФ (ст. 39), Федеральным законом "О животном мире" (ст. 40), Федеральным законом "Об охране атмосферного воздуха" (ст. 30).
Нарушение установленных в законодательстве обязанностей влечет применение мер юридической ответственности.

Экологические права граждан принадлежат к естественным и неотчуждаемым правам, которые возникают с момента рождения человека и прекращаются с его смертью. Они определяют поведение человека в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности. В настоящей статье рассматриваются особенности защиты экологических прав граждан.

Виды экологических прав

Экологические права – тип естественных человеческих прав, обладающих неотчуждаемым характером. Законодательством определяется мера определенной свободы и гражданское поведение в области использования, сохранности природы и обеспечения экологических норм по безопасности.

Разделение экологических прав обуславливает наличие прав общих и специальных. Формулировка общих прав приведена в Конституции РФ. Права специального вида установлены законодательством, регулирующим использование и охрану обособленных природных объектов.

К основополагающим конституционным экологическим правам относятся:

  • право на благоприятное состояние природной среды;
  • право на достоверную информацию о состоянии природы;
  • право на компенсацию вреда, нанесенного здоровью или имуществу индивида экологическими правонарушениями.

Защита экологических прав

Нормы российского права гарантируют гражданину защиту его экологических прав. В целях защиты личных экологических прав индивиды могут:

  • организовывать общественные союзы по охране окружающей среды;
  • обращаться в органы государственной власти РФ для получения достоверных сведений о состоянии природной среды;
  • участвовать в митингах, демонстрациях, референдумах и иных мероприятиях, касающихся охраны природы;
  • вносить предложения о проведении экологических экспертиз;
  • подавать в государственные органы жалобы относительно охраны природы и состояния окружающей среды;
  • обращаться с иском в суд о компенсации экологического вреда
  • реализовывать иные права, предусмотренные законодательством.

Что касается защиты экологических прав со стороны государства, то в ст. 13 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определена правовая система соответствующих мер:

  1. Органы государственной власти РФ любого уровня должны гарантировать соблюдение и реализацию их прав в области охраны окружающей среды;
  2. При размещении объектов, деятельность которых способна причинить вред окружающей среде, решение о размещении принимается при учете мнения населения или итогов референдума.
  3. Должностные лица, препятствующие гражданам и организациям в реализации их экологических прав привлекаются к ответственности.

Защита экологических прав граждан и организацией обеспечивается также и возложением на них определенных обязанностей. Они обязаны сохранять окружающую среду, относиться бережно к природе в целом и соблюдать законодательство в данной области.

Способы защиты экологических прав

Согласно ст. 45 Конституции РФ граждане могут защищать свои права и свободы любыми способами, не запрещенные законодательством РФ.

Лицо, чьи права нарушены может отстаивать интересы сам (самозащита) либо обратиться в государственные органы за защитой (государственная защита).

Таким образом, защита экологических прав представляет собой деятельность не только физических и юридических лиц, но и государственных органов, органов местного самоуправления, так как защита прав и свобод человека является первостепенной обязанностью государства.

Способы защиты экологических прав:

  • судебный контроль за работой администрации (общие суды компетентны рассматривать административные споры);
  • административный (внутриведомственный и надведомственный) контроль и надзор, который осуществляется в пределах самой исполнительной власти;
  • приема и рассмотрение обращений (заявлений и жалоб) органами исполнительной власти;
  • прокурорский надзор за законностью деятельности структур исполнительной власти (министерств и ведомств) и органов местного самоуправления;
  • контроль, предусмотренный законодательством, со стороны представительных органов власти за аппаратом управления, но в обязательном порядке в соответствии с системой «сдержек и противовесов».

Административный порядок защиты прав граждан регламентируется Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Гражданам гарантируется право на обращение с жалобой в государственные органы или органы местного самоуправления касательно нарушенных экологических прав, включая жалобы на незаконные действия/бездействия государственных структур, которые повлекли данные нарушения. Поданная жалоба рассматривается в течении 30 дней с момента регистрации, на которую законодатель отводит 3 дня. Государственный орган/орган местного самоуправления обязан

  • всесторонне и объективно изучить обращение,
  • при необходимости запросить материалы и документы в соответствующих государственных структурах,
  • принять меры о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
  • дать письменный ответ по существу поставленных вопросов в обращении;
  • уведомить гражданина о направлении обращения в другой государственный орган/орган местного самоуправления, компетентный рассмотреть и решить данный вопрос.

Если гражданин получил отказ в удовлетворении жалобы в административном порядке либо не получил ответа по истечении срока, предусмотренного законодательством, он имеет право обратиться в суд.

Судебный порядок рассмотрения административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 г. N 21-ФЗ.

В данном законе регламентируется оспаривание нормативно - правовых актов, решений, а также действий/бездействий государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц.

Суд рассматривает жалобу, если она обоснована, то он признает действие или решение, повлекшее нарушение прав гражданина, незаконным, восстанавливает нарушенные права и свободы, отменяет примененные к нему ранее меры ответственности.

Суд может вынести решение о возмещении убытков, морального вреда, нанесенных гражданину незаконными действиями (решениями), а также предоставлением недостоверной информации.

Конспект урока

Урок №16. Экологическое право

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Каковы экологические права граждан?

2. На каких принципах основано экологическое право?

3. Какие способы защиты окружающей среды предусматривает закон?

Глоссарий по теме:

Экологическое право – совокупность юридических норм, предназначенных для регулирования поведения людей по отношению к окружающей природной среде.

Природоохранные нормы – юридические правила об охране окружающей среды.

Природоресурсные нормы – юридические правила об использовании природных ресурсов – земли, недр, воды, воздуха, животного мира.

Экологические правонарушения – виновные противоправные поступки, нарушающие природоохранное законодательство и причиняющие вред окружающей среде и здоровью человека.

Экоцид – массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление атмосферы,

Ключевые слова: Экологическое право; природоохранные нормы; природоресурсные нормы; экологические правоотношения; экологический контроль; экологическая экспертиза; экологические правонарушения; экологическая ответственность.

Основная литература по теме урока:

Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.2/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 248с. – (Инновационная школа), стр.107-119.

На уроке мы узнаем, каковы экологические права граждан

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ касающихся вопросов экологического права.

Сможем раскрывать сущность основных понятий.

Основное содержание урока.

Экологическое право является комплексной отраслью в системе российского права. Она включает в себя ряд самостоятельных отраслей права:

  1. земельное;
  2. водное;
  3. горное;
  4. воздухоохранительное;
  5. лесное;
  6. фаунистическое.

Под экологическим правом понимается совокупность основанных на эколого-правовых идеях норм, регулирующих общественные отношения собственности на природные ресурсы, по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных химических, физических и биологических воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности, по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, и конкретных правоотношений в данных сферах.

Относительного охраны окружающей среды принципы отрасли экологического права определены в ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды". К ним относятся:

  1. соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
  2. обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
  3. научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
  4. охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
  5. ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
  6. платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
  7. независимость государственного экологического надзора;
  8. презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
  9. обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
  10. сохранение биологического разнообразия;
  11. ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
  12. некоторые другие принципы.

Экологические права и обязанности граждан — это установленные нормативными правовыми актами возможности или ограничения, определяющие меру допустимого поведения индивида при взаимодействии с окружающей средой.

Право на благоприятную окружающую среду – одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических, эстетических и иных условий его жизни.

Каждый гражданин имеет право на:

  1. благоприятную окружающую среду;
  2. защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера;
  3. достоверную информацию о состоянии окружающей среды;
  4. возмещение вреда окружающей среде.
  5. создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
  6. направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране

В соответствии с нормативными предписаниями Федерального закона «Об охране окружающей среды» граждане обязаны:

  1. сохранять природу и окружающую среду;
  2. бережно относиться к природе и природным богатствам;
  3. соблюдать иные требования законодательства.

Экологическое правонарушение – это противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое право-дееспособным субъектом, причиняющее экологический вред или создающее реальную угрозу причинения такого вреда, либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.

Глава 26 УК РФ включает в себя нормы об ответственности за следующие экологические преступления:

  1. нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246);
  2. нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247);
  3. нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами и токсинами (ст. 248);
  4. нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249);
  5. загрязнение вод (ст. 250);
  6. загрязнение атмосферы (ст. 251);
  7. загрязнение морской среды (ст. 252);
  8. нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ (ст. 253);
  9. порчу земли (ст. 254);
  10. нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255);
  11. незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов (ст. 256);
  12. нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (ст. 257);
  13. незаконную охоту (ст. 258);
  14. уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ (ст. 259);
  15. незаконную рубку лесных насаждений (ст. 260);
  16. уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261);

нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов

Природный объект – это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохраняющие свои природные свойства.

Природные ресурсы более узкое понятие с природными объектами это компоненты природной среды, природный объект и природный антропогенный объект, который использовался или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.

Природный комплекс – это комплекс функционально и естественно связывающих между собой природных объектов, объединённых географическими и иными соответствующими признаками. К ним относятся: - особо охраняемые природные территории, - морская среда, - экологически неблагополучные территории, - континентальные шельф.

Разбор типового тренировочного задания

Прочитайте суждения. Впишите правильные слова в клетки.


По горизонтали:

2. охота (а также промышленное рыболовство, любительская рыбная ловля, вырубка леса, сбор растений и т. д.), нарушающая законодательство об охране окружающей среды.

3. участок территории (акватории), на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс, а охота запрещена.

По вертикали:

1. массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастроф

Разбор типового контрольного задания

Соотнесите природные объекты, ресурсы и комплексы.

Права, обязанности и ответственность правообладателей земельных участков

Согласно земельному законодательству к правообладателям земельных участков относятся собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.

Собственники земельных участков это лица, являющиеся собственниками земельных участков. Землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования. Землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения. Арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды.

Приобретение земельного участка влечет определенные права и обязанности его правообладателя.

Собственник земельного участка вправе распоряжаться им: продавать, дарить, отдавать в залог, сдавать в аренду и распоряжаться участком иным образом, если земля на основании закона не исключена из оборота или не ограничена в обороте.

Правообладатели земельных участков, не являющиеся собственниками земельных участков, не вправе распоряжаться этими участками, если иное не предусмотрено законом.

Так, распоряжение земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении, законом не допускается, за исключением перехода права на земельный участок по наследству.

Лица, которым земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, также не вправе распоряжаться такими земельными участками, за исключением случаев заключения соглашения об установлении сервитута и передачи земельного участка в безвозмездное пользование гражданину в виде служебного надела в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков при соблюдении требований закона имеют право использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации, возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в пределах отведенных границ; использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, если они были установлены на земельных участках в соответствии с законом; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков; своевременно производить платежи за землю; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных, других правил и нормативов; не допускать загрязнение, деградацию и ухудшение плодородия почв; выполнять иные требования, предусмотренные федеральным законодательством.

Правообладатели, не исполняющие свои обязанности по использованию земельных участков, использующие земельные участки в нарушении закона, в обязательном порядке несут административную или уголовную ответственность. Кроме того земельные участки, используемые в нарушении федерального законодательства, в случаях, установленных законом, могут быть изъяты у правообладателя.

Согласно практике Управления Росреестра по Республике Тыва основными видами нарушений земельного законодательства являются: самовольное расширение границ земельного участка, самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка в отсутствии предусмотренных прав, подтверждающие полномочия владения земельным участком; использование земельного участка не по целевому назначению; неиспользование земельного участка в указанных целях.

За эти виды нарушений предусмотрена административная ответственность - штраф, размер которого установлен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Размер административного штрафа зависит от вида нарушения, категории нарушителя, а также от кадастровой стоимости земельного участка, на котором допущено нарушение. В случае если кадастровая стоимость земельного участка не определена, в административном законе установлены минимальный и максимальный размеры штрафа по видам нарушений и категориям нарушителей земельного законодательства - для граждан от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей, для юридических лиц от ста тысяч до семисот тысяч рублей.

По результатам проведенных в 2019 году контрольных мероприятий к административной ответственности привлечено 321 правонарушитель, из них юридических лиц – 3, должностных лиц – 5, граждан - 313. Общая сумма наложенных в 2019 году административных штрафов составила 1878,5 тыс. рублей, взыскано на сумму 1602,7 тыс. рублей, в том числе за предыдущие периоды.

Управление Росреестра по Республике Тыва напоминает всем правообладателям земельных участков о необходимости соблюдения обязательных требований закона при использовании своих участков.

Салчак Ч.В., специалист – эксперт отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии, землеустройства, мониторинга земель и кадастровой оценки Управления Росреестра по Республике Тыва

Сегодня, окончательно проводив 2020 год, самое время вспомнить о важных законодательных изменениях в сфере экологии, которые определят вектор дальнейшего развития этой отрасли.

2020 год стал годом испытаний для многих отраслей права. Одной из наиболее пострадавших является экологическое право, уже давно и прочно обосновавшееся между молотом и наковальней частных и публичных интересов.

Экологическому праву не хватает системности. Отсутствие единых принципов, постулатов, проработанных правовых институтов для правового регулирования экологии в целом ведет к тому, что предлагаемые нововведения часто не согласуются с уже имеющимися инструментами в рамках конкретной подотрасли и вступают в противоречие с другими институтами. Это видно на примере законопроекта о ликвидационных фондах для недропользователей. Непродуманность механизма баланса частных и публичных интересов достаточно остро ощущается именно в сфере экологического права, потому как природа отвечает довольно быстро и эти “ответы” нередко носят необратимый характер. Об этом свидетельствуют поражающие частотой и масштабом экологические катастрофы на Камчатке, в Калмыкии, Крыму, не говоря уже о кризисе медицинских отходов, и другие.

Отсутствие “общего плана” реформ, на мой взгляд, отразилось и в законодательных изменениях 2020 года. Я подчеркну это в приведенном ниже анализе отдельных вопросов, с которыми непосредственно сталкивалась на практике.

I. Реформирование системы водоотведения обернулось ответственностью “без вины виноватых” абонентов за несанкционированные сбросы сточных вод

23 мая 2020 года было принято знаменательное постановление Правительства РФ № 728, которое содержит целый массив изменений в сфере водоснабжения и водоотведения.

На мой взгляд, самое главное в этом постановлении – это то, что абонентов-нарушителей оставили крайними в истории с непойманными нелегальными загрязнителями централизованной системы водоотведения (ЦСВ) и, как следствие, водных объектов.

Ранее организации, осуществляющие водоотведение, могли освободиться от ответственности за сброс сточных вод в водный объект с превышением концентраций, сообщив в Росприроднадзор в течение 24 часов о несанкционированном сбросе (упоминание об этом еще осталось в Методике исчисления размера вреда, причиненного водным объектам (№87 от 13.04.2009)). Теперь же такая возможность полностью исключена. Размер ущерба от сброса невыявленного абонента включается в формулу расчета платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, то есть ущерб компенсируется абонентами, допустившими со своей стороны сброс с превышениями.

При этом статья 78.1 Закона об охране окружающей среды, справедливо перераспределявшая ответственность за вред, причиненный водному объекту посредством сброса с превышением нормативов в ЦСВ, с организаций, осуществляющих водоотведение, на абонентов или иных лиц, осуществивших такой сброс, в скором времени исчезнет из закона, не успев заработать. Это положение было справедливо, потому как организация, осуществляющая водоотведение, не в состоянии очищать любые объемы сточных вод от любых видов загрязнений, с ее стороны сброс в водный объект с превышением нормативов является скорее вынужденным.

Конечно, “назначение ответственными” абонентов – удобный шаг для государства, ведь поймать нелегального сверхлимитчика нелегко, а иногда и невозможно: следы исчезают быстро, к тому же у каждого канализационного люка инспектора не поставить. Возлагать эту обязанность на ГУПы и МУПы, в большинстве случаев эксплуатирующие сети, – чрезмерная мера, так как у этих организаций, как правило, нет соответствующих ресурсов. Поэтому для того, чтобы не терять деньги из бюджета, ответственность за такие сбросы переложили на тех, кто уже запятнал свою абонентскую репутацию. Из-за сверхнормативного сброса организация, осуществляющая водоотведение, в любом случае будет платить компенсацию вреда, причиненного компонентам окружающей среды (водным объектам, прежде всего).

Однако такой шаг будет иметь долгоиграющие последствия. Как минимум, абоненты еще более скрупулезно будут подходить к оценке процедуры контроля за составом сточных вод, некоторые нарушения при проведении которой влекут безусловный отказ во взыскании платы. Любой промах будет стоить организациям, осуществляющим водоотведение, очень дорого.

Тем не менее даже в вопросе реформирования платы за водоотведение есть положительные стороны.

Постановлением урегулирован порядок расчета различных плат абонентов: за сброс с превышением объема, запрещенных веществ и т.д.

Во-первых, платы теперь не дублируют друг друга. Соответственно, стало понятно их назначение и обозначилась возможность зачета различных форм компенсаций расходов.

Например, сейчас основной инструмент компенсации организации, осуществляющей водоотведение, расходов по возмещению вреда водному объекту – это плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, поэтому компенсация сумм возмещения вреда включена в формулу. Возмещению повреждения оборудования и сетей служит плата за негативное воздействие на работу ЦСВ. Предшествующее регулирование позволяло взыскивать помимо платы за отведение сточных вод сверх установленных нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также за негативное воздействие на работу ЦСВ фактически причиненный ущерб ЦСВ и расходы в виде платы за вред, причиненный водному объекту, в полном объеме.

Во-вторых, прозрачным стал и порядок расчета плат.

Если раньше организации, осуществляющие водоотведение, для целей расчета платы собирали пазл из формул устаревших нормативно правовых актов (например, постановления Правительства РФ № 167 о правилах пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ) и актов органов местного самоуправления, то теперь порядок расчета по всем видам плат закреплен на уровне действующего постановления Правительства РФ. С точки зрения единства правового регулирования, это большой плюс.

Однако де-факто некоторые организации, осуществляющие водоотведение, до сих пор исчисляют размер платы по старым правилам.

Упорядочен вопрос установления нормативов состава сточных вод

В связке с платой находятся и нормативы. Ранее нормативы устанавливались Постановлением № 167 и постановлением Правительства РФ № 1310 о взимании платы за сброс в системы канализации населенных пунктов.

Постановление № 728 закрепило, что нормативы состава сточных вод разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления городских поселений, городских округов и муниципальных районов и органами исполнительной власти субъектов РФ не позднее 1 июля 2020 года. Как свидетельствует практика, не все успели подготовить соответствующие нормативы.

Муниципалитеты и ранее не отличались особой скоростью в таких вопросах. В свое время с принятием Закона о водоснабжении и водоотведении на них была возложена обязанность утвердить схемы водоснабжения и водоотведения (до 2013 года). Многие муниципалитеты разработали и приняли их гораздо позже (только к 2017 году), а некоторые не приняли до сих пор, что привело к постепенному нивелированию значения этого инструмента в правовом регулировании: ее наличие стало необязательным для заключения концессионного соглашения и договора аренды и пр.

Утверждены новые правила контроля за составом сточных вод

Предшествующие им Правила из постановления Правительства РФ № 525 вызывали множество споров в судебной практике. Чего стоит хотя бы вопрос о том, считается ли опломбированной проба сточных вод, если емкости с образцами сточных вод упакованы в один опломбированный пакет, а не в разные? Некоторые из таких вопросов были наконец разрешены:

– Пломбировать один пакет теперь можно со спокойной совестью.

– С проверками можно приходить чаще.

Если раньше организация, осуществляющая водоотведение, могла контролировать абонента не чаще раза в квартал, то теперь – не чаще раза в месяц. И у организации, осуществляющей водоотведение, действительно есть стимул для таких регулярных визитов, ведь теперь по выявленным концентрации загрязняющих веществ она может взыскать плату не более, чем за месяц, а ранее такие результаты действовали вплоть до следующего отбора проб (то есть на их основе плату можно было начислять еще следующие два месяца). Это, конечно, было несправедливо, ведь превышения концентраций в данные месяцы могло и не быть, в то время как плата подлежала взысканию, а суммы платы порой исчислялись в миллионах рублей.

– Резервную пробу теперь не обязательно исследовать в другой лаборатории, главное, чтобы лаборатория имела соответствующую аккредитацию.

В случае несогласия абонента или организации, осуществляющей водоотведение, принимать для расчета среднее арифметическое значений концентрации загрязняющих веществ из результатов анализа параллельных проб проводится вскрытие резервной пробы.

Предшествующее Постановление № 525 указывало на необходимость исследования резервной пробы в лаборатории, которая не проводила анализ параллельных проб, при наличии такой возможности. Учитывая, что такая возможность в большинстве случаев была, а результаты анализа разных лабораторий практически всегда отличаются, исследование резервной пробы в лаборатории, уже проводившей анализ параллельных проб, позволяло поставить под сомнение достоверность результатов исследования.

Как правило, несогласие считать среднее арифметическое по результатам исследования параллельных проб заявляет именно организация, осуществляющая водоотведение. Поэтому отсутствие правила о привлечении незадействованной для анализа параллельных проб лаборатории, по моему мнению, не в пользу абонентов. Ведь для абонента доказать фальсификацию результатов анализа проб лабораторией организации, осуществляющей водоотведение, практически невозможно.

2. Появился стимул вплотную взяться за экологический вред

Ряд крупных экологических катастроф (разлив нефтепродуктов в Норильске, в реке Колва, гибель морских животных на Камчатке, гибель рыбы в водохранилище в Калмыкии и пр.) дали дополнительный заряд нормотворческой работе в сфере предупреждения и возмещения экологического вреда. Однако все эти меры кажутся каплей в море, учитывая в целом недостаточную точность методик (что, например, в очередной раз подтвердил случай с Норникелем, когда представленные в суд расчеты суммы ущерба отличались больше, чем в 10 раз), до сих пор не закрепленный в законодательстве приоритет натуральной формы возмещения вреда, нерешенный вопрос соотношения природоохранных и восстановительных мероприятий, выполняемых в рамках проекта осуществления хозяйственной деятельности по итогам прохождения государственной экологической экспертизы, и возмещения вреда и пр.

1) Активно модернизировались правила расчета вреда, причиненного компонентам окружающей среды

Вице-премьер В. Абрамченко поручила актуализировать методики расчета ущерба водным объектам, почве, недрам и разработать методику оценки вреда атмосферному воздуху.

Была принята новая методика расчета вреда водным биоресурсам. В Госдуму был внесен законопроект о внесении изменений в методику расчета вреда почвам.

2) Формировался перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, что заставило природопользователей хорошенько понервничать

Методики расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу давно и асинхронно разрабатывались различными организациями, что требовало проверки и утверждения данных методик через включение в перечень Минприроды. Но Минприроды внесло в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу только 21 из 163 применявшихся методик. Это делало выданные природопольователям на их основе разрешения незаконными, а природопользователей, применявших методики, - нарушителями. Поэтому Росприроднадзор, в свою очередь, не замедлил пригрозить последним привлечением к административной ответственности и предложил ускориться в легитимизации методик. Хотя от природопользователей в данном случае ничего не зависело, ускориться нужно было скорее Минприроды.

Такая позиция государственных органов – это отражение устоявшейся трактовки баланса частных и публичных интересов с перевесом в пользу последних.

3) По-новому урегулирован вопрос утверждения плана предупреждения и ликвидации разливов нефти

С 01 января 2021 года введен уведомительный порядок утверждения плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, согласованного с Росприроднадзором (Федеральный закон № 207-ФЗ).

Организация при осуществлении мероприятий по предупреждению разливов нефти и нефтепродуктов обязана выполнять разработанный и согласованный план и иметь финансовое обеспечение для осуществления мероприятий, предусмотренных планом.

Примечательно, что к 2024 году все организации, работающие с углеводородным сырьем, должны будут утвердить план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

4) Подготовлены новые Правила охраны поверхностных водных объектов

С 1 января 2021 года вступили в силу актуализированные Правила охраны поверхностных водных объектов (постановление Правительства РФ № 1391).

Правила устанавливают перечень мероприятий по охране поверхностных водных объектов, среди которых установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос поверхностных водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков.

Довольно распространенная проблема – это отсутствие информации об охранных зонах водных объектов (различные ЗОУИТ) в публичных реестрах, а также обозначения их на местности (не говоря уже о несоблюдении порядка их разработки и установления, как например, в отношении зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения). Это ставит собственников земельных участков, попадающих в такие зоны, в непростое положение, особенно, когда такое обременение обнаруживается уже после покупки участка на берегу водного объекта. Однако представляется, что глобально установлением знаков проблема информированности об особом порядке осуществления деятельности в таких зонах вряд ли решится.

Среди иных мероприятий названы предотвращение загрязнения, засорения поверхностных водных объектов и истощения вод, а также ликвидация последствий указанных явлений, извлечение объектов механического засорения, расчистка поверхностных водных объектов от донных отложений и иные.

3. Изменился внешний облик контрольно-надзорной деятельности

Ограничение проверочной деятельности в 2020 году в очередной раз показало, что большое количество исключений может обессмыслить правило.

Постановлением Правительства РФ № 438 был введен мораторий на проверки малого и среднего предпринимательства. Это, как ни парадоксально, незначительно уменьшило нагрузку на малый и средний бизнес в общей массе проверяемых лиц. Подробнее читайте в ежегодном Отчете Института проблем правоприменения Европейского университета в Санкт-Петербурге о контрольно-надзорной деятельности за 2020 год: http://inspections.enforce.spb.ru.

Это объясняется в том числе тем, что несмотря на общее ограничение проверочной деятельности по критерию субъекта, был введен еще ряд существенных условий, когда проверки были допустимы. В частности, внеплановые проверки для малого и среднего бизнеса можно было проводить в случае причинения вреда людям, либо при наличии распоряжения президента или правительства, в целях проверки соблюдения ранее выданного предписания и пр. К слову, такое особое поручение было выдано В. Абрамченко в отношении недропользователей.

На примере недропользователей была возможность убедиться, что при желании любого природопользователя можно проверить и при наличии ограничений. Нельзя провести очную плановую проверку? Проведем внеплановую. Опасный производственный объект не той категории? Присвоим другую категорию или по ходу дела вспомним про другое основание (например, категорию риска осуществляемой деятельности).

Появилась «проверка с применением средств дистанционного взаимодействия». Постановление № 438 при этом не раскрывает подробностей содержания данного института. Одна из ключевых проблем его применения заключалась в том, что не ясно, какие правила Закона о защите прав предпринимателей подлежали применению к такой проверке и как она согласуется с Законом о территориях опережающего развития. Дистанционная проверка - это разновидность плановой, внеплановой проверки или отдельный вид? Исходя из этого, какие правила подлежат применению при ее проведении - нужно ли получать согласие прокуратуры, Минвостокразвития? Лишает ли законной силы результаты проведения дистанционной проверки отсутствие таких согласований? Эффективность такого инструмента тоже под вопросом (например, часто просто невозможно провести осмотр территории и выявить правонарушения, учитывая имеющуюся оснащенность).

Для малого бизнеса мораторий был продлен на 2021 год.

Подводя итог небольшому обзору, отмечу, что шлифовка отдельных вопросов, к сожалению, происходит в отсутствие четкого вектора развития отрасли. Изменения не выстраиваются в систему, в которой экологические требования действительно позволяют сохранять природу (а не стимулируют бизнес искать легальные обходные пути или уходить в тень) и для эффективной работы правовых институтов созданы соответствующие условия и инфраструктура в том числе. Конечно, принимать властные решения в условиях большой неопределенности непросто, особенно в сфере экологии (об этом говорил еще Энтони Гидденс в курсе лекций о глобализации “Ускользающий мир” 1999). Но на мой взгляд, нивелировать последствия любого экологического бедствия гораздо легче, опираясь на систему институтов и понятий и ясно представляя, защите каких ценностей она служит.

Читайте также: