Уплата налогов это участие в политической жизни страны

Опубликовано: 16.05.2024

С улучшением образования и ростом доходов постепенно приходит понимание связи между уровнем жизни граждан и степенью их участия в политической жизни. Но что значит участвовать в политике? В каких формах это участие может выражаться?

Голосование

Политические права и свободы человека и гражданина

Конституции и международные документы указывают разные наборы политических прав и свобод. Наиболее общепринятые из них:

  1. Равенство перед законом. Все граждане равны перед законом независимо от их происхождения, пола, религии и положения в обществе.
  2. Свобода мыслии совести. Человек имеет право выбирать ценности, взгляды и вероисповедание без политических или идеологических ограничений со стороны государства.
  3. Свобода слова. Право публично выражать свои мысли, взгляды и чувства.
  4. Свободаинформации. Это право свободно производить, получать и передавать информацию законными способами, цензура запрещена. Право ограничивается рядом условий, прописанных в законе.
  5. Свободасоюзов. Каждый может участвовать в объединениях и создавать их. Запрещено принуждать к вступлению в объединения, а также препятствовать выходу из них.
  6. Свободасобраний. Граждане имеют право собираться мирно, не нарушая закон и права других граждан. Разновидности собраний: митинги, демонстрации, пикетирование, стачки, собрания в закрытых помещениях.
  7. Право на участие в управлении государством. Граждане имеют право избирать своих представителей или быть избранными в органы власти, а также принимать участие в референдумах.
  8. Право на обращения. Право обращаться в органы власти индивидуально или коллективно.

Политические обязанности

Граждане не только наделены правами, но и несут ответственность перед обществом и государством. Этот принцип хорошо сформулирован в формуле: «Нет прав без обязанностей и нет обязанностей без прав».

  • соблюдать конституцию и законы страны;
  • уважать права и свободы других граждан;
  • бережно относиться к природе и окружающей среде;
  • охранять культурное и историческое наследие;
  • заботиться о членах семьи (родители заботятся о несовершеннолетних детях, а дети — о нетрудоспособных родителях);
  • военная обязанность;
  • получение общего образования;
  • уплата налогов.

Формы политического участия

Политическое участие — это деятельность граждан, влияющая на государственную политику и функционирование политических институтов.

Политическое участие может выражаться в разнообразных формах: участие в выборах и референдумах, активистская деятельность, организация митингов и демонстраций, участие в партиях и различных политических объединениях.

Опосредованное участие. Выборы.

В демократических странах наиболее популярной формой политического участия являются выборы.

Выборы могут быть персональными, когда избирается один кандидат на определенный пост, например, президент. Другой вид — выборы в коллективные органы, когда граждане избирают представителей в парламент, советы и собрания.

Участие в выборах опирается на право гражданина избирать и быть избранным.

Непосредственное участие. Референдум.

Другой формой политического участия является референдум. Это голосование граждан по тому или иному государственному вопросу: принятие новой Конституции и внесение поправок к уже существующей, участие страны в международных организациях и альянсах, одобрение спорного законопроекта.

В отличие от выборов, референдум — это инструмент прямой демократии. Г раждане высказывают свою позицию напрямую и без посредников, что делает референдум наиболее прямой и непосредственной формой волеизъявления народа.

Государственная служба

Один из самых действенных способов влияния на государственную политику.

Гражданин имеет право работать в органах власти без дискриминации по происхождению, по расовому, половому и политическому признакам. Он может занять тот или иной государственный пост в результате выборов либо путем продвижения по карьерной лестнице.

Обращения

Граждане имеют право влиять на политику путем обращений. Это может выражаться в коллективной форме (например, сбор подписей за или против чего-либо) или в персональной (например, письмо к депутату).

Эта форма политического участия является более действенной, чем может показаться на первый взгляд, особенно при решении проблем местного характера.

Политические партии

Для защиты свои интересов и отстаивания определенных ценностей граждане объединяются в политические партии.

Партии стремятся оказывать влияние на принятие решений на различных уровнях власти путем победы на выборах, участия в коллективных органах власти, а также путем политического давления на оппонентов.

Митинги

Одной из форм непосредственного участия в политике является участие в митингах, протестах и демонстрациях. Это делается с целью продемонстрировать несогласие с проводимой политикой или, наоборот, ее одобрение.

Справка: По данным социологических опросов, в протестах (митинги, демонстрации, забастовки и индивидуальные формы) за последние 10 лет принимали участие лишь 6% опрошенных граждан РФ.

Роль граждан в политической жизни страны

Запрос на участие в политике является естественным для человека с гражданским сознанием. При этом роль граждан в политической жизни той или иной страны может быть различной, в зависимости от типа политического режима:

  1. Тоталитарный. Государство осуществляет полный (тотальный) контроль над гражданами, контролируя все аспекты общественной и частной жизни. Участие населения в политической жизни практически отсутствует, права и свободы максимально ограничены.
  2. Авторитарный. Власть концентрируется у небольшой группы людей. Авторитаризм может быть партийный, с доминирующей ролью правящей партии, или персоналистский, опирающийся на авторитет «национального лидера», «вождя». Права и свободы граждан существенно ограничены. Авторитарные лидеры стараются выстроить такую политическую систему, чтобы граждане не могли полноценно участвовать в политике и не верили, что их действия могут что-либо изменить.
  3. Гибридный. Авторитарный режим с некоторыми демократическими элементами: выборами (но не равными), формальным декларированием прав и свобод граждан (с большими ограничениями на практике), спящими демократическими институтами.
  4. Демократический. Источником власти являются граждане, которые наделены правами и свободами. Действуют базовые демократические принципы: сменяемость власти, верховенство закона, и разделение властей.

Что такое абсентеизм

Абсентеизмом называют поведение граждан, когда они не верят в возможность влиять на политику, не ходят на выборы, не посещают митинги и не участвуют в политических объединениях.

Слово происходит от латинского absentis — отсутствующий. Абсентеизм наиболее характерен для авторитарных режимов.

Политическая активность граждан тесно связан а с правами и свободами, которыми они обладают. Граждане предпочитают не ходить на митинги, если участие в них криминализованно, то есть ограничено право на свободу собраний.

Страны, гарантирующие права и свободы граждан, показывают стабильное и устойчивое развитие на протяжении многих десятилетий.

Задание 15. Макар — 25-летний гражданин РФ. Какие из приведённых позиций характеризуют возможные формы его участия в политической жизни страны? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) уплата налогов

2) выдвижение кандидатом в депутаты Государственной Думы

3) регистрация собственности на жильё

4) членство в политической партии

5) голосование на референдуме

6) заключение трудового договора

Вспомним формы политического участия.

Формы непосредственного участия

1) Реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы

2) Участие граждан в деятельности политических партий, организаций, движений

3) Прямые действия граждан (участие в собраниях, демонстрациях, шествиях, митингах, пикетированиях и т. д.)

4) Обращения и письма, различные проекты и предложения к власти, встречи с политическими деятелями

5) Участие в выборах, референдумах (от лат. referendum — то, что должно быть сообщено) — волеизъявления всех граждан государства по важному для них вопросу

6) Деятельность политических лидеров.

Рассмотрим каждую позицию и выберем верные.

1) уплата налогов — не является формой политического участия, не подходит.

2) выдвижение кандидатом в депутаты Государственной Думы — верно.

3) регистрация собственности на жильё — не является формой политического участия, не подходит.

4) членство в политической партии — верно.

5) голосование на референдуме — верно.

6) заключение трудового договора —неверно, не является формой политического участия.

Ответ: 245 или любая последовательность цифр

  • Все задания варианта
  • Наша группа Вконтакте
  • Наш магазин
  • Наш канал
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • Вариант 1
  • Вариант 1. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 2
  • Вариант 2. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 3
  • Вариант 3. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 4
  • Вариант 4. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 5
  • Вариант 5. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 6
  • Вариант 6. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 7
  • Вариант 7. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 8
  • Вариант 8. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 9
  • Вариант 9. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 10
  • Вариант 10. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 11
  • Вариант 11. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 12
  • Вариант 12. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 13
  • Вариант 13. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 14
  • Вариант 14. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 15
  • Вариант 15. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 16
  • Вариант 16. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 17
  • Вариант 17. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 18
  • Вариант 18. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 19
  • Вариант 19. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 20
  • Вариант 20. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 21
  • Вариант 21. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 22
  • Вариант 22. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 23
  • Вариант 23. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 24
  • Вариант 24. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 25
  • Вариант 25. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 26
  • Вариант 26. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 27
  • Вариант 27. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 28
  • Вариант 28. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 29
  • Вариант 29. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 30
  • Вариант 30. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20

Для наших пользователей доступны следующие материалы:

  • Инструменты ЕГЭиста
  • Наш канал

Как рассчитать налог, если выиграл, и в каких случаях можно не платить НДФЛ

Этот материал обновлен 20.04.2021.

Если вы выиграете в лотерею, в казино, в букмекерской конторе или в рекламной акции, вам нужно будет заплатить налог на доходы физических лиц. Расскажу, сколько платить в каждом случае и как правильно это сделать.

Минимальная сумма выигрыша в лотерею, облагаемого налогом

Налог за выигрыш до 4000 Р в год платить не нужно. Эти 4000 Р — своеобразный налоговый вычет. Суммируете все выигрыши в лотерею за год, отнимаете 4000 Р и с разницы платите НДФЛ.

За год вы дважды выиграли в лотереи по 500 Р . Общий выигрыш в лотереи за налоговый период — 1000 Р . Это меньше 4000 Р , поэтому налог платить не надо.

За год вы дважды выиграли в лотереи: 2000 Р и 8000 Р . Суммарный выигрыш — 10 000 Р . 10 000 Р − 4000 Р = 6000 Р . С этой суммы вы и платите налог.

Ставка и размер налога на выигрыш

Размер налога на выигрыш зависит не от размера выигрыша, а от его источника. Большинство выигрышей облагаются обычным НДФЛ по ставке 13%. Но в некоторых случаях налог составляет 35%. Разберемся, когда и какой следует платить.

Выигрыши в лотереях — 13%. Формула для расчета налога в этом случае такая:

Налог = (Выигрыш − 4000 Р ) × 13%

Например, ваш суммарный выигрыш в двух лотереях — 10 000 Р . Тогда налог будет считаться так: (10 000 − 4000) × 13% = 780 Р .

Не всегда легко понять, в лотерее ли вы участвуете. Например, за покупку в киоске мороженого могут дать билет для участия в розыгрыше. Похоже одновременно на лотерею и на рекламную акцию, а налоговые ставки в этих случаях разные. Поясню, как их отличать.

Лотерею может организовывать только государство. Оно поручает провести ее оператору — компании с правом на такую деятельность. Операторов определяют органы власти, они же заключают с ними контракты и утверждают условия лотерей. На лотерейном билете обязательно указывают название такого органа власти, название оператора и номер и цену билета.

Если на вашем билете этой информации нет, он не лотерейный. Часто производители и торговые сети проводят похожие розыгрыши призов в рекламных целях. Например, чтобы увеличить продажи или рассказать о новом товаре. Тогда налог на выигрыш будет не 13%, а другой.

Призы в рекламных акциях — 35% от их стоимости. Налог будет считаться по следующей формуле:

Налог = (Выигрыш − 4000 Р ) × 0,35

В этом случае организация или предприниматель, проводившие акцию, являются налоговыми агентами. Они должны сами определить стоимость приза и заплатить за вас налог.

Обычно организаторы акций сразу закладывают налоги, и вы получаете обещанный приз целиком: никто не потребует от вас отдать 35% приза деньгами. Компания отдаст вам приз и еще заплатит в бюджет.

Причем платить организатору придется больше 35%: эти деньги нужно обязательно удержать у налогоплательщика, а не просто взять из своего бюджета. Поэтому компании искусственно увеличивают призовой фонд с помощью такого приема: приз состоит из материальной и условной денежной части. Организатор извещает в правилах, что за счет денежной части он заплатит НДФЛ. На руки денег вы не получите — денежная часть полностью уйдет на налог за обе части.

Например, вы купили творог, зарегистрировали промокод и выиграли поездку в Кению. Сеть супермаркетов, которая придумала акцию, определила стоимость поездки в 1 млн рублей — это материальная часть. Дополнительно организаторы дают 540 тысяч деньгами, но сразу предупреждают, что на руки получите меньше половины. Потом окажется, что меньше половины — это 0 Р . Дальше обещанные деньги уходят государству, а вы ничего никому не должны и едете в Кению. Расчеты с бюджетом вас не касаются, и проверять их не обязательно. Но мы покажем, как сеть расплатится за вас с налоговой. Материальная часть + денежная часть — это налоговая база.

Р из суммы выигрышей за год. Если нет, денежная часть до выплаты НДФЛ равна 536 308 Р , если вычитали — 538 462 Р " loading="lazy" data-bordered="true">

Если организаторы такую схему не используют, то могут переложить оплату на обладателя приза. Они имеют право сообщить в налоговую, что налог вычесть невозможно: мол, приз натуральный, на части его не поделить. В этом случае декларацию за вас они сдадут, но с задолженностью. Налоговая пришлет уведомление на уплату НДФЛ. О таком повороте событий организаторы обязаны письменно уведомить вас до 1 марта года, следующего за годом выигрыша. Стоимость приза и сумму налога тоже сообщат.

Букмекерские конторы — 13%. Ставка не зависит от того, где выиграли: в помещении легального российского букмекера, на их сайте или на сайте нелегальной российской или зарубежной букмекерской конторы.

Зато есть разница, от чего отнимать 13%: налоговая база зависит от суммы, которую снимаете со счета букмекера. Если выиграли и снимали меньше 4000 Р за год, налог вообще не платите. Ситуация тут аналогична с лотереями и рекламными акциями.

Если сняли от 4000 Р до 15 000 Р за год, налоговая база — все, что суммарно получили, независимо от того, сколько поставили.

Налог = (Сумма снятий за год − 4000 Р ) × 0,13

Чтобы заплатить налог, сложите все выплаты до 15 000 Р во всех конторах за год, отнимите от них 4000 Р и посчитайте 13%. Эту сумму вы должны государству.

Вы внесли на счет букмекера 5000 Р . Играли успешно и увеличили сумму до 10 000 Р . Ваша прибыль — 5000 Р . Вы сняли эти деньги. Теперь, с точки зрения налоговиков, ваш выигрыш, или доход, — это 10 000 Р . От них и рассчитывают НДФЛ. В таких случаях государство не интересует, что половина этой суммы — ваши же деньги, которые вы внесли, чтобы начать играть.

Допустим, в этом году вы снимали еще 3000 Р и 7000 Р . Общая сумма выплат — 20 000 Р . Уменьшаете налоговую базу: 20 000 Р − 4000 Р = 16 000 Р . Вычисляете 13% от этой суммы: 16 000 Р × 0,13 = 2080 Р . Эту сумму придется заплатить независимо от того, сколько реально заработали. Вложения в расчет не идут.

Если сняли от 15 000 Р , ваши вложения учитываются. Налоговой базой считается разница между суммой снятия и депозитом. Депозит — это деньги, которые вы внесли на счет букмекерской конторы. В этом случае контора становится налоговым агентом и сама считает НДФЛ, не по итогам года, а сразу при выводе средств. Вам отчитываться и платить не нужно.

Налог = (Сумма снятия − Сумма депозита) × 0,13

Примеры и особенности уплаты НДФЛ за выигрыш в спортивных ставках мы разобрали в отдельной статье.

Азартные игры в казино — 13%. Здесь тоже ставка не зависит от того, выиграли ли вы в легальном казино в игорной зоне, в нелегальном офлайн-казино вне игорных зон, в российском или зарубежном интернет-казино.

Налог = (Выигрыш − 4000 Р ) × 0,13

Отчитываться и платить нужно самому: казино не является налоговым агентом, независимо от размера выигрыша. Почитайте наш разбор на эту тему.

Иностранные лотереи — 13%. Налог здесь считается также по стандартной формуле:

Налог = (Выигрыш − 4000 Р ) × 0,13

Если купили лотерейный билет другого государства, возможно, по законам той страны вы обязаны что-то заплатить с выигрыша как иностранец. Но платить НДФЛ в наш бюджет все равно обязательно: доходы от лотерей не попадают под действие соглашений об избежании двойного налогообложения.

Выигрыш автомобиля. Ставка зависит не от того, что именно вы выиграли, а от того, во что играли. Если автомобиль получили по итогам участия в соревновании или шоу нерекламного характера, заплатить нужно 13% от его стоимости. Если получили как приз в рекламной акции — 35%.

Как организаторы обычно в таких случаях платят налог за победителей, мы уже разобрали выше.

Доходы за участие во многих крупных спортивных соревнованиях вообще не облагаются налогом. Например, спортсмены не платят НДФЛ за автомобили, которые государство или организаторы соревнований вручают за выступления на Олимпиаде, чемпионате мира или Европы.

Как сообщить о своем выигрыше

Отчитываются за выигрыш через налоговую декларацию 3-НДФЛ. Это не всегда обязательно: во многих случаях за вас отчитываются налоговые агенты. Эти случаи мы перечислим ниже.

Куда подавать декларацию. Декларацию подают в налоговую инспекцию по месту жительства или в личном кабинете налогоплательщика. Подробнее читайте в нашем разборе на эту тему.

Срок подачи декларации — до 30 апреля следующего года. Если выиграли что-то в 2021 году, декларацию подаете до 30 апреля 2022 года.

Порядок уплаты налога на выигрыш

Когда заполняете декларацию, выигрыши в российских лотереях, казино и букмекерских конторах следует показать в приложении 1 «Доходы от источников в Российской Федерации», в иностранных — в приложении 2 «Доходы от источников за пределами Российской Федерации».

Подать декларацию нужно до 30 апреля следующего года, а заплатить — до 15 июля. Если выиграли что-то в 2021 году, заплатите до 15 июля 2022 года.

Оплатить можно по-разному:

  1. через личный кабинет на сайте ФНС;
  2. при помощи специального сервиса на сайте ФНС, который автоматически сформирует платежное поручение. Его можно оплатить электронно на сайте ФНС, через госуслуги или на сайте Тинькофф-банка;
  3. в любом отделении банка по бумажному платежному поручению. Для этого распечатайте платежное поручение, которое вам сформировал сервис ФНС.

Что делать, если выигрыш оказался слишком крупным

Налоговая ставка не зависит от размера выигрыша.

Зато, если выигрыш свыше 15 000 Р , возможно, вам не придется за него отчитываться и платить налог самостоятельно. За вас отчитаются и заплатят, если вы выиграли в российскую лотерею или в легальной букмекерской конторе. Организаторы рекламных акций отчитаются и заплатят за вас независимо от размера выигрыша.

Вы выиграли в лотерею 1 000 000 Р . Сдавать декларацию и платить ничего не придется. В этом случае организатор лотереи является налоговым агентом. Он выплатит вам 870 000 Р и отчитается перед налоговой.

Вы выиграли джекпот в казино — 10 000 000 Р . До 30 апреля следующего года вы самостоятельно их декларируете, а до 15 июля платите 1 300 000 Р . Если проиграете деньги обратно — останетесь должны государству. Поэтому лучше сразу откладывать суммы налогов и не трогать до момента оплаты. Например, открыть накопительный счет: тогда еще подзаработаете на процентах.

Можно ли не платить налог или уменьшить его

Если ваши выигрыши или стоимость полученных призов меньше 4000 Р за год, НДФЛ платить не нужно — это сумма, которая не облагается налогом. Если получили больше, из выигрышей можно вычесть эти 4000 Р .

Нужно ли платить налог за выигрыши свыше 4000 Р , зависит от того, где и сколько вы выиграли. Иногда за вас платят налоговые агенты — они вычтут НДФЛ при выплате. Но в некоторых случаях налог нужно платить самостоятельно.

5.7. Участие граждан в политической жизни.

ПЛАН.

  • Политическое участие. Понятие.
  • Факторы, влияющие на политическое участие.
  • Виды политического участия (опосредованное и непосредственное).
  • Формы непосредственного политического участия.
  • Умения, необходимые для политических действий.
  • Дополнительная информация.

Политическое участие – это действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в органы власти.

Факторы, влияющие на политическое участие.

  • Определённые свойства гражданина (пол, возраст, образование, профессия, религиозные взгляды, местожительства и т.д.)
  • Личностные характеристики (уровень интеллекта, духовности и т.д.)
  • Политический режим, средства, предоставляемые гражданам для защиты их прав и интересов.
  • Уровень социально-экономического и материального развития общества.
  • Характер политических традиций.
  • Конкретная политическая ситуация.

Виды политического участия.

  • Опосредованное (представительное) – осуществляется через избранных представителей (депутатов, делегатов, членов собраний и т.д.)
  • Непосредственное (прямое) – воздействие граждан на власть без посредников, напрямую.

Формы непосредственного политического участия:

  • обращения и письма граждан к власти;
  • встречи с политическими деятелями;
  • участие граждан в деятельности политических партий, организаций, движений;
  • участие граждан в выборах и референдумах;
  • участие в митингах, пикетированиях, демонстрациях и т.д.

Умения, необходимые для политических действий.

  • Умение ясно и убедительно излагать свои взгляды другим людям;
  • Умение выслушивать и понимать другие точки зрения;
  • Умение разбираться в сути спора;
  • Умение защищать свои убеждения;
  • Умение самостоятельно ориентироваться в политической информации, собирать, систематизировать её и верно оценивать;
  • Организаторские умения, способности правильно распределять поручения, проверять их исполнение.

Дополнительная информация.

Формы политического участия по количеству участвующих:

  • индивидуальные
  • групповые
  • массовые

Виды политического участия.

По степени вовлечённости в политический процесс:

  • случайное (разовое) участие – личность лишь периодически принимает или совершает действия, которые имеют политические цели или обладают политическим смыслом;
  • участие «по совместительству» – человек участву­ет в политической жизни более активно, однако политическая деятельность не является для него основным родом деятельности;
  • профессиональное участие – человек делает полити­ческую деятельность своей профессией.

По отношению к закону:

  • легальное (выборы, референдумы, демонстрации, митинги)
  • нелегальное (революция, мятеж, терроризм, экстремистские действия)

По масштабу:

  • местное
  • региональное
  • национальное

По мотивам:

  • автономное (решаются местные вопросы)
  • мобилизационное (решаются общенародные вопросы)

По методам деятельности:

  • конвенциональное (согласованное, соответствующее нормам, традициям)
  • неконвенциональное (нарушающее закон)

Абсентеизм (лат. absens – отсутствующий) — форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти. Абсентеизм – это и форма пассивного протеста, сознательное байкотирование избирателями выборов

Политический протест – это вид негативной реакции индивида (группы) на сложившуюся в обществе политическую ситуацию или конкретное действие отдельных органов государства и политических оппонентов. Как правило, протест возникает там, где действуют неэффективные стратегии и технологии осуществления власти.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Политическая жизнь динамична и изменчива. В ней участвуют люди, социальные группы, властвующие элиты со своими надеждами, ожиданиями, уровнем культуры и образования. Здесь переплетаются и борются интересы различных социально-политических сил.

Содержание политической жизни

– Наука в той мере, в какой политика слита со знаниями, опирается на них.

– Субъекты и объекты политических взаимодействий (личность, группа, класс, государство).

– Отношения социальных субъектов по поводу государственной власти.

– Установки, интересы, цели различных социальных групп и политических институтов.?

– Регулирование и согласование социальных интересов групп, классов, обеспечение целостности общества, разрешение конфликтов.

– Практическая деятельность по реализации желаемых моделей будущего, программ, курсов.

– Участие в делах государства, влияние на власть различных политических сил (партий, граждан, групп давления).

– Деятельность по управлению (политика как искусство возможного).

Политика, как и любая другая сфера общественной жизни, подчиняется определенным правилам, и любой человек в целом вынужден действовать в соответствии с ними. Для описания этого аспекта политических отношений используются понятия роли и статуса.


В зависимости от степени вовлеченности личности в политику можно выделить несколько типов политических ролей.

Типы политических ролей

– Рядовой член общества (не оказывает влияния на политику, но заинтересован в ней).

– Человек, состоящий в общественной организации или движении (косвенно включен в политическую деятельность, если это вытекает из его роли как члена организации).

– Гражданин, состоящий в выборном органе или являющийся активным членом политической организации (целенаправленно и по своей воле включен в политическую жизнь в той мере, в какой она отражается на жизни этой политической организации или органа).

– Профессиональный политик (политическая деятельность является не только главным занятием и источником существования, но и составляет смысл жизни).

– Политический лидер (способен изменить ход политических событий и направленность политических процессов).

В современной науке существует несколько трактовок явления политического лидерства.


Политический лидер есть одновременно и субъект и объект политического процесса.


Политическое лидерство отличается от других форм лидерства лишь тем, что оно имеет место в политической сфере жизни общества.

Особенности политического лидерства

– Политическая деятельность разворачивается в рамках общества, т. е. затрагивает огромное количество людей. Вследствие этого политический лидер практически не может воздействовать на людей непосредственно. Его воздействие осуществляется при помощи СМИ, пропаганды, доверенных лиц.

– В силу власти, которой обладает лидер, и необходимости воздействия на большое количество людей он всегда имеет помощников: аналитиков, экспертов, имиджмейкеров, спичрайтеров (авторов речей), которые помогают ему выстроить тот образ, который предлагается массе.

– Лидер заинтересован в том, чтобы его поддерживало как можно большее количество людей, а потому он стремится расположить к себе разные социальные группы. Поэтому деятельность политического лидера всегда имеет многоролевой характер.

В процессе деятельности политические лидеры выполняют социально значимые функции.


Проявления политического лидерства достаточно разнообразны. Попытки типологизации столь сложного явления обусловлены стремлением прогнозировать вероятностное поведение лидеров на основе тех или иных признаков. Одной из общераспространенных классификаций политических лидеров выступает типология, в основе которой лежит их имидж (англ. image – образ).




Данная классификация в достаточной степени условна, так как в чистом виде такие типы политических лидеров встречаются крайне редко. Чаще всего отдельные качества каждого типа лидерства сочетаются в лидерстве одной личности на различных этапах ее политической карьеры.

Для обобщенной характеристики политических ролей личности широко используется понятие «политическое участие».

Политическое участиедействия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

Этим понятием характеризуется вовлеченность членов данного общества в политический процесс.

Сущностная основа политического участия состоит во включении индивида в систему властных отношений: непосредственно или опосредованно.

Опосредованное (представительное) политическое участие осуществляется через избранных представителей. Непосредственное (прямое) политическое участие – это воздействие гражданина на власть без посредников. Оно имеет следующие формы: реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы; участие граждан в деятельности политических партий, организаций, движений; прямые действия граждан (участие в митингах, пикетированиях и т. д.); обращения и письма к власти, встречи с политическими деятелями; участие в действиях, связанных с выборами представителей, с передачей им полномочий для принятия решений; деятельность политических лидеров.

Обозначенные формы непосредственного политического участия могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.

Особенности политического участия индивида

Самоопределение индивида в социально-политическом пространстве относительно многообразных политических структур.

Самооценка собственных качеств, свойств, возможностей как деятельного субъекта политики.

Объем возможного участия определяется политическими правами и свободами.

Виды политического участия

Случайное (разовое) участие – личность лишь периодически принимает или совершает действия, которые имеют политические цели или обладают политическим смыслом.

Участие «по совместительству» – человек участвует в политической жизни более активно, однако политическая деятельность не является для него основным родом деятельности.

Профессиональное участие – человек делает политическую деятельность своей профессией.

Политическое развитие личности выступает одним из факторов, влияющих на интенсивность, содержание и стабильность политического участия.

Критерии политического развития личности

– Наличие системы политических ценностей, норм.

– Стабильность политических мотивов.

– Способность к разработке программы политического поведения, адекватной целям и условиям.

– Способность ставить политические цели и добиваться их реализации в политической практике.

– Степень активности участия в политической жизни.

– Способность включить других в политическую деятельность.

– Уважение к другим взглядам и позициям.

– Общий уровень политической культуры.

Применение форм политического участия, их многообразные и многочисленные сочетания, открытие и использование новых во многом зависит от индивида как свободного, активного субъекта политики.

Формы политического участия

– Обращение индивида во властные структуры с целью удовлетворения личных или групповых потребностей.

– Лоббистская деятельность по установлению контактов с политической элитой для оказания влияния на ее решения в пользу группы лиц.

– Направление различных проектов и предложений по принятию нормативных актов и законов в органы власти.

– Политическая активность в качестве члена партии, движения, ориентирующихся на завоевание власти или воздействие на нее.

– Выборы, референдумы (лат. referendum – то, что должно быть сообщено) – волеизъявления всех граждан государства по важному для него вопросу.

Противоположной формой является демонстративное неучастие, политическая апатия и отсутствие интереса к политике – абсентеизм.

Абсентеизм (лат. absens – отсутствующий) – форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти.

В основном абсентеизму привержены граждане, не разделяющие политические ценности большинства своих соотечественников. Они отличаются высокой степенью недоверия к политическим лидерам и институтам. Некоторые из них считают, что неспособны повлиять на власть; другие удовлетворены своим стабильным и благополучным положением и забыли о властных структурах.

Основные типы политической деятельности

Политическое отчуждение – сосредоточение усилий человека на решении проблем личной жизни при их противопоставлении жизни политической. Существует принудительный контакт с властью, государством через систему обязанностей, налогов, податей и т. п.

Политическая пассивность – субъект не реализует свои собственные интересы, а находится под политическим влиянием другой социальной группы.

Политическая активность – стремление и возможность воздействовать на политическую власть или непосредственно использовать ее, реализуя свои интересы.

Политическое участие сегодня не только свидетельствует об устойчивости и развитости демократических институтов, но и представляет ценность как сфера самореализации человека, что находит свое отражение в следующих функциях:

– включение индивида непосредственно или опосредованно в систему властных отношений;

– удовлетворение стремления индивида к участию в различных формах, обеспечивающих его жизнедеятельность и влияющих на процессы индивидуального развития.

Успешное функционирование политической системы, основанной на демократических началах, немыслимо без активного участия граждан в общественно-политической жизни. Эффективность и логика развития политической системы, природа самого общества во многом зависят от степени политической активности граждан, уровня осознания ими своих интересов, их желания и способности реализовать возможности, предоставляемые им различными каналами политического участия.

Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о непосредственном политическом участии граждан?

А. Непосредственное политическое участие граждан проявляется в митингах, демонстрациях.
Б. Непосредственное политическое участие граждан проявляется в обращениях и письмах к представителям власти.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Читайте также: