Перечень налоговых расходов на 2020 год

Опубликовано: 18.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 10 августа 2020 г. № 1204 "Об оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации в 2020 году и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам оценки налоговых расходов субъектов Российской Федерации" (документ не вступил в силу)

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что в 2020 году в целях оценки налоговых расходов субъектов Российской Федерации:

а) управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации направляют в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную налоговую службу сведения об объеме налоговых льгот, освобождений, иных преференций по налогам (далее - льготы) за отчетный финансовый год - до 10 октября и сведения по стимулирующим налоговым расходам субъектов Российской Федерации, указанным в подпункте "д" пункта 8 общих требований к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 г. N 796 "Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - общие требования), - до 1 сентября;

б) Федеральная налоговая служба направляет в Министерство финансов Российской Федерации обобщенные сведения об объеме льгот, предоставленных плательщикам, за отчетный финансовый год, до 20 октября и по стимулирующим налоговым расходам субъектов Российской Федерации, указанным в подпункте "д" пункта 8 общих требований, - до 10 сентября, вместе со сведениями о налогах, задекларированных для уплаты плательщиками, имеющими право на льготы, в отчетном году;

в) Министерство финансов Российской Федерации размещает уточненные данные по итогам сверки информации, указанной в подпункте "г" пункта 8 общих требований, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" до 15 августа;

г) уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при необходимости представляют уточненную информацию согласно приложению к общим требованиям до 20 октября, по стимулирующим налоговым расходам субъектов Российской Федерации, указанным в подпункте "д" пункта 8 общих требований, - до 10 сентября. В случае непредставления в Министерство финансов Российской Федерации предложений по уточнению исходных данных до 20 октября или их представления после указанной даты, а также в случае непредставления в Министерство финансов Российской Федерации предложений по уточнению исходных данных по стимулирующим налоговым расходам субъектов Российской Федерации, указанным в подпункте "д" пункта 8 общих требований, до 10 сентября или их представления после указанной даты, исходные данные считаются согласованными.

2. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам оценки налоговых расходов субъектов Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 10 августа 2020 г. N 1204

Изменения,
которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам оценки налоговых расходов субъектов Российской Федерации

1. Приложение к общим требованиям к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 г. N 796 "Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 26, ст. 3450), дополнить позицией 20 1 следующего содержания:

20 1 . Общая численность плательщиков налогов (единиц) ФНС России

2. В подпункте "а" пункта 1 приложения N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. N 1950 "О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 2, ст. 192) слова "20 августа" заменить словами "20 октября".

Обзор документа

Правительство установило особый порядок оценки налоговых расходов регионов в 2020 г.

Уточненная информация по показателям для проведения оценки налоговых расходов регионов представляется до 20 октября, а по стимулирующим налоговым расходам субъектов - до 10 сентября.

Дополнен перечень показателей для проведения оценки налоговых расходов регионов.

Бокова Н. С.

эксперт Контур.Школы по налоговому учету

С 1 января 2020 года вступили в силу более ста изменений в налоговое законодательство. Мы выбрали и прокомментировали самое важное

Подробно об изменениях по налогам мы рассказывали на вебинарах:

  • Изменения по налогам с 2020 года. НДС. Налог на прибыль. НДФЛ. Наталья Бокова, ведущий преподаватель-экксперт Контур.Школы.
  • Знаковые изменения законодательства. Итоги 2019. Перспективы 2020. Интервью. Ольга Букина, аудитор.
  • НДС. Актуальные вопросы. Изменения 2020. Елена Данякина, президент территориального представительства ИПБР, аккредитованный преподаватель и налоговый консультант ИПБР.
  • Налог на прибыль. Актуальные вопросы. Изменения-2020. Ольга Букина, аудитор.
  • Изменения законодательства, которые надо учесть в учетной политике на 2020 год. Елена Строкова, эксперт-консультант по налогам и бухгалтерскому учету.

Напомним, самые масштабные поправки в Налоговый кодекс внес Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ. Законодатель поработал со словом. Изменения учитывают сложившуюся арбитражную и судебную практику.

Изменения по НДС

1. Можно применить вычет входящего НДС при создании нематериального актива

Вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику по товарам, работам, услугам, а также при выполнении работ (оказании услуг) по созданию НМА. Вычет производится после того, как эти товары, работы, услуги приняты на учет (п. 6 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Комментарий: еще один законный вычет входящего НДС. Не забываем пользоваться своими правами на уменьшение суммы налога в бюджет.

Изменения по НДФЛ

2. Работодатель заплатит недоимку по НДФЛ, выявленную при проверке

Налоговый агент не вправе уплачивать за налогоплательщика НДФЛ из собственных средств — это общее правило. Исключение с 1 января 2020 года: налоговый агент обязан уплатить НДФЛ за свой счет в счет погашения недоимки (п. 9 ст. 226 НК РФ). Это произойдет только при доначислении НДФЛ по результатам налоговой проверки. НДФЛ за налогоплательщика, который уплатил налоговый агент, не признается доходом этого физического лица (п. 5 ст. 208 НК РФ). Следовательно, такие суммы не облагаются НДФЛ.

Комментарий: не стоит поддаваться соблазну и умышленно создавать недоимку по НДФЛ, ведь ответственность по ст. 123 НК РФ никто не отменял. А физлица, в свою очередь, не смогут воспользоваться вычетами в полном размере. В справке 2-НДФЛ сумма дохода будет отражена правильно, а НДФЛ — занижен. При проведении камеральной проверки сразу все обнаружится, и наказание не заставит себя долго ждать.

3. Установили новые сроки сдачи отчетности по НДФЛ. Изменили условия для сдачи отчетности на бумаге

Теперь отчетность по НДФЛ представляется на месяц раньше — не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. За 2019 год справку 2-НДФЛ и расчет 6-НДФЛ надо представить не позднее 2 марта 2020 года (1 марта — выходной).

Отчетность по НДФЛ можно представить на бумажном носителе, если численность физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, — до 10 человек. Ранее отчетность на бумаге можно было предоставить при численности до 25 человек. Эту новацию надо также учитывать при сдаче отчетности за 2019 год (п. 2 ст. 230 НК РФ).

Комментарий: бухгалтеру надо проявить бдительность, т.к. новые правила действуют с отчетности за 2019 год.

Напомним об ответственности:

  • за несвоевременное представление расчета 6-НДФЛ — штраф 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления (п. 1.2 ст. 126 НК РФ);
  • за нарушение сроков по представлению формы 2-НДФЛ — штраф 200 рублей за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).

4. Индивидуальные предприниматели по-новому исчисляют и уплачивают НДФЛ

С 2020 года ИП самостоятельно рассчитывает авансовые платежи из фактически полученного дохода, профессиональных и стандартных вычетов, а также с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей. Срок уплаты авансовых платежей — не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за I кварталом, полугодием, 9 месяцами налогового периода.

В 2020 году сроки уплаты налога и авансовых платежей:

  • за IV квартал 2019 г. (по налоговому уведомлению ИФНС) — 15.01.2020 г.
  • за I квартал 2020 г. — 27.04.2020 г.
  • налог за 2019 г. — 15.07.2020 г.
  • за полугодие 2020 г. — 27.07.2020 г.
  • за 9 месяцев 2020 г. — 26.10.2020 г.
  • налог за 2020 г. (рассчитывает ИП в декларации 3-НДФЛ) — 15.07.2021 г.

С 2020 года отменили обязанность представлять декларацию по форме 4-НДФЛ.

Комментарий: долгожданное изменение для ИП. Теперь не придется переплачивать НДФЛ в течение года, а потом спорить с налоговой за каждую сумму переплаты. Но есть и трудности: самим придется тщательно вести учет своих доходов и расходов. Только тогда сумма авансового платежа будет правильно исчислена.

Налог на прибыль. Изменения с 2020 года

5. Результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности признаются амортизируемым имуществом с 01.01.2020 года

Условие — срок полезного использования — более 12 месяцев, первоначальная стоимость — более 100 000 руб. (п. 1 ст. 256 НК РФ).

6. Изменение по амортизации ОС

Амортизация по основным средствам, которые налогоплательщик передал в безвозмездное пользование, продолжает начисляться. Но собственник не вправе включить в расходы сумму амортизации пока ему не вернут ОС (п. 3 ст. 256 НК РФ, п. 16.1 ст. 270 НК РФ).

Комментарий: новая норма. До 2020 года амортизация не начислялась (за некоторым исключением) по имуществу, переданному в безвозмездное пользование. Учитываем это в декларации за 2019 год, а с 2020 года применяем новую норму.

7. В расходах можно учитывать ремонт не только ОС, но и прочего имущества стоимостью менее 100 000 руб.

Рекомендации контролирующих органов стали нормой закона (ст. 260 НК РФ). Применяем на законных основаниях.

8. Расширен перечень налоговых агентов по налогу на прибыль

ИП признаются налоговыми агентами, если выплачивают иностранной организации доход (п. 1 ст. 310 НК РФ).

Комментарий: очередная «лазейка» ухода от налога на прибыль закрыта. ИП, учитесь быть налоговыми агентами по налогу на прибыль. Помните, что за неисполнение таких обязанностей предусмотрена ответственность по ст. 123 НК РФ, в частности штраф — 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

Изменения по налогу на имущество

9. Изменения в отчетности по налогу на имущество

Уплата авансовых платежей по налогу на имущество не сопровождается сдачей расчетов. Новшество действует с 2020 года. Но по окончании налогового периода по-прежнему надо представить декларацию — это обязанность.

Комментарий: есть повод составить еще один регистр налогового учета для расчета авансовых платежей, подлежащих уплате по итогам отчетных периодов. А может приспособить для этого знакомую форму расчета? Помним, что в приложениях к учетной политике надо закрепить формы налоговых регистров.

10. Изменения в объекте налогообложения

  • Налоговая база недвижимого имущества определена как кадастровая стоимость — его необязательно учитывать как объект основных средств в целях уплаты налога на имущество.
  • Объекты недвижимости, по которым определена среднегодовая стоимость, надо учитывать в качестве объекта ОС по правилам бухучета. Это обязательное условие. Важно: регионы вправе определить перечень объектов недвижимости, которые облагаются по кадастровой стоимости.

Комментарий: не игнорируйте региональное законодательство по налогу на имущество организаций. Если имеете объект недвижимого имущества, сделайте выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости на 1 января 2020 года.

11. С 2020 года транспортный и земельный налоги, которые необходимо уплатить налогоплательщику, исчисляют налоговые органы

С отчетности за 2020 год налоговая декларация по транспортному и земельному налогам не представляется. Сумму налогов организация узнает из сообщения ИФНС. Важно: если у налогоплательщика есть льготы по этим налогам, то о них надо также самостоятельно сообщить в ИФНС.

Комментарий: не расслабляемся. Считаем налоги самостоятельно и сверяемся с расчетами налоговой.

Бюджет России на 2020-2022 годы - стимулы и риски

Проект бюджета 2020-2022 годов предполагает заметный рост расходов, способный оказать умеренную поддержку экономическому росту. При этом стабильность государственных финансов, заданная рамками бюджетного правила, не ставится под угрозу.

По оценкам Банка России и Министерства экономического развития, более медленное, чем в предыдущие годы, расходование бюджетных средств стало одной из причин замедления темпов роста российского ВВП в первом полугодии 2019 года. Данные об исполнении бюджета за первые 9 месяцев 2019 года фиксируют, что исполнено 65,9% запланированных расходов (в январе-сентябре 2017-2018 гг. доля превышала 68%). В расходах, предусмотренных в рамках исполнения национальных проектов, также пока фиксируется отставание от графика (рис. 1), и устойчивый тренд к ускорению данный расходов пока отсутствует (рис. 2). Сохраняется риск того, что запланированные расходы будут исполнены не полностью, что может стать одной из целого ряда причин, удерживающих темпы роста российской экономики вблизи 1% в 2019 году.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Мы хорошо помним кризисы прошлых лет и знаем их природу. Поэтому создали специальный тест, пройдя который вы узнаете, насколько готовы к новым потрясениям и сможете ли на них заработать.

Рис. 1. Исполнение бюджета по национальным проектам за первые 8 месяцев года (последние доступные данные)

Исполнение бюджета по национальным проектам за первые 8 месяцев года

Источник: Минфин, расчеты Нордеа

Рис. 2. Совокупные расходы в рамках исполнения национальных проектов

Совокупные расходы в рамках исполнения национальных проектов

Проект бюджета до 2022 года, представленный Минфином в конце сентября, формулирует приоритеты государственной политики на ближайшие 3 года. После периода бюджетной консолидации 2016-2018 годов, когда расходы бюджета в номинальном выражении оставались практически стабильными в условиях подстройки к изменившейся конъюнктуре нефтяного рынка, правительство вернулось к активному росту расходов с 2019 года (+9,5%), и данный тренд продолжится в 2020-2022 годах (в среднем +6% в год, рис. 3). В итоге экономика должна получить довольно заметный стимул со стороны бюджета, расходы которого вырастут с 16,1% ВВП в 2018 году до 17,3% ВВП в 2020 году. Медленное исполнение расходов бюджета в 2019 году может привести к переносу их части на 2020 год. Как следствие, эффект бюджетного стимулирования может быть сконцентрирован именно в 2020 году, что повышает вероятность увидеть темпы роста экономики ближе к 2% в 2020 году, что выше нашего текущего прогноза на уровне 1,5%

Рис. 3. Динамика доходов и расходов бюджета

Динамика доходов и расходов бюджета

Источник: Nordea, Macrobond

Структура расходов бюджета и темпы роста расходов бюджета по различным направлениям показывают приоритетные направления бюджетного стимулирования. В частности, наиболее сильно в 2019-2022 годах растут расходы бюджета на национальную экономику, здравоохранение, ЖКХ и на охрану окружающей среды (рис. 4). По всем перечисленным направлениям расходы растут более высоким темпом, чем в 2015-2018 гг, а также быстрее, чем расходы в среднем в 2019-2022 гг. Итогом такой ребалансировки расходов станет благоприятное для экономики снижение доли расходов на оборону, безопасность, обслуживание долга и социальную сферу с 67% в 2016 году до 62% в 2022 году. При этом расходы на образование, к сожалению, продолжат расти более медленными темпами, чем расходы в целом.

Рис. 4. Средние темпы прироста расходов федерального бюджета по различным направлениям

Средние темпы прироста расходов федерального бюджета по различным направлениям

Источник: Минфин, расчету Нордеа

Проект бюджета предполагает, что доходы в 2020-2022 гг. будут расти более медленными темпами, чем расходы, поскольку в основе бюджета лежит прогноз умеренного снижения цен на нефть до отметки в 55 долл./бар. к 2022 году. Сокращаться в % ВВП будут именно нефтегазовые доходы, что по сути приведет к уменьшению темпов сбережения нефтегазовых доходов в Фонде национального благосостояния (ФНБ), если динамика цен на нефть будет соответствовать прогнозной. Текущий период в бюджетной политике продолжает выгодно контрастировать с периодом между кризисами 2009 и 2014 гг., в течение которого существенно возросла зависимость бюджета от конъюнктуры нефтяного рынка, а рост цен на нефть приводил лишь к ограниченному росту размера суверенных фондов. Даже при прогнозируемом умеренном снижении цен на нефть в 2020-2022 гг. активность сбережений нефтегазовых доходов останется существенно выше той, что наблюдалась в период высоких цен на нефть в 2010-2014 гг. (рис. 5), что подтверждает сочетание консервативного подхода к бюджетной политике с целями по стимулированию экономического роста. Зависимость бюджета от нефтегазовых доходов продолжит сокращаться. В проект бюджета заложено снижение доли расходов, финансируемых за счет нефтегазовых доходов, до 26% к 2022 году с 28,5% в 2019 году, что существенно ниже пиковых значений в 47,5%, достигнутых в 2013 году.

Рис. 5. Структура доходов бюджета в % ВВП

Структура доходов бюджета в % ВВП

Источник: Nordea, Macrobond

В значительной степени снижение зависимости бюджета от конъюнктуры цен на нефть связано и с ростом ненефтегазовых доходов, который объясняется двумя факторами: 1) улучшением собираемости налогов в 2015-2016 гг., когда темпы роста поступлений ненефтегазовых доходов в бюджет заметно превышали темпы роста номинального ВВП и 2) повышением ставки НДС в 2019 году (рис. 6).

Рис. 6. Темпы роста ненефтегазовых доходов бюджета и номинального ВВП (в % к предыдущему году)

Темпы роста ненефтегазовых доходов бюджета и номинального ВВП

Источник: Nordea, Macrobond

На всем прогнозном горизонте ожидается сохранение профицита бюджета, который, тем не менее, будет сокращаться (с 0,8% ВВП в 2020 гг. до 0,2% ВВП в 2022 г.). В проект бюджета заложен прогноз роста Фонда национального благосостояния (ФНБ) до 12,6% ВВП к концу 2022 года с текущих 7.5%. При этом размер неликвидной части ФНБ сохранен на уровне 1,2% ВВП, то есть проект бюджета пока не предполагает изменения стратегии инвестирования средств Фонда, хотя данная тема периодически активно обсуждается.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Налоговая служба опубликовала данные по итогам работы за 2020 год. Из показателей следует, что поступления в бюджет сократились, с другой стороны, без учета НДПИ в казну поступило больше средств, чем годом ранее. Редакция журнала «Расчет» внимательно изучила данные работы Службы чтобы узнать, какие налоги показали рост, а какие – сокращение.

В середине февраля Налоговая служба подвела итоги года. Как и предполагалось ранее, количество налоговых поступлений в консолидированный бюджет сократилось на 7,6% по сравнению с показателями 2019 года, в абсолютном выражении в бюджет поступило 21,01 трлн рублей, из которых «в федеральный бюджет – 10,98 трлн рублей (минус 12,9%); в консолидированные бюджеты субъектов – 10,03 трлн рублей (минус 0,9%)», – говорится в сообщении пресс-службы ФНС России (цитата по ТАСС).

Примечательно, что без учета налога на добычу полезных ископаемых поступления в консолидированный бюджет, наоборот, выросли на 2,6% и составили 17,2 триллиона рублей. В ФНС отметили, что увеличения налоговых сборов удалось достичь за счет улучшения эффективности налогового администрирования. Впрочем, рост показали не все налоги. Так, поступления от НДС составили 4,27 триллиона рублей, в сравнении с показателями 2019 года прирост равен 0,3%. Значительно выросли поступления НДФЛ: на 7,5% (в абсолютным значении – 4,25 трлн руб.).

В сообщении ФНС России отмечается (цитата по сайту nalog.ru):

Прирост НДФЛ на 4 процентных пункта превышает темп роста фонда заработной платы. В государственные внебюджетные фонды поступило 7,2 ­трлн рублей, что на 2,3% больше уровня 2019 года.

А вот налог на прибыль показал отрицательные значения, в бюджет бизнес перечислил 4,02 триллиона рублей, что на 11,6% меньше показателя 2019 года.

Поддержка бизнеса

В Налоговой службе отметили, что объем задолженности плательщиков не изменился в сравнении с 2019 годом, показатель DTI (объем долга к доходам) составил 6,5%. В минувшем году налоговое ведомство провело на 35% зачетов больше, чем годом ранее, сумма таких операций составила 123,6 миллиарда рублей. Инспекторы предоставили в семь раз больше отсрочек по уплате налогов, чем в 2019 году – на сумму 28,1 миллиарда рублей. И, наконец, на сумму более 52 миллиардов рублей COVID-отсрочек дали предпринимателям. Эти действия ревизоров позволили существенно, на 160%, сократить число блокировок счетов компаний.

Контрольные мероприятия

Как следует из данных, обнародованных ведомством, количество ревизий составило 6 000.

Напомним, что во время пандемии в России действовал мораторий на проведение налоговых контрольных мероприятий. Однако сокращение числа ревизий не повлияло на сумму доначислений.

В ФНС России отметили (цитата по сайту nalog.ru):

Контрольные мероприятия дополнительно принесли в бюджет почти 300 миллиардов рублей. При этом более половины (158 млрд руб.) обеспечены аналитической работой.

В сообщении Службы, опубликованном на сайте nalog.ru, уточняется, что в 2020 году число жалоб от коммерсантов сократилось на 17,4%, а рассмотренных – на 14,8%

Отказ от ЕНВД

ФНС России сообщила и о процедуре миграции коммерсантов с ЕНВД на другие режимы налогообложения. Так, по данным Службы, на середину февраля 99% компаний и индивидуальных предпринимателей уже поменяли систему расчета и уплаты налогов. До 31 марта 2021 года территориальные налоговые органы должны провести адресную работу с теми организациями и ИП, кто так и не определился, на каком режиме налогообложения будет работать дальше. Таких, по данным ФНС, всего 18 000 из 1,3 миллиона коммерсантов уже сделали свой выбор.


Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование








2 декабря президент России Владимир Путин утвердил изменения в бюджете РФ на 2019 год и подписал закон о бюджете на 2020-2022 гг. Как следует из документа, опубликованного на официальном портале правовой информации, профицит федерального бюджета РФ на 2019 год снижен с 1,7% ВВП до 1,4% ВВП: с 1 трлн 881 млрд рублей до 1 трлн 480,81 млрд рублей. Оценка объема ВВП также уменьшается — со 109,086 трлн рублей до 108,414 трлн рублей.

Ранее закон о федеральном бюджете 21 ноября был принят Госдумой и одобрен Советом Федерации 25 ноября 2019 года. Главный финансовый документ страны сформирован с учетом ускорения экономического роста на фоне постепенного замедления мирового экономического роста.

Основные показатели федерального бюджета на 2020-2922 гг.

Расходы федерального бюджета увеличиваются в течение всего трехлетнего периода, наибольшие бюджетные ресурсы направляются на социальную сферу и повышение качества жизни граждан. Общий объем расходов федерального бюджета в 2020 году составит 19,5 триллиона рублей (+6,6% к 2019 г.), в 2021 году — 20,6 триллиона рублей (+12,8% к 2019 г.) и в 2022 году — 21,8 триллиона рублей (+19% к 2019 г.). Несмотря на это прогнозируется профицит федерального бюджета за счет роста доходов — в первую очередь ненефтегазовых: в 2020 году доходы бюджета составят 20,4 триллиона рублей (+2% к 2019 г.), в 2021 году — 21,2 триллиона рублей (+6,4% к 2019 г.), в 2022 году — 22,1 триллиона рублей (+10,5% к 2019 г.). Курс доллара к рублю и уровень инфляции прогнозируются стабильными на протяжении всех трех лет: 65,7-66,5 руб./долл. США и годовая инфляция не выше 4%.

Доходы и профицит бюджета

В пояснительной записке правительства к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» дан прогноз снижения нефтегазовых доходов бюджета по отношению к ВВП с 7,6% ВВП в 2019 году до 6,0% ВВП к 2022 году вследствие снижения цен на энергоносители, сокращения доли нефтегазового сектора в структуре ВВП на фоне отстающих темпов роста физических объемов добычи и экспорта данной продукции, а также роста выпадающих доходов, связанных с предоставленными предприятиям топливно-энергетического комплекса льготами. В результате доля нефтегазовых доходов в общих поступлениях доходов федерального бюджета снизится с 40,8 % в 2019 году до 35 % в 2022 году.


Драйверами экономического роста и, соответственно, доходной части федерального бюджета России станут экспортно-ориентированные отрасли обрабатывающей промышленности (химический комплекс, пищевая промышленность, машиностроение) и строительный сектор. Начиная с 2020 года на фоне первых результатов реализации структурных реформ и развертывания инвестиционных проектов с государственным участием ожидается ускорение темпов роста. Росту экономики также будет способствовать прогнозируемый рост доходов населения, стимулирующий потребительскую активность внутри страны. За счет устойчивого роста наиболее значимых составляющих доходов населения (оплата труда, пенсионное обеспечение, социальные выплаты) реальные располагаемые доходы граждан после околонулевых значений в 2019 году (0,1%) перейдут на траекторию роста и к 2024 году ускорятся до 2,4%.

Расходы бюджета

Планируемые расходы федерального бюджета постоянно увеличиваются и направлены на социальную сферу и повышение качества жизни граждан. Например, расходы на здравоохранение в 2020 году по сравнению с 2019 годом растут почти на 50%, такой рост произойдет впервые с 2005 года.


Вместе с тем федеральный бюджет имеет стимулирующий характер для экономики: расходы по отношению к ВВП растут, несмотря на значительное замедление мировой экономики и нестабильную ситуацию на мировом рынке энергоносителей — рост расходов бюджета 2020-2022 гг. должен стать самым масштабным стимулом для экономики с 2009 года. Сопоставимое увеличение расходов последний раз наблюдалось только в 2008-2009 годах, когда на реализацию антикризисных мер был потрачен значительный объем накопленных резервов.

Приоритет расходов в бюджете на предстоящий трехлетний период — содействие достижению национальных целей развития, инструментом реализации которых являются национальные проекты. В федеральном бюджете на 2020-2022 годы предусмотрено увеличение расходов по сравнению с ранее утвержденными практически на все нацпроекты. Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национальных проектов в целом запланированы в 2020 году в объеме 2 триллионов рублей, в 2021 году их объем должен составить 2,2 триллиона рублей, в 2022 году — 2,7 триллиона рублей.

Другие государственные программы сгруппированы по пяти основным направлениям: новое качество жизни (10 программ), инновационное развитие и модернизация экономики (19 программ), обеспечение национальной безопасности (5 программ), сбалансированное региональное развитие (6 программ) и эффективное государство (3 программы).

Закрытая часть федерального бюджета составляет 3,3 триллиона рублей в 2020 году, 3,8 триллиона рублей — в 2021 году, 4,45 триллиона — в 2022 году.

Государственный долг

Согласно утвержденному бюджету, верхний предел государственного внутреннего долга на 1 января 2021 года составит 12 трлн 981,3 млрд рублей, на 1 января 2022 года — 14 трлн 643,7 млрд рублей и на 1 января 2023 года — 16 трлн 619,3 млрд рублей. Верхний предел государственного внешнего долга: на 1 января 2021 года — 64,4 млрд долларов (56,4 млрд евро), на 1 января 2022 года — 67,6 млрд долларов (57,8 млрд евро), на 1 января 2023 года — 68,9 млрд долларов (57,4 млрд евро).

Читайте также: