Уплата налога и квартальных авансовых платежей по налогу производится по месту

Опубликовано: 13.05.2024

Некоторые налоговые платежи предусматривают внесение средств не только по итогам года, но и ежеквартально, с тем, чтобы в конце отчётного года доплатить только недостающую сумму. Такие внесения средств называются авансовыми. Налог на имущество организаций предусматривает как раз авансовую форму проплаты.

Рассмотрим, кто именно должен оформлять и вносить эти платежи, как правильно производить расчеты, в чем заключаются тонкости самой процедуры.

Законодательные аспекты налога на имущество

Анализируемый налог относятся к компетенции главы 30 Налогового Кодекса Российской Федерации. Имущественные активы входят в налоговую базу согласно условиям, задекларированным в ст. 374 НК РФ. П. 4. этой статьи оглашает перечень объектов, по которым платить данный налог не нужно. Ст. 381 НК РФ рассматривает определенные виды деятельности, которые не предусматривают взимание с предпринимателя этого налога.

В целом, российские организации, а также иностранные, имеющие представительство в РФ, обязаны платить налог на имущество, находящееся на их балансе, движимое, оприходованное ранее 2013 года, и/либо недвижимое. Некоторые категории организаций являются льготниками.

Данный налог является региональным, это значит, что субъекты Российской Федерации могут самостоятельно снижать установленную Правительством налоговую ставку в 2,2%.

СПРАВКА! Если предприниматель хочет узнать налоговую ставку своего региона, он может обратиться к официальному сайту ФНС, где содержится справочная информация о различных ставках и льготах, в том числе и по налогу на имущество.

Кто будет производить и сдавать расчет

Согласно законодательству РФ, плательщиками имущественного налога являются те организации, в отношении которых соблюдены три условия:

  • владение на правах собственности, временно, по доверенности или по совместительству недвижимостью и/или движимым имуществом, внесенном на баланс до 2013 года, не входящим в состав 1 и 2 группы амортизации;
  • бухгалтерский учет данных имущественных активов ведется по счетам 01 «Основные средства» или 03 «доходные вложения в материальные ценности»;
  • все эти активы предусмотрены соответствующей статьей НК (ст. 374) и не входят в перечень исключений.

ВНИМАНИЕ! Конкретным лицом в организации, ответственным за расчет и своевременную уплату имущественного налога, является учредитель доверительного управления (ст. 378 НК РФ).

Кому можно не беспокоиться насчет имущественного налога

Некоторые субъекты предпринимательства законодательно освобождены от обязанности вносить имущественный налог. К ним относятся следующие группы бизнесменов.

  1. Организации, на чьих балансовых счетах отсутствуют основные средства, могущие быть признанными объектами имущественного налога.
  2. Имущество организации связано с нефтедобычей на месторождениях, находящихся в море.
  3. Имущество индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

Правила расчета имущественного налога

Налоговой базой является балансовая стоимость имущества, подлежащего учету по налогообложению. Во внимание принимается среднегодовое значение остаточной стоимости, которое сначала нужно вычислить согласно закрепленной в нормативных актах организации процедуре.

Чтоб узнать остаточную стоимость, нужно из первоначальной балансовой оценки вычесть величину амортизации.

СТ.ост. = СТ.перв. – Аначисл.

  • СТ.ост. – суммарная остаточная стоимость имущественных активов, подлежащих налогообложению;
  • СТ.перв. – первоначальная балансовая стоимость активов;
  • Аначисл. – начисленная амортизация.

А для вычисления среднегодовой стоимости нужно знать остаток на 1 число месяца, а также финальную стоимость на конец года. Для этого применяется следующий принцип:

СТ.ср.-год. = (СТ.нач.1 + СТ.нач.2 + … + СТ.нач.12 + СТ.фин.) / 13

  • СТ.нач.1-12 – остаточная стоимость имущества на 1 число каждого месяца;
  • СТ.фин. – остаточная стоимость на 31 число последнего месяца года.

Затем налоговую базу нужно умножить на принятую в регионе налоговую ставку и на 100%.

Сдача расчетов авансовых платежей

Подача ежеквартальных деклараций по авансовым платежам имущественного налога является обязанностью всех его плательщиков (ст. 386 НК РФ). При этом не имеет значения, какая стоимость у декларируемого имущества, она может быть даже нулевой – подавать расчеты все равно нужно (письмо ФНС РФ от 08 февраля 2010 года № 3-3-05/128).

Если объект налогообложения учитывается не по остаточной, а по кадастровой стоимости, расчеты авансовых платежей по налогу за него сдаются на общих основаниях.

Сдавать расчеты нужно в налоговый орган по месту регистрации, а если объект учитывается по кадастровой стоимости – то в налоговую по месту нахождения таких объектов.

Правильное оформление расчетов

ФНС РФ разработало специальную форму для сдачи расчетов квартальных платежей по имущественному налогу (утверждена Приказом ФНС от 24.11.2011 г. № ММВ-7-11/895). Согласно этому приказу, это можно делать и в электронном виде, а для организаций с большой численностью персонала это требование обязательно.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если в организации числится более 100 человек персонала за отчетный год, сдавать расчеты в бумажной форме нельзя, такие документы не будут считаться сданными, и организация будет оштрафована (п. 3 ст. 80 НК РФ).

Заполнение формы предусматривает внесение следующих данных.

На титульном листе должны значиться:

  • реквизиты фирмы;
  • код корректировки (первичный это или уточненный документ);
  • код отчетного периода и год;
  • код отделения налоговой (ищите на сайте ФНС);
  • полное название фирмы;
  • код ОКВЭД;
  • контактный телефон;
  • количество страниц в расчете;
  • число листов приложений (если они есть);
  • дата предоставления;
  • подпись ответственного лица.

Раздел 1 – обоснование суммы, вносимой в бюджет в качестве авансового платежа по имущественному налогу.
Раздел 2 – расчет имущественного налога по объектам, отражаемым по балансовой стоимости (отдельно по каждой категории активов).
Раздел 3 – расчет имущественного налога по объектам, отражаемым по кадастровой стоимости.

Не пропускайте сроков сдачи

Отчетный период по данному налогу составляет квартал.

  • Для объектов с отраженной балансовой стоимостью время идет «по нарастающей» – за 1 квартал, за полугодие, за 9 месяцев.
  • Для имущества с кадастровой стоимостью расчеты производятся поквартально.

Сдать расчеты и внести аванс необходимо не позже 30 дней первого месяца следующего квартала. В случае совпадения с праздничным или выходным днем разрешается сдать расчет в ближайший рабочий день.

Опоздание по срокам чревато штрафом: 200 руб. за каждый отчет, не предоставленный вовремя, а если нарушены сроки по требованию налоговой, организация может быть оштрафована на 300-500 руб.

ВАЖНО! Расчет авансового платежа – это не налоговая декларация, поэтому ответственность за несвоевременную подачу происходит не по 119 статье НК РФ, а по п. 1 ст. 126 НК РФ и ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ. Декларация по имущественному налогу сдается только по итогам года.

В конце отчетного года нужно рассчитать годовой платеж и вычесть из него сумму, уже уплаченную в качестве авансовых платежей. Именно это число и будет фигурировать в годовой налоговой декларации.

Пример расчета авансовых платежей

На балансе ООО «Металл-сервис» имеется оборудование, остаточная стоимость которого на 1 января 2018 года равна 90 000 руб. Каждый месяц оборудование амортизируется на 3 000 руб. Налоговая ставка является максимальной. Рассчитаем авансовый платеж за 1 квартал.

В конце января 2018 остаточная стоимость оборудования составит 90 000 – 3 000 = 87 000 руб., в конце февраля 2018 года – 87 000 – 3000 = 84 000 руб., а в начале марта – 84 000 – 3000 = 81 000 руб. Найдем среденеквартальную стоимость актива, которая и будет налоговой базой: (90 000 + 87 000 + 84 000 + 81 000) / 4 = 85 500 руб.

Умножаем полученную налоговую базу на ставку 2,2 и находим процент: 85 500 х 2,2/100 = 1881 руб. Эта сумма составит авансовый платеж по оборудованию ООО «Металл-сервис» за 1 квартал.

2. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.
3. Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу.
Сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается указанными налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 190-ФЗ)
4. Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу.
5. Уплаченные авансовые платежи по налогу засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.
6. Уплата налога и квартальных авансовых платежей по налогу производится по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).
7. Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период пунктом 1 статьи 346.23 настоящего Кодекса.
Квартальные авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Комментарий к статье 346.21
1. Как установлено ст. 52 "Порядок исчисления налога" НК РФ, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Статьей 52 НК РФ также установлено, что в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
Налог, как установлено п. 1 комментируемой статьи, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Порядок исчисления налоговой базы определен ст. 346.18 НК РФ (см. комментарий к ст. 346.18 НК РФ).
Согласно п. 2 комментируемой статьи налогоплательщик самостоятельно определяет сумму налога по итогам налогового периода.
Пункты 3 и 4 комментируемой статьи устанавливают различный порядок исчисления налога и квартальных авансовых платежей по налогу в зависимости от того, какой объект налогообложения выбран налогоплательщиком - доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.
В обоих случаях налогоплательщики по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу:
в случае если в качестве объекта налогообложения выбраны доходы - исходя из ставки налога 6% и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу (п. 3);
в случае если в качестве объекта налогообложения выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов, - исходя из ставки налога 15% и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу (п. 4).
Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, в соответствии с абз. 2 п. 3 комментируемой статьи уменьшают сумму налога (квартальных авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50% по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
На налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, положения абз. 2 п. 3 комментируемой статьи не распространяются, т.к. такие налогоплательщики в соответствии с п. 1 ст. 346.16 НК РФ на расходы по выплате пособий по временной нетрудоспособности (подп. 6 п. 1 ст. 346.16) и на расходы по обязательному пенсионному страхованию (подп. 7 п. 1 ст. 346.16) уменьшают полученные доходы (см. комментарий к ст. 346.16 НК РФ).
Об обязательном пенсионном страховании и социальном страховании см. введение, а также комментарий к ст. ст. 346.11 и 346.16 НК РФ.
В соответствии с п. 6 ст. 346.18 НК РФ налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, в случае, если сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога, уплачивает минимальный налог. Сумма минимального налога исчисляется в размере 1% налоговой базы, которой являются доходы (см. комментарий к ст. 346.18 НК РФ).
МНС России в п. 23 Методических рекомендаций МНС России по применению гл. 26.2 НК РФ давало следующие разъяснения по применению положений абз. 2 п. 3 комментируемой статьи:
при применении данного положения следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31 декабря 2002 г. N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" гражданам, работающим по трудовым договорам, заключенным с организациями или индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения либо являющимися плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или единого сельскохозяйственного налога, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) выплачивается за счет средств Фонда социального страхования РФ, поступающих от единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого налога для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в части суммы пособия, не превышающей за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом, и средств работодателей - в части суммы пособия, превышающей один минимальный размер оплаты труда, установленный Федеральным законом;
таким образом, в целях исчисления единого налога под суммой выплаченных пособий по временной нетрудоспособности следует понимать сумму средств, израсходованную налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода на выплату своим работникам пособий по временной нетрудоспособности в сумме, превышающей за полный календарный месяц один минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации.
Там же, в п. 23 Методических рекомендаций МНС России по применению гл. 26.2 НК РФ, МНС России привело следующие примеры.
Пример 6.
Налогоплательщиком по итогам отчетного периода исчислен квартальный авансовый платеж по единому налогу в сумме 5000 руб. За этот же отчетный период сумма уплачиваемых им страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составила 2700 руб., а сумма выплаченных своим работникам пособий по временной нетрудоспособности - 1350 руб.
В этом случае налогоплательщик вправе уменьшить сумму исчисленного за отчетный период квартального авансового платежа по единому налогу лишь на 2500 руб. уплаченных им страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ((5000 руб. x 50 / 100) 3300 руб.), а также на всю сумму выплаченных своим работникам пособий по временной нетрудоспособности.
Общая сумма платежей за отчетный период составит 5400 руб., в том числе:
сумма квартального авансового платежа по единому налогу - 2100 руб. (7000 - 3300 - 1600);
сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 3300 руб.
2. Порядок, установленный комментируемой статьей, предусматривает исчисление и уплату квартальных авансовых платежей по налогу.
Согласно п. 5 комментируемой статьи уплаченные авансовые платежи по налогу засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.
Следует отметить, что согласно п. 16 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации, направленного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 марта 2003 г. N 71 , в случае невнесения или неполного внесения авансового платежа по какому-либо налогу с налогоплательщика не может быть взыскан штраф, предусмотренный ст. 122 "Неуплата или неполная уплата сумм налога" НК РФ.
--------------------------------
Вестник ВАС РФ. 2003. N 5.
Из приведенной правовой позиции исходит и судебная арбитражная практика при рассмотрении споров, связанных со взысканием штрафа, предусмотренного ст. 122 НК РФ, за неуплату или неполную уплату квартальных авансовых платежей по налогу при применении упрощенной системы налогообложения. В частности, ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 19 февраля 2004 г. по делу N А74-3288/03-К2-Ф02-348/04-С1 указал следующее:
--------------------------------
Справочные правовые системы.
законодатель разграничил понятия авансового платежа и суммы налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и установил различные сроки их уплаты по итогам отчетного и налогового периода;
статьей 122 НК РФ предусмотрена ответственность налогоплательщика за неуплату или неполную уплату сумм налога, определенного по окончании налогового периода. Названная норма не предусматривает ответственности за неполную уплату авансовых платежей по налогу.
3. Пунктом 6 комментируемой статьи установлено, что уплата налога и квартальных авансовых платежей по налогу производится:
организацией - по месту своего нахождения;
индивидуальным предпринимателем - по месту своего жительства.
О понятиях места нахождения организации и места жительства физического лица см. комментарий к ст. 346.13 НК РФ.
4. Статья 57 "Сроки уплаты налогов и сборов" НК РФ (в ред. Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ) содержит следующие общие положения о сроках уплаты налогов и сборов:
сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ (п. 1);
при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ (п. 2);
сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками налоговых правоотношений устанавливаются Налоговым кодексом РФ применительно к каждому такому действию (п. 3).
Пункт 7 комментируемой статьи устанавливает сроки уплаты налога и квартальных авансовых платежей по налогу:
налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период п. 1 ст. 346.23 НК РФ, т.е. не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
квартальные авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Следует отметить, что установленный п. 7 комментируемой статьи срок уплаты налога не подлежал применению при уплате единого налога, предусмотренного ранее действовавшим Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", по итогам 2002 г. (согласно п. 7 ст. 5 названного Закона единый налог уплачивается в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным). Такую правовую позицию высказал ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 1 декабря 2003 г. по делу N А21-3833/03-С1 .
--------------------------------
Справочные правовые системы.
5. Основные положения об исполнении обязанности по уплате налога содержатся в ст. 45 "Исполнение обязанности по уплате налога или сбора" НК РФ (в ред. Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ), среди которых целесообразно привести следующие:
обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно;
неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога;
в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном ст. ст. 46 и 48 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. ст. 47 и 48 НК РФ;
взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ;
обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи. Налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд), а также если на момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и налогоплательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований (в ред. Федерального закона от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ);
обязанность по уплате налога также считается исполненной после вынесения налоговым органом или судом в порядке, установленном ст. 78 НК РФ, решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов;
обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации. Иностранными организациями, а также физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте;
неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Одним из налогов для юридических лиц является земельный налог. Он относится к местным сборам, поэтому сроки и ставки по нему устанавливаются региональными властями. Федеральным законодательством установлены лишь максимальные пределы суммы налога. Произошли ли изменения в 2021 году, узнаем из статьи ниже.

Законодательная база

Нормативным документом по земельному налогообложению является Глава 31 Налогового кодекса. В нем определены юридические лица, которые являются плательщиками сбора. Это все организации, у которых зарегистрировано право на земельные участки, находящиеся:

  • в собственности;
  • в бессрочном постоянном пользовании.

Не платят земельный налог организации:

  • пользующиеся наделом по договору безвозмездного срочного пользования или аренды;
  • в случае нахождения участка в перечне земель, не облагаемых налогом ст. 389 НК.


Помимо освобождения от налогообложения для юридических лиц устанавливаются льготы по земельному налогу. Они подразделяются на два уровня:

1. Федеральные льготы. Ряд организаций попадают под налоговые послабления, установленные статьей 395 НК. К таким относятся:

  • учреждения уголовно-исполнительной системы;
  • религиозные и судостроительные организации;
  • общественные организации, где не менее 80% сотрудников являются инвалидами;
  • организации народных художественных промыслов, занимающих производством народных изделий;
  • земельные участки занимаемые людьми или общиной, которые относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ;
  • учреждения ФСИН России;
  • компании входящие в фонд инновационного научно-технологического центра;
  • компании, во владении которых находятся автомобильные дороги общего доступа.

2. Местные льготы. Все территориальные льготы устанавливаются нормативными актами муниципальных органов власти. Регионы вправе определять размер площади участка, с которого не будет исчисляться земельный налог.


Куда платить налог за землю для юридических лиц?

Уплата исчисленной суммы сбора производится юридическим лицом в налоговый орган по фактическому местонахождению участка земли. Организация может иметь несколько наделов в разных территориальных единицах. Тогда исчисление и уплата налога будет производиться следующим образом:

  • по каждому участку по ставкам, принятым конкретным муниципальным органом;
  • уплата в муниципалитет по месту нахождения каждого из участков.

Ставка налога

Поскольку земельный налог зачисляется в местный бюджет, властями соответствующих образований устанавливаются его ставки. Они закрепляются нормативно-правовыми актами и не противоречат налоговому законодательству. В частности, ставки сбора не должны превышать максимальные пределы, устанавливаемые юридическим лицам статьей 394 НК. Ставка налога не должна быть более:

Налоговая ставкаКатегории земель
0,3 %ИЖС, ЛПХ, а также садоводства, огородничества, животноводства и дачного хозяйства.
Земли сельхозназначения.
Участки, используемые для таможенных нужд, а также обеспечения обороны и безопасности.
1,5 %Все участки, не отнесенные к категориям выше.

Ставку налога можно уточнить также при помощи электронных сервисов. Для этого на сайте Федеральной налоговой службы имеется справочный раздел по ставкам и льготам имущественных налогов.

Как посмотреть? Пошаговая инструкция:

Если в вашем регионе не установлена налоговая ставка, то используйте федеральную (см. выше в таблице).

Расчет земельного налога + калькулятор

Формула расчета земельного налога установлена п.1 ст.396 НК и представляет собой результат применения налоговой ставки к кадастровой стоимости участка земли.


Квартальный платеж рассчитывается в случае установления такого порядка по следующей формуле:


Кадастровая стоимость участка для расчета годовой суммы сбора принимается на 1 января года, по которому производится его исчисление (01.01.2021 год). Организации самостоятельно определяют налоговую базу для исчисления налога.

Ранее мы уже подробно писали, о том как узнать стоимость земельного участка по кадастровому номеру. Чтобы подкрепить ее документально, можно заказать выписку из ЕГРН.

Принадлежность участка земли, которым владеет юридическое лицо, к категории, где установлено налогообложение по указанным ставкам, можно уточнить по выписке из ЕГРН либо документам о праве собственности.

Исчисляется и уплачивается в бюджет налог ежегодно разово или авансовыми платежами. Во втором случае это должно быть отражено в нормативно-правовых актах органов власти муниципалитета по месту нахождения участка и итоговая сумма к уплате станет разницей между годовым налогом и уже внесенным авансам.

Юридическому лицу на правах собственности принадлежит участок земли под автомобильной стоянкой. Кадастровая стоимость его определена на 1 января 2019 года в размере 35 млн.рублей. Налоговая ставка установлена территориальными властями в размере 0,2 %.

Годовая сумма налога составит:

35 млн. рублей × 0,2% = 70 000 рублей.

Организацией произведены авансовые платежи за 1, 2, 3 кварталы 2019 года в сумме 17 500 рублей ежеквартально.

В итоге на конец года организации необходимо доплатить в бюджет:

70000 – (17 500 × 3) = 17 500 рублей.

Подсчет не полного года и месяца. Если организация владела участком земли не полный календарный год, то расчет налога производится пропорционально количеству месяцев фактического владения. Тогда для исчисления сбора его полная сумма делится на 12 месяцев и умножается на полученное количество месяцев. При этом следует учитывать, что за полный месяц берется период владения, исходя из следующих условий:

  • приобретение участка до 15 числа текущего месяца устанавливает этот месяц полным для расчета налога;
  • месяц приобретения права после 15 числа не включается в формулу расчета.

Аналогично применяется подсчет месяцев, если право на землю утрачено.

Как уменьшить налог на землю для юридического лица?

При изменении кадастровой стоимости земли в течение календарного периода организация вправе уменьшить налог. Однако, будет принята во внимание причина снижения стоимости, которую необходимо документально разъяснить органам ИФНС.

Причина 1. Снижение стоимости произошло по судебному решению

Снизить налог возможно только после того, как решение будет вынесено, вступит в законную силу и информация будет внесена в ЕГРН. Тогда организация сможет пересчитать сбор с начала года по основаниям аб.6 п.1 ст.391 НК, когда было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости.

Прежде, чем подавать заявление в налоговую инспекцию, необходимо запросить выписку из ЕГРН и убедиться в том, что стоимость снижена.

Организация может снизить арендные платежи в случае, когда земля передана по договору аренды и земельный налог является компенсацией собственнику. При изменении стоимости участка снижается сумма сбора и дает право откорректировать размер арендной платы.

При этом перед обращением в суд за снижением кадастровой стоимости необходимо заручиться письменным согласием на это от собственника земли. Договор об аренде можно переподписать в новой редакции или составить дополнительное соглашение к текущему.

Причина 2. Обнаружены ошибки в ЕГРН и стоимость земли снижена после их исправления

К земельному участку могла применяться завышенная стоимость вследствие ошибок технического или иного характера. После их исправления и отражения в ЕГРН новых сведений организация вправе обратиться в налоговые органы с декларациями, уточняющими сумму налога за все периоды, когда действовала ошибочная стоимость земли. Эта норма закреплена абз.5 п.1 ст. 391 НК).

К декларациям следует приложить пояснения, а также копии выписок из ЕГРН. Налоговая инспекция в рамках межведомственного взаимодействия уточнит в Росреестре причины расхождений и сверит полученные данные с декларациями, представленными организацией.

Причина 3. Стоимость земли изменилась по инициативе местной власти

При обнаружении недостоверных сведений территориальный орган власти вправе уточнить кадастровую оценку земли. Ее снижение дает возможность компании откорректировать земельный налог.

Здесь следует иметь на руках документ, содержащий дату действия новой оценочной стоимости. Только от нее возможно отталкиваться при подаче пояснения в налоговый орган. Снизить налог за предыдущие периоды организация сможет только при указании соответствующей даты.

Сроки уплаты

Сумма земельного налога вносится организацией в бюджет в сроки, установленные нормативными актами территориальной власти, но не ранее даты представления декларации по годовым итогам. Сроки можно уточнить, обратившись к электронному сервису ФНС.


При попадании срока на нерабочий день он переносится на ближайший рабочий и перечисление земельного сбора в эту дату не станет ошибкой, влекущей применение штрафных санкций.

Если местными властями установлен поквартальный (авансовый) режим уплаты земельного налога, то порядок и сроки прописываются в соответствующих нормативных документах. Как правило, крайним сроком уплаты сбора устанавливается последний день месяца, идущего следом за отчетным кварталом.

Для примера рассмотрим сроки уплаты аванса, установленные Законом г. Москвы от 24.11.2004 № 74.

Период уплаты земельного налогаСрок уплаты налога для юр. лиц
1 квартал 202030.04.2020
2 квартал 202031.07.2020
3 квартал 202031.10.2020
за 2020 год03.02.2021

Чем грозит нарушение сроков уплаты?

Соблюдение сроков уплаты налогов является обязанностью организаций. В случае нарушения, когда юридическое лицо допустило просрочку платежа, налоговый орган вправе взыскать с него пени. Они начисляются в соответствии со статьей 75 НК за каждый календарный день, превышающий установленный срок.

По итогам года налоговая инспекция с нерадивой организации взыщет штраф по ст.122 НК, подлежащего к уплате в бюджет. Размер его составляет:

  • 20% от суммы налога при неумышленном ошибке;
  • 40% от суммы налога при умышленном ошибке.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему! Напишите прямо сейчас нашему консультанту онлайн. Или звоните нам по телефонам:

  • только для ИП
  • для юридических лиц
  • для ИП

Налог на профессиональный доход (НПД, самозанятые) - это специальный налоговый режим для физических лиц, при котором для ведения предпринимательской деятельности не требуется регистрация в качестве ИП.
При этом, индивидуальные предприниматели также вправе перейти на этот режим.

Главные плюсы налогового режима НПД (самозанятые):

Физические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие НПД:

  • не платят фиксированные страховые взносы "за себя";
  • не применяют онлайн-кассу;
  • не сдают отчетность;
  • самостоятельно регистрируются в качестве плательщиков НПД без посещения ИФНС;
  • платят налог с доходов, рассчитанный кассовым методом: 6% с поступлений от юрлиц, 4% - от физлиц;
  • Заказчик услуг самозанятого не платит за него страховые взносы и не удерживает НДФЛ в качестве налогового агента.

  • только для физических лиц и ИП;
  • выручка - до 2 400 000 рублей в год;
  • без наемных работников;
  • нельзя совмещать с другими режимами налогообложения (даже общим режимом для физлица, при котором платится НДФЛ);
  • есть виды деятельности, при которых нельзя применять НПД (422-ФЗ, статья 4, пункт 2, 422-ФЗ, статья 6 пункт 2 - подробности далее).

Не вправе применять налоговый режим НПД:
422-ФЗ, статья 4, пункт 2

1) лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

3) лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;

4) лица, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;

5) лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено пунктом 6 настоящей части;

6) лица, оказывающие услуги по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц, за исключением оказания таких услуг при условии применения налогоплательщиком зарегистрированной продавцом товаров контрольно-кассовой техники при расчетах с покупателями (заказчиками) за указанные товары в соответствии с действующим законодательством о применении контрольно-кассовой техники;

7) лица, применяющие иные специальные налоговые режимы или ведущие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

8) налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей.

Не признаются объектом налогообложения доходы:
422-ФЗ, статья 6, пункт 2

1) получаемые в рамках трудовых отношений;

2) от продажи недвижимого имущества, транспортных средств;

3) от передачи имущественных прав на недвижимое имущество (за исключением аренды (найма) жилых помещений);

4) государственных и муниципальных служащих, за исключением доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений;

5) от продажи имущества, использовавшегося налогоплательщиками для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

6) от реализации долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и производных финансовых инструментов;

7) от ведения деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;

8) от оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад;

10) от уступки (переуступки) прав требований;

11) в натуральной форме;

12) от арбитражного управления, от деятельности медиатора, оценочной деятельности, деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, адвокатской деятельности.

В 2021 году организации должны уплачивать транспортный и земельный налоги по новым правилам. Рассказываем, как изменились сроки и порядок уплаты налогов.

Отмена налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам

С 2021 года для организаций отменена обязанность по представлению налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Таким образом, налоговые декларации за период 2020 года и последующие налоговые периоды организации уже не сдают.

Налоговые органы продолжат прием налоговых деклараций в следующих случаях (письмо ФНС от 31.10.2019 № БС-4-21/22311@):

  • при подаче уточненных налоговых деклараций за налоговые периоды, предшествующие 2020 году;
  • при подаче уточненных налоговых деклараций, если первоначально налоговые декларации были представлены в течение 2020 года в случае реорганизации организации.

Кроме того, налоговые декларации по транспортному и земельному налогам необходимо подать в тех случаях, когда организация хочет заявить о налоговых льготах за налоговые периоды до 2020 года, а также за период в течение 2020 года в случае прекращения организации путем ликвидации или реорганизации (п. 3 ст. 55 НК РФ).

Если организация заявит о налоговых льготах за предшествующие 2020 году периоды путем подачи заявления, то ИФНС попросту его не примет, а налогоплательщику будет предложено представить соответствующую налоговую декларацию (письмо ФНС от 12.09.2019 №БС-4-21/18359@).

Во всех вышеперечисленных случаях организации должны сдавать налоговые декларации по транспортному налогу по форме, утв. приказом ФНС от 05.12.2016 № ММВ-7-21/668@, а по земельному налогу – по форме, утв. приказом ФНС от 10.05.2017 № ММВ-7-21/347@.

Новые сроки уплаты транспортного и земельного налогов

С 1 января 2021 года для организаций вводятся новые сроки уплаты транспортного и земельного налогов, а также авансовых платежей по этим налогам (п.п. 68 и 77 ст. 2 Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Напомним, ранее сроки уплаты налогов для организаций устанавливались правовыми актами субъектов РФ (для транспортного налога) и муниципальных образований (для земельного налога). Причем срок уплаты не мог быть установлен ранее срока предоставления налоговых деклараций, а сами декларации представлялись не позднее 1 февраля очередного года.

По новым правилам для всех организаций устанавливаются единые сроки уплаты налогов и авансовых платежей по ним. Теперь транспортный и земельный налоги подлежат уплате организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В свою очередь авансовые платежи по налогам подлежат уплате в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом – кварталом (п. 1 ст. 363 НК РФ, п. 1 ст. 397 НК РФ).

Таким образом, в 2021 году устанавливаются следующие крайние сроки уплаты налогов и авансовых платежей:

  • 1 марта – уплата налогов за 2020 год;
  • 30 апреля – уплата авансовых платежей по налогам за I квартал 2021 года;
  • 2 августа - уплата авансовых платежей по налогам за II квартал 2021 года (крайний срок уплаты авансов переносится, поскольку 31 июля выпадает на субботу – выходной день);
  • 1 ноября - уплата авансовых платежей по налогам за III квартал 2021 года (крайний срок уплаты авансовых платежей переносится, так как 31 октября выпадает на воскресенье – выходной день).

Напомним, если нормативным правовым актом представительного органа субъекта РФ или муниципального образования авансовые платежи по налогам отменены, то организации в течение года их не уплачивают, а платят налоги только по итогам года (п. 2 ст. 363 НК РФ, п. 2 ст. 397 НК РФ).

Подача заявлений о налоговых льготах по транспортному и земельному налогам

В заявлении указываются объекты налогообложения (транспортные средства и земельные участки), а также полагающиеся организации льготы с указанием реквизитов соответствующих НПА и сведений о документах, подтверждающих право на льготы.

В одном и том же заявлении можно сразу указывать весь имеющийся у компании транспорт и участки. Причем заявление допускает одновременное указание в нем разных КПП, присвоенных по месту нахождения транспортных средств и земельных участков (письмо ФНС № БС-4-21/1599@ от 03.02.2020).

Заявление о предоставлении налоговых льгот с приложением подтверждающих документов разрешается представить в любой налоговый орган. Заявление и документы могут быть представлены в ИФНС и через МФЦ. При этом налоговое законодательство не ограничивает сроки представления такого заявления. Заявить о льготах налогоплательщики вправе в любое удобное для них время.

Налоговые сообщения из ИФНС об исчисленных суммах транспортного и земельного налогов

Начиная с налоговой кампании 2021 года, налоговые органы станут направлять в адрес организаций-налогоплательщиков специальные сообщения об исчисленных суммах транспортного и земельного налогов (п. 4 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ). Сообщения будут направляться по форме, утв. приказом ФНС от 05.07.2019 № ММВ-7-21/337@.

В таких сообщениях будет указываться объект налогообложения, облагаемая база, налоговый период, ставка налога, а также собственно сама сумма исчисленного налога. Всю необходимую для расчета налогов информацию налоговики самостоятельно получат из ЕГРН и от органов, осуществляющих регистрацию прав на недвижимость и регистрацию транспортных средств.

Сами сообщения будут направляться организациям в электронном виде по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика. Если организация не имеет возможности получить сообщение в электронной форме, оно будет направлено ей по почте заказным письмом либо вручено руководителю или представителю организации лично под расписку.

При этом направление таких сообщений не отменяет обязанность организаций самостоятельно исчислять и уплачивать транспортный и земельный налог и соответствующие суммы авансовых платежей. Налоговики будут направлять сообщения об исчисленных налогах уже по окончании налогового периода и после истечения установленного срока их уплаты. То есть тогда, когда организация уже рассчитает и в полном объеме причитающийся транспортный и земельный налог.

В связи с этим у налогоплательщиков может возникнуть вполне резонный вопрос: а для чего, собственно, будут нужны подобные налоговые сообщения, если и рассчитывать налоги, и соблюдать сроки их уплаты организации будут без подсказки со стороны налоговых органов?

Ответ на этот вопрос представлен в письме Минфина от 19.06.2019 № 03-05-05-02/44672. Единственная цель налоговых сообщений – это информирование организаций об исчисленной ИФНС сумме налога для дальнейшего взыскания недоимки при ее наличии. Получив из инспекции такое сообщение, организация в случае несогласия с расчетом налогов сможет своевременно представить свои возражения и документы, подтверждающие, по ее мнению, правильный расчет налогов. В частности, предоставить в ИФНС заявление об имеющихся у нее льготах.

Представить такие письменные возражения организация по общему правилу может в течение 10 дней со дня получения сообщения об исчисленных суммах налогов (п. 6 ст. 363 НК РФ, п. 5 ст. 397 НК РФ). Однако, как указала ФНС в письме от 14.08.2019 №АС-4-21/16118@, данный 10-дневный срок для представления пояснений и дополнительных подтверждающих документов не является пресекательным. Поэтому по истечении данного срока ИФНС в любом случае обязана рассмотреть полученные пояснения и документы и при наличии правовых оснований произвести перерасчет исчисленной в сообщении суммы налогов.

Если налоговая инспекция в течение года так и не направит организации сообщение об исчисленных налогах, организация обязана будет самостоятельно сообщить в ИФНС об имеющихся у нее земельных участках и транспортных средствах. Такое сообщение нужно будет представить в налоговую инспекцию по форме, утв. приказом ФНС от 25.02.2020 № ЕД-7-21/124@. Срок его представления – до 31 декабря текущего года включительно.

Читайте также: