Учебник бюджетно налоговая система

Опубликовано: 18.05.2024

Список литературы по бюджетной системе

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Собрание законодательства РФ. - 03.08.1998. - № 31. - ст. 3823.
2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 04.12.2014 // Российская газета. - № 278. - 05.12.2014.
3. Калинина Л.Е. О бюджетных полномочиях органов представительной власти субъектов РФ // Журнал российского права. - 2014. - № 1. - С. 68 - 74.
4. Крохина Ю.А. Бюджетное право России. - М.: Юрайт, 2017. - 496 с.

Подобрать список литературы по бюджетной системе ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

Бюджетная система, список литературы

1. Буркалева Е.А. К вопросу о становлении казначейской системы исполнения бюджета в Российской Федерации // Аллея науки. - 2017. - № 9. - С. 691 - 695.
2. Левина В.В. Бюджетная система Российской Федерации. - Ростов на/Д: Феникс, 2017. - 352 с.
3. Милова Л.Н. Общие принципы и особенности функционирования органов казначейства в России и зарубежных странах // Вестник Самарского муниципального института управления. - 2012. - № 4. - С. 72 - 79.
4. Нечаев А.С., Антипин Д.А., Антипина О.В. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Инфра-М, 2015. - 272 с.
5. Саранцев В.Н. Казначейская система исполнения бюджетов: организационная модель и перспективы // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2016. - № 3. - С. 15 - 20.
6. Саранцев В.Н. Современная модель организации казначейской системы исполнения бюджетов в Российской Федерации // Terra Economicus. - 2014. - № 2. - С. 91 - 95.
7. Сушко Н.И. Современные тенденции развития казначейских систем // Sciences of Europe. - 2016. - № 1. - С. 71 - 78.
8. Цирихова А.Х. Предпосылки становления казначейской системы исполнения бюджета в Российской Федерации // Экономика, социология и право. - 2016. - № 12. - С. 80-84.

Бюджетная система, библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - ст. 4398.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Собрание законодательства РФ. - 03.08.1998. - № 31. - ст. 3823.
3. Постановление Правительства РФ от 28.12.2015 № 1456 (ред. от 19.11.2016) «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» // Собрание законодательства РФ. - 11.01.2016. - № 2 (ч. I). - ст.332.

Подобрать список литературы по бюджетной системе ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

4. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 (ред. от 29.12.2017) «О Федеральном казначействе» // Собрание законодательства РФ. - 06.12.2004. - № 49. - ст. 4908.
5. Распоряжение Правительства РФ от 23.01.2000 № 107-р «О концепции функционирования единого счета Федерального казначейства Минфина России по учету доходов и средств федерального бюджета» // Собрание законодательства РФ. - 31.01.2000. - № 5. - ст. 576.
6. Приказ Минфина России от 23.12.2014 № 163н (ред. от 27.11.2017) «О Порядке формирования и ведения реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.02.2015 № 35954) //СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.04.2018).
7. Глушакова О.В. Подходы к обеспечению сбалансированности бюджетов в условиях цикличности развития экономики в контексте совершенствования казначейских технологий управления бюджетной ликвидностью // Финансы и кредит. - 2017. - № 14. - С. 804 - 829.
8. Глушакова О.В. Формирование нового дизайна казначейской системы России в контексте повышения эффективности управления бюджетной ликвидностью // Финансы и кредит. - 2017. - № 46. - С. 2777 - 2796.
9. Гуринович А.Г. Своевременные новеллы в правовом регулировании бюджетного процесса федерального уровня // Право и экономика. - 2017. - № 3. - С. 5 - 15.
10. Дементьев Д.В. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Кнорус, 2017. - 672 с.
11. Деребизова С.А., Сидорова Ю.И. Стандартизация контрольной деятельности в Федеральном казначействе // Финансы. - 2017. - № 5. - С. 28 - 31.
12. Золотарева Г.И., Смородинова Н.И. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: КноРус, 2018. - 232 с.
13. Комягин Д.Л. Защита бюджетного процесса: ответственность за нарушения бюджетного законодательства и бюджетные нарушения // Финансовое право. - 2016. - № 7. - С. 15 - 19
14. Лагутин В. На службе госзаказа. Система «Электронный бюджет» призвана обеспечить взаимосвязь закупок и бюджетного процесса // Информационно-аналитическое издание «Бюллетень Оперативной Информации «Московские Торги». - 2017. - № 5. - С. 20 - 21.
15. Левина В.В. Бюджетная система Российской Федерации. - Ростов на/Д: Феникс, 2017. - 352 с.
16. Милова Л.Н. Роль Федерального казначейства в управлении ликвидностью единого казначейского счета // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 1. - С. 152 - 155.
17. Осипов В.И., Михайлов А.В. Федеральное казначейство как субъект государственного финансового контроля // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. - 2015. - № 3. - С. 44 - 51.
18. Потапов С.В., Вельмакина Е.В. Федеральное казначейство как участник платежной системы Банка России («казначейство-банк») // Экономика и социум. - 2014. - № 2-3. - С. 1133 - 1137.
19. Прокофьев С.Е. Развитие расходно-операционного блока Казначейства России: краткосрочные перспективы // Финансы. - 2017. - № 4. - С. 12 - 16.
20. Саранцев В.Н. Критерии и оценка эффективности контроля исполнения федерального бюджета // Научное обозрение. - 2015. - № 16. - С. 314 - 317.
21. Селезнев А.З. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Инфра-М, 2016. - 448 с.
22. Сергиенко Н.С. Региональная практика управления ликвидностью единого счета бюджета // Финансы и управление. - 2016. - № 4. - С. 161 - 172.
23. Тапсиев И.С., Бабушкина С.А. Отдельные аспекты учета органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств // Финансы. - 2016. - № 8. - С. 18 - 22.
24. Фокина Т.Ю. Новые направления в контрольной деятельности органов Федерального казначейства // Финансовый вестник. - 2016. - № 12. - С. 55 - 59.
25. Чернышова О.Н., Фёдорова А.Ю. Основные направления совершенствования деятельности Федерального казначейства // Социально-экономические явления и процессы. - 2016. - № 7. - С. 63 - 68.

Подобрать список литературы по бюджетной системе ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

26. Шмелева А.В., Милова Л.Н. Роль федерального казначейства в процессе бюджетной реформы в Российской Федерации // Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями: Межвузовский сборник научных трудов. - 2017. - № 1. - С. 401 - 408.
27. Шубина Л.В. Развитие операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета, осуществляемых федеральным казначейством // Экономика. Налоги. Право. - 2017. - № 1. - С. 60 - 65.
28. Официальный сайт Федерального казначейства. Консолидированный бюджет Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов // http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannyj-byudzhet/ (дата обращения: 11.04.2018).

Бюджетная система, список литературы

Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - № 32. - Ст. 3301.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. - 03.08.1998. - № 31. - Ст. 3823.
4. Федеральный закон от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» // Собрание законодательства РФ. - 03.12.2018. - № 49 (часть II). - Ст. 7531.
5. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. - 08.04.2013. - № 14. - Ст. 1652.
6. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства РФ. - 15.07.2002. - № 28. - Ст. 2790.
7. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства РФ. - 14.05.2018. - № 20. - Ст. 2817.
8. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019 «Послание Президента Федеральному Собранию» // Российская газета. - 21.02.2019. - № 38.
9. Постановление Правительства РФ от 30.12.2018 № 1765 «Об утверждении Правил казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2019. - № 1. - Ст. 59.

Подобрать список литературы по бюджетной системе ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

10. Постановление Правительства РФ от 14.12.2018 № 1544 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. № 777» // Собрание законодательства РФ. - 24.12.2018. - № 52. - Ст. 8278.
11. Постановление Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496 (ред. от 28.11.2018) «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета» // Собрание законодательства РФ. - 18.12.2017. - № 51. - Ст. 7807.
12. Постановление Правительства РФ от 30.11.2017 № 1449 «О порядке осуществления операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета в части купли-продажи иностранной валюты и заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, предметом которых является иностранная валюта, на организованных торгах» // Собрание законодательства РФ. - 11.12.2017. - № 50 (Часть III). - Ст. 7610.
13. Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092 (ред. от 27.08.2016) О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере» // Собрание законодательства РФ. - 09.12.2013. - № 49 (часть VII). - Ст. 6435.
14. Постановление Правительства РФ от 17.09.2013 № 816 (ред. от 28.12.2017) «Об осуществлении операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета в части покупки (продажи) иностранной валюты» // Собрание законодательства РФ. - 23.09.2013. - № 38. - Ст. 4828.
15. Постановление Правительства РФ от 04.09.2013 № 777 (ред. от 14.12.2018) «О порядке осуществления операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета в части покупки (продажи) ценных бумаг по договорам репо и открытия счетов для осуществления таких операций» // Собрание законодательства РФ. - 16.09.2013. - № 37.- Ст. 4697.
16. Постановление Правительства РФ от 20.08.2013 № 721 «Об утверждении Правил предоставления бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов)» // Собрание законодательства РФ. - 26.08.2013. - № 34. - Ст. 4450.
17. Постановление Правительства РФ от 24.12.2011 № 1121 (ред. от 30.12.2018) «О порядке размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах» // Собрание законодательства РФ. - 02.01.2012. - № 1. - Ст. 161.
18. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 (ред. от 29.12.2017) «О Федеральном казначействе» // Собрание законодательства РФ. - 06.12.2004. - № 49. - Ст. 4908.
19. Распоряжение Правительства РФ от 22.05.2018 № 946-р «О размещении средств федерального бюджета на банковских депозитах» // Собрание законодательства РФ. - 28.05.2018. - № 22. - Ст. 3217.
20. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2013 № 2593-р «Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года» // Собрание законодательства РФ. - 13.01.2014. - № 2 (часть II). - Ст. 219.
21. «План мероприятий («дорожная карта») по обеспечению поэтапного перехода к казначейскому сопровождению бюджетных средств» (утв. Правительством РФ 25.05.2017 № 3541п-П13) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
22. Приказ Минфина России от 08.12.2017 № 220н «Об утверждении Порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, при казначейском сопровождении целевых средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2017 № 49379) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

Подобрать список литературы по бюджетной системе ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

Книги и статьи
25. Азархин, А. В. Актуальные аспекты правового регулирования деятельности органов федерального казначейства России по контролю в финансово-бюджетной сфере / А. В. Азархин, Л. А. Родионов // Бизнес. Образование. Право. - 2016. - № 3. - С. 188-192.
26. Бабий, Ю. В. История возрождения казначейства в России / Ю. В. Бабий, Е. Ю. Лемешко // Правовестник. - 2018. - № 1. - С. 31-34.
27. Бедоева, З. Н. Правовое обеспечение казначейского сопровождения бюджетных средств / З. Н. Бедоева // Финансовое право. - 2018. - № 5. - С. 22-24.
28. Богославцева, Л. В. Внедрение стандартов казначейского учета и отчетности как условие повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами / Л. В. Богославцева, А. С. Такмазян // Финансовые исследования. - 2017. - № 1. - С. 105-113.
29. Вихлянцева, Н. В. Роль Федерального казначейства в бюджетном процессе / Н. В. Вихлянцева, С. П. Сазонов // Управление. Бизнес. Власть. - 2018. - № 1. - С. 6-8.
30. Волкова, С. И. Органы Федерального казначейства и его функции / С. И. Волкова // Современные научные исследования и инновации. - 2017. - № 1. - С. 457-462.
31. Глушакова, О. В. Формирование нового дизайна казначейской системы России в контексте повышения эффективности управления бюджетной ликвидностью / О. В. Глушакова // Финансы и кредит. - 2017. - № 23. - С. 2777-2784.
32. Егорова, Д. А. Формирование доходов федерального бюджета в условиях новых бюджетных правил / Д. А. Егорова, О. В. Шинкарёва // Финансовый вестник: Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. - 2018. - № 12. - С. 10-17.
33. Жантимиров, П. А. Комплекс процессов кассового обслуживания исполнения бюджетов в системе исполнения бюджетов / П. А. Жантимиров // Аллея науки. - 2018. - Т. 3. - № 5. - С. 375-378.

Подобрать список литературы по бюджетной системе ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

34. Жантимиров, П. А. Управление остатками средств на едином счете федерального бюджета в условиях профицита ликвидности банковского сектора / П. А. Жантимиров // Теория и практика общественного развития. - 2018. - № 6. - С. 54-58.
35. Канкулова, М. И. Казначейское дело / М. И. Канкулова, Д. С. Гриценко, К.Ю. Чулина. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2018. - 169 с.
36. Кияшова, Д. В. Совершенствование в условиях цифровизации экономики предоставления финансовых услуг федеральному казначейству при управлении ликвидностью единого счета федерального бюджета / Д. В. Кияшова // Аллея науки. - 2019. - Т. 2. - № 2. - С. 206-209.
37. Косов, М. Е. Казначейское сопровождение государственных контрактов / М. Е. Косов, Я.Я. Иванова // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2017. - № 3. - С. 200-206.
38. Кудрин, А. Л. Бюджетные правила как инструмент сбалансированной бюджетной политики / А. Л. Кудрин, И. А. Соколов // Вопросы экономики. - 2017. - № 11. - С. 5-32.
39. Лебедева, Д. А. Доходы и расходы федерального бюджета РФ / Д. А. Лебедева, И. Г. Голубева // Актуальные вопросы экономических наук. - 2017. - № 57. - С. 197-206.
40. Лещукова, И. В. Этапы развития органов Казначейства в РФ / И. В. Лещукова // Инновационная наука. - 2018. - Т. 1. - № 5. - С. 118-120.
41. Матьянова, Е. С. Платежная система Федерального казначейства: основные направления развития / Е. С. Матьянова // Финансовое право. - 2018. - № 3. - С. 9-13.
42. Милова, Л. Н. Роль казначейства России в управлении финансовыми ресурсами государства / Л. Н. Милова // Вестник Самарского экономического университета. - 2014. - № 4. - С. 145-148.
43. Новоселова, А. А. Состав и структура доходов и расходов федерального бюджета / А. А. Новоселова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 1-3. - С. 110-112.
44. Падыганов, А. В. Федеральное казначейство как орган государственного финансово контроля / А. В. Падыганов, Н. В. Курочкина // Вестник современных исследований. - 2018. - № 7.3. - С. 470-471.
45. Пантелеев, А. Ю. Эволюция правового обеспечения деятельности Федерального казначейства / А.Ю. Пантелеев, Т.А. Ставрова, А.Е. Никифорова // Финансы. - 2018. - № 2. - С. 18-22.

Подобрать список литературы по бюджетной системе ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

Литература на иностранных языках
53. Bartlett, B. The Balanced Budget Amendment: Not Ready for Prime Time / B. Bartlett // Tax Notes. - 2011. - Vol. 132. - № 2. - pp. 195-197.
54. Fabbrini, F. The Fiscal Compact, the 'Golden Rule' and the Paradox of European Federalism / F. Fabbrini // Boston College International and Comparative Law Review. - 2013. - Vol. 36. - Iss. 1. - pp. 1-38.

Подобрать список литературы по бюджетной системе ОНЛАЙН ЗДЕСЬ



4-е изд. - М.: 2010 - 448с. 2-е изд. - М.: 2007 - 486с.

В учебнике раскрыты важные положения теории бюджетной системы, математический аппарат рассчета доходов и расходов бюджетов, сущность, функции, организация, особенности управления бюджетами всех уровней, распределение полномочий органов государственной власти и местного самоуправления. Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов, слушателей системы повышения квалификации и переподготовки кадров, финансовых работников и государственных служащих бюджетной системы.

Формат: pdf (20 10 , 4 -е изд., перераб. и доп., 4 48 с.)

Размер: 3, 8 Мб

Смотреть, скачать: yandex.disk

Формат: pdf / zip (2007, 2-е изд., 486с.)

Размер: 4,27 Мб

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 7
Раздел I ОСНОВЫ ТЕОРИИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
Глава 1. Основные положения 10
1.1. Бюджетная терминология 10
1.2. История развития бюджета и бюджетной системы России 15
1.3. Сущность и функции бюджета 22
1.4. Бюджетная политика РФ 27
Глава 2. Принципы построения бюджетной системы и методы бюджетного регулирования 36
2.1. Принципы построения бюджетной системы 36
2.1.1. Общие принципы 36
2.1.2. Принципы системности 40
2.2. Методы бюджетного регулирования 43
Глава 3. Бюджетная классификация 57
3.1. История бюджетной классификации 57
3.2. Классификация доходов бюджетов 59
3.3. Классификация расходов бюджетов 61
3.4. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов 66
3.5. Классификация операций сектора государственного управления 67
Выводы 69
Контрольные вопросы 72
Раздел II БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА, ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТОВ И РАСХОДОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ
Глава 4. Бюджетная система России 74
4.1. Общие положения 74
4.2. Консолидированный бюджет РФ 78
4.3. Федеральный бюджет 81
4.3.1. Общие положения 81
4.3.2. Формирование доходов федерального бюджета 86
4.3.3. Расходы федерального бюджета 103
4.3.4. Методика формирования федерального бюджета 118
4.4. Бюджет субъекта РФ 122
4.4.1. Формирование доходов бюджета субъекта РФ 123
4.4.2. Расходы бюджета субъекта РФ 132
4.4.3. Методика формирования бюджета субъекта РФ 136
4.5. Местный бюджет 142
4.5.1. Формирование доходов местного бюджета 143
4.5.2. Расходы местного бюджета 152
4.5.3. Методика формирования местного бюджета 157
Глава 5. Особенности расходования бюджетных средств и сбалансированность бюджета 163
5.1. Основы планирования и финансирования расходов 163
5.2. Расходы на развитие предприятий 167
5.3. Расходы на развитие агропромышленного комплекса 169
5.4. Финансирование фундаментальных исследований и расходов на охрану окружающей среды 170
5.5. Расходы на непроизводственную сферу 171
5.5.1. Финансирование жилищно -коммунального хозяйства 172
5.5.2. Финансирование образования и культуры 175
5.5.3. Финансирование здравоохранения 185
5.5.4. Расходы на социальное обеспечение и социальную защиту населения 190
5.5.5. Расходы на содержание системы органов государственной власти и управления 192
5.5.6. Расходы на обеспечение обороны и безопасности государства 194
5.5.7. Расходы на государственные резервы 198
5.5.8. Сбалансированность бюджета и государственные долги 203
Выводы 226
Контрольные вопросы 229
Раздел III ФОНДЫ
Глава 6. Характеристика фондов 232
6.1. Общие положения 232
6.2. Общая характеристика фондов 233
6.2.1. Бюджеты государственных внебюджетных фондов 233
6.2.2. Бюджетные фонды 236
Глава 7. Бюджеты государственных внебюджетных фондов 238
7.1. Государственное и негосударственное пенсионное обеспечение 238
7.2. Бюджет Фонда социального страхования РФ 248
7.3. Обязательное и добровольное медицинское страхование 253
7.4. Бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования 258
7.5. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов 260
Глава 8. Бюджетные фонды 261
8.1. Резервный фонд 261
8.2. Резервный фонд Президента РФ 262
8.3. Резервные фонды исполнительных органов государственной власти (местных администраций) 262
8.4. Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ 263
8.5. Фонд национального благосостояния 266
8.6. Федеральный фонд софинансирования расходов 266
8.7. Региональный фонд софинансирования расходов 267
8.8. Инвестиционный фонд РФ 267
8.9. Региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) 267
8.10. Региональный фонд финансовой поддержки поселений 268
Выводы 269
Контрольные вопросы 272
Раздел IV БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС И БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО
Глава 9. Бюджетные отношения и бюджетный федерализм 274
9.1. Принципы построения бюджетных отношений 275
9.2. Бюджетный федерализм 279
9.3. Функции органов государственной власти и местного самоуправления 284
9.4. Полномочия органов власти в сфере бюджетных отношений 296
Глава 10. Планирование, утверждение и исполнение бюджетов 301
10.1. Бюджетное планирование 301
10.2. Бюджетное прогнозирование 307
10.3. Составление проектов бюджетов 311
10.4. Рассмотрение и утверждение проекта федерального бюджета 318
10.5. Исполнение и корректировка бюджета 328
10.6. Бюджетный контроль 335
10.7. Анализ бюджета 339
Глава 11. Бюджетное право 346
11.1. Общие положения 346
11.2. Бюджетные права органов государственной власти РФ 348
11.3. Бюджетные права органов местного самоуправления 351
11.4. Ответственность органов власти за нарушение бюджетного законодательства 353
Выводы 356
Контрольные вопросы 360
Раздел V ГИПОТЕТИЧЕСКАЯ БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТОВ
Глава 12. Основы построения структуры бюджетной системы 363
12.1. Общие недостатки бюджетной системы РФ 363
12.2. Проблемы и задачи совершенствования бюджетной системы 367
12.3. Требования к бюджетной системе 373
12.4. Структура бюджетной системы 382
12.5. Методика построения бюджетной системы 387
Глава 13. Методика формирования бюджетов 393
13.1. Общие положения 393
13.2. Формирование доходов и расходов бюджетов 394
Выводы 434
Контрольные вопросы 436
Тематика рефератов, курсовых и дипломных работ 439
Литература 444


На протяжении последнего десятилетия бюджетная система Российской Федерации постоянно подвергалась изменениям ввиду нестабильности социальных и экономических процессов, происходящих в России в условиях перехода от социалистического метода хозяйствования к рыночным отношениям. Современная ситуация в бюджетной сфере России свидетельствует о необходимости усиления регулирующей роли государства в системе бюджетных отношений между органами управления, ответственными за формирование бюджетов, распределение бюджетных ресурсов и пополнение бюджета. С одной стороны, это объясняется тем, что в условиях рыночных отношений сужаются возможности государства оказывать влияние на экономические процессы. С другой стороны, заметно возрастание роли и значения бюджетов как важнейших инструментов государственного регулирования экономики и социальной сферы территориальных образований.
Бюджетная система государства, являясь частью инфраструктуры экономического базиса, подвержена его влиянию. В настоящее время главными проблемами в бюджетной сфере являются:
► обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;
► совершенствование бюджетного федерализма, системы регулирования бюджетных ресурсов и бюджетного процесса;
► укрепление системы финансового контроля за целевым, экономичным и эффективным использованием бюджетных средств на всех уровнях бюджетной системы;
► разработка методологических подходов, методов и методик формирования бюджетов и распределения бюджетных средств.

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu - см. раздел " Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. "

Список литературы по бюджетной системе

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Собрание законодательства РФ. - 03.08.1998. - № 31. - ст. 3823.
2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 04.12.2014 // Российская газета. - № 278. - 05.12.2014.
3. Калинина Л.Е. О бюджетных полномочиях органов представительной власти субъектов РФ // Журнал российского права. - 2014. - № 1. - С. 68 - 74.
4. Крохина Ю.А. Бюджетное право России. - М.: Юрайт, 2017. - 496 с.

Подобрать список литературы по бюджетной системе ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

Бюджетная система, список литературы

1. Буркалева Е.А. К вопросу о становлении казначейской системы исполнения бюджета в Российской Федерации // Аллея науки. - 2017. - № 9. - С. 691 - 695.
2. Левина В.В. Бюджетная система Российской Федерации. - Ростов на/Д: Феникс, 2017. - 352 с.
3. Милова Л.Н. Общие принципы и особенности функционирования органов казначейства в России и зарубежных странах // Вестник Самарского муниципального института управления. - 2012. - № 4. - С. 72 - 79.
4. Нечаев А.С., Антипин Д.А., Антипина О.В. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Инфра-М, 2015. - 272 с.
5. Саранцев В.Н. Казначейская система исполнения бюджетов: организационная модель и перспективы // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2016. - № 3. - С. 15 - 20.
6. Саранцев В.Н. Современная модель организации казначейской системы исполнения бюджетов в Российской Федерации // Terra Economicus. - 2014. - № 2. - С. 91 - 95.
7. Сушко Н.И. Современные тенденции развития казначейских систем // Sciences of Europe. - 2016. - № 1. - С. 71 - 78.
8. Цирихова А.Х. Предпосылки становления казначейской системы исполнения бюджета в Российской Федерации // Экономика, социология и право. - 2016. - № 12. - С. 80-84.

Бюджетная система, библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - ст. 4398.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Собрание законодательства РФ. - 03.08.1998. - № 31. - ст. 3823.
3. Постановление Правительства РФ от 28.12.2015 № 1456 (ред. от 19.11.2016) «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» // Собрание законодательства РФ. - 11.01.2016. - № 2 (ч. I). - ст.332.

Подобрать список литературы по бюджетной системе ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

4. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 (ред. от 29.12.2017) «О Федеральном казначействе» // Собрание законодательства РФ. - 06.12.2004. - № 49. - ст. 4908.
5. Распоряжение Правительства РФ от 23.01.2000 № 107-р «О концепции функционирования единого счета Федерального казначейства Минфина России по учету доходов и средств федерального бюджета» // Собрание законодательства РФ. - 31.01.2000. - № 5. - ст. 576.
6. Приказ Минфина России от 23.12.2014 № 163н (ред. от 27.11.2017) «О Порядке формирования и ведения реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.02.2015 № 35954) //СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.04.2018).
7. Глушакова О.В. Подходы к обеспечению сбалансированности бюджетов в условиях цикличности развития экономики в контексте совершенствования казначейских технологий управления бюджетной ликвидностью // Финансы и кредит. - 2017. - № 14. - С. 804 - 829.
8. Глушакова О.В. Формирование нового дизайна казначейской системы России в контексте повышения эффективности управления бюджетной ликвидностью // Финансы и кредит. - 2017. - № 46. - С. 2777 - 2796.
9. Гуринович А.Г. Своевременные новеллы в правовом регулировании бюджетного процесса федерального уровня // Право и экономика. - 2017. - № 3. - С. 5 - 15.
10. Дементьев Д.В. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Кнорус, 2017. - 672 с.
11. Деребизова С.А., Сидорова Ю.И. Стандартизация контрольной деятельности в Федеральном казначействе // Финансы. - 2017. - № 5. - С. 28 - 31.
12. Золотарева Г.И., Смородинова Н.И. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: КноРус, 2018. - 232 с.
13. Комягин Д.Л. Защита бюджетного процесса: ответственность за нарушения бюджетного законодательства и бюджетные нарушения // Финансовое право. - 2016. - № 7. - С. 15 - 19
14. Лагутин В. На службе госзаказа. Система «Электронный бюджет» призвана обеспечить взаимосвязь закупок и бюджетного процесса // Информационно-аналитическое издание «Бюллетень Оперативной Информации «Московские Торги». - 2017. - № 5. - С. 20 - 21.
15. Левина В.В. Бюджетная система Российской Федерации. - Ростов на/Д: Феникс, 2017. - 352 с.
16. Милова Л.Н. Роль Федерального казначейства в управлении ликвидностью единого казначейского счета // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 1. - С. 152 - 155.
17. Осипов В.И., Михайлов А.В. Федеральное казначейство как субъект государственного финансового контроля // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. - 2015. - № 3. - С. 44 - 51.
18. Потапов С.В., Вельмакина Е.В. Федеральное казначейство как участник платежной системы Банка России («казначейство-банк») // Экономика и социум. - 2014. - № 2-3. - С. 1133 - 1137.
19. Прокофьев С.Е. Развитие расходно-операционного блока Казначейства России: краткосрочные перспективы // Финансы. - 2017. - № 4. - С. 12 - 16.
20. Саранцев В.Н. Критерии и оценка эффективности контроля исполнения федерального бюджета // Научное обозрение. - 2015. - № 16. - С. 314 - 317.
21. Селезнев А.З. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Инфра-М, 2016. - 448 с.
22. Сергиенко Н.С. Региональная практика управления ликвидностью единого счета бюджета // Финансы и управление. - 2016. - № 4. - С. 161 - 172.
23. Тапсиев И.С., Бабушкина С.А. Отдельные аспекты учета органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств // Финансы. - 2016. - № 8. - С. 18 - 22.
24. Фокина Т.Ю. Новые направления в контрольной деятельности органов Федерального казначейства // Финансовый вестник. - 2016. - № 12. - С. 55 - 59.
25. Чернышова О.Н., Фёдорова А.Ю. Основные направления совершенствования деятельности Федерального казначейства // Социально-экономические явления и процессы. - 2016. - № 7. - С. 63 - 68.

Подобрать список литературы по бюджетной системе ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

26. Шмелева А.В., Милова Л.Н. Роль федерального казначейства в процессе бюджетной реформы в Российской Федерации // Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями: Межвузовский сборник научных трудов. - 2017. - № 1. - С. 401 - 408.
27. Шубина Л.В. Развитие операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета, осуществляемых федеральным казначейством // Экономика. Налоги. Право. - 2017. - № 1. - С. 60 - 65.
28. Официальный сайт Федерального казначейства. Консолидированный бюджет Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов // http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannyj-byudzhet/ (дата обращения: 11.04.2018).

Бюджетная система, список литературы

Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - № 32. - Ст. 3301.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. - 03.08.1998. - № 31. - Ст. 3823.
4. Федеральный закон от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» // Собрание законодательства РФ. - 03.12.2018. - № 49 (часть II). - Ст. 7531.
5. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. - 08.04.2013. - № 14. - Ст. 1652.
6. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства РФ. - 15.07.2002. - № 28. - Ст. 2790.
7. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства РФ. - 14.05.2018. - № 20. - Ст. 2817.
8. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019 «Послание Президента Федеральному Собранию» // Российская газета. - 21.02.2019. - № 38.
9. Постановление Правительства РФ от 30.12.2018 № 1765 «Об утверждении Правил казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2019. - № 1. - Ст. 59.

Подобрать список литературы по бюджетной системе ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

10. Постановление Правительства РФ от 14.12.2018 № 1544 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. № 777» // Собрание законодательства РФ. - 24.12.2018. - № 52. - Ст. 8278.
11. Постановление Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496 (ред. от 28.11.2018) «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета» // Собрание законодательства РФ. - 18.12.2017. - № 51. - Ст. 7807.
12. Постановление Правительства РФ от 30.11.2017 № 1449 «О порядке осуществления операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета в части купли-продажи иностранной валюты и заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, предметом которых является иностранная валюта, на организованных торгах» // Собрание законодательства РФ. - 11.12.2017. - № 50 (Часть III). - Ст. 7610.
13. Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092 (ред. от 27.08.2016) О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере» // Собрание законодательства РФ. - 09.12.2013. - № 49 (часть VII). - Ст. 6435.
14. Постановление Правительства РФ от 17.09.2013 № 816 (ред. от 28.12.2017) «Об осуществлении операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета в части покупки (продажи) иностранной валюты» // Собрание законодательства РФ. - 23.09.2013. - № 38. - Ст. 4828.
15. Постановление Правительства РФ от 04.09.2013 № 777 (ред. от 14.12.2018) «О порядке осуществления операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета в части покупки (продажи) ценных бумаг по договорам репо и открытия счетов для осуществления таких операций» // Собрание законодательства РФ. - 16.09.2013. - № 37.- Ст. 4697.
16. Постановление Правительства РФ от 20.08.2013 № 721 «Об утверждении Правил предоставления бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов)» // Собрание законодательства РФ. - 26.08.2013. - № 34. - Ст. 4450.
17. Постановление Правительства РФ от 24.12.2011 № 1121 (ред. от 30.12.2018) «О порядке размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах» // Собрание законодательства РФ. - 02.01.2012. - № 1. - Ст. 161.
18. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 (ред. от 29.12.2017) «О Федеральном казначействе» // Собрание законодательства РФ. - 06.12.2004. - № 49. - Ст. 4908.
19. Распоряжение Правительства РФ от 22.05.2018 № 946-р «О размещении средств федерального бюджета на банковских депозитах» // Собрание законодательства РФ. - 28.05.2018. - № 22. - Ст. 3217.
20. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2013 № 2593-р «Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года» // Собрание законодательства РФ. - 13.01.2014. - № 2 (часть II). - Ст. 219.
21. «План мероприятий («дорожная карта») по обеспечению поэтапного перехода к казначейскому сопровождению бюджетных средств» (утв. Правительством РФ 25.05.2017 № 3541п-П13) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
22. Приказ Минфина России от 08.12.2017 № 220н «Об утверждении Порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, при казначейском сопровождении целевых средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2017 № 49379) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

Подобрать список литературы по бюджетной системе ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

Книги и статьи
25. Азархин, А. В. Актуальные аспекты правового регулирования деятельности органов федерального казначейства России по контролю в финансово-бюджетной сфере / А. В. Азархин, Л. А. Родионов // Бизнес. Образование. Право. - 2016. - № 3. - С. 188-192.
26. Бабий, Ю. В. История возрождения казначейства в России / Ю. В. Бабий, Е. Ю. Лемешко // Правовестник. - 2018. - № 1. - С. 31-34.
27. Бедоева, З. Н. Правовое обеспечение казначейского сопровождения бюджетных средств / З. Н. Бедоева // Финансовое право. - 2018. - № 5. - С. 22-24.
28. Богославцева, Л. В. Внедрение стандартов казначейского учета и отчетности как условие повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами / Л. В. Богославцева, А. С. Такмазян // Финансовые исследования. - 2017. - № 1. - С. 105-113.
29. Вихлянцева, Н. В. Роль Федерального казначейства в бюджетном процессе / Н. В. Вихлянцева, С. П. Сазонов // Управление. Бизнес. Власть. - 2018. - № 1. - С. 6-8.
30. Волкова, С. И. Органы Федерального казначейства и его функции / С. И. Волкова // Современные научные исследования и инновации. - 2017. - № 1. - С. 457-462.
31. Глушакова, О. В. Формирование нового дизайна казначейской системы России в контексте повышения эффективности управления бюджетной ликвидностью / О. В. Глушакова // Финансы и кредит. - 2017. - № 23. - С. 2777-2784.
32. Егорова, Д. А. Формирование доходов федерального бюджета в условиях новых бюджетных правил / Д. А. Егорова, О. В. Шинкарёва // Финансовый вестник: Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. - 2018. - № 12. - С. 10-17.
33. Жантимиров, П. А. Комплекс процессов кассового обслуживания исполнения бюджетов в системе исполнения бюджетов / П. А. Жантимиров // Аллея науки. - 2018. - Т. 3. - № 5. - С. 375-378.

Подобрать список литературы по бюджетной системе ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

34. Жантимиров, П. А. Управление остатками средств на едином счете федерального бюджета в условиях профицита ликвидности банковского сектора / П. А. Жантимиров // Теория и практика общественного развития. - 2018. - № 6. - С. 54-58.
35. Канкулова, М. И. Казначейское дело / М. И. Канкулова, Д. С. Гриценко, К.Ю. Чулина. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2018. - 169 с.
36. Кияшова, Д. В. Совершенствование в условиях цифровизации экономики предоставления финансовых услуг федеральному казначейству при управлении ликвидностью единого счета федерального бюджета / Д. В. Кияшова // Аллея науки. - 2019. - Т. 2. - № 2. - С. 206-209.
37. Косов, М. Е. Казначейское сопровождение государственных контрактов / М. Е. Косов, Я.Я. Иванова // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2017. - № 3. - С. 200-206.
38. Кудрин, А. Л. Бюджетные правила как инструмент сбалансированной бюджетной политики / А. Л. Кудрин, И. А. Соколов // Вопросы экономики. - 2017. - № 11. - С. 5-32.
39. Лебедева, Д. А. Доходы и расходы федерального бюджета РФ / Д. А. Лебедева, И. Г. Голубева // Актуальные вопросы экономических наук. - 2017. - № 57. - С. 197-206.
40. Лещукова, И. В. Этапы развития органов Казначейства в РФ / И. В. Лещукова // Инновационная наука. - 2018. - Т. 1. - № 5. - С. 118-120.
41. Матьянова, Е. С. Платежная система Федерального казначейства: основные направления развития / Е. С. Матьянова // Финансовое право. - 2018. - № 3. - С. 9-13.
42. Милова, Л. Н. Роль казначейства России в управлении финансовыми ресурсами государства / Л. Н. Милова // Вестник Самарского экономического университета. - 2014. - № 4. - С. 145-148.
43. Новоселова, А. А. Состав и структура доходов и расходов федерального бюджета / А. А. Новоселова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 1-3. - С. 110-112.
44. Падыганов, А. В. Федеральное казначейство как орган государственного финансово контроля / А. В. Падыганов, Н. В. Курочкина // Вестник современных исследований. - 2018. - № 7.3. - С. 470-471.
45. Пантелеев, А. Ю. Эволюция правового обеспечения деятельности Федерального казначейства / А.Ю. Пантелеев, Т.А. Ставрова, А.Е. Никифорова // Финансы. - 2018. - № 2. - С. 18-22.

Подобрать список литературы по бюджетной системе ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

Литература на иностранных языках
53. Bartlett, B. The Balanced Budget Amendment: Not Ready for Prime Time / B. Bartlett // Tax Notes. - 2011. - Vol. 132. - № 2. - pp. 195-197.
54. Fabbrini, F. The Fiscal Compact, the 'Golden Rule' and the Paradox of European Federalism / F. Fabbrini // Boston College International and Comparative Law Review. - 2013. - Vol. 36. - Iss. 1. - pp. 1-38.

Подобрать список литературы по бюджетной системе ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

Финансы представляют собой экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему государства. Ее структура показана на схеме 60.


Важная роль, которую выполняет государство в области социально-экономического развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжение значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования и фондовый рынок. Важнейшим принципом построения государственных финансов является принцип фискального федерализма, при котором четко разграничены функции между федеральным, субфедеральным и местным уровнями финансовой системы. Общегосударственные финансы тесно связаны с финансами предприятий. Политика государства по организации и использованию финансов получила название финансовой или бюджетно-налоговой политики.

Бюджетно-налоговая политика - совокупность мер государственного воздействия в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика).

Фискальная политика государства может осуществляться на основе использования различных методов и соответственно принимать разные формы.

Основные виды фискальной политики современных государств отражены на схеме 61.

Основные виды фискальной политики современных государств отражены на схеме 61.


Совокупность применяемых в стране налогов называется налоговой системой. Она базируется на законодательных актах государства, которыми устанавливаются элементы налога (субъект, объект, источник и ставка налога). Различают предельную, среднюю, нулевую и льготную налоговые ставки.

Предельная налоговая ставка есть прирост выплачиваемых налогов, поделенный на прирост дохода.

Средняя налоговая ставка - это общий налог, поделенный на величину налогооблагаемого дохода.

По признаку соотношения между средней ставкой налога и доходом налоги делятся на прогрессивные (ставка повышается по мере возрастания дохода), регрессивные (ставка уменьшается по мере возрастания дохода) и пропорциональные (ставка остается неизменной, независимо от размеров дохода).

Вопрос о том, высоким или низким должен быть налог является предметом постоянных дискуссий экономистов и политиков. Последователи Кейнса считают, что высокий уровень налога снижает совокупный спрос. Значит, цены снижаются, и инфляция затухает. Сторонники «экономики предложения» доказывают противоположное: высокие налоги увеличивают издержки предпринимателей, которые перекладываются на потребителей в форме более высоких цен и вызывают инфляцию. К тому же А. Лаффером была открыта связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями, графическое изображение которой получило название кривой Лаффера. Ее экономический смысл заключается в следующем: при ставке подоходного налога выше определен- ного уровня резко снижается деловая активность, ибо предпринимательская деятельность становится невыгодной. А более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, сбережениям, инвестициям, принятию деловых рисков, расширению национального производства и дохода. В результате расширяется налоговая база, которая может поддержать налоговые поступления на высоком уровне даже при том, что ставки налога будут ниже (схема 63).

Кривая Лаффера

Сферой применения бюджетной политики является государственный бюджет.

Государственный бюджет - план доходов и расходов государства. В общем виде структура государственного бюджета выглядит следующим образом (см. табл. 27).

Структура государственного бюджета

Структура государственного бюджета

Важнейшей задачей бюджетной политики считаются необходимость сбалансирования государственного бюджета и управление бюджетным дефицитом.

Бюджетный дефицит - это превышение расходной части бюджета над доходной. Основными причинами дефицита госбюджета являются уменьшение доходной части бюджета, увеличение государственных расходов, а также непоследовательная финансово-экономическая политика государства.

В экономической теории выделяют несколько типов бюджетного дефицита.

? Структурный дефицит представляет разность между текущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения.

? Циклический дефицит определяется как разность между фактическим и структурным дефицитом.

? Фактический дефицит - общий дефицит госбюджета.

? Первичный дефицит равен разнице фактического дефицита и выплат по государственному долгу.

Мировая практика выработала три способа покрытия дефицита госбюджета: выпуск госзаймов, ужесточение налогообложения, производство денег или «сеньораж». При этом последний из названных способов не является простым печатаньем денег, т. к. это вызывает инфляцию. Современный «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в Центральном банке страны и могут быть использованы для покрытия дефицита госбюджета.

Нарастание бюджетного дефицита приводит к появлению и росту государственного долга. Государственный долг - это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это же время положительных сальдо бюджета.

Структура государственного долга показана на схеме 64

Структура государственного долга показана на схеме 64

Экономические последствия государственного долга можно свести к нескольким моментам:

? существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны;

? вытеснение частного капитала, что может ограничить дальнейший рост экономики;

? увеличение налогов для оплаты растущего государственного долга выступает в качестве антистимула экономической активности;

? перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.

Непосредственным результатом роста государственного долга является организация системы управления этим долгом. Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства, связанных с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выпуском новых займов и выработкой условий выпуска, с выплатой процентов по ранее выпущенным займам, проведением конверсий (изменение условий доходности займов) и консолидацией (изменение условий сроков займов), проведением мероприятий по определению ставок процента по государственному кредиту, а также погашением ранее выпущенных займов, срок действия которых истек

«Облагать налогом и при этом пользоваться любовью не дано никому».

«Увы, но улучшить бюджет нельзя, не испач­кав манжет».

§ 1. Государственный бюджет и его структура. Бюджеты центральных и местных органов власти

Важнейшим инструментом макроэкономическою регулирования, наря­ду с кредитно-денежной, является и налогово-бюджетная политика государ-ства. 1

Налогово-бюджетная политика - это воздействие государства на уровень деловой активности посредством изменения государственных расходов и налогообложения. Налогово-бюджетная политика влияет на уровень национального дохода и, следовательно, на уровень объема произ­водства и занятости, а также на уровень цен; она направлена против неже­лательных изменений экономической конъюнктуры, связанных как с безра­ботицей, так и с инфляцией.

В гл. 20 изучалось влияние кредитно-денежной политики на стабилиза­цию экономики. Примечательно, что после выхода в свет работ Дж. М. Кей-нса в промышленно развитых странах приоритет отдавался не кредитно-денежной (монетарной), а именно налогово-бюджетной политике. В усло­виях глубокой депрессии, по Кейнсу, монетарная политика может оказать­ся неэффективной (по крайней мере, теоретически). Почему именно - об этом подробнее будет сказано в Приложении 2 к настоящей главе. Вывести экономику из состояния депрессии, согласно кейнсианскому подходу, в зна­чительной мере могут автономные инвестиции, осуществляемые за счет го­сударства. Вот почему налогово-бюджетная политика до 1950-х гг. - начала 60-х гг. стояла на первом месте в ряду других инструментов государствен- 1 Английский термин fiscal policy переводится на русский язык по-разному . В одних слу­чаях - как фискальная политика, в других - как налогово-бюджетная политика. См.: Мэнкью Г. Макроэкономика. М.,1994; Гальперин В.М.,Гребенников П.И. и др. Макроэкономика. С-Пб.,1997; Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. 15-е издание. М.,1997; Словарь совре­менной экономической теории Макмиллана. М., 1997. В настоящем издании мы будем ис­пользовать термин налогово-бюджетная политика как более точный по смыслу. Встречаю­щийся в других главах нашего учебника термин фискальная политика не несет в себе никако­го иного смысла, и, если это не оговаривается особо, используется в качестве синонима выра­жения налогово-бюджетная политика.

ного регулирования. Лишь позже, когда спады стали менее глубокими, а инфляция - устойчивой и хронической, кредитно-денежная политика выш­ла на авансцену макроэкономического регулирования.

Итак, если мы хотим выяснить суть налогово-бюджетной политики, нужно рассмотреть, что представляет собой государственный бюджет. Его можно определить как финансовый счет, в котором представлена сумма доходов и расходов государства за определенный период (обычно за год). Государственный бюджет можно рассматривать на стадии его оконча­тельного утверждения законодательной властью как сумму ожидаемых на­логовых поступлений и предполагаемых государственных расходов. Осо­бый интерес представляет собой анализ исполнения государственною бюд­жета, в котором может наглядно проявиться расхождение между намерени­ями правительства и фактическими потоками расходов и доходов.

Помимо федерального государственного бюджета, в ряде стран суще­ствуют и внебюджетные фонды социальной сферы. Так, в Российской Федерации к ним относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхо­вания, Федеральный фонд занятости населения, Федеральный фонд обя­зательного медицинского страхования.

В странах с федеративным государственным устройством, таких, как США, Россия. Германия и др., принято различать федеральный бюджет и бюджеты штатов (республик), а также местные бюджеты (например, город­ские, муниципальные и т. п.). Разделение полномочий в области налогооб­ложения и расходов между бюджетами разного уровня называется налого­во-бюджетным федерализмом.

В российской статистике принято рассматривать государственные фи­нансы с использованием следующей терминологии:


  • консолидированный бюджет - бюджет, складывающийся из федераль­ного, регионального и местных бюджетов;

  • расширенный бюджет (бюджет «расширенного правительства») -федеральный бюджет в совокупности с внебюджетными фондами

Через государственный бюджет перераспределяется значительная часть (от 35 до 55%) наиионаз1ьного дохода промышленно развитых стран; в Рос­сии накануне финансового кризиса 1998 г. - около 30%. Примечательно. что данные о государственных расходах, а также налоговых изъятиях мо­гут многое сказать о степени вмешательства государства в экономику. Но однозначной зависимости между долей государственных доходов или рас­ходов (в процентном отношении к ВВП) и эффективностью экономическо­го развития страны не существует. Так, например, в СССР уровень госу­дарственной нагрузки на экономику был очень высоким и составлял при­близительно ту же величину, что и в странах с развитой рыночной эконо­микой свыше 50% ВВП. Однако уровень дохода на душу населения и

Налогово-бюджетная система

само «качество жизни» граждан капиталистических и социалистических стран различались не в пользу последних.

Рассмотрим, что представляет собой структура доходной и расходной статей федерального бюджета на примере России.

Исполнение федерального бюджета Российской Федерации

Статьи бюджета, относящиеся к доходной части, не требуют специальных коммен­тариев, за исключением графы «неналоговые доходы». Под ними подразумеваются до­ходы от продажи принадлежащего государству имущества, доходы от государственной собственности или от деятельности, а также доходы от внешнеэкономической деятель­ности. Расходная часть бюджета также весьма очевидна, но пояснения требуют некото­рые отдельные статьи. Так, «Ссуды за вычетом погашений» можно расшифровать сле­дующим образом: из бюджета Российской Федерации выдаются, в частности, кредиты государствам СНГ, и, вместе с тем, в бюджет поступают деньги в счет погашения за выданные кредиты. В 1997 г. ссуды за вычетом погашений составили 0,7% от ВВП. Если эту величину мы сложим с графой «Итого расходов» (17,8% от ВВП), то получим графу «Расходы и ссуды за вычетом погашений» (18,5% от ВВП). Дефицит государ­ственного бюджета рассчитывается как разница между графой «Всего доходов» (12,5% от ВВП) и графой «Расходы и ссуды за вычетом погашений» (18,5% от ВВП), т. е. • 6% от ВВП (погрешность составляет 0,1% от ВВП) и в таблице присутствует цифра -6,1%. Это превышение расходов над доходами должно быть как-то покрыто, или профинан­сировано ровно на такую же величину, но, естественно, с обратным знаком, т. е. 6,1%. Это и называется «Общее финансирование», которое складывается из внутренних зай­мов и внешних займов (складываем статьи «Внутреннее финансирование» и «Внешнее финансирование»). В итоге бюджет у нас сходится: 6,1% = 4%+2,1%, т. е. дефицит бюджета полностью профинансирован внутренними и внешними займами. Подробнее о дефиците государственного бюджета речь пойдет в § 5 настоящей главы.

В странах с федеративным устройством доходы и расходы местных ор­ганов власти имеют несколько иную структуру. В них отсутствуют расхо­ды на национальную оборону, поддержку исследований космоса и др. Но в них относительно большую долю занимают расходы на образование, меди­цинское обслуживание; местные республиканские налоги также отличают­ся от федеральных (см. далее табл. 22.3. в § 2).

В заключение данного параграфа важно отметить, что бюджет - это всегда компромисс между различными социальными группами, которые пред­ставлены в законодательном органе избранными политиками. Ведь утвержде­ние конкретных цифр бюджета - это не абстрактные математические упраж­нения. За утвержденными параметрами расходов стоят такие «бюджетополу­чатели», как работники здравоохранения, образования, регионы, рассчитыва­ющие на дотации, военнослужащие и т. д. При неизменных объемах расходов увеличение бюджетных выплат одним группам населения может осуществ­ляться лишь за счет урезания других статей расходов. Как нам уже извест­но из теории общественного выбора, утверждение парламентом объема и структуры расходов и доходов находится под мощным давлением различ­ных лоббистских групп, что нередко становится причиной принятия неэф­фективных с общественной точки зрения решений (см. гл. 17, § 2, 3).

Основным источником поступлений в доходную часть бюджета являют­ся налоги. В 1998 г. на налоговые доходы приходилось приблизительно 83,5% доходов Федерального бюджета РФ.

Налогово-бюджетная система

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с юриди­ческих и физических лиц. Обязанность граждан платить законно установ­ленные налоги закреплена в ст. 57 Конституции РФ.

В соответствии с новым Налоговым Кодексом РФ (ст. 8) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и фи­зических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйствен­ного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обес­печения деятельности государства. От налога следует отличать сбор, представляющий со­бой обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в интере­сах плательщиков юридически значимых действий государственными органами, вклю­чая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Основными категориями в налоговом законодательстве являются поня­тия объекта налогообложения и налоговой ставки. Объектом налогооб­ложения называется имущество, на стоимость которого начисляется налог. Например, при взимании налога на прибыль закон устанавливает, какие виды затрат и в каком размере могут быть отнесены фирмой на себестои­мость продукции, тем самым определяя, какая часть выручки считается прибылью и облагается налогом. Налоговая ставка представляет собой размер налога на единицу обложения.

По способу изъятия налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с непосредственного владельца объекта нало­гообложения. Среди этого вида налогов наиболее известен подоходный на­лог, хотя с точки зрения истории налогообложения он еще достаточно мо­лод (впервые он был введен в Англии в 1799 г., а в США применяется лишь с 1913 г.). Примерами прямых налогов могут также служить налог на при­быль, налог на наследство и дарения, налог на имущество.

Косвенные налоги, в отличие от прямых, уплачиваются конечным по­требителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств государству. Некоторые из них даже указываются отдельной строкой в счете за товар или на его ценнике. К таким налогам относятся налог на добавленную сто­имость (НДС), налог с продаж, акцизы (аналог налога с продаж, дополни­тельно начисляемый на определенные виды товаров - алкоголь, табак, де­ликатесы, ювелирные изделия и др., который иногда называют «налогом на вредные привычки» или роскошь), таможенные пошлины.

Косвенные налоги являются наиболее весомой частью налоговых пла­тежей в федеральный бюджет РФ. Так, в бюджете РФ на 1998 г. доля дохо­дов государства, полученных за счет косвенных налогов, составляла при­близительно 80% от суммы всех налоговых поступлений.

По характеру начисления на объект обложения налоги и, соответствен­но, налоговые системы подразделяются на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.

При прогрессивном налогообложении ставки налога увеличиваются по

мере роста объекта налога. Другими словами, владелец большего дохода платит не только большую сумму в абсолютном выражении, но и в относи­тельном по сравнению с владельцем меньшего дохода.

Наиболее характерным примером прогрессивного налога является подо­ходный налог с физических лиц. Ич приведенной ниже таблицы 22.2. мож­но уяснить принцип действия прогрессивной шкалы подоходного налога, действующего в России с 1 января 1998 г.

Регрессивный налог - это налог, который в денежном выражении ра­вен для всех плательщиков, т. е. составляет большую часть низкого дохода и меньшую часть высокого дохода. Это. как правило, косвенные налоги: при покупке облагаемого акцизом товара (например, черной икры) государ­ство не может установить, а продавец получить с покупателя с более высо­ким уровнем дохода сумму по более высокой ставке налога.

Пропорциональный налог - это налог, при котором налоговая ставка остается неизменной, независимо от стоимости объекта обложения. К та­кого рода налогам, в частности, относятся налоги на имущество предприя­тий и физических лиц. Вне зависимости от различной стоимости имуще­ства разных предприятий при начислении этого налога в России действуют равные ставки налога.

Налогово-бюджетная система

Система налогообложения в России, закрепляемая Налоговым Кодек­сом, представляет собой три уровня: федеральный, региональный и мест­ный. Конкретные виды налогов и сборов в разбивке по уровням представ­лены в таблице 22.3.

Как правило, существует определенный перечень льгот по каждому на­логу. Однако существует особый порядок комплексных налоговых льгот, устанавливаемых государством, которые могут оказывать существенное влияние на процесс воспроизводства. Такими льготами являются ускорен­ная амортизация и инвестиционный налоговый кредит.

472 Глава 22

Политика ускоренной амортизации способствует сокращению сроков амортизационных отчислений путем увеличения размеров годовой нормы отчислений. Таким образом, сокращаются сроки окупаемости оборудова­ния и у производителей появляются стимулы для инвестиций в передовые технологии. Проводя такую политику, государство тем самым отказывает­ся от определенного дохода в виде части налога на прибыль в пользу уве­личения степени конкурентоспособности национальной экономики. Наибо­лее ярким примером политики такого рода служит политика администра­ции Рейгана в США, оказавшая существенное влияние на увеличение тем­пов роста экономики США в 80-х гг.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой отсрочку по уплате части налоговых платежей на определенный срок. По российскому законодательству, воспользоваться такой отсрочкой имеют право предпри­ятия, проводящие НИОКР или техническое перевооружение производства. Кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль, а также по регио­нальным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет. Сумма кредита ограничивается 30% от стоимости оборудования и не может пре­вышать 50% от суммы начисленного к уплате налога. Размер процентов по инвестиционному налоговому кредиту устанавливается в пределах от 1/2 до 3/4 ставки рефинансирования ЦБ Р Ф .

Подходы к проблеме справедливости и эффективности распределения на­логового бремени нашли свое отражение в принципах налогообложения.

По принципу получаемых благ физические и юридические лица дол­жны уплачивать налог пропорционально тем выгодам, которые они полу­чили от государства. Наиболее характерным примером его применения яв­ляется налог на бензин, уплачиваемый автовладельцами, средства от кото­рого идут на поддержание дорог в хорошем состоянии. Однако, широкое применение этого принципа, несмотря на его привлекательность с точки зрения справедливости распределения налогового бремени, весьма пробле­матично. Во-первых, невозможно определить степень использования обще­ственных благ, производимых государством, каждым из экономических агентов. Очевидно, что даже в нашем примере с автодорогами от их хоро­шего качества получают дополнительные выгоды не только водители. Во-вторых, принцип полученных благ неприменим в отношении социальных расходов государства - в противном случае нужно было бы перекладывать бремя выплат пособий по безработице на самых же безработных.

Принцип платежеспособности предусматривает, что тяжесть налогово­го бремени должна зависеть от размера получаемого дохода, причем вла­делец более высокого дохода должен платить не только абсолютно, но и относительно более высокие налоги. В основе этого принципа лежит ана­лиз предельной полезности каждой дополнительной единицы получаемого

Налогово-бюджетная система

дохода. Такой подход приводит к выводу, что дополнительный рубль дохо­да менее обеспеченного лица приносит ему большую полезность, чем до­полнительный рубль дохода более обеспеченного. Следовательно, задача состоит в том, чтобы установить такой уровень налогов, при котором раз­ные по величине потери дохода обладали бы равной полезностью для их владельцев. Однако, на практике такая задача вряд ли разрешима. Против­ники этого принципа выдвигают следующие аргументы. Во-первых, в слу­чае его использования неравномерно искажаются результаты рыночной де­ятельности людей; во-вторых, у обладателей высокого дохода либо снижа­ются стимулы к ведению хозяйственной деятельности, либо повышаются стимулы к сокрытию доходов от налогообложения. 1

Рассматривая вопросы налогообложения, мы неоднократно подчеркива­ли определяющую роль налогов в формировании доходов государства. В этом проявляется их собственно фискальная функция (пополнение дохо­дов казны). Однако, помимо задачи обеспечения финансирования государ­ства, налоги могут существенно влиять как на структуру национальной эко­номики, так и на экономическое поведение людей. Эту функцию налогов принято называть регулирующей. Круг задач, которые решает с ее помо­щью государство, можно определить как регулирование качественных и количественных параметров воспроизводства и стимулирование роста об­щественного богатства. Регулирующая функция проявляется в проводимой государством налоговой политике (см. подробнее следующие параграфы данной главы).

Первое направление налоговой политики связано с уровнем и со струк­турой налоговой нагрузки на бизнес. Существующие государственные при­оритеты могут выражаться в таких мерах налогового регулирования, как установление льготных ставок налогов или налоговые освобождения для определенных отраслей экономики или, что встречается достаточно часто на практике, для фирм, представляющих малый и средний бизнес.

Второе направление имеет большое значение для формирования стиму­лов и ожиданий населения и, прежде всего, связано с величиной ставок налога на заработную плату и подоходного налога. Высокий уровень этих налогов может вызвать такие негативные эффекты, как уменьшение эконо­мической активности населения и сокрытие доходов.

Примером разумного подхода к этой проблеме может служить налого­вая политика, проводимая с середины 1980-х гг. в ФРГ. Рост реальных до­ходов населения, наблюдавшийся с начала 60-х гг., привел к тому, что доля

1 Дж. С. Милль так выразил свой взгляд на чту проблему: «Облагать большие доходы более высоким процентом, нежели мелкие, значит облагать налогом трудолюбие и бережливость, наказывать человека за то, что он работал усерднее и сберег больше, нежели его сосед». (Цит. но: Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994. С. 206).

налогоплательщиков, доходы которых облагались по максимальной пре­дельной ставке, за этот период выросла с 5% до 60%. По предложению федерального правительства ФРГ с 1986 г. началась поэтапная реформа подоходного налога. В том же году налоговое бремя уменьшилось на 11 млрд. марок, а в 1988 г. - уже 19 млрд. 1

Очевидно, что при установлении налоговых ставок не стоит забывать о «налоговой таблице умножения», автором которой является английский писатель и сатирик Джонатан Свифт. В 1728 г. он предупреждал полити­ков, что при повышении налогов действие дважды два не означает получе­ния результата, равного четырем, и вполне вероятно может быть равным единице. 2 О закономерностях такого рода арифметики речь пойдет в следу­ющем параграфе.

Читайте также: