Какой налог прекратил свое существование 1 января 1887 года

Опубликовано: 12.05.2024

За свою историю налог на доходы граждан пережил множество изменений, но практически всегда высокие доходы облагались повышенным налогом, а минимально необходимые для жизни заработки налогом не облагались вообще. Но с момента вступления в силу части второй НК РФ в 2001 году в России действует фиксированная ставка налога в размере 13% и отсутствует минимальный не облагаемый налогами размер доходов.

Впервые подоходный налог был введен в России 11 февраля 1812 года в форме налога на доходы помещиков от принадлежащего им недвижимого имущества. Его ставка являлась прогрессивной и варьировалась от 1% до 10%, а не облагаемый налогом минимум дохода составлял 500 руб. в год. Для сравнения, на тот момент стоимость двухкомнатного дома в Петербурге оценивалась для целей налогообложения недвижимости в 250 руб.

Этот уровень налога продержался до 1992 года, когда в России было принято новое налоговое законодательство, которым также была установлена прогрессивная шкала подоходного налога. Она менялась от 12% при доходе до 200 тыс. руб. (при этом минимальный размер оплаты труда налогом не облагался) до налога в размере 124 тыс. руб. с заработков, превышающих 600 тыс. руб. Сумма дохода сверх 600 тыс. руб. также дополнительно облагалась налогом по ставке 40%.

В дальнейшем ставки налога почти ежегодно корректировались по мере роста инфляции, пока в 2001 году не был введен в действие современный НК РФ, впервые в России установивший плоскую шкалу налогообложения доходов физических лиц в размере 13% независимо от суммы дохода. Эта ставка действует и в настоящее время, подвергаясь постоянной критике сторонников прогрессивной шкалы налогообложения.

В марте 2015 года на рассмотрение Госдумы поступили сразу три законопроекта об изменении ставок НДФЛ и порядка его исчисления.

Первый законопроект 1 был внесен 16 марта депутатом от фракции КПРФ Николаем Рябовым и предполагает повышение ставки НДФЛ до 16% при одновременной освобождении от налогообложения суммы в размере прожиточного минимума. Как поясняет автор, это позволило бы снизить налоговую нагрузку на наименее защищенные слои населения.

Практически сразу после него, 18 марта, был внесен второй законопроект 2 от фракции КПРФ, предлагающий ввести в России прогрессивную шкалу налогообложения по НДФЛ, при которой доходы в сумме свыше 1 млн руб. в месяц будут облагаться налогом по ставке 50%.

Третий законопроект 3 поступил в Госдуму 26 марта от депутатов Сергея Миронова, Василия Швецова, Валерия Гартунга, Михаила Емельянова и Александра Тарнавского. Он также предусматривает введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, превышающие 24 млн руб. в год. Максимальная ставка НДФЛ в случае принятия этого законопроекта достигнет 50% по доходам, превышающим 200 млн руб. в год.

Это не первые попытки отказаться от действующей в России плоской шкалы налогообложения доходов граждан. Аналогичные законопроекты регулярно вносятся в Госдуму и так же регулярно отклоняются ею. Например, такой законопроект 4 , внесенный в октябре 2013 года депутатами от фракции "Справедливая Россия", был возвращен его инициаторам 12 декабря 2013 года по причине отсутствия заключения Правительства РФ, после чего так и не был внесен повторно.

История развития подоходного налога в России – в инфографике.

История НДФЛ в России

Материалы по теме:

Вычет по НДФЛ для тех, кто думает про пенсии

Вычет по НДФЛ для тех, кто думает про пенсии
В отличие от других социальных вычетов, вычет на уплату взносов по пенсионному страхованию можно получить и в налоговой инспекции, и у работодателя.

Новые правила налога на имущество физических лиц

Новые правила налога на имущество физических лиц
С 1 января 2015 года налог на имущество физических лиц будет рассчитываться из кадастровой стоимости недвижимости, что повлечет за собой его резкое увеличение.

НДФЛ

НДФЛ
Одним из прямых налогов в России является налог на доходы физических лиц (НДФЛ). На практике у налогоплательщиков возникает множество вопросов, связанных с его уплатой. Как рассчитывается ставка НДФЛ? Какие существуют сроки подачи декларации? И нужно ли ее подавать? Имеет ли физическое лицо право на налоговый вычет? Какие доходы освобождаются от налога? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашем материале.

ВВЕДЕНИЕ

Подушная подать-это основной прямой налог в России в XVIII веке, взимаемый в равном или почти в равном размере со всех лиц мужского пола. Возникновение подушной подати относится к царствованию Петра I. Ввиду необходимости правильного размещения и содержания регулярной армии, Петр указом 26 ноября 1718 года приказал в течение года взять ото всех правдивые "сказки", сколько у кого в какой деревне имеется душ мужского пола и "расписать на сколько душ солдат рядовой с долей на него роты и полкового штаба положа средний оклад". Для определения этого среднего оклада должно было, следовательно, разделить стоимость содержания солдата на число наличных податных душ, какое придется на него по затребованным сказкам. Эти сказки были получены и сосчитаны только к началу 1722 года; оказалось 5 миллионов душ; цифра вызвала подозрение Петра; в этом же году назначена была ревизия, т.е. проверка "сказок", обнаружившая значительные утайки.

Первоначально, в 1721 году подушный оклад положено было считать в 95 копеек с души; в 1722 году, в зависимости от предполагаемого увеличения числа душ, он был понижен до 80 копеек и, наконец, в 1724 году, когда началось взимание подушного налога, назначен был окончательный оклад в 74 копейки. Этот оклад падал одинаково как на крепостных людей, обязанным своим помещикам работой или оброком, так и на горожан и государственных крестьян. Чтобы уравнять эти две группы плательщиков, решено было обложить вторую из них добавочным сбором - оброчной податью. Горжане и после понижения общего подушного оклада до 74 копеек должны были платить подушных и дополнительных - 1 рубль 20 копеек. Впрочем, и 74 копеечный оклад собирался только в первый год; в 1725 году он был понижен до 70 копеек и в этом размере просуществовал до конца столетия.
По мысли Петра I, подушная подать должна была падать на всех лиц, не несших государственной службы и имевших пашню или промысел. Поэтому освобождались от подушной подати только дворяне, отправлявшие действительную службу, и духовные лица, занимавшие штатные места, и их дети; все остальные лица, даже дворяне, не несшие службы, подлежали налогу, причем так называемые "гулящие люди" должны были приписываться в посады, в ремесленники или садиться на землю. Но впоследствии подушная подать получила иной характер. При Петре III дворянство было освобождено от обязательной службы и от платежа податей. Таким образом, подушная подать осталась отличительным признаком низших, "податных" классов - мещан и крестьян.
С 1794 года начались сильные повышения подушного оклада, дошедшего в 1816 году до 3 рублей 30 копеек (в Сибири - 3 рубля); с 1840 года этот оклад был переведен на серебро и составил 95 копеек (в Сибири - 86); с 1861 года подушная подать опять повышается, но в размерах, неодинаковых для разных местностей и доходит от 1 руб. 15 коп. до 2 руб. 61 коп.
Подушная подать во все время своего существования была важнейшим прямым налогом. С уничтожением крепостного права, этот сословный налог, отличавшийся чрезвычайной тяжестью для населения (и без того обремененного косвенными налогами), большой неравномерностью (результатом чего была масса недоимок) и противоречивший началу общности обложения, сделался анахронизмом, и был возбужден вопрос об его отмене. 1 января 1887 года подушный налог прекратил свое существование и после этого срока продолжал взиматься только в Сибири.

Податное и неподатное население

Единицей обложения подушной податью была ревизская душа. Еще при Петре I все население было разделено на податное и неподатное.

Свободны от податей были, во-первых, потомственные и личные дворяне. Освобождение мотивировалось их обязательной службой, но с отменой ее в 1762 г. дворяне все-таки не были обложены податями. Свобода от податей была подтверждена и жалованной грамотой дворянству в 1785 г.

Освобождено было от платежа подушной подати и духовенство, причем освобождение это распространялось только на лиц, занимавших штатные места, и на их детей; остальные должны были поступить на службу или записаться в подушный оклад. Производились так называемые разборы духовенства с целью выделить из духовного звания лиц, подлежавших подушной подати; последний из таких разборов был при императоре Николае I C 1825 Николай I. (1796 - 1855). Третий сын Павла I..

Освобождено было от подушной подати не только православное духовенство, но и других христианских исповеданий, а также магометанской и ламайской веры. Далее, были освобождены: мурзы и князья татарского происхождения, все лица, состоявшие на государственной службе, придворные служители, медики, маклера, лица, получившие ученые степени, так называемые обельные вотчинники в Олонецкой губернии, коробовские белопашцы в Костромской губернии, купцы, почетные граждане и пр.

По десятой ревизии, всего освобожденных от платежа подушной подати было 3072328 душ, или около 10% общего числа жителей Европейской России.

К податным сословиям принадлежала вся масса сельских обывателей, под разными наименованиями, а также, до 1863 г., мещане, цеховые и рабочие в городах. Они подлежали внесению в ревизию.

При производстве ревизии в ревизские сказки вносились все лица податного состояния мужского пола. Этим фактом внесения в ревизию они уже были "положены в оклад", как выражался устав о податях. "Положение в оклад" могло происходить и в промежуток между двумя ревизиями и совершалось или по собственному желанию, или по закону.

По собственному желанию причислялись к податному состоянию лица, которым предоставлялось право поступать на службу или избрать род жизни (дети чиновников, причетников и т. п.). По закону причислялись: пропущенные по ревизии и возвратившиеся из бегов; лица, которым была предоставлена льгота, по истечении этой льготы; лица, возвращавшиеся в податное состояние (напр. монахи, оставившие свой сан). По ст. 417 устава о податях незаконнорожденные, несмотря на звание матери, а также подкидыши и не помнящие родства до совершеннолетия, причислялись, для одного лишь счета, к податному состоянию без согласия обществ. Остальные лица могли быть причислены только с согласия обществ, потому что последние были связаны круговой порукой в уплате подушной подати.

Число лиц, положенных в оклад, могло и уменьшаться исключением из оклада вследствие перехода известного лица из сословия податного в неподатное.

Для поступления на службу, если оно влекло за собою исключение из оклада, нужно было иметь, в большинстве случаев, согласие общества, так как оно обыкновенно обязывалось платить за выходящих из его состава подати до новой ревизии. На этом же основании требовалось, по общему правилу, согласие общества на увольнение из его состава или на причисление к нему.

Перечисление целых селений из сельского в юродское звание могло происходить только по высочайшему повелению, если оказывалось, что главное занятие жителей -- промышленность, а не земледелие.

Некоторым лицам, например, переселенцам, военнопленным, предоставлялись льготы по уплате подушной подати. В связи с подушной податью стояла и паспортная система , и все те ограничения свободы передвижения, которые устанавливало правительство с целью препятствовать податному населению уклоняться от платежа подушной подати.

Подушной подать считалась лежащею не на каждом лице отдельно, а на целом обществе или селении, по числу душ, состоявших в нем по ревизии и впоследствии причисленных. Размер подушной подати исчислялся, таким образом, посредством перемножения оклада на число лиц данного общества или селения, записанных в последнюю ревизию.

Раскладку подати между отдельными членами производило само общество, причем размер подати, которая фактически падала на ревизскую душу, мог быть выше или ниже нормы, установленной законом. Это зависело от того, увеличилось или уменьшилось число членов общества со времени последней ревизии. Получив окладной лист, общество составляло приговор, сколько и за сколько душ обязан был платить отдельный домохозяин.

Если общество состояло из нескольких селений, которые имели отдельное владение по землям, то общественный сход составлял приговор о распределении подушного налога между отдельными селениями, а селения уже на своих сходах распределяли его между отдельными домохозяевами. Приблизительно тот же порядок применялся при раскладке подати и у городских обывателей. Сущность правил, которыми руководствовались при раскладке подушной подати до 1860-х годов, заключалась в следующем:

а) городские жители руководствовались степенью богатства, торговли и промышленности отдельных домохозяев;

б) крестьяне дворцовые и государственные разлагали подать по тяглам;

г) раскладка между помещичьими крестьянами предоставлялась усмотрению помещиков и их управителей.

После освобождения крестьян из крепостной зависимости и уничтожения в 1863 подушной подати с городских обывателей общие правила для раскладки, которыми должны были руководствоваться сельские сходы, были указаны 69 ст. Устава о податях, которая гласила, что раскладка должна производиться "соответственно количеству земли, отведенной каждому семейству, и сообразно другим принятым между крестьянами местным правилам". Сборы за умерших, выбывших из общества и несостоятельных падали до новой ревизии на наличных членов общества, которое, таким образом, круговою порукою гарантировало правильную уплату подушной подати.

Сбор подушной подати

При введении подушной подати при Петре I провинции, на которые распространилась ревизия, были разделены на дистрикты, в которых были расположены войска. Начальство над войсками и жителями дистрикта поручалось командиру расположенных в нем войск. Для сбора подушной налога в каждом дистрикте избирался на один год помещиками, а где их не было -- простыми обывателями, особый комиссар, который собирал налог по третям. Сам плательщик должен был внести в особую шнуровую книгу, находившуюся у комиссара, сумму внесенного им налога. Сбор подати производился как деньгами, так и натурой.

В декабре каждого года помещики съезжались в полковой двор своего дистрикта для поверки комиссара и избрания нового; причем в случае жалоб на его действия они могли "его судить и наказывать по вине, за исключением смертной казни или публичного наказания".

Надзор за действиями комиссаров лежал и на командирах полков. Сбор податей у посадских людей производился магистратами, а где их не было, бургомистрами и их товарищами. Наблюдение за сбором податей принадлежало камер-коллегии и военной коллегии; главный надзор был возложен на сенат.

С 1736 г. сбор подушной лежал на губернаторах и воеводах, которым в помощь придавались отставные офицеры с рассыльниками из отставных солдат. Сборщики обязаны были принимать подушную подать не иначе, как в губернских канцеляриях.

При Елизавете ПетровнеС 25.11.1741 по 25.12.1761 Елизавета Петровна (1709 - 1761). Дочь Петра I. Возведена на престол гвардией. Сбор подушных денег в Москве был возложен на гильдейских старшин и старост. 31 января 1762 г. сбор подушной подати в деревнях был поручен помещикам, их приказчикам, старостам и выборным. С изданием в 1775 г. Учреждения о губерниях заведование сбором подушной подати перешло к казенным палатам. В это время установился и тот порядок собирания подушного оклада, который практиковался в XIX ст. до 60-х годов.

В городских обществах сбор подати производился старостами, с государственных крестьян, выбранными сборщиками податей, с помещичьих крестьян -- помещиками или их приказчиками и управителями.

После освобождения крестьян подушная подать, разложенная сходом на отдельных домохозяев, собиралась с последних сельским старостою или особым сборщиком податей.

Подушная подать представляет собой налог, взимаемый в равном или почти в равном размере со всех лиц мужского пола. Возникновение подушной подати относится к царствованию Петра Великого. Ввиду необходимости правильного размещения и содержания регулярной армии, Пётр указом 26 ноября 1718 года приказал в течение года взять ото всех правдивые "сказки", сколько у кого в какой деревне имеется душ мужского пола и "расписать на сколько душ солдат рядовой с долей на него роты и полкового штаба положа средний оклад". Для определения этого среднего оклада должно было, следовательно, разделить стоимость содержания солдата на число наличных податных душ, какое придётся на него по затребованным сказкам.
Эти сказки были получены и сосчитаны только к началу 1722 года; оказалось 5 миллионов душ; цифра вызвала подозрение Петра; в этом же году назначена была ревизия, т.е. проверка "сказок", обнаружившая значительные утайки.
Указами 1722 года было указано сенату, как произвести "раскладку войска на землю". Полки размещались поротно; на каждую роту отводился сельский округ с таким количеством ревизского населения, чтобы на каждого пешего солдата приходилось по 35,5 души, а конного - по 50,25 души мужского пола.
Первоначально, в 1721 году подушный оклад положено было считать в 95 копеек с души; в 1722 году, в зависимости от предполагаемого увеличения ревизией числа душ, он был понижен до 80 копеек и, наконец, в 1724 году, когда началось взимание подушного налога, назначен был окончательный оклад в 74 копейки. Этот оклад падал одинаково как на крепостных людей, обязанным своим помещикам работой или оброком, так и на городских обывателей, однодворцев и государственных крестьян. Чтобы уравнять эти две группы плательщиков, решено было обложить вторую из них добавочным сбором - оброчной податью. Городские тяглые обыватели и после понижения общего подушного оклада до 74 копеек должны были платить подушных и дополнительных - 1 рубль 20 копеек. Впрочем, и 74 копеечный оклад собирался только в первый год; в 1725 году он был понижен до 70 копеек и в этом размере (с незначительными попытками к понижению при императрице Елизавете Петровне) просуществовал до конца столетия.
По мысли Петра Великого, подушная подать должна была падать на всех лиц, не несших государственной службы и имевших пашню или промысел. Поэтому освобождались от подушной подати только дворяне, отправлявшие действительную службу, и духовные лица, занимавшие штатные места, и их дети; все остальные лица, даже дворяне, не несшие службы, подлежали налогу, причём так называемые "гулящие люди" должны были приписываться в посады, в ремесленники или садиться на землю. Но впоследствии подушная подать получила иной характер. При Петре III дворянство было освобождено от обязательной службы и от платежа податей. При Екатерине II установлен был гильдейский сбор с купечества (см. купец), которое также освободилось от подушной подати. Таким образом, подушная подать осталась отличительным признаком низших, "податных" классов - мещан и крестьян.
С 1794 года начались сильные повышения подушного оклада, дошедшего в 1816 году до 3 рублей 30 копеек (в Сибири - 3 рубля); с 1840 года этот оклад был переведён на серебро и составил 95 копеек (в Сибири - 86); с 1861 года подушная подать опять повышается, но в размерах, неодинаковых для разных местностей и доходит от 1 руб. 15 коп. до 2 руб. 61 коп.
Взимание подушной подати происходило следующим образом: сумма её определялась количеством ревизских душ, оставшимся неизменным от одной ревизии к другой; затем между отдельными плательщиками налог распределялся самими сельскими обществами, которые применяли к нему те же приемы раскладки, что и к другим взимавшимся с них сборам, т.е. соображались не с числом ревизских душ, а с размером наделов, числом наличных рабочих рук в семье и пр. Таким образом, ревизская душа оставалась только счётной единицей. За поступление подушной подати отвечало всё крестьянское общество.
Подушная подать во всё время своего существования была важнейшим прямым налогом. С уничтожением крепостного права этот сословный налог, отличавшийся чрезвычайной тяжестью для населения (и без того обременённого косвенными налогами), большой неравномерностью (результатом чего была масса недоимок) и противоречивший началу общности обложения, сделался анахронизмом, и был возбуждён вопрос об его отмене.
1 января 1887 года подушный налог прекратил своё существование и после этого срока продолжал взиматься только в Сибири.
Подушной подати продолжали подлежать в Сибири: государственные крестьяне (см. крестьяне и крепостное право), крестьяне из казаков и ссыльных (кроме безземельных), ссыльные, переселённые в административном порядке, инородцы, а также купцы, мещане и цеховые (см. цехи), которые жительствуя в казённых и казачьих селеньях, пользовались правами поселян и производили хлебопашество на общественных землях.
Оклады подушной подати в Сибири в конце XIX века колебались от 1 руб. 18 коп. до 1 руб. 51 коп. (для сравнения см. рабочая плата). В оклад полагались только души мужского пола. Количество их исчислялось порознь по каждой округе и сельскому обществу или селению; основанием служила народная перепись. Исчисление душ в оклад от переписи до переписи не изменялось ни убылью умерших, бежавших или сосланных, ни прибылью вновь родившихся. Подать считалась лежащей не на каждом лице отдельно, но на целом обществе или селении; внутренняя раскладка предоставлялась самому обществу.

© Комаров Виталий Васильевич и Студия «Vitart» , web-публикация, 2004-2008

Подушная подать представляет собой налог, взимаемый в равном или почти в равном размере со всех лиц мужского пола. Возникновение подушной подати относится к царствованию Петра Великого. Ввиду необходимости правильного размещения и содержания регулярной армии, Пётр указом 26 ноября 1718 года приказал в течение года взять ото всех правдивые "сказки", сколько у кого в какой деревне имеется душ мужского пола и "расписать на сколько душ солдат рядовой с долей на него роты и полкового штаба положа средний оклад". Для определения этого среднего оклада должно было, следовательно, разделить стоимость содержания солдата на число наличных податных душ, какое придётся на него по затребованным сказкам.
Эти сказки были получены и сосчитаны только к началу 1722 года; оказалось 5 миллионов душ; цифра вызвала подозрение Петра; в этом же году назначена была ревизия, т.е. проверка "сказок", обнаружившая значительные утайки.
Указами 1722 года было указано сенату, как произвести "раскладку войска на землю". Полки размещались поротно; на каждую роту отводился сельский округ с таким количеством ревизского населения, чтобы на каждого пешего солдата приходилось по 35,5 души, а конного - по 50,25 души мужского пола.
Первоначально, в 1721 году подушный оклад положено было считать в 95 копеек с души; в 1722 году, в зависимости от предполагаемого увеличения ревизией числа душ, он был понижен до 80 копеек и, наконец, в 1724 году, когда началось взимание подушного налога, назначен был окончательный оклад в 74 копейки. Этот оклад падал одинаково как на крепостных людей, обязанным своим помещикам работой или оброком, так и на городских обывателей, однодворцев и государственных крестьян. Чтобы уравнять эти две группы плательщиков, решено было обложить вторую из них добавочным сбором - оброчной податью. Городские тяглые обыватели и после понижения общего подушного оклада до 74 копеек должны были платить подушных и дополнительных - 1 рубль 20 копеек. Впрочем, и 74 копеечный оклад собирался только в первый год; в 1725 году он был понижен до 70 копеек и в этом размере (с незначительными попытками к понижению при императрице Елизавете Петровне) просуществовал до конца столетия.
По мысли Петра Великого, подушная подать должна была падать на всех лиц, не несших государственной службы и имевших пашню или промысел. Поэтому освобождались от подушной подати только дворяне, отправлявшие действительную службу, и духовные лица, занимавшие штатные места, и их дети; все остальные лица, даже дворяне, не несшие службы, подлежали налогу, причём так называемые "гулящие люди" должны были приписываться в посады, в ремесленники или садиться на землю. Но впоследствии подушная подать получила иной характер. При Петре III дворянство было освобождено от обязательной службы и от платежа податей. При Екатерине II установлен был гильдейский сбор с купечества (см. купец), которое также освободилось от подушной подати. Таким образом, подушная подать осталась отличительным признаком низших, "податных" классов - мещан и крестьян.
С 1794 года начались сильные повышения подушного оклада, дошедшего в 1816 году до 3 рублей 30 копеек (в Сибири - 3 рубля); с 1840 года этот оклад был переведён на серебро и составил 95 копеек (в Сибири - 86); с 1861 года подушная подать опять повышается, но в размерах, неодинаковых для разных местностей и доходит от 1 руб. 15 коп. до 2 руб. 61 коп.
Взимание подушной подати происходило следующим образом: сумма её определялась количеством ревизских душ, оставшимся неизменным от одной ревизии к другой; затем между отдельными плательщиками налог распределялся самими сельскими обществами, которые применяли к нему те же приемы раскладки, что и к другим взимавшимся с них сборам, т.е. соображались не с числом ревизских душ, а с размером наделов, числом наличных рабочих рук в семье и пр. Таким образом, ревизская душа оставалась только счётной единицей. За поступление подушной подати отвечало всё крестьянское общество.
Подушная подать во всё время своего существования была важнейшим прямым налогом. С уничтожением крепостного права этот сословный налог, отличавшийся чрезвычайной тяжестью для населения (и без того обременённого косвенными налогами), большой неравномерностью (результатом чего была масса недоимок) и противоречивший началу общности обложения, сделался анахронизмом, и был возбуждён вопрос об его отмене.
1 января 1887 года подушный налог прекратил своё существование и после этого срока продолжал взиматься только в Сибири.
Подушной подати продолжали подлежать в Сибири: государственные крестьяне (см. крестьяне и крепостное право), крестьяне из казаков и ссыльных (кроме безземельных), ссыльные, переселённые в административном порядке, инородцы, а также купцы, мещане и цеховые (см. цехи), которые жительствуя в казённых и казачьих селеньях, пользовались правами поселян и производили хлебопашество на общественных землях.
Оклады подушной подати в Сибири в конце XIX века колебались от 1 руб. 18 коп. до 1 руб. 51 коп. (для сравнения см. рабочая плата). В оклад полагались только души мужского пола. Количество их исчислялось порознь по каждой округе и сельскому обществу или селению; основанием служила народная перепись. Исчисление душ в оклад от переписи до переписи не изменялось ни убылью умерших, бежавших или сосланных, ни прибылью вновь родившихся. Подать считалась лежащей не на каждом лице отдельно, но на целом обществе или селении; внутренняя раскладка предоставлялась самому обществу.

© Комаров Виталий Васильевич и Студия «Vitart» , web-публикация, 2004-2008

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 16:04, контрольная работа

Описание

Цель данной работы рассмотреть развитие налоговой системы России в XIX веке.
В XIX в. начинается третий период развития налогообложения. Этот период отличается уменьшением количества налогов и большим значением права при их установлении и взимании. Постепенно в обществе наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на природу, проблемы и методики налогообложения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ….……………………………………………………………… 3
1. Общая характеристика развития системы прямого налогообложения в России в ХIХ в. ………………………………………………………… 4
1.1. ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ ………………………………………………. 4
1.2. ОБРОЧНАЯ ПОДАТЬ ………………………………………………. 5
1.3. ПОДОМОВОЙ НАЛОГ ………………………………………………. 5
1.4 .ГИЛЬДЕЙСКАЯ ПОДАТЬ …………………………………………. 6
1.5. ПРОМЫСЛОВЫЙ НАЛОГ ………………………………………….. 7
2. Характеристика развития акцизной системы в России в ХIХ в. ……… 7
2.1. Особенности развития системы акцизного обложения в России …. 7
2.2. Роль акцизной системы обложения в экономике России ………… 10
3. Особенности формирования доходов государственного бюджета
России от государственной винной монополии …………………………….
10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 13
Список используемых источников ……………………

Работа состоит из 1 файл

работа.docx

ВВЕДЕНИЕ ….……………………………………………………………… 3
1. Общая характеристика развития системы прямого налогообложения в России в ХIХ в. ………………………………………………………… 4
1.1. ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ ………………………………………………. 4
1.2. ОБРОЧНАЯ ПОДАТЬ …………………………………… …………. 5
1.3. ПОДОМОВОЙ НАЛОГ …………………………………… …………. 5
1.4 .ГИЛЬДЕЙСКАЯ ПОДАТЬ ………………………… ………………. 6
1.5. ПРОМЫСЛОВЫЙ НАЛОГ ……………………………… ………….. 7
2. Характеристика развития акцизной системы в России в ХIХ в. ……… 7
2.1. Особенности развития системы акцизного обложения в России …. 7
2.2. Роль акцизной системы обложения в экономике России ………… 10
3. Особенности формирования доходов государственного бюджета

России от государственной винной монополии …………………………….

Цель данной работы рассмотреть развитие налоговой системы России в XIX веке.

В XIX в. начинается третий период развития налогообложения. Этот период отличается уменьшением количества налогов и большим значением права при их установлении и взимании. Постепенно в обществе наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на природу, проблемы и методики налогообложения. Ни одна экономическая школа, ни одна финансовая теория не обошли своим вниманием вопросы фискалитета. Во второй половине XIX в. многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике.

С XIX в. термин «налог» стал основным в России при характеристике процесса изъятия денежных средств в доход государства.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРЯМОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ В ХIХ В.

Начало XIX в. характеризуется развитием российской финансовой науки. Так, в 1810 году Государственным Советом России была утверждена программа финансовых преобразований государства — знаменитый «план финансов», создателем которого выступил выдающийся русский экономист и государственный деятель М. Сперанский (1772—1839 гг.). Многие принципы налогообложения и идеи организации государственных расходов и доходов, изложенные в этой программе, не потеряли актуальности до сих пор.

В 1818 году в России появился первый крупный труд в области налогообложения — «Опыт теории налогов», автором которого выступил выдающийся русский экономист, участник движения декабристов Н.Тургенев (1789—1871 гг.). Данное произведение и сейчас является классическим исследованием основ государственного налогообложения, а также подробно рассматривает историю российского податного дела.

Во второй половине XIX в. большое значение приобретают прямые налоги. Основным налогом выступала подушная подать, которая с 1863 года стала заменяться налогом с городских строений. Полная отмена подушной подати началась в 1882 году. Вторым по значению налогом выступал оброк — плата казенных крестьян за пользованием землей.

Особую роль начинают играть специальные налоги: сборы за проезд по шоссейным дорогам, налог на доходы с ценных бумаг, квартирный налог, паспортный сбор, налог на страховой пожарный полис, сбор с железнодорожных грузов, перевозимых большой скоростью и т.д

1.1. ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ

Подушная подать — форма налога, подати, которой облагались все мужчины податных сословий независимо от возраста: и новорожденные, и старики. Введена Петром I в 1724 году. Тогда же начата поголовная перепись податного населения и определен налог с души (исключая дворян и лиц духовного сословия).

Ввиду необходимости содержания регулярной армии, Пётр I указом 26 ноября 1718 года приказал в течение года взять ото всех правдивые «сказки», сколько у кого в какой деревне имеется душ мужского пола и «расписать на сколько душ солдат рядовой с долей на него роты и полкового штаба положа средний оклад». Для определения этого среднего оклада должно было, следовательно, разделить стоимость содержания солдата на число наличных податных душ, какое придётся на него по затребованным «сказкам». Эти сказки были получены и впервые сосчитаны только к началу 1722 года, всего насчитали около пяти миллионов душ. C 1 января 1887 года подушная подать, как всероссийский налог, прекратил своё существование и после этого срока продолжал взиматься только в Сибири.

1.2. ОБРОЧНАЯ ПОДАТЬ.

Оброчная подать, денежный сбор с государственных крестьян. Оброчная подать была введена в 1723 Петром I сначала в Малороссии в виде денежного сбора, заменявшего натуральную повинность на содержание кавалерийских полков.

С 1839 решено было сообразовываться также с доходами крестьян и от различных промыслов. Эта мера ввиду выясненного (арендного) характера оброчной подати тоже не устранила несоответствия платежей с доходами земель. Неуравнительность оброчной подати выражалась в таких колеблющихся пределах, если переложить ее на души: от 48 коп. до 30 руб. в одной губернии.

С 1859 расчет оброчной подати снова переносится на землю, но т. к. и тогда не была произведена настоящая оценка земли, поземельный кадастр, то положение дел не улучшилось. Через каждые 20 лет должна была производиться т. н. переоброчка, т. е. постепенное повышение оброчной подати.

1.3. ПОДОМОВОЙ НАЛОГ.

Подомовой налог появился в практике европейских стран в XVI в., с развитием городов.

Субъектом налога являлся собственник дома. Подомовый налог предполагал обложение дохода этого собственника. Последний получал доход в виде платы с квартирантов, живущих в его доме; в квартплату входила еще и поземельная рента с того участка земли, который занимал дом. Подомовый налог и облагал доход, получаемый собственником дома от прибыли с дома и от ренты с земельного участка под домом.

Для обложения домов необходимо произвести учет объектов подомового налога и их доходности. Когда этот налог появился, то первоначально учет домов был упрощенным: по числу очагов или каминов, по числу окон. Затем постепенно начался переход к определению доходности домов. Однако доходность определялась не индивидуально для каждого дома, а по разрядам средних норм, к которым были отнесены отдельные дома. Обычно город разделяли по районам, в каждом районе на основании нескольких наблюдений определялась средняя доходность одной квадратной сажени жилой площади по разрядам зданий (каменные, деревянные), и по этим нормам исчислялся валовой доход каждого дома посредством измерения его площади. Из этого дохода исключались текущие расходы, тоже по установленным нормам, и с остающегося чистого доход взимался налог.

1.4. ГИЛЬДЕЙСКАЯ ПОДАТЬ

Гильдейская подать - процентный сбор с объявленного капитала, уплачиваемый в России купечеством с 1775 г. вместо подушной подати. В зависимости от имущественного положения все купцы были распределены по трем гильдиям:

третья гильдия - капитал от 500 до 1000 руб.,

вторая - от 1000 до 10 тыс. руб.,

первая - более 10 тыс. руб.

Лица, обладавшие капиталом менее 500 руб. относились к мещанам и платили подушную подать (подушный налог). Размер капитала объявлялся купцом по совести; проверки имущества не производились и доносы на его утайку не принимались. Первоначально налог взимался в размере 1 % объявленного капитала. Впоследствии размеры объявляемых капиталов для зачисления в ту или иную гильдию были повышены, ставки налога пересмотрены и установлены дифференцированно для различных гильдий:

для третьей гильдии - 2,5%,

второй и первой гильдий - 4%.

В 1812 г. гильдейский сбор был увеличен до 4,75% капитала, а в 1824 г, процентное обложение было заменено определенным окладом. В 1859 г. была учреждена податная комиссия, в задачу которой входило переустройство обложения промыслов и торговли. Деятельность комиссии положила начало реорганизации промыслового налога на базе законов о купеческих гильдиях. Изменения в законодательстве о промысловом налоге происходили в России на протяжении всей второй половины XIX в.

1.5. ПРОМЫСЛОВЫЙ НАЛОГ.

Установление правовых основ промыслового налога произошло в 1863 и 1865 годах. В основу промыслового налога был положен промысловый кадастр, т.е. финансовая операция, имеющая целью определить объект обложения и средние нормы доходности, по которым определяется размер обложения. Этот кадастр не имел в виду определение действительного дохода каждого предприятия. Он исходил из предположения, что избранные внешние признаки соответствуют известной доходности предприятия. По выбранным признакам предприятия располагались по группам, каждой из которых назначался определенный оклад налога. Кадастр и должен установить эти признаки, должен по этим признакам назначить разряды обложения и затем разнести все имеющиеся предприятия по разрядам. Финансовое ведомство устанавливало, к какой группе это предприятие относится по принятым внешним признакам и по этой группе взимало налог.

В русском дореволюционном промысловом налоге для различных видов промышленности были приняты разные признаки. Фабрики, например, обычно делились на разряды по числу занятых рабочих, по числу машин, иногда по валовому производству. Мукомольные мельницы делились на разряды по площади жерновов и вальцов, сахарные заводы - по валовому производству, пивоваренные заводы - по емкости бродильных чанов, прочие предприятия - по числу занятых рабочих.

2. Характеристика развития акцизной системы в России в Х1Х в.

2.1. Особенности развития системы акцизного обложения в России

Первое упоминание об акцизах относится к эпохе Древнего Рима. Таким образом, акцизы можно считать старейшей формой косвенного налогообложения. Уже в древние времена существовали акцизы на соль и некоторые другие предметы массового потребления. С развитием товарно-денежных отношений первоначальная акцизная форма налогообложения становится основной, но потом роль акцизов постепенно снижается.

В Российской империи под акцизом подразумевался косвенный налог только на предметы внутреннего производства, выделываемые и продаваемые частными лицами, взимаемый собственно с потребления. Акцизная система была тесно связана с системами государственных монополий и таможенным налогообложением. В отличие от современных систем акцизного обложения до 1917г. в России акцизами облагались импортируемые товары - они подлежали обложению таможенными пошлинами. Акцизом облагались только предметы, выделываемые и продаваемые частными лицами.

В конце XIX - начале XX в. объектами акцизного обложения были:

1. свеклосахарное производство;

2. крепкие напитки;

4. осветительные нефтяные масла;

5. зажигательные спички.

До 1 января 1881г. существовал акциз с соли.

Акциз со свеклосахарного производства впервые был введен в 1848г. акциз исчислялся по количеству суточной добычи, в зависимости от процентного (норма 3%) содержания сахара в свекловице и от числа емкости силы снарядов и составлял от 90 до 60 коп. с пуда пробеленного песка. В связи с усовершенствованием производства сахара и повышением норм выходов песка из свекловицы и норм работы снарядов в 1864г. установлено вместо одной три нормы (4.5, 5 и 6%) и акциз был понижен до 20 коп.

Акцизы с крепких напитков взимались по Уставу о питейном сборе от 4 июля 1861г. По этому уставу сбор с крепких напитков состоял из: патентного сбора с фабрик и торговых помещений и акциза, которым были обложены:

1. спирт и вино, выкуренные из разного рода хлеба, картофеля, свекловицы, свеклосахарных остатков и других припасов;

Читайте также: