Теория о налоге как об общественной жертве

Опубликовано: 16.05.2024

1.1 Развитие теории налогообложения

В течение длительного времени налогообложение развивалось как практическая отрасль. Большое влияние в этом направлении оказывали такие объективные и субъективные факторы, как войны, стихийные бедствия, желания государя.

Однако постепенно работы философов и экономистов о налогах, их природе, возможностях использования, взаимосвязи со стадиями производства, обращения, распределения и потребления стали приобретать стройный, систематизированный вид.

Одним из первых систематизированные начала учения о налогах изложил английский экономист Уильям Петти (1623-1687).

Главный его труд — «Трактат о налогах и сборах» (1662), в котором он рассмотрел виды государственных расходов и раскрыл причины, приводящие к их увеличению. Интересными представляются его рассуждения о том, как ослабить недовольства налогоплательщиков. Он писал, что как бы ни был велик налог, но, если он ложится пропорционально на всех, никто не теряет из-за него какого-либо богатства.

До сегодняшнего дня не потеряли актуальности высказывания У. Петти об акцизах, заключавшиеся в следующем:

  • налог чрезвычайно легко платить тому, кто довольствуется предметами естественной необходимости;
  • налог располагает к бережливости, что является естественным способом обогащения народа;
  • никто не уплачивает дважды за одну и ту же вещь, поскольку ничто не может быть потреблено более одного раза;
  • при таком способе обложения можно всегда иметь превосходные сведения о богатстве, росте, промысле и силе страны.

Большой вклад в развитие теории налогов внес шотландский экономист Адам Смит (1723-1790), основоположник классической политической экономии. Главная его заслуга заключается в том, что он выработал фундаментальные принципы налогообложения: равенства и справедливости, удобства, определенности и экономичности; утверждал, что налоги признак не рабства, а свободы.

Перечисленные принципы налогообложения не утратили своего значения в современных условиях. Государство на каждом этапе своего развития с учетом экономического состояния строит свои налоговые системы, отбирая принципы, которые наиболее актуальны для конкретных экономических условий.

Весомый вклад в развитие теории налогов внес английский экономист Давид Рикардо (1772-1823), видный представитель классической политической экономии. Он рассматривал важные вопросы теории и практики налогообложения. Д. Рикардо считал негативной стороной налогообложения не столько то, что оно падает на те или иные объекты, сколько его действие, взятое в целом и влияющее на процессы воспроизводства. В трудах Рикардо была предпринята попытка учета при обосновании взимания налогов их взаимосвязи с ценами и доходами. Так, он считал, что всякий налог на всякий товар имеет тенденцию понижать норму прибыли по его производству. Рикардо показал взаимосвязь прямых и косвенных налогов, придерживался дифференцированного подхода к установлению налогов на разные товарные группы, полагал, что облагаться налогом должны в первую очередь предметы роскоши, а не предметы первой необходимости.

Серьезный вклад в развитие налоговой теории сделал немецкий экономист Адольф Вагнер (1835-1917). Он рассмотрел многие ключевые проблемы теории налогов. Будучи сторонником прогрессивного налогообложения, он подчеркивал необходимость относительно плавной прогрессии. А. Вагнер развил учение о переложении налогов. В своих трудах он различал переложение налогов от предложения к спросу, а также переложение от спроса к предложению. Для того чтобы ни одна форма дохода не ускользала от налогообложения, он предлагал следующую систему налогов: налог на приобретение, налог на владение, налог на потребление — незаметность для плательщиков, легкость изъятия, возможность регулирования потребностей.

Теория налогов в трудах классиков марксизма не получила широкого и систематизированного развития, поскольку они считали, что с формированием коммунистического общества потребность в налогах отпадет. Тем не менее в работах Карла Маркса дан анализ действовавшей налоговой системы и показано ее становление по мере развития государства. Так, Маркс отмечал, что налоги возникают с разделением общества на классы и появлением государства. Как он считал, в налогах воплощено экономически выраженное существование государства. В работах Фридриха Энгельса, посвященных вопросам торговли, рассматривались проблемы таможенных пошлин. В. И. Ленин много внимания уделял налогам, при этом серьезной критике подвергались косвенные налоги, оказывающие сильное влияние на уровень жизни населения.

Определенный вклад в развитие теории налогов внесли представители так называемой маржиналистской школы. Маржинализм — один из методических принципов политической экономии, основанный на использовании предельных величин для исследования экономических процессов. Среди представителей этой школы можно назвать К. Менгера, Ф. Визера, И. Тюнена, А. Курно. Представители маржиналистской школы в исследованиях экономических процессов помимо анализа вопросов стоимости, ценообразования много внимания уделяли вопросам налогообложения. Маржиналистская школа свела основные экономические проблемы к обеспечению равновесия, соответственно и налоги рассматривались как один из инструментов достижения этой цели. Исследования представителей данной школы привели к обоснованию принципа прогрессивности в налогообложении, а также необлагаемого минимума. Эта идея нашла широкое применение в налоговых системах всех экономически развитых стран.

Свой вклад в развитие теории налогообложения внес шведский экономист Кнут Виксель (1851-1926). Он рассматривал налоги прежде всего как способ бесперебойного финансирования государственных расходов. Особо подчеркивал необходимость парламентского утверждения налогов, что усилило бы их справедливость в отношении всех категорий налогоплательщиков. К. Виксель считал, что средства налогоплательщиков, изъятые в виде налога, должны им возвращаться в форме различных государственных услуг. Он был противником налогов на расходы, сокращавших потребление, и полагал, что система косвенных налогов позволит относительно богатым уклоняться от налогов. Вексель подчеркивал, что повышенные налоги должны платить те, кто имеет наибольшие доходы.

Идеи Викселя поддержал и развил шведский экономист Эрик Линдаль (1891-1960). Он рассматривал налоги как своего рода цену за предоставляемые государством услуги. Исходя из положения о том, что налогоплательщики имеют разный уровень благосостояния, Э. Линдаль делал вывод, что разные ставки налогов обеспечивают равновесие в обществе. Таким образом, Линдаль последовательно отстаивал идею прогрессивного налогообложения.

Английский экономист Артур Сесил Пигу (1877-1959) считал, что взимаемые налоги должны быть одинаковыми для налогоплательщиков, проживающих в равных условиях. Он видел необходимость в совершенствовании подоходного налогообложения. В частности, Пигу отмечал, что подоходный налог является дискриминационным по отношению к сбережениям. Он обосновал так называемый всеобщий налог на расходы в целях стимулирования сбережений. Фундаментально были освещены вопросы установления и систематизации налоговых льгот при обосновании подоходного налога. Пигу сделал важный вывод о том, что налог на трудовые доходы должен стимулировать трудовую активность.

Выдающийся вклад в развитие теории налогов внес английский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883-1946). Он уделял много внимания налоговому регулированию, подчеркивая, что налоговая политика может оказывать мощное воздействие на экономический рост, повышение занятости населения, стимулирование склонности к потреблению и т.д. Дж. Кейнс считал, что полезно при помощи налогов изъятие доходов, помещенных в сбережения, финансирование за их счет текущих государственных расходов, а самое главное — инвестиций. Рассматривая роль налогов в регулировании экономики, Кейнс обращал внимание на положительную роль относительно высоких налогов, мотивируя это тем, что снижение ставок налогов сопровождается уменьшением доходов бюджета и экономической неустойчивостью государства.

Ярким приверженцем кейнсианства был нобелевский лауреат Пол Самуэльсон (р. 1915). Налоги, налоговую политику П. Самуэльсон рассматривал как важные инструменты в регулировании экономики и считал, что при помощи налогов стимулируются макроэкономический рост и стабильность, снижается уровень безработицы и инфляции, поощряется экономический рост. Анализируя роль налогово-бюджетной политики в регулировании экономики, Самуэльсон указал на противоречивые процессы, которые необходимо учитывать при построении налоговой системы.

Во второй половине XX в. большую популярность приобрела «теория предложения», в которой серьезное внимание уделялось формированию методов воздействия налогов на уровень инвестиций, предложения труда и сбережений посредством снижения налоговых ставок.

Наиболее известным представителем этой научной школы стал американский экономист Артур Лаффер (р. 1940). В результате изучения вопросов налогообложения он пришел к выводу, что существует зависимость между ставками налогов, доходами бюджета и налоговой базой. На основе эмпирических исследований выбранных показателей на примере США он пришел к выводу о том, что налогообложение достигло критического уровня, при котором налоги стали препятствовать экономическому росту. Налоговые реформы в США конца 70-х — начала 80-х гг. XX в. во многом были проведены на основе концептуальных выводов А. Лаффера, ставки налогов были резко снизили в надежде на то, что возросшая деловая активность и интенсивность труда компенсируют потери налоговых доходов. Однако не был зафиксирован весомый рост доли личных сбережений, напротив, федеральные налоговые доходы сократились, вследствие чего федеральный бюджет, сбалансированный в 1979 г., характеризовался беспрецедентным дефицитом в 200 млрд. долл.

Таким образом, предсказания сторонников теории экономики предложения о том, что интенсивность труда и уровень сбережений резко возрастают после снижения предельной налоговой ставки, оказались не вполне корректными. Тем не менее очевидно, что установление налогов выше максимально допустимой ставки нанесло бы еще больший ущерб экономике. Подчеркнем, что достаточно трудно определить предельную ставку какого-либо налога, для этого необходимы эмпирические расчеты с учетом конкретных экономических условий страны.

Американский экономист Милтон Фридмен (1912-2006) стал одним из противником кейнсианства. Он считал, что свобода предпринимательства, стихийный механизм рынка могут способствовать нормальному процессу воспроизводства без широкого государственного вмешательства в экономику. По его мнению, неравномерный прирост денег в обращении, вызванный фискальной политикой, приводит к общей экономической неустойчивости. В области налогообложения основное его предложение сводилось к снижению налогов, при этом он имел в виду, что уменьшение налоговой ставки способствует повышению деловой активности, росту инвестиций, занятости, снижению инфляции и в конечном счете экономическому росту и сглаживанию социальных противоречий.

Джозеф Стиглиц (р. 1943) много внимания уделял проблемам налогообложения: налоговому бремени, оптимальному налогообложению, налогообложению капитала, налоговым реформам. Он выделил пять принципов налоговой системы: экономическая эффективность (налоговая система не должна входит в противоречие с эффективным распределением ресурсов); административная простота (административная система должна быть простой и относительно недорогой в применении); политическая ответственность (налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы убедить людей в том, что они платят налоги, дабы политическая система была в состоянии более точно отражать их предпочтения); справедливость (налоговая система должна быть справедливой в соответствующем подходе к отдельным индивидам); гибкость (налоговая система должна быть в состоянии быстро реагировать на изменяющиеся экономические условия).

Достаточно много внимания уделял Дж. Стиглиц проблемам оптимального налогообложения. Он подчеркивал, что оптимальная структура налогов — та, которая максимизирует общественное благосостояние.

В России серьезная полемика по вопросам теории налогов велась до Октябрьской революции 1917 г. и в основном касалась сущности налогов, их форм, видов, выполняемых ими функций. Таких ученых-экономистов, как Н. Тургенев, И. Озеров, А. Исаев, А. Соколов, В. Твердохлебов, труды которых стали неоценимым вкладом в теорию налогов, по праву можно отнести к классикам отечественной экономической науки.

Современные налоговые теории строятся на исследовании конкретных действующих налоговых систем, выявлении их позитивных и негативных свойств и корректировке их составляющих, поиске оптимальных границ действий налогов.

Теоретическим методам и средствам, которые предлагают ученые разных экономических направлений, используемым в макроэкономическом управлении, необходима согласованность и направленность для решения наиболее важных задач в развитии общества. Иными словами, для успешного достижения желаемого результата должен быть тщательно продуман и скорректирован набор налоговых регуляторов.

Теория эквивалентного обмена строилась на признании возмездного характера налогообложения, на частноправовом взгляде на государство и налоговые отношения как результат соглашения между гражданами и государством, в соответствии с которым за налоги члены общества «покупают» у государства услуги по охране границ, поддержанию правопорядка и т.п.

Налоговая теория обмена услуг не ограничена временем (Средневековьем) и не «страдает формальностью подхода» к сущности налогов, т.е. может претендовать на объективность, по крайней мере, в своей основной идее — возвратности (эквивалентности) налоговых отношений.

Разновидностью теории обмена является атомистическая теория налогов, или теория «общественного (публичного) договора», основоположниками которой были С. де Вобан (1633—1707 гг.) и Ш. Монтескье (1689—1755 гг.). Они считали, что налог является результатом договора между гражданами и государством, на основании которого подданные вносят государству плату за охрану, защиту и иные услуги. При этом уплата налогов и пользование услугами являются обязательными.

В целом положения атомистической теории легли в основу одного из двух концептуальных принципов построения современного налогообложения и распределения налогового бремени — принципа полученных благ, услуг и выгод, на котором, в сочетании с принципом платежеспособности, строятся сейчас налоговые системы развитых стран.

Подобной позиции в рамках теории «фискального договора» придерживались и мыслители XVII—XVIII вв. Т. Гоббс, Вольтер, О, Миоабо. Так, последний писал, что налог есть предварительная уплата за предоставление защиты общественного порядка, а Национальное собрание Франции в XVIII в. называло налог общим долгом всех , граждан и ценой тех выгод, которые доставляет им общество .

В первой половине XIX в. известный экономист Ж. С. Сисмонди разработал теорию налога как «наслаждения». Основная ее идея состоит в том, что налоги есть цена, уплачиваемая гражданином за полученные им от общества «наслаждения» от общественного порядка, правосудия, обеспечения охраны личности и собственности.

Еще одной общей налоговой теорией, стоящей особняком, но тем не менее имеющей тесную связь с теорией обмена, является теория налога как страховой премии. Идея страхования в налогообложении возникла в XVIII в. и была развита во второй половине XIX в. А. Тьером и его последователями в лице Дж. Мак-Куллоха, Э. де Жирардена и др. Суть теории: Общество образует как бы страховую компанию, в которой каждый должен платить налоги пропорционально своему доходу или имуществу для покрытия издержек по охране и защите собственности. Налоги, таким образом, представляют собой страховой платеж, который уплачивается субъектами на случай наступления страхового риска. Налогоплательщики в зависимости от размера своих доходов (имущества) страхуют свою собственность от риска войны, пожара, кражи и т.д., однако в отличие от обычного страхования налоги уплачиваются не для получения суммы страхового возмещения при наступлении страхового случая, а для финансирования затрат государства по обеспечению обороны и право-порядка. Так,.

Значимость теории обмена состоит в том, что к основной идее, заложенной в ней, вольно или невольно обращаются все последующие представители различных направлений экономической и финансовой науки. Она разделила их на сторонников и противников признания эквивалентного (возвратного) или безвозмездного (безвозвратного) характера налоговых отношений, а самих налогов — как цены общественных благ (услуг государства) или как жертвы (общественного убытка).

Классическая и неоклассическая теории налогов и налогообложения

Высокий научный уровень разработки вопросов экономической природы налога присущ классической теории (теории нейтральности) налогов А. Смита, Д. Рикардо, Ж-Б, Сэя и их последователей (конец XVIII — середина XIX в.). Суть: Налоги являются лишь одним из видов государственных доходов, которые должны покрывать непроизводительные расходы по содержанию правительств, никакая другая функция, кроме фискальной, им не присуща.

Сторонники классической теории выступали против государственного вмешательства в экономику, в том числе налоговыми методами. Они считали, что в рыночных условиях максимальное удовлетворение индивидуальных потребностей достигается путем предоставления полной экономической свободы субъектам. Государство обязано лишь обеспечивать условия для нормального функционирования рыночной экономики путем охраны права частной собственности. Основным источником покрытия расходов при выполнении правительством этой задачи должны быть налоги. К последним классики обычно не относили пошлины и целевые сборы, поскольку эти государственные

Вклад классиков политэкономии в науку о налогах значителен и прежде всего потому, что они впервые попытались научно обосновать экономическую природу налогов в рамках теории стоимости (ценности).

Под влиянием названных процессов формировалась неоклассическая налоговая шкала, представители которой разработали теорию коллективных потребностей и налога как источника их удовлетворения в форме принудительных платежей (в силу особой значимости эта налоговая теория будет рассмотрена отдельно). П. Самуэльсон считал, что неуклонно возрастающая роль государства объясняется дальнейшим развитием общественных потребностей и необходимостью их удовлетворения.

В области налоговой политики неоклассики допускали определенное вмешательство государства в рыночную экономику, но на базе снижения ставок налогов и налогового бремени, расширения налоговых льгот и преференций. Представители неоклассической школы второй половины XX века (Андерсон, Луц, Киммел, Эмери и др.) предлагали политику низких налогов в комбинации с практикой широкого использования ускоренной амортизации активной части основных средств (вид инвестиционной налоговой льготы), что должно стимулировать рост сбережений, инвестиционной и деловой активности.

Теория налога как жертвы

В основу теории налога как жертвы было положено учение о происхождении налогов от жертвоприношений, о правовом государстве и вытекающая из него идея о принудительном характере налоговых отношений. Налог рассматривался как обязанность, вызванная необходимостью покрытия государственных расходов, как односторонняя жертва со стороны населения и убыток для общества. Приверженцы теории жертвы обычно отказывались признавать получение гражданами каких-то бы ни было выгод от государства в порядке заключения между ними договора. Налоговые отношения характеризовались ими не как договорные, добровольные, а как обязательные, законодатель-но-правовые.

Н. Канар и Ж. Сисмонди, Дж. С. Миль, К. Эеберг и Н. Тургенев, И. Янжул, С. Витте, Я. Таргулов и др.

Налоговая теория удовлетворения коллективных (общественных) потребностей.

Коллективные потребности — это общественные блага (услуги), предоставляемые государством как субъектом хозяйствования, а налоги — плата за эти блага, взимаемая в принудительной форме. Именно в силу общественного характера коллективных потребностей (услуг государства) возникает необходимость принудительного изъятия налогов.

Коллективные блага, продукты и услуги, доставляемые государством, называются государственными издержками или государственными расходами. Эти услуги не могут быть подведены под понятие меновых благ, т.е. не могут иметь меновую ценность как при обычной купле-продаже или при оценке некоторых из них по определенному тарифу в виде пошлин. Однако и все остальные специфические блага доставляемые государством, должны быть оплачены, и мерилом соразмерности такой оплаты могут быть только налоги.

Налоговые теории подразумевают определенную систему научных знаний о сущности и значении налогов, т. е. различные варианты моделей налогообложения в государстве в зави­симости от признания за налогами того или иного назначения. Существуют также частные налоговые теории, которые обосновывают установление и режим отдельных налогов либо отдельных аспектов налогообложения.

Потребность в установлении теоретических основ налоговых отношений обусловлена объективными причинами. Это связано с тем, что практика налогообложения опережала финансовую науку, которая не подготовила общественное мнение относительно справедливости взимания налогов, поэтому существовала необходимость теоретического обоснования налогов 1 .

Первой налоговой теорией является теория обмена, получившая распространение в Средние века. Она основывается на возмездном характере налога; смысл ее заключается в том, что через налог граждане покупают у государства различные услуги. Разновидностью теории обмена является атомистическая теория, возникшая в XVII— XVIII вв. во Франции. Ее представителями выступали французские просветители С. де Вобан и 1 См.: Пушкарева В. М. История финансовой мысли и политики налогов. М., 2001. С. 76. Ш. Л. Монтескье, рассматривавшие налог как плату, вносимую каждым гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности, за защиту государства и др., т. е. как цену за услуги государства. Смысл атомистической теории заключается в обмене одних ценностей на другие, что производится на особых основаниях, поскольку граждане не могут отказаться ни от уплаты налогов, ни от пользования общей охраной.

В первой половине XIX в. щвейцарский экономист Ж. Си-монд де Сисмонди в своей работе «Новые начала политэкономии» (1819 г.) сформулировал теорию наслаждения, согласно которой налог рассматривался как оплата гражданином полученных им от общества наслаждений — наслаждения от общественного порядка, справедливого правосудия, обеспечения свободы личности и права собственности. При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует таким образом в общих расходах, совершаемых ради него и его сограждан.

Теорию налога как страховой премии разработал во второй половине XIX в, французский экономист А. Тьер. Последователями были Э. де Жирарден, английский экономист Дж. Р. Мак-Куллох и др. Согласно этой теории общество представлено как страховая компания, в которой каждый должен платить пропорционально своему доходу или имуществу, потому что издержки охраны и защиты должны распределяться в соответствии с суммой охраняемой собственности. Налог — это страховой платеж, уплачиваемый подданными государству на случай наступления какого-либо риска. Смысл такого налога — обеспечить финансирование затрат правительства по обеспечению обороны и правопорядка.

Классическая теория налога (теория налогового нейтралитета) существовала во второй половине XVIII — первой половине XIX в. (А. Смит и Д. Рикардо). Сторонники этой теории рассматривали налоги как основной вид государственных доходов, которые должны покрывать затраты на содержание правительства.

Данная теория имеет более высокий научный уровень и состоит в обосновании экономической природы налога, впервые изученной А. Смитом. Его основной труд — «Исследование о природе и причинах богатства народов». Смит не дает собст-

венного определения налога, однако особое значение имеют разработанные им классические принципы построения налоговой политики:

— принцип справедливости, означающий, что подданные государства должны его поддерживать соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и заогитой государства;

— принцип определенности, требующий, чтобы налог был не произвольным, а точно определенным по сроку, сумме и способу платежа;

— принцип удобства уплаты, предполагающий, что каждый налог должен взиматься в то время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;

— принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога и в рационализации системы налогообложения.

Соблюдение этих принципов делает налоги, по словам Смита, признаком не рабства, а свободы. По его мнению, наиболее подходящим объектом государственного налогообложения является земельная рента, поскольку ее нельзя переложить на кого-либо другого; неэффективными и нецелесообразными признаются налог с прибыли и налог на заработную плату.

Кейнсианская теория возникла в первой половине XX в. (Дж. Кейнс). Суть ее в том, что налоги — главный рычаг регулирования экономики и одно из слагаемых ее успешного раз­вития. В числе базовых положений кейнсианской школы — ориентация на спрос, который считается определяющим в регулировании рыночной экономики. Поэтому введение налогов должно вести к падению спроса, а сокращение — стимулировать спрос. Согласно данной теории, налоги — это встроенный механизм гибкости в экономической системе. 4 Теория жертвы — одна из первых теорий, которая содержит идею принудительного характера налога и обусловливает его природу как жертвы (Н. Канар, Б. Г. Мильгаузен, Н. Тургенев, Д. С. Миль, К. Эеберг, И. И. Янжул, Я. Таргулов). Так, русский экономист Н. Тургенев, исследуя природу налогов, считал их пожертвованиями на общую пользу.

Примером частной налоговой теории является научная теория о взаимосвязи ставок налога и общей суммы налоговых поступлений в бюджет, разработанная А. Леффером. Им построена теоретическая зависимость с точкой максимума при 50%. Основные положения теории Леффера

заключаются в следующем: поступления в бюджет отсутствуют при ставке налога 0 и 100%; максимальные поступления в бюджет достигаются при ставке налога 50%. Таким образом, эффект Леффера состоит в росте поступлений в бюджет с повышением налогов, если ставка до 50%, и в падении поступлений — если ставка более 50%. При этом допускаются определенные отклонения в каждом конкретном случае.

Итак, процесс теоретического обоснования природы налога и оптимальных границ налогообложения прошел долгий путь и до сих пор не завершен. В настоящее время происходит формирование научно-теоретических воззрений на проблемы в области налоговых отношений.

Теория о налоге как об общественной жертве (Б.Г. Миль-гаузен), напротив, отсылала представителей идеи о естественной природе и общественном благе в раннебуржуазной либеральной науке к факту принудительности как основному признаку налоговых платежей: «налогами и податями именуются пожертвования подданных своему государству». Данная теория рассматривала налог в качестве принудительного платежа, что правильно отображало сущность налогообложения, особенно в тот период, когда господствовала точка зрения на налог как на добровольный взнос.

Распространенной теорией, имеющей своих сторонников и в настоящее время, является теория коллективных потребностей [Л. Штейн (1815-1890), А. Вагнер (1835-1917) и др.]. Сущность данной теории состоит во взгляде на государство как на субъект, призванный способствовать реализации общих (коллективных) потребностей граждан (членов общества). В силу этого государство может осуществлять экономические функции и иметь собственный, го-

сударственный сектор экономики, призванный удовлетворять коллективные (общественные) потребности. Налогообложение обусловлено существованием государства и выступает тем финансовым источником, который способствует его деятельности по удовлетворению коллективных по требностей общества.

А. Смит (1723-1790) и Д. Риккардо (1722-1823) как представители теории экономической нейтральности налогов (классическая теория) рассматривали налоги как основной вид государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства. Смит в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» не дает собственного определения налога, но вырабатывает ставшие уже классическими четыре принципа построения налоговой политики:

1. Каждый должен участвовать в поддержке государства соразмерно своему доходу, который он получает под охраной государства <принцип справедливости).

2. Налог должен быть точно определен, а не произволен. Время его уплаты, способ и размер уплачиваемого налога должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому (принцип определенности).

3. Налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщиков, т.е. существует необходимость устранения формальностей и упрощение акта уплаты налогов (принцип удобства).

4. В бюджет должна поступать сумма, соразмерная той, которую платит налогоплательщик, т.е. сбор налогов должен производиться при минимальных издержках (принцип экономичности).

Классическая теория, приобретя новое содержание, претерпев значительные изменения, стала предвестницей возникновения различных неоклассических направлений, и в первую очередь, теория монетаризма, которая была разработана в 60-х гг. XX в. М. Фридменом. Согласно его мнению, регулирование экономики необходимо осуществлять через денежное обращение, которое зависит от количества

денег в обращении и банковских процентных ставок. При этом налогам отводится не такая важная роль, как в кейнсиан-ских концепциях. В данном случае они наряду с иными экономическими механизмами воздействуют на денежное обращение. В частности, через налоги изымается излишнее количество денег. Как видим, в монетаризме налоги призваны сглаживать неблагоприятные факторы развития экономики и выступают косвенным инструментом регулирования экономических процессов.

В противовес вышеуказанным теориям представители кейнсианской теории рассматривают налог не как доход государства или плату за услуги, которые государство оказывает обществу, а как средство воздействия на экономическое развитие страны. Данная теория основана на исследованиях английского экономиста Дж.М. Кейнса (1883-1946) и его последователей. Сущность данного направления заключается в том, что налоги - основной инструмент регулирования экономики, ориентированной на спрос. Налог -определяющий критерий функционирования рыночной экономики, из чего следует, что государство имеет рычаг воздействия на экономику посредством введения (увеличения) или отмены (уменьшения) налоговых ставок.

Концептуальный смысл этой теории выражается формулой «сильное государство, активно использующее налоги как средство воздействия на экономику, - сильная и развивающаяся экономика».

Еще большее значение как фактору воздействия на экономическое развитие придает налогам бюджетная концепция американского ученого Лаффера, получившая название теории экономики предложения. Лаффер установил математическую зависимость доходов бюджета от налоговых ставок. Сокращение ставок налогов будет способствовать снижению масштабов уклонения от их уплаты, повысит степень мотивации к расширению объемов производства, в результате чего увеличится и налоговая база. Увеличение налогов за счет повышения их ставок на определенном этапе приведет к сокращению поступлений в государственный бюджет из-за быстрого сужения налогооблагаемых доходов. В итоге высокие нало-

говые ставки, по выводам А. Лаффера, оказывают сдерживающее влияние на предложение труда и капитала, что и было учтено при проведении налоговых реформ в зарубежных странах в 80-е гг. прошлого века.

Отдельно от вышеперечисленных теорий налогообложения стоит марксистская теория отмирания налогов, которое должно произойти вследствие неизбежного упразднения в процессе исторического развития самого государства в рамках построения коммунистического общества.

Следует констатировать, что процесс теоретического и практического осмысления природы налогообложения является постоянным, о чем свидетельствует возникновение все новых и новых налоговых теорий <соотношения прямого и косвенного налогообложения; плоского (единого) налога; переложения налогового бремени; соотношения пропорционального и прогрессивного налогообложения, социальной возвратности налога и ряда др.).

8.3. Налог как правовая категория:


studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Взгляды на сущность и содержание налогов менялись в связи с экономическим прогрессом общества. Одними из первых на регулирующую функцию налогов обратили внимание меркантилисты (Томас Мэн, Джордж Локк, Джон Ло 16-18 вв.). В основе их учение лежало убеждение, что главным фактором экономического роста и национального богатства является внешняя торговля. Посредством высоких пошлин они предлагали воздействовать на баланс внешней торговли, создавая налоговые преференции отдельным отраслям, облагая внутри страны продажу предметов роскоши и т.о. регулируя потребление.

Первыми общими налоговыми теориями явились теории обмена. В их основе лежит признание возмездного характера налогообложения и договорного характера государственных услуг, оказываемых в обмен на уплачиваемые налоги. Различия между теориями обмена проявляются в обосновании характера этого обмена и стоимости услуг государства.

Основной посыл теории эквивалентного обмена состоял в определении сущности налогов как эквивалентной платы граждан за услуги по охране границ, поддержанию правопорядка, исправлению судопроизводства и т.п., покупаемые у государства. Налоговый платеж – акт свободного волеизъявления людей, результат которого эквивалентен.

Сторонники атомистической теории налогов (теории «общественного (публичного) договора» - Вобан, Ш. Монтекскье, 17-18 вв.) считали, что заключение публичного договора с государством – это обязательный акт, он не полностью эквивалентен, но взаимовыгоден для обеих сторон.

Сторонники теории «фискального» договора (Вольтер, Т. Гоббс, О. Мирабо, 17-18 вв.) определяли сущность налога как цену, которую каждый гражданин уплачивает из своего имущества, для того чтобы получить охрану остальной его части и спокойно пользоваться ею. Обмен необязательно эквивалентный, но выгодный.

Согласно теории налога как «наслаждения» (Ж.С. де Сисмонди, 18-19 вв.), налог – цена, уплачиваемая гражданином за получаемое им наслаждение, но деньги, собранные в виде налогов, не должны идти на удовлетворение потребностей правителей. Суть посыла данной теории в возмездном и эквивалентном обмене между подданными и государством.

Авторы теории налога как страховой премии (А. Тьер, Дж. Мак-Куллох, 18-19 вв.) рассматривали налог как страховой платеж: граждане сообразно величине своих доходов страхуют свою собственность от всякого риска, который может помешать в их владении и пользовании этой собственностью.

Историческая ценность теорий обмена состоит в постановке вопроса о наличии эквивалентности в налоговых отношениях. В целом, с позиций теорий обмена можно дать следующее синтезированное определение налога. Налог – это обязательный, индивидуально эквивалентный платеж индивида государству, осуществляемый с целью покрытия объявленных обществу расходов государства, посредством которых финансируется оказание конкретных услуг, предоставляемых государством индивиду в обмен на получение от него данного платежа.

Основой классической теории налогов принято считать работы А. Смита («Исследование о природе и причинах богатства народов», 1776), Д. Рикардо («Начала политической экономии и налогового обложения», 1817), В. Петти («Трактат о налогах и сборах, 1662).

В. Петти считал причиной порождения системы налогообложения государство с присущими ему функциями: оборона, полиция, соц-эк. и др. Выделяет ряд принципов н/о: пропорциональность; недопустимость налоговой дискриминации; недопустимость чрезмерно большого налога для всего населения в целом; применение санкций за уклонение от уплаты налогов. Отстаивал преимущество косвенных налогов, которые взимались в основном со стоимости ввозимых товаров.

А. Смит и Д. Рикардо были убеждены в непроизводительном характере государственных услуг и в нежелательности отвлечения посредством налогов ресурсов от производительного труда, но в то же время признавали налог справедливой ценой или платой за предоставляемые государством услуги, что сближает их с теорией обмена. Заслуга Смита – разработка фундаментальных принципов налогообложения:

· принцип справедливости – налоговое бремя должно распределяться между гражданами соразмерно их доходам;

· принцип определенности – сумма, способ и время платежа д.б. заранее известны налогоплательщику;

· принцип удобности – налог должен взиматься в такое время и таким способом, который представляется наиболее удобным для налогоплательщика;

· принцип экономии – рационализация системы н/о, сокращение издержек взимания налогов.

Фр. экономист Ж-Б Сэй (18-19 вв.) считал критерием производительности труда полезность. В итоге предоставление государственных услуг он определил как производство полезностей в нематериальной форме. Считал, что «наилучший из всех финансовых планов – это расходовать возможно меньше, а наилучший из всех налогов – это наименьший».

Д. С. Милль (19в.) считает, что налог – это плата со стороны производства за обеспечение нормальных условий хозяйствования.

Т.о., классиками политэкономии экономическая сущность налога не была раскрыта, но разработаны принципы н/о. Исходя из видения классиков, налог – это обязательный, индивидуально эквивалентный платеж индивида государству, осуществляемый с целью покрытия расходов государства на общественную оборону и поддержание достоинства верховной власти, взимание которого должно осуществляться с соблюдением принципов справедливости, определенности, удобности и экономии.

Теория налога как жертвы. Первое теоретическое представление налога как жертвы принадлежит физиократам, которые еще в середине 18 в. использовали его жертвенную сущность для обоснования доминирующего значения ренты и единого налога на землю. Они считали, что если государство народным богатством обязано земле, природным силам, то и все жертвы, которые государство может требовать от народа, следует получать из этого же источника. В оформление данной теории существенный вклад внесли Н. Канар, Ж.С. де Сисмонди, Д.С. Милль, К.Т. Эеберг, С.Ю. Витте, Н.И. Тургенев, И.И. Янжул, Б.Г. Мильгаузен, Я Таргулов и др. Важный вклад разработчиков данной теории в современное понимание налога – обоснование его принудительной, правовой и безэквивалентной сущности.

В рамках неоклассического направления маржинализма была сформулирована теория удовлетворения коллективных потребностей (к.19 – н. 20 вв.). А. Маршалл, Д.Б. Кларк, А. Пигу, Л. Вальрас, В. Парето. Авторы теории разграничили понятия индивидуальной и коллективной потребностей. Индивидуальные потребности возникают в рамках отдельных хозяйств, удовлетворяются частным способом, всегда требуют для своего удовлетворения индивидуального обладания данным благом или услугой и поэтому обладают свойством делимости. Коллективные потребности обусловлены общей заинтересованностью группы людей, удовлетворяются коллективно, могут быть делимыми и неделимыми. Делимые – это коллективные потребности, которые представляют собой сумму индивидуальных потребностей, например, потребности в почте, образовании, железной дороге. Неделимыми являются потребности, которые не могут быть разложены на индивидуальные: содержание аппарата госуправления, национальная оборона, общественный правопорядок. Удовлетворение именно неделимых коллективных потребностей и должно обеспечиваться за счет принудительного сбора налогов. Там, где индивидуальная заинтересованность превышает коллективную (например, услуги образовательные, почты, коммунальные), есть возможность использовать меновые отношения и продавать их населению по рыночной стоимости. Там, где коллективная потребность превышает индивидуальную (например, услуги судопроизводства), лучше использовать механизм частичного возмещения их путем установления соответствующего платежа (судебной пошлины) за пользование данной услугой.

Т.о., произошел отказ от классического негативного подхода к хозяйственной роли государства. Было признано, что затраты на удовлетворение коллективных потребностей экономически нужные и целесообразные. Следовательно, если речь идет о неделимых коллективных потребностях, налоги должны взиматься в принудительном порядке.

44. Раскройте содержание регулирующей функции налогов.

Регулирующая функция проявляется через комплекс мероприятий в н/о, направленных на усиление гос. вмешательства в экономические процессы (для предотвращения спада или стимулирования роста производства, научно-технического прогресса, регулирования спроса и предложения, объема доходов и сбережений населения, объема инвестиций). Суть регулирующей функции применительно е общественному воспроизводству состоит в том, чтобы посредством н/о воздействовать не только на макроэкономические показатели, но и на экономическое поведение хозяйствующих субъектов и граждан: их стремление к потреблению, сбережениям, инвестициям. Налоги могут оказывать различное влияние на развитие производства: стимулирующее и дестимулирующее.

Стимулирующий аспект регулирующей функции заключается в формировании посредством н/о определенных стимулов развития для целевых категорий налогоплательщиков, видов деятельности, территорий. Он реализуется через систему налоговых преференций (льготные режимы налогообложения, пониженные налоговые ставки, налоговые отсрочки, различные освобождения, вычеты и т.д.).

Дестимулирующий аспект регулирующей функции заключается в формировании посредством н/о определенных барьеров для развития каких-либо нежелательных экономических процессов. Например, повышая ставки налогов для отдельных видов деятельности (игорный бизнес) или акцизы на нежелательные для потребления продукты (алкоголь, табак), можно в определенной мере избирательно ограничить их предложение и распространение.

Следует заметить, что дестимулирующий аспект в определенной мере является зеркальным отражением стимулирующего. Так, посредством увеличения доли косвенного н/о можно дестимулировать процессы потребления и стимулировать накопление, а следом\вательно, инвестиции; посредством высоких импортных пошлин можно дестимулировать потребление харубежных товаров и стимулировать отечественное производство и т.д.

Читайте также: