Соглашение о принципах взимания косвенных налогов в таможенном союзе

Опубликовано: 30.04.2024


Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что ввоз российскими налогоплательщиками товаров с территорий Республики Беларусь и Республики Казахстан в июле 2010 г. может влечь за собой обязанность по представлению соответствующей налоговой декларации с приложением необходимых документов в срок не позднее 20 августа 2010 г.

В рамках формирования таможенного союза, участниками которого являются Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, с 1 июля 2010 года считаются вступившими в силу следующие международные договоры, направленные на формирование договорно-правовой базы таможенного союза:

- Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25 января 2008 года;
- Протокол о внесении изменений в Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25 января 2008 года;
- Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе от 11 декабря 2009 года;
- Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 11 декабря 2009 года.

Основной принцип исчисления косвенных налогов в таможенном союзе при импорте состоит в том, что при ввозе товаров на территорию одного государства-участника таможенного союза с территории другого государства-участника таможенного союза косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства-импортёра, за исключениями, предусмотренными национальными законодательствами для товаров, маркированных акцизными марками. Иной порядок уплаты косвенных налогов также может быть обусловлен переходными положениями, обозначенными в решении Комиссии таможенного союза от 18.06.2010г. № 293, где, в частности, предусмотрено, что взимание косвенных налогов по товарам, ввезенным (ввозимым) с территории государств - членов таможенного союза, помещенным под таможенные процедуры, режимы и операции в соответствии с таможенным законодательством государств - членов таможенного союза, не завершенные по состоянию на 1 июля 2010 года, осуществляется таможенными органами.

Исчисление и уплата косвенных налогов при импорте товаров с территории государств-участников таможенного союза связаны с представлением отдельной декларации по косвенным налогам, форма которой устанавливается каждым государством-участником таможенного союза самостоятельно. В Российской Федерации соответствующая форма декларации и порядок её заполнения утверждены Приказом Минфина РФ от 07.07.2010г. № 69н. При этом в отличие от обычной налоговой декларации по НДС, декларация по косвенным налогам представляется на ежемесячной основе, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга). Одновременно с налоговой декларацией представляются документы (включая банковские выписки об уплате налогов по импортированным товарам) по перечню, установленному Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе от 11 декабря 2009 г.

Таким образом, ввоз российскими налогоплательщиками товаров с территорий Республики Беларусь и Республики Казахстан в июле 2010г. может влечь за собой обязанность по представлению соответствующей налоговой декларации с приложением необходимых документов в срок, не позднее 20 августа 2010г. Неуплата, неполная или несвоевременная уплата косвенных налогов по импортированным товарам, а также непредставление или несвоевременное представление соответствующих налоговых деклараций, влечет начисление пени и применение соответствующих мер ответственности в порядке, установленном национальным законодательством соответствующего государства-импортёра.

Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:

Закупаем товар в Белоруссии, продаем в Казахстане, транзит через РФ с отгрузкой из России. Какие особенности исчисления и уплаты НДС при данной операции?

Россия, Беларусь и Казахстан являются членами Таможенного союза.

Применение НДС при реализации товаров в рамках Тамо­женного союза регламентируется нормами Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 г. и Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009 г.

В соответствии со ст. 1 Соглашения экспорт товаров – это вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиками (плательщиками), с территории одного государства-участника Таможенного союза на территорию другого государства-участника Таможенного союза.

Импорт товаров – это ввоз товаров налогоплательщиками (плательщиками) на территорию одного государства-участника Таможенного союза с территории другого государства-участника Таможенного союза.

Согласно п.п. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, признается объектом налогообложения НДС.

Положениями ст. 3 Соглашения и ст. 2 Протокола установлено, что взимание НДС по товарам, ввозимым на территорию одного государства — члена Таможенного союза с территории другого государства — члена Таможенного союза, осуществляется налоговыми органами государства — члена Таможенного союза, на территорию которого ввезены товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков — собственников товаров после их принятия на учет.

Для целей уплаты НДС налоговая база определяется на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров (но не позднее срока, установленного законодательством государства — члена Таможенного союза, на территорию которого импортируются товары) на основе стоимости приобретенных товаров.

Стоимостью приобретенных товаров является цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары, согласно условиям договора (контракта).

При ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, применяются налоговые ставки 10% и 18% (п. 5 ст. 164 НК РФ).

НДС уплачивается в бюджет РФ не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров.

Налогоплательщик обязан представить в налоговый орган налоговую декларацию по косвенным налогам (НДС и акцизам) при импорте товаров на территорию РФ по форме, утвержденной приказом Минфина РФ от 07.07.2010 г. № 69н.

Декларация представляется в налоговые органы по месту постановки на учет налогоплательщиков в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров.

Декларация представляется за месяц, в котором осуществлено принятие на учет у налогоплательщика импортированных товаров.

Если в отчетном месяце налогоплательщиком не осуществлялось принятие на учет импортированных товаров, то декларация в налоговый орган по месту постановки на учет налогоплательщика не представляется.

Одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик представляет в налоговый орган следующие документы:

1) Заявление на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде.

Форма заявления утверждена Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.2009 г.

Формат заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов российского налогоплательщика утвержден приказом ФНС РФ от 30.08.2012 г. № ММВ-7-6/583@ и применяется с 1 октября 2012 года.

В письме от 10.05.2011 г. № АС-4-2/7439@ ФНС РФ разъяснила, что п. 3 Правил заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов предусмотрено, что в графах 11 и 12 Заявления указываются номер и дата счета-фактуры.

В случае, если выставление (выписка) счета-фактуры не предусмотрено законодательством государства — члена Тамо­женного союза, в графах 11 и 12 Заявления указываются реквизиты иного документа, предусмотренного законодательством государства — члена Таможенного союза, в котором содержится стоимость импортируемого товара (в случае ввоза товара из Республики Беларусь – ТТН-1, ТН-2, любой другой документ, подтверждающий стоимость импортируемого товара.

При этом в случаях, предусмотренных законодательством государства — члена Таможенного союза, если отдельно документ, содержащий стоимость импортируемого товара, не составлялся, а составленный товаротранспортный (товаросопроводительный) документ содержит стоимость импортируемого товара, допускается указание в графах 9-12 Заявления сведения об одинаковом документе.

В графе 15 Заявления указывается налоговая база по НДС в национальной валюте лица, заполнившего Заявление.

Заполнение графы 15 Заявления является обязательным, в том числе по товарам (работам, услугам), подлежащим освобождению от налогообложения.

В графе 4 Заявления указывается единица измерения количества товара, указанная в счете-фактуре или транспортном (товаросопроводительном) документе.

При заполнении графы 4 Заявления на бумажном носителе отражается буквенное обозначение кода (по справочнику ОКЕИ) единиц измерений, соответствующих указанным в счете-фактуре или транспортном (товаросопроводительном) документе;

2) выписку банка, подтверждающую фактическую уплату НДС по импортированным товарам, или иной документ, подтверждающий исполнение налоговых обязательств по уплате косвенных налогов, если это предусмотрено законодательством государства — члена Таможенного союза.

При наличии у налогоплательщика излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов либо сумм косвенных налогов, подлежащих возврату (зачету), как при импорте товаров на территорию одного государства — члена Таможенного союза с территории другого государства — члена Таможенного союза, так и при реализации товаров (работ, услуг) на территории государства — члена Таможенного союза, налоговый орган в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, принимает (выносит) решение об их зачете в счет уплаты косвенных налогов по импортированным товарам.

В этом случае выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам, не представляется;

3) транспортные (товаросопроводительные) документы, предусмотренные законодательством государства — члена Таможенного союза, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства — члена Таможенного союза на территорию другого государства — члена Таможенного союза.

Указанные документы не представляются в случае, если для отдельных видов перемещения товаров оформление таких документов не предусмотрено законодательством государства — члена Таможенного союза;

4) счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза при отгрузке товаров, в случае если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством государства — члена Таможенного союза;

5) договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию государства — члена Та­моженного союза.

Документы, кроме Заявления, могут быть представлены в копиях, заверенных в порядке, установленном законодательством государства — члена Таможенного союза.

Суммы НДС, уплаченные (зачтенные) по товарам, импортированным на территорию одного государства — члена Таможенного союза с территории другого государства — члена Таможенного союза, подлежат вычетам (зачетам) в порядке, предусмотренном законодательством государства — члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары.

Согласно нормам Соглашения и Протокола исполнение обязанностей по уплате НДС по товарам, ввезенным на территорию РФ с территории Республики Беларусь, осуществляется как путем уплаты налогоплательщиком соответствующей суммы налога в бюджет, так и зачетом имеющихся у налогоплательщика излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов либо сумм косвенных налогов, подлежащих возврату (зачету).

При этом на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, представляемом в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией по косвенным налогам, налоговый орган проставляет отметку об уплате (зачете) НДС.

В связи с чем Минфин РФ в письме от 05.09.2012 г. № 03-07-13/01-47 разъяснил, что для целей принятия к вычету сумм НДС, уплаченных налогоплательщиком по товарам, ввезенным на территорию РФ с территории Республики Беларусь, документами, подтверждающими право на вычет указанных сумм налога, являются не только документы, подтверждающие фактическую уплату налогоплательщиком налога в бюджет, но и заявление о ввозе товаров с отметкой налогового органа, подтверждающей исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога.

В связи с этим право на вычет соответствующих сумм налога возникает у налогоплательщика не ранее периода, в котором НДС по таким товарам уплачен и отражен в соответствующих налоговой декларации и заявлении о ввозе товаров.

То есть в порядке, установленном ст. 171, 172 НК РФ.

Согласно ст. 1 Протокола при экспорте товаров с территории одного государства — члена Таможенного союза на территорию другого государства — члена Таможенного союза налогоплательщиком государства — члена Таможенного союза, с территории которого вывезены товары, применяется нулевая ставка НДС.

П. 1 ст. 1 Протокола установлено, что место реализации товаров определяется в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза.

Местом реализации товаров признается территория РФ в случае, если товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией (ст. 147 НК РФ).

Поскольку товар, импортированный с территории Беларуси на момент отгрузки его в Казахстан, находится на территории РФ, то в данном случае местом реализации признается территория РФ.

Следует иметь ввиду, что если бы товар, приобретенный в Беларуси, был отгружен напрямую в Казахстан (то есть на момент начала отгрузки находился на территории Беларуси), то в этом случае местом реализации товаров российским налогоплательщиком резиденту Республики Казахстан территория РФ не признается.

В этой связи на основании ст. 146 НК РФ данная операция по реализации товаров объектом налогообложения НДС не признается.

Такие разъяснения приведены в письме ФНС РФ от 12.08.2010 г. № ШС-37-3/8975@.

При последующей реализации российской организацией товаров, ввезенных из Беларуси, резиденту Республики Казахстан данные операции отражаются в декларации по НДС, утвержденной приказом Минфина РФ от 15.10.2009 г. №104н.

При этом изменения в декларацию по косвенным налогам не вносятся.

В соответствии с п. 2 Протокола для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы (их копии):

1) договоры (контракты) с учетом изменений, дополнений и приложений к ним, на основании которых осуществляется экспорт товаров;

2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера, если иное не предусмотрено законодательством государства — члена Таможенного союза.

Следует иметь в виду, что с 1 октября 2011 г. в ст. 165 НК РФ внесены изменения, согласно которым из перечня документов, обосновывающих право на применение нулевой ставки НДС, в том числе при реализации товаров на экспорт, исключены документы, подтверждающие оплату товаров.

Поэтому представлять в налоговые органы выписку банка в пакете документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки НДС при реализации товаров, отгруженных с 1 октября 2011 г. и вывозимых с территории РФ на территорию государств — членов Таможенного союза, не требуется.

Это подтверждает и Минфин РФ в письме от 16.01.2012 г. № 03-07-15/03;

3) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме Приложения 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов, с отметкой налогового органа государства — члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств — членов Таможенного союза);

4) транспортные (товаросопроводительные) документы, предусмотренные законодательством государства — члена Тамо­женного союза, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства — члена Таможенного союза на территорию другого государства — члена Таможенного союза.

Указанные документы не представляются в случае, если для отдельных видов перемещения товаров оформление таких документов не предусмотрено законодательством государства — члена Таможенного союза;

5) иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, предусмотренные законодательством государства — члена Таможенного союза, с территории которого экспортированы товары.

Указанные документы представляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки товаров.

В целях исчисления НДС при реализации товаров датой отгрузки признается дата первого по времени составления первичного бухгалтерского (учетного) документа, оформленного на покупателя товаров (первого перевозчика), либо дата выписки иного обязательного документа, предусмотренного законодательством государства — члена Таможенного союза для налогоплательщика НДС.

При непредставлении этих документов в установленный срок суммы НДС подлежат уплате в бюджет за налоговый (отчетный) период, на который приходится дата отгрузки товаров, с правом на вычет (зачет) соответствующих сумм НДС.

Минфин РФ в письме от 06.10.2010 г. № 03-07-15/131 разъяснил, что при вывозе товаров с территории РФ на территорию другого государства — члена Таможенного союза в налоговой дек­ларации по НДС организациями и индивидуальными предпринимателями, на которых возложена обязанность по исчислению и уплате налога по законодательству РФ о налогах и сборах, подлежат отражению операции по реализации товаров на экспорт.

Операции по вывозу товаров подлежат отражению в декларации, представляемой налогоплательщиком в налоговые органы по месту своего учета в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом – кварталом.

Поскольку согласно Протоколу при вывозе товаров с территории РФ на территорию другого государства — члена Таможенного союза применяется нулевая ставка НДС, то в таких случаях нормы ст. 149 НК РФ не применяются.

Соответственно, операции по реализации указанных товаров подлежат отражению в разделах 4-6 декларации, а в разделе 7 данные операции не отражаются.

Если полный пакет документов, предусмотренных п. 2 ст. 1 Протокола, не собран в течение 180 календарных дней, операции по экспорту товаров с территории РФ на территорию государства — члена Таможенного союза подлежат включению в раздел 6 декларации за тот налоговый период, на который приходится день отгрузки товаров (работ), и налогообложению по налоговым ставкам 10 либо 18%.

При этом налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты сумм налога, предъявленных ему российскими налогоплательщиками НДС при приобретении товаров, работ, услуг, имущественных прав, использованных для производства и (или) реализации товаров, экспортированных с территории РФ на территорию государства — члена Таможенного союза, в порядке, аналогичном предусмотренному главой 21 НК РФ, применяемому в отношении товаров, экспортированных с территории РФ за пределы Таможенного союза.

Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы, обосновывающие применение налоговой ставки 0%, операции по реализации товаров, экспортированных с территории РФ на территорию государства — члена Таможенного союза, подлежат включению в раздел 4 декларации за тот налоговый период, в котором собран полный пакет документов.

Уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, предусмотренных положениями главы 21 НК РФ.

Если в отчетном налоговом периоде у налогоплательщика возникло право на включение сумм налога в состав налоговых вычетов по операциям по реализации товаров (работ), обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым документально подтверждена (не подтверждена) ранее, заполняется раздел 5 декларации.

При указании в графе 2 раздела 5 декларации налоговых баз по операциям по реализации товаров, обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым документально подтверждена в установленном порядке в предыдущих налоговых периодах, соответствующий пакет документов, обосновывающих правомерность применения налоговой ставки 0% по указанным операциям, повторно не представляется.

В разделах 4, 5 и 6 декларации операции по реализации товаров, экспортированных с территории РФ на территорию государства — члена Таможенного союза, следует отражать по кодам:

1) по коду 1010403 – операции по реализации товаров, вывезенных с территории РФ на территорию государства — члена Таможенного союза (не указанных в п. 2 ст. 164 НК РФ);

2) по коду 1010404 – операции по реализации товаров, вывезенных с территории РФ на территорию государства — члена Таможенного союза (указанных в п. 2 ст. 164 НК РФ (ставка 10%)).

Если Вы получаете от казахстанского покупателя предоплату в счет предстоящих поставок товаров, то счет-фактуру на сумму предоплаты Вы составлять не должны.

Это предусмотрено п. 1 ст. 154 НК РФ и п. 7 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по НДС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 г. № 1137.

Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ :

1. Одобрить прилагаемый проект Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе.

2. Подписать Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе.

3. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.

Премьер-Министр
Республики Казахстан

Одобрено
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 29 декабря 2007 года N 1361

СОГЛАШЕНИЕ о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе

Правительство Республики Беларусь, Правительство Республики Казахстан и Правительство Российской Федерации, именуемые в дальнейшем Сторонами, основываясь на Соглашении о Таможенном союзе от 20 января 1995 года, Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года, Договоре об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года, признавая общепринятые нормы и правила международной торговли, согласились о нижеследующем:

Статья 1 Основные понятия, применяемые в настоящем Соглашении

Для целей настоящего Соглашения используются следующие термины:

косвенные налоги - налог на добавленную стоимость (далее - НДС) и акцизы (акцизный налог или акцизный сбор);

нулевая ставка - обложение НДС по ставке ноль процентов, что означает для налогоплательщиков (плательщиков) НДС право на возмещение (зачет, возврат) из бюджета сумм НДС;

налогоплательщики (плательщики) - налогоплательщики (плательщики) налогов, сборов и пошлин государств-участников таможенного союза;

товар - реализуемые или предназначенные для реализации любое движимое и недвижимое имущество, все виды энергии;

работа - деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц;

услуга - деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности, а также передача, предоставление патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных прав;

экспорт товаров - вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиками (плательщиками), с территории одного государства-участника таможенного союза на территорию другого государства-участника таможенного союза;

импорт товаров - ввоз товаров налогоплательщиками (плательщиками) на территорию одного государства-участника таможенного союза с территории другого государства-участника таможенного союза;

компетентные органы - министерства финансов, налоговые и таможенные органы государств-участников таможенного союза.

Статья 2 Принцип взимания косвенных налогов при экспорте товаров

При экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта.

Статья 3 Принцип взимания косвенных налогов при импорте товаров

При импорте товаров на территорию одного государства-участника таможенного союза с территории другого государства-участника таможенного союза косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства-импортера, за исключением товаров, ввозимых на территорию одного государства-участника таможенного союза с территории другого государства-участника таможенного союза для переработки с последующим вывозом продуктов переработки с территории другого государства-участника таможенного союза, товаров, перемещаемых транзитом, а также товаров, которые в соответствии с законодательством государств-участников таможенного союза не подлежат налогообложению при ввозе на его территорию.

Особенности применения косвенных налогов при импорте в особые (свободные) экономические зоны устанавливаются отдельным протоколом, заключаемым между Сторонами.

Ставки косвенных налогов на импортируемые товары во взаимной торговле не должны превышать ставки косвенных налогов, которыми облагаются аналогичные товары внутреннего производства.

Статья 4 Порядок взимания косвенных налогов и контроль за их уплатой при экспорте и импорте товаров

Порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров осуществляется в соответствии с отдельным протоколом, заключаемым между Сторонами.

Статья 5 Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг

Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в соответствии с отдельным протоколом, заключаемым между Сторонами.

Статья 6 Обмен информацией между налоговыми органами

Обмен информацией между налоговыми органами Сторон, включающий также перечень сведений, необходимых для обеспечения полноты сбора косвенных налогов, осуществляется в соответствии с отдельным межведомственным протоколом.

Статья 7 Соотношение Соглашения с международными договорами

Положения настоящего Соглашения не затрагивают прав и обязательств Сторон, вытекающих из других международных договоров, участниками которых они являются.

Статья 8 Разрешение споров

Споры между Сторонами, связанные с толкованием и/или реализацией положений настоящего Соглашения, разрешаются путем консультаций и переговоров заинтересованных Сторон, а в случае недостижения согласия спор передается на рассмотрение в Суд Евразийского экономического cообщества.

Статья 9 Изменения и дополнения

По взаимному согласию Сторон в настоящее Соглашение могут вноситься изменения и дополнения, которые оформляются отдельными протоколами.

Статья 10 Заключительные положения

Настоящее Соглашение вступает в силу в соответствии с Протоколом о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним от 6 октября 2007 года, и подлежит применению с 1 января года, следующего за годом вступления в силу протоколов, указанных в статьях 3, 4, 5 и 6 настоящего Соглашения, но не ранее вступления в силу Договора о создании единой таможенной территории и завершении формирования таможенного союза от 6 октября 2007 года.

Совершено в городе _______________ "__" __________ 200_ года в единственном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Интеграционном Комитете ЕврАзЭС, который направит каждой Стороне его заверенную копию.

За За За
Правительство Правительство Правительство
Республики Республики Российской
Беларусь Казахстан Федерации

Прошло несколько лет с создания Таможенного союза, одной из задач которого было снизить налоговую нагрузку при взаимоотношениях хозяйствующих субъектов входящих в него государств. За это время приобретен определенный опыт в решении ряда проблем, в том числе касающихся налогообложения.

Предлагаем вам ознакомиться с тем, что говорят в отношении некоторых из этих проблем контролирующие органы.

О льготных ставках.

Согласно п. 5 ст. 2 Протокола от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе» (далее – Протокол о товарах) суммы косвенных налогов, подлежащие уплате по товарам, импортированным на территорию одного государства – члена ТС с территории другого государства – члена ТС, исчисляются налогоплательщиком по налоговым ставкам, установленным законодательством государства – члена ТС, на территорию которого импортированы товары.

Следовательно, при импорте товаров на территорию РФ из Казахстана или Белоруссии применяются ставки НДС, установленные ст. 164 НК РФ, в том числе нулевая или равная 10%, если выполняются соответствующие условия их применения.

То есть льготную ставку (10%), установленную для ряда продуктов питания и товаров для детей в пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ, можно применять и при указанном импорте, но надо учитывать, что номенклатура таких товаров должна соответствовать приведенной в Постановлении Правительства РФ от 31.12.2004 № 908 «Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов» (далее – Постановление № 908).

Не всегда по товару, который, будучи произведенным на территории РФ, облагается по льготной ставке, можно применять такую же льготу при импорте из страны – члена ТС. Дело в том, что для этого необходимо, чтобы одновременно и наименование, и код ТН ВЭД ТС [1] соответствовали товарным подсубпозициям, предусмотренным для данного товара в Постановлении № 908 с учетом различных дополнительных критериев. В ином случае применяется ставка 18% (письма ФНС России от 14.03.2013 № ЕД-4-3/4184, Минфина России от 05.02.2013 № 03 07 15/2499).

Услуги и место реализации.

При обложении НДС услуг существенное значение имеет место реализации – от этого зависит применение нулевой ставки в отношениях хозяйствующих субъектов из разных стран. Разумеется, правила, установленные организаторами Таможенного союза, содержат в этом смысле определенные нюансы.

Так, например, обложение данным налогом услуг по проведению выставок зависит от цели данных выставок. Если они проводятся как рекламные, то надо учитывать ст. 1 и 3 Протокола от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» (далее – Протокол об услугах). Согласно им к рекламным услугам относятся услуги по созданию, распространению и размещению информации, предназначенной для неопределенного круга лиц и призванной формировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам, с помощью любых средств и в любой форме. Местом реализации рекламных услуг, оказываемых налогоплательщику государства – члена ТС, всегда признается территория этого государства.

В результате НДС при оказании таких услуг взимается в государстве – члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации услуг, в соответствии с налоговым законодательством данного государства (Письмо Минфина России от 26.06.2012 № 03 07 15/68 [2] ).

А вот место реализации услуг по организации выставок в сфере культуры и искусства определяется по месту фактического проведения этих выставок (пп. 3 п. 1 ст. 3 Протокола об услугах). В статье 3 Протокола об услугах перечислены и другие виды работ и услуг, в отношении которых местом реализации признается территория государства – члена ТС.

Например, местом реализации опытно-конструкторских работ, выполняемых белорусской организацией для российской организации, признается территория РФ, и налогообложение этих работ осуществляется в соответствии с НК РФ. Согласно ст. 161 НК РФ в этом случае российская организация является налоговым агентом, обязанным исчислить и уплатить НДС в бюджет РФ (Письмо Минфина России от 05.07.2013 № 03 07 13/1/26068).

Если услуги не приведены в пп. 1 – 4 п. 1 ст. 3 Протокола об услугах, то в соответствии с пп. 5 п. 1 данной статьи местом реализации работ (услуг) признается территория государства – члена Таможенного союза, налогоплательщиком которого выполняются работы (оказываются услуги) [3] . В этом случае услуги объектом обложения НДС в РФ не являются (Письмо ФНС России от 31.05.2012 № ЕД-3-3/1939@ [4] ).

Договор комиссии.

А что если российская организация реализует товар покупателям из другого государства – члена ТС через комиссионера – резидента этого другого государства? Подтверждение права на применение нулевой ставки НДС происходит практически в обычном порядке, характерном для экспорта товаров из РФ в государство – член ТС.

Согласно ст. 1 и 2 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» (далее – Соглашение) под экспортом товаров понимается документально подтвержденный вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиками государств – членов Таможенного союза, с территории одного государства – участника Таможенного союза на территорию другого государства – участника Таможенного союза.

Документальное подтверждение заключается в представлении документов по приведенному в п. 2 ст. 1 Протокола о товарах перечню, дополненному договорами иностранного комиссионера с иностранными покупателями (Письмо Минфина России от 29.05.2012 № 03 07 15/54 [5] ). Без таких договоров трудно подтвердить факт вывоза товара из РФ в другое государство.

Реализовал – уплатил налог.

Товар был первоначально ввезен из государства – члена ТС на территорию РФ для участия в выставке или на склад хранения, но с целью дальнейшей реализации. В момент последующей реализации таких товаров надо учитывать, что согласно п. 1.4 ст. 2 Протокола о товарах если налогоплательщик одного государства – члена ТС приобретает товары, ранее импортированные на территорию этого государства – члена ТС налогоплательщиком другого государства – члена ТС, косвенные налоги по которым не были уплачены, то уплата НДС осуществляется налогоплательщиком государства – члена ТС, на территорию которого импортированы товары, – собственником товаров.

При этом НДС взимается налоговым органом государства – члена ТС, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщика – собственника товаров. Под собственником понимается лицо, которое обладает правом собственности на товары или к которому переход права собственности на товары предусматривается договором (контрактом) (п. 2 Протокола об услугах).

Таким образом, в указанной ситуации косвенные налоги уплачиваются налоговому органу российским налогоплательщиком, приобретающим такие товары на основании договора (контракта), в том числе заключенного после даты ввоза товаров с территории другого государства – члена ТС.

В соответствии со ст. 147 НК РФ местом реализации товара считается территория РФ, в случае если в момент начала отгрузки или транспортировки товар находится на ее территории. То есть в общем случае местом реализации товаров, отгружаемых с территории другого государства – члена ТС и предназначенных для реализации российским хозяйствующим субъектам, территория РФ не признается, а ст. 161 НК РФ в части установления обязанности для российских налогоплательщиков уплачивать НДС в качестве налогового агента не применяется.

Если товар был предварительно вывезен для участия в выставке или размещен на складе хранения, то местом реализации таких товаров является территория РФ и операции по их реализации признаются объектом обложения НДС в РФ. По данным операциям применяется нулевая ставка налога при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных п. 2 ст. 1 Протокола о товарах (Письмо ФНС России от 10.04.2012 № ЕД-4-3/5912@ [6] ).

Когда начислять НДС при экспорте?

В соответствии со ст. 2 Соглашения при экспорте товаров из РФ на территорию другого государства – члена ТС можно применять нулевую ставку НДС, если представить в налоговые органы документы, предусмотренные п. 2 ст. 1 Протокола о товарах. Но момент определения базы по НДС данный документ не устанавливает.

В связи с этим Минфин в Письме от 11.07.2013 № 03 07 13/1/26980 для данной цели предписывает руководствоваться ст. 167 НК РФ, так как согласно п. 3 ст. 1 Протокола о товарах применение НДС при экспорте товаров осуществляется в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза, с территории которого экспортированы товары.

При экспорте товаров из РФ, в том числе в государства – члены ТС, моментом определения налоговой базы является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС. В случае непредставления указанных документов в установленный 180 дневный срок НДС подлежит уплате в бюджет за налоговый период, на который приходится дата отгрузки товаров.

Если физическое лицо – из Таможенного союза.

Освобождается ли от НДС реализация товаров российской организацией физическим лицам, являющимся гражданами других государств – членов ТС? В Письме от 14.06.2013 № 03 07 14/22219 финансисты объясняют, что это невозможно.

Такое физическое лицо при покупке товара не сможет представить российской организации документы, подтверждающие фактический вывоз товаров с территории одного государства – члена ТС (в данном случае РФ) и ввоз этих товаров на территорию другого государства – члена ТС. А представление таких документов – необходимое условие для применения нулевой ставки.

От резидента – нерезиденту.

Как считает Минфин, Протокол о товарах применяется в том случае, если операции по реализации товаров, вывозимых с территории одного государства – члена ТС на территорию другого государства – члена ТС, осуществляются между налогоплательщиками, стоящими на учете в налоговых органах, расположенных на территориях разных государств (Письмо от 14.03.2013 № 03 07 08/7842).

По нашему мнению, в данном документе для применения нулевой ставки по НДС нет обязательного требования, чтобы покупатель обязательно был резидентом другого государства.

Но при подходе Минфина получается, что операции по реализации товаров, вывозимых с территории РФ на территорию другого государства – члена ТС, в рамках договорных отношений между российскими организациями, стоящими на учете в налоговых органах РФ, а также товаров, вывозимых с территории такого государства за пределы территории ТС, по договорам российской организации с иностранными лицами, не являющимися налогоплательщиками государств – членов ТС, подлежат обложению НДС в порядке, предусмотренном НК РФ.

Более определенной стоит признать ситуацию, в которой российская организация заключает договор с иностранным лицом, не являющимся налогоплательщиком государства – члена ТС, а грузополучатель при этом – налогоплательщик Белоруссии или Казахстана. Нулевая ставка НДС применяется российской организацией в случае уплаты этого налога при ввозе товаров в государство – член ТС иностранным лицом (если оно стоит на учете в налоговых органах данного государства – члена ТС) либо белорусской (казахстанской) организацией (если та приобретает указанные товары у упомянутого иностранного лица) (Письмо Минфина России от 01.03.2013 № 03 07 08/6170).

Если при ввозе товаров на территорию государства – члена ТС не уплачен НДС и, соответственно, заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов не составлено, нулевая ставка НДС при реализации иностранному лицу, не являющемуся налогоплательщиком государства – члена ТС, товаров, вывозимых с территории РФ на территорию такого государства, российским налогоплательщиком не применяется.

О возврате товара.

Согласно п. 9 ст. 2 Протокола о товарах в случае возврата по подтвержденной участниками договора (контракта) причине ненадлежащего качества и (или) комплектации товаров, ввезенных в месяце принятия их на учет, отражение этих товаров в налоговой декларации не производится. При возврате таких ввезенных товаров по истечении месяца, в котором товары были приняты на учет, представляются соответствующие уточненные (дополнительные) налоговые декларации.

Но если белорусскими (казахстанскими) покупателями товар надлежащего качества возвращается по причине невозможности дальнейшей (последующей) реализации этих товаров, НДС должен уплачиваться российской организацией при ввозе на территорию РФ возвращаемых товаров в порядке, установленном ст. 2 данного документа в отношении товаров, приобретенных налогоплательщиком одного государства – члена ТС у налогоплательщика другого государства – члена ТС (Письмо Минфина России от 01.02.2013 № 03 07 13/01-2104).

[1] Приводится в единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Едином таможенном тарифе Таможенного союза, утв. Решением Совета Евразийской экномической комиссии от 16.07.2012 № 54.

[2] Доведено до территориальных налоговых органов Письмом ФНС России от 04.09.2012 № АС-4-3/14723@, размещенным на сайте www.nalog.ru.

[3] Это утверждение справедливо и в том случае, если услуги российская организация оказывает исключительно на территории другого государства – члена ТС (см. Письмо Минфина России от 26.07.2013 № 03 07 13/1/29836).

Налог на добавленную стоимость входит в группу косвенных налогов – устанавливается в виде надбавки к цене и взимается при осуществлении операций ввоза товаров на территорию стран таможенного союза (Россию, Белоруссию и Казахстан).

НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного Союза ЕАЭС (устанавливается по внутреннему законодательству сран ЕАЭС).

Косвенные налоги +при импорте товаров из стран Таможенного Союза.

В Российской Федерации таможенный НДС при импорте, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 НК РФ входит в состав таможенных платежей, поэтому в отношении таких операций наряду с нормами
главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ
действуют нормы таможенного законодательства.

Ставка НДС импорта.

Уплата НДС при импорте товаров.

НДС исчисляется всегда с общей суммы: таможенной стоимости, ввозной таможенной пошлины, предусмотренной в рамках единого таможенного тарифа и, если присутствует, акцизного сбора.

НДС в отношении товаров, облагаемых ввозными таможенными пошлинами и акцизами, исчисляется по следующей формуле:
СНДС = (СТ + ПС + AС) x H, где
СНДС - сумма налога на добавленную стоимость;
СТ - таможенная стоимость ввозимого товара;
ПС - сумма ввозной таможенной пошлины;
AС - сумма акциза;
Н - ставка налога на добавленную стоимость в процентах.

НДС в отношении товаров, облагаемых ввозными таможенными пошлинами и не облагаемых акцизами, исчисляется по формуле:
СНДС = (СТ + ПС) x H, где
СНДС - сумма налога на добавленную стоимость;
СТ - таможенная стоимость ввозимого товара;
ПС - сумма ввозной таможенной пошлины;
Н - ставка налога на добавленную стоимость в процентах.

НДС в отношении товаров, не облагаемых ввозными таможенными пошлинами и акцизами, исчисляется по формуле:
СНДС = СТ x H, где
СНДС - сумма налога на добавленную стоимость;
СТ - таможенная стоимость ввозимого товара;
Н - ставка налога на добавленную стоимость в процентах.

Налог на добавленную стоимость в отношении товаров, не облагаемых ввозными таможенными пошлинами, но подлежащих обложению акцизами, исчисляется по формуле:
СНДС = (СТ + АС) х Н, где
СНДС - сумма налога на добавленную стоимость;
СТ - таможенная стоимость ввозимого товара;
AС - сумма акциза;
Н - ставка налога на добавленную стоимость в процентах.

Если в составе одной партии ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров присутствуют как подакцизные товары, так и неподакцизные товары, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров.

Оплата НДС на таможне.

Поступ. в банк плат.

Списано со сч. плат.

ПЛАТЕЖНОЕ ПОРУЧЕНИЕ № (3)

Операционный департамент Банка России, г. Москва 701

(14) 044501002

ИНН (61) 7730176610

КПП (103) 773001001

(17) 40101810800000002901

Межрегиональное операционное УФК

15310401000011000110

Налог на добавленную стоимость для ************** таможни. Без НДС

С 04.02.2014 вступили в действие новые правила указания информации в платежных документах, утвержденные Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации".
Обращаем Ваше внимание на правильное заполнение платежных поручений:

В реквизите "105" указывается значение кода ОКТМО.
Указывается код ОКТМО территории, на которой мобилизуются денежные средства от уплаты налога, сбора и иного платежа. При уплате налогового платежа на основании налоговой декларации указывается код ОКТМО в соответствии с налоговой декларацией. Код ОКТМО заполняется слева направо начиная с первого знакоместа. Код ОКТМО имеет восемь знаков, свободные места с 9 по 11 справа от значения кода не заполняются, прочерки или нули не ставятся.
Для правильного указания ОКТМО рекомендуем использовать таблицы соответствия кодов ОКАТО кодам ОКТМО. которые размещены на сайтах территориальных Управлений ФНС России. Сводная таблица соответствия кодов ОКАТО кодам ОКТМО размещена на сайте Минфина России.

В реквизите "106" указывается значение основания платежа. В случае указания в основании платежа значения ноль ("0") Инспекция при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно относит поступившие денежные средства к одному из оснований платежа, поименованных в п. 6 Правил.

В реквизите "ПО" указывается показатель типа платежа. Может принимать только два значения: "ПЕ" - уплата пени или "ПЦ" - уплата процентов.
При уплате налога, в том числе авансового платежа, налоговых санкций, установленных НК РФ, административных и иных штрафов, а также иных платежей, администрируемых налоговыми органами, в реквизите "ПО" указывается значение "0".

В реквизите "22" "Код" с 31 марта 2014 года предусмотрено указание уникального идентификатора начислений (УИН). При перечислении сумм налогов (сборов) юридическими лицами УИН не формируется: с 31 марта 2014 года в реквизите «Код» указывается «0».
До 31 марта 2014 года УИН указывается в реквизите «Назначение платежа» (поле 24). После информации об уникальном идентификаторе начисления, который принимает нулевое значение (УИН0) ставится разделительный знак "///", а именно, «УИН0///». После разделительного знака указывается дополнительная информация, необходимая для идентификации назначения платежа.

Напоминаем!! В случае неверного указания информации в полях платежных поручений платеж будет зачислен на «Невыясненные поступления», а уплаченная сумма будет отражена в карточке лицевого счета только после уточнения платежа.

(13) – В соответствии с письмом Межрегионального операционного управления Федерального казначейства от 29.09.2015 № 95-09-11/01-924 Федеральная таможенная служба сообщает. С 1 октября 2015 года в отношении банковских счетов, открытых в Первом операционном управлении Банка России, наименование банка «ОПЕРУ-1 Банка России» заменяется наименованием «Операционный департамент Банка России». Номера открытых банковских счетов не изменяются.

(21) – согласно пункта 2 статьи 855 части ТК РФ в редакции Федерального закона от 02.12.2013 №345-ФЗ, указывается пятая очередность платежа.

(22) – согласно Приказа Минфина России от 12.11.2013 № 107н "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации", с 31.03.2014 г. предусмотрено указание уникального идентификатора начислений (УИН). При перечислении сумм налогов (сборов) юридическими лицами УИН не формируется: с 31 марта 2014 года в реквизите «Код» указывается «0».

(101) - двузначный показатель статуса плательщика:
"06" - участник внешнеэкономической деятельности - юридическое лицо,
"07" - таможенный орган,
"16" - участник внешнеэкономической деятельности - физическое лицо,
"17" - участник внешнеэкономической деятельности - индивидуальный предприниматель,
"18" - плательщик таможенных платежей, не являющийся декларантом, на которого законодательством Российской Федерации возложена обязанность по уплате таможенных платежей,
"19" - организации и их филиалы (далее - организации), оформившие расчетный документ на перечисление на счет органа Федерального казначейства денежных средств, удержанных из заработка (дохода) должника - физического лица в счет погашения задолженности по таможенным платежам на основании исполнительного документа, направленного в организацию в установленном порядке,
"20" - кредитная организация (ее филиал), оформившая расчетный документ по каждому платежу физического лица на перечисление таможенных платежей, уплачиваемых физическими лицами без открытия банковского счета.

(105) – код, присвоенный территории муниципального образования в соответствии с ОКТМО – для перечисления денежных средств на счет Федерального казначейства – 45328000

(107) - восьмизначный код таможенного органа, в соответствии с классификацией таможенных органов в Российской Федерации, осуществляющего администрирование платежа.

Читайте также: