Учет сотовой связи бухгалтерский учет и налогообложение

Опубликовано: 17.05.2024

Мобильная связь все глубже проникает во все сферы нашей жизни. В настоящее время с трудом можно представить деятельность организации без использования сотовой связи. Не секрет, что у каждого работника предприятия имеется мобильный телефон. В данной статье рассмотрим ситуацию, когда сотрудник организации использует личный телефон в служебных целях и каким образом при этом можно подтвердить расходы на мобильную связь

Согласно пп. 25 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации в составе прочих расходов налогоплательщика могут быть учтены расходы на приобретение услуг сотовой связи при условии, что такие расходы соответствуют критериям, установленным п. 1 ст. 252 Кодекса, в соответствии с которыми такие расходы должны быть экономически обоснованными и документально подтвержденными (Письмо УФНС РФ по г. Москве от 18.06.2009 № 16-15/061735).

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

При этом критерием экономической обоснованности затрат на приобретение услуг сотовой связи для целей налогообложения будет являться необходимость работника в соответствии с установленными в должностной инструкции обязанностями использовать сотовый телефон в служебных целях.

Для документального подтверждения данных расходов в организации должны храниться документы (или их заверенные в установленном порядке копии), подтверждающие право собственности работника на используемое имущество (заключенный с оператором сотовой связи договор об оказании услуг связи), а также документы, подтверждающие расходы, понесенные им при использовании имущества в служебных целях (детализированный отчет оператора сотовой связи, выписанный на физическое лицо). В отчете указываются все задействованные телефонные номера и стоимость каждого разговора.

При этом к детализированному отчету должны быть приложены расшифровки, составленные организацией в произвольной форме и заверенные руководителем, подтверждающие факт того, что конкретный телефонный номер принадлежит юридическому лицу (другому лицу), с которым у организации установлены (либо налаживаются) производственные связи.

Также для работников может быть установлен лимит расходов на использование сотовой связи, превышение которого подлежит возмещению организации работником за счет собственных средств. В этом случае сумма превышения работником установленного лимита будет учитываться в составе прочих расходов для целей налогообложения только после возмещения работником организации указанных затрат. При этом сумма возмещения, уплачиваемая работником, будет учитываться для целей налогообложения в доходах от реализации (Письмо Минфина РФ от 19.01.2009 № 03-03-07/2).

Если документы, подтверждающие производственный характер переговоров, проведенных сотрудниками по их личным мобильным телефонам, отсутствуют, такие переговоры рассматриваются как звонки частного характера и выплаченная сотрудникам компенсация не учитывается для целей налогообложения прибыли.

Налоговые споры

Размер денежной компенсации работникам расходов по оплате услуг сотовой связи должен соответствовать экономически обоснованным затратам, непосредственно связанным с производственной деятельностью организации. Действительно, если взглянуть на ст. 252 НК РФ, то одним из первых критериев оправданности тех или иных расходов является их экономическая обоснованность, и это не случайно, поскольку данный критерий является одним из основных источников споров с налоговыми органами.

Камнем преткновения, как правило, является расширительное толкование экономической обоснованности. Для примера приведем наиболее распространенные причины, по которым налоговики признают расходы необоснованными:

  • отсутствие доходов в налоговом (отчетном) периоде (игра в одни ворота - расходы есть, а доходов нет);
  • от понесенных расходов хозяйствующий субъект в конечном итоге получает убыток;
  • размер расходов не соответствует финансовому состоянию дел налогоплательщика;
  • произведенные расходы не связаны с основными видами деятельности предпринимателя и т.д.

На практике налоговики на местах очень часто оценивают экономическую обоснованность расходов только по субъективным представлениям о содержании и смысле деятельности того или иного хозяйствующего субъекта. Такие факторы, как сложившиеся отношения с контрагентами, рисковый характер предпринимательской деятельности и т.д., во внимание не принимаются. Однако арбитры по этому вопросу не раз указывали на то, что при оценке экономической обоснованности расходов необходимо исходить из конкретных обстоятельств предпринимательской деятельности налогоплательщика.

Довольно интересные заявления в отношении экономической обоснованности расходов делает Минфин в своих разъяснениях. В частности, в Письме от 22.10.2007 № 03-03-06/1/729 чиновники отметили, что в силу принципа свободы экономической деятельности (ч.1 ст. 8 Конституции РФ) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе опять же самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом обязанность осуществления проверки экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов возложена на налоговые органы (см. также Письма Минфина России от 20.11.2007 № 03-02-07/1-493, от 31.08.2007 № 03-03-06/1/629).

Личный телефон в служебных целях

Когда работники пользуются в служебных целях личными телефонами, то, как правило, они сами оплачивают счета операторов связи (поскольку договор с оператором сотовой связи заключен не с организацией, а именно с работником). В Письме УФНС России по г. Москве от 20.09.2006 № 20-12/83834.2 отмечено, что размер денежной компенсации расходов по оплате услуг сотовой связи должен соответствовать экономически обоснованным затратам, связанным с фактическим использованием имущества для целей трудовой деятельности. При подтверждении производственного характера разговоров выплаченную компенсацию оплаты услуг связи можно учесть в целях налогообложения прибыли. Для этого в организации должны храниться следующие документы (или их заверенные копии), выписанные на данное физическое лицо:

  • договор работника с сотовой компанией об оказании услуг связи;
  • документы, подтверждающие расходы, понесенные работником при использовании имущества в служебных целях (детализированный отчет оператора сотовой связи, выписанный на имя работника, с расшифровкой исходящих звонков и стоимостью каждого разговора).

По мнению контролирующих органов (Письма Минфина России от 27.07.2006 № 03-03-04/3/15, УФНС по г. Москве от 20.09.2006 № 20-12/83834.1), форма такого отчета должна содержать детализацию общей суммы платежа за предоставленные оператором сотовой связи услуги в разрезе отдельных субсчетов, открываемых по каждому числящемуся за налогоплательщиком абонентскому номеру, в том числе номера телефонов всех абонентов, даты и время переговоров, тарификацию услуги.

В Письме также говорится, что к косвенным доказательствам производственного характера расходов можно отнести письменное распоряжение (служебное задание) сделать звонки, а также отчет сотрудника-исполнителя о его результатах в письменной форме. Причем оба документа составляются в произвольной форме, но с указанием всех реквизитов, предусмотренных для первичных документов пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

А в Постановлении ФАС ПО от 09.11.2006 № А65-29284/2005-СА2-8 указано, что детализированный счет оператора связи не подтверждает экономическую обоснованность расходов, поскольку не раскрывает их содержание. Поэтому представление детализированного счета для подтверждения расходов необязательно.

В соответствии со ст. 188 Трудового кодекса РФ при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме. Денежная компенсация за использование сотового телефона, принадлежащего работнику, не облагается налогом на доходы физических лиц в пределах установленных организацией размеров (это подтверждается Письмом Минфина от 02.03.2006 № 03-05-01-04/43).

В бухгалтерском учете компенсация, выплачиваемая работнику за служебные звонки с личного сотового телефона, признается расходом по обычным видам деятельности (п. п. 5 и 7 ПБУ 10/99). Для обобщения информации о расчетах организации по компенсационным выплатам за использование имущества работников в служебных интересах целесообразно открыть одноименный субсчет к счету 73. Начисление компенсации отражается так:

Дебет 20 (25, 26, 44. ) Кредит 73, субсчет «Расчеты по компенсациям за использование имущества работников».

SIM-карта

В случае если SIM-карта принадлежит работнику, то счета за оказанные услуги связи оператор выставляет на имя физического лица. Их оплачивает работник. Подобные затраты нельзя признать экономически обоснованными и документально подтвержденными в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ. Поэтому они не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 49 ст. 270 НК РФ). Такие расходы не отражаются и в бухгалтерском учете, ведь оператор связи предъявляет счета не организации, а физическому лицу.

Фирма может заключить договор с оператором сотовой связи от своего имени. В этом случае затраты на услуги связи она вправе включить в расходы, если выполняются требования п. 1 ст. 252 НК РФ. Иными словами, SIM-карта должна быть установлена на мобильный телефон сотрудника, которому для осуществления должностных обязанностей необходима сотовая связь. Кроме того, организации нужны соответствующие подтверждающие документы (договор с оператором сотовой связи, детализированные счета за фактически оказанные услуги связи, ведомости передачи SIM-карт, должностные инструкции работников и иные документы).

В данной ситуации компания признает в составе прочих расходов не только стоимость услуг сотовой связи, но и затраты на приобретение SIM-карты. Основание - пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ. Расходы на покупку SIM-карты организация распределяет равномерно в течение периода подключения к сети либо иного срока, установленного ею самостоятельно (абз. 2 п. 1 ст. 272 НК РФ).

В бухгалтерском учете подобные затраты включаются в расходы по обычным видам деятельности согласно п. п. 5 и 7 ПБУ 10/99, то есть отражаются по дебету счета 20, 25, 26, 29 или 44. Если в договоре с оператором срок действия SIM-карты не ограничен, то ее стоимость учитывается по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов» и в дальнейшем списывается на затраты в течение периода, установленного организацией в бухгалтерской учетной политике.

Таким образом, если услуги сотовой связи, оказываемые непосредственно работникам организации, носят производственный характер и организация может документально подтвердить их (в том числе распорядительными документами организации о порядке использования личных мобильных телефонов для производственных нужд), то компенсация этим работникам оплаты указанных услуг учитывается в целях налогообложения прибыли.

Е. В. Матвеева - Услуги сотовой связи: бухгалтерский и налоговый учет

Популярные авторы

Популярные книги

Четкая иерархия перепродавцов услуг сотовой связи обеспечивается самим типом рыночной структуры, сложившейся в этой сфере экономики. Операторские компании-олигополии упрочили свое положение на рынке за счет отсутствия поля для широкой конкуренции и жесткого единоличного контроля над каналами сбыта. Ограниченный выбор поставщиков услуг связи на сегодняшний день ставит мелкого продавца в очень невыгодные условия: жесткий диктат по вертикали не дает посредникам в области сотовой связи достаточной свободы экономического маневрирования, а зачастую и принуждает посредника совершать действия, которые наносят прямые убытки его хозяйственной деятельности. В частности, так было с рекламными акциями, проводимыми в марте 2005 г. филиалом ОАО «ВымпелКом» в Саратове, когда при подключении абонентов к сети «Билайн GSM» последним в подарок выдавалась карта оплаты номиналом 1 долл. Предполагалось, что оплачиваться карта будет из средств, получаемых в виде вознаграждения дилерскими компаниями ОАО «ВымпелКом». Однако дилерские компании не стали брать на себя это финансовое бремя и в приказном порядке переложили это на плечи более мелких посредников – субдилеров, формально заставив подписать дополнительное соглашение к договору. Последние громко возмущаться не стали, ибо потеря субдилерства может обойтись дороже.

Таким образом, к сожалению, некоторые некорректные приемы сотрудничества свойственны и рынку продавцов услуг сотовой связи, они отличают его от рынков, на которых реализуются другие виды товаров и услуг.

3. Налоговые режимы, применяемые в организациях, оказывающих услуги операторов сотовой связи

Виды предпринимательской деятельности, осуществляемые в салонах сотовой связи

В соответствии с российским законодательством о налогах и сборах в налоговой системе нашей страны можно выделить пять налоговых режимов, применять которые могут юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации. Условно эти режимы можно разделить на две группы:

1) общий режим налогообложения, предусматривающий общий порядок исчисления и уплаты федеральных, региональных и местных налогов в соответствии с Налоговым кодексом РФ, законами субъектов РФ о налогах и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах;

2) специальные налоговые режимы, включающие в себя особые способы исчисления и уплаты налогов, в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации. Согласно ст. 18 НК РФ в число специальных налоговых режимов входят:

а) система налогообложения для сельскохозяйственных производителей;

б) упрощенная система налогообложения;

в) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов предпринимательской деятельности;

г) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Из всех вышеназванных налоговых режимов организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере реализации услуг сотовой связи, могут применять только три налоговых режима: общую систему налогообложения, упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Выбор того или иного налогового режима зачастую зависит не только от желания налогоплательщика сэкономить свои деньги и не всегда представляется делом добровольным. В большинстве случаев выбор налогового режима является просто необходимостью, к которой понуждает закон в зависимости от тех или иных экономических и хозяйственных показателей (выручки, стоимости активов, численности персонала и т. д.), от правовых основ существования налогоплательщика (его статуса, состава учредителей, организационной структуры и т. п.), от вида предпринимательской деятельности, которую осуществляет данная организация (индивидуальный предприниматель).

Так, если организация (индивидуальный предприниматель) занимается деятельностью, связанной с оказанием услуг операторов сотовой связи, т. е. взимает с населения платежи и реализует SIM-карты, карты экспресс-оплаты за услуги сотовой связи, то вне зависимости от того, является ли она агентом оператора, его дилером или самим оператором (его филиалом), такая организация (индивидуальный предприниматель) не вправе применять налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов предпринимательской деятельности в части реализации данного вида услуг. Такую точку зрения окончательно подтвердили специалисты Минфина России в своем Письме от 16.09.2004 г. № 03-06-05-04/22. Дело в том, что очень долгое время среди специалистов, налогоплательщиков и представителей налоговых органов велись споры о том, можно ли считать реализацию покупателям карт экспресс-оплаты за пользование услугами сети Интернет и мобильной связью за наличный расчет через салоны сотовой связи розничной торговлей или нет. Подходят ли SIM-карты и карты экспресс-оплаты под определение товара? В зависимости от ответа на этот вопрос нужно было решить, попадают ли под обложение единым налогом на вмененный доход доходы от реализации таких карт или их следует облагать в соответствии с упрощенной или обычной системой налогообложения. Данный спор имел широкий резонанс, ибо касался не только салонов сотовой связи, но и всех остальных торговых организаций, реализующих услуги операторов сотовой связи покупателям за наличный расчет. Ведь любая торговая точка может иметь в продаже карты предварительной оплаты этих услуг: и продуктовым, и промтоварным магазинчикам, и торговым павильончикам, реализующим канцтовары, фототовары, сотовые телефонные аппараты, не запрещено в качестве сопутствующего товара продавать карты оплаты телефонных услуг и интернет-карты. А ведь такие магазинчики и павильончики обычно применяют «вмененку». Неужели из-за естественного желания как-то расширить свой ассортимент и заработать немного денег им придется вести раздельный учет и усложнить тем самым существование своей маленькой фирмы? Как быть в такой ситуации? Сторонники того мнения, что карты экспресс-оплаты, равно как и SIM-карты, все-таки стоит считать товаром, аргументировали свою позицию следующим образом. Если клиент покупает карту предварительной оплаты услуг сотовой связи или интернет-карту напрямую у оператора или его представителя, то такая реализация считается возмездным оказанием услуг, поскольку, по логике вещей, оператор связи именно оказанием услуг и занимается. Но, если в дело вмешивается посредник (перепродавец или дилер), который никаких услуг связи не оказывает, а лишь перепродает пластиковые карточки и SIM-карты, то для него они являются именно товаром, а не чем-то иным, ибо посредник приобрел эти карты у поставщика по договору купли-продажи, а не возмездного оказания услуг, причем приобрел их с целью дальнейшей перепродажи. А ведь согласно п. 2 Положения по бухгалтерскому учету 5/01 «Учет материально-производственных запасов» к товарам относятся такие материально-производственные запасы, которые были приобретены с целью их дальнейшей перепродажи. Сама же фирма-продавец может их купить или получить на иных основаниях (безвозмездно или на условиях последующей оплаты (после реализации) и т. п.) от сторонних организаций, в нашем случае либо от самого оператора, либо от его регионального дилера. Кроме того, самим Налоговым кодексом Российской Федерации понятие «товар» определяется как любое имущество, которое фирма реализует или планирует реализовать (п. 3 ст. 38 НК РФ). Таким образом, выкупленные посредником у поставщика карты экспресс-оплаты и SIM-карты вполне соответствуют определению товара в соответствии с ПБУ 5/01 и Налоговым кодексом РФ, а значит, торгуя ими за наличный расчет, организация или индивидуальный предприниматель может применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД).

По мнению сторонников вышеприведенной точки зрения, продавец карточек может потерять право на применение системы налогообложения в виде ЕНВД только в том случае, если он заключит с оператором связи, выступающим в качестве принципала, агентский договор на реализацию таких карт, и будет действовать от имени и за счет принципала. И только в этом случае агент-налогоплательщик вынужден будет платить налоги по общей или упрощенной системе налогообложения.

Но даже если карты оплаты телефонных услуг, включая и SIM-карты, а также интернет-карты не считать товаром, то деятельность по их реализации все равно попадает под определение розничной торговли. Ведь если точно следовать определениям, приведенным в ст. 346.27

Налогового кодекса Российской Федерации, то в целях применения гл. 26.3 настоящего Кодекса «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» под розничной торговлей понимается не только торговля товарами за наличный расчет, но и оказание услуг покупателям за наличный расчет, чем, впрочем, и занимаются продавцы вышеперечисленных карт, если считать, что их деятельность относится не к торговле, а к сфере оказания услуг. Получается, что и в этом случае продавцы, реализующие карты экспресс-оплаты, SIM-карты и интернет-карты в качестве услуг связи, также имеют право на применение «вмененки».

Однако в решении этого вопроса все-таки не было однозначного ответа, в том числе и в арбитражной практике 2003–2004 гг. В одних постановлениях арбитражные суды отказывали картам экспресс-оплаты и интернет-картам в статусе товара и запрещали продавцам торговать ими, находясь на «вмененке», в других – указывали, что такие карточки отвечают по своей сути всем требованиям товара, а значит, доход их реализации правомочно облагать единым налогом на вмененный доход.

Письмо Минфина России от 16.09.2004 г. № 03-06-05-04/22 поставило официальную и пока окончательную точку в этом споре, разъяснив, что реализацию карточек экспресс-оплаты за пользование Интернетом и мобильной связью все же нельзя приравнивать к розничной торговле и облагать доходы, полученные от их реализации, по «вмененной» схеме налогообложения не следует. Ведь, как считают специалисты Минфина России, карточки экспресс-оплаты телефонных услуг и интернет-карты по своей природе не являются товаром вне зависимости от того, кем они реализуются и на каких условиях. Пластиковые карты, предназначенные для продажи самим оператором, его представителем или уполномоченным лицом, в том числе агентом или комиссионером, по мнению специалистов Минфина РФ, являются лишь средством предварительной (авансовой) оплаты еще не оказанных услуг телефонной связи. К этой же категории эксперты относят и SIM-карты, продажа которых означает реализацию услуг по предоставлению доступа к телефонной сети определенного оператора.

С позиций логики здесь можно поспорить с официальной точкой зрения, высказанной Министерством финансов РФ. В данном Письме при определении понятия «карта оплаты телефонных услуг» сотрудники Минфина России прибегают к терминологии Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.09.1997 г. № 1235. Но стоит отметить, что данные Правила, как указывалось выше, не распространялись на сферу деятельности по оказанию услуг подвижной, в том числе и сотовой, связи. В настоящее время эти Правила утратили законную силу в связи с вступлением новых. А новые Правила оказания услуг связи такого определения уже не содержат. Так, согласно Правилам оказания услуг подвижной связи, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 г. № 328, под картой оплаты услуг подвижной связи следует понимать средство, позволяющее абоненту инициировать вызов, идентифицировав абонента перед оператором как плательщика в сети подвижной связи. Карта оплаты содержит лишь закодированную определенным способом информацию, используемую для доведения до оператора сведений об оплате услуг подвижной связи. Как видим, в новых Правилах карта экспресс-оплаты не определяется как средство авансового платежа, не называется средством предварительной оплаты.

Однако позицией Минфина России нельзя пренебречь, поскольку именно за этим ведомством в нашей стране закреплено приоритетное право давать налогоплательщику письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах. Подобной работой в российском Минфине занимается специальный отдел в Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики. Иными словами, раз правоприменение законодательства о налогах и сборах является прерогативой Минфина РФ, последнее слово по всем разъяснениям налогоплательщику будет оставаться за представителями именно этого ведомства.

Следовательно, торговать телефонными картами, оставаясь на «вмененке», нельзя. Поэтому если организация или индивидуальный предприниматель осуществляют деятельность, попадающую под налогообложение ЕНВД, занимаясь розничной торговлей различными товарами, а также продает карточки экспресс-оплаты сотовых и интернет-услуг, то у такого налогоплательщика получается два вида деятельности, по которым необходимо вести раздельный учет. При этом один вид деятельности (розничная торговля) попадает под налогообложение ЕНВД, а другой (получение предоплаты за услуги телефонной связи) облагаться ЕНВД не может.

Таким образом, деятельность по продаже карт экспресс-оплаты и интернет-карт должна облагаться либо в соответствии с общим режимом налогообложения, либо по правилам упрощенной системы налогообложения.

Напомним, что все это касается тех ситуаций, когда налогоплательщик реализует пластиковые карты покупателям за наличный расчет. Если же расчеты осуществляются по «безналу», ни о какой «вмененке» говорить и не приходится, ибо реализация любых товарно-материальных ценностей за безналичный расчет подлежит налогообложению в общем порядке или в соответствии с правилами применения упрощенной системы (если экономические показатели позволяют налогоплательщику использовать этот налоговый режим).

Организации, оказывающие услуги сотовой связи и находящиеся на общем режиме налогообложения, в обязательном порядке при условии наличия объекта налогообложения уплачивают:

1) федеральные налоги:

а) налог на добавленную стоимость;

б) налог на прибыль;

в) единый социальный налог;

2) региональные налоги:

а) налог на имущество организаций;

б) транспортный налог;

3) местные налоги:

а) земельный налог;

б) налог на рекламу.

Индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги сотовой связи и находящиеся на общем режиме налогообложения, в обязательном порядке при условии наличия объекта налогообложения уплачивают:

Ведение бухгалтерского учета — от 5 000 Р в месяц
Консультация — бесплатно

Сегодня практически любая компания или ИП пользуется услугами связи. Причем большую долю среди этих расходов занимает мобильная связь, которая позволяет быстро решать любые рабочие вопросы. А раз данный вид расходов в обязательном порядке присутствует в бюджете организации, значит, возникает необходимость их отражения в бухгалтерском учете. А вот тут возникает ряд нюансов и сложностей, которые бухгалтер обязательно должен учитывать в своей работе.

Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение

Услуги мобильной связи в бухгалтерском учете относятся к расходам по обычным видам деятельности. Обеспечить сотрудников услугами сотовой связи можно 2 способами:

  • Заключить договор с сотовым оператором для оказания услуг корпоративной мобильной связи;
  • Компенсировать расходы, которые несет сотрудник на мобильную связь. При этом договор с оператором связи будет заключен от лица сотрудника, ему же будет принадлежать сим-карта, но при этом звонки должны осуществляться в служебных целях.

Все существенные условия использования мобильной связи в служебных целях должны быть отражены в локальном нормативном акте: приказе или положении. Необходимость пользования сотовым телефоном можно закрепить и в должностных инструкциях сотрудников, прописав в них разъездной характер работ.

Оплата услуг связи в налоговом учете относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. При этом для подтверждения расходов на услуги связи для налоговой инспекции необходимо иметь:

  • Утвержденный перечень должностей сотрудников, которые используют мобильную связь в служебных целях;
  • Договор с оператором связи;
  • Детализированные счета оператора связи.

Что касается детализации счетов, то вопрос с ее обязательностью неоднозначен. Минфин в своих письмах требует ее иметь, а вот суды в большинстве случаев не рассматривают отсутствие детализации как основание для неприятия расходов на сотовую связь к налоговому учету. Однако бухгалтер обязательно должен иметь в виду, что если детализация все-таки имеется, то сотрудник налоговой обязательно подвергнет ее проверке. Все личные разговоры сотрудников должны быть четко исключены из расходов.

Нередки случаи, когда у сотрудника подключен безлимитный тариф. При этом для целей налогообложения будут учитываться только расходы в пределах лимита, установленного приказом руководителя для данного работника. А вот стоимость разговоров сверх лимита, даже если они были совершены в служебных целях, не уменьшает налогооблагаемую прибыль.

Часть звонков может производиться в нерабочее время. При этом их можно учесть для целей налогообложения, однако необходимо подтвердить производственный характер данных разговоров. В качестве подтверждения может выступать, например, отчет сотрудника с указанием номеров контрагентов, с которыми он общался, и целей звонков.

Особое внимание в бухучете стоит уделить не только учету самих услуг связи, но и учету телефонов и сим-карт. Они могут закупаться работодателем и выдаваться сотрудникам во временное пользование. Есть также вариант, когда работники пользуются своими личными телефонами и сим-картами, и тогда работодатель может выплачивать компенсацию за использование личного имущества в служебных целях. При этом с работником стоит заключить договор аренды с указанием размера компенсации. А вот в случае, когда на балансе организации нет сотовых телефонов, а использование телефонов сотрудников документально не оформлено, могут возникнуть проблемы с правомерностью принятия расходов на сотовую связь.

Вести бухучет грамотно поможет компания «Аудит ПРО»

Учет затрат на услуги связи в бухучете только кажется простым. На самом деле именно к этой статье у налоговой бывает масса вопросов. Компания «Аудит ПРО» имеет огромный практический опыт ведения бухгалтерского учета, что позволяет нашей компании быть компетентной в самых сложных вопросах, к которым, безусловно, относится учет услуг связи. Мы оказываем юридические и бухгалтерские консультации, поможем грамотно оформить документы и наладить процесс принятия к учету расходов на услуги связи.

Е. В. Матвеева - Услуги сотовой связи: бухгалтерский и налоговый учет

Популярные авторы

Популярные книги

Четкая иерархия перепродавцов услуг сотовой связи обеспечивается самим типом рыночной структуры, сложившейся в этой сфере экономики. Операторские компании-олигополии упрочили свое положение на рынке за счет отсутствия поля для широкой конкуренции и жесткого единоличного контроля над каналами сбыта. Ограниченный выбор поставщиков услуг связи на сегодняшний день ставит мелкого продавца в очень невыгодные условия: жесткий диктат по вертикали не дает посредникам в области сотовой связи достаточной свободы экономического маневрирования, а зачастую и принуждает посредника совершать действия, которые наносят прямые убытки его хозяйственной деятельности. В частности, так было с рекламными акциями, проводимыми в марте 2005 г. филиалом ОАО «ВымпелКом» в Саратове, когда при подключении абонентов к сети «Билайн GSM» последним в подарок выдавалась карта оплаты номиналом 1 долл. Предполагалось, что оплачиваться карта будет из средств, получаемых в виде вознаграждения дилерскими компаниями ОАО «ВымпелКом». Однако дилерские компании не стали брать на себя это финансовое бремя и в приказном порядке переложили это на плечи более мелких посредников – субдилеров, формально заставив подписать дополнительное соглашение к договору. Последние громко возмущаться не стали, ибо потеря субдилерства может обойтись дороже.

Таким образом, к сожалению, некоторые некорректные приемы сотрудничества свойственны и рынку продавцов услуг сотовой связи, они отличают его от рынков, на которых реализуются другие виды товаров и услуг.

3. Налоговые режимы, применяемые в организациях, оказывающих услуги операторов сотовой связи

Виды предпринимательской деятельности, осуществляемые в салонах сотовой связи

В соответствии с российским законодательством о налогах и сборах в налоговой системе нашей страны можно выделить пять налоговых режимов, применять которые могут юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации. Условно эти режимы можно разделить на две группы:

1) общий режим налогообложения, предусматривающий общий порядок исчисления и уплаты федеральных, региональных и местных налогов в соответствии с Налоговым кодексом РФ, законами субъектов РФ о налогах и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах;

2) специальные налоговые режимы, включающие в себя особые способы исчисления и уплаты налогов, в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации. Согласно ст. 18 НК РФ в число специальных налоговых режимов входят:

а) система налогообложения для сельскохозяйственных производителей;

б) упрощенная система налогообложения;

в) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов предпринимательской деятельности;

г) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Из всех вышеназванных налоговых режимов организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере реализации услуг сотовой связи, могут применять только три налоговых режима: общую систему налогообложения, упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Выбор того или иного налогового режима зачастую зависит не только от желания налогоплательщика сэкономить свои деньги и не всегда представляется делом добровольным. В большинстве случаев выбор налогового режима является просто необходимостью, к которой понуждает закон в зависимости от тех или иных экономических и хозяйственных показателей (выручки, стоимости активов, численности персонала и т. д.), от правовых основ существования налогоплательщика (его статуса, состава учредителей, организационной структуры и т. п.), от вида предпринимательской деятельности, которую осуществляет данная организация (индивидуальный предприниматель).

Так, если организация (индивидуальный предприниматель) занимается деятельностью, связанной с оказанием услуг операторов сотовой связи, т. е. взимает с населения платежи и реализует SIM-карты, карты экспресс-оплаты за услуги сотовой связи, то вне зависимости от того, является ли она агентом оператора, его дилером или самим оператором (его филиалом), такая организация (индивидуальный предприниматель) не вправе применять налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов предпринимательской деятельности в части реализации данного вида услуг. Такую точку зрения окончательно подтвердили специалисты Минфина России в своем Письме от 16.09.2004 г. № 03-06-05-04/22. Дело в том, что очень долгое время среди специалистов, налогоплательщиков и представителей налоговых органов велись споры о том, можно ли считать реализацию покупателям карт экспресс-оплаты за пользование услугами сети Интернет и мобильной связью за наличный расчет через салоны сотовой связи розничной торговлей или нет. Подходят ли SIM-карты и карты экспресс-оплаты под определение товара? В зависимости от ответа на этот вопрос нужно было решить, попадают ли под обложение единым налогом на вмененный доход доходы от реализации таких карт или их следует облагать в соответствии с упрощенной или обычной системой налогообложения. Данный спор имел широкий резонанс, ибо касался не только салонов сотовой связи, но и всех остальных торговых организаций, реализующих услуги операторов сотовой связи покупателям за наличный расчет. Ведь любая торговая точка может иметь в продаже карты предварительной оплаты этих услуг: и продуктовым, и промтоварным магазинчикам, и торговым павильончикам, реализующим канцтовары, фототовары, сотовые телефонные аппараты, не запрещено в качестве сопутствующего товара продавать карты оплаты телефонных услуг и интернет-карты. А ведь такие магазинчики и павильончики обычно применяют «вмененку». Неужели из-за естественного желания как-то расширить свой ассортимент и заработать немного денег им придется вести раздельный учет и усложнить тем самым существование своей маленькой фирмы? Как быть в такой ситуации? Сторонники того мнения, что карты экспресс-оплаты, равно как и SIM-карты, все-таки стоит считать товаром, аргументировали свою позицию следующим образом. Если клиент покупает карту предварительной оплаты услуг сотовой связи или интернет-карту напрямую у оператора или его представителя, то такая реализация считается возмездным оказанием услуг, поскольку, по логике вещей, оператор связи именно оказанием услуг и занимается. Но, если в дело вмешивается посредник (перепродавец или дилер), который никаких услуг связи не оказывает, а лишь перепродает пластиковые карточки и SIM-карты, то для него они являются именно товаром, а не чем-то иным, ибо посредник приобрел эти карты у поставщика по договору купли-продажи, а не возмездного оказания услуг, причем приобрел их с целью дальнейшей перепродажи. А ведь согласно п. 2 Положения по бухгалтерскому учету 5/01 «Учет материально-производственных запасов» к товарам относятся такие материально-производственные запасы, которые были приобретены с целью их дальнейшей перепродажи. Сама же фирма-продавец может их купить или получить на иных основаниях (безвозмездно или на условиях последующей оплаты (после реализации) и т. п.) от сторонних организаций, в нашем случае либо от самого оператора, либо от его регионального дилера. Кроме того, самим Налоговым кодексом Российской Федерации понятие «товар» определяется как любое имущество, которое фирма реализует или планирует реализовать (п. 3 ст. 38 НК РФ). Таким образом, выкупленные посредником у поставщика карты экспресс-оплаты и SIM-карты вполне соответствуют определению товара в соответствии с ПБУ 5/01 и Налоговым кодексом РФ, а значит, торгуя ими за наличный расчет, организация или индивидуальный предприниматель может применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД).

По мнению сторонников вышеприведенной точки зрения, продавец карточек может потерять право на применение системы налогообложения в виде ЕНВД только в том случае, если он заключит с оператором связи, выступающим в качестве принципала, агентский договор на реализацию таких карт, и будет действовать от имени и за счет принципала. И только в этом случае агент-налогоплательщик вынужден будет платить налоги по общей или упрощенной системе налогообложения.

Но даже если карты оплаты телефонных услуг, включая и SIM-карты, а также интернет-карты не считать товаром, то деятельность по их реализации все равно попадает под определение розничной торговли. Ведь если точно следовать определениям, приведенным в ст. 346.27

Налогового кодекса Российской Федерации, то в целях применения гл. 26.3 настоящего Кодекса «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» под розничной торговлей понимается не только торговля товарами за наличный расчет, но и оказание услуг покупателям за наличный расчет, чем, впрочем, и занимаются продавцы вышеперечисленных карт, если считать, что их деятельность относится не к торговле, а к сфере оказания услуг. Получается, что и в этом случае продавцы, реализующие карты экспресс-оплаты, SIM-карты и интернет-карты в качестве услуг связи, также имеют право на применение «вмененки».

Однако в решении этого вопроса все-таки не было однозначного ответа, в том числе и в арбитражной практике 2003–2004 гг. В одних постановлениях арбитражные суды отказывали картам экспресс-оплаты и интернет-картам в статусе товара и запрещали продавцам торговать ими, находясь на «вмененке», в других – указывали, что такие карточки отвечают по своей сути всем требованиям товара, а значит, доход их реализации правомочно облагать единым налогом на вмененный доход.

Письмо Минфина России от 16.09.2004 г. № 03-06-05-04/22 поставило официальную и пока окончательную точку в этом споре, разъяснив, что реализацию карточек экспресс-оплаты за пользование Интернетом и мобильной связью все же нельзя приравнивать к розничной торговле и облагать доходы, полученные от их реализации, по «вмененной» схеме налогообложения не следует. Ведь, как считают специалисты Минфина России, карточки экспресс-оплаты телефонных услуг и интернет-карты по своей природе не являются товаром вне зависимости от того, кем они реализуются и на каких условиях. Пластиковые карты, предназначенные для продажи самим оператором, его представителем или уполномоченным лицом, в том числе агентом или комиссионером, по мнению специалистов Минфина РФ, являются лишь средством предварительной (авансовой) оплаты еще не оказанных услуг телефонной связи. К этой же категории эксперты относят и SIM-карты, продажа которых означает реализацию услуг по предоставлению доступа к телефонной сети определенного оператора.

С позиций логики здесь можно поспорить с официальной точкой зрения, высказанной Министерством финансов РФ. В данном Письме при определении понятия «карта оплаты телефонных услуг» сотрудники Минфина России прибегают к терминологии Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.09.1997 г. № 1235. Но стоит отметить, что данные Правила, как указывалось выше, не распространялись на сферу деятельности по оказанию услуг подвижной, в том числе и сотовой, связи. В настоящее время эти Правила утратили законную силу в связи с вступлением новых. А новые Правила оказания услуг связи такого определения уже не содержат. Так, согласно Правилам оказания услуг подвижной связи, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 г. № 328, под картой оплаты услуг подвижной связи следует понимать средство, позволяющее абоненту инициировать вызов, идентифицировав абонента перед оператором как плательщика в сети подвижной связи. Карта оплаты содержит лишь закодированную определенным способом информацию, используемую для доведения до оператора сведений об оплате услуг подвижной связи. Как видим, в новых Правилах карта экспресс-оплаты не определяется как средство авансового платежа, не называется средством предварительной оплаты.

Однако позицией Минфина России нельзя пренебречь, поскольку именно за этим ведомством в нашей стране закреплено приоритетное право давать налогоплательщику письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах. Подобной работой в российском Минфине занимается специальный отдел в Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики. Иными словами, раз правоприменение законодательства о налогах и сборах является прерогативой Минфина РФ, последнее слово по всем разъяснениям налогоплательщику будет оставаться за представителями именно этого ведомства.

Следовательно, торговать телефонными картами, оставаясь на «вмененке», нельзя. Поэтому если организация или индивидуальный предприниматель осуществляют деятельность, попадающую под налогообложение ЕНВД, занимаясь розничной торговлей различными товарами, а также продает карточки экспресс-оплаты сотовых и интернет-услуг, то у такого налогоплательщика получается два вида деятельности, по которым необходимо вести раздельный учет. При этом один вид деятельности (розничная торговля) попадает под налогообложение ЕНВД, а другой (получение предоплаты за услуги телефонной связи) облагаться ЕНВД не может.

Таким образом, деятельность по продаже карт экспресс-оплаты и интернет-карт должна облагаться либо в соответствии с общим режимом налогообложения, либо по правилам упрощенной системы налогообложения.

Напомним, что все это касается тех ситуаций, когда налогоплательщик реализует пластиковые карты покупателям за наличный расчет. Если же расчеты осуществляются по «безналу», ни о какой «вмененке» говорить и не приходится, ибо реализация любых товарно-материальных ценностей за безналичный расчет подлежит налогообложению в общем порядке или в соответствии с правилами применения упрощенной системы (если экономические показатели позволяют налогоплательщику использовать этот налоговый режим).

Организации, оказывающие услуги сотовой связи и находящиеся на общем режиме налогообложения, в обязательном порядке при условии наличия объекта налогообложения уплачивают:

1) федеральные налоги:

а) налог на добавленную стоимость;

б) налог на прибыль;

в) единый социальный налог;

2) региональные налоги:

а) налог на имущество организаций;

б) транспортный налог;

3) местные налоги:

а) земельный налог;

б) налог на рекламу.

Индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги сотовой связи и находящиеся на общем режиме налогообложения, в обязательном порядке при условии наличия объекта налогообложения уплачивают:

Расходы на сотовую связь: как оформить и списать в налоговом учете

  • " onclick="window.open(this.href,'win2','status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no'); return false;" rel="nofollow"> Печать
  • E-mail

Определяем расходы на сотовую связь

Есть два способа учитывать расходы на сотовую связь. Первый детализировать, то есть подробно просматривать перечень телефонных номеров, на которые звонили работники, отделяя рабочие от личных.

И второй способ изначально лимитировать расходы на телефонные разговоры. То есть руководство компании определяет сумму, которую будут выделять сотруднику для оплаты телефона. К слову, необязательно выдавать работнику деньги, чаще всего оплату операторам связи компании переводят самостоятельно. Чтобы определить сумму лимита, желательно сначала ввести в компании оплату переговоров путем детализации. Так вы сможете выяснить, сколько нужно на это денег реально. В противном случае возможны конфликты из-за недостатка выделенных денег и возникающей у работников необходимости оплачивать рабочие звонки из личных средств.

Какой бы из способов вы не выбрали, разработайте правила пользования служебными мобильными телефонами. Этот документ поможет вам контролировать, как сотрудники расходуют средства.


Плюсы и минусы детализации

Очевидное преимущество детализации телефонных разговоров в том, что позволяет обосновать расходы на связь налоговым инспекторам Ведь те зачастую требуют, чтобы у компании в наличии был детализированный счет. Ну и в целом плюс для руководства можно следить, как сотрудники тратят свое рабочее время, кому звонят.

Однако есть и минусы. Возможны конфликты с работниками из-за перечня номеров, которые можно отнести к служебным. Например, менеджер отдела продаж может звонить своим родственникам и по работе, так как в настоящий момент они являются покупателями товара. Вдобавок детализация звонков может потребовать дополнительных затрат. В частности, придется постоянно заказывать выписки у оператора связи.

Плюсы и минусы лимитирования

С помощью лимитирования компания может оптимизировать расходы на сотовую связь. Так как заранее известно, сколько денег предстоит заплатить за переговоры того или иного сотрудника. А это позволяет планировать бюджет.

Но есть два очевидных минуса. Во-первых, работники могут жаловаться на то, что им не хватает выделенной суммы. Во-вторых, вам периодически придется индексировать суммы лимита в зависимости от сезонности и объема работ. А это дополнительные расходы.

Личные переговоры за счет компании

Заключив договор с оператором связи, компания должна будет оплачивать все выставленные счета за услуги мобильной связи в полном объеме. То есть независимо от того, служебные или личные переговоры вели ваши работники. Как быть с личными переговорами? Все зависит от того, возмещает работник стоимость таких звонков или нет.

Сотрудник компенсирует стоимость звонков

После того как сотрудник возместит оплату телефонных переговоров, спишите потраченные суммы в составе прочих. Основание подпункт 25 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Саму же сумму, которую возместит сотрудник, отразите как внереализационный доход.

Работник не возмещает плату за личные звонки

Стоимость личных звонков сотрудника при расчете налога на прибыль компания учесть не вправе. Поскольку такие затраты не имеют отношения к деятельности организации и не являются экономически обоснованными.

Пример

ООО "Вега" в июле заключило с оператором мобильной связи договор на оказание услуг на условиях 100-процентной предоплаты. Оператор предоставил организации два абонентских номера. По приказу руководителя ООО "Вега" мобильной связью вправе пользоваться коммерческий директор и главный бухгалтер Организация определяет доходы и расходы методом начисления. В июле "Вега" перевела на расчетный счет оператора авансовый платеж в размере 5000 руб. Проводка такая:
ДЕБЕТ 60 субсчет "Расчеты по авансам выданным" КРЕДИТ 51
– 5 000 руб. перечислена предоплата за оказание услуг мобильной связи за август;.

В августе оператор выставил детализированный счет и счет-фактуру. Общая стоимость телефонных переговоров в августе составила 4720 руб. (в том числе НДС 720 руб.). По расшифровке счета бухгалтер определил, что личные телефонные переговоры сотрудники не проводили.В учете следующие записи:

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 60
– 4000 руб. (4720 720) отражена стоимость служебных телефонных переговоров за август;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 720 руб. учтен НДС на услуги мобильной связи;

ДЕБЕТ 68 субсчет "Расчеты по НДС" КРЕДИТ 19
– 720 руб. принят к вычету НДС со стоимости служебных телефонных переговоров.

Неизрасходованный аванс в размере 280 руб. (5000 4720) засчитывается в счет оплаты услуг связи в следующем месяце.

Расходы на услуги сотовой связи удастся списать, если следующий комплект документов:

  • правила пользования служебными мобильными телефонами;
  • список работников, которым положена мобильная связь, утвержденный руководителем компании;
  • трудовые договоры или должностные инструкции, в которых прописано, что для работы сотрудникам нужно использовать сотовый телефон;
  • договор с оператором сотовой связи и детализированные счета.

Если сотрудник использует личную сим-карту, то еще понадобится копия договора работника, как физлица, с оператором связи. Также нужны счета оператора, в которых работник будет выделять деловые звонки. Их пусть подаст вам вместе с заявлением на компенсацию.

Расходы на корпоративные сим-карты и телефоны

Расходы на покупку сим-карт и телефонных аппаратов списать, можно. Главное, чтобы они были корпоративными.

Корпоративной считается только сим-карта, которая принадлежит организации, а не работнику. То есть компания самостоятельно заключает договор с оператором связи и передает сотруднику сим-карту по передаточному акту для того, чтобы тот пользовался ею в служебных целях. При этом собственником сим-карты все равно остается работодатель. Организация может отнести затраты на их покупку к прочим расходам. Основание подпункт 25 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Но это относится только непосредственно к стоимости сим-карт. Ведь зачастую стоимость услуги по предоставлению номера и подключению к сети равна нулю. При этом деньги, которые компания заплатила за сим-карты, оператор связи сразу зачисляет на счета абонентов. Тогда учитывать эти затраты нужно по мере расходования денег (подп. 3 п. 7 ст. 272, п. 1 , 2 ст. 318 НК РФ).

Сам телефонный аппарат считается корпоративным, если он в собственности компании. Поставьте имущество на баланс. Как правило, сотовые телефоны стоят дешевле 40 000 руб. Значит, это материальные расходы. Их можно списать целиком и сразу.

Компенсация использование личного телефона

Допустим, работник использует свою сим-карту, чтобы вести служебные переговоры. Или же пользуется личным сотовым телефоном. Наконец, не исключено, что сим-карта и сама трубка принадлежат сотруднику.

За то, что человек использует для работы личное имущество, нужно выплачивать денежную компенсацию. Так сказано в статье 188 ТК РФ. Причем размер компенсации можно установить любой. Да и выплачивать деньги можно как угодно (либо наличными из кассы либо на счет работника). Никаких требований и ограничений по данному поводу в законе нет.

С налогом на прибыль все просто. Компенсацию можете списать в составе прочих расходов. Основание подпункт 25 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Но нужно оформить дополнительный документ, например, приказ. В нем прописать порядок выплаты компенсации работникам за использование личных мобильных телефонов.

Плата за дополнительные услуги связи

Операторы часто предоставляют своим клиентам дополнительные услуги связи. Например, международный и национальный роуминг, голосовая/факсимильная почта, режим ожидания/удержания и переадресации вызова, определитель и антиопределитель номера и т. д. При расчете налога на прибыль такие расходы списывайте как прочие. На основании подпункта 25 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Но для этого, конечно, нужны подтверждающие документы счета, акты и т. д.

Не менее важно подтвердить, что дополнительные услуги связи действительно необходимы для работы сотрудников. Здесь ориентируйтесь на должностные обязанности. Можно составить локальный документ, в котором будет прописано, кто и как может использовать дополнительные услуги связи. А можете сделать проще внесите аналогичную информацию в трудовые договоры и должностные инструкции сотрудников.

Е. Сафарова,
юрист консультант в области права, налогообложения и управления бизнесом

Читайте также: