Налог на яхты в греции

Опубликовано: 04.05.2024

Система налогообложения в Греции такая же, как во всём ЕС. После кризиса, ударившего по экономике более 10 лет назад, образовался дефицит государственного бюджета в стране. Из-за этого выросли налоги. Сейчас до половины доходов от бизнеса может уходить государству.

История системы налогообложения в Греции

Кризис 2008 года повлиял в целом на экономику мира. Но для Греции это событие стало настоящим ударом. Во многом вина лежит на правительстве, безалаберно управляющем страной.

Налоги в Греции

После Второй мировой войны страна активно развивалась. Но после 2008 года Греция погрязла в долгах. В 2019 году сумма инвестиций в экономику превысила 180 %.

Высокие налоги не удаётся снизить и из-за того, что на социальные выплаты выделяют большие средства. Правительство пыталось реформировать систему, однако местные жители не готовы получать небольшие пособия. Они организуют протесты и беспорядки.

И всё же государство предпринимает шаги, чтобы улучшить положение дел. Введены новые туристические налоги в Греции для путешественников, пошлины на владение недвижимостью и транспортом. Это позволит немного «разгрузить» бизнес.

  • с 2019 года уменьшить корпоративный налог;
  • с 2021 года снизить НДС при покупке жилья в новых домах на 2%;
  • в 2021 году должен упасть налог на имущество на 30-50%.

Основные типы налогов

Налогами облагают физические и юридические лица.

Для физических лиц

Это не только граждане страны, но и иностранцы с ВНЖ в Греции и люди, работающие в государстве.

Подоходный налог

Налог прогрессивный, как и во всём Европейском Союзе.

Чем больше человек зарабатывает, тем большие выплаты ему начисляют:

  • заработок до 10 000 евро не облагается налогом;
  • при доходе более 10 000, но менее 25 000 налог составляет 22% в год;
  • зарплата в 25-42 тысячи облагается налогом до 32%;
  • доход от 42 000 евро предполагает налог в 42% годовых.

Если гражданин работает в Греции на одном месте, то ему не нужно идти в налоговую службу для оформления декларации. Всё должен делать работодатель.

Власти поддерживают малый бизнес в Греции и самозанятых лиц. Для них действует более низкий налог. При заработке до 50 000 евро в год они платят в казну 26%. Если доход превышает 50 000, налоговая ставка поднимается до 33%.

В Греции облагаются налогом арендодателей жилья.

При официальном оформлении мини-отеля или гостевого дома действуют налоги:

  • при получении дохода от 14 000 евро ставка 15%;
  • при заработке от 14 000 до 25 000 евро – 35%;
  • если прибыль свыше 25 000 – 45 %.

Налоги в Греции для физических лиц высокие, граждане находятся под давлением. По уровню налогообложения простых жителей Греция заняла 1-е место среди европейских стран в 2016 году.

Возьмем в пример маленькую фирму по аренде автомобилей с доходом 50 000 евро в год. Налоговая ставка – 45 %. Кроме неё нужно вносить социальные платежи, страхование. В итоге чистый заработок составит всего 20 000 евро.

Зарплаты в Греции – одни из самых низких в странах Евросоюза.

Налоги юридических лиц

Налоговые сборы обязаны выплачивать юридические лица:

  • фирмы и организации, зарабатывающие в Греции 80% и более общего дохода. Юридическое лицо может быть зарегистрировано за рубежом. Налог начисляется на прибыль, полученную в Греции;
  • фирмы иностранных бизнесменов, ведущие коммерческую деятельность в Республике;
  • строительные компании, которые строят недвижимость и ремонтируют уже готовую в Греции.

Налоги в мире

Налог на прибыль

Налог на прибыль в стране – 28. В конце 2018 года налоговый кодекс претерпел изменения. Было решено снижать ставку на 1 процент ежегодно. К 2022 году налог снизится до 25%. Это будет окончательная ставка.

Налог на прирост капитала

Отдельной процентной ставки на прирост капитала в Греции нет. Но этот вид налога включён в основную базу. И в некоторых декларациях указан налог на прирост капитала по ставке 20 %.

Налог на недвижимость

При покупке недвижимости от стоимости имущества взимается 3,09%. Размер налога может меняться. Например, если было куплено жильё в новостройке, построенной после 1 января 2006 года, покупатель платит НДС 24% от суммы покупки.

За жильё, построенное до 2006 года, выплачивают только взнос на переход права собственности, то есть 3,09 %. При покупке любого объекта нужно оплатить налог на регистрацию 0,475-0,775% в зависимости от суммы сделки.

Налог на недвижимость

Налог на передачу недвижимости

Если недвижимость переходит по наследству, то для близких родственников предусмотрена ставка 1-10 %. На её размер влияет кадастровая стоимость объекта. Для остальных родственников ставка равна 40 %.

На дарение имущества

Налог на дарение составляет 10, 20, или 40 процентов. Размер зависит от близости родства лиц, совершающих сделку.

НДС в Греции

В стране 3 типа ставки налогообложения НДС:

  • 23% – стандартная ставка для большинства фирм и предпринимателей. Вступила в силу в 2015 году;
  • 13% – сниженная налоговая ставка на некоторые продукты питания и транспортные услуги;
  • 6,5 % – ставка на товары первой необходимости.

В разных регионах действуют разные льготы на НДС.

Налог у источника

Его оплачивают все резиденты и гости страны. Процентная ставка зависит от типа дохода. С внутренних роялти государство не взимает пошлину, с внешних – 25 %.

Если прибыль идёт от дивидендов, то ставка для резидентов и нерезидентов одна – 10 %. При доходе с процентов от вложений резиденты платят 15%, а нерезиденты – 33%. Если доход даёт оплата услуг, то резидентам предусмотрена ставка от 3 до 15%, а нерезидентам – 25%.

Гербовый сбор

Составляет от 2,4% до 3,6%. Это выплата при оформлении страховки, кредитов и займов, заключении договоров аренды.

Другие налоги и сборы

Акционеры фирм, зарегистрированных в торгово-промышленной палате оплачивают регистрационный сбор 420 евро в год.

Налог в сфере туризма зависит от типа объекта размещения. В отелях 5 звёзд ставка составляет 4 евро в день, а в комнатах и хостелах с минимальными – 0,25 евро.

Виды налогов

Налоговые выплаты россиян и всех нерезидентов

Физические лица платят на 5% больше налогов со всех доходов. Часто граждане РФ покупают недвижимость, чтобы сдавать туристам. Но им приходится отдавать половину дохода в качестве налога.

Чтобы снизить размер выплат, можно получить статус резидента. Для этого достаточно зарегистрировать бизнес или доказать, что управление иностранной компанией осуществляется в Греции.

Если доход компании или предпринимателя на 90 % получен в Греции, то нерезидент может воспользоваться всеми льготами, доступными для граждан страны.

Уход от налогов

Для многих большие налоги оказываются неподъёмные, поэтому они уклоняются от уплаты. Некоторые лица смогли «сэкономить» на неуплате взносов сотни тысяч евро.

Убытки от невыплаченных налогов составляют от 6 до 9% (11-16 млрд евро в год) от ВВП страны.

Налоговая отчётность

Отчитываться об уплате налогов и финансовых операциях нужно всем компаниям, ведущим дела на территории Греции.

В зависимости от размера компании отчётность предоставляют в:

  • общий реестр коммерции. Принимает отчёты в электронном и печатном виде;
  • налоговые службы.

Налоговое ведомство Греции фиксирует налоговые операции. Оно подчиняется Парламенту. Проверяет отчётность Агентство по контролю за государственными доходами и аудиту.

Раз в год нужно подавать документы:

  • форма Е1 – отчёта о прибыли юридических лиц;
  • форма Е2 – отчёт о сдаче недвижимости в аренду;
  • форма Е3 – отчёт о предпринимательском доходе;
  • форма N – декларация о прибыли крупной компании;
  • форма F2 – отчёт о сумме НДС.

Подавать документы нужно до 30 числа.

Греция уже более 10 лет находится в непростом положении. Облегчить жизнь людям, снизив налоги, не получается. Сначала нужно закрыть огромную дыру в бюджете. Но правительство всё же постепенно уменьшает размер пошлин.

Подробнее о налогах в Греции в нашем видео:

С 9 мая 2019 года греческое правительство ввело налог на плавание в территориальных водах для всех яхт. То есть в том числе и для яхт под греческим флагом.

Наша лодка была в это время уже в плавании, в котором были предусмотрены заходы в Грецию.

Приобретя опыт таких заходов без помощи агентов и с уплатой налога (там он называется PAI) спешим им поделиться с заинтересованными читателями от лица капитана яхты Олега Смирнова.

Наш опыт это два захода: один из Италии, один из Турции. Два выхода и отдельная оплата PAI во время плавания по греческим водам в Патрах.

В лоции нашел заправочную станцию и пришвартовался в городке AIGIO. Довольно трудно произносимое, нечто вроде Эйгио. В лоции было указана возможность заправки топливом и указан небольшой порт с водой и электричеством. Топлива там не оказалось, и матросы с двумя канистрами отправились к ближайшей заправке. Пока они ходили в порт, лишь отдаленно напоминающий марину, приехал полицейский и наотрез отказался выпускать нас дальше, пока мы не оформим заход в Грецию. Пришлось начать процедуру.

лоция - Греция

Лоция

Довольно уставшая после 300-мильного перехода команда явилась в полицейский участок. Полицейские вопросы все были решены по греческим меркам очень быстро, примерно за 1,5 часа и за 15 евро. Однако, оставались еще вопросы таможенные, но таможня (дело было в пятницу вечером) уже отдыхала. Пришлось остаться на ночь. Утром в субботу таможня «дала добро» после уплаты того самого PAI и с заполнением оставшегося без изменений бланка транзит лога (разрешения на плавание в греческих водах).

Стоимость PAI на календарный месяц для нашей лодки длинной 13,45 м (налог начисляется именно с длины) составил 107,60 евро.

наша яхта

Наша яхта

Завершились наши испытания оформление оплаты стоянки в порту. Стоимость одного дня с водой и электричеством составила для нашей лодки 6 евро 38 центов. Оформление и оплату принимали три девушки с помощью одного компьютера, принтера, приходных ордеров и каких-то трех печатей.

Все расчеты только наличными евро.

Итак, у нас было всего два захода и два выхода из Греции. Выходить существенно проще, сначала нужно зайти в порт полис и попросить разрешение на exit.

Затем явиться в таможню (custom) и отдать им транзит лог. Все по-прежнему.

яхта в Греции - оплата налог
Второй заход в Грецию был на Родосе. Пришли в новую марину, оплатили прямо в марине порт полис, 15 евро и отправились всей командой в коммерческий порт к полицейским. Прошли процедуру проверки паспортов, затем в таможню. Там оплатили PAI на месяц и получили транзит лог. После этого, только капитан с документами зашел в марине в порт Полис и испросил разрешения на переход на следующий остров (Нисирос).

Затраты денежные были те же самые, временные – 3 часа с гуляниями от порта к порту.

Оплата PAI в Патрах во время плавания по греческим водам.

В Патры наша яхта зашла днем, примерно в 15 часов. В предпоследний день августа. Мы планировали оплатить PAI именно здесь. Поскольку порт большой и я надеялся, что все пройдет хорошо. К сожалению, я ошибся.

Справились у служителей марины. Он был действительно услужлив, все объяснил, подключил и передвигался на мопеде. Явился сразу после своего обеда. Таможня оказалась только в новом порту, в 3,5, а не в 1,5 км. как нам заявил тот самый служитель на мопеде.

Я отправился туда на велосипеде. Было довольно жарко и я с трудом нашел офис, который находился внутри здания морвокзала. И тут выяснилось, что сначала надо всё таки поставить отметку в порту, в полиции. Засвидетельствовать, что яхта пришла. То есть ехать обратно по жаре в порт и искать там офис полиции. Сердобольный таможенник по имени, кажется Паном, отвез меня туда и обратно, то есть помог разыскать офис, объяснил что то полицейскому и отвез обратно в новый порт. Оформляли около часа. Все мои бумаги перепроверили несколько раз и ура! Приняли деньги! Разумеется, только наличные.

Остался пустяк. Перед выходом в следующий порт отметиться в порт полис. То есть испросить разрешения на переход, зафиксировав его (разрешение) штампом в транзит логе. Однако и тут подвох. Собрались выходить утром, а полис работал с 14 -00, поскольку был выходной, воскресный день. Ну конечно, полицейская явилась несколько позже. В итоге выйти удалось лишь в 15 – 20, в спешке.

Отдых на яхте — это истинная поэзия. Завораживающий шум волн, манящая свобода горизонта и безудержная страсть стихии… И как, спросите вы, вписывается в эту идиллическую картину такая напрочь лишенная романтики вещь как налогообложение? Да очень просто: оставив налоговые вопросы без должного внимания, вы рискуете быть выброшенными на берег бескомпромиссной и зачастую бессмысленной жестокостью закона.

Шоппинг тоже нужно планировать

Это прозвучит банально, но думать нужно прежде чем делать, и это в полной мере относится к вопросу покупки яхты, причем ее модель и цена — далеко не все, о чем стоит задуматься. Чем раньше будущий гордый владелец судна озадачивается планированием именно налоговых и юридических вопросов покупки и эксплуатации, тем меньше неприятных сюрпризов ожидает его в будущем.

  • Как профинансировать покупку?
  • Кто станет собственником яхты?
  • В каких частях мира она будет эксплуатироваться?
  • Как финансировать эксплуатационные расходы?
  • Сколько будет стоить страховка?
  • Как длина и тип яхты позволяют сэкономить на налогах?

В качестве интересной истории, вспоминается один из наших клиентов, который приобретал яхту уже с планами по безналоговой ликвидации иностранных компаний в рамках временной акции российского налогового кодекса. Каково же было его удивление, когда он обнаружил, что по месту регистрации яхты запрещено оформлять право персональной собственности на нее в принципе! К сожалению, не имея специальных знаний, ответить на перечисленные выше, равно как на многие другие, вопросы невозможно. Именно по этой причине обзавестись толковым консультантом придется еще до того, как подписывать контракт на постройку или покупку яхты.

Таможня - наше все

Большинство яхт строятся или продаются не там, где используются. Физическое же попадание в чужую таможенную зону влечет за собой необходимость таможенной очистки, которая бывает двух видов:

  • Временный ввоз
  • Импорт

Временный ввоз — это дешевое и сердитое решение для тех, кто не хочет платить сразу. Некоторые страны позволяют многократный временный ввоз на период до 18 месяцев. При эксплуатации яхты в Средиземноморье или прочих территориальных водах ЕС такой путь превращает решение таможенных вопросов в периодическое (раз в полтора года) упражнение по выезду куда-то в Тунис или Алжир на один день и повторному оформлению бумаг уже в Евросоюзе. Более привычный вариант — импорт — неприятен высокими затратами на уплату НДС, которые могут достигать почти 30% от рыночной стоимости судна. Хорош же импорт — тем, что вопрос таможенной очистки решается раз и навсегда, в том числе и для целей продажи яхты в будущем. Помимо этого, НДС можно существенно оптимизировать посредством креативных — и главное, полностью законных — лизинговых схем, доступных на Мальте или на Кипре, и позволяющих снизить общие затраты на импорт до приблизительно 6%. Выбирайте любой путь и, самое главное, не повторяйте ошибок некоторых наших клиентов — бесстрашных счастливчиков, которые годами плавают по Средиземноморью на нерастаможенных яхтах, каждая из которых стоит не меньше, чем бюджет небольшого города.

Отчетность… Куда же без нее?

Пожалуй, бумажные процедуры еще не отпугнули от покупки яхты ни одного человека. Тем не менее простейшая операция по покупке судна по самой распространенной схеме (“на оффшорку”) может создать изрядную головную боль. Живя, например, в России, вместе с такой покупкой вы автоматически получайте стандартный набор джентльмена в части раскрытия и налогов:

  • Разовое уведомление о создании иностранной организации
  • Ежегодное уведомление о контролируемой иностранной компании (КИК)
  • Регулярная подготовка финансовой отчетности этого КИКа по стандартам МСФО с аудитом для расчета налоговой базы в твердой валюте

Вы вдобавок открыли личный счет, чтобы покрывать расходы яхты? Будьте добры:

  • Уведомьте об этом российскую налоговую
  • Начните подавать ежегодные отчеты о таком счете
  • Начните следить за всеми начислениями средств на счет: большинство видов таких операций являются незаконными и влекут за собой риск штрафа в размере до 100% сумм, зачисленных на счет!

Поскольку каждое нарушение влечет за собой то или иное наказание, очень рекомендуется завести либо шпаргалку по соблюдению всех “бумажных” процедур, либо консультанта, который сам будет следить за выполнением действий из такой шпаргалки.

Налоги на ровном месте

За очень редкими исключениями, яхты принадлежат не лично людям, а их структурам (одна из причин — нежелание банков выдавать кредиты на покупку суден людям). Реально же получать выгоду от использования частного судна способен только человек. Именно тут и таится самая страшная неприятность для судовладельцев: за каждую минуту, проведенную собственником на своей же яхте, он должен платить рыночную стоимость аренды, а также компенсировать все затраты (команда, стоянка, топливо, страховка и многое другое). С точки зрения здравого смысла, такое заявление звучит глупо, но именно таковы правила персонального налогообложения материальной выгоды во многих странах. Экономические блага, бесплатно получаемые от формально третьего лица (компании-собственника яхты), создают налогооблагаемый доход для человека, зашедшего на борт. Логика такого подхода до примитивного проста: если за тебя заплатили, это твой подарок, с которого государство тоже хочет подарочек поменьше, в виде подоходного налога. На первый взгляд, описанный риск может показаться виртуальным. При этом, так уже не считают состоятельные люди из большинства развитых стран, в которых собственников яхт наказывают полным ходом. Что же касается яхтовладельцев из развивающихся стран, по нашему опыту, эта проблема применима чуть ли не всем структурам владения, и риски начнут превращаться в реальность в самом обозримом будущем. Вариантов действий в такой ситуации немного. Проще всего изначально купить и оформить яхту в персональную собственность, но это, как минимум, требует чистой посленалоговой суммы денег для покупки, надежной страховки во избежание персональной ответственности собственника, а также договоренностей с банком в случае получения кредита. Альтернатива — компенсировать компании-собственнику рыночную стоимость пользования яхтой или пользоваться яхтой “в складчину” с другими яхтсменами (здесь вариантов схем множество).

Автообмен: точка отсчета ответственности

Ответственность за несоблюдение описанных выше правил почти так же разнообразна, как и сами правила. Поскольку тема эта не из самых приятных, достаточно лишь упомянуть, что, к примеру, максимальная уголовная ответственность за неуплату налогов в России — три года лишения свободы — может легко наступить всего за одну-две недели плавания на дорогой яхте. На логичный вопрос “А как они узнают?” есть весьма очевидный ответ: “Элементарно”. Автоматический обмен финансовой информацией, уже работающий между более чем ста странами, лишит любого собственника яхты любой конфиденциальности: информация по всем операциям на иностранных счетах — что личных, что корпоративных — появится на голубом экране налогового инспектора практически в любой стране резидентства бенефициара без каких-либо усилий со стороны такого инспектора. Сопоставить же факты и вычислить, что именно бенефициар корпоративного счета пользовался яхтой в личных целях, сможет даже стажер. Во всей этой налоговой истории радует пока только одно: во многих странах, включая Россию, наказывать за серьезные налоговые нарушения, связанные с использованием яхт, до первого автоматического обмена информацией осенью 2019 года вряд ли научатся. А это значит, что еще не поздно поставить свою яхту на “налоговый капремонт” и выстроить новую, безопасную схему ее эксплуатации. Заодно можно еще и организовать прощение ряда исторических грехов, приняв участие в добровольном декларировании (налоговой амнистии). В России, например, такой аукцион невиданной щедрости будет продолжаться до конца февраля 2019 года. Мировые тренды в сфере частного капитала и борьбы с уклонением от налогообложения говорят об очевидности радикальных изменений в сфере соблюдения налогового законодательство. Собственно, это уже не тренды, а реальность, и продолжать надеяться на авось — худшая из возможных стратегий.

Второй паспорт как спасательный круг

Во многом по причине жесткого налогового законодательства и непредсказуемости государственных органов очень многие состоятельные лица из развивающихся стран принимают решение сменить резидентство или хотя бы приобрести второе гражданство — в качестве надежного “запасного аэродрома” на случай непредвиденных обстоятельств и для свободы передвижения, в том числе по просторам морей-океанов. Мы работаем в этой сфере не один год, и для нас не является сюрпризом, что уже более половины собственников дорогих яхт из стран СНГ приобрели второе гражданство (58%) либо планируют сделать это (45%), и такие впечатляющие цифры лишь подтверждают резонность приведенных в этой статье доводов. Существует крайне занятная закономерность между яхтами и лучшими мировыми локациями, предоставляющими паспорта и виды на жительство взамен на инвестиции. Антигуа и Барбуда, Вануату, Великобритания, Гренада, Доминика, Ирландия, Испания, Камбоджа, Кипр, Латвия, Мальта, Португалия, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия — все эти страны имеют выход к мировому океану и доступны прямо с борта вашего судна! В следующий раз, когда вы будете пришвартовываться в одной из гаваней указанных стран, оглядитесь по сторонам и присмотритесь к людям, архитектуре и всем остальным бытовым вещам, которые составляют жизнь в ее привычном понимании. Возможно и вы лично захотите бросить якорь в этой стране? Не для налоговой экономии, защиты активов или планирования наследования — это все скучно и неинтересно — а для повышения качества жизни вас и ваших родных. С учетом постоянно повышающейся конкуренции на рынке предоставления гражданства и резидентства за инвестиции, стартовые потери времени и денег на такое мероприятие выглядят более чем скромно (соответственно, от 2-х месяцев и от 150.000 дол. США. Если вы решитесь на такой важный шаг, мы с радостью приложим все усилия, чтобы сделать это очередное приключение максимально беззаботным!

Я расскажу, как бесплатно путешествовала на парусной яхте по греческим островам. Поделюсь своими впечатлениями о самих островах. Вы узнаете, как повторить такое путешествие на яхте: найти капитана в интернете и договориться с ним.

Меня зовут Ольга. Мне 33, я из Мурманска.

Путешествие на яхте было моей давней мечтой. В 2011 году мой друг рассказал про курсы яхтенных капитанов и предложил вместе пройти их в Средиземном море. Тогда не сложилось, но мечта походить под парусом у меня осталась.

Содержание

  1. Как я попала на яхту
  2. Рассмотрим на одном примере
  3. ***
  4. Обязанности на яхте
  5. Путешествие и жизнь на яхте
  6. Непогода и ночная вахта
  7. Острова, марины, таможня
  8. Питание
  9. Достопримечательности по пути
  10. Итоги
  11. Кому подойдет такой способ путешествия
  12. Что могу посоветовать
  13. Понравилась ли мне поездка

Как я попала на яхту

Пару лет назад я наткнулась на сайт Findacrew. Он позволяет владельцам яхт найти экипаж или попутчиков, а путешественникам яхту. Такой своеобразный морской Блаблакар.

Я зарегистрировалась и благополучно забыла об этом до поры, до времени. В марте 2019 г. я жила в Нюрнберге и думала, куда бы поехать в следующий раз. Я вспомнила про Findacrew и обстоятельно заполнила анкету в личном профиле.

Сначала немного о том, как все устроено на сайте, потом расскажу о своей поездке.

Или можете ввести интересующую локацию в поисковой строке и нажать findaboat со значком лупы. Если вы владелец яхты и вам нужен экипаж, то жмем findacrew.

Попадаем вот сюда:

Слева в меню вводим нужные нам настройки:

  • Availability – доступность (когда можно попасть на яхту)
  • Locations – район плавания или место, где находится яхта
  • Vessel – характеристики судна, количество мест, на каком языке говорят и пр.
  • Crew wanted – кого ищет капитан (м/ж, возраст, одного или компанию)
  • Position – какая судовая роль нужна на яхте и на каких условиях (про условия читайте ниже)
  • Advanced – прочие настройки

Я искала лодку с помощью второго пункта (Locations). Там можно искать лодку в определенной точке и указать возможный радиус поиска от этой точки.

Чем больше о вас информации, тем больше шансов попасть в команду.

Рассмотрим на одном примере

Тут написано, что капитана зовут Пол. Ему 40 лет. Парусная яхта длиной 15,5 м, приписана к Новой Зеландии. Место посадки — Панама. Примерная дата отплытия — после 1 июля 2020.

Личность капитана подтверждена сервисом. Он имеет премиум-аккаунт, что позволяет ему переписываться с интересующим экипажем.

Рекомендую вам тоже подтвердить свою личность Это обошлось мне в €10, но доверия к таким аккаунтам гораздо больше.

Contribute positions — значит, что он берет попутчиков с условием деления расходов на всех участников поездки (топливо, электричество и вода в портах, расходы на еду). В принципе, даже это неплохой вариант для тех, кто хочет попробовать себя в парусном путешествии.

Unpaid positions — никто никому не платит.

Paid positions — экипаж получает зарплату. Это больше подходит тем, кто имеет хоть какой-то морской опыт. Или корочку повара, например.

Я заполнила анкету, указала возможные должности, и буквально через 2 часа получила письмо от парня из Великобритании, который собирался в трехлетнюю кругосветку. Он искал попутчиков на разные отрезки путешествия. Старт предполагался из Бразилии. Меня заинтересовало предложение, но билеты в Южную Америку стоили дорого, и минимальный отрезок плавания был примерно месяц.

Второе письмо пришло через пару дней.

Меня приглашали на парусный катамаран, в двухнедельный маршрут по греческим островам. Питание было включено. Старт — с острова Корфу 28 апреля.

«Конечно, да!» — воскликнула я, и подтвердила свое желание участвовать в этом путешествии.

Мы обменялись номерами телефонов и пообщались по ватсапу.

Я сказала капитану, что не уверена в безопасности: лететь непонятно куда, вдруг лодка меня вообще не ждет. В ответ он выслал фото своего паспорта и готовность, если нужно, оплатить перелет до Греции. Потом поделился контактами экипажа с прошлого года. Это вселило в меня некоторый оптимизм.

Вылет из Нюрнберга до Афин был намечен на 27 апреля, из Афин на Корфу 28 апреля. Мне прислали список необходимых вещей (сменная обувь с белой подошвой для яхты, солнечные очки, головной убор, крем от солнца, хорошая ветровка).

Мой самолет на Корфу начал снижение.

Я сидела у окна и смотрела. как море под самолетом становится все ближе, а посадочной полосы все не видно. Наверное, мы будем приводняться — подумала я, и тут наш самолет коснулся земли. В этот момент остальная команда ждала меня в кафе рядом с аэропортом и фотографировала приземление моего самолета.

Мы познакомились с капитаном, его другом, совладельцем яхты из США и женщиной из Польши, которая лет 20 занимается виндсерфингом, уже 4 раз путешествуя с этой командой.

Обязанности на яхте

Вообще, меня взяли поваром, но ужинали на яхте мы всего пару раз, когда стояли на якоре в бухтах.

В анкете я указала, что умею готовить, но нет специального образования. Если бы были корочки, я могла устроиться в подобный круиз, только еще и с зарплатой.

Если мы швартовались в городах, то ужинали в ресторанах.

Таким образом, я только сервировала завтраки, делала кофе и сэндвичи на обед и несколько раз готовила ужин. Помогала со швартовкой, и, в целом, с управлением. Поддерживала порядок. Училась вязать узлы.

Первым делом мне объяснили технику безопасности: показали, где находятся спасательные жилеты, огнетушители, аптечка, как бросать спассредства человеку за бортом. Объяснили жизнеобеспечение яхты, про бортовой журнал, радио и навигационную систему. Остальное постигалось по ходу дела. Свободного времени у меня было хоть отбавляй.

Путешествие и жизнь на яхте

Когда на следующий день небо чуть тронулось рассветом мы подняли паруса и вышли в море. Это был такой восторг.

Сбывалась моя мечта.

Легкий бриз разгонял тяжелый катамаран до скорости в 5 узлов. Парусники, оказывается, не такой уж быстрый транспорт, но поверьте, главное — процесс. Свежий ветер, мягкий ход яхты — я была невероятно счастлива.

Моим любимым местом стала сетка на носу катамарана

На ней можно было лежать как на гамаке, наблюдая синее море под собой. На волнах так здорово покачивает, что задремать можно моментально.

Непогода и ночная вахта

Как-то был сильный ветер и двухметровые волны. Нас ужасно качало примерно сутки.

Качка была похожа на бесконечное родео.

На палубу лилась вода, яхта проваливалась вниз с огромных волн, а мы спешили на остров Китира. Там в бухте мы могли переждать надвигающийся шторм, с которым в открытом море уже бы не справились.

Капитан приказал всем надеть спасжилеты и пристегнуться страховкой.

На фото выше я еще не представляю, какими сложными будут следующие сутки.

Я выпила таблетки от морской болезни, но от них клонит в сон. Мы поделили ночь на 3 вахты по 4 часа. Моя шла с полуночи до 4 утра. Яхта шла на автопилоте, но за радаром нужно следить и визуально — не пересекаются ли наши маршруты с другими судами.

Последний час моего дежурства был невыносимым, хотелось приклеить веки скотчем, чтобы не закрывались глаза — так сильно меня вырубало от бесконечной качки и темноты.

Наконец меня сменили, и я уснула, едва коснувшись подушки. Эта качка была единственным неприятным моментом во всей поездке.

А в спокойной воде к нам подплывали стайки дельфинов.

Острова, марины, таможня

Почти каждый день мы швартовались в марине какого-нибудь городка.

Марина — это порт, своеобразная парковка для судов, и как все парковки — платная. Капитан в каждом порту заполняет crew list — список экипажа, с паспортными данными и судовой ролью.

Оригиналы документов тоже нужны, в них проверяют визы.

Капитан оплачивает стоянку судна, при необходимости покупает электричество и воду. На причале стоят такие колонки, к которым можно подключить электрический кабель и шланг с водой.

Жизнь на яхте сразу становится радостнее — энергии от солнечных батарей и аккумулятора хватает только на освещение салона, кают и поддержку навигационных приборов. Когда в марине яхта подключена к электричеству, можно пользоваться электрической духовкой, стиральной машиной, пылесосом и горячим душем (вне марин душ был очень освежающей температуры).

Иногда дают пароль от wi-fi марины.

Но и без него на борту, как правило, ловится несколько доступных сетей от ресторанов на набережной. Пароль написан на меню, также можно спросить у официанта.

Как видите на фото выше, ближайший ресторан всего в нескольких метрах от лодки. Так что, ночью можно сидеть за столиком на яхте, пить вино и слушать живую музыку.

Питание

Питание в кафешках было за счет капитана. Пару раз я покупала себе мороженое, когда гуляла по острову.

В Греции недорогие продукты в магазинах, но цены в маринах выше на 20-30%. Примерные цены в ресторанах:

  • основное блюдо — около €20
  • салат из тунца — €8-10
  • греческий салат — €6
  • пиво — €2-4
  • соки и кофе — от €2

Почти всегда в тавернах приносят комплимент в виде десерта и местной водки Узо.

Обычно я налегала на морепродукты-гриль. В Ханье запомнился обалденный пирог с ягнятиной.

Пару раз мы заставали фермерские рынки, которые работают раз в неделю.

Там можно купить греческий йогурт, вкуснейшие сыры, оливки в разных видах маринада, вяленые томаты, местные овощи, клубнику, домашнее вино и масло. Килограмовый вакуумный пакет вяленых оливок стоит €8.

Достопримечательности по пути

Лазурные бухты островов и маленькие прибрежные городки сами по себе прекрасны, но я опишу несколько запомнившихся моментов.

Пляж Кораблекрушения

Ранним утром мы подходили к острову Закинтос и увидели интересную бухту с затонувшим кораблем.

Решили подплыть поближе, а потом и вовсе пришвартоваться за неимением лучшего — прямо к кораблю.

Уселись завтракать с видом на чудесный пляж.

Через 15 минут вокруг нас закружились с десяток моторных лодок и экскурсионных кораблей с туристами, которым мы испортили все кадры своим присутствием. Капитан одного корабля попросил нас свалить отсюда, иначе он вызовет полицию. Пришлось ускоряться.

Оказалось, это знаменитый на Закинтосе пляж Наваджо (Навайо) или пляж Кораблекрушения.

Вокруг отвесные скалы, туда можно попасть только с воды. А вода в этой бухте изумительного цвета даже в пасмурную погоду, в чем мы убедились на следующий день, когда поехали кататься по острову на арендованной машине.

Остров Китира и одноименный город

Там мы были практически единственными туристами в тот день.

Антикитира

Маленький островок, рядом с которым мы встали на якорь и на моторной лодке подплыли к берегу. На острове живет всего два десятка человек.

Нашли памятную табличку о русском белогвардейце, который после гражданской войны работал тут смотрителем маяка.

Местные рыбаки сурового вида указали, где кафе. Оно напоминало советскую столовую, в меню только растворимый кофе и хлеб. Гвоздь программы — ржавая клетка с уличным голубем на стойке.

Мы решили поторопиться обратно на яхту, пока с лодки не открутили мотор.

Ханья, остров Крит

Марина, расположенная в центре старого города Ханья — самая большая и красивая из всех, что мы видели в Греции.

Бесконечная набережная с огромным количеством ресторанчиков, маяки, каменный арсенал, мечеть, крепость. Это смесь греческой, венецианской и османской культур. И все это на фоне белоснежных гор.

Есть улицы, на которых все магазины торгуют изделиями из кожи, улочки с сувенирами, с изделиями из льна, с косметикой ручной работы из оливкового масла. Там можно запросто пропасть на несколько часов.

Мы покатались по ближайшим горным деревушкам, нашли древнее оливковое дерево, которому больше 3000 лет.

На этом мое путешествие на яхте по островам Греции закончилось.

Я улетела домой. За пару дней до прибытия в Ханью капитан предложил вернуться на яхту в июле, но поездка не сложилась. Ну а в 2020 году наши планы яхтинга на Мальте отменил коронавирус.

Итоги

Кому подойдет такой способ путешествия

Всем, кто любит море, приключения, общение, не боится возможных трудностей и не страдает морской болезнью.

Что могу посоветовать

Еще я замечу, что посягательств на честь и достоинство не было.

Просто люди в возрасте могут позволить себе шикарную яхту и не особо большие деньги выделить на то, чтобы им помогали с ней. В 72 года резво не побегаешь распутывать канаты и развешивать фендеры. Поэтому на взаимовыгодных условиях нанимают экипаж.

Понравилась ли мне поездка

Эта поездка — одна из самых запоминающихся.

Теперь я не считаю путешествие на яхте чем-то недостижимым. Возможно, я буду использовать яхтинг как часть будущей кругосветки, например, чтобы пересечь Атлантику.

Я приобрела новых друзей, с которыми до сих пор поддерживаю общение и строю планы на будущие путешествия.

Когда морской ветер наполняет паруса, мое сердце наполняется счастьем. Счастьем быть здесь и сейчас.

Эцилоп

В Греции введен налог с казуистическим именем ΤΕ.PΑ.Η на пребывание в территориальных водах. Налогообложению подлежат частные и коммерческие яхты и катера длиной свыше 7 метров. Обоснование оригинальностью не страдает: не дабы денег срубить, а чисто для наведения порядка в сфере туризма.

О необходимости срочно навести порядок в соответствии с Европейскими ценностями, начальники твердят давно. И хотя палки в колеса распоясавшихся чатлан вставляло множество добрых пацаков, похоже, ресурсы борьбы за бесплатную солёную воду исчерпаны.

По последним данным, денег чатланам следует дать до 2 апреля 2019 года. А ежели не дать, то накинутся мытари, и штраф — примерно двойная сумма годового налога. То бишь, 24 раза «Ку!» с 24 приседами.

Обязанности эцилопов возложены на портовласти. Основным оператором по учету и взиманию является А.А.Д.Е. — то ли государственная, то ли частная контора по сбору рогов и копыт. Похоже, таки — частная, при особых отношениях с госчиновниками, как положено в «цивилизованном мире».

Мои попытки сдать взнос непосредственно в порт-полицию наткнулись на отповедь: «Мы не знаем, сколько и куда платить, но ведаем, как штрафовать». Более того, утверждалось, что штрафовать начнут не со 2-го, а с 1-го апреля, однако квалификацию конкретного излагавшего сроки офицера мне оценить трудно. Возможно, со временем портовласти научатся принимать мыто, но пока — так.

Ассоциация Греческих Марин. Письмо об электронном Реестре Судов и налоге для прогулочных и круизных судов (ΤΕ.PΑ.Η)

Информируем об обязательности регистрации судов в электронном Реестре судов (S-e-Register) и об оплате TE.PA.H.

1) Обращаем ваше внимание на обязательную регистрацию в электронном Реестре судов, который частично заработал с 15-11-2018 г., частных прогулочных судов под греческим флагом, коммерческих прогулочных судов независимо от их флага, и коммерческих круизных туристических судов дневного круиза. Процесс регистрации в электронном Реестре судов подробно описан в документе POL 1209 / 12-11-2018 (Правительственная газета 5092 / B / 14-11-2018).

2) Обязательство оплатить TE.PA.H применяется к частным и профессиональным прогулочным судам и профессиональным туристическим судам дневного круиза, длина которых превышает 7 метров, за каждый месяц нахождения в территориальных водах Греции, независимо от их флага.

Согласно POL 1210/18, судовладелец или законный представитель несут солидарную ответственность за оплату TE.PA.H для профессиональных судов, а для частных прогулочных судов — судовладелец, арендатор или пользователь.

TE.PA.H рассчитывается на основе длины судна (статья 13 (3) Закона 4211/13.) Расчет показан ниже:
• Длина от 7 до 8 метров —16 евро в месяц
• От 8 до 10 метров — 25 евро в месяц
• От 10 до 12 метров — 33 евро в месяц
• 12 метров и более — 8 евро за метр в месяц

Для оплаты TE.PA.H требуется электронный платежный код (e-Paravolo) и оплата через банк, а также перевод через SEPA. Если выдача кода электронного платежа невозможна, оплата должна быть произведена в любую налоговую инспекцию, порт или таможенный орган.

Скидки (статья 5 POL 1210/18):

(a) Скидка 25% для коммерческих прогулочных судов длиной более 12 метров и коммерческих туристических прогулочных судов (при условии специального коммерческого использования).
(b) Скидка 20%, если суда (коммерческие или частные) заходят и остаются в портах на территории Греции в течение текущего календарного года и при условии, что они уплачивают авансовую единовременную оплату сбора за весь календарный год. Коммерческим судам предоставляется скидка 20% в дополнение к 25%.
(c) Скидка 10% в случае единовременного авансового платежа пошлины за прогулочные суда и туристические суда однодневного круиза в течение 12 месяцев при условии, что единовременная выплата производится в январе текущего календарного года или в декабре предыдущего года, к которому он относится.

Исключения (Статья 6 правил POL 1210/18):

а) Суда, выведенные из эксплуатации или конфискованные на период их вывода из эксплуатации или конфискации.
(b) Суда, характеризуемые как «традиционные» суда.
(c) Суда, которые являются стационарными (не используются).

Следует отметить, что в соответствии со статьей 9 POL 1210/18 для судов, уже находящихся в территориальных водах Греции, TE.PA.H выплачивается в течение 10 дней после публикации POL в Правительственной газете (т.е. до 26-11-2018).

Два слова о…

ВНИМАНИЕ. Сиё — не официальный документ. Я задолбался искать информацию, вчитываясь в тексты законов с комментариями и пытаться понять, когда, куда и сколько надо башлять за ветер, солёную воду и солнце. Приведенное выше — результат общения с портовластями, юристом и страховыми компаниями. Пока я ещё этот налог не заплатил, так что полной информацией не обладаю даже для моей лодки.

Делюсь нарытым, ибо человек человеку — не пробабли-скрипаль, а друг (по крайней мере, так должно быть). Посему то, что я изложил, прошу не воспринимать как истину, а лишь как повод для самостоятельного изучения проблемы и самостоятельной реакции/нереакции на неё.

Читайте также: