Имеет ли право налоговая инспекция запрашивать сведения о главном бухгалтере

Опубликовано: 22.09.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В адрес ООО поступило требование о предоставлении документов (информации) в соответствии с п. 2 ст. 93 НК РФ, абзацем вторым п. 5 ст. 93.1 НК РФ. Требуется представить за 2018 год все имеющиеся договоры с контрагентом общества, счета-фактуры, акты, транспортные и товарно-транспортные накладные, оборотно-сальдовые ведомости, карточки счетов, деловую переписку с контрагентом, доверенности и иные документы. При этом налоговым органом не поименовано, в рамках какого мероприятия истребуются документы (информация), не идентифицированы документы (информация), которые нужно представить.
Нужно ли ООО отвечать на такое требование?


К сведению:
Отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную п. 2 ст. 126 НК РФ (п. 6 ст. 93.1 НК РФ, письма Минфина России от 10.07.2017 N 03-02-08/43465, ФНС России от 27.06.2017 N СА-4-9/12220@, от 27.06.2017 N ЕД-4-2/12216@, определение ВС РФ от 16.11.2018 N 309-КГ18-18488, постановление Девятнадцатого ААС от 05.11.2019 N 19АП-6102/19)).
В свою очередь, неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации, в том числе относительно конкретной сделки вне рамок налоговой проверки, признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ.
Помимо штрафа за непредставление документов и информации, на должностное лицо организации может быть наложен штраф в размере 300-500 руб. (п. 4 ст. 108 НК РФ, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Сроки представления в налоговый орган документов (информации) по встречной проверке;
- Энциклопедия решений. Поручение налогового органа, проводящего налоговую проверку, об истребовании документов (информации) у третьих лиц (по встречным проверкам);
- Энциклопедия решений. Истребование налоговым органом документов и информации у третьих лиц (встречные проверки);
- Энциклопедия решений. Сроки представления в налоговый орган документов (информации) по встречной проверке;
- Энциклопедия решений. Ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) сведений налоговому органу (п.п. 1 и 2 ст. 129.1 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Войнова Оксана

Ответ прошел контроль качества

28 августа 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Инспекция всё чаще направляет требования, проводит осмотры и допросы. Закон поможет понять, какие права есть у бухгалтера во время налоговых проверок. Вы можете уточнять сомнительные требования, брать на допросы адвоката, записывать разговоры, снимать на видео осмотр, запрещать проверяющим скачивать документы. Ещё больше рекомендаций для каждого мероприятия — в статье.

Статья подготовлена по материалам бесплатного вебинара Юлии Шиляевой «Правила взаимодействия с налоговыми органами».

Как бухгалтеру реагировать на требования из налоговой

Инспекторы истребуют документы у налогоплательщиков и их контрагентов. Налоговые требования можно разделить на две крупные группы — направленные вне налоговых проверок и в налоговых проверках. Реагировать надо и на те, и на другие, просто промолчать в ответ нельзя: если налоговики не дождутся ответа, то могут оштрафовать компанию.

Разберём алгоритм, по которому бухгалтеру следует работать с требованиями, полученными вне налоговых проверок.

Шаг 1. Проверяем способ вручения требования: официальный или «неофициальный»

Вручёнными официально считаются требования, которые передали лично, по ТКС (с подтверждением факта получения) или почтовым отправлением с описью и уведомлением о вручении.

С даты получения начинает отсчитываться срок для ответа — это десять рабочих дней. Если требование пришло по почте, датой его получения будет шестой день со дня отправки заказного письма. Если требование отправили через оператора, датой получения будет день отправки получателем квитанции о приёме, — на это есть 6 рабочих дней.

Шаг 2. Определяем, унифицирована ли форма требования

Налоговики должны пользоваться формами, которые утверждены приказами ФНС. Тогда у них не будет возможности добавить в требование что-то своё: они просто берут и заполняют унифицированную форму. Заполнение, как правило, автоматизировано, поэтому бывает и так, что налоговики даже не знают, что система включила в требование.

Шаг 3. Устанавливаем дату выставления требования

Эту дату всегда соотносите с глубиной истребуемых документов и с проверочными мероприятиями. Например, вы получили требование вне проверки, в котором сказано, что у контрагента проходит камеральная проверка за I квартал 2020 года, а дата требования — сегодняшняя. Тут и возникает вопрос — не нарушены ли сроки камеральной проверки? Если сопоставим дату и сроки, то поймём, что налоговая истребует документы и информацию за пределами возможных камеральных проверок.

Бывает и так, что дата требования сегодняшняя, а документы требуют за 2014 год. Налогоплательщик должен хранить документы в течение четырех лет, поэтому он не обязан представлять документы шестилетней давности — их может просто не быть.

Шаг 4. Проверяем ссылки на НК РФ и устанавливаем обоснованную необходимость

Если речь о внепроверочной деятельности, то должна быть ссылка на п. 2 ст. 93.1 НК РФ, никаких иных ссылок быть не может.

Далее изучаем основания, позволяющие истребовать соответствующие документы, информацию. Мы говорим о внепроверочной деятельности, поэтому в этой графе помимо статей налогового кодекса должны быть указаны причины, цели, мотивы, которые побудили налоговую на истребование информации.

Шаг 5. Устанавливаем, конкретизирована ли сделка

Сделка должна быть конкретизирована через договор, то есть в требовании должен быть указан номер договора, даты, стороны, период, который исследуется в рамках внепроверочной деятельности или счет-оферта.

Частенько попадают в руки требования, в которых налоговая почему-то видит конкретизацию сделки через акты, счета-фактуры. Я всегда задаюсь вопросом, точно ли налогоплательщику понятно, о какой сделке речь.

Шаг 6. Проверяем, относятся ли к сделке запрошенные документы и информация

Перечень запрошенных документов должен быть конкретный. Исполнение договора подтверждает первичная документация: товарно-транспортные накладные, накладные, акты выполненных работ и т.д., а также счета-фактуры. Бывает, что налоговая обращается к своему налогоплательщику и говорит: «Уважаемый налогоплательщик, мне нужны документы по сделке с ООО “Ромашкой”, касающиеся вашей деятельности». Здесь должен сработать стоп-сигнал — проверьте, весь ли перечень документов касается сделки или налоговая включила в требование в довесок то, что ей нужно для контроля вас.

Шаг 7. Проверяем, есть ли поручение на истребование документов (информации)

Очень важно для исполнения требования его приложение — поручение. Копия поручения на истребование информации обязательно должна быть приложена к требованию.

Сами налоговики не оформляют поручение, если налогоплательщик стоит у них на учёте. Они выполняют рекомендации ФНС. Но правила ст. 93.1 НК РФ не вводят никаких исключений. Оформить и выставить поручение налоговый орган обязан, потому и к требованию его приложить должен.

Шаг 8. Готовим ответ на требование или уточняем его

Если с требованием всё в порядке, подготовьте ответ в установленные сроки. Если же оно не соответствует закону по какому-либо из указанных пунктов, то уточните данные требования в свободной письменной форме. Это ваше право по ст. 21 НК РФ.

Уточняя требование, вы сообщаете налоговой, что оно некорректное, исполнить его невозможно. Вы можете не только уточнить требование, но и продлить сроки его исполнения.

Пример разбора требования от налоговой

Налогоплательщик получил это требование в 2019 году официально по ТКС. Давайте разберём его для примера.



Образец требования из ИФНС с разбором от эксперта

Мы видим, что требование выставлено по установленной форме. Дата — ноябрь 2019 года.

Изучим требование и подумаем, что надо уточнить, а что противоречит закону.

1. Одновременное использование ст. 93 и п. 2 ст. 93.1 противоречит НК РФ. Ст. 93 позволяет истребовать документы только в налоговой проверке, а п. 2 ст. 93.1 — вне налоговой проверки. Так в какой процедуре мы находимся: всё-таки в налоговой проверке или вне?

2. Не конкретизировано мероприятие налогового контроля. Графа с основаниями не заполнена, то есть мы не видим ни причин, ни мотивов, ни оснований для истребования документов вне налоговой проверки. Эта часть требования противоречит законодательству.

3. Не конкретизирована сделка. В требовании должен быть указан номер договора, дата, стороны, период, который исследуется в рамках внепроверочной деятельности. Однако судебная практика идёт по другому пути. Суды считают, что в требовании не обязательно указывать реквизиты договора, если есть иные характеристики сделки, которые позволяют её идентифицировать. У нас по договору указаны стороны и период — IV квартал 2017 года. Глубина проверки в пределах четырёх лет, поэтому этот срок нас не смущает. Могу предположить, что налогоплательщику понятно о какой сделке идет речь.

4. Запрошенные документы должны касаться конкретной сделки. Мы же видим приказ об учётной политике, штатное расписание, оборотно-сальдовые ведомости, расшифровки и только в п. 1.8 — договоры. Всё, что находится выше договоров, требует уточнения, так как непонятно, в связи с чем налоговая истребует такую информацию вне налоговой проверки.

Если бы требование было корректным, то мы должны были бы предоставить договор, счета-фактуры, товарные накладные. Но далее у нас с вами идут ещё и доверенности, сертификаты, деловая переписка — каким образом они относятся к сделке и как сопряжены с налогообложением? Этот блок тоже требует уточнения.

5. Требование направлено вне рамок налоговых проверок. Вопрос: имеет ли право налоговый орган истребовать у налогоплательщика первичную документацию, регистры бухгалтерского и налогового учета и т.п., не входя в налоговую проверку? Нет, не имеет. Ему нельзя истребовать документы (информацию) о деятельности самого налогоплательщика вне налоговой проверки. Поэтому то, что касается сделки, мы обязаны предоставить, а по всему остальному ждём налоговых процедур.

6. К требованию не приложено поручение на истребование документов.

Как бухгалтеру вести себя на допросе

В открытом доступе есть примерный перечень вопросов, по которым инспекторы проводят допрос. Он размещён в методических рекомендациях об установлении умысла в ходе проверок (письмо ФНС от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@). По ним вы сможете понять, чего ждать. Как правило, налоговый орган интересуется, кто и как выбрал контрагента, кто взаимодействовал с ним, где виделись, где совершена сделка, кто рекомендовал контрагента.

Вызвать на допрос могут работников налогоплательщика и его контрагентов, а также их должностных лиц или учредителей. Иногда инспекторы приглашают бывших сотрудников, которые работали в проблемном периоде или напрямую связаны с изучаемой ситуацией. Вызов оформляется повесткой, в которой указаны причины, время начала и место проведения допроса.

Как бухгалтеру подготовиться к допросу:

  1. Найдите адвоката и возьмите с собой — он будет вашим помощником, которого инспекторы не имеют права допрашивать.
  2. Предварительно подготовьтесь к допросу по информации из повестки и списку вопросов из методички.
  3. Самостоятельно регулируйте время допроса, паузы и т.п. Вы имеете право сделать перерыв или перенести допросную процедуру, прервать допрос.
  4. Запишите встречу на диктофон. Можно использовать приложение в телефоне.
  5. Отвечайте на поставленные вопросы коротко и чётко, не углубляйтесь в рассуждения и не говорите лишнего. Можно отвечать уклончиво, но рекомендуется избегать таких фраз как «не помню», «не знаю», «не могу сказать». Они могут трактоваться как некая номинальность, например, в отношении директоров.
  6. Внимательно прочитайте протокол допроса и в случае некорректных формулировок сделайте замечания и попросите внести исправления.
  7. Получите копию протокола допроса.

Стоит ли надеяться на ст. 51 Конституции РФ — не свидетельствовать против себя, своего супруга и близких

Свидетель может воспользоваться ст. 51 Конституции РФ не всегда.

Судебная практика по этому вопросу говорит о том, что бухгалтер и директор не могут отказаться от свидетельских показаний, потому что налоговый орган интересует не личная или профессиональная деятельность директора и бухгалтера, а именно деятельность организации, поэтому статья 51 не действует (Постановления Четырнадцатого ААС от 24.09.2013 № А05-957/2013, Восемнадцатого ААС от 24.04.2012 № 18АП-2762/2011, Третьего ААС от 15.05.2014 № А74-5471/2013).

Как бухгалтеру вести себя при осмотре

Налоговики имеют право осматривать территории, помещения, предметы и документы в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. С территориями и помещениями более-менее понятно, но осмотр предметов и документов вызывает много вопросов.

Предметы, например, компьютеры и флешки, налоговый орган действительно имеет право осматривать. Верховный суд не видит в этом ничего предосудительного.

Документы инспектор может только осматривать, забирать или скачивать их ему нельзя, так как это уже выемка документов. Она возможна, только если вы откажетесь предоставить истребуемые документы, их копии или электронные версии. Поэтому вы имеете полное право запретить инспектору скачивать файлы.

Как подготовиться к осмотру:

  1. Наведите порядок на рабочем месте. Личных вещей на нём быть не должно.
  2. Поставьте пароли на компьютеры, ноутбуки, планшеты и пр.
  3. Почистите информацию на компьютере, если вы готовы дать инспекторам доступ, и проверьте, нет ли там секретной информации, личных файлов, переписки.
  4. Создайте отдельную учётную запись (гостевую), по которой инспектор сможет войти и посмотреть документы, но при этом не сможет скачать файлы или внести какие-то изменения.
  5. Сделайте «вырезку» базы на отдельном компьютере на время проверки. Дайте возможность инспектору с ней работать, чтобы не копировать документы в ходе налоговой проверки.
  6. Ограничьте доступ к документам и другим элементам с помощью настроек, которые есть в программе.
  7. Используйте аудиозапись и видеосъемку во время процедуры осмотра.

  • Убытки в декларации: чем опасны и как пояснить их налоговой
  • Расхождения налоговой базы по прибыли и НДС: как дать пояснения
  • Как возместить НДС быстрее — новые правила камеральных проверок

Автор — Юлия Шиляева, практикующий налоговый юрист, специалист по налогам и налогообложению, советник налоговой службы РФ 2 ранга, руководитель налогово-правового направления АБ «Юркомпэкс»

Подготовила Елизавета Кобрина, редактор

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые проверки

Примечание. Тему статьи предложила Елена Владимировна Ткаченко, главный бухгалтер ООО "Молпродкомплект", г. Барнаул.

Кроме первичных документов, налоговики при проведении выездных и камеральных налоговых проверок могут потребовать представить им и регистры, причем не только налогового учета, но и бухгалтерского. Насколько законно истребование инспекцией регистров бухучета?

Камеральная проверка: когда налоговики вправе истребовать бухучетные регистры

В то же время в 2012 г. Высший арбитражный суд указал, что налоговый орган вправе истребовать любые документы, подтверждающие достоверность данных проверяемой декларации, если в ходе ее камеральной проверки выявлены несоответствия между этими данными и сведениями, содержащимися в имеющихся у инспекции документах, полученных ею в ходе налогового контроля 1 .

Важно лишь, чтобы истребуемые документы имели непосредственное отношение к выявленным ошибкам 2 .

(+) Если ошибок, противоречий и несоответствий при камеральной проверке не было обнаружено, то инспекторы не могут требовать от налогоплательщика представления дополнительных документов 3 (в том числе и регистров бухучета). Так, однажды суд указал, что поскольку при камеральной проверке не было выявлено ошибок и противоречий, то инспекция не имела права запрашивать оборотно-сальдовые ведомости 4 .

Внимание! Документы инспекция может требовать лишь тогда, когда обнаруженные ею несоответствия и противоречия указывают на занижение суммы НДС к уплате или на завышение суммы налога к возмещению 5 .

(!) При проведении камеральной проверки НДС-декларации с 2015 г. Налоговый кодекс дает проверяющим прямую возможность истребовать первичные и иные документы в случае выявления ошибок, несоответствий и противоречий.

Поскольку Налоговый кодекс делает упор на возможность истребования документов, отличных от первичных, правомерность истребования регистров бухучета не должна вызывать споров. Главное - чтобы такие регистры имели отношение к указанным в декларации операциям.

(!) По разъяснениям налоговой службы, данным в 2012 г., налоговые органы при проведении камеральной проверки НДС-декларации не вправе истребовать у налогоплательщика отчеты или аналитические справки (обобщения), не являющиеся первичными бухгалтерскими документами 6 . Исходя из этого, некоторые бухгалтеры делают вывод, что в рамках камеральной проверки НДС-декларации инспекторы вообще не могут запрашивать бухучетные регистры, ведь к первичным документам они не относятся. Однако это не так - просто эти разъяснения надо правильно понимать.

Из авторитетных источников

Тараканов Сергей Александрович - Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

"В Письме ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@ идет речь о том, что в число документов, которые не могут истребоваться в принципе при проведении камеральной проверки, входят документы, для составления которых налогоплательщик должен провести определенную работу, например по систематизации и анализу информации.

Понятно, что регистры налогового и бухгалтерского учета к этим документам не относятся, ведь такие регистры уже есть в организации. Подход, в который заложена принципиальная возможность истребования регистров бухучета, основан на общем правиле о том, что налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в числе прочего документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов 7 .

Упомянутые рекомендации, данные налоговой службой в 2012 г., достаточно универсальны и не противоречат нормам ст. 88 НК РФ, предусматривающей при определенных условиях право налогового органа запрашивать регистры учета при проведении камеральных проверок".

Как видим, инспекторы могут истребовать у налогоплательщиков регистры бухгалтерского учета. Но только в случае обнаружения в проверяемой декларации ошибок, несоответствий и противоречий.

Примечание. Также налоговики вправе требовать любые документы, в том числе и регистры бухучета, если они подтверждают право на налоговые льготы, заявленные в декларации 8 . Но это редкий случай.

Выездная проверка: истребование регистров бухучета тоже возможно

Так, в рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок 9 , разработанных на основе норм ст. 89 НК, инспекторам предписано анализировать практически все документы, имеющие отношение к предмету проверки. В числе прочего указаны и приказ об учетной политике, и рабочий план счетов бухучета, и утвержденные формы регистров бухучета (главные книги, журналы учета хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости и др.) 10 . По каждому нарушению в акте проверки в случае необходимости должен быть указан порядок отражения операций в регистрах бухгалтерского и налогового учета 11 .

(!) Судебная практика подтверждает правомерность требований инспекторов представить им регистры бухучета в случаях, если они имеют отношение к предмету проверки 12 . Один из арбитражных судов указал, что в организации подтверждением данных учета по налогу на прибыль являются первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета 13 . Следовательно, все документы, содержащие информацию, которая может быть использована инспекцией при проведении проверки, она имеет право требовать 14 .

(+) Если же ваша организация не ведет те или иные регистры бухучета, то даже если налоговики будут их требовать, не спешите создавать несуществующие регистры. Направьте в инспекцию те регистры, которые у вас есть. А по несуществующим сделайте письменное пояснение, что конкретно эти запрошенные регистры бухгалтерского учета в соответствии с утвержденной учетной политикой ваша организация не ведет. Штрафа за непредставление таких документов быть не должно 15 .

В одном из споров рассматривался случай, когда инспекция в рамках выездной проверки запросила расшифровку строк форм бухгалтерской отчетности. Организация такую расшифровку не представила, и инспекция затребовала с нее штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ 16 . Однако суд счел, что такие расшифровки не относятся ни к первичным документам, ни к регистрам бухгалтерского учета и не служат основанием для исчисления налогов. Поэтому у организаций нет обязанности их представлять. А значит, штрафовать организацию не за что 17 .

(!) При выездной проверке инспекция иногда требует представить заверенные копии документов уже после того, как видела вживую их подлинники. Некоторые бухгалтеры считают, что раз документы уже были представлены инспекции для ознакомления, то их повторный запрос незаконен . Однако это не так. Во-первых, допуск проверяющих к ознакомлению с оригиналами документов не равнозначен представлению им таких документов. А во-вторых, даже если бы инспекция взяла ваши документы к себе, а затем вернула, она имеет право истребовать копии таких документов 18 .

Напомним, что по общему правилу для представления документов дается 10 рабочих дней со дня получения требования 19 . За необоснованный отказ или непредставление документов в установленные сроки инспекция может оштрафовать на 200 руб. за каждый непредставленный документ 20 . А на руководителя (главного бухгалтера) могут наложить административный штраф в размере от 300 до 500 руб. 21

  1. Постановление Президиума ВАС от 15.03.2012 N 14951/11
  2. Постановление ФАС ПО от 07.03.2012 N А12-13971/2011
  3. Постановления Президиума ВАС от 11.11.2008 N 7307/08; ФАС МО от 28.04.2012 N А40-87461/11-99-409, от 07.04.2010 N КА-А40/3003-10
  4. Постановление ФАС ПО от 10.09.2013 N А65-406/2013
  5. п. 8.1 ст. 88 НК РФ
  6. Письмо ФНС от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@
  7. подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ
  8. п. 6 ст. 88 НК РФ
  9. утв. Письмом ФНС от 25.07.2013 N АС-4-2/13622
  10. п. 5.1 Рекомендаций по проведению выездных налоговых проверок, утв. Письмом ФНС от 25.07.2013 N АС-4-2/13622
  11. подп. "а", "б" п. 3.2 Требований (приложение N 24 к Приказу ФНС от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@)
  12. см., например, Постановление ФАС СЗО от 28.02.2013 N А13-3557/2012
  13. Постановление ФАС ЦО от 30.07.2013 N А64-5847/2012
  14. Постановления Президиума ВАС от 05.02.2013 N 11890/12, от 08.04.2008 N 15333/07; 9 ААС от 28.01.2015 N 09АП-54933/2014; ФАС МО от 13.02.2014 N А40-8274/13, от 09.09.2013 N А40-149427/12-140-1074
  15. Письмо Минфина от 25.01.2012 N 07-02-06/10
  16. п. 1 ст. 126 НК РФ
  17. Постановление АС МО от 09.02.2015 N А40-32972/14
  18. п. 5 ст. 93 НК РФ
  19. п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 93 НК РФ
  20. ст. 126 НК РФ
  21. статьи 2.4, 15.6 КоАП РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N23, 2015

В рамках выездной или камеральной налоговой проверки сотрудники ФНС могут привлечь к «разговору» генерального директора организации или же его главного бухгалтера. С августа 2016 года сотрудники налоговой службы получили право проверять сведения компаний, указанные в ЕГРЮЛ, что дает им в руки несколько козырей против фирм, в той или иной мере нарушающих закон.

  • Дача пояснений или допрос?
  • Когда могут вызвать в ИФНС?
  • Номинальный директор в качестве представителя компании
  • Какую цель преследует налоговая?
  • Какие вопросы могут задавать?
  • Неприятный диалог – неприятные последствия
  • Выводы

Сегодня мы расскажем нашим клиентам по услуге «1С 8 в облаке» о том, чем отличаются понятия «дача пояснений» и «допрос» в ИНФС, кто может принять участие в этом диалоге, о чем могут спрашивать, об особенностях беседы с фискальным органом для компаний, применяющих ОСНО и о многих других нюансах этого щепетильного вопроса.

На сегодняшний день мы работаем в достаточно «скользких» условиях, когда официальные органы заинтересованы в наших ошибках, в связи с чем грамотно выстроенная линия защиты интересов компании станет хорошим подспорьем в сохранении бюджета коммерческой организации.

Дача пояснений или допрос?

Разграничим для начала эти два понятия. Дача пояснений носит относительно «мягкий» характер. ИФНС направляет уведомление генеральному директору посетить налоговую службу, чтобы задать несколько вопросов о сданной отчетности или получить объяснения по той или иной финансовой операции.

В этом случае руководитель организации может самостоятельно посетить налоговую инспекцию или делегировать эту обязанность доверенному лицу: главному бухгалтеру, юристу или же любому штатному сотруднику, располагающему сведениями о хозяйственной деятельности организации. Если по факту уведомления никто ИФНС не посетил, то на генерального директора налагается штраф в размере от 2000 до 4000 рублей (ст. 19.4 КоАП РФ).

Обойти стороной дачу пояснений и не платить штраф можно, следуя тексту Письма ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12837. Согласно ему отказ от дачи пояснений генеральным директором, главным бухгалтером или иным доверенным лицом компании, при условии их явки по уведомлению, не является основанием для привлечения их к административной ответственности.

Нередки случаи, когда руководство компании предпочитает отделаться штрафом и не тратить свое время на общение с инспекторами, что по определению не может быть верным. Мы согласны – факт оплаченного административного штрафа является основанием считать вопрос исчерпанным. Однако инспекторы не приглашают к себе директора без веских на то причин. Следовательно, они могут прибегнуть к более серьезной мере – вызвать руководителя на допрос.

Допрос является обязательной процедурой при условии, что у генерального директора нет уважительной причины в нем не участвовать. На допрос вызывают не уведомлением, а повесткой, исходя из Письма ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12837. В отличие от дачи пояснений, на допросе в обязательном порядке должен присутствовать генеральный директор.

Далее неявка без уважительной причины подразумевает под собой штраф в размере 1000 рублей, а за отказ от дачи показаний во время допроса придется заплатить 3000 рублей (ст. 128 НК РФ). Важно помнить, что размер штрафа в данном случае – мера несущественная. Но отказ налоговой службы в налоговом вычете по НДС может стоить куда больших финансовых потерь.

Когда могут вызвать в ИФНС?

В подавляющем большинстве случаев «приглашения» от налоговой службы поступают в ходе выездной или камеральной налоговой проверки. Инспекторы стараются придерживаться именно этих периодов, так как при обращении в суд с исковым заявлением на проверяемую компанию ФНС имеет больше шансов выиграть дело.

Все объясняется наличием свежих доказательств виновности хозяйствующего субъекта, если таковые будут найдены. К слову скажем, что обращения в суд со стороны налоговой службы в ходе проверки – это весьма распространенная практика, о чем следует помнить руководству компании.

Номинальный директор в качестве представителя компании

В России на протяжении последних 25 лет широко применятся практика назначения так называемых номинальных директоров. Номинальным называют директора, который числится руководителем организации во всех уставных документах, имеет право подписи и де-юре является официальным представителем фирмы.

Де-факто он не имеет никаких руководящих полномочий и выполняет исключительно те обязанности и поручения, которые ему спускаются от лица, назначившего его на эту должность. В рамках налоговых мероприятий отправка номинального директора на беседу с инспекторами – далеко не лучший вариант.

Дело в том, что инспекторы будут задавать вопросы, касающиеся финансовой деятельности компании. Номинальный директор с большой долей вероятности не сможет на них ответить, так как не располагает достоверными сведениями.

В диалоге с представителями некоторых компаний нам стало известно, что ставленники нередко обращаются к консультационной помощи по телефону непосредственно в ходе диалога с инспекторами, рассчитывая получить ответы на заданные вопросы. Такое поведение приводит к однозначному выводу со стороны сотрудников налоговой службы о несостоятельности данного лица в принятии решений, а значит, это служит поводом усомниться в законопослушности организации.

Однако в российском законодательстве нет такого понятия, как номинальный директор, ввиду чего отсутствует и факт нарушения закона. Собственно, поэтому данная практика существует и по сей день. Будет ли реальный руководитель доволен результатом такой дачи пояснений или допроса в ИФНС? Полагаем, что нет.

Какую цель преследует налоговая?

Если сотрудники службы намерены беседовать с вашей организацией через ее представителя, значит, у них появились подозрения о том, что ваша фирма сотрудничает с фирмами-однодневками и/или ведет искусственный документооборот с целью уклонения от уплаты налогов. Чтобы достичь цели, инспекторы ведут диалог с генеральным директором и бухгалтером организации по отдельности, однако вопросы задают по сути те же самые.

Если показания между ними будут разниться, это может стать веским основанием продолжить или назначить новую налоговую проверку, а далее – подать в суд на эту фирму. Более того, сотрудники налоговой службы вправе привлекать к диалогу ваших контрагентов для дачи разъяснений по той или иной хозяйственной операции.

Какие вопросы могут задавать?

Для того, чтобы вывести фирму на чистую воду, сотрудники налоговой задают на первый взгляд простые вопросы, на которые с легкостью сможет ответить реальны» директор и главный бухгалтер. Вот их краткий перечень.

  1. Кем подписывались и подавались документы на регистрацию юридического лица?
  2. Где находится компания, в которой вы являетесь руководителем?
  3. Кто является основными поставщиками и покупателями компании?
  4. Как и когда вы нашли ваших контрагентов?
  5. Какие меры предпринимаются в вашей компании для проверки контрагентов?
  6. Как осуществляется продажа товара (предоставления услуг)?
  7. По какому адресу хранится товар и как доставляется покупателям?
  8. Вы сами подписываете бухгалтерскую отчетность или это делает кто-то другой?
  9. Кто в вашей компании составляет трудовые договоры?
  10. Что входит в ваши должностные обязанности?

Подготовившись к данным вопросам, генеральный директор и главный бухгалтер могут согласовать между собой ответы на них, чтобы не дать лишний повод сотрудникам ИФНС уличить вашу организацию в преступной деятельности.

Неприятный диалог – неприятные последствия

Налоговая служба не обладает полномочиями МВД, поэтому даже самые провальные переговоры не доводят ситуацию до трагичных событий. Однако сотрудники ИФНС имеют широкий инструментарий очернить репутацию фирмы донельзя.

Во-первых, о вашей недобросовестности станет известно в первую очередь компаниям, с которыми вы работаете. Им будут направлены соответствующие письма, содержание которых сводится к тому, что вы – неблагонадежная организация и недобросовестный налогоплательщик.

Для кого-то подобные уведомления – это просто «бумажки», однако, работая с вами, эти фирмы могут не получить вычеты по НДС, что уже ударит по карману и репутации. Более того, если налоговая служба сможет доказать, что директор является номинальным, его потребуют заменить.

Игнорирование требований ФНС в данном случае бесполезно – со временем об этом станет известно общественности, так как данные будут занесены в ЕГРЮЛ. Так, на ноябрь 2016 года в Реестр было внесено порядка 18000 (!) записей «о несоответствии».

Выводы

Собранный и проанализированный нами материал показывает то, насколько компании должны быть заинтересованы в благоприятном исходе общения с ФНС. Любое официальное уведомление и приглашение со стороны фискального органа не должно оставаться без внимания. Мы глубоко убеждены в том, что оплата выписанных штрафов за неявку по повестке или уведомлению о необходимости посетить налоговую службу не решает проблему, так как инспекторам ничто не препятствует пригласить вас повторно.

Отправлять человека, не смыслящего в деятельности вашей организации, – еще одна большая ошибка. Она может стоить вам не только прибыльных контрактов, но и репутации самой организации как надежного поставщика и налогоплательщика.

Название: Бухгалтерское дело - методические указания (Н.В. Городник)

Жанр: Экономика


Тесты для проверки знаний студентов

1. Имеет ли налоговая инспекция право запрашивать сведения о главном бухгалтере:

б) только с согласия руководителя;

в) да, при постановке организации на учет в налоговые органы;

2. Количество работников бухгалтерского аппарата зависит:

а) от количества обрабатываемой информации;

б) выбранной формы учета;

в) формы собственности организации;

г) вида разделения труда организации.

3. Наличие объектов учета на определенную дату и в определенном месте называют:

в) фактом хозяйственной деятельности;

4. Ответственность руководителя за организацию бухгалтерского учета закреплена:

а) в ФЗ РФ «О бухгалтерском учете»;

б) Налогвом кодексе РФ;

в) Гражданском кодексе РФ;

г) Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.

5. Организация структуры бухгалтерии, при которой создаются промежуточные звенья управления (отделы), возглавляемые старшими бухгалтерами, называется:

6. С документами, имеющими коммерческую тайну, может работать:

а) только руководитель;

б) все работники организации;

в) руководители структурных подразделений;

г) работники, определяемые руководителем.

7. При поступлении в бухгалтерию документы подвергаются проверке:

8. По форме изображения факты хозяйственной деятельности не могут быть:

9. Резервный капитал акционерного общества используют на:

а) формирование основных фондов;

б) расширенное воспроизводство;

в) покрытие убытков;

г) расчеты с кредиторами;

10. В период инфляции минимизирует налог на прибыль следующий способ оценки материалов:

а) по средней себестоимости заготовления;

в) фактической себестоимости заготовления единицы запасов;

11. Должностные инструкции работников бухгалтерии составляются:

а) главным бухгалтером и утверждаются руководителем организации;

б) руководителем организации;

в) главным бухгалтером и главным экономистом;

г) работниками бухгалтерии.

12. Полная коммерческая себестоимость готовой продукции определяется:

а) суммированием производственной себестоимости и расходов на продажу;

б) суммированием всех затрат на производство;

в) суммированием производственной себестоимости за отчетный период и остатков незавершенного производства на начало месяца;

г) суммированием условно-переменных и условно-постоянных расходов

13. Расчеты наличными денежными средствами между юридическими лицами осуществляются в:

а) любом размере;

б) 20 тыс. руб. по одному договору;

в) 25 тыс. руб. по одной сделке;

г) 60 тыс. руб. по одному договору.

14. Претензия поставщику не может быть выставлена:

а) заказным письмом;

в) обращением в арбитражный суд.

г) в устной форме.

15. Корреспонденция счетов в виде сборных записей означает:

а) один счет дебетуется и несколько счетов кредитуется;

б) несколько счетов дебетуется и несколько кредитуется;

в) один счет дебетуется положительной суммой, а другой счет дебетуется отрицательной суммой;

г) один счет дебетуется и один кредитуется.

16. Внутренние документы организации относятся к уровню нормативного и законодательного регулирования бухгалтерского учета в РФ:

17. Корреспонденция счетов в виде смешанных записей означает:

а) один счет дебетуется и несколько кредитуется.

б) один счет дебетуется, а другой кредитуется;

в) несколько счетов дебетуется и несколько кредитуется;

г) один счет дебетуется положительной суммой, а другой счет дебетуется отрицательной суммой;

18. Лимит наличных денежных средств в кассе организации устанавливает:

а) главный бухгалтер организации;

б) руководитель организации;

в) банк, обслуживающий расчетный счет организации;

г) Правительство РФ.

19. По записи отражения на счетах хозяйственные операции не могут быть:

20. Специалист по бухгалтерскому делу подтверждает свою квалификацию:

а) аттестатом профессионального бухгалтера;

б) дипломом о высшем образовании;

в) записью в трудовой книжке;

г) принципиального документа нет.

21. При анализе ситуации специалист по бухгалтерскому делу применяет следующие методы:

а) экономический и финансовый анализ;

б) внутренний аудит;

в) математическое моделирование и прогнозирование;

г) зависит от характера ситуации.

22. Хозяйственные товарищества создаются в форме:

а) акционерных обществ открытого типа;

б) акционерных обществ закрытого типа;

в) обществ с ограниченной ответственностью;

г) полного товарищества и товарищества на вере.

23. Объектами бухгалтерского дела являются экономические ресурсы:

а) имеющие стоимостную оценку;

б) приносящие доход;

в) имеющие стоимостную оценку и приносящие доход;

г) имеющие стоимостную оценку и не приносящие дохода.

24. В основу оценки имущества организации положен принцип:

в) единообразия и реальности;

25. ОАО, банки, страховые организации обязаны опубликовывать годовую бухгалтерскую отчетность:

а) не позднее 01 июня;

б) не позднее 01 июля;

в) не обязаны опубликовывать;

г) в течение 30 дней после сдачи бухгалтерской отчетности.

26. Кассир организации непосредственно подчиняется:

г) главному бухгалтеру.

27. Международные стандарты бухгалтерского учета – это:

а) свод правил, методов, процедур бухгалтерского учета, разработанный международными организациями и носящий рекомендательный характер;

б) методические аспекты бухгалтерского учета;

в) элементы метода бухгалтерского учета;

г) правила ведения бухгалтерского учета в рыночных условиях.

28. Порядок начисления амортизации по окончании амортизационного периода:

а) не начисляется;

в) начисляется в размере 50 \%;

г) начисляется износ.

29. Срок хранения бухгалтерской и налоговой документации составляет не менее:

30. Бухгалтер, давший взятку, освобождается от уголовной ответственности:

а) если имело место вымогательства со стороны должностного лица;

б) если бухгалтер действовал по поручению руководителя;

в) нет вариантов;

г) если бухгалтер добровольно признался в содеенном.

31. Должностные инструкции работников бухгалтерии составляются:

а) главным бухгалтером и утверждаются руководителем организации;

б) руководителем организации;

в) главным бухгалтером и главным экономистом;

г) работниками бухгалтерии.

32. К бухгалтерскому учету акции принимаются по:

а) номинальной стоимости;

б) покупной стоимости;

в) сумме фактических затрат на приобретение;

г) рыночной цене.

33. В бухгалтерском деле оценка информации – это:

а) процесс изучения всей системы принятия решений с целью ее улучшения;

б) процесс отслеживания фактического выполнения планов;

в) процесс определения порядка действий;

г) процесс отражения в учете.

34. Учетная информация в бухгалтерском деле полезна для реализации следующих функций:

а) иформационной и аналитической;

б) оценки и планирования;

в) контрольной и информационной;

г) планирования, контроля и оценки.

Список рекомендуемой литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995 г.).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998 г.).

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000 г.).

4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001).

5. Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 25.11.1996, № 48 с изменениями от 31.12.2002 №191-ФЗ.

6. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

7. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

8. Федеральный закон от 08.05.1996 № 41-ФЗ «О производственных кооперативах».

9. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

10. Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

11. Закон Российской Федерации от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительских кооперативах (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности».

13. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н.

14. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98). Утверждено Приказом Минфина РФ от 09.12.1998 № 60н .

15. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н.

16. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01). Утверждено Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н.

17. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01). Утверждено Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н.

18. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99). Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н.

19. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99). Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н.

20. Указ ЦБ РФ от 14.11.2001 № 1050-у «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке».

21. Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации. Утверждено ЦБ РФ 03.10.2002 № 2-П.

22. Бухгалтерское дело: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Л.Т. Гиляровской. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003;

1. Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета. – Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2002.

2. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник для вузов / Под ред. проф. Ю.А. Бабаева. – М.: Вузовский учебник, 2004.

3. Бухгалтерский учет: Учебник / И.И. Бочкарева, В.А. Быков и др.; под ред. Я.В.Соколова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

4. Бухгалтерское дело: Учеб. пособие / Под ред. Н. Н. Хахоновой – М.: ИЦК «МарТ»; Ростов н/Д; Изд. центр «МарТ», 2003.

5. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учеб. пособие. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2005.

6. Вахрушина М.А. Внутрихозяйственный учет и отчетность. Сегментарный учет и отчетность. Российская практика: Проблемы и перспективы. – М.: Экономика и жизнь, 2005.

7. Макарьева В.И. Амортизация в целях бухгалтерского учета и налогообложения. – М.: Налоговый вестник, 2003.

8. Макарьева В.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации для бухгалтера и руководителя. – М.: Налоговый вестник, 2003.

9. Медведев М.Ю. Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ): Постатейные комментарии. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002.

10. Нидлз Б. и др. Принципы бухгалтерского учета / Б. Нидлз, Х. Андерсон, Д. Колдуэлл; пер. с англ.; под ред. Я. В. Соколова. – М.: Финансы и статистика, 2003.

11. Палий В.Ф. Международные стандарты учета и финансовой отчетности. – М.: Инфра-М, 2003.

Читайте также: