Участниками отношений регулируемых законодательством о налогах и сборах являются

Опубликовано: 16.05.2024

Налоговое законодательство включает совокупность нормативных актов, действующих на территории РФ и регулирующих налоговые отношения. В его состав входят: международное законодательство, действующее на территории РФ; законодательство о налогах и сборах и иные нормативные акты (в том числе и органов исполнительной власти), которые регулируют отношения в сфере налогообложения.

Законодательство о налогах и сборах является составным элементом налогового законодательства.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения (п. 1 ст. 2 НК):

– по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации;

– возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В отношении таможенных платежей законодательство о налогах и сборах не применяется, за исключением случаев, прямо предусмотренных НК.

Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК).

В состав законодательства о налогах и сборах входят:

– законодательство РФ о налогах и сборах;

– законодательство субъектов РФ о налогах и сборах;

– нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах.

Введение в текст НК понятия «законодательство о налогах и сборах» и определение его трехуровневой системы было обусловлено федеральным устройством Российской Федерации.

Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, принятые до введения в действие НК и не отмененные в связи с его принятием, продолжают действовать в части, не противоречащей части первой НК.

Действующие в настоящее время законы федерального уровня, регулирующие вопросы налогообложения, можно разделить на следующие категории:

1) специализированные федеральные законы, содержащие текст НК. Сюда же следует отнести законы федерального уровня, которые были приняты до 1 января 1999 г., но не утратили силу к настоящему моменту;

2) законы, вносящие изменения или дополнения в текст действовавших законодательных актов, регулировавших порядок налогообложения;

3) федеральные законы о ратификации международных налоговых соглашений и иных международных актов в этой сфере;

4) федеральные законы об утверждении, уточнении или исполнении государственного бюджета или образовании внебюджетных фондов;

5) отраслевые законы федерального уровня, содержащие отдельные предписания, касающиеся процедуры налогообложения.

К актам законодательства о налогах и сборах не относятся любые приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, изданные органами исполнительной власти (налоговыми органами, Минфином России и т. д.).

Законодательство РФ о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК) состоит: из НК и федеральных законов о налогах и сборах, принятых в соответствии с НК.

Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах (п. 4 ст. 1 НК) состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК.

Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК.

В НК подтвержден приоритет норм международного законодательства, признанного Российской Федерацией, над ее национальным законодательством (ст. 7 НК). Правила и нормы международных договоров РФ являются источниками национального налогового права и подлежат применению в случаях, если:

– они содержат положения, касающиеся налогообложения и сборов;

– в них установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах.

Наиболее распространенными формами международных договоров РФ, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, являются:

– соглашения (договоры) об избежании двойного налогообложения;

– соглашения о борьбе с налоговыми правонарушениями.

Отдельные положения, касающиеся вопросов налогообложения, могут содержаться в заключенных РФ консульских конвенциях.

Налоговый кодекс РФ – это кодифицированный нормативный правовой акт, определяющий основные положения действующего механизма налогообложения.

Задачи НК. НК (п. 2 ст. 1 НК) устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Структура НК. Действующий НК состоит из двух частей. В части первой определены общие принципы налогообложения в Российской Федерации. Часть вторая посвящена правовому регулированию уплаты отдельных налогов и сборов и специальным налоговым режимам.

В первоначальном проекте, внесенном 30 апреля 1997 г. Правительством РФ в Государственную Думу РФ, предполагалось, что НК будет состоять из четырех частей: первая – общая, вторая – федеральные налоги, третья и четвертая – соответственно региональные и местные налоги. В ходе законотворческой деятельности такая структура была признана нецелесообразной, и главы, посвященные региональным и местным налогам, было решено включить в состав части второй НК.

Структура части первой НК. По состоянию на 1 января 2008 г. часть первая НК состоит из семи разделов, включающих 20 глав.

В разд. I определено понятие и правовой статус законодательства о налогах и сборах и его соотношение с иными нормативными актами о налогах и сборах, а также определена система налогов и сборов в Российской Федерации.

Раздел II посвящен правовой характеристике налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, а также институту представительства в налоговых правоотношениях.

В разд. III включены нормы, посвященные деятельности органов национальной налоговой администрации. В состав налоговой администрации России входят налоговые органы, а также отдельные структуры финансовых органов, таможенных органов, органов внутренних дел.

Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов содержит разд. IV.

В разд. V определен порядок подачи налоговой декларации и определены правила налогового контроля.

Раздел VI содержит правовую характеристику налогового правонарушения и виды ответственности за их совершение.

Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц производится в соответствии с нормами разд. VII.

Вступление в силу и изменения части первой НК. Часть первая НК была принята 31 июля 1998 г. (Федеральный закон от 31.08.1998 № 147-ФЗ) и введена в действие с 1 января 1999 г. С момента вступления в силу части первой НК в текст многократно вносились изменения.

Наиболее существенные изменения были внесены следующими федеральными законами:

– от 09.07.1999 № 154-ФЗ (изменения большинства статей были связаны с исправлениями допущенных при принятии НК ошибок и пробелов и носили в основном технический характер);

– от 30.12.2001 № 196-ФЗ (изменения вызваны вступлением в силу с 1 июля 2002 г. КоАП);

– от 28.05.2003 № 61-ФЗ (изменения вызваны вступлением в силу с 1 января 2004 г. ТК);

– от 23.12.2003 № 185-ФЗ (изменения и дополнения внесены с целью совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);

– от 29.06.2004 № 58-ФЗ (изменения и дополнения обусловлены перераспределением в результате административной реформы полномочий между органами государственной налоговой администрации);

– от 27.07.2006 № 137-Ф3 (в целях совершенствования системы налогового администрирования внесены изменения и уточнения, направленные в том числе на повышение эффективности налогового контроля, уточнение прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов).

Структура части второй НК. По состоянию на 1 января 2008 г. часть вторая состоит из четырех разделов, включающих 18 глав, одна из которых, гл. 27 «Налог с продаж» с 1 января 2004 г. утратила силу в связи с отменой этого налога.

К разделам части второй НК относятся:

– разд. VIII «Федеральные налоги» (гл. 21 «Налог на добавленную стоимость», гл. 22 «Акцизы», гл. 23 «Налог на доходы физических лиц», гл. 24 «Единый социальный налог», гл. 25 «Налог на прибыль организаций», гл. 25.1 «Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов», гл. 25.2 «Водный налог», гл. 25.3 «Государственная пошлина», гл. 26 «Налог на добычу полезных ископаемых»);

– разд. VIII.1 «Специальные налоговые режимы» (гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)», гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения», гл. 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности», гл. 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции»);

– разд. IХ «Региональные налоги и сборы» (гл. 27 «Налог с продаж» (утратила силу), гл. 28 «Транспортный налог», гл. 29 «Налог на игорный бизнес», гл. 30 «Налог на имущество организаций»);

– разд. X «Местные налоги» (гл. 31 «Земельный налог»).

Следует учесть, что работа над частью второй НК не завершена и ее структура будет дополняться.

Вступление в силу и изменения части второй НК. В отличие от части первой НК, все разделы и главы которой были приняты одновременно, при подготовке части второй законодатель предпочел вводить в действие ее отдельные главы по мере их подготовки. Первыми в составе части второй были приняты главы «Налог на добавленную стоимость», «Акцизы», «Налог на доходы физических лиц» и «Единый социальный налог (взнос)». В результате датой принятия части второй НК считается дата принятия первых входящих в ее состав глав, при этом до настоящего времени работа над второй частью, как уже отмечалось, не завершена, и ее текст продолжает дополняться новыми главами.

Часть вторая НК была принята 5 августа 2000 г. (Федеральный закон № 117-ФЗ).

Считается, что часть вторая НК введена в действие с 1 января 2001 г. При этом даты вступления в силу ее отдельных глав различаются:

– гл. 21–24 – с 1 января 2001 г.;

– гл. 25–26.1 – с 1 января 2002 г.;

– гл. 27 – с 1 января 2002 г. по 1 января 2004 г.;

– гл. 28 – с 1 сентября 2002 г.;

– гл. 26.2-26.3 – с 1 января 2003 г.;

– гл. 26.4 – с 1 августа 2003 г.;

– гл. 25.1; 29 и 30 – с 1 января 2004 г.;

– гл. 25.2; 25.3 и 31 – с 1 января 2005 г.

Терминология НК. Если НК не вводит собственного определения для института, понятия или термина гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, то они применяются в том значении, в каком используются в этих отраслях законодательства (п. 1 ст. 11 НК).

Перечень терминов, применяемых в НК в ином значении, установлен в п. 2 ст. 11 НК.

Акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (п. 1 ст. 4 НК).

Состав органов исполнительной власти, издающих нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами. В предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, могут издавать (п. 1 ст. 4 НК):

– федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела;

– органы исполнительной власти субъектов РФ;

– исполнительные органы местного самоуправления.

Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.

Изданные до введения в действие части первой НК нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ по вопросам, которые согласно этой части НК могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми агентами;

3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации);

5) утратил силу с 1 января 2007 года. - Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ;

6) утратил силу. - Федеральный закон от 29.06.2004 N 58-ФЗ;

7) утратил силу с 1 января 2007 года. - Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ;

8) утратил силу. - Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ.

Комментарии к ст. 9 НК РФ

Текст комментария: "ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ()
Авторы: Ю.М. Лермонтов
Издание: 2016 год

Комментируемая статья посвящена определению участников налоговых правоотношений, выделяя всего четыре группы таких участков: налогоплательщики (плательщики сборов), налоговые агенты, налоговые органы и таможенные органы.

Лица, не являющиеся плательщиками, но внесшие обязательный платеж за иное лицо, к числу участников налоговых отношений не относятся (см. Постановление ФАС Уральского округа от 28.02.2012 N Ф09-9138/11).

Обособленные подразделения юридических лиц не являются участниками налоговых правоотношений (см. Постановление ФАС Московского округа от 16.08.2007, 23.08.2007 N КА-А40/7304-07).

В письме ФНС России от 16.10.2015 N ОА-3-17/3875@ разъяснено, что налогоплательщиками признаются собственно иностранные организации, а не созданные в стране учреждения (инкорпорации) таких организаций их обособленные подразделения. Таким образом, документ о подтверждении налогового статуса самой иностранной компании, по мнению ФНС России, может применяться в целях избежания двойного налогообложения доходов, получаемых в Российской Федерации обособленным подразделением такой компании, созданным в стране ее учреждения (инкорпорации).

В Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2010 N А41-8934/10 суд пришел к выводу о том, что решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы организации, в связи с чем признал его недействительным.

Суд учел положения статьи 9 НК РФ и отметил, что согласно определению понятия "организация", приведенному в пункте 2 статьи 11 НК РФ, организацией является юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" с 01.01.1999 филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц. Ответственность за исполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующее структурное подразделение (филиал).

Доказательств того, что обособленное подразделение, в отношении которого вынесено решение налогового органа, является самостоятельным юридическим лицом, в материалах дела не имеется и налоговым органом суду не представлено. Более того, представитель налогового органа в судебном заседании подтвердил тот факт, что рассматриваемый филиал состоит на налоговом учете как структурное подразделение организации-заявителя.

Однако при этом следует учитывать, что филиалы (представительства) организации могут быть подвергнуты налоговому контролю в двух ситуациях - самостоятельная выездная налоговая проверка независимо от проверки организации либо проверка в рамках выездной налоговой проверки организации.

Налоговый орган вправе проверить филиалы организации в рамках проверки организации в целом, не вынося отдельного решения о проведении проверки какого-либо филиала (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.11.2012 N А58-370/2012).

Кроме того, следует обратить внимание на выводы, изложенные в Постановлении ФАС Центрального округа от 28.09.2012 N А54-2335/2011: юридическое лицо и его филиал не образуют отдельные субъекты права, в частности в отношении приобретения прав и обязанностей по договору. Несмотря на то что договор с иностранной компанией-заявителем, имеющей обособленное подразделение на территории РФ, был заключен другой иностранной компанией, фактически работы для заявителя выполнял российский филиал данной иностранной организации, состоящий на учете в качестве налогоплательщика в налоговых органах Российской Федерации. Данный филиал, как установил суд, исчислил и уплатил НДС с предварительной оплаты работ, указанных в счете-фактуре. Оценив фактические обстоятельства дела, суд пришел к выводу о правомерности применения заявителем спорных налоговых вычетов.

Работник организации или индивидуального предпринимателя также не является участником отношений по уплате налогов, и ответственность за его действия, связанные с получением денежных средств, по договору несет налогоплательщик, который обязан отражать в учете соответствующие операции и уплачивать установленные законодательством налоги (см. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 04.05.2008 N Ф08-1453/2008).

Орган местного самоуправления не является участником отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в связи с чем на него не могут возлагаться обязанности в сфере налогообложения (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 31.03.2011 N А12-13376/2010).

Органы государственных внебюджетных фондов не являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.04.2011 N А21-4448/2010).

Иные органы власти не являются участниками таких отношений. В Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2015 N 07АП-2310/2015 суд отклонил как несостоятельный довод о том, что Управление Ростехнадзора имеет статус администратора доходов бюджета и вытекающие из него полномочия по взысканию соответствующих доходов, поскольку наделение полномочиями администратора доходов не означает наделение полномочиями по принудительному взысканию государственной пошлины.

Антимонопольные органы не являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и на них не возложена безусловная обязанность самостоятельно определять размер выручки налогоплательщиков на основании непосредственного исследования первичных документов.

Так, в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2015 N 10АП-2183/2015 по делу N А41-66296/14 отмечено, что в силу статьи 9 Налогового кодекса Российской Федерации антимонопольный орган не является участником отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и на него примечанием к статье 14.31 и статьей 3.5 КоАП РФ не возложена безусловная обязанность самостоятельно определять размер выручки лица, привлекаемого к административной ответственности, на основании непосредственного исследования первичных документов.

Следует отметить, что в соответствии с позицией Десятого арбитражного апелляционного суда в Постановлении от 31.08.2015 N 10АП-8279/2015 по делу N А41-27210/15 признание должника банкротом и введение процедур банкротства не препятствует осуществлению финансово-хозяйственной деятельности должника и не лишает его статуса налогоплательщика (плательщика сборов), то есть участника отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по смыслу статьи 9 НК РФ.

СТ 9 НК РФ.

Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми агентами;

3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации);

5) утратил силу с 1 января 2007 г.;

7) утратил силу с 1 января 2007 г.

Комментарий к Ст. 9 Налогового кодекса

В статье 9 определен субъектный состав налоговых отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Сразу же отметим, что перечень участников налоговых правоотношений претерпел значительные изменения. Многие субъекты были впоследствии исключены из этого перечня по мере внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс РФ (сборщики налогов, государственные внебюджетные фонды, финансовые органы, федеральные органы налоговой полиции).

В настоящее время в субъектном составе налоговых правоотношений в соответствии с комментируемой статьей остались лишь непосредственные участники правоотношений в связи с исполнением налоговой обязанности - налогоплательщиков и фискальных органов (налоговых и таможенных органов).

Ряд органов, ранее упоминавшихся в комментируемой статье и продолжающих функционировать до настоящего времени, присутствует в Налоговом кодексе РФ в качестве опосредованных участников налоговых правонарушений, то есть участников, содействующих исполнению налоговой обязанности: финансовые органы, органы внутренних дел, следственные органы (главы 5 и 6 НК РФ).

Кроме того, не включены в перечень отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, территориальные публично-правовые образования, которые, собственно, и устанавливают налоги. Налог уплачивается по предписанию, оформленному в виде закона (решения представительного органа) того публично-правового образования, которым этот налог устанавливается и вводится. Для федеральных налогов таким публично-правовым образованием является Российская Федерация, для региональных налогов - субъект Российской Федерации, а для местных налогов - муниципальное образование.

Властный характер налоговых правоотношений (ст. 2 НК РФ) предполагает участие в таких отношениях как организаций и физических лиц, так и фискальных органов государства (налоговых и таможенных органов).

Публично-правовая природа налогового права объясняет субординацию сторон налоговой обязанности: одна сторона наделена властными полномочиями, а другая сторона является обязанным (подчиненным) участником правоотношений.

При исполнении налоговой обязанности субъектами налоговых правоотношений, наделенных властными полномочиями, являются фискальные органы, а именно налоговые и таможенные органы.

Налоговые органы образуют в Российской Федерации единую систему органов Федеральной налоговой службы. Налоговые органы и их должностные лица, участвуя в налоговых правоотношениях, контролируют соответствие налоговой обязанности нормам законодательства о налогах и сборах и при необходимости гарантируют выполнение налоговой обязанности, применяя различные меры государственного принуждения.

Более подробно налоговые органы описываются в ст. 1 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации": "Налоговые органы Российской Федерации - единая система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля и надзора за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов".

Единую централизованную систему налоговых органов в Российской Федерации составляют:

- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов; в настоящее время это Федеральная налоговая служба (ФНС России);

- территориальные подразделения (органы) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.

К территориальным органам ФНС России относятся:

а) межрегиональные налоговые инспекции ФНС России;

б) управления ФНС России по субъектам Российской Федерации;

в) территориальные налоговые инспекции.

Межрегиональные налоговые инспекции (МНИ), в свою очередь, создаются нескольких разновидностей:

1) по федеральным округам;

2) по функциональному признаку: межрегиональная налоговая инспекция по централизованной обработке данных; межрегиональная инспекция по ценообразованию для целей налогообложения; межрегиональная инспекция по камеральному контролю;

3) по крупнейшим налогоплательщикам (каждая инспекция контролирует крупнейших налогоплательщиков в определенной сфере экономики: нефте- и газодобывающие предприятия, предприятия - плательщики акцизов, энергетические предприятия, предприятия военно-промышленного комплекса; банки и т.д.).

Территориальные налоговые инспекции представляют собой территориальные органы ФНС России, создаваемые на межрайонном, городском (районном) уровнях.

В качестве фискальных органов в налоговых правоотношениях могут выступать также таможенные органы.

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с Налоговым кодексом РФ, а также таможенным законодательством Таможенного союза ЕврАзЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. В эту систему согласно ст. 10 того же Закона входят:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, - Федеральная таможенная служба (ФТС России);

2) региональные таможенные управления;

4) таможенные посты.

Обязанной стороной при исполнении налоговой обязанности, по общему правилу, выступает лицо, обязанное уплатить налог, - налогоплательщик (ст. 19 НК РФ).

Однако в ряде случаев обязанными лицами по налоговому праву могут стать:

- налоговые агенты - лица, на которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации (ст. 24 НК РФ);

- банки или иные кредитные организации, осуществляющие перечисление сумм налогов и сборов в бюджет;

- наследники налогоплательщика - физического лица, принявшие наследство, обремененное задолженностью по уплате отдельных налогов;

- ликвидационная комиссия, которая исполняет обязанность по уплате налогов и сборов, пеней, штрафов ликвидируемой организации за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества (ст. 49 НК РФ);

- правопреемники реорганизованного юридического лица - налогоплательщика (ст. 50 НК РФ);

- поручители и залогодатели (когда залогодателем является не сам налогоплательщик, а третье лицо) при получении отсрочки или рассрочки по уплате налогов.

Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:
1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов;
2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми агентами;
3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы) ;
4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации) ;
5) пункт утратил силу с 1 января 2007 года - Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ;
6) пункт утратил силу со 2 августа 2004 года - Федеральный закон от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ;
7) пункт утратил силу с 1 января 2007 года - Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ;
8) пункт утратил силу с 1 июля 2003 года - Федеральный закон от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ.

Комментарий к статье 9 НК РФ

Комментируемая статья посвящена определению участников налоговых правоотношений, выделяя всего четыре группы таких участков: налогоплательщики (плательщики сборов), налоговые агенты, налоговые органы и таможенные органы.

Лица, не являющиеся плательщиками, но внесшие обязательный платеж за иное лицо, к числу участников налоговых отношений не относятся (см. Постановление ФАС Уральского округа от 28.02.2012 N Ф09-9138/11).

Обособленные подразделения юридических лиц не являются участниками налоговых правоотношений (см. Постановление ФАС Московского округа от 16.08.2007, 23.08.2007 N КА-А40/7304-07).

В Письме ФНС России от 16.10.2015 N ОА-3-17/3875@ разъяснено, что налогоплательщиками признаются собственно иностранные организации, а не созданные в стране учреждения (инкорпорации) таких организаций их обособленные подразделения. Таким образом, документ о подтверждении налогового статуса самой иностранной компании, по мнению ФНС России, может применяться в целях избежания двойного налогообложения доходов, получаемых в Российской Федерации обособленным подразделением такой компании, созданным в стране ее учреждения (инкорпорации).

В Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2010 N А41-8934/10 суд пришел к выводу о том, что решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы организации, в связи с чем, признал его недействительным.

Суд учел положения статьи 9 НК РФ и отметил, что согласно определению понятия "организация", приведенном в пункте 2 статьи 11 НК РФ, организацией является юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 11.06.99 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" с 01.01.99 филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц. Ответственность за исполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующее структурное подразделение (филиал).

Доказательств того, что обособленное подразделение, в отношении которого вынесено решение налогового органа, является самостоятельным юридическим лицом, в материалах дела не имеется и налоговым органом суду не представлено. Более того, представитель налогового органа в судебном заседании подтвердил тот факт, что рассматриваемый филиал состоит на налоговом учете как структурное подразделение организации - заявителя.

Однако при этом следует учитывать, что филиалы (представительства) организации могут быть подвергнуты налоговому контролю в двух ситуациях - самостоятельная выездная налоговая проверка независимо от проверки организации, либо проверка в рамках выездной налоговой проверки организации.

Налоговый орган вправе проверить филиалы организации в рамках проверки организации в целом, не вынося отдельного решения о проведении проверки какого-либо филиала (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.11.2012 N А58-370/2012).

Кроме того, следует обратить внимание на выводы, изложенные в Постановлении ФАС Центрального округа от 28.09.2012 N А54-2335/2011: юридическое лицо и его филиал не образуют отдельные субъекты права, в частности в отношении приобретения прав и обязанностей по договору. Несмотря на то, что договор с иностранной компанией-заявителем, имеющей обособленное подразделение на территории РФ, был заключен другой иностранной компанией, фактически работы для заявителя выполнял российский филиал данной иностранной организации, состоящий на учете в качестве налогоплательщика в налоговых органах Российской Федерации. Данный филиал, как установил суд, исчислил и уплатил НДС с предварительной оплаты работ, указанных в счете-фактуре. Оценив фактические обстоятельства дела, суд пришел к выводу о правомерности применения заявителем спорных налоговых вычетов.

Работник организации или индивидуального предпринимателя также не является участником отношений по уплате налогов, и ответственность за его действия, связанные с получением денежных средств по договору несет налогоплательщик, который обязан отражать в учете соответствующие операции и уплачивать установленные законодательством налоги (см. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 04.05.2008 N Ф08-1453/2008).

Орган местного самоуправления не является участником отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в связи с чем на него не могут возлагаться обязанности в сфере налогообложения (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 31.03.2011 N А12-13376/2010).

Органы государственных внебюджетных фондов не являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.04.2011 N А21-4448/2010).

Иные органы власти не являются участниками таких отношений. В Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2015 N 07АП-2310/2015 суд отклонил как несостоятельный довод о том, что Управление Ростехнадзора имеет статус администратора доходов бюджета и вытекающие из него полномочия по взысканию соответствующих доходов, поскольку наделение полномочиями администратора доходов не означает наделение полномочиями по принудительному взысканию государственной пошлины.

Антимонопольные органы не являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и на них не возложена безусловная обязанность самостоятельно определять размер выручки налогоплательщиков на основании непосредственного исследования первичных документов.

Так, в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2015 N 10АП-2183/2015 по делу N А41-66296/14 отмечено, что в силу статьи 9 Налогового кодекса Российской Федерации антимонопольный орган не является участником отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и на него примечанием к статье 14.31 и статьей 3.5 КоАП РФ не возложена безусловная обязанность самостоятельно определять размер выручки лица, привлекаемого к административной ответственности, на основании непосредственного исследования первичных документов.

Следует отметить, что в соответствии с позицией Десятого арбитражного апелляционного суда в Постановлении от 31.08.2015 N 10АП-8279/2015 по делу N А41-27210/15 признание должника банкротом и введение процедур банкротства не препятствует осуществлению финансово-хозяйственной деятельности должника и не лишает его статуса налогоплательщика (плательщика сборов), то есть участника отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по смыслу статьи 9 НК РФ.

Консультации и комментарии юристов по ст 9 НК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 9 НК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 9. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми агентами;

3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации);

5) утратил силу с 1 января 2007 года. - Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ;

6) утратил силу. - Федеральный закон от 29.06.2004 N 58-ФЗ;

7) утратил силу с 1 января 2007 года. - Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ;

8) утратил силу. - Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ.

Комментируемая статья посвящена определению участников налоговых правоотношений, выделяя всего четыре группы таких участков: налогоплательщики (плательщики сборов), налоговые агенты, налоговые органы и таможенные органы.

Лица, не являющиеся плательщиками, но внесшие обязательный платеж за иное лицо, к числу участников налоговых отношений не относятся (см. Постановление ФАС Уральского округа от 28.02.2012 N Ф09-9138/11).

Обособленные подразделения юридических лиц не являются участниками налоговых правоотношений (см. Постановление ФАС Московского округа от 16.08.2007, 23.08.2007 N КА-А40/7304-07).

В письме ФНС России от 16.10.2015 N ОА-3-17/3875@ разъяснено, что налогоплательщиками признаются собственно иностранные организации, а не созданные в стране учреждения (инкорпорации) таких организаций их обособленные подразделения. Таким образом, документ о подтверждении налогового статуса самой иностранной компании, по мнению ФНС России, может применяться в целях избежания двойного налогообложения доходов, получаемых в Российской Федерации обособленным подразделением такой компании, созданным в стране ее учреждения (инкорпорации).

В Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2010 N А41-8934/10 суд пришел к выводу о том, что решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы организации, в связи с чем признал его недействительным.

Суд учел положения статьи 9 НК РФ и отметил, что согласно определению понятия "организация", приведенному в пункте 2 статьи 11 НК РФ, организацией является юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" с 01.01.1999 филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц. Ответственность за исполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующее структурное подразделение (филиал).

Доказательств того, что обособленное подразделение, в отношении которого вынесено решение налогового органа, является самостоятельным юридическим лицом, в материалах дела не имеется и налоговым органом суду не представлено. Более того, представитель налогового органа в судебном заседании подтвердил тот факт, что рассматриваемый филиал состоит на налоговом учете как структурное подразделение организации-заявителя.

Однако при этом следует учитывать, что филиалы (представительства) организации могут быть подвергнуты налоговому контролю в двух ситуациях - самостоятельная выездная налоговая проверка независимо от проверки организации либо проверка в рамках выездной налоговой проверки организации.

Налоговый орган вправе проверить филиалы организации в рамках проверки организации в целом, не вынося отдельного решения о проведении проверки какого-либо филиала (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.11.2012 N А58-370/2012).

Кроме того, следует обратить внимание на выводы, изложенные в Постановлении ФАС Центрального округа от 28.09.2012 N А54-2335/2011: юридическое лицо и его филиал не образуют отдельные субъекты права, в частности в отношении приобретения прав и обязанностей по договору. Несмотря на то что договор с иностранной компанией-заявителем, имеющей обособленное подразделение на территории РФ, был заключен другой иностранной компанией, фактически работы для заявителя выполнял российский филиал данной иностранной организации, состоящий на учете в качестве налогоплательщика в налоговых органах Российской Федерации. Данный филиал, как установил суд, исчислил и уплатил НДС с предварительной оплаты работ, указанных в счете-фактуре. Оценив фактические обстоятельства дела, суд пришел к выводу о правомерности применения заявителем спорных налоговых вычетов.

Работник организации или индивидуального предпринимателя также не является участником отношений по уплате налогов, и ответственность за его действия, связанные с получением денежных средств, по договору несет налогоплательщик, который обязан отражать в учете соответствующие операции и уплачивать установленные законодательством налоги (см. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 04.05.2008 N Ф08-1453/2008).

Орган местного самоуправления не является участником отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в связи с чем на него не могут возлагаться обязанности в сфере налогообложения (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 31.03.2011 N А12-13376/2010).

Органы государственных внебюджетных фондов не являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.04.2011 N А21-4448/2010).

Иные органы власти не являются участниками таких отношений. В Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2015 N 07АП-2310/2015 суд отклонил как несостоятельный довод о том, что Управление Ростехнадзора имеет статус администратора доходов бюджета и вытекающие из него полномочия по взысканию соответствующих доходов, поскольку наделение полномочиями администратора доходов не означает наделение полномочиями по принудительному взысканию государственной пошлины.

Антимонопольные органы не являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и на них не возложена безусловная обязанность самостоятельно определять размер выручки налогоплательщиков на основании непосредственного исследования первичных документов.

Так, в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2015 N 10АП-2183/2015 по делу N А41-66296/14 отмечено, что в силу статьи 9 Налогового кодекса Российской Федерации антимонопольный орган не является участником отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и на него примечанием к статье 14.31 и статьей 3.5 КоАП РФ не возложена безусловная обязанность самостоятельно определять размер выручки лица, привлекаемого к административной ответственности, на основании непосредственного исследования первичных документов.

Следует отметить, что в соответствии с позицией Десятого арбитражного апелляционного суда в Постановлении от 31.08.2015 N 10АП-8279/2015 по делу N А41-27210/15 признание должника банкротом и введение процедур банкротства не препятствует осуществлению финансово-хозяйственной деятельности должника и не лишает его статуса налогоплательщика (плательщика сборов), то есть участника отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по смыслу статьи 9 НК РФ.

"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ()

Читайте также: