Десятина это налог собираемый старшинами

Опубликовано: 28.04.2024

Десятина как единица измерения

До Революции 1917 г. каждый житель Царской России знал, что десятина — это единица для измерения земельной площади.

Эта мера возникла и активно применялась еще во времена Киевской Руси. Правда, в тот исторический период она еще не имела точно определенного размера. Наиболее распространенная разновидность десятины в Древней Руси — это квадрат с длиной стороны в 50 саженей (еще одна устаревшая единица измерения, равная 2,16 м). Его общая площадь была равна одной десятой квадратной версты. Отсюда, кстати, и возникло название «десятина».

Стоит отметить, что существовало несколько их видов. При этом самой распространенной была так называемая казенная десятина, которая фигурировала в официальной документации. Именно она являлась наиболее часто используемой поземельной мерой в Российской империи вплоть до ее заката.

При этом казенная десятина — это была уже другая фигура. Не квадратный отрезок земли, а прямоугольный. Его именовали в зависимости от длины его меньшей стороны — «тридцаткой» (при размере 80 и 30 саженей) или «сороковкой» (60 и 40 саженей).

Примечания

  1. В.А. Аликин История и практика Ранней Церкви.
    С-Пб., 2021, стр. 332. /
    Апостольская дидаскалия
    2.26.
  2. Любович Н. «История реформации в Польше. Кальвинисты и антитринитарии» — Варшава, 1883.
  3. Этапы формирования системы церковных приходов на правобережье Южного Средневолжья в 80-е годы XVI-начале XVIII века (неопр.)
    . КиберЛенинка. Дата обращения: 16 сентября 2021.
  4. Болгария // Большая Советская Энциклопедия. / под ред. А. М. Прохорова. 3-е изд. том 3. М., «Советская энциклопедия», 1970. стр.475-499

История десятины на Руси и в Царской России

Первые письменные упоминания об этой единице измерения датируются XIV в. Но, учитывая количество войн на всей территории Руси, сопровождающихся пожарами, в которых гибли документы, историки полагают, что десятина как мера начала активно применяться раньше.

Как уже было сказано выше, на протяжении нескольких столетий эта единица не имела точно размера, а поэтому в разные исторические эпохи отличалась. Из-за этого в разные периоды зафиксированное в документах количество территории, принадлежащей тому или иному человеку, могло меняться. Это, естественно, вызывало многочисленные споры и переделы.

Чтобы разрешить подобную проблему, уже в 1753 г. была введена казенная десятина (это 2400 квадратных саженей). Именно она наряду с хозяйственной косой, хозяйской круглой, сотенной и бахчевой активно использовалась вплоть до внедрения метрической системы. Данное событие произошло уже после Октябрьской революции в сентябре 1918 г.

Кстати, несмотря на подобное изменение, десятина продолжала играть роль единицы измерения еще девять лет, пока в 1927 г. не был наложен категорический запрет на ее использование.

Десятина земли — это сколько в современных единицах измерения

Эта мера давно устарела, но упоминание о ней можно нередко встретить в литературе. Причем это не только произведения классиков, написанные несколько столетий назад, но и некоторые современные исторические романы. В связи с этим их читателям часто бывает интересно знать ответ на вопрос: десятина земли — это сколько в сотках, гектарах или даже квадратных метрах? Ведь таким образом они могут лучше представить размеры территории, на которой происходит действие произведения.

В произведениях XVIII-XIX вв., как правило, речь идет о казенной единице, а она равна 10 925 м². Если перевести это в сотки — десятина будет 109,25 ар, или 1,0925 гектара. Что касается других видов, то помимо казенной чаще всего упоминается круглая хозяйственная. По размеру она превышает хозяйственную косую и равна 3600 квадратным саженям. Зная это, можно посчитать: круглая хозяйственная десятина — это сколько соток (ар)? Правильным ответом будет — 163,881.

Кстати, перевод с единиц метрической системы можно осуществить с помощью практически любого онлайн-калькулятора мер и величин. Обычно в нем указана казенная десятина земли. Но встречаются и более продвинутые программы подобного толка, в которых гектары и сотки можно перевести и в какой-нибудь другой вид этой меры. Чаще всего — в хозяйственную круглую. Так что, если есть время и желание, можно попробовать.

В Писании десятина — это незначительный вопрос.

По крайней мере Иисус хотел, чтобы это было так для нас.

Иисус обличал фарисеев, говоря:

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.”

Слово “ важнейшее”, которое используется в этом месте из Писания, в оригинале звучит, как “увесистый, тяжелое”.

Даяние и десятина должно быть настолько элементарным действием для нас, чтобы оно было, как привычка. Как чистить зубы. Представь, что ты просыпаешься каждое утро… и начинается…

“Ух, я даже не уверен, нужно ли в Новом Завете чистить зубы. Надо в конце концов уже разобраться с этим вопросом. Вдруг это не входит в Новый Завет?Так нужно чистить зубы или нет?”

Нам необходимо дойти до такого состояния, когда для нас это уже не является вопросом настолько весомым, о котором бесконечно приходится спорить.

Давайте сделаем так, чтобы этот вопрос был незначительным для нас, и разберёмся с ним быстрее, решим, чтобы можно было двигаться дальше к более важным вопросам: суд, милость и вера.

Значение слова «десятина» с точки зрения религии

Изучаемый термин имеет еще один способ толкования, причем в этом значении он продолжает активно применятся и по сей день. Так называется налог в пользу церкви, равный десятой части дохода каждого из прихожан.

Чаще всего эта подать характерна для христианских деноминаций, а также иудаизма. Интересно, что в разные периоды истории отношение к ней было различным. В одно время взимание десятины производилось государством, и данный налог был обязательным. В другие периоды уплата этой подати становилась добровольной.

Десятина у евреев

В обязательный налог для любого еврея десятина превратилась во времена Моисея. После освобождения из египетского рабства потомки Авраама оказались перед необходимостью не просто создать новое независимое государство, но и систему законов, по которой будут жить его граждане. В Библии говорится, что придумывать законы и правила евреям не пришлось. Ведь во время их пребывания в пустыне Всевышний сам даровал им Закон, по которому им надлежало жить и верить. Именно в нем десятина впервые становится обязательным налогом.

В случае с еврейским народом существование подобной подати было вполне обоснованным. Дело в том, что одно из колен Израиля (левиты) брало на себя функции священнослужителей. Чтобы они могли полноценно выполнять обязанности, касающиеся служения Богу, и не отвлекались, остальные одиннадцать колен брали на себя обязанности по их содержанию (левиты были единственными, кто не имел собственной земли). Для этой цели и взималась десятина.

В свою очередь каждый из священников также отдавал одну десятую часть из получаемых денег, продуктов или товаров для нужд главного из них — первосвященника. Стоит отметить, что полученные таким путем средства левиты тратили не только на собственные нужды, но и на благотворительность, поддерживая вдов и сирот.

В Библии

Десятина или десятая часть — в Ветхом Завете (Бытие XIV, 20) род дара Богу, известный евреям еще задолго до времен Моисея. Десятина восходит к Аврааму, который дал первосвященнику Мельхиседеку десятую часть всей добычи, полученной им от четырех побежденных царей. Десятина состояла из десятой части произведений земли, стад и т. п. и шла в пользу левитов, не имевших собственной земли, и служила для них средством существования. Десятую часть от десятины левиты, в свою очередь, отчисляли на содержание первосвященника (Числ. XVIII, 21—32). Десятину натурой дозволялось заменять и деньгами (Второз. XIV, 24-26).

Десятина в христианстве

С возникновением христианства в его основу были заложены многие еврейские традиции, среди них и вышеупомянутый налог. Изначально он не был обязательным, и платить его можно было по собственному усмотрению. Вот только желающих жертвовать всегда было не очень много. Тем более, что до становления христианства главенствующей религией Римской империи большинство лиц, ее исповедующих, были небогаты.

Когда же все граждане Рима добровольно-принудительно стали христианами, богачи не больно-то спешили расставаться с десятой частью имущества. Чтобы поощрять их, в 567 г. н. э. на Турском соборе было решено преподносить десятину как необязательный налог. При этом подчеркивая, что уплата его свидетельствует об истинной вере прихожанина.

Однако подобная попытка давить на совесть не возымела ожидаемого эффекта, так как обладатели огромных состояний часто лишены ее. Поэтому большинство из них все так же продолжали не платить подать или делали это крайне нерегулярно. Таким образом, новый закон затронул лишь небогатых прихожан, которые и до этого старались вносить десятину. После этой неудачи в 585 г. на Маконском соборе этот налог был объявлен обязательным, а не платившие его отлучались от церкви.

Чуть больше чем через двести лет Карл Великий пошел еще дальше и назначил уголовные наказания всем неплательщикам, в зависимости от их злостности. При этом король также выдвинул и ряд требований к духовенству. В частности им было позволено тратить на себя лишь одну треть полученных денег, вторая же часть шла на постройку и содержание церковных зданий, а третья должна была тратиться на благотворительность.

К сожалению, от прекрасной идеи Карла Великого (использовать десятину на благие дела, а не только на удовлетворение растущих нужд духовенства) вскоре осталась только обязательность ее уплаты. Причем в будущие годы церковь стала требовать не только часть доходов от земледелия (как было изначально), но и ото всей остальной деятельности. Дошло до того, что даже проституток вынуждали приносить в храм десятину, не забывая при этом корить их за недостойность ремесла.

В будущие несколько столетий происходили настоящие баталии при разделе собранной десятины. Так, не только Папа Римский требовал львиную долю от всех денег для содержания своего двора, но и многие европейские монархи. При этом простой народ, купечество, рыцарство и менее знатное дворянство было не в восторге от растущего количестве нахлебников. Поэтому с началом эпохи реформации большинство европейских стран постепенно стали отменять этот обязательный налог и прочие религиозные поборы. На данный момент у большинства христианских деноминаций десятина не является обязательным налогом. При этом многие из них вернулись к принципу Турского собора 567 г.

Десятина у османов

Подобный налог использовался не только у иудеев и христиан, но и в некоторых мусульманских странах.

Так, во времена Османской империи жителей завоеванной ими Болгарии принуждали платить десятину. Правда, шла она не на нужды духовенства, а турецким феодалам. В отличие от европейцев, у османов гражданам хотя бы честно говорили, кому и куда идут их деньги, а не прикрываясь именем Бога для осуществления поборов.

История | 5 - 9 классы

Десятина - это : a)налог, собираемый старшинами ремесленных цехов на содержание городского совета ; б)поборы, взимаемые королевской властью с церкви на содержание королевского двора ; в)налог, который платило все население Западной Европы на содержание духовенства и церкви ; г)сбор со светских феодалов в пользу купцов для развития торговли



Какая власть выше (главнее) : Духовная или Светская в Англиканской церкви?

Какая власть выше (главнее) : Духовная или Светская в Англиканской церкви?


Какую роль в развитии города играли королевская власть, монастыри, епископы и знатные феодалы?

Какую роль в развитии города играли королевская власть, монастыри, епископы и знатные феодалы.


ЗАВЕРШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ :1) раскол христианской церкви в 11 веке дал название западной церкви как?

1) раскол христианской церкви в 11 веке дал название западной церкви как.

2) Плата феодалу продуктами и изделиями это -

3)Порядок назначения на должности по знатности назывался -.


Почему значение церкви в средние века было больше, чем значение королевской власти?

Почему значение церкви в средние века было больше, чем значение королевской власти?


Какие причины привели к борьбе за переустройство церкви?

Какие причины привели к борьбе за переустройство церкви?

А)гонения церкви за науку ; б)сбор десятины ; в)торговля индульгенциями ; г)организация крестовых походов ; д)вмешательство духовентства в процессы светской власти ; е)потребность верующих в духовном обновлении ; ж)подавления церквью кристьанских и городских движений протеста ; з)запрет со стороны церкви на строительство мвнуфактур, поддержка ею цеховных ограничений.


В____появляются библиотеки при университетах, королевских дворах, у крупных феодалов, состоятельных горожан?

В____появляются библиотеки при университетах, королевских дворах, у крупных феодалов, состоятельных горожан.


Какую роль в развитии города играли королевская власть, монастыри и епископы, знатные феодалы?

Какую роль в развитии города играли королевская власть, монастыри и епископы, знатные феодалы?


Какая власть важнее духовная или светская в католической церкви?

Какая власть важнее духовная или светская в католической церкви?


КАКАЯ ВЛАСТЬ ВАЖНЕЕ - ДУХОВНАЯ ИЛИ СВЕТСКАЯ В КАЛЬВИНИСТСКОЙ ЦЕРКВИ?

КАКАЯ ВЛАСТЬ ВАЖНЕЕ - ДУХОВНАЯ ИЛИ СВЕТСКАЯ В КАЛЬВИНИСТСКОЙ ЦЕРКВИ?


1. Какие из перечисленных ниже положений явились причинами, которые привели к переустройству Церкви?

1. Какие из перечисленных ниже положений явились причинами, которые привели к переустройству Церкви?

Потребность верующих в духовном обновлении, в понятном и более демократичном религиозном учении ;

Запрет со стороны Церкви на строительство мануфактур ;

Сбор десятины и торговля индульгенциями ;

Вмешательство духовенства в вопросы светской власти.


Мой Казахстан – это самая дорогая, важная, драгоценная, горячо любимая страна. Это Родина моя… Много веков понадобилось нашим предкам, чтобы заселить, освоить, защитить её от врагов и передать в наследство нам, ныне живущим. Сколько труда, пота и к..


Спарта - особенный город ( государство ) в Древней Греции . Спартанцы были очень сильными воинами , они никогда не прятались за какими то стенами , как это делали другие гос - ва, они были сами , как бы , этой стеной , об которую разбивались силы их..


По преданию государственный строй в Спарте был установлен Ликургом (9 - 8 вв. ). Спартиаты владели равными участками государственной земли с прикреплёнными к ним илотами (илоты - земледельческая часть населения, собственность гос - ва), а сами заним..


Хаммурапи умер : в 1750 году до н э.


Царь Хаммурапи умер в 1750 г. До н. Э.


Открытый рынок сбыта.


Их стало больше, потому - что повысилась производительность.


1. Ситуация в США накануне выборов. Попытки преодоления кризиса администрацией Гувера. 2. Основные реформы Ф. Д. Рузвельта 2. 1. Финансовая реформа 2. 2. Восстановление промышленности 2. 3. Реформы в сельском хозяйстве 2. 4. Социальная реформа..


Народ Монголии кочует , а народ вьетнама живут на своей территории.

Откуда Церкви брать деньги на социальные, миссионерские и иные проекты? Что лучше — торговать в храме и искать спонсоров или обложить прихожан налогом? Насколько реально в нашей стране и в наше время обязать христиан платить десятину?

Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.

Тот, кто этого не делает, должен покрыть себя позором


Протоиерей Всеволод Чаплин призвал православных христиан нести финансовую ответственность за Церковь.

«Люди, которые именуют себя православными христианами, — это довольно большое количество людей в России — вообще должны, на самом деле, нести ответственность, в том числе финансовую, за свой храм, за своего священника, за свою Церковь», — заявил он в ходе интернет-шоу «Минаев Live«.

Он отметил, что не случайно люди всегда самое дорогое несли в храм, и посоветовал тем, кто считает, что Церковь обогащается за счет прихожан: если они христиане, они должны отдавать десятую часть своего дохода на церковь.

«Тот, кто этого не делает и при этом пытается еще считать деньги в том или ином храме, на самом деле, должен себя покрыть позором», — заявил священник.

По словам отца Всеволода, зачастую священник, настоятель не может позволить себе даже самого маленького ремонта, поэтому он должен постоянно ходить попрошайничать.

«Вот этого быть не должно, прихожане должны добиться того, чтобы приход ни в чем себе не отказывал не только в плане украшения храма, но и в плане школы, спортивного зала, библиотеки, молодежного кружка, социальной работы», — убежден священник.

Комментирует протоиерей Николай Емельянов, проректор Богословского института ПСТГУ.

«Ну, и чего они в жизни добились?»


Каждая историческая эпоха формирует свои способы церковной жизни, в том числе ее экономической составляющей. Эти способы зависят от очень многих обстоятельств и факторов и могут быть очень разнообразными.

Так и сейчас, в Русской Зарубежной Церкви многие приходы содержатся на регулярные взносы членов прихода.Напротив, в России, как и на всем постсоветском пространстве, содержание приходов осуществляется, как правило, на пожертвования.

Какая из этих практик правильней или лучше?

Ответить очень трудно, т.к. эта сторона церковной жизни очень зависит от внешних ее условий. Что полезней для Церкви в данный момент, то и лучше.

В этом вопросе есть два принципиальных момента, которые следует учитывать всегда. Первый связан с тем, что христианство по природе своей жертвенно. Если христианин ничего не жертвует, или жертвует тем, что никак его не стесняет, то это влечет за собой неминуемые трудности в духовной жизни. Они неизбежны.

Все семьдесят лет советской власти идеал жертвенного служения ближнему активно дискредитировался. Достаточно вспомнить советскую школьную программу и тягучий роман «Что делать?» Учитель литературы обязан был объяснять школьникам, что по словам героя этого идеологического произведения «жертва – это сапоги всмятку», т.е. бессмыслица.

С другой стороны, жертва на храм – это свидетельство ответственности христианина за Церковь и его доверия к ней. Без такого доверия и ответственности настоящая христианская жизнь тоже невозможна.

Я как-то спросил одного очень состоятельного прихожанина, помогает ли он кому-нибудь, и получил совершенно сногсшибательный ответ: «Да, я очень много помогаю, я маме помогаю!» Наверное, излишне напоминать, что в христианском миропонимании помощь маме – это не жертва, а долг. Этот долг имеет такую значимость, что Господь запрещает отдавать в жертву на храм то, что ты должен потратить на родителей (Мф. 15:5).

Традиционные механизмы взаимопомощи, общей ответственности даже на семейном уровне в советское время были разрушены и, наверное, не скоро могут быть восстановлены.В современном обществе очень трудно говорить о жертвенности. Ведь жертва – это не «помощь маме», это даже не благотворительность, это что-то гораздо большее.

Я хорошо помню разговор с одним человеком, много лет работавшем в госпитале в Тунисе. Госпиталь был католическим. Госпиталь построил и содержал священник, который сумел собрать на это большие средства. В классификации моего знакомого ­ это был «очень успешный человек», вызывавший у него восхищение своей ловкостью, но по его глубокому убеждению, конечно, вор. В этом же госпитале работали монахини, которые прямо там же и жили всю жизнь, бескорыстно служа больным. В классификации моего знакомого они были обозначены очень емкой фразой: «Ну, и чего они в жизни добились?» Правда, он признавал, что никакой личной корысти эти монахини не имели. При таком подходе всякий разговор о жертвенности становится бессмысленным.

К счастью, всегда были и будут люди, которые понимают, что жертвовать очень важно и как много это человеку дает. Господь сказал, что «каждый, кто оставит дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или достояние свое ради имени Моего, тот получит в сто раз больше и наследует Жизнь Вечную» (Мф. 19:29).

Часто эти слова сбываются буквально, человек получает ровно в сто раз больше того, что отдал. Что бы это ни было.

Я знаю многих людей, которые жертвуют гораздо больше десятины от того, что зарабатывают.

Знаю человека, который по первой просьбе о помощи отдал весь месячный доход своей компании, чтобы помочь многодетной семье купить квартиру.

Мне известна прихожанка, отдавшая всю свою очень небольшую, но единственную зарплату, женщине, попросившей ее о помощи на улице. Кстати, эта женщина потом деньги вернула и очень благодарила.

Знаю прихожанина, который неоднократно тратил основные средства своей компании, когда не хватало средств на тот или иной церковный проект. Знаю очень состоятельного человека, который несколько лет жил в недостроенном доме, потому что каждый раз, когда собирался достраивать, его просили пожертвовать на стройку очередного храма.

А еще у нас в храме есть одна очень ревностная прихожанка, которая когда — то была адвентисткой и привыкла платить десятину очень строго. Она все время обличает христиан и спрашивает: «Почему вы все время жалуетесь, что на телевидении столько насилия и разврата? В чем здесь проблема? Платите десятину, и мы купим все каналы, тогда там будут показывать только приличные фильмы!» Не думаю, что это самое действенное решение всех проблем, но в некоторой логичности ему не откажешь.

Наконец, следует отметить, что проблема десятины, церковного налога, приходских взносов требует очень серьезного исследовательского подхода. Ее невозможно решить ни путем простого политического или административного воздействия, ни собирая отзывы священников. Существует огромный опыт во всем мире, связанный с этой проблематикой. Известно, что церковная экономика и церковные проекты во многих сферах общественной жизни оказываются гораздо более эффективными, чем государственные и даже чисто общественные.

Так, может быть, и правда можно разработать такой набор мер и комплекс механизмов, которые будут экономически поддерживать благотворные и продуктивные начинания и сделают их экономически устойчивыми и независимыми? Наверное, это будет не десятина. Хотелось бы, чтобы в этой исследовательской области государство и Церковь объединили свои усилия.

Комментирует Председатель Миссионерской комиссии Московской епархии иеромонах Димитрий (Першин).

По-настоящему наше — это то, что мы отдали


Я знаю людей, которые отдают Церкви десятину или гораздо больше. Они помогают конкретным храмам или людям, которые оказались в трудной ситуации. Некоторые из них помогают нашему Братству Православных Следопытов. Наши друзья помогают нам покупать палатки, обвязки, карабины, крупу и тушенку. Сегодняшний Георгиевский парад, в котором участвовали представители далеких епархий, удалось провести благодаря участию многих людей, потративших свои силы, время и деньги.

Иногда люди инвестируют не деньги, а силы и время. Я считаю, что эта идея правильная, но при одном условии – все это надлежит делать без принуждения. Это желание должно идти из сердца человека, из его любви к Церкви и к людям. Если он раздает свое имущество свободно, то он, как Закхей, раздаст гораздо больше, чем десятую часть, чтобы только ощутить свою правду, свою сопричастность Творцу мироздания в путях Его промысла о всех наших нуждах и скорбях.

Такие люди говорят, что на саване карманов нет, что на тот свет мы ничего забрать не сможем. По-настоящему наше – это то, что мы отдали. То, что мы схомячили, связывает нас по рукам и ногам, отгораживает от Бога, от людей, уволакивает в такие бездны, с которыми дело лучше не иметь. Любой думающий человек это понимает.

Есть еще один момент – наша фиксированная ежегодная жертва даст Церкви ту точку финансовой опоры, которая позволит ей совершенно иначе выстраивать отношения и с обществом, и с государством. В этом я с о. Всеволодом Чаплиным совершенно согласен.

Если приходы обретут независимость от региональных властей, если прихожане, став членами общины, а тем самым – инвесторами, начнут участвовать в планировании общинной жизни, содержа и священника, и всю храмовую инфраструктуру, и все миссионерские проекты, то многое изменится к лучшему в нашей Церкви. Подобную картину можно наблюдать в православном русском зарубежье, в протестантских общинах России.

Но главное, десятина — это мера не денег, а мера любви. Десятина – это прием ветхозаветной педагогики, его задача – научить ветхозаветного человека быть благодарным Богу за Его дары. Но мы — христиане, и Евангелие призывает нас отдать не десятину, а самого себя Богу. Всю жизнь положить, все, что у тебя есть.

Напоминать об этом надо, а требовать этого нельзя. В таких вопросах лучший проповедник — совесть.

Комментирует профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев (в эфире программы Вести-ФМ).

Это будет экономической базой политической независимости Церкви


Если говорить о том, какую часть дохода верующие должны отдавать Церкви — не думаю, что это должно быть формализовано. Конечно, есть библейская заветная традиция десятины, однако в истории Русской православной церкви такого не было. Даже десятинная церковь в Киеве, построенная князем Владимиром, содержалась за счет десятой части доходов лично князя, но не его подданных.

Я думаю, что здесь логика должна быть такой. Первое — это восстановление поименного членства в приходской общине, потому что сегодня приходская община — это некая фикция. Реально никто из прихожан не знает, что он член той или иной общины, не участвует в приходских собраниях. А вот если будет поименное членство, то в этом случае у человека появятся свои права и обязанности.

То есть, соответственно, обязанности, скажем, уплаты той же самой десятины или какой-то иной суммы ежегодно, но с другой стороны, у него появится право контроля над расходованием этих средств. А в перспективе может быть и то, что было в древней церкви — право выбора священников. И, естественно, право делегировать членов от прихода для работы в церковных соборах разных уровней — от епархиального до поместного.

Прихожане и будут контролировать расходование средств. Это и благотворительные проекты, и просветительские проекты, образовательные. Собственно обслуживание храмовой инфраструктуры, то есть реставрация, ремонт, строительство приходских помещений. Естественно, зарплаты служащим храма, в том числе и хору, сторожам и так далее.

Вот всё это может стать прозрачным, наконец. И в свою очередь, если это действительно будет так, если церковь сможет, как это, скажем, бывает в жизни так называемых «свободных церквей» (этот термин возник в Западной Европе — это неопротестантские церкви, которые, в отличие от лютеранской церкви или от католиков, например, не связаны с государством, вот они называются «свободными», у них как раз есть принцип десятины), если будет опора на самих прихожан и их пожертвования, если действительно всё это будет, отец Всеволод совершенно прав — в этом случае это и будет экономической базой политической независимости Церкви. И от госбюджета, и от государственных лидеров, и от влиятельных спонсоров.

Комментирует протодиакон храма Христа Спасителя Александр Агейкин:

Мы можем вспомнить ветхозаветные времена


Я не думаю, что со стороны отца Всеволода Чаплина введение десятины было практическим предложением. Полагаю, что это было скорее информационное заявление. Десятина не может быть обязательной, она не была такой на Руси никогда, но человеку не помешает знать об ответственности за общину. Надо приучать человека к тому, что ответственность за храм он несет полную, вплоть до материальной.

Тем более это актуально в связи с теми нападками, что у нас требы за деньги, свечи за деньги. Вот как раз с десятиной, когда человек имеет заботу о своем приходе, эти вопросы отпадают. Если существует определенный круг пожертвований, на который, в том числе, покупаются и свечи, то их можно поставить в свободном доступе. А когда приход покупает свечи на заводе иногда даже в кредит — то говорить о том, чтобы они были в свободном доступе просто невозможно. Я знаю много сельских приходов, которым приходиться покупать свечи в кредит в надежде, что потом когда-нибудь им удастся отдать его за счет пожертвований во время больших праздников. Свободных средств у таких приходов нет, потому что у них нет постоянных жертвователей, которые хотя бы осознавали свою ответственность за содержание прихода — я даже не говорю о содержании священника.

Такая забота существует и в зарубежных русских общинах. Мне приходилось служить на зарубежных приходах в Голландии и Америке — там община несет прямое экономическое попечение о своем приходе, и какие-то непредвиденные траты, выходящие за пределы приходского бюджета, оглашаются перед всем храмом, и это не считается попыткой наложить бремя неудобоносимое.

Мы можем вспомнить не только о десятине, являющейся ветхозаветным установлением, подвигающим человека к определенной ответственности — мы можем вспомнить апостольские времена. Совсем недавно читали главы книги Деяний, в которых говорилось, что христиане продавали все, что имели, и клали к ногам апостолов вырученные деньги — не десятую часть, а все! — и каждый получал по своей нужде распределяемое апостолами. Конечно, это идеальное христианское жительство, но оно далеко от нас. Даже в те времена, как мы помним в случае с Ананией, кто-то пытался утаить часть, хотя ее даже не просили. Таково человеческое естество.

Поэтому если мы сейчас всерьез будем поднимать вопрос о десятине, то ничего, кроме штыковой атаки, мы не получим.

Комментирует Владимир Николаевич Савочкин, староста храма Воскресения Христова в Кадашах.

Не надо зацикливаться на 10% от дохода

С Патриархом Кириллом. Фото Патриархия.ru

С Патриархом Кириллом. Фото Патриархия.ru

Мне не знакомы люди, которые дают ежемесячно десятину на храм. Другое дело, есть организации и частные лица, которые вносят целевые пожертвования, скажем, на реставрацию храма или на противоаварийные ремонтные работы.

И это было бы крайне странно, если бы я знал тех, кто дает десятину. Даже трудно себе представить, как в нашу бухгалтерию заходят один за другим прихожане и говорят: «Вот, я приношу свою очередную десятину. В этом месяце я заработал 200 000. Пожалуйста, получите свои 20 000». Но Господь заповедовал нам другое:

«Когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. Чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».

С другой стороны, нам было бы, конечно, удобно, когда бы мы знали, что такое-то количество людей каждый месяц принесет определенную сумму денег. Так можно что-то планировать. Но Господь дал нам заповедь для спасения нашей души, и пусть люди лучше исполняют эту заповедь о тайной милостыне, а мы и так, со своей стороны, всегда живем с мыслью, что Господь нас не оставит. Ведь даже величайший святой земли русской преп. Сергий Радонежский иногда находился со своими монахами в такой скудости, что даже съесть заплесневелый хлеб им было в радость. Поэтому нам-то на что жаловаться?

Надо ли приносить десятину в церковь? Я думаю, что не надо зацикливаться на 10% от дохода. В этом есть что-то рационалистическое. Надо приносить в храм Божий столько, сколько подсказывает сердце, сколько позволяет любовь. Любовь к Богу и к Его Церкви.

Десятина выступала мерой участка земли, имеющего форму прямоугольного параллелограмма с двумя вариантами его сторон:

  • 80 и 30 саженей - «тридцатка»;
  • 60 и 40 саженей - «сороковка».

Ей дали название «казенная десятина» и сделали основной русской мерой земли.

Трактовка данного понятия

Десятина – это русская единица измерения в древние времена в отношении земельной площади, которая была приравнена к 2400 квадратным саженям (около 1,09 гектара) и использовалась на Руси до введения специальной метрической системы.

Также стоит дать определение термину «сажень» – русская мера длины, которая определяется усредненными размерами тела человека. Так, например, малая сажень – от плеча до пола, а косая – от внутренней стороны стопы левой ноги до верхней точки пальцев поднятой правой руки.

десятина это

Факты из истории касаемо данного понятия

Известно, что в конце XV века земельную площадь было принято измерять двумя четвертями. Десятина земли представляла собой такую геометрическую фигуру, как квадрат со сторонами, равными 1/10 версты (2500 кв. саженей). В соответствии с межевой инструкцией, датируемой 1753 годом, ее размер был приравнен к 2400 квадратным саженям (1,0925 га).

десятина земли

Типология старорусской меры земли

В период конца XVIII — начала XX вв. также применялась десятина, площадь которой была представлена такими ее разновидностями, как:

  1. Косая - 80 на 40 саженей (3200 квадратов).
  2. Круглая - 60 на 60 саженей (3600 квадратов).
  3. Сотенная - 100 на 100 саженей (10000 квадратов).
  4. Бахчевая - 80 на 10 саженей (800 квадратов) и др.

Затем, по окончании Октябрьской революции, ввиду перехода к метрической системе, согласно декрету СНК РСФСР, датированному 14 сентября 1918 года, мера десятина ограничивалась в использовании, а с 1 сентября 1927 года запрещалась вообще.

мера десятина

Вместе с ней остались в прошлом и другие распространенные в те времена единицы измерения:

  • вершок (0,045 м);
  • аршин (0,71 м);
  • верста (1,06 км);
  • сажень (2,13 м).

Стоит еще раз напомнить, что десятина земли равна была в переводе на наши единицы измерения 1,09 гектара.

десятина земли равна

Иной аспект употребления рассматриваемого понятия

Десятина в Древней Руси – это еще и своего рода налог, взимаемый в пользу клира, властей или религиозной общины. Для ее сбора при кафедрах епископов даже существовало специальное должностное лицо – десятильник.

В ту эпоху десятина – это также округа небольших размеров в епархиях, которые были в ведении у вышеуказанных должностных лиц, а затем – у поповских старост. Кроме них, в данных округах после Стоглавого собора возникают десятские священники, осуществляющие некоторые из обязанностей вышеуказанного должностного лица. Их выбирали в Москве еще в начале XVIII века.

десятина в древней руси это

Происхождение рассматриваемого термина

Нелишне еще раз напомнить, что десятина в Древней Руси - это дань, которую платили русичи орде в эпоху татаро-монгольского ига. Система управления в те времена была представлена такими должностями, как десятник, сотник, тысячник, князь. И в таком виде она просуществовала не одну сотню лет. Как уже стало понятно, в данной системе присутствует однокоренное слово – десятник. Это неслучайный момент.

Данное слово означает выборную должность, то есть выбирается один кандидат из десяти хорошо знакомых друг другу, например, крестьян. Этот человек был занят урегулированием различного рода вопросов внутри данной общины и представлял ее интересы в рамках села, сотни и т. д. Ему помогали остальные члены общины – крестьяне.

Данная поддержка носила как физический характер – отработка дополнительного времени в хозяйстве десятника, так и своего рода материальный – передача части своего урожая. Таким образом, 1 десятина равнялась 10% либо рабочего времени, либо собранного урожая. Это выступало так называемой лептой, которая вносилась каждым членом общины, кроме самого десятника, в общее дело.

1 десятина

Материальная форма десятины

Это могли быть и фрукты, и зерно, и овощи, и вино, а позднее и животные, которые расценивались как произведение земли. Никогда рассматриваемая дань не выступала в роли денег, так как в законе Моисеевом прописано, что она от всех произведений земли принадлежит Господу. Деньги применялись исключительно для ее покупки в городе и никогда не выступали замещающим эквивалентом.

Десятина – это была дань в виде животных и даров земли. Нигде не указано в Священных Писаниях, что это могут быть купюры или банковские чеки, которые необходимо класть на церковный поднос каждую неделю, как это происходит в современных церковных учреждениях при соответствующих соборах.

Десятина: это сколько

Известно, что по библейским текстам Израилю заповедовалось жертвовать десятину на протяжении семи лет. Она была подразделена на три вида. Согласно Ветхому Завету, первая десятина передавалась священникам и левитам в размере 10 - 100% от всей совокупности произведений земли за первый шестилетний цикл.

Вторая - отдавалась по праздникам и составляла 10 - 90% от оставшейся части после передачи десятины левитам. Она поедалась пред лицом Господа. Данная десятина отделялась только на первый, второй, четвертый и пятый год. Третья - отдавалась бедным в размере 10 – 90%. Рассматриваемый вид дани откладывался исключительно на третий и шестой год. Ни один из ее видов не переносился на седьмой (субботний) год.

Ответить на вопрос: «Десятина - это сколько?» - в современном аспекте затрудняются даже сами церковные служители.

десятина это сколько

История десятины в христианстве

Впервые о данном понятии услышали из Ветхого Завета. Заключалось это упоминание в контексте того, что все дары Земли принадлежат Господу, и удержание даже самой маленькой ее части расценивалось как акт воровства у Бога. Ни одного верующего не посещала даже мысль о том, чтобы не отдать десятину.

В эпоху Ветхого Завета не существовало храма или церкви, ввиду чего Ной, Авель и другие верующие осуществляли пожертвование в пользу десятин непосредственно под открытым небом. Разрешалось при желании каждому человеку возводить личный жертвенник, куда можно было приносить дань Богу.

Однако через некоторое время Господь избрал народ и конкретных людей для осуществления богослужений и процедуры сбора десятины. Все без исключения приносили ее в период скитания Моисея три раза в течение года.

Таким образом, десятина – это своего рода помощь храму, заключающаяся в поддержании его деятельности и служения, которая выступала заработной платой священникам, а также их помощникам, проповедующим как в домах, так и в храме.

Такие обряды осуществлялись до пришествия Иисуса Христа и его распятия на Голгофе. После такого рода жертвы последовало разрушение храма в Кальварии, и некоторые христиане истолковали это как отмену десятины. Однако в Новом Завете можно увидеть, что ее никто не отменял. Даже в отсутствие храмов десятину все еще продолжали отдавать, потому что она являлась необходимым средством для мирского существования как священнослужителей, так и религии в целом. Она стала не столько средством для обеспечения жизнедеятельности, сколько своего рода символом веры и покорности.

Десятины собирали для священников и апостолов, вещающих свои проповеди как в Иерусалиме, так и по всему миру. Для подтверждения слов Иисуса в отношении продолжения существования законов о ее сборе, содержащихся в текстах Ветхого Завета, приверженцы христианства приводят пример из его речи: «Не нарушить пришел я, но исполнить».

Значение числа 10 в христианстве

Оно выражает своего рода совершенство в отношении божественного порядка и выступает третьем числом в священной цепочке - 3, 7, 10. Цифра "десять" свидетельствует об отсутствии недостатка, что полный цикл завершен. А рассматриваемая дань выражает именно столько, сколько необходимо.

Можно подчеркнуть следующие моменты в священной истории, ознаменованные числом 10, а именно:

1. Завершение эпохи древности Ноем произошло в X веке (Быт.5).

2. Десять основополагающих священных заповедей в христианстве.

3. Молитва Господа состоит из десяти главных моментов.

4. В роли десятины было представлено то, что человек должен отдать Богу.

5. Искупление души выражалось в 10 гер. (0,5 сикля).

6. Десятью язвами был представлен цикл Божьего суда над Египтом (Исх.9:14).

7. Власть антихриста подразумевала 10 царств, выраженных десятью рогами четвертого зверя и десятью пальцами ног истукана Навуходоносора. Было десять народов, которыми должен будет обладать Авраам по обетованию.

8. 10 покрывал накрывали скинию (Исх.26:1).

9. Огонь с небес сходил точно 10 раз.

10. Десятью девами выражают полноту призванных: верных и неверных.

Таким образом, данное число было выбрано Господом неслучайно, так как, еще раз стоит напомнить, это третье по счету число, сопряженное с совершенством.

Послесловие

Подытожив все вышеизложенное, можно выделить три основных определения рассматриваемого термина, в частности:

1. Десятиной церковной выступала десятая часть совокупного дохода, которая взималась церковными учреждениями с населения. В Древней Руси она была установлена князем Владимиром Святым после великого Крещения Руси и предназначена для Киевской Десятинной церкви, а впоследствии приобрела окрас повсеместного налога, взимаемого соответствующими религиозными организациями, кроме монастырей.

2. Десятиной служил церковный округ в России, определенная часть епархии до начала XVIII века. Во главе стоял человек, занимающий специальную должность – десятник. Его функции с начала 1551 года частично перекочевали к десятским священникам и поповским старостам.

3. Десятина земли – старорусская мера площади земельного участка. С конца XV века она первоначально рассчитывалась двумя четвертями и имела вид квадрата, стороны которого были равны 0,1 версты (2500 кв. саженей). Впоследствии, согласно межевой инструкции, датируемой 1753 годом, рассматриваемая мера земли приравнивалась к 2400 квадратным саженям (1,0925 га).

Что касается современного восприятия данного библейского закона относительно десятины, то каждый верующий решает для себя сам, стоит ему отдавать выше рассмотренную дань или нет и в каком размере.

десятина - ключ к финансовой независимости

«Чтобы больше получить, нужно больше дать. Десятина идет на пользу не только берущему, но и в первую очередь дающему. Регулярно отчисляя десятину, вы можете привести в действие космические силы, которые принесут вам постоянное изобилие»

Если ты читал(а) мои предыдущие статьи по финансовой независимости, то наверняка уже ежемесячно тратишь только восемьдесят процентов своего совокупного дохода. И я искренне поздравляю тебя с этим – ты успешно растишь дерево своей финансовой независимости. И чем усерднее ты поливаешь его, тем быстрее оно вырастет , и ты сможешь наслаждаться заслуженным отдыхом под его развесистой кроной.

Если же ты недавно присоединился(лась) к моим читателям, то рекомендую сначала прочесть статьи про сложный процент и инвестирование. Потому что тема сегодняшнего разговора сложная, и до сих пор не принятая многими. Она является третьим столпом, на котором построили свое состояние многие современные миллионеры. О чем же пойдет речь?

Многие успешные люди сколотили свой миллион долларов, грамотно распределяя свои доходы. Первое, что они делали – платили себе 10% от совокупного дохода. Это был их неприкосновенный запас, который лежал в банках под сложный процент. Этот запас никогда, ни под каким предлогом не тратился – его задача была расти как за счет добавляемых средств, так и за счет капитализации процентов.

Вторые 10% эти люди вкладывали в инвестиции. В отличие от депозита в банке этот вид накоплений был более рискованный, но и давал большую прибыль. Грамотное инвестирование позволяло получать более 30% ежегодной прибыли. Таким образом, средний рост общего капитала уже составлял не менее 20% в год, и легко обгонял инфляцию.

И, наконец, оставляя себе на жизнь 70% совокупного дохода, третьи 10% успешные люди отдавали в виде десятины. И чем больше они отдавали, тем больше получали взамен. Большинство людей принимают это с трудом. И если тебе это тоже кажется невероятным, я расскажу тебе, почему так происходит, и как работает принцип десятины.

Законы вселенной, которые нас окружают, влияют на нас намного больше, чем ты можешь себе представить. Десятина, как один из этих законов, позволяет создать дополнительное движение денег, которое в конечном результате приводит к еще большему обогащению. При этом важно понимать следующее — десятину отдают не потому, что хотят получить больше денег. Десятину отдают, потому что уже получили деньги. Десятина – это искреннее стремление помочь тем, у кого ситуация труднее твоей.

Заметь – я не делаю акцент на том, что это обязательно должна быть церковная десятина. Ты вправе сам(а) решить, как ты хочешь распределить эти деньги. Да, это достаточно часто бывает церковная десятина. А бывает помощь детскому дому. А бывает помощь конкретным людям, которые попали в беду и им нужны деньги, например на лечение их ребенка.

Более того, если ты считаешь, что у тебя у самого(ой) с деньгами совсем туго, ты можешь отдавать трудовую десятину. Работа волонтером в какой-либо благотворительной организации – это тоже десятина. Только ты помогаешь не живыми деньгами, а своим безвозмездным трудом. Обязательно посмотри в конце статьи традиционное видео, которое трогает до глубины души именно своим искренним желанием помочь другим.

Кстати, возможно ты слышал(а) распространенное утверждение, что, мол, я начну отдавать десятину, когда стану получать больше деньги. Поверь мне, это совсем не так. Если тебя жаба душит отдать сто рублей с тысячи, то ежемесячно отдавать десять тысяч со ста будет еще сложнее.

Но как же люди богатеют, если, отдавая десятину, они отдают свои деньги? Все дело в том, что отдавать десятину – это соблюдать один из основных законов Вселенной, который ведет к процветанию. Что посеешь, то и пожнешь. Отдавая десятину, ты запускаешь мощный поток обмена денег. И Вселенная реагирует на это соответственно.

При этом срабатывает еще один мощный закон вселенной — мысль материальна. Если ты думаешь, что тебе не хватает денег — тебе их и не будет хватать. Ты думаешь, что сейчас у тебя мало денег, чтобы платить десятину? Ключевое здесь — ты думаешь, что сейчас мало денег. И что происходит? Их действительно будет мало. Мысль материальна. Пожертвования же и помощь другим демонстрируют твою уверенность в себе и своем будущем доходе.

Конечно, не существует прямой зависимости между количеством отданных денег и получаемых. Так же, как и у тебя есть варианты, как отдавать десятину, так и у Вселенной есть варианты, как отблагодарить тебя за это. Возможно, если ты сегодня поможешь кому-то, завтра тебе заплатят премию, намного превышающую твои ожидания. А, возможно, вознаграждение придет в виде нового партнера по бизнесу. А может быть, намного важнее денег для тебя в тот момент будут взаимоотношения в семье, и именно этот аспект твоей жизни, который не купить за деньги, будет улучшен.

И еще один немаловажный факт. Вселенная все равно, неважно каким образом, но получает свое. Ты не платишь десятину, и у тебя неожиданно ломается машина, и ремонт встает в «копеечку». Однажды я посчитал с моим знакомым, который на тот момент не платил десятину, сколько за последние три месяца у него случилось таких непредвиденных расходов. И знаешь, какая получилась сумма? Ровно десять процентов от его дохода за эти месяцы.

Финансовая независимость базируется на нескольких законах. Какие-то из них, например сложный процент, достаточно легко объяснить математически. Какие-то, как закон притяжения или десятину, уже ни математикой, ни логикой не объяснишь. Но в этом-то и прелесть нашей жизни, что в ней есть место таким необъяснимым, на первый взгляд, вещам. Соблюдение этих законов уже улучшило жизнь многих людей на земле.

Теперь это может улучшить и твою жизнь. Начни отдавать десятину, создай поток денег вокруг себя, отдавай, чтобы получить еще больше. И скоро ты с удивлением увидишь, как десять процентов десятины превращаются в намного большие суммы, а ты обретаешь счастье в доме и своем сердце. Делись в комментариях своими успехами, задавай вопросы, подписывайся на новые статьи, и помни — КЛЮЧИ К УСПЕХУ СУЩЕСТВУЮТ!

Читайте также: