Учет пошлины за регистрацию договора аренды

Опубликовано: 05.05.2024

Е.А. КАЦ, начальник отдела правового обеспечения,

Е.С. ГАМЕЗА, заместитель начальника отдела правового обеспечения Управления Росреестра по Красноярскому краю.

Как оплатить государственную пошлину за регистрацию права общей долевой собственности

Государственная пошлина уплачивается за государственную регистрацию:

— доли в праве общей собственности, возникающей с момента государственной регистрации, каждым обратившимся лицом в размере, установленном подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ, умноженном на размер доли в праве собственности;

— доли в праве общей собственности, возникновение которой не связано с государственной регистрацией (например, реорганизация юридического лица), каждым обратившимся лицом в полном размере, установленном подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ (т. е. для юридических лиц в размере 15 000 рублей) (письмо Минфина России от 23.09.2008 г. № 03-05-05-03/37).

При обращении одновременно всех сособственников, право общей долевой собственности у которых возникает не с момента государственной регистрации, государственная пошлина каждым обратившимся лицом уплачивается в полном размере, установленном подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ (т. е. для юридических лиц в размере 15 000 рублей) (письмо Минфина России от 21.09.2010 г. № 03-05-04-03/109).

За государственную регистрацию доли в праве общей собственности на основании судебного акта государственная пошлина уплачивается каждым обратившимся лицом в полном размере, установленном подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ (т. е. для юридических лиц в размере 15 000 рублей) (письмо Минфина России от 20.02.2014 г. № 03-05-06-03/7113).

За государственную регистрацию перехода доли в праве общей собственности, возникновение которой не связано с первоначальной регистрацией прав на объект недвижимости, государственная пошлина уплачивается в полном размере, установленном подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ (т. е. для юридических лиц в размере 15 000 рублей) (письма Минфина России от 25.05.2011 г. № 03-05-06-03/37, от 16.01.2014 г. № 03-05-06-03/1011). Например, при покупке 1/2 доли в праве собственности на объект недвижимости государственная пошлина юридическим лицом уплачивается в размере 15 000, а не 7 500 рублей.

Обобщая указанные позиции Минфина России, можно сделать вывод, что при определении размера государственной пошлины за государственную регистрацию права общей долевой собственности необходимо учитывать количество обратившихся лиц, момент возникновения права и размер доли в праве, а также то, что за совершение юридически значимого действия должна быть уплачена государственная пошлина в полном размере, установленном НК РФ.

Как оплатить государственную пошлину за регистрацию договора

Пунктом 2 статьи 333.18 НК РФ предусмотрено, что, в случае если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные главой 25.3 НК РФ, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях. В случае если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины.

С учетом данных положений, а также в связи с тем, что плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий, и размеры государственной пошлины, уплачиваемые ими, различны, Минфином России сформулированы следующие позиции.

При регистрации договора государственная пошлина должна уплачиваться плательщиком в зависимости от его категории пропорционально количеству участников сторон договора (письмо Минфина России от 13.05.2011 г. № 03-05-05-03/15). Например, если договор об отчуждении квартиры (подписанный до 02.03.2013 г.) заключен между юридическим лицом (продавцом) и физическими лицами (тремя покупателями), то за государственную регистрацию данного договора юридическое лицо должно уплатить государственную пошлину в размере 1/4 от 15 000 рублей, а физические лица – по 1/4 от 1 000 рублей.

В то же время обращаем внимание, что, например, в отношении договора ипотеки НК РФ прямо предусмотрено: если договор об ипотеке заключен между физическим и юридическим лицами, государственная пошлина уплачивается в размере 1 000 рублей (а не в зависимости от категории плательщиков).

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона о регистрации государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества. С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества. Следовательно, если с заявлением о государственной регистрации договора аренды обращается одна из сторон этого договора, то и плательщиком государственной пошлины за регистрацию данного договора аренды является обращающаяся сторона. В случае если с заявлением о государственной регистрации договора аренды обращаются обе стороны, то государственная пошлина уплачивается в соответствии с положениями, установленными пунктом 2 статьи 333.18 НК РФ (письмо Минфина России от 04.10.2011 г. № 03-05-06-03/79).

Например, если заявления о регистрации договора аренды представили обе стороны договора: юридическое лицо и орган местного самоуправления, то юридическое лицо уплачивает 7 500 рублей (15 000 рублей, разделенное на количество участников договора), а орган местного самоуправления освобождается от уплаты государственной пошлины.

Если с заявлением о регистрации договора аренды обращается только юридическое лицо, оно уплачивает государственную пошлину в размере 15 000 рублей, а если только орган местного самоуправления — государственная пошлина не уплачивается.

Как оплатить государственную пошлину за регистрацию соглашений о внесении изменений в зарегистрированный договор

Несмотря на то, что соглашение о внесении изменений в зарегистрированный договор в соответствии со статьей 164 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) подлежит государственной регистрации, за регистрацию соглашения о внесении изменений в договор аренды в силу сложившейся судебной практики государственная пошлина уплачивается не как за сделку, а как за внесение изменений в ЕГРП (т. е. для юридических лиц не 15 000, а 600 рублей) (письмо Минфина России от 20.07.2010 г. № 03-05-04-03/79).

Аналогично как за внесение изменений в ЕГРП уплачивается государственная пошлина за регистрацию соглашения об изменении договора об отчуждении объекта недвижимости (письмо Минфина России от 21.08.2012 г. № 03-05-04-03/67).

Как оплатить государственную пошлину за регистрацию доверительного управления

В соответствии с ГК РФ и сложившейся судебной практикой при государственной регистрации доверительного управления регистрации подлежит не сам договор доверительного управления, а передача имущества в доверительное управление в порядке, что и переход права собственности на это имущество, т.е. по правилам статьи 551 ГК РФ. При этом согласно Закону о регистрации доверительное управление представляет собой ограничение (обременение) прав.

В этой связи регистрация доверительного управления осуществляется по заявлению обеих сторон договора с уплатой ими государственной пошлины в размере, установленном подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ.

Например, если договор доверительного управления заключен между юридическим лицом и органом государственной власти, заявления о регистрации представляются обеими сторонами, государственная пошлина уплачивается юридическим лицом в размере 7 500 рублей, а орган государственной власти освобождается от уплаты государственной пошлины (письмо Минфина России от 17.01.2011 г. № 03-05-04-03/04).

Как оплатить государственную пошлину за регистрацию договора ипотеки земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения

В соответствии с подпунктом 25 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ государственная пошлина за регистрацию сделок, на основании которых ограничиваются (обременяются) права на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, уплачивается в размере 200 рублей.

В то же время за регистрацию договора ипотеки согласно подпункту 28 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ государственная пошлина юридическими лицами уплачивается в размере 4 000 рублей.

В данном случае Минфином России разъяснено, что подпункт 28 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ распространяется на все договоры ипотеки вне зависимости от того, какое имущество является предметом договора ипотеки. Следовательно, при регистрации договора ипотеки, предметом которого является земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, государственная пошлина уплачивается как за регистрацию договора ипотеки, а не как за регистрацию сделок, на основании которых ограничиваются (обременяются) права на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения (письмо Минфина от 15.05.2012 г. № 03-05-04-03/35).

Как оплатить государственную пошлину за регистрацию ранее возникшего права

В соответствии с Законом о регистрации права, возникшие до вступления в силу Закона о регистрации (также ранее возникшие права), признаются юридически действительными и без их государственной регистрации. Обязательная регистрация таких прав требуется согласно пункту 2 статьи 6 Закона о регистрации при государственной регистрации перехода права, ограничения (обременения) прав или сделки с соответствующим объектом недвижимости.

При этом Законом о регистрации предусмотрено, что государственная регистрация ранее возникшего права проводится при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества без уплаты государственной пошлины. В иных случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 6 Закона о регистрации, за его регистрацию взимается государственная пошлина в размере, равном половине установленного размера государственной пошлины за государственную регистрацию прав.

Таким образом, исходя из буквального толкования закона, следует, что за регистрацию ранее возникшего права:

1) государственная пошлина не уплачивается:

— при регистрации перехода права;

— при регистрации сделки об отчуждении объекта;

2) государственная пошлина уплачивается в размере, равном половине установленного размера государственной пошлины:

— при регистрации ограничения (обременения) права;

— при регистрации иной сделки с объектом;

3) государственная пошлина уплачивается в полном размере:

— при регистрации ранее возникшего права по желанию правообладателя;

— если в регистрации перехода права, ограничения (обременения) права или сделки отказано (в данном случае регистрация права становится не связанной с регистрацией перехода права, ограничения (обременения) права или сделки, поэтому рассматривается как регистрация по желанию правообладателя)

(письмо Минфина России от 25.02.2013 г. № 03-05-06-03/5260).

Кроме того, в рамках данной статьи предлагаем вашему вниманию слайды по некоторым вопросам, связанным с уплатой государственной пошлины за государственную регистрацию прав. И надеемся, что настоящая статья поможет вам в подготовке документов на государственную регистрацию прав и позволит избежать ситуаций, связанных с приостановлением государственной регистрации.

Склады, офисы или магазины обычно сдают на несколько лет. Так арендодатель получает постоянный доход, а арендатор спокойно работает и знает, что его никто не выселит.

Длительные договоры аренды, на срок от двенадцати месяцев, обязательно регистрировать в Росреестре. Без регистрации договор не защищает арендатора, и в один момент он может оказаться на улице. Рассказываем, как зарегистрировать договор и что будет, если этого не сделать.

Анастасия Васько

Зачем регистрировать договор аренды

По закону договоры аренды со сроком больше двенадцати месяцев нужно регистрировать в Росреестре. Но нигде не прописаны сроки, в которые нужно уложиться с регистрацией. Можно прийти в Росреестр даже через год после заключения договора, и никто за это не оштрафует.

Но не стоит думать, что раз сроков нет, то можно тянуть с регистрацией. Незарегистрированный договор описывает права и обязанности для арендатора и арендодателя. Если у них воникнет спор, суд рассмотрит такой договор. Но стоит в деле появиться третьим лицам, договор не поможет.

Третьи лица — это не кто-то абстрактный. Это новый собственник помещения, налоговая и лицензирующие органы. Если снять помещение по незарегистрированному договору:

налоговая не разрешит арендатору учесть арендные платежи в расходах и уменьшить налоговую базу при расчете налога на прибыль;

лицензирующий орган не выдаст лицензию на работу в чужом помещении. Не получится открыть салон красоты или магазин с алкогольным отделом.

Собственник может продать помещение или умереть. С юридической точки зрения для нового владельца — покупателя или наследника — незарегистрированный договор аренды не существует. Раз о договоре нет записи в Едином государственном реестре недвижимости и права арендатора нигде не отражены, то и соблюдать такой договор новому собственнику не нужно.

Новый собственник может попросить арендатора съехать или предложить новый договор с другими условиями. Например, поднять цену в десять раз.

Предприниматель снял у государства склад на несколько лет. Он заключил долгосрочный договор с городскими властями, но не зарегистрировал его. Через три года это помещение выкупил другой предприниматель, который ничего не знал об арендаторе.

Новый собственник обратился в суд, чтобы освободить свое помещение. Суд встал на его сторону: новый владелец ничего не знал об аренде при покупке склада, значит не обязан соблюдать этот договор. Арендатора выселили.

Не получится сказать новому владельцу или налоговой: «Мы не успели зарегистрировать договор». Это никого не волнует.

Документы для регистрации

Заявление о регистрации договора аренды может подать и арендатор, и арендодатель. Главное — предоставить в Росреестр необходимый пакет документов.

Точно понадобится паспорт того, кто подает заявление, договор аренды, акт передачи помещения арендатору и документ об оплате госпошлины. Остальное — зависит от того, кто участвует в сделке.

От юрлица действует представитель. Поэтому кроме паспорта ему понадобится документ, который подтверждает его полномочия. Для генерального директора — это приказ о назначении на должность, для рядового сотрудника — нотариальная доверенность.

На регистрацию отправляют несколько экземпляров договора аренды: по одному на каждую сторону сделки и один для Росреестра. К договору прикладывают акт приема-передачи недвижимости, по которому арендатор принял помещение.


Как проверить договор аренды

Пошлину оплачивает тот, кто подает заявление на регистрацию. Подавать может любая сторона — арендодатель или арендатор. Размер пошлины разный для ИП и юрлиц:

  • 2 000 ₽ — для ИП;
  • 22 000 ₽ — для юридического лица.

ИП может оплатить пошлину через расчетный счет или по квитанции в банке, а юридическое лицо — только через расчетный счет. Оплату подтверждает квитанция или платежное поручение.

Проверка законности сделки

Перед регистрацией договора Росреестр проверяет не только то, что арендодатель и арендатор заключили договор, но и законность сделки. Вот ситуации, в которых заявителю придется предоставить дополнительные документы:

  • договор аренды подписал представитель, а не арендатор или арендодатель лично;
  • арендодатель сдает часть помещения или здания;
  • арендодатель ИП сдает недвижимость, которую купил в браке;
  • сделка аренды для компании считается крупной;
  • объект аренды в залоге.

Договор аренды подписал представитель. Подписать договор аренды может кто угодно: брат предпринимателя или главбух. Главное, чтобы у него была нотариально заверенная доверенность. Росреестр будет проверять доверенность. Если она не действует — откажут в регистрации.

Лучше на всякий случай проверить доверенность на сайте Нотариальной палаты:

Сдается часть помещения. Бывает, что сдают не целое помещение, а часть, например, три комнаты. У этих трех комнат должен быть отдельный кадастровый номер. Если его нет, в Росреестр подают технический план.

ИП Калабушев хочет снять три кабинета в большом офисном здании. Росреестр не может зарегистрировать такой договор: офисное здание целиком в реестре недвижимости есть, а трех кабинетов с отдельным кадастровым номером — нет.

В этом случае арендодатель должен заказать технический план на часть помещения у кадастрового инженера. Такого специалиста можно найти через интернет. Главное — проверить, чтобы он был в официальном реестре кадастровых инженеров.

Инженер возьмет документы на помещение и договор. В договоре часть помещения должна быть описана текстом и показана на плане. Инженер готовит технический план, а Росреестр бесплатно ставит часть помещения на временный кадастровый учет одновременно с регистрацией аренды. Обычно на подготовку технического плана уходит от пяти до пятнадцати дней.

Арендатор сдает недвижимость, которую купил в браке. Если помещение купили в браке, оно считается общей собственностью супругов. Чтобы сдать его в аренду, придется получить согласие супруга. Такой документ оформляет нотариус.

Не надо делать согласие, если по брачному договору недвижимость принадлежит арендодателю. Если арендодатель купил недвижимость до брака, ему нужно указать это в примечании к заявлению на регистрацию договора.

Сделка аренды считается крупной для компании. Если платежи за весь срок аренды больше 25% от cтoимocти имyщecтвa юрлица, сделка считается крупной. Ее должны одобрить участники на общем собрании или заседании совета директоров компании.

ООО «Калейдоскоп» сдает часть помещения ООО «Терпсихора». Всё имущество «Терпсихоры» стоит 750 000 ₽.

Срок аренды — 24 месяца, ежемесячный платеж — десять тысяч ₽.

Всего «Терпсихора» заплатит 240 000 ₽.

240 000 ₽ — это 32% от стоимости всего имущества компании.

Значит, для аренды офиса участники «Терпсихоры» должны провести общее собрание или совет директоров, принять решение и описать его в протоколе. Вот тогда снимать помещение можно.

Если крупную сделку не одобрит совет директоров или заседание участников, любой участник ООО сможет обратиться в суд, чтобы договор аренды признали недействительным.

Помещение в залоге. Если арендодатель купил помещение в ипотеку или взял кредит под залог этого помещения, необходимо получить письменное согласие банка на сделку.

Как подать заявление на регистрацию договора

Срок регистрации договора — 9 рабочих дней. Если перед регистрацией часть помещения ставят на кадастровый учёт — 12 рабочих дней.

В МФЦ нужно взять оригиналы всех документов и одписанные договоры: по одному для каждой стороны и один экземпляр для Росреестра. МФЦ можно выбрать любой, главное, чтобы отделение было в одном регионе с помещением.

Если помещение находится не в том районе, где арендатор и арендодатель, заявление подают в Росреестр. Например, арендатор из Москвы арендует помещение под кафе в Туле. Чтобы не ехать в Тулу, нужно выбрать отделение Росреестра, которое регистрирует сделки независимо от расположения помещения. На языке Росреестра это называется «отделение с экстерриториальным приемом».

Найти отделение можно на сайте Росреестра:


Чтобы подать заявление через сайт Росреестра, арендодателю и арендатору нужны электронные подписи. Каждый должен подписать свои документы сам: воспользоваться одной подписью для обоих нельзя.

Первый шаг на сайте выглядит так:


Дальше потребуется ввести информацию об объекте и заявителе, загрузить и подписать электронные версии или сканы документов.

Если подает заявление ветеран Великой Отечественной войны, инвалид I и II групп, сотрудник Росреестра приедет сам. Это бесплатно. Чтобы договориться о выездном приеме заявления, нужно подать заявку в Росреестр по телефону или электронной почте. Официальный запрос не нужен.

Росреестр приостанавливает регистрацию

Бывают случаи, когда Росреестр отказывается принимать документы или приостанавливает регистрацию. Вот почему так бывает:

Проблема
Что делать

Росреестр приостанавливает регистрацию, потому что арендодатель запретил регистрацию действий с его имуществом без своего личного участия.

Собственник отзывает заявление о невозможности регистрации. Для этого ему нужно подать заявление в Росреестр.

Росреестр прислал уведомление о приостановке государственной регистрации.

Ознакомиться с причинами приостановки. Устранить недочеты в трехмесячный срок.

Подать заявление о приостановке регистрации на шесть месяцев и спокойно исправлять недочеты.

Если Росреестр приостановит регистрацию или откажет, сотрудники ведомства соощат электронным письмом, позвонят или отправят смс. Какой способ выберет Росреест, предугадать сложно, в разных регионах сотрудники действуют по-разному. Поэтому лучше сходить за бумажным уведомлением с причинами отказа или приостановки, его в МФЦ.

Что делать после регистрации

После регистрации Росреестр возвращает заявителю договор, на котором есть запись с номером и датой регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. С этого момента стороны должны сообщать в Росреестр, если захотят разорвать сделку раньше срока или изменить условия.

Чтобы изменить условия договора или расторгнуть его, арендатор и арендодатель оформляют дополнительное соглашение и регистрируют его в Росреестре. Пошлина в этом случае меньше: для ИП — 350 рублей, для юрлица — 1000 рублей.

Когда срок аренды истечет, арендатору нужно зарегистрировать прекращение договора — на языке Росреестра «погасить запись об обременении». Для этого подают заявление, документ, который подтверждает прекращение договора аренды, и акт приема-передачи, по которому арендатор передал помещение арендодателю.

Короче

Что проверить перед регистрацией

в договоре аренды указаны существенные условия;

доверенность представителя действует;

супруг арендодателя разрешает сделку;

банк разрешает сделку, если помещение в залоге;

совет директоров или общее собрание участников юрлица одобряют крупную сделку.

Когда сообщать в Росреестр

изменились условия договора;

арендодатель и арендатор хотят досрочно расторгнуть договор;

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу
  • Электронный способ
  • МФЦ

Общее описание

С 1 января 2017 года все данные из кадастра недвижимости (ГКН) и реестра прав на недвижимое имущество (ЕГРП) были объединены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Свидетельства о праве собственности на недвижимость и кадастровые паспорта, которые выдавали раньше, отменили.

Все сделки с недвижимостью необходимо регистрировать в Росреестре. Если вы приобрели квартиру или дом, необходимо зарегистрировать свои права (внести данные о переходе прав собственности на жилье от продавца к покупателю в единую базу данных).

В результате вы получите выписку из ЕГРН, которая содержит основные характеристики недвижимости (например, кадастровую стоимость или форму собственности), а также данные о ее законных владельцах.

Государственная регистрация права в ЕГРН может быть оспорена только в суде.

Подать заявление на государственную регистрацию прав можно на официальном сайте Росреестра.


Полное наименование:

Срок предоставления

В режиме реального времени.

Стоимость

За государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина, размеры, сроки и порядок уплаты которой установлены ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации. Информацию о размерах государственной пошлины за совершение регистрационных действий см. здесь.

Наименование получателя платежа: УФК по г. Санкт-Петербургу (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу)

ИНН: 7801267400

КПП: 784201001

Счет: 03100643000000017200

Банк получателя: Северо-Западное ГУ Банка России//УФК по г. Санкт-Петербургу г. Санкт-Петербург

КБК: 32110807020018000110 (для предоставления услуги через МФЦ)

ОКТМО: 40911000 (по всем районам города)

БИК: 014030106

Единый казначейский счет: 40102810945370000005

Наименование платежа: Государственная пошлина за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним

С 01.01.2021 государственная пошлина за регистрацию ранее возникшего права не взимается.

Документы

Документы, выдаваемые заявителю

  • Расписка-уведомление о приеме (регистрации) заявления

Организации, участвующие в предоставлении

Организации, принимающие решение по предоставлению

Другие организации, участвующие в предоставлении

Порядок обжалования

Заинтересованное лицо вправе в судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжаловать действия (бездействие) и решения, осуществляемые (принятые) в ходе предоставления государственной услуги.

Предметом досудебного (внесудебного) обжалования могут являться нарушение прав и законных интересов заинтересованных лиц, противоправные решения, действия (бездействие) должностных лиц, сотрудников, нарушение положений законодательства, некорректное поведение или нарушение служебной этики в ходе предоставления государственной услуги.

Заинтересованное лицо может обратиться с жалобой (претензией) в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации заявления заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • отказ Росреестра, его должностного лица в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является поступление в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме жалобы (претензии) на действия (бездействие) и решения, осуществляемые (принятые) в ходе предоставления государственной.

Жалоба (претензия) может быть направлена по почте, через многофункциональный центр, с использованием сети Интернет, официального сайта Росреестра в сети Интернет, Единого портала государственных услуг, по телефону Ведомственного центра телефонного обслуживания Росреестра, а также может быть принята при личном приеме заявителя.

Жалоба (претензия) должна содержать:

  • наименование органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица, сотрудника, предоставляющего государственную услугу, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о местонахождении заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Росреестра, его должностного лица, сотрудника;
  • доводы, на основании которых заинтересованное лицо не согласно с решением и действием (бездействием) Росреестра, его должностного лица, сотрудника.

Заинтересованным лицом могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии. Заинтересованное лицо имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы (претензии), если иное не предусмотрено законом.

Заинтересованные лица могут обжаловать действия или бездействие:

  • должностных лиц, сотрудников территориального отдела территориального органа Росреестра — руководителю территориального отдела территориального органа Росреестра, руководителю территориального органа Росреестра;
  • должностных лиц, сотрудников центрального аппарата территориального органа Росреестра — руководителю территориального органа Росреестра;
  • руководителя территориального отдела территориального органа Росреестра — руководителю территориального органа Росреестра, руководителю Росреестра;
  • руководителя территориального органа Росреестра — руководителю Росреестра;
  • должностных лиц, сотрудников центрального аппарата Росреестра — курирующему соответствующую сферу деятельности заместителю руководителя Росреестра;
  • заместителя руководителя Росреестра — руководителю Росреестра;
  • руководителя Росреестра — в Минэкономразвития России.

Жалоба (претензия), поступившая в орган, осуществляющий регистрацию прав, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб (претензий), в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа органа, осуществляющего регистрацию прав, должностного лица органа, осуществляющего регистрацию прав, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы (претензии) принимается одно из следующих решений:

  • удовлетворить жалобу (претензию);
  • отказать в удовлетворении жалобы (претензии).

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения заявителю в письменной форме и, по желанию заявителя, в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы (претензии) признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб (претензий), незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Законодательство

Федеральное законодательство

  • Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ
  • Федеральный закон от 30.12.2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 16.07.1998 №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»
  • Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»
  • Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.08.2020 №П/0310 «Об утверждении отдельных форм заявлений в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, требований к их заполнению, к .

Административный регламент

Типовые вопросы

Сведения об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, к жилым помещениям наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования относятся к дополнительным сведениям государственного кадастра недвижимости и подлежат изменению в порядке межведомственного информационного взаимодействия. В соответствии с п.п. 19 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 №218‑ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления в случае принятия ими решения об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, к жилым помещениям наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования обязаны направлять такие документы в орган регистрации прав в порядке межведомственного взаимодействия.

Последнее обновление информации : 20.01.2021

1. Заявление;
2. Документ, удостоверяющий личность;
3. Документ, подтверждающий полномочия представителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);
4. Документ, подтверждающий оплату государственной пошлины (заявитель вправе предоставить);
5. Документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (далее - ГКУ и (или) ГРП);
6. Иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.


Документами-основаниями для осуществления ГКУ и (или) ГРП являются:


1. Акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2. Договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3. Акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4. Свидетельства о праве на наследство;
5. Вступившие в законную силу судебные акты;
6. Акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7. Межевой план, технический план или акт обследования, карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ;
8. Схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении ГКУ земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Законом N 119-ФЗ;
9. Иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.

Смотрите файл "Размеры государственной пошлины за совершение регистрационных действий" в разделе "Бланки документов".

Реквизиты для оплаты:

Получатель: УФК по Иркутской области (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области)
ИНН: 3808114653
КПП: 381201001
Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ ИРКУТСК БАНКА РОССИИ//УФК ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ г. Иркутск
Единый казначейский счет: 40102810145370000026
Казначейский счет: 03100643000000013400
БИК: 012520101
КБК: 32110807020018000110
ОКТМО: 25701000
Наименование платежа: Государственная пошлина за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество

Сроки передачи многофункциональным центром принятых заявлений и иных необходимых документов в орган регистрации прав не должны превышать 1 рабочий день.

Сроки передачи органом регистрации прав документов в многофункциональный центр после осуществления ГКУ и (или) ГРП не должны превышать 2 рабочих дня.

Сроки осуществления ГКУ и (или) ГРП:

9 рабочих дней с даты приема в многофункциональном центре заявления на осуществление ГРП и прилагаемых к нему документов;
7 рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление ГКУ и прилагаемых к нему документов;
12 рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление ГКУ и ГРП и прилагаемых к нему документов;
5 рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав вступившего в законную силу судебного акта, установившего обязанность осуществить ГКУ и (или) ГРП;
3 рабочих дня с даты поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации либо судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии ареста или запрета, о возврате залога залогодателю или об обращении залога в доход государства;
5 рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление ГРП и прилагаемых к нему документов на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;
7 рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственной регистрации ипотеки жилого помещения и прилагаемых к нему документов;
9 рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственной регистрации ипотеки здания (жилое, нежилое), сооружения и прилагаемых к нему документов. Государственная регистрация ипотеки земельного участка осуществляется в сроки, предусмотренные для государственной регистрации ипотеки находящихся на данном земельном участке здания, сооружения;
15 рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия в орган регистрации прав документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

Регистрационная запись об ипотеке погашается в течение 3 рабочих дней с момента поступления в орган регистрации прав заявления и прилагаемых к нему документов (при необходимости), если иное не предусмотрено федеральным законом.

Внесение сведений в ЕГРН в уведомительном порядке:

Запись о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости вносится в ЕГРН в срок не более 5 рабочих дней со дня приема органом регистрации прав соответствующего заявления;
Запись о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя вносится в ЕГРН в срок не более 5 рабочих дней со дня приема органом регистрации прав соответствующего заявления;
Запись о возможности представления заявления о государственной регистрации перехода, прекращения права собственности на объект недвижимости, принадлежащий физическому лицу, и прилагаемых к нему документов в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью вносится в ЕГРН в срок не более 5 рабочих дней со дня приема органом регистрации прав соответствующего заявления;
Запись об адресе электронной почты и (или) о почтовом адресе, по которым осуществляется связь с лицом, чье право на объект недвижимости зарегистрировано, а также лицом, в пользу которого зарегистрировано ограничение права и обременение объекта недвижимости вносится в ЕГРН в срок не более 3 рабочих дней со дня приема органом регистрации прав соответствующего заявления;
Сведения о назначении единого недвижимого комплекса, если объектом недвижимости является единый недвижимый комплекс, и сведений о назначении предприятия как имущественного комплекса, если объектом недвижимости является предприятие как имущественный комплекс, вносятся в ЕГРН в срок не более 5 рабочих дней с момента поступления заявления о внесении в ЕГРН указанных сведений.

Орган регистрации прав в течение 5 рабочих дней со дня внесения в ЕГРН сведений в уведомительном порядке обязан уведомить правообладателя (правообладателей) об указанных изменениях.

Исправление ошибок, содержащихся в ЕГРН:

Технические ошибки, допущенные органом регистрации прав исправляются по решению государственного регистратора прав в течение 3 рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях;
Реестровая ошибка подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение 5 рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.

Уведомления об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки направляются органом регистрации прав правообладателям в течение 3 рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в ЕГРН.

1. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав;

2. Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости;

3. Внесение в ЕГРН сведений по заявлению заинтересованного лица;

4. Внесение в ЕГРН сведений в уведомительном порядке;

5. Исправление технической ошибки в сведениях ЕГРН;

6. Исправление реестровой ошибки в сведениях ЕГРН;

7. Отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

8. Отказ в исправлении технической ошибки;

9. Отказ в исправлении реестровой ошибки;

10. Отказ во внесении в ЕГРН сведений по заявлению заинтересованного лица, во внесении в ЕГРН сведений в уведомительном порядке;

11. Отказ во внесении в ЕГРН сведений об объекте недвижимости как о ранее учтенном;

12. Погашение регистрационной записи об ипотеке;

13. Выдача закладной;

15. Отказ в погашении регистрационной записи об ипотеке;

16. Отказ в выдаче закладной;

17. Отказ в регистрации законного владельца закладной;

18. Отказ во внесении изменений в ЕГРН;

19. Прекращение осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

20. Прекращение внесения изменений в ЕГРН, исправления технической ошибки, исправления реестровой ошибки, выдачи закладной, регистрации законного владельца закладной, погашения регистрационной записи об ипотеке, внесения в ЕГРН сведений в уведомительном порядке, внесения в ЕГРН дополнительных сведений по заявлению заинтересованного лица, внесения в ЕГРН сведений об объекте недвижимости как о ранее учтенном;

21. Возврат заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документов, прилагаемых к нему, заявления о наличии возражений в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости без рассмотрения.

Уважаемые заявители!

Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги.

Основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является неустановление личности лица, обратившегося за оказанием услуги (непредъявление данным лицом документа, удостоверяющего его личность, отказ данного лица предъявить документ, удостоверяющий его личность). В приеме заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов должно быть отказано непосредственно в момент представления таких заявления и документов.

Отказ в приеме заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов в иных случаях не допускается.

Основания для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги.

Основания для приостановления смотрите в файле "Основания и сроки приостановления по решению государственного регистратора прав" в разделе "Бланки документов".
ГКУ и (или) ГРП могут быть приостановлены не более чем на шесть месяцев однократно на основании заявления лиц, по заявлению которых осуществляются ГКУ и (или) ГРП.

В осуществлении ГКУ и (или) ГРП отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению ГКУ и (или) ГРП.

Основания для возврата заявления и документов, представленных для осуществления ГКУ и ГРП, без рассмотрения.

Основания для возврата заявления без рассмотрения смотрите в файле "Основания для возврата заявления и документов без рассмотрения" в разделе "Бланки документов".

В законодательном порядке отношения между участниками договора аренды регулируются статьей 609 ГК РФ. Государственная регистрация договора аренды представляет собой обращение обеих сторон в специальный орган, где производятся все необходимые процедуры по признанию договора аренды правомерным с точки зрения актуальных законодательных актов обозначаются права и обязанности всех сторон.

ВНИМАНИЕ : наш юрист по договорам знает все правила составления договоров, поможет в представлении Ваших интересов в регистрирующем органе.


Когда необходима государственная регистрация договора аренды?

Государственной регистрации подлежат все договоры по аренде имущества, для которых участниками сделки установлен срок более года. Соглашения с меньшим сроком рассматриваются в индивидуальном порядке как самими сторонами сделки, так и различными контролирующими органами.

Порядок государственной регистрации аренды

Государственная регистрация договора аренды

Сама государственная регистрация договора аренды предполагает прохождение нескольких стадий:

  1. на первоначальном этапе происходит знакомство сторон, обмен требованиями и пожеланиями в устной форме или письменно
  2. составление и подписание договора аренды
  3. участникам процесса предстоит пройти процедуру сбора обязательных документов, входящих в стандартный пакет, который будет предоставлен для самой правовой фиксации факта аренды
  4. регистрация договора в Росреестре посредством обращения в ближайшее отделение многофункционального центра — МФЦ

Документы необходимые для регистрации договора аренды

К заявлению о проведении необходимой регистрационной услуги прикладываются следующие документы:

  • договор аренды является главным в перечне документов
  • документы, подтверждающие полномочия представителей
  • учредительные документы юридического лица — стороны по сделке
  • свидетельство о правах собственника на землю или недвижимость (в настоящее время данный документ может заменять простая выписка из ЕГРП).
  • различные основания-приложения, на которых базируется свидетельство
  • справка, содержащая сведения о конкретном объекте недвижимого имущества, из государственного кадастра недвижимости будет также уместна к предоставлению при прохождении процедуры государственной регистрации
  • подтверждение оплаты государственной пошлины

В некоторых случаях, если предстоит нотариальное заверение документа, то необходимо наличие справки о стоимостной оценке базового предмета соглашения.

ПОЛЕЗНО : хотите проверить любую сделку, смотрите видео с советами адвоката

Стоимость и порядок оплаты услуг по регистрации договора

При регистрации договора аренды необходимо оплатить госпошлину в размере, который установлен подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ и составляет:

  • для физических лиц — 2 000 рублей;
  • для юридических лиц – 22 000 рублей.

ВНИМАНИЕ: налоговым кодексом предусмотрены льготы при оплате госпошлины, а также предусмотрена возможность заплатить госпошлину частично, исходя из количества лиц, обращающихся за регистрацией договора. Например, если обращаются за регистрацией договора две стороны и обе стороны являются юрлицами, то госпошлина между ними разделяется пополам. Подробно об условиях оплаты можно изучить положения пункта 2 статьи 333.18 Налогового кодекса РФ, а также изучить информацию на официальных сайтах Росреестра.

Госпошлина подлежит оплате до обращения с заявлением о регистрации договора аренды. Оплата производится по месту совершения действий по регистрации.

Оплата госпошлины может быть произведена как в наличной, так и безналичной форме.

Для осуществления оплаты госпошлины необходимо узнать реквизиты территориального органа Росреестра, по которым должна производиться оплата.

Сроки регистрации договора аренды

Сроки регистрации договора аренды зависят от того, куда были поданы заявления, а именно,

  • ♦ если заявление с документами на регистрацию было подано в орган регистрации прав, то договор должен быть зарегистрирован в течение 7 рабочих жней;
  • ♦ если заявление и документы были поданы для регистрации в МФЦ, то договор зарегистрируют в течение 9 рабочих дней;
  • ♦ при подаче в орган регистрации договора, который нотариально удостоверен, срок регистрации составляет 3 рабочих дня, а при обращении в МФЦ – 5 рабочих дней.

Сроки считаются с даты, когда были приняты документы для регистрации.

  • ♦ в случае, когда сделка была нотариально удостоверена, и документы поданы в электронном виде, тогда сделка регистрируется в течение следующего рабочего дня.

ВАЖНО: нотариус является лицом, по заявлению которого может быть осуществлена госрегистрация прав.

В ситуации, когда вместе с регистрацией договора аренды проводится кадастровый учет части объекта недвижимости, сроки регистрации выглядят следующим образом:

  • ♦ при обращении в Россреестр – срок регистрации составляет 10 рабочих дней;
  • ♦ при обращении в МФЦ – срок регистрации составляет 12 рабочих дней.

Основания для приостановления и отказа в регистрации соглашения

Основания для приостановления и для отказа в регистрации прав указаны в статьях 26 и 27 закона от 13.07.2015 №218-ФЗ, который посвящен госрегистрации недвижимости.

В качестве основания приостановки госрегнистрации права может быть:

  1. обращение с заявлением о регистрации ненадлежащего лица;
  2. не предоставление документов, которые необходимы для госрегистрации права, например, не представлен техплан части помещения;
  3. неправильное оформление документов;
  4. установлены противоречия между заявляемыми правами и уже зарегистрированными, например, не погашена запись о предыдущем договоре аренды, который прекратил свое действие;
  5. иные основания, предусмотренные законом.

Отказывают в госрегистрации договора аренды по причине того, что в течение срока, когда была приостановлена госрегистрация, не были устранены причины, по которым госрегистрация не могла быть произведена.

Обжалование отказа или приостановления в регистрационной услуге

В случае приостановления или отказа в госрегистрации права заявитель вправе обжаловать такие решения Росреестра в судебном порядке по правилам, установленным КАС РФ или АПК РФ.

При обжаловании необходимо определить суд, в который будет обжаловаться решение, а именно, в арбитражный суд или в суд общей юрисдикции. В арбитражный суд заявление подается, если заявителем выступает юрлицо или ИП и спор является экономическим. Иногда возникают трудности с определением подведомственности, в связи с чем не исключен вариант отказа судом в принятии заявления, поскольку он подлежит рассмотрению другим судом.

Срок для подачи заявления по КАС РФ и по АПК РФ составляет 3 месяца со дня, когда лицо узнало о нарушении своих прав.

ПОЛЕЗНО : наш адвокат составит для Вас исковое заявление за 24 часа после обращения

После принятия судом заявления к рассмотрению, необходимо принять участие в судебном заседании и обосновать свои требования, т.е. изложить то, что указано в заявлении. По результатам рассмотрения суд примет решение об удовлетворении заявления или об отказе.

При нашем юридическом сопровождении сделок сбор и анализ документов поручается ответственному юристу, который будет информировать Вас о всей процедуре полно и в срок.

Читайте еще о работе адвоката в договорном праве:

Проведите анализ договоров с нашей помощью


Автор статьи: © адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры" А.В. Кацайлиди

Читайте также: