Учетная политика для целей налогообложения на 2020 год бюджетное учреждение образец

Опубликовано: 10.05.2024

С 2021 года в бухгалтерском и налоговом учёте произошли изменения. Некоторые из них нужно отразить в учётной политике. Разбираемся, в каких случаях нужно изменить или дополнить учётную политику и что меняется в учёте с 2021 года.

Что такое учётная политика и зачем она нужна

Учётная политика — внутренний документ компании, на основании которого ведется бухучёт и рассчитываются налоги. В этом документе организация:

  • утверждает рабочий план счетов;
  • определяется с выбором правил, если закон предполагает разные варианты учёта;
  • определяет, кто подписывает первичные документы и прочее.

Если в каком-то законодательном акте явно не прописаны те или иные параметры учёта, формирования стоимости, организация самостоятельно их разрабатывает и закрепляет в учётной политике. Положения учётной политики регулируются Федеральным Законом № 402-ФЗ от 06.12.2001, ПБУ 1/2008 и Налоговым кодексом.

Как правило, учётную политику разрабатывает главный бухгалтер или сотрудник, отвечающий за бухучет и налогообложение. Утверждает руководитель и издаёт соответствующий приказ. Действующие организации составляют политику один раз и принимают до 31 декабря текущего года. Так, если вы планируете применять политику с 2022 года, нужно принять её не позднее 31 декабря 2021 года. Исключение — вновь созданные организации. Им нужно уложиться в 90 дней с момента регистрации компании. Для реорганизованных компаний действуют такие же сроки.

Разработанную учётную политику обычно применяют последовательно из года в год до тех пор, пока не возникнет необходимость внести изменения.

Когда надо менять учётную политику

Бухгалтерский и налоговый учёт служит разным целям. Бухучёт нужен для отражения хозяйственной деятельности предприятия. Налоговый учёт — для расчёта налогов. Организации сами решают, как утвердить учётную политику — как один документ или как два отдельных файла: политика для целей бухучёта и налогообложения.

Бухгалтерский учёт

Учетную политику можно изменить при следующих условиях (п. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  1. В законодательстве РФ изменились требования к бухгалтерскому учёту.
  2. Организация разработала другой способ ведения бухгалтерского учёта с целью повысить качество информации об объекте бухучёта.
  3. Существенно изменились условия деятельности экономического субъекта.

Все изменения в бухучёте начинают действовать с 1 января года, следующим за годом их утверждения (п. 12 ПБУ 1/2008). Это общее правило. Также можно внести изменения в течение года. Например, если изменилось законодательство в сфере бухучёта.

Изменения в учётной политике можно применять сразу после даты изменения или ретроспективно, то есть пересчитать изменения задним числом. Выбранный вариант нужно прописать в учётной политике.

Налоговый учёт

Поменять политику по налогообложению можно и в середине налогового периода, если:

  • изменилось законодательства о налогах и сборах;
  • компания стала вести новый вид деятельности (Письмо Минфина России от 03.07.2018 № 03-03-06/1/4575).

Бухгалтерский учёт: что изменится с 2021 года

  • Электронная сдача отчётности

Это касается всех налогоплательщиков. Малый бизнес ещё мог сдать бухотчётность в 2020 году в бумажном варианте. Но с 2021 года электронная бухотчётность становится обязательной для всех.

  • Применение ФСБУ 5/2019 вместо ПБУ 5/01

Новый ФСБУ 5/2019 «Запасы» обязаны использовать все компании, кроме бюджетных организаций и микроорганизаций, которые пользуются упрощённым бухучётом. С 2021 года все материалы, товары, готовую продукцию и незавершёнку нужно учитывать по новым правилам. В отчётности за 2021 год вместо ПБУ 5/01 используйте ФСБУ 5/2019 «Запасы» (ФСБУ 5/2019).

Каждая компания самостоятельно решает, как перейти на новый порядок: с проведением ретроспективного пересчёта всех оставшихся запасов или без такого пересчёта (п. 47 ФСБУ 5/2019). Эти условия перехода нужно прописать в учётной политике.

  • Разрешили к применению ФСБУ 6/2020

Учитывать основные средства по новому ФСБУ 6/2020 обязательно с 2022 г. Но организация может принять решение о досрочном применении нового стандарта.

Учётная политика для налогового учёта: что изменилось с 2021 года

Налог на прибыль

  • Обособленные подразделения

С 2021 года организации, у которых есть обособленные подразделения и которые применяют пониженные ставки налога на прибыль, должны определять долю прибыли для каждого обособленного подразделения отдельно по налоговой базе, сформированной для каждой специальной ставки. Поэтому, организациям следует просчитать, какой показатель выгоднее использовать — среднесписочная численность или расходы на оплату труда, и закрепить его в учётной политике.

  • Пониженные ставки по налогу на прибыль для ИТ-отрасли

С 1 января 2021 года начали действовать льготные налоговые ставки: 3% в федеральный бюджет и 0% в региональный. Также отменили «мгновенную амортизацию» для крупных ИТ-компаний. Со следующего года такие компании затраты на приобретение электронно-вычислительной техники учитывают в общем порядке.

  • Инвестиционный вычет по НИОКР

С 1 января 2021 года в инвестиционный налоговый вычет можно включить расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. До 90% можно отнести на уменьшение платежей в региональные бюджеты, а 10% — в федеральный бюджет. Право на вычет появляется в том отчётном периоде, когда завершены НИОКР или их отдельные этапы, либо подписан акт их сдачи-приёмки. Неиспользованная часть вычета может быть перенесена на будущее.

  • Сократили список операций, по которым ИТ-компании не платили НДС

Теперь льгота по освобождению от НДС касается тех компаний, которые внесли своё ПО и базы данных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Другие услуги, связанные с деятельностью в ИТ-сфере, от НДС не освобождаются.

Страховые взносы

  • Пониженные страховые ставки для ИТ-компаний.

С 2021 года действуют новые пониженные тарифы:

— 6% на обязательное пенсионное страхование;

— 1,5% на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

— 0,1% на обязательное медицинское страхование.

  • Льгота по социальным взносам для МСБ

Малому бизнесу продлили действие пониженных взносов с зарплаты свыше МРОТ по ставке 15% на 2021 год.

Имущественные налоги

  • Отменили декларации по транспортному и земельному налогам для организаций

Компании, у которых числится на балансе транспорт или земля, обязаны самостоятельно рассчитывать и платить налог. Налоговики тоже будут присылать уведомления, но отсутствие уведомления не снимает обязанности заплатить налог вовремя.

Как изменить положения в учётной политике

Чтобы внести изменения или дополнения в учётную политику, нужно:

  1. Разработать текст изменений или дополнений с обоснованиями. Если они касаются законодательства о налогах и сборах, желательно указать ссылку на статьи закона и дату вступления поправок в силу.
  2. Установить дату их вступления в силу. Например, 1 января следующего года.
  3. Утвердить изменения или дополнения отдельным приказом — заменить устаревшие положения и ввести новые.

Стандартной формы приказа нет, организации разрабатывают его в произвольной форме. Если изменений много, можно утвердить новую редакцию приказа.

Лайфхаки при составлении учётной политики

  • Не пишите лишнего. Указывайте только те регистры учёта, которыми организация действительно пользуется и исключите документы, если они лишние. Помните, что инспекторы при проверке вправе запросить все упомянутые формы учёта.
  • Не детализируйте излишне утверждённый план счетов. Не нужно утверждать всю аналитику. Она достаточно часто изменяется и может появиться несоответствие реального учёта и счетов по УП.
  • Не нужно составлять новую политику каждый год. Достаточно отредактировать пункты, которые изменились, исходя из актуальных требований и потребностей.

Санкции за отсутствие учётной политики

Требование о необходимости УП утверждено законом о бухучёте. Следовательно, можно применить ст. 126 НК РФ — штраф в 200 рублей, а также 300-500 рублей на руководителя по статье 15.6 КоАП РФ. Штрафы не единственное неприятное следствие отсутствия УП. К примеру, если УП нет, а способ учёта предполагает разные варианты, инспекторы при проверке расчёта налогов могут выбрать из предложенных вариантов тот, который выгоднее с точки зрения увеличения налога. А вот если у организации есть УП, исходить будут из её положений. Именно поэтому УП должна быть разработана со всей тщательностью.

image_pdf
image_print

Учётная политика включает в себя способы ведения учёта, а также формы первичных документов, используемых в компании. Руководство вправе отразить конкретный вид документов или способ учёта, если на законодательном уровне существуют несколько их вариантов. При этом компания должна неукоснительно соответствовать положениям, прописанным в учётной политике, иначе инспекторы в ходе проверки могут применить штрафные санкции. О том, как правильно составить учётную политику на 2021 год разберём в статье.

Понятие учётной политики

Учётная политика представляет собой внутренний нормативный документ организации, который содержит в себе способ ведения учёта, порядок отражения отдельных операций, а также формы первичной документации.

В документе отражается способ начисления амортизации, порядок расчёта резерва для выплаты отпускных, какие первичные документы используются при отгрузке товара и прочие важные аспекты ведения учёта.

Компания должна для себя определить, каких норм придерживаться для целей бухгалтерского или налогового учёта.

Так, например, при расчёте суммы амортизации в налоговом учёте допускается использовать амортизационную премию, которую можно списать на текущие расходы в размере 10%.

Согласно нормам бухгалтерского учёта, любая организация обязана создавать резервы по предстоящим отпускам, исключение составляют только малые предприятия, при этом сама методика расчёта резерва не установлена, поэтому компания может самостоятельно решить: производить расчёт персонально по каждому сотруднику или в целом по подразделениям.

Компания может для себя решить: использовать в учёте исключительно унифицированные бланки или самостоятельно разработать отдельные виды первичных документов. Например, график отпусков, штатное расписание и другая документация.

Положения учётной политики должны соответствовать следующим требованиям:

  • полнота отражения фактов хозяйственной жизни
  • своевременность отражения операций
  • соответствие оборотов аналитического и синтетического учёта по итогам каждого месяца

В учётной политике необходимо закрепить рабочий план счётов с перечнем счетов, которые компания будет использовать в учёте.

В случае если налоговое законодательство допускает применение нескольких способов учёта в отношении одной и той же операции, компания должна отразить в учётной политике один из них.

Компания должна строго соблюдать положения своей учётной политики, именно такой позиции придерживается Конституционный суд РФ в своём Определении от 12 мая 2005 года № 167-О.

Образец учётной политики

Порядок составления учётной политики

На законодательном уровне отсутствует чёткая регламентация по вопросу того, кто именно должен составлять учётную политику, а также о предъявляемых к ней требованиях.

В большинстве случаев ответственность ложится на главного (или единственного) бухгалтера компании, который отвечает за то, чтобы утверждённая учётная политика соответствовала нуждам организации, а также была грамотно оформлена.

Единственным требованием к компаниям является составление внутреннего приказа об утверждении учётной политики за подписью руководителя (ПБУ 1/2008). Его отсутствие может повлечь за собой финансовые санкции со стороны проверяющих органов, поскольку некоторые хозяйственные операции могут быть признаны неверно оформленными. Приказ составляется в свободной форме с указанием перечня лиц, ответственных за учётную политику, обязательным является наличие следующих реквизитов: номер, дата и подпись руководителя.

Как правило, учётную политику формируют раздельно для налогового и бухгалтерского учёта, где каждый раздел называется в соответствии с объектом или способом учёта: «Основные средства», «Заработная плата», «Способ калькуляции» и прочее.

Сроки утверждения учётной политики

Компания при начале своей деятельности утверждает учётную политику, которую она может придерживаться на протяжении всего периода хозяйствования вплоть до ликвидации или вносить необходимые корректировки по окончании отчётного или налогового периода.

Сроки утверждения отличаются для бухгалтерского и налогового учёта:

  • для целей бухгалтерского учёта – в течение 90 дней с момента регистрации или до 1 января при внесении изменений в ранее утверждённый документ (ПБУ 1/2008)
  • для учёта по НДС – до завершения первого отчётного периода, нормы распространяются на деятельность с момента создания (п.12 167 НК РФ)
  • для учёта по налогу на прибыль – сроки не определены, но применять нужно до завершения текущего налогового периода (ст. 313 НК РФ)

Вносить изменения в учётную политику допускается в следующих случаях:

  • новый вид деятельности или новые операции, ранее не перечисленные в учётной политике
  • внедрение новых поправок в налоговом законодательстве
  • смена способа ведения бухгалтерского учёта на более эффективный

Учётная политика в 2021 году

При составлении учётной политики на будущий год компании необходимо учесть следующие моменты:

  • в связи с отменой ЕНВД необходимо решить, какая система налогообложения будет использоваться в учёте, если выбор падёт на УСН, то до завершения 2020 года необходимо уведомить налоговую инспекцию о своём решении (см. подробнее На какой режим перейти после ЕНВД?)
  • с будущего года большее количество компаний сможет претендовать на применение УСН в связи с увеличением предельных значений обязательных лимитов
  • для субъектов МСП в 2021 году будут применяться пониженные ставки по страховым взносам для заработной платы свыше МРОТ, которые также влияют на размер резерва по отпускным
  • с будущего года разрешается придерживаться требований Федерального стандарта «Основные средства» вместо ПБУ6/01
  • IT-компании могут применять пониженную ставку по страховым взносам и налогу на прибыль (см. подробнее Налог на прибыль. Изменения на 2021 год)
  • изменился бланк путевого листа, в учётной политике необходимо отразить способ оформления: бумажный или электронный

16 февраля вступил в силу приказ Минфина России от 19 декабря 2019 г. № 243н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 274н “Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»”». Приказ зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2020 г. за № 57414.

Суть изменений

В новой редакции стандарта слова «организации государственного сектора» заменены на слова «государственные финансы». Также установлен порядок формирования единой учетной политики при централизации в случае передачи полномочий по ведению бухгалтерского учета и (или) составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Единая учетная политика при централизации

Формирование нормативной базы, необходимой для централизации бухучета, было начато еще в прошлом году.

Так, 26 июля 2019 г. Президентом РФ был подписан Федеральный закон № 247-ФЗ 1 о внесении изменений в Закон о бухгалтерском учете. В частности, изменениями установлено, что согласно пункту 1 статьи 7 Закона о бухучете бюджетным законодательством могут быть установлены случаи, когда ведение бухучета и хранение документов не будет организовывать руководитель экономического субъекта. А согласно пункту 3.1 этой статьи порядок передачи полномочий по ведению бухучета и представлению отчетности организациями бюджетной сферы устанавливается бюджетным законодательством РФ.

Положения статьи 7 Закона о бухучете перекликаются с изменениями в стандарт «Концептуальные основы» 2 , внесенные приказом Минфина России от 10 июня 2019 г. № 94н. Данные изменения устанавливают порядок формирования единой учетной политики централизованной бухгалтерией (ЦБ) в случае передачи учреждениями ей полномочий по ведению бухучета и составлению отчетности. Очевидно, что ЦБ будет самостоятельно разрабатывать свою учетную политику, которая станет единой для всех обслуживаемых ею учреждений. Руководитель учреждения вынужден будет принять условия ЦБ и вряд ли сможет как-то влиять на ее единую учетную политику.

В январе и феврале 2020 г. вступили в силу приказы Минфина России, которыми внесены изменения в федеральные стандарты бухучета для учреждений бюджетной сферы. Основная часть таких изменений носит технический характер. При этом большинство стандартов дополнено поправкой о ведении бухучета согласно требованиям единой учетной политики при централизации учета. Такие изменения внесены в следующие стандарты:

– «Непроизведенные активы» – приказом Минфина России от 10 декабря 2019 г. № 218н;

– «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» – приказом Минфина России от 13 декабря 2019 г. № 231н;

– «Долгосрочные договоры» – приказом Минфина России от 16 декабря 2019 г. № 235н;

– «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» – приказом Минфина России от 19 декабря 2019 г. № 243н;

– «Основные средства» – приказом Минфина России от 25 декабря 2019 г. № 253н;

– «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности» – приказом Минфина России от 25 декабря 2019 г. № 251н.

В 2018 г. Федеральным казначейством для ведения централизованного бюджетного учета федеральных органов исполнительной власти создано ФКУ «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России». В целях формирования единой учетной политики при централизации бюджетного учета федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений), обслуживаемых данным ФКУ, Федеральным казначейством изданы следующие приказы от 31 декабря 2019 г.:

– № 41н «Об утверждении Графика документооборота при централизации учета» (График документооборота состоит из 365 страниц и охватывает практически все возможные хозяйственные операции);

– № 40н «Об утверждении Рабочего плана счетов централизованного бухгалтерского учета и Порядка его применения».

Изменение учетной политики

а) изменения законодательства РФ о бухгалтерском учете, нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

б) формирования или утверждения субъектом учета новых правил (способов) ведения бухгалтерского учета, применение которых позволит представить в бухгалтерской (финансовой) отчетности релевантную и достоверную информацию;

в) существенного изменения условий деятельности субъекта учета, включая его реорганизацию, изменение возложенных на субъект учета полномочий и (или) выполняемых им функций.

Это требование данного федерального стандарта повторяет норму пункта 6 статьи 8 Закона о бухгалтерском учете.

В последние годы изменения законодательных актов и нормативных документов, регулирующих ведение бухучета, хотя и происходили с завидной регулярностью, но, как правило, они принципиально не влияли на сложившийся в государственных и муниципальных учреждениях порядок ведения бухучета. Однако с 1 января 2019 г. введено еще одно существенное положение. Теперь изменение 4 учетной политики в течение отчетного года, не связанное с изменением законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов, принятием и (или) изменением нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, производится по согласованию с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и с финансовым органом соответствующего публично-правового образования.

Таким образом, законодатель допускает изменение учетной политики в следующих двух случаях:

1) при изменении нормативной базы;

2) если оно не связано с изменением нормативной базы.

Очевидно, что в первом случае главный бухгалтер учреждения может самостоятельно внести изменения в учетную политику, а во втором – только после согласования с учредителем и финансовым органом.

Как уже было отмечено выше, в январе и феврале 2020 г. вступили в силу изменения в ряд федеральных стандартов учета. Это означает, что учетная политика каждого учреждения должна быть приведена в соответствие с новыми требованиями федеральных стандартов.

К сожалению, в федеральном стандарте учета «Учетная политика» не указан порядок внесения изменений в учетную политику. Нет соответствующих разъяснений в Методических рекомендациях по применению данного стандарта (письмо Минфина от 31 августа 2018 г. № 02-06-07/62480). Поэтому главный бухгалтер должен самостоятельно разработать порядок внесения таких изменений в учетную политику, закрепив его в локальном акте. 5

А. Шихов, ведущий эксперт «БиНО: Государственные и муниципальные учреждения»

Каждая организация, планируя свою работу на 2020 год, обязана внести изменения в учетную политику для целей бухгалтерского учета и налогообложения. Тем более, что уходящий 2019 год был богат законодательными новшествами, которые перекроили Налоговый кодекс, а также скорректировали и дополнили некоторые ПБУ. Расскажем о самых главных из них.

Налоговая учетная политика 2020

Все изменения, внесенные в Налоговый кодекс в текущем году и вступающие в силу в следующем, вы можете отразить в налоговой учетной политике на 2020 год.

Изменение метода начисления амортизации

С 1 января 2020 года перейти с одного метода амортизации на другой можно будет один раз в 5 лет. Это правило действует как при переходе с нелинейного метода на линейный, так и при переходе с линейного на нелинейный.

Напомним, что до 1 января 2020 года переход с нелинейного метода на линейный также был возможен не чаще одного раза в пять лет. А вот в отношении перехода с линейного на нелинейный метод ограничений не было.

Восстановление входного НДС при совмещении ОСН и ЕНВД

С 1 января 2020 года фирмы и ИП на ОСН, которые переходят на ЕНВД по отдельным видам деятельности, могут восстановить НДС по своему имуществу только после того, как начнут фактически использовать его во «вмененной» деятельности. Налог восстанавливают в периоде, когда имущество будет использоваться для целей ЕНВД (новая ред. пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

По правилам, действующим до 1 января 2020 года, восстанавливать НДС нужно было в том квартале, который предшествовал переходу, вне зависимости от фактического использования имущества для целей ЕНВД.

Реализация работ и услуг за границей - облагаемая НДС операция

С 1 июля 2019 года организации, выполняющие работы или оказывающие услуги за пределами территории РФ, и одновременно осуществляющие облагаемые НДС операции, могут не вести раздельный учет.

Если ранее из-за реализации работ и услуг за границей компания вела раздельный учет, она может исключить упоминание о не облагаемых НДС сделках из учетной политики.

Компании, выполняющие работы или оказывающие услуги не на территории РФ, могут получить возмещение входного НДС без начислений налога в бюджет. Это можно расценить как своеобразную нулевую ставку НДС, которую обычно заявляют при экспорте товаров.

Уплата НДФЛ налоговым агентом через обособленные подразделения

С 1 января 2020 года организации, имеющие несколько обособленных подразделений в одном городе или районе, могут выбрать одну инспекцию для уплаты НДФЛ по всем «обособкам», в том числе, и по головной фирме. Разумеется, если головная фирма расположена в том же муниципалитете.

Если компания решит воспользоваться такой возможностью, то нужно прописать это в налоговой учетной политике на 2020 год.

Самостоятельная уплата страховых взносов обособленными подразделениями

С 1 января 2020 года филиал организации может платить страховые взносы и сдавать РСВ за себя самостоятельно, только если у него открыт счет в банке (пп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ).

Если фирма не уполномочила ни одну из своих «обособок» начислять выплаты в пользу физлиц, она может продолжать платить взносы и сдавать отчетность по месту нахождения головного офиса.

Упрощен учет расходов на покупку недвижимости при УСН

С 29 сентября 2019 года учет УСН-расходов на покупку недвижимости, права на которые подлежат госрегистрации, упрощен. Расписка о подаче документов на госрегистрацию для учета стоимости недвижимых объектов в расходах уже не важна. И затраты на их приобретение можно списать по общим правилам. То есть, после ввода объектов в эксплуатацию исходя из оплаченных продавцам сумм.

Бухгалтерская учетная политика

Учетную политику разрабатывает главный бухгалтер и утверждает руководитель компании. Руководитель несет ответственность за организацию бухучета. За содержание же отчетности несет ответственность главный бухгалтер.

Учет в бухгалтерии теперь строго регламентирован

С 26 июля 2019 года главные бухгалтеры получили право требовать от всех сотрудников четкого выполнения своих требований, если они предъявлены в письменной форме. А лучшим доказательством невиновности главбуха может послужить письменное требование об устранении соответствующего нарушения или о необходимости представления в бухгалтерию определенных сведений (новая ред. ст. 15.15.6 КоАП РФ).

Рекомендуем установить в бухгалтерской учетной политике порядок предъявления главбухом письменных требований к сотрудникам, правила их выполнения, а также форму такого требования.

Изменены правила раскрытия сведений о прекращаемой деятельности

Приказом Минфина России от 5 апреля 2019 года № 54н внесены изменения в ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности».

В частности, введено новое понятие «Долгосрочные активы к продаже». Но если организация не использует внеоборотный актив временно, он не считается долгосрочным активом к продаже.

Организации обязаны применять новый порядок, начиная с бухгалтерской отчетности за 2020 год. В добровольном порядке применять новую редакцию ПБУ 16/02 можно и с отчетности за 2019 год.

В качестве приложения к учетной политике можно предусмотреть форму, в которой раскрыть информацию о долгосрочных активах к продаже. Кроме того, в рабочий план счетов можно добавить субсчета для учета операций с правом пользования активами и долгосрочными активами к продаже.

Вступают в силу новые правила работы с ПБУ 18/02

С 2020 года организации обязаны работать с ПБУ 18/02 по-новому. Новые правила можно добровольно применять с 2019 года. Тогда информацию об этом придется раскрыть в бухгалтерской отчетности за 2019 год.

Перечислим основные изменения:

  • скорректирован перечень временных разниц.;
  • при расчете чистой прибыли дополнительно считают отложенный налог на прибыль;
  • введены новые показатели в отчетность: расход и доход по налогу на прибыль;
  • добавлены правила расчета временных и постоянных разниц для участников консолидированной группы налогоплательщиков;
  • установлено, как отражать расход или доход по налогу на прибыль в отчете о финансовых результатах, а также какую информацию раскрывать в пояснениях.

Это вам поможет при составлении учетной политики:


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

До конца года осталось совсем немного времени. И пока не началась годовая отчетная кампания, бухгалтерам учреждений бюджетной сферы надо задуматься над формированием учетной политики на 2020 год.

Итоги первого применения

2019 год стал особенным: ведь впервые главные бухгалтеры автономных, бюджетных и казенных учреждений формировали учетную политику своих учреждений с учетом утвержденных федеральных стандартом бухгалтерского учета для госсектора. При этом своего рода «библией» по формированию учетной политики был стандарт «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (утв. приказом Минфина от 30.12.2017 № 274н), так же вступивший в силу с 1 января 2019 года.

Принято считать, что стандарт – это нечто неизменное, объективное, некая опора, на которой можно возводить разные конструкции, в том числе и нормативные. Однако в реальности оказалось все не так образцово и устойчиво. В течение года Минфин несколько раз вносил изменения в нормативные документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета и формирование отчетности.

Так, приказами от 28.02.2019 Минфин внес изменения в Инструкцию по бюджетной отчетности № 191н (приказ № 31н) и Инструкцию по бухгалтерской отчетности № 33н (приказ № 32н). Основные изменения тогда касались порядка составления и хранения отчетности в виде электронного документа. Затем эти положения Минфин продублировал приказами от 10.06.2019 года в стандарте «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» (приказ № 93н) и в стандарте «Концептуальные основы» (приказ № 94н).

В июле были внесены изменения в Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ о бухучете. Среди прочих очень важных для бухгалтера изменений, в новой редакции Закона о бухучете исчезло упоминание о «государственном секторе», а совокупность всех учреждений вновь стала именоваться «бюджетной сферой». После этого терминология Закона о бухучете перестала совпадать с терминами стандартов, написанных как раз для госсектора.

В октябре вступили в силу изменения в Инструкцию по формированию бюджетной отчетности № 191н, внесенные приказом Минфина от 20.08.2019 № 131н. Эти изменения в Инструкцию № 191н отчасти продублировали внесенные ранее поправки в стандарты «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» и «Концептуальные основы», но и установили порядок привлечения к административной ответственности за нарушение сроков сдачи бюджетной отчетности. Аналогичные изменения внесены приказом Минфина от 16.10.2019 № 166н в Инструкцию по бухгалтерской отчетности № 33н. В стадии проектов находятся и изменения в инструкции по учету для казенных, бюджетных и автономных учреждений, которые Минфин утвердит, вероятно, только в последние дни 2019 года.

Внесение изменений в нормативные документы – событие для бухгалтеров бюджетной сферы привычное. И все бы ничего, если бы не положения пункта 12 стандарта «Учетная политика», согласно которым необходимо корректировать учетную политику учреждения всякий раз при изменении законодательства РФ о бухгалтерском учете, нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Вряд ли такое положение стандарта предполагает столь регулярные в течение года изменения нормативной базы. Иначе бы у главных бухгалтеров не было другой заботы, кроме как следить за изменениями нормативной базы, чтобы откорректировать должным образом свои локальные акты. Тем более, что внесение изменения в них – дело непростое, требующее времени и соблюдения определенной процедуры. Но одно изменение законодательства все же должно было найти отражение в учетной политике учреждения в 2019 году.

Напомним, что с 26 июля 2019 года главные бухгалтеры получили право требовать от всех сотрудников учреждения четкого выполнения своих требований, если они предъявлены в письменной форме. Полученное главбухами право актуально в связи с новой редакцией статьи 15.15.6 КоАП РФ, установленной Федеральным законом от 29.05.2019 № 113-ФЗ. И теперь с 9 июня 2019 года главбух, как должностное лицо, может избежать административной ответственности за искажение показателей бухгалтерской отчетности, если докажет, что такое искажение допущено по вине других лиц. Об этом говорится в примечании 5 к ст. 15.15.6 КоАП РФ. А лучшим доказательством главбуха своей невиновности будет как раз письменное требование об устранении соответствующего нарушения или о необходимости представления в бухгалтерию определенных сведений.

Судебной практики по административным правонарушениям, в которых фигурирует требование главбуха в письменной форме, пока нет. Она появится, скорей всего в конце 2020 года. Однако, чтобы снизить риски привлечения главбуха к административной ответственности целесообразно в учетной политике на 2020 год предусмотреть:

Новые разделы в политике

С 1 января 2020 года вступают в силу еще несколько федеральных стандартов для учреждений бюджетной сферы. Большинство из них вводят новые объекты учета и требуют отражения в отчетности новых сведений. С такими объектами учета и сбором сведений бухгалтеры учреждений бюджетной сферы еще не сталкивались. Например, в следующем году должны появиться следующие объекты учета:

  • резервы: по претензиям и искам, по убыточным договорным обязательствам, по реструктуризации и др. (стандарт «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах», утв. приказом Минфина РФ от 30.05.2018 № 124н);
  • непроизведенные активы, по которым прогнозируется получение от его использования экономических выгод или полезного потенциала (стандарт «Непроизведенные активы», утв. приказ Минфина РФ от 28.02.2018 № 34н).


В отчетности за 2020 год бухгалтерам нужно будет указать сведения о юридических и физических лицах, на деятельность которых субъект отчетности способен оказывать влияние, а также лицах, способных оказывать влияние на деятельность субъекта отчетности, и об операциях со связанными сторонами (стандарт «Информация о связанных сторонах, утв. приказом Минфина РФ от 30.12.2017 № 277н).

Другими словами, главбух как раз пыталась донести суду мысль о том, что ей не было известно о наличии банковской гарантии, и она просто не могла знать о ней в силу отсутствия у нее такой обязанности. Однако суд все эти доводы отверг, и ей пришлось заплатить штраф в размере 10 000 рублей.

Чтобы не оказаться в такой ситуации главному бухгалтеру необходимо в самое ближайшее время провести среди сотрудников учреждения разъяснительную работу о требованиях федеральных стандартов, вступающих в силу с 1 января 2020 года. А затем в учетной политике на 2020 год предусмотреть, как минимум:

  • порядок извещения сотрудниками учреждения главного бухгалтера обо всех операциях с новыми объектами учета;
  • разработать формы учетных документов;
  • отразить в графике документооборота порядок представления в бухгалтерию соответствующих первичных учетных документов.

Будьте бдительны!

В следующем году Минфин России продолжит разработку федеральных стандартов учета для учреждений бюджетной сферы. Кроме того, согласно статье 21 Закона о бухучете должны появиться отраслевые стандарты учета. Разработкой этих стандартов теперь будет заниматься Совет по стандартам бухгалтерского учета государственных финансов. То есть в течение следующего года в законодательство и нормативные документы, регулирующие бухгалтерский учет бюджетной сферы, будут вноситься изменения. И с большой вероятностью можно предположить, что некоторые такие изменения обязательно должны найти свое отражение в учетной политике в течение 2020 года!

Читайте также: