Почему таможенные пошлины не взимаются при помещении товаров под таможенные процедуры уничтожение

Опубликовано: 05.05.2024

Уничтожение – это таможенная процедура, которой подвергаются товары зарубежного производства, по тем или иным причинам не подлежащие реализации.

Общее о таможенной процедуре уничтожения



Как именно должна проводиться таможенная процедура уничтожения (в данном контексте также будет использоваться термин «утилизация» в том же значении), изложено в ст. 248 Таможенного кодекса ЕАЭС. Эта мера применяется только в отношении пищевых и непродовольственных продуктов зарубежного производства.

В статье 249 Таможенного кодекса ЕАЭС также указываются условия, при наличии которых продукты зарубежного производства помещаются под данную процедуру. Там же установлены категории товаров, не подлежащие утилизации и методы, которые при рассматриваемой операции не применимы. Комиссия Евразийского экономического союза вправе определять дополнительные категории товаров, не подлежащие уничтожению, но на сегодняшний день таких перечней Комиссии нет.

Отходы, которые образуются в результате осуществления процедуры, помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (ИМ 40) только в том случае, если их использование выгодно с экономической точки зрения. Поэтому стараются уничтожать товары таким образом, чтобы подобных отходов не оставалось.

К примеру, на Выборгской таможне в феврале 2019 года было уничтожено около тонны ввозимых продуктов. Среди них рыбная, мясная и молочная продукция. Со сроками годности все было в порядке, но дело в том, что эта продукция поставлялась из стран санкционного списка. Таможенники изъяли товар на границе и сожгли в высокотемпературной печи. При этом возврату или продаже изъятая продукция уже не подлежит. Ее уничтожают без уплаты каких-либо пошлин и налогов.

И еще один случай таможенного уничтожения произошел в Калининграде, где на таможне была задержана партия игрушек из Китая. Груз был задержан в морском порту города Балтийска. Игрушки оказались поддельными, они не имели необходимых сертификатов качества, внешне выглядели как подделка и издавали неприятный химический запах. Вся партия была уничтожена гусеничными бульдозерами на полигоне. Задача – не просто сломать игрушки, а превратить их в массу совсем мелких кусочков, которые потом засыплют в яму и сравняют с землей.

Порядок помещения иностранных товаров под таможенную процедуру уничтожения



Общий порядок утилизация товаров состоит из трёх шагов:

Этап получения разрешения, складывающийся из двух последовательных действий:

  • Получение заключения Минприроды с указанием возможности, территории и способа ликвидации товаров. Регламентируется приказом Минприроды от 9.09.2011 года №732.
  • Получение разрешения на утилизацию в таможне, в регионе деятельности которой планируется подача соответствующей декларации (ИМ 93); регламентируется приказом ФТС России от 7 февраля 2011 года №216.

На этом этапе декларант указывает сроки ликвидации иностранных продуктов, достаточные для подачи, выпуска декларации на товары в таможенной процедуре уничтожения и фактического совершения операций по их утилизации на полигоне.

Также важно отметить, что необходимо указать причину выведения из оборота товаров (причину, из-за которой их следует уничтожить). Для продуктов питания, как правило, причиной является истечение срока годности.

Этап подачи Декларации на товары и помещения их под процедуру.

Этап фактической утилизации в сроки и месте, согласно полученному разрешению от таможни на этапе А).

На этом этапе для фактического наблюдения на полигон, где будет проходить уничтожение товаров, помещённых под процедуру, также выезжает должностное лицо таможенного органа РФ.

После фактической ликвидации составляется соответствующий акт в 3-х экземплярах: по одному для каждого подписанта, который подписывается декларантом, лицом, осуществившим уничтожение, и должностным лицом таможенного органа (приказ ФТС России от 22 декабря 2010 года №2523).

Возможности таможенного представителя



Компания ООО «СБ Карго» имеет практический опыт по уничтожению иностранных товаров, путём их помещения под таможенную процедуру уничтожения. Получение заключений в территориальном управлении Росприроднадзора достаточно затруднительный процесс. Поэтому наша компания может помочь в поиске соответствующей компании, имеющей необходимую лицензию на совершение операций по уничтожению товаров. Это альтернативный законный вариант обойтись без получения заключений от Минприроды. Этой лицензии и заключенного договора с компанией-уничтожителем достаточно для того, чтобы приступить к получению разрешения на уничтожение в таможне.

Мы можем предложить уничтожение товаров способом измельчения, например, на полигоне вблизи города Домодедово без образования отходов.

Я видел это действо,
И был им восхищён,
Завели большое автосредство
Железный пожиратель он.

Примерно вот такой обзор:
Подающая конвейерная лента,
Заведённый дизельный мотор,
И товары едут разного ассортимента.

В конце встречает их железный,
Точнее, стержень винтовой стальной,
Дробит всё это в мусор бесполезный
Товарной ценности не остаётся никакой.

И ради этого финала,
Готов по кабинетам лазить я,
И пусть времени пройдёт не мало,
Но для уничтожения это всё не зря!

Транспортировка и хранение грузов при пересечении границ Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) и на его территории сопряжены с рядом обстоятельств, приводящих к необходимости использования таможенных процедур (далее — ТП) уничтожения или отказа в пользу государства.

В этой статье рассмотрим аспекты применения таможенной процедуры уничтожения (далее — ТПУ) и требования, предъявляемые действующим законодательством к ее оформлению.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (804) 333-20-57

Это быстро и бесплатно !

Что такое таможенная процедура уничтожения

Это законодательно урегулированный порядок действий, при котором иностранные товары уничтожаются частично или полностью, утрачивают потребительские и другие специфические свойства и не подлежат восстановлению в первоначальном состоянии.

Правовые основы

На начало 2019 года ТПУ регулируется следующими правовыми актами:

  1. Глава 34 Таможенного кодекса ЕАЭС (далее — ТК ЕАЭС).
  2. Глава 31 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  3. Приказ ФТС России от 07.02.2011 №216 (ред. от 04.07.2012) «Об утверждении порядка осуществления таможенными органами действий, связанных с выдачей разрешения на помещение товаров под таможенную процедуру уничтожения» (далее — приказ ФТС №216).
  4. Приказ ФТС России от 19.03.2012 №501 «О внесении изменений в приложения к приказу ФТС России от 07.02.2011 №216».
  5. Приказ ФТС России от 22.12.2010 №2523 «Об утверждении формы акта об уничтожении товаров под таможенным контролем» (далее — приказ ФТС №2523).
  6. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 09.09.2011 №732 «Об утверждении порядка выдачи и формы заключения о возможности уничтожения, способе и месте уничтожения товаров для помещения таких товаров под таможенную процедуру уничтожения» (далее — приказ Минприроды №732).
  7. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 №30 «О мерах нетарифного регулирования в ЕАЭС».

Что такое таможенная процедура уничтожения и какие в ней есть нюансы

Какие товары не подвергаются ТПУ

Не допускается ТПУ для товаров, не соответствующих:

  • мерам нетарифного регулирования;
  • техническим регламентам;
  • требованиям санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, карантинного, фитосанитарного, радиационного контроля (ст. 249, ст. 7 ТК ЕАЭС).

ТПУ не применяется в отношении:

  • культурных, археологических и исторических ценностей;
  • животных и растений, их частей и дериватов, причисленных законами стран ЕАЭС или международными договорами к охраняемым видам, кроме обязательного уничтожения для пресечения эпидемий, эпизоотий и распространения карантинных объектов;
  • товаров, принятых в залог таможенными органами (далее — ТО), до прекращения отношений залога;
  • изъятых или арестованных грузов, в том числе вещественных доказательств.

Справка. Комиссия, состоящая из сотрудников ТО, вправе определять перечень иных товаров, в отношении которых не применяется ТПУ (ст. 248 ТК ЕАЭС).

ТПУ запрещена, если уничтожение:

  • вредит окружающей среде или опасно для жизни и здоровья людей;
  • заключается в потреблении согласно прямому назначению;
  • влечет расходы для государственных органов стран ЕАЭС.

Что такое таможенная процедура уничтожения и какие в ней есть нюансы

Порядок уплаты пошлин и налогов

Ввозные пошлины и налоги не уплачивают только при условии непригодности отходов от ТПУ для дальнейшего коммерческого использования и невозможности их восстановления экономически выгодным способом (ст. 248 ТК ЕАЭС).

Отходы не подлежат таможенному контролю и считаются товарами ЕАЭС со дня признания непригодности или представления ТО документов, подтверждающих:

  • захоронение;
  • обезвреживание;
  • утилизацию;
  • уничтожение иным способом;
  • передачу отходов для совершения таких операций другими организациями.

Отходы или лом, представляющие коммерческий интерес:

  • рассматриваются как иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию в таком состоянии;
  • помещаются под соответствующую ТП;
  • облагаются пошлинами и налогами, применяемыми к таким отходам или лому.

Для взимания платежей с отходов, образовавшихся после уничтожения, декларант или его таможенный представитель, классифицирует такие отходы согласно Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (далее — ТН ВЭД) и сообщает ТО наименование, количество и стоимость товара.

Справка. Перевозка, уничтожение товаров и утилизация отходов выполняются за счет декларанта, владельца груза или таможенного представителя (ст. 250 ТК ЕАЭС).

Что такое таможенная процедура уничтожения и какие в ней есть нюансы

Основания для помещения товаров под процедуру уничтожения

Под ТПУ могут быть помещены товары, перемещенные через таможенную границу, в ходе транспортировки или при продолжительном хранении которых теряются потребительские качества или заканчивается срок их хранения, при условии, что возврат таких товаров невозможен или экономически невыгоден.

Необходимость в ТПУ возникает, когда:

  • транспортировка растягивается на продолжительное время, что становится причиной незапланированных транспортных расходов или непредвиденного роста ставок ввозных пошлин, которые владелец груза не в состоянии оплатить;
  • рост транспортных расходов или ввозных платежей делает товары неконкурентоспособными в сравнении с аналогичными на внутреннем рынке ЕАЭС и сбыт становится невыгодным для предпринимателя;
  • изменения правовых норм делают невозможным легальный ввоз груза на территорию ЕАЭС.

ТПУ заявляют в отношении грузов, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС и не помещенных под ТП или помещенных под процедуры, не изменяющие статус товаров, под контролем ТО стран ЕАЭС:

  • временный ввоз;
  • таможенный склад;
  • беспошлинная торговля;
  • переработка на таможенной территории;
  • таможенный транзит;
  • свободная таможенная зона;
  • свободный таможенный склад и др.

Как поместить товары под ТПУ

До подачи декларации декларант уведомляет ТО, в регионе которого находятся товары, о намерении помещения их под ТПУ в произвольной письменной форме

В уведомлении указываются:

  • описание;
  • количество;
  • код согласно ТН ВЭД;
  • стоимость;
  • место нахождения;
  • предполагаемый способ уничтожения;
  • краткое изложение причин, по которым декларант выводит товары из оборота;
  • место уничтожения;
  • сведения об отходах, образующихся после уничтожения.

К уведомлению декларант прикладывает заверенную копию заключения об уничтожении или возможности уничтожения, выданного уполномоченной организацией стран ЕАЭС, с указанием способа и места уничтожения товаров (ст. 249 ТК ЕАЭС).

Что такое таможенная процедура уничтожения и какие в ней есть нюансы

Допускается использовать как заключение:

  • нотариально заверенную копию лицензии, выданной специализированной организации, заключившей договор с декларантом;
  • акт, выданный организацией, проводившей испытания с временно ввезенными для таких испытаний иностранными товарами (ст. 249 ТК ЕАЭС);
  • акт, составленный должностными лицами ТО, наблюдавшими за уничтожением (согласно приказу ФТС №2523);
  • заключение территориального органа Росприроднадзора (согласно приказу Минприроды №732).

Решение о разрешении ТПУ принимает начальник или заместитель начальника ТО (согласно приказу ФТС №216).

Для проведения процедуры ТО устанавливается срок с учетом:

  • времени, необходимого для уничтожения;
  • способа и места уничтожения;
  • сроков, указанных в заключении уполномоченного государственного органа страны ЕАЭС (ст. 250 ТК ЕАЭС) (при наличии).

После уничтожения товаров декларант обязан представить ТО подтверждающие документы либо акт организации, уничтожавшей или утилизировавшей товары.

Заключение

Правильный выбор ТП основан на изучении принципов таможенных операций и таможенного контроля, правовых возможностей совершения операций с товарами, помещенными под конкретную ТП, особенностей исчисления и уплаты таможенных платежей, исходя из содержания ТП.

ТПУ возможна для ограниченного перечня товаров. Расходы на применение этой процедуры ложатся на владельца груза, при страховании поставки — на страховую компанию. В определенных ситуациях ТПУ коммерчески целесообразнее других ТП.

Товары, которые перемещаются через таможенную границу, обязательно должны быть помещены под ту или иную таможенную процедуру.

Таможенная процедура определяет требования и условия использования и распоряжения товарами на таможенной территории, либо за ее пределами.
Положениями статьи 127 ТК ЕАЭС установлено 17 таможенных процедур:

1) выпуск для внутреннего потребления (ИМ40);
2) экспорт (ЭК10);
3) таможенный транзит;
4) таможенный склад (ИМ70);
5) переработка на таможенной территории (ИМ51);
6) переработка вне таможенной территории (ЭК21);
7) переработка для внутреннего потребления (ИМ91);
8) свободная таможенная зона (ИМ78/ЭК78);
9) свободный склад (ИМ77/ЭК77);
10) временный ввоз (допуск) (ИМ53);
11) временный вывоз (ЭК23);
12) реимпорт (ИМ60);
13) реэкспорт (ЭК31);
14) беспошлинная торговля (ИМ96/ЭК96);
15) уничтожение (ИМ93);
16) отказ в пользу государства (ИМ94);
17) специальная таможенная процедура (ИМ90/ЭК90).

Таможенная процедура выбирается декларантом, поэтому он несёт ответственность за несоблюдение условий и требований процедуры.

Заявление таможенной процедуры при декларировании напрямую зависит от:

  • особенностей перемещения товара (ввоз или вывоз),
  • статуса товара для таможенных целей (иностранный или товар Союза),
  • условий, на которых товар закупается,
  • срока ввоза или вывоза товара,
  • цели перемещения (предназначение и характер товара),
  • перспективы дальнейшего использования товара (н-р, реализация или ремонт или выставка)

Исходя из особенностей перемещения товаров, таможенные процедуры можно разграничить следующим образом:

для ввозимых товаров используются процедуры:

выпуск для внутреннего потребления, таможенный склад, переработка на таможенной территории, переработка для внутреннего потребления, временный ввоз (допуск), реимпорт, беспошлинная торговля (в отношении иностранных товаров), уничтожение, отказ в пользу государства, свободная таможенная зона (в отношении иностранных товаров), свободный склад (в отношении иностранных товаров), специальная таможенная процедура, свободная таможенная зона (в отношении иностранных товаров), свободный склад (в отношении иностранных товаров).

для вывозимых товаров применимы процедуры:

экспорт, переработка вне таможенной территории, временный вывоз, реэкспорт, беспошлинная торговля (в отношении товаров Союза), специальная таможенная процедура, свободная таможенная зона (в отношении товаров Союза) , свободный склад (в отношении товаров Союза).

Специальные таможенные процедуры, как правило, применяются в отношении:

  • товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами;
  • товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях;
  • товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линии электропередачи;
  • отдельных категорий товаров, перемещаемых иностранными лицами.

Каждая таможенная процедура имеет свои отличительные условия, но для всех процедур без исключения присуще несколько общих правил:

  • соблюдение запретов и ограничений при помещении товара под процедуру;
  • разрешительный порядок выпуска товаров в соответствии с заявленной процедурой;
  • обязательность соблюдения условий и требований избранной таможенной процедуры;
  • днем помещения товаров под процедуру считается день выпуска товара таможенным органом;
  • право изменения выбранной таможенной процедуры на иную.

Условия помещения, содержание таможенных процедур, порядок их применения, регламентированы разделом IV Таможенного кодекса ЕАЭС, с учетом особенностей таможенного регулирования в Российской Федерации.

Выбирая таможенную процедуру декларант должен помнить, что тем самым он определяет «рамки», в которых будет использоваться товар, требования к товару, а так же свои права и обязанности в отношении товара.

Кроме прочего, правильность заявления таможенной процедуры может экономить финансовые средства компании. К примеру, компания ввозит дорогостоящий прибор из Германии. Этот прибор предназначен для проведения испытаний в условиях собственного производства и через месяц будет возвращён производителю. В случае заявления таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления (ИМ40) при ввозе, необходимо уплатить таможенные пошлины, налоги, которые могут быть весьма значительными. Поэтому с учетом цели перемещения прибора правильнее заявить временный ввоз с последующим помещением под процедуру реэкспорта. В случае соблюдения порядка и условий данных таможенных процедур товар освобождается от уплаты таможенных пошлин и налогов.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

от 9 марта 2016 г. N Ф03-570/2016

История рассмотрения дела

Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2016 года.

Полный текст постановления изготовлен 09 марта 2016 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи: Е.П. Филимоновой

Судей: А.Н. Барбатова, Н.В. Меркуловой

от общества с ограниченной ответственностью "ЮЭС": Юдицкий М.Ю., представитель по доверенности б/н от 22.01.2015;

от Находкинской таможни: Домина Е.А., представитель по доверенности от 14.09.2015 N 05-32/78;

рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Находкинской таможни

на решение от 21.09.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2015

по делу N А51-33731/2014 Арбитражного суда Приморского края

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Т.Е. Мангер; в суде апелляционной инстанции судьи: Н.Н. Анисимова, С.В. Гуцалюк, О.Ю. Еремеева

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЮЭС"

к Находкинской таможне

о признании незаконным решения

Общество с ограниченной ответственностью "ЮЭС" (ОГРН 112536020717, ИНН 2536248487, место нахождения: 690014, Приморский край, г. Владивосток, пр-кт Красного Знамени, 84, 76; далее - ООО "ЮЭС", общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Находкинской таможни (ОГРН 1022500713333, ИНН 2508025320, место нахождения: 692900, Приморский край, г. Находка, ул. Портовая, 17; далее - таможня, таможенный орган) от 12.10.2014 об отказе в выпуске товаров по декларации на товары N 10714060/021014/0003807 (далее - ДТ N 3807), об обязании устранить допущенные нарушения путем выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, а также о взыскании судебных расходов в сумме 25 000 руб.

Решением суда от 21.09.2015, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2015, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

В кассационной жалобе таможня и ее представитель в судебном заседании просят решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.

По мнению заявителя кассационной жалобы, поскольку декларантом в установленный срок не были представлены документы, необходимые для выпуска товаров, подтверждающие фактическое совершение внешнеэкономической сделки (паспорт сделки по контракту от 28.02.2014 N AU060130R), таможенный орган правомерно отказал в выпуске товаров на основании пункта 1 статьи 201 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС).

ООО "ЮЭС" в отзыве на кассационную жалобу, а также его представитель в суде кассационной инстанции, против доводов таможенного органа возражают, просят принятые по делу судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судебное заседание в соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Приморского края.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке и пределах статей 284 , 286 АПК РФ и, исходя из доводов кассационной жалобы, правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела и установлено судами, 11.11.2013 между обществом (покупатель) и компанией "ASUS GLOBAL PTE.LTD." Сингапур (продавец) заключен контракт N AUN 001155R на поставку компьютеров, ноутбуков, моноблоков и компьютерных комплектующих на общую сумму 3 млрд. руб. Срок действия контракта до 10.12.2014, дополнительным соглашением от 08.12.2014 пролонгирован до 31.12.2020.

Согласно условиям указанного контракта, с учетом дополнительного соглашения от 11.11.2013, ассортимент, количество и цена товара указываются в спецификациях или контрактах, являющихся неотъемлемой частью настоящего контракта; если ассортимент, количество и цена товара указываются в контрактах, то на каждую такую партию товара продавец представляет следующие документы: коммерческий инвойс, упаковочный лист, контракт, коносамент.

28.02.2014 между декларантом и его инопартнером был заключен контракт N AU060130R на поставку ноутбука ASUS 2014 года выпуска, модели X550CC-XO072H в количестве 60 комплектов стоимостью 2424 руб. за комплект, модели X550CC-XO029H в количестве 30 комплектов стоимостью 2480 руб. за комплект, общей стоимостью 219 840 руб. Срок действия контракта установлен до 28.02.2015.

Дополнительным соглашением от 09.07.2014 к контракту N AU060130R стороны уточнили предмет сделки и общую стоимость товаров, согласно чему общая сумма контракта составила 91 266 550,25 руб.

Дополнительным соглашением от 07.10.2014 данный контракт был дополнен пунктом 11.6, в соответствии с которым настоящий контракт является неотъемлемой частью контракта от 11.11.2013 N AUN 001155R, заключенного между продавцом и покупателем. При этом условия указанного дополнительного соглашения применяются к отношениям продавца и покупателя, возникшим с момента заключения контракта от 28.02.2014 N AU060130R.

В июне 2014 года во исполнение внешнеторгового контракта от 28.02.2014 N AU060130R на таможенную территорию Таможенного союза в Российскую Федерацию обществом на условиях поставки CFR порт Восточный ввезен товар, в целях таможенного оформления которого таможенным представителем (ЗАО "Давос"), действующим на основании договора от 28.12.2012 N 85/2012, была инициирована процедура таможенного оформления "выпуск для внутреннего потребления".

В связи с невозможностью внести обеспечение уплаты таможенных платежей в предложенном таможенным органом размере, обществом было получено разрешение от 01.10.2014 N 10714000/011014/0000001 на помещение товаров под таможенную процедуру уничтожения.

02.10.2014 в таможенный орган подана ДТ N 3807, в соответствии с которой по таможенной процедуре "уничтожение" к таможенному оформлению был предъявлен товар стоимостью 91 066 326, 25 руб. В графе 44 спорной ДТ в качестве документов, подтверждающих совершение внешнеэкономической сделки указаны: по коду 03011 - контракты от 28.02.2014 N AU060130R и от 11.11.2013 N AUN 001155R, по коду 03012 - дополнительное соглашение от 09.07.2014 к контракту 28.02.2014 N AU060130R, дополнительное соглашение от 11.11.2013 к контракту от 11.11.2013 N AUN 001155R; по коду - 03031 - паспорт сделки от 23.12.2013 N 13120001/0783/0002/2/1, оформленный к контракту от 11.11.2013 N AUN 001155R.

В отношении товара, заявленного в спорной ДТ, назначен таможенный досмотр, результаты которого отражены в акте от 03.10.2014 N 10714060/031014/001087.

Письмом от 03.10.2014 N 37б-10/01414 таможенный орган сообщил о выявлении несоблюдения условий выпуска товаров, выразившегося в непредставлении к таможенному оформлению паспорта сделки по контракту от 28.02.2014 N AU060130R, о необходимости в срок до 12.10.2014 представить документ, подтверждающий соблюдение обществом валютного законодательства.

В целях завершения таможенного оформления спорных товаров обществом в адрес таможни письмом от 06.10.2014 направлена копия паспорта сделки от 23.12.2013 N 13120001/0783/0002/2/1 и письменные пояснения, а письмом от 07.10.2014 представлено дополнительное соглашение от 07.10.2014 к контракту от 28.02.2014 N AU060130R.

Посчитав, что декларантом требование о предоставлении паспорта сделки, необходимого для выпуска товаров не исполнено, таможенный орган 12.10.2014 принял решение об отказе в выпуске товаров под заявленную таможенную процедуру в виде проставления отметки в графе "С" спорной ДТ.

Не согласившись с указанным решением таможни, общество оспорило его в арбитражный суд.

Согласно статье 179 ТК ТС, товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных Кодексом . Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена ДТ, в том числе документов, подтверждающих совершение внешнеэкономической сделки.

В силу положений статьи 203 ТК ТС по выбору лица товары, перемещаемые через таможенную границу, помещаются под определенную таможенную процедуру в порядке и на условиях, которые предусмотрены названным Кодексом и законодательством государств - членов таможенного союза (пункт 1) . Лицо вправе изменить выбранную таможенную процедуру на другую в соответствии с названным Кодексом (пункт 2) .

Обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру возлагается на декларанта ( статья 205 ТК ТС).

Подпунктом 13 пункта 1 статьи 202 ТК ТС в целях таможенного регулирования в отношении товаров в числе прочих таможенных процедур установлена процедура уничтожения товаров.

В соответствии со статьей 307 ТК ТС уничтожение - таможенная процедура, при которой иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования . Под уничтожением товаров понимаются обезвреживание, полное уничтожение или иное приведение товаров в состояние, при котором они частично или полностью утрачивают свои потребительские и (или) иные свойства и не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом.

Согласно статье 296 Федерального закона от 27.11.2010 "О таможенном регулировании в Российской Федерации" помещение товаров под таможенную процедуру уничтожения допускается с разрешения таможенного органа.

Для получения разрешения на помещение товаров под таможенную процедуру уничтожения декларант подает письменное заявление, в котором указываются наименование и код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, подлежащих уничтожению, их количество, стоимость, место нахождения, предполагаемые способ, место и дата уничтожения, а также краткое изложение причин, по которым декларант выводит товары из оборота.

Таким образом, при декларировании товаров в соответствии с таможенной процедурой уничтожения, декларант представляет в таможенный орган сведения о товарах, подтверждаемые необходимыми документами, а также заявляет способ уничтожения и время, в течение которого такое уничтожение может быть осуществлено.

В соответствии с пунктом 1 статьи 195 ТК ТС выпуск товаров осуществляется таможенными органами при условии, что лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру в соответствии с ТК ТС.

Пунктом 1 статьи 201 ТК ТС предусмотрено, что при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных пункте 1 статьи 195 ТК ТС, а также в случаях, указанных в пункте 6 статьи 193 и в пункте 2 статьи 201 ТК ТС, таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению.

Как усматривается из материалов дела, отказывая в выпуске товаров, задекларированных по ДТ N 3807, таможня исходила из непредставления обществом паспорта сделки, оформленного по контракту от 28.02.2014 N AU060130R.

При этом суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 АПК РФ, руководствуясь пунктом 1 статьи 160 , пунктами 2 , 3 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.01.2002 N 67, пунктом 9 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 165, проанализировав условия спорных контрактов и дополнительного соглашения от 07.10.2014, с учетом выводов, содержащихся в судебных актах по делу N А51-31202/2014 Арбитражного суда Приморского края, установили, что контракт от 28.02.2014 N AU060130R с момента его заключения является частью контракта от 11.11.2013 N AUN 001155R и был заключен во исполнение последнего, данные документы в целом выражают содержание внешнеэкономической сделки на поставку компьютеров, ноутбуков, моноблоков и компьютерных комплектующих.

Принимая во внимание взаимосвязь документов по совершению внешнеэкономической сделки, представленных при декларировании товаров по ДТ N 3807, суды правильно указали, что представление в таможню паспорта сделки по контракту от 28.02.2014 N AU060130R не требовалось.

Поскольку обществом до принятия таможенный органом оспариваемого решения были представлены необходимые документы для помещения товара под избранную таможенную процедуру, в том числе паспорт сделки от 23.12.2013 N 13120001/0783/0002/2/1 по контракту от 11.11.2013 N AUN 001155R в подтверждение соблюдения требований валютного законодательства, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу, что в данном случае не имелось оснований, предусмотренных пунктом 1 статьи 201 ТК ТС, для отказа в выпуске спорного товара.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, свидетельствуют о несогласии таможни с той оценкой, которую суды дали фактическим обстоятельствам, являлись предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов.

Руководствуясь статьями 284 , 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

решение от 21.09.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2015 по делу N А51-33731/2014 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Быстрые ссылки

Таможенная процедура уничтожения – это таможенная процедура, при соблюдении условий помещения под которую, иностранные товары могут быть уничтожены* без уплаты таможенных пошлин и налогов.


*Уничтожение – приведение иностранных товаров в состояние, при котором они частично или полностью разрушаются, либо утрачивают свои потребительские и/или иные свойства и не могут быть восстановлены до первоначального состояния экономически выгодным способом.

Таможенная процедура уничтожения не применяется в отношении:

  • товаров, представляющих особую ценность (культурную, историческую, археологическую, племенную или иную);
  • животных и растений, относящихся к видам, охраняемым в соответствии с законодательством стран-участниц ЕАЭС и/или международными договорами, их частей и дериватов (за исключением случаев, когда их уничтожение необходимо для предотвращения распространения эпидемий, эпизоотий и различных карантинных объектов);
  • товаров, принятых таможенными органами в качестве предмета залога (до прекращения отношений залога);
  • изъятых товаров или товаров, на коронные наложен арест, в том числе являющиеся вещественными доказательствами;
  • товаров, разрушение которых может причинить вред окружающей среде или представляет опасность для жизни и здоровья людей;
  • товаров, если способом их разрушения является потребление по назначению;
  • товаров, если это может повлечь расходы для государственных органов стран-участниц ЕАЭС.

Таможенная процедура уничтожения может быть применена в отношении всех категорий товаров, не попадающих под действие запретов и ограничений.

Как правило, таможенная процедура уничтожения применяется в следующих случаях:

  • повреждение товара в процессе транспортировки и/или хранения;
  • значительное снижение рентабельности доставки товара в следствии влияния экономических мер регулирования (тарифные/нетарифные);
  • изменение государственной политики в отношении ввозимого товара и/или страны происхождения товара (санкции).

Условия помещения товаров под таможенную процедуру уничтожения

  1. Наличие выдаваемого в соответствии с законодательством государств-членов заключения уполномоченного государственного органа страны-участницы ЕАЭС о возможности уничтожения товаров, в котором указываются способ и место их уничтожения (в РФ – Росприроднадзор);
  2. Соблюдение запретов и ограничений.

Особенности заявления таможенной процедуры уничтожения

  • Срок уничтожения товаров устанавливается таможенным органом, которому направлено уведомление о намерении помещения таких товаров под таможенную процедуру уничтожения. Срок определяется и сходя из времени, необходимого для фактического уничтожения товаров, с учетом условий уничтожения, указанных в заключении о возможности уничтожения товаров.
  • Уничтожение товаров производится за счет декларанта.
  • После уничтожения товаров декларант обязан представить таможенному органу документы, подтверждающие факт уничтожения товаров.
  • Способ уничтожения определяется исходя из характера повреждений, которых будет достаточно для приведения товара в состояние, не пригодное для использования по прямому назначению.

Помещение товаров под таможенную процедуру уничтожения

  • наименование;
  • код ТН ВЭД ЕАЭС;
  • количество;
  • стоимость;
  • место нахождения;
  • предполагаемый способ уничтожения;
  • краткое изложение причин уничтожения;
  • место уничтожения;
  • сведения об отходах, которые образуются после совершения операций по уничтожению иностранных товаров.

К уведомлению должна быть приложена заверенная копия заключения Росприроднадзора или иного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на выдачу заключения о возможности уничтожения иностранных товаров.

В качестве заключения о возможности уничтожения также могут быть использованы:

Читайте также: