Туристический налог в турции

Опубликовано: 16.05.2024

Российские туристы временно не могут летать в Турцию

С 15 апреля по 1 июня 2021 года Россия отменила авиасообщение с Турцией. Вся информация о возвратах денег за билеты и туры — в этой статье.

Турция ужесточила правила въезда и требует от туристов предъявить справку с отрицательным результатом теста на коронавирус.

Документ должен быть составлен на английском или турецком языке и действителен на момент прилета в Турцию. Его нужно показать при посадке в самолет.

Раньше достаточно было заполнить в самолете анкету о здоровье. Новые ограничения ввели 30 декабря.

Разберемся, какие правила въезда действуют для туристов, из-за чего возникает путаница и как обезопасить себя от проблем. В конце статьи — краткие правила въезда в Турцию для туристов.

Как путешествовать во время пандемии

Какая справка нужна для въезда в Турцию

Как и большинство стран, Турция требует, чтобы перед поездкой туристы прошли тест на коронавирус методом полимеразной цепной реакции, ПЦР. Анализы можно сдать в частной лаборатории. У пациента берут мазок из глотки и носа и исследуют биоматериал. Такой тест в среднем делают за 1—3 дня. Справку с отрицательным результатом должны предъявить все пассажиры, которым исполнилось 6 лет. Это требование действует до 15 апреля, сообщили в министерстве внутренних дел Турции.

Справку стоит сделать на английском или турецком языке. Туристы на форумах рассказывают, что у них не приняли результат теста на русском языке — пришлось пересдавать в аэропорту. Документы принимают в электронном и бумажном виде. Если документ электронный, на нем должен быть QR-код . Если бумажный — достаточно печати.

У теста есть срок годности. Здесь кроется главный камень преткновения — в разных источниках требования к сроку действия теста трактуют по-разному :

  1. Одни источники утверждают, что тест нужно сделать в пределах 72 часов до въезда в Турцию. То есть результаты должны быть действительны на момент посадки самолета в Турции. Мы советуем получать именно такие справки. Дальше расскажем почему.
  2. Другие указывают, что тест должен быть действителен просто на момент вылета — когда турист садится в самолет в российском аэропорту. А дальше уже неважно.

Друг другу противоречат авиакомпании, посольства и даже база данных «Тиматик», которая считается одним из самых надежных источников в сфере перевозок.

До какого момента действуют справки об отсутствии коронавируса перед вылетом в Турцию: версии посольств и авиакомпаний

Источник Срок действия справки
Посольство России в Турции До прибытия в Турцию
Посольство Турции в России До прибытия в Турцию
IATA — на основе базы «Тиматик» До вылета
База данных KLM До прибытия в Турцию
АТОР До поездки
«Аэрофлот» До вылета
Turkish Airlines До вылета
«Победа» До вылета
Nordwind До вылета
Ural Airlines До вылета

Руководитель отдела продаж компании «Тез-тур» Елена Плешивцева советует рассчитать срок годности справки так, чтобы на момент приземления в Турции документ был еще действителен. «Нам поступило сообщение из Министерства здравоохранения Турции. В нем сказано, что справку нужно получить в течение 72 часов до прибытия на территорию Турции», — сказала Плешивцева.

С какого момента считать срок действия справки

Срок действия справки нужно считать с момента забора материала, а не со дня выдачи результата. Об этом мне сообщили в посольстве Турции в России. Поэтому лучше выбрать срочный тест — он чуть дороже обычного, зато его делают за сутки. Например, в «Гемотесте» в Москве срочный тест стоит 2860 Р , а обычный — 2300 Р . В первом случае результат обещают прислать за день, во втором — за два дня. Представитель туроператора «Тез-тур» говорит, что лаборатории не всегда указывают время взятия анализа, но авиакомпании и паспортный контроль к этому, как правило, не придираются.

В посольстве Турции отмечают, что туристов с просроченными справками на рейс не допускают. Документы проверяют при посадке на рейс и еще раз — по прибытии в Стамбул. Многие путешественники говорят, что это формальность: в Турции могут вообще не проверить справку, а при посадке в России чаще всего ее смотрят мельком и не сканируют QR-коды для проверки подлинности. Но бывают исключения. Например, семерых пассажиров рейса «Победы» из Казани не пустили на борт в Стамбул из-за просроченных справок. Авиакомпания требовала, чтобы документ был действителен на момент прибытия в Турцию, а пассажиры думали, что он должен действовать только до вылета из России. Еще у троих туристов результаты теста оказались фальшивыми. О том, почему не стоит подделывать справки и какая ответственность за это грозит, мы рассказывали в отдельной статье.

Елена Плешивцева советует туристам, которым отказали в посадке на рейс из-за просроченной справки, попытаться сдать тест в аэропорту. Если нет возможности это сделать — обратиться в авиакомпанию: «Просроченная справка не является уважительной причиной для возврата полной стоимости билета. Но даже если тариф невозвратный, многие авиакомпании идут навстречу и предлагают какие-то способы решения проблемы: например, переоформить билет на другие даты с доплатой. Отели в таких случаях тоже зачастую снимают или минимизируют штрафы за то, что клиент не заехал вовремя».

Что еще нужно знать перед поездкой

Транзитным пассажирам не нужно сдавать тест перед поездкой. Об этом пишут в посольстве России в Анкаре, в посольстве Турции в Москве и на сайте аэропорта Стамбула. Если планируете покидать транзитную зону, ПЦР-тесты все-таки придется сдать.

Еще нужно учитывать, требует ли результат ПЦР-теста страна назначения, в которую вы летите транзитом через Стамбул. Например, для поездки в Египет справка необходима.

К счастью, в отличие от многих других зарубежных стран, Турция не требует, чтобы россияне самоизолировались по прилете. Но исключения из правила все-таки есть. Если в последние 10 дней перед поездкой в Турцию вы находились в Великобритании, Бразилии, Дании и ЮАР, по прибытии придется провести две недели на самоизоляции, а на десятый день карантина — сдать тест на коронавирус.

Если каким-то чудом пассажиры смогли добраться до Турции без справки, их ждет семидневная самоизоляция. Ее придется пройти в квартире, гостинице или обсерваторе. А затем — сдать тест на коронавирус.

«Никто серьезно не проверял справки»

Я сдала тест в лаборатории «Хеликс» в Петербурге. Распечатала его на турецком и сохранила английскую версию документа в телефоне.

Летела в Стамбул рейсом авиакомпании Nordwind. Сотрудница авиакомпании попросила у меня результат теста, посмотрела на него одним глазом, увидела, что там написано negative, и зарегистрировала на рейс.

В самолете люди постоянно снимали маски, и я впервые видела, как стюардессы из-за этого кричат на пассажиров.

В Турции никто серьезно справки не проверял. Мужчина перед паспортным контролем кричал: «Пэ-цэ-эр!» Пассажиры подходили к нему, и он быстро просматривал результаты их тестов. На справках есть QR-код , по которому можно проверить подлинность документа, но никто этого не делал.

В Стамбуле в январе было мало туристов. Но, несмотря на все ограничения, в городе нашлось чем заняться. В будние дни были открыты туристические места. Правда, Айя-София и Голубая мечеть на реставрации, внутри почти ничего не видно. Кафе и рестораны по будням работали, но только навынос. Летних веранд в Стамбуле не было.

В субботу и воскресенье все умирало. Закрывались рестораны и музеи. Работали только некоторые кафе, занимающиеся доставкой, но их было очень мало.

Налоговый режим в Турции является важной составной частью экономики страны и может быть разделен на 3 главные категории:

Налоги на доходы, такие, как подоходный налог с физических лиц и налог на доходы корпораций

Косвенные налоги, такие, как налог на добавленную стоимость (НДС), специальный налог на потребление (ЦTV), налог на банковские и страховые операции или гербовый сбор

Налоги на благосостояние, такие, как налог на собственность или налог на получение наследства и налог на подарки

Налоги на доходы

В Турции налоги на доходы взимаются с доходов, полученных как внутри страны, так и за ее пределами физическими лицами и корпорациями, являющимися резидентами Турции. Нерезиденты, получающие доходы в Турции посредством занятия трудовой деятельностью, владения собственностью, занимающиеся предпринимательской деятельностью, приносящей доходы, являются также объектом налогообложения, но только с доходов, полученных в Турции.

Обязанность по уплате налогов физическими лицами имеет отношение: к доходам, связанным с торговлей или предпринимательской деятельностью, ведущейся на постоянной основе, к зарплате, полученной за выполненную работу в Турции, к доходам, связанным со сдачей внаем недвижимого имущества в Турции, к процентам от полученного в Турции дохода и к доходам от продажи патентов, авторских прав и других различных нематериальных активов.

Персональный налог на доходы физического лица (подоходный налог) варьируется от 15% до 40%.

С целью налогообложения, компании группируются как на акционерные общества и компании с ограниченной ответственностью, так и на персональные компании (товарищества с ограниченной ответственностью и простые товарищества). Корпоративный налог взимается с вышеуказанных компаний.

Государственные предприятия и организации, находящиеся в ведении местных властей, являются также плательщиками корпоративного налога.

Подпадает ли компания под полную или ограниченную обязанность по уплате налога, зависит от того, является ли компания резидентом Турции или нет.

Компания, чье постоянное местопребывание или местонахождение администрации установлено в Турции (компания – резидент), будет иметь полную обязанность по уплате налога; в этом случае налог взимается с прибыли, полученной как внутри страны, так и за ее пределами. Если компания нерезидент ведет свою деятельность через свое отделение или совместное предприятие, она будет иметь ограниченные обязанности по уплате налога; т.е. будет являться предметом налогообложения на доходы, полученные за определенный год на территории Турции.

Если компания не присутствует в Турции, удерживание налога будет происходить с полученного дохода; например, за услуги, оказанные на территории Турции. Однако, если существует соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы, то в этом случае могут применяться уменьшенные ставки по удержанию налога.

Базовый налог с доходов компаний, ведущих предпринимательскую деятельность в Турции, составляет 20% (Законом № 5520 от 21.07.06г. налог с доходов компаний был уменьшен с 30 % до 20 %).

Взимание налога с дивидендов, получаемых как турецкими, так и иностранными акционерами, осуществляется по ставке 10%.

Для компаний резидентов налог взимается с доходов, полученных как внутри страны, так и за границей, но на уплату налогов с дохода, полученного за границей, предоставляется кредит (до ставки корпоративного налога на доходы, существующей в Турции, т.е. 20%).

Корпорациям предлагается уплачивать Авансовый корпоративный налог с дохода (Advanced Corporate Tax), основанный на доходах, получаемых поквартально, по ставке 30%. Авансовый корпоративный налог с дохода, уплаченный в течение налогового года является альтернативой обязанности уплаты первоначального корпоративного налога на доходы компании.

В соответствии с Коммерческим Кодексом Турции, турецкие компании обязаны формировать первый и второй уровень законных резервов (first and second level legal reserve) из полученных доходов. Эта обязанность не относится к отделениям компаний).

Акционерные общества и компании с ограниченной ответственностью обязаны ежегодно предоставлять в резерв первого уровня 5% от чистой прибыли. Предел первого уровня законного резерва составляет 20% от оплаченного капитала. Второй уровень законного резерва составляет 10% от прибыли, распределенной после образования первого уровня легального резерва и минимальной выплаты дивидендов (5% от оплаченного капитала).

В отношении формирования второго уровня легального резерва, предела не существует, и он аккумулируется каждый год.

В соответствии с Коммерческим Кодексом Турции, в том случае, если легальные резервы достигли уровня 50% оплаченного капитала, они должны быть использованы на покрытие убытков или на поддержание деловой активности в случае ухудшения экономических условий или с целью предотвратить безработицу, а также противостоять негативным последствиям, связанным с безработицей.

Как правило, корпоративный налог с дохода рассчитывается на базе календарного года. Однако компании могут установить любой 12-месячный фискальный период, удобный для ведения своего бизнеса, что должно быть одобрено Министерством финансов Турции.

Компании, имеющие свое местонахождение и месторасположение администрации за пределами Турции, но учрежденные в Турции в форме отделения, являются предметом налогообложения доходов, полученных от постоянной организации, расположенной в Турции.

Налогообложение международных операций

По мере расширения внешнеэкономической деятельности зарегистрированных в Турции физических и юридических лиц, контроль за их деятельностью с точки зрения налогообложения все более усложняется. Самая крупная проблема, возникшая в связи с расширением участия Турции в мировых хозяйственных связях - проблема двойного налогообложения. Одно и то же физическое или юридическое лицо может подвергнуться налогообложению более одного раза из-за воздействия на него в этом смысле властей тех стран, в которых осуществляется его предпринимательская деятельность. Все более возникает нужда в соглашениях, предупреждающих двойное налогообложение.

В Турции предусмотрен тщательный контроль за деятельностью иностранных компаний. Законодательство о защите турецкой лиры требует от иностранных инвесторов в Турции постоянно информировать власти о своей коммерческой, финансовой деятельности, приобретении имущества, покупках, продажах и т.д. Специально оговаривается, что действующие в стране агентства и представительства компаний и лиц, проживающих вне Турции, свои доходы, полученные в Турции, могут переводить через банки и специализированные финансовые компании только после выполнения своих налоговых обязательств, т.е. вычета из указанных доходов сумм налогов и сборов.

Представители иностранных лиц в Турции, проживающих за границей и являющихся налогоплательщиками согласно турецкому законодательству полностью ответственны за этих лиц в налоговом плане перед властями. Отсутствие указанных лиц в Турции не освобождает их представителей в стране от задолженности по налогам.

Согласно ст. 9 "Закона о налоге с корпораций", в тех случаях, когда штаб-квартира, предприятие, официальное бюро, деловой центр и т.д. не находятся в Турции, однако должны выплатить властям указанный налог. Министерство финансов, с целью гарантированного обеспечения выплаты названного налога, может обязать произвести оплату тех лиц, которые имеют отношение к данной выплате.

Обращаясь к форме письменного уведомления налогоплательщика, находящегося вне Турции, налоговые органы направляют это уведомление банку-посреднику, который пересылает документ в МИД Турции. Последнее направляет документ в дипломатическое представительство или консульство Турции в стране налогоплательщика. Далее консульство или посольство, сообразуясь с практикой указанной страны, вручает уведомление соответствующим ответственным инстанциям страны. Если налогоплательщик - подданный Турции, посольство или консульство вручает уведомление ему лично.

С точки зрения нерезидентов, множество платежей, осуществляемых за границу, включая такие, как платежи за оказание профессиональных услуг и технической помощи, гонорары и суммы арендной платы, являются объектом взимания налога по ставкам, которые варьируются от 10% до 25%. В этом отношении страны, имеющие с Турцией соглашения об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы, имеют значительные преимущества.

Турция подписала такие соглашения с 60 странами, и инвесторы из этих стран могут пользоваться преимуществом по сокращению взимаемых налогов.

Странами, с которыми Турция заключила двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и которые действуют по состоянию 01.01.2007 года, являются:

Албания, Алжир, Австрия, Азербайджан, Беларусь, Бангладеш, Бельгия, Болгария, Чехия, Хорватия, Китай, Дания, Египет, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Индия, Индонезия, Израиль, Италия, Япония, Иордания, Казахстан, Киргизия, Кувейт, Латвия, Литва, Люксембург, Македония, Малайзия, Молдова, Нидерланды, Норвегия, Пакистан, Польша, Румыния, Россия, Саудовская Аравия (только в отношении воздушных перевозок), Сингапур, Словакия, Словения, Южная Корея, Испания, Судан, Швеция, Сирия, Турецкая Республика Северный Кипр, Таджикистан, Таиланд, Тунис, Туркменистан, Украина, Объединенные Арабские Эмираты, Великобритания, США, Узбекистан.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Ставки НДС (сокращенное название на турецком языке – KDV, на английском - VAT) варьируются от 1% до 18%, но, в основном, применяется ставка в 18%. НДС, уплачиваемый местными покупателями и по импорту, рассматривается как “приобретенный НДС“ (input VAT), а НДС, рассчитанный и собранный с продаж, рассматривается как “уплаченный НДС “ (output VAT). “Приобретенный НДС“ является налогом, включаемым продавцом в цену реализуемых им товаров и услуг, предварительно произведя вычет НДС на закупленные товары, и является противовесом “уплаченному НДС” при возврате НДС в соответствующий налоговый орган 20 числа следующего месяца. Если “уплаченный НДС” превышает “приобретенный НДС”, избыточная сумма уплачивается в соответствующий налоговый орган. Возврата наличных денег для покрытия избыточного “приобретенного НДС” не происходит, за исключением экспорта.

Существует еще так называемый “противоположный механизм уплаты НДС с расходного счета”, который применяется при расчете НДС компаниями резидентами по платежам за границу. В соответствии с этим механизмом НДС рассчитывается и уплачивается в соответствующий налоговый орган турецкой компанией от имени иностранной компании. Местная компания использует этот НДС как ”приобретенный НДС” и возмещает его в этом же месяце. Уплата такого НДС не создает налогового бремени для турецких компаний и компаний нерезидентов.

Специальный налог на потребление

Специальный налог на потребление (сокращенное название на турецком языке – “ЦTV”) был введен в августе 2002 года путем упразднения 16 различных косвенных налогов и сборов с целью приведения прямой системы налогообложения в соответствие с директивами Европейского Союза.

В отличие от НДС, взимаемого при каждой поставке, налог “ЦTV” начисляется один раз.

Существует, главным образом, 4 различных группы товаров, которые подпадают под действие налога “ЦTV”. Налоговые ставки на эти товары исчисляются в абсолютных величинах. К таким товарам относятся:

Нефтепродукты, натуральный газ, смазочное масло, растворители и производные от них

Автомобили и другие транспортные средства, мотоциклы, самолеты, вертолеты, яхты

Табак и табачные изделия, алкогольные напитки

Товары, относящиеся к категории “люкс” (предметы роскоши)

Налог на банковские и страховые операции

Банки и страховые компании освобождены от уплаты НДС, но подвержены взиманию налога на банковские и страховые операции в размере 5% от прибыли банков по процентам от займов или, например, банковским операциям. Покупка банками или страховыми компаниями товаров и услуг облагается НДС, но это рассматривается как расход для целей возмещения.

Гербовый сбор применяется к широкому спектру документов, включая контракты, соглашения, долговые расписки, аккредитивы, гарантийные письма, финансовые заявления, анкеты и т.п. Гербовый сбор взимается в процентах от цены документа и варьируется от 0,15% до 0,75%. В том случае, если документ не имеет выраженной монетарной цены, гербовый сбор будет исчисляться по единой установленной ставке.

Гербовый сбор уплачивается сторонами, которые подписывают документ Предметом оплаты гербового сбора является каждая копия подписанного документа или соглашения.

Налоги на благосостояние

Налоги на недвижимость

Налог при покупке недвижимости в Турции составляет 3% от стоимости, указанной в свидетельстве о собственности (в среднем 500-1000 евро), который оплачивается покупателем при получении такого свидетельства (Тапу).

Налог на полученную прибыль с продажи недвижимости.

Если физическое лицо было собственником недвижимости менее 5 лет, оплачивается налог на прибыль (разница между стоимостью объекта, указанной в Тапу и переоцененной стоимостью, утвержденной местными властями). Если прибыль не более 6 000 турецких лир, размер налога составляет 20% и увеличивается до 45 %, если прибыль составляет более 140 000 турецких лир.

Если физическое лицо было собственником недвижимости в Турции более 5 лет, данный налог не платится.

Если собственником является юридическое лицо, налог на полученную прибыль с продажи недвижимости в Турции составляет 20% независимо от размера полученной прибыли.

Налог на доход от сдачи недвижимости в аренду.

Турецкое законодательство предусматривает налогообложение для физических лиц в зависимости от суммы получаемой прибыли.

Если годовой доход собственника от сдачи жилой недвижимости в аренду не превышает 2 300 турецких лир, данный налог не взимается.

Если доход превышает 2 300 турецких лир, размер налога изменяется от 20% до 45% в зависимости от дохода. Для коммерческой недвижимости необлагаемый налогом доход составляет 14 000 турецких лир.

Для юридических лиц размер налога составляет 20%.

Ежегодный налог на недвижимость. Для расчета ежегодного налога на недвижимость в Турции используется стоимость, указанная в Тапу.

Ежегодный налог с жилой недвижимости составляет 0,2%; с коммерческой недвижимости 0,4%; с сельскохозяйственных участков 0,2%; с участков земли, имеющих разрешение на строительство коммерческих объектов 0,6 %.

На сегодняшний день сумма налога в среднем составляет: для квартир – 50-60 евро в год; для вилл – 100 евро в год.

В первые 4 года покупатель освобождается от уплаты ежегодного налога на недвижимость.

Налог на получение наследства и налог на подарки

Предметы, полученные в качестве подарков или путем получения наследства, являются предметом налогообложения по ставкам от 1% до 30% от их оценочной стоимости. Налог на получение наследства, уплаченный в иностранном государстве, вычитается из налогооблагаемых активов. Налог на получение наследства уплачивается в трехлетний период двумя платежами в год.

Налог на охрану окружающей среды

Муниципалитетам разрешено собирать налог на охрану окружающей среды как взнос, направленный на финансирование оказания некоторых видов услуг, например, сбора мусора. Этот налог взимается по фиксированной шкале, в зависимости от месторасположения дома или офиса и указывается в счете за расходование воды и уплачивается теми, кто проживает в этом доме или занимает этот офис.

Механизм взимания и удержание налога

В соответствии с системой налогообложения, существующей в Турции, некоторые налоги собираются путем удержания налога у налогоплательщика с целью обезопасить собираемость налогов. Так, удерживается налог с заработной платы служащих, платежи, производимые землевладельцам за аренду, с оплаты за оказание индивидуальным резидентам независимых профессиональных услуг, а также с гонораров, оплаты лицензий и услуг, оказанных нерезидентам. Компании в Турции несут ответственность за удержание таких налогов и должны заявлять об этом в своих налоговых декларациях.

Исполнительными государственными учреждениями в налоговой системе Турции являются местные финансовые инспекции ("дефтер-дарлык") и налоговые управления ("вергида-ирс"), учреждаемые Генеральным управлением государственных доходов Министерства финансов в количестве, определяемом числом налогоплательщиков. Деятельность их регулируется "Законом о порядке сбора налогов", в котором основополагающим принципом налогообложения является регулярная выплата налоговой суммы, размер которой основывается, в принципе, на поданой налогоплательщиком в налоговое управление в письменном виде налоговой декларации.

Механизм сбора налогов более всего налажен и распространен в крупных городах страны, где действует основной контингент налогоплательщиков. Как правило, в ведение местного налогового управления входит сбор подоходного налога; налога на корпорации; налога на добавленную стоимость: на наследование имущества; на транспортные средства; гербового налога, сбора при оформлении документов.

В дополнение к этим традиционным видам налогов и сборов налоговые управления ныне обязаны следить за отчислениями в Фонд развития и поддержки оборонной промышленности, Фонд поощрения социальной взаимопомощи и солидарности, фонд поддержки подмастерьев, и др. Налоговые управления занимаются также вопросами возврата налога лицам наемного труда, налога на добавленную стоимость и т.д. В крупных городах на одно налоговое управление приходится примерно 25 тыс. плательщиков налогов.

Среди обязанностей налоговых управлений - исчисление размера налогов для каждого налогоплательщика, в том числе при наследовании имущества, определение сроков выплат и отсрочек по платежам, меры по своевременному получению налоговых сумм, включая направление уведомления и судебное преследование уклоняющихся от налогов, амнистирование неплательщиков, помощь в организации бухгалтерских книг и другой документации, и т.д.

В настоящее время по настоянию МВФ правительство Турции проводит интенсивную работу над проектом нового закона о подоходном налоге. Предполагается передать проект такого закона на утверждение в Парламент страны до конца мая 2009 года.

В Законопроекте, в частности, предусматривается упразднение некоторых видов налогов, в том числе налога на наследство, налога, взимаемого с ремесленников, продающих свои товары без открытия магазина. Также подлежит отмене налог с лиц, предоставляющих услуги по ремонту, покраске, чистке и т.п. без открытия мастерской.

В проекте закона предусмотрен строгий контроль за доходами, и, особенно, за расходами налогоплательщиков. С налогоплательщиков, чьи расходы сильно превышают их доходы, будут требовать объяснения.

В законопроекте также предусматривается снижение ставок подоходного налога. Так, самая низкая ставка в 15% будет уменьшена до 10%, а самая высокая, составляющая сейчас 35%, будет снижена до 25%.

В случае утверждения Парламентом проекта нового закона о подоходном налоге, он вступит в силу с 1 января 210 года.

Обнародованы результаты переговоров об открытии Турции для российских туристов

Подпишитесь на туристические новости:

Общие оптимистичные декларации вместо конкретных цифр и дат – такова «сухая выжимка» озвученных результатов переговоров между турецкой делегацией и российской стороной. Говорится о «согласованных шагах» и «широких перспективах», однако в реальности, скорее всего, ожидаются долгие бюрократические процедуры инспекций и согласований, которые могут длиться довольно долго.

Турецкие туристические СМИ приводят следующие высказывания от своих правительственных чиновников, находившихся с визитом в России. Официальный представитель президента Ибрагим Калин заявил, что «шаги, которые необходимо предпринять для начала полетов из России и ускорения процесса, достигнуты».

«Российские власти внимательно следят за процессом и количеством дел, связанных с текущим постепенным открытием в Турции после локдауна. Принятые меры дают результаты. Мы согласовали шаги и ускорили процесс. У нас есть согласованный график в ближайшем будущем (речь идет, очевидно, о визите российских делегаций)». Ибрагим Калин также заявил, что был достигнут консенсус в отношении шагов, которые необходимо предпринять для доставки российской вакцины в Турцию.

При этом на актуальный вопрос – случится ли это до 1 июля – министр прямо не ответил. «Российские представители вернутся с отчётами о происходящем в Турции как можно скорее. Ждем этого возврата. После возвращения они немедленно сообщат нам дату. Думаю, это станет ясно в очень короткие сроки», - заявил он. Также министр добавил, что российская сторона «просто попросила время понаблюдать, чтобы принять решение». При этом он призвал не обращать внимание на декларации и снятие рейсов «Аэрофлота», заявив, что «это коммерческая компания, которая сможет изменить свое решение через неделю».

Как мы видим, никаких точных сроков и планов не заявлено – только некие российские делегации, которые «будут наблюдать». Отметим, что общими словами обошлись и с российской стороны. В официальном рапорте о встрече «главной по коронавирусу» Татьяны Голиковой, а также главы Роспотребнадзора Анны Поповой с турецкой стороной также содержатся только общие слова. «Мы заинтересованы в динамичном развитии российско-турецких отношений, расширении сотрудничества в торговле, экономике, промышленности и высоких технологиях», - заявила Голикова, Также она добавила, что Россия готова оказать Турции всю необходимую помощь с промышленным производством вакцины «Спутник V» на территории Турции.

Что до туризма – то вице-премьер предложила турецким коллегам присоединиться в пилотном режиме к цифровой платформе «Путешествую без COVID-19». Платформа разработана в Евразийском экономическом союзе и позволяет на основе информации сертифицированных лабораторий подтверждать отсутствие коронавируса при получении отрицательного результата ПЦР-тестирования. Граждане государств, участвующие в данной программе, могут въезжать в Россию в упрощённом порядке с использованием мобильного приложения. Но что до возможности восстановления авиационного сообщения и активного туристического потока между странами – тут официальный отчет снова прибегает к общим фразам. «Турция – одно из наиболее популярных и любимых направлений отдыха россиян. Вместе с тем безусловным приоритетом остаётся обеспечение безопасности жизни и здоровья российских граждан. Вопрос о возобновлении авиарейсов и туризма будет решаться на основе утверждённых оперативным штабом критериев оценки санитарно-эпидемиологической обстановки с учётом уровня заболеваемости в Турции и России», - говорится в нём.

Также упоминается, что стороны договорились о проведении консультаций между Роспотребнадзором и ответственными ведомствами Турции, а также о визите в Турцию российской делегации, в состав которой войдут «представители компетентных органов исполнительной власти и отраслевого сообщества». Кроме того, на встрече было принято решение о разработке совместного плана действий, в котором в том числе будут определены условия возобновления взаимных туристических поездок. О готовности включить в состав инспекции своих представителей заявил в том числе и Ростуризм.

Несмотря на весь оптимистичный тон, общие слова этих деклараций особого оптимизма в отношении открытия Турции не внушают. Фактически заявлено, что в неопределенно-ближайшее время пляжи и отели турецких курортов «продегустируют» и проконтролируют на предмет «коронавирусной безопасности» группы российских чиновников. При этом формировать группы и оценивать их отчёты о безопасности можно бесконечно долго. Пессимисты вспоминают опыт «открытия Египта», о котором заявляли при каждом визите «российской инспекции» - и так годами. Причем, отметим, несмотря на все итоговые заявления Египет не открыт до сих пор.

Для тех, кому важен здоровый образ жизни, рекомендуем прочитать: «Названы продукты, уменьшающие стресс и поднимающие настроение».

Один маленький процент для государства и большой бюджет для всего человечества

Турция цветет и пахнет. За ваши деньги

Турция цветет и пахнет. За ваши деньги

Фото: Татьяна Кривенко / NGS.RU

В начале декабря в Турции ввели налог, который русские туристы почувствуют уже на старте нового курортного сезона: к привычной стоимости путевки прибавится дополнительный процент — за проживание. Станет ли Турция совсем невыгодной или по сравнению с другими курортами это по-прежнему рай и красота — объясняют эксперты.

Вопрос о том, стоит ли вводить в Турции налог на проживание в отелях, активно обсуждали последние три года. И хотя многие участники туриндустрии просили отложить поправки к налоговому кодексу или снизить размер ставки, президент Турции Тайип Эрдоган остался непоколебим. В начале декабря 2019 года глава государства подписал закон, увеличивающий финансовую нагрузку на гостиничный сектор.

Теперь, согласно закону, до 31 декабря 2020 года налоговая ставка на проживание составит 1%. То есть при средней цене номера 70 евро за 10 дней отдыха вы выложите 500 рублей. А если отель выберете подороже — еще больше. С 1 января 2021 года ставка увеличится вдвое. Конечно, платить налог будут не сами туристы, а объекты размещения (отели, мотели, пансионаты и кемпинги), но через кого, как не постояльцев, отельерам возмещать убытки?

Чтобы не пришлось работать в Турции, не летите туда с пустыми карманами

Фото: Татьяна Кривенко / NGS.RU

Платить будем больше?

Давайте сразу снимем розовые очки. Да, в ближайшее время стоимость Турции для курортников вырастет, говорят эксперты. Но этот рост — дело настолько привычное, что некоторые его даже не заметят. Подорожание турецкого отдыха происходит каждый год на протяжении последних четырех лет, и стоимость жилья здесь играет далеко не ключевую роль.

— Этот рост составляет примерно 5–7% в год. На него влияют такие моменты, как общий рост цены, покупательская способность населения. Большое значение играет колебание валюты, — объясняет исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев.

Новый сбор распространяется на все частные средства размещения: гостиницы, мотели, курортные поселки, пансионаты, апарт-отели, гостевые дома, кемпинги, шале. Кроме того, в списке налогооблагаемых услуг оказались питание, напитки, развлекательные услуги, бассейны, спортивные и термальные зоны, аренда конференц-залов и ресторанов. Какой бы вариант отдыха вы ни выбрали — экономичный или королевский, готовьтесь доплатить еще немного за турецкую жадность.

Система «все включено» спасает Турцию от отплыва туристов

Фото: Ирина Шарова / 72.RU

— Я абсолютно убежден, что это недальновидно, и, вполне возможно, здесь кроется ошибка. Ни отельерам, ни туристам четко не сказано, на что будет направлен налог, насколько он на пользу потребителям, — говорит Михаил Мальцев. — Существуют планы по созданию нового аэропорта, развития аэропорта в Алании, который отдельно принимал бы туристов. На этом фоне пробивается большое желание просто заработать непонятно зачем.

По словам эксперта, сейчас турецкое гостиничное хозяйство и государство считают, что тенденция повышения стоимости и спроса будет долгой, если не бесконечной. Каждый год на территории Анатолийского побережья в эксплуатацию запускается несчетное количество отелей разных категорий. Все это не приметы роскоши, а необходимость для удовлетворения растущего туристического потока. Однако при малейшем изменении общей ситуации новый налог станет для туристов дополнительным фактором отказа от Турции в пользу другого направления.

Есть из чего выбирать?

Несмотря на налог на проживание, эксперты уверены, что Турция сохранит лидирующие позиции среди туристов. Со слов главы Ассоциации туроператоров России Майи Ломидзе, в 2019 году эта страна стала практически круглогодичным направлением отдыха россиян с большим отрывом от конкурентов.

Свободные шезлонги на пляжах Турции — большая редкость

Фото: Татьяна Кривенко / NGS.RU

— В выездном туризме мы видим прирост на разных направлениях от 5 до 20%, — сообщила Майя Ломидзе. — Страны-лидеры не изменились. Лидирует Турция: по итогам года она приняла порядка 6 миллионов россиян, и их подавляющее большинство — это клиенты туркомпаний.

При этом продаются не только пляжные туры, но и экскурсионные поездки в межсезонье, а также новогодние туры. За счет прироста турпотока в зимний сезон Турция нарастила свою долю в выездном потоке (из России), прирост составил порядка 15%. Российскому туристу, конечно, есть из чего выбрать. Но как только вы посмотрите на другие страны, поймете, что Турция по сравнению с ними проще и дешевле.

— Это самый популярный курорт, потому что безвизовая страна. Визы сейчас очень дорого стоят, а здесь не нужно тратиться на них, — говорит директор туристической компании Ольга Гуляр. — Плюс, когда люди летят на «все включено», можно с уверенностью сказать, что ты будешь круглосуточно и сыт, и пьян. Если не поедешь на экскурсию, не планируешь чего-то большего, можно ничего особенно с собой и не брать.

— Турция — максимально конкурентное направление, — говорит Михаил Мальцев. — Больше принимает только российский юг. А если брать зарубежные курорты, то в отсутствие Египта Турция является однозначным лидером. Тем не менее не стоит ее переоценивать. В Турции есть свои проблемы. Например, сезонность. Она выше, чем у российского юга, у черноморского побережья, но она присутствует. Не столько развита инфраструктура развлечений. Парков развлечений немного, а уровень тех, которые есть, крайне слабый по сравнению с европейскими, японскими, американскими парками. Он просто не вытягивает.

Турция далеко не единственная страна, в которой есть налог на проживание. С 1 января 2020 года туристический налог поднялся в Амстердаме. Теперь к действующему налогу в размере 7% от стоимости проживания в отеле добавляется 3 евро с человека в сутки пребывания в гостинице, независимо от категории отеля.

Туристический налог с 1 января поднялся и в Амстердаме

Фото: Елена Полякова / NGS.RU

Повысили налог на туристов Роттердам (6,5% к каждому счету за ночевку в отеле), Барселона и Венеция (с 1 июля 2020 года итальянский город начнет собирать с туристов 10 евро в пиковые периоды и 3 евро в низкий сезон). Самые высокие туристические налоги в Риме: за ночь придется заплатить 7 евро. В Милане, Флоренции и Неаполе за сутки проживания в отеле «4 и 5 звезд» — 5 евро. Самые низкие ставки туристического налога действуют в Лиссабоне (2 евро), Гданьске (0,52 евро) и на Мальте (всего 0,5 евро).

Да чего далеко ходить — налог на проживание есть в алтайской Белокурихе и в Сочи. Только у нас все делают через заднее число, а плату взимают при выезде. Это отнимает определенное время и доставляет неудобства, усложняя процедуру выезда. В случае с Турцией налог будет «спрятан» внутри. Турки, во всяком случае, позаботились о вашем времени.

Тем не менее введение налога — это сдерживающие меры. И эксперты недоумевают, зачем они понадобились Турции. Их наличие вполне оправдано в случае с Венецией, которая не может вместить всех желающих. Туристы доставляют неудобства местному населению, а те, в свою очередь, просят власти ввести сдерживающие меры.

— В Турции ровно обратная ситуация. Там вся экономика на территории отдельных регионов, включая сельское хозяйство, которое кормит и поставляет продукты в систему «все включено», и животноводство, всё ориентировано на туристов, — объясняет Михаил Мальцев. — Для Турции вводить ограничительные меры для туристов — это стратегическая ошибка. У них бесконечное побережье. Они, в отличие от Венеции и Барселоны, могут строить что угодно и в каких угодно количествах.

В конце концов, в Турции и без вас проблем хватает

Один маленький процент для государства и большой бюджет для всего человечества

Турция цветет и пахнет. За ваши деньги

Турция цветет и пахнет. За ваши деньги

Фото: Татьяна Кривенко / NGS.RU

В начале декабря в Турции ввели налог, который русские туристы почувствуют уже на старте нового курортного сезона: к привычной стоимости путевки прибавится дополнительный процент — за проживание. Станет ли Турция совсем невыгодной или по сравнению с другими курортами это по-прежнему рай и красота — объясняют эксперты.

Вопрос о том, стоит ли вводить в Турции налог на проживание в отелях, активно обсуждали последние три года. И хотя многие участники туриндустрии просили отложить поправки к налоговому кодексу или снизить размер ставки, президент Турции Тайип Эрдоган остался непоколебим. В начале декабря 2019 года глава государства подписал закон, увеличивающий финансовую нагрузку на гостиничный сектор.

Теперь, согласно закону, до 31 декабря 2020 года налоговая ставка на проживание составит 1%. То есть при средней цене номера 70 евро за 10 дней отдыха вы выложите 500 рублей. А если отель выберете подороже — еще больше. С 1 января 2021 года ставка увеличится вдвое. Конечно, платить налог будут не сами туристы, а объекты размещения (отели, мотели, пансионаты и кемпинги), но через кого, как не постояльцев, отельерам возмещать убытки?

Чтобы не пришлось работать в Турции, не летите туда с пустыми карманами

Фото: Татьяна Кривенко / NGS.RU

Платить будем больше?

Давайте сразу снимем розовые очки. Да, в ближайшее время стоимость Турции для курортников вырастет, говорят эксперты. Но этот рост — дело настолько привычное, что некоторые его даже не заметят. Подорожание турецкого отдыха происходит каждый год на протяжении последних четырех лет, и стоимость жилья здесь играет далеко не ключевую роль.

— Этот рост составляет примерно 5–7% в год. На него влияют такие моменты, как общий рост цены, покупательская способность населения. Большое значение играет колебание валюты, — объясняет исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев.

Новый сбор распространяется на все частные средства размещения: гостиницы, мотели, курортные поселки, пансионаты, апарт-отели, гостевые дома, кемпинги, шале. Кроме того, в списке налогооблагаемых услуг оказались питание, напитки, развлекательные услуги, бассейны, спортивные и термальные зоны, аренда конференц-залов и ресторанов. Какой бы вариант отдыха вы ни выбрали — экономичный или королевский, готовьтесь доплатить еще немного за турецкую жадность.

Система «все включено» спасает Турцию от отплыва туристов

Фото: Ирина Шарова / 72.RU

— Я абсолютно убежден, что это недальновидно, и, вполне возможно, здесь кроется ошибка. Ни отельерам, ни туристам четко не сказано, на что будет направлен налог, насколько он на пользу потребителям, — говорит Михаил Мальцев. — Существуют планы по созданию нового аэропорта, развития аэропорта в Алании, который отдельно принимал бы туристов. На этом фоне пробивается большое желание просто заработать непонятно зачем.

По словам эксперта, сейчас турецкое гостиничное хозяйство и государство считают, что тенденция повышения стоимости и спроса будет долгой, если не бесконечной. Каждый год на территории Анатолийского побережья в эксплуатацию запускается несчетное количество отелей разных категорий. Все это не приметы роскоши, а необходимость для удовлетворения растущего туристического потока. Однако при малейшем изменении общей ситуации новый налог станет для туристов дополнительным фактором отказа от Турции в пользу другого направления.

Есть из чего выбирать?

Несмотря на налог на проживание, эксперты уверены, что Турция сохранит лидирующие позиции среди туристов. Со слов главы Ассоциации туроператоров России Майи Ломидзе, в 2019 году эта страна стала практически круглогодичным направлением отдыха россиян с большим отрывом от конкурентов.

Свободные шезлонги на пляжах Турции — большая редкость

Фото: Татьяна Кривенко / NGS.RU

— В выездном туризме мы видим прирост на разных направлениях от 5 до 20%, — сообщила Майя Ломидзе. — Страны-лидеры не изменились. Лидирует Турция: по итогам года она приняла порядка 6 миллионов россиян, и их подавляющее большинство — это клиенты туркомпаний.

При этом продаются не только пляжные туры, но и экскурсионные поездки в межсезонье, а также новогодние туры. За счет прироста турпотока в зимний сезон Турция нарастила свою долю в выездном потоке (из России), прирост составил порядка 15%. Российскому туристу, конечно, есть из чего выбрать. Но как только вы посмотрите на другие страны, поймете, что Турция по сравнению с ними проще и дешевле.

— Это самый популярный курорт, потому что безвизовая страна. Визы сейчас очень дорого стоят, а здесь не нужно тратиться на них, — говорит директор туристической компании Ольга Гуляр. — Плюс, когда люди летят на «все включено», можно с уверенностью сказать, что ты будешь круглосуточно и сыт, и пьян. Если не поедешь на экскурсию, не планируешь чего-то большего, можно ничего особенно с собой и не брать.

— Турция — максимально конкурентное направление, — говорит Михаил Мальцев. — Больше принимает только российский юг. А если брать зарубежные курорты, то в отсутствие Египта Турция является однозначным лидером. Тем не менее не стоит ее переоценивать. В Турции есть свои проблемы. Например, сезонность. Она выше, чем у российского юга, у черноморского побережья, но она присутствует. Не столько развита инфраструктура развлечений. Парков развлечений немного, а уровень тех, которые есть, крайне слабый по сравнению с европейскими, японскими, американскими парками. Он просто не вытягивает.

Турция далеко не единственная страна, в которой есть налог на проживание. С 1 января 2020 года туристический налог поднялся в Амстердаме. Теперь к действующему налогу в размере 7% от стоимости проживания в отеле добавляется 3 евро с человека в сутки пребывания в гостинице, независимо от категории отеля.

Туристический налог с 1 января поднялся и в Амстердаме

Фото: Елена Полякова / NGS.RU

Повысили налог на туристов Роттердам (6,5% к каждому счету за ночевку в отеле), Барселона и Венеция (с 1 июля 2020 года итальянский город начнет собирать с туристов 10 евро в пиковые периоды и 3 евро в низкий сезон). Самые высокие туристические налоги в Риме: за ночь придется заплатить 7 евро. В Милане, Флоренции и Неаполе за сутки проживания в отеле «4 и 5 звезд» — 5 евро. Самые низкие ставки туристического налога действуют в Лиссабоне (2 евро), Гданьске (0,52 евро) и на Мальте (всего 0,5 евро).

Да чего далеко ходить — налог на проживание есть в алтайской Белокурихе и в Сочи. Только у нас все делают через заднее число, а плату взимают при выезде. Это отнимает определенное время и доставляет неудобства, усложняя процедуру выезда. В случае с Турцией налог будет «спрятан» внутри. Турки, во всяком случае, позаботились о вашем времени.

Тем не менее введение налога — это сдерживающие меры. И эксперты недоумевают, зачем они понадобились Турции. Их наличие вполне оправдано в случае с Венецией, которая не может вместить всех желающих. Туристы доставляют неудобства местному населению, а те, в свою очередь, просят власти ввести сдерживающие меры.

— В Турции ровно обратная ситуация. Там вся экономика на территории отдельных регионов, включая сельское хозяйство, которое кормит и поставляет продукты в систему «все включено», и животноводство, всё ориентировано на туристов, — объясняет Михаил Мальцев. — Для Турции вводить ограничительные меры для туристов — это стратегическая ошибка. У них бесконечное побережье. Они, в отличие от Венеции и Барселоны, могут строить что угодно и в каких угодно количествах.

В конце концов, в Турции и без вас проблем хватает

Читайте также: