Тургенев опыт теории налогов 1818 основные положения

Опубликовано: 24.04.2024

Расцвет российской финансовой науке пришёлся на конец 19-начало 20 века, когда были опубликованы самые известные работы российских экономистов и юристов И. Янжула, И. Озёрова, И. Кулишера, П. Ходского, В. Лебедева, С. Иловайского и др.

Российские учёные-финансисты разрабатывали как теоретические так и практические вопросы финансовой науки. В теории они были приверженцами прагматического подхода, сторонниками теории «удовлетворения коллективных потребностей».

Основное место в трудах учёных занимало исследование государственных финансов (следует отметить, что в работах этого периода практически не упоминается даже постановка вопроса о финансах частного хозяйства). При этом достаточно подробно исследовались вопросы доходов государства. Другое направление, которое подробно изучалось дореволюционными финансистами, - бюджет и финансы.

В этот же период развивалось социал-демократическое течение в экономической науке, которое было предоставлено российскими последователями К. Маркса и Ф. Энгельса. Наиболее ярким представителем этого течения был В. Ленин. Основное содержание дореволюционных работ В.И. Ленина - критика финансовой политики России. В 1917 году В.И. Лениным разрабатывается экономическая платформа партии большевиков. Она предусматривала национализацию страхового дела, прекращение выпуска бумажных денег, отказ от уплаты внутренних и внешних долгов, изменения налоговой системы путём введения высокого поимущественного налога и налога на прирост имущества, реформу подоходного налога и установления действенного контроля за доходами капиталистов, введения высоких косвенных налогов на предметы роскоши. Практически все мероприятия, за исключением денежного обращения и реформы налоговой системы, были осуществлены после Октябрьской революции.

В дальнейшем исследование В.И. Лениным финансовых проблем было связано в основном с тактическими задачами, возникавшими перед государством. Наиболее активно им были разработаны вопросы финансового контроля, создания нового финансового аппарата, укрепления финансового положения государства, проведения денежной реформы и осуществления финансовой политики государства на различных этапах послереволюционного развития. Анализ работ Ленина и других учёных марксистов начала 20 века, показывает, что целостного исследования содержания и роли финансов и основных финансовых категорий осуществлено не было. Всё это привело к тому, что в первый послереволюционный период изучение финансов строилось в основном на трудах дореволюционных экономистов.

С переходом к директивным методам управления экономикой и финансами появляется необходимость упорядочения и унификации научных представлений о финансах, их подчинения классовой борьбе. Результатом этого является создание науки о финансах СССР. Период становления этой науки был достаточно длительным- с конца 1920 года до начала 50х годов. В первый период (1926-1931 гг.) в основном разрабатывались частные вопросы финансов, которые возникли в ходе выполнения первого пятилетнего плана. Но в то же время делались попытки обобщения новых явлений социалистической практики финансов. Это работы Д. Кузовкова, А. Буковецкого, Д. Боголепова. Несмотря на активное использование социалистической фразеологии содержание финансов у этих авторов вытекает из теории «удовлетворения коллективных потребностей», сторонниками которой были дореволюционные российские экономисты. Всё это привело к тому, что ни одна из теории финансов не стала официально признанной и поддерживаемой, что являлось главным для её развития в тот исторический период в СССР. Второй период развития советской финансовой науки (1931-1956 гг.) характеризуется становлением единых взглядов на предмет финансов. Классик этого периода - В. Дьяченко, в своих многочисленных работах разработавший основы теории финансов.

Исследование прикладных вопросов финансовой науки проводилось в этот период в основном по двум направлениям: во-первых, изучении истории развития финансовых категорий, это книги К. Плотникова, посвящённые истории бюджета, А. Зверева и А. Вознесенского, освещающие развитие финансов в период Великой Отечественной войны; во-вторых, раскрывающие действующую финансовую практику.

Устранение догматических явлений в экономической теории положило конец единомыслию в советской финансовой науке. В конце 1950х-начале 60х гг. появляются многочисленные работы экономистов, посвящённые экономической теории. Одновременно с этим появляется принципиально новый вид прикладных финансовых исследований, носящих критический характер и содержащих разработки по совершенствованию отдельных финансовых инструментов.

Впервые проблемы финансов предприятий были рассмотрены в работах А. Бирмана. Им разработаны вопросы использования финансовых категорий в условиях хозяйственного расчёта, который в интерпретации автора представлял элементы рыночного хозяйства в условиях социализма, изучены содержание финансовых ресурсов, управление финансами предприятий. Работы Бирмана дали толчок исследованию финансов предприятий в работах экономистов 1960-80х гг. (П. Бунич, Г. Базарова, В. Сенчагов, С. Ситарян, М. Романовский).

Бюджет и бюджетное устройство изучалось по двум направлениям: развитие доходов и расходов бюджета, организация местных бюджетов. Основные труды по этой тематике принадлежат экономистам: С. Ситаряну, Я. Либерману, В. Родионовой, Г. Поляку, Г. Шеховцеву.

В области страхования теоретические исследования исходили из интерпретаций К. Маркса о необходимости, содержании и роли страховых фондов и поэтому не имели достаточной новизны. Кроме того на изучение страхования чрезвычайно негативно повлияла государственная монополия на страховое дело. Определённый интерес представляют работы. Л. Мотылёва, Л. Рейтмана, Е. Коломина, В. Шахова.

Изучению финансовых отношений зарубежных государств тоже уделялось много внимания. Развитию финансов капитализма были посвящены труды Б. Болдырёва. Л. Дробозиной, Л. Павловой, Д. Бутакова.

Характеризуя современное состояние финансовой науки в России, следует отметить практическое отсутствие глубоких теоретических и практических трудов в этой области. Работы некоторых авторов носят скорее описательный, чем методический и методологический характер, другие- направляют свои усилия на адаптацию существовавших воззрений и инструментария к современным условиям, работы третьих являются компилятивным изложением трудов зарубежных авторов.

Среди советских экономистов дискуссии по вопросам теории финансов касались двух концепций, касающихся места финансов в системе расширенного воспроизводства.

Сторонниками распределительной концепции были такие учёные как В. Дьяченко, Г. Точильников и М. Шерменев. Они придерживались мнения, что финансы - это система отношений распределения денежных средств, носящая безэквивалентный характер, влияют косвенно через распределение на отношения производства, обмена и потребления материальных благ. Таким образом, финансы могут возникать только на стадии распределения, поскольку эта стадия отличается от всех остальных тем, что здесь происходит одностороннее движение денежной формы стоимости, обособление её от своего натурально-вещественного воплощения.

Согласно воспроизводственной концепции, финансы - это отношения всех четырёх или нескольких стадий воспроизводства, активно непосредственно участвуют на всех этих стадиях. Финансы здесь возникают при наделении производственными фондами вновь создаваемых предприятий. Финансовые отношения проявляются в виде выделения из стоимости доходов госбюджета средств оплаты труда, амортизационные отчисления и т.д. Финансы обеспечивают потребности воспроизводства благодаря накоплению денежных средств в виде фондов целевого назначения. Сторонниками этой точки зрения были А. Александров., А. Бирман., Э. Вознесенский.

На западе в первую очередь речь шла о производстве частных и общественных благ, т.е. о функциях рынка и государства в национальной экономике. Другими словами, были поставлены вопросы о необходимости участи государства в экономике, о границах его вмешательства в хозяйственную деятельность компаний, населения (рынка), о показателях его экономической эффективности и т.п.

Первая школа политической экономии - меркантилизм (16-18 вв.) - стала выразителем интересов купечества, которое развивало мировую торговлю, и которому государство должно было помогать в расширении его международной деятельности. Меркантилизм характеризуется двумя чертами: богатство отождествляется с деньгами, а накопление денежного богатства связывается с активной ролью государства, с сильной государственной властью.

В отличие от меркантилистов Адам Смит (1723-1790) в «Богатстве народов» (1776) подчёркивал значение государства с точки зрения, во-первых, охраны и защиты частной собственности от посягательств со стороны как других членов данного общества, так и зарубежных стран и, во-вторых, производства таких благ, которые не выгодны частным производителям. Давид Рикардо (1772-1823) посвятил своё основное сочинение «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817) анализу основ налогообложения. Джон Стюарт Милль (1806-1873) в «Принципах политической экономии» (1848) вплотную подошёл к пониманию «провалов» (неэффективности, неспособности) рынка, обоснованию необходимости вмешательства государства в экономической жизни общества.

Однако в 30-е годы 19в. либеральная доктрина разделилась на два направления: классическую либеральную, которая отстаивала свободу предпринимательства и невмешательство государства в экономику, и современную реформистскую либеральную концепцию, которая, не отказываясь от базовых либеральных ценностей, ратовала за активную роль государства. Во главе этого интереса стояли И. Бентам, Дж. Милль, Д.С. Милль.

По мере того, как борьба с феодальной идеологией отходила на задний план, философия хозяйства вытеснялась практическими рекомендациями. Альфред Маршалл (1842-1924) отводил государству уже более скромную роль. В частности, анализу государства была посвящена лишь последняя, пятая книга «Принципов экономикс» (1890). В ней он освещал традиционные вопросы налогообложения, хотя аспекты выбирал уже новые- проблему перемещения налогового бремени.

Критика вмешательства государства в экономику получила обоснование в трудах Леона Вальраса (1834-1910) «Очерках социальной экономии. Теории распределения общественного богатства» (1896). Он выступал за минимизацию роли государства, функции которого должны быть ограничены лишь производством общественных благ и контролем над монополиями. Такое ограничение экономических функций позволяет снизить уровень налогов, главными из которых, по мнению Вальраса, должны быть налоги не на доходы, а на собственность.

Однако подлинную революцию в экономической теории произвела опубликованная в 1936 году «Общая теория занятности, процента и денег» Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946). С его именем связано рождение нового направления западной экономической мысли- кейнсианства, поставившего в центр внимания проблемы экономической и финансовой политики государства. Кейнс выступал за обеспечение эффективного спроса, дефицитное финансирование, циклическое балансирование бюджета.

В 1970-1980-е гг. новые направления неоклассики заметно потеснили кейнсианство. Среди них был монетаризм - школа экономической мысли, акцентирующая внимание на изменениях в количестве денег, находящихся в обращении, как определяющей функции цен, доходов и занятности, а также новая классическая экономика, теория общественного выбора. Главными постулатами стали свободно предпринимательство, ограничение государственного регулирования, «экономика предложения».

Людвиг Генрих фон Якоб

Генрих фон Шторх

Кредитно-денежная политика

— "завести банки для обращения. Чтобы банк мог соответствовать своей цели, надобно, чтобы деньги, ему вверяемые, были охраняемы от воровства и пожаров; чтобы купцы, имеющие нужду в банке для произведения своих дел, были допущены в оной без малейшего затруднения; и наконец, чтобы не было ни очень дорого, ни очень трудно для частного лица класть свои деньги или назад их брать"

— выявляет основание для различия между частным и народным богатством и устанавливает понятие капитала

«Правила народной экономии или наука народного хозяйства» (1805, Галле)

«О бумажных деньгах» (1809, Харьков) => Петербург - назначен членом по финансовой части в комиссии о законах

Николай Иванович Тургенев (1789-1871гг.)

«Опыт теории налогов» (1818г.) - критика налоговой системы феодальной России на основе исследования европейского опыта построения и функционирования налоговых систем

Работа состоит из семи глав

"налоги суть средства к достижению цели общества или государства, т.е. той цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в обществе, или при составлении государств".

Необходимость налогов автор связывал с самой возможностью существования общества.

Группировка налогов по источникам:

— налоги с дохода от земли

— налоги дохода от капиталов

— налоги с самих капиталов, налоги с дохода от «работной платы»

— налоги "падающие на все три выше упомянутые источника доходов без различия"

Виды налогов:

— - налоги с имения, или с дохода вообще;

— - налоги с потребления;

Не приемлет подушную подать

"Хороший министр финансов старается исправлять общее мнение хорошим исполнением своих обязанностей"

«Изложение теории налогов, - служащих основанием финансов, - как бы оно недостаточно ни было, не может быть совершенно излишним в такое время, когда у нас столь много говорят о финансах и столь немногие о них пишут"

Сперанский Михаил Михайлович(1772-1839гг.)

— идеи бюджета как «основного финансового закона»

— модель бюджетно-правовой системы государства

— создание гарантий для правильного составления бюджета: разработаны мероприятия, направленные против сверхсметных ассигнований, для сохранения равновесия утвержденной росписи доходов и расходов государства

Его значение которого состоит в том, что если бы он был осуществлен, то должен был бы создать для российского государственного бюджета те правовые условия, в которых осуществляется бюджетная практика в конституционных государствах.

Егор Францевич Канкрин
(1774-1845 гг.)

— 1823-1844 гг. – Министр финансов

— При нем проведена денежная реформа, которая позволила установить в России стабильную финансовую систему

— Он создал новую форму внутреннего государственного долга (билеты Государственного казначейства (так называемые «серии») номиналом 250 руб. ассигнациями, приносившие их владельцам доход в размере 4% годовых)

Михаил Федорович Орлов
(1788—1842 гг.)

«О государственном кредите» (1833 г.):

— привел определение кредита,

— сформулировал различия между частным и государственным кредитами,

— обосновывал значимость налогов и займов как основных источников происхождения государственных капиталов,

— объяснил принципиальное различие между этими источниками,

— обобщил опыт западных стран в области налогообложения и кредита.

Правила, которые обеспечат действие механизма государственного кредитования в практической деятельности:

— Употреблять умеренные налоги на обыкновенные издержки

— Удовлетворять чрезвычайные нужды посредством займов

— Совершать займы с уплатой вечных процентов без возвращения капитала

— Госвекселя должны получить доступ для свободного оборота на фондовую биржу

Учредить кассу погашения для уплаты процентов по госдолгу и постепенного выкупа госвекселей

Границы государственного кредита

«Когда уплата процентов по госдолгу сделается обременительной и невозможной, то этим определяются границы госкредита» М.Ф. Орлов

Иван Яковлевич Горлов
(1814-1890 гг.)

Тургенев Н. И. Опыт теории налогов. СПб., 1818. [c.349]

В теории налога Ж. Сисмонди плата за услуги, покупаемые у государства, получает определение жертвы. Русский экономист Н. Тургенев, исследуя природу налогов, также считал их пожертвованиями на общую пользу . Теория жертвы получила во второй половине XIX в. дальнейшее развитие, сохранив свою актуальность и в первые десятилетия XX в. [c.85]


Русский экономист Н. Тургенев разделял и пропагандировал в России принципы А. Смита. Он ставил вопрос о сбалансированности фискальных интересов государства и рядовых налогоплательщиков Дело не только в том, чтобы правительство получало сколько возможно более доходы, но в том, чтобы доход сей был сколь возможно менее обременителен для народа 3. [c.101]

Тургенев Н. Опыт теории налогов. - С. 24. [c.101]

И.Х. Озеров иллюстрирует эту бедность на примере крестьянства, которое в начале XX в. составляло основную массу населения России Картина полного довольства крестьян хлебородного центра России первой половины прошлого столетия в 40 лет к началу XX в. совершенно изменилась. Новейшая сельская картина центральных губерний такова всего чаще маленькая, убогая хата, в которой не живет, а прозябает постепенно вырождающаяся от скуднейшей растительной пищи крестьянская семья, одетая в ситцевое фабричное отребье о прежних домашних войлоках и перинных подкладках нет уже помина, так же как и о тулупах. О мясе, сале, конопляном масле нет помина - эта роскошь доступна лишь 3-4 раза в году, в большие праздники. Вечером среди избы горит, коптит наполненная керосином лампа, всего чаще без стекла. Крестьяне ради уплаты налогов расторговывались своим имуществом и продавали, пока было что продавать 2. И, продолжая эту мысль, надо сказать, что, когда нечем было платить, крестьянину за неуплату налогов грозила тюрьма. И это не предположение, а факты общественного значения. Н. Тургенев в предисловии к своей книге распорядился Сочинитель, принимая на себя все издержки печатания сей книги, предоставляет деньги, которые будут выручаться за продажу оной, в пользу содержащихся в тюрьме крестьян за недоимки в платежах налогов 3. [c.134]


Н. Тургенев, соотнося практику косвенного обложения с научными принципами налогообложения, делает следующие выводы Подать с потребления предметов, необходимых для жизни, совсем не соответствует первому правилу взимания налогов, ибо никак не сообразуется с доходом платящего богатый платит, например, за соль ту же подать, что и бедный. Второму правилу эта подать соответствует, ибо каждому известно количество подати или цена того предмета, на который наложена оная. Третье правило плата в удобное время, а самое удобное время - время покупки. Но Платящий не может отложить потребление соли или хлеба на несколько времени и потому всегда должен покупать сии предметы и, следовательно, платить подать (удобно или неудобно). С четвертым правилом подать сия несообразна. Требует много издержек собирания 3. [c.184]

Тургенев Н. Опыт теории налогов. - СПб., 1818. - С. 24. [c.221]

На российскую почву учение о принципах налогообложения было привнесено благодаря Николаю Ивановичу Тургеневу, автору вышедшей в 1818 году книги Опыт теории налогов 1. Н.И.Тургенев обобщил распространенные в то время взгляды на роль налогов и принципы их взимания, способствовал их популяризации в России. [c.57]

Тургенев Н.И. Опыт теории налогов. В кн. У истоков финансового права.— М. Статут (в серии Золотые страницы российского финансового права ), 1998.—С. 107—274. [c.130]

Одним из крупнейших экономистов начала XIX века был Я. Мордвинов, известный государственный деятель, написавший в 1813 году Рассуждения о пользах, могущих последовать от учреждения част-1 Тургенев Н. Опыты теории налогов. — СПб., 1818. — С. 23. 48 49 [c.29]

Н.Тургенев отмечал в Опыте теории налогов (Цит. по [135]. Далее [c.80]

Среди специалистов сложилось мнение, что охрана природной среды не является отдельным видом деятельности, а представляет собой составную часть природопользования в процессе общественного производства. В романе Отцы и дети И.С.Тургенев писал, что природа не храм, а мастерская, и человек в ней — работник . Ясно, что ни один работник не будет захламлять свое рабочее место. [c.355]


Н.И.Тургенев в книге Опыт теории налогов осуждал крепостное право и рабство крестьян, провозглашал преимущества свободной хозяйственной деятельности, отвергал привилегии дворян, выступал за крестьянскую частную собственность на землю. [c.53]

Отношения собственности — право. Право на что На владение. Я владею. В моем владении находится что-то такое, что имеет общественное значение. Владение — первая и главная предпосылка собственности. Но само по себе владение еще не означает собственность в ее полном экономическом содержании. Владеть можно и пассивно. Владение только фиксирует субъекта собственности. Определяет его конкретно. И. С. Тургенев, как и многие другие русские помещики, владел землями в России, но большую часть жизни провел за рубежом. Юридически он (они) оставался собственником земель, но экономически его земли не использовались, свою собственность на них он экономически никак не реализовал. [c.91]

Следующей примечательной вехой в развитии финансов в России был труд помощника статс-секретаря Государственного Совета, а впоследствии декабриста, Николая Ивановича Тургенева Опыт теории налогов , изданный в 1818 г. Тургенев дал краткое описание истории возникновения налогов, сформулировал принципы налоговой политики (равное распределение налогов, их определенность, удобность в сборе для плательщиков, минимальность расходов по сбору и др.), привел различные классификации налогов, подробно разобрал [c.280]

Давая обоснование первому принципу обложения, он продолжает мысль, что правительство обязано стараться отклонять, сколько возможно, тяжесть налога от простого народа . Он считает крайне несправедливым, когда целые классы, такие, как духовенство и дворянство, особенно во Франции, были освобождены от уплаты налога. Налоги должны быть распределяемы между всеми гражданами в одинаковой соразмерности, пожертвования каждого на общую пользу должны соответствовать его доходу 4. Говоря об определенности налогов, он конкретизирует второй принцип Количество налога, время и образ платежа должны быть определены, известны платящему и независимы от власти собирателей 5. Н. Тургенев указывает, что неопределенность в платежах, двоевольно налагаемых вельможами, доходила до высочайшей степени в средних веках . Для сокращения издержек по взиманию налогов он дает рекомендации государственным органам, которые, по его мнению, не считаются с выводами финансовой науки. Н. Тургенев полагает, что надо сократить великое число чиновников, жалованье которых может заключать в себе важную часть дохода от налога . Он выступает за умеренные став- [c.101]

Русский экономист Н. Тургенев использует в качестве обоснования роли налогов утверждение И. Бентама, что правительству, как врачу, предстоит одно дело избирать меньшее зло. Всякий закон есть зло, ибо всякий закон есть нарушение свободы . Так точно и каждый налог, - развивает мысль Н. Тургенев, - есть зло, ибо он лишает платящего части его собственности, надлежит только с искусством избрать сие зло, т.е. надлежит избирать легчайшее 1. [c.232]

Концепции налогообложения конца XVIII — первой половины XIX в. (А.Н. Радищев, Н.И. Тургенев, П.И. Пестель, Н.С. Мордвинов, И.Я. Горлов) [c.84]

Русский государственный деятель и экономист Н.И. Тургенев1 издал работу Опыт теории налогов (1818), положившую начало русской финансовой науке. В этой работе впервые в России были изучены особенности налогов, их значение для государственного хозяйства и всей экономики страны. Тургенев рассматривал налоги как историческую категорию, появление которой связано с возникновением государства, и считал налоги основным источником доходов государства. Тургенев изложил свое понимание главных правил взимания налогов , проанализировал источники и разные роды налогов, методы их собирания и уравнения, показал общее действие налогов. Тургенев считал необходимым обеспечение равного распределения налогов соразмерно платежеспособности населения, обосновывал необходимость привлечения к обложению дворян и духовенства. В качестве необходимых принципов налогообложения указывал на определенность налогов, взимание их в удобное время, дешевое собирание . Тургенев писал, что правительство должно стремиться отклонять, сколь возможно, тяжесть налогов от простого народа. те люди, кои не в состоянии платить налогов, имеют полное право требовать освобождения от оных и получать его 2. Тургенев предлагал освободить доходы в форме заработной платы от обложения. [c.85]

Тургенев Николай Иванович (1789—1871) учился в Московском и Геттинген-ском университетах, в 1813 г. — русский комиссар администрации департамента союзников Германии, с 1816 г. — помощник статс-секретаря Государственного совета, с 1819 г. — служащий Министерства финансов, один из основателей Северного общества декабристов стоял на позициях умеренного крыла общества. В 1824 г. уехал за границу и в восстании 14 декабря 1825 г. не участвовал. Заочно судим и приговорен к пожизненной каторге. За границей в 1847 г. опубликовал на французском языке книгу Россия и русские , в которой были отражены основные моменты концепции и истории декабризма. В 1857 г. восстановлен в правах. Автор ряда брошюр, в которых разрабатывались проекты отмены крепостного права. [c.85]

См. Тургенев Н.И. Опыт теории налогов. М. Соцэкгиз, 1937. С. 21 и 22. [c.85]

Тургенев Н.И. Опыт теории налогов. М. Соцэкгиз, 1937. [c.414]

А. Смит в своем классическом сочинении Исследование о природе и причинах богатства народов считал основными принципами налогообложения всеобщность, справедливость, определенность и удобность. Подданные государства, отмечал его российский последователь Н. И. Тургенев, должны давать средства к достижению цели общества или государства каждый по возможности и соразмерно своему доходу по заранее установленным правилам (сроки платежа, способ взимания), удобным для плательщика1. Со временем этот перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижности налогов (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства), выбора надлежащего источника и объекта налогообложения, однократности обложения. [c.37]

Государство, или, точнее сказать, правительство ничего не может делать для граждан, если граждане ничего не делают для государства , — отмечал основоположник российской финансовой науки Н. И. Тургенев в книге Опыт теории налогов (1818 г.). Но каков предел налогового бремени, который можно было бы считать справедливым и предпринимателю, и гражданину Н. И. Тургенев увязывал этот вопрос с образованностью народа Успехи образованности, по мере их благодетельного влияния на нравы и обычаи народов, действовали и на усовершенствование системы налогов. налоги начали быть распределяемы и собираемы с большею справедливостию и платимы с большей готов-ностию 1. [c.44]

В России большая полемика по вопросам теории налогов велась до революции и в основном затрагивала проблему сущности налогов, их форм, видов, выполняемых ими функций. Таких ученых-экономистов, как А. Тривус, Н. Тургенев, И. Озеров, А. Исаев, А. Соколов, В. Твердохлебов, [c.60]

В принципе идея усиления имущественного налогообложения возникла еще в далеком прошлом. Против нее возражали известнейшие русские экономисты Н. Тургенев в начале прошлого века и профессор И. Янжул — в начале нынешнего века. [c.313]

Тургенев уехал за границу незадолго до восстания декабрис (с которыми ранее разошелся) и отказался выполнить веление но го императора о возвращении, став первым в XIX в. русским пол эмигрантом. Сохраняя верность принципу свободы , он дожил отмены крепостного права в России и до общеевропейского тор ства фритредерства в 1860-е годы. [c.340]

Среди Д. по было единства в решении агр. вопроса. Т. п. умеренные Д. предлагали освободить крестьян без земли или с незпачит. наделом за выкуп (Н. И. Тургенев, Н. Д. Якушкин, М. С. Лунин, Н. И. Муравьёв и др.). По мнению Тургенева, от такого освобождения выигрывали и помещики, и крестьяне. Выигрыш крестьян состоял в получении только личной свободы. Проект Муравьёва предусматривал личное освобождение крестьян с небольшим наделом без выкупа. Т. о., умеренные Д. видели весь смысл экономич. прогресса в капиталистич. развитии помещичьего х-ва, хотя в действительности, как указывал Ленин, подобные реформы не приводят к радикальной ломке феод, способа пропз-ва и задерживают развитие капиталистич. отношении. [c.373]

Агр. преобразования стояли в центре экономпч. программ. Д. считали, что ликвидация крепостничества создаст более благоприятные условия для пром-сти и торговли. Они требовали ликвидации цехов и гильдии. Расхождения между отд. направлениями Д. проявлялись и в различном отношении к протекционизму и фритредерству. Пестель, как и Радищев, считал необходимым защитить слабую отечеств, иром-еть от иностр. конкуренции путём протекционистского тарифа. 11. И. Тургенев, Н. А. Бестужев и др. отстаивали проведение фритредерской политики, не учитывая особых условий пром. развития современной им России. [c.373]

По-разному понимали отд. Д. акономич. роль будущего гос-ва. Пестель отводил большую роль гос-ву (республиканскому), особенно в переходный период коренных преобразований. Тургенев, Бестужев и др. стояли на позиции полного невмешательства гос-ва в хоз. жизнь. Все Д. решительно выступали против чрезмерных налогов, разорявших крестьян и мещан, против сословных привилегий дворян, за отмену кре-постнич. подушной подати, за обложение налогами всех сословий. В Русской Правде Пестель предусматривая введение новой гос. финанс. системы. Он выступал за создание широкой сети банков на кооперативных началах. Большую роль в осуществлении своего агр. проекта он отводил волостным банкам, призванным путём долгосрочных и беспроцентных ссуд оказывать помощь земледельцам, к-рые хотели обзавестись х-вом. Тургенев в книге Опыт теории налогов (1818) уделил много внимания вопросу упорядочения кредита и ден. обращения. Она оказала большое влияние на экономич. взгляды Д. Тургенев критически относился к политике царского самодержавия в области налогов. Пытаясь обосновать принципы бурж.-демократия, финанс. системы, он считал необходимым устанавливать размер налога в соответствии с размером чистого дохода. Осуждалась им и тенденция царского пр-ва покрывать расходы чрезмерной инфляцией, т. к. это вело к расстройству финансов гос-ва. Продолжением книги Тургенева можно считать книгу декабриста М. Ф. Орлова О государственном кредите , вышедшую в 1833. В ней с позиций просветительства обосновывалась программа преобразований в области экономики, политики, культуры России. [c.373]

Страницы работы



Фрагмент текста работы

Ходского «научные политико-экономические и финансовые работы появились у нас только с начала текущего столетия», т.е. XIX в. и это в значительной степени обусловлено влиянием идей А. Смита на формирование экономической и финансовой мысли в России. Первый русский перевод книги А. Смита был издан в 1806 г. Последователями идей А. Смита в России стали немецкие ученые, приглашенные на работу профессорами политической экономии правительством России. Представители русско-немецкой экономической школы — X. Шлецер, Г. Шторх и Л. Якоб — принесли в Россию идеи А. Смита и немецкой финансовой школы, создав предпосылки формирования русской финансовой науки.

Работой Н.И. Тургенева (1789-1871) «Опыт теории налогов» открывается первая чисто российская страница развития финансовой науки в России. Его по праву надо считать основателем российской финансовой науки. «Опыт теории налогов» — первая в России попытка системного изложения теории налогов, которая была основным объектом исследования европейской финансовой науки того времени. Вся работа проникнута идеей снижения бремени налогообложения в России. Прошло время, и в России была отменена подушная подать, ликвидирована откупная система и заменена государственной системой взимания налогов, отменены или снижены налоги на потребление, прежде всего, на предметы первой необходимости, произошли другие изменения, к которым призывал Н.И. Тургенев.

Признание его работы произошло после отмены крепостного права, когда актуальными в России стали проблемы бюджета и налогов

Система налогов Тургенева состоит из прямых и косвенных налогов. К прямым налогам он относил поземельный налог (налог на доход с капитала и налог на заработную плату), включая подушный налог. Среди косвенных налогов он выделял акциз, которым облагались соль, спиртные напитки, мясо, мука, хлеб. Тургенев критиковал косвенные налоги за их регрессивность и большие издержки взимания, считал необходимым исключить из косвенного обложения предметы первой необходимости.

Анализируя различные формы взимания, Тургенев отдал предпочтение непосредственному взиманию налогов государством. «Если правительство собирает доход от налогов посредством своих чиновников, то оно для собственных своих выгод должно поступать с неправильными плательщиками гораздо человеколюбивее, нежели откупщики, зная, что если подданный разорится от налога сегодня, то завтра он ничего ему не заплатит». 2

Тургенев исследовал один из самых сложных теоретических вопросов и для сегодняшнего дня - вопрос о переложении налогов и поддержал идею равномерного распределения налогов между гражданами в соответствии с их платежеспособностью.

Была Тургеневым сделана постановка вопроса о влиянии налогов на народное богатство, на промышленность, на нравственность народа. Все три вида влияния складываются в один знак минус: налоги уменьшают народное богатство, наносят вред промышленности, число преступников растет с увеличением налогов. Тургенев выступал за принцип экономической свободы и невмешательства государства.

Российский теоретик финансового права Л.Н. Яснопольский дал объективную оценку разработкам М.М. Сперанского, прежде всего, в области финансового права. По его мнению, Сперанским впервые была создана система русского бюджетного права, было разработано законодательство в целях воплощения в финансовую практику идеи бюджета как «основного финансового закона», и создания гарантий для его правильного составления. Сперанский считал, что деятельность Министерства финансов должна быть под контролем «основного финансового закона». Этот закон должен внести порядок и в «способы законодательствования абсолютной монархии».

Значение «Плана финансов» Сперанского состоит в том, что если бы он был осуществлен, то должен создать для российского государственного бюджета те правовые условия, в которых осуществляется бюджетная практика в конституционных государствах.

По мнению Л.Н. Яснопольского, «теоретически идеи адекватные идеям реформы 1862 г. в зародышевой форме почти все были развиты в законодательстве Сперанского». 4

«План финансов» не был реализован, так как был слишком радикальной реформой для крепостнической России. Этот план преобразования государственного бюджета, достижения его бездефицитности, реформирования налоговой системы, улучшения источников государственных доходов, прекращения выпуска ассигнаций, установления твердой металлической валюты и выпуска разменных на серебро кредитных билетов». «План финансов» был «первой попыткой сравнительного обстоятельного нормирования нашего бюджетного устройства на современных началах». 5

В европейских странах эти идеи были реализованы. С. И. Иловайский считал, что «План финансов» Сперанского заслуживал

Немецкий экономист Адольф Вагнер (1835—1917) в конце ХIХ в. концептуально дополнил принципы А. Смита. Смит считал налоги источником покрытия непроизводительных затрат государства и потому защищал права налогоплательщиков. Вагнер руководствовался теорией коллективных потребностей и, следовательно, первостепенное значение придавал финансовым принципам достаточности и эластичности налогообложения. Принципы налогообложения стали представлять собой систему, которая учитывала интересы и налогоплательщиков, и государства с приоритетом последнего. Таким образом, финансовая наука поставила вопрос о сбалансированности финансовых интересов государства и налогоплательщиков.

А. Вагнер предлагал девять основных правил, объединенных в четыре группы:

1. Финансовые принципы организации налогообложения:

- эластичность (подвижность) налогообложения.

2. Народно-хозяйственные принципы:

- надлежащий выбор источника налогообложения, т.е., в частности, решение вопроса, должен ли налог падать на доход или капитал отдельного лица либо населения в целом;

- правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая считалась бы с последствиями и условиями их переложения.

3. Этические принципы, принципы справедливости:

4. Административно-технические правила, или принципы, налогового управления:

- удобство уплаты налога;

- максимальное уменьшение издержек взимания.[1]

Государство, несомненно, вправе изымать часть собственности у налогоплательщика для формирования централизованных фондов денежных средств и, соответственно, для реализации публичных задач и функций. Однако возникает вопрос о масштабах налогового бремени. Здесь, очевидно, должен достигаться эффективный баланс публичных и частных интересов.

В России учение о принципах налогообложения было привнесено благодаря Николаю Ивановичу Тургеневу, автору вышедшей в 1818 г. книги "Опыт теории налогов". Н.И. Тургенев обобщил распространенные в то время взгляды на роль налогов и принципы их взимания, способствовал их популяризации в России.

Для установления равновесия между государственными расходами и доходами, формируемыми посредством налогов, Н.И. Тургенев предлагает пять правил установления и взимания налогов. Эти правила или принципы налогообложения были продолжением методологического фундамента западных налоговых школ, прежде всего учений о налогах У. Петти, Ф. Кенэ, А. Смита и Д. Рикардо.

Эти принципы заключаются в следующем:

1) равное распределение налогов - налоги должны быть распределены между всеми гражданами в одинаковой соразмерности: "Пожертвования каждого на пользу общую должны соответствовать силам его, то есть доходу. От неравного распределения податей между гражданами рождается ненависть одного класса к другому, от чего происходит и ненависть к самому правительству;

2) определенность налогов - количество налога, время и образ платежа должны быть определенны, известны платящему и независимы от власти собирателей;

3) собирание налогов в удобнейшее время – «подать с поземного дохода или с дохода от домов, требуемая в то время, когда сии доходы обыкновенно получаются, есть подать, требуемая в самое удобное время для платящего. Все преимущество податей с потребления состоит в том, что каждый платит их тогда, когда ему заблагорассудится»;

4) дешевое собирание налогов - количество пожертвований, делаемых народом, должно равняться доходу, получаемому от того правительством.[2] Для сокращения издержек по взиманию налогов он дает рекомендации государственным органам, которые, по его мнению, не считаются с выводами финансовой науки. Н. Тургенев полагает, что надо сократить «великое число чиновников, жалованье которых может заключать в себе важную часть дохода от налога». Он выступает за умеренные ставки налогов. “Когда чрезмерная величина податей возбуждает желание избежать платежа налога”, то требуются дополнительные расходы на взимание налогов. Чтобы доходы от налогов могли как можно больше перекрывать расходы по взиманию, система налогообложения должна быть построена так, чтобы налог не вредил промышленности народной, не отвращал людей от ремесел, для них выгодных, принуждая их обращаться к невыгодным для них”;

5) общее правило при взимании налогов - налог должен всегда быть взимаем с дохода и притом с чистого дохода, а не с самого капитала, дабы источники доходов государственных не истощались.

Характерно, что Н.И. Тургенев - первый отечественный основатель методологии налогообложения - связывал налоговое давление с проблемой разумного общественного потребления, т.е. с величиной государственных расходов. При установлении налогов он рекомендовал правительству исходить из «истинных потребностей государственных, не делать расходов, превышающих его доходы, для правительства бережливость необходима . так же, как и для частного человека».

Читайте также: