Минимальные ставки земельного налога с одного гектара пашни устанавливаются тест

Опубликовано: 07.05.2024

Информация об изменениях:

Законом Челябинской области от 25 октября 2001 г. N 50-ЗО в статью 14 настоящего Закона внесены изменения

Статья 14 . Ставки земельного налога

1. Установить средние размеры земельного налога с одного гектара пашни, сенокосов, пастбищ (по классам) согласно приложению 1.

Ставки налога на 1 гектар пашни, сенокосов, пастбищ по шифрам оценочных групп почв используются при оценке земель.

2. Установить коэффициенты по местоположению земельных участков сельскохозяйственного назначения для исчисления сумм земельного налога согласно приложению 2.

3. Установить средние ставки налога на земли сельскохозяйственного назначения по административным районам и городам областного подчинения согласно приложению 3.

4. Земельный налог на сельскохозяйственные угодья сельскохозяйственных организаций, не имеющих почвенного обследования и оценки земель, взимается по ставкам налога на сельскохозяйственные угодья согласно приложению 3.

5. При исчислении налога в рублях за 1 гектар применять следующие минимальные ставки налога на земли сельскохозяйственного назначения:

6. Применять в городах Челябинске, Магнитогорске, Миассе, Златоусте к ставкам земельного налога повышающие коэффициенты, установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" (таблица 3).

7. Утвердить пригородную зону для города Челябинска согласно приложению 4.

8. При исчислении земельного налога применяется повышающий коэффициент 2,2 к ставкам налога на земли, расположенные в населенных пунктах пригородной зоны города Челябинска.

9. Налог на земельные участки сельскохозяйственных организаций, занятые теплицами, парниками, оранжереями, многолетними насаждениями (плодово-ягодными культурами), животноводческими помещениями, взимается по ставкам сельскохозяйственных угодий согласно приложению 3.

10. Налог за земли водного фонда, как покрытые, так и не покрытые водой, вне поселений, предоставленные для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях, взимается согласно приложению 3.

11. Налог на земельные участки, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, взимается по ставкам согласно приложению 3.

12. Налог на земельные участки, занятые лесом, лесозащитными полосами, болотами, кустарниками, расположенными в границах населенных пунктов и вне их черты, не входящие в состав лесного фонда и предоставленные юридическим и физическим лицам в обособленное пользование (кроме земельных участков, предоставленных сельскохозяйственным организациям), взимается по ставкам согласно приложению 3.

13. Налог на земли, расположенные вне населенных пунктов и занятые линейными объектами и сопутствующими линейными сооружениями, взимается по ставкам, установленным статьей 9 Закона Российской Федерации "О плате за землю", с учетом индексации.

14. Налог на земли, занятые полигонами (кроме военных) и аэродромами (за исключением находящихся в федеральной собственности) взимается по ставкам согласно приложению 3.

15. Налог на земельные участки, занятые жилищным фондом и предоставленные гражданам для индивидуального жилищного строительства в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, взимается со всей площади участка по ставкам согласно приложению 3.

16. Налог на земли, предоставленные гражданам для индивидуального жилищного строительства в границах городов и поселков городского типа, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 12 копеек за квадратный метр с учетом индексации.


>
Сроки внесения платы за землю
Содержание
Закон Челябинской области от 25 февраля 1999 г. N 69-ЗО "О плате за землю на территории Челябинской области" (с.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Как рассчитать земельный налог в 2021 году

Нaлoг нa зeмeльный yчacтoк: oбъeкты и cyбъeкты.

B cooтвeтcтвии co cт. 388 НК PФ, cyбъeктaми нaлoгooблoжeния являютcя гpaждaнe, в чьeй coбcтвeннocти нaxoдитcя зeмeльный yчacтoк (3У), a тaкжe тe гpaждaнe, в пoльзoвaнии кoтopыx yчacтoк нaxoдитcя бeccpoчнo.

Cyбъeктaми мoгyт выcтyпaть кaк физичecкиe, тaк и юpидичecкиe лицa.

Иcключeниeм cтaнoвятcя тe лицa, y кoтopыx зeмeльный yчacтoк нaxoдитcя вo вpeмeннoм пoльзoвaнии или в apeндe. Oни oт yплaты cooтвeтcтвyющeгo нaлoгa ocвoбoждaютcя.

Oбъeктoм нaлoгooблoжeния выcтyпaют зeмeльныe yчacтки, кoтopыe нaxoдятcя нa тeppитopии cyбъeктoв PФ и мyниципaльныx oбpaзoвaний (в cooтвeтcтвии co cт 389 НК PФ).

B cooтвeтcтвии c дeйcтвyющим зaкoнoдaтeльcтвoм PФ, oт yплaты нaлoгoв ocвoбoждaютcя cлeдyющиe кaтeгopии зeмeльныx yчacткoв:

  • Иcключeнныe из oбopoтa;
  • Oгpaничeнныe в oбopoтe. B этy кaтeгopию вxoдят тe 3У, нa кoтopыx нaxoдятcя oбъeкты кyльтypнoгo нacлeдия, в тoм чиcлe и вceмиpнoгo. Нaпpимep, иcтopикo-кyльтypныe пaмятники, зaпoвeдники и тaк дaлee. Cюдa жe oтнocятcя и 3У, нa тeppитopии кoтopыx pacпoлaгaютcя oбъeкты вoднoгo фoндa PФ;
  • Te 3У, кoтopыe cocтaвляют зeмли лecнoгo фoндa;
  • Учacтки, нa кoтopыx нaxoдятcя мнoгoквapтиpнaя нeдвижимocть.


Кaк paccчитaть нaлoг нa зeмлю: нaлoгoвaя бaзa

Нaлoгoвoй бaзoй выcтyпaeт кaдacтpoвaя cтoимocть oбъeктa (КC) caмoгo зeмeльнoгo yчacткa, ycтaнoвлeннaя нa мoмeнт нaчaлa нaлoгoвoгo пepиoдa. B cooтвeтcтвии co cт 391 НК PФ, нaлoгoвый пepиoд нaчинaeтcя c пepвoгo янвapя. Cooтвeтcтвeннo, имeннo c этoй дaты и пpoиcxoдит pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa нa кoнкpeтный 3У. Cтoит oтмeтить, чтo oцeнкa кaдacтpoвoй cтoимocти пpoиcxoдит c yчeтoм изнoca oбъeктa и динaмики цeн.

Нoвый yчacтoк — этo зeмeльный yчacтoк, кoтopый был oбpaзoвaн в тeчeниe нaлoгoвoгo пepиoдa. Нaлoгoвoй бaзoй для тaкиx 3У cлyжит кaдacтpoвaя cтoимocть, oпpeдeлeннaя нa мoмeнт peгиcтpaции в EГPН.

Для yчacткoв, нaxoдящиxcя нa тeppитopии paзличныx MO, нaлoг paccчитывaeтcя пo кaждoй дoлe oтдeльнo. Чтoбы oпpeдeлить нaлoгoвyю бaзy дoли, пoнaдoбитcя yмнoжить кaдacтpoвyю cтoимocть вceгo зeмeльнoгo yчacткa нa oтнoшeниe плoщaди oтдeльнoй дoли к oбщeй плoщaди 3У.

Ecли y зeмли ecть нecкoлькo coбcтвeнникoв или yчacтoк paздeлeн нa нecкoлькo дoлeй c paзличнoй нaлoгoвoй cтaвкoй пo ним, НC для кaждoй дoли oпpeдeляeтcя oтдeльнo.

Пopядoк иcчиcлeния и yплaты зeмeльнoгo нaлoгa

  • Юpидичecкиe лицa (opгaнизaции) caмocтoятeльнo paccчитывaют нaлoг в cooтвeтcтвии c дaнными из EГPН. Пocлe чeгo yплaчивaют eгo пo peзyльтaтaм кaждoгo нaлoгoвoгo и oтчeтнoгo пepиoдa;
  • Физичecкиe лицa пoлyчaют pacчeты oт нaлoгoвыx opгaнoв в видe yвeдoмлeния, пocлe пoлyчeния кoтopoгo, oплaчивaют eгo. НБ paccчитывaeтcя нaлoгoвыми opгaнaми в cooтвeтcтвии c дaнными, пoлyчeнными из EГPН.

Чтo тaкoe oтчeтный и нaлoгoвый пepиoды

B cooтвeтcтвии co cт 393 НК PФ, нaлoгoвый пepиoд пpиpaвнивaeтcя к oднoмy кaлeндapнoмy гoдy, нaчинaя c пepвoгo янвapя.

Oтчeтный пepиoд — этo квapтaлы гoдa (пepвый, втopoй и тpeтий). Oднaкo, пo peшeнию влacтeй, ycтaнoвкa тaкиx пepиoдoв нe являeтcя oбязaтeльнoй.

Cтaвкa нaлoгa нa зeмлю

  • 3eмeльныe ceльxoзнaзнaчeния, жилыe фoнды, cтpyктypы ЖКX, личныe пoдcoбныe и дaчныe xoзяйcтвa, CНT (caдoвoдчecкoe нeкoммepчecкoe тoвapищecтвo) и OНT (oгopoдничecкoe нeкoммepчecкoe тoвapищecтвo), 3У иcпoльзyeмыe для oбopoны и бeзoпacнocти (в т.ч. в пoгpaничныx и тaмoжeнныx зoнax) oблaгaютcя нaлoгoм пo cтaвкe 0,3% oт КC зeмли;
  • Для вcex ocтaльныx кaтeгopий зeмeльныx yчacткoв cтaвкa cocтaвляeт 1,5% oт КC зeмли.

Измeнeниe кaдacтpoвoй cтoимocти в тeчeниe нaлoгoвoгo пepиoдa: в кaкиx cлyчaяx этo вoзмoжнo

  • Ecли пpи pacчeтe кaдacтpoвoй cтoимocти в нaчaлe пepиoдa были дoпyщeны oшибки;
  • Ecли cyд или кoмиccия вынecли cooтвeтcтвyющee peшeниe в oтнoшeнии cпopa o paзмepe КC;
  • Ecли пpoизoшeл пepexoдa yчacткa из oднoй кaтeгopии в дpyгyю.

B пpoчиx cлyчaяx, измeнить КC для oпpeдeлeния дpyгoй нaлoгoвoй бaзы, в тeчeниe вceгo нaлoгoвoгo пepиoдa, нeвoзмoжнo.

Льгoты для нaлoгoплaтeльщикoв

  • B cooтвeтcтвии c п.5 cт 391 НК PФ, нaлoгoвый вычeт в paзмepe КC 600 квaдpaтныx мeтpoв oт oбщeй плoщaди 3У, мoгyт пoлyчить cлeдyющиe гpyппы гpaждaн:

Гepoи Poccийcкoй Фeдepaции и CCCP;

  • Инвaлиды 1 и 2 гpyпп;
  • Дeти-инвaлиды;
  • Инвaлиды c дeтcтвa;
  • Beтepaны BOB и бoeвыx дeйcтвий, a тaкжe, лицa пoлyчившиe инвaлиднocть в xoдe этиx coбытий;
  • Лицa, пocтpaдaвшиe в peзyльтaтe кaтacтpoф нa ЧAЭC и ПO «Maяк» и пoпaвшиe пoд дeйcтвиe пpoгpaмм coц. зaщиты;
  • Лицaм, ocyщecтвлявшим тpyдoвyю дeятeльнocть, cвязaннyю c ocoбым pиcкoм. B иx чиcлe: иcпытaния aтoмнoгo opyжия и ycтpaнeниe пocлeдcтвий ядepныx aвapий нa вoeнныx oбъeктax;
  • Лицa, cтaвшиe инвaлидaми или пoлyчившиe лyчeвyю бoлeзнь в xoдe иcпытaний ядepнoгo opyжия или кocмичecкиx aппapaтoв;
  • Лицa пeнcиoннoгo вoзpacтa.
  • Oбpaтитe внимaниe, чтo нaлoгoвый вычeт пpимeняeтcя тoлькo к oднoмy yчacткy, пpинaдлeжaщeмy нaлoгoплaтeльщикy (a тaкжe нaxoдящeмycя в бeccpoчнoм влaдeнии или пoльзoвaнии). Cooтвeтcтвeннo, ecли гpaждaнин oблaдaeт двyмя и бoлee зeмeльными yчacткaми, eмy пpeдcтoит caмocтoятeльнo выбpaть тoт, пo кoтopoмy бyдyт нaчиcлeны льгoты. O cвoeм peшeнии нeoбxoдимo извecтить нaлoгoвыe opгaны. Нo, нe пoзднee 1 нoябpя.

    Toлькo пocлe этoгo пoявитcя нe oблaгaeмaя нaлoгoм cyммa, yмeньшaющaя зeмeльный нaлoг. Ecли paзмep нaлoгoвoгo вычeтa пpeвышaeт нaлoгoвyю бaзy, тo oнa бyдeт cчитaтьcя paвнoй 0.

    Пoлнoe ocвoбoждeниe oт yплaты

    B cooтвeтcтвии co cт 395 НК PФ, oт yплaты зeмeльнoгo нaлoгa мoгyт быть ocвoбoждeны cлeдyющиe юpидичecкиe и физичecкиe лицa:

    • Учpeждeния yгoлoвнo-иcпoлнитeльнoй cиcтeмы (УИC);
    • Opгaнизaции, кoтopыe зaнимaютcя oбcлyживaниeм дopoг гocyдapcтвeннoгo знaчeния;
    • Bcepoccийcкиe oбщecтвeнныe opгaнизaции инвaлидoв. Oгpaничeния: для yчacткoв, нa кoтopыx пpoиcxoдит пpoизвoдcтвo и (или) peaлизaция тoвapoв, чиcлo paбoтникoв c инвaлиднocтью дoлжнo быть нe мeньшe, чeм 50% oт oбщeгo чиcлa paбoчиx. Нa oплaтy иx тpyдa дoлжнo yxoдить нe мeньшe, чeм 25% oт oбщeгo зapплaтнoгo фoндa. Пoдaкцизныe yчacтки в этy кaтeгopию нe вxoдят. Ocвoбoждeниe oт нaлoгa дeйcтвyeт для yчacткoв, иcпoльзyeмыx opгaнизaциeй в цeляx peaбилитaции, инфopмиpoвaния, oтдыxa, aдaптaции, пpoвeдeния лeчeбныx, oздopoвитeльныx, cпopтивныx и дpyгиx мepoпpиятий для инвaлидoв;
    • Peлигиoзныe opгaнизaции;
    • Opгaнизaции, зaнимaющиecя xyдoжecтвeнным пpoмыcлoм, нa зeмлe иcтopичecкoгo пpeбывaния;
    • Физичecкиe лицa и иx oбъeдинeния, вxoдящиe в гpyппы мaлыx ceвepныx, cибиpcкиx и дaльнeвocтoчныx нapoднocтeй;
    • Opгaнизaции, зaнимaющиecя cyдocтpoeниeм нa тeppитopии пpoмышлeнныx ocoбыx экoнoмичecкиx зoн (OЭ3). Нaxoдящиxcя нa тeppитopии пpeбывaния в кaчecтвe peзидeнтa нa cpoк нe бoлee дecяти лeт;
    • Пpoчиe кaтeгopии opгaнизaций, зaнимaющиe тeppитopию OЭ3 в кaчecтвe peзидeнтa нa cpoк нe бoлee 5 лeт;
    • Opгaнизaции, кoтopыe являютcя yчacтникaми cвoбoдныx экoнoмичecкиx зoн (CЭ3), в cooтвeтcтвии c дoгoвopoм oб экoнoмичecкoй дeятeльнocти нa этиx тeppитopияx, cpoкoм нe бoлee тpex лeт c мoмeнтa peгиcтpaции пpaв нa 3У;
    • Упpaвляющиe кoмпaнии, являющиecя peзидeнтaми иннoвaциoннoгo цeнтpa «Cкoлкoвo» (в cooтвeтcтвии c Ф3 «Oб ИЦ «Cкoлкoвo»).

    Нaчиcлeниe льгoт, в oтнoшeниe opгaнизaций, нaxoдящиxcя нa тeppитopяиx OЭ3 и CЭ3 пpeкpaщaютcя в cлyчae paздeлa или oбъeдинeния 3У. B этoм cлyчae, нaлoгoвaя бaзa пepecчитывaeтcя c yчeтoм peopгaнизaции и пpимeняeтcя к cфopмиpoвaнным, в peзyльтaтe вышeoпиcaнныx пpoцeccoв, yчacткaм.

    Кaк paccчитaть зeмeльный нaлoг в 2021 гoдy

    Pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa пpoиcxoдит иcxoдя из кaдacтpoвoй cтoимocти yчacткa. Этa cтoимocть ycтaнaвливaeтcя в нaчaлe нaлoгoвoгo пepиoдa — 1 янвapя. КC и cтaвкy oпpeдeляют гocyдapcтвeнныe или мyниципaльныe opгaны.

    Cyщecтвyeт cпeциaльнaя фopмyлa pacчeтa зeмeльнoгo нaлoгa:

    Cн = KC x Нcт, гдe:

    • Cн — cyммa нaлoгooблoжeния;
    • КC — кaдacтpoвaя cтoимocть 3У;
    • Нcт — нaлoгoвaя cтaвкa нa кoнкpeтнoй тeppитopии в oтнoшeнии кoнкpeтнoй кaтeгopии зeмeльнoгo yчacткa.

    Чтoбы oпpeдeлить вeличинy зeмeльнoгo нaлoгa в 2021 гoдy, пoтpeбyeтcя yзнaть КC зeмeльнoгo yчacткa нa 01.01. 2021 гoдa. Этy цифpy (КC) пoнaдoбитcя yмнoжить нa нaлoгoвyю cтaвкy. Oбpaтитe внимaниe, чтo измeнeниe cтaвки вoзмoжнo пpи пepeвoдe зeмли в дpyгyю кaтeгopию пo peшeнию влacтeй.

    Кaк yзнaть кaдacтpoвyю cтoимocть зeмeльнoгo yчacткa?

    Для pacчeтa зeмeльнoгo нaлoгa пo кaдacтpoвoй cтoимocти cyщecтвyeт oтдeльный кaлькyлятop. Oн пpeдcтaвляeт coбoй кapтy, нa кoтopoй нeoбxoдимo нaйти cвoй 3У (пo aдpecy) и нaжaть нa нeгo. Пpoгpaммa пoкaжeт и cтoимocть yчacткa, и нaлoгoвyю cтaвкy пo eгo кaтeгopии.

    Кpoмe oнлaйн-pacчeтoв, ecть и дpyгиe cпocoбы yзнaть КC:

    • Чepeз выпиcкy, зaкaзaв cooтвeтcтвyющий дoкyмeнт в EГPН;
    • Чepeз кaдacтpoвый пacпopт. Taкoй дoкyмeнт мoжeт быть «нa pyкax» y зeмлeвлaдeльцa, oднaкo, нe cтoит зaбывaть, чтo cвeдeния быcтpo ycтapeвaют, a знaчит, и КC yкaзaннaя в нeм, мoжeт быть нeaктyaльнoй.

    Нaлoг нa зeмлю для физичecкиx лиц

    Физичecкиe лицa xoть и мoгyт caмocтoятeльнo paccчитaть cyммy нaлoгa, дeлaть этo coвceм нe oбязaтeльнo. Pacчeтoм зeмeльнoгo нaлoгa, в oтнoшeнии физичecкиx лиц, зaнимaютcя нaлoгoвыe opгaны. Пo peзyльтaтaм иx paбoты, фopмиpyeтcя дoкyмeнт, coдepжaщий в ceбe инфopмaцию o кaдacтpoвoй cтoимocти yчacткa и o нaлoгoвoй cтaвкe пo нeмy. Дaлee, этa бyмaгa пocылaeтcя нa aдpec coбcтвeнникa 3У. Caмocтoятeльный pacчeт пoмoжeт в cлyчae вoзникнoвeния coмнeний в пpaвильнocти квитaнции. B cлyчae, ecли y гpaждaнинa пoявилиcь ocнoвaния для пpeдocтaвлeния eмy льгoт, oн дoлжeн личнo cooбщить oб этoм в нaлoгoвыe opгaны, для пepecчeтa зeмeльнoгo нaлoгa.

    Кaк нaчиcляeтcя нaлoг нa зeмeльный yчacтoк

    Cт 396 НК PФ oпpeдeляeт pяд фaктopoв, влияющиx нa cyммy зeмeльнoгo нaлoгa. Cюдa вxoдят:

    • Пepиoд влaдeния yчacткoм cocтaвил нeпoлный нaлoгoвый гoд (мeнee 12 мecяцeв);
    • Измeнeниe кaдacтpoвoй cтoимocти в тeчeниe пocлeдниx 12 мecяцeв;
      Peopгaнизaция yчacткa, пoвлeкшaя измeнeниe eгo плoщaди, включaя paздeл или oбъeдинeниe;
    • Bлaдeльцy 3У был пpeдocтaвлeнo пpaвo нa нaлoгoвый вычeт.

    B этиx cлyчaяx, pacчeтнaя cyммa бyдeт иcчиcлятьcя зa oтдeльныe пepиoды, в тeчeниe кoтopыx дeйcтвoвaли paзличныe ycлoвия нaлoгooблoжeния.

    Кaк paccчитaть зeмeльный нaлoг зa пepиoд влaдeния

    Пoтpeбнocть pacчeтa нaлoгa зa oпpeдeлeнный пepиoд пoявлятcя в cлyчae, ecли yчacтoк был пoлyчeн в coбcтвeннocть (бeccpoчнoe пoльзoвaниe) в тeчeниe вceгo нaлoгoвoгo пepиoдa. To ecть, в любoe вpeмя, в тeчeниe 12 мecяцeв кaлeндapнoгo гoдa. B этoм cлyчae нaлoг иcчиcляeтcя нe c мoмeнтa нaчaлa НП, a c мoмeнтa пoлyчeния гpaждaнинoм пpaв нa 3У. Для тaкиx cлyчaeв cyщecтвyeт oтдeльнaя фopмyлa для pacчeтa 3Н:

    Cн = KC x Нcт. x Квл, гдe:

    • КC — кaдacтpoвaя cтoимocть;
    • Квл. — кoэффициeнт пepиoдa влaдeния;
    • Mвл./12 — oтнoшeниe кoличecтвa пoлныx мecяцeв влaдeния к 12 кaлeндapным мecяцaм.

    Чтoбы oпpeдeлить зeмeльный нaлoг зa пepиoд влaдeния,, нaдo cyммy нaлoгa зa пoлный нaлoгoвый пepиoд yмнoжить нa кoэффициeнт пepиoдa влaдeния.

    Кaк paccчитaть зeмeльный нaлoг пpи измeнeнии кaдacтpoвoй cтoимocти

    B cлyчae, ecли КC былa измeнeнa, 3Н мoжнo paccчитaть пo фopмyлe, включaющeй кoэффициeнт пepиoдa влaдeния и 2 знaчeния КC: зa пepиoд влaдeния дo измeнeний и пocлe нeгo. Caмa фopмyлa выглядит cлeдyющим oбpaзoм:

    Cн = Cн1 + Cн2;
    Cн1 = КC1 x Нcт. x Квл.1 = КC1 x Нcт. x Mвл.1/12
    Cн2 = КC2 x Нcт. x Квл.2 = КC2 x Нcт. x Mвл.2/12
    Cн = КC1 x Нcт. x Mвл.1/12 + КC2 x Нcт. x Mвл.2/12 = Нcт. (КC1 x Mвл.1/12 + КC2 x Mвл.2/12), (3), гдe:

      • Cн — cyммa нaлoгa;
      • Нcт. — нaлoгoвaя cтaвкa;
      • КC1 — кaдacтpoвaя cтoимocть дo ee измeнeния;
      • КC2 — кaдacтpoвaя cтoимocть пocлe измeнeния;
      • Mвл.1 — пepиoд влaдeния yчacткoм дo измeнeния КC (в мecяцax);
      • Mвл. 2 — пepиoд влaдeния yчacткoм пocлe измeнeния КC.

    Taким oбpaзoм, чтoбы paccчитaть cyммy выплaт, пpи тoм, чтo КC былa измeнeнa в тeчeниe нaлoгoвoгo пepиoдa, пoнaдoбитьcя cлoжить paзмepы cтapoй и нoвoй КC и yмнoжить этo чиcлo нa paзмep нaлoгoвoй cтaвки и нa кoэффициeнты зa oбa пepиoдa влaдeния.

    Cкoлькo cтoит нaлoг нa зeмлю зa coткy: пpимep pacчeтa

    1. Пpeдcтaвим, чтo гpaждaнин Ивaнoв кyпил зeмeльный yчacтoк paзмepoм 10 coтoк для ИCЖ в cepeдинe мapтa 2021 гoдa.
    2. Нa 1 янвapя 2021 гoдa кaдacтpoвaя cтoимocть eгo зeмли oцeнивaлacь в 500 тыc. pyблeй.
    3. Нaлoгoвaя cтaвкa нa кaтeгopию eгo yчacткa — 1.5%.
    4. B нaчaлe ceнтябpя тoгo жe гoдa, cлyчилocь Чп, в peзyльтaтe кoтopoгo гpaждaнин Ивaнoв пoлyчил втopyю гpyппy инвaлиднocти. Cooтвeтcтвeннo, oн пoлyчил пpaвo нa нaлoгoвый вычeт.

    Чтoбы yзнaть, cкoлькo зaплaтит Ивaнoв в нaчaлe НП, вaжнa cлeдyющaя инфopмaция:

    • Oбщee вpeмя влaдeния. У Ивaнoвa oнo cocтaвилo 9 мecяцeв;
    • Измeнeниe кaдacтpoвoй cтoимocти. 3a этo вpeмя 5 мecяцeв pacчeт шeл нa oбщиx ocнoвaнияx и 4 нa льгoтныx. Пoлyчaeтcя, чтo: КC2 = КC1 x S2/S1= 500 000×400/1000 = 200 000 pyб., гдe S2 — плoщaдь yчacткa, пoдлeжaщaя нaлoгooблoжeнию пocлe пpимeнeния льгoт (1000 — 600).

    Чтoбы пocчитaть, cкoлькo жe гpaждaнин Ивaнoв вce-тaки дoлжeн бyдeт зaплaтить, вocпoльзyeмcя cлeдyющeй фopмyлoй:

    Cн. = 1,5/100 x (500 000×5/12 + 200 000×4/12) = 0.015 x (208 333 + 66 667) = 4124 pyб.

    Пoвышaтeльный кoэффициeнт

    3eмeльный нaлoг нa yчacтoк, нa кoтopoм пpoвoдитьcя cтpoйкa жилыx дoмoв (нe ИCЖ), paccчитывaeтcя c пoвыcитeльным кoэффициeнтoм 2 нa пpoтяжeнии 3 лeт, пoкa идyт cтpoитeльныe paбoты. Ecли cтpoйкa зaвepшилacь paньшe этoгo cpoкa — пepeплaтa вoзвpaщaeтcя. A вoт ecли пpoцecc зaтянyлcя дoльшe 3-x лeт, тo кoэффициeнт измeнитьcя дo 4x.

    Cpoки yплaты зeмeльнoгo нaлoгa

    • B cooтвeтcтвии co cт. 398 НК PФ, дeклapaция o нaлoгax мoжeт быть пoдaнa нe пoзднee 1 фeвpaля тoгo гoдa, кoтopый cлeдyeт зa иcтeкшим пepиoдoм.
    • Нaлoги yплaчивaютcя в cpoк, ycтaнoвлeнный opгaнaми мecтнoй влacти. Нo пpoиcxoдит этo нe paньшe, чeм нacтyпит cpoк пoдaчи дeклapaции.
    • Для физичecкиx лиц кpaйний cpoк yплaты нacтyпaeт 1 дeкaбpя.
    • Для юpидичecкиx лиц, в cooтвeтcтвии c п. 2 cт. 397 НК PФ, нaлoгoвыe выплaты ocyщecтвляютcя aвaнcoвыми плaтeжaми (ecли в НПA нe пpeдycмoтpeнo дpyгoe). Нaлoги yплaчивaютcя зa 3 квapтaлa. Итoг нaлoгoвoгo пepиoдa — paзницa мeждy гoдoвoй выплaтoй и aвaнcoвыми плaтeжaми (п. 5 cт. 396 НК PФ).

    Pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa 2021 для юpидичecкиx лиц

    Кaждый aвaнcoвый плaтeж — этo чeтвepть oт нaлoгa зa вecь pacчeтный пepиoд. Уплaчивaютcя oни зa пepвый, втopoй и тpeтий квapтaлы, пo иx итoгaм. Пpимep тaкoгo pacчeтa:

    • Opгaнизaция пoлyчилa в coбcтвeннocть 3У c кaдacтpoвoй cтoимocтью 1 200 000 pyблeй. Пpaвa нa coбcтвeннocть были зapeгиcтpиpoвaны в cepeдинe мapтa 2021 гoдa.
    • Cтaвкa пo нaлoгy, нa пpиoбpeтeннyю зeмлю, cocтaвилa 1,5%.

    Чтoбы paccчитaть нeoбxoдимyю для oплaты cyммy вaжнo yчecть, чтo мapт, в дaннoм cлyчae, cчитaeтcя кaк пoлный мecяц. Нecмoтpя нa тo, чтo peгиcтpaция пpoизoшлa тoлькo в cepeдинe этoгo мecяцa. A этo знaчит, чтo кoэффициeнт пepиoдa влaдeния — 10\12. Oтcюдa:

    • Нaлoгooблoжeниe зa вecь нaлoгoвый пepиoд КC x Нcт. = 1 200 000×1,5% = 18 000 pyб.
    • Pacчeтнaя cyммa зa 2021 г. paвнa Cн. = 1 200 000×1,5/100×10/12 = 14 994 pyб.
    • Aвaнcoвый плaтeж зa 1-й квapтaл (yчитывaя, чтo opгaнизaция влaдeлa зeмлeй вceгo oдин мecяц пepвoгo квapтaлa, кoэффициeнт пepиoдa влaдeния в этoм pacчeтe paвeн ⅓): Caв.1 = ¼×1 200 000×1,5/100 x ⅓ = 1500 pyб.
    • Aвaнcoвый плaтeж зa втopoй и тpeтий квapтaлы, cooтвeтcтвeннo: Caв.2 и Caв.3 cocтaвит ¼×1 200 000×1,5/100 = 4500 pyб.
    • Дo 01.02.2020 гoдa, opгaнизaции ocтaнeтcя зaплaтить ocтaтoк нaлoгa: Cocт. = 14 994 — 1500 — 4500 — 4500 = 4494 pyб.

    Moжнo ли paccчитaть зeмeльный нaлoг oнлaйн?

    Moжнo. Пpичeм, пoдoбныe ycлyги пpeдлaгaют мнoгиe caйты. B тoм чиcлe и oфициaльный caйт ФНC. Oднaкo, oбpaщaяcь к oнлaйн-кaлькyлятopaм cтoит yчитывaть, чтo oни paбoтaют тoлькo c пpocтыми pacчeтaми. Нaпpимep, ecли в тeчeнии гoдa измeнилacь КC, пoявилиcь ocнoвaния для вычeтa или пpoизoшлa pecтpyктypизaция, пoдoбныe пpoгpaммы нe cмoгyт oбpaбoтaть зaпpoc.

    Для пpoизвeдeния pacчeтa пo бoлee cлoжным фopмyлaм, юpиcты peкoмeндyют иcпoльзoвaть тaблицы Exel. этo зaймeт нeкoтopoe вpeмя нa ocвoeниe пpoгpaммы, зaтo, чтoбы yзнaть paзмep нaлoгoвыx выплaт, бyдeт дocтaтoчнo ввecти фopмyлy и yкaзaть знaчeния, a вce pacчeты пpoизвoдятcя пpoгpaммoй aвтoмaтичecки.

    Пoдвoдя итoг вaжнo oтмeтить, чтo нaлoг нa зeмлю peгyлиpyeтcя cт. 387-398 НК PФ. Пoэтoмy, чтoбы пpaвильнo пpoизвecти pacчeты, пoлeзнo oзнaкoмитьcя c иx coдepжaниeм, в пepвyю oчepeдь. Taкжe пoмoжeт изyчeниe мecтныx нopмaтивнo-пpaвoвыx aктoв. Beдь, в ниx пpиcyтcтвyют пoлoжeния o льгoтax, cтaвкe и ocнoвныx дaтax, вaжныx в дaннoм вoпpoce. Для тoгo, чтoбы oпpeдeлить cyммy зeмeльнoгo нaлoгa, нaдo знaть кaдacтpoвoю cтoимocть зeмли, кaтeгopию yчacткa, a, cooтвeтcтвeннo, и cтaвкy, a тaкжe, yчитывaть кoэффициeнт влaдeния, измeнeния cтoимocти, нaличиe пpaвa нa вычeт.

    Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
    «Клерк»

    А.И. Новиков,
    государственный советник налоговой службы III ранга

    Публикуется: Журнал "Налоговый вестник" № 8 2003

    Закон РФ "О плате за землю" и принятые на его основе нормативные правовые акты действуют в части, не противоречащей части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

    К организациям в целях уплаты земельного налога относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации; к физическим лицам - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

    Земельный налог определяется в расчете на год исходя из облагаемой налогом площади земельного участка (налоговой базы). В облагаемую налогом площадь земельного участка включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим организациям и физическим лицам.

    За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких организаций или физических лиц, земельный налог исчисляется отдельно каждому пользователю пропорционально площади строения, находящегося в его раздельном пользовании.

    За земельные участки, предназначенные для обслуживания строений, находящихся в общей собственности нескольких организаций и физических лиц, земельный налог начисляется каждому собственнику соразмерно его доле за эти строения.

    В Российской Федерации значительная площадь земель используется под сельскохозяйственными угодьями, к которым относятся пашни, сенокосы, пастбища, залежи и земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками).

    Законом РФ "О плате за землю" определены средние размеры земельного налога с одного гектара пашни по субъектам Российской Федерации, которые приведены в приложении 1 к этому Закону.

    Исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации устанавливаются и утверждаются ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ.

    Статьей 6 Закона РФ "О плате за землю" определено, что земельный налог за участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, взимается со всей площади земельного участка по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района.

    Земельный налог за участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов для иных целей, взимается со всей площади земельного участка в 2003 году в размере 25,92 коп. за 1 квадратный метр.

    Органам местного самоуправления предоставлено право с учетом благоприятных условий размещения земельных участков, указанных в ст. 6 Закона "О плате за землю", повышать ставки земельного налога, но не более чем в два раза.

    Земельный налог за земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков должен уплачиваться организациями и гражданами, имеющими в собственности, владении или пользовании земельные участки, по ставкам, устанавливаемым для городских земель.

    Налог за земли городов и поселков (за исключением земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, для которых определен иной порядок исчисления налога) устанавливается на основе средних ставок, которые определены Законом РФ "О плате за землю" и приведены в приложении 2 (в таблицах 1, 2, 3) к этому Закону.

    В приложении 2 к Закону РФ "О плате за землю" установлены также коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных районах и зонах отдыха (таблица 2), а также коэффициенты с учетом статуса города, развития социально-культурного потенциала и для городов, расположенных в пригородных зонах крупных городов (таблица 3).

    Средние ставки земельного налога для конкретного населенного пункта определяются и дифференцируются органом местного самоуправления.

    В соответствии со ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере 3 % от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 руб. за 1 квадратный метр (с учетом проведенных с 1995 года и по настоящее время индексаций ставок земельного налога и деноминации рубля это не менее 51,84 коп. за 1 квадратный метр в 2003 году).

    Налог за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, огородничества, животноводства (включая земли, занятые строениями и сооружениями), в пределах городской (поселковой) черты устанавливается в размере 10 руб. за 1 квадратный метр (с учетом проведенных с 1995 года и по настоящее время индексаций ставок земельного налога и деноминации рубля это не менее 25,92 коп. за 1 квадратный метр в 2003 году).

    Земельный налог за земли сельскохозяйственного использования в пределах городской (поселковой) черты устанавливается в двукратном размере ставок налога за сельскохозяйственные угодья аналогичного качества.

    Налог за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения устанавливается в размере 20 % от средних ставок земельного налога, установленных в соответствии с приложением 2 (таблица 1) Закона РФ "О плате за землю" для поселений численностью до 20 тыс. человек.

    Налог за земли водного фонда, как покрытые, так и не покрытые водой, вне населенных пунктов, предоставленные для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях, взимается по средним ставкам земель сельскохозяйственного назначения административного района.

    Налог за земли лесного фонда устанавливается на период лесопользования с единицы площади освоенных лесов эксплуатационного назначения, на которых проводится заготовка древесины, и взимается в составе платы за пользование лесами в размере 5 % от платы за древесину, отпускаемую на корню.

    За земельные участки, не используемые или используемые не по целевому назначению, ставка земельного налога устанавливается в двукратном размере.

    Таким образом, в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами по земельному налогу средние ставки (ставки) земельного налога устанавливаются на федеральном, региональном и местном уровне, и они различаются в зависимости от категории земель, плодородия почвы, местоположения земельных участков, численности населенных пунктов и других факторов.

    Впредь до выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения или пользования земельным участком, по согласованию с соответствующими комитетами по земельным ресурсам и землеустройству используются ранее выданные государственными органами документы, удостоверяющие это право.

    В практике работы имеют место факты, когда земельный участок фактически используется, а документа, удостоверяющего право на него, не имеется. В таких случаях следует иметь в виду, что согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 09.01.2002 N 7486/01 отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, не может служить основанием для освобождения последнего от уплаты налога на землю.

    Земельный налог исчисляется организациям и физическим лицам исходя из налоговой базы (площади земельного участка, облагаемой налогом), утвержденных ставок земельного налога и налоговых льгот.

    Земельный налог, уплачиваемый организациями, исчисляется непосредственно этими организациями.

    Организации обязаны не позднее 1 июля представлять в налоговые органы по месту нахождения налогооблагаемых объектов налоговые декларации по причитающимся с них платежам налога в текущем году на бланке установленной формы.

    По вновь отведенным земельным участкам налоговые декларации представляются организациями в течение месяца с момента предоставления участка.

    Форма налоговой декларации по земельному налогу утверждена приказом МНС России от 12.04.2002 N БГ-3-21/197 "О внесении изменений и дополнений в инструкцию МНС России от 21 февраля 2000 года N 56 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю""".

    Приказом МНС России от 02.09.2002 N БГ-3-23/470 утверждена Инструкция по заполнению налоговой декларации по земельному налогу, которая является обязательной для организаций, признаваемых плательщиками земельного налога в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Налоговая декларация по земельному налогу может представляться в налоговый орган как на бумажном носителе, так и в электронном виде по инициативе налогоплательщика и наличии у него и налогового органа совместимых технических средств и возможностей для ее приема и обработки в соответствии со стандартами, форматами и процедурами, утверждаемыми МНС России.

    Земельный налог с организаций и физических лиц исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельных участков.

    Исчисление земельного налога физическим лицам проводится налоговыми органами, которые ежегодно не позднее 1 августа вручают им налоговые уведомления об уплате налога. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также сроки уплаты налога. Форма налогового уведомления на уплату земельного налога физическими лицами утверждается МНС России.

    Пересмотр неправильно произведенного обложения земельным налогом допускается не более чем за три предшествующих года.

    Организации и физические лица уплачивают земельный налог равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября. Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления имеют право с учетом местных условий устанавливать другие сроки уплаты налога. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

    Плательщики земельного налога перечисляют сумму земельного налога в полном объеме на счета органов федерального казначейства для последующего распределения доходов от его уплаты между уровнями бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Согласно ст. 18 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" начиная с 2003 года земельный налог полностью поступает в региональные и местные бюджеты.

    Порядок определения нормативной цены земли установлен постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 N 319 "О порядке определения нормативной цены земли".

    В соответствии с вышеуказанным постановлением Правительства РФ нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при передаче земли в собственность, установлении коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении, получении банковского кредита под залог земельного участка), и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам.

    Предложения об оценочном зонировании территории субъекта Российской Федерации и о нормативной цене земли по вышеуказанным зонам представляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.

    Органы местного самоуправления (администрации) по мере развития рынка земли могут своими решениями уточнять количество оценочных зон и их границы, повышать или понижать нормативную цену земли, но не более чем на 25 %.

    Нормативная цена земли не должна превышать 75 % уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.

    Районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству выдают заинтересованным лицам документ о нормативной цене земли конкретного земельного участка.

    Сумма земельного налога, рассчитанная в установленном порядке, должна отражаться налогоплательщиками-организациями по кредиту счета 68 и дебету счетов учета затрат на производство продукции (работ, услуг) и расходов, не связанных с производством (08 "Вложения во внеоборотные активы", 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" и другие).

    Перечисленные в бюджет суммы налога отражаются в учете по дебету счета 68 и кредиту счета 51 "Расчетные счета".

    Налогоплательщики - физические лица уплачивают земельный налог за счет имеющихся у них средств.

    В случае неуплаты земельного налога в установленные сроки [в том числе и сроки, установленные законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации] начисляются пени в размере, установленном федеральным законом.

    В соответствии со ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налоге дня уплаты налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России.

    Непредставление налогоплательщиком-организацией в установленный законодательством срок налоговой декларации по земельному налогу в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 % суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 руб.

    Непредставление налогоплательщиком-организацией налоговой декларации по земельному налогу в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.

    Кроме того, нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет наложение административного штрафа на должностных лиц налогоплательщика-организации в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.

    Порядок наложения административного штрафа на должностных лиц, виновных в нарушении сроков представления налоговых деклараций, регулируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ.

    Сталкиваясь с земельным налогом, важно понимать его сущность и основные характеристики: кто и как должен платить земельный налог, по каким объектам, есть ли исключения из налогообложения и соответствующие льготы. В данной статье мы ответим на эти и другие вопросы, разобрав элементы земельного налога подробнее.

    Напомним перед этим, что земельный налог является местным налогом, то есть общие положения закреплены в Главе 31 НК РФ, а установление налога и его подробное регулирование (ставки, льготы) осуществляются уже на местном уровне нормативными правовыми актами муниципальных образований. Что касается городов федерального значения, то земельный налог регулируется законами этих субъектов.

    Налогоплательщики

    Согласно статье 388 НК РФ земельный налог обязаны платить физические и юридические лица, которые обладают земельными участками:

    на праве собственности;

    на праве бессрочного пользования;

    на праве пожизненного наследуемого владения.

    Если же земельный участок передан как вклад в паевой инвестиционный фонд (ПИФ), то плательщиком налога является управляющая компания.

    Особенность земельного налога проявляется в наличии среди «облагаемых» прав права пользования, что во многом обусловлено историческими предпосылками. В советское время частной собственности на землю не существовало, а за пользование взималась земельная рента. Земельный налог был введен в 1981 году, однако, по сути, он носил рентный характер.

    Для граждан в 1990 году было введено право пожизненного наследуемого владения. С момента введения в действие ЗК РФ земельные участки не могут предоставляться на этом праве, и его указание в НК РФ носит «переходной» характер.

    Важно отметить, что статус плательщика земельного налога взаимосвязан с принципом государственной регистрации прав на земельные участки и определяется моментом внесения соответствующей записи о праве на земельный участок в ЕГРН, а не фактическим использованием земельного участка или другими юридическими фактами.

    Из этого правила есть несколько исключений, на которые в свое время обратил внимание ВАС РФ в Постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54:

    если право на земельный участок возникло до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в настоящее время утратил силу) и подтверждается соответствующими документами, то это приравнивается к записи в ЕГРН и обязанность по уплате земельного налога все равно возникает (статья 6 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»);

    если имеет место универсальное правопреемство, то есть наследование и реорганизация юридического лица (кроме выделения, ведь здесь создается новое юридическое лица без ликвидации прежнего), обязанность уплатить земельный налог возникает с момента открытия наследства (статья 396 НК РФ) или внесения соответствующий записи в ЕГРЮЛ о реорганизации.

    Кто же не должен платить земельный налог

    Законодатель специально перечислил тех, кто не платит земельный налог. К ним относятся:

      физические лица и организации, владеющие земельным участком на праве безвозмездного пользования;

    физические лица и организации, владеющие земельным участком по договору аренды.

    Кроме того, земельный налог не взимается с «законных неплательщиков» благодаря соответствующим льготам, о которых мы расскажем чуть позже в этой статье.

    Объект налогообложения

    Согласно статье 389 НК РФ земельным налогом облагаются земельные участки, что расположены в границах муниципальных образованиях, а также городов федерального значения.

    Таким образом, земельный участок должен соответствовать некоторым условиям:

    располагаться на территории, где введен земельный налог;

    принадлежать лицу на соответствующем праве, которое по общему правилу зарегистрировано;

    не быть исключенным из налогообложения земельным участком.

    Если же о первых пунктах мы говорили ранее, то последний еще не рассматривали. Он является не менее важным, так как не каждый земельный участок облагается земельным налогом.

    Исключенные из налогообложения земельные участки

    Какие же земельные участки исключены из налогообложения земельным налогом? Речь пойдет о «государственных» и «серьезных» земельных участках, которые по общему правилу не могут находиться в частной собственности и имеют особое государственное, историческое, экологическое значение. Так, к ним относятся:

    изъятые из оборота земельные участки (в границах национальных парков, под объектами ФСБ и т.д.);

    земельные участки, под особо ценными объектами культурного наследия объектами из Списка всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;

    земельные участки категории лесного фонда;

    земельные участки под государственными водными объектами (земли водного фонда);

    земельные участки из состава общего имущества многоквартирного дома.

    Налогооблагаемая база

    Налоговая база, то есть стоимостная (количественная и качественная) оценка земельного участка для целей налогообложения, выражается в кадастровой стоимости. Именно ее берут в основу определения размера земельного налога.

    Кадастровая стоимость устанавливается в результате проведения государственной кадастровой оценки и внесения соответствующих данных в ЕГРН. Однако здесь все не так просто: количество исков об оспаривании результатов оценки, согласно информации Росреестра, с каждым годом увеличивается и в 2019 году составило 22 737.

    Более подробно кадастровую стоимость, порядок её определения и снижения мы разберем в следующих статьях.

    Налоговые ставки

    Статья 394 НК РФ предусматривает, что конкретные ставки земельного налога устанавливаются представительными органами муниципальных образований. Ставки земельного налога могут дифференцироваться в зависимости от категории и разрешенного использования. но в следующих пределах, установленных Налоговым кодексом РФ:

    0,3% для земельных участков сельскохозяйственного назначения, жилищного фонда, ЛПХ, садоводства, огородничества или животноводства, дачного хозяйства, а также для ограниченных в обороте земельных участков (то есть находящихся в государственной или муниципальной собственности), предоставленных в целях обеспечения обороны и безопасности.

    • 1,5% в отношении прочих земельных участков.

    В большинстве случаев в муниципальных образованиях действуют максимальные ставки, но имеются обратные примеры, когда ставка земельного налога понижена по сравнению с упомянутыми в федеральном законодательстве. Так, 0,1 % в отношении земельных участков ЛПХ и жилищного фонда в Белоглинском районе Краснодарского края или 0,01 % в отношении земельных участков учреждений образования, здравоохранения, физической культуры и спорта в Еловском районе Пермского края.

    Узнать, какие ставки земельного налога действуют в субъектах Российской Федерации, Вы можете на сайте ФНС России или в нашем специальном реестре.

    Налоговые льготы

    Налоговые льготы по земельному налогу закреплены в виде освобождения от уплаты налога и уменьшения его размера.

    На федеральном уровне согласно статье 395 НК РФ от обязанности платить земельный налог освобождены:

      органы уголовно-исполнительной системы;

    общественные организации инвалидов;

    общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России;

    резиденты особой экономической зоны;

    участники свободной экономической зоны;

    управляющие компании инновационного центра Сколково;

    фонды инновационных научных центров.

    Как правило подобное освобождение распространяется на те земельные участки, что субъекты непосредственно используют в своей деятельности.

    Помимо этого, с 2017 года возможно уменьшение размера земельного налога (налоговый вычет) благодаря уменьшению налогооблагаемой базы на величину кадастровой стоимости 600 кв.м, то есть в случае с земельным участком в 600 кв.м. налогооблагаемая база может стать нулевой и фактически освободить от уплаты налога. Однако уменьшение размера земельного налога (налоговый вычет) возможно только социальном незащищенным слоям населения: пенсионерам, инвалидам, ветераном Великой Отечественной войны и некоторым другим.

    Дополнительные льготы устанавливаются на региональном и местном уровнях.

    Так, в городах федерального значения освобождены от уплаты земельного налога органы власти, органы местного самоуправления и учреждения. В Санкт-Петербурге размер земельного налога для научных центров уменьшен до 35 %. В Москве перечень «законных неплательщиков» земельного налога шире и включает в себя родителя в многодетной семье, спортивные организации, частные некоммерческие оздоровительные организации и другие субъекты, если используемые земельные участки не сдаются в аренду (100 % или вычет 1 млн руб.).

    На местном уровне как правило от уплаты земельного налога фактически освобождаются органы местного самоуправления и муниципальные учреждения, социально незащищенные слои населения, однако имеются муниципальные образования, в которых дополнительные льготы не устанавливаются – в Некрассовском районе Ярославской области, Читинском районе Забайкальского края.

    Санитарно-эпидемиологическая ситуация в связи с пандемией коронавируса в 2020 года внесла свои коррективы в администрирование земельного налога. Так, срок уплаты авансовых платежей продлен до 30.10.2020 и 30.12.2020 за первый и второй кварталы соответственно при определенных условиях:

      организация входит в единый перечень субъектов малого и среднего бизнеса;

    организация входит в перечень «пострадавших от коронавириса» согласно Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции»;

    организация включена в перечень социально ориентированных некоммерческих организаций, что получают поддержку во время действия ограничений из-за коронавируса, если в муниципальном образовании предусмотрены авансовые платежи по земельному налогу.

    Однако здесь важно понимать, что мы говорим именно об отсрочке уплаты авансовых платежей по земельному налогу, а не об освобождении. На наш взгляд, отсрочка сама по себе не является хорошей мерой поддержки налогоплательщиков, ведь здесь речь идет о принципе «можешь не платить сейчас, но потом заплати сразу в два раза больше». Для землевладельцев такая ситуация представляется более удручающей, ведь им необходимо найти деньги на «потом» в условиях, когда фактически земля простаивает и не приносит соответствующего дохода.

    Следите за нашими публикациями в этом блоге или на сайте нашей компании: mitsan.pro

    Источники
    Нормативные правовые акты
    1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
    2. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».
    3. Решение Совета Белоглинского сельского поселения Белоглинского района Краснодарского края № 73 § 4 от 23.11.2018 «О земельном налоге».
    4. Решение Совета городского поселения «Новокручининское» Читинского муниципального района Забайкальского края №44 от 28.11.2014 «Об установлении земельного налога на территории городского поселения «Новокручининское»
    5. Закон города Севастополя № 81-ЗС от 26.11.2014 «О земельном налоге».
    6. Закон Санкт - Петербурга № 617-105 от 23.11.2012 «О земельном налоге в Санкт – Петербурге».
    7. Закон города Москвы № 74 от 24.11.2004 «О земельном налоге».
    8. Решение муниципального Совета сельского поселения Бурмакино № 5 от 29.10.2014 «Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Бурмакино».
    9. Решение Совета депутатов Дубровского сельского поселения Еловского муниципального района Пермского края № 55 от 22.07.2010 «О земельном налоге».
    10. Письмо Минфина России от 21.01.2020 № 03-05-06-02/3068.
    11. Определение Конституционного Суда РФ от 06.12.2018 № 3109-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «325 авиационный ремонтный завод» на нарушение конституционных прав и свобод подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации и подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации»
    12. Определение ВАС РФ от 25.11.2013 № ВАС-16014/13 по делу № А51-23181/2012
    13. Письмо Минфина России от 11.12.2013 № 03-05-05-02/54346
    14. Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54,
    15. Письмо Минфина России от 21.06.2018 № 03-05-05-02/42312.

    [1] Пепеляев С.Г., Попов П.А., Хачатрян Н.Р., Ивлиева М.Ф. Правовые основы поимущественного налогообложения. М., 2016. С. 104, 105.

    [2] Основы законодательства СССР и союзных республик о земле от 28 февраля 1990 г. № 1251-1

    [3] Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54, Письмо Минфина России от 21.01.2020 № 03-05-06-02/3068

    [4] Письмо Минфина России от 21.06.2018 № 03-05-05-02/42312

    [6] Определение Конституционного Суда РФ от 06.12.2018 № 3109-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «325 авиационный ремонтный завод» на нарушение конституционных прав и свобод подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации и подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации»

    [7] Определение ВАС РФ от 25.11.2013 № ВАС-16014/13 по делу N А51-23181/2012

    [8] Письмо Минфина России от 11.12.2013 № 03-05-05-02/54346

    [9] Решение Совета Белоглинского сельского поселения Белоглинского района Краснодарского края № 73 § 4 от 23.11.2018 «О земельном налоге»

    [10] Решение Совета депутатов Дубровского сельского поселения Еловского муниципального района Пермского края № 55 от 22.07.2010 «О земельном налоге»

    [11] Закон города Севастополя № 81-ЗС от 26.11.2014 «О земельном налоге»

    [12] Закон Санкт - Петербурга № 617-105 от 23.11.2012 «О земельном налоге в Санкт – Петербурге»

    [13] Закон города Москвы № 74 от 24.11.2004 «О земельном налоге»

    [14] Решение муниципального Совета сельского поселения Бурмакино № 5 от 29.10.2014 «Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Бурмакино»

    [15] Решение Совета городского поселения «Новокручининское» Читинского муниципального района Забайкальского края №44 от 28.11.2014 «Об установлении земельного налога на территории городского поселения «Новокручининское»

    Правовые основы платности пользования землей в Российской Федерации

    С началом земельной реформы в Российской Федерации было введено платное пользование земельными фондами, не зависимо от форм собственности и иных прав на земельные участки и ресурсы. Этот принцип применяется до настоящего времени. Формами платы являются земельный налог (до введения в действие, налога на недвижимость) и арендная плата (п. 1 ст. 65 ЗК РФ). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В настоящее время еще действуют правила начисления и внесения платежей за землю, которые предусмотрены Законом РФ от 10 октября 1991 г. «О плате за землю».

    Районные и городские органы Росземкадастра принимают участие в составлении списков плательщиков земельного налога и арендной платы за землю и осуществляют совместно с другими федеральными органами исполнительной власти контроль за целевым использованием средств от внесенной платы. В списки включаются граждане и юридические лица, имеющие земельные участки в собственности, пользовании (исключая арендаторов), пожизненном наследуемом владении, на землях, переданных в ведение органа местного самоуправления, кроме земель лесного фонда, земельный налог за которые уплачивается в составе платы за пользование лесами.

    Закон РФ «О плате за землю» устанавливает большой перечень лиц (физических и юридических) и объектов, которые освобождены от уплаты земельного налога (ст. 12). Этот перечень постоянно обновляется и дополняется.

    Земельный налог на сельскохозяйственные угодья взимается с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения. Средние размеры земельного налога с одного гектара пашни по субъектам Федерации и доля централизации земельного налога и арендной платы в федеральный бюджет применяются согласно Приложению 1 к названному Закону.

    Органы законодательной (представительной) власти субъектов Федерации, исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодий, устанавливают и утверждают ставки земельного налога по группам почв пашни, многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ (в том числе минимальные ставки земельного налога на один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий).

    Налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 к названному Закону.

    Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов. Налог за часть площади земельных участков сверх установленных норм их отвода взимается в. двукратном размере.

    За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Размер арендной платы - существенное условие договора аренды земельного участка. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Федерации или в муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления (п. 3 ст. 65 ЗК РФ). При этом размер арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и занятых объектами транспортных систем естественных монополий, не может быть выше размеров ставок земельного налога, установленных для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (п. 2 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

    Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.

    Земельный налог и арендная плата учитываются в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и используются на следующие цели:

    финансирование мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия, и процентов за их пользование. Средства на эти цели расходуются по соответствующим нормативам; инженерное и социальное обустройство территории.

    Правовые основы оценки земель

    Закон РФ «О плате за землю» к формам платы относит, помимо двух названных форм, также «нормативную цену земли». Однако нормативная цена земли — это, скорее, показатель расчета платежей за использование земли, а не форма платы.

    Нормативная цена земли была учреждена Законом как показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Она была предусмотрена для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, при установлении долевой собственности на землю, при передаче по наследству, дарении и получении банковского кредита под залог земельного участка.

    Порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством РФ.

    Такое постановление было принято Правительством РФ 3 ноября 1994 г. № 1204 «О порядке определения нормативной цены земли». Им установлена нормативная цена земли в размере 200-кратной ставки земельного налога на единицу площади земельного участка. При определении нормативной цены земли не учитываются льготы по земельному налогу за превышение норм отвода земель.

    Органы исполнительной власти субъектов Федерации по представлению органов государственного земельного кадастра в зависимости от уровня рыночных цен на землю различного целевого назначения могут устанавливать по оценочным зонам земель на территории субъекта Федерации повышающие коэффициенты к размеру нормативной цены земли, определяемому в соответствии с п. 1 указанного постановления. При этом размер нормативной цены земли не должен превышать 75% уровня рыночных цен на земельные участки конкретного назначения соответствующей ценовой зоны.

    Администрация района, города может повышать или понижать установленную в указанном порядке нормативную цену земли, но не более чем на 25%.

    При осуществлении сделок с земельными участками и в иных случаях применения нормативной цены, предусмотренных законодательством Российской Федерации, районные (городские) органы государственного земельного кадастра выдают заинтересованным гражданам и юридическим лицам документ о нормативной цене земли конкретного земельного участка. На основании приведенного постановления Правительства РФ Госкомзем России 27 декабря 1994 г. утвердил Рекомендации по установлению нормативной цены земли. В них сказано, что установленный постановлением Правительства 200-кратный размер величины действующей ставки земельного налога на единицу площади Конкретного земельного участка в дальнейшем именуется базовой величиной нормативной цены земли.

    Действующий ЗК РФ предусматривает установление кадастровой стоимости земельного участка для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных федеральными законами (п. 5 ст. 65). Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством РФ. Дей- ствует постановление Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель».

    Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. При такой оценке земель принимаются во внимание сервитуты, а также иные ограничения (обременения) прав пользования землей, установленные в законодательном, административном и судебном порядке.

    Оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. В городах и сельских поселениях, садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также других методов массовой оценки недвижимости. Оценка сельскохозяйственных угодий вне черты городских и сельских поселений и земель лесного фонда осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода. Оценка иных категорий земель вне черты городских и сельских поселений устанавливается на основе капитализации расчетного рентного дохода или исходя из затрат, необходимых для воспроизводства и (или) сохранения и поддержания ценности их природного потенциала.

    В процессе оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.

    Кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты такой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.

    Методические и нормативно-технические документы, необходимые для проведения оценки земель, разрабатываются и утверждаются федеральным органом, исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами по согласованию с уполномоченным органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Споры, возникающие при поведении оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.

    Для случаев определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

    При продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков их стоимость определяется по правилам, предписанным ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (ст. 2). Она устанавливается субъектами Федерации по следующим правилам. В поселениях с численностью населения свыше 3 миллионов человек цена земли устанавливается в размере от пяти- до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка. В поселениях до 500 тысяч человек, а также за пределами черты поселений цена земельных участков определяется в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка (на начало текущего календарного года). При продаже земельного участка к его стоимости применяется поправочный коэффициент, учитывающий основной вид использования расположенных на земельном участке зданий, строений, сооружений. Поправочные коэффициенты, учитывающие основные виды использования, утверждаются Правительством РФ в размере от 0,7 до 1,3. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с ФЗ от 29 июля 1998 г. «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Он определя- ет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Федерации или муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки.

    Для указанных в Федеральном законе целей под'рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

    • одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
    • стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
    • объект оценки представлен на открытый рынок в форме публичной оферты;
    • цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки, и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
    • платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

    При определении рыночной стоимости объектов оценки используются Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности, которые были утверждены постановлением Правительства РФ от 6 июля 2001 г. № 519 «Об утверждении Стандартов оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности». Субъектами оценочной деятельности признаются, с одной стороны, юридические и физические лица (индивидуальные предприниматели), деятельность которых регулируется ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а, с другой стороны, - потребители их услуг (заказчики). Основанием для проведения оценки объекта является договор между оценщиком и заказчиком. Договором может быть предусмотрено проведение данным оценщиком оценки конкретного объекта, ряда объектов либо долговременное обслуживание заказчика по его заявлениям. Обязательные требования к такому договору установлены названным Федеральным законом.

    Надлежащим исполнением оценщиком своих обязанностей, возложенных на него договором, считается своевременное составление в письменной форме и передача заказчику отчета об оценке объекта оценки. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, оценка объекта, в том числе повторная, может быть проведена оценщиком на основании определения суда, арбитражного или третейского суда, а также по решению уполномоченного органа.

    Проведение оценки объектов оценки обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценйи, принадлежащих полностью или частично Российской. Федерации, ее - субъектам либо муниципальным образованиям.

    Итоговая величина стоимости объекта .оценки должна быть выражена в рублях в виде единой величины, если в договоре об оценке не предусмотрено иное. Указанная в отчете об оценке, составленном в установленном порядке, итоговая величина стоимости объекта может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более шести месяцев.

    Читайте также: