Уплата единого налога по итогам налогового периода производится не позднее

Опубликовано: 04.05.2024

4.8 Специальные налоговые режимы

4.8.2 Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Данная система налогообложения, предусмотренная главой 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход» НК РФ, вводится в действие нормативными актами муници ­ пальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Налогоплательщиками данного налога являются организации и индивидуальные предприниматели, переведенные решениями пред ­ ставительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербур ­ га на уплату единого налога на вмененный доход.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться в отношении следующих видов деятель ­ ности:

  • оказание услуг (бытовых, ветеринарных, по ремонту, техническо ­ му обслуживанию и мойке автотранспортных средств и других услуг, перечень которых определен п. 2 ст. 346.25 НК РФ);
  • розничная торговля, осуществляемая:
  • через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли;
  • через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торго ­ вых залов, а также объекты нестационарной сети.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный до ­ ход не применяется в отношении указанных видов деятельности в слу ­ чае их осуществления в рамках договора простого товарищества (до ­ говора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом.

Не могут быть переведены на уплату единого налога на вмененный доход:

  • организации и индивидуальные предприниматели, среднеспи ­ сочная численность работников которых превышает 100 человек;
  • организации, в которых доля участия в организации других юридических лиц составляет более 25%. Данное ограничение не рас ­ пространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если сред ­ несписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%, на не ­ коммерческие организации, а также хозяйственные общества, единст ­ венными участниками которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Зако ­ ном РФ от 19 июня 1992 г. № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»;
  • организации и индивидуальные предприниматели, осуществля ­ ющие виды деятельности по передаче во временное владение и (или) пользование автозаправочных станций и авто газозаправочных станций.

Переход на уплату единого налога на вмененный доход освобож ­ дает от уплаты следующих налогов:

• налога на доходы физических лиц (по
доходам, полученным от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);

• налога на имущество физических лиц
(в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);

• налога на добавленную стоимость (за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации)

Организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с за ­ конодательством Российской Федерации.

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляю ­ щие виды деятельности, в отношении которых может применяться си ­ стема налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, обязаны встать на налоговый учет по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) или по месту осуществления предпринимательской деятельности в зависимости от видов осуществляемой деятельности:

Место постановки на налоговый учет

Виды осуществляемой деятельности

По месту нахождения организации (месту жи ­ тельства индивиду ­ ального предприни ­ мателя)

Место постановки на налоговый учет

Виды осуществляемой деятельности

По месту осуществле ­ ния предприниматель ­ ской деятельности

При осуществлении остальных видов деятельности, в отношении которых может применяться система налогообложения в виде единого налога на вменен ­ ный доход

В том случае если организация или индивидуальный предпринима ­ тель осуществляют деятельность на территориях, подведомственных нескольким налоговым органам, заявление о постановке на налоговый учет подается в налоговый орган, на подведомственной территории ко ­ торого расположено место, указанное в заявлении первым.

Заявление о постановке на учет в качестве налогоплательщика еди ­ ного налога на вмененный доход подается в течение пяти дней с нача ­ ла осуществления предпринимательской деятельности, подлежащей обложению единым налогом на вмененный доход.

Налоговый орган в пятидневный срок выдает уведомление о поста ­ новке на учет в качестве налогоплательщика единого налога на вме ­ ненный доход.

Если по итогам налогового периода налогоплательщиком допуще ­ но несоответствие требованиям, установленным для перехода на упла ­ ту единого налога на вмененный налог, налогоплательщик считается утратившим право на уплату единого налога на вмененный налог и пе ­ решедшим на общий режим налогообложения.

Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций по видам деятельности, подлежащим налогообложению единым налогом на вме ­ ненный доход, осуществляется в общеустановленном порядке.

Объектом налогообложения для применения единого налога на вмененный налог является вмененной доход налогоплательщика.

Вмененный доход — потенциально возможный доход налогопла ­ тельщика, рассчитываемый с учетом особенностей условий данного вида деятельности.

Налоговой базой для исчисления суммы налога признается вели ­ чина вмененного налога, рассчитываемая как произведение установ ­ ленной базовой доходности за налоговый период и величины физиче ­ ского показателя, по данному виду деятельности.

Значения базовой доходности в месяц и физические показатели по ним установлены п. 3 ст. 346.29 НК РФ.

Базовая доходность умножается на коэффициенты К1 и К2.

К1 — устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефля ­ тор, отражающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ и определяемый Правительством РФ.

К2 — корректирующий коэффициент базовой доходности. Значе ­ ние корректирующего коэффициента К2 определяется представительными органами муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на период не ме ­ нее чем календарный год в пределах от 0,005 до 1 включительно.

Налоговым периодом признается квартал.

Налоговая ставка устанавливается в размере 15% величины вме ­ ненного дохода.

Уплата единого налога на вмененный доход производится по ито ­ гам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца, следу ­ ющего налогового периода.

Сумма единого налога на вмененный доход уменьшается на следу ­ ющие суммы:

  • страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уп ­ лаченных за налоговый период в соответствии с законодательством Российской Федерации при выплате вознаграждений работникам, за ­ нятым в видах деятельности, облагаемых единым налогом на вменен ­ ный доход;
  • уплаченные индивидуальным предпринимателем на свое пенси ­ онное страхование в виде фиксированных платежей;
  • выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособ ­ ности.

При этом сумма единого налога на вмененный доход не может быть уменьшена более чем на 50%.

Налоговые декларации представляются по итогам каждого нало ­ гового периода не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода по форме, утвержденной приказом 'Минфина России.

1. Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога в соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 настоящего Кодекса.

2. Сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается на сумму:

1) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации при выплате налогоплательщиком вознаграждений работникам;

2) расходов по выплате в соответствии с законодательством Российской Федерации пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", в части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными работникам страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на осуществление соответствующего вида деятельности, по договорам с работодателями в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством";

3) платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на осуществление соответствующего вида деятельности, в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Указанные платежи (взносы) уменьшают сумму единого налога, если сумма страховой выплаты по таким договорам не превышает определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации размера пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

2.1. Указанные в пункте 2 настоящей статьи страховые платежи (взносы) и пособия уменьшают сумму единого налога, исчисленную за налоговый период, в случае их уплаты в пользу работников, занятых в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог.

При этом сумма единого налога не может быть уменьшена на сумму указанных в настоящем пункте расходов более чем на 50 процентов.

Индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму единого налога на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ (ред. 03.12.2012))

3. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.

1. Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период статьей 289 настоящего Кодекса.

Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период.

Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода.

Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовые платежи не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога.

По итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода.

2. Российская организация или иностранная организация, осуществляющая деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство (налоговые агенты), выплачивающие доход иностранной организации, удерживают сумму налога из доходов этой иностранной организации, за исключением доходов в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (в отношении которых применяется порядок, установленный пунктом 4 настоящей статьи), при каждой выплате (перечислении) ей денежных средств или ином получении иностранной организацией доходов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Налоговый агент обязан перечислить соответствующую сумму налога не позднее дня, следующего за днем выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией.

3. Особенности уплаты налога налогоплательщиками, имеющими обособленные подразделения, устанавливаются статьей 288 настоящего Кодекса.

4. По доходам, выплачиваемым налогоплательщикам в виде дивидендов, а также процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, налог, удержанный при выплате дохода, перечисляется в бюджет налоговым агентом, осуществившим выплату, не позднее дня, следующего за днем выплаты.

Налог с доходов по государственным и муниципальным ценным бумагам, при обращении которых предусмотрено признание доходом, полученным продавцом в виде процентов, сумм накопленного процентного дохода (накопленного купонного дохода), подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 4 статьи 284 настоящего Кодекса у получателя доходов, уплачивается в бюджет налогоплательщиком - получателем дохода в течение 10 дней по окончании соответствующего месяца отчетного (налогового) периода, в котором получен доход, исходя из дат, признаваемых датами получения дохода в соответствии со статьями 271 и 273 настоящего Кодекса.

5. Вновь созданные организации уплачивают авансовые платежи за соответствующий отчетный период при условии, если выручка от реализации не превышала пять миллионов рублей в месяц либо пятнадцать миллионов рублей в квартал. В случае превышения указанных ограничений налогоплательщик начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором такое превышение имело место, уплачивает авансовые платежи в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи с учетом требований пункта 6 статьи 286 настоящего Кодекса.

Как разъяснено в Определении ВАС РФ от 25.03.2011 N ВАС-17750/10, положения статьи 287 НК РФ устанавливают правило о зачете уплаченных авансовых платежей в счет уплаты последующих авансовых платежей и налога на прибыль, исчисленного по итогам налогового периода, основывающееся на методе нарастающего итога.

Соответственно, в случае, когда налогоплательщиком не было заявлено требования о возврате излишне уплаченного авансового платежа, произведенного по итогам отчетного периода, данный платеж как результат финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика учитывается на дату окончания следующего отчетного и налогового периода.

Определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по налогу на прибыль производится налогоплательщиками в декларации, представляемой по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 4 статьи 289 НК РФ).

Суд указал, что налогоплательщик своевременно, 26.03.2007, представил в инспекцию декларацию по налогу на прибыль за 2006 год, указав к уменьшению суммы налога на прибыль, ранее исчисленные и уплаченные в федеральный и краевой бюджеты по итогам отчетных периодов, что и повлекло возникновение у него соответствующей переплаты, юридические основания для возврата которой по итогам его финансово-хозяйственной деятельности возникали с даты представления налоговой декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган. Соответственно, обращение 09.03.2010 в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на прибыль обществом осуществлено с соблюдением трехлетнего срока, установленного пунктом 7 статьи 78 НК РФ.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, отказ налогового органа, оформленный решением, противоречил положениям действующего налогового законодательства, что позволяло налогоплательщику обратиться в суд за защитой своего нарушенного права предусмотренными законом способами: как с требованием об оспаривании ненормативного правового акта, так и имущественным требованием о возврате излишне уплаченных сумм налога. В этом случае срок на обращение в суд должен исчисляться с момента нарушения прав и законных интересов налогоплательщика, своевременно предпринявшего попытку досудебного урегулирования спора с инспекцией.

Поскольку налогоплательщик обратился в суд 13.04.2010, его нарушенное право подлежало защите.

Вопрос начисления пеней на сумму авансовых платежей по налогу на прибыль организаций, уплаченных не в полном объеме или с нарушением установленных сроков уплаты, рассмотрен в письме Минфина России от 19.01.2010 N 03-03-06/1/9.

Постановлением Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 N 47 "О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование" арбитражным судам даны разъяснения по вопросам о порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, возникающим в судебной практике, в целях обеспечения единообразного подхода к их разрешению.

Так, в Постановлении Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 N 47 разъясняется, что, если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, судам необходимо исходить из того, что пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.

Данный порядок надлежит применять и в случае, если сумма авансовых платежей по налогу, исчисленных по итогам отчетного периода, меньше суммы авансовых платежей, подлежащих уплате в течение этого отчетного периода.

Письмом Минфина России от 18.10.2007 N 03-02-07/2-168 налоговым органам рекомендовано при применении пункта 3 статьи 58 и статьи 75 НК РФ учитывать вышеуказанное разъяснение Пленума ВАС РФ.

ФНС России в письме от 13.11.2009 N 3-2-06/127 разъяснила, что НК РФ предусматривает начисление пени на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей, не устанавливая каких-либо особенностей, а согласно Постановлению N 47 Пленума ВАС РФ пени, начисленные на авансовые платежи, подлежат пересчету, если эти авансовые платежи превысили сумму исчисленных платежей за отчетный период или исчисленного за год налога. При этом механизм пересчета не установлен.

В настоящее время налоговые органы при начислении пени на авансовые платежи применяют механизм ее расчета, действовавший до 01.01.2007. В частности, пени на суммы ежемесячных авансовых платежей до истечения отчетного периода не начисляются. После представления налоговой декларации за отчетный (налоговый) период пеня начисляется на несвоевременно уплаченные ежемесячные авансовые платежи, не превышающие авансовый платеж, исчисленный исходя из прибыли за последний квартал отчетного (налогового) периода.

То есть если согласно налоговой декларации за отчетный (налоговый) период сумма исчисленного за последний квартал авансового платежа меньше суммы начисленных ежемесячных авансовых платежей на этот квартал, то налоговый орган производит начисление пени на ежемесячные авансовые платежи за последний квартал отчетного (налогового) периода, принимая их (для расчета пени) в суммах не выше авансовых платежей за этот квартал.

Если по итогам за отчетный (налоговый) период сумма исчисленного за последний квартал авансового платежа равна или превышает сумму начисленных на этот же квартал ежемесячных авансовых платежей, то начисление пени при несвоевременной их уплате производится исходя из сумм начисленных ежемесячных авансовых платежей, которые налогоплательщик должен был уплатить в течение квартала.

ФНС России привела следующий пример.

Ежемесячные авансовые платежи организации на IV квартал 2008 г. составили 1700000 руб. По срокам уплаты 28.10.2008 и 28.11.2008 ежемесячные авансовые платежи в сумме 3400000 руб. уплачены своевременно, платеж по третьему сроку - 28.12.2008 не уплачивался. Согласно налоговой декларации за 2008 г. налог исходя из прибыли за IV квартал исчислен в размере 1600000 руб.

Для расчета пени ежемесячные авансовые платежи принимаются в сумме не выше 1600000 руб. или соответственно по указанным срокам уплаты: 533333 руб., 533333 руб. и 533334 руб.

При условии, что по состоянию на 01.10.2008 недоимки по налогу на прибыль организаций не имелось, а уплаченные платежи по срокам 28.10.2008 и 28.11.2008 в размере 3400000 руб. превысили сумму ежемесячных авансовых платежей, принимаемых для расчета пени (1600000 руб.), начисление пени в IV квартале 2008 г. не производится.

В связи со вступлением в силу с 01.01.2011 Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ изменились сроки перечисления налоговыми агентами сумм налогов, удерживаемых при выплате дохода. Налоговые агенты обязаны перечислять суммы налога не позднее дня, следующего за днем выплаты такого дохода. При этом налог, подлежащий уплате в федеральный бюджет, перечисляется в валюте РФ (абзац 2 пункта 2 статьи 287 и абзац 7 пункта 1 статьи 310 НК РФ).

Ранее существовало противоречие между нормой абзаца 7 пункта 1 статьи 310 НК РФ и положениями статьи 287 НК РФ в части срока на перечисление налоговым агентом в бюджет налога, удержанного с доходов иностранной организации.

Управление ФНС России по г. Москве в письме от 14.12.2005 N 20-12/92363 разъясняло, что налоговый агент обязан перечислить сумму налога, удержанного с доходов иностранной организации, в доход федерального бюджета в течение трех дней после дня выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией либо в валюте выплаты дохода, либо в валюте РФ по официальному курсу Банка России на дату перечисления налога.

Минфин России в письме от 31.12.2009 N 03-08-05 обратил внимание, что обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации. При этом пересчет суммы налога, исполненной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации осуществляется по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации на дату уплаты налога.

Подпунктом 5 пункта 3 статьи 45 НК РФ установлено, что обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня удержания сумм налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с НК РФ на налогового агента.

Учитывая изложенное, при применении вышеуказанных норм НК РФ следует исходить из того, что при уплате суммы налога, исчисленной в иностранной валюте, налоговый агент обязан осуществить пересчет в валюту Российской Федерации по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации на дату уплаты налога. Эту же дату следует использовать при заполнении раздела 1 налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, форма которого утверждена Приказом МНС России от 14.04.2004 N САЭ-3-23/286@.

В письме Минфина России от 13.10.2011 N 03-03-06/4/115 указано, что налог на прибыль с доходов, полученных от размещения средств компенсационного фонда, может быть уплачен саморегулируемой организацией не только за счет доходов, полученных от размещения средств компенсационного фонда.

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 25 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ" (АКТУАЛИЗАЦИЯ)
Ю.М. Лермонтов, 2012

Основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют. Как следует из оспоренных судебных актов, общество, исчисляющее ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль организаций на основании статьи 287 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) исходя из фактической прибыли, до срока, установленного статей 289 НК РФ (28.03.2015), а именно 25.02.2015.

При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями статей 54, 78, 81, 247, 272, 287, 289 Налогового кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о законности оспариваемого решения налогового органа, а потому отказали в удовлетворении заявленных требований.

Оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 78, 80, 81, 88, 287, 289 Налогового кодекса Российской Федерации, суды отказали обществу в удовлетворении требования, признав, что расходы уменьшающие доходы от реализации за 2008 год, заявлены впервые в уточненной декларации 23.12.2013 с нарушением срока, установленного пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом суды указали, что в рассматриваемом случае совершение действий по корректировке налоговых обязательств и предоставлению уточненной налоговой декларации не могут считаться моментом, когда налогоплательщик узнал о переплате налога.

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

В соответствии с законодательством «порядок исчисления налога» - это порядок определения сумм налоговых платежей по конкретному виду налогообложения; «порядок уплаты налога» - это порядок внесения или перечисления налоговых платежей в бюджет. Порядок исчисления и уплаты налога - одни из основных элементов налогообложения, которые должны быть определены в акте законодательства Российской Федерации о налогах и сборах для того, чтобы налог считался установленным. В статье 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации определен порядок исчисления и уплаты единого налога. В соответствии с данной статьей по итогам налогового периода налогоплательщиком самостоятельно определяется сумма налога как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 346.21 НК РФ налогоплательщики по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога (6%) и фактически полученных доходов, если в качестве объекта налогообложения выбраны доходы, и исходя из ставки налога (15%) и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, если в качестве объекта налогообложения выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей но налогу. По итогам налогового периода уплаченные авансовые платежи по единому налогу засчитываются в счет уплаты налога.

Согласно Федеральному закону от 31 декабря 2002 года №190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан» сумма исчисленного налога либо квартальных авансовых платежей уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Если объектом налогообложения являются доходы, то взносы на обязательное пенсионное страхование вычитаются из суммы начисленного налога и могут уменьшить ее максимум на 50 процентов. Однако если объектом налогообложения является разница между доходами и расходами, то эти взносы уменьшают налоговую базу, так как учитываются в составе расходов.

Пример 1.

Налогоплательщиком по итогам I квартала года исчислен авансовый платеж по единому налогу в сумме 10000 рублей. Сумма уплаченных им страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составила 5200 рублей.

В этом случае налогоплательщик уменьшает сумму исчисленного за I квартал авансового платежа по единому налогу лишь на 5000 рублей ((10000 рублей x 50 / 100) 3300 рублей).

Общая сумма платежей за отчетный период составит - 7000 рублей, в том числе:

сумма квартального авансового платежа по единому налогу - 3700 рублей (7000 - 3300);

сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 3300 рублей.

Если по взносам на обязательное пенсионное страхование установлено ограничение (не более 50% суммы налога), то суммы выплаченных пособий по временной нетрудоспособности могут быть приняты к вычету в полном объеме – в части, выплачиваемой за счет средств работодателя.

Вычеты производятся следующим образом: сумма исчисленного налога уменьшается на сумму взносов на обязательное пенсионное страхование (но не более чем на 50%), затем на суммы пособий по временной нетрудоспособности, выплаченных за счет средств работодателя.

Согласно статье 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №202-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год» максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности за полный календарный месяц, выплачиваемый за счет средств Фонда, не может превышать 12 480 рублей.. В районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности определяется с учетом этих коэффициентов. Следовательно, предел вычета на одного сотрудника за целый месяц – 12 480 рублей за вычетом одного минимального размера оплаты труда на месяц, который выплачивается за счет средств ФСС (обратите внимание на то, что первые два дня больничных оплачиваются работодателем).

Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки, причем уплата налога (авансовых платежей) производится согласно пункту 6 статьи 346.21 НК РФ по месту нахождения организации, либо по месту жительства предпринимателя.

«Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период пунктом 1 статьи 346.23 настоящего Кодекса» (пункт 7 статьи 346.21 НК).

для организаций - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;

для индивидуальных предпринимателей – не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог, исчисленный по итогам года, должен быть уплачен в эти же сроки.

Статьей 346.23 НК РФ установлен срок подачи деклараций по итогам отчетного периода - не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода и для организаций, и для индивидуальных предпринимателей. Авансовые платежи по налогу уплачиваются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, в эти же сроки, то есть не позднее 25 апреля, 25 июля, 25 октября.

Статьей 346.22 НК РФ установлено, что суммы единого налога зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов. Распределение производится в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Статьей 3 Федерального закона от 31 декабря 2002 года №191-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» в статью 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» внесен пункт 3, согласно которому организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, они ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ.

Организации, применяющие УСН, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством РФ о бухгалтерском учете.

Таким образом, организации, перешедшие на УСН, освобождаются от ведения бухгалтерского учета, кроме учета основных средств и нематериальных активов. Как же учитывать приобретение, амортизацию и списание основных средств и нематериальных активов при переходе на УСН? Согласно статье 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на:

- расходы на приобретение основных средств;

- расходы на приобретение нематериальных активов.

Для основных средств, приобретенных в период применения УСН, и для нематериальных активов начисление амортизации не предусмотрено. Их стоимость включается в расходы сразу в полном объеме. При этом момент признания расходов по приобретению нематериальных активов является общим для всех расходов и определен в статье 346.17 НК РФ - после фактической оплаты. Для основных средств моментом признания расходов, помимо фактической оплаты, является дата их ввода в эксплуатацию.

Некоторые организации ведут бухгалтерский учет на случаи:

· необходимости возврата к традиционной системе;

· для статистической отчетности;

· для внутреннего контроля (подотчетные лица);

· для определения налоговой базы по НДФЛ, ПФР;

· для расчета пособий по временной нетрудоспособности;

Если организация, применяющая УСН, собирается выплачивать дивиденды, а иначе зачем она создана как коммерческая, то бухгалтерский учет должен вестись. При начислении и выплате организацией, применяющей УСН, доходов в виде дивидендов другим организациям (применяющим обычный режим налогообложения) такая организация обязана в общеустановленном порядке удержать у источника выплаты налог по ставке 9 % - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами - налоговыми резидентами Российской Федерации; 15% - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций (статья 284 НК РФ) и внести его в доход федерального бюджета.

В соответствии со статьей 43 НК РФ дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения, по принадлежащим акционеру акциям пропорционально долям акционеров в уставном капитале организации. Статьей 42 Федерального закона от 26 декабря 1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» установлено, что источником выплаты дивидендов является прибыль общества после налогообложения. А чистая прибыль общества определяется по данным бухгалтерской отчетности. Таким образом, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения и выплачивающие доходы в виде дивидендов другим организациям, должны определять чистую прибыль в соответствии с правилами бухгалтерского учета. Данный вопрос был рассмотрен в Письме Минфина Российской Федерации от 11 марта 2004 года №04-02-05/3/19 «О порядке расчета чистой прибыли организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения», Письме Минфина Российской Федерации от 22 июля 2004 года №03-03-05/1/85.

Налогоплательщики, применяющие УСН, должны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для определения налоговой базы и суммы налога. Налоговый учет ведется в книге учета доходов и расходов (статья 346.24 НК РФ).

Таким образом, на основании анализа положений главы 26.2 НК РФ можно сделать вывод, что данная глава регламентирует порядок ведения налогового учета при УСН, однако не все хозяйственные операции могут быть включены в состав расходов. Кроме того, в книге учета доходов и расходов предпринимателями отражаются только те доходы и расходы, которые учитываются при определении налоговой базы по единому налогу, а организации, перешедшие на УСН, должны вести учет всех операций, а не только тех, которые учитываются при исчислении налоговой базы.

Налогоплательщики по истечении налогового (отчетного) периода представляют в налоговые органы налоговые декларации. В статье 346.23 НК РФ установлены сроки и место подачи деклараций. В соответствии с данной статьей сроки подачи деклараций по итогам отчетного периода одинаковы для организаций и для предпринимателей, а срок подачи декларации по итогам года для предпринимателей продлен на месяц по сравнению с организациями, что не совсем понятно, так как порядок определения доходов и расходов и исчисления налога одинаков как для организаций, так и для предпринимателей.

«Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками - организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют налоговые декларации в налоговые органы не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода».

Кроме того, статьей 346.22 НК РФ установлено, что налогоплательщики – организации представляют декларации в налоговые органы по месту своего нахождения, а налогоплательщики – индивидуальные предприниматели – по месту своего жительства.

В настоящее время согласно пункту 3 статьи 346.23 НК РФ форма налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Форма и порядок заполнения налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, утверждены Приказом МНС Российской Федерации от 21 ноября 2003 года №БГ-3-22/647 «Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и порядка ее заполнения». Данная форма и порядок заполнения налоговой декларации действуют, начиная с отчетности 2004 года.

Следует отметить, что Письмом МНС Российской Федерации от 16 февраля 2004 года №22-0-10/247@ «О разъяснении отдельных вопросов по порядку заполнения налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за налоговый период» разъяснен порядок заполнения раздела 2 налоговой декларации. Раздел 2.1 декларации заполняется только налогоплательщиками, выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, и получившими по итогам предыдущих налоговых периодов убытки.

Более подробно с вопросами, касающимися применения упрощенной системы налогообложения, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Упрощенная система налогообложения».

  • только для ИП
  • для юридических лиц
  • для ИП

Налог на профессиональный доход (НПД, самозанятые) - это специальный налоговый режим для физических лиц, при котором для ведения предпринимательской деятельности не требуется регистрация в качестве ИП.
При этом, индивидуальные предприниматели также вправе перейти на этот режим.

Главные плюсы налогового режима НПД (самозанятые):

Физические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие НПД:

  • не платят фиксированные страховые взносы "за себя";
  • не применяют онлайн-кассу;
  • не сдают отчетность;
  • самостоятельно регистрируются в качестве плательщиков НПД без посещения ИФНС;
  • платят налог с доходов, рассчитанный кассовым методом: 6% с поступлений от юрлиц, 4% - от физлиц;
  • Заказчик услуг самозанятого не платит за него страховые взносы и не удерживает НДФЛ в качестве налогового агента.

  • только для физических лиц и ИП;
  • выручка - до 2 400 000 рублей в год;
  • без наемных работников;
  • нельзя совмещать с другими режимами налогообложения (даже общим режимом для физлица, при котором платится НДФЛ);
  • есть виды деятельности, при которых нельзя применять НПД (422-ФЗ, статья 4, пункт 2, 422-ФЗ, статья 6 пункт 2 - подробности далее).

Не вправе применять налоговый режим НПД:
422-ФЗ, статья 4, пункт 2

1) лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

3) лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;

4) лица, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;

5) лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено пунктом 6 настоящей части;

6) лица, оказывающие услуги по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц, за исключением оказания таких услуг при условии применения налогоплательщиком зарегистрированной продавцом товаров контрольно-кассовой техники при расчетах с покупателями (заказчиками) за указанные товары в соответствии с действующим законодательством о применении контрольно-кассовой техники;

7) лица, применяющие иные специальные налоговые режимы или ведущие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

8) налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей.

Не признаются объектом налогообложения доходы:
422-ФЗ, статья 6, пункт 2

1) получаемые в рамках трудовых отношений;

2) от продажи недвижимого имущества, транспортных средств;

3) от передачи имущественных прав на недвижимое имущество (за исключением аренды (найма) жилых помещений);

4) государственных и муниципальных служащих, за исключением доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений;

5) от продажи имущества, использовавшегося налогоплательщиками для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

6) от реализации долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и производных финансовых инструментов;

7) от ведения деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;

8) от оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад;

10) от уступки (переуступки) прав требований;

11) в натуральной форме;

12) от арбитражного управления, от деятельности медиатора, оценочной деятельности, деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, адвокатской деятельности.

Читайте также: