Торговля и таможенные пошлины при федоре алексеевиче

Опубликовано: 02.05.2024




Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности "Экономист-менеджер". Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.

Другими словами, это платеж, который заплатит каждый, кто решит перевести товар через границу России. При этом ввозится ли товар или вывозится, каждое из перечисленных передвижений отражается только на формуле расчета этого платежа. В любом случает, он выплачивается государству.

Так как вариантов перевести товар через границу много (способ перевоза, сроки, вид товара и многое другое) да и количество стран-участников процесса продажи перевозимого товара может быть большое, Правительство РФ ежегодно утверждает поправки, изменения и дополнения в таможенном законодательстве. Не говоря уже о том, что оно, законодательство, с каждым годом расширяется новыми правовыми актами.

Проанализировав этот «пласт» в законе, всю многочисленную информацию можно выделить в основные разделы.

Виды таможенных пошлин

Разнообразие видов таможенных пошлин определяется большим спектром товаров, условий их транспортировки, а так же обширным списком стран-сотрудников и стран-посредников в международных торговых отношениях.


Функции таможенных пошлин

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

  • фискальная – как и налоговые платежи, таможенные пошлины выполняют функции пополнения казны государства;
  • протекционистская (защитная) – таможенная пошлина ограничивает ввоз некачественного импортного товара на территорию государства;
  • балансировочная – таможенная пошлина регулирует внутреннюю цену на импортные и экспортные товары.

Стоит отметить, что хоть пошлина и близка с общим понятием налога, но при рассмотрении функций каждого из них можно выявить явные отличия в частности в регулярности. Обязательство по оплате таможенной пошлины возникает только тогда, когда товар пересекает границу страны.

Ввозная таможенная пошлина

Комиссией Евразийского экономического союза определяется размер ставок данного вида пошлины, который действует на оговоренных территориях стран-участниц союза.

Средний размер таможенной ставки, применяемой в отношении товаров, которые были произведены в стране, входящей в описанное выше экономическое содружество, составляет 75 % от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.

11 главой Таможенного кодекса определяется порядок уплаты таможенных пошлин. Данная норма установлена Протоколом о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств – членов Евразийского экономического союза (приложение № 5 к Договору Союзе).

Вывозная таможенная пошлина

Как понятно из названия данный вид пошлин применяется к товарам, которые вывозятся за пределы страны. Стоит отметить, что этот обязательный платеж применим только к товарам российского производства, соответственно не применяется к импортным товарам, даже при пересечении товаром территории России.

Ставки вывозной таможенной пошлины так же установлены в Таможенном Кодексе, если же в данном документе не будет необходимой информации, то следует обратиться к внутренним законам страны.

Однако не все товары, вывозимые с территории нашего государства, облагаются пошлиной. К группе не облагаемых товаров относится: гуманитарная помощь, иностранная валюта, личные вещи представителей нашей страны в посольствах, пожарно-технические материалы.

Оплата начисленных вывозных таможенных пошлин, чаще всего осуществляется в кассах таможенных организаций. Однако все более популярным становится способ оплаты обязательного платежа через кассы и банкоматы «Сбербанка».

Важным нюансом оплаты остается факт того, что ни в одном правовом акте не прописаны сроки уплаты пошлины, но не стоит злоупотреблять этим «белым пятном» в законодательстве. Последствия чреваты.

Размер таможенной пошлины

Размер таможенной пошлины определяется таможенной ставкой. Основным документом, прописывающим величину ставки на тот или иной товар, является Таможенный Кодекс.

На практике: адвалорная таможенная пошлина чаще применяется к сырью, а специфическая – к готовой продукции.

Однако следует помнить, что таможенная ставка не единственная сумма, которую следует заплатить за товар на границе. Оформление ввозимого или вывозимого товара стоит в районе 500-1000 руб. однако это средний показатель, который может изменяться в зависимости от вида груза и его объемов.

Как рассчитать таможенную пошлину

Существует общая формула, которая поможет спрогнозировать размер таможенного платежа (ТП).

ТП = СТО + ПИ + АС + СНДС, где:

  • СТО – сбор за таможенное оформление (фиксированная ставка в размере 0,1% в рублях и 0,05% в свободно конвертируемой валюте (СКВ) от таможенной стоимости);
  • ПИ – импортная пошлина;
  • AC – сумма акциза;
  • СНДС – сумма налога на добавленную стоимость.

Однако данная формула может применять некоторые изменения, в зависимости от применяемого налогового режима.

Для того чтобы расчет оказался верным важно заострить свое внимание на таком показателе как процентная ставка пошлины.

Чтобы не ошибиться во всем многообразии этих ставок необходимо воспользоваться информацией, прописанной в грузовой таможенной декларации, которая заполняется на государственной границе.

Ещё одним значимым фактором является определение таможенной стоимости товара. Если данное значение будет умышлено занижено в таможенной декларации, по сравнению со статистической стоимостью товаров-аналогов, инспектор налоговой службы РФ имеет право провести корректировку полученных данных. В следствии чего, придется произвести очередные таможенные платежи на сумму выявленных расхождений.

Специфические таможенные пошлины

Примером такого вида пошлины может стать взимаемая плата за каждый килограмм экзотического фрукта или литр спиртного.

Данная таможенная пошлина, в отличие от ввозной и вывозной, не зависит от стоимости товара. Однако нельзя однозначно назвать данную особенность преимуществом. Если на потребительском рынке произошел рост цен на какую либо группу товаров, например из-за повышенного спроса на него, то это не как не отразится на сумме специфической таможенной пошлины, что влияет на качество выполняемой ею фискальной функции.

С другой стороны, размер данной пошлины так же останется неизменным и в случае снижения таможенной стоимости товара.

На сегодняшний день существует перечень условий, при котором возможно применение льготных тарифов пошлин, но данная практика не становится нормой, ни в отношении каких-либо поставщиков или покупателей, ни в отношении каких-либо стран.

Это скорее временное исключение, применяемое на недлительный период.

Порядок правового единства между всеми участниками торговых отношений (от небольших фирм до целых государств) позволяет соблюдать порядок и справедливость в каждом отдельном случае.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика ВЭД
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

Таможенный тариф — это инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком.

В зависимости от того, какая сторона торговой политики считается важной, существует несколько дополняющих друг друга определений таможенного тарифа.

Таможенный тариф (customs tariff) в зависимости от контекста может определяться как:

  • инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;
  • свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;
  • конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.

Виды таможенных пошлин

Таможенная пошлина (customs duty) — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

  • фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
  • протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
  • балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.
Таможенные пошлины могут классифицироваться по способу взимания, объекту обложения, характеру, происхождению, типам ставок и способу вычисления.

В зависимости от объекта обложения выделяют:

  • импортные — пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
  • экспортные — пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства.. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;
  • транзитные — пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.
Таможенная пошлина накладывается на таможенную стоимость товара — нормальную цену товара, складывающуюся на открытом рынке между независимыми продавцом и покупателем, по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации. Номинальная ставка пошлины указывается в импортном тарифе и лишь приблизительно свидетельствует об уровне таможенной защиты страны.

Действительная ставка тарифа показывает реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, вычисленный с учетом пошлин, накладываемых на импорт промежуточных товаров. Для защиты национальных производителей готовой продукции и стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов используется тарифная эскалация — повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки.

Существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния.

Страны могут использовать тарифную квоту — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке тарифа. Экспортный тариф, существующий в некоторых странах, играет в основном фискальную и балансировочную функцию.

Аргументы против тарифов

Противники тарифов обычно строят свою аргументацию на следующем:

Тарифы замедляют экономический рост. Анализ на основе теории общего равновесия показывает, что экономическое благосостояние малой страны снижается от введения импортного тарифа в любом случае. Экономическое благосостояние большой страны также снижается во всех случаях, кроме одного, когда эффект улучшения условий торговли перекрывает экономические потери, возникающие от введения тарифа.

Но поскольку импорт большого государства является экспортом других стран или группы стран, то условия торговли большой страны могут улучшиться только за счет ухудшения условий торговли, а следовательно, и уровня благосостояния в странах, являющихся ее торговыми партнерами. Следовательно, в любом случае воздействие тарифов на мировую экономику в целом отрицательно, поскольку они ведут к снижению объема международной торговли.

Одностороннее введение тарифов нередко приводит к торговым войнам, которые подрывают стабильность международной торговли и международной экономики в целом. Торговые партнеры страны, применившей в одностороннем порядке импортный тариф для защиты своих производителей от наплыва более дешевых товаров из-за рубежа, рискуют испытать на себе ответные тарифные санкции, которые чаще всего затрагивают основные товары их экспорта.

События могут развиваться по схеме «действие—противодействие» до тех пор, пока торговля не сократится настолько и отрицательные экономические последствия этого будут настолько велики, что страны сядут за стол переговоров и согласуют уровни тарифов, которые устраивают каждую из них.

Тариф приводит к увеличению налогового бремени на потребителей, которые из-за тарифа вынуждены покупать как импортные, так и аналогичные местные товары по более высоким ценам. Тем самым часть доходов потребителей перераспределяется в государственную казну и их располагаемый доход снижается.

Такое скрытое перераспределение доходов в пользу государства (особенно в небогатых странах, где среднедушевой доход не очень велик) может привести к возникновению новых и усугублению существующих социальных противоречий. Кроме того, импортный тариф приводит к общему повышению уровня цен и, как неизбежное следствие, стоимости жизни в стране.

Тариф на импортные товары косвенно подрывает экспорт страны, осложняя проблемы платежного баланса. Во многих странах экспортные товары включают в себя импортные детали и компоненты, рост цен на которые приводит к росту издержек на производство экспортной продукции, которая становится менее конкурентоспособной на мировых рынках.

Кроме того, тариф, сокращая импорт, который является экспортом другой страны, сокращает ее экспортные доходы и, следовательно, возможность импортировать из первой страны. Спрос на экспортные товары уменьшается, что ведет к сворачиванию производства и обострению проблем занятости. Исследования влияния импортного тарифа на экспорт семи латиноамериканских стран в послевоенное время показали, что по меньшей мере половина номинального размера импортного тарифа оплачивается экспортерами, которые страдают от его введения.

Тариф ведет к сокращению общего уровня занятости. Защищая рабочие места на местных предприятиях, производящих товары, конкурирующие с импортом, импортный тариф в то же время приводит к сокращению занятости в экспортном и других связанных с ним секторах. Сокращение экспорта из-за ограничения импорта может оказаться настолько значительным, что положительное влияние от введения тарифа на уровень занятости в отраслях, конкурирующих с импортом, может быть перекрыто отрицательным влиянием на занятость в экспортных отраслях.

Более того, занятые в отраслях, конкурирующих с импортом, из-за растущих издержек производства будут требовать повышения своей зарплаты. Чтобы не допустить оттока рабочей силы в эти отрасли, экспортные секторы тоже поднимут зарплату, что скажется на росте издержек и сократит конкурентоспособность производимых ими товаров и, следовательно, экспорт в целом.

Аргументы в защиту тарифов

Тариф — защита молодых отраслей (infant industry argument). Новые отрасли промышленности, которые еще только нарождаются в одних странах, но уже достаточно сильно развиты в других, нуждаются во временной таможенной защите со стороны государства. Без такой защиты, хотя бы на период становления, наплыв дешевых иностранных товаров погубит новую отрасль, не дав ей развиться.

Тариф — средство стимулирования отечественного производства. Этот аргумент, интенсивно эксплуатировавшийся развивающимися странами, был несколько позже подхвачен и в России. Поскольку местная промышленность не в состоянии конкурировать с более дешевыми товарами, производимыми за рубежом с помощью более совершенной технологии, постольку она нуждается в защите с помощью импортного тарифа. Более того, его отсутствие может привести к потере рабочих мест в результате сокращения производства, что наложит дополнительное бремя на бюджет, делая необходимыми выплаты пособий по безработице.

В результате растущей безработицы упадет жизненный уровень, возникнут социальные трения. Сторонники этого аргумента пренебрегают перераспределительным характером любого тарифа, который может обеспечить одной стране выгоду только за счет другой. Страны, сокращая с помощью тарифа импорт и сохраняя занятость в отраслях, конкурирующих с импортом, косвенно сокращают и свой экспорт. Из-за тарифа иностранные партнеры получают за свой экспорт меньшую выручку, которую можно было бы использовать на закупку товаров, экспортируемых данной страной.

Тариф — важный источник бюджетных доходов. Этот аргумент в пользу введения таможенных тарифов также традиционно активно эксплуатируется развивающимися странами и странами с переходной экономикой, включая Россию. В условиях низкой финансовой и налоговой дисциплины многие из этих стран просто не в состоянии собрать причитающиеся государству налоги с населения и предприятий и, следовательно, не могут поддерживать на необходимом уровне социальные выплаты, финансирование обороны, охрану общественного порядка и пр.

Налог на импорт или экспорт, каковым являются таможенные пошлины, организационно собрать гораздо легче, чем многие другие виды налогов, поскольку в большинстве стран он должен уплачиваться в момент физического пересечения товаром таможенной границы государства. Контроль за ключевыми дорогами, пересекающими границу, и портами с помощью небольшой таможенной службы во многих случаях оказывается намного дешевле, чем создание разветвленной государственной системы сбора налогов, которая была бы в состоянии обеспечить их уплату всеми субъектами экономической жизни.

Тариф — защита национальной безопасности, международного престижа страны, ее культуры и традиций. Эти аргументы относятся к разряду внеэкономических аргументов, периодически возникающих в защиту тарифа у тех или иных заинтересованных политических сил и групп. Аргументы такого типа обычно высказываются группировками, лоббирующими за те отрасли, которые либо неконкурентны на мировом рынке, либо производят продукцию, находящуюся на поздних стадиях своего жизненного цикла.

Очень часто подобные аргументы выдвигаются политически весомыми монопольными производителями неконкурентной продукции, которые собираются получить весь экономический выигрыш от введения тарифа. Соображения национальной безопасности, обязывающие каждую страну иметь на своей территории минимум необходимого производства на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств, исторически неоднократно служили аргументом, обосновывающим введение импортного тарифа во многих странах, например на нефть в США в 1959 — 1973 годах.

Однако после нефтяного кризиса выяснилось, что куда разумнее и дешевле создать стратегические запасы нефти по ценам мирного времени, нежели поддерживать с помощью тарифа менее эффективное по сравнению с зарубежным национальное производство. Итак, существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния.

Страны могут использовать тарифную квоту — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой сверхквотной ставке тарифа.

Экспортный тариф, существующий в некоторых странах, играет в основном фискальную и балансировочную функцию. Противники тарифов подчеркивают, что они в большинстве случаев снижают уровень экономического благосостояния страны и во всех случаях — мира в целом, ведут к торговым войнам, увеличивают налоговое бремя на потребителей, подрывают экспорт и сокращают занятость. Сторонники тарифов обосновывают их введение необходимостью защиты неокрепших отраслей национальной промышленности, стимулирования отечественного производства, увеличения доходов бюджета и защиты национальной безопасности.

Резюме

Инструменты государственного регулирования международной торговли делятся на тарифные — те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные — все прочие. Государства могут придерживаться политики свободной торговли, открывающей внутренний рынок для иностранной конкуренции, торговой политики протекционизма, защищающей внутренний рынок от иностранной конкуренции, или умеренной торговой политики, в каких-то пропорциях сочетающей элементы свободы торговли и протекционизма.

В большинстве стран основная задача правительства в области международной торговли — помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Воздействие государственных механизмов регулирования международной торговли на экономическое положение страны может быть описано через понятия излишков потребителя и излишков производителя.

Таможенный тариф — это инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком. Действительная ставка тарифа показывает реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, вычисленный с учетом пошлин, накладываемых на импорт промежуточных товаров. Для защиты национальных производителей готовой продукции и стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов используется тарифная эскалация — повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки.

В результате введения тарифа любой страной возникает несколько экономических эффектов. Эффекты дохода и передела являются перераспределительными эффектами импортного тарифа и представляют собой перемещение доходов от одних субъектов экономической деятельности к другим и не ведут к потерям для экономики в целом. Эффекты защиты и потребления представляют в совокупности эффекты потери экономики от введения тарифа.

В случае малой страны введение импортного тарифа не может изменить мировые цены и улучшить ее условия торговли настолько, чтобы компенсировать негативное воздействие тарифа на экономику. Тариф либо перераспределяет доходы внутри экономики, либо ведет к прямым экономическим потерям. Никакого положительного экономического эффекта, ведущего к экономическому росту в тех или иных секторах, не возникает.

Введение импортного тарифа большой страной вызывает экономические эффекты, близкие экономическим эффектам, возникающим при введении такого тарифа малой страной. Исключением является эффект дохода, который в случае большой страны распадается на две части — эффект внутренних доходов, показывающий перераспределение доходов от потребителей к государству внутри страны, и эффект условий торговли, показывающий перераспределение доходов от иностранных производителей в бюджет большой страны в результате улучшения ее условий торговли.

Импортный тариф оказывает положительное воздействие на экономику страны только в том случае, если эффект условий торговли в стоимостном выражении больше, чем сумма потерь, возникающих в результате меньшей эффективности внутреннего производства по сравнению с мировым и сокращения внутреннего потребления товара.

Существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния.

Страны могут использовать тарифную квоту — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке тарифа. Экспортный тариф, существующий в некоторых странах, играет в основном фискальную и балансировочную функцию.

Противники тарифов подчеркивают, что они в большинстве случаев снижают уровень экономического благосостояния страны и во всех случаях — мира в целом, ведут к торговым войнам, увеличивают налоговое бремя на потребителей, подрывают экспорт и сокращают занятость. Сторонники тарифов обосновывают их введение необходимостью защиты неокрепших отраслей национальной промышленности, стимулирования отечественного производства, увеличения доходов бюджета и защиты национальной безопасности.

Степанова Юлия Робертовна – студент по специальности «Таможенное дело» Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского.

Научный руководитель: Ахмедзянов Рустам Равильевич – кандидат экономических наук, доцент кафедры «Таможенное дело» Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского.

Аннотация: Таможенные пошлины являются важным инструментом внешнеэкономической деятельности государства и представляют собой систему мер, процедур и правил перемещения товаров через таможенную границу с целью защиты и стимулирования развития национальной экономики. В современной экономической ситуации большое значение имеет регулирование ввоза иностранной продукции на отечественный рынок, поэтому в данной статье рассмотрена теория и практика уплаты таможенных платежей при импорте товаров.

Ключевые слова: Таможенные пошлины, таможенные ставки, таможенные органы, внешнеэкономические отношения, импорт товаров, таможенный тариф.

Таможенные платежи – это пошлины, налоги и сборы, взимаемые таможенными органами с участников внешнеэкономической деятельности при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Таможенные платежи выполняют самую главную функцию – фискальную, т.е. являются постоянным источником пополнения доходной части федерального бюджета. Это один из важнейших видов косвенных налогов, который взимается государством с товаров и транспортных средств при ввозе и вывозе по ставкам, предусмотренных таможенным тарифом. [1]

Таможенными платежами выполняется важная роль в защите экономических интересов государства. Они уплачиваются при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации и в случаях, установленных таможенным законодательством (например, ввозные таможенные пошлины взимаются с предметов личного потребления, поступающих в международных почтовых отправления в адрес лиц проживающих в России, а также с аналогичных товаров, ввозимых физическими лицами, прибывающими в нашу страну).

Таможенные платежи защищают отечественную промышленность и сельское хозяйство. Поскольку таможенная пошлина является косвенным налогом, то она влияет на будущую стоимость товара. С увеличением стоимости ввозимого товара повышается конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальными товаропроизводителями, а во внутренней торговле обеспечивается поэтапный переход на мировые цены на сырьё и энергоносители. Чем выше уровень таможенных платежей, тем надёжнее они защищают национальные фирмы.

С точки зрения внешнеторгового баланса страны за счёт взимания и гибкого управления ставками таможенной пошлины оптимизируется соотношение между объёмами экспорта и импорта товаров. Установление различных ставок таможенных пошлин на различные товары создаёт предпосылки к более обоснованной структуре импорта товаров или же предотвращает нежелательный экспорт товаров, внутренние ценных которых ниже мировых, а также позволяет выбирать приоритетные области экспорта, импорта и регулировать общий поток товаров.

Согласно пункта 1 статьи 46 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза к таможенным платежам относятся [2]:

  1. ввозная таможенная пошлина;
  2. вывозная таможенная пошлина;
  3. налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Союза;
  4. акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Союза;
  5. таможенные сборы.

Ввозные пошлины исчисляются исходя из размера ставок, которые действовали на момент регистрации декларации таможенным органом. Основанием для начисления ввозных пошлин служит Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС) – это свод ставок пошлин, которые применяются к товарам, при ввозе их на таможенную территорию Евразийского экономического союза из третьих стран. [3]

По итогам 2018 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 6063,2 млрд. рублей, что на 1487,5 млрд. рублей или на 32,5% больше по сравнению с 2017 годом, и больше по сравнению с 2016 годом на 1656, 2 млрд. рублей или на 37,6%.

  1. НДС – 2255,5 млрд. рублей;
  2. ввозные таможенные пошлины – 578,6 млрд. рублей;
  3. вывозные таможенные пошлины – 3025,7 млрд. рублей;
  4. акцизы при ввозе товаров – 95,2 млрд. рублей;
  5. таможенные пошлины, налоги, уплачиваемые физическими лицами – 16,3 млрд. рублей;
  6. таможенные сборы – 20,3 млрд. рублей;
  7. иные платежи – 71,6 млрд. рублей.

Динамика перечислений таможенных и иных платежей, администрируемых Федеральной таможенной службой России, в доход федерального бюджета в 2016 – 2018 годах представлена на рисунке 1.


Рисунок 1. Динамика перечислений таможенных и иных платежей, администрируемых ФТС России, в доход федерального бюджета.

Структуру таможенных платежей, перечисленных в доходную часть федерального бюджета страны можно проследить в таблице 1.

Таблица 1. Структура таможенных платежей, перечисленных в доходную часть федерального бюджета, млрд. рублей.

Ввозная таможенная пошлина: виды ставок, порядок начисления и оплаты

Ведение внешнеэкономической деятельности предполагает пересечение границ. Субъектов процесса законодательство обязывает уплачивать таможенные платежи в пользу государства. В зависимости от вектора перевозки взносы бывают ввозными, вывозными и транзитными. При импорте товара из Европы в Россию оплачивается ввозная таможенная пошлина. О нюансах ее расчета, льготных условиях, штрафах за нарушение регламента расскажут специалисты компании «Калипсо».

О семантике и особенностях платежа

Импортная пошлина взимается при ввозе грузов коммерческого назначения в страну. Платеж является обязательным в мировой практике, существует он и в России. Регламент и порядок оплаты регулируется ТК ЕАЭС. Данный сбор преследует сразу несколько целей:

  • пополнение государственного бюджета;
  • регулирование объемов импорта;
  • защита отечественных производителей и предоставление им преференций на рынке.

Важно знать! Пошлина распространяется исключительно на продукцию коммерческого сектора. Товары личного предназначения не подлежат налогообложению, однако могут быть ограничены по количеству.

6ff0f19e1798eec6b8737e4029fac9d8.jpg

Виды ставок и особенности калькуляции

Поскольку продукция, пересекающая границу, разносортна, для оплаты предусмотрено три вида ставок таможенных пошлин. Регламент платежей и классификация товаров представлены в Едином таможенном тарифе. На сегодняшний день при импорте используют три способа расчета: адвалорная, специфическая и комбинированная ставки.

Адвалорный платеж

Его сумма рассчитывается, исходя из таможенной стоимости товара. Ставка для каждой категории продукции устанавливается на определенный период времени. Она может повышаться или понижаться в зависимости от рыночной ситуации и необходимости защитить отечественного производителя.

Значение варьируется от 0 до 30%, сумма ставки рассчитывается как произведение таможенной стоимости и показателя адвалорной ставки. Соответственно, данный платеж не может быть выше, чем 30% стоимости товара.

Отдельное внимание при расчете суммы таможенной пошлины уделяется достоверному заявлению таможенной стоимости товара. Контролирующий орган проверяет этот параметр очень тщательно, часто необходимо предоставить бумагу, которая обосновывает заявленную сумму.

Важно знать! Расчет налога проводится, исходя из процента, который установлен на период ввоза продукции. Калькуляцию выполняют в валюте страны, куда ввозится товар.

Специфическая ставка

Пошлина не зависит от стоимости груза, является фиксированной на единицу продукции. В качестве данного параметра могут выступать масса, объем, количество, вес или мощность. Ставка не зависит от экономических показателей, не связана с ценообразованием.

Размер ввозной таможенной пошлины определяется как произведение количества продукции, ставки и курса валют. Параметр указан в евро, на момент ввоза пошлина рассчитывается по курсу Центробанка. Данный вид налогообложения удобен для государства, поскольку участники ВЭД не могут никак повлиять на его размер.

Комбинированная пошлина

Предполагает использование двух алгоритмов одновременно. Регламент расчета следующий:

  • вычисляется сумма по адвалорной ставке;
  • определяется платеж по специфической ставке;
  • результаты суммируются или выбирается наибольший.

В первом случае выплачивается аккумулятивная пошлина, во втором – альтернативная ставка. Достаточно часто комбинированный платеж представлен в виде регламента: 15% от стоимости товара, однако не ниже, чем 5 евро за единицу.

f6d0b4a87b62b5e4ed6456e242e86641.jpg

Льготные условия

Некоторые виды товаров освобождаются от уплаты ввозной пошлины. Это зависит от цели импорта. В данную группу входят следующие категории грузов:

  • предназначенные для личного применения;
  • гуманитарная помощь;
  • используемые для ликвидации аварий и стихийных бедствий;
  • ввозимые физическими лицами;
  • ввозимые персонами, обладающими правом беспошлинного импорта.

Также существует понятие тарифных преференций. Они предоставляются менее развитым странам на некоторые группы товаров. Список позиций регламентирован решением ЕЭК № 8 от 13 января 2017 года. Преференции в виде 75% от базовой ставки получают по российскому законодательству 103 государства, и 49 государств имеют полное освобождение от пошлин на некоторые категории товаров.

Расчет ввозных пошлин для физлиц

Согласно законодательству, физические лица не оплачивают ввозную таможенную пошлину. Однако существует целый ряд ограничений и требований к багажу.

  • Для наземного сообщения стоимость товаров не должна превышать 1500 евро.
  • Для авиатранспорта стоимость груза не должна превышать 10000 евро.
  • Весовое ограничение – 50 кг.

При нарушении квоты пассажир оплатит пошлину за превышенный объем. Следует знать, что таможенный инспектор может самостоятельно назначить платеж при подозрении на то, что товар ввозится с коммерческой целью. Например, если в багаже обнаружено большое количество одинаковых товаров.

Платежи на ввоз автотранспортных средств

Импортные таможенные пошлины на автомобиль оплачивается независимо от способа ввоза. Налоговая сумма складывается из следующих составляющих.

  • Импортная пошлина. Для автомобилей возрастом до 7 лет составляет 23-25%, для машин старше определяется по объему двигателя из расчета 1,4-3,2 евро за каждый кубический сантиметр.
  • Сбор за оформление на таможне. Размер варьируется в зависимости от стоимости авто и может составлять от 500 до 100000 рублей.
  • Акциз. Размер зависит от мощности мотора. Не взимается для авто до 90 л.с. Мощность до 150 л.с. оплачивается от 45 рублей за единицу. Свыше 500 л.с. ставка возрастает до 1302 рублей.
  • НДС. Рассчитывается как 18% от стоимости транспортного средства, акцизного сбора и пошлины.
  • Утилизационный сбор. Устанавливается, исходя из года изготовления автомобиля и объема двигателя.

Как оплачивается пошлина: временные рамки

Импортную таможенную пошлину можно оплатить с момента оформления декларации. Законодательством фиксирован окончательный срок: не позднее 15 суток после предъявления товара на пограничном контроле.

Погашение задолженности проходит в евро или отечественной валюте, наличными в кассе или переводом на счет.

Возможна инициация отсрочки платежа. В этом вам может помочь таможенный брокер компании «Калипсо». Процедура требует одобрения таможенного органа, за нее взимается дополнительный процент.

Примеры расчетов таможенной пошлины

Ставки вывозных таможенных пошлин устанавливают в соответствии с категорией товара. Чтобы определить размер выплат, необходимо установить код груза по ТН ВЭД.

  • Стоимостная ставка

(Таможенная Стоимость * Адвалорная ставка)/100.

Если груз стоит 100 000 рублей, адвалорная ставка составляет 6,5%, пошлина будет равна 6500 рублей.

  • Специфическая ставка

Специфическая ставка * Курс валюты * Количество товара.

Так, на 200 единиц товара при специфической ставке в 0,2 евро и курсе в 75 рублей за евро размер выплаты будет составлять 0,2*75*200, что составляет 3000 рублей.

  • Комбинированная ставка

Например, по единому тарифу ЕАЭС для груза предполагается два значения ставки 10% или 0,1 евро за кг. При стоимости груза 8000 рублей и весе 5 кг несложно посчитать, что в первом случае необходимо оплатить 800 рублей (8000*0,1), а во втором 37,5 рублей (0,1*75*5). Согласно закону должна быть выбрана большая сумма.

Чтобы быть уверенным в корректности расчетов и избежать штрафных санкций, оформление платежа есть смысл доверить компетентному таможенному представителю.

5b36ab2c04b1440348d25928770160a4.jpg

Штрафные санкции

При занижении стоимости товара или использования неподходящего вида ставки вывозных таможенных пошлин представитель контролирующего органа может инициировать процедуру перерасчета налога и потребовать дополнительной оплаты. В случае, если будет доказано сознательное уменьшение стоимости товара, на участника ВЭД могут быть наложены санкции.

Чтобы избежать проблем при оформлении товара на таможне, пользуйтесь услугами профессионалов. Таможенный брокер компании «Калипсо» оказывает правовое сопровождение, отстаивает интересы перед контролирующими органами.

Как оплачиваются НДС и акцизы

Законодательством установлена обязательная оплата не только импортной пошлины, но и акциза и НДС. Актуальность и размер платежа зависят от типа товара и его кода согласно ТН ВЭД. Ряд продукции освобожден от взимания НДС и акциза. Актуальную информацию можно посмотреть в НК РФ и ТК ЕАЭС.

Для большинства продукции ставка НДС насчитывается 10% или 20%. Акцизные сборы распространяются на определенные категории товаров, перечень которых указан в НК РФ статья 193.

Советы и рекомендации специалиста

Грамотный расчет ввозной пошлины во многом определяет скорость пересечения товаром границы, а также дополнительные штрафные санкции. Доверяя расчет платежей профессионалам, вы не только избежите задержек товара на таможне, но и оптимизируете ваши расходы.

Выводы

Пошлина на импорт – обязательный платеж, принятый в большинстве стран для товаров коммерческого назначения. Грамотный расчет суммы требует знания действующего таможенного законодательства и опыта в проведении аналогичных процедур. Свою помощь вам всегда готова предложить компания «Калипсо».

Правление Федора Алексеевича

После смерти Алексея Михайловича в 1676 г. царем стал его сын Федор Алексеевич. С 1679 г., когда ему исполнилось 18 лет, он прочно взял власть в свои руки. Эти годы до смерти царя в 1682 г. стали важным периодом в истории страны. Они во многом подготовили почву для будущих реформ Петра I.

Вокруг царя сплотились молодые способные люди, о которых говорили, что они люди великого разума и са­мого благочестивого состояния. Это окольничий Языков, братья Лихачевы, воевода В.В. Голицын.

Появился новый верховный орган — Расправная палата, подчинявшаяся непосредственно царю. Федор Алексеевич все чаще подписывал указы без совета с Боярской думой. Царь сократил количество приказов, самолично установил время работы центральных ведомств, требуя решать дела безволокитно.

При Федоре Алексеевиче началось реформирование армии. Комплектовались полки нового строя. Появилось девять территориальных военных округов. Каждый из них располагал полками, которые в случае необходимости вливались в единую российскую армию. Здесь же в армию определяли и даточных людей, их были обязаны поставить из своих поместий дворяне.

Военными делами ведал глава объединенных военных приказов. Это была подлинная централизация военного дела в стране. При сохранении дворянской конницы и стрелецких частей большинство дворян в округах зачисляли в рейтарские полки, даточных людей — в солдатские полки. Стрелецкие части, по сути, приближались к регулярным войскам. Появились новые воинские звания — полковники, подполковники, капитаны. Были сформированы первые выборные (ударные) полки, ставшие прообразом российской гвардии. По указу царя дворяне, уклонившиеся от полковой службы, лишались поместий.

В то же время правительство Федора Алексеевича поддерживало собственность дворян на землю и право на крестьянский труд. Ряд указов сближал поместья с вотчинами. Царь приказал создать новую засечную черту, продвинув ее на юг, а оставшиеся в тылу земли заселить людьми и отдать помещикам. Усилился сыск беглых крестьян.

В финансовой области правительство Федора Алексеевича вместо множества налогов ввело уменьшенный по общему размеру единый налог — стрелецкие деньги. Их исчисляли подворно в зависимости от достатка людей.

Прежние льготники были обложены налогом. Старые долги и недоимки прощались, а уклонившимся от единого налога, грозили великая опала и жестокое наказание без пощады.

Реформировал Федор Алексеевич и местное управление. Власть воевод на местах и их ответственность перед центром были усилены. Многие функции упраздненных учреждений передавались воеводам.

Прежде люди должны были ублажать многих должностных лиц. Отныне их единственным начальником, в частности в отношении сбора налогов, становился воевода. Его они старались задобрить. Царь, конечно, знал, что воеводы грабят народ, берут взятки, расхищают государственную казну. Поэтому в указе о воеводском управлении говорилось, что если кто-либо из воевод будет замечен в самом малом: взятке или корысти — и им быть за то в наказании.

И все же круг взяточников сократился. Но таможенные сборы и другие пошлины были изъяты из воеводского ведомства. Их собирали головы и целовальники, выбранные миром.

На исходе своей короткой жизни, в 1682 г., Федор Алексеевич пошел на отмену местничества. Опираясь на имиения церковного Собора и Боярской думы, он подписал документ об отмене в военной и гражданской службе мест, назначения людей по породе, родовитости, и указал служить без великий государь укажет.

1670-е — начало 1680-х гг. были знаменательны тем, что впервые за долгие столетия Россия на своих южных рубежах перешла от обороны к наступлению. Успехи в войне с Польшей, появление на левобережье Днепра зависимой от России гетманской Украины изменили общую ситуацию в этой части Восточной Европы. Польша и Россия заключили военный союз против общего врага — Турции, претендовавшей на украинские и южнорусские земли.

Русские войска начали наступление на широком фронте от Днестра до турецкой крепости Азов. Поначалу успех сопутствовал русским. Их полки прорвались к Азовскому морю. Туда вскоре подошел построенный на воронежских нерфях молодой русский галерный флот. Посаженная на ладьи русская пехота совместно с казаками, шедшими берегом, осуществила ряд рейдов на крымскую территорию. Крымский хан был вынужден свернуть свои наступательные операции и обратиться к защите родных земель. Впервые война развернулась на территории противника. Это было историческое событие.

Но в 1677 г. польский король пошел на мир с Турцией и перестал поддерживать Россию. Тем не менее борьба продолжалась. Проходила она уже при новом русском царе. Бе возглавили молодой воевода князь В.В. Голицын и опытный военачальник князь Г. Г. Ромодановский.

Стотысячная турецкая армия прорвалась к Чигирину, где засели небольшой, но мужественный русский гарнизон и казаки. К ним на помощь спешили армия Ромодановского, включавшая полки нового строя, и казаки с Левобережной Украины. В ряде сражений турки потерпели поражение и бежали от Чигирина. В этих боях хорошо по­казали себя вновь сформированные русские полки.

Но Турция не отказалась от борьбы. Отклонив мирные предложения, султан в 1678 г. послал на Чигирин новую огромную армию. Это была вторая чигиринская кампания. Месячная осада города закончилась тем, что русский гарнизон под командованием шотландского генерала П. Гордона, будущего сподвижника Петра I, поджег город.

Евангелие, принадлежавши царю Федору Алексеевичу и в полном порядке, сохранив артиллерию, оставил Чигорин. Турки и татары захватили значительные территории на Правобережной Украине.

Но сражения продолжались, русские войска оттеснили противника к югу. Однако сил вести активные боевые действия у воюющих сторон не оставалось.

В результате в 1681 г. был заключен мир на 20 лет. Турция признала права России на Левобережную Украину и Киев. Правобережная Украина считалась нейтральной зоной, доступной для использования всеми сторонами, в том числе татарами. Славянское население бежало отсюда на левый берег Днепра.

Две Чигиринские обороны показали высокий уровень подготовки новой русской армии, но вскрыли многие недостатки — местнические споры, отсутствие единоначалия, архаичность поместного войска. Все это было учтено в той реформе армии, которая началась в ходе и после войны, и в отмене местничества. Но главное, инициатива на юге постепенно начинает переходить к России.

При Федоре Алексеевиче осуществлялся поворот страны в сторону западной культуры, западной цивилизации. Был разработан проект государственно-административного переустройства страны. Предполагалось создать ряд учреждений, которые бы сократили влияние Боярской думы и власть Патриарха. Разрабатывался принцип распределения государственных служащих по степеням, соответствовавшим должностям. Намечалось разделение страны на наместничества (будущие губернии). В церковном управлении речь шла о повышении роли митрополитов и ограничении власти Патриарха.

Началась разработка плана создания технических училищ для бедных детей. В Москве открылось Славяно-латинское училище, где преподавалась латынь. Обсуждался проект создания Российской академии.

Этот поворот в сторону новых цивилизационных ценностей отразился и в быту. Царь приветствовал убранство домов по западным образцам — с картинами и зеркалами. Он запретил являться во дворец в долгополой одежде и приказал сменить ее на кафтаны западного образца. Традиционные одежды, по его мнению, приличны женскому платью, а служилому и дорожному времени не потребны.

Начинания и проекты царя встретили яростное сопротивление и Патриарха, и Боярской думы.

Восстание стрельцов 1682 г. и приход Софьи к власти

Сразу же после смерти Федора Алексеевича пришли в движение боярские группировки. Столичная элита не хотела передавать власть старшему сыну Алексея Михайловича — 16-летнему болезненному и слабоумному Ивану, за которым стояли Милославские. Она опасалась старшей дочери Алексея Михайловича — образованной, энергичной и умной Софьи Алексеевны. Вместе с ее фаворитом В.В. Голицыным (1643—1714), видным государственным деятелем и военачальником, одним из руководителей проведенных реформ, она возглавила партию Милославских.

Активность проявили и те, кто в последние годы стоял рядом с царем и проводил реформы. Они боялись потерять свои позиции при Милославских. Именно эти деятели в союзе с Нарышкиными и Патриархом объявили царем 10-летнего Летра Алексеевича. На выборы царя во дворец они отправились, поддев под кафтаны панцири.

Перед Красным крыльцом царского дворца Патриарх, высшие чины Церкви и московские вельможи собрали людей разных чинов. Многие из них заранее были подготовлены сторонниками Нарышкиных. На вопрос Патриарха, кого московские люди хотят видеть на престоле, раздались дружные голоса: «Петра Алексеевича!» Крики в пользу Ивана были заглушены. Патриарх благословил на царство Петра I.

Однако Милославские не успокоились. В борьбе за власть они решили использовать недовольство стрельцов, расквартированных в Москве. Положение в стрелецких полках действительно стало угрожающим. Военную реформу стрельцы встретили болезненно. Новые обязанности по службе отрывали их от промыслов и торговли, которыми они занимались в мирное время. Полковые ко­мандиры злоупотребляли властью, посылали стрельцов работать на свои огороды. Стрельцы отправляли царю челобитные, но все оставалось попрежнему. Руководитель Стрелецкого приказа князь Долгоруков велел схватить одного из челобитчиков и высечь кнутом. Стрельцы отбили своего товарища. Вину за создавшееся положение они возлагали па людей, близких к покойному царю.

Этим-то и решили воспользоваться царевна Софья и ее сторонники. Их люди стали появляться в стрелецких полках, раздавать деньги и щедрые обещания. Стрельцы отказывались подчиняться командирам, кричали: «Не хотим, чтоб нами управляли Нарышкины и Матвеев, мы им всем шею свернем!»

15 мая 1682 г. начался мятеж. Утром разнесся слух, что Нарышкины убили царевича Ивана. С барабанным боем и развернутыми знаменами стрельцы двинулись в Кремль, смяли охрану и прорвались к царскому дворцу. Навстречу им на крыльцо вышла царица Наталья Кирилловна Нарышкина с Петром и живым и невредимым Иваном. Стрельцы на мгновение смутились, затем потребовали выдать изменников. Руководитель Стрелецкого приказа Долгоруков и его сын с бранью накинулись на стрельцов. Это привело стрельцов в ярость. Они бросились на крыльцо, отшвырнули в сторону царицу и Петра и сбросили Долгорукова на копья своих товарищей. Тут же были убиты боярин А. С. Матвеев и князь М. А. Черкасский. Эту страшную сцену расправы с близкими людьми Петр I не мог забыть всю жизнь. С тех пор на его лице в минуты волнения или гнева появлялся нервный тик. Стрельцы овладели Кремлем и столицей. В течение следующих двух дней продолжались расправы над вельможами и полковниками.

18 мая мятеж прекратился. Во главе Стрелецкого приказа по требованию стрельцов был поставлен их любимец — старый боевой воевода, князь И.А.Хованский. Стрельцы потребовали больших денежных выплат. Часть денег им выдали. Стрельцы объявили себя надворной пехотой (дворцовой гвардией), провозгласили вольными всех холопов и уничтожили имевшиеся.на них в Холопьем приказе кабалы.

26 мая 1682 г. под давлением стрельцов Боярская дума и Патриарх объявили первым царем Ивана Алексеевича, а Петра — лишь вторым. Через три дня власть была торжественно вручена царевне Софье, ставшей регентшей при братьях. Посольский приказ и связанные с ним учреждения возглавил князь В.В. Голицын.

В стране формально оказалось трое правителей. Москва в течение нескольких месяцев находилась в руках стрельцов, и новое правительство действовало с оглядкой на них. Боярская дума сосредоточила в своих руках значительную власть. С ее мнением считались теперь и Софья, и Голицын. В ее составе сохранились и противники Милославских. В стране появилась возможность постепенного ограничения самодержавной власти монарха.

В 1683—1684 гг. правительство Софьи было вынуждено собрать выборных людей из дворян и совместно с Бояр-Ставец думой и Собором обсудить вопрос о войне с Турцией Софьи Алексестн и Крымом.

Софья, Голицын и их сторонники постарались ограничить стрелецкий произвол. Голицын объединил вокруг себя группу бояр и дворян, настроенных на восстановление порядка в стране. Между ними были поделены основные государственные должности. Вскоре в столице был восстановлен порядок. Софью убеждали нанести стрельцам решительный удар, но царевна колебалась.

В конце августа царский двор спешно покинул столицу и переехал в село Коломенское под охрану дворянских отрядов. Этим был брошен вызов стрелецкому всевластию. Через неделю путешествие продолжилось. Двор остановился в селе Воздвиженском. Отсюда последовал приказ: всем должностным лицам прибыть к государеву двору. Бояре, окольничьи, думные люди, стольники, приказные потянулись к месту пребывания двора. Туда же двинулся глава Стрелецкого приказа И. А. Хованский с сыном. Близ села Пушкина его встретил посланный навстречу отряд правительственных войск. Хованского схватили, ему зачитали обвинительный акт и казнили. Узнав о расправе, стрельцы захватили Кремль.

Царский двор прибыл в хорошо укрепленный Троице-Сергиев монастырь, который был приведен в осадное положение. Руководителем правительственных сил Софья назначила В.В. Голицына. Князь призвал под стены Троицы всех дворян, способных носить оружие. Боярско дворянская Россия поднялась против стрелецкой анархии.

Через несколько дней стрельцы, лишившиеся своего предводителя, отдались на милость властей. Во главе дворянского ополчения В.В. Голицын вступил в Москву.

Правительница простила повинившихся повстанцев. Царский двор вернулся в Кремль.

По пути дальнейших реформ

Положение в стране оставалось сложным. Россия нуждалась в дальнейшем продвижении по пути цивилизации. Правительство царевны Софьи продолжило реформы, начатые при царе Федоре Алексеевиче. Оказавшийся в лагере Софьи В.В. Голицын стал преемником и продолжателем прежней российской политики.

После возвращения царского двора в Москву заработали приказы, регулярно стала собираться Боярская дума, регентша бывала на ее заседаниях. Число думных чинов увеличилось за счет приверженцев Софьи. Роль феодальной элиты в жизни государства возросла. Кое-кто начал поговаривать о том, чтобы в России, как и в Польше, ввести шляхетское правление. В истории России это был последний взлет боярского влияния.

Софья попыталась навести порядок в области судопроизводства, слова «закон» и «порядок» стали лозунгом нового правительства. Были сделаны попытки улучшить процесс судопроизводства, ускорить процедуру рассмотрения дел. Началась борьба с мздоимством.

Правительство отменило смертную казнь за ряд преступлений. Голицын выступил сторонником свободного предпринимательства, в том числе и с привлечением иностранцев. Все большее количество частей русской армии переводилось на регулярную основу. В интересах дворянства, которое помогло подавить стрелецкий мятеж, правительство организовало межевание земель и закрепление их за служилыми людьми. При этом оно руководствовалось принципом личной выслуги людей, а не их породой.

Несмотря на требования дворянства ужесточить сыск беглых крестьян, Софья издала указ, запрещавший возвращать в крепостную неволю крестьян, ушедших в города. Организовывать сыск разрешалось лишь воеводам. По воспоминаниям иностранных дипломатов известно, что В.В. Голицын вынашивал мысль об освобождении крестьян от крепостной зависимости, ратовал за превращение дикарей в людей, предлагал на первых порах перевести крепостных крестьян с барщины на оброк.

Правительство усовершенствовало систему образования и просвещения. В 1687 г. в Москве была открыта Славяно­греко-латинская академия куда через годы пришел учиться юный М. В. Ломоносов.

В доме канцлера Голицына все было поставлено на западный манер. Прекрасное каменное здание в Охотном ряду украшали картины, эстампы, зеркала, люстры, бюсты знаменитых людей. Библиотека включала книги по истории, философии, медицине, астрономии на разных языках. К иностранным гостям князь выходил одетый по польской моде. Голицын свободно говорил по-польски, по немецки, по гречески, на латыни. Владела иностранными языками и Софья.

Читайте также: