Теоретические основы налоговых льгот

Опубликовано: 03.05.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Галицына В.С. Теоретические основы функционирования налоговой системы Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/04/51719 (дата обращения: 24.04.2021).

Налогообложение появилось вместе с государством и было использовано в качестве основного источника средств для поддержания власти и материального обеспечения своих функций. Основная цель налогов как источника средств для обеспечения функционирования государства сохранилась до сих пор.

На современном этапе развития государства для пополнения своегобюджета используются и другие виды взносов и платежей, но налоги занимают значительное место среди них.Специалисты утверждают, что поступления в бюджет РФ налоговых доходов составляют более 80%. Указанные данные не могут быть абсолютно точными, так как доля налоговых поступлений с каждым годом варьируется. 82,9% от общего объема собранных налогов представлены лишь пятью налогами. Наиболее значимым налогом является налог на добычу полезных ископаемых, который составляет 21,7%; налог на прибыль организаций – 19,6%; налог на добавленную стоимость – 16,1%; налог на доходы физических лиц– 13,9%; налог на имущество и акцизы – 11,6%. Остальные налоги составляют лишь 17,1% налоговых доходов. [1, 3]

Неналоговые источники дохода бюджета в России:

  • поступления от реализации государственной собственности;
  • поступления от внешней экономической деятельности;
  • поступления от реализации государственных запасов;
  • доходы от федеральной собственности.

Налог в качестве основной формы доходов государства присущ всем системам правления хозяйствования. Государственные доходы представляют собой совокупность средств, принадлежащих конкретной стране. Они создают материальную базу для выполнения его функций. Следовательно, функционирование государства связано с необходимостью существования налогов.

Налог – обязательный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги используются большинством государств как метод прямого влияния на бюджетный процесс и на производителей товаров, работ и услуг. Посредством налогов государство решает экономические, социальные и другие общественные проблемы.

Другими словами, налогообложение – это изъятие государством определенной части валового общественного продукта для формирования бюджета. Наиболее широко сущность налогов раскрывается в их функциях.

До сих пор существуют дискуссии о том, какие функции присущи налогам. Одни авторы основными функциями считают фискальную, распределительную, регулирующую, контрольную и поощрительную. Схожие мнения имеют А.В. Брызгалин и Д.Г. Черник. М.Н.Бродский и А.И. Худяков определяют главными функциями налогов распределительную и контрольную, а В.М. Родионова выделяет лишь фискальную функцию. В данной статье рассмотрим следующие функции: фискальная, распределительная, регулирующая, контрольная и поощрительная.

Распределительная функция выражается в перераспределении отношений. Благодаря данной функции происходит перераспределение между различными слоями населения. Например, прогрессивное налогообложение прибыли корпораций и личных доходов, налоговые льготы, акцизы на предметы роскоши. В налоговом регулировании появились следующие подфункции:

  1. Стимулирующая;
  2. Дестимулирующая;
  3. Воспроизведственная.

Стимулирующая подфункция ориентирована на развитие тех или иных финансовых процессов. Данная подфункция реализует себя через систему льгот и освобождений, исключений, предпочтений, связанных с льготообразующими объектами налогообложения. Это проявляется как в уменьшении налоговой базы, так и в снижении налоговых ставок.

Дестимулирующая подфункция ориентирована на торможение развития каких-либо финансовых процессов. Одним из примеров является реализация политики протекционизма. Ее осуществление проявляется путем введения повышенных налоговых ставок и налоговых пошлин, установление налога на ввоз и вывоз капитала.

Воспроизводственная подфункция представляет собой взимание платежей за пользование природными ресурсами и налогов, которые поступают на воспроизводство минерально-сырьевой базы, в дорожные фонды и др.

Фискальная функция вытекает из главного предназначения налогов как инструмента обеспечения страны денежными средствами для исполнения конкретных целей. Функция является характерной для всех государств.Фискальная функция в процессе естественного развития закономерно порождает объективную возможность для вмешательства государства в перераспределительные процессы, влияющие на экономические отношения в обществе. Объективный характер существования фискальной функции создает условия и возможности ее реализации в налоговой политике, то есть воздействия налога на воспроизводственный процесс. [2]

Фискальная функция представляет собой изъятие валового национального дохода в бюджет государства. Аккумулирует как в бюджетных, так и внебюджетных фондах средства.

Регулирующая функция налогов показывает, как налоги оказывают влияние на процессы хозяйственной жизни страны, в том числе уровень и динамику потребления, сбережения, накопления, инвестиции и структурные изменения.Данная функция выполняет разные задачи налоговой политики с помощью налоговых механизмов. Она предполагает собой воздействие налогов на инвестиционный процесс, подъем или спад производства, его структуру. [4]

Как считал английский экономист Дж. Кейнс, налоги служат исключительно для регулирований экономических отношений. Регулирующая функция осуществляется через установление налогов и дифференциацию налоговых ставок. Налоговое регулирование оказывает стимулирующее или сдерживающее воздействие на производство, инвестиции и платежеспособный спрос населения. Понижение налогов приводит к росту чистой прибыли, стимулирует занятость, хозяйственную деятельность и инвестиции. Повышение налогов является одним из способов борьбы с «перегревом экономики»

Контрольная функция предоставляет возможность отслеживать налоговые поступления и сопоставлять их с потребностями государства в финансовых ресурсах. Контрольная функция оценивает эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляет необходимость внесений изменений в налоговую политику. [5]

Суть контрольной функции заключается в том, что налогоплательщики своевременно и в полном объеме уплачивают установленные законодательством налоги.

Контрольная функция предоставляет возможность выявить совершенные налоговые преступления и предотвратить неосуществившиеся. Если обратиться к структуре налоговой преступности, можно увидеть, что 70% из них связанны с сокрытием доходов. При чем 80% из них совершаются на частных предприятиях. [6]

Налоговый кодекс имеет множество целей. Легализация доходов выступает одной из них. Выведение доходов из теневого оборота является главным достижением налоговой политики. Налоговое законодательство необходимо знать каждому гражданину Российской Федерации, так как оно касается каждого.

Поощрительная функция предоставляет налоговые льготы гражданам, имеющие особые заслуги перед государством (участники Великой Отечественной Войны, Герои Советского Союза, Герои России).

Налоговая система – это активное действие государства, которое позволяет регулировать социально – экономическое развитие, вносить инвестиции в развитие прибыльных компаний, структурные изменения в производстве, улучшать развитие приоритетных отраслей внешнеэкономической деятельности.

Налоги являются основным инструментом для управления экономикой. Эффективность экономики страны зависит от того как работает система налогообложения. Налоговая система РФ основывается на общих принципах, которые должны регулировать налогообложение на всей территории. Например, единое налогообложение, строгий порядок регулирования налогов, их ставок и льгот, точное определение налогов, распределение налоговых доходов между бюджетами разных уровней. [7]

Налоги устанавливают взаимосвязь интересов государства и предприятий. Благодаря налогам мы можем выяснить, как протекают взаимоотношения предприятий с государственными и местными бюджетами, как регулируется внешнеэкономическая деятельность, в том числе иностранные инвестиции, как формируется прибыль предприятий.

Налоги всегда были незаменимы. Государство реализует определенные цели, приходит к достижениям с помощью налогообложения. В данной статье было установлено, что налоги имеют пять основных функций. Ими являются распределительная, регулирующая, фискальная, контрольная, поощрительная. Каждая из них выполняет представленные перед ними задачи, однако они взаимосвязаны и осуществляются одновременно.

Библиографический список

  1. Корень А.В., Першина В.В. Актуальные проблемы и пути совершенствования налога на доходы физических лиц в Российской Федерации // Глобальный научный потенциал. – 2014. – № 5 (38). – С. 63-65.
  2. Леликова Н.А., Конвисарова Е.В. Зарубежный опыт налогообложения малого бизнеса // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 12-2. – С. 127-129.
  3. Корень А.В., Нефедьева А.С. Региональная налоговая политика как инструмент динамичного развития территории Дальнего Востока // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. – 2014. – № 37. – С. 172-177.
  4. Корень А.В. Электронное мытарство. Совершенствование системы налогового контроля в сфере электронной коммерции // Российское предпринимательство. – 2007. – № 9-1. – С. 94-99.
  5. Корень А.В. Социально-экономические факторы и механизмы динамичного развития Дальнего Востока // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. – 2014. – № 41. – С. 99-103.
  6. Корень А.В., Татуйко А.В. Региональная налоговая политика как инструмент формирования благоприятного инвестиционного климата на Дальнем Востоке // Глобальный научный потенциал. – 2014. – № 11 (44). – С. 134-137.
  7. Корень А.В., Проценко Ю.А. Инвестиционные налоговые вычеты как инструмент повышения финансовой грамотности населения // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 12-2. – С. 204-207.

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Введение

Переход от плановой к рыночной экономике в России сопровождается существенными преобразованиями во всех сферах экономической деятельности. Среди инструментов налоговой политики налоговые льготы являются предметом наиболее острых дискуссий в настоящее время. Причем, наряду с налоговыми льготами, предоставляемыми федеральным законодательством, все большую роль стали играть налоговые льготы, предоставляемые региональным законодательством. Федеративное государственное устройство России предполагает наличие определенных налоговых полномочий субфедерального уровня, что создает возможность субъектам Российской Федерации влиять на предпринимательский и социальный климат в регионе, привлекать мобильные факторы экономического развития.

Одним из основных правовых инструментов, направленных на снижение налогового бремени и обусловливающих соблюдение принципа равенства, равномерного налогообложения, выступают налоговые вычеты. Они позволяют более полно учесть имущественное положение лица при возложении на него налоговой обязанности. Посредством налоговых вычетов реализуется право налогоплательщика на оптимальное исполнение налоговой обязанности; право уменьшить размер налогового обязательства на законных основаниях.

Налоговые льготы - неотъемлемая часть налоговой системы любого государства рыночного типа, подразумевающая определенные преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими налогоплательщиками.

Современная российская налоговая практика содержит примеры налоговых льгот, которые не приводили к тем результатам, на которые рассчитывали законодатели при их введении. В то же время опыт показал, что предоставление льгот в некоторых регионах оказалось более эффективным на уровне субъектов РФ, чем на федеральном уровне, так как на территориальном уровне возможно более точно выявить перспективные предприятия отраслей экономики и более адресно разработать для них систему налоговых стимулов. В то же время, не всегда региональные налоговые льготы одного региона имели положительный эффект для экономики других регионов и для федерального бюджета. Важность налоговых льгот и вычетов отмечена и в Бюджетных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике в 2013 – 2015 годах. Предусмотрено в качестве одного из существенных направлений налоговой политики повышение размеров вычетов при исчислении налога на доходы физических лиц, причем в связи с мерами по улучшению демографической ситуации в стране.

Вышеприведенные аспекты определили актуальность темы выпускной квалификационной работы «Налоговые льготы и вычеты как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики».

Целью выпускной квалификационной работы является комплексное исследование правовой природы налоговых льгот и вычетов, включающее в себя определение их места и роли в налоговой системе на современном этапе развития Российской Федерации; анализ правовых форм регулирования налоговых льгот и вычетов; изучение российского и зарубежного опыта установления и практики применения норм, регулирующих налоговые вычеты; разработка рекомендаций по совершенствованию нормативно – правового регулирования налоговых вычетов.

Для достижения цели работы поставлены следующие задачи:

- исследовать экономическую сущность налоговых льгот и вычетов;

- рассмотреть порядок и условия предоставления налоговых вычетов;

- изучить практические аспекты исчисления налоговых льгот и вычетов;

- раскрыть характеристику льготного налогообложения в зарубежных странах; определить место налоговых вычетов в российском налоговом законодательстве;

- исследовать льготы и вычеты как один из инструментов налоговой политики государства;

- выявить основные направления рационального использования налоговых вычетов;

- разнообразить пути совершенствования использования налоговых льгот и вычетов, а также действующего законодательства и правоприменительной практики.

Объектом исследования выпускной квалификационной работы выступили экономические отношения, возникающие в процессе возникновения и использования налоговых льгот между налогоплательщиками и государством.

Предметом исследования послужил анализ налоговых платежей по Курской области и ООО «Центромонтажавтоматика»,их динамика и структура, а также влияние на них налоговых льгот и вычетов.

Методы исследования – анализ, синтез, обобщение, методы и приемы экономического анализа, статистические методы и др.

Теоретической основой работы послужили результаты фундаментальных исследований как зарубежных ученых (Кейнса Дж., Лаффера А, Рикардо Д., Стиглица Дж. и др.), так и отечественных исследователей (Юткиной Т.Ф., Якобсона Л.И., Юрзиновой Л.И., Вылковой Е. и др.).

Информационная база была сформирована на основе данных пинформационных систем «Консультант плюс: Профессиональная версия», и «Консультант плюс: Региональное законодательство», отчетных данных и материалов Федеральной службы по налогам и сборам, коммерческого предприятия ООО «Центромонтажавтоматика», экономической периодики.

Глава 1. Теоретические и методологические основы налоговых льгот и вычетов

Понятие и виды налоговых льгот

ID (номер) заказа

10-15 страниц. Использовать научные статьи, статьи конституции и монографию.

Закажите подобную или любую другую работу недорого

city
city
bush
bush

Вы работаете с экспертами напрямую,
не переплачивая посредникам, поэтому
наши цены в 2-3 раза ниже

Цены ниже – качество выше!
Цены ниже – качество выше!

Последние размещенные задания

Генная инженерия. Клонирование. Евгеника.

Реферат, Концепции современного естествознания

Срок сдачи к 25 мая

Решение задач, Математика

Срок сдачи к 21 мая

нужно переделать во второй главе ,2.2 и 2.3 Банк ВТБ

Диплом, Кредитование юридических лиц коммерческими банками

Срок сдачи к 25 мая

Вариант 8 12 задач

Решение задач, Операционный менеджмент

Срок сдачи к 23 мая

Срок сдачи к 25 мая

Тема: "Правомерное поведение: понятие и виды."

Курсовая, Теория государства и права

Срок сдачи к 25 мая

Нужно сделать контрольную работу (аналитическую)

Срок сдачи к 22 мая

Решить одну задачу по теории вероятностей

Решение задач, теория вероятностей и математическая статистика

Срок сдачи к 26 мая

Перевод с русского на английский

Перевод с ин. языка, Текстиль

Срок сдачи к 19 мая

9:00 Медицинская терминология Тесты

Онлайн-помощь, Английский язык

Срок сдачи к 27 мая

Здравствуйте, поможете ответит на вопрос по метрологии

Решение задач, Метрология и стандартизация

Срок сдачи к 19 мая

Лишение свободы как вид наказания, Пожизненное лишение свободы

Курсовая, уголовное право

Срок сдачи к 21 мая

Заплачу больше за малый срок

Курсовая, Высшая математика

Срок сдачи к 22 мая

Мой номер по списку 10. Задание 1 - вариант 1. Задание 2

Контрольная, Теория бухгалтерского учёта

Срок сдачи к 21 мая

Контрольная, Информатика и программирование

Срок сдачи к 27 мая

Нужно сделать курсовую по статистике по этой методички

Срок сдачи к 20 мая

Подбор литературы, подготовка к государственной итоговой аттестации

Срок сдачи к 19 мая

Решить задачи, составить проекты правовых документов

Решение задач, Юриспруденция

Срок сдачи к 19 мая

47 702 оценки Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

обратились к нам
за последний год

работают с нашим сервисом

заданий и консультаций

заданий и консультаций

выполнено и сдано
за прошедший год

Тысячи студентов доверяют нам
Тысячи студентов доверяют нам

Сайт бесплатно разошлёт задание экспертам.
А эксперты предложат цены. Это удобнее, чем
искать кого-то в Интернете

Размещаем задание

Отклик экспертов с первых минут

С нами работают более 15 000 проверенных экспертов с высшим образованием. Вы можете выбрать исполнителя уже через 15 минут после публикации заказа. Срок исполнения — от 1 часа

Цены ниже в 2-3 раза

Вы работаете с экспертами напрямую, поэтому цены
ниже, чем в агентствах

Доработки и консультации
– бесплатны

Доработки и консультации в рамках задания бесплатны
и выполняются в максимально короткие сроки

Гарантия возврата денег

Если эксперт не справится — мы вернем 100% стоимости

На связи 7 дней в неделю

Вы всегда можете к нам обратиться — и в выходные,
и в праздники

placed_order

Эксперт получил деньги за заказ, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Безопастная сделка

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы
над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем
возврат полной уплаченой суммы

line
line
line
line
line

line
line
line
line
line

Создание заказа

Выбор эксперта

Выполненное задание

Написание отзыва


Поможем вам со сложной задачкой

С вами будут работать лучшие эксперты.
Они знают и понимают, что работу доводят
до конца

ava
executor

С нами с 2014
года

Помог студентам: 2 280 Сдано работ: 2 280
Рейтинг: 88 207
Среднее 4,99 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

1 034 оценки

ava
executor

С нами с 2015
года

Помог студентам: 4 515 Сдано работ: 4 515
Рейтинг: 74 054
Среднее 4,7 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

2 000 оценок

avatar
executor_hover

С нами с 2016
года

Помог студентам: 993 Сдано работ: 993
Рейтинг: 59 761
Среднее 4,75 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

569 оценок

line

avatar
executor_hover

С нами с 2013
года

Помог студентам: 1 654 Сдано работ: 1 654
Рейтинг: 55 933
Среднее 5 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

1 027 оценок


1. Сколько стоит помощь?

Цена, как известно, зависит от объёма, сложности и срочности. Особенностью «Всё сдал!» является то, что все заказчики работают со экспертами напрямую (без посредников). Поэтому цены в 2-3 раза ниже.

Специалистам под силу выполнить как срочный заказ, так и сложный, требующий существенных временных затрат. Для каждой работы определяются оптимальные сроки. Например, помощь с курсовой работой – 5-7 дней. Сообщите нам ваши сроки, и мы выполним работу не позднее указанной даты. P.S.: наши эксперты всегда стараются выполнить работу раньше срока.

3. Выполняете ли вы срочные заказы?

Да, у нас большой опыт выполнения срочных заказов.

4. Если потребуется доработка или дополнительная консультация, это бесплатно?

Да, доработки и консультации в рамках заказа бесплатны, и выполняются в максимально короткие сроки.

5. Я разместил заказ. Могу ли я не платить, если меня не устроит стоимость?

Да, конечно - оценка стоимости бесплатна и ни к чему вас не обязывает.

6. Каким способом можно произвести оплату?

Работу можно оплатить множеством способом: картой Visa / MasterCard, с баланса мобильного, в терминале, в салонах Евросеть / Связной, через Сбербанк и т.д.

7. Предоставляете ли вы гарантии на услуги?

На все виды услуг мы даем гарантию. Если эксперт не справится — мы вернём 100% суммы.

8. Какой у вас режим работы?

Мы принимаем заявки 7 дней в неделю, 24 часа в сутки.

Главная > Реферат >Финансы

1. Теоретические основы налоговых льгот

1.1 Сущность и виды налоговых льгот

Налоговые льготы представляют собой один из элементов налогообложения, присутствующий в различных налогах и принимающий множество форм. Согласно п. 1 статьи 56 Ч.I НК РФ, «льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере».

Это определение налоговых льгот обладает одновременно широтой и конкретностью - широтой, потому что позволяет отнести к категории льготы преимущества для налогоплательщика величины вне зависимости от их формы, конкретностью, так как устанавливает необходимый и достаточный признак налоговой льготы - наличие определенных преимуществ по сравнению с другими налогоплательщиками.

Налоговые льготы, согласно п. 2 статьи 17 НК РФ, являются факультативным элементом обложения. Налоговые льготы, практически всегда приводят к уменьшению доходов бюджета, тем самым как бы препятствуют налогу выполнять фискальную функцию. Отсюда становится очевидным, что налоговые льготы выступают единственным элементом налогообложения, ориентированным на выполнение иной функции налогообложения - регулирующей.

Льготирование налогоплательщиков и плательщиков сборов является одним из важнейших методов осуществления налоговой политики. При установлении налоговых льгот налогооблогающие субъекты в первую очередь исходят из необходимости:

- соблюдения справедливости при перераспределении финансовых средств;

- улучшения материального положения отдельных категорий физических лиц;

- повышения финансовой устойчивости отдельных категорий организаций;

- стимулирования определённых видов деятельности производств;

- создания благоприятного инвестиционного климата в государстве или на отдельных территориях.

В зависимости от того, изменение каких элементов налогообложения предполагает та или иная налоговая льгота, и с учетом характера этих изменений, можно выделить следующие их виды:

- понижение ставки налога;

- освобождение от уплаты налога;

- изменение срока уплаты налога;

- реструктуризация задолженности по налогам, пени и штрафам.

Изъятие — это разновидность налоговых льгот, дающих право налогоплательщику исключать из налогооблагаемой базы (освобождать от налогообложения) отдельные её части.

Скидка предоставляет налогоплательщику право уменьшения налогооблагаемой базы на сумму определённых вычетов.

Понижение ставки налога, как льгота дает возможность уплачивать налог (сбор) по ставкам меньшим, чем те, которые установлены в общем порядке.

Освобождение от уплаты налога (налоговая привилегия) предусматривает полный или частичный отказ налогооблагающего субъекта от налоговых притязаний в отношении от­дельных категорий налогоплательщиков в течение определён­ного срока или бессрочно.

Изменение срока уплаты налога — льгота, позволяющая уплачивать налоги в более поздние сроки.

Реструктуризация задолженности по налогам, пени и штрафам предоставляет налогоплательщикам возможность отсрочки исполнения обязанностей по уплате недоимок, пе­ней и штрафов за нарушения законодательства о налогах и сборах.

Наряду с льготами, предоставляемыми отдельным катего­риям налогоплательщиков, налогооблагающие субъекты мо­гут устанавливать на территории государства или части его территории льготные режимы для всех налогоплательщиков или для тех из них, которые являются нерезидентами. Такие государства и территории именуются как зоны льготного на­логообложения или иначе — оффшоры.

К числу наиболее распространенных налоговых льгот от­носятся те, которые предоставляют возможность исключения из налогооблагаемой базы отдельных её частей (изъятия) ли­бо уменьшения налогооблагаемой базы на сумму определён­ных вычетов (скидки).

Примером изъятия может служить право плательщиков налога на доходы физических лиц исключать из налогообла­гаемой базы (освобождать от налогообложения) доходы в ви­де процентов, получаемые налогоплательщиками по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, если проценты не превышают ставку рефинансирования Бан­ка России (ст. 217 НК РФ).

Разновидностью изъятия является так называемый необ­лагаемый минимум. Под ним понимается та минимальная часть объекта налогообложения, которая не облагаемая на­логом. Так, налог на доходы физических лиц не взимается с подарков, полученных налогоплательщиками, если их стои­мость не превышает 4 тыс. руб. (ст. 217 НК РФ).

Как уже определено выше, скидка предоставляет налого­плательщику право уменьшения налогооблагаемой базы на сумму определённых налоговых вычетов. Как скидку, напри­мер, следует рассматривать, предусмотренное ст. 252 НК РФ право плательщиков налога на прибыль организаций умень­шать полученные доходы на сумму произведенных ими рас­ходов (затрат).

В зависимости от того, предусмотрено ограничение разме­ра скидки или нет, выделяются лимитированные и нелимитированные скидки. Лимитированным можно признать вычет в размере 600 руб. на ребенка за каждый месяц налогового пе­риода до получения налогоплательщиком дохода, превышаю­щего 40 тыс. руб. (ст. 218 НК РФ).

Изменением срока уплаты налогов признается перенос уполномоченным органом установленного срока уплаты нало­га на более поздний. Срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо её части, как с начислением процентов на неуплаченную сумму налога, так и без начисления. Изменение срока уплаты налога не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога.

К числу обстоятельств исключающих изменение срока уплаты налогов, относятся:

- возбуждение в отношении налогоплательщика, претен­дующего на льготу, уголовного дела по признакам налогового преступления;

- проведение в отношении налогоплательщика, претенду­ющего на льготу, производства по делу о налоговом право­нарушении либо по делу об административном правонаруше­нии в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации;

- наличие достаточных оснований полагать, что лицо, претендующее на льготу, воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению;

- наличие данных о том, что лицо, претендующее на льго­ту, собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство.

Эти же обстоятельства являются основаниями для отме­ны ранее предоставленного изменения срока уплаты налогов (сборов). Об отмене вынесенного решения в трехдневный срок письменно уведомляются заинтересованное лицо и налоговый орган по месту учёта этого лица (ст. 62 НК РФ).

Изменение срока уплаты налогов осуществляется орга­нами, в компетенцию которых входит принятие соответ­ствующих решений, к числу которых относятся:

Федеральная налоговая служба — по федеральным на­логам и сборам (за исключением налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу, го­сударственной пошлины и единого социального налога);

налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица по согласованию с финансовыми ор­ганами субъектов Российской Федерации, муниципальных об­разований соответственно — по региональным и местным на­логам;

Федеральная таможенная служба или уполномоченные ею таможенные органы — по налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации;

уполномоченные органы государственной власти и ли­ца — по государственной пошлине;

Федеральная налоговая служба по согласованию с со­ответствующими органами государственных внебюджетных фондов — по единому социальному налогу.

Если законодательством предусмотрено перечисление фе­дерального налога и сбора в бюджеты разного уровня, срок уплаты такого налогового платежа в части сумм, поступаю­щих в федеральный бюджет, изменяется на основании реше­ния ФНС России. Однако в части сумм, поступающих в ни­жестоящие бюджеты, изменение сроков уплаты налогов осу­ществляется этим федеральным органом исполнительной вла­сти по согласованию с финансовыми органами субъектов Рос­сийской Федерации или муниципальных образований соответ­ственно в зависимости от того, в бюджет какого уровня они зачисляются (ст. 63 НК РФ).

Формами изменения срока уплаты налога и сбора явля­ются:

- инвестиционный налоговый кредит.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляют собой изменение срока уплаты налога при наличии соответ­ствующих оснований на срок от 1 до 6 месяцев соответствен­но с единовременной (отсрочка) или поэтапной (рассрочка) уплатой налогоплательщиком суммы задолженности (ст. 64 НК РФ).

Отсрочка (рассрочка) по уплате налога может быть предо­ставлена по одному или нескольким налогам.

К числу оснований для подобных изменений срока уплаты налога относятся:

причинение заинтересованному в льготе лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастро­фы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

задержка этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

угроза банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога;

неспособность физического лица осуществить единовре­менную уплату налога из-за затруднительного имущественно­го положения;

сезонный характер производства и (или) реализации то­варов, работ или услуг, осуществляемых лицом (в соответ­ствии с Постановлением Правительства РФ от 6 апреля 1999 г. № 382 «О перечнях сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых для целей налогообложения» сезонный харак­тер, например, носит заготовка сельскохозяйственной продукции и сырья, добыча драгоценных металлов и драгоценных камней из россыпных месторождений, перевозка пассажиров и грузов, погрузочно-разгрузочные работы в районах с огра­ниченным сроком навигации);

Введение

Переход от плановой к рыночной экономике в России сопровождается существенными преобразованиями во всех сферах экономической деятельности. Среди инструментов налоговой политики налоговые льготы являются предметом наиболее острых дискуссий в настоящее время. Причем, наряду с налоговыми льготами, предоставляемыми федеральным законодательством, все большую роль стали играть налоговые льготы, предоставляемые региональным законодательством. Федеративное государственное устройство России предполагает наличие определенных налоговых полномочий субфедерального уровня, что создает возможность субъектам Российской Федерации влиять на предпринимательский и социальный климат в регионе, привлекать мобильные факторы экономического развития.

Одним из основных правовых инструментов, направленных на снижение налогового бремени и обусловливающих соблюдение принципа равенства, равномерного налогообложения, выступают налоговые вычеты. Они позволяют более полно учесть имущественное положение лица при возложении на него налоговой обязанности. Посредством налоговых вычетов реализуется право налогоплательщика на оптимальное исполнение налоговой обязанности; право уменьшить размер налогового обязательства на законных основаниях.

Налоговые льготы - неотъемлемая часть налоговой системы любого государства рыночного типа, подразумевающая определенные преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими налогоплательщиками.

Современная российская налоговая практика содержит примеры налоговых льгот, которые не приводили к тем результатам, на которые рассчитывали законодатели при их введении. В то же время опыт показал, что предоставление льгот в некоторых регионах оказалось более эффективным на уровне субъектов РФ, чем на федеральном уровне, так как на территориальном уровне возможно более точно выявить перспективные предприятия отраслей экономики и более адресно разработать для них систему налоговых стимулов. В то же время, не всегда региональные налоговые льготы одного региона имели положительный эффект для экономики других регионов и для федерального бюджета. Важность налоговых льгот и вычетов отмечена и в Бюджетных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике в 2013 – 2015 годах. Предусмотрено в качестве одного из существенных направлений налоговой политики повышение размеров вычетов при исчислении налога на доходы физических лиц, причем в связи с мерами по улучшению демографической ситуации в стране.

Вышеприведенные аспекты определили актуальность темы выпускной квалификационной работы «Налоговые льготы и вычеты как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики».

Целью выпускной квалификационной работы является комплексное исследование правовой природы налоговых льгот и вычетов, включающее в себя определение их места и роли в налоговой системе на современном этапе развития Российской Федерации; анализ правовых форм регулирования налоговых льгот и вычетов; изучение российского и зарубежного опыта установления и практики применения норм, регулирующих налоговые вычеты; разработка рекомендаций по совершенствованию нормативно – правового регулирования налоговых вычетов.

Для достижения цели работы поставлены следующие задачи:

- исследовать экономическую сущность налоговых льгот и вычетов;

- рассмотреть порядок и условия предоставления налоговых вычетов;

- изучить практические аспекты исчисления налоговых льгот и вычетов;

- раскрыть характеристику льготного налогообложения в зарубежных странах; определить место налоговых вычетов в российском налоговом законодательстве;

- исследовать льготы и вычеты как один из инструментов налоговой политики государства;

- выявить основные направления рационального использования налоговых вычетов;

- разнообразить пути совершенствования использования налоговых льгот и вычетов, а также действующего законодательства и правоприменительной практики.

Объектом исследования выпускной квалификационной работы выступили экономические отношения, возникающие в процессе возникновения и использования налоговых льгот между налогоплательщиками и государством.

Предметом исследования послужил анализ налоговых платежей по Курской области и ООО «Центромонтажавтоматика»,их динамика и структура, а также влияние на них налоговых льгот и вычетов.

Методы исследования – анализ, синтез, обобщение, методы и приемы экономического анализа, статистические методы и др.

Теоретической основой работы послужили результаты фундаментальных исследований как зарубежных ученых (Кейнса Дж., Лаффера А, Рикардо Д., Стиглица Дж. и др.), так и отечественных исследователей (Юткиной Т.Ф., Якобсона Л.И., Юрзиновой Л.И., Вылковой Е. и др.).

Информационная база была сформирована на основе данных пинформационных систем «Консультант плюс: Профессиональная версия», и «Консультант плюс: Региональное законодательство», отчетных данных и материалов Федеральной службы по налогам и сборам, коммерческого предприятия ООО «Центромонтажавтоматика», экономической периодики.

Глава 1. Теоретические и методологические основы налоговых льгот и вычетов

Читайте также: