Налог соха в древней руси это

Опубликовано: 02.05.2024

Долгожданное завершение ордынского господства на Руси ознаменовало новый этап фискальной политики государства. Отменяя прежние и вводя новые налоги, власть стремилась упорядочить общественные отношения и укрепить государство, что было жизненно важным в условиях постоянного противостояния как с «наследниками» Золотой Орды, так и с западными соседями.

Чья власть, того и налоги

С воцарением Ивана III (1462-1505) жизнь русских княжеств основательно поменялась. Собирая земли под власть Москвы, Иван III одновременно упорядочивает налоговую систему воссозданного государства.

После 1480 года Москва не делится налогами с Ордой. Все собираемые подати теперь идут только в казну великого князя. Если раньше князья часто скрывали общий размер собранных налогов, отсылая в Орду лишь условленную дань («ордынский выход»), и не всегда были готовы взыскивать недоимки, делали послабления, то теперь от качества сбора налогов напрямую зависела мощь нового государства. Для этого требовалась унификация и централизация налогов, что было невозможно без переписи всех земель и угодий. До наших дней дошла «Писцовая книга Водской Пятины Дмитрия Китаева 7008 года» (летоисчисление тогда велось в соответствии с библейской традицией от сотворения мира). Книга содержит подробную информацию по городам и весям, населению и всему тому, что подлежит налогообложению.

Иван III стал первым русским царём, который понял важность кабацких сборов. Деньги от продажи крепких напитков поступали в казну различными способами: через монополию либо путём сдачи питейного дела «в откупа». Уже при Иване IV в Москве был построен первый «царёв кабак» (1547) для продажи питья. Отныне государство не будет упускать из рук «золотую жилу» алкоголя. В 1863 году будет введена акцизная торговля винными напитками, а в 1894-м – установлена винная монополия. В 1913 году доходы от «питейных денег» составили половину всех поступлений в бюджет.

Иван III и Василий III, жёсткие в политике централизации власти, были более гибкими в финансовых вопросах. Так, Василий III (1505-1533) неоднократно предоставлял налоговые льготы, возвращал иммунитет монастырям, что, однако, не помешало ему добиться полной централизации системы налогообложения. Подати стали регулярными, установлена общая единица обложения – «соха». Теперь уже не могло быть «московской», либо «новгородской» «сохи» – такая унификация была логическим спутником финансовой реформы Елены Глинской.

Законченный вид налоговая система приобрела уже в правление Ивана Грозного (1533-1584). В XVI веке «соха» фиксируется как единица обложения на основе проведённой поземельной переписи. Законодательно устанавливается величина «сохи» для различных сословий и в зависимости от плодородия земли.

Упорядочивается аппарат по сбору налогов. Если раньше никаких специальных ведомств на сей счёт не было, то во времена Ивана III управление и контроль за сбором подписей сосредотачивается во «дворце».

В XVI веке финансовым управлением становится Приказ Большого прихода. Первым руководителем этого приказа был дьяк Угрим Львов. Однако этот приказ контролировал лишь наиболее важные налоги военного назначения: пищальные деньги, примет, сборы за городовое, ямские деньги, таможенные доходы и др., остальные же налоги собирали другие учреждения. В итоге, даже при Иване IV не возникло единого финансового ведомства, а централизация налогообложения выражалась в сокращении держателей налогового иммунитета, ликвидации «кормлений» и контроле над всеми налоговыми потоками. С середины XVI века все основные налоги поступают исключительно в столичные приказы.

Полученный московскими князьями опыт сбора ордынского «выхода» лёг в основу налоговой политики независимого Русского государства.

Росло тягло, и государство росло

Успехи в территориальном расширении государства и активная внешняя политика стала причиной увеличения тягла. В XVI веке войны шли почти непрерывно: воевали с Великим княжеством Литовским, с Казанским, Астраханским и Крымским ханствами. Одновременно с увеличением старых налогов появляются новые.

В 1513 году вводится «примет» – обязанность возводить укрепления перед городскими стенами, в 1530-е годы начинают собирать «пищальные деньги» для содержания сначала отрядов пищальников, а затем стрельцов, с 1551 года население должно было платить «полоняничные деньги», которые шли на выкуп многочисленных пленников.

Новые подданные московского царя платили свои налоги: башкиры, чуваши и мари – ясак, мусульмане – особый налог. Несмотря на увеличение податного населения, в течение первой половины XVI столетия государственные подати увеличились в 16 раз, а во второй половине ещё в 6 раз.

Мало налогов – плохо, много – ещё хуже

Итогом налогового гнёта стало не только запустение многих регионов страны и становление крепостного права, но и массовое уклонение от налогов. Крестьяне бежали туда, где власть их не могла достать – в южные уезды, поближе к Дикому полю. Недовольство поборами выливалось и в открытые бунты. Поводом к наиболее крупным восстаниям XVII века (Соляной и Медный бунты) послужили новые налоги, а сам век прозвали «бунташным». Задавленное налогами население с поразительной лёгкостью поддерживало любого противника властей, способного внятно изъясняться и командовать войсками.

Усилия первых Романовых принесли результат. Михаил Фёдорович (1613-1645) и его потомки вынуждены были постоянно советоваться не только с ближайшим окружением, но и с представителями сословий. В XVII столетии земские соборы регулярно обсуждают налоговые проблемы. Власти ищут способ свести многочисленные подати к единому налогу. Вместо «сохи» вводится подворное налогообложение. Хотя сбор и назывался «подымным», под «дымом» понимался именно двор.

Наконец, и Михаил, и его сын Алексей Михайлович проводят постоянные переписи, уточняющие объекты налогообложения. Именно перепись 1646-1648 годов послужила документальной базой для Соборного уложения 1649 года и расчёта подворного обложения. Окончательный переход к подворному обложению произошёл уже при Фёдоре Алексеевиче (1676-1682).

Но главное, что поняли Романовы – это пагубность постоянного роста налогообложения. Эффективность налоговой политики и налогообложения, а не простое увеличение поборов с населения отныне должны были стать залогом богатой и стабильной страны.

Народ выдюжит: и город построит, и империю прокормит

Молодому Петру досталась не только власть, но и то, к чему он не был готов. Оправившись от Смуты, Россия пошла по пути создания империи. Иначе и быть не могло: в противном случае и Польша, и Швеция, и Крымское ханство растащили бы Россию по кускам.

Азовские походы, неудачно начавшаяся Северная война дорого стоили не только податному сословию, но и тем, кто прежде ничего не платил. Если на войну и содержание армии шли традиционные подати, которые неизменно росли в течение всего правления Петра, то для сбора денег на строительство флота правительство изобрело новый способ. Отныне платить за флот должны были состоятельные лица.

Сначала власть обязала богатых купцов и землевладельцев строить корабли – одно судно на 8-10 тысяч дворов. Но когда стало понятно, что суда получаются непригодными для плавания, на нужды флота был учрежден специальный сбор – по 12,5 копеек со двора на церковных землях и по 10 копеек на прочих землях. Получаемых денег, естественно, не хватало, поэтому с первых лет войны характерными становятся вынужденные (экстраординарные) сборы: сбор десятой деньги с купечества, кроме того власть регулярно объявляет «запросы», т.е. срочный сбор средств, которые, как правило, платило посадское население (в 1706 году был «запрос» на содержание союзных саксонских войск, в 1708-м – «запрос» на кавалерию, в 1713-м – «для нынешней турецкой войны»).

На чрезвычайные налоги строили новую столицу – Санкт-Петербург, причём власти требовались не только деньги, но и люди. Будущих жителей Петербурга в принудительном порядке переселяли из центральных районов страны.

В занятом постоянными поисками источников денег окружении Петра I появились специальные люди, придумывавшие «новые» налоги – «прибыльщики». Самым известным из «прибыльщиков» стал бывший крепостной графа Шереметьева А.А. Курбатов. Именно ему принадлежит идея ввести в России распространённую в западных странах «орлёную» бумагу для официальных обращений. В XIX веке покупка «орлёной» бумаги превратилась в гербовый сбор. Другие «прибыльщики» предлагали ввести новые налоги и оброки, например, на бани, мельницы, «на промышленных людей» и, естественно, новые торговые пошлины. Апогея деятельность «прибыльщиков» достигла в 1704-1705 годах, когда указы о новых налогах появлялись ежемесячно, а иногда и ежедневно. Самым известным стал налог с бороды. Деятельность «прибыльщиков» давала лишь временный эффект, поэтому налоговая реформа становилась вопросом времени.

Эксперименты с экстраординарными налогами Петр завершил простым способом: указ от 26 ноября 1718 года о подушной переписи дал старт новой налоговой реформе – введению подушного оклада (подати). Именно подушная перепись и подушный оклад окончательно определили, кто на Руси платит (96,8 % – крестьяне и 3,2 % – посадские люди), а кто тратит – дворяне и священнослужители. Вплоть до 1887 года подушная подать составляла основу налоговой системы России.

Несмотря на многочисленные преобразования, Петру I так и не удалось создать центрального органа по управлению налоговой политикой. В разное время эти функции возлагались то на Бурмистерскую палату (Ратушу), то на Семёновскую и Ингерманландскую канцелярии, то, наконец, на Камер-коллегию. Для полной реализации своих замыслов у императора не хватило ни средств, ни времени.

Россия с большим опозданием вкатывалась в Новое время с его скоростями, технологиями, войнами и соперничеством. Оказавшись в неравных условиях, страна лишь чрезвычайным напряжением всех своих сил, в том числе финансовых, могла обеспечить себе место в Европе.

Литература

Захаров В.Н., Петров Ю.А., Шацилло М.К. История налогов в России. IX - начало ХХ в. М., 2006.

Починок А.П. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., 1999.

ТочностьВыборочно проверено

← Соха, сельскохозяйственное орудие Соха
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Соханская, Надежда Степановна →
Brockhaus Lexikon.jpg
Словник: София — Статика. Источник: т. XXXI (1900): София — Статика, с. 10—11 ( скан ) • Даты российских событий указаны по юлианскому календарю. • Другие источники: ЭСГ

Википроекты: Википедия Данные

Соха — была податной единицей в Московском государстве начиная с XIII в. (у Татищева в его «Российской Истории» — кн. IV, стр. 4 — говорится, что в 1275 г. вел. князь Василий Ярославович привез дань хану по полугривне «с С. или с двух работников») и до половины XVII в. [1] , когда С. стала заменяться новой податной единицей «живущей четвертью». Сошное письмо выросло на земледельческой почве, но стремление московской финансовой политики ввести однообразие в податную систему привело к тому, что эта единица была приноровлена и к потребностям городского обложения. Это было тем удобнее сделать, что С. с самого начала была не поземельной мерой, а финансовой единицей, выражавшей определенных размеров капитал, с которого московское правительство брало часть процентов в виде подати. Значение С. несколько раз менялось. Определение ее сводится, главным образом, к двум типам — или к количеству труда, или к размеру земельной площади. Первый тип ведет свое начало с XIII в. и тянется до конца XV в. без особых изменений. В XV в. размер С. определяется следующим образом: «а кто на трех лошадях пашет сам третей, то — С.» («Акты Эксп.», т. 1, № 32) или «обжа (= ⅓ С.) — один человек на одной лошади орет» (книги Воцкия пятины 1499—1500 г.). В то же время, обжа по тем же книгам 149 9 —1500 г. может быть выражена и в единицах посева — коробьях, хотя размер ее колеблется от 2½ до 7 коробей. Резкое колебание размеров С. особенно заметно в первой половине XVI в. до 80-х годов, когда происходит превращение С. в определенную геометрическую площадь, выражаемую в известных определенных количествах четвертей посева. Время и ближайшие обстоятельства такого превращения С. выясняются из анализа главным образом «сошных выписей». Анализ дает нам два типа этих выписей: в более древнем типе сообщаются сведения о количестве дворов, их рабочем мужском населении и о количестве сошного письма; в более позднем типе указывается количество и качество пашни, которая переводится на сошное письмо по определенной норме. Образец тех сведений, какие можно извлечь из сошных выписей первого типа, см. у Милюкова, «Спорные вопросы финансовой политики Московского госуд.», откуда видно, что размеры С. не определялись ни количеством дворов, ни числом людей. Не определялись они и количеством четвертей посева. П. Н. Милюков делает предположение, «что одноколец», т. е. владелец одной телеги, является в первой половине XVI века «той неделимой единицей рабочей силы, на которой строится С.», которую он приравнивает 32 однокольцам. С половины XVI века прежний тип заменяется указанным выше — новым. Общий принцип, проводимый при определении размеров С. разного качества земли, заключается в том, что плохое качество земли вознаграждается или прибавкой ее количества или приравне нием ее количества к меньшему количеству четвертей лучшей земли. Первый способ назывался «поддачей», второй «одобриванием». Ясно, что разница между ними относительная и что один способ можно всегда выразить при помощи другого. Одобривание, состоявшее в том, что 1 четверть доброй земли приравнивалась к 1¼ средней и 1½ худой, давно уже практиковалось в част н ом обиходе, хотя первый известный случай относится лишь к 1552 г. Новым является лишь перенесение его в сферу податного обложения со второй половины XVI в., когда произошла фиксация размеров дворцовой и поместной С. в 800 саж. доброй земли. Пользуясь известным способом одобривания, мы легко получим количество четвертей, которому должна равняться С. средней и худой земли, а именно: 800 саж. доброй земли = 800. 5 /4 = 1000 средней и 800. 3 /2 = 1200 худой. Но владельцами земли были лица, пользовавшиеся различным положением в государстве. Для сохранения пропорциональности их привилегий при взимании податей нужно было наложить на С. определенную одинаковую подать для всех, размеры С. для разных лиц создать разные. И действительно, сообразно привилегированности землевладения в С. клали разное количество четвертей. Размеры их находились в отношении 1 (для черных 3), 1,2 (монаст.) и 1,6 (помест. вотч. и дворц.). Даже принцип одобривания оказался в зависимости от привилегий, и, вместо отношения 1 (добр. земли): 1¼ (средн.): 1½ (худой) на наиболее привилегированных землях, на землях монастырских было принято отношение 1:1,17:1,33 и на черных 1:1,2:1,4. Что С. во второй половине XVI в. является определенной земельной площадью и величина этой площади оказывается устойчивою для С. разных категорий и разных качеств земли и что размеры С. и одобривание зависят от привилегированности владельцев, легко убедиться из данных у Милюкова. Реформа сошного письма восходит к 1551 г. и должна быть поставлена в связь с проектом общей переписи, предложенной на Стоглавом соборе. Не известны ни правительственное распоряжение, которым проект был приведен в исполнение, ни те новые правила, которые стали практиковаться «при составлении книг письма и меры», но мы можем найти следы этой регламентации нового типа при анализе книг сошного письма. В новом виде С. просуществовала до четверти, даже половины XVII в., когда была принята за единицу живущая четверть, но и то не повсеместно. С., как податная единица, применялась и к посаду. Посадские люди по степени зажиточности делились на лучших, средних, молодших, исхудалых и бобылей. Сообразно зажиточности плательщиков, определялось и число дворов, входящее в С. Отношение это можно выразить цифрами: 1:2:4:8:24. Таким образом, полагая на С. 40 дворов лучших людей, средних придется 80, молодших 160, исхудалых 320 и бобылей 960. Почти наверное можно сказать, что при определении в С. 40 двор. лучших или 960 бобылей принималась во внимание не площадь земли, занимаемая ими, а капитал, которым они владели.

Литература. Лаппо-Данилевский, «Организация прямого обложения в Московском государстве»; Милюков, «Спорн. вопр. финанс. истории Московск. государства»; Н. Беляев, «О поземельном владении в Московск. государстве» («Временник Московск. Общ. Ист. и Древн.», т. XI) и «О доходах Моск. госуд.» в «Чтениях Моск. Общ. Ист. и Древн. Росс.»; Незабитовский, «Собр. соч.»; Н. Чечулин, «О городах в XVI в.».

Наличие налоговой системы, как известно, является одним из основных признаков государство. Ни одно государство, даже древнее, не существовало без налогов.

Самым первым налогом была дань, которую собирали князья с подвластного населения. Для этого князь с дружиной ходил в полюдье . Так назывался ежегодный объезд князем с дружиной подвластных земель для сбора дани.

В полюдье князем выполнялись и другие функции: князь осуществлял суд, а также общался со своим населением - а где же еще люди могли увидеть своего князя? Надо сказать, что при первых князьях племенные союзы, хоть и были включены в состав государства, еще долго сохраняли значительную долю самостоятельности. Их связь с Киевом и осуществлялась-то через полюдье. Помимо полюдья, практиковалась такая форма, как повоз - когда дань в установленное время привозилась в Киев.

Самым первым налогом в Древней Руси была дань.

Объезд земель совершался строго с осени до весны. Урожай был к тому времени собран, реки замерзали, а дороги покрывались снежком и были готовы к разъездам. "Уложиться" нужно было до весенней распутицы. Обычно княжеская дружина шла сначала на северо-запад к древлянам, затем - севернее в земли дреговичей , потом сворачивала к кривичам на восток, после кривичей - на юг к северянам и к концу марта дружина возвращалась в Киев. И дружина, и князь содержалась за счет местного населения.

Полюдье – это ежегодный (с осени до весны) объезд князем с дружиной подвластных земель для сбора дани, а также выполнения судебных и коммуникативных функций.

Повоз - привоз дани в установленное время в Киев.

Первым, кто стал взимать дань на территории Руси, был князь Олег (во всяком случае, первые летописные упоминания о сборе дани относятся к нему).

Первоначально дань князю Олегу отдавали ильменские словене , кривичи и финно-угорское племя меря. Совершив два похода, Олег обложил данью древлян и северян . Радимичи согласились отдавать Олегу дань добровольно, т.к. князь освободил их от хазарской дани . " Не давайте хазарам, но мне давайте" , - передает его слова ПВЛ. Уличи и тиверцы отказались от уплаты дани князю русов и отвоевали до поры до времени свою независимость.

Дань бралась мехами с дыма (т.е. с домохозяйства) или же по шлягу (по серебряной арабской монете) от рала (плуга, сохи). Рало, или соха - в то время имелось в виду именно сельскохозяйственное орудие; позже сохой стали называть единицу измерения земельной площади. Как мы видим, общая для всех единица налогообложения при первых князьях определена не была.

Размеры той первой дани тоже разнились - по территориям, по племенам. Так, древляне отдавали черную куницу с дыма, северяне - один шляг (арабская монета) с рала, "родные" новгородцы платили князю по 300 гривен, так сказать, "целевым назначением" - на содержание дружины для охраны северных границ.

Еще один момент. Историками давно замечено: то, что в "Повести временных лет" и других летописях называется данью , более походит на военную контрибуцию с побежденных (не забываем, что первые князья - варяжского происхождения).

Такая система не была прочна. Она "взорвалась" в 945 году, когда князь Игорь с дружиной в "одно лето" решил дважды взять дань. Чем это закончилось, известно - древляне взбунтовались и жестоко убили князя Игоря.

Почитаем, что пишет об этом событии летописец.

. Воевода Игоря Свенельд собрал дань с древлян и, как полагалось, часть дани была отдана ему и его дружине. Тогда дружина Игоря позавидовала свенельдовой дружине: " Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью. И послушал их Игорь: пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и много зла творили древлянам мужи его. Но и этого ему показалось мало. И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины возвратился, желая большего богатства. Древляне же решили: если повадился волк к овцам, то выкосит все стадо, пока не убьют его, так и этот: если не убьешь его, то всех нас погубит. Убили Игоря и дружину его, так как их было мало ".

В 945 году князь Игорь с дружиной решил дважды взять дань с древлян. Результатом было восстание древлян и убийство князя Игоря.

Последовала ответная жестокая месть вдовы Игоря, княгини Ольги.

Но Ольга была мудрой правительницей. Она извлекла урок из происшедшего. В 946 году Ольга начала проведение реформ. Она установила уроки - твердые размеры дани, которую следовало платить в определенные сроки, а также уставы , где содержался порядок ее сбора. Дань собиралась один раз в год в натуральной форме: продукты, меха, изделия ремесла.

Княгиня Ольга реформировала сбор дани: ввела уроки - твердые размеры дани - и установила сроки ее выплаты. Новая система защищала население от повторного требования дани.

Еще одним нововведением Ольги стало учреждение погостов и становищ. Погосты являлись центрами княжеской власти на местах, там производился сбор дани (впоследствии погосты превратились в административные центры). Становища были местами стоянок князя с дружиной. Не сразу, но была введена новая должность - назначение тиунов-сборщиков дани на погостах.

Людям, которые приносили дань на погосты, давали княжескую печать, что-то вроде гарантии от повторного требования дани. В ходе введения нового порядка сбора дани племенные князья теряли свою власть, т.е. реформы Ольги имели значение в развитии государственности. Последнему немало способствовала новая должность - назначение тиунов-сборщиков дани на погостах.

Выражаясь современным языком, прежняя дань сменилась фиксированным налогом, который платило все население, и исключалась возможность повторного требования налога с плательщика.

Прежняя дань сменилась фиксированным налогом, который платило все население.

Дань можно назвать прямым налогом. Она существовала на Руси до первой половины XIII в. Помимо дани, были и косвенные налоги: торговые и судебные пошлины. К торговым пошлинам относились "перевоз" - плата за перевоз товаров через реку, "мыт" - за проезд через городскую заставу, "гостиная" - с купцов за право иметь в городе торговые склады (не забудем, что гость - это и есть купец).

После принятия христианства в 988 году на строительство церквей и храмов вводилась церковная десятина , т.е. 1/10-я часть дохода.

На Руси платился прямой налог (дань) и целый ряд косвенных налогов.

Ну, а потом монголо-татары пришли. Орде выплачивался ордынский выход, который собирали баскаки - ханские чиновники в русских городах; потом это право перешло к русским князьям. Ордынцы брали "выход" с каждой души мужского пола и с головы скота.

В Ордынский период был введен ряд новых косвенных налогов. Один из них - ям - являлся натуральным налогом. Население обязывалось доставлять в почтовые станции ( ямы ) подводы с ямщиками для перевозки чиновников, почты и грузов. В XVI веке тяжелый для населения ямской налог заменили ямские деньги , собираемые на содержание дорог.

. А еще я обратила внимание - как много картин русских художников посвящено сбору дани. Видно, тема была злободневная, болезненная.

После крещения Руси князь Владимир возвел в Киеве церковь святой Богородицы и дал ей десятину от всех доходов. В летописи мы находим об этом следующее сообщение: «Создах церковь св. Богородица десятинную и дах ей десятину по всей земле Русской: из княжения в Соборную церковь от всего княжа суда десятую векшю, а и с торгу десятую неделю, а и с домом на всяко лето от всякого стада и от всякого жита.» Первоначальная ставка налога составляет 10% от всех полученных доходов. Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в.

Налоги в древней Руси

Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это по сути дела сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег, утвердившись в Киеве, занялся установлением дани с подвластных племен. Как сообщает историк С.М. Соловьев, «некоторые платили мехами с дыма, или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала» . Под шлягом, видимо, следует понимать иноземные, главным образом арабские, металлические монеты, обращавшиеся тогда на Руси. «От рала» — т. е. с плуга или сохи.

Князь Олег установил дани ильменским славянам, кривичам и мери. В 883 г. он покорил древлян и наложил дань: по черной кунице с жилья. В следующем году, победив днепровских северян, потребовал с них дань легкую. Легкость обложения преследовала далеко идущие политические цели. Северяне, ранее платившие дань хазарам, не оказали сильного сопротивления дружине Олега. Это обложение оказалось для них легче, чем во времена зависимости от хазар. Об этом узнали радимичи, жившие на берегах реки Сожи, и без сопротивления стали уплачивать дань киевскому князю, защитившему их от хазар. Последним они платили по два шляга от рала, а теперь стали платить по одному шлягу. Тогда же появляются сведения о русской гривне. Население Новгорода было обязано ежегодно платить князю 300 гривен. Это был целевой сбор на содержание наемной дружины для обороны северных границ. Гривной назывался слиток серебра различной формы, обычно продолговатой, служивший самым крупным меновым знаком на Руси вплоть до XIV в.

Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею. Одна из таких поездок к древлянам печально закончилась для преемника Олега князя Игоря. По свидетельству Н.М. Карамзина, Игорь забыл, что умеренность есть добродетель власти, и обременил древлян тягостным налогом. А получив его, вернулся требовать новой дани. Древляне не стерпели «двойного налогообложения», и князь был убит.

Известно в Древней Руси было и поземельное обложение. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина «мыт» взималась за провоз товаров через горные заставы, пошлина «перевоз» — за перевоз через реку, «гостиная» пошлина — за право иметь склады, «торговая» пошлина — за право устраивать рынки. Пошлины «вес» и «мера» устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом. Судебная пошлина «вира» взималась за убийство, «продажа» — штраф за прочие преступления. Судебные пошлины составляли обычно от 5 до 80 гривен. Например, за убийство чужого холопа без вины убийца платил господину цену убитого в возмещение витков, а князю — пошлину 12 гривен. Если убийца скрылся, то виру платили жители округа, верви, где было совершено убийство. Обязанность верви схватить убийцу или платить за него виру способствовала раскрытию преступлений, предотвращению вражды, ссор, драк. Общественную виру не платили в случае убийства при разбойном нападении. Возникнув в качестве обычая, эти порядки были узаконены в «Русской Правде» князя Ярослава Мудрого (ок. 978 — 1054). Интересно, что такая же пошлина, как за холопа, устанавливалась за убийство чужого коня или скотины. «Кто умышленно зарежет чужого коня или другую скотину, платит 12 гривен в Казну, а хозяину гривну» . Таков же размер пошлины уплачивался за похищение бобра из ловища.

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками — уполномоченными хана, а затем, когда удалось освободиться от ханских чиновников, самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой души мужского пола и с головы скота. Каждый удельный князь сам собирал дань в своем уделе и передавал ее великому князю для отправления в Орду. Но был и другой способ взимания дани — откуп. Откупщиками выступали чаше всего хорезмские или хивинские купцы. Внося татарам единовременные суммы, они затем обогащались сами, увеличивая налоговый гнет на русские княжества. Сумма «выхода» стала зависеть от соглашений великих князей с ханами. Конфликт Дмитрия Донского (1350—1389) с темником Мамаем (? — 1380) — фактическим правителем Золотой Орды, по свидетельству С.М. Соловьева, начался с того, что «Мамай требовал от Димитрия Донского дани, какую предки последнего платили ханам Узбеку и Чанибеку, а Димитрий соглашался только на такую дань, какая в последнее время была условлена между ним самим и Мамаем; нашествие Тохтамыша и задержание в Орде сына велико-княжеского Василия заставили потом Донского заплатить огромный выход… брали по полтине с деревни, давали и золотом в Орду. В завещании своем Димитрий Донской упоминает о выходе в 1000 рублей» . А уже при князе Василии Дмитриевиче (1371—1425) упоминается «выход» сначала в 5000 руб., а затем в 7000 руб. Нижегородское княжество платило в это же время дань в 1500 руб. Помимо выхода или дани были и другие ордынские тяготы. Например, ям — обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам. Сюда же следует отнести содержание посла Орды с огромной свитой.

Взимание прямых налогов в казну самого Русского государства стало уже почти невозможным. Главным источником внутренних доходов были пошлины. Особенно крупными источниками дохода явились торговые сборы. Они существенно возрастали за счет присоединения к Московскому княжеству новых земель при князе Иване Калите (?-1340) и его сыне Симеоне Гордом (1316-1353). Торговые пошлины в то время обычно были таковы: с воза пошлины — деньга, если кто поедет без воза, верхом на лошади, но для торговли — платить деньгу же, со струга (ладьи) — алтын. Когда кто начнет торговать, берется от рубля алтын. Упоминается в летописях пошлина с серебряного литья, с клеймения лошадей, гостиная, с соляных варниц, с рыбных промыслов, сторожевая, медовая, пошлина с браков и т.д. Сборщик пошлин в XII в. в Киеве назывался «осьмеником». Он взимал осмничее — сбор за право торговли. С XIII в. на Руси входит в обиход название «таможник» для главного сборщика торговых пошлин. По всей видимости, это слово происходит от монгольского «тамга» — деньги. У таможника имелся помощник, именовавшийся мытником.

Уплата «выхода» была прекращена Иваном III (1440—1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: ямские, пищальные — для производства пушек, сборы на городовое и засечное дело, т. е. на строительство засек — укреплений на южных границах Московского государства. Именно ко времени Ивана III относится древнейшая переписная окладная книга Вотской пятины Новгородской области с подробным описанием всех погостов. В каждом погосте описывается прежде всего церковь с ее землею и дворами церковнослужителей, потом оброчные волости, села и деревни великого князя. Далее земли каждого помещика, земли купцов, земли владыки новгородского и т.д. При описании каждого селения следует его название (погост, село, сельцо, деревня), его собственное наименование, дворы, в нем находящиеся, с поименованием хозяев. Количество высеваемого хлеба, количество скашиваемых копен сена, доход в пользу землевладельца, корм, следующий наместнику, угодья, существующие при селении. Если жители занимаются не хлебопашеством, а другим промыслом, то описание изменяется сообразно этому. Кроме дани, источником дохода казны великого князя служили оброки. На оброк отдавались пашни, сенокосы, леса, реки, мельницы, огороды. Отдавались тем, кто платил больше. Описание земель имеет важное значение, поскольку на Руси еще в период татаро-монгольского владычества образовалась и получила развитие посошная подать, включавшая в себя и поземельный налог. Последний определялся не только количеством земли, но и ее качеством. Земля делилась на десятины, чети и выти. В выти было хорошей земли 12 четей, средней — 14, худой — 16 четей. Для определения размера налогов служило «сошное письмо». Оно предусматривало измерение земельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных данных в условные податные единицы «сохи» и определение на этой основе налогов. Соха измерялась в четях (около 0,5 десятины), ее размер в различных местах был неодинаков — зависел от области, качества почвы, принадлежности земель. Сошное письмо составлял писец с состоявшими при нем подъячими. Описания городов и уездов с населением, дворами, категориями землевладельцев сводились в писцовые книги. Соха как единица измерения налога была отменена в 1679 г. Единицей для исчисления прямого обложения к тому времени стал двор. Косвенные налоги взимались через систему пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные. Таким образом, финансовая система Древней Руси начала складываться только с конца 9 века в период объединения древнерусских племен. Основной формой поборов в княжескую казну была дань.

После свержения татаро-монгольского ига податное дело было кардинально реформировано Иваном III (конец 15-начало 16). Введены русские прямые (подушный налог) и косвенные налоги (акцизы и пошлины). В это время были заложены основы налоговой отчетности, введена первая налоговая декларация — сошное письмо. Площадь земельных участков переводилась в условные податные единицы — «сохи», на основании которых осуществлялось взимание прямых налогов.

Крайне важным шагом в направлении централизации и унификации налогообложения была реформа единицы обложения. Как уже отмечалось, еще в удельную эпоху в качестве такой единицы применялась «соха». В разных землях ее величина была различной. Московские писцы величину своей «сохи» определяли зачастую «на глазок», смотря по состоятельности жителей, населявших определенную территорию. В зависимости от этого они рассчитывали, сколько пашни или иных угодий можно положить в «соху». Как полагают большинство историков, в середине XVI в., опять-таки в правление Избранной Рады, большая московская «соха» стала определяться исходя из четко установленной меры земельной площади. Она стала общепринятой единицей обложения практически во всем государстве. Какова же была земельная площадь, приходившаяся на одну «соху»? Она не могла быть повсюду и для всех одинаковой. Ведь в этом случае те, кто вел хозяйство на худших землях, оказывались в неравном положении по сравнению с теми, у кого была хорошая земля. Кроме того, правительство намеревалось проводить и определенную социальную политику — какие-то сословия обложить большим налогом, какие-то — меньшим. Поэтому при определении величины «сохи» учитывалось качество земли, вводились три ее категории — «добрая», «средняя», «худая», а также сословная принадлежность ее владельца. Наиболее привилегированными оказались дворяне, в поместьях которых «соха» составляла 800 четвертей доброй земли, 1000 четвертей средней и 1200 четвертей худой. Наиболее тяжелым было положение черносошных крестьян. В их общинах «соха» составляла всего 500 четвертей доброй земли, 600 — средней, 700 — худой 103 . Четверть — это старинная мера земельной площади, равная, примерно, пол гектара. Две четверти составляли десятину.

В бывших владениях Великого Новгорода по-прежнему использовались тамошние меры обложения — обжа и новгородская соха. Но и они переводились на меры земельной площади и были соотнесены с большой московской сохой, в которой считалось 10 новгородских сох и 30 обёж. В связи с этим новгородская соха иногда именовалась «сошкой» или «малой сохой» 104 .

Большая московская соха была довольно крупной единицей обложения. Например, 800 четвертей — это более 400 га, на такой площади могли разместиться десятки хозяйств. Поэтому для определения величины налога, взимаемого с конкретного имения, вотчины или общины, соха дробилась на доли, прежде всего на четверти, («чети»), которые дробились еще дальше — получались «пол-чети», «пол-пол-чети» и «пол-пол-пол-чети» (т.е. 1/8, 1/16 и 1/32 сохи). Применялось и троекратное дробление, в результате возникали «трети», «пол-трети», «пол-пол-трети» и «пол-пол-пол-трети» (то есть 1/3, 1/6, 1/12 и 1/24 доли сохи).

Наряду с сохой и ее долями в XVI в. в качестве единицы обложения распространяется «выть», известная и в предыдущем столетии. Эта весьма мелкая единица применялась для разверстки податей по отдельным хозяйствам. С середины XVI в. она также приравнивалась к определенной земельной площади и составляла от 12 до 16 четвертей земли в зависимости от ее качества 105 . Но чаще всего «выть» применялась для определения повинностей крестьян в пользу их владельцев, помещиков или вотчинников.

Параллельно с конкретизацией и унификацией налоговых единиц совершенствовался и порядок учета земель и населения, подлежащих обложению. Еще при Иване III были проведены описания вновь присоединенных к Московскому государству земель Великого Новгорода, Тверского, Белозерского и Ярославского княжеств. Они проводились писцами великого князя и получили название «писцовых описаний», а составленные в их результате книги именуются «писцовыми книгами». До нас дошли древнейшие из сохранившихся книг, содержащие описание Новгородской земли в 90-х гг. XV в. В 1492 г. из Москвы были отправлены шесть писцов описывать земли бывшего Тверского княжества «по-московски в сохи» 106 . В дальнейшем писцовые описания проводились систематически, примерно, через 20—30 лет и охватывали либо всю страну, либо наиболее важные в хозяйственном отношении регионы. Многие писцовые книги сохранились. Они не только являются важным источником по истории налогов, но и содержат ценнейший материал о хозяйстве, населении, повседневной жизни и быте множества городов и сел России.

В дополнение к писцовым книгам существовали книги приправочные, представлявшие собой их сокращенные копии, дополненные грамотами, другими документами, касавшимися налогообложения. Они использовались как справочное пособие при разверстке податей. Время от времени с разных мест поступали жалобы о чрезмерности налогов, или выяснялось, что подати откуда-либо поступали не полностью. Тогда власти распоряжались произвести в данной местности «дозор», то есть повторное описание с целью пересмотра и проверки обложения. Так возникали дозорные книги. При проведении описаний уточнялись границы различных вотчин, общинных владений. Иногда в связи с этим составлялись специальные межевые книги. Кроме того, на основе писцовых книг разрабатывались документы по налогообложению отдельных городов, волостей, именуемые платежными книгами, сотницами, счетными выписями. Писцовые описания постоянно совершенствовались для более полного учета земель и населения, подлежавших обложению. Правительство издавало специальные писцовые наказы, где определялся порядок описания, его основные принципы, что позволяет судить об основных тенденциях налоговой политики. Известно об издании такого наказа в 1555 г., как раз в период правления Избранной Рады 107 .


103 Очерки истории СССР. Период феодализма. Конец XV — начало XVII вв. М., 1955. С. 343.
104 Сергеевич В. Древности русского права. Т. 3. СПб., 1903. С. 317—318.
105 Веселовский С.Б. Село и деревня в Северо-Восточной Руси XIV—XV вв. М.— Л., 1936. С. 53.
106 Там же. С. 41.
107 Осокин Е. О понятии промыслового налога и об историческом его развитии в России. Казань. С. 51.

Читайте также: